Замятин мы вопросы по содержанию. Замятин мы план-конспект урока (11 класс) на тему

Тема: Очерк жизни и творчества Евгения Замятина. (1884-1937) История создания, жанр романа-антиутопии «Мы».

Цель уроков : познакомить с творческой судьбой писателя; раскрыть оригинальность его ума, нравственную бескомпромиссность, дать толкование жанра романа-антиутопии «Мы», развивать умение обобщать, делать выводы.

Ход урока .

1. Оргмомент

2. Вступительное слово учителя. «Настоящая литература может быть только там, где ее делают не исполнительные и благодушные чиновники, а безумцы, отшельники, мечтатели, бунтари, скептики», - писал Евгений Замятин в статье «Я боюсь». Это было писательское кредо Замятина. Он прожил недолгую, но до отказа наполненную событиями, размышлениями и творчеством жизнь. Познакомимся с основными вехами жизни.

3. Сообщение темы, целей.

4. Сообщение уч-ся о жизни и тв-ве писателя. Задание классу: конспект основных вех писателя. Он родился в дворянской семье, детство прошло среди полей, в славной цыганами, конскими ярмарками и крепчайшим русским языком Лебедяни.\Эти слова навеяны воспоминаниями о музыке, звучавшей в замятинском доме, мать его была прекрасной музыкантшей. С 4 лет он уже пристрастился к русской классике. Среди читавшихся книг - «Неточка Незванова»
Ф.Достоевского, «Первая любовь « И. Тургенева. Особенно полюбился юному Замятину Гоголь.С 1896 года - Воронежская гимназия, где он уже начал писать. В юности наряду с желанием писать появляется и отличительная черта характера будущего бунтаря - сила воли. Специальность его, о которой все знали: «сочинения по русскому языку», специальность, о которой никто не знал: всевозможные опыты надсобой, чтобы закалить себя. «Помню в классе 7-ом, весной, меня укусила бешеная собака. Взял какой-то лечебник, прочитал, что первый, обычный срок, когда появляются признаки бешенства - две недели. И решил выждать этот срок: сбешусь или нет? - чтобы испытать судьбу и себя. Все эти две недели вёл дневник. Опыт мой кончился благополучно». В 1902 году, поступил накораблестроительный факультет Петербургского Политехническогоинститута. Учёба в столице совпала с участием в революционной деятельности. В те годы быть большевиком значило идти по линии наибольшего сопротивления, в этом проявилась одна из черт замятинской личности - его бунтарство. В 1905 году его арестовали, а весной 1906 года Замятин был освобожден. С окончанием революции совпало вступление Замятина в самостоятельную творческую жизнь. С 1911 года работал преподавателем корабельной техники. В эти годы, среди чертежей и цифр - несколько рассказов. Среди них первый рассказ «Один», который был напечатан в одном из журналов. Позднее пожалел о том, что напечатал его. Слишком слабо. Зима 1915-1916 года, март - отъезд в Англию, где Замятин участвует в строительстве ледоколов. 1917 - возвращение в Россию.Всё это время вы не переставали писать одновременно преподает корабельную технику в Политехническом институте и читает курс новейшей русской литературы в Педагогическом институте им. Герцена, работает в Редакционной коллегии Всемирной литературы» и в Правлении Всероссийского союза писателей. Среди произведений, принесших Замятину известность: повесть «Уездное» (1919 г.), повесть «На куличках» (1914 г.), рассказы «Пещера» (1920 г.), «Наводнение» (1929 г.), драмы «Блоха» и «Атилла» (1924-1929 г.) и, конечно, роман «Мы» - первая антиутопия в мировой литературе XX в.

Какие факты биографии Замятина удивили вас? Черты личности писателя?

5 .История создания романа «Мы» Роман «Мы» сыграл в судьбе Замятина решающую и очень трагическую роль. Писал в 1920-1921 годы в голодном, неотапливаемом Петрограде в обстановке военного коммунизма с его вынужденной жестокостью и попранием челоеческой личности, уверенностью, что скоро будет скачок в светлое будущее., впервые он был опубликован не в России, а в Нью-Йорке на английском языке в 1924 году. На русском языке впервые роман был опубликован там же в Нью-Йорке в 1952 году. У себя на родине роман увидел свет лишь в 1988 году в 4-5 номерах журнала «Знамя». История романа драматична, так же как и судьба автора. Евгений Замятин - одна из ярких фигур среди писателей, принявших революцию как реальную судьбу отечества, но оставшихся свободными в своём творчестве, в художественной оценке событий. Замятин не встал в ряды оппозиции, но спорил с большевизмом. Как писатель он всегда был честен: «Я знаю, что у меня очень неудобная привычка говорить не то, что в данный момент выгодно, а то что мне кажется правдой, в частности, я никогда не скрывал своего отношения к литературному раболепству, прислуживанию и приукрашиванию: я считал -и продолжаю считать - что это одинаково унижает как писателя, так и революцию», - писал Замятин в письме Сталину. Разумеется, печатать его перестали. Критика травила писателя даже за неопубликованные произведения. В 1931 году он навсегда покинул родину. Писательница Берберова К.Н. делилась впечатлениями о случайной встрече с Замятиным в июле 1932 года в Париже: «Он ни с кем не знался, не считал себя эмигрантом и жил в надежде при первой же возможности вернуться домой. Не думаю, чтобы он верил, что доживет до такой возможности, но для него слишком страшно было окончательно от этой надежды отказаться».10 марта 1937 года Замятина не стало. Он умер от сердечного приступа. Среди немногих друзей и знакомых, провожавших его в последний путь, была Марина Цветаева. На следующий день после похорон, она написала Ходасевичу: « У меня за него - дикая обида».

6 . Жанр романа. Утопия? Антиутопия? Цель утопии - рассказать людям о совершенном обществе, герой - посторонний наблюдатель, акцент на устройстве общества. Антиутопия - изображение опасных, пагубных последствий разного рода социальных экспериментов, связанных с построением общества, соответствующего тому или иному социальному идеалу. Акцент на личности, поэтому есть конфликт Жанр антиутопии начал активно развиваться в XX веке и приобрел статус «романа-предупреждения».

Что является предметом изображения Замятиным в романе «Мы»? Далёкое будущее, XXXI век. Утопическое государство, где все люди счастливы всеобщим «математически безошибочным счастьем». Мы с вами Единое Государство. Больше нет имен и фамилий, мы все нумера.

Как вы понимаете смысл названия романа? «Мы» - когда хорошо? Плохо? Да, действительно, в названии отражена главная проблема, волнующая Замятина: что будет с человеком и человечеством, если его насильно загонять в «счастливое будущее». «Мы» можно понимать как «Я» и «другие». А можно как безликое, сплошное однородное нечто: масса, толпа, стадо.

7 . Итог. Утопия - антиутопия, черты различия и сходства.

8 . Д\з: Устройство Единого государства (Благодетель, Бюро хранителей, Операционное бюро,Часов скрижаль, Зеленая стена, день Единогласия, судьба детей, отношение к любви, музыке, понимание счастья) записи: 2,5,15,24

Тема: Общество будущего и настоящее в романе Е.Замятина «Мы»

Цели: - проанализировать, как устроено общество будущего в романе, как складывается судьба личности в таком общ., соотнести состояние современного З. общества с изображенным в романе, закрепить понятие «антиутопия», - развивать умение анализа, извлекать выводы.

Ход урока

Утопии выглядят гораздо более осуществимыми, чем в это верили прежде. Как избежать их окончательного осуществления? Н.А.Бердяев

  1. Оргмомент.
  2. Проверка д/ - Что известно из истории создания романа «Мы»

Понятие «утопия», «антиутопия», черты сход и различия

3. Сообщение темы, цели урока.

4. Беседа по теме. Перед нами общество будущего 31 века, где все счастливы математически выверенным счастьем.

От чьего имени ведется повеств? (Д-503, строитель интеграла, от его имени ведется повествование, он ведет дневниковые записи, значит, все правдиво, это взгляд изнутри, его сознание типично для других нумеров, ведь имен они не имеют)

Интеграл? (усовершенствованная машина, при помощи которой в скором времени д.б. построено общество, чтобы »заставить всех быть счастливыми»_

Как же устроено общество будущего? На самом верху - Благодетель. Кто он? Как его воспринимают, к нему относятся нумера, Д 330? (руководитель интеграла, «мудро связавший нас по рукам и ногам благодетельными тенетами счастья»

Бюро хранителей? (шпионы, ангелы, следящие за тем, чтобы каждый был счастлив)

Бюро хранителей? Газовый колокол? (там лечат инакомыслящих и заболевших)-зап №15 (82)

Роль Часовой скрижали? (расписание, по которому жили) - зап №2

Зеленая стена, ее роль? (занавес, иллюзию счастья)

Итог: - Черты какой системы правления угадываются, анализируя устройство? Обоснуйте.) модель тоталитарного общества, аппарат управления направлен на устрашение, подавление воли, свобод)

- Док-м, что этот механизм хорошо работает и плоды его налицо. Счастливы ли нумера, в частности, Д503?(счастливы своей несвободой, во всем выражают согласие, одобрение, послушание)

- Док-м текстом, как проходил день Единогласия? Что это за день? Ср-во худ изобр.?(выборы, когда все голосуют единогласно) - запись 24 (123)

- Известно, что управлять труднее всего чувствами, н-р, любовью. Каким было отношение к этому чувству? Почему именно так устроили?(изжили, заменив чувство на инстинкт, как и все перевернули) - запись 5 (41)

- Дети? Их судьба? Музыка?

5. Итог - Какой смысл вкладывает автор, герои в название «Мы», чем оно отличается от вашего определении? («я» как личность здесь не существует, нет своих мыслей, чувств, человек - винтик в механизме) - Роль оксюморонов, почему их много испозует автор?

- См. эпиграф, как вы его понимаете? Что разозлило цензуру в романе?

6. Д\з Судьба личности в тоталит обществе: О-90, И-330 и их отношения, бунт, судьба героев

Тема: Судьба личности в тоталитарном обществе.

Цели: - проанализировать образы Д 503, И330, проследить, как складывается судьба личности в тоталитарном обществе, -развивать умение обобщать

Ход урока.

  1. Оргмомент
  2. Проверка д/з. - Модель какого общества рисует автор?

- Как выглядела формула счастья?(нельзя убить одного, но убивало миллионы, счастл, что нет «Я»)

- Какое место занимала наука в этом государстве?(обезличивала человека)

- Д503- счастливый человек или жертва?

3. Сообщение темы, целей.

4. Беседа по теме урока.

- Противостоять тотальному подавлению могла лишь любовь, она заставляет сомневаться, бороться, заботиться, думать не о государстве, а о дорогом человеке). И такая любовь настигает Д503.

- Какой была И330? Что в портрете выделяет? (улыбка, похожая на икс) Чем отличалась она от других, кого знал, что в ней привлекла? (она была свободна, в ней душа, личность)

- Как она меняется жизнь Д503 с приходом любви? (нарушает запреты, попал в Древний дом, видит, что она курит, должен рассказать все Бюро хранителям, но умолчал, стал личностью)

- И-330 - одна такая, что узнает Д от доктора, которому обратился? (он не один такой с душой)

- Что задумала И330 и другие? (захватить интеграл) зап №30 (149)

- Что произошло в 48 день Единогласия? (проголосовали против Р13, И330) - зап 26 (132)

- Как закончился бунт?Судьба Д503? И 330?Зап 40 (192)

5. Итог - Каково же место личности в тоталитарном обществе?

Почему финал с самого начала ясен?

Почему роман-антиутопия «Мы» - это роман-предупреждение? От чего предостерегает Евгений Замятин своим произведением современного человека? Содержание романа направлено против опасности, которая подстерегает любое общество, в котором произошло смещение ценностей, а значение отдельной личности «низведено до уровня винтика в государственном механизме». Замятин показал трагедию преодоления человеческого в человеке, потери имени как потери собственного «я». От этого и предостерегает писатель своим романом - предупреждением «Мы».

6.Д/з Платонов «Котлован»


Евгений Иванович Замятин

1920 г. – написан роман «Мы», в 1921 г. рукопись была отправлена в Берлин. 1924 г. - выясняется, что вследствие цензурных затруднений роман «Мы» в Советской России не может быть напечатан. Весной 1927г. появляются отрывки из романа «Мы» в пражском журнале «Воля России», без ведома писателя. Началась травля писателя. На русском «Мы» вышел в 1952 в Нью-Йорке в Издательстве им. Чехова, в России впервые вышел лишь в 1988 году.

Е.И. Замятин не встал в ряды оппозиции, но спорил с большевизмом. Он вышел из Союза писателей и написал заявление с просьбой разрешить ему и его семье уехать за границу. В просьбе ему было отказано. Е.Замятин написал смелое письмо И. Сталину, в котором потребовал, чтобы ему дали возможность печатать свои произведения на родине или разрешили уехать за границу.

Как писатель он всегда был честен: «Я знаю, что у меня очень неудобная привычка говорить не то, что в данный момент выгодно, а то что мне кажется правдой, в частности, я никогда не скрывал своего отношения к литературному раболепству, прислуживанию и приукрашиванию: я считал -и продолжаю считать - что это одинаково унижает как писателя, так и революцию», - писал Замятин в письме Сталину.

По редкому стечению обстоятельств Замятину удалось получить право на легальный выезд для себя и жены, и в ноябре 1931 года он уехал из России.

Антиутопия - изображение опасных, пагубных последствий разного рода социальных экспериментов, связанных с построением общества, соответствующего тому или иному социальному идеалу. Жанр антиутопии начал активно развиваться в XX веке и приобрел статус «романа-предупреждения».

В 1920 году Маяковский написал поэму «150 000 000». Его имя демонстративно отсутствует на обложке - он один из миллионов: «Партия - рука миллионнолапая, сжатая в один громящий-кулак ». «Единица! Кому она нужна?!... Единица - вздор, единица - ноль...». « Я счастлив, что я этой силы частица, что общие даже слёзы из глаз».

Подписи к слайдам:

«Настоящая литература может быть только там, где ее делают не исполнительные и благодушные чиновники, а безумцы, отшельники, еретики, мечтатели, бунтари, скептики», - писал Евгений Замятин в статье «Я боюсь».

Иллюстрации к роману Е. Замятина ""Мы"". О. К. Вуколов, 1989 г...



Замятин: Мы

Объявление. Мудрейшая из линий. Поэма

Произведение представляет из себя записную книжку (рукопись) человека будущего, где все являются «нумерами», потому что в том далеком и счастливом мире постарались окончательно стереть все ненужные, отягчающие человеческую душу границы, а имя, как известно, первое, что отличает одного индивида от другого. «Я просто списываю - слово в слово - то, что сегодня напечатано в Государственной Газете: „Через 120 дней заканчивается постройка ИНТЕГРАЛА. Близок великий, исторический час, когда первый ИНТЕГРАЛ взовьется в мировое пространство. Тысячу лет тому назад ваши героические предки покорили власти Единого Государства весь земной шар. Вам предстоит еще более славный подвиг: стеклянным, электрическим, огнедышащим ИНТЕГРАЛОМ проинтегрировать бесконечное уравнение вселенной. Вам предстоит благодетельному игу разума подчинить неведомые существа, обитающие на иных планетах, - быть может, еще в диком состоянии свободы. Если они не поймут, что мы несем им математически-безошибочное счастье, - наш долг заставить их быть счастливыми. Но прежде оружия - мы испытываем слово. От имени Благодетеля объявляется всем нумерам Единого Государства: Всякий, кто чувствует себя в силах, обязан составлять трактаты, поэмы, манифесты, оды или иные сочинения о красоте и величии Единого Государства. Это будет первый груз, который понесет ИНТЕГРАЛ. Да здравствует Единое Государство, да здравствуют нумера, да здравствует Благодетель!“ Я пишу это - и чувствую: у меня горят щеки. Да: проинтегрировать грандиозное вселенское уравнение. Да: разогнуть дикую кривую, выпрямить ее по касательной - асимптоте - по прямой. Потому что линия Единого Государства - это прямая. Великая, божественная, точная, мудрая прямая - мудрейшая из линий… Я, Д-503, строитель Интеграла, - я только один из математиков Единого Государства. Мое, привычное к цифрам, перо не в силах создать музыки ассонансов и рифм. Я лишь попытаюсь записать то, что думаю - точнее, что мы думаем (именно так: мы, и пусть это „МЫ“ будет заглавием моих записей). Но ведь это будет производная от нашей жизни, от математически совершенной жизни Единого Государства, а если так, то разве это не будет само по себе, помимо моей воли, поэмой? Будет - верю и знаю». После страшной и разрушительной Двухсотлетней Войны в живых осталось лишь две десятых процента населения Земли. И вот, чтобы сохранить остатки цивилизации, люди отгораживаются от дикого мира Зеленой Стеной и принимают план Благодетеля, обеспечивающий им все необходимое для жизни: нефтяную пищу (после ее введения граждан осталось намного меньше, зато выжившие уже не знали страха Голода и потому были значительно счастливее своих предков), кров (стеклянные, насквозь прозрачные дома), работу во благо Единого Государства. Благодетель, однажды сумевший спасти человечество от неминуемого вымирания, становится теперь единственным и несменным вождем Единого Государства. Отдавая дань еще окончательно неотжившему прошлому, в этом краю всеобщего счастья происходят ежегодные «выборы» правителя, однако, подчиняясь логике формулы счастья, выведенной все тем же Благодетелем (самым великим из всех нумеров), свобода выбора граждан сводится к нулю (ибо свобода - главный враг беззаботно счастливого человека). Поэтому великий ежегодный праздник называется Днем Единогласия и сравнивается Д-503 с древней Пасхой, так как, по логике идеологов тоталитарного режима, нумерам Единого Государства, наконец, дарован Рай земной, подобие христианского Эдема, где некогда был счастлив человек и из которого был изгнан. Учтя «ошибки» предков, новые правители даровали человечеству счастье, окончательно лишив при этом свободы, приведя человека к общему знаменателю, устроив все на строго математических законах, совместимых для граждан страны будущего с законами рационалистически разумными, а значит - единственно верными.

За Зеленой Стеной остались неухоженные леса, неравномерно распределенное солнце, пригоняющий тучи ветер (бессмысленный в своей неприбранной, математически не рассчитанной силе), дикие звери и птицы - весь не правильный, не прозрачный таинственный мир. В государстве полного порядка такая непрозрачность недопустима. Здесь - под большим стеклянным куполом - царит благодетельно-равномерное солнце (лучи которого не слепят и не жгут), в стеклянных прозрачных комнатах и домах живут не менее прозрачные нумера - им нечего скрывать от Единого Государства, они - только винтики большой, верно рассчитанной системы, слаженно работающей веками, они - строители, писатели, воспитатели, врачи, математики, живущие ради Единого Государства. Все ухожено, математически разложено, расставлено по местам в этом лучшем из миров - и жизнь, и поэзия, и музыка. Необходимо пояснить некоторые моменты записей: Часовая Скрижаль - «сердце и пульс» Единого Государства,-распорядок дня этого сложного механизма: «Каждое утро, с шестиколесной точностью, в один и тот же час и в одну и ту же минуту, - мы, миллионы, встаем, как один. В один и тот же час, единомиллионио, начинаем работу - единомиллиошю кончаем. И, сливаясь в единое, миллионнорукое тело, в одну и ту же, назначенную Скрижалью, секунду, - мы подносим ложки ко рту.» Личные Часы - время, отведенное Скрижалью нумерам на себя лично, когда единый общий организм распадается на отдельные клетки (два раза в день - с 16 до 17 и с 21 до 22): одни гуляют по улице (точными колоннами), другие занимаются в своих прозрачных комнатах за прозрачными столами (читают, пишут во славу Единого Государства и Благодетеля), третьи - целомудренно опускают шторы… Розовый билет - величайшее достижение Единого Государства (это произошло уже спустя 300 лет после Двухсотлетней Войны). Победив Голод (владыку мира) созданием своей нефтяной пищи, оставшиеся победили и другого властителя - Любовь: «всякий из нумеров имеет право - как на сексуальный продукт - на любой нумер» (Запись 5-я). После тщательного исследования в Сексуальном Бюро каждому нумеру выписывают соответствующий Табель сексуальных дней, затем остается только сделать заявление на желаемый нумер и получить талонную книжку (розовую) - по пей и будут выдаваться те самые шторы (исключение из правил прозрачного мира, только подтверждающее эти правила).

Дикарь с барометром. Эпилепсия. Если бы.

До сих пор герою было все ясно, его жизнь шла по часам, размерено. А в этот день ему было назначено свидание в 112 аудиториуме. Аудиториум - это огромный, «насквозь просолнеченный полушар из стеклянных массивов». «Нынче вечером, в 21, О придет ко мне - желание увидеть ее здесь было совершенно естественно. Вот - звонок. Мы встали, спели Гимн Единого Государства - и на эстраде сверкающий золотым громкоговорителем и остроумием фонолектор. „Уважаемые нумера! Недавно археологи откопали одну книгу 20-го века. В пей иронический автор рассказывает о дикаре и о барометре. Дикарь заметил: всякий раз, как барометр останавливался на “дожде», - действительно шел дождь. И так как дикарю захотелось дождя, то он повыковырял ровно столько ртути, чтобы уровень стал на «дождь» (на экране - дикарь в перьях, выколупывающий ртуть: смех). Вы смеетесь: но не кажется ли вам, что смеха гораздо более достоин европеец той эпохи. Так же, как и дикарь, европеец хотел «дождя». - дождя с прописной буквы, дождя алгебраического. Но он стоял перед барометром мокрой курицей. У дикаря, по крайней мере, было больше смелости и энергии и - пусть дикой - логики: он сумел установить, что есть связь между следствием и причиной. Выковыряв ртуть, он сумел сделать первый шаг на том великом пути, по которому..." Ученые этого совершенного мира создали механизм, сочиняющий музыку. "… Просто вращая вот эту ручку, любой из вас производит до трех сонат в час. А с каким трудом давалось это вашим предкам. Они могли творить, только доведя себя до припадков «вдохновения» - неизвестная форма эпилепсии. И вот вам забавнейшая иллюстрация того, что у них получалось.- музыка Скрябина - 20-й век. Этот черный ящик (на эстраде раздвинули занавес и там их древнейший инструмент) - этот" ящик они называли «рояльным» или «королевским», что лишний раз доказывает, насколько вся их музыка..." К рояльному ящику подошла 1-330. «Она была в фантастическом костюме древней эпохи: плотно облегающее черное платье, остро подчеркнуто белое открытых плечей и груди, и эта теплая, колыхающаяся от дыхания тень между… и ослепительные, почти злые зубы… Да, эпилепсия - душевная болезнь - боль… Медленная сладкая боль - укус - и чтобы еще глубже, еще больнее. И вот медленно - солнце. Не наше, не это голубовато-хрустальное и равномерное сквозь стеклянные кирпичи - нет: дикое, несущееся, опаляющее солнце - долой все с себя - все в мелкие клочья». Как и все - я слышал только нелепую, суетливую трескотню струн. Я смеялся. Стало легко и просто. Талантливый (]юншгектор слишком живо изобразил нам эту дикую эпоху - вот и все. С каким наслаждением я слушал затем нашу теперешнюю музыку. (Она продемонстрирована была в конце - для контраста.) Хрустальные хроматические ступени сходящихся и расходящихся бесконечных рядов - и суммирующие аккорды формул Тэнлора, Маклорена; целотонные, квадратно-грузные ходы Пифагоровых штанов; грустные мелодии затухающе-колебательного движения; переменяющиеся фраунго<1)еровьши линиями пауз яркие такты - спектральный анализ планет… Какое величие! Какая незыблемая закономерность! И как жалка своевольная, ничем - кроме диких фантазий - не ограниченная музыка древних". Свидания в этом мире тоже проходят строго по графику и по талонам, которые необходимо отмечать у дежурного. «Через час должна прийти милая О, Я чувствовал себя приятно и полезно взволнованным. Дома - скорей в контору, сукул дежурному свой розовый билет и получил удостоверение на право штор. Это право у нас - только для сексуальных дней. А так среди своих прозрачных, как бы сотканных из сверкающего воздуха, стен - мы живем всегда на виду, вечно омываемые светом. Нам нечего скрывать друг от друга. К тому же это облегчает тяжкий и высокий труд Хранителей. Иначе мало ли бы что могло быть». В положенное время герой опустил шторы, и в это же время пришла О. Он оторвал розовый талон, и они положенное время занимались любовью. Потом он показал ей свои «записи». Она слушала его, и вдруг расплакалась, ей хотелось иметь ребенка. Но надо сказать, что в этом правильном математическом мире можно было иметь детей, но мать, родив, умирала, а ребенок воспитывался в инкубаторе.

Иррациональный корень. R-13. Треугольник

Постепенно мы знакомимся с основными героями «поэмы», кроме.., той, которая не вписывается в стройную систему жизнедеятельности нумеров (в частности, самого Д), к которой постоянно мысленно, против своей воли, он возвращается, к этому знобившему своей неизвестностью и непознанностыо - к 1-330. Он познакомился с I однажды на прогулке: «Направо меня - она, тонкая, резкая, упрямо-гибкая, как хлыст, 1-330 (вижу теперь ее нумер); налево - совсем другая, вся из окружностей, с детской складочкой на руке...» Вместе с I шквалом ворвались в алгебраически точную жизнь математики мерзкая пыль из-за Зеленом Стены, вино и сигареты (запрещенные в новом мире), странная старушка около Древнего Дома, да и сам этот непотный старинный мир обклеил, облепил со всех сторон несчастного Д-503. Древний Дом, если ее воспринимать как музей древности, сооружение очень поучительное, но она именно так его не воспринимала: «И подумать: здесь „просто-так-любили“, горели, мучились… (опять опущенная глаз). - Какая нелепая, нерасчетливая трата человеческой энергии, - не правда ли?» Но самое, пожалуй, страшное и нелепое, что она открыла в свойства и инстинкты, доселе неизвестные и тем более пугающие: он впервые ради нее нарушил Законы Единого Государства, ощутил изгнанником т собственной простой и понятной жизни - постоянно выбивали его из строгой линии жизни волосатые руки - напоминание о диком мире (Д и раньше не любил на них смотреть, а она намеренно обратила его и всех внимание). Об изменениях более существенных лучше скажет сам строитель Интеграла - он серьезно болей (диагноз врача, ее знакомого, и самого Д-503). Герой вспоминает школьные годы. «Это - как давно, в школьные годы, когда со мной случился J-1. Так ясно, вырезано, помню: светлый шарозал, сотни мальчишеских круглых голов - и Пляпа, наш математик. Мы прозвали его Пляпой: он был уже изрядно подержанный, разболтанный, и когда дежурный вставлял в него сзади штепсель, то из громкoгoвopитeля всегда сначала: „Пля-пля-пля-тшшш“, а потом уже урок. Однажды Пляпа рассказал об иррациональных числах - и, помню, я плакал, бил кулаками об стол и вопил: „Не хочу v-1 Выньте из меня v-1“. Этот иррациональный корень врос в меня, как что-то чужое, инородное, страшное, он пожирал меня - его нельзя было осмыслить, обезвредить, потому что он был вне ratio. И вот теперь снова v-1. Это все пустяки - что болен и прочее: я мог пойти туда; неделю назад - я знаю, пошел бы, не задумываясь. Почему же теперь… Почему? Вот и сегодня. Ровно в 16.10 - я стоял перед сверкающей стеклянной стеной. Надо мной - золотое, солнечное, чистое сияние букв на вывеске Бюро. В глубине сквозь стекла длинная очередь голубоватых людей. Как лампады в древней церкви, теплятся лица: они пришли, чтобы совершить подвиг, они пришли, чтобы предать на алтарь Единого Государства своих любимых, друзей - себя. А я - я рвался к ним, с ними. И не могу: ноги глубоко впаяны в стеклянные плиты - я стоял, смотрел тупо, не в силах двинуться с места… - Эй, математик, замечтался! Я вздрогнул. На меня - черные, лакированные смехом глаза, толстые, негрские губы. Поэт R-13, старый приятель - и с ним розовая О. Я обернулся сердито (думаю, если бы они не помешали, я бы, в конце концов, с мясом вырвал из себя v-1, я бы вошел в Бюро). - Не замечтался, а уж если угодно - залюбовался,- довольно резко сказал я. - Ну да, ну да! Вам бы, милейший, не математиком быть, а поэтом, поэтом, да! Ей-ей, переходите к нам - в Поэты, а? Ну, хотите - мигом устрою, а? R-13 говорит захлебываясь, слова из него так и хлещут, из толстых губ - брызги; каждое „п“ - фонтан, „поэты“ - фонтан. - Я служу п буду служить знанию, - нахмурился я: шуток я не люблю и не понимаю, а у R-13 есть дурная привычка шутить. - Ну что там: знание! Знание ваше это самое - трусость. Да уж чего там: верно. Просто вы хотите стенкой обгородить бесконечное, а за стенку-то п боитесь заглянуть. Да! Выгляните - п глаза зажмурите. Да! - Стены - это основа всякого человеческого… - начал я. R - брызнул фонтаном, О - розово, кругло смеялась. Я махнул рукой: смейтесь, все равно. Мне было не до этого. Мне надо было чем-нибудь заесть, заглушить этот проклятый v-1. - Знаете что, - предложил я, - пойдемте, посидим у меня, порешаем задачки (вспомнился вчерашний тихий час - может быть, такой будет и сегодня). Она взглянула на R; ясно, кругло взглянула на меня, щеки чуть-чуть окрасились нежным, волнующим цветом наших талонов.

Но сегодня я… У меня сегодня - талон к нему, - кивнула на R, - а вечером он занят… Так что… Мне было жутко остаться с самим собой - или, вернее, с этим новым, чужим мне, у кого только будто по странной случайности был мой нумер Д-503. И я пошел к нему: к R. Правда, он не точен, не ритмичен, у него какая-то вывороченная, смешливая логика, но все же мы - приятели. Недаром же три года назад мы с ним вместе выбрали эту милую, розовую О. Это свя-зало нас как-то еще крепче, чем школьные годы. Дальше - в комнате R, Как будто - все точно такое, что и у меня: Скрижаль, стекло кресел, стола, шкафа, кровати. Но чуть только вошел R - двинул одно кресло, другое - плоскости сместились, все вышло из установленного габарита, стало неэвклидным. R - все тот же, все тот же. По Тэйлору и математике - он всегда шел в хвосте. Вспомнили старого Пляпу: как мы, мальчишки, бывало, все его стеклянные ноги обклеим благодарственными записочками (мы очень любили Пляпу), Вспомнили Законоучителя. Законоучитель у нас был громогласен необычайно - так н дуло ветром из громкоговорителя - а мы, дети, во весь голос орали за ним тексты. И как отчаянный R-13 напихал ему однажды в рупор жеваной бумаги: что ни текст - то выстрел жеваной бумагой. R, конечно, был наказан, то что он сделал, - было, конечно, скверно, но сейчас мы хохотали - весь наш треугольник - и, сознаюсь, я тоже. - А что, если бы он был живой - как у древних, а? Вот бы, -»б" - фонтан из толстых, шлепающих губ… Солнце - сквозь потолок, стены; солнце сверху, с боков, отраженное - снизу. О - на коленях у R-13, п крошечные капельки солнца у ней в синих глазах. Я как-то угрелся, отошел; v-1 заглох, не шевелился… - Ну, а как же ваш «Интеграл»? Планетных-то жителей просвещать скоро полетим, а? Ну, гоните, гоните! А то мы, поэты, столько вам настрочим, что и вашему «Интегралу» не поднять. Каждый день от 8 до 11… - R мотнул головой, почесал в затылке: затылок у него - это какой-то четырехугольный, привязанный сзади чемоданчик (вспомниласьстаринная картина - «В карете»). Я оживился: - А, вы тоже пишете для «Интеграла»? Ну, а скажите, о чем? Ну вот хоть, например, сегодня. - Сегодня - ни о чем. Другим занят был… - «б» брызнуло прямо в меня. - Чем другим? Разумеется, речь идет не о «Законе Божьем» древних, а о законе Единого Государства. R сморщился: - Чем-чем! Ну, если угодно - приговором. Приговор поэтизировал. Один идиот, из наших же поэтов… Два года сидел рядом, как будто ничего. И вдруг - на тебе: «Я, говорит, - гений, гений - выше закона». И такое наляпал… Ну, да что… Эх! Толстые губы висели, лак в глазах съело. R-13 вскочил, повернулся, уставился куда-то сквозь стену. Я смотрел на его крепко запертый чемоданчик и думал: что он сейчас там перебирает - у себя в чемоданчике? Минута неловкого, асимметричного молчания. Мне было неясно, в чем дело, но тут было что-то. - К счастью, допотопные времена всевозможных Шекспиров и Достоевских - или как их там - прошли, - нарочно громко сказал я. R повернулся лицом. Слова по-прежнему брызгали, хлестали из исто, но мне показалось - веселого лака в глазах уже не было.

Да, милейший математик, к счастью, к счастью, к счастью! Мы - счастливейшее среднее арифметическое… Как это у вас говорится: проинтегрировать от нуля до бесконечности - от кретина до Шекспира… Так! Не знаю, почему - как будто это было совершенно некстати, - мне вспомнилась та, ее тон, протягивалась какая-то тончайшая нить между нею и R. (Какая?) Опять заворочался v-1. Я раскрыл бляху: 25 минут 17-го. У них на розовый талон оставалось 45 минут. - Ну, мне пора… - и я поцеловал О, пожал руку R, пошел к лифту. На проспекте, уже перейдя на другую сторону, оглянулся: в светло]"!, насквозь просолнеченнои стеклянной глыбе дома - тут, там были серо-голубые, непрозрачные клетки спущенных штор - клетки ритмичного тэйлоризовапного счастья. В седьмом этаже я нашел глазами клетку R-13: он уже опустил шторы.… Милая О… Милый R… В нем есть тоже (не знаю, почему «тоже» - но пусть пишется, как пишется) - в нем есть тоже что-то, не совсем мне ясное. И все-таки я, он и О - мы треугольник, пусть даже и неравнобедренный, а все-таки треугольник. Мы, если говорить языком наших предков (быть может, планетные мои читатели, этот язык - понятие! мы - семья. И так хорошо иногда хоть ненадолго дохнуть, в простой, крепкий треугольник замкну себя от всего, что..."

PAGE_BREAK--Литургия. Ямбы и хорей. Чугунная рука

Момент великого единения - еще бы он не был знаком каждому человеку! Не случайно именно в такие минуты узаконенного «праздника масс» (аутодафе в древности, костры инквизиции позже, показательные казни и т. п.; митинги, демонстрации и красочные церковные службы) все, что вырывает из внутренностей homo sapiens его, самые древние инстинкты, в современном (даже самом прекрасном и идеальном мире) призвано служить все той же идее - соединения во имя… Государства. Именно этого не хватало истерзанной душе Д, вдруг в какой-то момент ощутившей свою оторванность от других. Но это - увы! - осталось лишь последним счастливым мгновением в некогда ясной и рассчитанной жизни нумера Единого Государства. Последующие страницы - крушение простоты и ясности и вместе с тем невиданное ранее обретение себя, воссоединение двух разных ипостасей - разума и чувства (до этого обдуманно разделенных и существующих порознь: Д-503 - математик Единого Государства и Д - человек с «классическим» носом, волосатыми руками (явный атавизм!), любимый О и стремящийся к домашнему теплу). «Я гибну. Я не в состоянии выполнять свои обязанности перед Единым Государством… Я...» Да, вот так, через иррациональное - через любовь - Д обретает самого себя, вдруг появляется местоимение Я вместо такого большого - МЫ. Д влюбляется в 1-330 - и мгновенно прекращают существовать для него все строгие заповеди Благодетеля. Стройный, математически выверенный мир разума рушится, и невозможно уже даже законспектировать то, что помимо воли ложится на бумагу (правдивый летописец, он продолжает вести историю своего Государства и теперь, свою личную историю). Вслед за любовью закономерно (для нас, но для Д как раз это очень странно) приходит ревность, Д тяжело заболевает: у него, по диагнозу врача, «появляется душа». Из за дикой ревности - случайно оброненное слово - и он порывает с R. Болезнь Д прогрессирует: ее уже видят окружающие, и в первую очередь О (кому как не ей, женщине, давно любящей Д-503, этого не заметить). Похоже, болезнь эта оказалась заразной, - он порывает с О (с одним условием - О захотела ребенка, Д не отказал - проклятая ревность к I: еще одно нарушение - незапланированный Государством будущий нумер). Но и этого мало ненасытному чувству. Он еще радуется постоянному присутствию за спиной двоякоизогнутой фигуры Хранителя S. Но однажды, при очередном посещении Древнего Дома, он пытается скрыться и от этого неусыпного ока. Болезнь прогрессирует. Д (теперь уже совсем одинокого) начинают посещать странные сны (нарушение порядка), мучить бессонница (нарушение порядка), он задумывается даже на работе (нарушение порядка), и… его чуть не арестовывают - пытался заступиться за женский нумер, слишком похожий на 1-330 (злостное нарушение порядка). Мгновенные просветления, связанные с «помощью» «очень почтенной» пожилой женщины-контролера IO - она, некогда отталкивающая Д своей неаккуратностью и рыбьим лицом с щеками-жабрами, теперь кажется ему, одинокому, почти ангелом-хранителем. Но и от нее он хочет спрятаться, избавиться. Следующая запись расскажет о том, как, по мнению 1-330, Д-503 оказался, наконец, совсем готов к новому себе.

Предел функции. Пасха. Все зачеркнуть

«Я - как машина, пущенная на слишком большое число оборотов: подшипники накалились, еще минута - закапает расплавленный металл, и все - в ничто. Скорее - холодной воды, логики. Я лью ведрами, но логика шипит па горячих подшипниках и расплывается в воздухе неуловимым белым паром. Ну да, ясно: чтобы установить истинное значение функции, - надо взять ее предел. И ясно, что вчерашнее нелепое „растворение во вселенной“, взятое в пределе, есть смерть. Потому что смерть - именно полнейшее растворение меня во вселенной. Отсюда, если через „Л“ обозначим любовь, а через „С“ смерть, то Л = i(C), т. е. любовь и смерть… Да, именно, именно. Потомуто я и боюсь I, я борюсь с ней, я не хочу. Но почему же во мне рядом и „я не хочу“ и „мне хочется“? В том-то и ужас, что мне хочется опять этой вчерашней блаженной смерти. В том-то и ужас, что даже теперь, когда логическая функция проинтегрирована, когда очевидно, что она неявно включает в себя смерть, я все-таки хочу ее губами, руками, грудью, каждым миллиметром… Завтра - День Единогласия. Там, конечно, будет и она, увижу ее, но только издали. Издали - это будет больно, потому что мне надо, меня неудержимо тянет, чтобы - рядом с ней, чтобы - ее руки, ее плечо, ее волосы… Но я хочу даже этой боли - пусть. Благодетель великий! Какой абсурд - хотеть боли. Кому же не понятно, что болевые - отрицательные - слагаемые уменьшают ту сумму, которую мы называем счастьем. И, следовательно… o И вот - никаких „следовательно“. Чисто. Голо.

Ночь. Сошествие с небес. Величайшая в истории катастрофа. Известное кончилось

Проходят ежегодные выборы Благодетеля, »… закончилось это величественное Его сошествие с небес, медь гимна замолкла, все сели - и я тотчас же понял: действительно - все тончайшая паутина, она натянута н дрожит, и вот-вот порвется и произойдет что-то невероятное… Слегка привстав, я оглянулся кругом - и встретился взглядом с любящетревожными, перебегающими от лица к лицу глазами. Вот один поднял руку и, еле заметно шевеля пальцами, сигнализирует другому. И вот - ответный сигнал пальцем. И еще… Я понял: они, Хранители. Я понял: они чем-то встревожены, паутина натянута, дрожит. И во мне - как в настроенном на ту же длину волн приемнике радио - ответная дрожь". Установленный обычаем пятиминутный предвыборный перерыв. Установленное обычаем предвыборное молчание. Но сейчас оно не было тем, действительно молитвенным, благоговейным, как всегда: сейчас было, как у древних, когда еще не знали наших аккумуляторных башен, когда неприрученное небо еще бушевало время от времени «грозами». Сейчас было как у древних перед грозой. Воздух - из прозрачного чугуна. Хочется дышать широко разинувши рот. До боли напряженный слух записывает: где-то сзади - мышиногрызущий, тревожный шепот. Нсподнятыми глазами вижу все время тех двух - I и R - рядом, плечом к плечу, и у меня на коленях дрожат чужие - ненавистные мои - лохматые руки… В руках у всех - бляхи с часами. Одна. Две. Три… Пять минут… с эстрады - чугунный, медленный голос: - Кто «за» - прошу поднять руки. Если бы я мог взглянуть Ему в глаза, как раньше - прямо и преданно: «Вот я весь. Весь. Возьми меня!» Но теперь я не смел. Я с усилием - будто заржавели все суставы - поднял руку. Шелест миллионов рук. Чей-то подавленный «Ах!». И я чувствую, что-то уже началось, стремглав падает, но я не понимал - что, и не было силы - я не смел посмотреть… - Кто - «против»? однажды, при очередном посещении Древнего Дома, он пытается скрыться и от этого неусыпного ока. Болезнь прогрессирует. Д (теперь уже совсем одинокого) начинают посещать странные сны (нарушение порядка), мучить бессонница (нарушение порядка), он задумывается даже на работе (нарушение порядка), и… его чуть не арестовывают - пытался заступиться за женский нумер, слишком похожий на 1-330 (злостное нарушение порядка). Мгновенные просветления, связанные с «помощью» «очень почтенной» пожилой женщины-контролера Ю - она, некогда отталкивающая Д своей неаккуратностью и рыбьим лицом с щеками-жабрами, теперь кажется ему, одинокому, почти ангелом-хранителем. Но и от нее он хочет спрятаться, избавиться. Следующая запись расскажет о том, как, по мнению 1-330, Д-503 оказался, наконец, совсем готов к новому себе.

Никакого конспекта - нельзя

Осталось рассказать совсем немного из истории болезни нумера Единого Государства Д-503. Ради своей любви, ради Нее - 1-330, он, как все влюбленные, готов был свернуть горы, готов был пойти даже на смерть (очень иррациональное желание для нумера с математической логикой)… Но ей этого не было нужно: ей был нужен Интеграл. Л на смерть I могла пойти и сама. Л вот Интеграла захватить Мефи так и не смогли, даже исполь-зуя Строителя. Ю, такая внимательная и отзывчивая IO, спасшая несчастного Д от ареста накануне планируемого захвата Интеграла, проникла к нему в прозрачную комнату, прочитала его прозрачный дневник-поэму, выполнила свой долг нумера и… Хранители предотвратили неизбежное. Но не это было страшно Д: он был чист, он не предавал своей любви, но сама любовь предала его, - I, подозревая своего странного поклонника, отвернулась от него. Она могла понять и простить, даже помочь женщине, желающей сохранить ребенка Д, скрыться от навязчивой опеки Благодетеля: О переправили, по просьбе ее милого и единственного, за Зеленую Стену. I даже приветствовала незаконного ребенка (пусть от другой) - ведь это тоже своеобразная форма протеста! Не смогла она простить только провала их плана (пусть косвенно, но этот излишне доверчивый математик виноват во всем). Д пытался еще оправдаться, ради этого готов был пойти даже на убийство IO (и убил, рассмеявшись над ее боязнью изнасилования). Ничто не могло остановить одинокого: ни благоразумные доводы IO («Да он и есть ребенок. Да! Только потому он и не видит, что вы с ним все это - только затем, чтобы… что все это - комедия. Да! И мой долг...»), ни аудиенция у Благодетеля и слова человека-бога, звучащие почти в унисон уже слышанному, «Слушайте: неужели вам в самом деле ни разу не пришло в голову, что ведь им - мы еще не знаем их имен, но уверен, от вас узнаем, - что им вы нужны были только как Строитель „Интеграла“ - только для того, чтобы через вас...» Даже ему, неземному существу, он не поверил, напротив, любовь его оказалась настолько сильной, что вдруг открылись глаза, и на месте монумента он увидел… «Передо мной сидел лысый, сократовски-лысый человек, и на лысине - мелкие капельки пота». Что значит вся эта житейская мудрость против влюбленного сумасброда, особенно если тот осознал вполне, что он именно сошел с ума и его это устраивает! Значительную же роль в убийстве влюбленного человека по имени Д сыграли не эти сакраментальные слова, а боль, обида, разочарование - спутники ревности: «И сквозь стеклянную дверь: все в комнате рассыпано, перепутано, скомкано. Впопыхах опрокинутый стул - ничком, всеми четырьмя ногами вверх - как издохшая скотина. Кро-вать - как-то нелепо, наискось отодвинутая от стены. На полу - рассыпавшиеся, затоптанные лепестки розовых талонов. Я нагнулся, поднял один, другой, третий: на всех было Д-503 - на всех был я - капли меня, расплавленного, переплеснувшего через край. И это все, что осталось… Почему-то нельзя было, чтобы они так вот, на полу, и чтобы по ним ходили. Я захватил еще горсть, положил на стол, разгладил осторожно, взглянул - и… засмеялся. Раньше я этого не знал - теперь знаю, и вы это знаете: смех бывает разного цвета. Это - это только далекое эхо взрыва внутри вас: может быть - это праздничные, красные, синие, золотые ракеты, может быть - взлетели вверх клочья человеческого тела… На талонах мелькнуло совершенно незнакомое мне имя. Цифр я не запомнил - только букву: Ф. Я смахнул все талоны со стола на пол, наступил на них - на себя - каблуком - вот так, так - и вышел...»

«Я не хочу больше!» - только и воскликнул Д, нумер, впервые осознавший себя человеком. Прекрасный математик, он пошел значительно дальше Мефи в развенчании идеологической машины Единого Государства, проанализировав открытие ученого соседа о конечности вселенной (все для блага Единого Государства - ведь если вселенная конечна, то вся она рано или поздно должна стать Единым Государством - самым прекрасным и счастливым миром, садом Эдема), но… «Слушайте, - дергал я соседа. - Да слушайте же, говорю вам! Вы должны - вы должны мне ответить: а там, где кончается ваша конечная вселенная? Что там - дальше?» Ответить он не успел. Конец наступил скоро: благоразумный Благодетель нашел спасительный способ удержать вверенное ему государство па уровне беспрерывной «энтропии» - сила блаженного покоя, счастливого равновесия. Это оказалось вполне достижимо оперативным путем - выжечь у человека-нумера фантазию, единственное, что заставляет его мучиться, переживать, беспокоиться… Была назначена добровольно-принудительная операция. Д успел увидеть первых прооперированных людей-тракторов, и сам, окончательно разочарованный, не способный уже к сопротивлению (он узнал, что второй - после Ю - его «ангел»-хранитель двоякоизогнутый S - тоже Мефи, и охранял он - Мефи, и берег он - Мефн… от него - Д), будет вовремя прооперирован-убит… останется Д - автомат-летописец.

Факты. Колокол, Я уверен

«День. Ясно. Барометр 760. Неужели я, Д-503, написал эти двести двадцать страниц? Неужели я когда-нибудь чувствовал - или воображал, что чувствую это? Почерк - мой. И дальше - тот же самый почерк, но - к счастью, только почерк. Никакого бреда, никаких нелепых метафор, никаких чувств: только факты. Потому что я здоров, я совершенно, абсолютно здоров. Я улыбаюсь - я не могу не улыбаться: из головы вытащили какую-то занозу, в голове легко, пусто. Точнее: не пусто, но нет ничего постороннего, мешающего улыбаться (улыбка - есть нормальное состояние нормального человека). Факты - таковы. В тот вечер моего соседа, открывшего конечность вселенной, и меня, и всех, кто был с нами, - взяли, как не имеющих удостоверения об Операции - и отвезли в ближайший аудиториум (нумер аудиториума - почему-то знакомый: 112). Здесь мы были привязаны к столам и подвергнуты Великой Операции. На другой день я, Д-503, явился к Благодетелю и рассказал ему все, что мне было известно о врагах счастья. Почему раньше это могло мне казаться трудным? Непонятно. Единственное объяснение: прежняя моя болезнь (душа). Вечером в тот же день - за одним столом с Ним, с Благодетелем, - я сидел (впервые) в знаменитой Газовой Комнате. Привели ту женщину. В моем присутствии она должна была дать свои показания. Эта женщина упорно молчала и улыбалась. Я заметил, что у ней острые и очень белые зубы и что это красиво. Затем ее ввели под Колокол. У нее стало очень белое лицо, а так как глаза у нее темные и большие - то это было очень красиво. Когда из-под Колокола стали выкачивать воздух - она откинула голову, полузакрыла глаза, губы стиснуты - это напомнило мне что-то. Она смотрела на меня, крепко вцепившись в ручки кресла, - смотрела, пока глаза совсем не закрылись. Тогда ее вытащили, с помощью электродов быстро привели в себя и снова посадили под Колокол. Так повторялось три раза - и она все-таки не сказала ни слова. Другие, приведенные вместе с этой женщиной, оказались честнее: многие из них стали говорить с первого же раза. Завтра они все взойдут по ступеням Машины Благодетеля. Откладывать нельзя - потому что в западных кварталах - все еще хаос, рев, трупы, звери и - к сожалению - значительное количество нумеров, изменивших разуму. Но на поперечном, 40-м проспекте, удалось сконструировать временную стену из высоковольтных волн. И я надеюсь - мы победим. Больше: я уверен - мы победим. Потому что разум должен победить». Вот так бесславно закончилась попытка нумера Д сопротивляться обществу, поддавшись чувству.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта ilib.ru/

Она так очаровательно-розово слушала — и вдруг из синих глаз слеза, другая, третья, — прямо на раскрытую страницу (стр. 7-я). Чернила расплылись. Ну, вот придется переписывать.— Милый Дэ, если бы только вы — если бы...

ПОЧЕМУ ПЛАКАЛА ГЕРОИНЯ?


_____________________________________________

Но не ясно ли: блаженство и зависть — это числитель и знаменатель дроби, именуемой счастьем. И какой был бы смысл во всех бесчисленных жертвах Двухсотлетней Войны, если бы в нашей жизни все-таки еще оставался повод для зависти.


ЧТО МЕШАЕТ АБСОЛЮТНОМУ СЧАСТЬЮ?

___________________________________________________________

Ровно в 17 я был на лекции. И тут почему-то вдруг понял, что сказал старухе неправду: I была там теперь не одна. Может быть, именно это — что я невольно обманул старуху — так мучило меня и мешало слушать. Да, не одна: вот в чем дело.

ЧТО НА САМОМ ДЕЛЕ МУЧИЛО И МЕШАЛО СЛУШАТЬ?

После 21 ½ — у меня был свободный час. Можно было бы уже сегодня пойти в Бюро Хранителей и сделать заявление. Но я после этой глупой истории так устал. И потом — законный срок для заявлений двое суток. Успею завтра: еще целых 24 часа.

ЧТО ЗА ЗАЯВЛЕНИЕ ХОТЕЛ СДЕЛАТЬ ГЕРОЙ?

_____________________________________________________________

Ушла. Я один. Два раза глубоко вздохнул (это очень полезно перед сном). И вдруг какой-то непредусмотренный запах — и о чем-то таком очень неприятном... Скоро я нашел: у меня в постели была спрятана веточка ландышей. Сразу все взвихрилось, поднялось со дна. Нет, это было просто бестактно с ее стороны — подкинуть мне эти ландыши. Ну да: я не пошел, да. Но ведь не виноват же я, что болен.

ЧЕМ БОЛЕН ГЕРОЙ?

_____________________________________________________________

И я вместе с ним мысленно озираю сверху: намеченные тонким голубым пунктиром концентрические круги трибун — как бы круги паутины, осыпанные микроскопическими солнцами (— сияние блях); и в центре ее — сейчас сядет белый, мудрый Паук…

КТО ЭТОТ ПАУК?

_____________________________________________________________

Вспомни: вот ты — разве ты когда-нибудь думал, что это возможно? Они ловят нас там — пусть ловят! Ты — бредишь. Она улыбается легко, весело, и я улыбаюсь, земля — пьяная, веселая, легкая — плывет...

ГДЕ ОНИ СПРЯТАЛИСЬ?

_______________________________________________________________________

— Послушайте, — сказала мне I, — эта женщина, кажется, поставила себе целью охранять вас от меня, как малого ребенка. Это — с вашего разрешения?


О КОМ РЕЧЬ?

_____________________________________________________________

А мы — пока знаем, что нет последнего числа. Может быть, забудем. Нет: даже наверное — забудем, когда состаримся — как неминуемо старится все. И тогда мы — тоже неизбежно вниз — как осенью листья... с дерева — как послезавтра вы... Нет, нет, милый — не ты. Ты же — с нами, ты — с нами!

О ЧЕМ РЕЧЬ?

_____________________________________________________________

И мне было ясно: все решено — и завтра утром я сделаю это. Было это то же самое, что убить себя, — но, может быть, только тогда я и воскресну. Потому что только убитое и может воскреснуть.

ЧТО СОБИРАЛСЯ СДЕЛАТЬ ГЕРОЙ?

_____________________________________________________________

— Понимаете («п» — фонтан) — древняя легенда о рае... Это ведь о нас, о теперь. Да! Вы вдумайтесь. Тем двум в раю — был предоставлен выбор: или счастье без свободы — или свобода без счастья; третьего не дано. Они, олухи, выбрали свободу — и что же: понятно — потом века тосковали об оковах. Об оковах — понимаете, — вот о чем мировая скорбь. Века! И только мы снова догадались, как вернуть счастье... Нет, вы дальше — дальше слушайте! Древний Бог и мы рядом, за одним столом. Да! Мы помогли Богу окончательно одолеть диавола — это ведь он толкнул людей нарушить запрет и вкусить пагубной свободы, он — змий ехидный. А мы сапожищем на головку ему — тррах! И готово: опять рай. И мы снова простодушны, невинны, как Адам и Ева. Никакой этой путаницы о добре, зле: все — очень просто, райски, детски просто. Благодетель, Машина, Куб, Газовый Колокол, Хранители — все это добро, все это — величественно, прекрасно, благородно, возвышенно, кристально-чисто. Потому что это охраняет нашу несвободу — то есть наше счастье. Это древние стали бы тут судить, рядить, ломать голову — этика, неэтика... Ну, да ладно: словом, вот этакую вот райскую поэмку, а? И при этом тон серьезнейший... понимаете? Штучка, а!

Анализ романа "Мы" :


  • История создания и смысл названия романа : Роман создавался вскоре после возвращения автора из Англии в революционную Россию в 1920 году (по некоторым сведениям, работа над текстом продолжалась и в 1921 году). Первая публикация романа состоялась за границей в 1924 году. В 1929 году роман был использован для массированной критики Е. Замятина, и автор был вынужден защищаться, оправдываться, объясняться, поскольку роман был расценен как политическая его ошибка
  • Образ автора в романе : По Замятину (в этом утверждении он не был первым), любой художественный образ в той или иной мере всегда автобиографичен. В случае с названием романа "Мы" и с героем романа это утверждение особенно справедливо. Название романа включает в себя и автобиографический элемент. Известно, что Евгений Замятин в годы первой русской революции был большевиком, восторженно приветствовал революцию 1917 года и, полный надежд, вернулся из Англии на родину — в революционную Россию. Но ему пришлось стать свидетелем трагедии революции: усиления «католицизма» властей, подавления творческой свободы, что должно было неизбежно привести к застою, энтропии (разрушению). Роман "Мы" — это отчасти и автопародия на свои былые миссионерски-просветительские революционные устремления, идеалы, проверка их на жизненность.
  • Мир Единого Государства : В архитектурном плане мир Единого Государства, разумеется, представляет собой также нечто строго рационализованное, геометрически упорядоченное, математиче ски выверенное, господствует эстетика кубизма: прямо угольные стеклянные коробки домов, где живут люди-нумера, прямые просматриваемые улицы, площади. Стерильно чистые плоскости стекла делают мир Единого Государства еще более безжизненным, холодным, ирреальным. Архитектура строго функциональна, лишена малейших украшений, «ненужностей»
  • Жанр и сюжет романа : Роман написан в жанре фантастики — антиутопии. Причем наряду с условностью, фантастичностью роману свойствен также психологизм, что драматизирует собственно социально-общественную, идеологическую проблематику. Сюжет романа фантастичен, действие его происходит в далеком будущем в некоем Едином Государстве – утопическом городе всеобщего счастья. За фантастическим сюжетом и антуражем автор видит и показывает человека, его дыхание, пульс, пульсирование мысли.
  • Образ Д-503. Характеристика главного героя : Д-503 – такой же винтик, нумер, как и другие, представляющий собой продукт рационализированного государства, с выпрямленными, математически выверенными чувствами, что подчеркивается говорящей портретной деталью: «прочерченными по прямой бровями» . Однако плоскостное, «выпрямленное» измерение не единственное его измерение, в нем есть то, что потенциально отличает его от других, в нем заложено особенное, поэтическое начало, которое содержится уже в поэтизации им Часовой Скрижали, вдохновенном восторге перед ее математическим совершенством и гармонией.
  • Любовь в романе : Поэма о величии Единого Государства, которую задумал написать инженер Д-503, с появлением любовной линии становится напряженным эмоциональным романным повествованием. Происходит перемена жанровой установки: роман идей становится романом людей. Любовные сцены в этом рационалистическом романе, как это ни удивительно, — одни из самых лиричных и эмоциональных во всей русской литературе. Любовная стихия так захватывает героя, так опьяняет его, что он совершенно иначе смотрит на привычные вещи.
  • Зрительные или слуховые ассоциации, связанные с именем (номером) персонажа : Для Замятина было очень важно зримо представить себе героя, его внешность, которая во многом определяла внутренний мир героя. Писатель много над этим размышлял, экспериментировал, вывел определенную теорию, которую применил в своей художественной практике. Опыт Е. Замятина свидетельствует, что писатель мастерски владеет не только приемами звуковой, но и зрительной характеристики персонажей. Один из самых характерных для Е. Замятина приемов характеристики персонажа – точный выбор имени героя, причем важными оказываются и зрительные, и слуховые впечатления.
  • Женские образы в романе (I-330, O-90, Ю) : Еще в 1920-е годы современниками Е. Замятина было замечено, что женские персонажи писателю особенно удаются. В целом герои-мужчины в романе "Мы" более рационалистичны, прямолинейны, обладают менее стойким характером, им свойственна рефлексия, колебания. Именно I-330 и О-90 — сильные характеры, — не колеблясь, противостоят Единому Государству в отличие от рефлексирующих мужских нумеров, при том, что обе героини — совершенно разные по психологии, внешности, жизненным целям.
  • Христианская и числовая символика в романе : Христианская символика активно используется в романе. Иногда христианские мотивы присутствуют в опосредованном виде. Например, голод в Едином Государстве устранен с открытием нефтяной пищи , которая, по сути, замещает древнейший символ христиан — хлеб. Системы священных чисел, сложившиеся в древнегреческой, древнееврейской и других древних культурах присредиземноморья, были частью усвоены, частью переосмыслены и в целом получили новое мистическо-символическое содержание в учении христиан. В функции наиболее знаменательных, ключевых стали использоваться числа, хорошо известные по Священному Писанию, – прежде всего 3, 7, 12.
  • Роль художественной детали : При всем разнообразии способов передачи психологического состояния персонажей преобладающим является косвенный психологизм , т.е. передача психологического состояния в его внешнем выражении: жесте, характере речи, мимике . Особенно важной здесь является художественная деталь, всегда в той или иной мере значимая в любом произведении. В эстетике Е. Замятина художественная деталь лидирует, является ведущим принципом организации портрета героя, что определяется общим импрессионистическим характером изображения.
  • Цвет в романе, зримость, живописность романа : Живопись словом, цветопись играют в произведениях Е. Замятина очень важную роль: цвет участвует в создании характера, содержит эмоционально-концептуальную характеристику окружающего мира, с его помощью более зримым и наглядным предстает основной конфликт произведения. Противостоящие миры имеют различную цветовую характеристику: в мире Единого Государства преобладает холодный голубовато-серый цвет , в противоположном мире — за Зеленой Стеной царитмногообразие красок, пестрота, разноцветье .
  • Импрессионистичность романа : Одна из особенностей замятинского романа – импрессионистичность, штриховой, пунктирный характер изображаемого, в результате чего воссоздается целостная объемная картина. Замятин почти никогда не дает развернутых описаний чувства, переживания героя, а дает отдельные штрихи, по которым читатель воссоздает переживание, чувство в целом. Целостная картина создается уже в воображении читателя, Замятин доверяет читателю и предоставляет ему право сотворчества.
  • Экспрессионистичность как средство создания психологической напряженности в романе : Еще одна особенность замятинского психологизма, наряду с импрессионистичностью, — повышенная экспрессия, экспрессионистичность. Предельная эмоциональная напряженность — это отличительная, одна из самых характерных черт замятинской манеры письма. И в этом сказывается влияние экспрессионизма 1910–1920-х годов. Экспрессионизм с его преувеличенностью, заостренностью и условностью образов как нельзя лучше подходит для замятинского романа-опровержения, романа-предупреждения. Автору важно обнажить, заострить мысль, довести ее до абсурда и тем самым скомпрометировать.
  • Различные «коды» прочтения романа. Современность романа : У романа "Мы" за восьмидесятилетнюю его историю сложились свои традиции, коды прочтения. Долгие годы преобладало идеологическое, социологическое прочтение романа, в перестроечные годы оно, естественно, укрепилось в связи с тем, что кардинально пересматривалось прошлое страны. В последние же годы содержание романа вписывается в более широкий контекст — в мировую историю ХХ века.

Вопросы к уроку-семинару по роману Е. Замятина «Мы».

Тема урока: «СУДЬБА ЛИЧНОСТИ В ТОТАЛИТАРНОМ ОБЩЕСТВЕ»

1. Как вы понимаете слова Ф.М.Достоевского из его романа «Братья Карамазовы»: «Нет заботы беспрерывнее и мучительнее для человека, как, оставшись свободным, сыскать поскорее того, пред кем преклониться…,но главное для него в том, чтоб и все уверовали в того и преклонились пред ним, и чтобы непременно все вместе.»
2. По толковому словарю Ожегова, Даля или Виноградова найдите трактовку слов: «СЧАСТЬЕ», «СКРИЖАЛИ». Подберите ассоциации к слову «счастье».
3. В чём заключается «формула счастья», выведенная в Едином Государстве? (Запись 5-я)
4. В какие моменты жизни они («Нумера») ощущают себя счастливыми?
5. Назовите характерные черты изображённых людей?
7. Вспомните запись 2-ю, где герой размышляет о танце. Почему, по его мнению, танец красив?
8. Почему в Едином Государстве казнь становится праздником?
9. Вспомните, что Д-503 говорит о правах человеческой личности. (Запись 20-я).
10. Докажите, что стремление к слиянию с массами, к растворению собственного «я», к подчинению личной воли задачам общественного прогресса было характерной чертой мироощущения человека эпохи и литературы 20-х годов ХХ века.
11. Как проходят выборы?
12. Почему в Едином Государстве нет тюрем?
13. Вспомните особенности Государственной поэзии.
14. Является ли человеческая жизнь ценностью в Едином Государстве?
15. Остались ли поводы для зависти в Едином государстве?
16. Портрет I-330 . Чем она отличается от других героев произведения?
17. Происходят ли изменения с Д-503 после знакомства с I-330? Если «да» , то какие?
18. Получив фиктивную справку о болезни, герой испытывает переживания: «Я крал работу у Единого Государства, я- вор, я – под машиной благодетеля.» Почему страх перед физическим уничтожением лишь вторичен после ужаса по соображениям морали?
19. В чём символика числа «корень из -1»?
20. В чём заключается «Великая операция»? Почему, узнав о ней, Д-503 звонит I-330 ? (Запись 31-я)
21. Вспомните встречу Д-503 и Благодетеля. Докажите, что герой изменился. (Запись 36-я)
22. Что такое ОКСЮМОРОН? Найдите в тексте оксюмороны. Какова их функция?
23. В чём смысл названия романа Замятина?
24. От чего пытается предостеречь Замятин?
25. Что такое антиутопия?
26. Приведите примеры тоталитарных государств из истории.

Тема: Судьба личности в тоталитарном государстве.

По роману Евгения Замятина «Мы»

Эпиграфы урока:

Живая душа потребует, живая душа не послушается механики.

Роман "Мы" - это протест против тупика, в который упирается
европейско-американская цивилизация, стирающая,
механизирующая, омашинивающая человека.
Е. Замятин

Цель:

    Показать противоестественность человеческих отношений в тоталитарном государстве.

    Развивать исследовательские навыки, навыки самостоятельного анализа текста; развивать образное мышление.

    Содействовать пониманию и осознанию нравственных ценностей, утверждённых писателем; воспитывать думающего читателя.

  1. Вступительное слово учителя.

Мудрецы прошлого изображали счастливый мир будущего, где нет войны, болезней, а все сферы жизни общества подчинены законам разума. Прошли века, и утопия сменилась антиутопией - изображением «будущего без будущего», мертвого механизированного общества, где человеку отведена роль обычной социальной единицы. На самом деле антиутопия не является полной противоположностью утопии: антиутопия развивает основные принципы утопии, доводя их до абсурда. Теперь оказывается, что один и тот же человеческий разум способен построить не только «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы, но и работающие с точностью часового механизма «фабрики смерти» Генриха Гиммлера.

Запись на доске: XX век стал веком воплощенных антиутопий - в жизни и литературе.

В названии романа отражена главная проблема, волнующая Замятина: что будет с человеком и человечеством, если его насильно загонять в «счастливое будущее»?

О гармонии люди мечтали всегда, человеку свойственно заглядывать в будущее. Можно ли назвать прекрасным будущим общество, изображённое в романе?

2. Постановка цели, формулирование проблемы и актуализация опорных знаний.

Просмотр эпизода из фильма «Эквилибриум».

Учитель: прослушайте диалог героев.

Мэри О’Брайен:

- Зачем вы живёте?

Джон Престон:

- Я живой… я живу, чтобы сохранять наше великое общество. А какой смысл вашей жизни?

Мэри О’Брайен:

- Чувства… Вы никогда не ведали и не знаете, что это. Но это насущно, как дыхание. И без этого: без любви, без радости, без печали дыхание - только часы, тиканье.

Джон Престон:

- Тогда мы вынуждены подвергнуть вас процедуре.

Итак, мы должны ответить на главный вопрос произведения: сможет ли выстоять человек перед насилием над его совестью, душой, волей?

3. Дискуссия . Что является предметом изображения Замятиным в романе «МЫ»? Давайте поспорим. Вот некоторые тезисы тоталитарного государства:

1.Дикое состояние свободы.

2.Математически безошибочное счастье.

3.Наш долг - заставить их быть счастливыми.

5.Вдохновение – неизвестная форма эпилепсии.

6. Душа – тяжёлое заболевание.

Выводы: тезисы противоречивы, звучат иной раз парадоксально. Значит, что-то не так в этом обществе, а люди, видимо, потеряли нравственные ориентиры.

4. Тест-ассоциация.

Вы, наверное, заметили, что читать роман трудно. Много математических терминов, формул, геометрических фигур.

Перед вами геометрические фигуры. С какими геометрическими фигурами вы себя ассоциируете? Выберите любую из предложенных фигур.

Рассмотрим значение этих фигур с точки зрения психологов.

Квадраты” – люди трудолюбивые, упорные, выносливые и терпеливые, ценят порядок, склонны к анализу, эмоционально сдержанны.

Треугольники” – люди, рожденные быть лидерами, они энергичны, честолюбивы, ставят ясные цели и, как правило, их достигают.

Круги” – люди доброжелательные, искренние. Круг – это гармония.

Зигзаги” – люди с развитой интуицией, инакомыслящие, устремленные в будущее и больше интересующиеся возможностями, чем действительностью.

Давайте выясним, какие геометрические фигуры использует Е.Замятин для характеристики своих героев, явлений жизни.

Индивидуальные задания: (ученики выполняли дома)

Ответ: О-90 (круг), И-330 (зигзаг), треугольник семьи.

«Я, он и О – мы треугольник , пусть даже и неравнобедренный…»

«…божественные параллелепипеды прозрачных жилищ, квадратная гармония серо-голубых шеренг»

«На площади Куба через два дня состоится праздник Правосудия»

Что является предметом изображения Замятиным в романе «МЫ»? Казалось бы, утопическое государство, где все люди счастливы «всеобщим математическим счастьем». О гармонии люди мечтали всегда, человеку свойственно заглядывать в будущее. Можно ли назвать прекрасным будущим общество, изображённое в романе?

4. Работа в группах.

Группа «Математики»

Задание: Через математические образы-символы рассмотрите философские категории романа: счастье, любовь, душа . Какое символическое значение имеет для Д-503 знак корень квадратный из -1 ?

Результаты работы группы

-1 ( квадратный корень из -1) - не имеет смысла, означает безысходность. Это ДУША человека, что с точки зрения тоталитарного государства в человеке не должно существовать.

«Давно, в школьные годы, со мной случился √ -1. И вот теперь снова √ -1».

«этот иррациональный корень врос в меня, как что-то чужое, инородное, страшное, он пожирал меня…»

- Плохо ваше дело! По-видимому, у вас образовалась душа.

Оказывается, чтобы осчастливить человека, его нужно в корне переделать, изменить все, что составляет сущность человеческого бытия.

Л (Любовь) = f (С), т.е. любовь и смерть.

Мы – обезличенная масса, не люди, а «нумера».

«Мы – счастливейшее среднее арифметическое… Как это у нас говорится: проинтегрировать от нуля до бесконечности – от кретина до Шекспира…»

Интеграл – суммирование маленьких частей в целое в жёстких пределах.

«Стихия любви была побеждена. Знаменатель дроби счастья приведён к нулю – дробь превращается в великолепную бесконечность. Любовь у древних была источником бесчисленных глупейших трагедий – у нас приведена к гармонической, приятно-полезной функции организма, так же, как сон, физический труд, приём пищи и т.д.»

«Линия государства – прямая линия»

«Счастье - когда нет уже никаких желаний, нет ни одного…»

Единое Государство лишило человека личных привязанностей, чувства родства, ибо всякие связи, кроме связи с Единым Государством, преступны.

Группа «Правоведы»: Почему в обществе будущего нет преступлений. Как решается эта проблема?

Результаты работы группы

« Свобода и преступление так же неразрывно связаны между собой, как движение аэро и его скорость. Скорость аэро = 0, и он не движется; свобода человека = 0, и он не совершает преступлений. Это ясно. Единственное средство избавить человека от преступлений - это избавить его от свободы».

Всё, что охраняет нашу несвободу , т.е. наше счастье: Благодетель, Машина, Газовый Колокол, Хранители, - всё это величественно, прекрасно, благородно, возвышенно».

Создана целая система подавления инакомыслия: бюро Хранителей (в котором шпионы следят, чтобы каждый был «счастлив»), Операционное бюро с его чудовищным Газовым Колоколом, Великая Операция (в фильме «Эквилибриум» – ПРОЦЕДУРА), доносительство, возведенное в ранг добродетели.

Группа «Романтики»:

Задание.

Зачем человеку музыка, живопись, поэзия? Можно ли обойтись без них?

Результаты работы группы:

«Я лично не вижу в цветах ничего красивого, как и во всём, что принадлежит к дикому миру, давно изгнанному за Зелёную Стену. Красиво только разумное и полезное: машины, формулы, пища, дома и т.д.»

«стерильное, безукоризненное небо»

«всякий, кто чувствует себя в силах, обязан составлять трактаты, поэмы, манифесты, оды о красоте и величии Единого Государства»

«Мы из влюблённого шёпота волн добыли электричество, приручена дикая стихия поэзии. Поэзия – полезность»

Названия поэтических книг говорят сами за себя: «Цветы судебных приговоров», трагедия «Опоздавший на работу».

Духовные запросы решаются путем их подавления, ограничения, строгой регламентации.

Единое Государство отнимает у своих граждан возможность интеллектуального и художественного творчества, заменив его Единой Государственной Наукой, механической музыкой и государственной поэзией.

Незаурядность, талант, творчество – враги порядка, они подвергаются уничтожению. Бунтари излечиваются путём хирургического вмешательства.

Группа «Философы»

Задание. Как устроено «счастливое» общество будущего? Как достигается счастье в романе, как сумело Единое Государство удовлетворить материальные и духовные запросы своих граждан ?

Результаты работы группы

«Счастье – когда нет уже никаких желаний, нет ни одного…»

«В древнем мире – это понимали христиане, единственные наши предшественники: смирение – добродетель, а гордыня – порок, и что МЫ – от Бога, а Я от дьявола».

Материальные проблемы решали в ходе Двухсотлетней войны. Голод победили за счет гибели 0,8 населения - жизнь перестала быть высшей ценностью. Десять нумеров погибли при испытании.

Но победа в Двухсотлетней войне имеет еще одно значение: город побеждает деревню, и человек полностью отчуждается от матери-земли, довольствуясь теперь нефтяной пищей.

5. Общий проект. Представление результатов работы групп (компьютерная презентация)

    Люди не думают о завтрашнем дне, у каждого есть работа и квартира

    Писатели и поэты воспевают красоту и величие государства.

    Торжествует МЫ, уничтожено Я.

    Нет места зависти и злости

    Любовь, душа (как и другие чувства) уничтожены. Любовь – это болезнь души, больных быть не должно!

    Шеренга, униформа.

    Всепроникающая слежка (прозрачные стены домов)

    Подавление личности

    Бюро Хранителей, всеобщее поклонение Благодетелю

    Не люди, а номера (Д-503, О-90, И-330)

6. Подведение итогов. Как автор показал гибельность тоталитарного строя?

Исторический путь человечества непрямолинеен, часто это хаотическое движение, в котором трудно уловить истинное направление. Замятин проследил логический путь этой прямой линии, которая ведёт к Единому Государству. И вместо идеального, справедливого и гуманного общества обнаруживает бездушный казарменный строй, обезличенные «нумера», которые интегрированы в послушное и пассивное МЫ, слаженный неодушевлённый механизм.

Всеобщее благоденствие, решение вечных проблем социальной несправедливости, совершенствование действительности - вот основные проблемы романа-антиутопии. Столкнувшись с невозможностью в короткие сроки переделать мироздание и удовлетворить все потребности человека, утописты приходят к выводу, что легче переделать самого человека: изменить его взгляды на жизнь и на себя самого, ограничить потребности, заставить думать по шаблону.

Однако, как оказалось, человека легче изуродовать и даже испортить, чем переделать. Именно личность становится камнем преткновения и предметом ненависти для любых утопистов, стремящихся расправиться с ее свободной волей, боящихся любых проявлений свободного «Я».

Замятин нарисовал финал развития любого общественного строя, в основание которого заложена идея насилия над человеком. В романе показаны искусственность, противоестественность отношений между людьми, отношений между государством и людьми. Представления о человеческих ценностях искажены.

И всё-таки, завершить урок хотелось бы эпиграфом:

«Живая душа потребует, живая душа не послушается механики» .

7. Домашнее задание :

Вернёмся к записи на доске « XX век стал веком воплощенных антиутопий - в жизни и литературе». А можно ли найти черты антиутопии в нашей жизни?

Напишите сочинение-рассуждение «Проблемы романа Е.Замятина в современном мире».

Приложение 1. Словарь к теме

Утопия – реализация в художественной форме мифа о построении рая на Земле.

Антиутопия – такое описание будущего, где в гротескной форме изображены пороки настоящего, логически доведенные до пугающего абсурда.

Тоталитарный режим – политический строй, беспредельно расширивший свое вмешательство в жизнь граждан, включивший всю их деятельность в объем своего управления и принудительного регулирования.

Энтропия – угасание потенциала жизни, ее вырождение, тупиковая ситуация. Сущность э. в пресечении связей с источниками жизни, блокада, «стена».

Апофеоз (гр. «обожествление») – прославление, возвеличение какого-л. Лица, явления, события.