Синквейн по рассказу тихое утро. Синквейн по рассказу тихое утро Вступительное слово учителя

Разделы: Литература

Класс: 7

Цель урока: формирование у подростков понятия гуманизма на примере конкретного литературного произведения.

Задачи урока:

  1. проследить за мыслями, чувствами и поступками героев;
  2. обратить внимание на роль описаний природы в раскрытии внутреннего мира героев;
  3. воспитать на материале художественного текста гуманистические чувства: любовь и уважение к человеку, сострадание и сопереживание.

Оборудование и материалы: Выставка книг Ю.П.Казакова, учебник Литература 7 класс, ч.2 (автор-составитель В.Я.Коровина), презентация к уроку (Приложение 1 ), музыкальная запись (Мусоргский, “Рассвет на Москве-реке”, Приложение 2 ), доска для записей, экран, проектор, устройство для проигрывания музыки.

Предварительная подготовка: столы в классе необходимо расставить для работы учащихся в группах (4–5 групп).

Нет, не пейзаж влечет меня,
Не краски я стремлюсь подметить,
А то, что в этих красках светит, –
Любовь и радость бытия.
И. Бунин.

1. Стихотворение И. Никитина читает ученик. 2 мин.

Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается.
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается.
Дремлет чуткий камыш. Тишь – безлюдье вокруг.
Чуть приметна тропинка росистая.
Куст заденешь плечом, – на лицо тебе вдруг
С листьев брызнет роса серебристая.
Потянул ветерок, – воду морщит-рябит.
Пронеслись утки с шумом и скрылися.
Далеко, далеко колокольчик звенит.
Рыбаки в шалаше пробудилися,
Сняли сети с шестов, весла к лодкам несут...
А восток все горит-разгорается.
Птички солнышка ждут, птички песни поют,
И стоит себе лес, улыбается.

2. Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, ребята. Добрый день, уважаемые гости.

Мы продолжаем знакомство с творчеством русских писателей второй половины ХХ века. Сегодня на уроке мы проанализируем рассказ Юрия Павловича Казакова “Тихое утро”, который вы прочитали дома.

3. Давайте в начале урока познакомимся с писателем.

Каждому из вас дали карточку с набором утверждений. Вы должны прослушать сообщение о писателе и отметить верные утверждения значком “+”, а неверные значком “–” . 5 мин.

Лекция учителя:

КАЗАКОВ Юрий Павлович родился 8 июля 1927 года в Москве в семье рабочего. Пятнадцати лет Казаков начал учиться музыке – сначала на виолончели, потом на контрабасе, окончил музыкальное училище им. Гнесиных в 1951 и сразу был принят в состав оркестра Музыкального театра им. К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко. В “Автобиографии” он писал: “В роду нашем, насколько мне известно, не было ни одного образованного человека, хотя талантливы были многие”.

Но уже в 1952 его увлекает литературное творчество, он пишет первые произведения и круто меняет свою жизнь.

Поступает в Литературный институт им. М.Горького, который оканчивает в 1958. С этого времени появляются удивительно музыкальные, точные по словесному рисунку и неповторимые по описаниям природы рассказы Ю.Казакова. Рассказ стал его излюбленным жанром.

В 1950–60-е увидели свет книги: “На полустанке”, “По дороге”, “Легкая жизнь”, “Голубое и зеленое”, “Запах хлеба”, “Арктур – гончий пес”, “Двое в декабре” и др.

Особое отношение было у него к русскому Северу. Уже ранние рассказы говорили о любви к этому краю. В 1961 выходит книга очерков “Северный дневник”, которая с годами пополнялась все новыми историями путешествий писателя на рыболовецких сейнерах, героями которых были моряки и рыбаки из Архангельска, Мурманска, островитяне Новой Земли. В 1969 выходит в свет сборник рассказов “Осень в дубовых лесах”, в 1977 – “Во сне ты горько плакал”.

Посмертно была издана книга “Две ночи” (“Разлучение душ”), в которой были собраны еще не опубликованные им произведения, в том числе и незаконченные.

Карточки с набором утверждений (приёмы: “продвинутая” лекция и верные – неверные утверждения).

№п/п Утверждение +/-
1 Юрий Петрович Казаков родился в Москве
2 Юрий Павлович Казаков родился в Москве
3 Казаков играл на виолончели и контрабасе
4 Казаков не имел музыкального слуха
5 Ю.П.Казаков учился в литературном институте им. М.Горького
6 Ю.П.Казаков написал книги “На полустанке”, “По дороге”, “Легкая жизнь”, “Голубое и зеленое”, “Запах хлеба”, “Арктур – гончий пес”, “Двое в декабре” и др.
7 Ю.П.Казаков написал книги: “Хорошее отношение к лошадям”, “Юшка”, “В прекрасном и яростном мире”, “Кукла”
8 Любимый жанр Юрия Казакова – роман
9 Любимый жанр Юрия Казакова – рассказ
10 Юрий Казаков очень любил русский Север
11 После смерти Юрия Казакова продолжали печатать его книги
12 После смерти Юрия Казакова его книги больше не печатали

Зачитываются правильные ответы. 1мин.

Осмысление.

Как правило, в основе его рассказов лежит действительный случай. То же можно сказать и о рассказе “Тихое утро” (1954), о котором мы и поведём речь на сегодняшнем уроке.

Откройте, пожалуйста, уже знакомый вам текст произведения и настройтесь на его анализ, цель которого – уяснение гуманистической проблематики рассказа и извлечение из него нравственных уроков.

Давайте дадим толкование слова ГУМАНИЗМ. 5 мин

(Составление кластера, например: см. Приложение 3 )

5. Прочтем толкование слова “гуманизм” в толковом словаре Ожегова: 2 мин.

Гуманность, человечность в общественной деятельности, в отношении к людям.

Там же: человечный – достойный человека, отзывчивый.

У Даля: гуманный – человеческий, человечный, лЮдский, свойственный человеку истинно просвещенному, человеколюбивый, милостивый, милосердый.

Гуманность – человечность, людскость, благодушие, человеколюбие, милосердие, любовь к ближнему.

6. Вы располагаетесь группами. 5 мин.

Каждая из групп должна сейчас подготовить по 3 “тонких” и 3 “толстых” вопроса по рассказу “Тихое утро”, исходя из гуманистической направленности нашего анализа.

Примеры тонких вопросов:

  1. Кого спас Яшка?
  2. Радовались ли мальчики наступившему утру и рыбалке?
  3. Что послужило поводом для ссоры?
  4. Как вначале поступил Яшка, увидев, что Володя тонет?
  5. Что (какое действие) примирило мальчиков перед рыбалкой?
  6. Что в природе удивляет Володю?
  7. Что в природе радует Яшку?
  8. Как проявляется у мальчиков чувство спасения от опасности?

Примеры толстых вопросов:

  1. Почему утро названо “тихим”?
  2. Почему Яшка обиделся на Володю?
  3. Почему Яшка, увидев, что Володя тонет, сначала убежал?
  4. Что заставило Яшку вернуться?
  5. Почему плакал Яшка после спасения Володи? Как это его характеризует?
  6. Что чувствовал Володя после спасения? Как это его характеризует?
  7. Сравните нравственные качества Яшки и Володи. Чем можно объяснить отличия?
  8. Зачем после рассказа о первой, неудачной попытке спасти Володю автор дает описание прекрасного тихого утра?
  9. Смог бы Яшка жить спокойно после смерти своего приятеля?

7. Физкультминутка: “рыбалка” 2 мин.

8. Группы по очереди задают друг другу сначала тонкие, а затем толстые вопросы, и по мере озвучания вопроса отвечают на них. 10 мин

9. Рефлексия.

10. Итак, какие выводы мы можем сделать, проанализировав рассказ “Тихое утро”?

В своём рассказе “Тихое утро” Ю. П. Казаков затрагивает проблемы совести, долга, любви к ближнему, любви к природе и др., т.е. вечные гуманистические проблемы.

Давайте подведем итог нашего урока, создав синквейны по следующим темам:

  1. Яшка.
  2. Тихое утро.
  3. Володя.
  4. Дружба.
  5. Гуманизм.

Звучит музыка Мусоргского 5 мин.

Представители каждой группы читают синквейны. 3 мин.

11. Вопросы рефлексии: (вариант окончания урока) 4 мин.

  1. Интересно было на уроке или скучно? Почему?
  2. Какие моменты урока особенно понравились, запомнились?
  3. Какие чувства сменялись в вашей душе?
  4. Что вам более всего удалось во время работы на уроке, какие виды деятельности были вами выполнены успешно.
  5. Перечислите в порядке убывания основные проблемы и трудности, которые вы испытывали во время урока.
  6. Какие вопросы и пожелания появились?

Домашнее задание. 1 мин.

Напишите письмо от Яшки к Володе или от Володи Яшке спустя полгода после описанных в рассказе событий.

“Узелок на память” Якова Хелемского.

Никогда не допускай уступок,
Даже в малом будь самим собой,
Побеждает именно поступок,
Зорко управляющий судьбой.

Целеустремлен и беспокоен
Каждый продолжающийся день.
Разные слова, единый корень –
Поступь. Наступление. Ступень.

Принимая всякое решенье,
С вечным риском сочетая труд,
Помни: настоящее движенье
Люди поступательным зовут.

Дополнительные задания:

  1. Найти в тексте незнакомые слова, объяснить их. Зачем они используются в этом тексте?
  2. Что бы вы изобразили (и какими красками), если бы вас попросили нарисовать совесть, радость, тишину, страх, дружбу, помощь?

Использованные материалы:

  1. Аникина С. М., Золотарева И. В . Поурочные разработки по литературе. 7 класс. М., “Вако”, 2005, с. 253–254, 340–341.
  2. Баранова С. В. Трудный путь к любви истинной. Рассказ Ю. П. Казакова “Тихое утро”. VII класс. “Литература в школе”, 2001, № 2, с. 36–38.
  3. Россинская В. С. “И некому было крикнуть о помощи…” К изучению рассказа Ю. Казакова “Тихое утро” в VII классе. “Литература в школе”, 1994, № 5, с. 82–84.
  4. Турьянская Б. И., Комисарова Е. В., Холодкова Л. А. Литература в 7 классе. Урок за уроком. М., “Русское слово”, 1997, с. 232–236.
  5. Элементы презентации Судаковой С.Р., МОУ СОШ № 5 г. Светлый Калининградской обл.

«Биография Гоголя» - Гоголь на террасе виллы. Отец писателя. Н.В.Гоголь. Ревизор. Основные произведения. Гоголь уезжает из Петербурга в Германию. Родился в местечке Великие Сорочинцы. Похороны писателя. Департамент государственного хозяйства. Денежные затруднения. Электронные учебные материалы. Дом №7 на Никитском бульваре.

«Средневековая лирика» - Разновидности певцов. Поэтические источники. Церковь. Монастыри. Трубадуры. Немного о миннезингерах. Имена. Carmina Burana. Наиболее известные трубадуры. Куртуазная любовь. Выдающиеся ваганты. Труверы. Причины упадка. Наиболее известные труверы. Ваганты. Рыцарский замок. Безымянная альба. Крестовая песня.

«Остер» - В 1969 г. возвращается в Одессу. Принимал участие в создании президентского сайта для детей в 2004 году. Будущий писатель родился в Одессе в семье портового механика. В 1975 г. вышла первая детская книжка. Учится заочно. М. Горького на отделение драматургии. Сегодня мы поговорим о г.остере. Григорий Бенционович Остер, Россия, 27.11.1947.

«Былинные герои Руси» - Период развития. Герои Древней Руси. Мифология. Анкетирование. Причастность к древним традициям. Киево- Печерская лавра. Исследование. Былины и герои Древней Руси. Илья Муромец. Киевская Русь. Что такое былины. Герои былин. Русское воинство. Былинный образ.

«История жизни Тургенева» - Полина Виардо. Родители И.С. Тургенева. Литературное наследие Тургенева. Аннибалова клятва. Знания учащихся. В дороге. Тургеневу идет 5-й год. Журнал «Современник». Блестящее образование. Иван Сергеевич Тургенев. Нет счастья вне родины. Тургенев умер. Мы еще повоюем. 1818 год в русской литературе. Петр Первый русской литературы.

«Гераскина «В стране невыученных уроков»» - Сказочная повесть. Приговор. Презентация книги. Ошибки Вити. Учебники. В сказочной стране. Главные герои. Мы познакомились с глаголом повелительного наклонения. Как на мою книжную полку попала эта книга. Хлебное дерево. Задачки. Было над чем подумать. Витя Перестукин вернулся из путешествия. Я согласен с Витей Перестукиным.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Школа №9 г.о.Самара

Конспект урока по рассказу Ю Казакова «Тихое утро»

Учитель: Богданович Л.П.

Тема урока:

Гуманизм и проблематика рассказа Ю.П.Казаков «Тихое утро»

Цель урока:

Формирование у учащихся понятия гуманизма на примере конкретного литературного произведения

Задачи урока:

1.Обучать учащихся использованию разнообразных художественно-выразительных средств, нахождению их в произведении, умению формулировать проблемы, раскрытые в произведении.

2.Развивать умение объяснять литературоведческие понятия и доказывать примерами из текста.

3. Воспитывать любовь к природе, гуманистические чувства: любовь и уважение к человеку, сострадание и сопереживание.

Оборудование:

а) рисунки учащихся;

б) проектор, экран, компьютер, кинофильм

в) классная доска с оформлением по теме урока

Оформление доски:

1. Запись темы урока:

Гуманизм и проблематика рассказа Ю.П.Казакова «Тихое утро»

2. Рисунки учащихся к рассказу «Тихое утро»

3. Перечень произведений писателя.

-«На полустанке»;

-«По дороге»;

-«Легкая жизнь»;

-«Голубое и зелёное»;

-«Запах хлеба»;

-«Двое в декабре»;

-«Арктур - гончий пес»

а).Сборники рассказов:

-«Северный дневник»;

-«Осень в дубовых лесах»;

-«Во сне ты горько плакал»

-«Две ночи»

4.Эпиграф к уроку:

Нет, не пейзаж влечёт меня,

Не краски я стремлюсь подметить,

А то, что в этих красках светит,-

Любовь и радость бытия.

5. Предварительная работа: столы расставлены для работы в группах.

Ход урока

1.Вступительное слово учителя.

Мы продолжаем знакомиться с творчеством русских писателей второй половины ХХ века.

Сегодня проанализируем рассказ Юрия Павловича Казакова «Тихое утро».

Что мы уже знаем о писателе Ю.П.Казакове?

2.Сообщение ученика

Казаков Ю.П. родился 8.07.1927 г. в Москве в семье рабочего. Пятнадцати лет Казаков начал учиться музыке: сначала на виолончели, потом на контрабасе, окончил музыкальное

Училище им. Гнесиных в 1951 и сразу был принят в состав оркестра им. К.С.Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. В 1952 году его увлекает литературное творчество. Поступает в Литературный институт им. М.Горького, который оканчивает в 1958 г. С этого времени появляются удивительно музыкальные, точные по словесному рисунку и неповторимые по описаниям природы рассказы. Рассказ стал излюбленным жанром Казакова. Особое отношение было у него к русскому Северу, героями его рассказов были моряки, рыбаки из Архангельска, Мурманска, островитяне Новой Земли.

Список произведений см. на доске.

3.Учитель .

(На экране слайды с репродукциями картин художников-пейзажистов))

Русская природа с давних времен привлекала прозаиков и поэтов своей одухотворенной простотой. В самом названии «Тихое утро» запечатлено одно из явлений природы. Но такое название дано писателем не для того чтобы точно определить время действия.

Тишина утра позволяет Ю.Казакову увидеть красоту природы.

Природа не является обычным фоном. Пейзаж помогает писателю раскрыть психологическое состояние героев, передать их эмоциональные переживания.

В рассказе «Тихое утро» лежит действительный случай.

4. Ученик читает стихотворение И.Никитина

Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.

Белый пар по лугам расстилается.

По зеркальной воде, по кудрям лозняка

От зари алый свет разливается.

Дремлет чуткий камыш. Тишь – безлюдье вокруг.

Чуть приметна тропинка росистая.

Куст заденешь плечом,- на лицо тебе вдруг

С листьев брызнет роса серебристая.

Потянул ветерок, - воду морщит, рябит.

Пронеслись утки с шумом и скрылися.

Далеко, далеко колокольчик звенит.

Рыбаки в шалаше пробудилися,

Сняли сети с шестов, весла к лодкам несут…

А восток всё горит-разгорается.

Птички солнышка ждут, птички песни поют,

И стоит себе лес улыбается.

5.Учитель.

Цель анализа текста – уяснить гуманистическую проблематику рассказу. Но чтобы нам успешно выполнить данное задание, следует разобраться в значении слова ГУМАНИЗМ,

Для этого нам предстоит составить КЛАСТЕР

6.Учащиеся. Кластер

Вывод: Итак, слово гуманизм мы растолковали, нам еще предстоит выявить и обозначить проблемы рассказа

7. Работа с текстом

Учитель (фронтальная беседа)

Повествование в рассказе начинается с описания тумана

б) Что символизирует собой туман?

в) Что еще вызывает тревогу? (Омут)

г) Что рассказывает Яша, верит ли в обитание в реке осьминога Володя? (Нет. Володя более начитанный мальчик)

д) Почему Володя молча соглашается с утверждением Яшки об осьминоге?

е) Докажите примерами, что Яшка лучше знает деревенскую жизнь.

ё) Как это характеризует мальчиков? (Яшка наблюдательный, Володя начитанный)

ж) В каком эпизоде высказана горячая любовь Яшки к своей деревне?

(«вода из колодца самая вкусная именно здесь»)

з) Что еще настораживает в природе?

(Место выбрали неудачное, земля ползла под ногами. Какой вывод можно сделать,

действительно ли опытный рыбак Яшка?)

и) Какой художественный прием использует автор при описании природы?

(антитеза: туман – река звенела, омут - порозовело)

Вывод: Радовались ли мальчишки наступившему утру, рыбалке?

Рыбалка для мальчишек – это всегда праздник, тем более для городского мальчишки.

8.Нахождение и объяснение художественных приемов и средств в тексте

Что означает слово «куга»? (осока), бочага (омут) ? Как называется такое художественное средство? (диалекты)

Антитеза: туман - «река звенела», омут -«река волновалась»,

«тяжкие всплески», «черная вода – река порозовела».

Метафора:

- «Они прошли по деревне, и туман отступал… будто скупой хозяин»

Сравнение:

-«Деревня, будто пуховым одеялом была укутана»

Олицетворение:

«Тяжкие всплески»

9.Кинофильм «Тихое утро»

10. Беседа.

Как вначале поступил Яшка, увидев, что Яшка тонет?

(он замер, попятился)

Почему вначале испугался, убежал?

(боялся осьминогов)

Что заставило Яшку вернуться?

(долг)

Почему он оттолкнул от себя Володю в воде?

(мог утонуть вместе с ним)

Какую ошибку допустил Яшка?

(нельзя подплывать к утопающему спереди)

Почему он снова нырнул в воду?

(совесть)

Как нужно оказывать помощь утопающему?

(плакат «Первая помощь утопающему»)

Почему плакал Яшка?

(Перенервничал)

А Володя?

Как заканчивается рассказ?

Подберите подходящее слово к концовке предложения

На экране:

В это тихое утро кругом царил… (покой)

Вывод: Вот теперь наступила гармония в природе, во взаимоотношениях человека и природы, во взаимоотношениях между мальчиками.

11. Фишбоун

Гуманизм

Проблема

Проблема

Проблема

ближнему

Проблема любви к природе

НРАВСТВЕННОСТЬ

Сначала убежал

Оттолкнул Володю от себя

Плакал от

Тихое утро –

12.Работа по развитию речи.

Синквейн.

1Найдите в тексте ключевые (Яшка деревенский, Володя городской, тихое утро, туман, рыбалка, река, омут, осьминоги, вода...)

Приведите примеры из текста.

1.Что такое синквейн, какие требования к форме составления синквейна?

(пятистишие,

Фраза, термин,

Два прилагательных,

Три глагола,

Пословица или афоризм)

2. Назовите ключевые слова:

Тихое утро,

Яшка, Володя,

Гуманизм

3. Пословицы о дружбе (домашнее задание)

4. Синквейн

Задание первой группе.

«И не было друга дороже…»

Задание второй группе

« И некому крикнуть о помощи…»

Например:

1. И не было друга дороже.

Яшка деревенский, Володька городской,

Тихая погода, чёрная вода,

Рыбачили, тонули, спасались как могли

Друг познается в беде.

Например:

2. И некому крикнуть о помощи.

Желанная рыбалка, черная вода,

Спорили, мирились, грянула беда,

Выручил я друга – свой он навсегда

Сам погибай, а друга выручай.

13.Подведение итогов

Почему Володя стал самым дорогим человеком?

(Наступила гармония во взаимоотношениях природы и человека. Спокойно в природе, спокойно на душе у Яшки, он повзрослел, проявив самые лучшие качества характера, придя на помощь другу)

14 Домашнее задание.

1.Первая группа.

Написать письмо от Володи к Яше.

2.Вторая группа

Написать письмо от Яшки к Володе.

Сорокина Лариса Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ ООШ с. Пестровка
Населённый пункт: с. Пестровка Камешкирский район Пензенская область
Наименование материала: конспект урока литературы
Тема: Ю.П.Казаков "Тихое утро"
Дата публикации: 14.12.2016
Раздел: среднее образование

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Класс – 7 Предмет- литература (внеклассное чтение)
Тема:
Ю.П.Казаков «Тихое утро». «Два мальчика - два разных жизненных опыта, два разных характера».
Цель
: раскрыть проблему взаимоотношений Яшки и Володи, проследив за их мыслями, чувствами и поступками, найдя и исследуя «точки» их нравственных « взлетов» и «падений».
Задачи:

обучающие:
раскрыть образы главных героев, способствовать формированию навыка формулировать ответы на вопросы и их аргументацию, стимулировать познавательную активность обучающихся через решение проблемных ситуаций в работе с текстом;

-развивающие:
развивать творческое воображение, речь и мышление учащихся, коммуникативную компетентность через работу в группах, развивать умение строить собственное высказывание, рассуждать, высказывать свою точку зрения;
- воспитывающие
: познакомить с нравственными проблемами, которые автор поднимает в своих произведениях, воспитывать чувство дружбы и взаимовыручки; Ход урока. 1.
Орг.момент
.
Мотивация к учебной деятельности

1 слайд
- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Начинаем наш урок. (звучит тихая музыка) Ребята, сядьте поудобнее, закройте глаза, вспомните своих близких и друзей. Я смотрю, у многих появилась на лице улыбка. Откройте глаза, если в классе есть ваши друзья, улыбнитесь им. А я дарю вам голубей, чтобы у вас было еще больше друзей. Какое настроение у вас сейчас?
(показывают смайлики
J L
.)

2.Сообщение темы урока, цели. Постановка проблемного вопроса.

2 слайд
-Дома вы прочитали рассказ Ю.П.Казакова «Тихое утро
».
-Кто главные герои рассказа? -Как вы думаете, наши герои, Яша и Володя, одинаковые? -Похожи друг на друга? -Как будет звучать тема нашего урока?
3-4слайд
-Молодцы. Откройте тетради и запишите тему урока:
: Ю.П.Казаков «Тихое

утро».

Два мальчика- два разных жизненных опыта, два разных характера.

В процессе работы на уроке мы должны раскрыть проблему взаимоотношений Яшки и Володи, проследив за их мыслями, чувствами и поступками, найдя и исследуя «точки « их «взлетов» и «падений». 3.
Актуализация знаний. 5 слайд
Познакомимся с биографией и творчеством Ю.П.Казакова КАЗАКОВ, ЮРИЙ ПАВЛОВИЧ - русский писатель. Родился 8 августа 1927 в Москве в семье рабочего. В автобиографии писал: «В роду нашем, насколько мне известно, не было ни одного образованного человека, хотя талантливы были многие». Отрочество Казакова совпало с годами Великой Отечественной войны. Воспоминания об этом времени, о ночных бомбежках Москвы воплотились в незавершенной повести «Две ночи». Пятнадцати лет Казаков начал учиться музыке, даже окончил музыкальное училище им. Гнесиных. Но вскоре понял, что музыка – не его призвание и в конце 1940-х годов Казаков начал писать стихи, в т.ч. стихотворения в прозе, пьесы. Еще студентом Казаков начал публиковать свои первые рассказы – «Голубое и зеленое» (1956), «Некрасивая» (1956) и др. Вскоре вышла его первая книга « Арктур – гончий пес» (1957). Рассказ стал его излюбленным жанром, мастерство Казакова-рассказчика было бесспорным. При жизни Казакова было издано около 10 сборников его рассказов. Умер Казаков в Москве 29 ноября 1982.
6 слайд
Ю.П.Казаков - писатель честный, правдивый, искренний, не утаивающий ничего невыгодного для своих героев. Его волнуют нравственные проблемы. Как нужно жить? Какими качествами нужно обладать? Что лежит в основе человеческого поведения? Что такое ДОБРО? Что такое ЗЛО? Как правило, в основе его рассказов лежит действительный случай, то же можно сказать и о рассказе «Тихое утро». Чтобы вы смогли более глубоко проникнуть в душевный мир героев, осмыслить их психологическое состояние, предлагаю обсудить ряд вопросов.
4. Работа по вариантам.
1 в: Что такое ДОБРО?
ДОБРО- поступки, совершаемые нами во благо

других, даже если при этом мы должны жертвовать собой.
2 в: Что такое ЗЛО?
ЗЛО- поступки, совершаемые нами во вред другим для

достижения собственных целей.

Проверка- 7-8 слайд
- Где существует добро и зло – во внешнем окружающем мире или в душе человека?
9 слайд
-
Читаем высказывание Александра Исаевича Солженицына(на доске)

«…Линия, разделяющая добро и зло, проходит не между государствами,

не между партиями, она проходит через каждое человеческое сердце…»
- Можно ли однозначно оценивать человека, добрый он или злой? (нельзя, в душе человека постоянно происходит борьба добра и зла, человеку свойственны и нравственные «взлеты» и нравственные «падения») -Вот сейчас мы и проследим за разными поступками и чувствами наших героев.
10 слайд

Кейс- задания группам:
Рассказ можно разделить на 10 смысловых частей (указаны)+ диаграмма - Проследите по тексту рассказа за поступками, мыслями, чувствами героев, отвечая на вопросы, найдите, «точки» нравственных « взлетов» и «падений» в разных ситуациях, описанных в рассказе. Обозначьте их на листе бумаги в виде ломаной линии (взлет- линия вверх красного цвета, падение- линия вниз синего цвета)- 10 мин.
Физкультминутка
. Прежде, чем выслушать докладчиков групп, проведем физкультминутку.
11-12 слайд

Проверка. 13 слайд

1 группа
- «Взлеты и падения Яшки»- показывает схему и отвечает на вопросы (вопросы на листочках даны в группы)
« Прекрасное утро»
: Каким было настроение Яшки после пробуждения и почему? Какие слова помогают понять это настроение? Зачитать описание утра. (настроение было добрым, радостным, веселым, утро показалось прелестным) «
Яшка будит Володю»:
Почему прелесть утра для Яшки была отравлена? Что его разозлило? (он не получил ожидаемого признания) - Найдите слова, передающие раздражительное состояние Яшки. (выразительное чтение) (Яшка разозлился, зло ответил, съязвил и т.д.)
«У колодца»
: Как и почему изменилось отношение Яшки к Володе?
«По дороге на рыбалку»:
Какими своими знаниями об окружающем мире, о природе поделился деревенский житель Яшка с москвичом Володей? Найдите описание природы и определите роль пейзажа в этом отрывке. (между мальчиками возникли добрые отношения, красота утра их радует, солнце взошло, стало светло, стало спокойно на душе у мальчишек, злость уснула. Природа созвучна настроению героев).
«Омут»:
Найдите описание омута. Какое настроение оно создает у героев? (тревожное состояние, рассказ Яшки про осьминога)
«
Рыба ушла», «Лещ» и «Ком земли»-
Все изменения в настроении Яшки теперь связаны с рыбалкой. Проследите за этими изменениями. «
Володя тонет»:
- Какие чувства испытывает Яшка, понимая, что Володя тонет? - Почему, не пробежав и 10 шагов, Яшка остановился, будто споткнувшись, чувствуя, что, « убежать никак нельзя»? (Яшка понял, что жизнь Володи зависит только от него). - Найдите слова, показывающие, что Яшке страшно (зачитать) «

: Почему Яшка плачет так горько и безутешно? Можно ли сказать, что слезы свидетельствуют о слабости характера? (Яшка еще всерьез не встречался с жизнью, с ее суровостью, непредсказуемостью, он испытал чувство страха за жизнь Володи, он ужасался мысли, что Володя мог утонуть, жалел его) Яшка плачет от радости, что сумел спасти Володю.
2 группа –
«Взлеты» и «падения» Володи»- показывает схему и объясняет.
«Прекрасное утро»
,
«Яшка будит Володю»:
- Как Володя реагирует на раздражительное отношение к себе Яшки вначале (
рано
) и по пути к колодцу? Что чувствовал? (выборочное чтение)
«У колодца»
: Как повел себя Володя у колодца? Чему завидовал и чем восхищался Володя, глядя на Яшку?
« По дороге на рыбалку»:
Какими своими знаниями об окружающем мире, о природе поделился деревенский житель Яшка с москвичом Володей? Как слушал его Володя?
«Омут»:
Найдите описание омута. Какое настроение оно создает? Какое состояние было у Володи, когда он слушал рассказ об осьминоге?(тревожное состояние, рассказ Яшки про осьминога) «
Рыба ушла»
: Как ведет себя Володя, глядя на Яшку, пытавшегося безуспешно вытянуть рыбу.
«Лещ»:
Какое чувство испытал Володя, когда увидел леща?
«Ком земли»:
Как описывает автор неожиданное падение Володи? Какие чувства? «
Володя тонет»:
Какие чувства испытывает Володя, упав в воду? Страшно ли Володе? «
Спасение Володи. Истинная любовь»
: Почему Володя, глядя на Яшку, тоже плачет горько и безутешно? Что он понимает?
14 слайд

Подсчет количества взлетов и падений у мальчиков.
-Почему у Яшки, грубого и дерзкого мальчишки, взлетов больше, чем падений, а у Володи, деликатного, культурного и спокойного мальчика, – наоборот? После выступления обеих групп, делается вывод.
Что

объединило

мальчиков? Из чего рождается истинная любовь?

15 слайд

Вывод: Из чувства жалости и сострадания рождается любовь к человеку,

любовь к ближнему.

16 слайд

- Прогнозирование:
Заглянем в будущее героев. Как вы думаете, ребята, какими людьми они вырастут? (добрыми, смелыми, мужественными)
6. Закрепление. Синквейн

17-18 слайды
1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного. 2 строка – два прилагательных. 3 строка – три глагола. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное. 1 группа- Яшка. 2 группа- Володя. Зачитывают.
7. Подведение

итога урока. Слайд 19

Рефлексия.
Я узнал… Я запомнил… Я смог…
--Что же хотел показать нам автор в этом рассказе?

любой ситуации человеком. Вам предстоит немало преодолеть в жизни,

важно - не потерять свое лицо.

8. Оценки.
Ребята, вы сегодня хорошо работали на уроке все. Но оценки ваши будут зависеть от степени вашей активности. Я считаю, что высокую степень активности сегодня проявили:… Оценка-5. Остальным-4
21 слайд

Домашнее задание.
Составить в таблице, используя цитаты из рассказа, сравнительную характеристику героев. (По смысловым частям) Смысловые части Яшка Володя «Прекрасное утро» «Яшка будит Володю» «У колодца» «По дороге на рыбалку» «Омут» «Рыба ушла» «Лещ» «Ком земли» «Володя тонет» «Спасение Володи. Истинная любовь»
Приложения Распределите обязанности: 
Организатор:

Чтец:
Докладчик:

Хронометрист:
следит за временем. 
Чертежник:
чертит диаграмму.

Кейс – задание

для группы № 1.

Тема:

«Нравственные «взлеты» и «падения» ЯШКИ (по рассказу

Ю.Казакова «Тихое утро».
«Прекрасное утро»
Каким было настроение Яшки после пробуждения и почему? Какие слова помогают понять это настроение?
«Яшка будит Володю»
Почему прелесть утра для Яшки была отравлена? Что его разозлило?
«У колодца»
Как и почему изменилось отношение Яшки к Володе?

«По дороге на рыбалку»
Какими своими знаниями об окружающем мире, о природе поделился деревенский житель Яшка с москвичом Володей?
«Омут»
Найдите описание омута. Какое настроение оно создает у героев? «
Рыба ушла», «Лещ» и «Ком

земли»
Все изменения в настроении Яшки теперь связаны с рыбалкой. Проследите за этими изменениями. «
Володя тонет»
Какие чувства испытывает Яшка, понимая, что Володя тонет? Почему, не пробежав и 10 шагов, Яшка остановился, будто споткнувшись, чувствуя, что « убежать никак нельзя «
Спасение Володи. Истинная

любовь»
Почему Яшка плачет так горько и безутешно? Можно ли сказать, что слезы свидетельствуют о слабости характера? Обозначьте «взлеты» и «падения» на листе бумаги в виде диаграммы (взлет – красная линия вверх, падение- синяя линия вниз) Подсчитайте количество «взлетов» и «падений». Подготовьте выступление.
Распределите обязанности: 
Организатор:
руководит обсуждением, следит за тем, чтобы группа не отвлекалась от выполнения задания, вовлекает в работу всех членов группы; 
Чтец:
читает вслух задания, а также цитаты из текста в подтверждение слов докладчика. 
Докладчик:
записывает ответы,рассказывает, что решила группа. 
Хронометрист:
следит за временем. 
Чертежник:
чертит диаграмму.
При этом все отвечают на вопросы, обсуждают.

Кейс – задание

для группы № 2.

Тема:

«Нравственные «взлеты» и «падения» ВОЛОДИ (по рассказу

Ю.Казакова «Тихое утро».
Проследите по тексту рассказа за поступками, мыслями, чувствами героя, найдите «точки» его нравственных « взлетов» и «падений» в разных ситуациях, описанных в рассказе. Ситуация (смысловые части рассказа) Вопросы для обсуждения. Практическое задание.
«Прекрасное утро», «Яшка будит

Володю»
Как Володя реагирует на раздражительное отношение к себе Яшки вначале и по пути к колодцу? Что чувствовал?
«У колодца»
Как повел себя Володя у колодца? Чему завидовал и чем восхищался Володя, глядя на Яшку?

«По дороге на рыбалку»
Какими своими знаниями об окружающем мире, о природе поделился деревенский житель Яшка с москвичом Володей? Как слушал его Володя?
«Омут»
Найдите описание омута. Какое настроение оно создает? Какое состояние было у Володи, когда он слушал рассказ об осьминоге? «
Рыба ушла»
Как ведет себя Володя, глядя на Яшку, пытавшегося безуспешно вытянуть рыбу.
«Лещ»

«Ком земли»
Какое чувство испытал Володя, когда увидел леща? Как описывает автор неожиданное падение Володи? Какие чувства? «
Володя тонет»
Какие чувства испытывает Володя, упав в воду? Страшно ли Володе? «
Спасение Володи. Истинная

любовь»
Почему Володя, глядя на Яшку, тоже плачет горько и безутешно? Что он понимает? Обозначьте «взлеты» и «падения» на листе бумаги в виде диаграммы (взлет – красная линия вверх, падение- синяя линия вниз) Подсчитайте количество «взлетов» и «падений». Подготовьте выступление.
Лист самооценки работы на уроке (пример) Артамошкиной Надежды. Виды работы на уроке Задание №1 Развернутый ответ на вопрос («добро»-«зло »). Задание №2 Анализ поведения героев («взлеты» и «падения» Задание №3 Синквейн Устные ответы Наибольше е количество баллов по всем видам работ Фактическое количество баллов Оценка 20 «5»-19-20 б. «4»-15-18 б. «3»-10-14 б. «2»-ниже 10 б.

Помогите пожалуйста, составить синквейн к рассказу Ю. П. Казакова "Тихое утро". Заранее вам большое спасибо! и получил лучший ответ

Ответ от Боевое Яйцо[гуру]
Казаков Ю. П.
Тихое утро
Ранним утром, когда в избе было еще темно, и мать не доила корову, Яшка встал, отыскал свои старые штаны и рубаху, поел хлеба с молоком и, взяв удочки, вышел из избы. Накопал червей и побежал к сараю, где на сеновале спал его друг Володя.
-А не рано? - сипло спросил тот спросонья.
Яшка рассердился: он встал на час раньше, червей накопал, хотел показать этому вежливому москвичу самые рыбные места. Яшка ж лучший рыболов во всем колхозе, только покажи, где ловить, - яблоками забросают. А этому - за «пожалуйста» , и он еще не доволен. На рыбалку идет в ботинках!
- Ты бы еще галстук надел! - съязвил Яшка и хрипло засмеялся. - У нас рыба обижается, когда к ней без галстука суешься.
Однако Яшка не злой, он хвалится Лучшим, что есть в его родной деревне: самой вкусной в мире колодезной водой, ловлей дроздов сеткой, двухметровым сомом, которого завклубом видел в бочаге - подумал, что крокодил... Рассказывает Яшка про Федю-тракториста, который ночью работал при свете фар, проснулся - и опять в поле.
Володя вдруг начинает чувствовать, как славно проснуться рано и выйти из дому, а еще лучше - побежать, взвизгивая от восторга.
Яшка привел московского гостя к бочагу (омуту) и стал рассказывать, что этот омут всех засасывает - такая там вода ледяная, не отпускает от себя. И еще на дне - осьминоги.
-Осьминоги только... в море, - неуверенно сказал Володя.
-А Мишка видал! ..Из воды щуп, и по берегу вот шарит... Хотя, наверное, он врет, я его знаю, - несколько неожиданно заключил Яшка.
Забросили удочки. У Яшки клюнуло - да сорвалось. Ждали-ждали поклевки, устали - воткнули удочки в землю. Тут опять клюнуло. Яшка вытащил здорового леща. А Володина удочка вместе с комом земли поползла в воду. Мальчик попытался спасти ее,- и ухнул в омут. Яшка рассердился на него, и вдруг увидел, что его приятель тонет. Он бился, захлебывался и издавал страшные звуки: «Уа-а-а... Уа-а-а... » Мысль об осьминогах мелькнула в голове деревенского мальчишки. Он бросился вверх звать на помощь, но никого не было.
Когда Яшка вернулся, на поверхности воды виднелась только Володина макушка. Яшка прыгнул в воду, схватил Володю, но тот так отчаянно и сильно за него уцепился, так дико стал карабкаться ему на плечи, что чуть не утопил. Яшка оторвал от себя утопающего, ударил его ногой в живот и бросился к берегу. Посмотрел на воду - на ее поверхности поднимались пузырьки. Яшка подумал, что утопил товарища, и нырнул. Он нашел Володю запутавшимся в траве на дне. Вытащил его на берег, стал делать искусственное дыхание, трясти вниз головой. Наконец изо рта утопленника хлынула вода и он пришел в себя.
Оба мальчика разрыдались.
- Как я тону-у-л!
- Да-а... - выговорил Яшка... - ты уто-о... утопать... а мне тебя спа-а... спаса-а-ать.. .
«Светило солнце, пылали кусты, обрызганные росой, и только вода в омуте оставалась все такой же черной...»