Кто воскресит раскольникова к новой жизни. Умения, необходимые для успешного написания сочинений

Задание № 699

Что помогает Раскольникову воскреснуть для «новой жизни»?


Пояснение
Баллы
2
1
0
2
1
0
2
1
0
Максимальный балл 6

Пример 1. Раскольникову воскреснуть для «новой жизни» помогает любовь Сони.

Выпускник начинает отвечать на вопрос в правильном направлении: указывает одну из причин воскрешения Родиона Раскольникова к «новой жизни». Однако ответ лишен аргументов.

Пример 2.

Раскольников воскресает для новой жизни, потому что его сердце наполнено новым чувством. Это не чувство пустоты и одиночества. Это светлое чувство - любовь «заключало бесконечные источники жизни для другого». Любовь дала новые силы Раскольникову для борьбы с жестоким миром, у героя появился «новый» смысл жизни.

Экзаменуемый отвечает на вопрос, поставленный в задании, однако делает это поверхностно. Выпускник указывает, что спасением для Раскольникова стала любовь, но он не объясняет, что любовь в романе Достоевского трактуется как чувство многогранное, в том числе как любовь христианская, к которой приблизила Раскольникова Соня Мармеладова. Экзаменуемый крайне неубедительно обосновывает свои тезисы, ограничивается общими фразами, практически не привлекая текст произведения.

В работе есть речевые ошибки: неудачное построение второго и третьего предложений, многократный повтор слов: «новый», «чувство».

Оцените это решение в баллах:

Пример 3.

Раскольников создал бесчеловечную теорию деления людей на «сильных мира сего» и «тварей дрожащих», позволяющую «кровь по совести». Раскольников воплощает свою теорию в жизнь, убив старуху–процентщицу, но то, что он сделал, мучает его неимоверно. Он испытывает испепеляющие его душу муки совести, что говорит о том, что нравственно он не погиб окончательно. Раскольников сумел отказаться от столь жестокой теории с помощью Сони Мармеладовой. Соня является носительницей христианской нравственности, она считает, что нужно смириться, что надо начинать менять мир к лучшему с себя. Столкнувшись с таким мировоззрением Раскольников постепенно меняется, воскресает для «новой жизни».

Экзаменуемый обнаружил понимание проблемы, предложенной в вопросе. Он четко сформулировал ответ, основанный на правильном понимании авторской позиции, и убедительно аргументировал его с опорой на текст произведения. В речевом отношении работа несовершенна, так как содержит несколько необоснованных повторов одних и тех же слов («Раскольников» - в первом и втором предложениях, «что» - в третьем предложении).

Оцените это решение в баллах:

Пример 4.

Раскольникову помогает воскреснуть к новой жизни любовь и преданность Сони Мармеладовой, ее убежденность и непоколебимая уверенность в истинности именно христианских ценностей: любви к ближнему, самопожертвования ради близкого человека. Тот факт, что Соня отправляется вместе с ним на каторгу, делит с ним все трудности и лишения жизни в том суровом мире становится причиной того, что Раскольников поверил в искренность ее чувств. Более того, он принимает ее ценности и отказывается от не дававших ему покоя идей. Именно своими поступками и силой своих чувств Соня помогает Раскольникову поверить, что именно христианские ценности помогают человеку выжить в суровом и жестоком мире.

Экзаменуемый подробно ответил на вопрос задания, обосновал свои суждения текстом, не допустив при этом фактических ошибок.

Анализ работы по второму критерию показал, что выпускник допускает неуместный повтор слова «именно» в последнем предложении.

Оцените это решение в баллах:

Задание № 2176

Что такое «обломовщина»?


Пояснение
Критерии оценивания выполнения задания Баллы
1. Соответствие ответа заданию
Ответ на вопрос дан и свидетельствует о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения, авторская позиция не искажена 2
Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей, но не позволяет судить о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения, и/или авторская позиция искажена 1
Ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей 0
2. Привлечение текста произведения для аргументации
Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., фактические ошибки отсутствуют 2
Для аргументации текст привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании,

И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка

1
Суждения не аргументированы текстом произведения,

И/ИЛИ допущено две и более фактические ошибки

0
3. Логичность и соблюдение речевых норм
Отсутствуют логические, речевые ошибки 2
Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, и/или речевая) - суммарно не более двух ошибок 1
Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов) 0
Максимальный балл 6

Пример 1.

«Обломовщина» - это со­сто­я­ние души человека, ко­то­рый просто лежит на кро­ва­ти и ни­че­го не делает, де­лать не хочет и даже не осо­зна­ет то, что нужно что–то делать. Че­ло­век бездельничает не оттого, что он болен или устал, а потому, что это его обыч­ное состояние души. И он счи­та­ет свое по­ве­де­ние нормальным.

Суть во­про­са и спе­ци­фи­ка задания по­ня­ты выпускником. Но текст от­ве­та свидетельствует о по­верх­ност­ном понимании ав­тор­ской идеи и не со­дер­жит убедительного обос­но­ва­ния с опо­рой на ли­те­ра­тур­ное произведение.

Ответ оце­ни­ва­ет­ся 1 бал­лом (1+0).

Оцените это решение в баллах:

Задание № 2178

О чем пре­ду­пре­жда­ет Чехов в своем рас­ска­зе «Ионыч»?


Пояснение
Критерии оценивания выполнения задания Баллы
1. Соответствие ответа заданию
Ответ на вопрос дан и свидетельствует о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения, авторская позиция не искажена 2
Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей, но не позволяет судить о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения, и/или авторская позиция искажена 1
Ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей 0
2. Привлечение текста произведения для аргументации
Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., фактические ошибки отсутствуют 2
Для аргументации текст привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании,

И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка

1
Суждения не аргументированы текстом произведения,

И/ИЛИ допущено две и более фактические ошибки

0
3. Логичность и соблюдение речевых норм
Отсутствуют логические, речевые ошибки 2
Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, и/или речевая) - суммарно не более двух ошибок 1
Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов) 0
Максимальный балл 6

Пример 1.

Страшное зло че­ло­ве­че­ских душ по­ка­зы­ва­ет Чехов в рас­ска­зе «Ионыч». Семья Туркиных, слы­ву­щая в го­ро­де С. самой об­ра­зо­ван­ной и талантливой, оли­це­тво­ря­ет мир, об­ре­чен­ный на бес­ко­неч­ное по­вто­ре­ние од­но­го и того же. Ни любви, ни ис­кус­ства в ис­тин­ном смыс­ле этих слов в рас­ска­зе нет, но зато в из­быт­ке ими­та­ция и того и другого. Семья Тур­ки­ных дей­стви­тель­но вы­де­ля­ет­ся на фоне го­ро­да С, но если она - вершина, то как же низко пала эта не­склад­ная жизнь. Город С. про­пи­тан ленью и од­но­об­раз­ной жизнью.

Автор ра­бо­ты по­ни­ма­ет суть задания, но вме­сто пря­мо­го от­ве­та на по­став­лен­ный во­прос («О чем пре­ду­пре­жда­ет Чехов?») рас­ска­зы­ва­ет о пош­ло­сти жизни семьи Туркиных. «Предупреждение» Че­хо­ва за­тро­ну­то лишь кос­вен­но («низко пала эта не­склад­ная жизнь»). Низ­кий уро­вень от­ве­та не поз­во­ля­ет оце­нить его по ре­че­во­му критерию. В учеб­ных целях отметим, что не­удач­ны­ми с точки зре­ния ре­че­вых норм яв­ля­ют­ся вы­ра­же­ния «низко пала … жизнь», «город С. про­пи­тан … од­но­об­раз­ной жизнью».

Ответ оце­нен 1 бал­лом (1+0).

Оцените это решение в баллах:

Задание № 2183

Каков смысл фи­на­ла «Повести о том, как один мужик двух ге­не­ра­лов прокормил»?


Пояснение
Критерии оценивания выполнения задания Баллы
1. Соответствие ответа заданию
Ответ на вопрос дан и свидетельствует о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения, авторская позиция не искажена 2
Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей, но не позволяет судить о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения, и/или авторская позиция искажена 1
Ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей 0
2. Привлечение текста произведения для аргументации
Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., фактические ошибки отсутствуют 2
Для аргументации текст привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании,

И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка

1
Суждения не аргументированы текстом произведения,

И/ИЛИ допущено две и более фактические ошибки

0
3. Логичность и соблюдение речевых норм
Отсутствуют логические, речевые ошибки 2
Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, и/или речевая) - суммарно не более двух ошибок 1
Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов) 0
Максимальный балл 6

Пример 1.

Смысл финала «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» состоит в том, чтобы показать доверчивость русского крестьянства (народа, мужика), а также показать и высмеять обывательский характер чиновничьего аппарата (генералов).

Таким образом, ученик пытается дать прямой связный ответ на вопрос, но существенно искажает при этом авторскую позицию, ограничиваясь, по сути дела, собственной точкой зрения, и не предлагает убедительного обоснования высказанных тезисов. По второму, речевому, критерию работа не оценивается.

Оценка за ответ: 1 балл (1+0).

Оцените это решение в баллах:

Задание № 2184

В каких произведениях русских писателей нашли продолжение традиции щедринской сатиры? Аргументируйте выбор примеров.


Пояснение
Критерии оценивания выполнения задания Баллы
1. Соответствие ответа заданию
Ответ на вопрос дан и свидетельствует о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения, авторская позиция не искажена 2
Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей, но не позволяет судить о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения, и/или авторская позиция искажена 1
Ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей 0
2. Привлечение текста произведения для аргументации
Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., фактические ошибки отсутствуют 2
Для аргументации текст привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании,

И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка

1
Суждения не аргументированы текстом произведения,

И/ИЛИ допущено две и более фактические ошибки

0
3. Логичность и соблюдение речевых норм
Отсутствуют логические, речевые ошибки 2
Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, и/или речевая) - суммарно не более двух ошибок 1
Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов) 0
Максимальный балл 6

Пример 1.

Эта тема проходит через многие его произведения, например в сказке «Дикий помещик» мужики исчезают по желанию хозяина, он превращается в какое-то сказочное существо. Но народ в это имение возвращается и начинается все по-старому и жизнь, и работа.

Учащийся не называет ни одного писателя, продолжившего сатирические традиции М.Е.Салтыкова-Щедрина. Следует также отметить небольшую фактическую неточность, допущенную им в описании героя сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик»: «он превращается в какое-то сказочное существо».

Таким образом, экзаменуемый не включает сказку М.Е.Салтыкова-Щедрина в требуемый литературный контекст, то есть дает ответ, который содержательно не соотносится с поставленным вопросом.

Оценка за ответ: 0 баллов.

Оцените это решение в баллах:

Задание № 2755

Как раскрывается характер Василия Ивановича в предложенном для анализа фрагменте?


Позвольте полюбопытствовать: вы давно с моим Евгением знакомы? – С нынешней зимы. –Так-с. И позвольте вас ещё спросить, – но не присесть ли нам? – позвольте вас спросить, как отцу, со всею откровенностью: какого вы мнения о моём Евгении? – Ваш сын – один из самых замечательных людей, с которыми я когда-либо встречался, – с живостью ответил Аркадий. Глаза Василия Ивановича внезапно раскрылись, и щёки его слабо вспыхнули. Лопата вывалилась из его рук. – Итак, вы полагаете… – начал он. – Я уверен, – подхватил Аркадий, – что сына вашего ждёт великая будущность, что он прославит ваше имя. Я убедился в этом с первой нашей встречи. – Как… как это было? – едва проговорил Василий Иванович. Восторженная улыбка раздвинула его широкие губы и уже не сходила с них. – Вы хотите знать, как мы встретились? – Да… и вообще… Аркадий начал рассказывать и говорить о Базарове ещё с большим жаром, с большим увлечением, чем в тот вечер, когда он танцевал мазурку с Одинцовой. Василий Иванович его слушал, слушал, сморкался, катал платок в обеих руках, кашлял, ерошил свои волосы – и наконец не вытерпел: нагнулся к Аркадию и поцеловал его в плечо. – Вы меня совершенно осчастливили, – промолвил он, не переставая улыбаться: – я должен вам сказать, что я… боготворю моего сына; о моей старухе я уже не говорю: известно – мать! Но я не смею при нём высказывать свои чувства, потому что он этого не любит. Он враг всех излияний; многие его даже осуждают за такую твёрдость его нрава и видят в ней признак гордости или бесчувствия; но подобных ему людей не приходится мерить обыкновенным аршином, не правда ли? Да вот, например: другой на его месте тянул бы да тянул с своих родителей; а у нас, поверите ли, он отроду лишней копейки не взял, ей-богу! – Он бескорыстный, честный человек, – заметил Аркадий. – Именно бескорыстный. А я, Аркадий Николаич, не только боготворю его, я горжусь им, и всё моё честолюбие состоит в том, чтобы со временем в его биографии стояли следующие слова: «Сын простого штаб-лекаря, который, однако, рано умел разгадать его и ничего не жалел для его воспитания…» Голос старика перервался.

(И. С. Тургенев,«Отцы и дети»)

Пояснение

В данном фрагменте романа Тургенева перед нами Василий Иванович предстаёт как настоящий отец, любящий своего сына. У него чуткое и доброе сердце, он гордится своим сыном, понимает: Евгений – человек необыкновенный («подобных ему людей не приходится мерить обыкновенным аршином»). А это позволяет говорить о нём не только как о сердечном и чувствительном родителе, но и о мыслящем, прозорливом человеке. Положительная характеристика Евгения Аркадием пробуждает в старшем Базарове искреннюю радость. В отличие от твердохарактерного сына отец обладает очень чувствительной и впечатлительной натурой. Она отражается в его мимике, эмоциональных жестах и высказываниях. Василия Ивановича, без сомнения, можно назвать истинным отцом. В своей душе он лелеет мечту об успешном будущем своего любимого сына. А Аркадий даёт ему возможность окончательно убедиться в реальности осуществления его желания.

Критерии оценивания выполнения задания Баллы
1. Соответствие ответа заданию
Ответ на вопрос дан и свидетельствует о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения, авторская позиция не искажена 2
Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей, но не позволяет судить о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения, и/или авторская позиция искажена 1
Ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей 0
2. Привлечение текста произведения для аргументации
Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., фактические ошибки отсутствуют 2
Для аргументации текст привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании,

И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка

1
Суждения не аргументированы текстом произведения,

И/ИЛИ допущено две и более фактические ошибки

0
3. Логичность и соблюдение речевых норм
Отсутствуют логические, речевые ошибки 2
Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, и/или речевая) - суммарно не более двух ошибок 1
Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов) 0
Максимальный балл 6

Пример 1.

«Черты характера Василия Ивановича соответствуют чертам людей того времени, спокойно ведущих свою жизнь, тихо и мирно доживающих свой век в поместье.

Василий Иванович – герой весьма сентиментальный, но тщательно скрывающий свои чувства от сына, Евгения, которые он испытывает, и поэтому слушая мнение друга Евгения, Аркадия, «глаза Василия Ивановича внезапно раскрылись, и щёки его слабо вспыхнули». Он с огромной чувствительностью, эмоциональностью и открытостью рассказывает Аркадию о сыне и трепетно слушает лестные комментарии по поводу качеств Базарова. В словах отца нет лести, фальши и лицемерия: всё, что Василий Иванович говорит, идёт от чистого сердца; он искренне радуется, когда Аркадий Кирсанов хвалит Евгения: Он бескорыстный, честный человек. В его сердце бушует пламя огромной бескорыстной любви к своей семье, гордости за сына уважения к жене: «я должен вам сказать, что я… боготворю моего сына; о моей старухе я уже не говорю: известно мать!»

Таким образом, И.С.Тургеневу, великому русскому писателю-реалисту, удалось создать героя, который вызывает только положительные эмоции у читателя; героя того времени, прекрасного мужа и отца, обладающего самыми лучшими человеческими качествами».

В целом ответ нацелен на проблему, сформулированную в вопросе: выпускник отмечает «открытость и эмоциональность» Василия Ивановича Базарова, его «гордость за сына и уважение к жене». О свойственной этому герою мягкости характера, чувствительности сказано: «весьма сентиментальный, но тщательно скрывающий свои чувства от сына». Подмечена и искренность героя («искренне радуется»).

Вместе с тем, автор работы не обратил внимания на то, что отец Базарова понимает: его сын – человек необыкновенный («подобных ему людей не приходится мерить обыкновенным аршином»). А это позволяет говорить о нём не только как о сердечном и чувствительном родителе, но и о мыслящем, прозорливом человеке. О себе он говорит: «Сын простого штаб-лекаря, который, однако, рано умел разгадать его и ничего не жалел для его воспитания...».

Отметим ещё один недочёт работы– некоторую размытость вступительного тезиса. Василий Иванович отнесён к типичным героям эмохи («Черты характера… соответствуют чертам людей того времени…»). Акцент на типичности героя повторяется в итоговом выводе («… удалось создать героя… героя того времени…»). В этом случае следовало указать на время, в которое жил герой, и назвать эти типичные черты.

Речевые ошибки в работе отсутствуют.

Оцените это решение в баллах:

Пример 2.

«В данном эпизоде Василий Иванович предстаёт перед нами как настоящий отец, любящий своего сына, имеющий мягкое, чуткое и доброе сердце. Положительная характеристика Евгения Аркадием пробуждает в старшем Базарове искреннюю радость. В отличии от твердохарактерного сына отец обладает очень чувствительной и впечатлительной натурой, которая не может прятаться внутри героя. Она отражается в его мимике, эмоциональных жестах и высказываниях. Василия Ивановича, без сомнения, можно назвать истинным отцом. В своей душе он лелеет мечту об успешном будущем своего любимого сына. А Аркадий даёт ему возможность окончательно убедиться в реальности осуществления его желания».

Экзаменуемый дает ответ на вопрос, учитывает авторскую позицию: («настоящий отец, любящий своего сына, имеющий мягкое, чуткое и доброе сердце», искренне радующийся словам Аркадия о сыне, чувствительный и впечатлительный, мечтает «об успешном будущем… сына»). Вместе с тем, не все тезисы автора работы находят убедительное обоснование (например, вывод о том, что характер героя «отражается в его мимике, эмоциональных жестах и высказываниях», не подкреплен ссылкой на текст).

Оцените это решение в баллах:

Задание № 2756

Как внешний облик и образ жизни Беликова соотносятся с его любимой фразой: «Как бы чего не вышло»?


На самом краю села Мироносицкого, в сарае старосты Прокофия расположились на ночлег запоздавшие охотники. Их было только двое: ветеринарный врач Иван Иваныч и учитель гимназии Буркин. У Ивана Иваныча была довольно странная, двойная фамилия – Чимша-Гималайский, которая совсем не шла ему, и его во всей губернии звали просто по имени и отчеству; он жил около города на конском заводе и приехал теперь на охоту, чтобы подышать чистым воздухом. Учитель же гимназии Буркин каждое лето гостил у графов П. и в этой местности давно уже был своим человеком. Не спали. Иван Иваныч, высокий, худощавый старик с длинными усами, сидел снаружи у входа и курил трубку; его освещала луна. Буркин лежал внутри на сене, и его не было видно в потёмках. Рассказывали разные истории. Между прочим говорили о том, что жена старосты, Мавра, женщина здоровая и неглупая, во всю свою жизнь нигде не была дальше своего родного села, никогда не видела ни города, ни железной дороги, а в последние десять лет всё сидела за печью и только по ночам выходила на улицу. – Что же тут удивительного! – сказал Буркин. – Людей, одиноких по натуре, которые, как рак-отшельник или улитка, стараются уйти в свою скорлупу, на этом свете немало. Быть может, тут явление атавизма, возвращение к тому времени, когда предок человека не был ещё общественным животным и жил одиноко в своей берлоге, а может быть, это просто одна из разновидностей человеческого характера – кто знает? Я не естественник и не моё дело касаться подобных вопросов; я только хочу сказать, что такие люди, как Мавра, явление нередкое. Да вот, недалеко искать, месяца два назад умер у нас в городе некий Беликов, учитель греческого языка, мой товарищ. Вы о нём слышали, конечно. Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в тёплом пальто на вате. И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он всё время прятал его в поднятый воротник. Он носил тёмные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх. Одним словом, у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил бы от внешних влияний. Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге, и, быть может, для того, чтобы оправдать эту свою робость, своё отвращение к настоящему, он всегда хвалил прошлое и то, чего никогда не было; и древние языки, которые он преподавал, были для него, в сущности, те же калоши и зонтик, куда он прятался от действительной жизни.

(А.П. Чехов, «Человек в футляре»)

Пояснение

«Как бы чего не вышло» - фраза, являющаяся жизненным девизом для Беликова, героя рассказа А.П. Чехова «Человек в футляре». Беликов на протяжении всей жизни старался разными способами отгородить себя от внешнего мира. Даже в портрете героя Чехов мастерски показывает его «футлярность». Особое внимание автор уделяет деталям: «Он носил тёмные очки, фуфайку, уши закладывал ватой…», которые помогали Беликову оградить себя от всего вокруг. Автор указывает на то, что все предметы героя были в чехлах, и даже его лицо было в чехле, так как он всё время прятал его в поднятый воротник». Беликов преподаёт греческий, мёртвый язык. Это дело помогает герою отстраниться от мира, создать вокруг себя спасительную «оболочку». Таким образом, мы видим, что внешний облик и образ жизни Беликова прямо соотносятся с его любимой фразой: «Как бы чего не вышло».

Критерии оценивания выполнения задания Баллы
1. Соответствие ответа заданию
Ответ на вопрос дан и свидетельствует о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения, авторская позиция не искажена 2
Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей, но не позволяет судить о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения, и/или авторская позиция искажена 1
Ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей 0
2. Привлечение текста произведения для аргументации
Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., фактические ошибки отсутствуют 2
Для аргументации текст привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании,

И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка

1
Суждения не аргументированы текстом произведения,

И/ИЛИ допущено две и более фактические ошибки

0
3. Логичность и соблюдение речевых норм
Отсутствуют логические, речевые ошибки 2
Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, и/или речевая) - суммарно не более двух ошибок 1
Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов) 0
Максимальный балл 6

Пример 3.

«Как бы чего не вышло» - фраза, являющаяся жизненным девизом для Беликова, героя рассказа А.П.Чехова «Человек в футляре». Беликов на протяжении всей жизни старался разными способами отгородить себя от внешнего мира. На примере портрета героя А.П.Чехов мастерски показывает его «футлярность». Особое внимание автор уделяет деталям: «Он носил тёмные очки, фуфайку, уши закладывал ватой…», которые помогали Беликову обезопасить себя от всего вокруг. Автор указывает на то, что все предметы героя были в чехлах, и даже его лицо было в чехле, так как он всё время прятал его в поднятый воротник». Беликов преподаёт греческий, мёртвый язык. Это дело помогает герою отстраниться от мира, создать вокруг себя спасительную «оболочку». Таким образом, мы видим, что внешний облик и образ жизни Беликова прямо соотносятся с его любимой фразой: «Как бы чего не вышло».

Экзаменуемый дает прямой ответ на вопрос, следуя логике, заложенной в формулировке задания: выделяет те черты внешнего и внутреннего облика героя, которые соответствуют его жизненному кредо. Тезисы выпускника подкреплены текстом фрагмента и отражают отношение писателя к герою.

Речевое оформление текста соответствует предъявляемым требованиям.

Оцените это решение в баллах:

В одном из писем к своему любимому старшему брату Михаилу юный Фёдор Достоевский пишет: «Человек есть тайна,... я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком».

На протяжении всей своей жизни писатель остаётся верным избранной теме и достигает небывалых вершин в изображении природы человека, состояния его сердца как поля битвы, где «дьявол с Богом борется». В этой борьбе человек, обладающий свободной волей, избирает путь служения - добру или злу. Эта битва, эта невидимая брань и есть та тайна, которой посвятил свой гений великий русский писатель и мыслитель Фёдор Михайлович Достоевский

Вне православия, вне христианского мировоззрения творчество этого писателя не может быть оценено по своему достоинству и не может быть постигнуто. Полнота сознательного религиозного понимания присутствует во всех произведениях Достоевского, и с особой силой она проявилась в его первом великом романе «Преступление и наказание».

Герой романа, бывший студент Родион Раскольников, ведущий нищенское существование, буквально задавленный крайней бедностью, вынашивает в своем сознании опасную теорию, согласно которой оправдывается преступление «по совести», во благо человечества («Единственное зло и сто добрых дел » или «Одна смерть и сто жизней взамен»).

Ради такой «справедливости» можно преступить некую «черту», то есть закон, заповедь Божию, и доступно это лишь людям необыкновенным, наполеонам, усилиями которых движется история. «Отрицание закона Божия и его святости приводит человека к искажению истины. Вместо добра и красоты в его душе на первый план выступает «преступление» и «беззаконие», - пишет схиархимандрит Иоанн Маслов в своей книге «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении»«.

«Наполеоновская теория» Раскольникова родилась в его помрачённом гордыней сознании, вошла во «святая святых» юноши; он внутренне подготовил себя к преступлению, ибо совершил его сначала в сердце своём. Отсюда замкнутость, мрачное уединение в своей каморке, нежелание общаться и стремление к полному одиночеству. Святые отцы предупреждают в своих творениях о великой опасности проникновения греховного в сердце человеческое: «Человек, допустивший духовную скверну в свою душу, уже неспособен отличать добро от зла.... Такая душа бывает подобна слепцу - падает и не знает, куда ей идти. Грех не только ослепляет, удаляет человека от Бога, но и делает его сторонником диавола» . Позже сам герой признаётся Соне: «Я ведь и сам знаю, что меня черт тащил».

Тонкий психолог, Достоевский виртуозно изображает историю одного преступления. Так после того «безобразного» сна героя об истязаемой лошади, раскрывающего нам чуткого, глубоко ранимого, впечатлительного человека, Раскольников реально сознаёт, что он не выдержит, «не вытерпит». Но дьявольские «приражения» в силе, ибо опираются на всякое тёмное пятно в душе человека. Отсюда и внешние, якобы случайные, обстоятельства: внезапный крюк через Сенную, подслушанный разговор об отсутствии Лизаветы в нужный час. А если еще вспомнить историю с топором, внезапно «блеснувшим» в каморке дворника в его отсутствие, и пустую комнату, в которой спрятался убийца после выхода из квартиры, и его «благополучное» возвращение домой без свидетелей - всё это красноречиво подтверждает мысль Раскольникова: «Не рассудок, так бес».

Вот только не рассчитал он самое главное: туда перешагнуть (то есть убить человека) можно, а обратно (то есть жить по- прежнему) - уже не под силу. И это естественное следствие преступления, ибо «греховная скверна является главнейшим источником человеческих несчастий и страданий».

После убийства Раскольников страдает жестоко, неутешно, неистово, он сам осознаёт себя в другом измерении, для него наступило «странное время: точно туман упал вдруг перед ним и заключил его в безвыходное и тяжёлое уединение». В другом месте романа состояние героя выражено более определённо: «Ему показалось, что он как будто ножницами отрезал себя сам от всех и всего ...» .

Иное мироощущение определяет и его странное поведение, которое удивляет всех близких Родиона: при встрече с горячо любимыми матерью и сестрой после трехлетней разлуки он падает в обморок, не может общаться со своим другом Разумихиным и знакомыми. Он удаляется от всех по той причине, что они-то все прежние, они здесь, в этой жизни, а он в ином состоянии, далеко, «за тысячу верст», и между ними - непреодолимая пропасть. И в этом - источник страданий юноши. «Неразрешенные вопросы стоят перед убийцей, неподозреваемые и неожиданные чувства мучают его сердце», - пишет о герое своего романа Ф.М.Достоевский в письме к Каткову.

«Психологические глубины отображения этих страданий и есть то стремление обнаружить и показать человека в человеке, которое Достоевский назвал важной целью своего реализма. Ибо когда человек преступает некую черту запрета, он насилует собственную природу, нарушает онтологически заложенные в его натуру законы человеческого бытия. Человек (в человеке) не может страдать при этом», - пишет М.М.Дунаев в главе «Федор Михайлович Достоевский» IV тома своих трудов «Православие и русская литература» .

Гениальный русский писатель каждой строчкой, каждым словом своего романа выражает свою центральную мысль: убийство - это не только преступление, это и само наказание. Убийство старухи обернулось самоубийством Раскольникова, ибо грех, по учению святителя Тихона Задонского, поражает и умерщвляет человека.

«Я не старушонку убил - я себя убил», - признается герой Соне.

Соне Мармеладовой принадлежит «исключительно важное значение в развитии романа и судьбы Раскольникова» : их сближает то, что они «вместе прокляты» , потому что, по словам Родиона, она тоже «смогла преступить», «на себя руки наложила», «сгубила жизнь... свою», «умертвила и предала себя».

Именно сюда, на квартиру портного Капернаумова, устремляется герой, который «родных бросил» и «там всё разорвал », именно здесь, у Сони, взял он в руки Новый Завет и попросил причитать евангельское повествование о воскресении Лазаря, о котором впервые упоминает следователь Порфирий Петрович во время первого свидания с Раскольниковым.

«Чтение Соней Евангелия - один из тех эпизодов, соприкосновение с которыми даёт мощнейший очищающий разряд душе человека», жаждущей выхода из своего адского состояния; Соня, зная эти строчки наизусть, испытывая «чувство великого торжества» и «радости», ждёт, что и «он - ослеплённый и неверующий, - он... тоже уверует».

Так в произведение входит тема Воскресения, «ибо герой романа и есть этот четверодневный смердящий Лазарь («Это ты, брат, хорошо сделал, что очнулся, - говорит ему Разумихин. - Четвёртый день едва ешь и пьешь»), жаждущий воскресения...» ).

В душе героя, среди греховного груза страданий и мук, живёт и надежда, о которой он при прощании с матерью и сестрой проговаривается: «Может быть, всё воскреснет». Но этой спасительной мысли трудно удержаться в измученном сознании героя, ещё такого гордого, ещё так надеющегося на себя, на свои человеческие силы. Как трудно ему, находящемуся во власти своих теоретических выводов, осознать свой грех: «Он не может сам ничего. Чтобы смочь, нужно отречься от своей гордыни, одолеть её, смиренно признать своё бессилие... Лазарь не может воскреснуть сам, но «человекам это невозможно, Богу же все возможно» (Мф 19,26)» .

Исторический факт воскресения Лазаря Четверодневного и уже смердящего, засвидетельствованный в ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ есть величайшее чудо, совершенное Спасителем в Его земной жизни, утверждающее всемогущество Божие, Его любовь к человеку, побеждающую «естества чин». Само евангельское слово как «дар Божий», по выражению святителя Тихона Задонского, подаёт сердцу человека «дивную некую и божественную силу» Святитель часто в своих трудах сравнивает Священное Писание со светильником, пищей, врачевством для души, «духовным семенем», падающим на почву души человеческой.

Да, герой сам себе часто противоречит, но он же ощущает эту возможность воскресения: «rRак вел его прежде к преступлению бес, так теперь ведет промысл Божий, слово Божие - к воскресению». В сознание Раскольникова «брошено зерно, которое даст в своё время ростки будущего обновления... Недаром евангельский рассказ завершается словами: «Тогда многие... из видевших, что сотворил Иисус, уверовали в него».

Воскресение возможно только через веру, через обращение к Воскресшему. И именно Соня с её простой и глубокой верой в Бога приходит на помощь страждущему сердцу, и любовь её, «как любовь Марфы и Марии», призывает Божественную благодать к «смердящей» душе Раскольникова силу Божию, которой и будет совершаться спасение этого человека».

Юноша, всей своей душой устремляясь к Соне, не способен понять её. Более того, её вера в том положении, в котором она оказалась, представляется ему почти безумием, а сама она «сумасшедшей» или «юродивой».

«Она, лишенная всякой радости в жизни, принесённая в жертву, посланная на крест своими близкими, бережет единственное и самое ценное, спасительное сокровище своё - дар Божественного происхождения: способность любить и сострадать людям, смиряться и верить. Эта внутренняя жизнь находится в совершенно иной плоскости бытия, отвергнутая надеявшимся на собственные силы Раскольниковым и потому ставшая недоступным его пониманию», - пишет в своей книге «Стилевые особенности художественного мира романа «Преступление и наказание» как средство отражения мировоззрения Ф.М.Достоевского» А.В.Бородина.

Пройдёт еще немало времени, когда герой освободится с помощью Божией от проказы гордыни и ему откроется истина, но начало было положено: союз двух сердец был скреплён самим Господом в момент чтения святого Слова Его: «Огарок уже давно погасал в кривом подсвечнике, тускло освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся за чтением вечной книги ».

Они были нужны друг другу, просто необходимы. Соня, от всего сердца благодарная молодому человеку за ту милостыню, которая согрела сердца близким покойного Мармеладова, за его участие в её судьбе, испытывала глубокую симпатию к Раскольникову, «под влиянием которой и раскрыл он ей всю свою душу и с мыслью своею, и с преступлением. Тут и определились их необычайные взаимные отношения».

Теперь, когда девушка была посвящена в его тайну, «она поняла его страшное внутреннее состояние, пожалела его всем существом своим и сейчас же беззаветно обрекла себя нести с ним ужасное его бремя всегда и везде» Это был их крестный путь на Голгофу: «Вместе ведь страдать пойдём, вместе и крест понесём».

Только благодаря Соне, «пронзенной» его грехом, её слезам, её состраданию и жалости, «давно уже не знакомое ему чувство волной хлынуло в его душу и разом размягчило её. Он не сопротивлялся ему: две слезы выкатились из его глаз и повисли на ресницах».

Соня, понимая, что спасение грешного человека только в покаянии, призывает его признаться в своем преступлении перед всеми, на «перекрестке», так как, чтобы жить, ему необходимо сейчас «страдание принять и искупить себя им».

Но «в душе Родиона Раскольникова нет раскаяния, а есть только смятение, страх, борьба», внешняя досада, что он «такая же точно вошь, как и все». «Как он сам сопротивляется своему спасению, как старается удержаться на уровне рассудочных доводов, не дающих ему возможности истинно осознать свой грех. Раскольникова держит всё та же гордыня: она обманом заставляет его мнить, будто все беды его именно от обнаружbвшей себя невозможности уподобиться Наполеону: «... если бы мне удалось, то меня бы увенчали, а теперь в капкан». Он не знает, что его мука - оттого что он человек, а человек не может не страдать в пространстве за той чертой...», - пишет М.М.Дунаев, определяя роман Достоевского как «проповедь против убийства человека в человеке».

Сам герой хочет интуитивно освободиться от этих невыносимых мук, жить так он больше не в силах, чувствуя, как разъедают его душу злость, желчь, раздражение; и это принципиально важно, это свидетельствует о том, что образ Божий в нем не померк до конца. Мудрость Сони постоянно приходит ему на помощь, подсказывает необходимые шаги на этом нелегком пути к Истине, её чуткое любящее сердце всегда способно оценить состояние его души.

Сравнивая этих двух героев романа и указывая на всю правду образа Раскольникова, С.И. Фудель пишет: «Все величие в романе отдано ей. Она полюбила, но, собственно, кого? Красивого человека или в нем образ Христов? Ведь ради любви к этому образу она не задумывалась послать своего жениха на каторгу, то есть может быть, на вечную с собой разлуку» .

Родион, пытаясь выполнить её просьбы, идёт на «перекрёсток», становится на колени, целует землю с «наслаждением и счастьем», спасаясь от «безысходной тоски и тревоги... последних часов», и здесь происходит чудо: «... он так и рванулся в возможность этого цельного, нового, полного ощущения. Каким-то припадком оно к нему вдруг подступило: загорелось в душе одною искрою и вдруг, как огонь, охватило его».

Вот он, отблеск будущего воскресения. Слово «воскресение» (корень - скр, отсюда «искра») полный православный богословский энциклопедический словарь толкует как «нечто возгоревшееся, заблиставшее; русское слово лучше других передаёт силу, яркость, блеск жизни, победившей смерть; обычно воскресение понимается как возстание из мертвых, оживотворение» .

Конечно, до победы над смертью еще далеко: после официального признания Раскольникова пройдёт судебный процесс, будут назначены 8 лет каторги. Об этом повествует эпилог романа. Достоевский, описывая жизнь героя в заключении, указывает на то, что к новой жизни своей он отнёсся «очень прямо и просто», но был всё так же «угрюм, несловоохотлив », его гордость всё ещё «сильно была уязвлена». Он стыдился именно того, что он, Раскольников, «погиб так слепо, безнадежно, глухо и глупо, и должен смириться и покориться пред бессмыслицей какого-то приговора» .

«Он как будто вмёрз в свой грех, в свою гордыню, в своё четверодневное бытие - и не может отмерзнуть», - так характеризует состояние героя М.М.Дунаев, но в то же самое время, как пишет Достоевский, - «он мечтал о том, чтобы судьба послала ему раскаяние, разбивающее сердце, отгоняющее сон...»

Путь страданий Раскольникова есть путь его к Богу; он труден, кажется невозможным, но человек все же делает по нему свои мучительные шаги, не осознавая их значения.

«Известно, - пишет святитель Тихон Задонский, - что хотящему и начинающему Бога искать, сатана, враг наш, всяким образом тщится препятствие учинить: то помысел злой, то уныние и леность наносит,... то к прелести суетного мира склоняет». Невероятно трудно освободиться человеку от вражеского влияния, «бесовское смердящее присутствие в нём ещё так сильно, что даже страшные каторжники ощущают это интуитивно и полны ненависти к нему - не к нему, а к бесовскому наваждению в нём...» .

Долго сопротивляется Раскольников делу своего спасения, в некоторые минуты он почти ненавидит Соню, призвавшую его на этот путь, Соню, которую полюбили арестанты за её кротость и доброту, стремление к истине. Но она не торопит любимого человека, не отчаивается, а просто ждет: «любовь долготерпит».

Размышляя о судьбе главного героя, протоиерей В.В.Зеньковский пишет: «Свобода вобрала в себя «семя смерти», в глубине души, замутнённой грехом, завелся смрад и грех, - но сила добра продолжает жить в человеке. Лишь через страдание и часто через преступление освобождается человек от соблазнов зла и вновь возвращается к Богу» .

И лишь любовь «как отсвет Божиего света» способна растопить «замёрзшее» сердце уставшего, измученного человека. Всё происходит мгновенно, вдруг. Богу всё возможно: «Как это случилось, он и сам не знал, но вдруг что-то как бы подхватило его и как бы бросило к её ногам... В глазах её засветилось бесконечное счастье; она поняла, и для неё уже не было сомнений, что он любит, бесконечно любит её, и что настала же наконец эта минута»1,538]

Многие исследователи романа, рассматривая проблему обращения и воскресения Раскольникова, задавались вопросом: так ли это или автор вынужден был «набросить целомудренный покров на бесстрашную правду о новом человеке?» .

Существует ли настоящий конец и разрешение проблемы или, по словам Д.Мережковского, всё, что следует далее (то есть эпилог), «до такой степени искусственно и неискусно представлено, прилеплено, что само собой отпадает, как маска с живого лица» .

Но в таких работах, как «Разочарование и крушение Родиона Раскольникова» В.Я. Кирпотина и «Достоевский и Евангелие» Р.Плетнёва, а также в трудах о Достоевском Вячеслава Иванова очень последовательно проходит суждение о том, что жизнь человеческая в произведениях писателя развивается по тройственному христианскому закону: творение - грехопадение - Воскресение. «Не все части этой триады одинаково количественно и качественно присутствуют в произведениях Достоевского... Он значительно больше сосредотачивается на теме, связанной с грехопадением, и лишь намечает тему Воскресения, но она безусловно присутствует в этом романе, и без неё некоторые важные его элементы были бы неоправданны», - считает протоиерей Дмитрий Григорьев, рассматривая особенности композиции романа в её связи с идейно-художественным своеобразием. Вывод исследователя интересен: «... тема возрождения Раскольникова обосновывается и формально-структурным, и диалектически-идейным развитием романа, даже принимая во внимание краткость, а, может быть, и некоторую скомканность конца эпилога» .

«Вот эта краткость, быстрота или «некоторая скомканность конца эпилога», это «вдруг» у Достоевского в его мировидении идёт от Писания - несомненно: ибо много важнейшего происходило в Священной Истории вдруг, как всякое истинное чудо Божие, как проявление воли Божией. Ведь и Лазарь воскресает именно вдруг, по одному лишь кроткому велению Христа.

Лазарь воскрес. «...Он воскрес, и он знал это, чувствовал вполне всем существом своим...» .

Вместе с Раскольниковым «для новой жизни» воскресает и Соня, которая всегда ясно осознавала свой грех, своё недостоинство и тоже нуждалась в очищении, в подвиге крестного покаянного пути: «Они хотели было говорить, но не могли. Слёзы стояли в их глазах. Они оба были бледны и худы; но в этих больных и бледных лицах уже сияла заря обновлённого будущего, полного воскресения в новую жизнь. Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого».

Это Воскресение для обоих означало возвращение в состояние до преступления невидимой черты Божией правды, начало постепенного обновления человека, его перерождения, перехода из одного мира в другой... «Но тут уже начинается новая история...».

Светлана Александровна Щелкунова , учитель русского языка и литературы школы N22 (г.Сергиев Посад)

Литература

1.Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. Якутск.- 1978.

2.Протоиерей Дмитрий Григорьев. Достоевский и церковь. У истоков религиозных убеждений писателя. Москва.- 2002.

3.М.М.Дунаев. Православие и русская литература. Т.III. Москва.-1997.

4.Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. Москва.-1995.

5.С.И.Фудель. Явление Христа в современности. Достоевский и православие. -1997.

6. Протоиерей В.В.Зеньковский. История русской философии.

7.А.В.Бородина. Стилевые особенности художественного мира романа «Преступление и наказание» как средство отражения мировоззрения Ф.М.Достоевского. М.-2004.

8.Русские духовные писатели. Архимандрит Феодор (А.М,Бухарев). О духовных потребностях жизни. М.-1991.

9.Полный православный богословский энциклопедический словарь. Т.1 репринтное издание. -1992.

Разделы: Литература

ПЛАН УРОКА

Тема: “Воскрешение души Родиона Раскольникова”

Цели урока:

1. Показать, в чем видит писатель источник обновления жизни, как решает вопрос – что делать, чтоб изменить существующий миропорядок

2.Выработать навык осмысления текста через элементы текста, цитаты, детали, ключевые слова.

3.Научить ценить такие качества как любовь, жалость, сострадание, терпение и вера.

Оборудование: Мультимедийный проектор.

Ход урока

I. Беседа по вопросам домашнего задания.

Вспомните и проследите жизнь Раскольникова. По какому принципу он живет?

По какому принципу живет Соня Мармеладова?

Вывод: В романе противопоставляются две “правды”: теория Раскольникова не освещенная любовью к человеку, и жизнь Сони по нормам человечности и человеколюбия.

Р АС К О Л Ь Н И К О В

Он не хочет принять жизнь такой, какая она есть. Теория толкает его на путь насилия над другими. “Идея” и преступление рождают конфликт в его душе, ведут к разъединению с людьми, заставляет героя презирать себя за человечность и чуткость, считая это проявлением слабости

Она идет другой дорогой. Она смиряется и страдает. Жизнь Сони строится по законам cамо- пожертвования. Она хочет, прежде всего, сама быть лучше. В позоре и унижении, в условиях, казалось бы, исключающих всякую моральную чистоту, она сохранила в себе чуткую и отзывчивую душу. Во имя любви к людям Соня избирает путь насилия над собою, ради спасения других идет на позор и унижение.

Изменился ли Раскольников к концу романа? Что об этом говорится в эпилоге?

“Но он не Раскаивался в своем преступлении.”;

“но теперь, уже в остроге, на свободе, он вновь обсудил и обдумал все прежние свои поступки и совсем не нашел их так глупыми и безобразными, как казалось они ему в то роковое время…”

“Вот в чем одном признавал он свое преступление: только в том, что не вынес его и сделал явку с повинною”

Вывод: Значит, он просто “сделал явку с повинной”, но не раскаялся. Оказывается, до сих пор продолжает его преследовать его страшная теория. Он бы сам хотел раскаяться, но “идея” не пускает. Значит, он продолжает делить людей на “тварей дрожащих” и “право имеющих”. Вот почему между ним и другими арестантами стена непонимания, ведь наш герой относит себя ко второй категории. Нет да нет, в его взглядах и манерах это проявляется. Нет ли в эпилоге моменты, доказывающие нам обратное.

II. Работа над отрывком эпилога “Шла уже вторая неделя после святой… отошел от окна”

а) внимательное чтение отрывка;
б) найдите ключевое слово отрывка;
в) что же туда вложил Достоевский? (радость, боль и неожиданное для себя открытие);
г) составление словесных рядов (существительных); обращение внимания на слово “окно”; составление клайстера; (воздух, открытие, вид, свежесть, простор…);
д) нахождение выразительных средств; е) роль пейзажа в раскрытии основной идеи; (“ясные, весенние дни”, вторая неделя после святой, “широкая окрестность”) ;
и) анализ отрывка учеником (индивидуальное задание сильному ученику).

Анализ текста, написанный ученицей 10 класса Леной Федоровой.

“Ясный весенний день”, “вторая неделя после святой” - читаем мы в этом отрывке. Что же несет такой день? Эти строки свидетельствуют нам, что должно произойти что-то необычное, новое. Что это?

Уже при первом чтении отрывка в глаза бросается метафоричный глагол “пронзило”, “что-то пронзило… сердце”. Невольно в голову приходит эпизод из сказки Г. Х. Андерсена “Снежная королева”, когда сердце Кая, благодаря Герде ожило, оттаяло. Кая тоже “что-то пронзило”, что он даже вскрикнул. Может, с Родионом тоже произойдет такое изменение? Этому способствует многое. Весна, когда все оживает, пробуждается. Вторая неделя после святой, т.е. после воскресения Христа, праведника, учителя. “Отворили окна”. Значит, путь для воскрешения души открыт, и наш герой готов принять ритуал очищения. Он пришел к этому через страдания, любовь Сони, болезнь, наконец, заставившее перевернуться его сознание. “Он вздрогнул и поскорее отошел”. Вздрогнул оттого, что сделал для себя открытие, что его теория ошибочна, т.е. одолел в себе зло, что он тоже способен на большое чувство. Чувство любви, которое проснулось в нем к той самой безмолвной Соне, которая часто ходит под его окнами, чтоб “хоть издали посмотреть на окна палаты”.

Не воскреснуть он не мог. Не зря же в его руках оказалось Евангелие, пусть его страницы пока не открыты, но все же они приняты героем. Это по-своему христианский оберег, указатель пути истинного. Через ассонанс на (а), (о) передается величие и сила ожившего чувства, а цветопись – зеленый благословляет его на постоянную вечную жизнь.

Мне кажется, это здорово. Человек возродился! Воссоединился с родом человеческим, научился ценить и любить других людей.

Каждый человек, придя в мир людей, вырабатывает свой принцип жизни, и он должен основываться на традициях православия, на народных традициях. Только тогда он не будет чувствовать себя одиноко в этом огромном мире. И мне хочется закончить свой анализ словами одного из десяти заповедей Христа: “Возлюби ближнего своего”.

III. Работа над иллюстрацией к роману “Преступление и наказание”. Худ. И.Глазунов.

– Какой эпизод текста отразил художник на рисунке? (Чтение отрывка. В этой сцене мы видим торжество любви и добра.)

Как это передает на Достоевский? (Через действия, глаголы, характеризующие героев. О Раскольникове: “сам не знал”, “что-то подхватило”, “бросило”, “плакал и обнимал”. О Соне: “ужасно испугалась”, “лицо помертвело”, “вскочила”, “задрожала”, “все поняла”, “ в глазах засветило счастье”, “поняла, что он любит”.)

Найдите эпитет, который неоднократно использует автор. (Бесконечные.)

IV. Прослушивание православной музыки.

V. Вывод.

Сцена любовного признания без единого слова, где мы видим и раскаяние, и воскресение души героя. Эта сцена убеждает нас в том, что не насилие спасет мир, а красота и любовь. В этом непреходящая ценность гениального творения Достоевского, которое способно оздоровить нравственно искалеченное общество.

VI. Домашнее задание.

1. Расшифруйте схему

2. Нарисуйте символы героев.

Жили в этом жестоком мире два человека: Родион и Соня.

Злые мысли одолевали Родиона. Он видел себя всемогущим творцом, властелином. Поставил себя выше большинства людей, назвав их “тварями дрожащими”. И Бог наказал его одиночеством. Жил он среди людей, но такой одинокий. Некуда было идти и некому раскрыть свою душу, пока не появилась Соня. Она своей любовью раскрыла глаза Родиону. И пошли они по широкой дороге жизни.

Козлова Таня (10 кл.)

Соню я хочу представить в виде свечи. Свеча – это жертва, жертвоприношение. Соня тоже приносит себя в жертву, жертвует честью ради спасения от голодной смерти братьев и сестер; жертвует своей свободой (едет в Сибирь), чтобы вернуть Раскольникова к жизни, к жизни в мире людей. Раскольников – заблудший путник, который под влиянием “теории” сбился с пути.

Кубикова Люда (10 кл.)

Соня – домашний очаг. От нее веет теплом. У ее очага греются все: и Мармеладов, и Катерина Ивановна, и арестанты…. Именно тепло ее очага воскрешает Родиона Раскольникова.

А Раскольникова я хочу изобразить в виде сердца, сердца под камнем. Камень это “теория на право сильной личности”, которая не дает большому сердцу Родиона (я уверена, у него большое сердце, он не раз доказывал это) свободно биться.

Федорова Лена (10 кл.)

Соня – солнце. Несет тепло, свет. Раскольников – пещера, в пещере темно, как в душе Родиона, но есть тропинка, куда она ведет?..

Павлов Дима (10 кл)


9. Что помогает Раскольникову воскреснуть для «новой жизни» и какие герои русской литературы через мучительные поиски ответов на важнейшие вопросы возвращались к подлинной жизни?

Раскольников воскрес для «новой жизни» благодаря Соне Мармеладовой, которая пробудила в нем все человеческие качества, чувство любви «заключало бесконечные источники жизни для другого».

Любовь дала новые силы Раскольникову для борьбы с жестоким миром, у героя появился «новый» смысл жизни. Благодаря христианской идее искупления грехов Раскольников убедился в аморальности своей теории и начал путь к «новой жизни».

Тернистый путь через мучительные поиски ответов на важные вопросы проходит Андрей Болконский в романе-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир». Ему нужно было увидеть «небо Аустерлица», услышать фразу своего кумира: «Вот она прекрасная смерть», пережить смерть жены, чтобы разочароваться в великой личности Наполеона Бонапарта, перестать мечтать о «своем Тулоне», а позже придти к пониманию истинных ценностей жизни. Как и Родион Раскольников, князь Андрей верил в способность «сверхчеловека» распоряжаться судьбами людей, но благодаря тяжелым испытаниям судьбы разочаровался в своих идеях. Андрей Болконский воскрес для «новой жизни» после встречи с Наташей Ростовой. Подобно Соне Мармеладовой, Наташа пробудила в князе Андрее все прежние желания и радости жизни.

В романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» главный герой, Евгений Васильевич Базаров, проходит испытания любовью и смертью, прежде чем отказаться от своих идей нигилизма(«В теперешнее время полезнее всего отрицание, -мы отрицаем»). Евгений Васильевич переживает тяжелый духовный кризис, когда на практике видит несостоятельность своих взглядов: сначала он уверен, что «любовь - белиберда, непростительная дурь», а после признается Одинцовой в своих чувствах: «Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно…». Духовные ценности восторжествовали над материальными, и Евгений Базаров осознал бесцельность разрушения и неоспоримость моральных принципов – всё это произошло благодаря мучительному поиску себя.

Таким образом, герои романов «Отцы и дети», «Война и мир», «Преступление и наказание» прошли тяжелый путь духовных исканий, прежде чем пришли к подлинной жизни. На всех трех героев повлияла любовь, но если Родиону Раскольникову и Андрею Болконскому она помогла постичь истинные ценности и идеалы, то Евгения Базарова любовь сломала, разрушила его взгляды, благодаря чему он возвратился к подлинной жизни.

Обновлено: 2018-03-02

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • Что помогает Раскольникову воскреснуть для «новой жизни» и какие герои русской литературы через мучительные поиски ответов на важнейшие вопросы возвращались к подлинной жизни?

Вопрос: Что помогает Раскольникову воскреснуть для «новой жизни»?

Ответ: Воскреснуть для новой жизни Раскольникову помогает принятие христианской любви.

Первый вариант ответа

Раскольникову воскреснуть для «новой жизни» помогает любовь Сони.

Второй вариант ответа

Раскольников воскресает для новой жизни, потому что его сердце наполнено новым чувством. Это не чувство пустоты и одиночества. Это светлое чувство – любовь «заключало бесконечные источники жизни для другого». Любовь дала новые силы Раскольникову для борьбы с жестоким миром, у героя появился «новый» смысл жизни.

Третий вариант ответа

Раскольников создал бесчеловечную теорию деления людей на «сильных мира сего» и «тварей дрожащих», позволяющую «кровь по совести». Раскольников воплощает свою теорию в жизнь, убив старуху–процентщицу, но то, что он сделал, мучает его неимоверно. Он испытывает испепеляющие его душу муки совести, что говорит о том, что нравственно он не погиб окончательно. Раскольников сумел отказаться от столь жестокой теории с помощью Сони Мармеладовой. Соня является носительницей христианской нравственности, она считает, что нужно смириться, что надо начинать менять мир к лучшему с себя. Столкнувшись с таким мировоззрением Раскольников постепенно меняется, воскресает для «новой жизни».

Четвертый вариант ответа

Раскольникову помогает воскреснуть к новой жизни любовь и преданность Сони Мармеладовой, ее убежденность и непоколебимая уверенность в истинности именно христианских ценностей: любви к ближнему, самопожертвования ради близкого человека. Тот факт, что Соня отправляется вместе с ним на каторгу, делит с ним все трудности и лишения жизни в том суровом мире становится причиной того, что Раскольников поверил в искренность ее чувств. Более того, он принимает ее ценности и отказывается от не дававших ему покоя идей. Именно своими поступками и силой своих чувств Соня помогает Раскольникову поверить, что именно христианские ценности помогают человеку выжить в суровом и жестоком мире.



Возможные темы

· Как в приведенном фрагменте раскрывается характер Плюшкина?

· В чем схожи и чем отличаются Печорин и Вернер?

· Почему советы Чацкого пришлись не по душе Наталье Дмитриевне и ее мужу?

· Как высказывания и поведение героев в данном фрагменте помогают понять сущность их характеров (разговор Базарова и Аркадия)?

· С какой целью Софья «выдумывает» и рассказывает свой сон? (Грибоедов, «Горе от ума»)

· В чем проявляются парадоксы личности Печорина? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

На поле Куликовом

Река раскинулась. Течет, грустит лениво

И моет берега.

Над скудной глиной желтого обрыва

В степи грустят стога.

О, Русь моя! Жена моя! До боли

Нам ясен долгий путь!

Наш путь - стрелой татарской древней воли

Пронзил нам грудь.

Наш путь - степной, наш путь - в тоске безбрежной,

В твоей тоске, о, Русь!

И даже мглы - ночной и зарубежной -

Я не боюсь.

Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами

Степную даль.

В степном дыму блеснет святое знамя

И ханской сабли сталь...

И вечный бой! Покой нам только снится

Сквозь кровь и пыль...

Летит, летит степная кобылица



И мнет ковыль...

И нет конца! Мелькают версты, кручи...

Останови!

Идут, идут испуганные тучи,

Закат в крови!

Закат в крови! Из сердца кровь струится!

Плачь, сердце, плачь...

Покоя нет! Степная кобылица

Несется вскачь!

Вопрос: «Как вы понимаете проблематику стихотворения А.А. Блока «Река раскинулась. Течет, грустит лениво»?

Ответ:

Поэт изобразил исторический путь Руси. История – лишь повод говорить о настоящем родины, её судьбе. Поэт понимает, что Россию ожидают многочисленные испытания, но историю не остановить. Поэт будет всегда с Родиной на всём её пути.

Первый вариант ответа

Второй вариант ответа

Стихотворение из цикла «На поле Куликовом» посвящено одному из самых значительных событий русской истории – Куликовской битве. Для поэта она имела не столько военное или политическое, но более всего духовное значение. А.А. Блок предвидел наступление трагического времени в России, поэтому обратился к Куликовской битве. Это стихотворение не только о Куликовской битве, но и о судьбе России. Настоящее волнует поэта и в прошедшем он ищет ответы на свои вопросы.

Третий вариант ответа

Стихотворение А. Блока – одно из стихотворений цикла «На поле Куликовом» – не только о Куликовской битве, но и о судьбе России. Используя образ несущейся вскачь степной кобылицы, поэт изобразил исторический путь Руси, на котором Куликовская битва – лишь одно из великих событий русской истории. Никаких примет исторического сражения в данном стихотворении нет (хотя в дальнейшем Блок назовёт Непрядву, Дон, Мамая), и это ещё раз подтверждает, что история – лишь повод говорить о настоящем родины, её судьбе: «И вечный бой…», «Покоя нет…». «Степная кобылица», мнущая ковыль, в стихотворении напоминает о гоголевской Руси – «птице–тройке», также несущейся неведомо куда. Поэт понимает, что Россию ожидают многочисленные испытания («Идут, идут испуганные тучи,//Закат в крови!»), но историю не остановить. Самое же главное, мне кажется, в том, что поэт, для которого Русь – «Жена моя!», будет всегда с Родиной на всём её пути: «До боли// Нам ясен долгий путь!»

Возможные темы

· Каким предстает лирический герой стихотворения В.Маяковского «Лиличка»?

· Каково внутреннее состояние лирического героя, ожидающего Прекрасную Даму?

· Какие чувства лирического героя нашли отражение в стихотворении А.Твардовского «Памяти матери»?

· Почему размышления поэта о прощании с молодостью, так трагично звучащие в стихотворении С Есенина «Не жалею, не зову, не плачу», завершаются светло и спокойно?

Вопросы, на которые отвечает эксперт, проверяя правильность вашего ответа (С1, С3)

· Дает ли выпускник прямой связный ответ на поставленный вопрос?

· Формулирует ли свою обоснованную точку зрения (если это требуется заданием)?

· Приводит ли выпускник убедительные аргументы? Насколько глубоко он проникает в сущность авторской идеи и умеет истолковать ее?

· Подтверждает ли свои выводы текстом, не подменяет ли анализ пересказом текста?

· Допускает ли фактические ошибки?

· Допускает ли речевые ошибки?

Задания С2, С4 оцениваются по одному критерию «Включение произведения в литературный контекст и убедительность аргументов».

Требования к ответу

· Формулирование прямого связного ответа на вопрос с опорой на авторскую позицию.

· Привлечение литературного контекста с указанием двух произведений и их авторов (в одном примере допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст. При указании авторов инициалы необходимы только для различения однофамильцев или родственников, если это существенно для адекватного восприятия содержания ответа).

· Обоснование выбора этих произведений для сопоставления.

· Убедительное сопоставление выбранных произведений с предложенным текстом в заданном направлении анализа.

Ответ на вопрос (тезис)


Задание С2.

Вопрос. О чем заставляет задуматься история «сына орла» в рассказе М.Горького «Старуха Изергиль» и каким героям русской литературы было присуще чувство превосходства над другими?

Первый вариант ответа

История сына орла заставляет задуматься о том, как надо любить.

Второй вариант ответа

История «сына орла» в рассказе М. Горького заставляет задуматься о человеке, оторванного от общества, а Лира превратился в тень из–за своего эгоизма и гордости. «Сына орла» обрек на гибель его презрение к людям, он ставил себя выше других людей и ему дозволено все, ему дорога только личная свобода. То было утверждение права на господство личности, противостоящей массы. Но вольные люди отвергли индивидуалиста – убийцу осудили на вечное одиночество.

Третий вариант ответа

История «Сына орла» в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» заставляет читателя вспомнить о таких пороках, свойственных человеку, как гордость, презрение, жестокость и единоличие. В определенной степени, подобные стороны характера можно заметить, приглядевшись к Андрею Балконскому из романа–эпопеи «Война и мир», или же к Базарову – нарушителю спокойствия романа «Отцы и дети».

Четвертый вариант ответа

Легенда о Ларре из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» затрагивает проблему человеческой гордыни, чувства превосходства над окружающими. История «сына орла» побуждает читателя к раздумью о месте человека в мире, о месте человека среди людей. Безусловно, человек должен любить, уважать себя, понимать собственную значимость, но при этом он должен сохранять уважение и любовь к окружающим его людям, ибо человек – частица мира, а не обособленное от него существо. Возвышаясь над окружающими, человек неизменно обрекает себя на одиночество, а это самая страшная доля, которая может встретиться на его пути. Чувство собственного превосходства было присуще Раскольникову («Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского) и Печорину («Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова) Судьбы этих литературных героев складывались весьма трагично, что во многом объяснятся их обособленностью от мира, индивидуализмом и высокомерием.

Возможные темы

· В каких произведениях русской литературы изображены герои-антиподы и в чем этих героев можно сопоставить с участниками данной сцены «Горя от ума» (Чацкий – Платон Михайлович и Наталья Дмитриевна)?

· В каких произведениях русских писателей XIX века герои полемизируют друг с другом и в чем их споры можно сопоставить со спором Базарова и Аркадия?

· В каких произведениях русской литературы представлены образы провинциальных помещиков и в чем этих персонажей можно сопоставить с Плюшкиным?

· В каких произведениях отечественной классики изображены герои, связанные приятельскими отношениями, и в чем эти герои могут быть сопоставлены с Печориным и Вернером?

Задание С4.

Вопрос. В каких произведениях русские писатели обращались к теме Родины и в чём эти произведения созвучны стихотворению А.А.Блока?

Первый вариант ответа

К теме родины неоднократно обращались в своем творчестве А.С. Пушкин, Н.А. Некрасов, С.А. Есенин.

Второй вариант ответа

К теме прошлого и настоящего России обращались многие русские поэты: М.Ю. Лермонтов в стихотворениях «Родина» и «Бородино», А.С. Пушкин в поэмах «Полтава», «Медный всадник» и др.

Третий вариант ответа:

Исторические события, ставшие судьбой родной земли, – темы стихотворений Лермонтова «Бородино» и поэмы Твардовского «Василий Тёркин», однако ближе всех Блоку, несомненно, Н.В.Гоголь, создавший в поэме «Мёртвые души» образ Руси – птицы–тройки, которая, как и «степная кобылица» у Блока «несётся вскачь».

· В каких произведениях русской поэзии звучит тема любви и в чем эти произведения созвучны стихотворению В.Маяковского «Лиличка»?

· В творчестве каких русских поэтов созданы идеальные женские образы и в чем эти образы созвучны образу блоковской Прекрасной Дамы?

· В каких произведениях русской литературы создается образ матери и в чем эти произведения близки стихотворению А.Твардовского «Памяти матери»?

· В каких произведениях русских поэтов звучит мотив быстротечности жизни и в чем эти произведения созвучны стихотворению С. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…»

Вопросы, на которые отвечает эксперт, проверяя правильность вашего ответа

· Каков объем указанного выпускником контекста?

· Насколько убедительно обоснован выбор произведений, указанных выпускником?

· Сопоставлены ли указанные выпускником произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа?

· Допускает ли выпускник фактические ошибки?