После скольки не продают алкоголь. Запрет на продажу алкоголя — часы продажи алкогольных напитков в России Федеральный закон о запрете продажи алкогольной продукции

Порядок и правила продажи алкоголя постоянно изменяются и дополняются.

Последние нововведения произошли с начала января 2018 года.

Новые правила, прежде всего, направлены на борьбу с поставщиками и продавцами фальсифицированной алкогольной продукций и защитой покупателей.

Как быть уверенным что купил качественный алкогоь? Как не стать жертвой мошенникок? Постараемся ответить на эти и многие иные вопросы.

Закон о продаже алкоголя

Порядок оборота алкогольной продукции регулируется № 171-ФЗ «О регулировании оборота и производства эпилогового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

Для контроля продаж алкоголя уже более 10 лет работает специальная система ЕГАИС . Данная аббревиатура расшифровывается как единая государственная автоматизированная информационная система.

Цель ЕГАИС – осуществление строгого контроля за оборотом алкогольной продукции. На практике это означает, что предприниматели, которые занимаются продажей алкоголя в розницу, обязуются предоставлять сведенья о себе в систему ЕГАИС.

Причем, учету поддается каждая покупка алкогольного напитка (даже пива и слабоалкогольных напитков). Получается, что даже если предприниматель продал за день лишь 1 бутылку пива, эта информация обязательно проходит через автоматизированную систему.

Правила поставки алкоголя

Контроль системой ЕГАИС осуществляется уже на первой стадии – получения заказа у производителя алкогольных напитков.

Чтобы отмечать закупку алкоголя в автоматизированной системе, на компьютер фирмы устанавливается программа товарного учета, поддерживающая ЕГАИС.

Данные вносимые в программу и количество закупленного алкоголя должны полностью совпадать.

Если при проверке заказа обнаружилась недостача, то покупатель может:

  • отклонить накладную поставщика и договориться о составлении новой;
  • составить акт несоответствия данных.

Внимание

Таким же образом необходимо действовать, если обнаружено повреждение акциза или он не отвечает требованиям закона. Если же передача алкоголя по накладной проведена без каких-либо несоответствий, то вся информация о проведенных поставках заносится в автоматизированную систему.

Кроме того, все сведенья о закупке вносятся еще и в кассовую программу, куда включается такая информация:

  • каждая бутылка должна быть с маркой;
  • на марке нанесен штрих-код;
  • код, в свою очередь, содержит информацию о производителе, его лицензии на изготовление, иную информацию о продукции.

Правила торговли алкогольной продукцией

После подписания накладной и помещения данных в специализированную программу отчета, продавец может выставлять алкогольные напитки на продажу.

Перед проведением продаж все емкости с алкоголем сканируются для того чтобы в дальнейшем они отображались на товарных чеках.

После продажи программа выдает чек с информацией о точке продажи и штрих кодом.

Именно при такой последовательности действий данные обо всех продажах будут зафиксированы в системе ЕГИАС. Не важно, сколько единиц продукции приобрел покупатель, чек он получит в одном экземпляре.

Если код продукции не получается просканировать, это означает, что данная алкогольная продукция выпущена незаконно, однако не исключено, что проблема в системе, которая иногда может сбиваться.

Если в точке продажи отключится интернет, то программа автоматически сохранит данные о каждом просканированном продукте. После восстановления связи система без сторонней помощи сможет передать информацию в ЕГИАС.

Кого коснутся нововведения

Новые правила продажи алкогольных напитков касаются всех торговых точек по розничной продаже:

  • магазины;
  • рестораны;
  • бары;
  • другие заведения, которые торгуют алкоголем.

Если предприниматели занимаются исключительно продажами пива, медовухи, сидра, различных слабоалкогольных напитков, то они тоже не попали в категорию исключений и обязаны предоставлять информацию в систему ЕГИАС.

Проводить товар через автоматизированную систему продавцы слабоалкогольных напитков должны с 1 января этого года. Владельцы кафе и ресторанов тоже обязуются фиксировать закупку алкогольной продукции. А это значит, что все заведения, где продается алкоголь, должны установить программу, поддерживающую ЕГАИС.

Правда, для некоторых предпринимателей установлено временное освобождение от учета в системе ЕГАИС.

  • розничные торговцы на территории Крыма;
  • в отдаленных населенных пунктах, где население не превышает 3 тыс. жителей и есть проблемы с интернет соединением. Отсрочка по внедрению программы в таком случае составляет 1 год. Однако это послабление касается продажи алкоголя, от учета закупок такие предприниматели не освобождаются;
  • заводы и компании, что производят слабоалкогольные напитки и пиво в количестве не более 3 тыс. декалитров;
  • от предоставления отчетов о продаже освобождаются учреждения общепита, продающие только пиво и слабоалкогольную продукцию;
  • предприятия, которые производят вино и шампанское на основе собственного выращенного винограда.

В сети все больше появляется интернет-магазинов, которые занимаются торговлей алкоголя. Однако пока еще не приняты правила, обязывающие интернет-площадки вести учет продаж. В ближайшем будущем также планируется ограничить временные рамки продажи алкоголя через интернет.

Учет продаж

Все предприниматели, которые торгуют алкоголем, должны вести журнал учета, где вносятся данные о продажах алкогольных напитков и характеристиках товара. В частности, в журнал вносят такие данные:

  • код, наименование и номер товара;
  • дата продажи;
  • данные о количестве единиц продукции и его литраже;
  • код вида алкогольной единицы.

Данные о поставках товарах в журнал вносить не обязательно, однако установлена специальная форма ведения такого документа. Разрешается вести учет продаж в бумажном или электронном варианте. На основании данных учета продаж заполняется налоговая декларация (заполняют раз в квартал).

Информация

Ведение журнала продаж и учет через ЕГАИС должно производиться отдельно.

Ответственность за нарушения правил продажи алкоголя

Если предприниматель решит отказаться от подключения к автоматизированной системе, он понесет ответственность.

Если продавец не установил единую систему учета, то продажа алкогольных напитков любой крепости запрещается. В таком случае наступает административная ответственность за торговлю спиртными напитками без надлежащего пакета документов.

Юрлицам назначается наказание в виде штрафа в максимально размере до 20 тысяч, а для граждан штраф – до 15 тысяч.

Ответственность наступает и для тех реализаторов, которые не сканируют товар при продаже.

При серьезных нарушениях новых правил, предприниматель даже может лишиться лицензии. Так как действия предпринимателя расцениваются как проведение незаконной торговли алкоголем.

Предупреждение

За системное нарушение закона продавца алкоголя могут привлечь к уголовной ответственности и установить наказание в размере 80 тыс. штрафа или исправительных работ до одного года. Также нарушителю запретят заниматься продажей спиртных напитков до 3 лет.

Продажа алкоголя без лицензии

Помимо ведения отчетности в ЕГАИС, для продажи алкоголя потребуется получить лицензию. Чтобы получить разрешение на торговлю спиртным, предприниматель должен подать:

  • заявление на выдачу лицензии установленного образца;
  • квитанции об уплате пошлины;
  • учредительную документацию;
  • справка из налогового органа;
  • заключение от службы МЧС, ;
  • справка об отсутствии задолженности от ИФНС;
  • коды Госкомстата;
  • договор аренды или право собственности на торговое помещение.

Лицензию на торговлю выдают на различный срок: от 1 года до 5 лет. После прошествия срока годности разрешение можно продлять. Но чтобы продлить лицензию, заявление необходимо подать еще за два месяца до окончания действия разрешения на торговлю алкоголем.

Госпошлина за каждый вид лицензии на алкоголь составляет 40 тыс. рублей, а для осуществления оптовых продаж заплатить нужно от 500 тыс.руб.

В законодательстве есть ограничения и по времени продажи алкоголя. Предпринимателям запрещено отпускать алкогольные напитки с 23:00 до 08:00. Исключение установлено только для точек беспошлинной торговли и заведения общепита. При необходимости в субъектах РФ отдельно могут устанавливаться правила о местах и условиях продажи алкоголя.

Грядущий, 2019 год будет отличаться от 2018 года вступлением в силу новых «алкогольных» законов и более суровой ответственности за нарушения в этом плане.

Законодатели вовсю стремятся продемонстрировать заботу о будущем российской нации. Госдума приняла несколько сотен поправок к Закону 171 ФЗ. Большие «алкогольные» перемены ожидают производителей, реализаторов, потребителей.

С первого января 2019 года начинается отсчет льготного периода, предоставленного производителям и реализаторам алкогольных напитков. За это время им предстоит привести свой бизнес в соответствие с новыми поправками к Закону о производстве и продаже спиртного. Полугодовая отсрочка предусматривает отсутствие санкций за нарушение обновленных законодательных актов. Санкции возымеют силу с первого июля 2019 года.

Данные изменения не останутся незамеченными российскими покупателями. По словам народных избранников, новые законы направлены на борьбу с теневым производством спиртных напитков, организацию прозрачной системы контроля производства и реализации. И, конечно же, на борьбу с алкоголизмом, который достиг масштаба национального бедствия.

Что ожидать в 2019 году

Перемены коснутся производителей, розничных реализаторов и покупателей алкогольной продукции. Им предстоит освоить новый формат бизнеса и потребления спиртного. Контролирующим органам добавится забот, ведь закон коснулся не только реального сектора бизнеса и жизни, а и глобальной сети.

С первого января 2019 года начнут действовать следующие поправки и дополнения :

  • Запрещено рекламировать продажу алкоголя в Интернете;
  • Введена строгая регистрация оборудования, производящего спирт;
  • Физлицу запрещается перевозить более десяти литров немаркированной спиртосодержащей продукции;
  • Начнет действовать система ЕГАИС, которая обеспечит новый принцип контроля за реализацией алкоголя;
  • Наказание за нарушение «алкогольных» законов стало намного суровее и предусматривает не только огромные штрафы.

Изменения в федеральном законе получили соответствующее отражение в Кодексе об админ нарушениях (КоАП). Важно помнить, что данные акты могут быть дополнены местными властями в регионах России.

В статье:

Закон о спиртных напитках в Интернете

Начиная с первого января грядущего года запрещается рекламировать продажу алкогольных напитков на просторах Рунета. КоАП предусматривает ответственность за нарушение ограничения в виде штрафа:

  • Физлица – три-пять тысяч рублей;
  • Должностные лица – 25-40 тысяч рублей;
  • Юрлица – 100-300 тысяч рублей.

Закон 149 ФЗ в новой редакции предусматривает блокировку интернет-ресурсов, размещающих на своих страницах рекламу о продаже спиртосодержащей продукции, алкогольных напитков.

Данная мера призвана ограничить распитие алкогольной продукции на территории России.

Одновременно с этим Минфин РФ разрабатывает законопроект о порядке онлайн-реализации алкоголя, который начнет действовать с первого июля 2019 года. В настоящее время продажа спиртосодержащих товаров в Рунете официально запрещена. Ведомство считает, что запрет является фикцией, поскольку алкоголь продолжает продаваться в сети. Законопроект предусматривает систему контроля онлайн-продаж алкогольной продукции.

Дистанционная торговля алкоголем возможна только через ресурс в зоне egais.ru. Торговые площадки, размещенные в другой зоне, будут блокироваться.

О регистрации спиртопроизводящего оборудования

«Алкогольные» поправки в КоАП предусматривают ответственность граждан за владение, использование не зарегистрированного технического оборудования, с помощью которого получают спиртосодержащие напитки.

С первого января 2019 года штрафы за незаконное спиртопроизводящее оборудование коснутся и физлиц.

Отсутствие регистрации влечет к штрафу и конфискации данного оборудования:

  • Физлица – три-пять тыс. рублей;
  • Должностные лица – 20-50 тыс. рублей;
  • Юрлица – 100-150 тыс. рублей.

Также вводятся штрафы за использование фармацевтического этилового спирта при производстве алкогольной продукции.

Согласно статьи 14.17.2 КоАП, с первого января 2019 года ограничивается перевозка физлицами немаркированного алкоголя, не зависимо от места его производства. Нарушение ограничения влечет к штрафным санкциям в размере три-пять тыс. рублей, изъятию перевозимой продукции.

Допустимый объем перевозимого физлицами немаркированного алкоголя по территории России составляет десять литров на одного человека.

ЕГАИС – новый формат контроля реализации алкоголя

Успешное завершение тестирования и внедрения Единой государственной автоматизированной системы (ЕГАИС) привело к законному переходу к глобальной форме контроля за оборотом алкогольной продукции. Это позволит исключить из розничной торговли нелегальный алкоголь.

По оценкам аналитиков, две трети реализуемого в России алкоголя производится нелегально, что ставит под удар здоровье граждан и приводит к огромным потерям в бюджете.

ЕГАИС позволит создать единую базу отечественного, импортного алкоголя. Для этого на каждой кассе должен присутствовать специальный сканер, связанный с базой посредством Интернет-соединения. Сканер считывает данные с акцизной марки. Эта информация отражается в чеке.

Большой плюс ЕГАИС состоит в том, что покупателям станет доступна информация о происхождении каждой бутылки алкоголя.

Также обсуждается законопроект о внедрении специального ГОСТа для бренди. Такая необходимость вызвана небывалым оборотом нелегального коньяка. Соответствующая поправка в 171 ФЗ позволит выделить бренди в отдельную категорию алкогольной продукции. Это повысит доступность качественного алкоголя и облегчит работу контролирующих органов.

Ужесточение наказаний за нарушение «алкогольного» закона в 2019 году


Административный и Уголовный кодексы РФ получили множество новых статей и поправок касательно ответственности россиян за нарушения «алкогольных» законов. К несоразмерным штрафам добавились арест, общественные работы, лишение свободы.

Уголовный кодекс пополнился двумя статьями о «Незаконном производстве спиртосодержащей продукции» и «Незаконной продаже алкогольной продукции».

Первая статья предусматривает взыскание штрафа в размере двух-трех млн. рублей или принудительным работам на одни-три года, лишению свободы до трех лет. Коллективное нарушение закона ведет к многократному ужесточению наказания:

  • Штраф три-четыре млн руб;
  • Принудительные работы – пять лет;
  • Лишение свободы – пять лет.

Вторая статья о незаконной продаже ведет к взысканию штрафа в сумме 50-80 тыс руб. Поддельные акцизные марки приведут к лишению 300-500 тыс рублей, принудительным работам или заключению до восьми лет. И это только вершина айсберга, поскольку тяжесть наказания должна быть соразмерна нанесенному ущербу.

КоАП России ожидают изменения в плане коллективной ответственности за спаивание подростков и молодежи. Согласно мнению социологов, большинство подростков впервые пробуют алкоголь в компании старшего поколения. Сейчас ответственность за продажу алкоголя малолетним накладывается только на представителей розничной торговли.

В скором времени родители и опекуны школьников, употребляющих алкоголь, будут привлекаться к административной ответственности. Кроме того, новый законопроект содержит перечень ответственных лиц. Сердобольные граждане, поддавшиеся на уговоры купить для подростка алкоголь, табак, оказались в этом списке. Законодатели не обошли вниманием общительных собутыльников, предлагающих малолетнему «выпить рюмочку», которых также предлагается привлекать к ответственности.

Власти остаются непоколебимы относительно, ранее введенных, дней трезвости. К тому же регионы уполномочены расширять антиалкогольный календарь. В настоящее время алкоголь повсеместно не продают:

  • В последний день учебы школьников;
  • Во время выпускных балов;
  • Первого июня, когда отмечают день защиты детства;
  • 27 июля, когда молодежь празднует свой день;
  • В первый учебный день школьников;
  • 11 сентября – Всероссийский День трезвости.

В Ульяновском регионе местные власти расширили перечень, добавив к нему:

  • Выходные дни;
  • 12 июня – празднование Дня России;
  • 12 сентября – День, посвящаемый празднованию семьи.

Пункт пятый статьи 18-ой в Законе 171 ФЗ, накладывающий ограничение на время реализации алкоголя, остался без изменений. Учитывая пролонгацию закона, следует ожидать в 2019 году повсеместный запрет на продажу спиртосодержащих напитков после 23.00. Возобновление реализации алкоголя разрешается только с восьми утра.

Многие регионы внесли собственную лепту в расширение трезвого периода суток. Так, в Подмосковье и Санкт-Петербурге торговлю алкоголем начинают только с 11.00. В Якутии, Тульской области продажа алкоголя разрешается с 14.00. В Саратовской, Астраханской, Кировской областях реализация алкоголя начинается в 10.00

На рассмотрение Госдумы неоднократно поступали законопроекты об изменении ныне действующих возрастных ограничений. Эксперты ссылаются на международную практику развитых стран и неутешительную статистику потребления алкоголя в России.

Так, 99 из сотни старшеклассников имеют опыт алкогольного опьянения. Каждый день в России треть юношей и четверть девушек употребляют спиртосодержащие напитки различной крепости. Только четыре процента шестиклассников не знают вкус алкоголя.

Учитывая успешный опыт развитых стран в борьбе с алкоголизмом, очередной законопроект предполагает изменить с 18 лет на 21 год. Главным инициатором законопроекта выступает российский Минздрав. Пока законопроект находится на рассмотрении Госдумы.

С первого января 2019 года возрастное ограничение на продажу алкоголя, табака остается на отметке 18 лет.

Алкогольная продукция, в состав которой входит водка, вино и с недавнего времени – пиво, является ограниченным в обороте товаром. Это означает, что производство и розничная продажа алкогольной продукции возможна при соблюдении ряда требований. Базовым из них является наличие специального разрешения – лицензии. Многие ограничения касаются исключительно процесса промышленного производства и оборота спиртного. О данных запретах мы говорить не будем. Большинство населения волнует один простой вопрос – если продажа спиртного запрещена в ночное время суток, то до которого часа можно законно купить алкоголь в магазине? Давайте разберемся, какое время продажи алкоголя в Москве и Московской области установлено законом?

Главным федеральным законом, устанавливающим требования к производству и розничной продаже алкоголя является 171-ФЗ от 22.11.1995 года «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции…». В статье 16 данного Закона перечислены особые требования к розничной продаже алкоголя населению. В пункте 9 данной статьи указано, что на федеральном уровне запрещена продажа алкоголя с 23 часов вечера до 8 часов утра следующего дня по местному времени. Данное ограничение сразу назвали своеобразным аналогом «сухого закона» в российском исполнении.


Главный “алкогольный” закон РФ

Стоит отметить, что федеральное законодательство устанавливает право местных властей вводить более жесткие рамки по времени продажи алкоголя на своей территории, вплоть до полного запрета реализации спиртного. Об этом говорит абзац 2 пункта 9 статьи 16 «главного алкогольного» закона страны. Во многом именно данная норма стала причиной неподдельного интереса потребителей к региональному времени продажи алкоголя. Во многих регионах оно существенно отличается.

Исключение из правил для общепита и « duty free»

Норма, устанавливающая время продажи алкоголя на федеральном уровне, также вводит исключение из данного правила. Так, запрет на продажу алкоголя с 23 часов вечера до 8 часов утра следующего дня по местному времени не распространяется на общепит – кафе и рестораны, а также на магазины беспошлинной торговли по типу – «duty free».

Время продажи алкоголя в Москве и Московской области

На сегодняшний день контроль за алкогольной отраслью разделен между Росалкогольрегулированием, которое находится в ведении Минфина, и региональными властями. При этом, если промышленное производство и оборот отдано под контроль федеральным чиновникам, то розничная продажа контролируется региональными властями. В этой связи, во многих регионах изданы локальные нормативно-правовые акты, приказы и законы, устанавливающие наряду с временем продажи алкоголя дополнительные ограничения оборота и в конкретном субъекте РФ. Искать время продажи алкоголя в конкретном регионе нужно именно там.

Для начала остановимся на столичном законодательстве. В Москве региональным нормативно-правовым актом, устанавливающим ограничения и запреты продажи алкоголя, является Постановление Правительства Москвы от 28 декабря 2005 года № 1069-ПП. В приложении № 2 данного Постановления указаны дополнительные ограничения и условия продажи алкогольной продукции в столице. Каких-либо ссылок на время продажи алкоголя в московском законодательстве нет.

В Москве действует федеральное время запрета продажи алкоголя с 23 часов вечера до 8 часов утра следующего дня. Таким образом, в столице можно купить алкоголь в магазине до 11 часов вечера.

В Московской области принят Закон от 27 апреля 2012 года № 40/2012-ОЗ «О розничной продаже алкогольной продукции в Московской области». Согласно статье 2 данного закона Московская областная Дума наделена правом вводить ограничения по продаже алкоголя, в том числе полный запрет реализации спиртного населению. Однако, сейчас нормы о времени продажи спиртного в областном законе нет.

В Московской области нельзя законно купить алкоголь с 23 часов вечера до 8 часов утра следующего дня.

Подведем итоги анализа регионального законодательства Москвы и Московской области о регулировании розничной продажи алкоголя. Если вы решили купить алкоголь в столичном или областном магазине, то сделать это можно до 11 часов вечера и с 8 утра, в связи с тем, что в Москве и Московской области действует федеральное время запрета продажи алкоголя с 23 часов вечера до 8 часов утра следующего дня.

Напомним, что на легальные предприятия общепита данный запрет не распространяется. В связи с этим, во время действия «сухого» закона, единственным способом выпить «горячительных» напитков является посещение и их заказ в ресторане, кафе или клубе. При этом, данные заведения общественного питания должны иметь соответствующее разрешение – лицензию.

Поддерживаете ли вы запрет на продажу алкоголя в Москве и Московской области с 23 часов вечера до 8 утра?

Poll Options are limited because JavaScript is disabled in your browser.

Ответственность за продажу алкоголя в запрещенное время

Если продавец или кассир магазина отказывается продать спиртное в рамках указанного времени, то его действия незаконны. К сожалению, такая ситуация встречается гораздо реже, чем желание продавать спиртное населению круглые сутки напролет. Для пресечения действий предприимчивых продавцов алкоголя Кодексом об административных правонарушениях предусмотрена часть 3 статьи 14.16, которая вводит штраф за нарушение правил продажи алкоголя.

Директор магазина, торгующего спиртным ночью, будет наказан штрафом до 10 тысяч рублей, а сам магазин, как юридическое лицо – до 100 тысяч рублей с конфискацией алкогольной продукции. Для граждан, купивших алкоголь в запрещенное время, штрафов не предусмотрено.

Не стоит забывать, что большинство торговых точек, отпускающих спиртное населению в ночное время суток, как правило, действует незаконно, а их алкогольная продукция зачастую сомнительного качества.

1. Розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (за исключением розничной продажи пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также вина, игристого вина (шампанского), произведенных крестьянскими (фермерскими) хозяйствами без образования юридического лица, индивидуальными предпринимателями, признаваемыми сельскохозяйственными товаропроизводителями) осуществляются организациями.

Розничная продажа пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи и розничная продажа пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи при оказании услуг общественного питания осуществляются организациями и индивидуальными предпринимателями.

Крестьянские (фермерские) хозяйства без образования юридического лица и индивидуальные предприниматели, признаваемые сельскохозяйственными товаропроизводителями, осуществляют розничную продажу произведенных ими вина, игристого вина (шампанского).

2. Розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, за исключением случаев, указанных в пунктах и настоящей статьи, не допускаются:

1) в зданиях, строениях, сооружениях, помещениях, находящихся во владении, распоряжении и (или) пользовании:

образовательных организаций;

индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность, и (или) организаций, осуществляющих обучение;

юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области культуры.

Запрет на розничную продажу алкогольной продукции и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, указанный в настоящем подпункте, действует в отношении зданий, строений, сооружений и помещений, используемых для непосредственного осуществления соответствующих видов деятельности;

2) на спортивных сооружениях, которые являются объектами недвижимости и права на которые зарегистрированы в установленном порядке;

3) на оптовых и розничных рынках;

4) на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, на остановочных пунктах его движения (в том числе на станциях метрополитена), на автозаправочных станциях;

5) на боевых позициях войск, полигонах, узлах связи, в расположении воинских частей, на специальных технологических комплексах, в зданиях и сооружениях, предназначенных для управления войсками, размещения и хранения военной техники, военного имущества и оборудования, испытания вооружения, а также в зданиях и сооружениях производственных и научно-исследовательских организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, обеспечивающих оборону и безопасность Российской Федерации;

6) на вокзалах, в аэропортах;

7) в местах нахождения источников повышенной опасности, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

8) в местах массового скопления граждан в период проведения публичных мероприятий, организуемых в соответствии с Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", и на прилегающих к таким местам территориях, границы которых устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации при согласовании проведения таких мероприятий;

9) в нестационарных торговых объектах, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

10) на территориях, прилегающих:

к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и (или) пользовании образовательных организаций (за исключением организаций дополнительного образования, организаций дополнительного профессионального образования);

к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и (или) пользовании организаций, осуществляющих обучение несовершеннолетних;

к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и (или) пользовании юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность или осуществляющих медицинскую деятельность наряду с основной (уставной) деятельностью на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, за исключением видов медицинской деятельности по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации;

к спортивным сооружениям, которые являются объектами недвижимости и права на которые зарегистрированы в установленном порядке;

к местам, указанным в подпунктах 5 - 7 настоящего пункта.

Запрет на розничную продажу алкогольной продукции и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, установленный абзацами вторым - четвертым настоящего подпункта, распространяется на территории, прилегающие к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, в которых непосредственно осуществляются соответствующие виды деятельности;

11) несовершеннолетним. В случае возникновения у лица, непосредственно осуществляющего отпуск алкогольной продукции (продавца), сомнения в достижении покупателем совершеннолетия продавец вправе потребовать у этого покупателя документ, позволяющий установить возраст этого покупателя. Перечень соответствующих документов устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

12) без соответствующей лицензии, без сопроводительных документов в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, без информации, установленной пунктом 3 настоящего Федерального закона, без деклараций о соответствии, без маркировки в соответствии со настоящего Федерального закона;

13) без предоставления покупателю документа с наличием на нем штрихового кода, содержащего сведения по перечню, утвержденному федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о факте фиксации информации о розничной продаже алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 настоящего Федерального закона;

14) дистанционным способом;

15) в полимерной потребительской таре (потребительской таре либо упаковке, полностью изготовленных из полиэтилена, полистирола, полиэтилентерефталата или иного полимерного материала) объемом более 1500 миллилитров.

1) в подпункте 3 пункта настоящей статьи, - не распространяется на розничную продажу сельскохозяйственными товаропроизводителями на сельскохозяйственных рынках и сельскохозяйственных кооперативных рынках произведенных ими вина, игристого вина (шампанского);

2) в подпунктах 6 и 9 пункта настоящей статьи, - не распространяется на розничную продажу алкогольной продукции, осуществляемую в магазинах беспошлинной торговли.

4. Розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляется только в объектах организации общественного питания, имеющих зал обслуживания посетителей (далее - объект общественного питания), вагонах-ресторанах (вагонах-кафе, вагонах-буфетах, вагонах-барах), а также на морских судах и судах смешанного река-море плавания, внутреннего плавания (далее - водные суда), воздушных судах, за исключением случаев, указанных в настоящем пункте.

Организации на основании лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания вправе осуществлять данный лицензируемый вид деятельности в таких объектах общественного питания, как рестораны, бары, кафе, буфеты.

Розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляется при условии вскрытия лицом, непосредственно осуществляющим отпуск алкогольной продукции (продавцом), потребительской тары (упаковки).

Осуществление розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в условиях выездного обслуживания (далее в настоящем пункте - выездное обслуживание) допускается только при условии соответствия места, в котором осуществляется выездное обслуживание, требованиям пункта настоящей статьи. Осуществление выездного обслуживания (за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на воздушных судах, водных судах и железнодорожном транспорте, а также в жилых помещениях жилищного фонда) организацией, имеющей лицензию на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, допускается только при условии представления в соответствии с формой и правилами, установленными Правительством Российской Федерации, такой организацией в лицензирующий орган уведомления о дате, времени и месте осуществления выездного обслуживания. По усмотрению организации общественного питания уведомления могут быть представлены как на бумажном носителе, так и в форме электронных документов.

Ограничения, установленные настоящим пунктом, не распространяются на случаи продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания через мини-бары, находящиеся в гостиничном номере.

5. В объектах общественного питания, в вагонах-ресторанах (вагонах-кафе, вагонах-буфетах, вагонах-барах), на водных судах и воздушных судах не допускается розничная продажа алкогольной продукции, за исключением:

розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, если указанная продукция размещена на бортах водных и воздушных судов в качестве припасов в соответствии с правом ЕАЭС и законодательством Российской Федерации о таможенном деле;

розничной продажи алкогольной продукции, связанной с оказанием услуг общественного питания.

На бортах воздушных судов допускается розничная продажа алкогольной продукции по месту осуществления розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.

Организации, осуществляющие перевозки пассажиров на воздушных судах, вправе осуществлять розничную продажу физическим лицам алкогольной продукции от имени и по поручению организации, имеющей лицензию на розничную продажу алкогольной продукции, в случае, если указанная продукция размещена на бортах воздушных судов в качестве припасов в соответствии с правом ЕАЭС и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Организации, осуществляющие перевозки пассажиров на воздушных судах, вправе осуществлять розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания для потребления на борту воздушных судов физическими лицами алкогольной продукции от имени и по поручению организации, имеющей лицензию на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, полученной по договору, заключенному между этими организациями.

6. Запрет на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в местах, указанных:

1) в абзаце пятом подпункта 1 пункта настоящей статьи, - не распространяется на розничную продажу алкогольной продукции, осуществляемую организациями, и розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемую индивидуальными предпринимателями, при оказании этими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания в концертных и театральных залах, парках;

2) в подпунктах 3 и 9 пункта настоящей статьи, - не распространяется на розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 16,5 процента готовой продукции, осуществляемую организациями, и розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемую индивидуальными предпринимателями, при оказании этими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания;

3) в подпункте 4 пункта настоящей статьи, - не распространяется на розничную продажу алкогольной продукции, осуществляемую организациями, и розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемую индивидуальными предпринимателями, при оказании этими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания на железнодорожном, водном и воздушном транспорте общего пользования междугородного и международного сообщения, а также на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, не относящемся к транспорту общего пользования;

4) в подпункте 6 пункта настоящей статьи, - не распространяется на розничную продажу алкогольной продукции, осуществляемую организациями, и розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемую индивидуальными предпринимателями, при оказании этими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания;

5) в абзаце пятом подпункта 10 пункта настоящей статьи, - не распространяется на розничную продажу алкогольной продукции, осуществляемую организациями, и розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемую индивидуальными предпринимателями, при оказании этими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, за исключением времени проведения детско-юношеских спортивных мероприятий.

7. Не допускается потребление (распитие) алкогольной продукции в местах, указанных в подпунктах 1 - 9 пункта настоящей статьи, в других общественных местах, в том числе во дворах, в подъездах, на лестницах, лестничных площадках, в лифтах жилых домов, на детских площадках, в зонах рекреационного назначения (в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом), за исключением потребления (распития) алкогольной продукции, приобретенной в организациях, у крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, признаваемых сельскохозяйственными товаропроизводителями, потребления (распития) пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, приобретенных у индивидуальных предпринимателей, при оказании этими организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания в местах оказания таких услуг, а также несовершеннолетними.

Потребление (распитие) алкогольной продукции, приобретенной в объекте общественного питания, допускается только в данном объекте.

8. Границы прилегающих территорий, указанных в подпункте 10 пункта настоящей статьи, определяются с учетом результатов общественных обсуждений органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации.

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением случаев, если соответствующие полномочия переданы органам местного самоуправления в соответствии с пунктом 2 настоящего Федерального закона, информируют органы местного самоуправления о расположенных на территории соответствующего муниципального образования организациях, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, об индивидуальных предпринимателях, осуществляющих розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также об организациях, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, индивидуальных предпринимателях, осуществляющих розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, и о признаваемых сельскохозяйственными товаропроизводителями организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах и об индивидуальных предпринимателях, осуществляющих розничную продажу вина (игристого вина), при оказании этими организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления одновременно с официальным опубликованием муниципального правового акта об определении границ прилегающих территорий, указанных в подпункте 10 пункта настоящей статьи, информируют о нем расположенные на их территориях организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, и признаваемые сельскохозяйственными товаропроизводителями организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную продажу вина (игристого вина), при оказании этими организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания.

Порядок информирования, предусмотренного абзацами вторым и третьим настоящего пункта, устанавливают органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по запросу данного органа сведения о прилегающих территориях, указанных в подпункте 10 пункта настоящей статьи, в форме электронных документов в трехдневный срок со дня получения запроса.

9. Не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, индивидуальными предпринимателями, признаваемыми сельскохозяйственными товаропроизводителями, розничной продажи пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, розничной продажи алкогольной продукции в случае, если указанная продукция размещена на бортах водных и воздушных судов в качестве припасов в соответствии с правом ЕАЭС и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, и розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой в магазинах беспошлинной торговли.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают для организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции (за исключением организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания), требования к минимальному размеру оплаченного уставного капитала (уставного фонда) в размере не более чем 1 миллион рублей.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации представляют в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по запросу данного органа сведения об установлении дополнительных ограничений времени, условий, мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе о полном запрете розничной продажи алкогольной продукции, в форме электронных документов в трехдневный срок со дня получения запроса.

10. Организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) в городских населенных пунктах, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные торговые объекты и складские помещения общей площадью не менее 50 квадратных метров по каждому месту нахождения обособленного подразделения, в котором осуществляется розничная продажа алкогольной продукции.

Организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) в сельских населенных пунктах, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные торговые объекты и складские помещения общей площадью не менее 25 квадратных метров по каждому месту нахождения обособленного подразделения, в котором осуществляется розничная продажа алкогольной продукции.

Организации, осуществляющие розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде стационарные торговые объекты и складские помещения.

Крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, признаваемые сельскохозяйственными товаропроизводителями и осуществляющие розничную продажу произведенных ими вина, игристого вина (шампанского), должны иметь для таких целей в собственности или в аренде стационарные производственные помещения и (или) торговые объекты.

Розничная продажа вина, игристого вина (шампанского), произведенных крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями, признаваемыми сельскохозяйственными товаропроизводителями, может осуществляться в стационарных производственных помещениях по месту нахождения производства этой продукции и (или) в торговых объектах.

Требования о наличии отдельных складских помещений по каждому месту нахождения обособленного подразделения, указанные в абзацах первом - третьем настоящего пункта, не распространяются на розничную продажу алкогольной продукции в магазинах беспошлинной торговли.

Требования к стационарным торговым объектам и складским помещениям, указанные в абзацах первом - третьем настоящего пункта, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Организации (за исключением бюджетных учреждений), осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции в городских и (или) сельских населенных пунктах (за исключением алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 16,5 процента объема готовой продукции), при оказании услуг общественного питания должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные объекты общественного питания по каждому месту осуществления указанной деятельности.

Организации (за исключением бюджетных учреждений), осуществляющие в городских и (или) сельских населенных пунктах розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 16,5 процента объема готовой продукции при оказании услуг общественного питания, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи при оказании услуг общественного питания, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде объект общественного питания, который планируется использовать для оказания услуг общественного питания, по каждому месту осуществления указанной деятельности.

Бюджетные учреждения, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции в городских и (или) сельских населенных пунктах (за исключением алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 16,5 процента объема готовой продукции) при оказании услуг общественного питания, должны иметь для таких целей в оперативном управлении, безвозмездном пользовании или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные объекты общественного питания по каждому месту осуществления указанной деятельности.

Бюджетные учреждения, осуществляющие в городских и (или) сельских населенных пунктах розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 16,5 процента объема готовой продукции при оказании услуг общественного питания, должны иметь для таких целей в оперативном управлении, безвозмездном пользовании или в аренде объект общественного питания, который планируется использовать для оказания услуг общественного питания, по каждому месту осуществления указанной деятельности.

Розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляются с применением контрольно-кассовой техники в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

11. Если место нахождения стационарного торгового объекта организации, осуществляющей розничную продажу алкогольной продукции, или место нахождения объекта общественного питания организации, осуществляющей розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, в период действия лицензии перестает соответствовать особым требованиям к розничной продаже алкогольной продукции, указанным в подпункте 10 пункта настоящей статьи, такие организации вправе продолжать осуществлять деятельность по розничной продаже алкогольной продукции или розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в данных стационарном торговом объекте или объекте общественного питания и возникшие ограничения к ним не применяются. В этом случае дальнейшее продление срока действия лицензии производится лицензирующим органом без учета возникших в течение срока действия лицензии ограничений в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для выдачи, продления и переоформления лицензии на розничную продажу алкогольной продукции или лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, но не более чем на пять лет.

Открыть статью

  • Государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
    2) государственный контроль (надзор) за соблюдением обязательных требований к розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, установленных статьей 16 настоящего Федерального закона, обязательных требований к розничной продаже спиртосодержащей продукции, за исключением государственного контроля за соблюдением требований технических регламентов;
  • Лицензионный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
  • Ограничения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
    розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований статьи 16 настоящего Федерального закона;
  • Особенности применения отдельных положений настоящего Федерального закона на территориях республики Крым и города федерального значения Севастополя
    3. До 1 января 2017 года в отношении юридических лиц (лицензиатов или соискателей лицензий на розничную продажу алкогольной продукции), сведения о которых внесены в единый государственный реестр юридических лиц в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", а также в отношении юридических лиц (лицензиатов или соискателей лицензий на розничную продажу алкогольной продукции), которые были созданы до 1 января 2015 года в Республике Крым или в городе федерального значения Севастополе, не применяются положения абзаца седьмого пункта 2, абзацев первого и второго (в части требования иметь...
  • Запрет на продажу алкоголя в определенные вечерние и ночные часы установлен на основании Федерального Закона N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». Посредством данного временного ограничения государство всерьез намерено бороться с чрезмерным потреблением алкогольных напитков россиянами. Об основных правилах и положениях, принятых данным запретом на продажу алкоголя, читайте в этой статье.

    Согласно статистическим данным, в России на протяжении последних лет сложилась не очень благоприятная обстановка с употреблением алкогольной продукции. Количество спиртного, употребляемого из расчета на одного гражданина, по сравнению с началом 20 века увеличилось в разы. Но главным удручающим фактом является то, что проблема существенно «помолодела», все чаще наблюдаются случаи подросткового алкоголизма. Именно поэтому обеспокоенные депутаты вносят и принимают ряд законодательных инициатив, накладывающих определенные ограничения и запреты на свободную продажу алкоголя в определенные часы и определенным группам граждан.

    Закон о запрете продажи алкоголя в определенные часы и дни

    Статья 2 в пункте 7 Федерального Закона N171-ФЗ подробно разъясняет, какие именно напитки относятся к категории алкогольных: водка, вино (в том числе игристое, ликерное, яблочное или любое фруктовое), винная продукция, пиво и напитки, произведенные на его основе (медовуха, сидр и проч.), а также другие напитки, содержащие более 0,5% этилового спирта из расчета на объем готового продукта.

    Что касается правил потребления и реализации спиртосодержащих напитков, то они установлены статьей 16 Федерального Закона 171-ФЗ. Напомним, что торговля алкоголем запрещена в следующих общественных местах:

    • На военных объектах;
    • На территории детских, учебных, медицинских и спортивных учреждений и рядом с ними;
    • В общественном транспорте городского и пригородного сообщения, а также на его остановках;
    • В учреждениях культуры, за исключением реализации слабоалкогольных напитков в точках общественного питания;
    • В местах большого скопления людей, таких как рынки, вокзалы, аэропорты, а также рядом с ними;
    • На автозаправочных станциях (АЗС);
    • В передвижных торговых павильонах.

    Отдельно стоит отметить, что законом категорически запрещена продажа алкоголя лицам, не достигшим совершеннолетия. Если невозможно определить возраст покупателя визуально, то продавец имеет право просить предъявления документов, чтобы удостовериться, что покупателю более 18 лет.

    За продажу алкоголя несовершеннолетним лицам согласно статьи 14.16 (КоАП) РФ предусмотрено административное наказание в виде штрафа: для простых граждан - от 30 до 50 тысяч рублей; для должностных лиц - от 100 до 200 тысяч рублей; организаций - от 300 до 500 тысяч рублей.

    Пункт 5 статьи 16 закона N171-ФЗ накладывает определенные ограничения на часы продажи алкогольных напитков и спиртосодержащей продукции. Так например на федеральном уровне реализация алкоголя в магазинах розничной торговли запрещена с 23.00 до 08.00 часов. Правило не распространяется на заведения общественного питания (бары, рестораны, кафе и тд) и беспошлинной торговли (магазины Duty Free в аэропортах и на таможенных пограничных пунктах).

    Кроме этого, закон наделяет правами региональные власти и даёт им возможность вводить собственные временные ограничения по части отпуска алкогольной продукции населению в Субъектах Федерации.

    Для примера рассмотрим временные рамки, установленные некоторыми регионами Российской Федерации:

    • Москва - часы продажи алкогольных напитков в столице законодательство утверждены в период с 8.00 до 23.00 часов.
    • Московская область ограничивает торговлю спиртосодержащей продукцией с 23.00 вечера до 8.00 часов утра.
    • В Санкт-Петербурге установлен запрет на продажу алкоголя с 22.00 до 11.00 (Закробрание «Об обороте алкогольной и спиртосодержащей продукции в Санкт- Петербурге».
    • Псковская область запрещает продажу спиртосодержащей продукции с 21.00 до 11.00 утра.
    • Астраханская область - запрещена продажа алкогольной продукции с 22.00 до 10.00 утра.
    • В Якутии запрещенные временные рамки с 20.00 до 14.00 часов.
    • Безалкогольные часы в Кировской области: будни с 23.00 до 10.00, в выходные запрет начинает действовать с 22.00 часов вечера.
    • Ульяновская область ограничивает продажу спиртного в будни с 23.00 до 8.00 (при этом не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 % с 20:00 - 23:00).
    • Саратов и область не реализует алкоголь с 22.00 до 10.00 часов.
    • В Тульской области можно приобрести алкоголь с 14.00 до 22.00 часов в будни, а в выходные продажа алкоголя разрешена с 12 дня до 22 вечера.
    • Самые жесткие условия продажи алкоголя установлены в Чеченской республике. Здесь продажа горячительных напитков осуществляется всего два часа – с 8.00 до 10.00 часов утра.

    Как можно заметить, власти многих российских регионов применяют более жесткие ограничительные рамки, чем те, что установлены федеральным законом 171-ФЗ. Напомним, что на региональном уровне данные запреты также не касаются общепита (бары, кафе, рестораны), но распространяются относительно торговли спиртными напитками на вынос.

    Дни запрета продажи алкоголя в регионах РФ

    Еще одна особенность, установленная законом, дает право регионам и субъектам федерации вводить собственные запреты по местам и условиям реализации «горячительных» напитков. Местные власти поспешили воспользоваться данными правами: многие города и области официально обозначили дополнительные «дни трезвости», в течение которых отпуск алкоголя гражданам полностью запрещен:

    • 25 мая – день последнего звонка;
    • 1 июня – день защиты детей;
    • общегородские дни выпускных балов;
    • день молодежи – летом, 27 июня;
    • день знаний – 1 сентября;
    • день трезвости, ежегодно празднуемый 11 сентября.

    В вышеозначенные дни полностью запрещена продажа алкоголя например в Курской, Саратовской, Омской и Псковской областях, а Ульяновская область к этим датам дополнительно объявила безалкогольными: 12 июня день России и день семейного общения – 12 сентября. В Астраханской области не отпускают спиртное в региональный день трезвости, который ежегодно отмечается 15 декабря.

    Кроме того ограничения на продажу алкогольных напитков касаются мест массового скопления людей. Торговля спиртным запрещена на пляжах, городских зонах отдыха, в храмах и монастырях. Реализация алкогольной продукции допускается не ближе 150 метров от вышеназванных объектов.

    Всероссийский День Трезвости - 11 сентября

    Уверены, что немногие в России знают, что 11 сентября в нашей стране отмечается день трезвости. Что примечательно, имеет глубокие корни. Его начали отмечать еще в 1911 году, в городе Санкт-Петербург, а немногим позже начинание официально поддержала православная церковь. Изначально праздник нес важную созидательную миссию с некоторым религиозным оттенком. Во времена Советского Союза об этой дате благополучно забыли и вернулись к ней только в конце 2005 года.

    В настоящее время день трезвости носит скорее информационный характер, пропагандирующий необходимость воздержания от употребления алкогольных напитков и ведения здорового образа жизни. Многие российские города проводят в этот день тематические мероприятия, спортивные праздники, направленные на борьбу с алкогольной зависимостью. Священнослужители тоже не остаются в стороне: для всех желающих проводятся специальные службы. И хотя продажа спиртных напитков 11 сентября запрещена только в некоторых областях и регионах России, тем не менее, это отличный повод задуматься о состоянии собственного здоровья и сделать первые шаги к отказу от злоупотребления алкоголем.

    Действенны ли ограничения продажи алкоголя?

    Введя запрет на реализацию спиртного в определенные часы и дни, законодатели надеются, что данная мера поможет сократить употребление алкоголя населением. Однако, хотя новая редакция закона и прошла голосование в Государственной Думе, не все чиновники придерживаются подобного мнения.

    Одни считают эту меру эффективной, полагая, что создаваемые препятствия для приобретения спиртного в определенные дни и часы заставят граждан употреблять алкоголь в гораздо меньшем количестве. Другие же настроены скептически относительно целесообразности этих ограничений. Оппоненты уверены, что запрет не является панацеей, утверждая, что ограничения не сработают, ведь спиртное можно закупить впрок и в гораздо большем количестве. А это в свою очередь может только усугубить ситуацию – вероятность того, что человек, имеющий алкогольную зависимость, не сможет себя контролировать и выпьет все приобретенное спиртное сразу, повышается в разы. Следствием подобной невоздержанности могут стать серьезные отравления и интоксикация организма. Кроме того, противники запрета не без основания полагают, что данная мера может привести к развитию теневого алкогольного рынка и производства суррогатных продуктов. Мало того, что это незаконно, но и еще и смертельно опасно.

    Запрет определенно решает только одну проблему из великого множества – делает алкоголь максимально недоступным к приобретению. Но, в тоже время, ни для кого не секрет, что некоторые торговые объекты, в погоне за прибылью не соблюдают закон, предпочитая откупиться от проверок или заплатить возможный штраф. Учитывая подобные неблагоприятные факторы, специалисты считают наиболее целесообразным проведение разъяснительной работы в подростковой среде, пропагандируя здоровый образ жизни на государственном уровне. Причем заниматься этим необходимо на регулярной основе и на федеральном уровне, с другой стороны, без популяризации спорта и строительства дополнительных спортивных и оздоровительных центров не обойтись.