Образ дарьи в поэме мороз, красный нос некрасова сочинение. «Женский образ Дарьи в поэме Н

Один из важных аспектов поэтических раздумий Некрасова - ответственность самого народа за происходящее с ним, и здесь надежды поэта неотделимы от скептических интонаций. Некрасов отчетливо видит распад традиционных форм крестьянского быта, и в то же время осознает его своеобразную цельность и гармонию, человеческую красоту крестьянских характеров и убожество их существования. Апофеозом душевной красоты русского крестьянства стала написанная незадолго перед «Железной дорогой» поэма «Мороз, Красный нос».

Исследователи обращают внимание на великолепное знание поэтом народного быта, фольклорных и этнографических источников, обнаруживающееся в этой поэме, народных поверий и суеверий. Предметом поэтического изображения в поэме «Мороз, Красный нос» является трагедия крестьянской семьи - смерть кормильца, а затем гибель его жены. Однако эта трагедия складывается из обыденных, хотя и печальных эпизодов, событий и фактов. Первая часть поэмы называется «Смерть крестьянина», вторая, так же как вся поэма - «Мороз, Красный нос», и это повторение свидетельствует не столько о скупости в выборе художественных средств, сколько о важности второй части, несущей особую идейно-композиционную нагрузку.

Первая часть - обстоятельный рассказ о кончине и похоронах Прокла: как старик-отец копал могилу, как его обряжали, как голосили по покойнику, как жалели его соседи и односельчане (попутно вспоминается жизнь и смерть Прокла), как после похорон вдова приходит в настудившуюся избу и на том же Савраске, на котором только что везли прах мужа, едет в лес по дрова. Как замечал еще биограф Некрасова В. Е. Евгеньев-Максимов, говоря об обыденных явлениях и обыкновенных людях, поэт умеет показать их с таких сторон, что они представляются нашему сознанию не только замечательными, но и высокими. Обратим внимание, например, с каким художническим тактом представлен в поэме отец Прокла, на долю которого пришлось тягчайшее испытание - рыть могилу собственному сыну. Дважды еще возникает фигура несчастного старика - и оба раза создается выразительная картина при максимальной экономии художественных деталей. Односельчане прощаются с Проклом, но отец не сливается с этой толпой: их и его горе несопоставимы:

Старик бесполезной кручине

Собой овладеть не давал:

Подладившись ближе к лучине,

Он лапоть худой ковырял.

Минута его последнего прощания с сыном также отделена от общего прощания:

Высокий, седой, сухопарый,

Без шапки, недвижно-немой,

Как памятник, дедушка старый

Стоял на могиле родной!

Не менее впечатляющ и портрет самого Прокла, лежащего «на белом сосновом столе», созданный без «лишнего слова», с минимальным использованием изобразительно-выразительных средств. Но все же центральной фигурой в поэме остается Дарья, жена Прокла. Уже в самом начале ее появляется образ «красивой и мощной славянки». Здесь же и поставлен вопрос о ее драме:

Три тяжкие доли имела судьба,

И первая доля: с рабом повенчаться,

Вторая - быть матерью сына-раба,

А третья - до гроба рабу покоряться,

И все эти грозные доли легли

На женщину русской земли.

Но эта драма не столько индивидуальная, сколько общеженская. В полной мере личность Дарьи раскрывается во второй части поэмы. В потоке сознания героини, которую уже осилило горе и которой остается недолго жить, переплетаются прошлое, настоящее и глубинные, затаенные мечты о будущем. Дарья думает о том, как они с Проклом радовались бы детям, женили сына, представляет, как ей одной теперь нужно будет нести всю тяжесть домашних забот - она как будто беседует с покойным мужем. Вдова вспоминает, как она отправилась ночью за десять верст в монастырь к чудотворной иконе, чтобы спасти Прокла, но икона чуда не произвела. И уже в цепких объятьях «воеводы Мороза», последними усилиями затухающего сознания, Дарья «в своем заколдованном сне» вызывает из памяти картину знойного лета и с улыбкой довольства и счастья, при мыслях о детях и живом муже уходит из жизни... Образ Мороза, подсказанный народно-поэтической традицией и давший название поэме, как бы делает саму природу соучастницей трагедии.

Источник (в сокращении): Русская литературная классика XIX века: Учебное пособие / Под ред. А.А. Слинько и В.А. Свительского. - Воронеж: Родная речь, 2003

Дарья – крестьянка, молодая вдова погибшего от горячки Прокла .­ Она настоящая женщиналюбящая жена и мать. Трудолюбива­ «и труд ей несет воздаянье: семейство не бьется в нужде».

Ее внешнюю красоту и богатый внутренний мир­ Некрасов описывает, как «тип величавой славянки». И несмотря на все тяготы крестьянской жизни «грязь обстановки убогой к ним словно не липнет». Дарья вынослива и терпелива, она безропотно отправляется в лес за дровами по сильному морозу. Ее бесстрашию можно позавидовать, ради спасения мужа она отправилась за десять верст в монастырь, что бы раздобыть чудотворную икону.

Но, увы, красота и сила крестьянки иссушена горем. Последнее, что у нее осталось – это гордость. Волю своим чувствам вдова дает лишь в тихом безмолвном лесу, где свидетелями ее слез выступают «вольные птицы, но выдать не смели в народ…».

В процессе рубки дров она озадачена не, сколько своим будущим, а своих детей. Но что-то в Дарье меняется, происходит надлом «душа истомилась тоской» и она как завороженная «без думы, без стона, без слез». В своей тоске и горе, крестьянка забывает о детях, ее мысли охвачены мужем, и она подается морозному забвению, которое ей дарит ощущение покоя и счастья. Молодая вдова погружается в сон, в котором видится ей знойный день, ее счастливая семья с живым мужем. Судьба дает шанс Дарье очнуться от наваждения, но ей лучше «в своем заколдованном сне…». Автор просит не грустить о ней, ведь она ушла в забвенье­ счастливой с улыбкой на лице.

Сочинение

Николая Алексеевича Некрасова по праву называют певцом народа. Народ, народная жизнь во всем ее богатстве и многообразии отражается в каждой строчке его произведений. Наверное, нет другого поэта, который с такой безмерной любовью и восхищением воспел бы образ русской женщины - «величавой славянки». Безграничным душевным здоровьем пышут героини стихотворений и поэм Некрасова. Одним из самых ярких женских образов выступает Дарья из поэмы «Мороз, Красный нос». С искренним восхищением описывает автор русскую женщину:

* Красавица, миру на диво,
* Румяна, стройна, высока.
* Во всякой одежде красива,
* Ко всякой работе ловка.

Любая работа спорится в ее руках: «Я видывал, как она косит: что взмах - то готова копна». На смену трудовым будням приходят веселые праздники - и тогда всех вокруг удивит она своим задором, удалью, «сердечным смехом», песнями и плясками. Никакая беда не испугает русскую женщину:

* Коня на скаку остановит,
* В горящую избу войдет!

Непросто сложилась жизнь героини Некрасова, «три тяжкие доли» выпали ей:

* И первая доля: с рабом повенчаться.
* Вторая - быть матерью сына раба,
* А третья - до гроба рабу покоряться.

Разве что не пришлось « рабу покоряться» (жили Дарья с мужем в любви и согласии), но пришлось с ним безвременно расстаться. Ни слова жалости на свою судьбу ни разу в жизни не проронила гордая женщина. Терпеливо сносит она все тяготы жизни, голод, холод, непосильный труд. Более того, сама себе не позволяет героиня сидеть без дела и к бездельникам и лентяям не испытывает жалости. Именно в работе видит она свое спасенье - и потому семья ее не знает нужды. И все же болью и отчаянием пронизаны строки поэмы, посвященные несчастливой судьбе Дарьи. Как ни мужественно держится женщина в любой ситуации, но горе и несчастья подкашивают ее.

В своей поэме Н. А. Некрасов показал, как тяжелая судьба сломила гордую русскую красавицу. Но, читая произведение, мы постоянно чувствуем, что автор не перестает восхищаться внутренней силой крестьянки, богатством ее духовного мира, безграничными талантами и способностями русской женщины. А еще автор высказывает твердую веру в то, что такая духовная сила способна в конечном итоге победить. Эта мысль звучит не только в поэме « Мороз, Красный нос », но и во многих других произведениях поэта.

Другие сочинения по этому произведению

Выразительные средства поэмы Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос» Фольклор и его роль в поэме Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос» Какие чувства вызвала у меня поэма Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос» (1) Сказочный Морозко в поэме Некрасова «Мороз Красный Нос» Что восхищает поэта в русской женщине-крестьянке (по поэме Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос») (3) «Есть женщины в русских селеньях...»(по поэме Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос») (2) Что восхищает поэта в русской женщине-крестьянке (по поэме Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос») (2) Отношение Тургенева к Славянке в поэме «Мороз, Красный нос» Какие чувства вызвала у меня поэма Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос» (2) Поэма Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос»

Сочинение

Использование поэтом художественности народного сознания, в образе Дарьи многое объясняет и в тех главах, где появляется Мороз-воевода. Олицетворенный образ Мороза, без сомнения, навеян фольклором. Это ясно уже из названия поэмы, представляющего собой народное присловье. Особенно тесно связана поэма со сказкой «Морозко».

Сопоставление поэмы и сказки «Морозко» помогает нам сделать несколько наблюдений. Существенно, что поэт помнит и любит народную сказку, иначе не появился бы в поэме сказочный образ Мороза. Мороз в поэме, конечно, похож на Морозко из сказки: он веселый, удалой, могущественный. Кстати, заметим, что, переходя к изображению Мороза, поэт меняет ритм стиха.

Но сказка и поэма - разные произведения, они по-разному изображают жизнь. Например, чудеса в сказке истинно волшебные: Морозко награждает падчерицу золотом, богатыми одеждами. Так не бывает в жизни, но так выражается мечта о лучшей жизни, о победе добра и справедливости. Мороз в поэме строит дворцы изо льда, мосты ледяные. Это тоже чудеса, но такие, которые каждый из нас может видеть: причудливые нагромождения льдов в горах и на море, надежный лед на реках, по которому идут пешеходы, обозы с товаром.

Сказочный Морозко стал другим в поэме и потому, что Дарья, к чей сон пришла старая сказка, слышанная в детстве, измучена и придавлена невыносимым горем. Потому-то в хвастливой песне Мороза появляются слова грозные, страшные для человека («Люблю я в глубоких могилах…»). Нам понятно, почему возникает в песне этот леденящий душу образ: Дарья непрестанно думает о Прокле, зарытом в промерзшей земле. Правда, Мороз и здесь не выглядит губителем: покой-пику ведь уже ничего не страшно. В сознании Дарьи Мороз вообще нигде не выступает как злодей: с живыми он только играет, шутит, гонит домой бабенок, пугает «недоброго вора», дурачит пьяных. А Дарье он хочет понравиться, он шепчет ей ласковые слова, он вдруг обращается в милого Проклушку и целует ее. И сон, который видит Дарья, замерзая,- сон счастливый, прекрасный. В нем отразилось лучшее, что было в ее жизни,- радость труда, любовь и согласие в семье, мечты о будущем. Последнее, что видит Дарья, умирая,- родные лица мужа, сына, дочери, воз с золотыми снопами - обещание сытости и достатка; последнее, что она слышит,- счастливая, «утоляющая сердце» песня, какую можно услышать только в самом светлом сне:

* В ней кроткая ласка участья,
* Обеты любви без конца…
* Улыбка довольства и счастья
* У Дарьи не сходит с лица.

Героиня Некрасова как бы «уходит в сказку». Но почему Некрасов именно так закончил поэму, отбросив другой, благополучный финал? Здесь не может быть однозначного ответа. Подумаем вместе с учениками. Смерть кормильца в крестьянской семье была таким страшным событием, что только в порядке редчайшего исключения овдовевшей жене, осиротевшим детям могло что-нибудь помочь, А обычной и всем известной была одна судьба: голод, нищета, унижения, ранняя смерть. Как бы ни была богата поэма сказочными образами, это не сказка, а реалистическое произведение.

Некоторые критики--современники Некрасова упрекали его в жестокости, в равнодушии к судьбе вдовы. Мы понимаем, как это несправедливо. Мы ведь чувствуем, что у поэта поистине сердце разрывается от горя. Некрасов воспел красоту своей героини, ее духовное богатство, он и в смерти показал ее прекрасной, но жизненная правда не позволила поэту изображать благополучие там, где надо было пробудить сочувствие, тревогу, гнев.

В главе XXXV изображение сна Дарьи переходит в раздумья поэта о самом себе. Песня, которую слышит умирающая крестьянка, «утоляет» и сердце поэта, измученное тяжкими впечатлениями жизни. Зимний лес с его тишиной влечет к себе поэта:

* Нигде так глубоко и вольно
* Не дышит усталая грудь,
* И ежели жить нам довольно,
* Нам слаще нигде не уснуть!

Глава IV - это рассказ поэта не о какой-то определенной женщине, а о «типе величавой славянки», о тех ее чертах, которые встречаются у многих и которые особенно дороги поэту. Однако в пределах этого общего настроения надо найти многочисленные оттенки: гордости, восхищения, радости, уважения и т. д.

В главе XXXIII идет рассказ о судьбе Дарьи. Поэт передает ее сон. Здесь возникает противоречивое сочетание двух настроений. Чтец (как и поэт) не может забыть, что это предсмертный сон замерзающей крестьянки. А в самом сие передаются наиболее светлые стороны крестьянской жизни, мечты о счастливом, радостном труде. В рассказе соединяются печаль и радость. Но это сочетание неравномерно на всем протяжении отрывка. Скорбные и сочувственные ноты звучат вначале («В сверкающий иней одета…»), потом они гаснут в рассказе о Дарье, ее свекрови, муже, детях. Здесь передаются разговоры, забавные эпизоды. Чтец словно бы отодвигает па некоторое время печальные мысли. Но они снова возникают в конце главы XXXIV, где говорится о песне, которую слышит Дарья. Эта печаль не угрюмая, не безнадежная, но светлая, согретая мечтой о народном счастье.

Другие сочинения по этому произведению

Выразительные средства поэмы Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос» Фольклор и его роль в поэме Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос» Женский образ Дарьи в поэме Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос» Какие чувства вызвала у меня поэма Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос» (1) Что восхищает поэта в русской женщине-крестьянке (по поэме Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос») (3)

Дарья, Прокл, старики родители - все они из того крестьянского русского мира, где с детства привыкают к труду и видят в нем главное дело жизни, где не умеют много говорить о чувствах, но чувствуют глубоко и сильно, где суровая сдержанность сочетается с редким, но зато искренним и добрым весельем, где вся жизнь учит мужеству, терпению, стойкости. Очень важно, чтобы семиклассники поняли это. Нам не нужно внушать им легковесное бодрячество. Но нам нужно, чтобы у наших читателей возникло уважение к стойким, мужественным людям, с которыми они познакомились.

Если позволит время, можно поразмышлять над некоторыми деталями текста, требующими читательской фантазии. Например, собрать из разных глав первой части все, что относится к Проклу. Сказано о нем лаконично, но многое стоит за словами:

  • Большие, с мозолями руки,
  • Подъявшие много труда,
  • Красивое, чуждое муки
  • Лицо -и до рук борода...

Мы словно бы вместе с односельчанами вошли в избу и встали, как положено по обычаю, у ног покойника. И вот, поднимая глаза, видим прежде всего руки. Теперь они лежат без движения... Но представим себе, как мало было им покоя при жизни - этим большим, мозолистым рукам. Вдумаемся и в слова причитания:

  • Голубчик ты наш сизокрылый!
  • Куда ты от нас улетел?
  • Пригожеством, ростом и силой
  • Ты ровни в селе не имел.
  • Родителям был ты советник,
  • Работничек в поле ты был,
  • Гостям хлебосол и приветник,
  • Жену и у себя ты любил...

И эти строки помогают представить Прокла истинным богатырем: могучим, разумным и добрым. И его старик отец той же богатырской крестьянской породы. В описании старика есть несколько удивительных деталей, активизирующих в нас воображение: как он делал свою скорбную работу - копал могилу, как у гроба родного сына

  • Старик бесполезной кручине
  • Собой овладеть не давал:
  • Подладившись ближе к лучине,
  • Он лапоть худой ковырял.

Мы понимаем, что эта, казалось бы, неуместная работа сильнее всего выражает и глубину его горя, и великое мужество души: ведь теперь на его усталые плечи ляжет тяжесть забот о семье. Некрасов дважды - в VI и XIV главах - рисует отца над могилой сына. И эти скупые картины поражают суровым величием:

  • Высокий, седой, сухопарый,
  • Без шапки, недвижно-немой,
  • Как памятник, дедушка старый
  • Стоял на могиле родной!

Мужество, стойкость, душевная сила крестьян - вот что обнадеживало поэта, помогало ему верить в возможность иной жизни для народа.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » Образы Дарьи и Прокла как зеркало крестьянского русского мира . И в закладках появилось готовое сочинение.

Образы Дарьи и Прокла как зеркало крестьянского русского мира .