Всегда ли любовь делает человека счастливым? По драме Островского Гроза (Школьные сочинения) И ещё примерные темы.

На литературе нам задали сочинение по произведению Гроза Островского за 10 класс. Гроза Островского, и ставшее символичным темное царство, было написано в 1859 году. Работа автора переносит нас во времена преддверия крестьянских реформ.

Сочинение на тему Гроза Островского

По пьесе Островского нам нужно написать и его я начну с того, что уже вначале мы переносимся в жестокий и ужасный мир. Читая работу понимаешь, насколько мы счастливые людьми, ведь очень страшно становится, когда представляешь ту несвободу и удушающую атмосферу Темного царства, где Дикой с легкостью мог ударить, а Кабанова и того хуже. Ее смысл жизни заключается в том, как бы лишний раз кого-нибудь запугать или унизить. В пьесе Островского мы видим безвольное существо в лице сына Кабановой Тихона. Это плод Домостроя, когда во всем и везде нужно подчиняться своим родителям. Видим мы и Бориса, племянника Дикого, что не смог вырваться из мира условностей. Он не смог поступить как велит сердце, а живет и действует как положено.

В пьесе Гроза есть и женские образы. Так, мы видим лихую Кабанову. Есть в произведении и ее дочь с сильным характером, поэтому получалось у нее изворачиваться и быть циничной.

Одним из самых ярких образов пьесы Островского Гроза является образ Катерины. Это единственно живой персонаж, который может любить. Катерина — луч света в мире, где живут наши герои. В этом темном царстве, где не смогла жить героиня, выбрав для себя смерть.

Если говорить о названии произведения, то смысл неоднозначный, и тут я отмечу, что смысл названия произведения зависит от самих героев. Так, из-за своей любви к другому, из-за измены, у Катерины бушует гроза в душе. Кулигин в грозе видит невежество людей, с которым нужно бороться. Для Тихона гроза — это его мать, которой он подчиняется. Для Бориса представляется людская гроза, людская молва, которая страшнее природного явления, поэтому он бежит, оставив Катерину. Но не все так плохо. Назвав свое произведение Гроза, Островский показал нам, что вскоре грядут перемены, ведь после каждой грозы выходит солнце и оно обязательно появится из-за туч и в этот раз.

Одно из самых высоких чувств, которое только может испытать человек - это любовь. Она способна сделать человека счастливым, подарить ему надежду и силы жить дальше. И нет, наверное, на свете человека, который не был бы "окрылён" любовью, не чувствовал бы приподнятого настроения духа. Но всегда ли любовь сулит человеку безграничное счастье?

Данным вопросом задавались философы, ученые и писатели всех времен и народов. И у каждого был свой, более или менее схожий с другими, ответ. Однако соглашались они лишь в одном - любовь может стать причиной не только счастья, но и душевной боли, страданий, трагического конца. Я также разделяю эту позицию.

Обратимся к роману известного немецкого писателя И.В. Гёте "Страдания юного Вертера". В произведении молодой человек по имени Вертер пишет письма своему другу Вильгельму. Помимо описаний своих повседневных забот и приходящих в голову мыслей, Вертер всё чаще упоминает о некой девушке, дочери окружного начальника, Лотте. Она становится...

0 0

Любовь - это святое чувство, глубокая привязанность или симпатия к другому человеку. Еще в прошлых веках считалось, что любовь делает человека счастливым. А если она не взаимная, безответная, то любовь может ранить в самое сердце и даже убить… Об этом не раз писали русские и зарубежные классики.

Вспомним повесть Александра Ивановича Куприна «Гранатовый браслет», в которой прославляется великое чувство – любовь. Произведение заканчивается очень красивой фразой, не раз звучащей в прощальном письме влюбленного героя: «Да святится имя Твое!» Это ли не прославление любви!? Но я считаю, что любовь, описанная автором, - это болезнь, это несчастье, это наваждение! И все потому, что она не взаимна.

Герой повести, телеграфист Желтков, был влюблен в графиню Веру Николаевну Шеину. Сколько писем с признаниями в любви он ей написал! Восхищаясь, он боготворил княгиню! Но Вера Николаевна не оценила те святые чувства, которые испытывал к ней чиновник. А почему она должна их...

0 0

Любовь – простое, но уникальное чувство. «Бог есть любовь», - сказано в Библии. Это чувство определяет всю жизнь человека, наполняет ее смыслом, делает счастливым или несчастным. Во все времена писатели делали любовь объектом для наблюдения, описания, исследования, восхищения. Великолепный пример тому – русская классическая литература 19 века. Писатели 20 века продолжили эти традиции, внеся в понимание чувства любви свое, индивидуальное восприятие, делясь своим видением данной проблемы. А.И. Куприн создал своеобразные произведения о любви, вошедшие в классику русской литературы 20 века. Этот писатель считал любовь самым важным чувством в жизни человека, делающим его безмерно счастливым и приближающим его к Богу. Одним из самых известных и ярких произведений писателя на эту тему является рассказ «Гранатовый браслет». Здесь рассказывается о жертвенном чувстве маленького человека, который был очень счастлив до последних своих дней, потому что в его жизни была возможность любить....

0 0

Произведения русских классиков мы изучали на уроках литературы, и читали их самостоятельно, для потребности своей души. На одном из таких произведений я хотел бы остановиться. Это драма Островского « Гроза ».
Она заинтересовала меня своим содержанием, особенно очаровала и привлекла мое внимание главная героиня драмы - Катерина.
Развитие действия драмы построено на взаимоотношении людей. Показывая жизнь героев, их чувства и переживания, Островский особо выделил на примере главной героини чувство, которое живет вечно и на котором основана жизнь, - любовь.
«…Любовь - это прекрасный сон, который снится только избранным» , - писал Шота Руставели. И, говоря о Катерине, нельзя не согласиться с этим высказыванием.
Чистая, нежная любовь дается только людям с огромным сердцем и большой душой. Любовь нагрянет внезапно, подкрадется неслышно, закружит, как вихрь, и никуда не деться от нее. Человек забывает обо всем плохом, он погружается в свое чувство, окунается в...

0 0

Сочинение на тему «Всегда ли любовь делает человека счастливым?» 2.50/5 (50.00%) 2 votes

Столько книг известных авторов написано именно о печальной любви с трагическим концом, что невольно начинаешь задумываться, а может ли сделать это чувство человека по-настоящему счастливым?
Так, этот вопрос можно рассмотреть на примере драмы «Гроза», которая была написана Островским. Главная героиня данного произведения бедная девушка Катерина, которая в итоге погибает из-за своей несчастной любви. В то же время автор показывает на примере этого персонажа, что жизнь основывается именно на этом вечном чувстве, которое могут ощутить только избранные люди.
Только те люди, которые имеют огромное сердце, способны постичь нежную и при этом чистую любовь, которая приходит всегда спонтанно, когда ее уже абсолютно не ждешь.

Катерина является очень тонкой натурой, но ее муж не хочет понимать этого. Он не защищает супругу перед своей матерью, которая часто издевается над бедной...

0 0

Мы часто слышим «мир – это любовь», «главнее всего – любовь», и, кажется, что любовь и есть смысл существования. Но всегда ли любовь делает человека счастливым?

В отношении вопроса «всегда ли любовь делает человека счастливым», важно ответить на два вопроса – достаточно ли только любви, чтобы сделать человека счастливым, и любая ли любовь способна сделать его таковым.

Любовь действительно значит очень много, и чем больше она имеет адресатов – тем больше любви в нашей жизни. Сначала ребёнок любит только родителей, потом своего возлюбленного или возлюбленную, потом – своих собственных детей. При этом любовь не должна замещаться, то есть появление новой любви не вытесняет прежнюю – все виды любви могут существовать параллельно. Поступательное развитие человека подразумевает увеличение количества любви в его жизни. Даже в выборе своего призвания – профессионального поприща или хобби – любовь становится определяющей. Не зря говорят – «я действительно люблю свою работу»....

0 0

Не раз и не два приходилось мне видеть горящий костер. И каждый раз повторялась одна и та же картина: вокруг костра летают ночные мотыльки. Они собрались у костра в темном мраке ночи. Но вдруг костер своенравно вспыхивает, выбрасывает острые языки пламени, и мотыльки сгорают в огненной стихии. Уцелевшие испуганно отлетают на мгновение. Но костер все равно привлекает их. И снова они будут стремиться к нему, и снова будут сгорать в жарком пламени. «Глупые мотыльки», - скажете вы. Но разве люди не ошибаются в любви, разве они не устремляются, обезумев от страсти, к костру любви, потому что любовный костер - это величайший соблазн. И каждому хочется хотя бы один раз приблизиться к любви и узнать, что же это такое? Любовь всегда тайна. И эту тайну пытались открыть для себя герои купринских и бунинских рассказов. Эту тайну пытается открыть каждый из нас. Что такое любовь? Можно ли отличить любовь от увлечения? Как научиться любить? Мы...

0 0

Цикл статей «Мастерская декабрьских сочинений»

Третье направление «Любовь».

На сайте ФИПИ дано такое определение: «Любовь» – направление дает возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдёт о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о её светлых и трагических сторонах.

Любовь – самое великое чувство. Кто умеет любить, и кто нашёл свою любовь в лице родителей, близких, друзей, кто нашёл свою вторую половинку, тот поистине счастливый человек. Для многих любовь – это жизнь, любовь – это воздух.


КАКИЕ ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ МОГУТ БЫТЬ 2-го ДЕКАБРЯ?

Любовь на века.
Всегда ли любовь делает человека счастливым?
Любовь сильнее смерти…
Любовь и война.
Любовь и разлука.
Любовь есть духовное возрождение.
Лики любви…
Лицемерная любовь хуже ненависти.

Проблема нравственного закона и нравственной свободы является одной из ведущих в русской и мировой литературе. Иными словами ее можно сформулировать, на мой взгляд, как проблему чувства и долга. Известно, что она была характерна еще для классицистической трагедии, в которой герой, вынужденный выбирать долг, непременно погибает, сраженный роковой дилеммой. Однако эта же проблема становится основной и в реалистической драме А. Н. Островского «Гроза».
Все основные персонажи этого произведения стоят перед труднейшим выбором – закон или свобода? В первую очередь, это относится к главной героине «Грозы» - Катерине Кабановой.
Живя в семье мужа, эта молодая женщина чувствует себя несчастной. Я думаю, героиня всей душой стремилась полюбить Тихона Кабанова, как-то наладить с ним жизнь. Но это ей не удавалось. Муж Катерины всегда и во всем подчинялся своей матери - Марфе Игнатьевне Кабановой. Да и как ей было не подчиниться – Кабаниха держала в страхе не только своих родных, но и весь город.
Свой выбор между законом и свободой совершают герои «Грозы», в частности, Варвара Кабанова. Эта девушка – полная противоположность Катерины. Ее также не устраивают те правила, по которым приходится жить в доме матери. Однако Варвара давно сделал свой выбор – в пользу чувства, вернее, своего желания. Поэтому она совершает то, что хочет – гуляет с Кудряшом, не ночует дома. Но, и это очень важно, дочь Кабанихи искусно скрывает свои действия. Она прекрасно понимает, что в лицемерном калиновском обществе главное не то, что есть на самом деле, а та видимость, которая создается. И Варвара, с «доброй руки» своей матери, которая проповедует ту же философию, научилась врать и лицемерить, делая то, что ей хочется.
Выбор «долг или чувство» стал трагическим для Тихона Кабанова. В силу своей слабой натуры, страха перед матерью, инертности этот герой выбирает «сыновний долг», несмотря на то, что его сердце говорит совсем о другом. Именно потому, что Тихон боитс
я свою мать, он позволяет ей обижать Катерину, наговаривать на нее, унижать. Герой сам чувствует неправильность своего поведения, «неправильность» всего уклада жизни в их семье и в городе, но не может осмелиться даже подумать об этом. И лишь потеряв жену, ослепленный горем, Тихон бросает обвинения в лицо матери как главной представительнице патриархального купеческого общества, его лицемерных устоев.
Выбор в пользу долга делает и Борис Григорьевич, предавший любовь к Катерине из-за наследства, которое он должен получить от Дикого. Думаю, предает свою жизнь и сама Кабаниха, делающая выбор в пользу долга - общественного мнения, законов патриархального общества.
Таким образом, мы видим, что практически все герои драмы Островского «Гроза» стоят перед выбором: нравственный закон или нравственная свобода, долг или чувство. И практически все они, совершая этот выбор, лицемерят: для людей они выбирают «закон» (то есть живут по традиционным законам патриархального общества), для себя же – «свободу» (истинные желания, которые искусно скрывают). Исключением, на мой взгляд, становятся лишь два героя. Во-первых, это Дикой, который никого и ничего не боится, потому что имеет неограниченную власть. И это Катерина Кабанова, которая, единственная из всех, серьезно подошла к своему выбору, сознательно сделала его и приняла всю полноту ответственности за принятое решение.

«Гроза» есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского; взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до самых трагических последствий. В «Грозе» есть даже что-то освежающее и ободряющее. Н. А. Добролюбов А. Н. Островский уже после появления своей первой крупной пьесы получил литературное признание. Драматургия Островского стала необходимым элементом культуры его времени, он сохранял положение лучшего драматурга эпохи, главы русской драматической школы, несмотря на то, что одновременно с ним в этом

Жанре творили А. В. Сухово-Кобылин, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. Ф. Писемский, А. К Толстой и Л. Н. Толстой. Самые популярные критики рассматривали его произведения как верное и глубокое отображение современной действительности.

Между тем Островский, идя сво-им самобытным творческим путем, нередко ставил в тупик и критиков, и читателей. Так, пьеса «Гроза» стала неожиданностью для многих. Л. Н. Толстой не принял пьесу. Трагизм этого произведения заставил и критиков пересмотреть свои взгляды на драматургию Островского. Ап. Григорьев заметил, что в «Грозе» звучит протест против «существующего», который страшен

Его приверженцам. Добролюбов в статье «Луч света в темном царстве» утверждал. что от образа Катерины в «Грозе» «веет на нас новой жизнью». Возможно, впервые с такой изобразительной силой были показаны сцены семейной, «частной» жизни, тот произвол и бесправие, что были доселе скрыты за толстыми дверьми особняков и усадеб. И в то же время это не была просто бытовая зарисовка.

Автор показал незавидное положение русской женщины в купеческой семье. Огромную силу трагедии придавала осо бая правдивость, искусность автора, как это верно заметил Д. И. Писарев: «Гроза» — картина с натуры, оттого она и дышит правдой». Действие трагедии происходит в городе Калинове, который раскинулся среди зелени садов на крутом берегу Волги. «Пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и все наглядеться не могу. Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется», — восхищается Кулигин. Казалось бы, и жизнь людей этого города должна быть красивой и радостной. Однако быт и нравы богатого купечества создали «мир тюремного и гробового безмолвия». Савел Дикой и Марфа Кабанова — это олицетворение жестокости и самодурства. Порядки в купеческом доме основаны на изживших себя религиозных догмах Домостроя. Добролюбов говорит о Кабанихе, что жертву свою она «грызет. долго и неотступно».

Свою невестку Катерину она заставляет кланяться в ноги мужу при его отъезде, ругает ее за то, что она «не воет» на людях, провожая супруга. Кабаниха очень богата, об этом можно судить по тому, что интересы ее дел выходят далеко за пределы Калинова, по ее поручению Тихон ездит в Москву. Ее уважает Дикой, для которого главное в жизни — деньги. Но купчиха понимает, что власть дает также покорность окружения. Она стремится убить в домашних любое проявление, сопротивления ее власти. Кабаниха лицемерна, она лишь прикрывается добродетельностью и набожностью, в семье она — бесчеловечный деспот и тиран. Тихон не противоречит ей ни в чем. Варвара научилась врать, скрывать и изворачиваться.

Главная героиня пьесы Катерина отмечена сильным характером, она не привыкла к унижению и оскорблениям и потому конфликтует с жестокой старой свекровью. В доме у матери Катерина жила свободно и легко. В Доме Кабановых она чувствует себя будто птица в клетке. Она быстро осознает, что здесь она долго жить не сможет. Замуж за Тихона Катерина вышла без любви. В доме Кабанихи все трепещет при одном только властном окрике купчихи. Жизнь в этом доме тяжела для молодых. И вот Катерина встречает совсем другого человека и влюбляется. Впервые в жизни она познает глубокое личное чувство. Как-то ночью она идет на свидание к Борису. На чьей стороне драматург? Он на стороне Катерины, потому что нельзя уничтожить естественных стремлений человека. Жизнь же в семье Кабановых неестественна. И Катерина не принимает наклонностей тех людей, к которым она попала. Услышав предложение Варвары солгать и притвориться, Катерина отвечает: «Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу.» ^рямота и искренность Катерины вызывает уважение и у автора, и у читателя, и у зрителя. Она решает, что не может больше быть жертвой бездушной свекрови, не может томиться взаперти. Она свободна! Но выход она увидела только в своей смерти. И с этим можно было бы поспорить. Критики также разошлись во мнении, стоило ли платить Катерине за свободу ценой жизни. Так, Писарев в отличие от Добролюбова считает поступок Катерины бессмысленным. Он считает, что после самоубийства Катерины все возвратится на круги своя, жизнь пойдет своим чередом, и не стоит «темное царство» такой жертвы. Конечно, до гибели Катерину довела Кабаниха.

В результате ее дочь Варвара убегает из дома, а сын Тихон жалеет, что не погиб вместе с женой. Интересно, что одним из главных, активных образов этой пьесы является образ самой грозы. Выражая символически идею произведения, это образ непосредственно участвует в действии драмы как реальное явление природы, вступает в действие в его решающие моменты, во многом определяет поступки героини. Этот образ очень многозначен, он освещает почти все стороны драмы. Так, уже в первом действии над городом Калиновым разразилась гроза. Разразилась, как предвестие трагедии. Уже прозвучало у Катерины: «Я скоро умру», она призналась Варваре в греховной любви. Уже соединилось в ее представлении предсказание сумасшедшей барыни о том, что гроза даром не проходит, и ощущение собственного греха с реальным ударом грома. Катерина устремляется домой: «Все-таки лучше, все спокойнее, дома-то я — к образам да богу молиться!». После этого гроза умолкает ненадолго.

Лишь в ворчании Кабанихи слышатся ее отголоски. Не случилось грозы и в ту ночь, когда Катерина впервые после замужества почувствовала себя свободной и счастливой. Но четвертое, кульминационное действие, начинается словами: «Дождь накрапывает, как бы гроза не собралась?». И после этого мотив грозы уже не смолкает. Интересен диалог Кулигина и Дикого. Кулигин говорит о громоотводах («у нас грозы частые») и вызывает гнев Дикого: «Какое еще там электричество? Ну как же ты не разбойник? Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожками какими-то, прости господи, обороняться. Что ты, татарин, что ли?». А на цитату из Державина, которую в свою защиту приводит Кулигин: «Я телом в прахе истлеваю, умом громам повелеваю», — купец и вовсе не находит что сказать, кроме: «А за эти вот слова тебя к городничему отправить, так он тебе задаст!».

Несомненно, в пьесе образ грозы приобретает особое значение: это освежающее, революционное начало. Однако разум осужден в темном царстве, он встретился с непробиваемым невежеством, подкрепленным скупостью. Но все-таки молнии, прорезавшие небо над Волгой, задели долго молчавшего Тихона, сверкнули над судьбами Варвары и Кудряша. Гроза основательно всех перетряхнула. Бесчеловечным нравам рано. или поздно придет конец. Борьба нового со старым началась и продолжается. В этом и заключен смысл произведения великого русского драматурга.


Написанная в 1859 году А.Н. Островским драма "Гроза" поистине является вершиной его зрелого творчества. Произведение вошло в цикл пьес о "тёмном царстве", здесь драматург не просто описал тёмные и светлые начала, но и показал их взаимодействие. На основе собственных наблюдений за коренным русским населением автору удалось создать пьесу жизни, которая повествует нам о судьбах молодого поколения и героями которой стали обыкновенные люди, такие как купцы, их жены и дети, а также мещане и чиновники. Действующие лица, их характеры и взгляды выражены в драме очень точно, но самым ярким является образ Катерины, главной героини. Такие персонажи, как Дикой и Кабаниха, представляют тёмную сторону. А Катерина, как писал Добролюбов, подобна "лучу света в тёмном царстве". Катерина стала тем самым лучом потому, что только она, на первый взгляд слабая и беззащитная девушка, выступила с протестом, и этот протест удался.

На вопрос, почему так происходит, есть ответ: всё дело в характере героини, в силе этого характера и в его слабости.

Катерина - мечтательница. "Знаешь, мне иногда кажется, что я птица". И её действительно можно считать такой. "Вольной птичкой" она была раньше, когда жила не тужа: занималась тем, чем хотела, а маменька в ней души не чаяла, наряжала как куклу, "работать не принуждала". Счастливое время проходит, и птицу сажают в клетку. Катерина выходит замуж не по любви, и это ей стоит дорого. Её страдания начинаются в доме Кабановых.

"Я у вас завяла совсем", - говорит девушка Варваре. По-другому здесь и быть не могло: постоянные розни между домашними, скверный характер свекрови и постоянное осуждение со стороны. Катерина не может жить в таком "тёмном царстве", поэтому пытается выжить. Совсем слабой героиню назвать нельзя, так как уже в начале она пускай и не выступает против Кабановой, но уже защищает себя: «Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна, ничего я из себя не доказываю»

Тихая и скромная Катерина показывает и свои сильные стороны. В её характере присутствует цельность и бесстрашие. Впрочем, об этом она знает сама: "Такая я уж зародилась, горячая!" Следом за данной фразой следует рассказ героини о себе, как в детстве, чем-то обиженная, она села в лодку и уплыла по Волге. Девушку отличает стремление к свободе, к свободе от "тёмного царства". В разговоре с Варварой её просто не узнать. "Отчего люди не летают?" Собеседница не поняла слов Катерины и посчитала их странными, но для самой Катерины это имеет большое значение. Ей приходится очень тяжело в доме Кабановых, и она хочет покинуть это место. Хочет, но не может. Хочет, как птица, взмахнуть крыльями и улететь, но не может. Потому что люди не умеют летать. Добролюбовым верно подмечена "сосредоточенная решительность Катерины". И действительно, ведь она на всё готова ради свободы, или хотя бы её глотка. Она готова взлететь, чтобы не жить у Кабановых. Готова каяться всенародно, чтобы не умирать грешницей, чтобы душа её после смерти обрела свободу. Она решительна, хоть и долго грешит сама на себя. Она решила для себя, дала волю своим настоящим чувствам и провела две недели с Борисом, немотря на то, что этот глоток свободы ей дорого обошёлся.

Главную героиню отличает искренность. Она не умеет да и не обманывает не только Варвару, что не любит мужа, но и саму себя. Она честна прежде всего перед собой, что говорит о её духовной чистоте. Как девушка религиозная Катерина очень сильно переживает о своём грехе и боится умереть такой, какой является. Но одновременно она верна своим чувствам, своей любви к Борису. Поэтому мы можем говорить, что Катерина верна своим духовным идеалам. Пытаясь бороться с самой собой, героиня умоляет Тихона взять её с собой, но остаётся непонятой. Тогда она хочет дать клятву верности, но и тут муж остаётся равнодушным. То, чего избежать было нельзя, случается. Но даже в момент встречи с Борисом она продолжает бороться со своей любовью: «Зачем ты пришел, погубитель мой? Ведь я замужем, ведь мне с мужем жить до гробовой доски!» Из этого следует, что Катерина верна своим жизненным принципам, поэтому ей так тяжело сделать выбор между тем, чтобы подавить в себе любовь и тем, чтобы отдаться ей целиком. Одержав победу над собой, она открывает в себе способность глубоко и сильно любить, жертвуя всем ради возлюбленного. Страх отходит на второй план: "Коли я для себя греха не побоялась, побоюсь ли я людского стыда?” Но страх за содеянное и страх умереть с грехом, не покаявшись, сделали своё дело. Сумасшедшая старуха, неожиданное появление Бориса и вновь начавшаяся гроза пугают Катерину ещё больше, и она признаётся перед всеми.

Свою судьбу героиня решила сама. Она падает не от удара грома, а сама бросается в омут. Катерина считает, что жить с грехом на душе - ещё тяжелее, чем не жить. "«Нет, мне что домой, что в могилу – все равно. Да, что домой, что в могилу!.. что в могилу! В могиле лучше…", - рассуждает она. Сделав окончательный выбор, героиня бросается с обрыва и кончает жизнь самоубийством. С одной стороны, такой поступок - проявление слабости характера Катерины, и этот поступок делает её побеждённой. Но с другой - великое мужество, наверное, требуется, чтобы принять такое решение и осуществить задуманное. Даже Тихон ей позавидовал: "«Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!» Недаром вконце пьесы Кулигин убегает, а Тихон начинает осознавать, что и Кабанова была не права по отношению к Кате: "Вы её погубили! Вы! Вы!" Главная Героиня свела счёты сама с собой, наказав себя, но одержала нравственную победу над "тёмным царством", пошатнув давно устоявшиеся рамки общества.

Катерина оказалась простой девушкой с непростым характером. То, что является её слабостью, в то же время есть её сила. Она вольнолюбива, её отличают независимость, поэтичность, высокие нравственно-этические качества, что делает её духовно чистой. Катерина действительно является "лучом света" в "тёмном царстве".