Викторина от былины до сказки презентация. Викторина; «Русские былинные богатыри »

Викторина по литературному чтению

2-й класс

Тема. «Русские былинные богатыри ».

Цель. Расширять представления детей о былинах как жанре устного народного творчества.

ХОД викторины.

I. Организационный момент. Сообщение темы.

Ой вы, добры молодцы и молодушки! Собрались мы не на почестен пир, а на беседу добрую и складную, чтоб был у нас мир да лад да согласие и велась наша беседа речью плавною.

А расскажем-то мы вам о былинах, о старинах. И всего-то их было больше ста с лишним, да пришли они к нам из времен дальних, передавались они народам нашим из уст в уста.

Былина – это песнь о русских богатырях, в которой говорится о борьбе русского народа с завоевателями, о силе русских воинов. Ребята, разгадайте имена и скажите: что их объединяет?

На доске:

боДныяр киНичти, шалеАПочивоП, яИль руМоцем.

Дети: Здесь зашифрованы имена русских богатырей – Добрыни Никитича, Алеши Поповича и Ильи Муромца.

У:Правильно, это русские богатыри, которые совершали героические подвиги ради любви к своей Родине.

Звучит «Утро» Э. Грига. Учитель читает стихотворение.

Широко ты, Русь, по лицу земли

В красе царственной развернулася!

У тебя ли нет богатырских сил,

Старины святой, громких подвигов?

Уж и есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью,

Стать за честь твою против недруга,

За тебя в нужде сложить голову!

– Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

Д: Чувство торжества, гордости за свою Родину.

Вы меня послушали, теперь я послушаю вас. Что вы подготовили дома о богатырях.

А теперь начинаем викторину «Русские былинные богатыри.»

Мы отправляемся в путешествие по городам.

Для начала мы ВСЕ исполним небольшой богатырский обряд :

Дружно встали – раз. Два. Три-

Мы теперь – богатыри.

Мы ладонь к глазам приставим.

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо и еще

Через левое плечо.

Буквой Л расставим ноги,

Точно в танце – руки в боки,

Наклонившись влево, вправо

Получается на славу!

1.Город теоретических вопросов.

1. Что такое былина?

2.кто является героями былин: положительными. Отрицательными. Помощниками?

3.Где и кем исполнялись былины?

4.Кто такие сказители? ( Хранителями русской старины, носителями исторической памяти народа)

5.Каких русских богатырей вы знаете?

Во все времена русские люди любили свою Родину. Во имя любви к родимой сторонушке слагались пословицы, стихи и песни. Какие пословицы о Родине вы знаете?

2.Город пословиц о родине и защитниках Отечества.

Как вы понимаете эти пословицы.

Где дружбой дорожат, там и враги дрожат.

Не тот стрелок, кто стреляет, а тот, кто в цель попадает.

3.Город «Знатоки содержания былин».

Былины заставляют нас помнить своих героических предков, переживать, испытывать чувство гордости за свою Родину, чувство уважения к ее прошлому, желание защищать родную землю.

ВОПРОСЫ ОБ ИЛЬЕ МУРОМЦЕ

1.Где родился Илья Муромец? (село Карачарово под г. Муромом)

2.Как звали его отца и мать?(Иван Тимофеевич.Ефросинья Яковлевна)

3.Какая беда приключилась с Ильей?

4.Кто исцелил Илью?

5.Какой наказ дали странники Илье?

6.Как Илья растил своего коня?

8.Где было первое сражение Ильи? (Под г.Черниговом)

Ребята, в Древней Руси родовым деревом считался дуб. Уходя в поход, богатыри подходили к дубу, брали с собой листок и горсть родной землицы. Этот обычай брать с собой горсть земли сохранился до сих пор с тех далёких времен от наших предков.

Дуб - могучее дерево, он почитался на Руси за жизнестойкость, давал силу людям, ему поклонялись и отдавали честь.

сделаем хороводный обряд - поклонение дубу:

У нас рос дубок(Сидя на корточках, дети медленно поднимаются, тянут руки вверх.)

Вот таков! Корень его

Вот так глубок! (Наклоняются вниз, показывая корень.)

Листья его - Вот так широки! (Развести руки в стороны.)

Ветки его - Вот так высоки! (Руки вверх.)

Ах, ты дуб-дубок, ты могуч. (Медленно поднимают сцепленные руки вверх.)

На ветру ты, дубок, скрипуч. (Покачивания руками.)

Дай мне силы, отваги, добра, (Правая рука на сердце.)

Чтобы землю родную

Защищать от врага!

4. Город «Знатоки архаизмов.»

Объясните, что означают эти старинные слова и выражения:

Пал палить –сжигать срубленные деревья

Ендова- чаша для питья

Дивиться - удивляться

Тьма – тьмущая – очень много

Служба ратная – воинская служба

Ратники- воины

Басурман –враг

5.Город «Имена Богатырей»

Ваша задача- найти на доске и назвать в этом списке только имена богатырей.

На листочках запись.

Илья Муромец, Тугарин Змеевич, Василий Буслаевич, Никита Романович. Мороз Иванович, Святогор, Владимир Никитич, Алёша Попович, Карабас Барабас, Микула Селянинович, Добрыня Никитич, Михайло Потапович.

6.Город «Загадок»

Поиграем в одно из любимых забав богатырских-

в отгадывание загадок. Но загадки не простые, а старинные:

1) И у тебя, и у меня,

И у попа, и у кота,

И у щуки в море

И у дуба в лесу. (имя)

2)Горшочек умён

Семь дырочек в нём. (голова человека)

3)Не крылата, а перната, как летит,

Так свистит, а сидит, так молчит. (стрела)

4)Построен хлевец

Для пяти овец. (рукавица)

5)Два арапа- родные брата,

Ростом по колено,

Везде с нами гуляют

И нас защищиют. (сапоги)

3. Одежда и оружие древнерусского воина.

1)Рубящее оружие.(меч)

2) Колющее оружие (копье)

3) Оружие для поражения на большом расстоянии.(Лук и стрелы)

4) Доспехи из металлических пластин (латы)

5) Богатырский головной убор (шлем)

6) Рубаха из металлических колец (кольчуга)

На тело надета кольчуга – железная рубашка.

Зачем она нужна богатырям?

Она защищала богатырей от ударов копья, стрел и меча. Кольчуга весила 7 килограммов.

2. Что надето на головы богатырей?

На Руси его называли шелом. Шлем изготавливали из металла, его украшали орнаментом, узором. А кто был побогаче, украшал шлем позолотой, серебряными пластинками. Шлем оберегал голову воина – богатыря от ударов.

3. Какие ещё доспехи имеются у богатырей?

Щиты, лук, колчан со стрелами, кистень, палица, топор, меч – булава.

Меч был главным оружием воинов – богатырей и воинов – ратников в ту пору на Руси. Меч был русским оружием. На мечах давали клятву, меч почитали. Он являлся дорогим оружием, его передавали по наследству от отца к сыну. Рукоятка меча и ножны украшались орнаментом и узором. Узоры на ножнах и рукоятке меча наносились не только с целью украшения, но и с целью оказания помощи своему хозяину, владеющему мечом.

Чтобы оружие в руках богатыря было сильным, богатыри обращались к Богу.

Уходя в поход, богатыри кланялись на все четыре стороны и читали молитву – оберёг.

Собираясь на службу, в поход на подвиги ратные, просили богатыри благословение у отца, матери или у старшего по роду.

А и сильные, могучие богатыри на Славной Руси!

Не скакать врагам по нашей земле,

Не топтать их коням землю Русскую,

Не затмить им солнце наше красное.

Век стоит Русь – не шатается!

И века простоит, не шелохнется!

Итог урока:

Что нового узнали о богатырях?

У вас есть те из семьи, которые похожи на богатырей?

Домашнее задание: Написать рассказ, какими качествами, характером обладают богатыри.

В каком веке впервые на Руси начали записывать сведения о происходивших событиях? Машина времени В XI веке В XI веке


Одним из первых русских летописцев был … Одним из первых русских летописцев был … Машина времени Монах Киева – Печерского монастыря Нестор


Царьград – название, какого древнерусского города? Царьград – название, какого древнерусского города? Машина времени г. Константинополь (ныне Стамбул)


Этой датой начинается отрывок из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»? Назовите ее. Этой датой начинается отрывок из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»? Назовите ее. В лето 6415 (907) и в лето 6420 (912) Машина времени


Откуда мы узнаем, что Московский князь Дмитрий Иванович разбил на Дону полчища хана Мамая, за что был прозван Донским? Машина времени Из летописей


Прямо ехать – убитому быть! Влево ехать – женатому быть! Вправо ехать – богатому быть! Все судьбой сие предписано! Откуда эти строки? Богатыри Из былины «Ильины три поездочки»


«Богатыри». Кто автор этой картины и кто на ней изображен? «Богатыри». Кто автор этой картины и кто на ней изображен? Богатыри Виктор Михайлович Васнецов. Добрыня Никитич, Алеша Попович и Илья Муромец


Объясни значение слов: витязь,облатынивать, заподваливать. Объясни значение слов: витязь,облатынивать, заподваливать. Витязь – в Древней Руси: отважный воин. Облатынивать – обращать в католическую веру. Заподваливать – запирать в подвал. Богатыри


Почему летописец посчитал важным сохранить память о князе Олеге? Почему летописец посчитал важным сохранить память о князе Олеге? Много сделал всего для образования Древнерусского государства Много сделал всего для образования Древнерусского государства. Богатыри


Вспомните, что вы знаете о русских народных волшебных сказках. Чем похожи сказки и былина об Илье Муромце? А чем они отличаются? Вспомните, что вы знаете о русских народных волшебных сказках. Чем похожи сказки и былина об Илье Муромце? А чем они отличаются? Богатыри


Прочитайте выразительно понравившийся отрывок из любого прочитанного произведения. Живая картинка


Однажды мальчик Варфоломей встретил старца монаха, который помог ему выбраться из леса. И этот мальчик тоже решил стать монахом. Какое новое имя он получил и прославился на всю Русь? Однажды мальчик Варфоломей встретил старца монаха, который помог ему выбраться из леса. И этот мальчик тоже решил стать монахом. Какое новое имя он получил и прославился на всю Русь? Живая картинка Сергей Радонежский


Задайте любой вопрос другой команде. Задайте любой вопрос другой команде. Живая картинка


К какому произведению относятся следующие предметы: булатная броня, палица, лук. К какому произведению относятся следующие предметы: булатная броня, палица, лук. Живая картинка «Ильины три поездочки»


Какое авторское произведение написано про князя Олега. Кто автор и как называется? Какое авторское произведение написано про князя Олега. Кто автор и как называется? Живая картинка А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»


Объясни, что такое былина. Колесо истории Былина – один из видов устного народного творчества. В них рассказывается о подвигах богатырей – бескорыстных защитников своей Родины. Былина – один из видов устного народного творчества. В них рассказывается о подвигах богатырей – бескорыстных защитников своей Родины.


Объясни словами, что такое летопись? Откуда появилось такое название? Зачем создавались летописи? Объясни словами, что такое летопись? Откуда появилось такое название? Зачем создавались летописи? Колесо истории


Ту дороженьку расчистил я Богатырь …. Вырыл клад, да без клада назад Воротился и опять небогат! А судьбу я за гриву ловлю, Норовистую объезживаю, И судьбина для меня – за коня! Чьи это слова и где были записаны? Ту дороженьку расчистил я Богатырь …. Вырыл клад, да без клада назад Воротился и опять небогат! А судьбу я за гриву ловлю, Норовистую объезживаю, И судьбина для меня – за коня! Чьи это слова и где были записаны? Колесо истории Илья Муромец выдолбил новую надпись на камне


Что напророчил князю Олегу волхвы? Сбылось ли их предсказание? Расскажите. Что напророчил князю Олегу волхвы? Сбылось ли их предсказание? Расскажите. Колесо истории Они напророчили Олегу умереть от любимого коня. Предсказание сбылось даже после смерти коня Они напророчили Олегу умереть от любимого коня. Предсказание сбылось даже после смерти коня.


Почему авторы летописи и житья не названы? Почему авторы летописи и житья не названы? Колесо истории В литературе древней Руси не обязательно было указывать имя автора. Главным становился рассказ о произошедших событиях, в них участвующих. В литературе древней Руси не обязательно было указывать имя автора. Главным становился рассказ о произошедших событиях, в них участвующих. Эти произведения не фольклорные. Чем выводили каждую букву в летописи? Чем выводили каждую букву в летописи? Памятники культуры Гусиным пером


Объясни значение слов: знамение, черноризец, благословить. Объясни значение слов: знамение, черноризец, благословить. Памятники культуры Знамение – знак, предзнаменование. Черноризец – монах. Благословить - напутствовать Благословить - напутствовать.


Он основал монастырь, посвященный Святой Троице. Кто этот человек и назовите монастырь? Он основал монастырь, посвященный Святой Троице. Кто этот человек и назовите монастырь? Памятники культуры Сергей Радонежский основал Сергиеву лавру.


Назовите автора иконы «Троица» Назовите автора иконы «Троица» Памятники культуры Ее создал ученик Ее создал ученик Сергея Радонежского великий иконописец Андрей Рублев Андрей Рублев.

«Урок Былина» - Самостоятельная работа учащихся по обсуждению задания каждого в группе – 1 урок, 10 минут. Былина – русские народные эпические песни. Этапы и сроки проведения проекта. Кто такие богатыри? Учебно-методический пакет. Защита полученных результатов и выводов – 1 урок. Учебные предметы: литературное чтение Участники: 4класс.

«Викторина для 4 класса» - Двустворчатые моллюски 2. Щуки 3. Водоросли. «Живые фильтры» водоема. Из какого растения ткут полотно? Лен Пшеница Кукуруза. Викторина. Основные обитатели луга Птицы Насекомые Млекопитающие. Санитары водоема Ручейники Раки Лягушки. Детеныши лягушки Лягушата Головастики Пиявки. Водяной строитель Окунь Медведь Бобр.

«Толерантность в русской литературе» - Генеральный секретарь ООН (1997-2006) Кофи Аннан. В.Г.Короленко. Молящиеся буддисты. Иллюстрация к рассказу «Хорь и Калиныч». Отражение религиозной толерантности А.никитина в «хождении за три моря». Афанасий Никитин «Хождение за три моря». В Альпах. Три дня свободы и любви в повести В.Быкова «альпийская баллада».

«Викторина о растениях» - А. Абрикос. Карл Линней назвал растение какао пищей богов. «Веришь – неверишь». Сложноцветные или ……..? Бобовые или …………? Е. Помидор Ж. Картофель. Капустные или……….? Морковью могут отравиться свинки – альбиносы. «Так или иначе». Д Гранат. Г. Инжир. «Символы и страны». Красный и чёрный перец – растения разных из семейств.

«Литературная викторина» - Литературная викторина. Виталий Бианки. Отец. Добавьте две строчки: Малышам и взрослым людям Паренёк махал рукой. Пилой коротышки пилили: вилки, грибы, сосны? В стихах Незнайки под подушкой у Авоськи лежала: ватрушка, волнушка, старушка? В стихах Незнайки Торопыжка проглотил: зонт, очки, утюг? Помощница, у которой "много дел".

«Викторина о космосе» - Солнце – это огромный газовый шар. Теорию Коперника поддерживали и развивали многие ученые. Кто из ученых доказал, что все планеты обращаются вокруг Солнца? Чем определяется цвет звезды? Экваториальный радиус Юпитера равен 71,4 тыс.км. Е.Жуковский. С.П.Королев. В небольшой телескоп у Сатурна видны два кольца, разделенные темной щелью.

МОУ Радужненская средняя общеобразовательная школа Коломенского муниципального района Московской области Презентация по литературе в 6 классе по программе Г.И.Беленького. Презентацию подготовила: Привезенцева Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории.

«Святогор-богатырь»

  • Для чего выезжал Святогор-богатырь «гулять во чисто поле»?
  • Что Святогор-свет грозился поднять, «похваляючись»?
  • Кто встретился ему в пути?
  • Чем поднимал сумку Святогор?
  • Что было «накладено» в сумочке прохожего, которую Святогор сумел от земли поднять только «на волос»?
  • Почему эту сумочку легко несет другой богатырь? Что мы о нем знаем?

Святогор-богатырь.

Конкурс «Богатырское вооружение»

Назовите предметы вооружения древнего воина. (выполняется письменно)

В.М.Васнецов «Богатыри».

Былина «Добрыня и змей»

К.Васильев.

«Бой Добрыни со змеем»

  • Кто такой Добрыня Никитич?
  • Где и когда происходят былинные события?
  • Чем победил Добрыня Никитич Змея двенадцатиглавого?
  • Какую «заповедь великую» заключили Добрыня и Змей?
  • Кто нарушил эту заповедь?
  • Какую службу поручил Владимир Красно Солнышко Добрыне?
  • Что дала матушка Добрыне перед дорогой?
  • Как долго бились Добрыня и Змей?
  • Кого освободил Добрыня из змеиного плена?
Конкурс былинных сказителей

Былины – один из песенных жанров фольклора. В них нет привычных для нас рифм и строк, но в то же время былины воспринимаются как стихи, имеют особый ритм. Задача конкурсантов – правильно, выразительно прочитать отрывок из понравившейся им былины, соблюдая былинный ритм и напевность.

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

  • Где и в какой семье родился Илья Муромец?
  • Под каким городом Илья Муромец побил «силушку великую»?
  • Почему Илья Муромец отказался быть черниговским воеводою?
  • Отчего « прямоезжая дороженька заколодела, замуравела»?
  • Сколько верст до Киева будет «окольной» дорожкой?
  • Как ругал Илья Муромец своего коня, который испугался Соловья?
  • Каким образом одолел Илья Муромец Соловья?
  • Сколько вина выпил Соловей у князя, чтобы засвистать в полсвиста, закричать в полкрика соловьего?
  • Чем укрывался князь стольнокиевский от соловьего свиста?
  • Ученые считают, что Соловей-разбойник это олицетворение сил, стоящих на пути к единству разобщенной Руси. Какую народную мечту осуществляет Илья Муромец, победив чудовище?

Конкурс «Поэтический язык былин» (Задание выполняется письменно)

Что такое постоянные эпитеты?

Подберите к слову постоянный эпитет, часто встречающийся в былинах.

Киев-град

Богатырь

плеточка

« Вольга и Микула Селянинович»

  • Кто такой Микула Селянинович?
  • Что обозначают слова «оратай пашню
  • 3. Из какого дерева сделана сошка у

    4. Кто такой Вольга Святославович?

5. Князь Вольга получил от своего дяди, стольнокиевского князя Владимира, три города и отправился в эти города, чтобы получить дань, за получкою поехал. С ним «хоробрая дружинушка» А сколько дружинников с ним?..

6. Какой колдовской силой, и волшебными мудростями обладает Вольга Святославович?

7. Какие качества проявляет Микула Селянинович, когда знакомится с князем?

8. Как изображен этот герой былины?

Подведение итогов