Уголовная политика и ее основные направления. Основные особенности уголовно-правовой политики современной россии Структура концепции уголовной политики

Понятие уголовной политики.




3) личная ответственность.

Методы уголовной политики

К основным методам уголовной политики следует, на мой взгляд, относить криминализацию, декриминализацию, пенализа-цию, депенализацию, дифференциацию и индивидуализацию уголовной ответственности.

Криминализация представляет собой отнесение того или иного общественно опасного деяния в разряд преступных деяний с установлением за него уголовной ответственности.

Криминализация имеет свое основание и производится в соответствии со своими принципами. Основание порождает криминализацию, свидетельствует о социальной необходимости новой уголовно-правовой нормы или системы норм. На мой взгляд, существует только одно основание для криминализации - существование общественно опасного поведения, требующего уголовно-правового запрета. Принципы криминализации, понимаемые как ее основные идеи, отправные моменты при ее осуществлении, в определенной мере являются гарантией от возможных при криминализации ошибок. В число принципов криминализации входят принципы достаточной общественной опасности криминализируемых деяний, их относительной распространенности, возможности позитивного воздействия уголовно-правовой нормы на общественно опасное поведение, преобладания позитивных последствий криминализации.

Декриминализация как метод уголовной политики предполагает исключение уголовной ответственности за ранее преступные и наказуемые деяния.

Пенализация состоит в установлении принципов и критериев применения наиболее строгого государственного принуждения за деяния, признаваемые преступными; в формулировании целей уголовного наказания; в определении его видов и размеров; в предложении иных мер уголовно-правового воздействия, необходимых и достаточных для воздействия на лиц, совершивших общественно опасные деяния.

Депенализация, как антипод пенализации, означает сужение пределов государственного принуждения за совершенные преступные деяния, исключение отдельных наказаний из системы наказаний, отказ от них в силу их неэффективности, например, от общественного порицания по УК РСФСР I960 г.

Дифференциация и индивидуализация уголовной ответственности как метод уголовной политики заключается в максимальном учете при привлечении к уголовной ответственности, квалификации преступлений и назначении наказания степени и характера совершенного лицом преступления, обстоятельств его совершения и некоторых личных характеристик виновного.

Уголовная политика, как направление деятельности и часть внутренней политики российского государства, имеет разные формы реализации, и все они в правовом государстве, безусловно, носят правовой характер. К формам реализации уголовной политики следует отнести правотворчество и правоприменительную деятельность.

Специфика правотворчества как формы реализации уголовной политики - в том, что в нем происходит совпадение компонентов формирования уголовной политики и компонентов ее претворения в действительность. В правотворчестве применяются все указанные выше методы осуществления уголовной политики. Правоприменительная деятельность носит в определенной степени вторичный характер по отношению к правотворчеству, поскольку в основном осуществляется государством через представителей государственных органов, которые сами уголовную политику не творят, но реализуют. В правоприменительной деятельности «работает» лишь один метод уголовной политики - метод дифференциации и индивидуализации уголовной ответственности. Ожидаемые последствия уголовной политики на уровне правоприменения: каждый человек должен быть твердо уверен в охране его прав и законных интересов; каждый должен чувствовать заботу государства о неприкосновенности его личности, об уважении его чести, достоинства, репутации; ни один виновный в совершении преступления не должен избежать уголовной ответственности, ни один невиновный не должен быть привлечен к ней.


Понятие уголовной политики.

Уголовно-правовая (уголовная) политика - один из видов политики реагирования на преступления, который заключается в разработке и реализации стратегии и тактики деятельности государства, реагирующего на совершенные преступления, и который осуществляется средствами и методами только уголовного нрава. Этот вид политики представляет собой, с одной стороны, специфическое направление деятельности государства, связанное с разработкой и установлением основания и принципов уголовной ответственности, определением круга преступных деяний и видов наказаний и иных мер уголовно- правового воздействия за их совершение, порядка и условий освобождения от уголовной ответственности и наказания в целях обеспечения надежной защиты интересов личности, общества, государства от преступных посягательств.

Это также совокупность лежащих в основе указанной деятельности идей, взглядов и представлений о целях, задачах, принципах, основных направлениях (приоритетах), средствах, содержании, формах и методах уголовно-правового воздействия на преступность, которые складываются в обществе на данном этапе его исторического развития и получают свое воплощение в указанной деятельности. Это идеология грамотного противодействия преступности с использованием всех средств и возможностей, имеющихся в распоряжении уголовного права. Уголовно-правовая политика находит свое выражение в нормах уголовного права, актах толкования норм и практике их применения и таким образом определяет границы уголовно-правового обеспечения нормальной жизнедеятельности государственных и общественных учреждений, беспрепятственного осуществления прав и свобод граждан.

Уголовная (уголовно-правовая) политика является «стержнем политики борьбы с преступностью», занимает центральное место в политике реагирования на преступления: именно на ее основе формируются стратегия и тактика политики уголовно-исполнительной, уголовно-процессуальной и криминологической. Приоритет уголовной политики проистекает из того, что только в ее рамках решаются такие принципиальные для каждого государства проблемы, как установление основания и принципов уголовной ответственности, определение круга преступных деяний и мер уголовно-правового воздействия за их совершение. По этой же причине и уголовное право играет ведущую роль в механизме реагирования на преступные проявления, являясь важнейшим «инструментом» уголовной политики; именно его нормы служат основой для отнесения общественно опасных деяний к числу преступлений, определяют преступление и наказание как ключевые понятия, характеризующие деятельность по борьбе с преступностью, закрепляют систему наказаний и иных мер уголовно-правового воздействия, применяемых к лицам, виновным в совершении преступлений.

2. Предмет, содержание, методы и принципы уголовной политики.

Предметом уголовной политики следует считать генеральную линию, стратегические и тактические направления противодействия преступности, реализуемые государством с использованием комплекса взаимосвязанных экономико-правовых, организационно-практических, уголовно-правовых, уголовнопроцессуальных, уголовно-исполнительных, криминологических, криминалистических, оперативноразыскных и других средств.

1) определение принципов уголовно-правового воздействия на преступность, которые состоят из принципов уголовного права (в настоящее время они выражены в уголовном кодексе) и принципов правоприменительной деятельности (принципов неотвратимости ответственности, главенства деятельности по предупреждению преступлений, экономии мер уголовной репрессии);

2) установление круга преступных деяний путем выработки критериев преступного и наказуемого и исключение из круга преступных деяний с учетом этих критериев;

3) разработку общих начал назначения наказания и иных мер уголовно-правового характера, их применения и условий освобождения от наказания.

К основным методам уголовной политики следует, на мой взгляд, относить криминализацию, декриминализацию, пенализа-цию, депенализацию, дифференциацию и индивидуализацию уголовной ответственности.

Криминализация представляет собой отнесение того или иного общественно опасного деяния в разряд преступных деяний с установлением за него уголовной ответственности.

Криминализация имеет свое основание и производится в соответствии со своими принципами. Основание порождает криминализацию, свидетельствует о социальной необходимости новой уголовно-правовой нормы или системы норм. На мой взгляд, существует только одно основание для криминализации - существование общественно опасного поведения, требующего уголовно-правового запрета.

Декриминализация как метод уголовной политики предполагает исключение уголовной ответственности за ранее преступные и наказуемые деяния.

Пенализация состоит в установлении принципов и критериев применения наиболее строгого государственного принуждения за деяния, признаваемые преступными; в формулировании целей уголовного наказания; в определении его видов и размеров; в предложении иных мер уголовно-правового воздействия, необходимых и достаточных для воздействия на лиц, совершивших общественно опасные деяния.

Депенализация, как антипод пенализации, означает сужение пределов государственного принуждения за совершенные преступные деяния, исключение отдельных наказаний из системы наказаний, отказ от них в силу их неэффективности, например, от общественного порицания.

Дифференциация и индивидуализация уголовной ответственности как метод уголовной политики заключается в максимальном учете при привлечении к уголовной ответственности, квалификации преступлений и назначении наказания степени и характера совершенного лицом преступления, обстоятельств его совершения и некоторых личных характеристик виновного.

Принципы уголовной политики – это руководящие, основополагающие начала, на которых базируется деятельность государственных структур в области борьбы с преступностью.

Общие принципы:1) законность;2) справедливость;3) демократизм;4) гуманизм.

Общеправовые принципы:1) равенство перед законом;2) неотвратимость ответственности;

3) личная ответственность.

Уголовно-правовые принципы:1) недопустимость аналогии в уголовном законе;2) недопустимость обратной силы уголовного закона, устанав­ливающего или усиливающего ответственность;3) недопустимость неоднократного привлечения к уголовной ответственности за одно преступление;4) экономия репрессии.

Соотношение понятий «уголовная политика» и «уголовно-правовая политика».

Уголовная политика – писал А.А. Герцензон – реализуется в процессе применения на практике как специальных мер (криминологических, уголовно-процессуальных, исправительно-трудовых, уголовно-правовых), так и мер чисто социального характера (экономических, идеологических, медицин-ских и т.д.)» . Кроме того, понятие уголовная политика рассматривается ещё более узко. В этом случае под ней понимается та часть или направление государственной политики в области борьбы с преступностью, которая реализуется средствами и методами только уголовного права. При этом уголовная политика отождествляется с политикой уголовно-правовой. уголовная политика находит своё выражение через значительное количество нормативных актов различной юридической силы и различных отраслей законодательства – уголовное, уголовно-исполнительное, уголовно-процессуальное, налоговое, административное и др. Кроме того, уголовная политика реализуется не только нормативно или во исполнение каких-то обя-зательных предписаний.

уголовная политика – это государственная политика противодействия преступности, заключающаяся как в нормативном, так и в ином определении мер, направленных на противодействие преступности, уст­ранение её причин и последствий, как через соответствующую деятельность органов государственной власти, так и через деятельность общественную.

Уголовно-правовая политика является частью уголовной политики, ко­то­рая, не выходит за пределы предмета и ме­тода уголовного права это деятельность государства по планированию и осуществлению мероприятий, направленных на противостояние преступности, путем совершенствования уголовного законодательства и практики его применения, а равно должного применения уголовно-правовых норм. главным, основным в ее содержании является обнаружение тех негативных явлений, с которыми необходимо бороться уголовно-правовыми средствами, осознание потребности общества в уголовно-правовом регулировании, установление уголовной наказуемости общественно опасных деяний, ограничение круга преступного, определение характера наказуемости, мер уголовной ответственности и условий освобождения от нее.

Цели уголовной политики

Выделяют две группы целей уголовной политики:

  • · стратегические -- обеспечение реальной безопасности общества.
  • · тактические (ближайшие) -- сдерживание преступности и удержание её на социально приемлемом уровне.

Структура уголовной политики

В зависимости от отрасли права уголовная политика структурируется по следующим направлениям:

  • - криминологическая политика;
  • - уголовно-правовая политика;
  • - уголовно-процессуальная политика;
  • - уголовно-исполнительная политика;
  • - политика в сфере оперативно-розыскной деятельности;
  • - административно-правовая политика.

Уголовная политика может осуществляться на различных уровнях:

Уровни разработки уголовной политики:

  • - концептуальный (уровень научных концепций);
  • - законодательный.

Уровень реализации уголовной политики:

  • -управленческий уровень;
  • -правоприменительный уровень.

Принципы уголовной политики

В науке под принципами уголовной политики понимаются основные положения, руководящие идеи, лежащие в основе борьбы с преступностью. Речь идет «об основополагающих идеях деятельности государства, в том числе и в лице его органов, и должностных лиц последних, в сфере охраны наиболее важных для личности, общества и государства благ, законных интересов от преступных посягательств»

К объему принципов уголовной политики, представляется нужным отнести: законность; равенство граждан перед законом; демократизм; справедливость; гуманизм; неотвратимость ответственности; научность.

Принцип законности чаще всего принимается как теория, в соответствии с которой преступное деяние, его признаки, наказуемость и другие последствия совершения преступления определяются всего только законом. Никто не может быть подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом.

Значение данного принципа состоит пока еще в том, что как раз он реализует на занятии верховенство права, верховенство закона по отношению к новым видам правового регулирования.

Принцип равенства граждан перед законом устанавливает, что лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, службы жительства, религии, убеждениям принадлежности к общественным сообществам, и т.д. Данный принцип образует фундамент правового статуса граждан в правовом стране и демократическом обществе.

Принцип демократизма означает широкое участие граждан и их ассоциаций в реализации задач уголовной политики. В управлении правовых основ государственной и общественной жизни нужны как прямое участие граждан, скажем и их влияние на деятельность государственного аппарата, органов уголовной юстиции с помощью гласности и по максимуму потенциальной открытости, данной деятельности, устойчивого учета общественного мнения, продвижения гражданского контроля.

Страна определяет главные направления борьбы с преступностью. Впрочем его усилия могут увенчаться успехом всего лишь во взаимодействии с усилиями всех институтов гражданского общества, народа в целом и любого гражданина в отдельности. Это признано всеми криминологами мира и закреплено в ряде резолюций ООН.

Принцип справедливости устанавливает, что наказание и другие меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу совершившее преступление, должны быть справедливыми, т.е. соответствовать характеру и уровня общественной опасности преступления обстоятельствам его совершения и личности виновного. Никто не может нести ответственность дважды за лишь одно и вдобавок преступление.

Принцип гуманизма гласит, что уголовное законодательство обеспечит безопасность человека и что наказание и другие меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут заключать функцией причинение физических страданий либо унижение человеческого преимущества.

Гуманизм - это нравственная позиция, выражающая признание ценности человека как личности, уважение его плюсы, стремление к его благу как цели общественного процесса. В уголовной политике он реализуется прежде в конце концов методом покровительства человека, его прав и законных интересов, иначе говоря - его безопасности от преступных посягательств. Правильная основа гуманизма в уголовной политике проявляется в том, что с одной стороны, применяются строгие наказания к опасным преступникам, а с свежий - более мягкие меры к тем, кто впервые совершает не столь тяжкие деяния.

Принцип неотвратимости ответственности означает, что всевозможное лицо, совершившее преступление, обязано нести за него ответственность. Тем самым, конкретизируя более общие по содержанию принципы законности и равенство граждан перед законом.

Реализация данного принципа требует эффективной свободной должности органов уголовной юстиции по раскрытию и расследованию преступлений. Следует учитывать, что неприменение уголовного закона на практике бывает связано с тем, что законодатель правда и исходил из объективных потребностей борьбы с тем либо остальным антиобщественным явлением, однако не учел правила криминализации, выработанные уголовно- правовой нормой.

Принцип научности заключается в том, что при разработке стратегии и тактики борьбы с преступностью исходить из объективных закономерностей, фактического положения работы и реальных шансов, обеспечивающих достижение как можно больше потенциальных следствий в борьбе с преступностью. Реализация принципа научности позволяет правильно «переводить» цели уголовной политики, определяемые общественными закономерностями и социальной ситуацией, в юридически обоснованные и правильные действующему законодательству выводы и анализа, а впоследствии принимать оптимальные правовые и управленческие решения.

Так, А.И. Коробеев считает, что содержательную сторону уголовной политики образуют следующие элементы. Во-первых, определение основных принципов уголовно-правового воздействия на преступность. Во-вторых, установление круга общественно опасных деяний, признаваемых преступными, и исключение тех или иных деяний из числа преступлений. В-третьих, установление характера наказуемости общественно опасных деяний и условий освобождения от уголовной ответственности или от наказания. В-четвертых, определение альтернативных наказанию мер уголовного характера, а также мер, применяемых наряду с наказанием. В-пятых, толкование действующего законодательства в области борьбы с преступностью с целью выяснения и разъяснения его точного смысла. В-шестых, направление деятельности правоохранительных органов по применению на практике институтов и норм уголовного права, выяснение их эффективности Коробеев, А.И. Полный курс уголовного права. Т. 1. Преступление и наказание / А.И. Коробеев. - СПб: Издательство Р.Асланова "Юридический центр Пресс", 2008. - С. 77..

По мнению Н.А. Лопашенко, содержание уголовной политики включает в себя следующие элементы: 1) определение принципов уголовно-правового воздействия на преступность, которые состоят из принципов уголовного права (в настоящее время они выражены в Уголовном кодексе) и принципов правоприменительной деятельности (принципов неотвратимости ответственности, главенства деятельности по предупреждению преступлений, экономии мер уголовной репрессии); 2) установление круга преступных деяний путем выработки критериев преступного и наказуемого и исключение из круга преступных деяний с учетом этих критериев; 3) разработку общих начал назначения наказания и иных мер уголовно-правового характера, их применения и условий освобождения от уголовной ответственности и наказания Лопашенко, Н.А. Уголовная политика / Н.А. Лопашенко. - М.: Волтерс Клувер, 2009. - С. 32..

Содержание уголовной политики, на наш взгляд, есть управление процессом борьбы с преступностью общеправовыми и специфическими уголовно-правовыми средствами. По нашему мнению, содержательную сторону уголовной политики отражает следующее: 1) определение основных принципов и положений, лежащих в основе борьбы с преступностью, мерами уголовно-правового воздействия; 2) установление круга уголовно наказуемых деяний путем формирования оснований и принципов криминализации, а также их декриминализации в тех случаях, когда надобность в мерах уголовно-правового воздействия отпадает; 3) определение характера и пределов наказуемости криминализированных деяний, а равно условий применения иных мер уголовно-правового воздействия; 4) определение направлений деятельности правоохранительных органов по применению на практике положений уголовного закона и выявлению его эффективности; 5) повышение эффективности воздействия уголовно-правовых мер на правовую культуру и правовое сознание населения.

В результате изучения данной главы студент должен:

  • знать понятие, цели и задачи, основные направления и принципы уголовной политики;
  • уметь выявлять особенности уголовной политики; ориентироваться в основных подходах к определению уголовной политики;
  • владеть навыками установления форм реализации уголовной политики, выявления критериев соотношения уголовной политики и уголовного права, юридически грамотного изложения выводов по изученным вопросам, высказывания собственной точки зрения, применения полученных знаний на практике.

Понятие, задачи и направления уголовной политики

Употребление термина "уголовная политика" уходит глубоко в историю мировой уголовно-правой мысли. Считается, что впервые понятие "уголовная политика" было использовано известным немецким криминологом Анселем Фейербахом, который, неоднократно упоминая о понятии уголовной политики, рассматривал ее как часть криминологической науки, разрабатывающей рекомендации законодателю по лучшей организации уголовной юстиции.

В отечественной юридической науке проблемам уголовной политики с давних пор уделялось большое внимание, так как их исследование имело важное практическое значение, способствовало выработке оптимальных направлений и эффективных средств борьбы с преступностью. В России первые работы в данном направлении принадлежат таким ученым, как С. К. Гогель "Курс уголовной политики в связи с уголовной социологией", М. П. Чубинский "Курс уголовной политики" и др.

Современная отечественная уголовная политика как теория сложилась в результате не только интеграции науки уголовного права и социальной политики, но также сближения и объединения социологии, политологии, науки социального управления с криминологией и уголовным правом. Она стала закономерным итогом комплексного, всестороннего исследования преступности и других негативных явлений и процессов общественной жизни.

К числу ученых – основоположников этой науки относятся: А. А. Герцензон, М. Д. Шаргородский, Н. А. Беляев, Л. Д. Гаухман, П. С. Дагель, А. И. Долгова, И. А. Исмаилов, А. Э. Жалинский и др. Этими учеными была разработана теория уголовной политики.

С начального периода формирования теории уголовной политики большое внимание уделялось разработке ее основных понятий. В первую очередь, речь идет о понятии "уголовная политика", так как именно оно отражает суть явлений и решений, осуществляемых государством в борьбе с преступностью. Несмотря на постоянное обращение к этой проблеме исследователей, концепция уголовной политики, ее понятие, содержание, направления, приоритеты и др. трактуются по-разному, иногда – диаметрально противоположно. Причины разных подходов в решении теоретических вопросов уголовно-правовой политики прежде всего следует искать в различном определении ее границ и объема. Рассмотрим основные подходы к определению уголовной политики.

  • 1. Одними из первых понятие уголовной политики предложили Н. И. Загородников и Н. А. Стручков. В своих научных трудах они указали, что "уголовная политика представляет собой такое направление советской политики, в рамках которого формируются исходные требования борьбы с преступностью посредством разработки и осуществления широкого круга предупредительных мер, создания и применения правовых норм материального, процессуального и исполнительного уголовного права, устанавливающих криминализацию и пенализацию, а когда нужно, декриминализацию деяний, а также посредством определения круга допустимых в борьбе с преступностью мер государственного принуждения" . Основной акцент в этом определении был сделан на исходных требованиях, т.е. принципах борьбы с преступностью.
  • 2. Другой подход к определению уголовной политики основывается на анализе ее соотношений с государственной политикой в целом, где уголовная политика есть политика государства, направленная на борьбу с общественно опасными деяниями. Сторонниками этого подхода утверждалось, что "несмотря на различие в объеме содержаний, сущностная основа уголовной политики и политики борьбы с преступностью одна и та же. Состоит она в том, что уголовная политики формирует главную линию, стратегические и тактические направления борьбы с преступностью" .
  • 3. Существует еще одна позиция. И. А. Исмаилов охарактеризовал уголовную политику как "направление деятельности государства, осуществляемое на уровне политического руководства, управление, принятие и реализация конкретных решений, и имеющее основным назначением определение и проведение в жизнь задач, форм и содержания целенаправленных мер борьбы с преступностью" .

Приведенными формулировками не исчерпывается перечень имеющихся в научной литературе определений. Их множество. Сформулировать определение уголовной политики достаточно сложно без выяснения внутренних связей этого явления, уяснения возможных форм воздействия на те либо иные общественные явления. В данном случае нас интересует особая сфера общественной жизни – преступность. В борьбе с преступностью, как известно, используются общие и специальные меры. Общие меры включают деятельность, осуществляемую в целях, непосредственно не связанных с противодействием преступности, но опосредованно решающих и эту задачу. Это мероприятия по развитию экономики, образования, духовного и нравственного воспитания граждан и т.п., которые имеют значение для подрыва социальных и экономических корней преступности, однако в целом не направлены именно на борьбу с преступностью. Реализация этих мер носит название социально-экономической политики. Специальные меры – это те, которые целенаправленно предназначены для выявления и устранения причин и условий, способствующих совершению преступлений в целом либо отдельных их видов, на отдельных объектах, применительно к конкретной категории граждан либо отдельному лицу и т.д. Эти меры реализуются в строго определенных пределах и с соблюдением соответствующих условий, которые определены Конституцией РФ и уголовно-процессуальным законодательством, на основе уголовного закона. Осуществляются эти меры также строго определенными субъектами – это главным образом правоохранительные органы: прокуратура, следственные органы, органы дознания, оперативные подразделения МВД и ФСБ России, таможенные и другие органы. Данное положение обусловлено тем, что в России функция противодействия или борьбы с преступностью принадлежит государству, которое осуществляет ее на правовой основе. Государство несет ответственность за защиту своих граждан, общества и самого себя от различных угроз, как внешних, так и внутренних. Именно государство взяло на себя функции борьбы с преступностью как источником внутренней угрозы для безопасного существования человека, общества и самого государства, что, конечно, не исключает участие в борьбе с преступностью на стороне государства и иных сил. В борьбе с преступностью могут принимать участие не только государство с его специализированными органами, но также различные партии, движения, организации и даже отдельные граждане. Но для этих лиц борьба с преступностью – дело инициативное, необязательное, часто – производное от какой-то иной деятельности.

Напротив, политика – категория, характеризующая деятельность государства. Она может быть только государственной. А политика борьбы с преступностью может быть лишь уголовной и специально-организованной. Общие меры предупреждения преступности нс могут включаться в систему мероприятий по борьбе с преступностью. В противном случае вся государственная деятельность должна быть подчинена лишь задаче борьбы с преступностью. Таким образом, политика есть вид социального управления, она осуществляется государством (государственная политика) и выражает функцию государства по руководству той или иной сферой общественной жизни. В свою очередь, уголовная политика – это политика государства в особой сфере, в отношении преступности. С другой стороны, уголовная политика является составной частью внутренней (социальной в широком смысле слова) политики государства, она отличается от других сфер социальной политики объектом, целями, задачами, методами и средствами.

Таким образом, можно определить, что уголовная политика – часть государственной политики, выражающаяся в управлении специально организованным процессом борьбы с преступностью, которая осуществляется на основе специальных нормативных правовых актов (уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законов) и базируется на комплексе воззрений, идей, отражающих отношение (концепцию) государства к преступности. Будучи частью системы более высокого порядка – внутренней политики, уголовная политика находится во взаимосвязи не только с социальной политикой в целом, но и с ее отдельными сферами: экономической, культурной и т.д. Уголовная политика отражает и аккумулирует в себе целый комплекс социальных факторов, определяющих ее цели, задачи, принципы, стратегию, основные направления и формы реализации.

Итак, уголовная политика есть самостоятельная разновидность внутренней политики государства, обладающая специфическими методами и средствами воздействия на такой специфический объект, как преступность. При этом относительно самостоятельные, но принадлежащие к единому целому сферы социальной политики функционируют на основе обмена информацией и функционального взаимодействия. Так, например, экономическая политика призвана создавать благоприятные условия для успешного предупреждения экономических преступлений, а борьба с хищениями и другими преступлениями в сфере экономики в свою очередь способствует осуществлению экономической политики. Однако такое взаимодействие не лишает названные сферы социальной политики их "автономности", обусловленной свойствами объекта, особенностями непосредственных целей, спецификой применяемых средств и методов. Реализация этих средств и методов осуществляется специальными органами, которые наделены государством специальными функциями. Вся их деятельность осуществляется в строго определенных рамках, с соблюдением соответствующих условий, которые определены Конституцией РФ, уголовным и уголовно-процессуальным законодательством, в связи с чем политика именуется уголовной. Именно уголовный закон устанавливает круг деяний, образующих преступления; все органы и лица, осуществляющие противодействие преступности, должны ориентироваться на признаки преступления, закрепленные уголовным законом.

Будучи специально организованной, уголовная политика государства осуществляется целенаправленно. Цели уголовной политики вырабатываются самой уголовной политикой как концепцией, выражающей в сфере борьбы с преступностью общую концепцию политики государства. Концептуальным документом, отражающим в том числе и стратегию борьбы с преступностью, на государственном уровне является Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента РФ от 12.05.2009 № 537. Целеполагание современной российской уголовной политики, равно как и сама уголовно-политическая деятельность в данном документе представлены в определенных категориях: "национальная безопасность", "национальные интересы Российской Федерации", "угроза национальной безопасности", "стратегические национальные приоритеты", "система обеспечения национальной безопасности", "силы обеспечения национальной безопасности", "средства обеспечения национальной безопасности". Стратегической целью обеспечения национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности, а именно эти сферы являются объектом уголовно-политического внимания, является защита основ конституционного строя Российской Федерации, основных прав и свобод человека и гражданина. В названном правовом документе прямо указано, что основными источниками угроз национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности являются, в частности: разведывательная и иная деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленная на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации; деятельность террористических организаций, группировок и отдельных лиц, экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур; деятельность транснациональных преступных организаций и группировок, связанная с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ; сохраняющийся рост преступных посягательств, направленных против личности, собственности, государственной власти, общественной и экономической безопасности, а также связанных с коррупцией.

Сформулированные цели уголовной политики определяют ее направленность на основе объективных потребностей социального развития, где цель есть постоянная величина, в отношении которой настраивается вся система воздействия на преступность. Достижение целей уголовной политики невозможно без задач, решение которых и обеспечивает достижимость целей уголовно-политического воздействия.

Итак, для достижения указанных целей уголовная политика выполняет следующие задачи. Среди объемных, стратегических задач называется постоянное совершенствование правоохранительных мер по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию актов терроризма, экстремизма, других преступных посягательств на права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественную безопасность, конституционный строй Российской Федерации. По сути, эти задачи и образуют систему специальных мер, составляющих содержание уголовной политики. К другим задачам уголовной политики относятся:

  • 1) повышение эффективности деятельности правоохранительных органов и спецслужб. Решение данной задачи предполагается осуществлять путем совершенствования правоохранительных органов и спецслужб. Для этого в рамках данной задачи укрепляются социальные гарантии их сотрудникам, совершенствуется научно-техническая поддержка правоохранительной деятельности, принимаются на вооружение перспективные специальные средства и техника, развивается система профессиональной подготовки кадров в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности. Так, Федеральный закон от 07.02.2011 № З-ФЗ "О полиции" скорректировал с учетом этих потребностей основные направления деятельности полиции. Особое внимание уделено правовому положению сотрудников. Доступ в полицию закрыт для судимых и лиц, уголовное преследование которых прекращено по нереабилитирующим основаниям. При поступлении на службу надо пройти психофизиологическое исследование, тестирование на алкогольную, наркотическую и иную токсическую зависимость, а также проверку морально-психологических, деловых и других необходимых для сотрудника качеств. В дальнейшем каждого полицейского будут периодически проверять на знание действующего законодательства;
  • 2) создание единой государственной системы профилактики преступности (в первую очередь среди несовершеннолетних) и иных правонарушений.

Проблема предупреждения и профилактики преступности является не только одной из важнейших в мировой теории и практике уголовно-политической деятельности государства, но и самой трудной. Идея приоритетов предупреждения преступлений перед иными мерами борьбы с ними была сформулирована еще Ш. Л. Монтескье в его известном труде "О духе законов". Однако мировая история уголовно-политической практики показала, что превращение данной идеи в реальный инструмент борьбы с преступностью – это длительный и противоречивый процесс. Вся история и мировой опыт борьбы с преступностью, многочисленные научные исследования убедительно доказывают, что предупредить преступность в смысле ее полного искоренения невозможно. Именно поэтому цель уголовной политики – защита основ конституционного строя Российской Федерации, основных прав и свобод человека и гражданина, охрана ее независимости, отвечает современным представлениям о необходимости сведения уровня преступности в обществе к допустимым обществом показателям. Поэтому основная суть формирования современной системы профилактики сводится к разумному сочетанию мер уголовного наказания как основному средству борьбы с преступностью со все более возрастающими по значимости мерами предупреждения и профилактики преступлений.

Одной из причин ослабления борьбы с преступностью является несогласованность, отсутствие мобильности и координации между правоохранительными органами, другими органами государственной власти и местного самоуправления. Поэтому создание единой системы профилактики преступности в России должно способствовать упорядочению борьбы с преступностью, повышению эффективности этой деятельности, экономному расходованию сил и средств;

  • 3) мониторит и оценка эффективности правоприменительной практики, а также социальной действительности в целом, в том числе и криминальной, выявление новых закономерностей и тенденций. Решение этой задачи направлено на своевременную криминализацию и декриминализацию деяний, внесение корректив в практику расследования и судебного рассмотрения уголовных дел, оперативно-розыскной и иной деятельности по раскрытию и пресечению преступлений, совершенствование форм и методов предупреждения преступлений;
  • 4) разработка и использование специальных мер, направленных на снижение уровня коррумпированности и криминализации общественных отношений. Коррумпированность и криминализация общественных отношений – явления еще более опасные, чем преступность. Если преступность в традиционном ее понимании это нечто чуждое обществу, противостоящее ему, то криминализация общественных отношений свидетельствует, что преступность перестает быть для общества чужеродным образованием, преступление становится образом жизни большинства людей. Общественное сознание все с меньшим неодобрением воспринимает отдельные преступные проявления (например, уклонение от уплаты налогов, дача взятки и др.). Поэтому наряду с общими мерами, направленными на оздоровление общества, применение специальных уголовно-политических мер позволит расширить социальную базу борьбы с преступностью, сформировать нетерпимое к любым криминальным проявлениям общественное правовое сознание.

Процессы, происходящие в структуре и состоянии преступности, требуют от государства постоянного политического внимания и реагирования. Наиболее оправданным на данном этапе развития современной уголовной политики является отказ от метода "всеохватности" в борьбе с преступностью и выделение из всего многообразия преступлений тех или иных форм и видов, которые требуют первоочередных правоохранительных мер. С учетом данного обстоятельства выделяют наиболее приоритетные направления борьбы с преступностью. Приоритетность того или иного направления в уголовной политике определяется совокупностью объективных обстоятельств, характеризующих состояние, структуру и динамику преступности в регионе, в стране в целом, а также факторами, способствующими совершению преступлений. К таким факторам относятся: рост и низкая раскрываемость преступлений; возникновение новых ее видов; изменения в общей структуре совершенных преступлений и обстоятельств, им способствующих. Главными направлениями государственной политики в сфере государственной и общественной безопасности на уголовно-политическом уровне являются обеспечение безопасности личности, прежде всего детей и подростков; борьба с коррупцией, терроризмом и экстремизмом; расширение международного сотрудничества в правоохранительной сфере.

  • Загородников Н. И., Стручков Н. А. Направления изучения советского уголовного права // Советское государство и право. 1981. № 7. С. 4.
  • Панченко П. Н. Советская уголовная политика. Томск, 1988. С. 73; Дагель П. С. Проблемы советской уголовной политики. Владивосток, 1982. С. 8-11.
  • Исмаилов И. А. Преступность и уголовная политика (актуальные проблемы борьбы с преступностью). Баку, 1990. С. 124.