Монастырь на петровке 28. Русская православная церковьфинансово-хозяйственное управление

Мы привыкли думать, что чудо незримо, и увидеть его - большая редкость. Это действительно так, если не замечать вокруг нас прекрасные творения, созданные природой или человеком.

В самом центре столицы расположен Высоко-Петровский мужской монастырь - древняя и очень красивая достопримечательность. В летописях 1317 встречаются первые упоминания о монастыре. Лучшего памятника Петру I, чем Высоко-Петровский не знает.

Об истории происхождения

Специалисты признают самой вероятной версию, по которой мужской монастырь основан святителем Петром в 1315—1316. Его первоначальное название звучало как Петропавловский.

В стенах обители митрополит Петр принял решение переехать в Москву. Успенский мужской монастырь, основанный по его совету, стал местом для погребения священнослужителя.

Центр Руси стал возвышаться в государственном и церковном понятии после утверждения в Москве митрополичьей кафедры.

По такому предположению, Высоко-Петровский мужской монастырь основан в 14 веке святителем Петром, митрополитом Киевским.

Есть версия, что основание монастыря произошло после канонизации царя. Во времена Сергия Радонежского возникшая обитель предстала как первый общежительный По преданиям, этот период связан с героическими деяниями Дмитрия Донского.

По заметкам того времени, русская церковь определяет представителей посольства к константинопольскому патриарху, с целью поставления духовника Дмитрия Донского Митяя в митрополиты. Страсти и неразбериха случились на корабле, следующем по Черному морю. Назначенный кандидат скончался на борту корабля. Грамота, направленная патриарху, не содержала подписи и печати князя. За право быть вписанным кандидатом началась настоящая борьба. Архимандрит Иоанн от Петровского монастыря был одним из претендентов на звание предстоятеля Русской церкви, но он не нашел поддержки среди коллег.

Защитная функция святой обители

По данным экспертов, обитель основалась на пустынном, безлюдном месте. До 1517 года монастырь был небольшой по площади и не имел оборонительного значения. Первое упоминание о сражении с этого места датировано 1611 годом. Для обстрела Кремля, прорвавшись в город, Ляпунов Прокопий над Неглинной настроил артиллерийскую батарею.

Строительство - царское дело

Местом захоронения знатных представителей Нарышкиных является тот же Высоко-Петровский монастырь. Москва хранит сведения об активном строительстве монастыря в конце 17 века, во времена Нарышкина и Петра I.

Среди строителей Высоко-Петровского монастыря и почитателей - князья Василий III, Иоанн Калита, Димитрий Донской, царь Алексей Михайлович Романов, митрополит Московский. Богослужения велись святителями Митрофаном Воронежским.

Чудеса святыни за неприметной стеной

И в наши дни целый квартал на Петровке занят под монастырь. Мало кто знает о его существовании. Высокие строения на узких улицах способствуют хорошей маскировке.

Сплошной стеной выходит на Петровку здание Нарышкинских палат. Проходящим и движущимся на автомобилях людям невозможно догадаться о наличии здесь монастырских строений.

Предназначение самого длинного здания Москвы XVII в. выдает надвратная церковь-колокольня Покрова Пресвятой Богородицы. Эта малая часть шикарного великолепия монастыря просматривается с любой точки Каретного ряда и Петровки. Одна из московских улиц получила свое название благодаря знаменитому монастырю.

Под Покровской церковью расположены Святые врата. Желающие попасть в монастырскую обитель могут пройти со стороны Петровки через указанный парадный вход.

Первое впечатление сравнимо с волшебством. Всё начинается от увиденной с порога картины. Если глядеть на монастырь изнутри, не верится, что за его стенами шумная центральная улица. На территории святыни абсолютно иная жизнь. Исторический ансамбль в прекрасной сохранности, и гораздо большего размера, чем со стороны города.

Подарок на века

Возможно, свою роль в существовании строения сыграло благословение Кирилла Нарышкина, который являлся дедушкой Петра. Именно он подарил Петровской обители соседскую усадьбу, когда узнал о радостной новости - рождении внука.

Почти все постройки монастыря связаны с событиями в жизни Нарышкиных. Юный Петр лично подписывал указы на строительство монастыря - своего первого проекта. Здесь Наталья Кирилловна Нарышкина положила начало знаменитому Матушка Петра воспитывалась в «западном» духе, который чуть позже скажется в истории архитектуры страны.

Территория монастыря. От усыпальницы до собора

Перед входом в Высоко-Петровский мужской монастырь расположен собор Боголюбской иконы Божией Матери.

Строение являлось родовой усыпальницей Нарышкиных до 1774 года. На протяжении двух десятков лет здесь проживали представители семейства Нарышкиных: Иван, Афанасий, Кирилл Полуэктович (дед Петра I), бабушка Петра - Анна Леонтьевна, Лев Кириллович (дядя Петра).

Боголюбская церковь над могилами убитых посвящена иконе Богоматери Боголюбской. Храм длительное время оставался родовой усыпальницей. Чудотворная была подарена Нарышкиным вместе со списком в 1684 году, при паломничестве в Боголюбово. По одной из легенд, молодой Петр прибегал сюда по крутой лестнице как в личную молельню.

Зная о чудесах этой иконы и ради своих убиенных родственников, юный царь принял Указ о строительстве каменного храма над могилами потерянных родственников. Строительство велось под руководством Натальи Кирилловны и молодого Петра I.

На нынешнего обозревателя истории эти белокаменные надгробия с гербами и черепами производят жутковатое впечатление.

Следы барокко

Неожиданным строением в самом центре монастырских построек является собор Петра Митрополита. Не похожий на другие храмы, небольшой, скромный по архитектурной задумке, собор является древнейшей церковной постройкой Москвы.

На нем мало сказались наслоения 18 века. Отличная сохранность порадовала историков накануне Олимпиады 80-х годов.

Собор Петра Митрополита приобретает четкий при Петре I. Во время реставрации в 20 веке было неожиданным увидеть изначальный вид храма.

Спасительные стены святой церкви

Небольшое, но уникальное по архитектуре строение - церковь - расположено между Братским корпусом и Святыми вратами, что справа от входа.

Сергиевская церковь - новое архитектурное строение. Август 1689 года знаменит противостоянием Петра и Софьи. Это период, когда Петр Алексеевич нашел свое спасение в Троице-Сергиевом монастыре от своей жестокой и решительной сестрицы Софьи Алексеевны. События этого года включают посвящение Толгской иконе. Церковь выстроена на средства Н. А. Нарышкиной, являющейся родственницей Петра I по линии матери.

Через галерею в собор

Далее по обители - храм Преподобного Сергия Радонежского, выстроенный по указанию Петра I. Его история подтверждает события 1689 г. - спасение Петра от сестры со стрельцами в стенах обители Сергия Радонежского.

В настоящее время центром жизни в монастыре является этот храм. Его внешний вид в отличном состоянии после реставрации. Однако служители церкви и прихожане вспоминают, что от общего здания утрачены приделы Алексия Московского и М. Воронежского. Данные элементы конструкции были разрушены в советское время.

Палаты Нарышкиных и церковь преподобного Сергия соединяются галереей. На «южный» двор можно попасть, пройдя под галереей.

Именно в этом храме находятся важные святыни обители — мощи святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси чудотворца. Также в храме — часть святых мощей апостолов Петра и Павла, Серафима и других святых.

Современная жизнь храмов

И Павла считается среди прихожан «невезучим» строением. Практически целый век он стоял закрытым. По большому счету это последствия разрушений от нашествия армии Наполеона.

Уже позднее храм переосвящался во имя других святых, потом вновь закрывался во времена советской власти. Красивая церковь и в наше время стоит закрытой.

Последним храмом Высоко-Петровского монастыря является церковь Казанской иконы Божией Матери, построенная в 1905 году. Она проектировалась в качестве часовни в южном пролете рядом с главными монастырскими воротами. Только в 2001 году принято решение освятить бывшую часовню как одноименный храм.

«Реставрация» временем

Советский период (с 1950 гг.) отмечен для Высоко-Петровского монастыря как время хорошей реставрации. Десятилетняя эксплуатация сказалась на лепнине и краске - отделка облетела и потрескалась, придав внешнему виду отпечаток благородной старины. Внутреннее убранство тоже отражает дух прошлых лет. О проекте прошлых лет московского ландшафта напоминает уклон, сохранившийся по направлению к уже несуществующей речке Неглинке.

Новый статус

Статус Патриаршего подворья Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь получил в 1990-м. С этого момента вновь началась реставрация. Все строительные работы проходят спокойно, ничто не нарушает привычную монастырскую тихую жизнь.

В Нарышкинских палатах и в наше время размещены выставочные залы Государственного Литературного музея.

Многочисленные туристы и паломники желают знать, как попасть в Высоко-Петровский мужской монастырь. Как доехать к святой обители?

Паломникам

На официальном сайте размещена подробная информация: точный адрес, контактные телефоны, электронная почта. Есть также схема проезда в Высокопетровский мужской монастырь в Москве.

Для экскурсионных походов лучше всего воспользоваться паломнической службой (+7 903 670 64 74). Для тех, кто пользуется сетью интернет или навигатором, Высокопетровский мужской монастырь на карте обозначен условным знаком.

Двери мужского монастыря открыты для всех желающих, запреты распространяются лишь на фото - и видеосъемку.

Богослужения проходят практически во всех имеющихся храмах. Это говорит о том, что Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь - действующий.

В 1690 году собор митрополита Петра был пересмотрен по-новому: расширились окна, устроено гульбище с надгробными плитами в качестве ступеней. Наружные стены расписаны в яркие мотивы.

В период волнений 1812 года ставропигиальный мужской монастырь использовался для размещения тысячи кавалеристов наполеоновской армии. Расстрелянные москвичи, обвиненные в поджоге, захоронены вдоль стен церковного строения.

Обитель была разорена. Благодаря стараниям настоятеля, ценности вовремя вывезены в Ярославль, поэтому потери были небольшими.

С 1923 года Высоко-Петровский мужской монастырь использовался под тайную братскую общину. Но размещалась она при монастыре в Боголюбской церкви. Так как советская власть держала приходской только одну - именно Боголюбскую церковь. К 1935 году многих монахов расстреляли, а церковь была полностью уничтожена.

В 1959 году историческими памятниками признали все монастырские здания, небольшими темпами шла реставрация. Здания монастыря использовались под самые неожиданные дела, например под репетиционный зал ансамбля «Березка».

Начиная с 1991 г. строения обители окончательно переходят по своему назначению - к церкви.

Троице-Петровский собор

В 1933 году Решением Облисполкома закрыт Троицкий собор - старейшая церковь Петербурга и его первый кафедральный собор. На заре петербургской истории, эта церковь была центром молодого Петербурга, располагаясь на его главной площади - Троицкой. Незадолго до своего закрытия эта историческая церковь была в очередной раз восстановлена, но… ей больше не суждено было стоять посреди Троицкой площади: вскоре после закрытия, в октябре 1933 года, храм был снесен… Троицкий собор был заложен 16 мая 1703 года, когда еще не было дома Петра I и Петропавловской крепости. Это первое сооружение Санкт-Петербурга. Деревянная церковь неоднократно горела, но быстро восстанавливалась. Троицкий собор - символ российской государственности, так как в ней Петр I принял титул российского императора. Архитектура Троицкого собора явилась эталонной для всех первых храмовых построек города, в том числе для каменного Петропавловского собора. Собор (в версии 1709 года) решено было восстановить к Юбилею города. Сохранились обмерные чертежи церкви, выполненные по указанию Петра архитектором И. Бланком в 1725 г. и позволяющие с большой точностью воссоздать это творение Доменико Трезини. Археологическими исследованиями установлено расположение фундамента церкви петровского времени, поэтому построенная на основе исторических обмерных чертежей церковь может стать уникальным туристическим объектом и одновременно действующим храмом, оборудованным в соответствии с современными инженерно-техническими и противопожарными требованиями.

Троицкая площадь. Троицкий собор. Любимый храм Петра Великого. Царь бывал в нем два-три раза в неделю, читал Апостол. Однако, в январе 1732 г. был издан указ о возведении каменного храма, ибо «оная церковь совершенно обветшала… и невозможно свечи зажигать, что всегда от ветру угасают», отчего даже пришлось разобрать колокольню. Свои проекты предлагали видные архитекторы, но в апреле 1743 г. было приказано восстановить «ровно такую, какова прежде быша». Часть икон происходила из прежнего иконостаса, часть написали заново. Однако 27 марта 1750 г. храм полностью сгорел… от упавшей свечки.

На этот раз храм хотели выстроить совершенно новый, но Императрица велела использовать деревянную церковь, которая при постройке третьего Летнего дворца (на месте Михайловского замка) была разобрана, но сохранена. Зимой 1743 г. ее поместили на место и стали собирать по проекту С. А. Волкова, воспроизводя прежний вид Троицкого храма. Сруб был двойным. 1 июня 1756 г. восстановленный собор с новым трехъярусным иконостасом торжественно освятили.

Его ремонтировали несколько раз, самый существенный – после наводнения 1824 г. Следующий крупный ремонт был проведен через сорок лет. Появился новый фундамент и часовни. Были написаны дополнительные образа.

В храме хранились ценные художественные произведения: пальмовый крест XIV века с Афона с изображением жизни Спасителя, подаренный молдавскому господарю Кантемиру, золоченая серебряная утварь и напрестольное Евангелие в богатом окладе, ряд старинных образов из московских церквей. Особое место занимали вещи, сделанные Петром I: небольшой резного мрамора образ Благовещения, паникадило из слоновой кости, коробочка для ладана и бывшее с царем в Азовском походе стрелецкое знамя.

В 1873 г. при соборе было открыто благотворительное общество, содержавшее богадельню и ясли.

Надо сказать, с церквями на этой площади за всю их историю постоянно что-то случалось. Так, в ночь на 7 февраля 1913 г. уже собор сильно пострадал от пожара: сгорели купол и крыша, притвор и колокольня. Через две недели Синод объявил о сборе средств на сооружение нового. Объявили конкурс, видные зодчие представили множество проектов, но ни один из них не нравился строительному комитету, учрежденному специально для этой цели. Там предложили восстановить собор «как историческую святыню… символ современной русской Империи».

Тогда сгоревший храм покрыли временной крышей, а службы проводили в его деревянной двухпрестольной копии. Она простояла до конца 1927 г. Новые колокола отлил Валдайский колокольный завод, плафон в этом временном здании написал С.Т. Шелков.

Из-за революции реставрировать собор начали только в 1924 г. Работы велись под руководством Е.И. Катонина на деньги прихожан. Через два года, 17 октября восстановленный храм был освящен.

Но прослужил он недолго. В 1933 г. его закрыли, а через два месяца безжалостно снесли. Несмотря на то, что он числился под охраной как уникальный памятник архитектуры. В то же время часть икон из собора отдали в Русский музей. Освободившееся место занято разбитым после войны сквером.


Монастырь изначально был создан за пределами Москвы, в селе Высоком – отсюда и соответствующая приставка в его названии. Его основание связывается с именем митрополита Петра, перенесшего свою кафедру из Владимира в Москву в 1325 году. Расцвет обители приходится на 1680-1690-е годы, когда его главными жертвователями были Нарышкины – родственники Натальи Кирилловны, второй жены царя Алексея Михайловича и матери Петра I. Именно в это время формируется в целом существующий облик Высоко-Петровского монастыря.

С 1514 года сохраняется практически в неизменном виде собор митрополита Петра, по которому монастырь получил свое название. Небольшая столпообразная одноглавая церковь в плане представляет собой восьмилистник, крупные выступы которого направлены по сторонам света, а малые расположены между ними. Собор строился архитектором-итальянцем Алевизом Фрязиным – ранее таких церквей в Москве было несколько, схожим образом выглядел храм святой Варвары на Варварке, но до наших дней дошел только собор в Высоко-Петровском монастыре. Две других соборных церкви построены позже: холодная, в честь Боголюбской иконы Божией Матери, в 1684–1685 годах, а также теплая, во имя преподобного Сергия Радонежского, в 1690 году. В Боголюбской церкви на средства царя Петра I создана фамильная усыпальница Нарышкиных, его родственников по материнской линии. Церковь выстроена в традиционном русском стиле. Сергиевский же храм построен в память о событиях 1689 года, когда Петр I был вынужден спасаться от заговора стрельцов и царевны Софьи в Троице-Сергиевом монастыре. В нем нашла воплощение стилистика нарышкинского барокко: богаты украшенные белокаменной резьбой порталы, оконные наличники с «разорванными фронтонами» и раковины вместо традиционных кокошников, венчающие четверик, с пятиглавием.

Другие монастырские храмы играли вспомогательную роль. Так, в 1694 году на Петровке были построены новые Святые врата, над которыми появилась трехъярусная колокольня с надвратной церковью Покрова Богородицы, служившей в качестве домового храма настоятелей монастыря – их корпус примыкает к Святым вратам с севера. Южнее расположен храм Толгской иконы Божией Матери, созданный архитектором И.Ф. Мичуриным на средства статс-дамы А.К. Нарышкиной в 1744 году в память спасения Петра I от стрельцов, которое произошло в день памяти этого богородичного образа. Западный фасад этой церкви разрывает стену и выходит на Петровку, но входа здесь не существовало – ранее тут был киот для иконы. Наконец, над южными хозяйственными воротами, выходящими в Крапивенский переулок, в 1753–1755 году возведена церковь святого Пахомия Великого, позднее переосвященная во имя святых апостолов Петра и Павла. Она возникла на основе существовавших ранее на этом месте белокаменных ворот усадьбы Нарышкиных. Ими же были созданы палаты на углу Петровки и Крапивенского переулка, превращенные в монастырские кельи: их фасад украшен богатыми оконными наличниками с завершениями в виде ступенчатых гребней.

Монастырь был упразднен в 1926 году, но окончательно богослужения прекратились в 1929 году, когда был закрыт последний храм – Боголюбский. Здания оказались заняты различными конторами, бывшие нарышкинские палаты оказались в ведении Государственного Литературного музея. Возвращение богослужений началось в 1992 году, когда Сергиевский храм передали верующим, а в настоятельском корпусе разместился Отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата. Церкви Высоко-Петровского монастыря получили статус патриаршего подворья, а в 2009 году он был возобновлен как монашеская обитель. В южном пролете Святых врат создан новый храм Казанской иконы Божией Матери. Реставрация монастырских построек еще продолжается.

Не большим преувеличением будет сказать, что Высоко-Петровский монастырь – это место, в котором «зарыт» секрет того, как Москва из небольшого города, в котором совсем не было каменных храмов, превратилась в великую столицу России.

История монастыря

Началось все примерно 700 лет назад, когда князь Юрий Данилович, борясь за Великое княжение, отбыл на два года по делам государственным, оставив править городом своего брата Иоанна. Молодой князь Иоанн, сын Даниилы Московского и внук Александра Невского, был богобоязненным человеком и хотел всегда иметь возможность обращаться за духовным советом к мудрому святителю. Поэтому он пригласил из Владимира в Москву погостить Русского Митрополита Петра.

Знакомство молодого князя и святого старца стало судьбоносным для русской земли. Они подружились, и святитель решил остаться в малолюдной Москве. Он был склонен к уединению и попросил разрешение выстроить монастырь на высоком берегу речки Неглинной, возле селения Высокое. Летописи не сохранили точной даты, но у историков есть веские основания предполагать, что это произошло в 1315-1317 годах. Обитель была названа в честь его небесного покровителя.

Митрополит завещал похоронить себя в Кремле, в Успенском соборе. Постепенно все больше нитей церковной, духовной, а за ними и государственной жизни тянулось к этим святым мощам, к Москве. Вся православная Русь обращала лицо свое и помыслы к благодати Божией, царящей в храме на месте погребения святого. Постепенно маленькая Москва стала огромным городом-объединителем раздробленных Русских земель.

Все героические и трагические события, проходившие в первопрестольном граде, оказались неотделимы от жизни Высоко-Петровского монастыря. Вместе со столицей монастырь страдал от набегов татар и поляков, от разрушительных войн и пожарищ, вместе с нею он восстанавливался и украшался стараниями Великих князей и простых горожан.

Достопримечательности обители

Особая близость храма к царской семье дала право Высоко-Петровскому монастырю называться в народе «государевым богомольем». В конце XVII века монастырь обнесли крепкой каменной стеной, имевшей изнутри вид полуарок, из-за чего эта непреступная «крепость» выглядит на удивление легкой и воздушной.

Главная святыня в монастыре – мощи святого Петра, митрополита Киевского и Московского, и каждое утро, ровно в семь часов, над ними монахи совершают молебен. Хранятся в Высоко-Петровском монастыре частицы мощей других святых: Серафима Саровского, Сергия Радонежского, Спиридона Тримифунтского и, переданные несколько лет назад из Киева, частицы мощей всех святых Киево-Печерской лавры.

Сама церковь имеет уникальную архитектурную форму в виде восьми лепестков, она была спроектирована в таком виде в 1514 году (архитектор Алевиз Фрязин Новый). В 1684 году церковь Боголюбской Богоматери была оснащена роскошным декором в стиле московского барокко. В юго-западной части есть часовня над могилой монаха Киприяна (Нарышкина К. П.), дедушки Петра I. Сам Великий Петр тоже был в монастыре, в честь этого события была воздвигнута Трапезная церковь Сергия Радонежского.

В наши дни Высоко-Петровский монастырь имеет огромную историческую, архитектурную ценность, а кроме того он по-прежнему остался одним из главных центров духовной силы православных. Посещение монастыря оказывает умиротворяющее действие, очищает душу от тревог и вселяет уверенность, что все будет хорошо.

Видео: