Презентация на тему "Мир купечества в произведениях А. Островского "

Слайд 2

Тип: урок новых знаний Оборудование: Иллюстрации постановки пьес в Малом театре экранизации произведений Островского (опыт показывает, что с фильмами рекомендуется познакомиться до обсуждения пьес в классе с целью более эмоционального восприятия произведения).

Слайд 3

воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, любви и уважения к ценностям отечественной культуры; развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, освоить особенности драматического искусства основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе; совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Слайд 4

Задачи урока – определить своеобразие творчества А. Н. Островского, выражающееся в отражении проблем эпохи. Показать новаторство и традиции в его пьесах, своеобразие его стиля. На уроке следует выделить несколько ключевых моментов, которые могут быть представлены в виде небольших сообщений учащихся.

Слайд 5

Слайд 6

«У нас есть свой русский, национальный театр. Он, по справедливости, должен называться: “Театр Островского”» И.А.Гончаров

Слайд 7

«Колумб Замоскворечья»

Александр Николаевич Островский родился 12 апреля 1823 года в Москве (Малая Ордынка, д. 9). Его отец, Николай Федорович Островский, был преуспевающим чиновником, впоследствии титулярным советником, мать, Любовь Ивановна, дочерью пономаря и просвирни.

Слайд 8

«Колумб Замоскворечья» - этот почётный титул принадлежит драматургу по праву. В Замоскворечье – старом купеческом и чиновничье-мещанском районе Москвы – родился и прожил большую часть своей жизни Островский.

Слайд 9

О жителях этого живописного уголка Островский так написал в статье «Замоскворечье в праздники»: «У нас никогда по моде не одеваются. Это даже считается неблагопристойным». Здесь по праздникам спали до одиннадцати, ходили в церковь, пекли пироги, ужинали «туго-натуго», рано ложились спать.

Слайд 10

Идеал красоты

Слайд 11

Яркие цветы на обоях, равно как и цветы, которыми расписан сундук, ассоциируются с цветущим возрастом здоровой красивой женщины. Все героини Кустодиева этого ряда глядятся сестрами - они молоды, здоровы, "финансово достаточны". Лицо "красавицы" таит странное выражение, что вообще характерно для кустодиевских героинь этого ряда (или, если угодно, "цикла"). Оно безмятежно и вместе с тем лукаво; героиня глядит на зрителя, ничуть не смущаясь своей наготы, словно понимая, что главная драгоценность здесь - это она. Пуховое нежно-розовое одеяло (и чистые кружевные наволочки на подушках) - примета купеческого мира, любящего уют, комфорт и тепло. Таким образом, в социальном смысле героиня полотна атрибутируется без труда.

Слайд 12

Формам тела "красавицы" свойственна округлость - в героине полотна, в отличие от многих других персонажей тогдашней живописи, нет ничего резкого, изломанного, кричащего. Причем это, если можно так выразиться, гибкая округлость - обратите внимание на неестественно согнутую в локте руку. Вообще, несколько неуклюжая поза "красавицы" "рифмуется" с целомудренной чистотой. Любовно выписанные крохотные ступни - в сочетании с полным телом и определенной "дебелостью" - рождают ощущение хрупкости героини, что еще больше "идеализирует" ее образ, которому свойственны странная грация и неповторимая прелесть Весь интерьер - и, прежде всего, огромный кованый и ярко расписанный сундук - является своеобразной "рамой" для героини, свидетельствуя о достатке, устойчивости и размеренности ее существования.

Слайд 13

«Свои люди – сочтёмся» (1849)

Островский считается создателем незабываемых образов «темного царства» (статья Н. Добролюбова «Темное царство»).

Слайд 14

Пьеса «Свои люди - сочтемся!» (первоначальное название - «Банкрот») разоблачает торговые мошенничества, грубость, невежество, «дикие нравы» купеческого сословия. Жизнь сонная, закисшая, со своими чудачествами, грубостью и предрассудками окружала Островского с той самой поры, как он начал помнить себя.

Слайд 15

Мир «допетровского» русского человека, существовавший рядом с современностью «железного» XIX века, до Островского оставался странностью и экзотикой, предметом изумлённого и насмешливого разглядывания.

Слайд 16

В. Ф. Одоевский писал: «Я считаю на Руси три трагедии: «Недоросль», «Горе от ума», «Ревизор». На «Банкруте» я ставлю номер четвёртый». Комедия попала под цензурный запрет: было указано, что «сия пьеса - обида для русского купечества», за «литератором Островским» был учрежден негласный надзор», снятый лишь в 1855 году, уже при царе Александре II.

Слайд 17

Долго спорили несколько приволжских городов о том, с каким из них связаны события, изображённые в прославленной драме Островского «Гроза»

Слайд 18

«Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» – сетует Кулигин. В купеческих домах, за высокими заборами, за тяжёлыми замками льются невидимые слёзы, творятся тёмные дела.

Слайд 19

Знаете ли вы героев драмы «Гроза»? Кто из них…

…мечтал изобрести вечный двигатель, получить за него миллион и обеспечить работой бедных людей? …утверждал, что есть люди с песьими головами, что «огненного змея стали запрягать… для ради скорости»? …при упоминании о том, что должен кому-то долг отдать, свирепел и ругался? …поёт песню о том, как жена мужу взмолилась, чтобы не губил он её до вечера, а дал уснуть малым детушкам? …утверждал, что Литва на нас с неба упала? …имел образование, так как учился в коммерческой академии, но беспрекословно подчинялся самодуру? …обещает отправить Кулигина к городничему за стихи Державина: «Я телом в прахе истлеваю, умом громам повелеваю»? …довела сына до абсолютного безволия, дочь – до бегства из дома, невестку – до самоубийства? …говорил, что он возьмёт, да и пропьёт свой последний ум, и пусть тогда маменька с ним, с дураком, и мучится? …сожалела о том, что не птица она, а «так бы разбежалась, подняла руки и полетела»?

Слайд 20

Слайд 21

В пьесах Островского фамилии персонажей значимы и говорящие. Так например, в «Грозе»: «воюющий с бабами» Дикой, домашний диктатор Марфа (греческое – «хозяйка, госпожа») Кабанова, безвольный Тихон, лихой на девок и на язык Кудряш. Значение имени Катерина – «чистая», Варвара – «грубая», Фекла – «Бог, слава»

Слайд 22

Драматический жанр, в основе которого лежит комический конфликт, заключающийся в несоответствии между внешним проявлением и сущностью изображаемого. Драматический жанр, который строится на трагическом конфликте между героем и обстоятельствами или на столь же неразрешимом конфликте внутренних побуждений в душе героя. Один из литературных родов, предполагающий создание художественного мира для сценического воплощение в спектакле. Предметом изображения становятся события и действия людей, образующие драматический сюжет.

Слайд 23

Слайд 24

Слайд 25

«Островский в Ларисе рисует образ девушки, не имеющей себе подобий, бесподобной. Стремления и вожделения окружающих её людей направлены к тому именно, чтобы уподобить её другим женщинам, навязать ей образ жизни, чуждый ее желаниям, но зато соответствующий реальным законам окружающего мира». (В. Костелянц)

Слайд 26

Подумайте какой смысл вложен в фамилии героев «Бесприданницы», если по словарю В.И.Далякнур– «боров, кабан, хряк»; паратый (прилагательное) - «сильный, хищный зверь»; карандыш – «коротышка, недоросток». Значение имен: Юлий – имя римского императора, полководца Юлия Цезаря; Лариса – греческое «чайка»; Харита – цыганское «прелестница».

Слайд 27

А. Н. Островский умеет «заглянуть в самую глубь души человека». Н.А. ДОБРОЛЮБОВ

Слайд 28

Щелыково

  • Слайд 29

    «Каждый пригорочек, каждая сосна, каждый изгиб речки - очаровательны, каждая мужицкая фигура значительна (я пошлых не видал ещё), и все это ждёт кисти, ждёт жизни от творческого духа» (А.Н. Островский).

    Слайд 30

    Ныне в Щелыкове находится дом-музей А.Н. Островского, и народная молва назвала долину близ реки КуекшиЯрилиной долиной, где растаяла Снегурочка, а родничок - Голубым ключиком, на дне которого бьётся её сердечко.

    Слайд 31

    Поэтическая сказка Островского вдохновила великих русских композиторов: Чайковский написал к пьесе музыку, Римский-Корсаков создал оперу «Снегурочка»

    Слайд 32

    Сцена разговора Купавы с царем Берендеем - одно из украшений русской лирической поэзии. Поэт в высшей степени тонко и осязательно передал характеры царя-старца, проникнутого любовью к жизни и её радостям, и молодой девицы, наивной, глубоко тоскующей по утраченному счастью.

    Слайд 33

    «Лес» (1870)

  • Слайд 34

    У нас есть свой русский,национальный театр. Он, по справедливости, должен назваться «Театр Островского» И.А. Гончаров

    Слайд 35

    Комедия «Лес» - это показ сложных социальных процессов, происходящих в обществе в пореформенное время. Разоряются дворянские имения. Помещица Гурмыжская бесхозяйственно распродает лес: недаром её усадьба называется «Пеньки».

    Слайд 36

    Её избранник, более чем вдвое её моложе, конечно, тоже не будет рачителен. Гурмыжская - деспот и тиран под личиной добропорядочности, об этом в минуту искренности говорит даже преданная ей ключница Улита. Богатая Гурмыжская отказывает в приданом бедной родственнице Аксюше, а Несчастливцев отдает последние деньги и устраивает её судьбу.

    Слайд 37

    Слайд 38

    За что Островского прозвали «Колумбом Замоскворечья»?

    Слайд 39

    Назовите хотя бы пять пьес Островского, озаглавленных пословицами

    Слайд 40

    Какая дочь, выйдя замуж сшила себе на деньги отца более пятидесяти платьев, не захотев выручить его из долговой ямы?

    Слайд 41

    Какая мать хвалилась, что её дочери благородного воспитания: «где ход на кухню, не знали; не знали из чего щи варятся, только и занимались… разговором об чувствах и предметах облагороженных»?

    Слайд 42

    Слайд 43

    Жизнь и творчество А.Н.Островского 1. Вспомните название первой пьесы Островского. 2. Как называлась последняя пьеса Островского? 3. С какой пьесой связан дебют Островского-драматурга на театральной сцене? 4. В каких журналах сотрудничал Островский? 5. Какие прозаические произведения написал Островский? 6. Какую пьесу-сказку создал Островский под впечатлением природы в имени Щелыково Костромской губернии, куда драматург приезжал работать в летние месяцы? 7. Какой композитор написал оперу на сюжет этой пьесы-сказки? 8. За что Островского прозвали «Колумбом Замоскворечья»? 9. Какие три названия имеет первая комедия Островского? 10. За что Островского вынудили выйти в отставку с государственной службы, обвинили в политической неблагонадёжности и отдали под негласный надзор полиции? 11. Какой песней начинается драма «Гроза»? Кто её поёт? 12. А чем заканчивается драма «Гроза»?

    Слайд 44

    Масленица. (1016) Балаганы (1917) Ярмарка (1908) Масленичное гуляние (1919)

    Слайд 45

    "Ярмарка на Волге" "Прогулка верхом"

    Слайд 46

    Тест Задание 1 А. Н. Островский рассказывает социально-типические и индивидуальные свойства персонажей определённой общественной среды, какой именно: 1. Помещичье-дворянской. 2. Купеческой. 3. Аристократической. 4. Народной. Задание 2 В каком журнале в начале своей деятельности (до 1856 года) сотрудничал А. Н. Островский: 1. «Москвитянин» 2. «Отечественные записки» 3. «Современник» 4. «Библиотека для чтения» Задание 3 Высшим критерием художественности А. Н. Островский полагал реализм и народность в литературе. Как вы понимаете термин «народность»: 1. Особое свойство литературных произведений, в которых автор воспроизводит в их художественном мире национальные идеалы, национальный характер, жизнь народа. 2. Литературные произведения рассказывающие о жизни народа. 3. Проявление в произведении национальной литературной традиции, на которую автор в своих произведениях. Задание 4 Статью «Тёмное царство» написал: 1. Н. Г. Чернышевский 2. В. Г. Белинский. 3. И. А. Гончаров 4. Н. А. Добролюбов.

    Слайд 47

    Слайд 48

    Задание 5 Творчество А. Н. Островского можно условно разделить на 3 периода. Найдите соответствующие названия произведений и основных конфликтов, положенных в их основу. 1-й период: создание резко отрицательных образов, обличительные пьесы в духе гоголевской традиции. 2-й период: пьесы, отражающие жизнь послереформенной России, - о разорившихся дворянах и дельцах нового типа. 3-й период: пьесы о трагической судьбе женщины в условиях капитализирующейся России, о разночинцах, актёрах. «Бешеные деньги» «Свои люди – сочтёмся!» «Бесприданница» Задание 6 Яркими представителями «тёмного царства» в пьесе «Гроза» являются (найдите лишнее): 1.Тихон 2.Дикой 3.Кабаниха 4.Кулигин. Задание 7 Кто из героев пьесы ярко демонстрирует распад «тёмного царства» в предреформенные годы: 1.Тихон 2.Варвара 3.Феклуша 4.Кабановна

    Слайд 52

    Слайд 53

    Слайд 54

    Задание 11 Речевая характеристика является яркой демонстрацией характера героя. Найдите соответствие речи действующим лицам пьесы: 1. «Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле!», «Ветры буйные, перенесите вы ему печаль-тоску». 2. «Бла-алепие, милая, бла-алепие!.. В обетованной земле все живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный». 3. «Не слыхала, мой друг, не слыхала, лгать не хочу. Уж кабы и слышала, я бы с тобой, мой милый, тогда не так разговаривала». Кабаних Катерина Феклуша Задание 12 В речи героев пьесы присутствует (найдите соответствие): 1.Церковная лексика, насыщенная архаизмами и просторечием. 2.Народно-поэтическая, разговорно-просторечная, эмоциональная лексика. 3.Мещанско-купеческое просторечие, грубость. 4.Литературная лексика XVIII века с ломоносовско-державинскими тенденциями. Катерина Кулигин Кабаниха Дикой

    Слайд 55

    Слайд 56

    Задание 13 Найдите соответствие приведенных характеристик героям пьесы: 1. «Кто ж… угодит, коли у… вся жизнь основана на ругательстве? А уж пуще всего из-за денег; ни одного расчёта без брани не обходится… А беда, коли по утру… кто-нибудь рассердит! Целый день ко всем придирается» 2. «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних поедом [заел(-а)] совсем» Дикой Кабаниха Задание 14 Кому из героинь пьесы принадлежат слова, ярко её характеризующие: «Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела». 1.Варвара 2.Катерина 3.Глаша 4.Феклуша Задание 15 А.Н.Островский тесно сотрудничал с театром, на сцене которого были осуществлены практически все пьесы драматурга. Как называется этот театр: 1.Художественный театр 2.Малый театр 3.Театр «Современник» 4.Большой театр

    Слайд 57

    Я ИЗУЧИЛ… Я ПОВТОРИЛ… Я РАЗВИЛ… Я РАД….

    Слайд 58

    Слайд 59

    литература

    Беляева,Н.В. Иллюминарская, А.Е. Литература 10 класс. Поурочные разработки. Книга для учителя. - М., 2008. -С.176-190. Брагина, Г. А. Магическое «Если бы...». Идеи Станиславского и профессионализм учителя /Г.А.Брагина // Учительская газета. - 1996. - 8 окт. - С. 9. Букатов, В. Л. Учителю о режиссуре настойчивого поведения / В.Л.Букатов // Педагогика. - 1996. - № 3. Косивцова Л.И. Тропкина Л.А. Открытые уроки по литературе 9-11 классы. - Волгоград, 2009. - С.13-24. Курдюмова, Т.Ф. Литература. 10 класс: методические рекомендации/ Т.Ф.Курдюмова, С.А.Леонов, Е.Н.Колокольцев и др. –М.: Дрофа, 2008. - С.54-84 Островский, А.Н. Записки замоскворецкого жителя / А.Н.Островский // Полное собрание сочинений: В 12-ти т. Т.1.:1843-1854. Под общ. ред. Г. И. Владыкинаи др. – М. : «Искусство», 1973.-С. 32-50. Островский, А.Н. Гроза, Лес, Бесприданница (Подробные комментарии, учебный материал, интерпретации) / А.Н.Островский,[сост., примеч., учебный материал Е.М.Стручковой]. -М.: Айрис-пресс, 2007. –С.240-327. Смирнов С. А. Понятие режиссуры игры в педагогике /С.А.Смирнов // Вестник высшей школы. - 1987. - № 6.

    Посмотреть все слайды

    «Свои люди--сочтёмся», (первоначальные названия «Несостоятельный должник», «Банкрот» и «Банкрут, или Свои люди--сочтёмся») -- комедия в 4-х действиях Александра Островского 1849 года. Первое публичное чтение пьесы состоялось 3 декабря 1849 -- в доме М. П. Погодина, где среди присутствовавших находился Николай Гоголь. После публикации в журнале «Москвитянин» в 1850 году пьеса имела огромный успех у читателей. Знаменитые русские писатели также отреагировали на публикацию. Гончаров указывал на знание «автором русского языка и сердца русского человека» и на «искусное введение в комедию драматического элемента». Толстой писал: «Вся комедия -- чудо… Островский не шутя гениальный драматический писатель». Однако пьеса получила отрицательный отзыв цензора Михаила Александровича Гедеонова, и её постановка была запрещена по указанию Николая I со словами «… напрасно печатано, играть же запретить…». За автором был установлен полицейский надзор, снятый в 1855 году. Пьеса была официально разрешена к постановке в сокращённом виде в декабре 1860 года. Спектакль прошёл в Алексанринском театре в Петербурге 16 января 1961 года. Впервые в первоначальной редакции пьеса была поставлена 30 апреля 1881 года в частном театре Анны Алексеевны Бренко «Близ памятника Пушкину» в Москве. Пьесы Александра Николаевича Островского нередко называют «окном» в купеческий мир творений были купцы всех гильдий, лавочники, приказчики, мелкие чиновники… Островского даже называли «Колумбом Замоскворечья», ведь он, как Колумб, открыл русскому читателю целый мир - мир московского Замоскворечья, «страны» московского купцов. Многие сюжеты для своих комедий драматург не придумывал, а брал прямо из жизни. Ему пригодился опыт службы в московских судах, где рассматривалась имущественные споры, дела о ложных банкротствах, конфликты из-за наследства. Островский, кажется, просто перенес все это на страницы своих пьес. Одной из таких комедий, взятых из самой гущи купеческой жизни, стала комедия «Банкрот», которую драматург написал в самом конце 40-х годов 19 века. Она была напечатана в журнале «Москвитянин» в 1850 года названием «Свои люди - сочтемся!» и принесла молодому автору заслуженную славу. В основе сюжета комедии лежит весьма распространенный в прошлом веке в купеческой среде случай мошенничества: богатый купец, Самсон Силыч Большов, занял у других купцов довольно крупную сумму денег, не желая возвращать ее, объявил о своем банкротстве. А все свое имущество он перевел на имя «верного человека» - приказчика Лазаря Подхалюзина, за которого, для большей своей уверенности и спокойствия, отдает замуж дочь Липочку - Олимпиаду Самсоновну. Несостоятельного должника Большова сажают в тюрьму (долговую «яму»), но Самсон Силыч уверен, что дочь и зять внесут за него небольшую сумму денег из полученного имущества и его освободят. Однако, события развиваются совсем не так, как хотелось бы Большову: Липочка и Подхалюзин не заплатили ни копейки, и бедный Большов вынужден отправиться в тюрьму. Казалось бы, в этом сюжете нет ничего интересного и занимательного: один мошенник обманул другого мошенника. Но комедия интересна не сложным сюжетом, а той правдой жизни, которая составляет, как мне кажется, основу всех произведений Островского. С какой точностью и реалистичностью нарисованы все персонажи комедии! Возьмем, например, Большова. Это грубый, невежественный человек, настоящий самодур. Он привык всеми командовать и всем распоряжаться. Самсон Силыч приказывает дочери выйти замуж за Подхалюзина, совершенно не считаясь с ее желаниями: «Важное дело! Не плясать же мне по ее дудочке на старости лет. За кого велю, за того и пойдет. Мое детище: хочу с кашей ем, хочу масло пахтаю…» Большов сам начинал с низов, «голицами торговал»; его в детстве щедро награждали «тычками» и «подзатыльниками», но вот накопил денег, стал купцом и уже всех ругает и подгоняет. Конечно, суровая «школа жизни» по-своему воспитала его: он стал грубым, изворотливым, даже сделался мошенником. На в конце пьесы он же вызывает и некоторое сочувствие, ведь его жестоко предала собственная дочь и обманул «свой» человек - Подхалюзин, которому он так доверял! Подхалюзин является еще большим мошенником, чем Большов. Он сумел не только провести хозяина, но и завоевать расположение Липочки, которая вначале не хотела выходить за него замуж. Это как бы «новый» Большов, еще более циничный и наглый, более соответствует нравам нового времени - времени наживы. Но есть в пьесе еще один персонаж, который неразрывно связан с предыдущими. Это мальчик Тишка. Он пока что еще служит «на побегушках», но уже понемногу, по копеечке, начинает собирать свой капитал, и со временем, очевидно, он станет «новым» Подхалюзиным.

    Особенно интересен в комедии, как мне кажется, образ Липочки. Она мечтает о женихе «из благородных» и не хочет выходить замуж за какого-нибудь «купчишку»; ей подавай жениха «не курносого, беспременно чтобы был бы брюнет; ну, понятное дело, чтоб и одет был по-журнальному…» Она не похожа на купчих прежнего времени; ей хочется к деньгам отца добавить дворянство. Как это напоминает комедию Мольера «Мещанин во дворянстве»! однако хитрый Подхалюзин безособого труда убедил ее, что с деньгами ее отца и с его изворотливостью они смогут зажить даже лучше «благородных». Липочка, как и Подхалюзин, не вызывает у нас ни малейшей симпатии.

    Все персонажи пьесы, как главные, так и второстепенные (сваха Устинья Наумовна, ключница Фоминична и другие) изображены сатирически. Островский в начале своего творчества сразу же заявил о себе как писатель-сатирик, продолжатель традиции Д. И. Фонвизина, А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя. И последующие творения драматурга лишь укрепили и расширили его славу.

    Вот он сидит в столице спиной к театру Малому и насупившись на театр Большой. Он — это певец русского купечества, драматург Александр Николаевич Островский. 190 лет со дня рождения — неплохой повод вспомнить драматурга, который ярко описывал непонятную для обывателя жизнь, давая своим произведениям названия, заимствованные из русских пословиц и поговорок. Сословный купец заслонил для него человеческие черты.

    Драматург Островский так никогда и не поднялся выше меркантильного взгляда купеческого сословия. Быт этих людей он знал преотлично, но вечно-человеческое было ему недоступно. Трудно определить жанр драматических произведений Островского. К слову, Антон Чехов назвал не самую смешную свою постановку "Вишневый сад" — комедией. У Островского нет ни одной комедии, даже по названию. Трагедией их также затруднительно назвать. Несмотря на всю беспросветность и убогий кругозор персонажей. Грош цена тому государству, на которое трудятся такие людишки, которые выписаны бытописателем Островским. Тем не менее, вопреки драматургу великая Российская империя существовала и свой вклад в ее процветание вносило и поносимое им купечество.

    Подвыпившие актеры, цыганский табор, лихой кутеж и прочая — все это всерьез воспринимают не только герои Островского, а сам автор. Лермонтов в предисловии к "Герою нашего времени" писал, что не нужно отождествлять литературного персонажа и его автора, но это не касается драматургии Александра Николаевича. Его герои — это сам драматург. Он не выше и не ниже своих героев — купчишек. Островский — плоть от плоти этих торговцев во всех смыслах этого слова. В нем нет негодования Салтыкова-Щедрина, чеховской насмешливости или некоторой отстраненности Лескова.

    Советское литературоведение знаковым произведением Островского считало "Грозу". Не иначе как в анекдотах, вот уже лет двадцать вспоминают "Луч света в темном царстве", как назвал Катерину демократ Добролюбов, и еще — желание героини "полетать", ах, если бы на дельтаплане… Благодаря кинематографу отечественный зритель знает из произведений Островского только "Бесприданницу". Точнее очередную ее версию под названием "Жестокий романс". Дворянообразного Никиту Михалкова, поющего "цыганские" стихи якобы Киплинга (перевод не только не равнозначен оригиналу, если без оскорблений, то — пошлятина). Не говорящую и не поющую своим голосом восхитительную Ларису Гузееву, выдающихся актеров — Алису Фрейндлих, Алексея Петренко, Виктора Проскурина — режиссерский гений Эльдара Рязанова превратил в двухсерийное месиво культового фильма. Советская критика еще успела пнуть Рязанова за так называемое "мелкотемье".

    Сюжет сей ленты многим знаком, но он в корне отличен от замысла Островского. Бесприданница Лариса Огудалова в пьесе, а не в осовремененном фильме, мучается не столько из-за неразделенной страсти к обнищавшему барину Паратову, сколько из-за отсутствия у нее приданого. Для певца купечества любовь и деньги — вещи равнозначные. С деньгами или без них, нравственный облик Ларисы не претерпел бы никаких изменений. Задолго до Material Girl в исполнении поп-певицы Мадонны, наш доморощенный Островский вывел подобных героинь и героев на театральный подиум. Впрочем, герои — это еще мягко сказано. Герои могли быть в древнегреческой трагедии, в лермонтовской драме "Маскарад".

    Но у Александра Островского мы находим все, что угодно: патриархальный уклад, "вкусные" диалоги (сейчас, увы, русские люди так уже не говорят), картины быта, только не истинную трагедию. Характерно, но образ креативной Снегурочки драматургу удался больше, нежели полнокровная, всамделишная Купава. Просто Купава изначально "растаяла" от писательской слабости, а Снегурочка — вследствие литературной интенции. При этом литератор растерял всю сказочную простоту и наивность. Некоторые пуристы видят в его былинном складе речей не исконное народное, а нарочитую стилизацию.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Все персонажи пьесы, как главные, так и второстепенные (сваха Устинья Наумовна, ключница Фоминична и другие) изображены сатирически. Островский в начале своего творчества сразу же заявил о себе как писатель-сатирик, продолжатель традиции Д. И. Фонвизина, А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя. И последующие творения драматурга лишь укрепили и расширили его славу.

    К. Н. Рыбаков (Большов) и М. П. Садовский (Подхалюзин) в постановке Малого театра 1892 года. Купеческая дочь на выданье, Олимпиада (Липочка) Самсоновна Большова, сидит одна у окна с книжкой и, рассуждая, «какое приятное занятие эти танцы», начинает вальсировать: она уже полтора года не танцевала и боится, если что, «оконфузиться». Танцует плохо. Входит мать, Аграфена Кондратьевна. Мать и дочь скандалят. Дочь требует найти ей жениха. Приходит сваха Устинья Наумовна. Липочка хочет жениха «из благородных», отец -- богатого, мать -- купца, «да чтоб лоб крестил по-старинному», Приходит Сысой Псоич Рисположенский, стряпчий, выгнанный из суда за пьянство. Над ним трунят. Большову стряпчий нужен всерьёз: он подумывает, не объявиться ли несостоятельным должником. Женщины уходят и хозяин со стряпчим углубляются в эту тему. Стряпчий советует переписать всё имущество на приказчика Лазаря Елизарыча Подхалюзина. Входит и он, рассказывая, как учит продавцов в лавке надувать покупателей «поестественнее». Большов читает газету. В Москве -- цепь банкротств, в основном «злостных», намеренных; и каждое, каждый отказ от уплаты долгов естественно влечёт следующие. Тогда купец решается. Главный вопрос: можно ли доверять тому, на кого перепишешь своё добро, укрытое от описи за долги?Подхалюзин шлет мальчишку Тишку за рябиновкой для Рисположенского, к которому у него дело. Лазарь влюблён в Липочку и строит уже новые планы, включающие женитьбу на ней. И, угощая стряпчего, спрашивает, сколько ему обещал Большов за «всю эту механику», и сам обещает не тысячу, а две. Приходит сваха, он и ей обещает столько же да соболью шубу в придачу, если она отвадит намеченного «благородного» жениха. В доме готовятся к сватовству. По-своему торжественно настроен и Самсон Силыч, но появляется Устинья Наумовна с плохими вестями: якобы жених капризничает. К компании присоединяются ключница Фоминишна, Рисположенский, Лазарь, и Большов торжественно объявляет Лазаря женихом. Переполох. Липочка скандалит. Лазарь вслед хозяйке и, оставшись с глазу на глаз с разъярённой Липочкой, сообщает ей, что дом и лавки теперь -- его, а «тятенька-то ваш: банкрут-с!» Липочка, помолчав, соглашается, с условием: «Мы будем жить сами по себе, а они сами по себе. Мы заведем все по моде, а они как хотят». Начинается семейное торжество. Большов объявляет: «Тебе, Лазарь, дом и лавки пойдут вместо приданого, да из наличного отсчитаем… Только нас со старухой корми, да кредиторам заплати копеек по десяти. -- Стоит ли, тятенька, об этом говорить?. . Свои люди -- сочтёмся!»В конце комедии Большов оказывается в тюрьме, а Подхалюзин остаётся со всем богатством.

    Список литературы

    1. Собр. сочин. в 10 тт. , под ред. Н. Н. Долгова, 1919--1924

    2. Максимов С. , А. Н. Островский (По моим воспоминаниям), «Русская мысль», 1897 3. Нелидов Ф. , Островский в кружке «Молодого москвитянина», «Русская мысль», 1901 4. Кропачев Н. , А. Н. Островский на службе при императорских театрах, М. , 1901 5. Морозов П. , А. Н. Островский в его переписке (1850--1855), «Вестник Европы», 1916 6. Бельчиков Н. , А. Н. Островский (Архивные материалы), «Искусство», 1923, 7. Пигулевский А. , А. Н. Островский как литературный деятель, Вильна, 1889

    Подобные документы

      Биография и творческий путь Александра Николаевича Островского. Отображение купечества, чиновничества, дворянства, актерской среды в произведениях драматурга. Этапы творчества Островского. Самобытные черты реализма А.Н. Островского в драме "Гроза".

      презентация , добавлен 18.05.2014

      Семейная обстановка в детстве и первой молодости Александра Николаевича Островского. Начало литературной деятельности. Друзья и вдохновители Островского. Награждение писателя Уваровской премией. Работа в комиссии при дирекции Императорских театров.

      презентация , добавлен 13.09.2012

      Очевидные и неизвестные факты биографии Островского, его произведения на современной сцене. Анализ пьесы "Свои люди – сочтемся, или Банкрот". Ее прочтение спустя полтора столетия, спектакль муниципального Ижевского молодежного театра "Молодой человек".

      курсовая работа , добавлен 20.05.2011

      Основные сведения о детстве и юности, о родителях А.Н. Островского. Годы учебы и начало творческого пути писателя, первые пробы пера в драматургии. Сотрудничество драматурга с журналом "Современник". Драма "Гроза" и ее связь с личной жизнью писателя.

      презентация , добавлен 21.09.2011

      Понятие комического в литературе XIX века. Комическое как литературная и эстетическая категория. Понятие комического в пьесе А.Н. Островского "Не в свои сани не садись". Комизм и мораль, комический фон как контраст для трагически окрашенных ситуаций.

      дипломная работа , добавлен 26.03.2010

      Основные аспекты жизненного пути Островского А.Н.: семья, полученное образование. Первые успехи в написании пьес. Роль поездки по Волге для формирования мировоззрения. Произведения 1860-1880 годов: отображение пореформенного дворянства, судьбы женщины.

      презентация , добавлен 20.03.2014

      Биография Александра Николаевича Островского - драматурга, одного из наиболее выдающихся представителей русского реалистического театра. Первое увлечение театром, начало творческого пути. Наиболее популярные драматические произведения Островского.

      презентация , добавлен 20.10.2014

      Черты образа "маленького человека" в литературе эпохи реализма. История этого феномена в мировой литературе и его популярность в произведениях писателей: Пушкина, Гоголя, Достоевского. Духовный мир героя в творчестве Александра Николаевича Островского.

      доклад , добавлен 16.04.2014

      Театр в России до А.Н. Островского. От раннего творчества к зрелому (пьесы). Идеи, темы и социальные характеры в драматических произведениях автора. Творческое начало (демократизм и новаторство Островского), направления социально-этической драматургии.

      курсовая работа , добавлен 09.06.2012

      Проблема перелома общественной жизни, смены социальных устоев в пьесе А. Островского "Гроза". Образ Кулигина - простого мещанина, механика-самоучки, благородного мечтателя. Положительные черты героя, его протест против самодурства и дикости в обществе.

    Об интеграции на уроках гуманитарного и эстетического циклов на примере тем “Образ преподобного Сергия Радонежского в литературе и изобразительном искусстве” и “Легенда о Вавилонской башне в русской литературе и архитектуре” смотрите Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”. Сборники тезисов 2003-2004 и 2004-2005 учебные годы.

    Материал “Мир купечества в творчестве А.Н. Островского и на картине П.А. Федотова” может быть использован в 10 классе на уроках изучения биографии драматурга и пьес “Свои люди – сочтемся”, “Гроза” и других.

    Иллюстративный материал – репродукции картин П. Федотова “Сватовство майора”, “Разборчивая невеста” и другие. “Мир Островского – не наш мир, - утверждал в начале ХХ века исследователь литературы Ю.И. Айхенвальд, - и до известной степени мы, люди другой культуры, посещаем его как чужестранцы…” Да, нам, а тем более нашим ученикам, трудно понять мир, в котором живут герои Островского, их психологию, мотивы, которые движут их поступками. Когда-то в ранней молодости писатель почувствовал, что его долг – открыть публике новое, хотя и знакомое пространство: “До сих пор известно было только положение и имя этой страны; что же касается до обитателей ее, то есть образ жизни их, язык, нравы, обычаи, степень образованности, - все это было покрыто мраком неизвестности.

    Страна эта, по официальным известиям, лежит прямо против Кремля, по ту сторону Москва-реки, отчего, вероятно, и называется Замоскворечье”.

    Эти слова не просто шутка. Островский действительно вводил образованную публику в неизвестный ей мир. С годами он написал великое множество пьес о московской купеческой жизни. Его небогатая приключениями жизнь питала его воображение, и он создавал все новые и новые сюжеты.

    Современным детям этот мир нужно открывать заново. Хотим узнать, как выглядели обитатели этой загадочной страны? Пройдемся по залам Третьяковской галереи, всмотримся в картины Перова, Прянишникова, Федотова. Хотим услышать голоса этих людей, их говор, интонации – откроем сочинения Островского. Замоскворечье было особым миром купечества и мелкого чиновничества, жившего по своим отдельным законам. Здесь строго соблюдали церковные обряды (примешивая к ним суеверия), здесь царили старинные обычаи, звучала коренная русская речь, Даже одевались тут иначе, чем в центре города.

    Тихое течение жизни, старинный быт, нравы московского купечества, которое часто селилось именно в Замоскворечье, - все эти впечатления и сформировали личность юного Островского. В 1850 году журнал “Москвитянин” опубликовал комедию “Банкрут” (“Свои люди – сочтемся”), запрещенную к постановке на сцене. На пьесу обратил внимание сам Николай I. Он счел, что комедия напечатана напрасно, и поручил министру народного просвещения провести с автором необходимую воспитательную работу. Комедия попала на сцену только через десять с лишним лет, а в начальном варианте, без цензурного вмешательства, - в 1881 году. В.Ф. Одоевский в одном из писем так аттестовал доселе неизвестного ему автора и само произведение: “…Я считаю на Руси три трагедии: “Недоросль”, “Горе от ума”, “Ревизор”. На “Банкруте” я ставлю номер четвертый”.

    Сюжет комедии молодой автор, тогда еще чиновник Коммерческого суда, взял из своей служебной практики. В суде ему сплошь и рядом приходилось встречаться с разными мошенническими проделками купцов. В этой среде было делом самым заурядным объявить себя несостоятельным должником, отказаться вернуть долги доверившимся кредиторам. Так поступает глава семьи Самсон Силыч Большов. А его дочь Липочка, даром, что купеческая дочка, мечтает выйти замуж за благородного, то есть за военного: “Не пойду я за купца, ни за что не пойду. За тем разве я так воспитана: училась и по-французски, и на фортепьянах, и танцевать!” Учащиеся с интересом включаются в дискуссию: возможен ли был брак между представителями разных сословий – дворян и купцов? Был ли он равным? Почему такие браки все-таки совершались?

    В это же время на академическую художественную выставку 1849 года собралось небывалое количество посетителей. Все спешили увидеть “Сватовство майора”, картину дотоле никому не известного автора Павла Федотова. Рядом с модными в ту пору Венерами и Аполлонами эта небольшая житейская сценка, изображающая брак по расчету, дышала современностью и новизной. Художнику будто было мало того, что увидят зрители на картине, и он читал сочиненные им стихи-рацею, в которых раскрывался сюжет картины:

    Честные господа,
    Пожалуйте сюда!
    Милости просим,
    Денег не спросим:
    Даром смотри,
    Только очки хорошенько протри…
    Вот купецкий дом,
    Всего вдоволь в нем,
    Только толку нет ни в чем:
    Одно пахнет деревней,
    Другое харчевней.
    Тут зато один толк,
    Что все взято не в долг,
    Как у вас иногда,
    Честные господа!..
    А вот извольте посмотреть:
    Как хозяин купец,
    Невестин отец,
    Не сладит с сюртуком…
    А вот извольте посмотреть:
    Как наша невеста
    Не найдет сдуру места…
    Как в другой горнице
    Грозит ястреб горлице,
    Как майор толстый, бравый,
    Карман дырявый,
    Крутит свой ус:
    “Я, дескать, до денежек доберусь!”

    Художник писал о себе: “Отец мой был воином екатерининских времен; о походах он рассказывал редко, но видел многое на своем веку… Женат он был два раза: в первый – на пленной турчанке, во второй – на моей матери. Семейство наше помещалось в небольшом домике (в Москве). Жили мы очень бедно, но пока отец мог служить, нужды особенной не испытывали. Честностью обладал отец безмерною, но она, как у многих честных стариков, облечена была в формы суровые, жестокие, угловатые…Я всякий день видел десятки народа самого разнохарактерного, живописного и сверх всего этого сближенного со мною. Наша многочисленная родня… состояла из людей простых, неуглаженных светской жизнью, наша прислуга составляла часть семейства, болтала передо мной и являлась нараспашку; соседи были все люди знакомые…”. Так, будучи уже зрелым человеком, Павел Андреевич Федотов вспоминал обстановку своего раннего детства. Он рассказывал о детстве часто и охотно, заметно волнуясь, домашних изображал в лицах, воспроизводил их голоса. Очевидцы вспоминали, какие это были блистательные представления. Будущий художник – человек разносторонне одаренный: он не только рисует, но и сочиняет музыку, пишет стихи. Все эти увлечения, впрочем, не помешали Федотову блестяще закончить Московский кадетский корпус (он был определен туда по семейной традиции) и потом исправно служить в лейб-гвардии Финляндском полку в Петербурге. Молодой офицер и там не оставлял занятий искусством, посещал рисовальные классы Академии художеств.

    Вернемся на выставку 1848 года. Картина “Сватовство майора”. Перед нами живая, словно подсмотренная сценка. Рассмотрите ее внимательно и попробуйте рассказать, что здесь изображено, какая история легла в основу сюжета картины, попытайтесь раскрыть ее содержание.

    Ученики рассказывают, делают свои выводы, обобщения.

    Автор вводит зрителя в атмосферу купеческой жизни. Взгляните на обстановку, и вы почувствуете себя в купеческом доме, где все говорит об устойчивости быта, жизненного уклада его обитателей: расписной потолок, богатая люстра, вышитая скатерть на сервированном столе; на стенах симметрично повешенные портреты генералов, духовного лица, купца.

    Что же происходит здесь в момент, запечатленный художником? Нетрудно заметить, что в доме все взволнованы: сваха привела жениха. Вот он стоит у двери, поправляя усы. Сконфуженная невеста пытается убежать, ее удерживает разгневанная мать. А хозяин дома – бородатый купец – поспешно застегивает сюртук. Все персонажи в движении, поэтому мы можем предвидеть дальнейшие события. Через минуту жених появится в комнате, невеста перестанет жеманиться, мать не будет сердиться, все сядут за стол, и начнется разговор.

    В искусно построенной мизансцене легко читается не только внешняя канва событий, но и их социально-психологический смысл: майор явно собирается разбогатеть, женившись на купеческой дочке. Для купца же очень заманчиво породниться с дворянином, отдав дочь замуж за “благородного”. Типичная брачная сделка.

    Чем больше мы вглядываемся в картину, тем явственней замечаем, что приход майора не был неожиданным, как это могло показаться с первого взгляда. К визиту жениха в доме тщательно готовились. Об этом свидетельствует не только накрытый к ужину стол, но и дорогие наряды женщин, обилие домочадцев, занятых приготовлением к приему.

    В архитектоническом построении “Сватовства майора” Федотовым творчески использованы принципы классицистического “закона равновесия”, способствующего впечатлению компактности, гармонической слаженности изображения. Так, люстра, являющаяся своеобразным “отвесом” в картине, делит композицию на две половины по вертикальной оси, скрепляя фигуры матери и дочери в центре картины. Остальные представители семейства вместе со слугами и свахой при внимательном рассмотрении оказываются расположенными симметрично центральной вертикальной оси задней стены интерьера, проходящей как раз по центру портрета предка, основателя купеческого рода, чья важная осанка контрастирует с суетливостью членов купеческой семьи, усиливая критическое восприятие сцены сватовства.

    Активную роль в создании художественного образа играет у Федотова цвет. Цветом и светом художник выделяет главных героев, расставляет смысловые акценты. Мастерство Федотова в передаче материальности предметов совершенно. Посмотрите, как передана прозрачность легкого кисейного наряда невесты, тяжесть атласного платья купчихи со сверкающими на нем световыми бликами и золотистыми рефлексами от блестящего пола, блеск позолоченных рам на стенах и хрупкость хрустальных рюмок на столе. От разглядывания героев на картине испытываешь такое же наслаждение, как и от чтения монологов и диалогов персонажей Островского. Например, Липочка (“Свои люди – сочтемся”) в ответ на вопрос свахи Устиньи Наумовны, сколько у той платьев, перечисляет: “А вот считай: подвенечное блондовое на атласном чехле да три бархатных – это будет четыре; два газовых да креповое, шитое золотом – это семь; три атласных да три грогроновых – это тринадцать; гроденаплевых да гродафриковых семь – это дывдцать; три марселиновых, два муслинделиновых, два шинероялевых – много ли это? – три да четыре семь, да двадцать – двадцать семь; крепрашелевых четыре – это тридцать одно. Ну там еще кисейных, буфмуслиновых да ситцевых штук до двадцати; да там блуз да капотов – не то девять, не то десять. Да вот недавно из персидской материи сшила.”

    Ученица делает сообщение о нарядах московской купчихи, иллюстрируя его репродукциями картин Б. Кустодиева и фотографиями платьев из собрания ГИМа. Многие купчихи и мещаночки, изображенные на портретах, держат в руках платочки их тонкого прозрачного льнобатиста, тюля, шелка, кисеи или кружева. Эта деталь, придававшая естественность жесту, была поистине произведением белошвейного искусства. Платочками томно обмахивались, как веерами. На картине П.А.Федотова невеста бросила на пол кокетливый платочек, который придает всей сцене какую-то дополнительную законченность и изящество.

    Прежде чем воплотить замысел произведения, Федотов долго вынашивал каждый образ, каждую деталь. По его словам, главная его работа была не в мастерской, а “на улицах и в чужих домах”. Где только он не бывал, чтобы найти натуру! С каким трудом порой он добивался согласия людей позировать ему! Под разными предлогами он входил в незнакомые дома, выискивал, высматривал типажи и подходящие предметы.

    “…Могут быть такие счастливцы, которым воображение сейчас же дает нужный тип, - говорил Федотов. – Я не принадлежу к их числу, а может быть, и слишком добросовестен, чтобы игру фантазии выдавать за возможное. Когда мне понадобился тип купца для моего “Майора”, я часто ходил по Гостиному и Апраксину двору, присматриваясь к лицам купцов, прислушиваясь к их говору и изучая их ухватки… Наконец, однажды, у Аничкова моста, я встретил осуществление моего идеала, и ни один счастливец, которому было назначено на Невском самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху… Я проводил мою находку до дому, потом нашел случай с ним познакомиться… изучил его характер… и тогда только внес его в свою картину. Целый год изучал я одно лицо, а чего мне стоили другие!”

    Картина Федотова “Сватовство майора” и по сей день не утратила своего обаяния. Она дорога нам как свидетельство таланта и мастерства замечательного художника 19 века, как первое проявление критического реализма в русской живописи. После этой картины Федотова признала публика. О нем много писала критика. В 1848 году Академия художеств присвоила Федотову звание академика. Когда в 1850 году Федотов приезжает в Москву, чтобы повидаться с родными и помочь им в устройстве семейных дел, радости художника не было предела: устроенная им выставка картин и здесь пользуется огромным успехом.

    Последние годы жизни художника были очень тяжелыми. он страдал от несовершенства жизни, от одиночества, бедности, но из гордости не любил говорить об этом. Многие замыслы остались неосуществленными, начатые картины – неоконченными. Не смог человек вынести постоянного душевного напряжения и непосильного труда. В 1852 году Павел Андреевич Федотов умер в частной психиатрической больнице. Ни в одной из петербургских газет не было напечатано ни строчки о смерти художника. Он умер в возрасте 37 лет.

    “Федотов умер, - писал В.В. Стасов, - произведя на свет едва лишь маленькую крупицу из того богатства, каким была одарена его натура. Но эта крупица была чистое золото и принесла потом великие плоды…Федотов в первый раз затронул глубоко и сильно то самое страшное “темное царство”, которое через несколько лет спустя со всей силой таланта вывел на сцену Островский”.

    Список использованной литературы

    1. Кузнецова Э.В. Беседы о русском искусстве ХУ111- начала Х1Х века: пособие для учителя. – М.: Изд-во “Просвещение”, 1972.
    2. Легенда о счастье. Проза и стихи русских художников. – М.: Московский рабочий, 1987.
    3. Моров А.Г. Три века русской сцены. Кн.1. От истоков до Великого Октября. – М.: Изд-во “Просвещение”, 1978.
    4. Островский А.Н. Драматургия. – М.: ООО Изд-во “Олимп”, 2002.
    5. Архангельский А. А.Н.Островский. Художественный мир писателя.// Литература, 2001, № 33.
    6. Каракаш Т. “Вы меня обогнали…”// Искусство в школе, 1999, №3.
    7. Герасимова Е. Страна А.Н.Островского // Юный художник, 1996, №1.
    8. Алешина Т. Наряды московской купчихи.// Юный художник,1995, №7.
    9. Стасов В.В. Избранные сочинения, т.2.- М.: Искусство, 1952.