Жизненный путь человека. Выбор жизненного пути. Профессиональное самоопределение

Каждый человек делает на протяжении своего жизненного пути множество выборов. Однако самые важные из них формируют траекторию его судьбы, с их помощью решаются самые важные вопросы: кем быть, с кем и как проводить жизнь. Что же происходит, если человек делает неправильный выбор? И как минимизировать возможность ошибок в таком нелегком деле?

Сочинение, заставляющее задуматься

Чтобы поступки школьников, которые повлияют на всю их дальнейшую жизнь, были правильными, нередко они получают от учителей интересное задание. От них требуется написать сочинение о выборе жизненного пути. В этом сочинении необходимо как уметь выразить собственное мнение, так и привести аргументы к проблеме выбора жизненного пути. Ведь молодые люди часто полны необоснованного энтузиазма в отношении своей будущей работы и жизни в целом. Они рисуют в своем воображении, как работают по три-четыре часа в сутки, после этого садятся в роскошную машину и возвращаются домой в не менее роскошные апартаменты. Им кажется, что выбранная ими профессия - самая перспективная и уж точно самая высокооплачиваемая. Однако опыт показывает, что взрослая жизнь не всегда оказывается такой радужной, как это может показаться поначалу. Работать приходится много и упорно, а если человек еще и сделал неправильный выбор в отношении профессии, то труд будет, скорее всего, еще и низкооплачиваемым.


Мнение других в вопросах дальнейшего обучения

Почему случается так, что человек выбирает в своей жизни неверный путь? Одной из главных причин нередко бывает следование чужому мнению. Выразив этот тезис, можно подобрать немало аргументов к проблеме выбора жизненного пути. Друзья советуют выбрать одну профессию, родители - другую. Постоянно прислушиваясь к чужому мнению, выпускник теряется в собственных желаниях - он их попросту перестает слышать. Он не задумывается о том, что этот выбор серьезно повлияет на все его будущее, ведь следующие несколько лет ему придется провести в стенах университета, приобретая профессию, которая ему совершенно не нужна. Может выйти даже так, что он не потратит ни дня на работу по этой профессии. Таким образом, необходимо прислушиваться в первую очередь к себе самому, правильно оценивать свои способности и возможности, иначе можно попросту потратить время впустую. Пустая трата времени - это и есть аргумент, объясняющий, почему стоит первоначально прислушиваться к себе и своим желаниям. Проблема жизненного пути и аргументы к тезисам сочинения на эту тему - хороший повод научиться самому школьнику отличать, в чем проявляется его собственный выбор, а в чем - мнение, навязанное извне.

Сомнение - враг выбора

Однако выбор профессии - это не единственная сфера, где можно совершить ошибку или же, наоборот, существенно улучшить свою жизнь. Человек выбирает, строить ли ему семью или нет, оставаться ли жить в своей стране или эмигрировать, открывать свое дело или же работать в чьей-то компании. Каждый из этих выборов существенно влияет на всю последующую жизнь. Ответственность, которая сопровождает выбор, является причиной множества сомнений. Какие аргументы к проблеме выбора жизненного пути может привести тот учащийся, кто считает главным вопросом наличие сомнений и возможность с ними успешно справиться? Школьник может упомянуть, что если человек сомневается слишком долго по поводу своего выбора, он может попросту упустить драгоценное время. Промедление словно «добавляет масла в огонь», и вероятность поступить неправильно существенно возрастает. Если же человек всерьез хочет побороть сомнения, он должен знать: в действительности, абсолютно верных или неверных путей нет. Даже если был сделан неправильный шаг, это в будущем станет источником бесценного опыта.


Нет плохих и хороших путей

Говорят, что судьба не является делом случая; судьба - это выбор каждого человека. Хорошим или плохим этот выбор не бывает никогда. Почему школьник должен подбирать аргументы к проблеме выбора жизненного пути самостоятельно? Сочинение на подобную тему - это задание, которое поможет переосмыслить те шаги, которые учащийся планирует сделать, а работа по подбору аргументов к своим тезисам поможет структурировать мысли, научиться внятно излагать свои доводы. Многие будут склонны считать, что один и тот же выбор с разных ракурсов может быть и плохим, и хорошим. В качестве аргумента можно привести несколько грубый, однако меткий пример - все любят мороженое, однако для удобрения огорода лучше подойдет навоз. Таким образом, необходимо учитывать также и тот контекст, в котором совершается определенный выбор жизненного пути. Аргументы можно подобрать как из жизни, так и из литературы или же кинофильмов. Школьник может включить описание ситуации выбора из любимого кинофильма или литературной новеллы.

В жизни каждого человека наступает этап, когда он выходит из первичной социальной группы, как правило семьи, в самостоятельную жизнь. К ней человек готовится и психологически, и морально, и социально. Та группа, в которой он проходил путь первичной социализацииf освоения норм, ценностей и правил жизнедеятельности, уже привила ему свои представления о правильном, нормальном и должном. Обычно каждый человек наследует эти стереотипы и потом транслирует (передает) их собственным детям. Однако и он сам предопределяет свой последующий жизненный путь собственным выбором. Поэтому социальная траектория самостоятельной жизни человека в обществе предопределена и условиями социализации, и его собственными целями и потребностями. Большую роль в реализации жизненного пути играют разного рода социальные обстоятельства. В современном обществе основным критерием социального положения человека является профессия. Ее выбор чрезвычайно важен для дальнейшего индивидуального развития личности, ее социальной судьбы и карьеры. Процесс выбора профессии обусловлен осознанием особенностей разделения труда в конкретном обществе, определением конкретных видов трудовой деятельности (и их общественной значимости), выявлением способов приобретения необходимых знаний и навыков (обучения профессии), а также возможностей их использования (условий занятости). Но, программируя свой жизненный путь, человек выбирает не только профессию, но и все другие виды социального капитала, которые будет использовать в дальнейшем: друзей, партнеров, супругов, образование, вид деятельности, принципы поведения, ценности, которые будут объединять его с другими людьми. Пользование ресурсами других людей, а также приращение собственных ресурсов (знаний, навыков, денег и др.) в современном обществе трудно реализовать на неэквивалентной (т.е. односторонней) основе. Поэтому выбор жизненного пути включает в себя и такой важнейший элемент, как прогнозирование самоотдачи: на каком этапе, в чью пользу и ради каких Целей - решать вам самим. Ключевые слова и понятия Жизненный путь. Выбор жизненного пути. Социальное положение. Социальный капитал. Самоотдача. Контрольные вопросы и задания 1. Какими факторами обусловлен выбор жизненного пути человека? 2. Какие виды социального капитала выбирает человек, прогнозируя свой жизненный путь? 3. Какие ресурсы должен учитывать человек при выборе жизненного пути? 4. Сравните внутренние и внешние ресурсы выбора жизненного пути. 5. Докажите, что в современном обществе основным критерием социального положения человека является профессия. Литература Волков, Ю. Г., Мостовая, И. В. Социология: учебник для вузов. М., 2000. Волков, Ю. Г., Поликарпову В. С. Человек: энциклопедический словарь. М., 1999. Губин, ВНекрасоваt Е. Философская антропология: учеб. пособие для вузов. СПб., 2000. Современная психология личности в вопросах и ответах. М., 1999. Соколову С. В. Социальная философия: учеб. пособие для вузов. М., 2003.

Еще по теме Выбор жизненного пути:

  1. М. И. Мартынов, Л. Г. Кравченко. Философия: курс интенсив. подгот. - 4-е изд., 2012
  2. Аверьянов А. П. и др.. Методическое пособие по новой истории, 1640-1870: 9 кл., 1991
  3. Куликова Т. А.. Семейная педагогика и домашнее воспитание, 2000
  4. В. А. Праг, О. Н. Балакшина, Н. Б. Розова. Изучение вопросов экологии в школьном курсе физики, 2005
  5. Соколов А.К.. Курс советской истории, 1917-1940: Учеб. пособие для студентов вузов. -, 1999

Мы выбираем, нас выбирают . Человек живет не только настоящим, но и будущим. Его жизненные цели не ограничиваются одним днем. Особенно ощущается ширь жизненного горизонта в юности. То, что казалось привычным и даже слегка надоело - школа, уроки, все это не навсегда. Скоро останется позади школьный порог. За ним вас ждут разные пути. Многие уже сейчас задумываются, каким из них пойти? Будет ли этот путь светлым, даст ли он желанное благополучие, признание, радость? Как не ошибиться в этом выборе? Не последнее место в выборе жизненного пути принадлежит профессии. Попробуйте для себя составить перечень того, что вы ждете от будущей профессии. Он, скорее всего, будет включать следующее: найти дело интересное для себя и полезное для других, приличный заработок, уважение коллег, возможность раскрыть свои способности и дарования. Не так уж мало. А теперь попробуйте из этого списка вычеркнуть то, чем можно поступиться ради сохранения главного.

Хорошо тому, кто с ранних лет знает, какой профессии он посвятит себя. Так бывает по разным причинам. Кто-то продолжит семейную традицию. «Мои предки растили хлеб, и я буду заниматься этим». Кто-то с младенчества возится с деталями машин, разбирает и собирает их и получает от этого удовольствие. Третий мечтает о сцене, потому что в школьном драмкружке никто лучше не читает стихов или не исполняет роль. Четвертому и думать незачем. В городе или поселке есть один завод, на нем и предстоит трудиться.

Гораздо больше тех, кто не только на школьной скамье не знает, кем он будет, но и после школы долго и мучительно ищет себя. Сначала эти мысли отодвигаются: «Еще успею...», «Подумаю об этом завтра...», «Может быть, пойду в медицинское училище, как соседка по парте...» - и таких вариантов может быть множество. Но как ни оттягивай это решение - его не миновать.

Профессий на земле множество. Только в энциклопедическом справочнике «Мир профессий» их описано более 700, а в официальном классификаторе профессий рабочих и служащих - свыше 6000. Практически ежедневно появляются новые профессии. Как тут не допустить ошибки в выборе? Социологи, специалисты по вопросам развития и функционирования общества, полагают, что в вопросе выбора пути есть две стороны: выбирающая и выбираемая. Обычно больше внимания сосредоточивается на личности выбирающего. А вот подходит ли он той или иной профессии - этот вопрос не лежит на поверхности. А ведь почти все профессии предъявляют свои требования к будущему обладателю, его физическим и умственным способностям, психическому складу, характеру, темпераменту. Результат мысленного или реального столкновения мира профессии с целями, привычками, эмоционально-волевыми качествами и способностями выбирающего - вот что, собственно, и есть выбор.

Чаще всего человек выбирает такой путь, который ему понятнее, доступнее, сулит больше благ.

Что же необходимо для того, чтобы выбор максимально совпал с ожиданиями и возможностями человека?

Во-первых, необходима осведомленность о профессии. Чем больше вы о ней знаете, чем правдивее эта информация, тем меньше вероятность разочарования. Конечно, в любой профессии есть не только радости, есть и свой пот, свои тяжести и невзгоды. Информацию о профессиях можно почерпнуть в книгах и в специальной службе профессиональной ориентации. Стоит поговорить и с теми, кто в этой профессии уже чего-то добился. Возможно и самому что-то попробовать еще до принятия окончательного решения.

Во-вторых, следует учитывать мнение футурологов, специалистов по прогнозированию социальных процессов, которые полагают, что развитие производства приведет к тому, что в XXI в. придется не раз на протяжении жизни менять специальность из-за коренных изменений в технологии производства. Свободный выбор профессии и совмещение специальностей со временем могут стать нормальной практикой. Значит, важно не просто выбрать профессию, а скорее определиться с направленностью и областью применения ваших способностей. Области профессиональной деятельности принято делить на следующие: «Человек - техника», где главный ведущий предмет труда - технические системы, вещественные объекты, виды энергии; «Человек - природа» предполагает в качестве ведущего предмета труда растения, животных или микроорганизмы; «Человек - знак» - здесь ведущий предмет труда - условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки (например, компьютерный); области «Человек - человек» соответствуют в качестве предмета труда люди, группы, коллективы, общности людей; наконец, область «Человек - художественный образ» использует как ведущий предмет труда художественные образы, условия их построения.

В-третьих, важно понимать, что далеко не каждый сможет стать в своей профессии знаменитым. А гарантий успеха, славы, почета и уважения простая принадлежность к профессии не дает. Само понятие престижной профессии часто и стремительно меняется. Мода на профессии преходяща. А профессиональный успех - удел тружеников. Проверить себя, убедиться в своем призвании можно только, если готов преодолевать неприятные стороны профессии, невзирая на трудности.

В выборе будущей профессии люди руководствуются одной из трех следующих стратегий: подражать, гадать или проектировать.

Чтобы верно самоопределиться в профессии, не стоит доверять доморощенному правилу «Где родился - там и пригодился». Сегодняшний мир профессий столь разнообразен и сложен, что лучше обратиться за помощью к профессионалам. В центрах занятости или профессиональной ориентации вам не только смогут дать информацию о профессиях, которые бывают, но и окажут помощь в определении области применения ваших способностей, причем не только тех, которые уже проявились, но и тех, что пока дремлют невостребованными.

Для некоторых профессий необходимо точнейшим образом определить, каковы у человека быстрота звуковых и световых реакций, длительность нервной реакции, которые невозможно прикинуть на глазок. Эти качества специально выявляются на сложных установках.

С помощью специально разработанных опросников и тестов можно выяснить очень многое: основные свойства и тенденции личности, связанные с манерой поведения, отношением к окружающим, различными сторонами характера, самооценкой. Данные позволяют предсказывать реакции человека в повседневной жизни и сложных условиях; позволяют судить о том, насколько могут проявляться такие черты, как впечатлительность, склонность к волнениям, самообладание и другие.

За пределами профессии . Представим себе, что выбор профессии уже сделан. Можно ли считать себя удачливым, а жизнь состоявшейся? Вряд ли. В том-то и дело, что человек каждый день делает выбор не только на трудовом поприще. Многое в жизни зависит от знаний и профессионального мастерства. Многое, но не все.

В самом деле, разве мечтает кто-нибудь о том, что только работой будет ограничена его жизнь, что он проживет без друзей и близких, что никогда ничем, кроме профессии, не будет интересоваться. Вы скажете: «Что за нелепый сценарий жизни, кому такое будущее нужно?» Конечно, это утрированное предложение. Человеку мало признания в профессии. Ему нужно, чтобы «утром с радостью идти на работу, а вечером с радостью идти домой».

О том, какое значение в жизни каждого человека имеют семья и семейные отношения, уже говорилось выше. Б. Пастернак в стихотворении «Свадьба» отмечает:

      Жизнь ведь тоже только миг,
      Только растворенье
      Нас самих во всех других
      Как бы им в даренье.

Кроме семьи, человеку на жизненном пути приходится участвовать во множестве групп, меняя в них свои роли. Человеку необходимо не просто участвовать во взаимодействии, а проявлять себя как личность.

Как же происходит становление личности?

Ученые полагают, что человеку присуща потребность быть личностью, т. е. включаться во множество отношений, быть представленным в жизнедеятельности других людей. Наряду с этим есть у человека и способности, позволяющие эту потребность удовлетворять. На протяжении жизненного пути человек проходит три основные фазы развития личности.

Первая фаза состоит в освоении действующих в той или иной группе норм (нравственных, учебных, производственных и др.) и овладении теми приемами и средствами деятельности, которыми владеют другие члены этой группы. На этой фазе человек усваивает образцы жизнедеятельности группы, становится «как все». Эта фаза может быть названа адаптацией (от лат. adaptatio - приспособление).

Вторая фаза может быть определена как фаза индивидуализации. Суть ее состоит в том, что человек ищет средства и способы для обозначения своей индивидуальности. При этом мобилизуются все внутренние ресурсы для ее утверждения. На этой фазе личности важно, чтобы люди отметили ее индивидуальные особенности, признали и оценили их.

Третья фаза - интеграция (от лат. integratio - восстановление). Суть ее состоит в том, что человек стремится найти лучшее применение своим индивидуальным свойствам на благо других. Он становится частью целого - группы, общности, всего общества.

Каждая из названных фаз помогает человеку стать личностью, шлифует его важнейшие качества. Неспособность преодолеть трудности периода адаптации чаще всего приводит либо к тому, что человек стремится уйти из такой группы или у него могут проявляться неуверенность в себе, робость, зависимость от лидера. Тот, кто задерживается на этой фазе, может оказаться аутсайдером (от англ. outsider - посторонний), своеобразным «гадким утенком».

Трудности на второй фазе вызваны тем, что человек излишне демонстрирует окружающим свои индивидуальные отличия, отвергаемые группой, и поэтому вероятно проявление агрессивности, замкнутости, завышенной самооценки и заниженной оценки других. Может быть, отсюда берется мрачность характера, озлобленность.

Успешное преодоление трудностей каждой из фаз дает возможность сформироваться довольно устойчивой структуре личности.

Выход из сложностей становления личности - в понимании закономерностей этого процесса, умении верно оценивать свои возможности, понимать требования группы, совершать верный нравственный выбор.

В подростковом возрасте у человека появляется возможность включаться в разнообразные группы по интересам, занимая в разных группах разное положение и играя разные роли. Циклы развития личности у одного и того же человека могут протекать по-разному в разных группах. Положение (роль) человека в той или иной группе имеет значение для его личности. Один целиком уходит в учебу, добиваясь заметных успехов, другой - признанный лидер в спортивной секции или творческой студии, а кто-то оказывается лидером далеко не идеальной по своему поведению компании. Потребность быть личностью в подростковом возрасте приобретает характер обостренного самоутверждения, иногда выглядит не слишком привлекательно для взрослых, вызывает трудности и конфликты. Отчасти и в этом причины противоречий «отцов и детей». «Отцы», имея жизненный опыт, стремятся свои образцы поведения и отношений предложить как единственно верные, а «дети» стремятся совершать собственные ошибки, пробуют силы, самоутверждаются. В конце концов выбор остается за личностью, как и право на поступок, как и ответственность за него. Становясь личностью, человек приобретает все больше ответственности. Именно ответственность - качество взрослого человека.

В следующем разделе курса специально пойдет речь о механизмах ответственности человека перед другими людьми, обществом, государством, самим собой.

    Основные понятия

  • Выбор жизненного пути.

    Термины

  • Адаптация, индивидуализация, интеграция.

Вопросы для самопроверки

  1. Чем определяется выбор профессии или профессиональной направленности?
  2. Какие основные типы профессий существуют? Охарактеризуйте каждый из них.
  3. Как вы понимаете смысл основных стратегий выбора будущей профессии: подражать, гадать или проектировать? Какая из них предпочтительна? Ответ аргументируйте.
  4. В чем суть процесса становления личности?
  5. Какие фазы проходит процесс личностного становления?

Задания

  1. Составьте для себя схему-модель выбора профессии. Нарисуйте правильный восьмиугольник, вершины его обозначьте начальными буквами факторов, влияющих на выбор:
    1. позиция старших членов семьи (ПС);
    2. позиция товарищей, подруг, сверстников (ПТ);
    3. позиция учителей (ПУ);
    4. личные профессиональные планы - главная цель, запасные варианты (ЛПП);
    5. способности (Сп);
    6. уровень притязаний на общественное признание (УП);
    7. информированность (Инф);
    8. склонности или интересы (Скл)

      Обдумывая свой профессиональный выбор, используйте эту наглядную схему, чтобы не забыть о важнейших факторах, влияющих на этот выбор. Важно, чтобы все стороны восьмиугольника были согласованы между собой.

  2. Обсудите в классе суть основных ошибок при выборе профессии:
    • Отношение к выбору профессии как к выбору постоянного островка в океане профессий.
    • Предрассудки чести (ложные, необоснованные представления о профессии и ее престижности).
    • Выбор под прямым или косвенным влиянием товарищей («за компанию»).
    • Перенос отношения к человеку - представителю профессии - на саму профессию.
    • Увлечение внешней или частной стороной профессии.
    • Отождествление школьного предмета с профессией.
    • Незнание или недооценка своих личных качеств, особенностей характера.
  3. Определите, какой приоритет ценностей соответствует вашей точке зрения: «Человек живет, чтобы работать» или «Человек работает, чтобы жить».
  4. Обоснуйте ваше мнение по поводу высказывания В. Г. Белинского: «...будем плотниками, будем слесарями, будем фабрикантами; но будем ли людьми - вот вопрос!»

Жизненный путь человека… Что это? Простой набор фактов биографии или субъективная картина мира, нечто предначертанное или подвижное, меняющееся по воле самой личности?

Вопросы, на которые так просто не ответить. Однако поразмышлять и посмотреть, какие мнения высказывают об этой фундаментальной проблеме ученые, можно.

Что говорит наука

Проблема жизненного пути изучается множеством дисциплин: это и психология, и история, и философия, и биология... И конечно, специалисты в каждой области предлагают смотреть на эту проблему с определенной стороны. К примеру, биологи говорят о важности так называемых сенситивных периодов в жизни человека, то есть таких, в которые создаются наиболее благоприятные условия для формирования определенных свойств и качеств организма (например, период развития речи).

Социологи отмечают значимость социальных ритуалов: достижения совершеннолетия, вступления в брак… Ведь действительно, после таких событий, как правило, у человека появляется новый набор прав и обязанностей, меняется его отношение к самому себе и отношение к нему других.

Сейчас психология определяет жизненный путь личности весьма широко: процесс индивидуального развития от рождения до смерти. Но в самом ли деле индивидуального? На каждого из нас влияют принятые в обществе правила и нормы, те самые социальные ритуалы, существующие во всякой культуре.

Считается, что нужно закончить школу, затем вуз, работать, завести семью… Или одинаковые для всех организмов одного вида биологические стадии развития, о которых мы тоже уже упоминали? И тогда как найти свой, действительно свой путь, если за тебя уже, кажется, все решено?

Тут появляется еще один термин - «жизненный цикл». Он как раз и включает повторяющиеся, уже определенные стадии развития, которые должны проходить все люди, - стадии биологические и социальные. К первым, например, относятся рождение, детство, юность, взросление, старение… Ко вторым - усвоение какой-либо социальной роли, ее исполнение, а затем отказ от нее.

К чему мы идем

Именно от определения жизненного цикла отталкивалась Шарлотта Бюлер, исследовательница, предложившая понятие «жизненный путь личности». В отличие от жизненного цикла в жизненный путь включается возможность выбора из множества вариантов. Рассматривая связь между фазами жизненного цикла и изучая биографии реальных людей, принадлежащих к различным социальным группам, она выделила три линии, задающие направление человеческой жизни.

  • Объективные события, приходящие друг другу на смену.
  • То, как человек переживает смену этих событий, его духовный мир.
  • Результаты действий человека.

В целом, как считала Бюлер, главной силой, которая заставляет личность двигаться по жизненной дороге, становится стремление к «самоосуществлению», то есть достижение всех целей, осознанных или неосознанных. Бюлер выделила этапы жизненного пути, основываясь на двух факторах – возрасте человека и его отношении к целям в каждый период развития.

  • До 16-20 лет: перед самоопределением. Вопросы о том, как найти свой жизненный путь, человека еще не беспокоят.
  • До 25-30 лет: активизация тенденций к самоопределению. Человек ищет подходящий ему вид деятельности, выбирает спутника жизни. Цели и планы на жизнь еще носят предварительный характер.
  • До 45-50 лет: кульминация самоопределения. Это пора расцвета: считается, что удалось определить профессиональное призвание, создать стабильную семью. Уже есть результаты, которые можно сравнить с намеченными целями. Однако на данном этапе может наступить и кризис. Личность может осознать, что цели не достигнуты или были неправильно поставлены.
  • До 65-70 лет: снижение тенденций к самоопределению. Меняется психология личности: отныне человек больше обращен назад, к прошлому, а не к возможности новых свершений.
  • От 70 лет: после самоопределения. Человеком овладевает стремление к размеренности и покою. На этом этапе личность может оценить жизнь как целое.

Как элементарную структурную единицу жизни Бюлер выделяла событие, причем, как она полагала, события могут быть объективными (происходящими во внешнем мире) и субъективными (во внутреннем мире личности). Интересно, что большое количество последних, по мнению исследовательницы, свидетельствует о более активных попытках узнать свое предназначение, о более сильном желании самоопределения.

Событийного подхода придерживался и первый из отечественных ученый, рассмотревший проблему жизненного пути, - С. Л. Рубинштейн. По его мнению, к событиям могут быть отнесены только некие поворотные моменты, которые задают направление развития личности в дальнейший период жизни. Рубинштейн настаивал на том, что жизненный путь необходимо рассматривать не только как процесс развития организма, но и как индивидуальную историю конкретной личности.

Индивидуальный вклад человека подчеркивает и К. А. Абульханова-Славская. Исследовательница не отрицает, что личность ограничена социумом и господствующими в нем нормами, однако в то же время она способна, сравнивая себя с другими, найти свое место в мире. Важен особый взгляд на собственную жизнь – ее нужно рассматривать как управляемую, подчиняющуюся разуму и усилиям человека.

В поисках себя

Современная психология в целом отмечает несколько факторов, влияющих на жизненный путь человека: определенный исторический период, объективные события, происходящие во время него, общественные нормы, поступки личности, ее внутренние переживания и так далее.

Так или иначе, сложно не признать, что выбор жизненного пути во многом зависит от самого человека. Любая периодизация развития жизни условна, каждый подход субъективен.

Например, можно поспорить с этапом старости в концепции Бюлер. Да, безусловно, это менее активный период по сравнению со зрелостью, но жизнь (особенно в наш век) совсем не прекращается после 70 лет. Так же и с самым ранним этапом: известны отдельные личности, уже в подростковом возрасте определившиеся с планами на всю жизнь.

Об этом нельзя забывать, пытаясь найти свой жизненный путь: в конечном итоге выбор всегда за вами. Конечно, проблема выбора жизненного пути после прочтения этого текста не решится. Не решится она и после десятка таких текстов или более серьезных психологических трудов.

Психология тут может помочь только отчасти, однако грамотный психологический тренинг или консультация специалиста, возможно, подскажут, в каком направлении следует двигаться. В любом случае вы начали поиск ответа, а значит, ступили на сложный, но невероятно интересный и полезный путь самосовершенствования. И это уже здорово! Автор: Евгения Бессонова

Иногда в голове возникают мысли о месте в мире, о правильно выбранной или брошенной работе, о том стоит ли заводить питомца и какого именно, что для вас семья, что важно, что мешает достигнуть повышения или почему у вас мало друзей.

Эти бессвязные мысли составляют одну единую картину вашей жизни. Многие трактуют это как судьбу, но, по сути жизненный путь – это ваш выбор, ежедневные решения, которые ведут вас вперед.

Это не цель к которой вы стремитесь, а скорее ваши приоритеты, характер, выбор и стремления. Отсюда возникает вопрос, как выбрать жизненный путь?

Зачем он нужен?

Зачем он вообще нужен, этот жизненный путь? Так ли важно думать о решениях или принимать их, определяться с тем, кем быть, как и когда? Да, это важно, и не потому, что в мире нужны хорошие или плохие люди, коем вы должны стать, а потому, что жизнь у человека одна, во всяком случае, в данный момент.

Что будет потом вас не должно волновать, разберитесь сначала с тем, что вам дали и тем, что у вас уже есть. Ирония состоит в том, что так или иначе, у вас все равно есть жизненная дорога, даже если вы ее не выбирали. Ведь вы все время что-то делаете, даже если ваш выбор просмотр телевизора целыми днями – это тоже жизненный путь.

Возможно, он не приведет вас к давно забытым мечтам о посещении Нью-Йорка или изучении японского языка, но все же приведет вас к чему-то хорошему или плохому – выигрышу в телевикторине или мигрени, одиночеству или дружбе с соседом, который зайдет, чтобы попросить у вас сахара.

Но это лишь пример. Жизненный путь все время приводит человека к чему-либо, а приведя, снова продолжается, чтобы опять привести вас куда-то.

Ваш выбор – ваша ответственность

Жизненный путь не всегда ведет вас к тому, о чем мечтаете. Некоторым людям просто не дано добиться успеха в определенных профессиях или сферах жизни, тут уж ничего не поделаешь. А вот выбрать правильный путь или хотя бы постараться это сделать в ваших силах.

Тут есть несколько простых правил:

  • Не замахивайтесь на вершины, если не любите высоту;
  • Четко определяйтесь с тем, кто вы есть в это мире: вкусы, интересы;
  • Расставьте приоритеты;
  • Определите жизненные принципы;
  • Не поддавайтесь окружающим проблемам. Если вы хотите поехать в отпуск, то просто поезжайте, а не думайте о том, что это сложно, денег выбросите много, а сейчас кризис и нужно, вроде бы как, экономить.

Какой жизненный путь выбрать

Есть вещи, которые, так или иначе, определяют вектор нашей жизни, то есть часть жизненного пути определяется уже во время рождения человека. Ну как минимум в какой семье он родился: богатая, бедная, любящая, равнодушная, деспотичная, возможно ребенок, вообще, попадет в детский дом или приют.

И такое случается, но это не значит, что на человеке можно ставить клеймо. Все зависит главным образом от стремлений и характера. Такие вещи как выбор жизненного пути, зависит не от того где вы родились, а кем хотите быть.

Есть даже мнение, что тяжелое детство толкает человека вперед, добиваться своего счастья, а счастливое, наоборот разленивает душу, в результате чего нет ни желаний, ни стремлений.

Определяя свое направление, продумайте все варианты, определите свои сильные стороны и где вы можете их реализовать, где они вам помогут, а где навредят. Например, если человек не любит пирожки, он никогда не сможет научиться их готовить идеально и безумно вкусно, просто потому, что не будет их пробовать.

Не забывайте и о характере, способны ли вы меняться, можете ли перестраиваться или подстраиваться под разные жизненные ситуации.

Вы должны понимать, что в принципе, человек может добиться чего угодно, но не каждый захочет идти по такому тернистому пути, и чтобы затем не пожалеть и не потратить полжизни впустую, рассчитывайте свои силы без стеснения, эгоизма и самовлюбленности.

Как не сбиться с пути?

Определившись со своей жизненной дорогой, расставив приоритеты, убрав все ненужное и сосредоточившись на том, что для вас важно вы идете вперед, сметая преграды с пути. Вы не любите лгать, но друг просит вас ему помочь в одном важном деле, где нужно лишь разик немного приврать.

Вы соглашаетесь, но в результате оказывается, что лгать приходится все время, и эта карусель обмана никогда не закончится, что портит вам нервы, жизнь и, возможно даже карьеру и брак, в зависимости от того где именно вам пришлось приврать.

В таком случае, если у вас стойкие принципы жить вез обмана, учитесь хитростям. Они позволят избегать подобных ситуаций. Смысл всего этого в том, что выбирая жизненный путь не стоит вписывать в него конкретные имена и события.

Они могут не случиться, но именно то, что человек себе надумывает, чаще всего сбивает его с жизненного пути, отчего появляются проблемы. Намечайте горизонт, но не ставьте конкретную дату, когда должны его достигнуть, ведь жизнь непредсказуема, завтра все может перемениться.

Каков итог?

И что в результате? К чему приводит жизненный путь? Конечной остановки нет, ведь вы постоянно движетесь вперед. Если вы решили стать защитником животных, то спасая пару щенков не станете бросать это делать, думая, что цель достигнута?

Нет, вы продолжите спасать животных, заботиться о них, так и с жизненной дорогой, вы намечаете общий план: стать историком, скалолазом, семейным человеком, любить животных или быть охотником, а может и то, и другое вместе!

Путь длится всю вашу жизнь, это что-то вроде определения человека, того, кем он является, его стремлений, в какую сторону он хочет идти по жизни и каким человеком быть. Окружающие люди и обстоятельства могут повлиять на ваши решения, но главный выбор все же за вами.

Никогда не задумывайтесь о мнении других людей. Не спрашивайте у родителей и родственников как выбрать жизненный путь, а сами думайте и решайте. Это ваш выбор и ваша жизнь, если отец охотник, это не мешает вам защищать животных.

Жизнь может меняться. Бывают ситуации, которые сильно меняют жизнь человека, и в результате меняются приоритеты, желания. Это нормально, не переживайте из-за подобных вещей, продолжайте идти, главное не то что на вашем пути, а чтобы он вам просто нравился.

Не зацикливайтесь на неудачах, они смогут надолго увести вас на обочину вашего пути, и вы будете сидеть, не зная, что делать с этой ситуацией. Просто идите дальше: больно, страшно, грустно, обидно – это чувства, а не конец света, вас не заставляют перестать их ощущать, но и стоять из-за этого нет смысла.

Порой кажется, что жизненный путь непонятен, или его вообще нет, а может он закончился или еще что-либо. Но как уже говорилось, жизненный путь - это ваши постоянные решения, ваш характер, приоритеты, стремления.

Сядьте и вспомните, что вы любите, что вам ненавистно и какие у вас принципы – это и есть ваш жизненный путь. А вспомнив о нем, продолжайте развиваться, и он приведет вас к чему-нибудь хорошему.

Смотрите на мир шире. Маленький мир, в который люди часто запираются: квартира, работа, семья, портит весь пейзаж вашего жизненного пути, откройте двери и окна, выйдите на свежий воздух и тогда ваши достижения покажутся вам еще более значимыми и радостными.