Как решить проблему нехватки кадров в школе. … о кадровых проблемах российского образования

Как оптимизировать расходы на педагогическое образование в России, «убив сразу двух зайцев» - устранив проблему, когда вузы в избытке выпускают специалистов в области образования, которые в результате не приходят в школу, и не снизив при этом общий уровень подготовки педагогов? Речь об этом завели участники парламентских слушаний, организованных Комитетом по образованию Государственной Думы РФ и посвященных теме «Нормативное правовое обеспечение модернизации системы педагогического образования». Итоги слушаний «вылились» в набор рекомендаций, которые профильный комитет парламента разослал органам государственной власти, причастным к решению судьбы образования на федеральном и региональных уровнях.

Двигаться в двух направлениях

Мы неоднократно рассказывали своим читателям о том, что парламентские слушания в режиме телетрансляции именно с подачи членов комитета по образованию приобрели в Государственной Думе совершенно новый формат. Режим телетрансляции позволяет включиться в дискуссию и высказать свои мнения представителям педагогического сообщества и законодательной власти практически всех регионов России - без выезда в Москву.

Надо сказать, что интерес к слушаниям со стороны этих сообществ проявляется как самый активный. Даже в регионах Дальневосточного федерального округа, в которые из-за географической удаленности от Москвы слушания транслировались в позднее время, на неудобства не обратили внимания. Поэтому в целом в парламентских слушаниях приняли участие почти 6 тысяч человек. Собрать такое количество заинтересованных специалистов за реальным столом переговоров, однозначно, не представилось бы возможным. Виртуальное общение сняло проблемы, связанные с этими условностями.

В обсуждении путей модернизации системы педагогического образования в России одним из принципиальных стал вопрос об оптимизации сети профильных университетов. Путей, как известно, Президент России Дмитрий Медведев наметил два: их вхождение в структуры классических университетов в виде педагогических факультетов и превращение в укрупненные центры педагогического образования. Какой путь будет выбран, вопрос пока остается открытым.

Модернизация фактически должна происходить на фоне увеличения потребности в педагогических кадрах, которая ожидается в среднесрочной перспективе. Сейчас дефицит в педагогах остро не ощущается из-за того, что в системе остается много работающих пенсионеров. Председатель Комитета по образованию Госдумы Григорий Балыхин привел в начале слушаний такие цифры: более 15 процентов педагогических университетов за последние 5 лет сменили свой статус, перестав быть профильными. Сокращается и контингент студентов, обучающихся педагогическим премудростям. Уровень приема в вузы на педагогические специальности в 2009 году уменьшился за последние несколько лет почти на треть. Но это еще «цветочки». Если вдаваться в подробности, то приходится констатировать факт, что прием абитуриентов на бюджетные места по таким специальностям как химия, математика и физика за пять последних лет уменьшился почти в два раза!

К сожалению, учиться в педагогические вузы идут не самые лучшие ученики, - сокрушается Григорий Балыхин. - В 2009 году средний балл Единого государственного экзамена студентов, зачисленных на бюджетные места, на педагогические специальности, составил 53. Притом, что средний балл по ЕГЭ студентов, зачисленных по всем укрупненным группам специальностей, был равен 59. Во многом, такое положение связано с низким престижем учительского труда.

Говоря о преобразовании педагогических вузов в крупные базовые центры, Григорий Балыхин выразил уверенность в том, что укрупнение позволяет более эффективно использовать материально-технические и кадровые ресурсы для повышения качества образования. При этом важно сохранить сеть российских педагогических вузов, считает он. То есть, по сути, двигаться сразу по двум направлениям, не забывая о роли науки в педагогических вузах.

Удержать и поддержать

Ректор Ярославского государственного педагогического университета им. К.Ушинского Владимир Афанасьев считает, что наиболее разумным было бы объединение педагогических университетов в ассоциации или центры. И с успешной реализацией такого подхода Владимир Афанасьев, по его словам, встречался в нескольких регионах России, в частности, в Барнауле, Волгограде, Ярославле и Ростове-на-Дону.

Мы по системе: педагогический колледж - педагогический вуз - аспирантура - докторантура, - рассказал Владимир Афанасьев, - подготовили порядка 1300 специалистов. Доля трудоустроенных по специальности из них составляет 95 процентов. Через три и пять лет из них в системе образования останется порядка 70 процентов. Это высокий показатель.

Тему трудоустройства подготовленных педагогических кадров поддержал включившийся в виртуальную беседу председатель Сахалинской областной думы Владимир Ефремов.

С 2006 по 2008 год в школы области пришли на работу 184 молодых педагога, тогда как потребность в них была в два раза выше. В 2009-2010 годах она составляла уже 277 специалистов различных педагогических специальностей, но в школы прибыли только 136 молодых педагогов, 119 из которых получили образование в области. В их числе 105 выпускников Сахалинского государственного университета (из 417) и 14 - педагогических колледжей (из 144 выпускников).

Обсуждая проблемы модернизации педагогического образования, - заявил Владимир Ефремов, - мы должны ясно понимать, что положительный результат не будет достигнут без коренного изменения отношения к педагогу со стороны общества и государства. Некоторые регионы России имеют материальные возможности для решения этих задач на местах, но все-таки главную роль должно играть государство.

Необходимы изменения в Федеральном законе «Об образовании» и в иных законах, регулирующих новые финансово-экономические механизмы, переход на новую систему оплаты труда, а также новые модели аттестации педагогических и руководящих работников, - уверена председатель комитета по социальным вопросам Псковской городской думы, директор Центра образования «Псковский педагогический комплекс» Любовь Николаева. - На федеральном уровне требуется проработать вопросы об установлении фиксированного минимального уровня зарплаты молодого специалиста, определении льготных ставок кредитов для молодых педагогов на приобретение жилья в городах и в сельской местности.

Для сохранения педагогического образования как особой подсистемы ВПО в России первый заместитель председателя Верховного совета Республики Хакасия Юрий Шпигальских видит перспективным создание модульно-организационных учебно-научных педагогических комплексов по типу: школа - педагогический колледж, колледж - вуз, вуз - учреждение дополнительного педагогического образования. Например, в Хакасском государственном университете реализуются программы основного и дополнительного образования, в том числе, интегрированные программы СПО и ВПО, а также программы ДПО - для того, чтобы учителя могли освоить содержание новых технологий и получить опыт инновационной деятельности через участие в работе экспериментальных площадок и других проектов.

В педагоги - лучших!

Почему официальная образовательная политика России сосредоточена на реформе педагогического образования? - задался вопросом заместитель председателя Комитета по образованию Государственной Думы РФ Олег Смолин. - Ответ прост: эта реформа - самая дешевая мера, которую может себе позволить государство для улучшения качества школьного образования. Превращение педвузов в факультеты классических университетов, на мой взгляд, скорее принесет вред. Мы говорим о том, что нужно усиливать педагогическую подготовку, но в классических университетах она будет уменьшена, это очевидно. А выпускники таких университетов еще реже будут приходить в школу.

О проблемах трудоустройства выпускников колледжей и стыковки образовательных программ, которые усугубились после введения в вузах программ подготовки бакалавров для начального образования, завел речь заместитель председателя комитета по образованию, науке и культуре Законодательного собрания Красноярского края Василий Моргун. Для сохранения и развития системы среднего профессионального педагогического образования необходимо принципиально решить вопрос о соотношении программ так называемого прикладного бакалавриата в вузах с программами подготовки учреждений СПО. А система нужна. И это подтвердил анализ качества подготовки учителей начальных классов в педколледжах Красноярского края. Учителя, как рассказал Василий Моргун, показали не только высокое качество подготовки и достаточные практические навыки, но и немаловажную в условиях нынешнего кадрового дефицита мотивацию к работе в районах края.

«Люмпенизация» учителей

Выступление ректора Ставропольского государственного педагогического института Людмилы Редько было очень эмоциональным:

Российская ассоциация педагогических вузов и их коллективы всерьез озабочены очередной, уже четвертой в истории государства попыткой фактически диверсифицировать специфическую отраслевую систему подготовки профессиональных педагогических кадров и сэкономить бюджет за счет массового привлечения в школы специалистов с высшим, но не педагогическим, образованием. Закон никогда не запрещал работать в школе неспециалистам, но их число ни разу за последние 20 лет не составляло более одного процента. Даже в разгар безработицы они предпочитают школе биржу труда. И кроме мегаполисов, в которых зарплаты в школах гораздо выше, чем в регионах, такие учителя в школах не задерживаются. Также говоря о процедуре аттестации педагогов, которой предписано обновиться, Людмила Редько акцентировала внимание коллег на том, что новое положение об этой процедуре не предусматривает существенных деталей и не решает имеющиеся проблемы в оценке качества работы педагогов. В документе не говорится об аттестации и допуске к работе «учителей» без специального образования, стажа и опыта, которые доучились на курсах или в магистратурах за собственные средства.

Накануне принятия окончательных решений о кардинальном изменении образовательного законодательства, сказала Людмила Редько, - хочу еще раз остановиться на том, что необходимо сделать все возможное для снижения темпов люмпенизации и социальных разочарований российских учителей. Этот процесс гораздо страшнее кризиса в экономике, потому что именно мировоззренческая основа личности и социальный статус учителя всегда определяли интеллектуальный потенциал и нравственное здоровье любого общества. Нельзя забывать, что прочность любого государственного образования зависит от того, из какого социального материала сформирована элита народа и класс носителей власти. Хочу подчеркнуть, что необходима национальная программа подготовки и переподготовки российского учителя, разработанная совсем в иной логике, чем, допустим, новый предлагаемый нам кодекс учителя. Он предлагает учителям быть честными, порядочными и считать, что взятки не сочетаются с профессиональной этикой. Закономерен вопрос: с чьей профессиональной этикой сочетается нечестность, непорядочность и взятки?

Мощный эмоциональный посыл Людмилы Редько коллеги из самых разных регионов поддержали аплодисментами.

В ходе парламентских слушаний активно высказывались мнения как по общим проблемам образовательной отрасли, так и по немаловажным частностям, сопутствующим формированию личности в школе. Так, подготовкой квалифицированных кадров для школьных библиотек обеспокоен член комитета по социальной политике Законодательного собрания Челябинской области Иван Яголевич.

Недавно мы встречались с библиотекарями Челябинска, и я увидел, что школьные библиотеки не стоят на месте, - отметил Иван Яголевич. - Они имеют прекрасный книжный фонд, периодику, медиатеки, выход в Интернет. Удивительно, что при обсуждении инициативы «Наша новая школа», предусматривающей развитие школьной инфраструктуры, мы почему-то не вспоминаем о библиотеках как о культурных центрах школьной жизни. Почему со стороны Министерства образования и науки РФ нет государственного заказа на подготовку специалистов для работы в библиотеках общеобразовательных учреждений? Ни один вузовский образовательный стандарт не предусматривает подготовку специалистов по квалификации, связанной с созданием условий для чтения, активизацией и повышением его качества у детей и подростков. Наш опыт показывает, что к выпуску подобных специалистов могут быть подключены вузы культуры, в которых сохранились профессионалы в сфере библиотечного обслуживания.

Но из 30 выпускников по специальности «Библиотечная и информационная деятельность» в Челябинской государственной академии культуры и искусства в школьные библиотеки приходят от одного до трех человек в год. Нужно ли говорить о том, что престиж школьного библиотекаря еще ниже, чем учителя? Ведь должность библиотекаря в общеобразовательных учреждениях даже не относится к разряду педагогических.

Особые требования

Депутат парламента г. Киреевска Тульской области, директор Киреевской школы-интерната Алексей Аксенов обратился к проблеме организации системы подготовки педагогических кадров для интернатных учреждений. Специфика работы в школах-интернатах и детских домах предъявляет к педагогам особые требования, ведь им приходится трудиться в условиях постоянной эмоциональной напряженности при высоком уровне ответственности.

А министр общего и профессионального образования Свердловской области Сергей Черепанов предложил механизмы регулирования процессами подготовки педагогических ресурсов передать в ведение регионов. Орган государственной власти субъекта РФ в сфере образования, наделенный полномочиями по созданию, реорганизации и ликвидации вузов, реализующих программы педагогического образования, их лицензированию и государственной аккредитации, смог бы, в том числе, наиболее эффективно создать базовые центры педагогического образования. Этот путь дал бы субъекту возможность формировать госзадание на подготовку, переподготовку и повышение квалификации педагогических работников на основе реальных запросов региональных образовательных учреждений.

Введение целевого приема в учрежденияСПОиВПОказалосьдейственным механизмом кадрового восполнения, - говорит Сергей Черепанов. - Однако по-прежнему актуальной остается проблема возвращения «целевиков» в образовательные учреждения. Она характерна и для других субъектов РФ. Поэтому считаем логичным предусмотреть в законодательстве возможность возмещения гражданами, проработавшими в образовательных учреждениях менее трех лет и не приступившими к работе вообще, понесенных бюджетных расходов, в связи с их обучением по целевому приему.

Член Комитета по международным делам и сопредседатель межфракционного депутатского объединения по делам инвалидов Государственной Думы РФ Валерий Селезнев высказал идеи о нормативно-правовом обеспечении модернизации системы педагогического образования с точки зрения интеграции инвалидов-детей в общество с детского возраста. Решению этого вопроса могла бы способствовать концепция сочетания спецобразования и совместного обучения во всех уровнях образовательной системы. Актуальным в связи с этим становится и обновление госстандартов педагогического образования.

Новая форма финансирования

О практике перехода образовательных учреждений к нормативно-подушевому финансированию на примере конкретного региона рассказала заместитель председателя Парламента Кабардино-Балкарской Республики Татьяна Саенко. Новая система оплаты труда педагогов, основанная на принципах нормативно-подушевого финансирования, во всех общеобразовательных учреждениях республики введена с 1 сентября 2009 года. Это привело к реальному росту зарплаты педагогов, добивающихся высоких результатов, но одновременно произошло снижение базовой заработной платы учителей, работающих с небольшим количеством учеников.

Известно, что, если одни регионы находят деньги на поддержку педагогов, то другим, менее «богатым», эти средства брать попросту неоткуда. И ко второй группе, надо сказать, относится большинство субъектов РФ. Им остается только надеяться на поддержку федерального центра.

Наверное, именно поэтому председатель комитета по образованию высшей школы Архангельского областного собрания депутатов Игорь Чесноков и предложил в рамках реализации проекта «Наша новая школа» предусмотреть в федеральном бюджете на срок не менее трех лет дополнительные средства дотационным регионам. Они пошли бы на повышение фонда оплаты труда в муниципальных и региональных образовательных учреждениях при переходе их на «нормативно-подушевую» систему.

В нынешних экономических условиях у большинства регионов таких средств нет, - заверил собеседников Игорь Чесноков. - В этих условиях переход на новую систему оплаты труда в образовательных учреждениях, особенно в сельской местности, превратится в простую формальность. Это лишь дискредитирует, на мой взгляд, саму идею новой системы оплаты труда и вряд ли привлечет в школу профессиональные педагогические кадры.

Российские педагогические вузы успешно готовили и готовят учителейпредметников, но часто вне поля зрения остается другая важная задача - воспитательная, - вступил в виртуальный разговор председатель Государственного совета Удмуртской Республики. Александр Соловьев. - Задачи воспитания и обучения решали школы и ранее, но совершенно в другой социально-экономической ситуации. Сегодня система воспитательной работы, оставшись прежней, показывает низкую эффективность.

В условиях, когда задача по воспитанию ребенка часто целиком и полностью переваливается на плечи педагога, ему едва ли не приходится брать на себя функции родителей. Но в проекте ФГОС высшего профессионального образования третьего поколения, отмечает Александр Соловьев, по направлению психолого-педагогического образования заявлена идея опережающего знания, как основы инновационной России, хотя в то же время воспитательная компонента из предметного поля профессиональной деятельности педагога выпадает. В условиях снижения духовности и нравственности общества, и особенно его молодой части, профессионально подготовленный классный руководитель мог бы вносить существенные коррективы в процесс становления личности ребенка.

В течение парламентских слушаний их участники регулярно высказывали мнения о финансовых проблемах, к сожалению, неотступно сопутствующих образовательной отрасли. Один из вариантов их решения предложил председатель комитета по науке, образованию, культуре и спорту, делам семьи и молодежи Липецкого областного совета депутатов, ректор Елецкого государственного университета Валерий Кузовлев. Сфера образования затратная, если смотреть на нее только с одной стороны. С другой - она приносит существенную прибыль тем, кто вкладывает в нее средства. По некоторым оценкам, аргументировал свое мнение Валерий Кузовлев, каждый рубль, вложенный в образование, возвращает обществу шесть рублей, а специалист производит ценности, которые по стоимости в среднем в 11 раз превышают затраты на его обучение.

Он предложил рассмотреть возможность привлечения работодателей в процесс подготовки специалистов. Их затраты на прямое финансирование образования могли бы быть включены в себестоимость выпускаемой продукции.

Регионы услышаны

В завершение парламентских слушаний директор Департамента государственной политики в образовании Министерство образования и науки России Игорь Реморенко заверил выступавших в том, что к ряду идей, прозвучавших из регионов, руководство образовательной сферы точно прислушается. К их числу Игорь Реморенко отнес предложения об участии регионов в предстоящем обновлении сети педагогических вузов, дальнейшем развитии новых профессионально-педагогических позиций, профессиональной поддержке учителей, в частности, с помощью методической службы, контрактной подготовке педагогов и других.

Кстати, что касается обеспечения «оседлости» молодых учителей, обученных по целевому госзаказу, а эта мысль была озвучена в выступлениях представителей нескольких регионов, Игорь Михайлович сразу внес ясность. Ныне на первое место в законе «Об образовании» поставлена личность с ее интересами, выбором, ценностями и свободой, поэтому человека трудно направить работать вопреки его пожеланиям.

Этот факт подтвердил председатель Комитета по образованию ГД РФ Григорий Балыхин. Он напомнил о том, что в 2002-2003 годах шла работа в этом направлении, даже была введена норма «возвратные бюджетные субсидии». И, несмотря на то, что проект постановления правительства практически был подготовлен, дело застопорилось. Не нашлось механизма, который позволял бы «целевикам» возмещать вложенные в их обучение средства. Возможно, в нынешних условиях такой механизм будет определен. По крайней мере, Григорий Балыхин пообещал продолжить работу в этом направлении.

Три часа разговора миновали практически незаметно. По свидетельствам участников диалога, большинство из них не заметило и того, что общение проходило в виртуальном режиме. Реальные проблемы системы образованияРоссии, которые были озвучены в выступлениях, транслировавшихся в видеорежиме, получили реальные шансы для их положительного решения. А это означает то, что любое общение заинтересованных сторон, пусть даже виртуальное, будет только на пользу. Особенно это важно для сферы образования, которая, как известно, ответственная за формирование и воспитание будущих поколений, а значит, за будущее страны.

Как заметила председатель постоянного комитета по образованию, культуре и здравоохранению Законодательного собрания Вологодской области Людмила Ячеистова, почти все предложения, прозвучавшие в парламентских слушаниях, уже были когда-то реализованы в России. История нашей страны помнит и учителей-мужчин, освобожденных от призыва в армию, и казенные квартиры, оплачиваемые государством, и отработанные системы аттестации, и педагогический класс в женской гимназии, и 12-часовую недельную нагрузку, и нормальную заработную плату педагога. Возможно, есть смысл педагогическому сообществу обратить взор на опыт прежних поколений. Во благо будущих.

Три основных подхода к модернизации

Подводя итоги парламентских слушаний на заседании Комитета по образованию Государственной Думы РФ, его председатель Григорий Балыхин сказал следующее:

Модернизация педагогического образования, как отметил Президент России Дмитрий Медведев в послании Федеральному Собранию, должна проходить по двум направлениям - путем создания крупных центров по подготовке учителей и превращения педагогических вузов в факультеты классических университетов. Мы рекомендуем правительству создать такие крупные центры, как минимум, в каждом федеральном округе. Однако не каждый педагогический вуз сейчас готов стать региональным центром. Нам кажется, что такие центры должны носить межрегиональный характер. Но, с другой стороны, я категорический против того, чтобы полностью ликвидировать систему педагогических вузов. Мое видение заключается в том, что мы должны идти двумя путями.

Создание системы непрерывного образования мы рекомендуем начать с использования форм, методов и ресурсов Федеральной целевой программы развития образования, вошедшей в перечень нескольких крупных программ, которые будут разрабатываться на очередные пять лет.

Касаемо создания института интернатуры для педагогов, скажу, что годичная интернатура - это, по существу, стажировка. Если бы у инженеров не было столько часов выделено на практическую подготовку, то им было бы трудно стать хорошими специалистами. И бакалавр педагогики, которому мы поручаем своих детей, должен иметь соответствующую практику, навыки и т.д.

С нашей точки зрения, это три основных подхода, с ними мы и обратились в правительство. А вообще, для подготовки рекомендаций по итогам парламентских слушаний мы получили большое количество предложений из регионов. И наши рекомендации разработаны на основе поступивших предложений.

SPECIFIC OF SKILLED MATERIAL WELL-BEING OF SPHERE OF EDUCATION

Аннотация . Статья посвящена проблемам формирования кадрового обеспечения в сфере образования. Подробно описаны проблемы кадрового планирования в сфере образования. В статье определены направления решения выявленных проблем.

Annotation. The article is devoted the problems of forming of the skilled providing in the field of education. The problems of the skilled planning are in detail described in the field of education. Directions of decision of the exposed problems are certain in the article.

Ключевые слова: модернизация, сфера образования, кадровое планирование, проблема, молодые специалисты.

Keywords : modernization, sphere of education, skilled planning, problem, young specialists.

Модернизация системы образования РК, определяющая интеллектуальный потенциал страны, требует от каждой организации образования поисков путей и механизмов постоянного обновления, повышения эффективности деятельности и улучшения качества образования и воспитания.

Проблема формирования кадрового обеспечения всегда была, есть и будут одной из самых злободневных в сфере образования. Несмотря на то, что внешне она имеет дуальную форму и, вроде бы, касается только двух субъектов – работника и работодателя, на самом деле она намного шире и в эффективном ее решении заинтересованы не только прямые участники, но и косвенные. И в первую очередь само государство.

В настоящее время, существует проблема кадрового планирования в сфере образования, связанная со старением кадрового состава в учреждениях образования; неравномерностью гендерного распределения школьных учителей; привлечением молодых специалистов в сферу образования; проблемой старения педагогического состава проявляется наиболее сильно в части активных педагогов, осуществляющих дополнительную подготовку учащихся по углубленным программам.

В. Н. Федосеев приводит такое определение «Кадровое планирование – целенаправленная деятельность организации, имеющая целью предоставление рабочих мест в нужный момент времени и в необходимом количестве в соответствии со способностями, склонностями работников и предъявляемыми требованиями, является составной частью стратегического управления организацией, помогает определить стратегию, цели и задачи кадровой политики и способствует их достижению через систему соответствующих мероприятий. Кадровое планирование осуществляется как в интересах организации, так и в интересах ее работников» .

Кадровое планирование в сфере образования – это общий курс и последовательная деятельность государства, муниципальных образований, а также образовательных учреждений по формированию требований к персоналу образовательных учреждений, по их подбору, подготовке и рациональному использованию с учётом состояния и перспектив развития системы образования, прогнозов о количественных и качественных потребностях в педагогических кадрах.

Цель кадрового планирования – формирование такого кадрового потенциала, который в профессиональном, квалификационном и деловом отношении позволял бы обеспечивать эффективное развитие и функционирование образовательной системы.

Для организации важно располагать работниками, имеющими соответствующие способности и квалификацию, необходимыми для решения ее целей и задач. Кадровое планирование должно создавать условия для привлечения работников в организацию, поэтому одной из задач является учет интересов всех работников организации как интересов самой организации. Главной задачей кадрового планирования является обеспечение полной и эффективной занятости всех категорий работников на каждом предприятии. Сущность задачи достижения полной занятости означает достижение сбалансированности между количеством рабочих мест и численностью трудовых ресурсов по всем категориям работников .

Для более полного понимания выявленных проблем проанализируем движение кадров в образовании. Процессами, влияющими на изменение численности кадров в сфере образования, являются:

1) Процессы, увеличивающие численность кадров:

    устройство молодых специалистов;

    устройство педагогов, имевших стаж в других сферах деятельности;

    миграция педагогов.

2) Процессы, уменьшающие численность кадров:

    высвобождение молодых педагогов;

    высвобождение педагогов со стажем по собственному желанию;

    высвобождение педагогов со стажем по возрасту или болезни;

    высвобождение педагогов в результате неудовлетворительного прохождения аттестации;

    миграция педагогов.

Но финансовые причины – не единственные. В статье «Почему я ушла из школы? Пять исповедей молодых казанских учителей» описываются различные случаи проблем адаптации специалистов, которые можно классифицировать:

    Финансовые причины:

    невысокая заработная плата;

    более выгодные предложения из других сфер деятельности.

    Нефинансовые причины:

    высокие нагрузки во внеклассной деятельности;

    высокие нагрузки в учебной деятельности;

    конфликты с педагогами-стажистами;

    неохотная передача опыта от учителей со стажем молодым.

Отсутствие стимула опытных педагогов передавать опыт молодым учителям приводит к тому, что ценные традиции советской образовательной системы, хорошо зарекомендовавшей себя в области естественных и математических наук , уходят вместе с их носителями.

Для решения проблем, связанных с вышеозначенными особенностями, можно определить несколько путей воздействия:

1) Совершенствование системы оплаты труда в части мотивации руководителей образовательных учреждений к пополнению трудового коллектива молодыми специалистами;

2) Создание механизмов стимулирования взаимодействия учителей-стажистов и молодых педагогов;

3) Создание условий для увеличения начальной зарплаты учителя и стимулирования повышать квалификацию;

4) Создание условий для более объективной оценки обществом материального статуса профессии учителя.

Резюмируя всё вышесказанное, можно выработать несколько направлений. Каждое из нижеперечисленных предложений – это тема отдельного объемного исследования и может быть реализовано в отдельной программе:

    Органам управления образованием осуществлять стратегическую кадровую политику в области образования, оценивать потребность в педагогах на ближайшие 5-7 лет и осуществлять взаимодействие с высшими и средними профессиональными учебными заведениями для размещения заказа по подготовке профильных специалистов.

    Разработать программу поддержки молодых учителей, заключающуюся в дополнительной оплате труда по работе в проблемных группах вместе с опытными педагогами. Такая мера помогла бы решить проблему доплат молодым специалистам, а также стимулировать передачу опыта от учителей-стажистов молодым.

    Совершенствовать систему оплаты труда таким образом, чтобы возникала позитивная мотивация руководителей образовательных учреждений привлекать молодых специалистов для работы в своём учреждении, а у молодого специалиста идти туда работать.

    Осуществлять информирование таких категорий лиц, как студенты педагогических вузов и учащихся школ объективными данными о зарплатах учителей.

Проблема может иметь катастрофические последствия, в случае, если она не будет вовремя предотвращена.

Для решения проблемы необходимы комплексные действия, образовательные учреждения самостоятельно не в силах решить эту проблему в отрыве от стратегической государственной и территориальной политики. Рыночные условия, к сожалению, этому не способствуют.

Список использованных источников

    Федосеев В. Управление персоналом: Учебное пособие – М.-Ростов н/Д: ИКЦ «Март», 2006.

    Развитие рыночного механизма управления персоналом на предприятии региона//Материалы республиканской научно-практической конференции. / Под. ред. М.Бухалкова.- Самара: СамГТУ, 1995.

    Россия: образование в переходный период //Документы Всемирного Банка. Доклад 13638- RUS. 22 ноября 1994 г.

    Поддержка молодых учителей//[Эл. ресурс]. Режим доступа:

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие и общая характеристика региональной системы общего образования в РФ. Тенденции развития Московской региональной системы общего образования на рубеже веков. Образовательная политика Департамента образования города Москвы: эволюция, тренды.

    дипломная работа , добавлен 07.06.2017

    Характеристика современной системы общего образования в РФ. Нормативно-правовые основы управления системой общего образования. Ключевые проблемы финансирования общего образования в Челябинской области. Реконструкция фондов образовательных учреждений.

    дипломная работа , добавлен 26.08.2012

    Государственный стандарт общего образования. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования в контексте модернизации российского образования. Образовательный стандарт начального общего образования по физической культуре.

    реферат , добавлен 30.03.2007

    Определение содержания понятия и раскрытие сущности общего образования. Критерий доступности и анализ состояния общего образования современной России. Направления и перспективы развития общего образования в РФ: реформа, модернизация, повышение качества.

    контрольная работа , добавлен 16.04.2011

    Создание механизма устойчивого развития и раскрытие содержания процесса модернизации отечественного образования как общенациональной задачи. Диагностика основных проблем в модернизации общего и профессионального образования и выявление путей их решения.

    контрольная работа , добавлен 08.06.2011

    Система начального общего образования в РФ и Германии. Состояние действующей системы начального образования в Успенской общеобразовательной школе Татарского района. План-конспект интегрированных уроков русского языка с ИЗО и математики с конструированием.

    дипломная работа , добавлен 13.10.2011

    Современное состояние специального образования в России, его проблемы и перспективы развития. Особенности реформирования системы образования в условиях формирующейся рыночной экономики. Сущность тенденции сближения общего и специального образования.

    курсовая работа , добавлен 22.10.2012

    Подходы к системе оценивания качества образования. Оценка результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Рекомендации по организации внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении.

    дипломная работа , добавлен 05.12.2014

Ходырева Е. А. Проблемы и перспективы подготовки педагогических кадров в вузах Российской Федерации// Концепт. –2015. –№ 06(июнь).–ART15193. –0,3 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15193.htm.–ISSN 2304120X. 1

ART15193УДК 37.014.5

Ходырева Елена Анатольевна,

доктор педагогических наук, доцент, проректор по учебной работе ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров[email protected]

Проблемы и перспективы подготовки педагогических кадров в вузах Российской Федерации

Аннотация.В настоящее время в Российской Федерации начата реализация «Программы модернизациипедагогического образования на 2014–2017 гг.».В качестве перспективных направлений деятельности в статье выделены использование вариативных траекторий обучения и вхождения в педагогическую профессию; ориентация содержания и технологий профессионального образования на требования педагогической деятельности и профессионального стандарта педагога; актуализация возможностей и ресурсов широкой социокультурной среды вуза. Ключевые слова: модернизация педагогического образования, инновационные модели подготовки педагогических кадров.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

За последнее десятилетие система подготовки педагогических кадров в Российской Федерации претерпела существенные изменения. Начата реализация «Программы модернизациипедагогического образования на 2014–2017 гг.» . Среди наиболее значимых новшеств в сфере подготовки педагогов можно назвать:1.Изменение перечня педагогических образовательных программ. В рамках укрупненной группы «Образование и педагогические науки» вместо комплекса учительских специальностей, по которым шло обучение по ГОС, начата реализация следующих направлений:«Педагогическое образование» (с одним и двумя профилями), «Психологопедагогическое образование», «Профессиональное образование»,«Специальное (дефектологическое) образование». 2.Переход на уровневую систему подготовки кадров для образования по программам бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. 3.Значительное сокращение количества профильных учебных заведений, что приводит к использованию вариативных моделей подготовки и «многоканальному входу» в педагогическую профессию.4.Существенные изменения содержания подготовки обучающихся через обеспечение его ориентации на требования педагогической деятельности и профессионального стандарта педагога.Такие комплексные изменения требуют координации усилий образовательных организаций, осуществляющих подготовку педагогов, органов управления образованием, всего педагогического сообщества для обеспечения качества подготовки специалистов.Выделим перспективные направления деятельности, обеспечивающие модернизацию педагогического образования в вузе, и покажем особенности их реализации на примере одного из ведущих университетов Российской Федерации, осуществляющих подготовку педагогических кадров, –Вятского государственного гуманитарного университета.Приоритетным направлением деятельности, по нашему мнению, является построение гибких и вариативных траекторий подготовки на всех уровнях педагогического Ходырева Е. А. Проблемы и перспективы подготовки педагогических кадров в вузах Российской Федерации// Концепт. –2015. –№ 06(июнь).–ART15193. –0,3 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15193.htm.–ISSN 2304120X. 2

образования через реализацию профильных программбакалавриата, магистратуры, аспирантуры и программ дополнительного образования . Внастоящее время Вятский государственный гуманитарный университет является единственным государственным вузом в Кировской области, реализующим полную вертикаль программ всфере педагогического образования. Кадровой основой системы образования Кировской области являются более 20000 выпускников ВятГГУ, работающих в 1300 образовательных учрежденияхвсех уровней и типов. С учетомтогообстоятельства, что выпускники университета осуществляют профессиональную деятельность в качестве педагогов,психологов и руководителей 487учреждений дошкольного, 609 общего, 126 дополнительного, 20 начального профессионального и 55 среднего профессиональногообразования, 32 учрежденийвысшего профессионального образования г. Кирова и Кировской области, качество системы образования Кировской области во многом обусловлено стабильным функционированием старейшего вуза Вятки–Вятского государственного гуманитарного университета. В ВятГГУ реализуется69 основных профессиональных образовательных программ укрупненной группы «Образование и педагогические науки», из которых 2 –среднего профессионального, 28–бакалавриата, 13–специалитета, 9–магистратуры, 9–аспирантуры. Количество обучающихся по данным программам в настоящее время составляет около 20% общего контингента обучающихся в университете. Однакообеспечение отрасли высококвалифицированными управленческими и педагогическими кадрами попрежнему остается существенной проблемой. Среди педагоговболее 20% составляют учителяпенсионного возраста. При этомдоля учителей со стажем работы до 5 лет всего 7%. Общая потребность в педагогах по области составляет в 2015 г.412 человек(159% от ежегодного количества выпускников ВятГГУ по УГСН «Образование и педагогические науки»). Таким образом, при существующем количестве выпускников потребность в кадрах не восполняется в полной мере. Данная проблема в Кировской области решается комплексно, путем консолидации усилий общеобразовательных организаций, органов управления образованием, органов исполнительной власти регионов и муниципалитетов по отбору кандидатов для обучения по педагогическим специальностям и направлениям подготовки; реализации системы «сопровождения» студента в период обучения в вузе; осуществленияматериального стимулирования; оказаниякомплексной (организационнометодической, материальной, жилищной и т.п.) поддержки молодых специалистов, возвращающихся после окончания учебного заведения на работу в школу. В нашем регионе такой переговорной площадкой стал ВятГГУ, на базе которого с 2011г.функционирует Совет по педагогическому образованию. С 2012 г.ВятГГУ совместно с Департаментом образования региона проводитобластной конкурс творческих работ учащихся «Хочу стать учителем!»,победители которого поощряются правом включения в список лиц, направляемых для поступления в университет на условиях целевого приема. Например, из 46 участников конкурса –выпускников 11хклассов 2014 г.были зачислены на педагогические направления подготовки в ВятГГУ 22 человека. С2011 г.студентам, заключившим договор об обучении на условиях целевой контрактной подготовки, из средств регионального бюджета ежемесячно выплачивается социальная выплата в размере 5 тысяч рублей. В 2014 г.заключены договоры о целевом приеме на программы бакалавриата по направлению подготовки Педагогическое образование и Психологопедагогическое образование со 160 студентами и с 73 организациями, в том числе 53, находящимися в районах Кировской области. Такие согласованные действия позволяют рассчитывать на преодоление проблемы «двойного негативного отбора» и обеспечение притока в образовательные организации молодых учителей. Об Ходырева Е. А. Проблемы и перспективы подготовки педагогических кадров в вузах Российской Федерации// Концепт. –2015. –№ 06(июнь).–ART15193. –0,3 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15193.htm.–ISSN 2304120X. 3

имеющейся положительной динамике говорит конкурс на педагогические направления подготовки. Он в 2014 г.составил 7,8 человекна место и был выше, чем средний по вузу. За последние 3 года он вырос в 1,4 раза.Важным направлением деятельности, обеспечивающим повышение качества педагогического образования, можно рассматривать проектирование процесса профессиональной подготовки на основе требований «Профессионального стандарта педагога» и новых стандартов школьного и дошкольного образования с последующей корректировкой структуры образовательных программ . Апробация таких инновационных моделей подготовки педагогов в настоящее время осуществляется в рамках проекта «Модернизацияпедагогического образования». ВятГГУявляется соисполнителем работ по двум проектам: 1.«Разработка и апробация новых модулей и правил реализации основной образовательной программы бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки–Психологопедагогическое образование), предполагающих академическую мобильность студентов вузов педагогического профиля (непедагогических направлений подготовки) в условиях сетевого взаимодействия». Проект реализуется на основании договора с Казанским (Приволжским) федеральным университетом.2.«Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» (Учительдефектолог) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и основного общего образования. Проект реализуется на основании соглашения с Московским педагогическим государственным университетом. В процессе реализации данных проектов вузамипартнерами на сетевой основе осуществляется разработка содержания и апробация новых модулей экспериментальных образовательных программ.Опыт апробации новых модулей образовательных программ позволяет выделить ряд сильных сторон «Проекта модернизации педагогического образования», среди которых: концентрация базисных компонентов академического психологопедагогического знания, служащего основой для усиления практических компетенций, закладываемых в новый профессиональный стандарт; использование интерактивного обучения через разработку и более широкое применение деятельностных личностноориентированных технологий; реализация рассредоточенной практики, включающей несколько этапов ее прохождения: организационноподготовительный, этап реализации профессиональных действий, заключительный этап, рефлексивный этап. Рассредоточенная практика позволяет обучающимся более полно реализовывать знания, умения, трудовые действия, полученные в рамках аудиторных занятий, более широко и содержательно представлять результаты ее прохождения в индивидуальных планах, фотоотчетах, эссе, видеоотчетах, дневниках практики. Существенным перспективным направлением деятельности, обеспечивающим повышение качества педагогического образования, мы рассматриваем активное использование потенциала всех видов деятельности и социальных практик, в которые включены обучающиеся в процессе профессионального образования; развитие интеграции различных социальных институтов, заинтересованных в подготовке современного педагога. Ключевой проблемой в повышении качествапедагогического образования попрежнему остается практическая подготовка обучающихся. Поэтому активная «педагогизация» вузом социокультурной среды региона, включение в процесс Ходырева Е. А. Проблемы и перспективы подготовки педагогических кадров в вузах Российской Федерации// Концепт. –2015. –№ 06(июнь).–ART15193. –0,3 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15193.htm.–ISSN 2304120X. 4

профессионального образования новых субъектов становятся необходимым условием подготовки компетентного специалиста. Только в 2014/2015 учебном году в ВятГГУ действовали 124 коллективных (долгосрочных договора) и 209 срочных (индивидуальных) договоров с образовательными организациями Кировской области, на базе которых студенты проходят практику. Вуз является координатором 24 региональных инновационных площадок, на базе которых наши студенты осваивают лучшие образовательные практики, выполняют выпускные квалификационные работы под руководством лучших педагогов. В данном контексте в качестве «точек роста» следует считать использование инновационных форм реализации программ укрупненной группы «Образование и педагогические науки», таких, например, как сетевая и дистанционная. Сетевое взаимодействие с ведущими профильными вузами Российской Федерации в области педагогического образования позволит объединить их кадровый и научный потенциал, тиражировать уникальный опыт подготовки педагогов. Так, ВятГГУ планирует начать реализацию образовательных программ в сетевом формате с Арзамасским филиалом ФГАОУ ННГУ им. Н.И. Лобачевского и ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова». Можно констатировать, что успешно проходит апробация шестиобразовательных программ педагогического бакалавриата и магистратуры с использованием дистанционных образовательных технологий. В настоящее время на них обучаются уже 156 человек, которые связывают свою будущую профессиональную деятельность с профессией педагога.Таким образом,можно констатировать, что в Российской Федерации в ходе реализации «Проекта модернизации педагогического образования» осуществляется формирование инновационной системы подготовки педагогов. Она предусматривает в качестве приоритетов использование вариативных траекторий обучения и вхождения в педагогическую профессию; ориентацию содержания и технологий профессионального образования на требования педагогической деятельности и профессионального стандарта педагога; максимальную актуализацию возможностей и ресурсов широкой социокультурной среды.

Ссылки на источники1.Болотов В.А. Программа модернизации педагогического образования 2014–2017. –URL:http://педагогическоеобразование.рф/documents/show/14. 2.Ходырева Е.А. Вариативные модели подготовки педагогов в гуманитарном вузе// Педагогическое образование в системе гуманитарного знания: сборник статей Всероссийского научного конгресс.Приложение №1 к журналу «Вестник Вятского государственного гуманитарного университета».–Киров: Издво ВятГГУ, 2014. –С.43–45.3.Приказ Минтруда России от 18.10.2013 №544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013, регистрационный № 30550). –URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129.

Elena Khodyreva,Doctor of Pedagogic Sciences, Associate Professor, ViceRector for Academic Affairs, Vyatka State University of Humanities, [email protected] and prospects of teacher training in higher educational institutions of the Russian FederationAbstract. Currently, the Russian Federation launched the “Program of modernization teacher education for 2014–2017 years”. The paper deals with the promising directions in education such as the use of variant learning paths and entry into teaching profession; orientation of content and technology of vocational education on demands of educational activities and professional standards of ateacher; updating capabilities and resourcesofbroad social and cultural environment of auniversity.Ходырева Е. А. Проблемы и перспективы подготовки педагогических кадров в вузах Российской Федерации// Концепт. –2015. –№ 06(июнь).–ART15193. –0,3 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15193.htm.–ISSN 2304120X. 5

Key words: modernization of pedagogical education, innovative models of teacher training.References1.Bolotov,V. A. Programma modernizacii pedagogicheskogo obrazovanija 2014–2017. Available at: http://pedagogicheskoeobrazovanie.rf/documents/show/14(in Russian). 2.Hodyreva,E. A. (2014) “Variativnye modeli podgotovki pedagogov v gumanitarnom vuze”,Pedagogicheskoe obrazovanie v sisteme gumanitarnogo znanija: sbornik statej Vserossijskogo nauchnogo kongress. Prilozhenie № 1 k zhurnalu “Vestnik Vjatskogogosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta”, IzdvoVjatGGU, Kirov, pp. 43–45(in Russian).

3.PrikazMintrudaRossiiot18.10.2013 № 544n«Obutverzhdeniiprofessional"nogostandarta“Pedagog(pedagogicheskajadejatel"nost" vsferedoshkol"nogo, nachal"nogoobshhego, osnovnogoobshhego, srednegoobshhegoobrazovanija) (vospitatel", uchitel")” (zaregistrirovanovMinjusteRossii06.12.2013, registracionnyj№ 30550).Available at: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129 (in Russian).

Некрасовой Г. Н., докторомпедагогических наук, членомредакционной коллегиижурнала «Концепт»

Поступила в редакциюReceived02.06.15Получена положительная рецензияReceived a positive review10.06.15ПринятакпубликацииAccepted for publication10.06.15ОпубликованаPublished28.06.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Ходырева Е. А., 2015www.ekoncept.ru

Современный этап технологического развития обусловил беспрецедентные возможности для создания принципиально новых и более эффективных методик и способов обучения. Вместе с этим оригинальные подходы имеют место и в научной среде, где активно используются последние разработки. Однако далеко не всегда внедрение новых концепций и программ, способствующих развитию, охотно принимается ответственными лицами. Но не только этим объясняются проблемы современного образования и науки, которые делают невозможным дальнейшее развитие. Стагнации педагогической деятельности, к примеру, способствует несколько факторов, виновниками которых являются и учителя, и сами учащиеся, и малоэффективный Для более полного представления о сегодняшнем положении в секторах образования и науки следует подробнее рассмотреть их проблемы и способы выхода из непростой ситуации.

Проблемы финансирования

Отечественная долгое время считалась одной из лучших в мире. Причиной этого можно было назвать энтузиазм преподавательских составов, которые качественно и с любовью к подопечным выполняли свои обязанности. Однако в наше время качественное образование невозможно без финансирования. И речь идет не только о должном уровне оплаты труда учителей, среди которых и сейчас немало по-настоящему преданных своей работе людей. Дело в том, что распределение денег планируется из расчета на количество учеников. Но такой подход сегодня является неэффективным и рождает другие, не менее образования, в числе которых сложности контроля посещения школ учениками. Для этого в некоторых учреждениях практикуется введение специальных комиссий, которые в дальнейшем составляют отчеты о фактическом количестве учащихся. Связано это с тем, что выделяемые деньги не всегда соответствуют намеченным задачам именно по причине расхождений в цифрах, относящихся к количеству учащихся. Впрочем, есть и альтернатива такой системе финансирования, которая предполагает поступление денежных средств непосредственно от родителей. По крайней мере, наиболее острые проблемы технического состояния школ решаются именно таким образом.

Нехватка молодых специалистов

Старение профессорско-преподавательского состава является одной из главных проблем современных вузов. Казалось бы, это нормальный и естественный процесс, так как на смену старшему поколению всегда приходят молодые педагоги и учителя. Но с каждым годом становится все очевиднее снижение темпов «воспроизводства» молодых кадров. Усугубляется ситуация тем, что от безысходности руководители учреждений вынуждены брать на работу людей с сомнительной квалификацией. В итоге страдает и Кстати, в науке существуют проблемы такого же характера, но со своей спецификой. Надо сказать, что многие молодые специалисты начинают свой путь в науку именно с преподавательской деятельности. Затем следует проведение исследований, написание статей и т. д. Но для стимуляции таких процессов не хватает участия государства. Опять же, многое упирается в отсутствие достаточного обеспечения преподавательских составов материальными средствами.

Отсутствие института профориентации

Как показывают опросы учеников старших классов, большинство из них даже на последних этапах получения основного образования не имеют четкого представления о выборе будущей профессии. Конечно, можно назвать несколько специальностей и ниш, которые пользуются спросом в наше время, но в условиях быстро меняющегося рынка и технологического развития сложно сказать, какие профессии могут пригодиться лет через 5. Соответственно, проблемы образования в России в определенной мере выражаются и неуверенностью школьников в целях получения ими конкретных знаний.

По мнению специалистов, ученики должны иметь представление о возможном направлении своего дальнейшего развития с точки зрения образования. Разумеется, это нисколько не отменяет необходимость получения широкого спектра знаний. Решением подобных проблем на Западе становится привлечение успешных людей, сделавших карьеру в той или иной сфере. Как правило, это признанные специалисты, которые делятся своим опытом со школьниками и студентами.

Отсутствие практической ориентации образования

Из обозначенной выше проблемы вытекает и другая нерешенная задача - практическая ориентированность образования. Даже если учащийся определит для себя направление дальнейшего развития на ранних этапах, у него не будет возможности максимально освоить практические навыки в процессе обучения. Российская система образования скорее ориентирована на выпуск молодых ученых с теоретической базой. Такие проблемы образования в России проявляются в будущем, когда выпускники не могут органично вписаться в условия реальной деятельности. И речь идет даже не столько о получении практики в традиционном ее понимании. Гораздо важнее на этапе обучения уметь ориентироваться на рынке профессий и услуг, понимая, где и как могут быть востребованы конкретные навыки.

Ограничение возможностей одаренных детей

Пресловутая «уравниловка» по-прежнему входит в список основных проблем отечественного образования. К сожалению, даже современная система не дает детям подниматься выше, чем основная масса одноклассников. Пятибалльная система, в частности, не позволяет поощрять учеников, которые стремятся выходить за границы стандартных программ. Можно сказать, что работа по типовым программам и методикам - это общие проблемы современного образования и науки, которые тормозят развитие в обеих областях. Оригинальность мышления, конечно, находит свои пути выражения, но школа и университет должны всячески поощрять и поддерживать подобные стремления. И это не говоря об отсутствии практики обучения в рамках индивидуальных программ, которые гораздо эффективнее стандартных методик, сглаживающих личные особенности учащихся.

Проблемы высшего образования

Последние 20 лет наблюдалась целая череда изменений, которые значительно трансформировали Главным итогом реформ стала коммерциализация вузов и предоставление им полной свободы от государства. Большая часть современных университетов представляет собой едва ли не коммерческие организации, которые берут деньги за свои услуги со стороны студентов. Конечно, такое положение обуславливает другие проблемы современного образования и науки, которые, кроме прочего, выражаются в низком уровне получаемых знаний. Начинаются же подобные проблемы с доступности высшего образования. Теоретически его может получить любой выпускник школы. Далее следуют нюансы кадрового формирования вузов. Рост их количества на фоне дефицита профессиональных педагогов также не позволяет обеспечить подготовку специалиста на должном уровне.

Причины проблем образования

Как уже отмечалось, одной причиной объяснить современные проблемы в образовании нельзя. С одной стороны, можно назвать слабые позиции государства, которое не участвует в поддержке вузов, недостаточно финансирует школы и практически не стимулирует школьников и студентов к получению новых знаний. Но проблемы в системе образования объясняются не только государственной политикой. Нежелание преподавательских составов внедрять новые технологии в процессы обучения обуславливает отсталость российских школ и университетов на фоне европейских учебных заведений. Например, одной из самых громких новинок последних лет стали интерактивные средства, которые активно внедряются во многих западных школах. Но в России даже крупные учебные заведения неохотно воспринимают подобные новшества. Конечно, нельзя среди причин, обуславливающих проблемы отечественного образования, игнорировать и нежелание самих школьников и студентов учиться. Но и эти факторы тесно переплетаются с отсутствием стимулов и в целом понимания пользы от знаний.

Основные проблемы науки

Многие из проблем образования характерны и для науки. Прежде всего это недостаток финансирования. Деятельность в данной сфере требует немалых вложений - только в этом случае можно рассчитывать на высокие результаты исследований и новых разработок. Но проблемы отечественной науки связаны не только с техническим обустройством лабораторий. По словам многих экспертов, отечественной науке не хватает четкого обозначения целей и задач. В итоге наблюдается непоследовательность деятельности и, как следствие, неспособность реализовать инновационные приоритеты.

Пути решения проблем

Большинство концепций, предлагающих создание условий для естественного решения проблем образования, предполагает изначальную ориентацию на учащихся, а не на разработку и постоянное совершенствование новых правил и стандартов. Иными словами, школа должна не заставлять и контролировать, а стимулировать заинтересованное развитие. С этой точки зрения решение проблем образования происходит через побуждение к самостоятельному поиску ответов на вопросы. Со своей стороны, учителя и педагоги должны оценивать предлагаемые решения с учетом неординарности использованных подходов. Немаловажным в этом процессе является и мотивационная составляющая, которая вызывает интерес у школьника или студента к дальнейшим исследованиям.

Перспективные направления развития

И в системе образования, и в науке отмечается огромный разрыв между теорией и практикой. Школа практически никак не связана с рынком труда, механизмами которого и являются знания с навыками специалиста, а не учитывает интересы финансовых групп. Поэтому наиболее перспективным направлением, движение по которому может решить проблемы развития образования и научной отрасли, является сращивание теоретической мысли и жизнеспособных сегментов рынка. При этом эффективность этого слияния возможна только при поддержке государства. Все-таки без должного финансирования невозможно говорить о реализации перспективных знаний и проектов, разработанных на их основе.

Заключение

Последние годы Россия находится в некотором поиске оптимальной системы образования. Об этом свидетельствует реформирование данного сегмента. Тем не менее попытки внести изменения пока не современного образования и науки, а только лишь меняют их характер. Если говорить о наиболее острых задачах, которые стоят сегодня перед государством в этом направлении, то отмечается нехватка финансирования и отсутствие ориентированности в научной и образовательной деятельности. То есть при высоком потенциале развития отечественные школы и университеты обеспечивают довольно скромную отдачу.