Рейнский союз центральные органы власти. Создание «Рейнского союза

Рейнский союз (Confederation of the Rhine) (1806- 13), объединение ряда гос-в Центр, и Юж. Германии. После победы под Аустерлицем (1805) Наполеон, аннексировавший весь левый берег Рейна, провозгласил создание Р.с. под своим протекторатом. Входившие в него мелкие герм, княжества должны были отречься от "Священной Римской империи", к-рая объявлялась распущенной. После разгрома Пруссии под Йеной (1806) еще неск. княжеств и городов присоединились к Р.с., так что Наполеон постепенно расширил свои владения до р. Эльба. Немцы приветствовали создание Р.с., считая его шагом на пути к объединению, однако на самом деле Наполеону просто необходимо было поставить заслон против Пруссии и Австрии. Когда же в рез-те континентальной блокады начались эконом, трудности, идея Р.с. стала менее популярной, тем более что его членам вменялось поставлять рекрутов в армию Наполеона во время кампании 1813г. После поражения Наполеона под Лейпцигом Р.с. распался: его членыодин за др. стали заключать мир и переходить на сторону Четверного альянса в составе Пруссии, Англии, России и Австрии. Венский конгресс закрепил раздробленность Германии, создав Германский союз.

В начале XIX века Германия представляла собой "Священную римскую империю германской нации", включающую более 300 государств, многие из которых имели карликовый характер. Выделялись среди них Пруссия, Саксония, Бавария, Вюртемберг и Австрия. Первой попыткой реорганизации империи стал организованный Наполеоном Рейнский союз. Здесь было ликвидировано крепостное право, упорядочена администрация, введен Гражданский кодекс Франции. После разгрома Наполеона на месте Рейнского союза был образован Германский союз, состоявший из трех десятков государств - королевств, княжеств, герцогств и нескольких вольных городов. Все они сохранили свою независимость. Ведущую роль в союзе играла Австрия. Были восстановлены абсолютизм и феодальные привилегии дворянства. Верховным органом власти германского союза считался Союзный сейм, состоявший из представителей отдельных государств. Органов, которые обеспечивали бы реальное исполнение принятых сеймом решений, не было создано. Таким образом, политическая раздробленность германских государств была сохранена. Между членами союза и даже внутри отдельных государств, его составлявших, сохранились многочисленные таможенные преграды, задерживавшие экономическое развитие Германии. Руководство делами германского союза сосредоточилось в руках всесильного австрийского министра Метерниха. В 1833 г. был создан Таможенный союз, заключенный между Пруссией, Баварией, Саксонией и другими германскими государствами; он сближал между собой коммерческие классы различных государств и областей Германии. Таможенным трактатом 1833 года была установлена беспрепятственная транспортировка товаров между членами таможенного союза, единство их таможенной политики по отношению к другим государствам и создан единый руководящий орган - Совет уполномоченных. Германская буржуазия стала втягиваться в борьбу за власть. Таможенный союз привлек на сторону Пруссии всю буржуазию средних и мелких германских государств.

Буржуазная революция в Германии 1848-9 гг. (экономические и идеологические предпосылки).

Причиной стал вопрос об объединении Германии, устранении вмешетельства князей, правящих феодальных сил в хозяйственную жизнь немецких государств, открывающее путь дальнейшему развитию капиталистических отношений. Толчком для революционного выступления в Германии стала французская революция 1848 г. в столице Пруссии (Берлине), началось вооруженное восстание. Рост революционного движения заставило прусского короля Фридриха-Вильгельма IV искать выход в созыве представительного органа. В начале 1847 года им был создан Соединенный ландтаг, который потребовал от короля введение конституции. Отказ Фридриха-Вильгельма - исполнить это требование и роспуск ландтага еще больше накалил политическую обстановку в Пруссии. В итоге Прусское правительство вместе с правительством других государств - членов Германского союза - решило пойти на созыв Союзного сейма. Сейм постановил созвать во Франкфурте-на-Майне предпарламент, составленный из провинциальных ландтагов. Предпарламент принял решение о созыве на основе всеобщих выборов германского Национального собрания для выработки общегерманской конституции.

Разработанная к марту 1849 года эта конституция предусматривала введение в Германии конституционной монархии во главе с наследственным императором. Законодательная власть отдавалась двухпалатному Законодательному собранию. Устанавливалась ответственность министров перед парламентом, провозглашались демократические права и свободы.

Конституция Германской империи 1849 г.

Провозглашена новая германская империя. В ведение империи переданы военное дело, внешняя политика, транспорт и связь. Предоставлена значительная самостоятельность каждому государству империи. Учреждался 2хпалатный рейхстаг, в котором палата народа должна была избираться на основе всеобщего, равного и тайного избирательного права. Уничтожение сословий. Основные права народа: неприкосновенность личности, равенство всех перед законом, свобода слова, совести, собраний.

Прусская монархия и конституция 1850 г.

Конституция состояла из 11 глав: " О короле", "О министрах", "О палатах" и т.д. Глава "О правах пруссаков" содержала немало демократических положений: равенство всех перед законом, неприкосновенность личности, жилища, свобода совести, нация и преподавание, отказ от цензуры и ограничений свободы прессы, право на собрания и образование обществ, тайна переписки. Однако не было предусмотрено гарантий реализации этих положений. Глава государства, прусский король, обладал правом законодательной власти, которую осуществлял совместно с ландтагом, единоличным правом высшей исполнительной власти, назначения и отзыва министров, судей, членов верхней палаты ландтага, правом объявления войны и заключения мира, являлся верховным главнокомандующим. Парламент Пруссии (ландтаг) состоял из двух палат: палаты господ и палаты депутатов. Палата депутатов избиралась населением, разделенным на три курии в соответствии с имущественным положением. Первая курия имела преимущественное положение.

Северогерманский союз 1866 г.

Победа над Австрией позволила Пруссии создать союз под собственным руководством. Гановер, Гессен-кастель, Франфурт-на-Майне, Нассау. Еще раньше до войны с Данией Пруссия подчинила Шлезвиг и Голштейн. Союз держался на военной и экономической мощи прусского королевства и стал последней вехой на пути к образованию новой Германской империи. В конституцию СГС были перенесены нормы бездействовавшей до этих пор Конституции 1849 г. Среди них – всеобщее, равное и тайное избирательное право при выборах в общесоюзный рейхстаг, гражданские, политические права и свободы. Конституция вместе с тем открыто закрепила прусскую гегемонию в союзе, передав прусскому королю должность президента. Ему же и была передана вся полнота исполнительной власти, которая поручалась назначаемому президентом, ответственному только перед ним союзному канцлеру.

Образование Германской империи под протекторатом Пруссии 1871 г. Конституция 1871 г.

После СГС разгромом Франции во франко-прусской войне 1870-1871 гг. был завершен политический курс Бисмарка на объединение Германии. К Пруссии присоединились южно-германские государства: Бавария, Саксония и др. Прусский король был коронован как император объединенной Германии. Таким образом, в центре Европы возникло новое государство - Германская империя.

Конституция 1871 г. По новой конституции в состав образованной империи вошли 22 монархии и 3 вольных города. Конституция наделила эти государства незначительной самостоятельностью, которая постепенно сокращалась. Главой империи по конституции был прусский король, которому присваивался титул императора. Он был верховным главнокомандующим вооруженными силами, назначал чиновников и главу правительства (канцлера). Императору также предоставлялось право назначения членов верхней палаты парламента от Пруссии. Парламент состоял из двух палат. Члены верхней палаты - Союзного совета (бундесрата) назначались правительствами союзных государств. Конституция предоставила Бундесрату законодательную и значительную исполнительную власть. Ему также было предоставлено важное право издания указов, имеющих силу закона, помимо нижней палаты и даже наперекор ей (ст. 7). Роль Пруссии в Бундесрате была очень велика. Председателем палаты был канцлер империи, т.е. прусский министр, назначаемый по воле прусского короля. Нижняя палата – рейхстаг. Он избирался сначала на 3 года. Всеобщее мужское избирательное право. Рейхстаг принимал участие в законодательном процессе, но его фактическая власть была сравнительно небольшой. Кроме того, досрочный роспуск нижней палаты мог быть произведен простым постановлением палаты верхней, т.е. бундесрата. Таким образом, разделение властей на законодательную и исполнительную признавалось, но системы сдержек и противовесов так и не было. Имперское правительство было представлено в единственном лице канцлера. Кабинета министров не существовало. В подчинении канцлера находились статс-секретари. Функции имперского правительства были весьма широки. Помимо внутренней и внешней политики, руководства вооруженными силами, средствами сообщения и связи, оно ведало также банковским делом и патентами, уголовным и гражданским правом, законодательством о ремеслах и профсоюзах, санитарной и ветеринарной службой и т.п. На долю местных правительств приходилось в основном исполнение имперских законов, которые имели преимущества перед законами земель. Реакционная и абсолютистская по своему содержанию, конституция 1881 г. была полна юридических противоречий. Император был связан контрасигнатурой канцлера, которого он же мог назначать и смещать по своему усмотрению. Конституция ограничивала власть императора Союзным советом, но как прусский король он был волен приказать своим представителям в бундесрате провалить любой неугодный закон, касающийся конституции, финансов и военного дела.

12 июля 1806 г. Бавария, Вюртемберг, Баден, Гессен-Дармштадт, Нассау (обе линии), Берг, эрцканцлер Дальберг, Дармштадт, Клеве-Берг, Гогенцоллерн, Лихтен­штейн подписали в Париже договор с Наполеоном.

Эти государства заявили об образовании Рейнского со­юза под покровительством Наполеона, а августа объявили о своем выходе из состава Священной Римской империи. Перед подписанием Наполеон поставил перед участника­ми 24-часовой ультиматум, при котором в случае непод­писания французские войска должны были быть введены в южно- и западногерманские земли.

Заключение Рейнского союза и «добило» Франца II: он отрекся от престола Священной Римской империи германской нации и объявил об ее упразднении спустя несколько дней после заключения договора о Рейнском союзе.

Образованию союза очень помогал бывший эрцканцлер Священной империи, архиепископ Майнцский, Карл фон Дальберг. За это он получил город Франкфурт-на-Майне и звание князя-примаса. Он был назначен намест­ником Наполеона в Рейнском союзе.

Это был наступательный и оборонительный союз, за­ключенный князьями с Францией на вечные времена. Внутри союза отдельные князья были самостоятельны. Самостоятельные правители получили во власть других правителей, поменьше. Рейнский союз сделался коллек­тивным вассалом Наполеона, основой его политики стала безусловная покорность Франции во внешней политике и военных делах. Союз обязался держать для него наготове войско в 63 000 человек и участвовать вместе с Франци­ей во всех ее войнах. Вот во внутренних шло увеличение власти государей над подданными. Во внутренних делах всех княжеств Наполеон ограничился введением в Фран­цузского гражданского кодекса (Кодекса Наполеона), и проведением стратегических дорог.

Протектором этого Рейнского союза был император На­полеон, утверждавший новых членов и распоряжавшийся вооружением войск. Для общего управления союза было назначено собрание во Франкфурте, одно королевское и одно княжеское. Чтобы уничтожить само воспоминание о Священной Римской империи, прежнее место собраний имперского сейма, город Регенсбург, в 1810 г. был при­соединен к новому баварскому королевству.

По договору Рейнский союз должен был иметь общие конституционные органы (как Священная Римская импе­рия), но это не получилось: более крупные члены союза очень уж хотели самостоятельности. Бундестаг, организо­ванный председательствующим князем Карлом Теодором фон Дальбергом, так и не собрался: в нем отказывались участвовать Вюртемберг и Бавария.

Вскоре участники Рейнского союза начали приватиза­цию владений имперских рыцарей и мелких графств. В ре­зультате число всех немецких государственных образова­ний сократилось с двухсот до сорока двух. Из 51 вольного города осталось 5, остальные вошли в состав других государств. Число жителей Рейнского союза достигало 8 мил­лионов на 2400 кв. миль.

До 1808 г. к Рейнскому союзу присоединились еще 23 немецких государства. Уже вследствие поражения Пруссии против Франции в битве при Йене в его состав вошли многие центрально- и северонемецкие мелкие го­сударства.

В 1808 г. Рейнский союз достиг своих наибольших раз­меров. Он охватывал четыре королевства, пять великих герцогств, тринадцать герцогств, семнадцать княжеств, а также независимые ганзейские города Гамбург, Любек и Бремен. Последним к Рейнскому союзу присоединился князь Ангальт-Дессау и получил за это титул герцога. Вооб­ще Наполеон не жалел титулов: Баден, Гессен-Дармштадт, гергогства Клеве и Берг стали великими герцогствами, а Вюртемберг и Бавария - королевствами. Многие круп­ные государства Германии сделались еще крупнее.

В 1810 г. большие части Северной Германии, включаю­щие устья Эмса, Везера и Эльбы, были аннексированы не­посредственно наполеоновской Францией, чтобы лучше контролировать континентальную блокаду Англии.

Вне Рейнского союза, нового издания Германии, оста­лись лишь Пруссия, Австрия, принадлежавшее Дании гер­цогство Гольштейн и шведская Померания.

Рейнский союз

- I. Первый союз носивший это имя был заключен между тремя духовными курфюрстами, епископом мюнстерским, королем шведским (как князем бременским), Пфальц-Нейбургом, Брауншвейг-Люнебургом и Гессен-Касселем во Франкфурте на Майне 14 августа 1658 г.; к этому союзу примкнула, 15 августа, и Франция. Целью союза была взаимная защита, а также охрана немецких владений Швеции от императора и Бранденбурга. Р. союз распался после мюнстерской войны 1667 г.

Ср. Joachim, "Die Entwickelung des Rheinbundes vom J. 1658" (Лейпциг, 1886).

II. Второй Рейнский союз относится к началу XIX в. Давно уже Франция старалась уничтожить влияние на западную Германию со стороны Австрии и Пруссии. К этой цели стремился и Наполеон I, учреждая Р. союз. 12 июля 1806 г. был подписан в Париже договор между Наполеоном и германскими государями (Бавария, Вюртемберг, Баден, Дармштадт, Клеве-Берг, Нассау, Гогенцоллерн, Лихтенштейн и др.). Этим актом Наполеон признавался протектором коалиции, принимавшей имя Р. союза. В основе организации союза лежали безусловная покорность Франции во внешней политике и военных делах и увеличение власти государей над подданными в делах внутреннего управления. Князья обратились в вассалов Наполеона, обязывавшись держать для него наготове войско в 63000 человек и участвовать вместе с Францией во всех ее войнах. Чтобы уничтожить воспоминание о "священной римской империи", город Регенсбург - прежнее место собраний имперского сейма - в 1810 г. был присоединен к новому баварскому королевству. В Р. союзе числилось в 15 раз меньше государств, чем их было в империи; число жителей достигало 8 миллионов. Образованию союза много содействовал архиепископ майнцский, Карл фон Дальберг, получивший город Франкфурт на Майне и звание князя-примаса. Он был назначен наместником Наполеона в Р. союзе. Организация армии союза и укрепление границ были в руках французских офицеров и инженеров; договора по делам союза заключались в Париже. Имперские законы, суд и сейм были упразднены, равно как и старинные конституционные формы, стеснявшие абсолютизм (например, вюртембергские земские чины). Во многих странах была сделана общеобязательной военная служба. В администрации и сборе податей введено больше порядка, устранены отжившие судебные процессы, введен кодекс Наполеона (Баден, Вестфалия). Новый режим, установленный в некоторых государствах Рейнского союза, очень близко подходил к просвещенному абсолютизму: то же недоверие к общественным силам, то же полновластие администрации. Распространение кодекса Наполеона имело огромное значение: объявляя гражданское равенство, он приводил к необходимости освобождения личности крестьянина. Под давлением Наполеона члены Рейнского союза стали издавать законы, отменявшие крепостную зависимость крестьян. Сам Наполеон в 1807 г. уничтожил крепостное состояние в Вестфалии, в 1808 г. - в герцогстве Бергском, в Эрфурте, Байрейте и др. В состав Р. союза вошли также медиатизированные имперские чины - множество мелких князей, утратившие свои феодальные права и поглощенные крупными соседями. После решительной победы над Пруссией (1807) Наполеон включил в состав Р. союза Саксонию, Вестфалию, курфюршество Вюрцбургское, герцогства Мекленбургское и Ольденбургское, княжества Шварцбург, Ангальт и Вальдек. В центре Р. союза Наполеону принадлежал город Эрфурт. Отношение Наполеона к странам Р. союза было вполне деспотичное; всякая оппозиция немедленно подавлялась; книгопродавца Пальма, по приказанию Наполеона, расстреляли за то, что он не назвал автора брошюры: "Германия в своем глубочайшем унижении". Хотя члены союза боялись, да и не хотели разорвать с Наполеоном, но его деспотизм вызвал всеобщую оппозицию. Взрыв национального чувства, охвативший Пруссию, отразился и в других немецких землях (1813). После лейпцигской битвы и отступления разбитой французской армии за Рейн началось быстрое разложение Р. союза. В ноябре 1813 г. были заключены Австрией договора с Вюртембергом, Баденом, Гессен-Дармштадтом, Нассау, Кобургом и др. Владетельные князья, при Наполеоне лишенные престола, вернулись в свои владения. За бывшими членами Р. союза сохранены были все верховные их права и территориальные приобретения. Королевство Вестфальское пало, в Ганновере восстановлено было владычество короля английского. Реставрированные князья вернулись к "доброму старому времени", и в Германии началась реакция.

Под ударами войск Наполеона была ликвидирована Священная Римская империя германской нации. Французский император, перекроивший карту Германии, склонил монархов ряда германских государств, прежде всего южной части страны, к созданию в июле 1806 г. Рейнского союза. Акт об образовании этого союза подписали пра­вители 16 государств, затем к документу присоединились еще 20 государств. С точки зрения международного права Рейнский союз являлся объединением суверенных держав, функции совместного органа которого выполняло Федеральное Собрание во Франкфурте-на-Майне - бундестаг. Это была новая веха в становлении германского федерализма.

Согласно Акту (Конституции) Рейнского союза 16 германских государств объявляли о своем суверенитете и попадали под протекторат Франции. Центральным положением акта о Рейнском союзе было создание наступательно-оборонительного альянса, в соответствии с которым Наполеон мог использовать в своих боевых действиях войска союза. В августе 1806 г. государства Рейнского союза заявили о выходе из состава Священной Римской империи германской нации. Это привело к отречению императора Священной Римской империи Франца II, сохранившего титул императора Австрии. По мере продвижения наполеоновских войск к Рейнскому союзу присоединились Саксония и Вестфальское королевство.

Главным, однако, была не смена внешнеполитических ориентиров, а модернизация германских государств, вошедших в Рейнский союз, получившая название "революции сверху". Создание Рейнского союза ликвидировало более 112 мелких государственных единиц, что привело к значительному уменьшению политической раздробленности Германии и явилось крупным шагом вперед на пути радикальных преобразований в южной и западной частях страны. Хотя Рейнский союз осложнял решение проблемы создания единого государства, тем не менее он прокладывал путь от старой империи к новым политическим формам отношений между государствами на федеративных началах. Его деятельность обогатила историю конституционного права Германии, явилась важным этапом на пути формирования следующего государственного образования - Германского союза, создатели которого использовали опыт прежней конструкции, в частности, организационный принцип Акта (Конституции) Рейнского союза. Были проведены реформы в области конституционного права, управления, экономики, финансов. Монархи южногерманских и некоторых центральногерманских государств допустили принятие конституций, которые были призваны стимулировать

30 Ibid., S. 32-33. 36


Граждан поддерживать свои государства. В конституциях некоторых государств, например, Баварии, были зафиксированы даже основные права человека.



Конституционные традиции в имеющей богатую 1000-летнюю историю Баварии начали складываться в начале XIV в. Так еще в 1300 г. создавались "земельные сословия" из помещиков, духовенства, а также граждан городов. Ставшая в 1806 г. королевством, Бавария в конституции от 25 мая 1808 г. определила принципы взаимодействия между администрацией и юстицией. На основе "эдикта о сословном собрании" от 26 мая 1816 г. "конституционная грамота королевства Бавария" 8 июля 1818 г. вводит принцип представительства в "сословном собрании", в результате чего монарх участвует в законодательстве. Сословное собрание состояло из двух палат: "Аристократической палаты", куда входили назначенные королем имперские совет­ники, и "демократической" - депутаты, избираемые народом. Благодаря этому конституционно было закреплено участие народа в законодательстве и делах прави­тельства. Можно сказать, что принятая в 1818 г. конституция, где впервые закреп­лялись равенство всех граждан перед законом, неприкосновенность личности и имущества, свобода совести и независимость судей, положила начало парламентской демократии в Баварии.

Проведенные в Пруссии в 1807-1808 гг. по инициативе главы правительства Г. Штейна реформы конституционного права и городского управления способство­вали расширению полномочий демократически избранных органов самоуправления.

Роспуск Рейнского союза произошел в конце наполеоновской эпохи. Большинство участников Союза во главе с Баварией в октябре 1813 г. присоединились к коалиции Пруссии, России и Австрии и вступили в борьбу против французского императора.



ГЕРМАНСКИЙ СОЮЗ

После разгрома Наполеона победители приступили к созданию нового междуна­родного порядка, включавшего проблемы урегулирования отношений между гер­манскими государствами. Эти темы стояли на повестке дня Венского конгресса (ноябрь 1814 - июнь 1815 гг.). В соответствии с решениями первого Парижского мира (30 мая 1814 г.), германские государства должны были быть независимы и объединены на федеративных началах. Правительства германских государств в июне 1815 г. приняли конституционный документ - "Союзный акт", в котором Союз государств характеризовался как "нерасторжимый". Он состоял из 39 государств -35 княжеств и 4 вольных города 31 . Наибольшим влиянием в Союзе обладали Австрия и Пруссия, соперничество которых за гегемонию в германских государствах заняло впоследствии более полувека.

Германский "Союзный акт" был дополнен Венским заключительным актом от 15 мая 1820 г., на основе которого был принят Основной закон Германского союза. Согласно Венскому заключительному акту, с точки зрения международного права Германский союз был "объединением германских суверенных княжеств и вольных городов". Основными задачами Союза являлись: сохранение внутренней и внешней безопасности Германии, а также обеспечение независимости и нерушимости границ германских государств.

Конституционным органом Союза являлось Федеральное собрание-бундестаг. Мес­том этого единственного общегерманского органа стал один из четырех вольных городов - Франкфурт-на-Майне. Участники Союза имели право заключать союзы с иностранными государствами, если они не были направлены против безопасности Германского союза или его членов. В состав бундестага, заседания которого прохо­дили под председательством Австрии, входили полномочные представители всех государств Союза. Таким образом, бундестаг представлял Германский союз в его полном объеме, являлся постоянным конституционным органом его воли и действия.

31 Гилкин НС. Создание Германской империи. 1815-1871. М., 1986.


По Венскому заключительному акту пленарные заседания бундестага проводились только для голосования, причем каждый из участников Союза обладал как минимум одним голосом, а крупные государства имели до 4 голосов. Предварительное решение готовилось на заседаниях так называемого "узкого совета", в котором только 11 самых крупных государств имели право полного голосования, а малые страны обладали лишь 6 голосами.

Полномочия бундестага были ограничены: он как конституционный орган Союза не мог принимать законы прямого действия для участников Германского союза и граждан входящих в это объединение государств. Принятые на пленарных заседаниях законы бундестаг мог только рекомендовать союзным государствам для их рассмот­рения и возможной реализации. Важным решением Венского конгресса было включение в "Союзный акт" статьи, которая предусматривала введение в государст­вах Союза "сословно-представительных конституций".

Закрепление конституционных элементов проходило параллельно с развитием капиталистических отношений в Германии, что способствовало становлению единого внутреннего рынка, создавало предпосылки для более тесного политического взаимо­действия германских государств в поисках пути создания единого национального госу­дарства на принципах федерализма.