Профессиональный стандарт педагогической деятельности учителя. Профессиональный стандарт учителя: положительные и отрицательные стороны. Зачем нужен профессиональный стандарт современному учителю

ФПКиПП, профессиональная переподготовка, установочная сессия ,

Хайруллина Гузель Робертовна , Педагогика и методика начального образования

Эссэ на тему

«Образ современного учителя с позиции профессионального

стандарта педагога»

Педагог – ключевая фигура реформирования образования. «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» (К.Д. Ушинский). В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества. Труд педагога должен быть избавлен от мелочной регламентации, освобожден от тотального контроля.

Профессиональный стандарт педагога, который должен прийти на смену морально устаревшим документам, до сих пор регламентировавшим его деятельность, призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию.

Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Но от педагога нельзя требовать то, чему его никто никогда не учил. Следовательно, введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации.

Для обеспечения действенного общественного контроля на всех этапах работы над профессиональным стандартом предлагается в полной мере задействовать механизмы государственно-общественного управления. С этой целью предполагается создать независимую общественную ассоциацию «Профессиональный стандарт педагога – 2013», наделив ее необходимыми правами и полномочиями.

Педагог должен:

1. Иметь высшее образование. Педагогам, имеющим среднее специальное образование и работающим в настоящее время в дошкольных организациях и начальной школе, должны быть созданы условия для его получения без отрыва от своей профессиональной деятельности.

2. Демонстрировать знание предмета и программы обучения.

3. Уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность (самоанализ урока).

4. Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.

5. Использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании; одаренных учеников; учеников, для которых русский язык не является родным; учеников с ограниченными возможностями и т.д.

6. Уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля.

7. Владеть ИКТ-компетенциями (подробные разъяснения в отношении ИКТ-компетенций приведены в Приложении 1).

Педагог должен:

1. Владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности.

2. Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций.

3. Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся.

4. Эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды.

5. Эффективно управлять классами, с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность. Ставить воспитательные цели, способствующие развитию учеников, независимо от их происхождения, способностей и характера, постоянно искать педагогические пути их достижения.

6. Устанавливать четкие правила поведения в классе в соответствии со школьным уставом и правилами поведения в образовательной организации.

7. Оказывать всестороннюю помощь и поддержку в организации ученических органов самоуправления.

8. Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их.

9. Уметь находить (обнаруживать) ценностный аспект учебного знания и информации и обеспечивать его понимание и переживание учащимися.

10. Уметь проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка) .

11. Уметь обнаруживать и реализовывать (воплощать) воспитательные возможности различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.).

12. Уметь строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей.

13. Уметь создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) детско-взрослые общности учащихся, их родителей и педагогов.

14. Уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей (лиц, их заменяющих) учащихся, привлекать семью к решению вопросов воспитания ребенка.

15. Уметь сотрудничать (конструктивно взаимодействовать) с другими педагогами и специалистами в решении воспитательных задач (задач духовно-нравственного развития ребенка) .

16. Уметь анализировать реальное состояние дел в классе, поддерживать в детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу.

17. Уметь защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях.

18. Поддерживать уклад, атмосферу и традиции жизни школы, внося в них свой положительный вклад.

Личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности:

1. Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку.

2. Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития.

3. Способность оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами.

4. Готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.

6. Умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка.

7. Владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу.

8. Умение отслеживать динамику развития ребенка.

9. Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают.

10. Знание общих закономерностей развития личности и проявления личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов развития, возрастных особенностей учащихся.

11. Умение использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий.

12. Умение проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду, знать и уметь проводить профилактику различных форм насилия в школе.

13. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) осуществлять психолого-педагогическое сопровождение образовательных программ начального и среднего общего образования, в том числе программ дополнительного образования.

14. Владение элементарными приемами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей учащихся, осуществление совместно с психологом мониторинга личностных характеристик ребенка.

15. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) составить психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности учащегося.

16. Умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития с учетом личностных и возрастных особенностей учащихся.

17. Умение формировать и развивать универсальные учебные действия, образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, навыки поликультурного общения и толерантность, ключевые компетенции (по международным нормам) и т.д.

18. Владение психолого-педагогическими технологиями (в том числе инклюзивными), необходимыми для работы с различными учащимися: одаренные дети, социально уязвимые дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, СДВГ и др.), дети с ОВЗ, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью.

19. Умение формировать детско-взрослые сообщества, знание их социально-психологических особенностей и закономерностей развития.

20. Знание основных закономерностей семейных отношений, позволяющих эффективно работать с родительской общественностью.

Исходя из вышеперечисленного педагог начальной школы должен:

1. Учитывать своеобразие социальной ситуации развития первоклассника в связи с переходом ведущей деятельности от игровой к учебной, целенаправленно формировать у детей социальную позицию ученика.

2. Обеспечивать развитие умения учиться (универсальных учебных действий) до уровня, необходимого для обучения в основной школе.

3. Обеспечивать при организации учебной деятельности достижение метапредметных образовательных результатов как важнейших новообразований младшего школьного возраста.

4. Быть готовым, как самый значимый взрослый в социальной ситуации развития младшего школьника, к общению в условиях повышенной степени доверия детей учителю.

5. Уметь реагировать на непосредственные по форме обращения детей к учителю, распознавая за ними серьезные личные проблемы. Нести ответственность за личностные образовательные результаты своих учеников.

6. Учитывать при оценке успехов и возможностей учеников неравномерность индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста, а также своеобразие динамики развития учебной деятельности мальчиков и девочек.

Взаимодействие учителя с учащимися - один из важнейших путей воспитательного влияния взрослых. Учитель, в принципе, достаточно подготовлен к организации и поддержанию взаимоотношений с учащимися. Однако на практике взаимоотношения учителя с учащимися складываются не всегда оптимально. Во многом это зависит от стиля руководства педагога (т.е. от характерной манеры и способов выполнения воспитателем тех функций, из которых складывается его взаимодействие с учащимися).

Педагог должен: проявляя активность, взаимодействовать с миром (характер этой активности определяется субъективно свободным отношением личности). Влияние педагога должно ориентировать воспитанника на определённое отношение к социальным ценностям. Взаимодействие педагога и весь процесс взаимодействия с ребенком должен производиться на уровне современной культуры и в соответствии с целью воспитания.

Педагогическое мастерство в большей степени зависит от личных качеств педагога, а также от его знаний и умений. Каждый педагог - это личность. Личность педагога, ее влияние на воспитанника огромно, ее никогда не заменит педагогическая техника. Новые образовательные технологии сопровождают результаты значительных научных исследований. Уровень овладения педагогической технологией может быть элементарным и профессиональным.

Особенно важными являются такие качества педагога, как готовность к пониманию психических состояний учеников и сопереживанию, т.е. эмпатия, и потребность в социальном взаимодействии. Большое значение придается и "педагогическому такту", в проявлении которого выражается общая культура педагога и высокий профессионализм его педагогической деятельности и направленности.

Профессия педагога - одна из важнейших в современном мире. От его усилий зависит будущее человеческой цивилизации. Профессиональный педагог - это единственный человек, который большую часть своего времени занимается воспитанием и обучением детей. Если процесс обучения детей учителем прекратится, то неизбежно наступит кризис. Новые поколения из-за отсутствия конкретных знаний не смогут поддерживать культурный, экономический и социальный прогресс. Без сомнения, общество не получит учителей, подготовленных морально и профессионально.

Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство его теоретической и практической готовности в целостной структуре личности и характеризует его профессионализм.

«Сертификация квалификаций» - Сертификация квалификаций выпускников Самарской области. Квалификационный экзамен состоит из теоретического теста и практического задания. В Самарской области процедура сертификации проводится с 2001 года. Фотографии размером 3х4 (2 шт.). Копия документа об оплате за сертификацию квалификаций выпускников.

«Стандарты второго поколения» - Личностная часть является предметом анализа и оценки массовых социологических исследований. Стандарт второго поколения будет регулировать не только содержание образования и планируемые образовательные результаты. Требования к структуре основных общеобразовательных программ (шире минимума содержания).

«Образовательный стандарт» - Цель: обеспечение безопасности нации (личности, общества и государства). Реализуемые результаты. Учебные программы, процедуры оценки, примеры планов и программ … Требования стандарта могут быть дополнены. Ценностные ориентиры системы образования в стандарте. Организация и содержание. Образовательный стандарт: особенности подхода.

«Компьютер и его назначение» - Звуковая карта (Sound card). Видеоадаптер. Назначение компьютера. От типа накопителя зависит скорость передачи данных с компакт-диска. В оперативной памяти ПК находится операционная система, драйверы устройств, исполняемые программы. Накопитель на компакт-дисках (CD-ROM drive). Накопитель на гибких магнитных дисках (FDD).

«Назначение компьютерных сетей» - Развитие умений самостоятельной работы с информацией. Назначение компьютерных сетей. Развитие познавательного интереса, творческой активности, воспитание информационной культуры. Крупные локальные сети объединяются в глобальные сети. Простейшая компьютерная сеть. Компьютерные сети. Оперативное получение нужной информации из библиотек и банков.

«Новые стандарты по истории» - Сборник состоит из программ по музыке для 5 - 7 классов и программ по искусству для 8 - 9 классов. Данные рабочие программы охватывают весь курс всеобщей истории для 5 - 9 классов. Программы реализует линия учебников А. А. Вигасина – А. О. Сороко-Цюпы. Работаем по новым стандартам. Программа формируется с учётом психолого-педагогических особенностей развития детей 11-15 лет.

Весной 2012 года президент Российской Федерации Владимир Путин поручил Министерству образования разработать профессиональный стандарт учителя математики. Сейчас идет разговор о создании среднего варианта, независимо от преподаваемой учебной дисциплины.

Работа экспертов

Рабочую группу, которая была создана для того, чтобы разработать профессиональный стандарт учителя, возглавил Е. А. Ямбург, директор центра образования г. Москвы. К работе были подключены заслуженные педагоги страны, известные своими авторскими методиками. Все предложения, разработанные ими, опубликовали на официальном сайте Минобрнауки. Любой учитель, родитель, представитель заинтересованной общественности могли изучить профессиональный стандарт современного учителя и оставить свои комментарии.


Заслуженные учителя России отнеслись к поставленной перед ними задаче серьезно, составили некий общий профессиональный стандарт учителя, наполнив его новыми компетенциями, в числе которых:

  • работа с талантливыми и одаренными детьми;
  • реализация программ инклюзивного образования;
  • работа с детьми, имеющими отклонения в развитии;
  • преподавание учебной дисциплины учащимся с девиантным поведением, социально уязвимым и зависимым детям.



Задачи стандарта

Профессиональный стандарт учителя должен:

  • соответствовать особенностям профессиональной деятельности учителя;
  • не стать неким инструментом для регламентации труда педагога;
  • побуждать учителя к поиску новых педагогических идей и решений;
  • избавить педагога от выполнения тех функций, которые ему несвойственны, отвлекают его от качественно выполнения непосредственных обязанностей;
  • отвечать международным регламентам и нормам;
  • соответствовать требованиям ведомств и министерств, занимающихся начислением пенсии, исчислением педагогического стажа.



Основные характеристики стандарта

Профессиональный стандарт учителя является рамочным документом. В нем определены основные требования к квалификации педагога. Его общенациональные рамки дополняются региональными требованиями с учетом демографических, социокультурных особенностей региона.

Кроме того, профессиональные стандарты учителя РФ дополняются (по желанию) внутри образовательного учреждения, учитывая направление работы, реализуемые в ОУ программы: инклюзивное обучение, работа с одаренными детьми.

Профессиональный стандарт учителя литературы учитывает специфику преподаваемого предмета. Он имеет несколько модификаций, разработанных для начальной, основной, старшей ступени обучения. С учетом стратегии современного образования, он наполнен психолого-педагогическими компетенциями, которые должны помочь учителю решать проблемы обучения, воспитания, развития подрастающего поколения России.


Личностные качества

Особое внимание уделено личности самого педагога. Профессиональный стандарт учителя предполагает готовность обучать всех детей независимо от их способностей, склонностей, уровня развития. Сам педагог обязан постоянно самосовершенствоваться, изучать психологические особенности детского и подросткового возраста, не допускать возникновения конфликтных ситуаций с воспитанниками, их родителями.


Варианты применения

Зачем нужен профессиональный стандарт современному учителю? В первую очередь он потребуется при приеме на работу на должность «педагог». Данный «эталон» поможет экспертам оценить работу аттестуемого педагога.

Цель использования

С помощью стандарта можно выявлять квалификацию учителя, необходимую для качественного воспитания и обучения школьников.

Учитывая те критерии, которые содержатся в данном документе, возможно обеспечение необходимой профессиональной подготовки педагогов для высокой результативности труда. Стандарт поможет педагогу иметь представление о тех требованиях, которые к нему предъявляются работодателем.


1 часть. Обучение.

3 часть. Развитие (содержит профессиональные и личностные компетенции, которые нужны педагогу для реализации развивающей деятельности).

4 часть. для учителя начальных классов.

5 часть. Компетенции воспитателя, которые отражают специфику работы в дошкольных образовательных учреждениях.

Методика оценивания

Для того чтобы выявить положительные и отрицательные стороны профессионального стандарта учителя, экспертами были разработаны специальные методы. Итоговую оценку профессионализма педагога выставляют с учетом имеющихся результатов воспитания, обучения, развития учащихся. Понимая, что, в зависимости от уровня развития детей, их способностей, склонностей, конечные результаты обучения и воспитания могут существенно отличаться, в «эталоне» современного педагога предусмотрены четкие параметры, касающиеся разных учащихся. При оценке работы педагога с талантливыми учениками одним из критериев определены высокие учебные достижения, наличие победителей и призеров предметных олимпиад различного уровня.

Для работы с ребятами, которые имеют ограниченные возможности, в качестве результативной работы определяются интегративные показатели, которые свидетельствуют о стабильной динамике развития школьника. Такие показатели преобладают в начальной школе.

При оценке современного педагога должна быть обеспечена обратная связь с непосредственными потребителями услуг, в качестве которых выступают родители и ученики.

Провести оценку соответствия тем требованиям, что предъявляются к учителю, можно путем проведения внутреннего аудита. Он предполагает анализ отчетов и планов работы, посещение уроков, мероприятий. Для внутренних аудиторов образовательного учреждения по задумке авторов стандарта, должны вступать самые авторитетные и уважаемые учителя школы. Прежде чем эксперты приступят к непосредственному выполнению своих обязанностей, они проходят специальное обучение методам и принципам проведения процедуры аудита.

Нюансы введения стандарта

Педагоги с опаской относятся к тем нововведениям, которые разработало Министерство образования РФ. Теория профстандарта для педагогов создана Шадриковой В. Д.

Автор предлагает под таким стандартом понимать некую систему требований к компетентностям субъекта деятельности, которые в совокупности определяют реальность занимания определенной должности, связаны с успехом педагогической деятельности. Чего боятся учителя? При несоответствии одному из компонентов разработанной системы оценки их могут лишить права осуществлять педагогическую деятельность.

Сразу после первого появления стандарта данный проект подвергся детальному изучению и критике со стороны опытных учителей УО. При внимательном рассмотрении всех пунктов данного проекта можно заметить, что каких-то новых требований к учителю не появилось, но сама попытка «загнать учителя в рамки», вызвала негативную реакцию у педагогического сообщества.

Рабочая группа, столкнувшаяся с такой реакцией учителей, предложила им высказать свои замечания. Например, обсуждался такой критерий, как обязательность высшего Ущемленными окажутся педагоги с огромным стажем работы, которые не смогли своевременно получить высшее образование.

Нет в предлагаемом документе и при этом много раз повторяется глагол «должен». Ведется речь об обязанности современного педагога развивать, воспитывать, обучать. Но все это является логическим результатом работы педагога, а потому должно оцениваться не в отдельности, а суммарно. Учителя говорят о том, что подобный документ писался людьми, абсолютно далекими от российского образования. По ФГОС разработаны умения предметные, метапредметные, личностные. Не появится ли противоречий между ФГОС и профессиональным стандартом? Педагогический профсоюз также обеспокоен противоречиями между реформами и вводимым стандартом. Они напоминают авторам проекта этого документа о том, что в данный момент не подразумевается должности «педагог». Педагогическое сообщество отмечает и тот факт, что для инклюзивной деятельности нужно специальное образование, не у всех учителей есть возможность получить его. Не станет ли это поводом для увольнения с формулировкой «несоответствие требованиям профессионального стандарта»? К тому же учителя говорят и о том, что в проекте представлен недостаточный понятийный аппарат, явно завышены требования к педагогу. Регламентация многочисленных обязанностей демонстрирует некое недоверие к педагогической элите со стороны экспертов.

Контрастом выступает документ, принятый в Англии для оценки деятельности педагогов. Учитель обязан ставить такие цели, которые будут вдохновлять школьников. В обязанности педагога включена помощь в достижении ребятами хороших учебных результатов. Есть и другие требования, которые изложены доступным и понятным языком, не предполагающим использования дополнительного словаря терминов.

Заключение

В педагогической общественности продолжается активное обсуждение профессионального стандарта. Неравнодушные педагоги вносят свои предложения по изменению содержания ПС. Для того чтобы педагог, представитель творческой профессии, не превратился, в угоду чиновникам, в типичного «менеджера по продажам знаний», необходимы существенные изменения в предлагаемом документе. В противном случае высок риск потери учителей - мастеров своего дела, замена их теми кадрами, которые будут формально выполнять требования ПС, забывая при этом о развитии личности ребенка. А ведь именно на профессионалах держится в настоящее время российская система образования.