Современная образовательная среда в российской федерации. В России формируется современная цифровая образовательная среда 

Сегодня в соответствии с законом онлайн-образование является не самостоятельной формой обучения, а технологией, применять которую учебным заведениям никто не запрещает. По этой причине привыкшие работать в условиях регламентации всего и вся руководители российских вузов относятся к ней с опасением. Проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» (СЦОС) призван снять эти опасения.

По словам Юрия Белоножкина , первого вице-президента организации «Профессионалы дистанционного обучения», основателя тренингового центра EduCons.Online, в России до сих пор нет государственной политики в сфере онлайн-образования. «На законодательном уровне оно вообще вне закона. Есть только право на применение онлайн-технологий в рамках традиционного очного и заочного обучения, – говорит эксперт. – За этим правом стоит масса условий, которые далеко не всегда имеют отношение к онлайн-деятельности». Таким образом, сегодня наша страна находится в невыгодном положении по сравнению с другими странами. «Необходима мобилизация научных, профессионально-общественных и государственных ресурсов, чтобы выйти из этого тупика», – говорит он.

Проблемы российского e-learning

Серьезная проблема сегодняшнего онлайн-образования – недостаток качественного контента, позволяющего самостоятельно получать знания. Онлайн-курсы создаются в рамках отдельных учебных заведений и зачастую хранятся в них «за семью печатями». При этом их качество зачастую оставляет желать лучшего. По мнению Георгия Саатчяна , генерального директора «РФТехно», качество дистанционных образовательных программ напрямую зависит от двух условий. С одной стороны, определяющую роль играет интеллектуальная и педагогическая одаренность их создателей, а также сплоченность команды, работающей над дистанционными учебными программами. С другой, для достижения высокого качества отдельных курсов, а тем более комплексных образовательных программ, необходимы немалые средства. «Стоимость производства курса по русской литературе, основанного на чтении, существенно ниже затрат на курс по компьютерной грамотности, являющийся интерактивным тренажером», – приводит пример эксперт.

Существуют и агрегаторы, которые предоставляют доступ к целому ряду разнообразных онлайн-курсов. Например, образовательная платформа «Открытое образование», созданная ассоциацией «Национальная платформа открытого образования», учредителями которой являются МГУ, СПбПУ, СПбГУ, МИСиС, НИУ ВШЭ, МФТИ, УрФУ и ИТМО. Размещать на ней онлайн-курсы могут вузы-члены ассоциации и вузы-партнеры. Качество онлайн-курсов контролируется, прежде всего, самим университетом-разработчиком. «В самом вузе-разработчике обязательно существует система контроля качества онлайн-курсов, есть проверка соответствия требованиям платформы «Открытое образование», – рассказывает Василий Третьяков , председатель правления ассоциации «Национальная платформа открытого образования». – Онлайн-курсы постоянно дорабатываются и совершенствуются на основе собранной обратной связи от слушателей и университетов, включающих их в свои образовательные программы».

Не урегулирован вопрос оплаты услуг производителей онлайн-курсов.

Пока не урегулирован вопрос оплаты услуг производителей онлайн-курсов, которые будут использовать в процессе обучения школьники и студенты. Организация онлайн-консультаций дистанционно обучающихся с преподавателями, таких как форум, скайп-сессия, вебинар или переписка по электронной почте, остается в ведении самих учебных заведений. Также в сфере ответственности образовательных организаций лежит и оплата труда педагогов.

По мнению Саатчяна, до сих пор нерешенной остается проблема создания в России сети объединенных центров тестирования, где обучающиеся дистанционно студенты могли бы сдавать экзамены. «По идее, оплачивать их существование должен консорциум вузов. В такой центр должен приходить с паспортом студент любого вуза, и задача технического работника – удостоверить его личность, посадить за компьютер с интернетом и следить, чтобы студент не пользовался дополнительными материалами. Студент сам заходит в нужную систему, сдает экзамен и уходит. Так сочетается современная форма обучения и традиционный подход к сдаче экзаменов», – уточняет он.

Чем полезен СЦОС

Решение, которое планируется реализовать в рамках приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», позволит собрать на одном интернет-ресурсе информацию обо всех качественных онлайн-курсах, пригодных как для формального, так и неформального образования. «Планируется, что в 2017 году появится новый интернет-портал, который объединит платформы онлайн-обучения. Это будет каталог онлайн-курсов, которые могут быть освоены как часть образовательной программы высшего образования или программы среднего профессионального образования. Например, одной из онлайн-платформ, курсы которых будут представлены на этом портале, станет «Открытое образование», – говорит Третьяков.

Часть онлайн-курсов, изученных абитуриентами, можно будет полностью или частично перезачесть уже после поступления в вуз и не изучать повторно, поясняет Александр Молчанов, замруководителя комитета по профобразованию и подготовке кадров «Деловой России», вице-президент компании «ПроОбраз», основатель компании «Профессиональное электронное образование», координатор общественно-делового совета по приоритетным проектами по стратегическому направлению «Образование». «Таким образом, СЦОС позволит создавать образовательные программы в региональных вузах, где часть дисциплин студенты будут проходить онлайн с лучшими преподавателями ведущих университетов страны», – продолжает Алла Носкова , основатель образовательных маркетплейсов postupi.online и edumarket.ru.

Часть изученных онлайн-курсов можно будет полностью или частично перезачесть после поступления в вуз.

В рамках СЦОС также планируется решить вопрос о компенсации образовательным платформам средств за обучение уже зачисленных в университеты студентов, если онлайн-курсы использовались как дисциплина по выбору или были встроены в учебный процесс. На текущий момент это решается сетевой формой реализации образовательных программ согласно статье 15 закона об образовании.

Первые шаги ко всеобщему дистанционному обучению

Сегодня Минобрнауки работает над формированием нормативной базы, необходимой для создания в России современной цифровой образовательной среды.В несколько законодательных актов уже внесены изменения, некоторые еще находятся на согласовании. В частности был заново разработан приказ Минобрнауки от 5 апреля 2017 года №301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры».

Скоро увидит свет обновленная версия порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ. Готовятся методические рекомендации по применению онлайн-курсов. Также обсуждаются вопросы легализации виртуальной академической мобильности и многие другие.

Работа над проектом проходит в закрытом режиме.

«К сожалению, в СЦОС не видны главные условия – поддержка разработчиков и продвижение самих онлайн-курсов. Зато все усилия сосредоточены на регламентации онлайн-обучения, – говорит Юрий Белоножкин. – В итоге мы увидим консервацию тех подходов в онлайн-обучении, которые были вчера. А появление новых решений потребует постоянной доработки норм и правил». Существенным недостатком работы над проектом является также то, что она проходит в закрытом режиме, что, по мнению эксперта, противоречит принципам открытости и состязательности в защите результатов научной деятельности.

«Даже в текущей конфигурации в условиях высокой самостоятельности образовательных организаций у нас достаточная нормативная база для развития онлайн-обучения, – не согласен с ним Александр Молчанов. – Сложности возникают обычно на стыке государственного и негосударственного секторов, а также в вопросах финансовых взаимоотношений между государственными образовательными организациями и образовательными платформами». По его мнению, здесь могли бы помочь перечни лучших практик и рекомендации от ведущих организаций в области онлайн-обучения, таких как «Универсариум», «Лекториум», «Национальная платформа открытого образования», их опыт работы с образовательными организациями, а также активная работа ассоциаций в области развития электронного обучения, таких как «Электронное образование Республики Башкортостан» или Омский региональный электронный университет.

«Государству важно, чтобы соблюдались базовые принципы, заложенные в федеральном законодательстве, и существовали качественные нормативные акты внутри самого университета, – резюмирует эксперт. – К сожалению, страх перед проверками в условиях постоянного сокращения вузов приводит к состоянию стагнации в области запуска новых образовательных проектов. Это застой не только в онлайн-образовании, но и в развитии сетевых форм реализации образовательных программ совместно с работодателями, и в развитии предпринимательских университетов с защитой дипломов в виде стартапов и многих других».

Какие основные задачи должен решить проект «Современная цифровая образовательная среда в РФ » и в чем заключается суть цифровой образовательной среды? Насколько значимы предстоящие изменения и почему проект выделен как приоритетное направление? Именно эти вопросы мы постараемся затронуть в рамках данной статьи.

Глобальные изменения в системе российского образования продолжаются. В частности, указы Президента РФ, которые он подписал в мае 2018 года, коснулись преобразования системы в области цифровых технологий. Несмотря на то, что российское образование на протяжении многих лет сохраняет конкурентоспособность на мировом рынке, руководство страны решило усложнить задачу внедрением проекта «Современная цифровая образовательная среда в РФ». Внедрение и систематизация данного приоритетного проекта должны заработать на полную мощь уже в 2024 году. Поэтому Министерству Просвещения и Министерство науки и высшего образования необходимо работать максимально оперативно и слаженно.

Актуальность внедрения цифровой образовательной среды Статистические данные говорят о том, что из-за глобальной механизации и автоматизации в 20 столетии исчезло около 600 профессий. В 21 веке ситуация не изменилась - цифровые технологии, которые сегодня внедряются практически во все сферы жизнедеятельности человека, продолжает стремительно отправлять в историю целые группы профессий и ремесел. А те профессии, которые не исчезли, претерпели/претерпевают значительные изменения. Естественно, что цифровые технологии влияют не только на уровень развития экономики государства и его обороноспособности, но и, в конечном счете, на глобальные политические процессы. Поэтому государству и обществу нужны специалисты, способные управлять сложнейшим оборудованием, приборами и роботами, чтобы сохранять конкурентоспособность на мировом уровне. "Воспитать" таких специалистов, способных «шагать в ногу» с постоянно совершенствующимися современными технологиями, можно только при одном условии: если их обучение с помощью цифровых технологий начнется едва ли не с пеленок, и будет продолжаться на протяжении всей жизни. Современные подростки и сами уже активно используют цифровые технологии для актуализации полученных знаний и применения их на практике. Но самостоятельное овладение знаниями, к сожалению, не дает возможности получить сертификат и предъявить его работодателю. Да и проверить качество этих знаний без организованной цифровой системы, чтобы выдать соответствующий диплом, тоже сложно (даже если человек усердно занимался самообразованием и его знания могут найти достойное применение). Еще одна проблема образовательной системы - отсутствие тесной взаимосвязи между профильными ВУЗами/профобразовательными учреждениями и будущими работодателями и научными центрами. Цифровая система способна привести к единому знаменателю все заинтересованные стороны передовой образовательной среды. В свою очередь, такая координация гарантированно обеспечит экономический рост и развитие государства. Значит, интерес к формированию современной цифровой образовательной среды продиктован временем и государственной необходимостью.

Всем нужны МООКи Онлайн-курсы и видео-лекции, появившиеся в 90-х годах прошлого века, не обеспечивали обратной связи с преподавателем, а, следовательно - не давали возможности контролировать и оценивать знания. Такая возможность появилась менее десяти лет назад. Интерактивная связь преподавателей и студентов гарантирует качество обучения и обеспечивает образовательные организации нормативно-правовой базой для его сертификации. Необходимость в сочетании всех перечисленных факторов привела к идее создания МООК - «Массового открытого онлайн-курса». Созданная система МООК позволяет решить наиболее значимые задачи:

Массовость обучения; Доступность; Получение сертификата или диплома любого учебного заведения, в любой точке мира без необходимости личного присутствия, без отрыва от работы, основного места учебы, временного переезда и т. д.

Кроме того, система МООК дает возможность решить вопрос с замещением преподавателей, который возник вследствие недостатка кадров, и желания студентов обучаться в самых престижных ВУЗах страны, без необходимости переезда в другой город.

Кстати, до недавнего времени онлайн-платформы массово использовались для обучения только в США. Однако в 2012 году проекты, аналогичные системам Udemy, Coursera и Udacity, массово распространились по всему миру. В большей степени такая форма образования использовалась коммерческими учебными заведениями.

Отметим, что цифровая образовательная среда, за которой с легкой руки аналитиков отраслевого портала Inside Higher Ed закрепилось название «эпоха EdTech-оптимизма», произвела настоящий переворот в консервативной системе обучения. Сегодня она является необходимым элементом образования, обеспечивающим должный уровень в современном развитом государстве. Поэтому цифровое обучение указом Президента РФ стало приоритетной задачей и для государственных учреждений, в первую очередь. Интерес государства к новой форме образования - абсолютная гарантия его поддержки и успеха.

Современная цифровая образовательная система в России Несмотря на то, что первенство в создании цифровой образовательной среды принадлежит Соединенным Штатам Америки, Россия в этой сфере лишь незначительно отстает, и входит в пятерку лидеров. В 2015 году была создана Национальная платформа открытого образования - НПОО, которая функционирует на базе лучших ВУЗов России:

На площадках этих ВУЗов сегодня работает более 300 курсов онлайн-обучения самых разных отраслевых направлений. «Виртуальная академическая мобильность» до сих пор имела один существенный недостаток - отсутствие правовой базы, которую можно организовать и обеспечить при поддержке государства. Проект «Современная цифровая образовательная среда» решает эту проблему практически полностью.

Паспорт для приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда» был разработан в октябре 2016 года Президиумом Совета при Президенте РФ. Сейчас для развития созданного ресурса привлекаются заинтересованные инвесторы. Важным вопросом остается повсеместное внедрение цифрового образования и полный переход к современной модели обучения.

Протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 25 октября 2016 года № 9 утвержден паспорт приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации». Включение приоритетного проекта по созданию цифровой образовательной среды в портфель Правительства Российской Федерации демонстрирует важность задач по развитию новых образовательных технологий.

Паспорт проекта

Цель проектаСоздать к 2018 году условия для системного повышения качества и расширения возможностей непрерывного образования для всех категорий граждан за счет развития российского цифрового образовательного пространства и увеличения числа обучающихся образовательных организаций, освоивших онлайн-курсы до 11 млн человек к концу 2025 года.

Описание проекта

Приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в России» нацелен на создание возможностей для получения качественного образования гражданами разного возраста и социального положения с использованием современных информационных технологий.

Реализация приоритетного проекта должна привести к следующим результатам:

1. Создание системы оценки качества онлайн-курсов и онлайн-ресурсов общего образования, сочетающей автоматическую и экспертную оценку и обеспечивающей обучающихся и образовательные организации достоверной информацией о качестве онлайн-курсов и онлайн-ресурсов.

2. Создание информационного ресурса (портала), доступного всем категориям граждан и обеспечивающего для каждого пользователя по принципу «одного окна» доступ к онлайн-курсам для всех уровней образования и онлайн-ресурсам для освоения общеобразовательных предметов, разработанным и реализуемым разными организациями на разных платформах онлайн-обучения.

3. Интеграция портала с Единой системой идентификации и аутентификации и ГИС «Контингент», за счет чего обеспечивается хранение и передача в электронном виде информации об образовательных достижениях (формирование цифрового портфолио) обучающегося между образовательными организациями.

4. Создание программного обеспечения с открытыми исходными кодами, обеспечивающего повышение качества онлайн-обучения и достоверную оценку результатов освоения онлайн-курсов.

5. Принятие нормативных актов, позволяющих осваивать онлайн-курсы как части основных и дополнительных образовательных программ.

6. Создание открытых онлайн-курсов в области образовательных технологий и региональных центров компетенций в области онлайн-обучения, обеспечивающих обучение сотрудников образовательных организаций всех уровней в целях широкого применения онлайн-курсов для повышения качества образовательных программ.

7. Создание и реализация не менее 3500 онлайн-курсов, результаты освоения которых могут быть зачтены в основных образовательных программах.

Реализуемые мероприятия

Проект реализуется в 4 этапа и завершается в ноябре 2025 года. Мероприятия приоритетного проекта проводятся в соответствии со сводным планом проекта, утверждаемым проектным комитетом по основному направлению стратегического развития Российской Федерации «Образование». Особо значимые мероприятия проекта, а также разрабатываемые документы и материалы в рамках проекта будут регулярно анонсироваться и публиковаться на странице

Достижение перечисленной совокупности результатов позволит снизить риски вложения средств в создание онлайн-курсов, вовлечь в создание онлайн-курсов широкий круг участников, образовательных и иных организаций, частных инвесторов, авторов, для создания и поддержки онлайн-курсов и онлайн-ресурсов для освоения общеобразовательных предметов привлекать средства образовательных организаций, частных инвесторов, заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Увеличение количества доступных курсов, повышение эффективности онлайн-обучения, расширение возможностей по освоению онлайн-курсов в системе формального образования позволит к 2025 году достигнуть увеличения количества обучающихся на онлайн-курсах более чем в 300 раз.

Технологические условия (отечественное программное обеспечение). Параллельно развиваются различные платформы, сервисы, способствующие повышению качества онлайн-обучения, которые могут быть интегрированы в общую цифровую образовательную среду, чему способствует наличие информационных стандартов для интеграции с информационными системами образовательных организаций, требований к использованию единых средств идентификации и аутентификации обучающихся и типовых программных решений с открытыми исходными кодами, обеспечивающих достоверную оценку результатов обучения (в том числе контроль прохождения процедуры оценки результатов обучения), передачу достоверных результатов обучения в электронные информационно-образовательные среды вузов, различные виды коммуникации между обучающимися, реализацию симуляторов, тренажеров, виртуальных лабораторий, проектной работы и т.п.

Организационные, финансовые и правовые условия. Принцип свободы выбора онлайн-курсов образовательными организациями или обучающимися обеспечивает мотивацию образовательных организаций к разработке и поддержке качественных и востребованных онлайн-курсов за счет собственных или привлеченных средств. В системе формального образования онлайн-курсы используются при освоении основных профессиональных образовательных программ и дополнительного профессионального образования. В системе неформального образования созданные онлайн-курсы обеспечивают свободный доступ к знаниям и компетенциям от лучших преподавателей страны, обучение в течение всей жизни, самоопределение и профессиональную ориентацию учащихся, выявление талантливых детей.

Система оценки качества онлайн-курсов. Созданная система оценки качества онлайн-курсов обеспечит постоянное повышение качества онлайн-курсов при сохранении конкуренции на рынке онлайн-обучения и вовлечении широкого круга участников. Наличие системы оценки качества и потенциал окупаемости инвестиций позволит привлечь бизнес и работодателей, что позволит гражданам получить доступ к новым, востребованным компетенциям и способствовать успешному трудоустройству. Кадровые условия. Результатом проекта станет создание условий для непрерывного развития компетенций преподавателей и специалистов. В рамках индивидуальных траекторий подготовки преподавателей и специалистов будут использоваться онлайн-курсы. На постоянной основе будет осуществляться обмен опытом разработки и использования онлайн-курсов.

Алла Носкова, основатель и генеральный директор Postupi.online, edumarket.ru, eduhh.ru, приняла участие в проектно-аналитической сессии приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» (СЦОС)». Она попыталась разобраться, что несет этот проект для бизнес-сообщества в большей степени: угрозы или возможности.

Что делает государство в edutech-сфере

Информация, которая появлялась в различных источниках, была противоречива и могла создать впечатление, что государство планирует жестко регламентировать отрасль онлайн-образования. Такая регламентация в итоге может привести к бессмысленности коммерческих инвестиций в эту отрасль. Только в ближайший год государство направит на реализацию этого проекта 1,2 млрд. руб.

В публичных документах этого проекта (современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации) упоминается о создании нормативно-правового обеспечения развития онлайн-обучения, создании системы оценки качества онлайн-курсов, создание государственных сервисов и интеграционных решений – ресурса «Одного окна».

Какие рамки у этого проекта

Прежде всего, проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» (СЦОС) касается формального образования.

Исполнителем данного проекта является Департамент государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России, а потому в ближайший год главный фокус проекта – высшее образование.

Нет никакой ясности со школьным, профессионально-техническим и дополнительным профессиональным образованием. Однако механизмы, опробованные на высшем образовании, далее могут быть использованы и на других уровнях формального образования.

Проект пока не затрагивает неформальное и информальное образование.

Для чего создается нормативно-правовое обеспечение развития онлайн-обучения

Главная цель – создание условий, когда онлайн-курс может быть зачтен в рамках программ высшего образования. При этом реализованы юридические и финансовые отношения между организациями, которые являются собственниками онлайн-курса, и образовательными организациями, использующими онлайн-курс в рамках своих образовательных программ.

Сейчас в этой области возникает множество барьеров, что мешает широкому внедрению практики встраивания онлайн-курсов в программы высшего образования.

Отработка нормативно-правового обеспечения позволит вузам и студентам легко формировать индивидуальные образовательные траектории, использовать онлайн-курсы с привлечением лучших преподавателей и передовых практик, что существенно повысит качество высшего образования, особенно в вузах «второго и третьего эшелона».

Благодаря такой нормативной базе, системе высшего образования смогут предложить свои онлайн-курсы и коммерческие сервисы, такие как Uniweb, Нетология, Stepik, GeekBrains и другие.

Безусловно, основанием для такой возможности будут соблюдение определенных стандартов качества. В этом смысле студенты получат возможность приобретать знания не только от лучших преподавателей, но и освоить навыки лучших практиков отраслей экономики.

В чем смысл создания системы оценки качества онлайн-курсов

Чтобы онлайн-курс можно было встроить в систему формального образования, необходимо, чтобы он соответствовал определенным критериям качества. Данные критерии пока не определены окончательно. Это, собственно, и есть часть проекта СЦОС. Очевидно, что они должны различаться для разных уровней образования.

Также до конца не определены механизмы оценки. Предполагается, что будет несколько уровней оценки. Оценивать онлайн-курс будут эксперты, сами слушатели, и, возможно, работодатели. Однако в ситуации высшего образования, когда онлайн-курс является лишь составляющим звеном образовательной программы, оценка работодателями затруднена.

Задача СЦОС построить такую систему оценки качества онлайн-курсов, которая не будет требовать значительных ресурсов на оценивание, при этом гарантировать качество курсов и возможности их развития.

Зачем нужен ресурс «Одного окна», какие у него функции

Вначале у разработчиков проекта СЦОС звучали такие аналогии, как booking.com, они называли ресурс «Одного окна» агрегатором и маркетплейсом, им также виделись страницы курсов на ресурсе «Одного окна», как маркетинговые описания и лендинги.

Складывалось впечатление, что государство хочет установить жесткий (а, возможно, и дорогой) вход на пути продаж онлайн-курсов, создать онлайн-магазин курсов, на полки которого смогут попасть только «избранные».

Однако, при работе в группе выяснилось, что речь идет вовсе не о присвоении государством себе права торговать качественными онлайн-курсами. Тут есть понятийные проблемы, когда бизнес-сообщество и разработчики проекта СЦОС по-разному понимают термины.

Какие же функции будет иметь ресурс «Одного окна»?

  • Чтобы создать базу для академической мобильности, построения индивидуальной образовательной траектории, повышения качества образования в целом, необходимо обеспечить возможности сравнения и выбора онлайн-курсов по разным критериям и показателям. Для этого должен быть создан реестр онлайн-курсов.
  • Каждый курс должен иметь стандартизированный набор атрибутов, позволяющий выбрать его по качеству, рейтингу, компетенциям, которые он формирует, статистике и так далее. Онлайн-курс должен иметь также минимальное описание, которое позволяет понять его суть.
  • Следующая функция ресурса «Одного окна» - накопление и хранение данных об онлайн-курсах и тех, кто их прошел, получил соответствующий сертификат. Как элемент государственных услуг ресурс «Одного окна» должен обеспечить надежность хранения такой информации, возможность ее использования вузами, работодателями и другими заинтересованными сторонами.
  • Данные о тех, кто прошел онлайн-курс, электронные документы о прохождении курса могут стыковаться и с другими государственными информационными системами, например, ГИС «Контингент». Ресурс «Одного окна» должен обеспечить возможности такой интеграции.
  • Важная роль ресурса «Одного окна» - идентификация пользователя, создание подсистем, кастомизированных интерфейсов для всех участников СЦОС под их цели и задачи. Пользователями такой системы будут вузы, LMS-системы, разработчики онлайн-курсов, студенты и слушатели, заказчики и так далее.
  • Предполагается, что образовательные сервисы, платформы, вузы смогут иметь единое учетное пространство. Пользователь-студент, имея универсальный идентификатор, сможет с ним авторизоваться как на ресурсе «Одного окна», так и в LMS-системе, где будет проходить онлайн-курс. Возможно, функция прокторинга также будет встроена в ресурс «Одного окна».

Будет ли нести ресурс «Одного окна» маркетинговую функцию?

Это не является целью этого ресурса, а скорее один из ее косвенных «выходов». Конечно, организации и коммерческие разработчики онлайн-курсов, которые получат статус партнеров, чьи онлайн-курсы будут встроены в систему формального образования, получат дополнительный толчок для развития своего бренда, стимулирования продаж.

Также они получат дополнительный источник денежных средств за счет сбыта своих образовательных продуктов в рамках СЦОС.

СЦОС и ресурс «Одного окна» будут иметь систему PR и продвижения. И в этом смысле, партнеры СЦОС получат усиление бренда и стимулирование продаж своих продуктов. Однако страницы онлайн-курсов ресурса «Одного окна» не будут являться классическими лендингами. Они будут содержать стандартизированную краткую информацию и направлять на подробное описание курса на ресурсе-источнике.

Планируется ли государственное финансирование создания онлайн-курсов

Такое финансирование пока не планируется. Предполагается, что проект СЦОС создает условия для повышения заинтересованности вузов и бизнес-сообщества в создании онлайн-курсов, стимулирует в целом рынок онлайн-образования.

Что в итоге получит рынок онлайн-образования в России

Современная цифровая образовательная среда в РФ создает потрясающие возможности для всех участников рынка онлайн-образования, в том числе и для коммерческих платформ, которые создают онлайн-курсы. Они смогут создавать онлайн-курсы, которые в случае соответствия критериям качества СЦОС смогут быть встроены в программы высшего образования и другие программы формального образования.

Это должно стимулировать разработчиков на создание востребованных системой образования онлайн-курсов. Авторы проекта СЦОС планируют, что в 2025 году 11 млн. человек в России пройдут онлайн-курсы, размещенные на ресурсе «Одного окна».