Какой самый большой корабль 20 века. Крупнейшие пассажирские лайнеры XX века

В течение определённого времени они существенно уступали по технической части и вооружению тихоходным броненосцам. Но уже в 20-м веке страны, желающие усилить свой флот, стали создавать линкоры, которые бы не имели равных по огневой мощи. Но построить такой корабль могли позволить себе далеко не все государства. Сверхкорабли имели огромную стоимость. Рассмотрим же самый большой в мире линкор, его особенности и другие важные детали.

"Ришелье" и "Бисмарк"

Французский корабль под названием "Ришелье" может похвастаться водоизмещением в 47 тысяч тонн. Длина судна же составляет порядка 247 метров. Основное назначение корабля заключалось в сдерживании итальянского флота, но активных боевых действий данный линкор так и не видел. Исключением является только Сенегальская операция 1940 года. В 1968 "Ришелье", названный в честь французского кардинала, был списан на лом. Одно из основных орудий установлено в Бресте как памятник.

"Бисмарк" - один из легендарных кораблей немецкого флота. Длина судна - 251 метр, а водоизмещение - 51 тысяча тонн. Линкор спустили на воду в 1938 году, при этом присутствовал сам Адольф Гитлер. В 1941 корабль был потоплен силами в результате чего погибло множество людей. Но это далеко не самый большой в мире линкор, поэтому идем дальше.

Немецкий "Тирпиц" и японский "Ямато"

Конечно, "Тирпиц" - не самый большой в мире линкор, но во время войны он имел выдающиеся технические характеристики. Однако после уничтожения "Бисмарка" он так и не принял активного участия в боевых действиях. На воду был спущен в 1939 году, а уже в 44-м его уничтожили торпедоносцы.

А вот японский "Ямато" - самый большой в мире линкор, который был потоплен в результате боевых сражений. К данному судну японцы относились очень бережливо, поэтому он до 44-го года не принимал участия в боевых действиях, хоть такая возможность выпадала не один раз. На воду спущен был в 1941 году. Длина судна - 263 метра. На борту постоянно находилось 2,5 тысячи человек экипажа. В апреле 1945 года в результате атаки со стороны американского флота получил 23 прямых попадания торпедами. В результате взорвался носовой отсек, и судно пошло на дно. По приблизительным данным погибло более 3 000 человек и лишь 268 удалось спастись в результате кораблекрушения.

Еще одна трагичная история

Японским линкорам во время Второй мировой войны не везло на поле боя. Сложно назвать точную причину. Заключалась она в технической части или виной всему командование, это останется загадкой. Тем не менее после "Ямато" был построен еще один гигант - "Мусаси". Он был длиной 263 метра с водоизмещением в 72 тысячи тонн. Впервые спущен на воду в 1942 году. Но и данное судно ожидала трагическая участь предшественника. Первое прошло, можно сказать, успешно. После атаки американской подлодки "Мусаси" получил серьезную пробоину в носовой части, но благополучно покинул поле боя. Но уже через некоторое время в море Сибуян судно подверглось нападению американской авиации. Основной удар пришелся как раз на этот линкор.

В результате 30 прямых попаданий бомбами судно затонуло. Тогда погибло более 1000 человек экипажа и капитан корабля. В 2015 году "Мусаси" был обнаружен американским миллионером на глубине 1,5 километра.

Кому принадлежало господство в океане?

Тут можно однозначно сказать - Америке. Дело в том, что самый большой линкор в мире был построен именно там. Более того, США во время войны имели более 10 боеспособных сверхкораблей, в то время как Германия все около 5. У СССР вообще таковых не было. Хотя сегодня и известно о проекте под названием "Советский Союз". Он разрабатывался во время войны, и корабль был уже построен на 20%, но не более того.

Самый большой в мире линкор войны, который был списан позже всех - "Висконсин". Он отправился на стоянку в порт Норфлок в 2006 году, где и находится сегодня в качестве музейного экспоната. Этот гигант был в длину 270 метров с водоизмещением 55 тысяч тонн. Во время войны активно принимал участие в различных спецоперациях и сопровождал авианосные группы. Последний раз был задействован во время боевых действий в Персидском заливе.

Топ-3 гигантов из Америки

"Айова" - линейный американский корабль длиной 270 метров с водоизмещением 58 тысяч тонн. Это один из самых выдающихся суден США, пускай даже и не самый большой корабль в мире. впервые был спущен на воду в 1943 году и принимал участие во множестве морских сражений. Активно использовался в качестве сопровождающего для авианосцев, также применялся для поддержки сухопутных войск. В 2012 году был отправлен в Лос-Анджелес, где и находится сейчас в качестве музея.

А вот о "черном драконе" знает практически каждый американец. "Нью-Джерси" был прозван так за то, что наводил ужас одним своим присутствием на поле боя. Это самый большой в мире линкор в истории, который принимал участие во вьетнамской войне. Спущен на воду был в 1943 году и по своему типу был схож с кораблем "Айова". Длина судна составляла 270,5 метра. Это настоящий ветеран морских сражений, который в 1991 году был отправлен в порт города Камден. Там он находится и сейчас и служит достопримечательностью.

Самый большой в мире линкор Второй мировой войны

Почетное первое место занимает корабль "Миссури". Он являлся не только самым большим представителем (271 метр в длину), но и был последним американским линкором. Данное судно известно по большей части из-за того, что именно на его борту был подписан пакт о капитуляции Японии. Но в это же время "Миссури" принимал активные участия в боевых действиях. Спущен с верфи был еще в 1944 году и применялся для сопровождения авианосных групп и поддержки различных спецопераций. Последний свой выстрел сделал в Персидском заливе. В 1992 году был списан из резервов США и отправился на стоянку в Перл-Харбор.

Это один из самых известных кораблей Америки и всего мира. О нем снят не один документальный фильм. Кстати, ежегодно в США тратятся миллионы долларов на поддержку рабочего состояния уже списанных линкоров, ведь это историческая ценность.

Надежды не оправдались

Даже самый большой в мире линкор войны не оправдал возлагаемых на него надежд. Яркий тому пример - японские гиганты, которые были уничтожены американскими бомбардировщиками так и не успев ответить основными калибрами. Все это говорило о малой эффективности против авиации.

Тем не менее огневая мощь линейных кораблей просто поражала. К примеру, на "Ямато" устанавливались артиллерийские орудия 460-мм весом почти 3 тонны каждое. Всего на борту располагалось около 9 таких пушек. Правда, конструкторами был введен запрет на одновременный залп, так как это неминуемо привело бы к механическим повреждениям корабля.

Немаловажным аспектом была и защита. Бронеплиты различной толщины защищали наиболее важные узлы и агрегаты корабля и должны были обеспечить ему плавучесть в любой ситуации. Основное орудие имело маску 630-мм. Её не пробило бы ни одно орудие в мире даже при стрельбе практически в упор. Но все же это не спасло линкор от гибели.

Его атаковали американские штурмовики практически целый день. Общее количество самолетов, которые принимали участие в спецоперации достигало 150 машин. После первых пробоев в корпусе ситуация еще не была критичная, на когда попало еще 5 торпед, появился крен в 15 градусов, он был уменьшен до 5 градусов с помощью противозатопления. Но уже в это время были огромные потери личного состава. Когда крен достигал 60 градусов прогремел чудовищный взрыв. Это были погребные запасы основного калибра, приблизительно 500 тонн взрывчатки. Так самый большой в мире линкор, фото которого вы можете увидеть в данной статье, был потоплен.

Подведем итоги

Сегодня любой корабль, даже самый большой в мире линкор, имеет существенно отставание с технической точки зрения. Орудия не позволяют вести эффективный прицельный огонь по причине недостаточных углов вертикальной и горизонтальной наводки. Огромная масса не позволяет набирать высокую скорость. Все это, наряду с большими габаритами, делает линейные корабли легкой добычей для авиации, особенно если отсутствует поддержка с воздуха и прикрытие эсминцев.

Однажды мне попался на глаза рейтинг 10 лучших кораблей ХХ века, составленный каналом Military Channel. По многим пунктам с выводами американских экспертов сложно не согласиться, но что неприятно удивило, в рейтинге не было ни одного русского (советского) корабля.
В чем смысл подобного рейтинга, спросите вы. Какое практическое значение он имеет для настоящего Военно-морского флота? Красочное шоу с корабликами для обывателя, не более того.


Нет, все намного серьезнее. Во-первых, с вами не согласятся создатели тех самых «корабликов». Тот факт, что именно их корабли были выбраны среди тысяч других конструкций – это признание работы их коллектива, а зачастую и главное достижение всей их жизни. Во вторых, эти своеобразные эталоны показывают, в каком направлении движется прогресс, какие силы военно-морского флота являются наиболее эффективными. Ну и в третьих, подобный рейтинг – гимн достижениям Человечества, ведь многие из представленных в списке военных кораблей являются шедеврами морской инженерии. В сегодняшней статье я постараюсь исправить некоторые, на мой взгляд, ошибочные выводы экспертов Military Channel, а лучше, давайте вместе порассуждаем в виде такого несколько информационно – развлекательного спора на тему 10 лучших военных кораблей ХХ века.

Теперь самый важный момент - критерии оценки. Как видите, я намеренно не использую фразы «самый большой», «самый быстрый» или «самый мощный»…Лучшим признается только тот тип корабля, который принес максимальную пользу своей стране, оставаясь при этом интересным с технической точки зрения. Исключительно высоко ценится боевой опыт. Большое значение играют тактико-технические характеристики, а также такие незаметные, на первый взгляд, параметры, как количество единиц серии и срок активной службы в боевом составе флота. Плюс капля здравого смысла. Вот, например, «Ямато» - самый крупный линкор, когда-либо построенный человеком, мощнейший линкор своего времени. Был ли он лучшим? Разумеется, нет. Создание линкоров типа «Ямато» стало грандиозным провалом Императорского флота по критерию «стоимость/эффективность», своим присутствием он принес больше вреда, чем пользы. «Ямато» опоздал, время дредноутов закончилось.
Ну а теперь, собственно, сам список:

10 место - серия фрегатов «Оливер Хазард Перри».

Один из самых распространенных типов современных военных кораблей. Количество построенных единиц серии – 71 фрегат. Уже 35 лет состоят на вооружении военно-морских сил 8 стран мира.
Полное водоизмещение - 4200 тонн
Основное вооружение – пусковая установка Мк13 для запуска ЗУР «Стандард» и ПКР «Гарпун» (боекомплект - 40 ракет).
Имеется ангар на 2 вертолета системы LAMPS и 76-мм артиллерия.
Основной целью программы «Оливер Х. Перри» было создание недорогих эскортных фрегатов УРО, отсюда трансокеанская дальность хода: 4500 морских миль на 20 узлах.

Почему такой замечательный фрегат на последнем месте? Ответ прост: малый боевой опыт. Боевое столкновение с иракской авиацией получилось не в пользу фрегата – USS "Stark" едва живой уполз из Ормузского залива, получив в борт два “Экзосета". Но, в целом, «Оливеры Перри» уже много лет непрерывно несут вахту в самых напряженных точках на Земле – в Персидском заливе, у берегов Кореи, в Тайваньском проливе…

9 место - Атомный крейсер «Лонг-Бич»

USS "Long Beach" (CGN-9) стал первым в мире ракетным крейсером, а также первым крейсером с ядерной энергетической установкой. Квинтэссенция передовых технических решений 60-х годов: радары с фазированной антенной решеткой, цифровая БИУС и 3 новейшие ракетные системы. Создавался для совместных действий с первым атомным авианосцем «Энтерпрайз». По назначению – классический эскортный крейсер (что не помешало в ходе модернизации вооружить его «Томагавками»).

В течение нескольких лет (спущен на воду в 1960) честно "нарезал круги" вокруг Земли, ставя рекорды и веселя публику. Затем занялся более серьезными вещами – до 1995 года прошел все войны от Вьетнама до "Бури в пустыне". Несколько лет находился на передовой линии в Тонкинском заливе, контролируя воздушное пространство над Северным Вьетнамом, сбил 2 МиГа. Вёл радиотехническую разведку, прикрывал корабли от налетов авиации ДРВ, спасал из воды сбитых летчиков.
Корабль, с которого началась новая ракетно-ядерная Эпоха флота, имеет право быть в этом списке.

8 место – «Бисмарк»

Гордость Кригсмарине. Самый совершенный линейный корабль на момент спуска на воду. Отличился в первом же боевом походе, отправив на дно флагман Королевского флота «Худ». Принял бой со всей британской эскадрой и погиб, не спустив флага. Из 2200 человек команды спаслось лишь 115.
Второй корабль серии - «Тирпиц», за годы войны не сделал ни одного залпа, но одним своим присутствием сковал огромные силы союзников в Северной Атлантике. Английские летчики и моряки предприняли десятки попыток уничтожить линкор, потеряв огромное количество людей и техники.

7 место – Линкор «Марат»

Единственные дредноуты Российской Империи – 4 линкора типа «Севастополь» - стали колыбелью Октябрьской революции. Они достойно прошли сквозь вихри Первой Мировой и Гражданской войны, а потом сыграли свою роль и в Великой Отечественной. Особенно отличился «Марат» (бывший «Петропавловск», спущен на воду в 1911 году) - единственный советский линкор, участвовавший в морском сражении. Участник Ледового похода. Летом 1919 подавил своим огнем восстание в Кронштадском укрепрайоне. Первый в мире корабль, на котором была испытана система защиты от магнитных мин. Принял участие в Финской войне.

23 сентября 1941 года стало роковым для «Марата» - попав под удар немецкой авиации, линкор лишился всей носовой части и лег на грунт. Тяжело раненный, но не сложивший линкор продолжал защищать Ленинград. Всего за годы войны «Марат» провел 264 стрельбы главным калибром, выпустив 1371 305-мм снаряд, что сделало его одним из самых «стреляющих» линкоров в мире.

6 – тип «Флетчер»

Лучшие эсминцы Второй Мировой войны. Благодаря своей технологичности и простоте конструкции были построены огромной серией – 175 единиц (!)
Несмотря на относительно невысокую скорость, «Флетчеры» имели океанскую дальность хода (6500 морских миль на 15 узлах) и солидное вооружение, включавшее пять 127-мм орудий и несколько десятков стволов зенитной артиллерии.
За время боевых действий потеряно 23 корабля. В свою очередь, «Флетчеры» сбили 1500 японских самолетов.
Пройдя послевоенную модернизацию, еще долго сохраняли боеспособность, служа под флагами 15 государств. Последний «Флетчер» был списан в Мексике в 2006 году.

5 место – авианосцы типа «Эссекс»

24 ударных авианосца этого типа стали становым хребтом ВМС США в годы войны. Активно участвовали во всех боевых операциях на Тихоокеанском театре военных действий, прошли миллионы миль, были лакомой целью для камикадзе, но, тем не менее, ни один из «Эссексов» не был потерян в боях.
Огромные для своего времени корабли (полное водоизмещение – 36 000 тонн) имели на своих палубах мощное авиакрыло, что делало их господствующей силой на Тихом океане.
После войны многие из них прошли модернизацию, получили угловую палубу (тип «Орискани») и оставались в действующем составе флота до середины 70-х годов.

4 место – «Дредноут»

Построенный всего за 1 год огромный корабль, полным водоизмещением 21 000 тонн, произвел революцию в мировом кораблестроении. Один залп HMS "Deadnought" был равен залпу всей эскадры броненосцев времен Русско-Японской войны. Поршневая паровая машина впервые была заменена на турбину.
Единственную победу «Дредноут» одержал 18 марта 1915 года, возвращаясь вместе с эскадрой линкоров на базу. Получив с линкора «Мальборо» сообщение о находящейся в зоне видимости подводной лодке, он протаранил её. За эту победу капитан «Дредноута», позволивший себе вывалиться из кильваторного строя, получил с флагманского корабля высшее одобрение, которое только может получить капитан HMS на английском флоте: «Хорошо сделано».
«Дредноут» стал именем нарицательным, что позволяет в этом абзаце говорить обо всех кораблях этого класса. Именно «Дредноуты» стали основой флотов передовых стран мира, засветившись во всех морских сражениях Первой Мировой войны.

3 место – эсминцы типа «Орли Берк»

На 2012 год в составе ВМС США находится 61 Иджис-эсминец, каждый год флот получает еще по 2-3 новые единицы. Вместе со своими клонами - японскими эсминцами УРО типа «Атаго» и «Конго», "Орли Берк " является самым массовым в боевым кораблем с водоизмещением свыше 5 000 тонн.
Самые совершенные на сегодняшний день эскадренные миноносцы способны наносить удары по любым наземным и надводным целям, бороться с подводными лодками, самолетами и крылатыми ракетами, и даже обстреливать космические спутники.
Комплекс вооружений эсминца включает в себя 90 вертикальных пусковых установок, из них – 7 «длинных» модулей, что позволяет разместить до 56 крылатых ракет «Томагавк».

2 место – линкоры типа «Айова»

Эталон линейного корабля. Создателям «Айов» удалось найти оптимальное сочетание огневой мощи, скорости и защищенности.
9 орудий калибра 406 мм
Основной бронепояс – 310 мм
Скорость хода – свыше 33 узлов
4 линкора этого типа успели принять участие во Второй Мировой войне, войне в Корее, войне во Вьетнаме. Затем наступила долгая передышка. В это время шла активная модернизация кораблей, были установлены современные ЗРК, 32 «Томагавка» еще больше усилили ударный потенциал линкоров. Полный комплект артиллерийских стволов и бронирования оставили без изменений.
В 1980 году у побережья Ливана вновь заговорили гигантские пушки «Нью-Джерси». А потом была "Буря в пустыне", поставившая, наконец, точку в более чем 50-летней истории кораблей этого типа.

Сейчас «Айовы» выведены из боевого состава флота. Их ремонт и модернизация признаны нецелесообразным, линкоры за полвека полностью выработали свой ресурс. Три из них превращены в музеи, четвертый – «Висконсин», до сих пор тихо ржавеет в составе «Резервного флота».

1 место – авианосцы типа «Нимитц»

Серия из 10 атомных авианосцев, общим водоизмещением 100 000 тонн. Самые крупные военные корабли в истории человечества. Последние события в Югославии и Ираке показали, что корабли этого типа способны стереть с лица земли не самые маленькие страны за считанные дни, в то время как сами «Нимитцы» останутся невосприимчивы к любому противокорабельному оружию, за исключением ядерных зарядов.

Только Военно-Морской Флот Советского Союза ценой огромных усилий и затрат мог противостоять авианосным ударным группировкам, используя сверхзвуковые ракеты с ядерными боевыми частями и орбитальные группировки разведывательных спутников. Но даже самые современные технологии не гарантировали точное обнаружение и поражение подобных целей.
В настоящий момент «Нимитцы» являются полноправными хозяевами Мирового океана. Регулярно проходя модернизацию, они останутся в действующем составе флота до середины ХХI века.

Любой боевой корабль это своеобразная выставка достижений военно-промышленного комплекса своего времени. В его конструкции вооружения заложены результаты самых передовых изысканий науки, инженерной мысли и технологии. Двадцатое столетие стало по настоящему «золотым веком» военного кораблестроения, а начиналось все с могучих броненосцев и дредноутов.

Суда с паровыми двигателями пришли на смену парусникам в середине XIX века. Первое сражение новейших бронированных боевых кораблей оснащенных паровыми двигателями произошло в ходе гражданской войны в США. В марте 1862 года броненосец северян «Монитор » и корабль южан «Вирджиния » сошлись в бою на рейде Хэмптон-Роудс. В то время применение таких кораблей граничило с экспериментом. Тактики ведения боя кораблей с таким серьезным вооружением и защитой попросту не существовало. Главной ударной мощью флотов ведущих морских держав мира броненосцы станут лишь через 30-40 лет. В начале XX века корабли этого класса получат название в память о недавних парусных кораблях прошлого.

Многопалубный линейный корабль на протяжении трех столетий являлся основой боевой мощи парусных военных флотов мира. Со времен англо-голландских войн XVII века и до Ютландского сражения 1916 года исход войны на море решала артиллерийская дуэль, поэтому корабли выстраивались в линию так, чтобы во время залпа своих орудий быть повернутыми к противнику бортом, чтобы достичь максимальной мощи огня. Броненосцы также были предназначены для линейного боя. Во время морских сражений эти большие корабли с мощным вооружением, выстраивались в боевую линию, следуя в кильватерном строю.

Броненосцы и линкоры действовали в составе боевого соединения эскадры. Они предназначались для уничтожения кораблей противника и артиллерийской бомбардировки целей на побережье.

эскадренный броненосец «Петр Великий»

5 мая 1869 года на Адмиралтейской верфи в Санкт-Петербурге произошло знаменательное событие - для русского флота был заложен первый в Российской империи, да и в мире брустверно-башенный корабль. Он был спроектирован адмиралом Поповым. В Англии, которая тогда считалась владычицей морей, корабль нового типа «дредноут» был заложен на полгода позже.

Чем же отличался эскадренный броненосец «Петр Великий » от своих предшественников парусников и колесных пароходов. Во-первых, первый русский броненосец имел на вооружении две двухорудийные башни, калибр каждого орудия составлял 305 мм, а длина ствола достигала 30-ти калибров. Также в состав вооружения входили 14 артиллерийских орудий меньшего калибра и два торпедных аппарата. Толщина броневого пояса корабля и артиллерийской башни варьировалась от 203 до 365 мм. Корпус броненосца был выполнен из металла по специальной клетчатой системе. Корабль имел двойное дно и для обеспечения непотопляемости разделялся водонепроницаемыми переборками. Две паровые машины мощностью более 8000 л.с. помогали броненосцу развивать скорость хода до 14 узлов.

Технические характеристики эскадренного броненосца «Петр Великий»:

Длина - 98 м;

Ширина - 19 м;

Осадка - 8 м;

Водоизмещение - 10105 тонн;

Дальность плавания - 3600 миль;

Экипаж - 440 человек;

В России строительство броненосцев, которые стали предметом гордости и символом военной мощи государства велось с невиданным размахом. К началу XX века в составе русского императорского флота насчитывалось 17 тяжелых эскадренных броненосцев. Крупнейшими из них были «Петропавловск », «Цесаревич », «Ретвизан », «Пересвет », «Победа », «Полтава », «Севастополь », «Чесма » и «Император Николай I ».

броненосец «Полтава»

броненосец «Цесаревич»

броненосец «Ретвизан»

броненосец «Победа»

броненосец «Севастополь»

броненосец «Император Николай I»

броненосец «Пересвет»

С началом русско-японской войны связана одна из самых трагических страниц в истории русского флота. В ночь на 27 января 1904 года без объявления войны японские миноносцы напали на русские боевые корабли, стоящие на рейде Порт-Артура. В результате внезапной атаки из строя были выведены броненосцы «Ретвизан », «Цесаревич » и крейсер «Паллада ». Вскоре в Порт-Артур прибыл вице-адмирал Макаров один из выдающихся флотоводцев того времени. Он предпринял самые решительные меры для подготовки флота к активным боевым действиям, и 31 марта тихоокеанская эскадра вышла навстречу японскому флоту. Однако броненосец «Петропавловск», на котором находился адмирал Макаров, подорвался на японских минах и затонул. Адмирал погиб. Еще дважды русские корабли предпринимали вырваться из Порт-Артура во Владивосток и оба раза они заканчивались неудачей - эскадра погибла.

Японский флот в августе 1904 года высадил десант и приступил к осаде Порт-Артура. Спустя четыре месяц город был сдан. После гибели 1-й Тихоокеанской эскадры на базе Балтийского флота была сформирована 2-я эскадра Тихоокеанского флота. Ее возглавил вице-адмирал Зиновий Рожественский. В состав эскадры вошли около 30 кораблей, на вооружении которых находилось 228 артиллерийских орудий. Совершив полугодовой морской переход на Дальний Восток военные корабли подошли к островам Цусима, где их ждал японский флот адмирала Того. В его составе находилось около 120 боевых кораблей, на вооружении которых находилось свыше 900 артиллерийских орудий. Огневой мощью японский флот превосходил русскую эскадру в 4,5 раза. Исход предстоящего сражения был заранее предрешен. Подавляющее большинство русских военных кораблей погибли в бою с превосходящими силами противника.

Трагедией Порт-Артура и Цусимы заставили русских судостроителей пересмотреть концепцию строительства больших броненосных кораблей. В 1907 году в Российской империи была утверждена программа постройки четырех броненосцев нового типа - линейных кораблей. Было рассмотрено около 40 проектов судов, из них восемь от известных иностранных судостроительных заводов. В апреле 1907 года император Николай II одобрил один из четырех вариантов разработанный морским Адмиралтейством судостроительной программы. Ее целью являлось восполнение утраченного в ходе русско-японской войны корабельного состава. Предусматривалось строительство семи линкоров нового, так называемого дредноутского типа, сделав устаревшими все броненосцы .

Головным в серии дредноутов стал «Севастополь» водоизмещением 23000 тонн. На вооружении корабля находилось 12 орудий калибра 305 мм, 16 орудий калибра 120 мм, а также четыре торпедных аппарата. К началу Первой мировой войны было построено и введено в боевой состав флота еще три линкора этой серии - «Петропавловск », «Полтава » и «Гангут ». В дальнейшем было построено дополнительно три линкора модернизированной серии. В годы Первой и Второй мировых войн огневая мощь линкоров в основном использовалась для артиллерийской поддержки сухопутных войск на приморских направлениях.

Вторая мировая война у многих ассоциируется с Курской дугой, бомбардировкой Лондона, падением Эбен-Эмаэля и деяниями одиозного Эрвина Роммеля по прозвищу Лис Пустыни. И все же она не состояла из боев только на земле и в воздухе! У военно-морских сил каждой из сторон конфликта тоже есть свои памятные даты и легенды.

О них и пойдет наш рассказ.
Начнем с Японии и США, ведь их корабли представлены в World of Warships уже сейчас.

ЦЕЛЬНОМЕТАЛЛИЧЕСКАЯ КУКУРУЗА

Американский флот, пожалуй, не может похвалиться таким обилием культовых имен и связанных с ними событий, как флоты европейских стран. «Честер»? Всего лишь ответ на санкции Лондонского морского договора 1936 года. «Норт Кэролайн»? Один из самых эффективных линкоров США, но не более.

Два известнейших корабля Америки принадлежали к классу, названному в честь ее продовольственного центра, — штата Айова. Утверждая план проекта «Айова» в 1939 году, конгресс вряд ли мог предположить, что очередная попытка военных создать быстроходный дредноут с неприличной огневой мощью увенчается таким успехом, что одноименный головной корабль серии «Айова» продержится в строю аж до 1990 года и будет снят с вооружения из-за несчастного случая.
Но прежде его ждала долгая военная карьера... и короткая роль президентского такси.

Спущенный на воду для испытаний в феврале 1943 года в Чесапикском заливе, «Айова» уже в августе был направлен в Аргентину, где ему угрожало столкновение с немецким «Тирпицем», но судьба оказалась благосклонна к новичку. Вместо опаснейшего нацистского линкора экипаж «Айовы» противостоял климату Касабланки и имел честь принимать на борту самого Франклина Рузвельта, которого требовалось доставить на Тегеранскую конференцию и обратно.
Боевое крещение «Айова» прошел в Тихом океане в январе 1944 года во время операции на Маршалловых островах. Первый месяц боевого дежурства выдался ударным: атака на атоллы Кваджелейн и Эниветок, осада японской базы на острове Трук и последующая зачистка его акватории, удары по Сайпану, Тиниану, Рота и Гуаму в Марианском архипелаге.

С апреля и до июля дредноут побывал в Холландии, Айтапе, Вакде и заливе Гумбольдт, а также участвовал в повторных атаках на Марианский архипелаг. Самое впечатляющее сражение ждало экипаж 19 июня, когда японцы устроили четыре масштабных авианалета, но лишились почти всей имеющейся палубной авиации. Второго Перл-Харбора не вышло.

Наконец, после череды затяжных боев «Айова» в январе 1945 года получил приказ вернуться в Сан-Франциско для капитального ремонта. Долго он там не пробыл, поскольку участие опытного экипажа требовалось в важнейшей операции на Тихоокеанском фронте — вторжении в Японию. Многомесячные бои в Стране восходящего солнца закончились в Токийском заливе 2 сентября, где «Айова» сыграл роль в церемонии подписания японцами капитуляции.

ЛИНКОР СУДЬБЫ

Спущенный на воду в январе 1944 года на нью-йоркской верфи «Большой Мо», как его любовно называли моряки, или линкор «Миссури» класса «Айова», в боях, в отличие от своего собрата по серии,активно не участвовал. Имея эффективную систему ПВО и мощную броню и к тому же считаясь одним из самых быстроходных линкоров, он служил всего-навсего прикрытием для авианосных групп в составе Тихоокеанского флота.

Однако свой кусочек боевой славы «Большой Мо» все-таки заработал: он использовался для артиллерийской поддержки пехоты при штурме Иводзимы. В ходе этой операции линкор атаковали самолеты-камикадзе, и вмятину от одного из них видно по сей день. Помимо этого «Миссури» прикрывал высадку пехоты на Хоккайдо и Хонсю, а также участвовал в массированной атаке на Окинаву.

По сравнению с заслугами «Айовы» достижения «Мо» скромны, но именно на флагмане адмирала Хэлси был подписан акт о капитуляции Японии, что повысило статус «Миссури» до культового. Так у США на целых пятьдесят лет появился абсолютный символ военной мощи и грозный политический рычаг на мировой арене.

Линкор то и дело отправляли в консервацию, задействовали вновь, например для войны в Корее, и превращали в учебный корабль, чтобы в итоге включить в знаменитый «флот из шестисот кораблей». Этот флот был важной частью политической программы Рональда Рейгана на выборах 1980 года, а уж дредноут, считающийся символом армии и входящий в число самых живучих кораблей в истории, прошедших несколько войн, подходил для программы Рейгана просто идеально.

Свой последний залп «Большой Мо» дал в 1991 году в Персидском заливе, после чего отправился на вечную стоянку в Перл-Харборе. Что любопытно, с его палубы видно место гибели «Аризоны» — линкора, уничтоженного во время знаменитого японского авиаудара. «Аризона» продержался пятнадцать минут и стал первой жертвой со стороны США на новом фронте Второй мировой войны.

ЖЕРТВЫ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

В судьбе «Ямато» и «Мусаси» — самых известных кораблей Японии, опять же принадлежащих к одному классу, — тоже было немало интересного. Как и немецкие «вундервафли», суда типа «Ямато» имели репутацию бесполезных монстров, пугающих своим видом лишь чаек да крестьянских детишек. Много позже на флоте даже появилась поговорка: «На свете есть три бесполезные вещи: пирамида Хеопса, Великая Китайская стена и линкор «Ямато».
Как же вышло, что к самой мощной артиллерийской платформе XX века, оснащенной девятью орудиями калибра 460 мм и способной выдержать больше десяти попаданий торпед (против шести в случае «Айовы»), стали относиться с таким пренебрежением?

А все из-за глупости человеческой.

Спущенный на воду в августе 1939 года «Ямато» был признан боеспособным только в мае 1942 года и лишь в июне впервые вступил в бой у атолла Мидуэй. Однако он не сделал ни единого выстрела, поскольку стоял в трехстах милях от места событий. Японское командование вечно берегло свои суперлинкоры для серьезных битв, чтобы в итоге оказаться ни с чем, но прежде экипажу «Ямато» предстояло пережить три ужасно скучных года.

Своеобразное боевое крещение корабль получил, словив торпеду у острова Трук в декабре 1943-го, где он выполнял роль плавучего штаба Объединенного флота. Заглотнув пробоиной 3000 тонн воды и лишившись погреба кормовой башни главного калибра, «Ямато» вышел из игры вплоть до июньского сражения 1944 года в Филиппинском море. Но и в этом бою его ждало фиаско. Противник, которого обстреляли орудия ПВО японского линкора, оказался... принадлежащим к Императорскому флоту.

В октябре того же года экипаж «Ямато» в конце концов очутился в сражении. Надеясь остановить высадку США на Филиппинах, Япония задействовала план «Сё-Го», разработанный специально с учетом использования тяжелых кораблей. Впрочем, к тому времени выбора все равно не оставалось, поскольку из-за критических ошибок командования ряды Императорского флота сильно поредели.

Группа из пятнадцати эсминцев, десяти тяжелых и двух легких крейсеров, а также пяти линкоров, включая «Ямато» и «Мусаси», приняла на себя первый удар от американских подлодок 22 октября и с ходу лишилась пары эсминцев. Потеряв еще и «Мусаси», командующий группой вице-адмирал Курита попытался отступить, но его быстро развернули в сторону залива Лейте. В ходе затяжного сражения Курита проявил себя как бездарный командир, да и его артиллеристы тоже, мягко говоря, не блистали. 460-й калибр явно оказался не в тех руках.

Тем не менее это сражение вошло в историю как единственное в своем роде: орудия линкоров и крейсеров проиграли самолетам авианосцев США со счетом 1:3. После такого позора «Ямато» оставалось только погибнуть, по возможности — с честью.

Не вышло.

Ему отвели ключевую роль в операции «Тэнитиго», которая сама по себе была безумием: отбить масштабное наступление американцев на Окинаву, а в случае неудачи выброситься на берег и, превратившись в своего рода крепость, помочь пехоте. Но 7 апреля удача повернулась к Японии кормой — «Ямато» и его эскорт ничего не могли противопоставить 227 самолетам США. После попадания десяти торпед,тринадцати авиабомб и смещения кормового орудия символ могущества Японии как морской державы пошел ко дну.

«Мусаси» и то погиб более зрелищным образом.

Флагман Императорского флота, как и «Ямато», долгое время проходил испытания и лишь в 1943 году отправился к острову Трук, где должен был выступить в качестве флагмана. Его «боевое крещение» стало таким же, как у «Ямато», — торпеда и 3000 тонн воды, — правда, злосчастную железку в кормовую часть «Мусаси» получил уже в море.

Первый и последний бой с участием этого линкора тоже состоялся на Филиппинах во время операции «Сё-Го». Судьба зло подшутила над «Мусаси»: американские самолеты по неизвестной причине сосредоточили огонь именно на нем. Агония длилась шестнадцать часов. Все это время экипаж поддерживал корабль на плаву — невероятное достижение после попадания почти двадцати торпед и семнадцати авиабомб.

Но «Мусаси» не дотянул до берега, как того хотел контр-адмирал Иногути. В 19:36 корабль пошел ко дну вместе с 1043 членами экипажа и самим Иногути, запершимся в каюте. Американцы в этом эпическом противостоянии потеряли всего-навсего восемнадцать самолетов из двухсот пятидесяти девяти.

Военные эксперты частенько спорят, какой линкор лучше, мощнее, быстрее и у кого ствол кормового орудия длиннее. Но история «Ямато» и «Мусаси» служит прекрасным примером того, как глупость нескольких человек приводит к бессмысленной потере мощнейших кораблей в истории XX века.
Что же до американских кораблей... пусть их не боялись так, как «Бисмарка» и «Тирпица», но именно на борту «Миссури» была поставлена точка в войне между Японией и США.
Среди стальных бойцов ВМФ СССР есть свои герои и свои легенды. Пользуясь случаем, мы решили рассказать о двух прославленных боевых кораблях СССР.

В ЗНАМЕНИ - ЧЕСТЬ, В ОРУЖИИ - СЛАВА

Военно-морской флот СССР начали формировать в 1918 году из остатков Российского императорского флота, почти полностью уничтоженного в результате Октябрьской революции и Гражданской войны. До начала тридцатых годов РККФ (Рабоче-крестьянский Красный флот) находился в плачевном состоянии, и лишь в первую пятилетку, во время усиленной индустриализации страны, ситуация стала резко меняться.

К 1941 году ВМФ Советского Союза включал в себя Северный, Балтийский, Черноморский и Тихоокеанский флоты, а основой военно-морской мощи должны были стать передовые линкоры типа «Советский Союз», но начавшаяся война помешала этим планам осуществиться. Тем не менее морские силы СССР по меркам тех лет были вполне существенными: три линкора, семь крейсеров, без малого шестьдесят эсминцев, двести с лишним подводных лодок и масса вспомогательных военных судов. Еще примерно столько же готовилось сойти со стапелей.

ЛИНКОР «МАРАТ»

История легендарного корабля начинается в 1909 году. При постройке на заводе в Санкт-Петербурге его нарекли "«Петропавловском». Корабль относился к линкорам типа «Севастополь» и обладал самым передовым на тот момент вооружением. Двенадцать орудий главного калибра могли достать противника на расстоянии в 24 километра — а это мировой рекорд для своего времени!
После революции в кают-компании установили бюст лидера Великой французской революции Жан-Поля Марата, в честь которого вскоре и переименовали корабль. Позднее, уже в тридцатых годах, его серьезно усовершенствовали и «Марат» стал флагманом военно-морских сил на Балтике.
В 1941 году он активно участвовал в обороне Ленинграда, заняв позицию в бассейне ленинградского Морского канала. Для увеличения и без того внушительной огневой дистанции командир корабля применил своеобразную хитрость — затопил несколько отсеков по противоположному от берега борту. От этого «Марат» накренился и башни главного калибра задрали носы еще на несколько метров.

9 сентября прозвучал первый залп. Восемь суток «Марат» безостановочно обстреливал немецкие позиции, полностью блокировав наступление на Ленинград в зоне действия своего вооружения. Прежде такое не удавалось никому!

Немецкое командование всеми силами пыталось обезвредить корабль, но даже эскадрилья из двадцати семи бомбардировщиков не преуспела в этом. Команде «Марата» удалось, не прекращая вести огонь по заданным наземным целям, отбить авианалет и уничтожить несколько бомбардировщиков. От бесконечной пальбы орудия раскалялись докрасна, и матросы вынуждены были остужать их ледяной водой канала.

Лишившись нескольких орудий, корабль отошел в Кронштадт на ремонт, и именно в этот момент некий ас люфтваффе применил против него новую бронебойно-фугасную бомбу — немецкие инженеры разработали ее специально для борьбы с тяжелобронированными целями вроде линкоров. В своих мемуарах тот пилот потом писал, что атаковал «Марат» дважды. Первая бомба упала в воду и не причинила особого ущерба, но второе попадание стало роковым. Сверхтяжелый снаряд проломил пол в носовой части и взорвался внутри порохового погреба.

Линкор разломился пополам и лег на грунт, а орудие главного калибра обрушилось в образовавшуюся дыру, однако глубина гавани была небольшой и часть корабля осталась над водой. Даже будучи полузатопленным, «Марат» самоотверженно продолжал воевать! Выжившие матросы отражали атаки самолетов противника с помощью уцелевших зенитных установок. Они израсходовали восемь тысяч единиц боеприпасов — рекордное количество за все время службы корабля.

Позднее командование ВМФ решило частично восстановить боеспособность линкора и превратить его в плавучую батарею. Корму подняли, осушили и отремонтировали; первую башню главного калибра списали, но остальные три удалось восстановить. Подбитый, но не сломленный, корабль вернулся в строй и продолжил сражаться за Ленинград до победного.
А в 1943 году кораблю вернули его первоначальное имя — «Петропавловск».

КРЕЙСЕР «КРАСНЫЙ КРЫМ»

Теперь давайте перенесемся из холодного Балтийского бассейна на Черное море.
«Обеспечить полное господство на театре военных действий...» — вот так, просто и лаконично, звучал приказ высшего командования Черноморскому флоту. Но, как обычно, сказать проще, чем сделать.

Черноморский флот к началу войны был вторым по мощи после Балтийского и имел более удачную систему базирования. Севастополь, Одесса, Новороссийск, Николаев, Туапсе и другие военно-морские базы находились в боевой готовности еще со времен Российского императорского флота. Корабельные силы включали двадцать пять надводных машин. В Черном море несли службу линкор «Парижская коммуна» (тоже герой Великой Отечественной) и пять крейсеров. Среди них — «Красный Крым», базировавшийся в Севастополе.

Война на Черном море началась в ночь на 22 июня 1941 года. В это время крейсер стоял в доке на плановом ремонте. Вынужденно завершив в спешном порядке все работы, команде пришлось взять курс на осажденную Одессу. Первый раз сигнал воздушной тревоги моряки услышали на подступах к городу, и вскоре в небе показалась группа пикирующих бомбардировщиков «Штука». Улучшенные бортовые орудия помогли отбить атаку, создав в воздухе заградительную стену огня. Боевое крещение прошло успешно.

Уже на следующее утро «Красный Крым» вместе с эсминцами «Фрунзе» и «Дзержинский» вел с моря ожесточенный обстрел сухопутных позиций румынской пехотной дивизии. Полтысячи снарядов из 133-миллиметровых главных орудий обрушилось на одесский берег. Вражеское наступление было сорвано.

Через месяц перед командиром крейсера поставили новую задачу: обеспечить высадку десанта в районе деревни Григорьевка, чтобы солдаты могли нанести контрудар под Одессой. Эта операция уникальна в своем роде — еще никто и никогда не высаживал десант во время оборонительных операций. Вдобавок крейсер попросту не способен подойти близко к берегу — из-за большой осадки и водоизмещения.

Тем не менее команда справилась. Ночью 23 сентября, притом что корабль не прекращал артиллерийский обстрел плацдарма, десантники, следуя белой меловой разметке на палубе, сошли по заготовленным заранее трапам и расселись по шлюпкам. Потери оказались минимальны. Успешно прошел и контрудар.

С тех пор «Красный Крым» прозвали десантным крейсером».

Не было такого места на Черном море, где он не появлялся или не воевал. «Красный Крым» активно участвовал в Керчен-ско-Феодосийской десантной операции, в битве за Кавказ и многих других сражениях. Он совершил сотни походов с десантниками на борту и перевез в своих трюмах тонны вооружения, боеприпасов и продовольствия. Этот крейсер воистину многое сделал, чтобы обеспечить условия для будущей победы.

Про команду «Красного Крыма» в народе судачили, что они родились в рубашках. Как ни удивительно, за все годы войны корабль ни разу серьезно не пострадал, хотя многократно находился на грани гибели.

За проявленную в боях с немецкими захватчиками отвагу и за героизм личного состава экипаж крейсера удостоили звания гвардейского. В ноябре 1944 года «Красный Крым», возглавив эскадру боевых кораблей Черноморского флота, торжественно вернулся в Севастополь под гром канонады артиллерийских салютных выстрелов. На мачтах в тот день подняли флажный сигнал «Привет от победителей непобежденному Севастополю!».

Конечно, мы оставили за бортом еще много подвигов, совершенных боевыми кораблями ВМФ СССР и союзников. Взять хотя бы историю крейсера «Максим Горький» или линкора «Парижская коммуна» — там тоже немало героического. И мы уверены, вам захочется узнать о них как можно больше, стоит только встать за штурвал в World of Warships.

Главная заслуга игры в том, что после пары часов онлайновых баталий руки сами собой тянутся к энциклопедии. Игре с легкостью удается заинтересовать военной историей, навигацией и всеми этими величественными кораблями! Даже если прежде вы были равнодушны к ним.

29.04.2015 25 385 0 Jadaha

Наука и техника

Считается, что как класс военных судов линейные корабли появились только в XVII веке, когда сформировалась новая тактика морских сражений.

Эскадры выстраивались друг против друга и начинали артиллерийскую дуэль, финал которой определял и исход битвы.

Однако если подразумевать под линейными крупные боевые суда с мощным вооружением, то история таких кораблей уходит вглубь тысячелетий.


В античные времена боевая мощь судна зависела от количества воинов и гребцов, а также метательных орудий, которые на нем помещались. Название кораблей определялось количеством рядов весел. Весла, в свою очередь, могли быть рассчитаны на 1-3 человек. Гребцы размещались в несколько этажей, друг над другом или в шахматном порядке.

Самым распространенным типом крупных судов считались квинквиремы (пентеры) с пятью рядами весел. Однако в 256 году до н. э. в битве с карфагенянами при Экноме в состав римской эскадры входили две гексеры (с шестью рядами весел). Римляне еще неуверенно чувствовали себя на море и вместо традиционных таранов завязывали абордажный бой, устанавливая на палубах так называемые «вороны» - устройства, которые, обрушившись на вражеский корабль, намертво сковывали его с нападающим судном.

По мнению современных специалистов, самым крупным судном могла быть септирема (семь рядов весел) длиной около 90 метров. Корабль большей длины просто переломился бы на волнах. Тем не менее, в античных источниках содержатся упоминания об октерах, энерах и децимремах (соответственно, восемь, девять и десять рядов весел). Скорее всего, эти суда были слишком широки, а следовательно, тихоходны и использовались для обороны собственных гаваней, а также при взятии вражеских прибрежных крепостей как передвижные платформы для осадных башен и тяжелых метательных устройств.

Длина - 45 метров

Ширина - 6 метров

Двигатели - парус, весла

Экипаж - около 250 человек

Вооружение - абордажный «ворон»


Распространено мнение, что защищенные броней суда появились во второй половине XIX века. На самом деле местом их рождения была средневековая Корея...

Речь идет о кобуксонах, или «кораблях-черепахах», созданных, как считается, знаменитым корейским флотоводцем Ли Сунсином (1545-1598 гг.).

Первые упоминания об этих кораблях относятся еще к 1423 году, но возможность опробовать их в деле появилась только в 1592 году, когда 130-тысячная японская армия попыталась завоевать Страну утренней свежести.

Потеряв значительную часть флота из-за внезапного нападения, корейцы, располагая вчетверо меньшими силами, стали наносить удары по вражеским судам. Линейные корабли самурайского флота - секибунэ - имели экипажи не более 200 человек и водоизмещение 150 тонн. Перед вдвое большими по размерам и наглухо защищенными броней кобуксонами они оказывались беззащитными, поскольку взять таких «черепах» на абордаж было невозможно. Корейские экипажи сидели в похожих на сундук казематах из дерева и железа и методично расстреливали противника из пушек.

В движение кобуксоны приводились 18-20-одноместными веслами и даже при попутном ветре вряд ли могли развивать скорость более 7 километров в час. Но их огневая мощь оказывалась сокрушающей, а неуязвимость доводила самураев до истерики. Именно эти «черепахи» принесли корейцам победу, а Ли Сунсин стал национальным героем.

Длина - 30-36 метров

Ширина - 9-12 метров

Двигатели - парус, весла

Экипаж - 130 человек

Количество орудий - 24-40


Правители Венецианской республики, пожалуй, первыми поняли, что господство над морскими коммуникациями позволяет контролировать мировую торговлю, а с таким козырем в руках даже крохотное государство может стать сильной европейской державой.

Основой морской мощи Республики Святого Марка были галеры. Суда этого типа могли двигаться и на парусах, и на веслах, но были длиннее своих древнегреческих и финикийских предшественников, что позволяло увеличивать их экипажи до полутораста моряков, способных выступать и в качестве гребцов, и в качестве морских пехотинцев.

Глубина трюма галеры составляла не более 3 метров, но этого хватало для загрузки необходимых припасов и даже небольших партий, предназначенных на продажу товаров.

Основным элементом судна были изогнутые шпангоуты, определявшие форму и влиявшие на скорость галеры. Сначала из них собирали каркас, а затем обшивали досками.

Такая технология была революционной для своего времени, позволяя соорудить длинную и узкую, но при этом жесткую конструкцию, которая не изгибалась под воздействием волн.

Венецианские верфи были государственным предприятием, окруженным 10-метровой стеной. Трудились на них более 3000 профессиональных мастеров, которых называли арсенолотти.

Несанкционированное проникновение на территорию предприятия каралось тюремным заключением, что должно было обеспечить режим максимальной секретности.

Длина - 40 метров

Ширина - 5 метров

Двигатель - парус, весла

Скорость - б узлов

Грузоподъемность - 140 тонн

Экипаж - 150 гребцов


Самый крупный парусный линейный корабль XVIII века, неофициально прозванный El Ponderoso («Тяжеловес»).

Его спустили на воду в Гаване в 1769 году. Он имел три палубы. Корпус корабля толщиной до 60 сантиметров изготавливали из кубинской красной древесины, мачты и реи - из мексиканской сосны.

В 1779 году Испания и Франция объявили войну Англии. «Сантисима Тринидад» отправился в Ла-Манш, но вражеские суда просто не вступали с ним в бой и ускользали, пользуясь преимуществом в скорости. В 1795 году «Тяжеловеса» переоборудовали в первый в мире четырехдечный корабль.

14 апреля 1797 года в битве при мысе Сан-Винсенте британские суда под командованием Нельсона подсекли нос колонне, возглавлявшейся «Сантисима Тринидадом», и с удобной позиции открыли артиллерийский огонь, что, и решило исход сражения. Победители захватили четыре корабля, но гордость испанского флота сумела избежать пленения.

Британский флагман «Виктория», на котором находился Нельсон, атаковал вместе с семью другими британскими кораблями, каждый из которых имел не менее 72 орудий, «Сантисима Тринидад».

Длина - 63 метра

Водоизмещение - 1900 тонн

Двигатели - парус

Экипаж - 1200 человек

Количество орудий - 144


Самый мощный парусный линейный корабль русского флота был спущен на воду в 1841 году на Николаевской верфи.

Строился он по инициативе командующего Черноморской эскадрой Михаила Лазарева с учетом новейших разработок британских корабелов. Благодаря тщательной обработке дерева и проведению работ в эллингах срок службы судна превысил стандартные восемь лет. Внутреннее убранство было роскошным, так что некоторые офицеры сравнивали его с отделкой императорских яхт. В 1849 и 1852 годах со стапелей сошли еще два аналогичных корабля - «Париж» и «Великий князь Константин», но с более простым внутренним убранством.

Первым командиром корабля стал будущий вице-адмирал Владимир Корнилов (1806-1854 гг.), погибший во время обороны Севастополя.

В 1853 году «Двенадцать апостолов» осуществили перевозку почти 1,5 тысячи пехотинцев на Кавказ для участия в боях против турок. Однако когда против России выступили англичане и французы, стало очевидно, что время парусных судов ушло в прошлое.

На «Двенадцати апостолах» устроили госпиталь, а снятые с него пушки использовали для укрепления береговой обороны.

В ночь с 13 на 14 февраля 1855 года корабль затопили, чтобы укрепить размытые течением подводные заграждения у входа в бухту. Когда после войны начались работы по расчистке фарватера, поднять «Двенадцать апостолов» не удалось и судно взорвали.

Длина - 64,4 метра

Ширина - 12,1 метра

Скорость - до 12 узлов (22 км/ч)

Двигатели - парус

Экипаж - 1200 человек

Количество орудий - 130


Первый полноценный броненосец российского флота, строившийся на Галерном острове в Петербурге по проекту контр-адмирала Андрея Попова (1821-1898 гг.), первоначально носил имя «Крейсер» и предназначался именно для ведения крейсерских операций. Однако после переименования его в 1872 году в «Петр Великий» и спуска на воду концепция изменилась. Речь стала вестись уже о судне линейного типа.

Довести до ума машинную часть не получалось; в 1881 году «Петра Великого» перевели в Глазго, где его реконструкцией занялись специалисты компании Randolph and Elder. В результате корабль стал считаться лидером среди судов своего класса, хотя блеснуть мощью в настоящих боевых действиях ему так и не пришлось.

К началу XX века кораблестроение ушло далеко вперед, и очередная модернизация дела уже не спасала. В 1903 году «Петра Великого» переоборудовали в учебное судно, а с 1917 года использовали в качестве плавучей базы подводных лодок.

В феврале и апреле 1918 года этот ветеран поучаствовал в двух тяжелейших ледовых перехода: сначала из Ревеля в Гельсингфорс, а затем из Гельсингфорса в Кронштадт, избежав пленения немцами или белофиннами.

В мае 1921 года экс-броненосец разоружили и переформировали в минный блокшив (плавучую базу) Кронштадтского военного порта. Из списка флота «Петра Великого» исключили только в 1959 году.

Длина - 103,5 метра

Ширина - 19,2 метра

Скорость - 14,36 узла

Мощность - 8296 л. с.

Экипаж - 440 человек

Вооружение - четыре 305-миллиметровых и шесть 87-миллиметровых пушек


Имя собственное этого корабля стало именем нарицательным для целого поколения боевых судов, отличавшихся от привычных линкоров большей броневой защитой и мощью орудий, -именно на них был реализован принцип «аll-big-gun» («только большие пушки»).

Инициатива его создания принадлежала первому лорду британского Адмиралтейства Джону Фишеру (1841 -1920 гг.). Спущенный на воду 10 февраля 1906 года корабль построили за четыре месяца, задействовав почти все судостроительные предприятия королевства. Мощь его огневого залпа равнялась мощи залпа целой эскадры броненосцев недавно закончившейся Русско-японской войны. Впрочем, и стоил он в два раза дороже.

Таким образом, великие державы вошли в очередной виток гонки морских вооружений.

К началу Первой мировой войны сам «Дредноут» уже считался несколько устаревшим, и ему на смену шли так называемые «сверхдредноуты».

Единственную победу этот корабль одержал 18 марта 1915 года, потопив таранным ударом германскую субмарину U-29, которой командовал знаменитый немецкий подводник капитан-лейтенант Отто Веддинген.

В 1919 году «Дредноут» перевели в резерв, в 1921 году продали на слом, а в 1923 году разобрали на металл.

Длина - 160,74 метра

Ширина - 25,01 метра

Скорость - 21,6 узла

Мощность - 23 000 л. с. (расчетная) - 26350 (на полном ходу)

Экипаж - 692 человека (1905 г.), 810 человек (1916 г.)

Вооружение - десять 305-миллиметровых, двадцать семь 76-миллиметровых противоминных пушек


Самый крупный (наряду с «Тирпицем») германский линкор и третий по размерам в мире представитель этого класса боевых кораблей (после линкоров типа «Ямато» и «Айова»).

Спущен на воду в Гамбурге в День святого Валентина - 14 февраля 1939 года - в присутствии внучки князя Бисмарка Доротеи фон Левенфельд.

18 мая 1941 года линкор вместе с тяжелым крейсером «Принц Ойген» вышел из Готенхафена (современная Гдыня) с целью нарушить британские морские коммуникации.

Утром 24 мая после восьмиминутной артиллерийской дуэли «Бисмарк» отправил на дно британский линейный крейсер «Худ». На линкоре вышел из строя один из генераторов и были пробиты две топливные цистерны.

Британцы устроили на «Бисмарк» настоящую облаву. Решающего попадания (приведшего к утрате судном управления) добился один из пятнадцати торпедоносцев, поднявшихся с авианосца «Арк Ройял».

На дно «Бисмарк» отправился 27 мая, подтвердив своей гибелью, что теперь линкоры должны уступить место авианосцам. Его младший брат «Тирпиц» был потоплен 12 ноября 1944 года в норвежских фьордах в результате серии британских авианалетов.

Длина - 251 метр