Контрольные вопросы и тесты по жизни и творчеству А. Чехова

Рассказ «Ионыч» Чехова повествует о жизни сельского врача, Дмитрия Ионыча Старцева, приехавшего в Дялиже для лечебной практики. В городе С., которая находится в нескольких верстах от села, доктор знакомится с семьёй Туркиных, умных, образованных людей, и влюбляется в их дочь.

Рассказ входит в учебную программу по литературе и изучается в 10 классе. Для быстрого ознакомления вы можете на нашем сайте прочитать онлайн краткое содержание «Ионыч» по главам.

Главные герои

Старцев Дмитрий Ионыч – практикующий врач, главный герой рассказа.

Туркин Иван Петрович – дворянин, обладающий талантом острых шуток.

Туркина Вера Иосифовна – жена Ивана Петровича, любительница писать романы.

Туркина Екатерина Ивановна – их восемнадцатилетняя дочь и талантливая пианистка в которую влюбился главный герой. Мечтает поскорее покинуть семейное гнёздышко. Родные называют её ласково – Котик.

Другие персонажи

Пантелеймон – кучер Старцева на протяжении многих лет.

Глава 1

Гости города С. находили этот город скучным и однообразным. Но постоянные жители утверждали обратное: в губернском городке имеется множество развлечений, такие как местный театр, библиотека, игорные клубы и неординарные личности, в обществе которых находится было весело и приятно.

Такими людьми в городе С. считают семью Туркиных. Глава семьи – Иван Петрович – статный, миловидный мужчина и великий шутник. Вера Иосифовна его супруга. Приятная во всех отношениях женщина пишет любительские романы и с гордостью перечитывает их гостям. Екатерина Ивановна, дочь Туркиных, также обладает талантом – превосходно играет на рояле.

Знатная семья в городе любила гостей и добродушно их принимала. Однажды и главного героя Дмитрия Ионыча Старцева пригласили в дом Туркиных.

Как-то попав в город, Дмитрий Ионыч вспоминает о приглашении и отправляется с визитом к известной семье. Нового гостя встретили радушно и пригласили к чаю.

Так как жена Туркина каждому из посетителей дома, читала свои романы и повести, не обошла эта участь и врача. Все сюжеты её произведений были выдуманы и никак не соотносились с реальностью. После каждого такого чтения Иван Петрович хвалил жену и говорил: «Недурственно».

В первый же визит к интеллигентной семье врач познакомился с дочерью Туркиных – Екатериной Ивановной. Домашние предпочитали называть её Котик. Старцеву сразу же понравилась девушка. Она играла но рояле, а Дмитрий Ионыч как завороженный смотрел на юную красавицу.

Довольный и счастливый доктор возвращался пешком к себе в Дялиж. Ему понравилась эта приятная семья и, в особенности, их дочь. Он прошёл почти 10 км и не чувствовал никакой усталости.

Глава 2

Врач очень хотел снова посетить Туркиных, но было много работы. Спустя год Дмитрий Ионыч получает письмо от Веры Иосифовны, которая просит Старцева приехать к ним. Старшую из Туркиных стали преследовать сильные головные боли и так как из местных врачей ей никто не смог помочь, она вспомнила про земского доктора и решила обратиться к нему за помощью.

Этот приезд стал решающим для ближайшего будущего в жизни главного героя. Он начинает регулярно навещать больную и влюбляется в её дочь – Екатерину Ивановну.

Котик передаёт записку и назначает влюблённому доктору свидание на кладбище. Старцев немного разозлился из-за выбранного места для встречи. Он начинает убеждать себя, что не дело такому солидному и уважительному мужчине таскаться ночью по кладбищам. После внутреннего разговора с собой он всё же отправляется в назначенное место.

К этому моменту доктор уже разжился парой лошадей и своим кучером, которого звали Пантелеймон. Они доехали до окраины города С., а дальше Старцев отправился пешком.

Зря Дмитрий Ионыч на что-то надеялся: его возлюбленная так и не пришла. Ему ничего не оставалось, как немного походить по кладбищу, придаваясь философским мыслям о быстротечности жизни…

Глава 3

На следующий день доктор отправляется к Туркиным с твёрдым решением сделать предложение Котику. В голове у него мешались мысли: о прошедшей ночи, о богатом приданном, которое дадут за молодую невесту, о любви. И тут же Старцев подумал, что избалованная светская особа не пара ему, но тут же отогнал от себя эту мысль. Он предложил сопроводить Котика в клуб. Они оба сели в карету, где Старцев сделал предложение. Екатерина Ивановна сухо отнеслась к любовным чувствам врача и ответила отказом – девушка собиралась стать артисткой, и уехать из этого города.

Старцев не ожидал отказа и такого «глупенького» конца истории. Он почувствовал оскорбление и жалость к себе. На протяжении трёх дней Дмитрий Ионыч страдал, а потом успокоился и зажил как прежде.

А Котик уехала в Москву для поступления в консерваторию.

Иногда вспоминая былые чувства, Старцев радовался, что не женился на девушке.

Глава 4

Незаметно пролетели четыре года. Земский врач принимал больных уже не только в селе, но и в городе. За плечами у него уже был большой опыт работы, он разжился тройкой лошадей.

Дмитрий Ионыч значительно пополнен, а вместе с ним и его кучер. Врача начала беспокоить одышка и он уже не любил ходить пешком.

Доктору приходилось общаться со многими людьми, но близко он не знакомился ни с кем. Его раздражали местные обыватели, так как ему было не интересно с ними. Только интеллигент пытается с кем-нибудь заговорить на серьёзную тему, а обыватель тут же «становится в тупик или заводит такую философию, тупую и злую, что остаётся только рукой махнуть и отойти».

Так как общих тем для разговоров он не мог найти с местными жителями, Дмитрий Ионыч начинал злиться и всё больше уходить в себя. За молчаливость и суровый вид его прозвали в окрестностях «поляк надутый».

Единственное, что не перестало интересовать доктора, так это деньги и игра в винт по вечерам.

В размеренную жизнь врача ворвалось письмо от Веры Иосифовны. Туркина вместе с дочерью просила доктора навестить их.

Увидев Екатерину Ивановну, бывший влюблённый отметил изменения в девушке. Она заметно похудела и пропала её детская невинность в чертах. В нём не проснулись прежние чувства. Он только подумал про себя: как хорошо, что не женился на ней.

Девушка призналась, что постоянно думала о Дмитрие Ионыче, и просит рассказать его о своей жизни. Он неохотно продолжает разговор, ему хочется уйти. Милая семья, которая ему так раньше была симпатична, раздражает его.

Через несколько дней к доктору приходит лакей Пава, чтобы передать письмо от Котика, которая с трепетом ждёт встречи со Старцевым. Но Дмитрий Ионыч так и не навестил добродушную семью: ни через несколько дней, ни через год.

Глава 5

Спустя несколько лет Старцев ещё больше разжирел и уже ходит с трудом. Его Кучер Пантелеймон раздобрел вместе с ним. Ионыч, как теперь его называют в городе, разжился двумя имениями и присматривает себе третье. У него не хватает времени заниматься врачебной практикой, но земского места он не бросает из-за жадности. Ионыч стал очень раздражительным, нервным и часто кричит на пациентов, постукивая своей палкой о пол.

Доктор превратился в простого обывателя, которого ничего не интересует, кроме денег. Его чувства к Екатерине Ивановне были единственным и последним моментом радости в его жизни.

Семья Туркиных живёт по-прежнему. Иван Петрович нисколько не изменился и всё так же постоянно острит. Жена его все так же читает свои бездарные романы гостям. Дочь их, Екатерина Ивановна заметно постарела и жалуется на здоровье. Каждый год, с приходом осенней поры Котик с матерью отправляются в Крым поправить здоровье.

Заключение

В рассказе А.П. Чехов поднимает проблему постепенной деградации человека. Молодой, талантливый врач со временем опускается и превращается в обывателя. Все его мысли о высоких чувствах улетучиваются, и теперь его интересует только жажда наживы. Деньги становятся единственной радостью в жизни главного героя.

После прочтения краткого пересказа «Ионыча», рекомендуем вам ознакомиться с полной версией произведения.

Тест по произведению

Пройдите тест и узнаете, насколько хорошо вы запомнили краткое содержание рассказа.

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 4972.

Тест по творчеству А.П.Чехова

1. Укажите годы жизни А.П.Чехова:

а) 1824 – 1890 б) 1860 – 1904 в) 1854 – 1902 г) 1814 -1841

2. В каком городе родился А.П.Чехов:

а) Петербург б) Москва в) Киев г) Таганрог

3. К какому сословию принадлежал А.П. Чехов:

а) дворяне б) разночинцы в) купцы г) крестьяне

4. Кем был А. П. Чехов по профессии?
а) Инженером б) Врачом в) Учителем г) Биологом д) Химиком

5. Назовите журнал, первым напечатавшим рассказы Чехова:

а) «Стрекоза» б) «Современник» в) «Отечественные записки»

г) «Осколки»

6. Первые произведения А.П. Чехова публикуются под псевдонимами . Всего известно около 50 чеховских псевдонимов. Какой из перечисленных псевдонимов не принадлежит А.П.Чехову?

а) Человек без селезенки

б) Брат моего брата

в) Балдастов

г) Алов

7. В 1890 году А.П. Чехов едет на Сахалин, проводит огромную работу по переписи и обследованию каторжного населения . Результатами поездки стала книга о Сахалине. Как она называлась?

а) «Рассказ неизвестного человека»

б) «Остров Сахалин»

г) «Убийство»

8. Какие рассказы А. П. Чехова составляют «маленькую трилогию»?
а) «Ионыч», «Душечка», «Попрыгунья»
б) «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Тоска»
в) «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»
г) «Ионыч», «Крыжовник», «Дама с собачкой»

9. Какой герой А. П. Чехова «был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую осеннюю погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате»?
а) Старцев («Ионыч») б) Алехин («О любви»)
в) Беликов («Человек в футляре») г) Иван Иванович («Крыжовник»)

10. «Вот подите же, наши учителя народ все мыслящий, воспитанный на Тургеневе и Щедрине, однако же этот человек, ходивший всегда в калошах и с зонтиком, держал в руках всю гимназию целых 15 лет! Да что гимназию? Весь город!» Назовите фамилию этого героя рассказа А. П. Чехова.
а) Коваленко («Человек в футляре») б) Старцев («Ионыч»)
в) Буркин («Человек в футляре») г) Беликов («Человек в футляре»)

11. Беликов из рассказа А. П. Чехова «Человек в футляре» был учителем
а) Греческого языка б) Латинского языка

в) Математики г) Русского языка и литературы

12. В каком рассказе А.П.Чехов напоминает о том, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастье:

А) «Крыжовник» б) «Душечка»

в) «Человек в Футляре» г) «Дом с мезонином»

13. Кто из героев рассказа А. П. Чехова «постарел, обрюзг, щеки, нос и губы тянутся вперед – того и гляди, хрюкнет в одеяло»?
в) Буркин («Человек в футляре») г) Алехин («О любви»)

14. «Недоедал, недопивал, одевался Бог знает как, словно нищий, и все копил и клал в банк». Кто этот герой А. П. Чехова?
а) Иван Иванович («Крыжовник») б) Николай Иванович («Крыжовник»)
в) Алехин («О любви») г) Беликов («Человек в футляре»)

15. Как называется рассказ А. П. Чехова, герой которого из молодого, энергичного, подающего надежды врача превращается в толстого, жадного обывателя и стяжателя?
а) «Крыжовник» б) «Человек в футляре»
в) «Попрыгунья» г) «Ионыч»

16. Как вы думаете, что значит «беликовщина» в социальном плане? Отметьте то, с чем вы не согласны или считаете неправильным:

1) всеобщий страх 2)всеобщая трусость 3) порядочность

4) скромность 5) тормоз прогресса 6) житейское болото, которое затягивает

17. Дайте верное определение юмора:

  1. один из способов изображения жизни, отличающийся резким преувеличением, сочетанием реального и фантастического
  2. один из способов изображения жизни, отличающийся резким неприятием изображаемого, выраженного в злой насмешке
  3. один из способов изображения жизни, не отвергающий комических сторон ее. В нем о серьезном говорится с усмешкой.

18. Контрольные вопросы по рассказу «Ионыч»

1. Как звали Старцева?

2. Где поселился Старцев после назначения на должность?

3. Какая семья в городе считалась самой «образованной и талантливой»?

4. Как звали Котика?

5. Как звали четырнадцатилетнего лакея в доме Туркиных, который изображал трагическую фигуру и восклицал: «Умри, несчастная!»?

6. Как звали кучера Старцева и как он был одет?

7. Кто в своей речи употреблял слова «недурственно», «он не имеет никакого римского права», «здравствуйте, пожалуйста», «умри, Денис, лучше не напишешь»?

8. Где назначила свидание Старцеву Котик?

9. Почему Екатерина Ивановна не приняла предложение Старцева?

10. Сколько у Ионыча домов в городе, и какой по счету дом он себе присматривает?

11. Куда уезжает лечиться каждую осень Котик со своей матерью?

12. Какое прозвище появилось у Дмитрия Ионыча Старцева?

13.Кто виноват в том, что из деятельного, энергичного молодого человека доктор Старцев превращается в Ионыча – «языческое божество»?

1) «среда заела»

2) в этом его собственная вина

3) неспешный, неостановимый ход времени

4) Екатерина Ивановна

Для быстрого поиска по странице нажмите Ctrl+F и в появившемся окошке напечатайте слово запроса (или первые буквы)

С какого эпизода начинается действие романа Л. Н.Толстого «Война и мир»?

с характеристики семьи Ростовых

с описания войны

С описания вечера у А. П. Шерер

с описания Петербурга

“… вошёл массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке”.

Андрей Болконский

Анатоль Курагин

Владимир Долохов

Пьер Безухов

Вспомните, А. Болконский (герой романа Л. Н. Толстого «Война и мир») был искренне убеждён , “…ему начинать ничего не надо, …он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая” . Но вдруг случается что-то, что словно пробуждает его ото сна. Что?

Природа, встречи с Пьером и Наташей

встреча со Сперанским

хозяйственная деятельность

помощь отцу

Какое событие явилось для Раскольникова (Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание») решающим фактором, после которого составился план преступления?

написание статьи о преступлении

подслушанный Раскольниковым разговор студента и офицера о старухе-процентщице

потеря работы

Письмо сестры, в котором она сообщает, что выходит замуж

встреча с Соней Мармеладовой

Кто из героев романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» помог детям Катерины Ивановны, определив их в пансионы и приюты?

Свидригайлов

Соня

Раскольников

Лужин

Разумихин

Дуня

Какое оскорбление Дуне нанес Свидригайлов (Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание») ?

не заплатил за отработанное в его доме время

прилюдно назвал её воровкой

Навязывал Дуне свою любовь, когда та служила в его доме гувернанткой, пока жена Свидригайлова не выгнала Дуню

в присутствии матери и Раскольникова оскорбил Дуню

Какое обвинение предъявил Лужин Соне на поминках Мармеладова (Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание») ?

утверждал, что Соня украла его золотые часы

утверждал, что Соня выпросила у него 10 рублей

рассказал, что Соня его оскорбила

Сказал, что Соня украла у него 100 рублей

Как умер Мармеладов (Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание») ?

скончался после продолжительной болезни

Был раздавлен экипажем на мостовой

бросился с моста в Неву

умер в тюрьме, не выдержав тяжелых условий жизни

Какую дорогую сердцу вещь заложил Раскольников старухе-процентщице (Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание») ?

Медальон матери

брошь матери

единственный костюм

кольцо - подарок сестры

Что общего (трагического) увидел Раскольников в судьбе Сони Мармеладовой и будущем своей сестры Дуни (Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание») ?

обе они чувствительные, романтичные натуры, которые в современном обществе не могут быть оценены по достоинству

Соня и Дуня обе любили Раскольникова

Обе ради материального благополучия семьи продавали себя

обе девушки были бедны и не имели шансов удачно выйти замуж

С какой просьбой обратился Раскольников к Порфирию Петровичу во время первой их встречи (Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание») ?

найти убийцу старухи

прочесть статью Раскольникова о преступлении

Вернуть заложенные старухе-процентщице вещи, которые он готов был выкупить

посодействовать Раскольникову в устройстве на работу

Какой общей идее, по утверждению Л. Н.Толстого, подчинено все действие романа «Война и мир»?

у Л. Н.Толстого не было общей идеи

+«мысли народной»

историческому событию

«мысли семейной»

На какой вопрос хотел ответить Раскольников, убивая старуху, в чем он себя проверял (Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание») ?

сможет ли он спасти мир, уничтожив вредную, никому не нужную старуху

сможет ли он выжить в мире несправедливости

Относится ли он к разряду людей исключительных, имеющих право на кровь по совести

Каким образом Соню признали невиновной, когда Лужин обвинил её в краже ста рублей (Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание») ?

Вызвали полицию, провели тут же расследование и уличили Лужина во лжи

Раскольников силой вынудил Лужина рассказать правду

Лебезятников выступил свидетелем подлога Лужина и оправдал Соню

Лужин сам, пожалев Соню, отказался от своих слов

Какая военная кампания описана в 1 томе "Войны и мира"?

1812 -1825 г.

1817 - 1821 г.

1805 - 1807 г.

Узнай героя романа Л. Н. Толстого «Война и мир»:

“Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, с своими сбившимися назад чёрными кудрями, тоненькими оголёнными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребёнок, а ребёнок ещё не девушка” .

Наташа Ростова

Княжна Марья

Соня

Элен Курагина

Какое будущее, возможно, ждёт героя романа Л. Н. Толстого «Война и мир» Пьера Безухова?

станет видным политическим деятелем

Станет декабристом

станет крупным помещиком

Какое из перечисленных произведений не написано Л. Н. Толстым?

«Севастопольские рассказы»

+«Песня о соколе»

«Воскресение»

«Юность»

Какое сражение помогло Андрею Болконскому (герою романа Л. Н. Толстого «Война и мир») прийти к мысли, что нужно жить по-другому?

Шенграбенское

Аустерлицкое

Бородинское

Кому из героев романа Л. Н.Толстого «Война и мир» принадлежит данная характеристика:

«…Был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными сухими чертами… с усталым, скучающим взглядом»?

Андрею Болконскому

Анатолию Курагину

Пьеру Безухову

Борису Друбецкому

Назовите кульминацию романа Л. Н. Толстого «Война имир»

смерть князя Андрея

Отечественная война 1812 года

первый бал Наташи Ростовой

совет в Филях

Как звали Старцева (А. П. Чехов «Ионыч») ?

Дмитрий Ионыч

Михаил Ионыч

Валентин Ионыч

Где назначила свидание Старцеву Котик (А. П. Чехов «Ионыч») ?

в саду

в беседке

в парке

На кладбище

Как звали четырнадцатилетнего лакея в доме Туркиных, который изображал трагическую фигуру и восклицал: «Умри, несчастная!» (А. П. Чехов «Ионыч») ?

Ванюшка

Ильюша

Ибрагим

Пава

Кто в своей речи употреблял слова «недурственно», «он не имеет никакого римского права», «здравствуйте пожалуйста», «умри, Денис, лучше не напишешь» (А. П. Чехов «Ионыч») ?

Дмитрий Ионыч

Дмитрий Петрович

Василий Иванович

Иван Петрович

Как звали кучера Старцева (А. П. Чехов «Ионыч») ?

Ибрагим

Пантелеймон

Федор

Валентин

Что было надето на кучере Старцева (А. П. Чехов «Ионыч») ?

фрак

комбинезон

камзол

пиджак

Бархатная жилетка

Как звали Котика (А. П. Чехов «Ионыч») ?

Екатерина Ивановна

Вера Иосифовна

Мария Ивановна

Маргарита Ивановна

С какой целью уехала в Москву Котик (А. П. Чехов «Ионыч») ?

позлить Ионыча

за покупками

Поступать в консерваторию

на бал

Сколько у Ионыча домов в городе? (А. П. Чехов «Ионыч»)

четыре

три

Два

один

Куда уезжает лечиться каждую осень Котик со своей матерью (А. П. Чехов «Ионыч») ?

в Москву

в Пятигорск

В Крым

Цель урока :

1. Выяснить, как восприняли учащиеся произведение при самостоятельном прочтении.

2. Раскрыть трагизм повседневно-будничного существования и духовного оскудения личности в рассказе.

3. Умение анализировать художественное произведение

Метод: Комментированное чтение в сочетании с эвристическим методом; беседа по содержанию, сообщение учащихся.

Ход урока

  1. История создания рассказа “Ионыч”.
  2. Работа над рассказом “Ионыч”

Оборудования для урока:

Портрет А.П. Чехова; иллюстрации к рассказу “Ионыч”; высказывание М.Горького. “У Чехова есть нечто больше, чем миросозерцание, - он овладел своим представлением жизни и таким образом стал выше её. Он освещает её скуку, её хаос с вышей точки зрения. И хотя эта точка зрения неуловима, не поддается определению, - быть может, потому, что высока, - но она всегда чувствовалась в его рассказах и все ярче пробивается в них”.

I. Сообщение учителя.

Чехов в рассказе “Ионыч” исследует процесс духовной капитуляции человека перед темными силами жизни. Тема духовного оскудения была одна из самых острых социальных и политических проблем его времени. Чтобы понять самостоятельную глубину авторского замысла в таком своеобразном рассказе, как “Ионыч”, надо обратиться прежде к истории создания этого рассказа и его содержанию.

Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они поняли что главное – это боль Чехова за своих героев, боль за их бессмысленно и бездарно прожитую жизнь: ведь Чехов описывает именно традицию человеческой жизни.

II. Сообщение учащихся “История создания рассказа “Ионыч”.

III. Работа над рассказом.

В процессе работы необходимо постараться подвести их к одной из “тайн” чеховского стиля, чеховского видения жизни, о которой, может быть, лучше всех сказал сам писатель: “Мы видим тех, которые ходят на рынок за провизией, днем едят, ночью спят, которые говорят свою чепуху, женятся, старятся, благодушно тащат на кладбище своих покойников; но мы не видим и не слышим тех, которые страдают, и то, что страшно в жизни, происходит где-то за кулисами”.

Изучение рассказа “Ионыч” целесообразно начать с беседы по его содержанию, можно построить в форме лингвостилистического анализа:

Какова центральная тема рассказа? (Протест против пошлости, обывательницы, духовного мещанства, самовыражения человека)

Какова основная идея произведения? (Она заключается в призыве “Берегите в себе человека!”)

Назовите композицию.

(Композиция проста. Пять глав имеют свою микротему. Эти микротемы раскрываются по – чеховски – повторением художественных деталей)

После беседы учащиеся вместе со Старцевым посещают семью Туркиных.

Вопрос классу:

Что почувствовал Дмитрий Ионыч, впервые попав в этот дом?

Этот вопрос поможет учащимся не только разобраться в чувствах героя рассказа, но и в своих собственных, так как они вместе со Старцевым будут присутствовать на вечере, и на них обрушиться поток любезностей, шуток, музыки, гостеприимных хозяев дома.

Учащиеся могут отметить, что реакция нормального человека, молодого, умного правда, немного уставшего от года утомительной и однообразной работы. Они отмечают так же, что Старцеву все – таки приятно находиться в доме Туркиных, не смотря на то что он замечает и бездарность романов Веры Иосифовны, и бездарность игры Екатерины Ивановны. (Описание этого эпизода, чтение вслух)

От чего это происходит? Откуда берутся у Дмитрия Ионыча “хорошие, покойные мысли?

(Этот вопрос ориентирует учащихся на необходимость сопоставления эпизодов, нахождение “сцеплений” Между ними, на более глубокие раздумья над текстом рассказа)

Чтобы помочь учащихся лучше разобраться в ситуации рассказа, почувствовать дыхание той эпохи, на уроке можно прочитать отрывок из книги В.В. Вересаева “Записки врача”.

Вот из такой же примерно обстановки вырывается на несколько часов Старцев, попадая к Туркиным. Естественно, что на него действует смена впечатлений.

Важно, чтобы при изучении I главы произведения ребята уловили её своеобразный ритм, услышали надоедливое словечко “потом”, которое как бы регулирует здесь все события.

Чтобы они почувствовали эту основную тональность, учащимся предлагается прочитать отрывок со слов “Старцеву представили Екатерину Ивановну, восемнадцатилетнюю девушку…” и до слов “Потом все сидели в гостиной с очень серьезными лицами, и Вера Иосифовна читала свой роман”.

Где бы вы выделили в этом отрывке абзац?

Обращаем внимание, что в доме Туркиных все подчинено заранее установленному распорядку, все действия хозяев давно отрепетированы и рассчитаны на определённый эффект. И вот свежий человек, попадая под действие этого ритма, сам не замечает, как оказывается во власти всей атмосферы, царящей здесь.

Вывод: И так, Старцев доволен вечером, проведенным у Туркиных, все было “недурственно” не считая маленьких компромиссов с самим собой, со своими вкусами, жизненными взглядами.

Анализ II главы

Приступая ко II главе, мы задаем учащимся вопрос:

Сколько времени прошло с момента приезда Старцева в город С. до его второго свидания с Екатериной Ивановной?

Время здесь – важная художественная деталь. Время в рассказах Чехова бежит неумолимо, и человек подчас не успевает и оглянуться, - а жизнь-то уже прошла.

Важно, для учащихся при изучении рассказа “Ионыч” сразу “поймать”, увидеть и почувствовать неотвратимый ход времени, который беспощадно отсчитывает дни человеческой жизни…

(Найдите сцену несостоявшегося свидания на кладбище, где усиливается мотив уходящего времени).

Вывод: Придя на кладбище, Старцеву открылся мир таким, каким он раньше его не видел. Перед ним открылся тайны бытия, все это вызывает в нём бурю чувств, чувств страстных земных, не желающих мириться с вечным покоем умерших. В сущности, это бунт против скучной и однообразной жизни. Но это было всего лишь вспышка, погасшая вместе с лунным светом. Это был взлёт чувств.

Анализ III главы

Вопрос классу:

Кто виноват в том, что любовь Старцева привела к “такому глупенькому концу, точно в маленькой пьесе на любительском спектакле”? (Заслушать точку зрения ученика)

Какое значение имеют в этой главе реплики Ивана Петровича, окрик полицейского?

Почему Старцеву после объяснения с Екатериной Ивановной захотелось изо всей силы хватить зонтиком по широкой спине Пантелеймона?

Все эти вопросы заостряют внимание учащихся на художественной форме рассказа, помогая глубже разобраться и заново пересмотреть текст главы.

Анализ IV главы

(Чтение первого абзаца главы)

“Прошло четыре года” - так начинается глава. Время продолжает свой неумолимый бег.

– Что же изменилось за этот период в жизни героев человеческого рассказа? (Чтение эпизодов). После прочтения учащихся подмечают изменения в облике и характере героев. Но важно не просто подметить происшедшие изменения, но суметь понять и объяснить их причины.

(Мнения учащихся).

При работе над этой главой можно предложить учащимся поспорить с авторами учебника в трактовке отдельных сцен и эпизодов. (Учебника)

Анализ V главы

Слово учителя.

На заключительной стадии работы над рассказом учащихся предлагаются задания, которые требуют от них умения взглянуть на рассказ в целом, выйти на широкие художественные обобщения.

Так, сталкивая факты, мы ведём учащихся к пониманию важной особенности авторского отношения к своим героям: он не только осуждает их, но в рассказе слышится человеческая боль за бездарно прожитую жизнь, за безвозвратно ушедшую молодость (это в большей степени относиться к Старцеву и Екатерине Ивановне)

В чем значение финальной сцены?

(Можно найти два – три эпизода, которые непосредственно перекликаются к финалом рассказа)

IV. Обобщение по прочитанному.

Движение времени в рассказе “Ионыч” ощущается только тогда. Когда речь идёт о самом Старцеве: он еще больше пополнел, ожирел, тяжело дышит…у него уже есть имение и два дома в городе…”, “характер у него тоже изменился”. В последней главе рассказа перед нами пожалуй, самый отвратительный обыватель из всех, которые проживают в городе С.

Бездуховная жизнь, на которую сознательно обрек себя Старцев, исключила его из числа живых людей, лишила способности думать и чувствовать. Старцев перестал быть человеком, превратился в “языческого бога”, в Ионыча. И как бы подводя итог всей его жизни, Чехов пишет: “Вот и все, что можно сказать про него”.

Но почему же на этом не заканчивается само повествование?

В финале рассказа Старцев и Туркины откровенно поставлены рядом, уравнены между собой как люди, у которых одинаково не удалось жизнь: бессмысленны и безнравственны праздные затем Туркимных, безнравственно и омерзительно бездушное стяжательство Ионыча.

Образ Ионыча показывает, каким становиться человек, если нет сопротивления пошлости, лени, мещанству, эгоизму.

V. Домашнее задание.

  1. Прочитать страницы учебника.
  2. Написать сочинение-миниатюру на тему: “Есть ли настоящая жизнь в рассказе “Ионыч”.
  3. Выпишите с примерами художественными приемы, раскрывающие губительную силу пошлости и обывательщины:

а) описание картин природы;

б) использование стихов и музыки;

в) сочетание грустного лиризма и сатиры.

  1. Где родился и где похоронен Чехов?
  2. Кто из известных русских писателей был врачом по образованию?
  3. Что объединяет имена: Максим Горький, Демьян Бедный, Анна Ахматова, Жорж Санд, Брат моего брата, Стендаль?
  4. Какая книга Чехова имеет географическое название?
  5. Когда и в каком театре была впервые поставлена «Чайка»?
  6. Как назвал Чехов свое последнее драматическое произведение?
  7. Когда и почему Чехов отказался от звания академика?
  8. Чьи это слова: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» ?
  9. Какой рассказ Чехова вызвал особенный восторг Л. Н. Толстого? (По словам его дочери Татьяны Львовны, Лев Николаевич читал его «четыре вечера подряд вслух и говорил, что поумнел от этой вещи».)
  10. Какие рассказы Чехова составляют так называемую маленькую трилогию?
  11. Назовите последний рассказ Чехова.
  12. Люди не слушают старого извозчика, когда тот пытается рассказать им о своем горе. Кто выслушал его?
  13. Герою какого чеховского рассказа принадлежат следующие слова: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда — болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других» ?
  14. На занавесе какого театра изображена чайка?
  15. Героем какого рассказа Чехова является Очумелов?
  16. В каком произведении Чехова героев зовут Иван Иваныч, Федор Тимофеевич и Тетка? (Это вовсе не люди, хотя имеют человеческие имена.)

Контрольные вопросы по рассказу «Ионыч»

  1. Как звали Старцева?
  2. Где назначила свидание Старцеву Котик?
  3. Как начала свой роман Вера Иосифовна?
  4. Как звали четырнадцатилетнего лакея в доме Туркиных, который изображал трагическую фигуру и восклицал: «Умри, несчастная!»?
  5. Кто в своей речи употреблял слова «недурственно», «он не имеет никакого римского права», «здравствуйте пожалуйста», «умри, Денис, лучше не напишешь»?
  6. Как звали кучера Старцева и как он был одет?
  7. Как звали Котика?
  8. С какой целью уехала в Москву Котик?
  9. Сколько у Ионыча домов в городе и какой по счету дом он себе присматривает?
  10. Куда уезжает лечиться каждую осень Котик со своей матерью?

Тестовые задания по пьесе «Вишневый сад»

  1. Авторское обозначение жанра «Вишневого сада»:
    1. драма
    2. трагедия
    3. комедия
  2. Девичья фамилия Л. А. Раневской:
    1. Гаева
    2. Раневская
    3. Заречная
  3. «Его так и дразнят у нас: двадцать два несчастья...» Кого?
    1. конторщика Епиходова
    2. Фирса
    3. Симеонова-Пищика
  4. Кому принадлежат слова: «Господи, ты дал нам громадные леса, необъятные поля, глубочайшие горизонты, и, живя тут, мы сами должны бы по-настоящему быть великанами...»?
    1. Лопахину
    2. Гаеву
    3. Трофимову
  5. Чьи это слова: «О природа, дивная, ты блещешь вечным сиянием, прекрасная и равнодушная, ты, которую мы называем матерью, сочетаешь в себе бытие и смерть, ты живешь и разрушаешь...»?
    1. Лопахина
    2. Гаева
    3. Трофимова
  6. Кого из героев «Вишневого сада» назвали «облезлым барином»?
    1. лакея Яшу
    2. Гаева
    3. Трофимова
  7. Кому принадлежит следующее обращение к книжному шкафу: «Дорогой, многоуважаемый шкаф! Приветствую твое существованье, которое вот уже больше ста лет было направлено к светлым идеалам добра и справедливости; твой молчаливый призыв к плодотворной работе не ослабевал в течение ста лет, поддерживая... в поколениях нашего рода бодрость, веру в лучшее будущее и воспитывая в нас идеалы добра и общественного самосознания»?
    1. Гаеву
    2. Лопахину
    3. Трофимову
  8. Чьи это слова: «Обойти то мелкое и призрачное, что мешает быть свободным и счастливым, вот цель и смысл нашей жизни. Вперед! Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали. Вперед! Не отставайте, друзья!»?
    1. Гаева
    2. Трофимова
  9. Чей род, по словам его представителя, происходит от лошади, которую Калигула ввел в Сенат?
    1. Симеонова-Пищика
    2. Лопахина
    3. Гаева
  10. Кто обладает даром чревовещания?
    1. Симеонов-Пищик
    2. Шарлотта Ивановна
  11. Кто о ком говорит: «Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает все, что попадается ему на пути, так и ты нужен»?
    1. Трофимов о Лопахине
    2. Лопахин о Трофимове
    3. Фирс о Гаеве
  12. Кому принадлежат слова: «Перед несчастьем то же было: и сова кричала, и самовар гудел бесперечь»?
    1. Лопахину
    2. Гаеву
    3. Фирсу
  13. Чьи это слова: «О, мой милый, мой нежный, прекрасный сад!.. Моя жизнь, моя молодость, счастье мое, прощай!.. Прощай!..»?
    1. Раневской
  14. Кому принадлежат слова: «Мой папаша был мужик, идиот, ничего не понимал, меня не учил, а только бил спьяна... В сущности, и я такой же болван и идиот. Ничему не обучался, почерк у меня скверный, пишу я так, что от людей совестно, как свинья»?
    1. Лопахину
    2. Симеонову-Пищику
    3. Епиходову
  15. Кто автор этих слов: «Дачи и дачники — это так пошло, простите»?
    1. Раневская
    2. Шарлотта Ивановна
  16. Кому принадлежат слова: «Я стала тревожная, все беспокоюсь. Меня еще девочкой взяли к господам, я теперь отвыкла от простой жизни, и вот руки белые-белые, как у барышни. Нежная стала, такая деликатная, благородная, всего боюсь... Страшно так. И если вы, Яша, обманете меня, то я не знаю, что будет с моими нервами»?
    1. Шарлотте Ивановне
    2. Дуняше
  17. Кому из персонажей пьесы принадлежат слова: «И когда папаша и мамаша умерли, меня взяла к себе одна немецкая госпожа и стала меня учить. Хорошо. Я выросла, потом пошла в гувернантки. А откуда я и кто я — не знаю... Все одна, одна, никого у меня нет и... и кто я, зачем я, неизвестно...»?
    1. Шарлотте Ивановне
    2. Дуняше
  18. Кому принадлежат слова о вишневом саде: «О сад мой! После темной ненавистной осени и холодной зимы опять ты молод, полон счастья, ангелы небесные не покинули тебя... Если бы снять с груди и с плеч моих тяжелый камень, если бы я могла забыть мое прошлое»?
    1. Раневской
  19. Кому из персонажей «Вишневого сада» принадлежат слова: «О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь»?
    1. Раневской
    2. Лопахину
    3. Епиходову
  20. Кто и кому говорит: «Надо быть мужчиной, в ваши годы надо понимать тех, кто любит. И надо самому любить... “Я выше любви!” Вы не выше любви, а просто, как вот говорит наш Фирс, вы недотепа»?
    1. Раневская Трофимову
    2. Варя Епиходову
    3. Шарлотта Яше

Смотреть все темы книги