Анализ стихотворения "учись у них - у дуба, у березы". Анализ стихотворения фета учись у дуба у березы Фет учись у них лирический герой

"Учись у них - у дуба, у березы..." (31 декабря 1883) - стихотворение, созданное в канун Нового года, было вызвано размышлениями поэта о сущности бытия, и здесь автор обращается к миру природы, в котором он черпает уверенность в правильности избранного жизненного пути и тех принципов, на основе которых он строит свою жизнь.

В первой строфе Фет рисует картину, которая должна объяснить первую строку стихотворения: "Кругом зима. Жестокая пора! Напрасные на них застыли слёзы, И треснула, сжимаяся, кора". Эта картина убеждает в том, что "дуб" и "берёза" сейчас переживают трудное время, на их долю выпали суровые испытания, ощущения страдания усиливается от изображённых во второй строфе "метели" и "холода лютого", кажется, что наступил предел возможного терпения. Однако "Они стоят, молчат", то есть стоически переносят все испытания, и это даёт основания лирическому герою сделать вывод: "молчи и ты!"

Именно мир природы может научить стойкости и мужеству, умению достойно держаться в испытаниях, умению находить в себе силы жить дальше, тогда, когда, кажется, наступает предел жизненных сил, этому человек может и должен учиться у этого мира. В последней строфе лирический герой противопоставляет зиму и весну, которой "промчится гений", утверждая, что в душе человека также скрыты большие запасы жизненных сил, необходимо только научиться терпеть, верить и ждать, когда "Для ясных дней, для новых откровений Переболит скорбящая душа". Не избегать страданий, без которых жизнь невозможна, а уметь достойно переносить всё, что посылает судьба, - вот чему учит нас лирический герой стихотворения Фета "Учись у них - у дуба, у березы…", анализ которого мы провели.

Форма урока:

Анализ литературного произведения. Теория литературы.

Основной метод:

Обучение анализу поэтического текста и выразительному чтению.

Образовательные:

Продолжать знакомство учащихся с творчеством Афанасия Афанасьевича Фета на примере анализа данного стихотворения. Создавать условия для проникновения в тайны мастерства поэта, находить средства художественной выразительности, опираясь на теоретические понятия.

Воспитывающие:

Формировать у учащихся стойкую жизненную позицию: способность осмысливать и преодолевать жизненные испытания.

Предварительное домашнее задание:

повторить сведения о жизни и творчестве А.А.Фета, подготовить (по желанию) презентацию.

Организационный момент.

Материал к уроку:

портрет Афанасия Афанасьевича Фета.

На доске высказывание А.А. Фета: « Как беден наш язык! – Хочу и не могу…»

Словарь: олицетворение, эпитет, метафора, инверсия, лирический герой, художественный образ, лирический герой, авторская идея, гений

На столах учащихся тексты стихотворения « Учись у них – у дуба, у берёзы», тетради по литературе для ведения записей, справочная таблица «Художественные средства языка».

Ход урока.

IСтадия вызова.

1.Вступительное слово учителя:

Отзывы о творчестве А.А. Фета поэтов XIX самые противоречивые:

«Защипает в носу»,- как похвалу произнесёт Л.Н. Толстой, иногда прочитав то или иное стихотворение Афанасия Афанасьевича. Бойкие фельетонисты из газеты « День» считали стихи Фета « чепуховиной». Друг поэта И.С. Тургенев писал на полях со стихами Фета: «неясно», « непонятно», « что за дьявол?»

А уж в более позднее время, в советское, звучало и такое: « Фет – прекрасный поэт…, но великий поэт – это, прежде всего, поэт социальной активности, живущий проблемами своего времени» (из « Литературной газеты» Н.Старшинов).

А сам поэт говорил так: « Как беден наш язык! – Хочу и не могу…»

Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с творчеством А.А.Фета на примере стихотворения « Учись у них – у дуба, у берёзы».

Я попрошу вас вести записи в тетрадях, необходимые для понимания авторского «Я» и содержания стихотворения, чтобы сформировать своё мнение о творчестве этого поэта и сформулировать его в кратком отзыве:

« Моё мнение о творчестве А.А.Фета на основе стихотворения « Учись у них – у дуба, у берёзы». Попробуйте найти свои слова для оценки впечатлений

во время работы на уроке (наподобие кратких замечаний И.С.Тургенева).

II Стадия размышления.

2. Подготовленный ученик выразительно читает стихотворение или сам учитель.

3. Беседа по восприятию прочитанного текста.

Какие чувства вызывает у вас это стихотворение?

Ответы: заставляет задуматься о том, что в жизни человеку выпадает много невзгод, как и деревьям - дубу и берёзе; разные чувства: и тревоги, и желание бороться с бедами, невзгодами.

Учитель:

Давайте попробуем проследить за тем, как изменяется настроение лирического героя от начала к концу стихотворения.

Какие зрительные образы создаёт поэт в первых двух строфах?

Перечитаем их.

4.Чтение стихотворения вслух. Аналитическая беседа.

Нарисуйте словесную картину, возникающую в вашем воображении.

Ответы: Зима. Лютый холод. Всё в оцепенении. В поле, а может быть, на берегу реки, скованной льдом, или в лесу стоят дуб и берёза. Капельки-слёзы, одинокие свёрнувшиеся листочки на ветках, треснувшая кора на стволах

свидетельствуют о том, что деревьям приходится выносить.

Какие чувства вызывает эта картина?

Ответы: сострадания, жалости, но и восхищения: они молчат!

Перечитаем последнюю строфу. Как изменяется настроение лирического героя? Какие картины или зрительные образы создаёт в ней поэт?

Ответы: Возникает картина весны: в природе всё оживает, наступают ясные дни, причём все изменения происходят бурно, стремительно, радостно. Обновление происходит не только в природе, но и в человеке: « для новых откровений переболит скорбящая душа».

III Стадия осмысления..

Попробуйте найти слова в стихотворении, выражающие авторскую идею.

Ответы: «Учись у них», «молчи», «но верь весне».

Действительно, слёзы, стенания, жалобы, проклятия, отчаяние в часы испытаний не придают человеку сил, наоборот, они изматывают его, парализуют волю и даже приводят к самоуничтожению.

Как названа поэтом весна? Почему, как вы думаете, подобную метафору (скрытое сравнение) использует Фет?

Ответы: Гений.

Что означает данное слово, кого называют гением?

Ответы: человека, обладающего способностью творить, созидать.

В греческой мифологии Гений – это дух, который является покровителем человека. Весна поэтом названа «гением» не случайно, именно она обладает способностью творить, пробуждать, обновлять, возвращать к жизни.

Преодолевать трудности, пережить страдания и суметь поверить в мечту необходимо каждому, и этому можно научиться у природы.

Как вы думаете, данное стихотворение написано ранним Фетом или в пору

его зрелого творчества? Докажите ваше предположение.

Подтверждаю ответы учащихся или оспариваю.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Афанасий Афанасьевич Фет «Учись у них – у дуба, у берёзы» Урок литературы в 6 классе

2 слайд

Описание слайда:

Литературная разминка Троп, приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым. олицетворение Приём противопоставления понятий, явлений, образов и т.д. антитеза Слово или выражение, употребляемое в переносном значении, скрытое сравнение. метафора Использование звукового состава слова, его звучания для усиления выразительности. аллитерация, ассонанс Сопоставление изображаемого предмета или явления с другим. сравнение Определение при слове, влияющее на его выразительность. эпитет

3 слайд

Описание слайда:

Самое лучшее представление о поэте могут оставить люди, близко знавшие его. Послушайте отрывок из письма, адресованного Фету его другом В.Соловьевым. «Дорогой и многоуважаемый Афанасий Афанасьевич! Приветствуют Вас звезд золотые ресницы, и месяц, плывущий по лазурной пустыне, и плачущие степные травы, и розы весенние и осенние; приветствует Вас густолистый развесистый лес, и блеском вечерним овеянные горы. И милое окно над снежным каштаном. Приветствуют Вас все крылатые звуки и лучезарные образы между небом и землею. Кланяется Вам также и меньшая братия: слепой жук, и вечерние мошки, и кричащий коростель, и молчаливая жаба, вышедшая на дорогу. А наконец, приветствую Вас и я…» Что можно сказать о человеке, к которому обращены эти строки? Почему Соловьев свое приветствие помещает самым последним? (Для Фета – все важны, человек – лишь часть природы)

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

Анализ стихотворения История написания Стихотворение написано умудрённым опытом поэтом в 1883 году, когда ему было уже за 60 лет(А.А.Фет родился в 1820 году). В это период он уже вышел в отставку и занимался полностью своим любимым творчеством.

6 слайд

Описание слайда:

Анализ стихотворения. Тема. А.А. Фет принадлежал к представителям "чистой лирики". Его не зря называют поэтом природы. Определите тему. В данном стихотворении тесно переплетаются две темы: описание природы, её законов и размышление над жизнью человека, смыслом человеческого бытия.

7 слайд

Описание слайда:

Идея стихотворения Первая строфа несет в себе идею стихотворения - это способность переносить неприятности, страдания и невзгоды, которые приносит жизнь. Автор призывает учиться стойкости и выносливости у природы.

8 слайд

Описание слайда:

Композиция Стихотворение построено на основе антитезы. Большая половина произведения наполнена пессимизмом и ужасом суровой зимы, строки «сердце рвет» «за сердце хватает», противопоставляются надежде на весну: Но верь весне. Её примчится гений Опять теплом и жизнию дыша. Это заставляет ощутить прекрасный весенний образ.

9 слайд

Описание слайда:

Композиция. Какой совет даёт нам с вами поэт, описывая зимние невзгоды и надежду на весну? На смену угнетения и грусти приходит гармония, вера в красоту природы. Этими строками автор сравнивает и ситуации в жизни человека, как обычно бывает, что после плохих случаев и ситуаций, обязательно наступит "белая полоса"

10 слайд

Описание слайда:

Анализ образов Какие образы создаёт автор? Дуб и береза – традиционные деревья средней полосы России. (Аллегория: дуб и береза олицетворяют образы людей) Дуб символизирует мужское начало-стойкость и мужество; береза символизирует женщину-нежность и трепетность. Но оба эти дерева стойко переносят лютую зиму для того, чтобы встретить весну и снова радоваться ей: «застыли слезы», «треснула… кора». Поэт призывает учиться стойкости и мужеству у дуба и березы: "Они стоят, молчат; молчи и ты!".

11 слайд

Описание слайда:

Образ лирического героя Какие чувства переживает л.герой, настроение? Строится на ассоциативном ряду испытываемых им чувств горя, беды, неустроенности, тревоги, тоски, беспокойства, страха, сменяемых оптимистичной верой в торжество жизни. Автор вместе с лирическим героем верит в торжество добра, красоты и гармонии в природе и в душе человека.

12 слайд

Описание слайда:

Средства выразительности Поэт щедро использует олицетворения и для описания зимы: за сердце хватает холод лютый, деревья стоят и молчат, душа переболит Эпитеты тоже преимущественно посвящены описанию зимы: холод лютый, жестокая пора, напрасные слезы. Метафоры: застыли слёзы; «гений» весны, ветер рвет листы, дышать теплом и жизнью. Таким образом, поэт хочет подчеркнуть силу и мощь зимы, которым вынуждена противостоять природа.

13 слайд

Описание слайда:

Лексика, морфология В какой форме используются глаголы в 1 части, а - во 2-ой? В первой части стихотворения используются глагольные формы прошедшего и настоящего времени ("треснула", "застыли", "рвёт", "хватает", "стоят", "молчат"), а во второй – будущего ("промчится", "переболит"). Глаголы в повелительном наклонении ("учись", "молчи") - звучат как просьба, основанная на большом опыте народа (в это надо верить "Но верь весне"): лихолетье сменится ясными днями созидания, также как зимняя пора - живительным теплом весны.

А. Фет – стихотворение «Учись у них – у дуба, у бере­зы…».

В своем стихотворении А. Фет использует символический пейзаж. Зима символизирует лютый холод в сердце лиричес­кого героя. Весна же – это символ новой, бурлящей жизни, рождения в душе его «новых откровений». Картины природы у Фета, таким образом, антитетичны, как полярны и душев­ные состояния лирического героя. Человек в этом стихотво­рении полностью уподобляется природному миру – деревь­ям, дубу и березе.

Человек в этом стихотворении уподобляется природе, ко­торая многому может научить нас. Иногда нам бывает трудно разобраться в людях, понять, кому можно верить, понять, ка­ким будет человек в экстремальной ситуации. И здесь под­сказку дает нам сама природа. Скромность, простота – это самое ценное качество в людях, по мысли лесника. Именно такие люди не подведут нас в трудную минуту, смогут высто­ять среди жизненных бурь и невзгод. Эти люди основательны, они подобны небольшому дубку, укрепившемуся в земле и перегнавшего затем своих собратьев – березок и ветел.

Здесь искали:

  • анализ стихотворения учись у них у дуба у березы
  • анализ стихотворения учись у них у дуба у березы по плану
  • учись у них у дуба у березы анализ стихотворения кратко

Центральным мотивом творчества А.Фета является описание природы. Природа неразрывно связана с жизнью и судьбой человека. В своих стихотворениях поэт использует разнообразные художественно — изобразительные средства. Одним из наиболее ярких произведений Фета является стихотворение «Учись у них – у дуба, у березы» , написанное в декабре 1883 года .

Фет показал внутреннюю связь мира природы и мира человека , одушевляя природу, создавая пейзажные картины, отражающие во всей полноте состояние души человека.

Первая строчка содержит основную идею стихотворения. Дуб и береза – традиционные деревья средней полосы России. Дуб символизирует мужчину, стойкость и мужество, береза символизирует женщину, нежность и трепетность. Но оба эти дерева стойко переносят лютую зиму для того, чтобы встретить весну и снова радоваться ей: «застыли слезы», «треснула…кора». Поэт призывает учиться стойкости и мужеству у дуба и березы: «Они стоят, молчат; молчи и ты!». По мнению поэта, человек должен уметь стойко переносить все жизненные невзгоды и страдания.

Поэт использует олицетворения для описания суровой зимы: «все злей», «сердито рвет», «за сердце хватает». Эпитеты тоже преимущественно посвящены описанию зимы – «холод лютый», «жестокая пора», «напрасные слезы». Таким образом, он хочет подчеркнуть силу и мощь «зимы», которым вынуждены противостоять и человек, и природа. Фет ассоциирует «зиму» и душевную дисгармонию человека: беду, горе, неустроенность, тревогу, беспокойство.

Вся третья строфа стихотворения посвящена человеку, где поэт призывает: «Но верь весне.», потому что как и в природе зиму обязательно сменит весна, так и для человеческой души наступят «ясные дни», «новые откровения», когда «гений весны» принесет с собою тепло и жизнь. Весна выступает не просто временем года, а верным другом, который обязательно придет и поможет в трудную минуту и торжествует добро, красота, гармония: «Переболит скорбящая душа».