Раскройте психологическое содержание понятия семья. Основные понятия семейной психологии. Психология семьи - психология

- 76.50 Кб

Основные понятия психологии семьи
Функции семьи
Структура семьи
Динамика семьи
Определение семьи:
Семья - это малая социальная группа, которая основана на супружеском союзе и родственных связях (отношения мужа с женой, родителей и детей, братьев и сестёр), которые живут вместе и ведут общее домашнее хозяйство. Важнейшие характеристики семьи это её функции, структура и динамика.

Выполнение задачи Роль эффективности Связь Аффективное выражение Аффективное вовлечение Контроль Значения и нормы. Также включены две подшкалы, которые измеряют смещение стиля ответа: социальную желательность и защиту от отрицания. Было установлено, что внутренняя консистенция превосходна при альфа = 0, 94, а надежность повторного тестирования - от 56 до 66 при 12-дневном интервале. Стабильность инструмента не была установлена ​​более 12 дней, и надежность проверки-повторного тестирования в течение 12 дней была достаточной.

Оценка семьи и модель процесса функционирования семьи. Сравнивая факторную структуру второго порядка шкалы семейной среды по мужьям и жены восприятие их семейной среды. Журнал брачного и семейного консультирования, 4, 19. Оценка семьи: размерность инструмента и соответствие между репортерами семьи.

Функции семьи

Под функцией семьи понимается сфера жизнедеятельности, которая связана с удовлетворением членами семьи своих определённых потребностей.

Классификация потребностей по Маслоу - 6 уровней. Более простая - потребность в безопасности, привязанности и достижений.

Функции семьи по потребности:

1. Воспитательная функция

Семья с одним родителем: счастливо живет в меняющемся мире. Конвергенция между несколькими методами измерения положительности и негативности в семейной среде: отношение к депрессии у матерей и их детей. Концептуальные и эмпирические подходы к разработке семейных процедур оценки: решение вопроса о шкале семейной окружающей среды.

Факторная структура шкалы семейной среды: факторы, основанные на предметах и ​​подшкалах. Вопросы измерения в оценке семьи: пример шкалы семейной среды. Актуальность вопроса с шкалой семейной среды: психометрическое разрешение и исследование с использованием алкогольных семей.

Состоит в удовлетворении членами семьи их психологических потребностей в отцовстве, материнстве, взаимодействии с детьми, воспитании детей и самореализации себя в детях.

Функция семьи относится не только к индивидуальным потребностям человека, но она имеет отношение и к социуму. В отношении к обществу семья, воспитывая детей выполняет функцию социализации подрастающего поколения. Они воспитывают сына или дочь, а также и члена общества. Функция эта является достаточно длительной - от рождения до взрослости. Эта функция ещё и обеспечивает преемственность поколений. Чтобы себя продлить в детях, важно чтобы дети могли продлить себя. А для этого нужно им дать максимум психического, физического и социального здоровья.

Интегрированное использование индивидуальной и семейной психотерапии. Семейная среда как предиктор качества студентов колледжа «дружба». По мере расширения поля семьи, возникает потребность в обновленном томе, который объединяется и определяет основные ключевые слова, фразы и концепции. Это второе издание «Словаря семейной психологии и семейной терапии» предоставляет расширенную, удобную ссылку для всех семейных профессионалов - теоретиков, студентов, исследователей или клиницистов. Другого источника нет.

Каждая запись включает определение термина, пример, относящийся к его использованию, происхождение термина, ранний источник, использующий этот термин, и, если уместно, недавний источник. Также включены термины «заимствованные» из других таких областей, как семейное право, секс-терапия, клиническая детская психология и групповая психология. Применение понятий в примерах и предоставление ссылок неоценимы. Эта книга также неплохо представляет непредвзятое представление о различных теориях или школах мысли.

2. Хозяйственно - бытовая

Она заключается в удовлетворении членами семьи своих биологических и материальных потребностей и в удовлетворении потребности в сохранении их здоровья - физического, психического и социального. В ходе выполнения семьёй этой функции происходит восстановление физических и психических сил, которые были затрачены в сфере работы.

Он должен стоять рядом с учебниками и другими словарями. Его следует читать и использовать в качестве справочного и исходного материала. Он дополняет наше понимание человеческого поведения и взаимодействий, особенно межличностных и межгрупповых неизбежностей в семьях как представляющих основные общества.

Д. заслуженный профессор Психиатрия, Медицинская школа Университета Майами, в Американском журнале семейной терапии. Руководителем проекта был Джеральд Сильверман. Гораздо меньше внимания уделяется сильным, здоровым семьям и особенностям, которые делают их успешными. Понимание «секретов» сильных семей будет полезно для врачей и консультантов, поскольку они планируют программы вмешательства, предназначенные для помощи семьям.

3. Функция эмоционального обмена

Семья образуется людьми, которые находятся в родственных связях. Эти связи основаны на эмоционально-позитивных контактах, которые называются привязанностью. Эта нормативная привязанность исходно существует между членами семьи и проявляется в переживаниях и выражении своего отношения одного члена семьи к другому. Привязанность мы выражаем в форме эмоций. Их выражать - это для нас аксиома. Постепенно эта привязанность выражается в серьёзной психологической потребности. Это потребность в любви, симпатии, уважении, признании другому, эмоциональной поддержки другого и его психологической защите. Эта функция нормативно предполагает, что члены семьи знают что такое чувства и умеют их выражать и переживать, что ведёт к тому, что в семье возникает эмоциональный обмен. Соответственно поскольку семья - это целостное образование, то не только члены семьи обмениваются эмоциями внутри, но и семья как целое выражает определённую эмоцию и направляет её в окружающую среду. Поэтому эмоциональный обмен выражается не только внутри семьи, но и по отношению к другим семьям и социальным группам. Часто внутри семьи эмоциональный обмен носит один характер, а между семьями совершенно другой. Есть тип семьи «семья – крепость». Внутри неё любовь и симпатия и ненависть к другим семьям. Эмоциональный обмен носит другой характер.

Информация о силе семьи также может быть полезна тем, кто стремится улучшить семейную жизнь. В настоящем документе будет представлен обзор этой растущей литературы с упором на четыре темы. Определение сильных семей; характеристики сильных семей, выявленные различными исследователями; внедрение этих характеристик; и методологические, политические и интервенционные вопросы, которые поднимает исследование. Обзор литературы по успешным семьям предлагает две общие стратегии, которые были использованы для выявления ингредиентов, которые делают для успеха семьи.

Эта функция считается реализуемой, если между семьёй и окружающей средой происходит постоянный эмоциональный взаимообмен. Это значит, что семья выделяет в виде эмоций в окружающую среду и получает в ответ какие-то переживания. Если этот взаимообмен нарушается, семья переполняется невыраженными и неосознаваемыми чувствами. Это приводит к болезням семьи в целом.

Во-первых, это исследование сильных сторон семьи как таковое. Это исследование, в котором рассматриваются сильные семьи, чтобы определить, что делает их сильными. В качестве примера можно привести работу Стиннетта и ДеФрейн в Исследовательском проекте семейных сил. В качестве альтернативы, есть исследователи, которые изучают здоровые или нормальные семьи и характеристики, которые отличает их от их неблагополучных коллег. Эти исследователи часто начинают с изучения проблемных семей и противопоставления им с здоровыми семьями.

Работа Олсона, МакКубина, Бобров и Льюиса иллюстрирует этот подход. Исследования, посвященные темам, отличным от успешных семей, часто имеют отношение к изучению сильных семей. Например, исследования семейной коммуникации, использования времени в семьях и разрешения конфликтов между семьями и парами могут помочь пролить свет на процессы в семьях, которые делают их сильными или подрывают их способность быть успешными. Это исследование может обеспечить эмпирическую поддержку гипотез о важности функционирования семьи данной семейной характеристики.

4. Коммуникативная функция

Она состоит в удовлетворении потребности семьи в совместном проведении времени (досуг), взаимном культурном и духовном обогащении и эта функция способствует духовному развитию членов общества. Степень развитости коммуникации в семье соответствует степени развитости коммуникации в обществе. Благодаря коммуникации происходит серьёзный личностный рост. Реализация этой функции ведёт к серьёзному личностному росту членов семьи.

Кроме того, конструкции и меры, разработанные в этих более узких и интенсивных исследованиях, потенциально могут быть приняты для использования в широких оценках многочисленных факторов, которые определяют успех семьи. Однако этот обзор будет сосредоточен, прежде всего, на исследованиях, посвященных исследованиям успешных семей.

Любая попытка понять «секреты» сильных семей должна начинаться с понимания определения успешной семьи. Семья может быть идентифицирована как успешная по характеристикам отдельных членов, по характеристикам семейного взаимодействия или по степени, в которой она выполняет определенные функции, считающиеся ответственностью семьи.

5. Функция первичного социального контроля

Цель общества - не только помочь человеку выжить, но она предполагает и функцию контроля - введение ограничений и запретов, которые помогают выживать их создавшему. Семья - малая социальная группа, в ней новый член общества рождается. Обеспечение выполнения членами семьи социальных норм - важная черта. Особенно те члены семьи, которые не обладают достаточной способностью строить своё поведение в соответствии с существующими социальными нормами. Такими факторами, ограничивающими способность строить своё поведение являются возраст (семья контролирует детей, престарелых и пожилых членов семьи), факт болезни кого-то из членов семьи, приводящей к инвалидизации (родственники должны осуществлять социальный контроль, как опекуны)

Одним из критериев успешной семьи является то, что она способна воспроизводить себя; т.е. воспитывать детей, которые продолжают создавать стабильные и гармоничные семьи. Это, конечно же, широкое и несколько круговое определение, которое трудно применить в данной точке из-за времени, связанного с ожиданием того, что дети будут создавать собственные семьи. Ряд дополнительных определений доступен для рассмотрения.

Некоторые исследователи подошли к вопросу об определении успешной семьи, разработав модели и взгляды на функции семьи. Функции, которые были использованы, как правило, были психологическими, а не социальными или экономическими функциями семьи. Например, Льюис и его коллеги, приближаясь к изучению семьи с клинической точки зрения, используют две кардинальные задачи Парсона для семьи, чтобы направлять их исследования: Семья должна воспитывать детей, которые становятся автономными, и она должна обеспечивать достаточную эмоциональную поддержка для стабилизации личности родителей и продолжение их эмоционального созревания.

6. Сексуально - эротическая функция

Существует для удовлетворения сексуальных потребностей семьи, регулирует сексуальное поведение членов семьи. Обеспечение биологического воспроизводства общества, благодаря чему семьи превращаются в роды, идущие в поколения.

Также как и человек имеет дату рождения и смерти, также и семья существует во времени, на каком-то этапе возникает и затем исчезает. У неё также имеются свои фазы развития. Динамический компонент состоит в том, что с течением жизни семьи удельный вес каждой из функций может меняться. Какие-то функции могут выходить на 1-й план, а какие-то на 2-й или вообще исчезать. Появление детей в семье выдвигает на 1-й план функцию воспитания и быта. В молодой семье на 1-м месте может быть секс, в пожилой семье функция воспитания может исчезать. Функции меняются не только в самом цикле развития семьи но и в историческом цикле. В истории были этапы, когда семья из поколения в поколения передавала частную собственность (дворцы), социальное положение (палата Лордов в Британии).

В той мере, в какой семейство выполняет эти задачи, ее можно считать компетентной, поскольку она не справляется с одной или обеими задачами, ее можно считать менее компетентной или дисфункциональной. Таким образом, семья успешна в той мере, в которой она обеспечивает среду, подходящую для развития как ребенка, так и родителей.

Стиннетт, исходя из исследовательской перспективы семьи, предлагает, чтобы успешная или сильная семья создавала чувство позитивной семейной идентичности, способствовала удовлетворению и выполнению взаимодействия между членами, поощряла развитие семейной группы и отдельных членов и способна справляться с стресс. Это определение, используемое Стиннеттом, отличается от Льюиса тем, что оно включает элемент удовлетворения семейной жизнью в дополнение к положительным индивидуальным результатам. Это различие имеет последствия для введения определения, которое будет обсуждаться в более позднем разделе.

Семья, которая адекватно выполняет всю совокупность своих функций называется функциональной. Если в семье отмечаются нарушения какой-либо функции или нескольких функций вместе, то такая семья называется.дисфункциональной. Она является основным объектом социальной работы, семейного консультирования или семейной терапии. Психолог помогает семье в целом, а не отдельному её члену.Все эти функции связаны друг с другом и на практике очень редко можно столкнуться с изолированным нарушением функции. Восстанавливать приходится 2-3-4 и т.д.функции.

Их внимание сосредоточено на способности семьи приспосабливаться к изменениям или кризису с акцентом на изменениях в семейном жизненном цикле. Их определение сильной семьи зависит от семейного взаимодействия, а не от характеристик личности. Основываясь на различных предположениях о том, что делает сильная семья, исследователи разработали списки конкретных характеристик, которые являются общими для успешных семей. Найдены черты, выявленные некоторыми из этих исследователей. Они представляют собой комбинацию структурных и поведенческих характеристик семьи.

Нарушение функции семьи - это такие черты её жизни, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьёй её основных функций. Например, в семьях моряков нарушаются сексуально-эротические функции семьи.

Структура семьи

Это число и состав членов семьи, а также совокупность отношений между её членами. Она тесно связана с её функцией. Они взаимно влияют друг на друга. Например, развод влияет на все функции. Выделяют следующие формы семьи:

Большая часть исследований, посвященных выявлению этих характеристик, была основана на моделях функционирования семьи, которые указывают на конкретные области динамики семьи, которые имеют решающее значение для успешного функционирования семьи. Модель семейных сиквелов Шумма имеет ряд последствий для вмешательства. Предполагается, что при определении методов вмешательства следует учитывать взаимосвязь характеристик семьи. Как указывает Шумм, сосредоточение внимания на одной динамике семьи может оказаться нецелесообразным до тех пор, пока другие характеристики взаимодействия.

Базовой формой семьи является нуклеарная семья. Это треугольник - родители и один ребёнок. Она представлена представителями 2-х поколений - родители и дети. Существует 2 разновидности - полная нуклеарная семья (двое родителей и дети) и неполная нуклеарная семья (отсутствие одного из родителей). Семья без детей это тоже неполная нуклеарная семья.

Возможно, проблемы общения с семьей на самом деле отражают недостаток времени вместе или отсутствие выражения признательности среди членов семьи. Таким образом, участие семьи в семинаре по улучшению навыков общения может оказаться нецелесообразным, поскольку основная проблема кроется в другом месте, и пока эта область не будет решена, движение по размеру коммуникации будет затруднено.

В дополнение к методологическим вопросам есть два широких вопроса, на которые необходимо ответить на вопрос о силовых исследованиях семьи, прежде чем мы сможем рассказать, насколько этот объем исследований может способствовать улучшению функционирования семьи.

2-я форма - расширенная семья. Это семья, которая объединяет кровных родственников более чем 2-х поколений, которые объединены общим домашним хозяйством. Самый частый вариант - семьи с бабушкой, дедушкой и другими родственниками.

3-й вариант - большая семья. Это группа кровных родственников разных поколений, которая живёт в одном месте не обязательно ведут совместное домашнее хозяйство и возглавляется фигурой патриарха или матриарха. Эта форма характерна для сёл или маленьких городов или на окраинах больших городов. Есть дом родителей, рядом 2-4 дома, где живут семьи детей с определённым характером отношений. Родители выполняют роль патриарха, оказывая влияние на существование семей. Такая семья является иерархичной.

Являются ли сильные стороны семьи причинными или просто симптоматическими? Если бы характеристики сильных сторон семьи были измерены в репрезентативной выборке семей, наряду с другими демографическими, социально-экономическими и психологическими характеристиками членов семьи, были бы ли конструкции предсказаны, будет ли семья все еще вместе и по-прежнему функционировать гармонично пять или десять лет в будущем? Насколько прогностическая сила будет включать в себя конструкции, помимо того, что обеспечивается мерами нынешнего брачного удовлетворения, семейного конфликта, образования, доходов и других семейных социальных активов?

4-й вариант - семья - клан. Это группа, объединённая кровно родственными отношениями, которая не обязательно проживает в одном месте и не обязательно имеет одного лидера. Пример - сицилийская мафия.

5-й вариант - семья - двор. Характерна для России 17-19 вв. Сейчас редко. Она объединяет несколько поколений членов семьи, причем в семью включаются люди, не связанные кровным родством (гувернантки, слуги, горничные).

Нарушения структуры семьи также встречаются, как и нарушение функции. Это такие особенности структуры семьи, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьёй основных её функций. Например, часто хозяйственно-бытовая функция разделена асимметрично, когда муж не принимает в этом участия, а всё делает жена. Основной формой, в которой проявляются нарушения структуры отношений становится семейный конфликт. Он препятствует выполнению семьёй её различных функций. Общество пытается восстанавливать структуру семьи. Здесь 2 линии:

Не психологическая линия, восстанавливает физическую структуру семьи (службы знакомств, гадалки, астрологи).
психологическая линия - позволяет восстанавливать структуру взаимоотношений в семье.
Изучение структуры семьи и отношений является чрезвычайно важной.

Динамика семьи

Семья имеет свой жизненный цикл, который начинается с момента заключения брака, которая проходит через определённый жизненный этап, исчезая в 2-х вариантах:

Развод
Смерть одного из членов семьи
В литературе по психологии семьи выделяются много классификаций этапов жизнедеятельности семьи. Каждый этап имеет свои задачи и имеет свои кризисы, которые важно преодолеть, чтобы перейти на следующий этап. Это нормативное положение.

Основные стадии:

1 стадия - этап молодой семьи (0-5лет). Начинается от рождения семьи до появления 1-го ребёнка в семье. Грегори Бейтсон называл это стадией диады. Основные задачи развития на этой стадии - проблемы адаптации молодых супругов друг к другу. Адаптация включает взаимную сексуальную адаптацию, а также задача первоначального семейного накопления. На этом этапе складываются отношения семьи с другими семьями. Особенно травма, когда молодая семья не имеет собственного жилья. Психологи семьи считают, что брак заключается не между людьми, а между семьями. Формируются внутрисемейные привычки и ценности. Этот период адаптации вызывает сильное эмоциональное напряжение. Многие молодые семьи этого не выдерживают - пик разводов в этом возрасте.

Причины высокой частоты разводов:

Неподготовленность к супружеству
плохие бытовые условия
отсутствие жилой площади
вмешательство родственников во взаимоотношения молодых
2-я стадия - семья с несовершеннолетними детьми. Это триада, квадрат, пентада и пр., в зависимости от количества детей. От рождения первого ребёнка и завершается, когда последний ребёнок покидает семью. Это центральный этап жизненного цикла, длительностью минимум 18 лет. В процессе семья становится зрелой. Это период наибольшей хозяйственно-бытовой активности. Здесь очень актуальной становится воспитательная функция. С одной стороны семья становится более стабильной, с другой стороны в триаде появляется 3 стороны и дистанция между людьми увеличивается. Появление 1-го ребёнка для отца очень травматично. Кто-то назвал это первичным разводом, когда любовь мамы переключается от отца на ребёнка. Пик разводов в возрасте ребёнка от 2-х до 5-ти лет.

Воспитательная функция - основная особенность стадии. Характерны перегрузки супругов, перенапряжения их сил и отсутствие возможности восстановиться. Дилема - что сохранять - себя или семью. Необходимость адаптации к постоянным изменениям структуры отношений и функций в семье. Можно выделить подстадии, зависящие от возраста детей:

Семья с младенцем
Семья с дошкольником
Семья с школьником до 12 лет
Семья с подростком - юношей (12-21год)
Затем синдром пустого гнезда.

Эту стадию сопровождает 2-й кризис в семье, который также знаменуется пиком разводов. Этот кризис происходит в возрасте 17-25 лет семейной жизни. Жил для детей, а теперь поживу для себя - начать новую семью. Этот кризис интересен тем, что с одной стороны это кризис семьи (седина в голову, а бес в ребро), с другой - это ситуация, когда внутри семьи её члены переживают свои кризисы (для детей - кризис эго идентичности - поиск себя; папе с мамой под 40 - у них кризис достижений). Получается очень травматическая ситуация. Трудно взрослым родителям принять своих взрослых детей, которые имеют право на существование. Добавить кризис обстоятельств (папа утратил карьеру, кто-то умер и пр.), получается чрезвычайное давление на семью при стечении 3-4-х кризисов. Очередной кризис может оказаться фатальным, семья распадается.

3-й этап - завершающий. Начинается с момента, когда последний из детей уходит из семьи и начинает трудовую деятельность - кризис пустого гнезда. Муж вдруг начинает видеть свою жену спустя 25 лет совместной жизни. Стадия начинается с утраты, нужна новая адаптация друг к другу в конце зрелого, начале пожилого возраста. Исчезает воспитательная функция. Интенсивное сопротивление повзрослевших детей, нарушение эмоционального взаимодействия. Проблема принятия пожилым родителем взрослого сына или дочери. Ослабляются физические силы, отдых приобретает важное значение, проблема здоровья. Освоение ролей бабушек и дедушек, проблема суррогатных мам. Основная проблема этого возраста - удовлетворение потребности в признании, уважении, особенно со стороны детей.

______________________________ ______________________________ _____________________________

______________________________ ______________________________ _____________________________

Транзактний аналіз. Особисто я цілком упевнений, що транзактний аналіз, винайдений Еріком Берном, не що інше, як полегшений психоаналіз. У транзактному аналізі все приблизно те саме, але замість складних слів типу его, суперего й ід вживають простіші та зрозуміліші - дорослий, батько й дитина відповідно. Це так звані субособистості, що живуть у вас: внутрішні дитина, дорослий і батько або мати. Дитина, ясна річ, хоче шоколадку, батько проти, адже багато солодкого - це шкідливо або на шоколад грошей немає, а дорослий шукає компроміс, найвдаліший вихід.

Як бачите, усе дуже просто та зрозуміло. Транзактний аналіз стверджує, що проблеми в людини починаються тоді, коли він займає позицію батька або дитини. Коли він займає позицію дорослого, у нього теж з"являються проблеми, але про це трішки згодом. Якщо людина в основному перебуває в позиції дитини (одна з його субособистостей (ід) переважає), то вона поводиться егоїстично, або ж заради сьогохвилинних бажань готова заварити таку кашу, що потім довго доведеться розсьорбувати. А батько, навпаки, займається моралізуванням і критикою геть усього, намагається всіх виховувати й контролювати.

Найцінніша субособистість у транзактному аналізі - це дорослий (его), котрий робить розумні вчинки на принципах розрахунку, компромісу й пошуку найкращих рішень, які можуть задовольнити всіх. Транзактний аналіз простий, зрозумілий і легкий для опанування, тож вельми подобається багатьом пацієнтам, котрі охоче беруть участь в індивідуальній терапії або в семінарах і групових тренінгах. Усвідомлення своїх субособистостей і вміння розуміти, коли та якою мовою ви говорите з навколишнім світом, приносить не тільки багато цікавих відкриттів, а й дозволяє переоцінити вчинки інших людей, а також свої власні та знайти помилки. Терапія в транзактному аналізі дуже проста і будується на зміцненні позиції дорослого у вашому повсякденні.

У деяких випадках, навпаки, працюють із вашою внутрішньою дитиною, яка може бути пригнічена батьком, або з батьком, котрий втратив контроль над дитиною. Але в основному, ясна річ, робота йде з вашим внутрішнім дорослим. Транзактний аналіз у грі допоможе вам дізнатися про світ і себе багато цікавого, тож його можна рекомендувати кожному, хто не вельми хоче поринати в найпотаємніші куточки своєї підсвідомості.

Єдина рекомендація для бажаючих відвідати фахівця з транзактного аналізу: якщо у вас є близька людина, то постарайтеся, щоб вона дістала такий самий досвід, інакше стосунки, замість того, щоб налагодитися, можуть зруйнуватися в рекордно короткі терміни. Чому? Все дуже просто: у процесі терапії ви серйозно змінюєтеся і ці зміни дуже цінні. Але в транзактному аналізі важливо, щоб ваше оточення також переходило на конструктивнішу мову дорослого.

РОЗДІЛ I.
ПСИХОТЕРАПІЯ ЯК УНІВЕРСАЛЬНИЙ ЗАСІБ ФОРМУВАННЯ ПСИХІЧНОГО ЗДОРОВ"Я ЛЮДЕЙ

1. Психотерапевтична дія на особу

Психотерапія як невід"ємна частина культури і самостійна професія в нашій країні тільки починає розвиватися. До теперішнього часу вона була віддана медицині і стала окремою спеціальністю тільки в 1985 році.
Психологи переставали бути музейною рідкістю, в медицині з"явилася спеціальність - медична психологія, представниками якої могли стати і психологи, і лікарі.

ЇКожна людина, по роду своєї діяльності, яка стосується людей, займається психотерапією! І робить це вербально і невербально, свідомо і несвідомо, приносячи своїми діями полегшення і користь людям або навпаки проблеми. Кожна взаємодія між людьми несе в собі і психотерапевтичне послання. І важливо, як донор передає це послання, а реципієнт приймає його" .
Основні цілі психотерапії - виховання гнучкості, уміння знаходити нові, ефективні стратегії поведінки; накопичувати і раціонально використовувати енергетичні ресурси; знаходити, зберігати і розвивати ресурсні полягання; забезпечувати активність, ентузіазм, оптимізм, зберігати і розвивати здоров"я.
В числі методів, що придбали стабільну популярність у світі можна назвати: гештальт-терапію, нейролінгвістичне програмування, психодраму, психосинтез, тілесно орієнтовану психотерапію, трансперсональну психотерапію, транзактний аналіз, психоаналіз.
Світ психотерапії не просто різноманітний - він неосяжний. Кожний фахівець бачить лише якусь його частину. І називає тільки цю частину психотерапією. Існує велика кількість визначень психотерапії.
Але сьогодні, коли і залізна, і ідеологічна ширма знята з життя, коли нам став доступно весь раніше прихований або заборонений досвід світової психології і психотерапії, психіатри - психотерапевти - ті, хто,
Їповарилися в казані великої психіатрії", дійшли висновку, що "висока психотерапія є, по суті, цілюще навчання пацієнта мистецтву життя і лікування засобами душі" .
Я повністю згодна з цим визначенням, а ще мені подобається точка зору В.В. Макарова. Він вважає, що: "психотерапія - це процес психологічного впорядкування минулого, теперішнього часу і майбутнього, досягнення гармонії з собою і світом в теперішньому часі."
Гармонія з собою і миром в теперішньому часі може бути одержана у разі повної самореалізації, спокою, досягнення щастя. Її можна сформулювати і як вивільнення потенціалу людини, самоактуалізації і позитивної саморегуляції. Таке коротке і разом з тим широке розуміння психотерапії може забезпечити її розвиток в різних напрямах .
Психотерапія - система психічної (психологічної) дії словом, мімікою, мовчанням за допомогою техніки, що змінює психічні процеси і соматичне полягання, дії групи, спеціально організованого середовища, на психіку, а через неї і весь організм людини або групу з метою лікування або профілактики захворювання і полягань дезадаптації, розвитку здоров"я або досягнення інших сформульованих цілей.

Моделі та варіанти психотерапії.

Можна виділити шість моделей терапії: медичну, психологічну, педагогічну, філософську, соціальну і недиференційовану.
Польський психотерапевт Станіслав Ледер описав чотири основні моделі психотерапії:
психотерапія як метод лікування, що впливає на полягання і функціонування організму у сфері психічних і соматичних функцій (медична модель психотерапії);
психотерапія як метод маніпулювання, що носить характер інструменту і служать цілям суспільного контролю (соціологічна модель);
психотерапія як комплекс явищ, що відбуваються в ході взаємодії між людьми (філософська модель психотерапії);
психотерапія як метод, який приводить в дію процес научіння (психологічна модель).
Я зупинюся тільки на психологічній моделі в психотерапії, яка призначена для вирішення проблем, що не досягають рівня патології, проте впливаючих на розвиток психологічних функцій.
Виділяються чотири варіанти психотерапії за тривалістю: терапія надкоротка (надшвидка), коротка (швидка), тривала (повільна), надтривала (надповільна) .
надкоротка терапія триває хвилини і години, направлена на вирішення актуальних, ізольованих проблем і конфліктів; глибокими особовими проблемами вона не займається. Її ефект може відрізнятися нестійкістю. Прикладом може служити нейролінгвістичне програмування.
Коротка терапія триває протягом годин і днів. Особовим змістом займається в межах необхідного мінімуму для вирішення актуальної проблеми. Її ефективність часто більш стійка. Характерний, що вона як би запускає процес зміни, який продовжується і після завершення терапії. Прикладом може служити метод кристалізації проблем.
Повільна терапія триває місяці. Вона займається особовим змістом проблем. Опрацьовує безліч деталей. Її ефект розвивається поволі і носить стійкий характер. Прикладом є транзактний аналіз.
Надповільна терапія триває роки. Вона займається свідомим і несвідомим клієнта. Багато часу присвячує досягненню розуміння суті переживань. Звичайно велику роль відводить ранньому досвіду людини. Ефект надповільної терапії розвивається поступово, носить тривалий характер. У ряді випадків він залежить від збереження контакту між терапевтом і клієнтом. Прикладом є класичний психоаналіз.
Біля кожного підходу існують своя базова техніка і прийоми.
Існують також три головні підходи до професії психотерапевта:
прихильність однієї теорії, одному підходу;
еклектизм - прихильність багатьом підходам;
загальнотеоретична орієнтація.
Прихильність одному підходу дає, з одного боку, глибоке проникнення в предмет, вичерпні знання теорії і практики, а з другого боку - обмеження, пов"язані якраз з можливостями одного підходу, одного методу.
Еклектизм призводить до того, що фахівець знає дещо вибіркове з різних теорій і практик. Він може досягати ефективності, особливо на початкових етапах роботи. Та все ж цей фахівець достатньо скоро зіткнеться з недоліками своєї поверхневої підготовки, з відсутністю основних, стрижньових, базових уявлень.
Загальнотеоретична орієнтація, або загальний континуальний підхід, або систематичний еклектизм - це такий професійний підхід, де спочатку фахівець є послідовником однієї теорії, вивчає все, що відоме в даній області. А вже потім, придбаваючи професійний фундамент, починає виходити за межі даної, базової для нього теорії. Такий професіонал може використовувати концептуальні представлення одних теорій, а технічні і практичні підходи інших. .
Ефективність психотерапії пов"язана із специфічною дією конкретних методів психотерапії.
Трансактный аналіз, экзистенційно-гуманістична психотерапія, трансперсональна психотерапія, нейролінгвістичне програмування, гештальт-терапія, раціонально-эмотивная терапія,
голотропне дихання, вільне дихання, тілесно-орієнтовна психотерапія, ігрова психотерапія, метод кристалізації проблем, арт-терапія, терапія творчим самовираженням, сімейна психотерапія, позиційна психотерапія, ребефінг, танцювальна терапія, экзистенційна терапія і ін.
Зі всіх перерахованих психотерапевтичних напрямів в своїй курсовій роботі я зупинюся на трансактному аналізі як найцікавішому для мене аналізі взаємодій і новою можливістю корекції психологічних проблем. Розроблений Э. Берном менш півстоліття назад, транзактний аналіз сьогодні визнаний у всьому світі і бурхливо прогресує.

Розділ 2.
Транзактний аналіз як один з класичних варіантів сучасного психоаналізу

2.1 Модель особистості, заснована на станах
ЇЯ
Ї.

Перша згадка ідей транзактного аналізу відноситься до 1957 року.
Він розроблений як спеціальний метод групової психотерапії, де взаємодія індивідів аналізується з погляду трьох основних полягань "Я". А одиниця взаємодії була названа трансакцією.
В концепції Е. Берна трансактний аналіз включає:
структурний аналіз
Ї аналіз структури особистості;
аналіз трансакцій
Ї вербальних та невербальних взаємодій між людьми;
аналіз психологічних ігор, прихованих трансакцій, які приводять до бажаного результату
Ї виграшу;
аналіз сценарію (скрипт-аналіз) індивідуального життєвого сценарію, якому людина невільно слідкує.
Згідно концепції Берна, кожна людина є сховищем стереотипів, обумовлених специфікою виховання в найширшому значенні цього слова. І одночасно є в кожній людині щось таке, що штовхає його на спонтанні вчинки і дії, обумовлені дитячим "хочу" або не "хочу" (емоції, імпульси і т.д.). В реальному житті люди намагаються співвідносити "хочу" і "повинне", причому ті, кому це вдається зробити в якнайкращому ступені, більш гармонійно вписуються в оточуючий світ. Вони постають перед оточуючими частіше за все розумними і досягаючими успіху людьми. Сукупність стереотипів (станів
ЇЯ
Ї) є сталими Э. Берн, що називає "Батько", а тверезого "вагаря", який зважує "хочу - потрібно", - словом "Дорослий". А наші емоції і імпульси - "Дитиною".
В кожній людині найскладнішим чином переплетено ці три стани
ЇЯ
Ї: "Дорослого", "Батька", "Дитини" .

2.2 Погладжування.

Спілкування з людьми (начальником на роботі, продавцем в магазині, другом, товаришем по службі і т.д.) може будуватися по різному, залежно від психологічної обстановки людини, від теми спілкування і - що дуже важливе - від того, чи є взаємодія безкорисливою або людина хоче чогось добитися від свого співбесідника. Треба враховувати, що при цьому включаються різні психологічні механізми, які викликають у людини домінування того або іншого стану
ЇЯ
Ї, кожне з яких користується своєю особливою "мовою" слів, жестів і вчинків.
При обміні трансакціями я сигналізую про те, що визнаю вас, а ви повертаєте це визнання. В мові трансактного аналізу будь-який акт визнання називається погладжуванням. Люди потребують погладжувань для підтримки свого фізичного і психічного здоров"я.
Комунікація може бути ефективною в тому випадку, якщо вона ведеться на одній і тій же "мові", тобто (по термінології Е. Берна), коли "Дитина" розмовляє з "Дитиною", "Батько" з "Батьком", а "Дорослий" з "Дорослим"..

2.3 Ігри.

Э. Берн вважав, що люди грають в різні ігри, якими заповнено в основному все життя людства. Найстрашнішою грою на Землі, по виразу самого Берна, є війна. У зв"язку з цим дуже важливо відзначити, що групова психотерапія (по Е. Берну) повинна складатися на рівні "Дорослий - Дорослий". Мета полягає в тому, щоб навчитися виділяти стан
ЇЯ
Ї "Дорослого" як в своїй власній свідомості і поведінці, так і в свідомості і поведінці інших людей, добиваючись спілкування на рівні "Дорослий - Дорослий".
Такі трансакції, як ритуали, сумісні заняття і розваги, направлені на досягнення певної мети - структуризація часу і отримання дій від оточуючих. Це "чесні" трансакції, які не передбачають маніпуляцію іншими. Ігри ж "нечесні" в самій своїй основі.
Ігри - це серії прихованих трансакцій, що ведуть до певного, часто негативного результату, в якому зацікавлений той або інший гравець. Берн за допомогою свого Маленького Професора придумав безліч колоритних назв, для таких психологічних ігор, наприклад: "Алкоголік", "Поліцейські і злодії", "Ото я тебе", "Чом би і ні?" і т.д.
У сучасних умовах нашого суспільства можна б було представити немало ситуацій у вигляді ігор, наприклад: "Гра в обслуговування", "Видача довідок", "Проблеми бюрократії" і т.п.
Гра - це послідовність трансакцій, в результаті якої обидві сторони переживають рекетні почуття, що повторюється (помилкові відчуття) .
На основі сучасних досліджень про транзактний аналіз, в іграх виділяють три ступені:
ігри 1-ого ступеня прийняті в суспільстві, вони не приховуються і не приводять до тяжких наслідків;
ігри 2-ого ступеня приховуються, не схвалюються суспільством і приводять до ущербу, який не можна назвати непоправним;
ігри 3-ого ступеня приховуються, засуджуються, ведуть до непоправного ущербу для того, хто програв.
Ігри були та будуть завжди, важливо, щоб вони не вичерпували всього змісту людського життя і не замінювали собою близькості, при якій мотиви вчинків відомі учасникам спілкування. Можна виділити ігри подружні, між батьками та дітьми, учнями та наставниками. Вони складають основу життєвого сценарію, а відтак
Ї і самого життя людини. Людина вибирає собі роль, приймає її, діє відповідно до неї. Так, вона шукає
Їподібних до своєї ролі
Ї інших акторів з їх ролями, утворюючи в такий спосіб
Їколо однодумців
Ї, тобто, фактично, театральну трупу.
Ролі складають сутнісні характеристики особистості людини; вони їх вичерпують. Так,
Їякщо хтось стає (бере на себе роль) злочинцем, а інший, наприклад, суддею, то щось за тим стоїть, і цей вибір визначений особистістю...
Ї. Проте у тому випадку, коли людина змушена грати роль,
Ївиконувати те, що їй не підходить і не подобається, у неї виникає почуття душевної пустоти
Ї (за В. Франклом називається
Їекзистенційним вакуумом
Ї)

Семья - это малая социальная группа, основанная на браке и кровном родстве. Члены семьи объединены эмоциональными связями, общностью быта, моральной ответственностью, взаимопомощью. Семейные взаимоотношения являются официальными по форме и неофициальным по содержанию. Психология семьи изучает закономерности возникновения, становления и разрушения семьи как специфической малой социальной группы, условия и механизмы ее функционирования. Психологическому анализу подлежат различные аспекты семейной жизни: истоки образования семьи; формирование готовности к браку и супружеских отношений; общие тенденции развития семьи, особенности брачно-семейных межличностных взаимоотношений и другие социально-психологические проблемы. Исследуется влияние семьи на формирование личности детей. Психология изучает личностные и социально-психологические факторы, которые укрепляют или дестабилизируют брак. Много внимания уделяется вопросам поло-ролевого воспитания молодежи, формированию просімейної мотивации, психологическим аспектам сексуальных отношений, взаємоадаптації брачной пары, их психологической совместимости Видное место отводится исследованию социально-психологических процессов, происходящих в семьи: семейная коммуникация те интеракция, межличностная перцепция, ролевая дифференциация во взаимоотношениях супругов.

Как социальная группа семья решает задачи, которые касаются лиц, которые ее составляют, а также те, что касаются непосредственно общества. Благодаря репродуктивной функции семья обеспечивает воспроизводство общества. Кроме того, брак является принятой обществом формой удовлетворения сексуальных потребностей людей. Взрослые члены семьи, выполняя в обществе Профессиональные функции, своим трудом создают экономические основы существования семьи, обеспечивают его материальные и культурные потребности. Семья выполняет обслуживающую и попечительский функции в отношении своих членов, обеспечивая им предоставление различных услуг, а также заботясь о тех, кто нуждается в помощи (дети, старые или больные и инвалиды). Таким образом в семье удовлетворяются альтруистические потребности.

Семья воспитывает для общества новых граждан, передавая им язык, основные формы поведения, национальные традиции и обычаи, моральные и духовные ценности. Семья выполняет соціалізуючу функцию. Социализации испытывают не только дети, которые благодаря ей уростають в общество, а именно супругов, поскольку адаптация к брачных, родительских и других семейных ролей - это также соціалізуючий процесс. Одновременно он удовлетворяет родительские потребности в воспитании детей и обогащает новым социальным опытом личности брачных партнеров.

Семья способствует сохранению психического здоровья общества благодаря выполнению психогигиенической функции, которая заключается в обеспечении чувства стабильности, безопасности, эмоционального равновесия, а также условий для развития личности своих членов. Стабильная, хорошо функционирующая семья позволяет каждому лицу, которая ее составляет, удовлетворять такие потребности, как любовь, эмоциональная близость, аффиляция, понимание и уважение, признание и тому подобное. В такой семье индивид имеет условия для самореализации, самоутверждения, обогащения и развития своей личности Итак, семья существенно влияет на своих членов, удовлетворяя их потребности - биологические, эмоциональные, психосоциальные и экономические.

Изменения, происходящие в жизни семьи, тесно связаны с изменениями и преобразованиями в обществе, частью которого она является. Разные социальные сдвиги, индус гріалізація, урбанизация, профессиональная работа женщин, изменения в материальной и духовной культуре, обусловленные научно-техническим прогрессом, улучшением средств коммуникации и тому подобное, влияют на семью. В частности, они вызывают изменения ролей и позиций в пределах семьи, ценностных ориентаций, норм и способов поведения, уклада семейной жизни вообще

Каждая семья создает собственную мікрокультуру на основе общесемейных ценностей, традиций, обычаев, норм и правил поведения. Брачная пара, развивая собственный стиль жизни, опирается при этом на устоявшиеся в конкретном обществе нормы, а также те, заимствованные из родительских семей и обогащенные опытом своей самостоятельной жизни.

Семья как малая социальная группа испытывает определенные динамических преобразований, связанных главным образом с течением жизни индивидов. В развитии каждой семьи можно выделить несколько фаз: начальная фаза супружеской жизни - до рождения первого ребенка; три родительские фазы, охватывающие периоды роста и воспитания детей; фаза, когда дети стали социально зрелыми и отделяются от родителей; пенсионное супругов. Переход из одной фазы в другую характеризуется изменением структуры семьи, ее функций, перестройкой внутрисемейных отношений и взаимодействия в соответствии с новыми задачами, которые возникают в различные периоды семейной жизни.

В начале каждой фазы может создаваться специфическая кризисная ситуация, связанная с приспособлением членов полыни до новых семейных задач и функций, изменением ролей и позиций. Изменения в количественном и возрастном составе семьи вызывают преобразование всех ее функций - экономической, защитной, психологической, социализирующей и др. Это требует пересмотра предыдущего образа жизни семьи. Успешное функционирование семьи в новых условиях обогащает лиц, которые ее составляют, новым опытом и свидетельствует об их адаптивные возможности.

Психологический анализ семьи как малой социальной группы, условий и механизмов ее функционирования предполагает изучение ценностных ориентаций супругов, которые являются одним из конституюючих семью факторов, регулирует взаимоотношения супругов, определяющее их отношение друг к другу, к детям, других людей, окружающего мира вообще. Расхождения в индивидуальных системах ценностных ориентаций супругов является главным препятствием для семьи, ее полноценного функционирования. Острые конфликты, возникающие на этой почве, делают невозможным нормальное внутрисемейное общение и создают опасность для существования семьи.

Система ценностных ориентаций семьи не является постоянной в течение всего ее жизненного цикла. Общесемейные ценности не всегда включают в себя ценностные ориентации каждого из супругов. Диапазон ценностных ориентаций отдельных лиц семьи может быть уже или шире от общесемейных. Чем более широкий объем индивидуальных ценностей супругов, тем больше у них возможностей для взаимопонимания, то есть для единства.

Для психологической совместимости супругов важное значение масс взаимопознания и взаимосогласования индивидуальных ценностных ориентаций каждого из них, выработки на их основе общесемейных ценностей. При этом имеют значение не только одобрение и Принятие общесемейных ценностей, но и позитивное отношение каждого из супругов к ценностных ориентаций партнера. Поэтому с точки зрения психологической помощи семье целесообразно выяснить характер этого отношения. В практике психологического консультирования выделены следующие его варианты: 1) один из супругов пытается узнать о ценностные ориентации другого, а также семьи его родителей, но не принимает их, признавая только свои; 2) супруги взаємотолерантні до ценностных ориентаций друг друга, признают их равноправие, но не стремятся к созданию общей системы ценностей; следствие этого - жизнь "рядом", а не "вместе"; 3) супруги склонны к одобрению и принятию почти всех ценностей друг друга, значительно изменяя при этом собственные системы ценностей. Такое состояние таит в себе опасность для самореализации и самоутверждения одного из супругов и может привести к чрезмерной зависимости его от другого; 4) супруги создают общую систему ценностей, признавая при этом право каждого на индивидуальные ценностные ориентации, но сохраняя приоритет общесемейных ориентаций.

Расхождения в системах ценностных ориентаций супругов могут служить почвой для многих семейных конфликтов, в частности таких, как конфликт семейных ролей, борьба за лидерство в семь и, конфликт как средство снятия напряжения, конфликт как защита собственного "Я". В основе каждого из них лежит противоречие между сложившимися до брака ценностными представлениями каждого из супругов о ролевые функции мужа и жены в семье и способы их реализации. Конфликт может возникнуть и в результате столкновения привычных для каждого из супругов путей и способов удовлетворения социокультурных, интеллектуальных, эстетических других потребностей, стремление отстоять свою индивидуальность, попытки согласовать представление о себе с мнением партнера.

Конфликтная ситуация в сфере ценностных ориентаций, что препятствует созданию взаимоприемлемой системы семейных ценностей более широкого объема, чем индивидуальные, делает невозможным интеграцию семьи, а следовательно и выполнения ею своих обязанностей, создает опасность для ее существования. Вызывая напряжение в семейных отношениях, конфликты ценностных ориентаций дезинтегрують семью.

Для обеспечения психологического комфорта в семье и успешного ее функционирования существенное значение имеет то, как складываются взаимоотношения и взаимодействие по крайней мере в трех составляющих: между самим супругами, между родителями и детьми, между братьями и сестрами, если в семье растут двое и больше детей. Основным фактором, который предопределяет характер взаимоотношений и взаимодействия во всех звеньях семьи, является отношение супругов друг к другу и их родительские установки относительно детей. В трудах по психологии семьи выделено четыре типа отношения: принятие - непринятие; взаимодействие - избегание контактов; признание свободы активности - чрезмерная опека; уважение прав каждого в семье - чрезмерная требовательность. Положительные типы отношение - принятие, взаимодействие, свобода активности, уважение к правам каждого - обеспечивают партнерские отношения и эгалитарный уклад жизни семьи. Возникновение нарушений в семейных взаимоотношениях, как правило, объясняется наличием значительной дистанции между членами семьи, связанной со стремлением устранить контакта, неприятием личности партнера или чрезмерной эмоциональной сосредоточенностью на нем, что оказывается в опеке, защите, чрезмерной требовательности и попытке что-либо подогнать его под воображаемый образ мужа, жены или ребенка. Во взаимоотношениях супругов в период первой фазы семейной жизни часто возникают проблемы, связанные с чрезмерной эмоциональной сосредоточенностью на партнере, плотной опекой его и жесткой требовательностью относительно образа мужа или жены. Это именно прослеживается нередко и в семьях с одним ребенком, на которой сфокусированы все чувства и заботы родителей. В более поздних фазах супружеской жизни и в его кризисные периоды источником семейных раздоров чаще выступает эмоциональная дистанция. Реализация тех или иных установок супругов в семейных отношениях создает определенную социально-психологическую картину семейной жизни, которая проявляется в ее специфическом укладе. Устоялось мнение, что каждая семья имеет присущий только ей одной индивидуальный стиль семейных отношений (систему приемов воздействия друг на друга и др.). Исследование стиля взаимоотношений в семье предполагает их классификацию для оказания целенаправленной психологической помощи в налаживании семейных отношений.

Большинство существующих типологий семей разработана на основе выявленных особенностей спілкувати? и межличностных отношений в семье, обусловливающие определенное взаимодействие членов семейной группы и присущие только ей способы влияния супругов друг на друга и на детей. На этой основе семьи условно разделяют на несколько полярных типов.

По степени включения членов семьи в семейные отношения, их эмоциональной духовной общности различают общие (интегрированные) и разобщены (дезинтегрированы) семьи. Во первых каждый член семьи чувствует себя полноценным участником семейной взаимодействия. Таким семьям присущи духовная и эмоциональная близость, ответственность друг за друга, доверие, то есть существует психологическая защищенность. Для разобщенных семей характерна обособленность членов семьи друг от друга. Каждый живет как бы сам по себе, духовно и эмоционально почти не связан с другими членами семьи. Конечно, такое деление семей по степени сплоченности с условным" Например, существуют семьи с достаточно высокой степенью сплоченности. Это так называемые суперінтегровані семьи. В основном такой тип взаимоотношений характерен для неполных семей (мать - ребенок). По степени разобщенности выделяют частично дезинтегрированы семьи. Они состоят из семейных микрогрупп, в которые входят не только члены конкретной семьи, но и родственники со стороны мужа или жены. В таких семьях кто-то из ее членов оказывается в изоляции, игнорируется семейной группой.

По характеру психологической и ценностно-ориентационной единства различаются гармоничные и дисгармоничные семьи. Первые, Кроме того, делятся на естественно и искусственно гармоничные. Естественно гармоничные семьи характеризуются совпадением целей, мотивов, эмоциональных и познавательных установок членов семейной группы, благодаря чему обеспечивается их психологическая совместимость. В искусственно гармоничных семьях согласие является результатом сознательных усилий членов семьи. В таких семьях заметно стремление приспособиться друг к другу, порой ценой ограничения собственных потребностей, привести их в соответствие к потребностям и запросам других членов семейной группы.

Дисгармоничным семьям присуща расхождения в системах ценностных ориентаций, потребностей, мотивов и целей членов семейной группы. Адаптация их друг к другу ситуативная, перманентная, а то и декларативная. Ролевые обязанности в таких семьях нередко выполняются из принуждения, что создает психологическое напряжение в семейном общении. Эмоциональная дистанция между мужчиной и женщиной и другими членами семьи создает благоприятную почву для возникновения психологической несовместимости, а следовательно, и межличностных конфликтов.

По признаку коммуникативных установок членов семьи различаются корпоративные (прагматические) и альтруистические плетни семей. В первых общение осуществляется на договорных, корпоративных началах. В такой семье каждый выполняет возложенные на него обязанности лишь при условии, если другие выполняют свои. Как правило, осуществляется жесткий контроль за поведением каждого члена семьи, налажена система позитивных и негативных санкций для поощрения выполнения ролевых обязанностей. Семейная группа может иметь подобные ценностные ориентации и быть психологически совместимой и эмоционально связанной, но у ее членов отсутствует готовность поступиться собственными интересами ради общего блага. Прагматический принцип сожительства ("что ты для меня, то и я для тебя") действует как во взаимоотношениях супругов, так и в отношениях с детьми и другими родственниками. Постоянно высчитывается, кто и сколько приложил усилий к повышению семейного благосостояния и что получил взамен. Психологическое равновесие в таких семьях очень неустойчива. Ценность каждого определяется тем, в какой степени он может удовлетворить прагматические установки других На этой основе довольно легко воспитывается эгоистичный тыл личности с установкой "жить для себя".

Общение в альтруистичных семьях основывается на сознательном признании каждым членом семьи ответственности за благосостояние других. Поведение членов семьи зачастую идет вразрез с собственными нуждами и запросами - по принципу "жить для других". Каждый в такой семье является ценностью сам по себе, а не потому, что дает какую-то пользу, то есть создает для семьи материальное благополучие и обеспечивает ей высокий социальный статус и др. Даже члены семьи, которые нарушают принятые в ней нормы поведения, не становятся изгоями, наоборот, им всячески помогают найти правильный путь.

По количеству и характеру коммуникативных связей различаются открытые и закрытые семьи. В открытых личностная направленность не ограничивается лишь кругом семейных интересов и целей. Члены семьи включены в различные социальные связи Спецификой открытой семь и стремление к новым контактам. Благодаря этому повышается их социально-защитный потенциал. Они имеют возможность компенсировать неудачу в одной общественной сфере переключением своих интересов в другую.

Закрытые семьи является коммуникативно самодостаточными. Количество внесемейных социальных контактов у них слишком ограничена, и, как правило, они не стремятся к их расширению. Главное - это твоя семья и родственные связи, а все остальное-фон, на котором проходит жизнь. Собственная семья занимает первое место в иерархии семейных ценностей.

в Зависимости от адаптивных ресурсов семьи, и способности приспосабливаться к изменчивости условий жизни выделяют гибкие и инертные (консервативные) семьи. Гибкий тип семьи характеризуется способностью быстро переориентироваться, если этого требуют новые условия жизни. Инертные семьи, наоборот, ригидные и консервативные относительно переоценки и изменения уже устоявшихся стандартов поведения.

По характеру распределения власти выделяют семье єдиновладні (авторитарные) и демократические. В первых власть сосредоточена в руках кого-то одного - мужа, жены и др. В связи с этим важнейшие решения принимаются только с одобрения этого члена семьи. Социологи по этому показателю разделяют современные семьи на неопатріархальні и неоматріархальні.

Для демократических семей характерна либо равноправие всех членов семьи в принятии решений, или функциональное распределение власти: в одних сферах жизни главную роль играет мужчина, в других - женщина, в третьих - кто-то из родителей супругов или старшие дети.

Выделение авторитарных и демократических типов семей имеет существенное значение для оценки ресурсов семейного воспитания, но в условиях, когда известны другие характеристики общения и межличностных отношений. Так, в интегрированных, гармоничных, эмоционально объединенных, с альтруистическими установками семьях вопрос распределения власти вообще не возникает. Семейная иерархия, которая сложилась, воспринимается членами семьи как естественная и оптимальная, независимо от того, авторитарная она или демократическая. В дезінтегрованих семьях единовластие может служить источником постоянного психологического напряжения в семейных отношениях.

Классификация семей по приведенным шестью полярными признаками несколько условная. Характеризуя семью как тот или иной тин, принимают во внимание преимущество какого-либо одного признака взаимоотношений в семейной группе и абстрагируются от всех других. Следовательно, чистые семейные типы - это научная абстракция, которая нужна для понимания сути явления. В жизни обычно встречаются смешанные типы, в которых взаимоотношения характеризуются сочетанием различных признаков в определенном соотношении. Поэтому для диагностики семейных отношений с мстою оказания семье психологической помощи целесообразно определять тип семьи по доминирующим признаком, например так: "скорее интегрирована, чем разобщена, и т. п.

1. Витек Карел, Проблемы супружеского благополучия / Пер. с чеш. Москва, 1988

2. Волкова А. II., Трапезникова Т. М. Методические проблемы диагностики супружеских отношений // Вопр психологи 19К5. № 5.

3. Тозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений Москва, 1987

4 Джеймс М. Брак и любовь / Пер с англ Москва. 1985,

5. Ковалев С. В. Психология современное семьи. Москва, 1988.

6. Левкович В. П., Зуськова А. Э. Методика диагностики супружеских отношений // Вопр психологии 1987 №4.

7 Психологическая культура семейных отношений: Методические материалы Москва. 1988. 8. Рыбаченко В. Ф. Грани совместимости. Киев, 1987.

9 Столин В. В. Психологические проблемы основы семейной терапии // Вопр. психологии. 1982. № 4.

10. Титаренко В. Я. Семья и формирование личности. Москва. 1987.

11. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. Г. Семейная психотерапия Ленинград. 1989.