Методы психологического воздействия в малых группах. Психология ментальностей поколений. Социальная психология конфликтного взаимодействия

Процесс человеческого общения предполагает наличие воздействия людей друг на друга теми или другими способами. Психологическое воздействие , или влияние на личность, понимается как изменение психологического состояния человека, его поведения, личностно-смысловых образований (установок, мнений, целей и т.п.) другим человеком или группой людей. Воздействие (или влияние) может осуществляться преднамеренно или непреднамеренно. Преднамеренное влияние, как пишет Е.В. Сидоренко (1998), совершается зачем-то, для чего-то , а непреднамеренное – почему-то, т.е. имеет только причину, например неосознанную потребность.

Таким образом, Миллер и Хэмблин изучают влияние конкуренции, возникающей в результате распределения вознаграждений за производительность групп в ситуациях сильной и слабой взаимозависимости между членами. Задача заключается в том, что Ливитт: каждый из трех предметы изначально имели четыре части информации, а для решения требовалось двенадцать из них. Тридцать групп из трех предметов были разделены на шесть экспериментальных условий в соответствии с планом 2 × 3 в соответствии с взаимозависимостью членов и распределением вознаграждения.

В психологическом воздействии Г.А. Ковалев (1995) выделяет субъект и объект воздействия (личность и группа), механизмы воздействия (заражение, внушение, подражание, убеждение), методы и средства воздействия (политические, административные, педагогические, психологические). Все эти компоненты тесно связаны друг с другом. В чем специфика разных механизмов психологического воздействия?

Результаты показывают, что в ситуации сильной взаимозависимости увеличение неравенства в распределении вознаграждений регулярно снижает производительность. Три объекта, сидящие на трех углах треугольной таблицы, должны как можно быстрее восстановить горизонтальное положение верхней поверхности стола, контролируя работу с уровнем плотника. и около 20 кооперативных групп проводят четыре испытания, как предсказали авторы, кооперативные команды быстрее всего восстанавливают горизонтальность плато. К подобному результату Кроуфорд и Сидовский в конечном итоге используют диадическую ситуацию для изучения влияния на производительность группы, с одной стороны, инструкций конкурентного или кооперативного типа; Каждый субъект, отделенный от своего партнера непрозрачным экраном, манипулирует двумя кнопками, нажимая один из двух, он удаляет точку у своего противника или, наоборот, назначает его ему.

Заражение относится к древнейшим механизмам психологического воздействия и представляет собой неосознаваемую подверженность определенным психологическим состояниям.
Б.Д. Парыгин (1971) определяет заражение как сопереживание людьми общего психического состояния. В ходе заражения передача эмоций от человека к человеку происходит путем многократного взаимного усиления эмоций общающихся людей по принципу цепной реакции. Поэтому величина группы, в которой возникает эмоция, определяет выраженность заражения.

Его собственный счет сообщается ему прилавком. Анализ не выявляет существенных различий между группами, получающими денежное вознаграждение, и теми, кто этого не делает, но результаты между конкурирующими группами и кооперативными группами значительно различаются. 68% правильных ответов, а у конкурирующих групп - до 50%. Обучение в этом типе проблемы объясняется умением моделировать поведение партнера.

Вдохновленный работой Дойча о влиянии. Сотрудничества и конкуренции в групповых процессах, Хаммонд и Голдман реализуют опыт, связанный с четырьмя различными ситуациями в зависимости от способа оплаты - равного или пропорционального усилиям каждого из них, а также наличием или отсутствием конкуренции между Анализ результатов, полученных по двенадцати группам из пяти субъектов, показывает, в частности, что отсутствие конкуренции способствует групповым процессам и, при равной оплате, производство.

Внушение представляет собой целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу людей. В ходе внушения происходит передача эмоций, мыслей и форм поведения, при этом человек принимает их некритично, в готовом виде. Внушение, как и заражение, в первую очередь связано с влиянием на эмоциональную, бессознательную сферу психики. Внушение имеет значение в сфере пропаганды и рекламы, может рассматриваться также как метод своеобразного психопрограммирования аудитории, т.е. относится к методам манипулятивного воздействия на личность.

Однако в отношении конкуренции внутри группы предыдущие исследования показали, что конкурентные группы более эффективны в аддитивных задачах и более эффективных кооперативных группах в задачах, требующих некоторой координации. Ламберт оперативно определяет влияние каждого члена группы на коллективную работу и экспериментально показывает, что это влияние можно рассматривать как результат прямого ориентированного на задачи влияния и косвенного влияния, ориентированного на отдельных лиц. показывает важность структуры задачи относительно относительной ценности этих двух типов влияния, когда степень внутригрупповой конкуренции варьируется, Ламберт принимает ту же гипотезу - то есть, когда степень внутригрупповой конкуренции -группа увеличивает увеличение прямого влияния, уменьшается косвенное влияние и результирующий проход через максимум - использует три задачи, требующие большей или меньшей координации между людьми.

Подражание как способ психологического воздействия представляет собой воспроизведение индивидом черт и способов демонстрируемого поведения. По Б.Д. Парыгину (1971), подражание направлено на творческое воспроизведение внешних признаков и образцов поведения, действий, поступков, которое сопровождается определенной эмоциональной и рациональной направленностью. В детстве подражание выступает как ранний вид обучения, служит для установления контакта с окружающими.

Первая задача не связана с координацией. Каждый субъект должен с помощью закона ассоциации сделать два набора символов соответствующим термину. Производительность группы равна среднему показателю индивидуальной производительности; Вторая задача аналогична первой, но символы распределены таким образом, что необходима координация для реализации их сборки; два типа влияния объединены. Субъекты каждой комбинации должны как можно скорее достичь единогласного согласия; координация важна, косвенное влияние имеет важное значение.

Сравнение этих трех задач облегчается их высокой степенью изоморфизма. Их структура такова, что можно измерить влияние каждого человека. Эксперименты проводились по группам в ситуации конкуренции между группами. Выбранные 32 группы были разделены на четыре экспериментальных условия, отличающиеся только способом распределения цены в выигрышной группе, причем распределение, предназначенное, согласно условию, должно быть создано более или менее конкуренция между членами каждой группы.

Убеждение как процесс – это способ организованного воздействия (социально-психологического, идеологического) на психику индивида извне. По Ю.А. Шерковину (1975), убеждение – логическое обоснование какого-либо суждения с целью добиться согласия с высказываемой точкой зрения. Данный способ воздействия на личность апеллирует к логическому мышлению, в нем присутствует аргументация, логическое обоснование. Личность, на которую воздействуют, должна сознательно принять передаваемые идеи, поэтому убеждение представляет собой преимущественно интеллектуальное воздействие.

Результаты показывают, в частности, что, когда степень внутригрупповой конкуренции возрастает, общее влияние возрастает для первого. Задача, и уменьшается для третьего. Таким образом, усиление конкуренции мобилизует энергию, но ослабляет их координацию, так что задача, требующая наименьшей координации, тогда является относительно более успешной, чем требующая большего. Более того, иерархические структуры кажутся более неустойчивыми, когда люди осознают так как их личный риск потери увеличивается.

В частности, Джонс и Врум изучают разделение труда и работу диад в условиях сотрудничества и конкуренции в зависимости от возможности наблюдения за работой партнера и сходства значений, приписываемых различным действиям. состоит из реконструкции головоломки из 20 пьес в течение ограниченного времени. Каждый из предметов имеет необходимые 20 предметов, но работает со своим партнером по одной и той же головоломке. Тест повторяется три раза. Разделение труда фактически соответствует соответствующим вкладам двух субъектов, сильному разделению, соответствующему существенному дисбалансу между этими двумя взносами.

Если соотносить перечисленные механизмы со степенью их воздействия на аффективную или интеллектуальную сферы, то будет видно, что при движении от заражения к убеждению снижается роль эмоций и возрастает значение интеллектуально-мыслительных процессов.

Формы воздействия могут быть неимперативными и императивными, прямыми и косвенными. К неимперативным прямым воздействиям относятся: просьба, предложение, убеждение, поддержка, похвала и утешение. Кимперативным прямым – приказы, требования, запрещения и принуждение. Среди мер воздействия можно выделить дисциплинарные меры в виде предупреждения, выговора, наказания. Отдельными специфическими видами воздействия считаются слухи, сплетни.

Значения, заданные для разных частей, могут быть равными или неравными в зависимости от условий эксперимента. Результаты показывают, что в условии ненаблюдаемости значение монеты равно, нет никакой разницы между кооперативной и конкурентной группами в отношении разделения труда и производительности группы. Наблюдение, разделение труда и производительность в кооперативных группах больше, чем наблюдаемое в конкурентных группах, особенно когда монеты имеют неодинаковое значение. Таким образом, изменяя определенные условия выполнения задачи, можно получить совершенно разные результаты, касающиеся влияния конкуренции и сотрудничества на производительность группы.

В сфере педагогического общения к различным формам воздействия учителя на ученика можно отнести просьбы, требования и принуждения, убеждения, шутки, внушения, оценки и отметки. Все виды воздействия учителя на учащихся определяются целью этих воздействий. В соответствии с этим выделяют организующие, оценивающие и дисциплинирующие воздействия. Их количество зависит от уровня профессионального мастерства учителя. У преподавателя высокого уровня на первом месте стоят воздействия организующего характера, а у преподавателей с более низким уровнем – дисциплинирующего (А.А. Реан, 1999, Е.П. Ильин, 2009).

Таким образом, кооперативное или конкурентное отношение членов группы в ходе проблемы, представленной в первую очередь, как правило, переносится на следующие проблемы где это кажется менее оправданным. Кооперативное отношение, скорее всего, вызовет конформистское поведение. Смит представляет серию из двадцати двусмысленных предметов субъектам двух экспериментальных групп и двух контрольных групп. Экспериментальная ситуация сфальсифицирована таким образом, что каждый субъект считает, что он отвечает последнему после четырех других членов группы, ответы на которые также сфальсифицированы, чтобы быть единодушными и неправильными.

Особым видом воздействия на партнера по общению является манипуляция, которой пользуются профессионалы влияния: продавцы, работники сферы обслуживания, руководители, таксисты, официанты, вербовщики религиозных сект, попрошайки и мошенники. Манипуляция используется педагогами в отношении учащихся и учащимися в отношении педагогов, а также родителями и детьми по отношению друг к другу.

В одной из экспериментальных групп экспериментатор обещает группе, которая дала наивысший процент правильных ответов цену, которая должна распределяться поровну между членами, а в другой группе цена обещана индивидууму, который будет указывать самый высокий процент правильных ответов.

Отношение и разделение обязанностей начальника

Субъекты кооперативной группы значительно более конформистские, чем участники конкурсной группы, что подтверждает основную гипотезу автора. В ряде исследований основное внимание уделялось относительной важности определенных характеристик лидера в отношении производительности группы, которой он отвечает за лидерство.

Под манипуляцией понимают скрытое от адресата побуждение его к изменению отношения к чему-либо, принятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения манипулятором собственных целей(Ильин, 2009). При этом важно, чтобы адресат считал эти мысли, решения и действия своими, а не «наведенными» извне, и признавал себя ответственным за них. Иначе говоря, манипулятор перекладывает ответственность за совершенное по его же научению на свою жертву. Отсюда и негативное отношение к манипуляции, хотя манипуляция может иметь и положительные последствия, например, в воспитании или обучении.

Таким образом, Фидлер и Меувеуз изучают взаимосвязь между интеллектом лидера и результатами своей команды. По их словам, интеллект лидера позволил предсказать результативность в группах, чья сплоченность сильна, но не в тех, где она слаба В группах с низким уровнем сплоченности лидер выделил большую часть своих усилий на повышение сплоченности. С другой стороны, когда он силен, он может напрямую влиять на производительность.

Но вклад лидера может развиваться в самых разных стилях. Результаты, полученные Андерсоном и Фидлером в различных задачах с участием групп из четырех офицеров, показывают, что в творческих задачах качество ответов всегда лучше, когда супервайзер контролирует работу и, в определенных задачах, только количество ответы при участии в акции.

Существует понятие макиавеллического (или манипулятивного) типа личности.Макиавеллизм – циничная, эксплуататорская установка по отношению к другим людям как к слабым, зависимым, как к объектам, которые могут быть использованы для достижения своих целей. Название связано с характеристиками личности, описанными в книге флорентийского дипломата и писателя XVI века Никколо Макиавелли «Государь», где он излагал свои принципы управления, манипулирования людьми. Макиавеллический тип личности – это смягченный вариант авторитарного типа, при котором окружающие люди воспринимаются как злые, враждующие, не достойные доверия. Однако манипуляция – это не всегда плохо. Ряд педагогических и профессиональных задач подразумевают именно манипулятивное общение.

По словам Рудина, который изучал две команды из пяти человек, изолированных в течение 12 дней в манере космических кораблей, агрессивный лидер, быстро нападая, подталкивает своих подчиненных к высокому уровню физиологической активации, что приводит к повышению эффективности в простые задачи, но менее эффективные в более сложных задачах.

Способ, которым был назначен лидер, также может влиять на производительность. Наблюдение этих групп во время голосовой задачи головоломки показывает, что наложение лидера или работа без лидера не способствует улучшению производительности группы, вопреки тому, что происходит с два других способа обозначения. Четыре предмета в каждой изученной группе должны как можно быстрее нажимать кнопку. появление красного света на панели, расположенной перед ними. По набору сфальсифицированных ранжировок статусы меняются на противоположные, предметы, занявшие первое место, списываются, а предметы классифицируются последними, реклассифицируются.

Основными средствами воздействия во время общения в больших группах является заражение, внушение, подражание и убеждение.

Заражение выражается в передаче своего отношения или состояния другому человеку или группе людей, которые неосознанно их перенимают. Например, спортивный азарт, религиозный экстаз. Заражение передается невербально через определенные эмоциональные состояния. В результате человек подчиняется образцам поведения другого человека.

Производительность членов с продвижением возрастает, а количество деградированных членов уменьшается, хотя в рекламных акциях не предусматривается никакое вознаграждение и деградация без наказания. Широко развитая тема, следующая за работой Стонера и Валлаха, Когана и Берна, состоит в том, что групповые решения, как правило, более рискованны, чем индивидуальные решения.

Тест состоит из ответов на вопросы с несколькими вариантами ответов, каждый из которых имеет четыре уровня сложности, которые указываются субъектам, используя проценты ранее неудачных предметов. В первой части эксперимента субъектам предлагается обозначить для каждого вопроса тот уровень, на котором они хотят реагировать на вознаграждение. Вознаграждения определяются таким образом, что ожидаемые значения коэффициента усиления примерно одинаковы. Во второй части эксперимента субъекты должны выбирать среди пяти аналогичных вопросов, но они делятся в соответствии с четырьмя экспериментальными условиями и контролем, при этом группа переменных или индивидуальная ответственность и групповое или индивидуальное решение пересекаются. изменения в рискованном поведении вычисляются путем сравнения вариантов во время первой и второй частей эксперимента.

Заражение эффективно действует в общности неорганизованной, чаще в толпе, и имеет очень большую интегрирующую силу. Средствами воздействия является высокая энергетика поведения человека, которая оказывает влияние, ее артистизм, постепенный рост интенсивности воздействия. Чем выше уровень общественного развития, тем слабее действуют механизмы заражения. Итак, в современном обществе оно имеет значительно меньшее значение, чем на начальных этапах истории человечества.

Заражение эффективно действует в толпе. Толпа — это временное скопление большого количества людей, между которыми возможен непостоянный контакт. В толпе происходит вторжение в интимное пространство человека и, как следствие, выделение адреналина, от чего люди становятся раздражительными и агрессивными. Одним из первых общие закономерности поведения человека в толпе описал французский ученый Г. Лебон (1895). Толпа спонтанно и идентично реагирует на внешние возбудители.

В ней доминируют эмоционально-инстинктивные элементы, а осмысление реальности и чувства ответственности уменьшается. Эмоциональное состояние отдельных участников толпы влияет на других и таким образом все время усиливается. Благодаря этому эмоции в массе людей могут достичь такого напряжения, что у них возникает необходимость действовать. Более всего небезопасной является толпа, сформировавшаяся под влиянием сверхсильных отрицательных эмоций, ибо в таком случае человек способен к актам насилия и жестокости, которые в обычных условиях ему не характерны.

Находясь под влиянием толпы, человек начинает вести себя иначе, чем в других группах. Прежде всего, разрушаются или совсем исчезают социальные роли и межличностные связи, а участники обезличиваются, лишаются характерных для них индивидуальных черт. Такой феномен называется деиндивидуализацией. Ситуационными причинами деиндивидуализации является анонимность, высокий уровень эмоционального возбуждения, сосредоточенность внимания на том, что происходит вокруг, а не на собственном поведении.

Социально-психологические состояния, которые приводят к усилению деиндивидуализации, — это единство толпы, сниженный уровень самоконтроля и самосознания. Последствиями деиндивидуализации является импульсивное поведение человека в толпе, повышенная чувствительность к внешним воздействиям, неспособность управлять своим поведением, к оценкам окружающих людей уменьшенный интерес, неспособность разумно оценить и разумно планировать поведение.

Интеллект толпы значительно ниже, чем интеллект отдельных индивидов, входящих в него. Кроме того, в толпе растет потребность подражания другим, взаимного заражения, внушения и чувство могущества, а особенно в случае появления лидера. В этом — опасность толпы.

Методы ликвидации толпы

К самым известным методам ликвидации толпы относятся: физическое насилие через порождение страха за собственную жизнь, высмеивание участников толпы, направление ее активности в другое русло с помощью механизма отвлечения внимания или манипулирования чувствами и напряжением.

Особая ситуация, в которой влияние заражения очень сильное, паника. Паника — это эмоциональное состояние, которое возникает в массе людей и является следствием дефицита или избытка информации о каких-то опасных или непонятных ситуациях. Термин «паника» происходит от имени греческого бога Пана, покровителя пастбищ, стад и пастухов. Гневом он мог вызвать безумие стада, и тогда оно по незначительной причине бросалось в огонь или пропасть. Сила паники заключается в том, что человек, попав «внутрь» паники, не может остаться в стороне.

Внушение, или суггестия, — это целенаправленное, не аргументированное эмоционально-волевое воздействие одного человека на другого или на группу людей с целью изменения ее состояния или отношения к чему-то. Оно осуществляется в вербальной форме, основывается на некритическом восприятии сообщения или информации и не требует доказательств или логики. Эффективность внушения зависит от возраста человека: дети ему подвергаются больше, чем взрослые.

Также более внушаемым является уставший и физически ослабленный человек. Средствами воздействия является личный магнетизм, авторитет, уверенность, четкость речи, использование окружения, благоприятного для внушения (например, ритмичные звуки, затемнение помещения и т.д.).

Убеждение является достижением согласия человека на основе логического обоснования своих позиций. Человеку, которого убеждают, предъявляют четко сформулированные аргументы в приемлемом темпе и понятными для него словами. Открыто признаются как сильные, так и слабые аспекты предложения. Решение о верности информации человек, которого убеждают, принимает самостоятельно. Поэтому убеждение — это преимущественно интеллектуальное влияние на человека. Есть два способа убеждения: прямой и опосредованный. При прямом на людей влияют благоприятные аргументы; при опосредованном — случайные факторы, например, привлекательность оратора.

Подражание — это повторение примера, который подает другой человек. Это средство воздействия играет большое значение в процессе развития человека. Именно в результате подражания возникают и закрепляются групповые ценности и нормы. В детском возрасте подражание встречается очень часто, во взрослом — в тех случаях, когда нет возможности применить какой-то другой способ овладения незнакомым действием.

Психология - это глубина.

Человеческие страхи: психология

Пять советов как вернуть девушку

Как быстро определить тип характера человека

5 эффективных способов предотвратить агрессию

Как научиться разбираться в людях

Способы легкой манипуляции людьми