Старый гриб. Михаил Пришвин
Annotation
В сборник «Зеленый шум» известного русского советского писателя M.M. Пришвина (1873–1954) вошли его наиболее значительные произведения, рассказывающие о встречах с интересными людьми, о красоте русской природы и животном мире нашей страны.
Михаил Михайлович Пришвин
Михаил Михайлович Пришвин
Была у нас революция тысяча девятьсот пятого года. Тогда мой друг был в расцвете молодых сил и сражался на баррикадах на Пресне. Незнакомые люди, встречаясь с ним, называли его братом.
– Скажи, брат, – спросят его, – где.
Назовут улицу, и «брат» ответит, где эта улица.
Пришла первая мировая война тысяча девятьсот четырнадцатого года, и, слышу, ему говорят:
– Отец, скажи.
Стали не братом звать, а отцом.
Пришла Великая Октябрьская революция. У моего друга в бороде и на голове показались белые серебряные волосы. Те, кто его знал до революции, встречались теперь, смотрели на бело-серебряные волосы и говорили:
– Ты что же, отец, стал мукой торговать?
– Нет, – отвечал он, – серебром. Но дело не в этом.
Его настоящее дело было – служить обществу, и еще он был врач и лечил людей, и еще он был очень добрый человек и всем, кто к нему обращался за советом, во всем помогал. И так, работая с утра и до поздней ночи, он прожил лет пятнадцать при Советской власти.
Слышу, однажды на улице кто-то его останавливает:
– Дедушка, а дедушка, скажи.
И стал мой друг, прежний мальчик, с кем мы в старинной гимназии на одной скамейке сидели, дедушкой.
Так вот время проходит, просто летит время, оглянуться не успеешь.
Ну хорошо, я продолжаю о друге. Белеет и белеет наш дедушка, и так наступает, наконец, день великого праздника нашей победы над немцами. И дедушка, получив почетный пригласительный билет на Красную площадь, идет под зонтиком и дождя не боится. Так проходим мы к площади Свердлова и видим там, за цепью милиционеров, вокруг всей площади войска – молодец к молодцу. Сырость вокруг от дождя, а глянешь на них, как они стоят, и сделается, будто погода стоит очень хорошая.
Стали мы предъявлять свои пропуска, и тут, откуда ни возьмись, мальчишка какой-то, озорник, наверно, задумал как-нибудь на парад прошмыгнуть. Увидел этот озорник моего старого друга под зонтиком и говорит ему:
– А ты зачем идешь, старый гриб?
Обидно мне стало, признаюсь, очень я тут рассердился и цап этого мальчишку за шиворот. Он же вырвался, прыгнул, как заяц, на прыжке оглянулся и удрал.
Парад на Красной площади вытеснил на время из моей памяти и мальчишку и «старый гриб». Но когда я пришел домой и прилег отдохнуть, «старый гриб» мне опять вспомнился. И я так сказал невидимому озорнику:
– Чем же молодой-то гриб лучше старого? Молодой просится на сковородку, а старый сеет споры будущего и живет для других, новых грибов.
И вспомнилась мне одна сыроежка в лесу, где я постоянно грибы собираю. Было это под осень, когда березки и осинки начинают сыпать на молодые елочки вниз золотые и красные пятачки.
День был теплый и даже паркий, когда грибы лезут из влажной, теплой земли. В такой день, бывает, ты все дочиста выберешь, а вскоре за тобой пойдет другой грибник и тут же, с того самого места, опять собирает: ты берешь, а грибы все лезут и лезут.
Вот такой и был теперь грибной, паркий день. Но в этот раз мне с грибами не везло. Набрал я себе в корзину всякую дрянь: сыроежки, красноголовики, подберезники, – а белых грибов нашлось только два. Будь бы боровики, настоящие грибы, стал бы я, старый человек, наклоняться за черным грибом! Но что делать, по нужде поклонишься и сыроежке.
Очень парко было, и от поклонов моих загорелось у меня все внутри и до смерти пить захотелось.
Бывают ручейки в наших лесах, от ручейков расходятся лапки, от лапок мочежинки или просто даже потные места. До того мне пить хотелось, что, пожалуй бы, даже и мокрой землицы попробовал. Но ручей был очень далеко, а дождевая туча еще дальше: до ручья ноги не доведут, до тучи не хватит рук.
И слышу я где-то за частым ельничком серенькая птичка пищит:
– Пить, пить!
Это, бывает, перед дождиком серенькая птичка – дождевик – пить просит:
– Пить, пить!
– Дурочка, – сказал я, – так вот тебя тучка-то и послушается.
Поглядел на небо, и где тут дождаться дождя: чистое небо над нами, и от земли пар, как в бане.
Что тут делать, как быть?
А птичка тоже по-своему все пищит:
– Пить, пить!
Усмехнулся я тут сам себе, что вот какой я старый человек, столько жил, столько видел всего на свете, столько узнал, а тут просто птичка, и у нас с ней одно желание.
– Дай-ка, – сказал я себе, – погляжу на товарища.
Продвинулся я осторожно, бесшумно в частом ельнике, приподнял одну веточку: ну, вот и здравствуйте!
Через это лесное оконце мне открылась поляна в лесу, посредине ее две березы, под березами пень и рядом с пнем в зеленом брусничнике красная сыроежка, такая огромная, каких в жизни своей я еще никогда не видел. Она была такая старая, что края ее, как это бывает только у сыроежек, завернулись вверх.
И от этого вся сыроежка была в точности как большая глубокая тарелка, притом наполненная водой.
Повеселело у меня на душе.
Вдруг вижу: слетает с березы серая птичка, садится на край сыроежки и носиком – тюк! – в воду. И головку вверх, чтобы капля в горло прошла.
– Пить, пить! – пищит ей другая птичка с березы.
Листик там был на воде в тарелке – маленький, сухой, желтый. Вот птичка клюнет, вода дрогнет, и листик загуляет. А я-то из оконца вижу все и радуюсь и не спешу: много ли птичке надо, пусть себе напьется, нам хватит!
Одна напилась, полетела на березу. Другая спустилась и тоже села на край сыроежки. И та, что напилась, сверху ей.
– Пить, пить!
Вышел я из ельника так тихо, что птички не очень меня испугались, а только перелетели с одной березы на другую.
Но пищать они стали не спокойно, как раньше, а с тревогой, и я их так понимал, что одна спрашивала.
– Выпьет?
Другая отвечала:
– Не выпьет!
Я так понимал, что они обо мне говорили и о тарелке с лесной водой одна загадывала – «выпьет», другая спорила – «не выпьет».
– Выпью, выпью! – сказал я им вслух.
Они еще чаще запищали свое «выпьет-выпьет».
Но не так-то легко было мне выпить эту тарелку лесной воды.
Конечно, можно бы очень просто сделать, как делают все, кто не понимает лесной жизни и в лес приходит только, чтобы себе взять чего-нибудь. Такой своим грибным ножиком осторожно подрезал бы сыроежку, поднял к себе, выпил бы воду, а ненужную ему шляпку от старого гриба жмякнул бы тут же о дерево.
Удаль какая!
А, по-моему, это просто неумно. Подумайте сами, как мог бы я это сделать, если из старого гриба на моих глазах напились две птички, и мало ли кто пил без меня, и вот я сам, умирая от жажды, сейчас напьюсь, а после меня опять дождик нальет, и опять все станут пить. А там дальше созреют в грибе семена – споры, ветер подхватит их, рассеет по лесу для будущего.
Видно, делать нечего. Покряхтел я, покряхтел, опустился на свои старые колени и лег на живот. По нужде, говорю, поклонился я сыроежке.
А птички-то! Птички играют свое.
– Выпьет – не выпьет?
– Нет уж, товарищи, – сказал я им, – теперь больше не спорьте теперь я добрался и выпью.
Так это ладно пришлось, что когда я лег на живот, то мои запекшиеся губы сошлись как раз с холодными губами гриба. Но только бы хлебнуть, вижу перед собой в золотом кораблике из березового листа на тонкой своей паутинке спускается в гибкое блюдце паучок. То ли он это поплавать захотел, то ли ему надо напиться.
– Сколько же вас тут, желающих! – сказал я ему. – Ну тебя.
И в один дух выпил всю лесную чашу до дна.
Урок 52.
Тема: М.Пришвин «Старый гриб»
Задачи:
познакомить обучающихся с творчеством Михаила Михайловича Пришвина;
формирование способностей к восприятию и осмыслению произведений о природе; способствовать развитию логического мышления, памяти, речи;
учить понимать эмоциональный настрой произведения;
воспитание бережного отношения к природе
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: портрет М.Пришвина, иллюстрации «Грибы», мр.3 «Старый гриб»,мр.3 «Звуки леса», конверты с заданиями для работы творческих групп.
Ход урока
Приветствие учителя. Проверка уровня готовности учащихся к уроку.Целеполагание
Сегодня на уроке мы познакомимся с вами с творчеством детского писателя Михаила Михайловича Пришвина и его произведением «Старый гриб»
2.
Работа над новой темой
1.Подготовка к восприятию. Знакомство с творчеством М.Пришвина.
2. Фаза вызова интереса.
а) Работа над загадкой
Отгадайте загадку, и вы сможете сказать, о чем пойдет речь в рассказе М.М.Пришвина.
Кто стоит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки?
Встала шапка из травы,
Нет под шапкой головы.
б) Разгадывание ребуса.
Вычеркните буквы, которые повторяются дважды, и вы сможете прочитать название произведения, с которым мы сегодня познакомимся.
ШСТЪЪАШЦРЫЙЦ ГМРМИБВВ
3.Целевая установка
Почему М.Пришвин решил написать этот рассказ?
4.Чтение произведения учителем.
5. Проверка восприятия
6.Самостоятельное чтение обучающимися 1 главы.
Свидетелем какой сцены стал писатель и что его рассердило?
7. Чтение 2 главы обучающимися вслух.
*Физминутка. Слушание звуков леса (мр.3)
8. Анализ произведения.
а) Ответьте на вопросы словами из текста.
Чем же молодой гриб лучше старого?
Опишите лес, в котором М.Пришвин часто собирал грибы.
Какие выразительные средства языка позволили автору передать красоту леса? Докажите словами из текста.
Опишите сыроежку словами из текста.
Представьте, что вы идете по лесу, и вам очень хочется пить. Вдруг вы видите сыроежку, заполненную водой. Как бы вы поступили?
А как бы поступил Михаил Михайлович Пришвин?
Докажите, что лесные обитатели понимают и принимают писателя. Понимает ли автор разговор леса?
9. Определение главной идеи произведения.
10. Творческая деятельность. Работа в группах.
1 группа*
Учащимся предлагается разгадать загадки и соотнести отгадки с картинками.
Глубоко был спрятан он Сыроежки
Раз, два, три и вышел вон,
И стоит он на виду
Белый, я тебя найду!
Золотистые – Лисички
Очень дружные сестрички.
Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приносят летом.
В роще у березки Боровик
Повстречались тезки.
Вдоль лесных дорожек Подберезовик
Много белых ножек,
В шляпках разноцветных,
Издали приметных
Собирай, не мешкай …
Назовите омоним (лисички)
2 группа* «Центр Познания мира»
Грибов на свете почти 100 тысяч видов. Очень важно научиться отличать съедобные грибы от несъедобных.
Как растут грибы?
Грибы – не растения. Они относятся к отдельному царству, такому же, как царства животных и растений.
Сам гриб – похож на паутинку, грибница – мицелий – спрятан глубоко под землей.
Если осторожно выкрутить привычный нам гриб из земли, у основания его ножки можно заметить очень тоненькие белесые ниточки (гифы). Это и есть часть грибницы. А то, что мы собираем в лесу – это не сами грибы, а их плодовые тела, с помощью которых эти мастера маскировки распространяют свои “семена” - споры. Грибные споры очень мелкие. Увидеть их можно только под микроскопом (СЛАЙД).
3 группа* «Центр Лесная аптека»
Учащимся необходимо рассказать о грибах
Шампиньон – съедобный. Его часто путают с бледной поганкой. Но у поганки пластины под шляпкой белые, а у шампиньона – розовые или черные. Шампиньоны очень питательны.
Зеленая сыроежка немного похожа на самый опасные гриб – бледную поганку. Яд бледной поганки подобен змеиному. Он сохраняется даже после длительной варки. Эти грибы не едят даже черви. Но мало кто знает, что розы бледной поганки использовали в старину для борьбы со страшной болезнью – холерой.
Яркая окраска мухомора предупреждает о том, что он ядовит. Яд мухомора вызывает удушье, обмороки. Он используется как средство для уничтожения мух. Им лечатся больные лоси.
У самого ценного – белого – есть опасные двойняшки. Если разломить шляпку белого гриба, она не изменит свой цвет, а шляпка оборотней желчного и сатанинского грибов – сначала покраснеют, а потом почернеют.
4 группа* «Центр Русский язык»
Всякий гриб в руки берут, да не всякий гриб в кузов кладут
Выдранный гриб навек погиб, срезанный под корешок - дает приплода мешок.
Соберите пословицы. Разъясните их смысл.
5 группа* «Центр математики»
Знаете ли вы?
Белка заготавливает на зиму до 600 г сухих грибов.
Быстрее всех трубчатых грибов растет подберезовик – по 4-5 см в сутки.
Каждый год на гектар леса падает свыше двух тонн хвои, листьев, веток шишек и коры. Все это перерабатывают грибы, главным образом дождевики.
Во время Великой Отечественной войны, когда полевым госпиталям не хватало перевязочного материала медсестры собирали трутовики – они успешно заменяли вату.
2) Решение задачи.
По грибы
Солнце льет на землю свет.
Рыжик прячется в траве,
Рядом тут же в желтых платьях
Их еще двенадцать братьев.
В кузовок я всех их спрятал.
Вдруг гляжу – в траве маслята,
И пятнадцать тех маслят
В кузовке уже лежат.
А ответ у вас готов,
Сколько я нашел грибов? (28)
Защита работ.
4.
Подведение итогов урока.
Как должны вести себя люди по отношению друг к другу?
5.
Выразительное чтение рассказа «Старый гриб»
Внимание! Перед вами устаревшая версия сайта!Чтобы перейти на новую версию - щелкните по любой ссылке слева.
Михаил Пришвин
Старый гриб
ыла у нас революция тысяча девятьсот пятого года. Тогда мой друг был в расцвете молодых сил и сражался на баррикадах на Пресне. Незнакомые люди, встречаясь с ним, называли его братом.
Скажи, брат, - спросят его, - где... Назову улицу, и “брат” ответит, где эта улица. Пришла первая мировая война тысяча девятьсот четырнадцатого года, и, слышу, ему говорят;
Отец, скажи...
Стали не братом звать, а отцом.
Пришла последняя большая революция. У моего друга в бороде и на голове показались белые, серебряные волосы. Те, кто его знал до революции, встречались теперь, смотрели на бело-серебряные волосы и говорили:
Ты что же, отец, стал мукой торговать?
Нет, - отвечал он, - серебром. Но дело не в этом. Его настоящее дело было - служить обществу, и еще он был врач и лечил людей, и еще он был очень добрый человек и всем, кто к нему обращался за советом, во всем помогал. И так, работая с утра и до поздней ночи, он прожил лет пятнадцать при Советской власти. Слышу, однажды на улице кто-то его останавливает.
Дедушка, а дедушка, скажи...
И стал мой друг, прежний мальчик, с кем мы в старинной гимназии на одной скамейке сидели, дедушкой.
Так все время проходит, просто летит время, оглянуться не успеешь...
Ну хорошо, я продолжаю о друге. Белеет и белеет наш дедушка, и так наступает, наконец, день великого праздника нашей победы над немцами. И дедушка, получив почетный пригласительный билет на Красную площадь, идет под зонтиком и дождя не боится. Так проходим мы к площади Свердлова и видим там за цепью милиционеров вокруг всей площади войска - молодец к молодцу. Сырость вокруг от дождя, а глянешь на них, как они стоят, и сделается, будто погода стоит очень хорошая.
Стали мы предъявлять свои пропуска, и тут, откуда ни возьмись, мальчишка какой-то, озорник, наверно, задумал как-нибудь на парад прошмыгнуть. Увидел этот озорник моего старого друга под зонтиком и говорит ему:
А ты зачем идешь, старый гриб?
Обидно мне стало, признаюсь, очень я тут рассердился и цап этого мальчишку за шиворот. Он же вырвался, прыгнул, как заяц, на прыжке оглянулся и удрал.
Парад на Красной площади вытеснил на время из моей памяти и мальчишку и “старый гриб”. Но когда я пришел домой и прилег отдохнуть, “старый гриб” мне опять вспомнился. И я так сказал невидимому озорнику:
Чем же молодой-то гриб лучше старого? Молодой просится на сковородку, а старый сеет споры будущего и живет для других, новых грибов.
И вспомнилась мне одна сыроежка в лесу, где я постоянно грибы собираю. Было это под осень, когда березки и осинки начинают сыпать на молодые елочки вниз золотые и красные пятачки.
День был теплый и даже паркий, когда грибы лезут из влажной, теплой земли. В такой день, бывает, ты все дочиста выберешь, а вскоре за тобой пойдет другой грибник и тут же, с того самого места, опять собирает, ты берешь, а грибы все лезут и лезут.
Вот такой и был теперь грибной, паркий день. Но в этот раз мне с грибами не везло. Набрал я себе в корзину всякую дрянь: сыроежки, красноголовики, подберезники, - а белых грибов нашлось только два. Будь бы боровики, настоящие грибы, стал бы я, старый человек, наклоняться за черным грибом! Но что делать, по нужде поклонишься и сыроежке.
Очень парко было, и от поклонов моих загорелось у меня все внутри и до смерти пить захотелось. Но не идти же в такой день домой с одними черными грибами! Времени было впереди довольно поискать белых.
Бывают ручейки в наших лесах, от ручейков расходятся лапки, от лапок мочежинки или просто даже потные места. До того мне пить хотелось, что, пожалуй бы, даже и мокрой землицы попробовал. Но ручей был очень далеко, а дождевая туча еще дальше: до ручья ноги не доведут, до тучи не хватит рук.
И слышу я, где-то за частым ельничком серенькая птичка пищит:
“Пить, пить!”
Это, бывает, перед дождиком серенькая птичка - дождевик - пить просит:
“Пить, пить!”
Дурочка, - сказал я, - так вот тебя тучка-то и послушается!
Поглядел на небо, и где тут дождаться дождя: чистое небо над нами и от земли пар, как в бане.
Что тут делать, как быть?
А птичка тоже по-своему все пищит:
“Пить, пить!”
Усмехнулся я тут сам себе, что вот какой я старый человек, столько жил, столько видел всего на свете, столько узнал, а тут просто птичка, и у нас с ней одно желание.
Дай-ка, - сказал я себе, - погляжу на товарища.
Продвинулся я осторожно, бесшумно в частом ельнике, приподнял одну веточку: ну, вот и здравствуйте!
Через это лесное оконце мне открылась поляна в лесу, посредине ее две березы, под березами - пень и рядом с пнем в зеленом брусничнике красная сыроежка, такая огромная, каких в жизни своей я еще никогда не видел. Она была такая старая, что края ее, как это бывает только у сыроежек, завернулись вверх.
И от этого вся сыроежка была в точности как большая глубокая тарелка, притом наполненная водой. Повеселело у меня на душе.
Вдруг вижу: слетает с березы серая птичка, садится на край сыроежки и носиком - тюк! - в воду. И головку вверх, чтобы капля в горло прошла.
“Пить, пить!” - пищит ей другая птичка с березы.
Листик там был на воде в тарелке - маленький, сухой, желтый. Вот птичка клюнет, вода дрогнет, и листик загуляет. А я-то из оконца вижу все и радуюсь и не спешу: много ли птичке надо, пусть себе напьется, нам хватит!
Одна напилась, полетела на березу. Другая спустилась и тоже села на край сыроежки. И та, что напилась, сверху ей:
“Пить, пить!”
Вышел я из ельника так тихо, что птички не очень меня испугались, а только перелетели с одной березы на другую.
Но пищать они стали не спокойно, как раньше, а с тревогой, и я их так понимал, что одна спрашивала:
“Выпьет?”
Другая отвечала:
“Не выпьет!”
Я так понимал, что они обо мне говорили и о тарелке с лесной водой: одна загадывала - “выпьет”, другая спорила - “не выпьет”.
Выпью, выпью! - сказал я им вслух.
Они еще чаще запищали свое: “Выпьет-выпьет”.
Но не так-то легко было мне выпить эту тарелку лесной воды.
Конечно, можно бы очень просто сделать, как делают все, кто не понимает лесной жизни и в лес приходит только, чтобы себе взять чего-нибудь. Такой своим грибным ножиком осторожно подрезал бы сыроежку, поднял к себе, выпил бы воду, а ненужную ему шляпку от старого гриба шмякнул бы тут же о дерево.
Удаль какая!
А по-моему, это просто неумно. Подумайте сами, как мог бы я это сделать, если из старого гриба на моих глазах напились две птички, и мало ли кто пил без меня, и вот я сам, умирая от жажды, сейчас напьюсь, а после меня опять дождик нальет, и опять все станут пить. А там дальше созреют в грибе семена - споры, ветер подхватит их, рассеет по лесу для будущего...
Видно, делать нечего. Покряхтел я, покряхтел, опустился на свои старые колени и лег на живот. По нужде, говорю, поклонился я сыроежке.
А птички-то! Птички играют свое;
“Выпьет - не выпьет?”
Нет уж, товарищи, - сказал я им, - теперь больше не спорьте: теперь я добрался и выпью.
Так это ладно пришлось, когда я лег на живот, то мои запекшиеся губы сошлись как раз с холодными губами гриба. Но только бы хлебнуть, вижу перед собой в золотом кораблике из березового листа на тонкой своей паутинке спускается в гибкое блюдце паучок. То ли он это поплавать захотел, то ли ему надо напиться.
Сколько же вас тут, желающих! - сказал я ему. - Ну тебя...
И в один дух выпил всю лесную чашу до дна.
Возможно, я это от жалости к своему другу вспомнил о старом грибе и вам рассказал. Но рассказ о старом грибе - это только начало моего большого рассказа о лесе. Дальше будет о том, что случилось со мною, когда я напился живой воды.
Это будут чудеса не как в сказке о живой воде и мертвой, а настоящие, как они совершаются везде и всюду и во всякую минуту нашей жизни, но только часто мы, имея глаза, их не видим, имея уши - не слышим.
Была у нас революция тысяча девятьсот пятого года. Тогда мой друг был в расцвете молодых сил и сражался на баррикадах на Пресне. Незнакомые люди, встречаясь с ним, называли его братом.
– Скажи, брат, – спросят его, – где.
Назовут улицу, и «брат» ответит, где эта улица.
Пришла первая мировая война тысяча девятьсот четырнадцатого года, и, слышу, ему говорят:
– Отец, скажи.
Стали не братом звать, а отцом.
Пришла Великая Октябрьская революция. У моего друга в бороде и на голове показались белые серебряные волосы. Те, кто его знал до революции, встречались теперь, смотрели на бело-серебряные волосы и говорили:
– Ты что же, отец, стал мукой торговать?
– Нет, – отвечал он, – серебром. Но дело не в этом.
Его настоящее дело было – служить обществу, и еще он был врач и лечил людей, и еще он был очень добрый человек и всем, кто к нему обращался за советом, во всем помогал. И так, работая с утра и до поздней ночи, он прожил лет пятнадцать при Советской власти.
Слышу, однажды на улице кто-то его останавливает:
– Дедушка, а дедушка, скажи.
И стал мой друг, прежний мальчик, с кем мы в старинной гимназии на одной скамейке сидели, дедушкой.
Так вот время проходит, просто летит время, оглянуться не успеешь.
Ну хорошо, я продолжаю о друге. Белеет и белеет наш дедушка, и так наступает, наконец, день великого праздника нашей победы над немцами. И дедушка, получив почетный пригласительный билет на Красную площадь, идет под зонтиком и дождя не боится. Так проходим мы к площади Свердлова и видим там, за цепью милиционеров, вокруг всей площади войска – молодец к молодцу. Сырость вокруг от дождя, а глянешь на них, как они стоят, и сделается, будто погода стоит очень хорошая.
Стали мы предъявлять свои пропуска, и тут, откуда ни возьмись, мальчишка какой-то, озорник, наверно, задумал как-нибудь на парад прошмыгнуть. Увидел этот озорник моего старого друга под зонтиком и говорит ему:
– А ты зачем идешь, старый гриб?
Обидно мне стало, признаюсь, очень я тут рассердился и цап этого мальчишку за шиворот. Он же вырвался, прыгнул, как заяц, на прыжке оглянулся и удрал.
Парад на Красной площади вытеснил на время из моей памяти и мальчишку и «старый гриб». Но когда я пришел домой и прилег отдохнуть, «старый гриб» мне опять вспомнился. И я так сказал невидимому озорнику:
– Чем же молодой-то гриб лучше старого? Молодой просится на сковородку, а старый сеет споры будущего и живет для других, новых грибов.
И вспомнилась мне одна сыроежка в лесу, где я постоянно грибы собираю. Было это под осень, когда березки и осинки начинают сыпать на молодые елочки вниз золотые и красные пятачки.
День был теплый и даже паркий, когда грибы лезут из влажной, теплой земли. В такой день, бывает, ты все дочиста выберешь, а вскоре за тобой пойдет другой грибник и тут же, с того самого места, опять собирает: ты берешь, а грибы все лезут и лезут.
Вот такой и был теперь грибной, паркий день. Но в этот раз мне с грибами не везло. Набрал я себе в корзину всякую дрянь: сыроежки, красноголовики, подберезники, – а белых грибов нашлось только два. Будь бы боровики, настоящие грибы, стал бы я, старый человек, наклоняться за черным грибом! Но что делать, по нужде поклонишься и сыроежке.
Очень парко было, и от поклонов моих загорелось у меня все внутри и до смерти пить захотелось.
Бывают ручейки в наших лесах, от ручейков расходятся лапки, от лапок мочежинки или просто даже потные места. До того мне пить хотелось, что, пожалуй бы, даже и мокрой землицы попробовал. Но ручей был очень далеко, а дождевая туча еще дальше: до ручья ноги не доведут, до тучи не хватит рук.
И слышу я где-то за частым ельничком серенькая птичка пищит:
– Пить, пить!
Это, бывает, перед дождиком серенькая птичка – дождевик – пить просит:
– Пить, пить!
– Дурочка, – сказал я, – так вот тебя тучка-то и послушается.
Поглядел на небо, и где тут дождаться дождя: чистое небо над нами, и от земли пар, как в бане.
Что тут делать, как быть?
А птичка тоже по-своему все пищит:
– Пить, пить!
Усмехнулся я тут сам себе, что вот какой я старый человек, столько жил, столько видел всего на свете, столько узнал, а тут просто птичка, и у нас с ней одно желание.
– Дай-ка, – сказал я себе, – погляжу на товарища.
Продвинулся я осторожно, бесшумно в частом ельнике, приподнял одну веточку: ну, вот и здравствуйте!
Через это лесное оконце мне открылась поляна в лесу, посредине ее две березы, под березами пень и рядом с пнем в зеленом брусничнике красная сыроежка, такая огромная, каких в жизни своей я еще никогда не видел. Она была такая старая, что края ее, как это бывает только у сыроежек, завернулись вверх.
И от этого вся сыроежка была в точности как большая глубокая тарелка, притом наполненная водой.
Повеселело у меня на душе.
Вдруг вижу: слетает с березы серая птичка, садится на край сыроежки и носиком – тюк! – в воду. И головку вверх, чтобы капля в горло прошла.
– Пить, пить! – пищит ей другая птичка с березы.
Листик там был на воде в тарелке – маленький, сухой, желтый. Вот птичка клюнет, вода дрогнет, и листик загуляет. А я-то из оконца вижу все и радуюсь и не спешу: много ли птичке надо, пусть себе напьется, нам хватит!
Одна напилась, полетела на березу. Другая спустилась и тоже села на край сыроежки. И та, что напилась, сверху ей.
– Пить, пить!
Вышел я из ельника так тихо, что птички не очень меня испугались, а только перелетели с одной березы на другую.
Но пищать они стали не спокойно, как раньше, а с тревогой, и я их так понимал, что одна спрашивала.
– Выпьет?
Другая отвечала:
– Не выпьет!
Я так понимал, что они обо мне говорили и о тарелке с лесной водой одна загадывала – «выпьет», другая спорила – «не выпьет».
– Выпью, выпью! – сказал я им вслух.
Они еще чаще запищали свое «выпьет-выпьет».
Но не так-то легко было мне выпить эту тарелку лесной воды.
Конечно, можно бы очень просто сделать, как делают все, кто не понимает лесной жизни и в лес приходит только, чтобы себе взять чего-нибудь. Такой своим грибным ножиком осторожно подрезал бы сыроежку, поднял к себе, выпил бы воду, а ненужную ему шляпку от старого гриба жмякнул бы тут же о дерево.
Удаль какая!
А, по-моему, это просто неумно. Подумайте сами, как мог бы я это сделать, если из старого гриба на моих глазах напились две птички, и мало ли кто пил без меня, и вот я сам, умирая от жажды, сейчас напьюсь, а после меня опять дождик нальет, и опять все станут пить. А там дальше созреют в грибе семена – споры, ветер подхватит их, рассеет по лесу для будущего.
Видно, делать нечего. Покряхтел я, покряхтел, опустился на свои старые колени и лег на живот. По нужде, говорю, поклонился я сыроежке.
А птички-то! Птички играют свое.
– Выпьет – не выпьет?
– Нет уж, товарищи, – сказал я им, – теперь больше не спорьте теперь я добрался и выпью.
Так это ладно пришлось, что когда я лег на живот, то мои запекшиеся губы сошлись как раз с холодными губами гриба. Но только бы хлебнуть, вижу перед собой в золотом кораблике из березового листа на тонкой своей паутинке спускается в гибкое блюдце паучок. То ли он это поплавать захотел, то ли ему надо напиться.
– Сколько же вас тут, желающих! – сказал я ему. – Ну тебя.
И в один дух выпил всю лесную чашу до дна.
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цель:
- Познакомить детей с рассказом писателя М. М. Пришвина
- Развивать беглое, выразительное чтение, наблюдательность, исследование, продолжить работу над связной речью.
- Воспитывать интерес и любовь к природе.
Оборудование:
- Портрет писателя, кроссворд о грибах, набор открыток.
- Грибы, пословица о грибах “Грибов ищут – по лесу рыщут”
- ТСО “Голоса птиц”
Ход урока
I Организационный момент
Разминка. Пусть книги друзьями заходят в дома
Читайте всю жизнь – набирайтесь ума.
II Работа с кроссвордом.
Зашел мужик в сосняк,
Нашел слизняк,
Бросить жалко
Съесть сыро. (Груздь)
Глубоко был спрятан он
Раз, два, три и вышел вон,
И стоит он на виду
Белый, я тебя найду! (Боровик)
Золотистые –
Очень дружные сестрички.
Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приносят летом. (Лисички)
В роще у березки
Повстречались тезки. (Подберезовики)
Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек,
В шляпках разноцветных,
Издали приметных
Собирай, не мешкай... (Сыроежки)
Какое слово вы прочитали? (грибы)
Кто из писателей и в каком рассказе писал о грибах? (Михаил Михайлович Пришвин в рассказе “Старый гриб”)
III. Чтение I части рассказа
- О жизни какого человека рассказ писателя?
- Где и кем работал его друг?
- Найдите портрет этого человека?
- Почему мальчишка назвал его старым грибом?
- Где растут грибы?
Работа в центрах
Известно, что основным сбором грибов является лес. Карагандинская область самая большая по площади в Казахстане, но здесь лесов не многим более 100 тысяч гектаров.
Хороший урожай съедобных грибов бывает в Каркаралинских лесах и в урочищах. Здесь встречаются грибы: грузди, рыжики, волнушки и сыроежки, а также трубчатые – подберезовики, подосиновики.
На территории области немало степных грибов – белый степной и шампиньоны.
Шампиньоны растут и в наших местах, особенно их много у скотобаз, в местах зимовки скота.
Грибов на свете почти 100 тысяч видов. В России растет около 300 видов съедобных грибов. Очень важно научиться отличать съедобные грибы от несъедобных.
Как растут грибы?
Грибы – не растения. Они относятся к отдельному царству, такому же, как царства животных и растений.
Сам гриб – похож на паутинку, грибница – мицелий – спрятан глубоко под землей.
Если осторожно выкрутить привычный нам гриб из земли, у основания его ножки можно заметить очень тоненькие белесые ниточки (гифы). Это и есть часть грибницы. А то, что мы собираем в лесу – это не сами грибы, а их плодовые тела, с помощью которых эти мастера маскировки распространяют свои “семена” - споры. Грибные споры очень мелкие. Увидеть их можно только под микроскопом.
1. Почему М. М. Пришвин назвал рассказ “Старый гриб”? (Он сравнил жизнь и дела своего друга, который отдал свои знания и труд молодому поколению, а старый гриб, как растение является продолжателем размножения молодых грибов).
IV Чтение II части
2. Найдите описание сыроежки.
3. Какие еще грибы собирал грибник?
Для каждого гриба в лесу свое место. Подберезовик и подосиновик любят расти возле “своих” деревьев – берез и осин. Боровики предпочитают невысокую траву на опушке леса. А сыроежки, которые ни в коем случае нельзя есть сырыми, легко заметны по ярким шляпкам. Быстрее всего собирать опята, они всегда на виду – на пеньках и возле корней деревьев.
Но главное, о чем должен помнить каждый грибник, - собирать только те грибы, которые хорошо ему известны.
Шампиньон – съедобный. Его часто путают с бледной поганкой. Но у поганки пластины под шляпкой белые, а у шампиньона – розовые или черные. Шампиньоны очень питательны.
Зеленая сыроежка немного похожа на самый опасные гриб – бледную поганку. Яд бледной поганки подобен змеиному. Он сохраняется даже после длительной варки. Эти грибы не едят даже черви. Но мало кто знает, что розы бледной поганки использовали в старину для борьбы со страшной болезнью – холерой.
Яркая окраска мухомора предупреждает о том, что он ядовит. Яд мухомора вызывает удушье, обмороки. Он используется как средство для уничтожения мух. Им лечатся больные лоси.
Строчок содержит токсин – пиромитрин, вызывающий сильные боли в желудке.
У самого ценного – белого – есть опасные двойняшки. Если разломить шляпку белого гриба, она не изменит свой цвет, а шляпка оборотней желчного и сатанинского грибов – сначала покраснеют, а потом почернеют.
Вывод:
1) Какие бывают грибы? (съедобные и несъедобные)
2) Какую пользу приносят грибы? (Уничтожать ядовитые грибы не надо, их грибницы оплетают корни деревьев и снабжают их влагой.)
Вот мы и собрали, съедобные грибы в корзинку, а несъедобные оставили в лесу для санитарного обслуживания.
3) Чем полезные съедобные грибы? (В них много белков, жиров, полезные для человека минеральные соли, фосфорной кислоты, витамины А 1 , В 1 , В 2 , С, D Грибы богаты также экстративными и ароматическими веществами, благодаря которым, блюда из грибов обладают хорошим вкусом. Съедобные грибы сушат, маринуют, солят, консервируют.
Центр русского языка
1. Как понять смысл пословицы?
- Грибов ищут – по лесу рыщут.
2. Узнай по описанию название грибов.
Первый гриб бывает и белым и черным, второй – рыжий, третьи – желтенкие, а четвертый – с бледно-коричневой шляпкой.
(по второму слову подбери однокоренные слова, выделите корень)
Дождевик
Узнав, что это гриб, многие удивляются: какой же гриб? У гриба должна быть ножка и шляпка, а тут просто белый шарик. И все-таки это гриб. Дождевик. Называется он так потому, что появляется обычно после...
Что вы можете рассказать об этом грибе (по Ю. Дмитриеву)
Он появляется в мае после дождя. Эти грибы употребляют в пищу совсем молоденькими, а если перерастет становится ядовитым. В Италии этот гриб предпочитают всем остальным съедобным грибам.
V Выборное чтение.
1. Какое время года описывает М. М. Пришвин в рассказе?
2. Когда еще можно собирать грибы? (весной, летом, осенью)
3. Как он собирал грибы?
Викторина о грибах
- Какие лесные растения могут заменить мясо? (грибы, по питательности наиболее ценны белые грибы и шампиньоны)
- Может ли гриб съесть дом? (Может, это домовой гриб, который разрушает древесину)
- Какие птицы едят грибы? (глухари)
- У этого гриба много названий: дедушкин табачок, галкина баня, чертов табачок. Каково настоящее название гриба? (гриб-дождевик)
- Какие грибы появляются первыми? (сморчки, строчки)
- Как называются разноцветные грибы? (сыроежки)
Центр науки
Какие грибы не растут в почве?
“Чайный гриб”
Напиток этого гриба используют, как прохладительный напиток и как домашнее лечебное средство при отсутствии аппетита, пониженной кислотности, головных болях, при заболевании желудка. В медицине отмечают, что этот настой или чайный квас задерживает рост одних бактерий и убивает другие. Врачи рекомендуют полоскать им горло при ангине. В природе этот чайный гриб известен. Это сожительство (симбиоз) трех микроорганизмов: дрожжевого грибка – Торуля, уксусной кислоты и глюконовой бактерии. Пленка чайного гриба по мере роста наслаивается. При желании эти слои отделяют, помещают в широкую стеклянную банку и заливают подсахаренным раствором чая и отстоенной водой – (100 гр сахара на 1 л воды). Настой этот постепенно превращается в приятный напиток. Пленка продолжает расти и держаться на поверхности потому, что углекислый газ образуемый дрожжевыми грибками поднимает ее. Настой надо менять через 5-6 дней зимой и 2-3 дня летом. Гриб надо промывать кипяченой водой зимой через 2-3 недели, а летом через 1-2 недели. Перестоявший настой пить нельзя. Холод и сильный свет замедляют рост чайного гриба.
Грибы приносят нам и пользу, и вред. Многие шляпочные грибы и культурная плесень (в сыре) съедобны, но есть и крайне ядовитые виды. Некоторые грибы, например аспергилл, вызывают заболевания растений и животных, зато другие вырабатывают необходимые нам антибиотики. Дрожжи используются в хлебопечении и пивоварении.
Грибы живут за счет других организмов. Эти грибы растут на дереве. Они проникают в него сотнями тонких нитей грибницы (их называют гифами), которые переваривают питательные вещества дерева и всасывают их.
Вывод. Что должен соблюдать каждый человек, чтобы быть здоровым?
Александр Флеминг
Это один из ученых, принесших человечеству самую большую пользу. Он родился в Шотландии в 1881 году и был профессором медицины Лондонского университета.
Всемирную известность Флемингу принесло открытие пенициллина. Совершенно случайно он обнаружил, что плесень уничтожила колонию бактерий – возбудителей инфекционной болезни, которые он изучал. Он решил, что раз плесень смогла уничтожить бактерии, то ее можно использовать для лечения болезней, вызываемых этими бактериями. Ученый начал работу и сумел из плесени получить вещество со свойствами антибиотика; так как этот вид плесени носил латинское название Penicillium Notatum, новое вещество Флеминг назвал “пенициллин”. Он получил Нобелевскую премию в области медицины в 1945 году и умер в 1995 году. Человечество благодарно Александру Флемингу, так как его открытие помогло спасти жизни многих людей.
Центр математики
1) Знаете ли вы?
Белка заготавливает на зиму до 600 г сухих грибов.
Быстрее всех трубчатых грибов растет подберезовик – по 4-5 см в сутки.
Каждый год на гектар леса падает свыше двух тонн хвои, листьев, веток шишек и коры. Все это перерабатывают грибы, главным образом дождевики.
Во время Великой Отечественной войны, когда полевым госпиталям не хватало перевязочного материала медсестры собирали трутовики – они успешно заменяли вату.
2) Решение задачи.
Солнце льет на землю свет.
Рыжик прячется в траве,
Рядом тут же в желтых платьях
Их еще двенадцать братьев.
В кузовок я всех их спрятал.
Вдруг гляжу – в траве маслята,
И пятнадцать тех маслят
В кузовке уже лежат.
А ответ у вас готов,
Сколько я нашел грибов?
Задача: Тося, Фрося и Люся идут из леса, несут грибы.
Бидон несет не Тося. Фрося несет корзину. Люся и Фрося держатся за одну ручку. Кто из них Тося?
Кто Фрося? Кто Люся?
Кого он увидел? Что хотели птицы и грибник? (Птиц, которые хотели пить. Они спорили, выпьет ли воду человек из шляпки сыроежки)
Центр творчества.
Инсценировка сказки В. Даля под фонохрестоматию “Голоса птиц”.
СКАЗКА
В. Даль
Красным летом всего в лесу много - и грибов всяких и всяких ягод: земляники с черникой, и малины с ежевикой, и чёрной смородины. Ходят девки по лесу, ягоды собирают, песенки распевают, а гриб-боровик, под дубочком сидючи, и пыжится, дуется, из земли прёт, на ягоды гневается: “Вишь, что их уродилось! Бывало, и мы в чести, в почёте, а ныне никто на нас и не посмотрит! Постой же,- думает боровик, всем грибам голова,- нас, грибов, сила великая - пригнетём, задушим её, сладкую ягоду!”
Задумал-загадал боровик войну, под дубом сидючи, на все грибы глядючи, и стал он грибы сзывать, стал помощь скликать:
Идите вы, волнушки, выступайте на войну!
Отказалися волнушки:
Мы все старые старушки, не повинны на войну.
Идите вы, опёнки!
Отказалися опёнки:
У нас ноги больно тонки, не пойдём на войну!
Эй вы, сморчки! - крикнул гриб-боровик.- Снаряжайтесь на войну!
Отказалися сморчки, говорят:
Мы старички, уж куда нам на войну!
Рассердился гриб, прогневался боровик, и крикнул он громким голосом:
Грузди, вы ребята дружны, идите со мной воевать, кичливую ягоду избивать!
Откликнулись грузди с подгруздками:
Мы грузди, братья дружны, мы идём с тобой на войну, на лесную и полевую ягоду, мы её шапками закидаем, пятой затопчем!
Сказав это, грузди полезли дружно из земли, сухой лист над головами их вздымается, грозная рать подымается.
“Ну, быть беде”,- думает зелёная травка.
А на ту пору пришла с коробом в лес тётка Варвара - широкие карманы. Увидав великую груздевую силу, ахнула, присела и ну грибы подряд брать да в кузов класть. Набрала его полным-полнёшенько, насилу до дому донесла, а дома разобрала грибки по родам да по званию: волнушки - в кадушки, опёнки - в бочонки, сморчки - в бурачки, груздки - в кузовки, а наибольший гриб-боровик попал в вязку; его пронизали, высушили, да и продали.
С той поры перестал гриб с ягодою воевать.
Центр музыки
“Грибные частушки”
Шоколадная папаха,
Белый шелковый мундир
Посмотрев, опенок ахнул:
Настоящий командир.Не играйте вы, опятки
До темна с Ванюшей в прятки,
Окажите Ване честь –
В кузовке местечко есть!Сколько лет тебе, сморчок!
Ты по виду – старичок.
Удивил грибок меня:
Возраст мой - всего два дня!
Г. ЗалескаяПро грибы частушки спели,
Собрали их всех в лесу,
А домой пришли, сварили, съели
И белками пополнели.
VI Чтение последнего абзаца рассказа
- Чему хотел научить нас писатель? (Беречь и охранять лес и тех кто в нем живет)
- Какие правила должен соблюдать человек?
- Кому же пользу приносит гриб?
Вывод. Какие правила должен знать человек, находясь в лесу?
Обобщая ваши ответы можно сказать, что лес – достояние народа.
“Лес – это дом, для его жильцов”
Итог урока.
Музыкант бы признался: “Спасибо вам, леса, за ваши деревья, которые наслушавшись пение птиц и превратившись потом в свирели, домбры, пианино, своими мелодиями радуют сердца людей”.
Медик бы вымолвил: “Леса – это здоровье людей”.
Лесник бы подытожил наш разговор примерно так: “Как видите, леса нужны всем. Но чтобы лесные богатства стали бы достоянием наших потомков, вместо одного вырубленного дерева следует посадить два. Леса не только источник сырья, но и бесценное украшение нашей планеты”.
Презентация центров (выделить лучшую работу одного из центров).