Прием ассоциаций. Развитие памяти. Ю.К.Пугач. Ассоциативное мышление.

Ассоциативный ряд со значением home/дом: Психолингвистический эксперимент

Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.

Помощь в написании работы, которую точно примут!

ВВЕДЕНИЕ

Настоящая работа посвящена психолингвистическим исследованиям организации фрагмента лексикона английского языка - ассоциативному ряду со значением "home/дом".

Нормы семантической ассоциации 50 бразильских португальцев для детей: тип, сила ассоциации и заданный размер. Списки семантически связанных слов являются фундаментальными для явных и неявных экспериментов памяти. В этом исследовании исследуется вопрос о воскрешении семантических партнеров из 50 целевых слов 154 детьми третьего класса, анализе силы и типа ассоциации, а также расширении списка ассоциированных лиц, сгенерированных для каждой цели. Наблюдалась сильная отрицательная корреляция между силой семантической ассоциации и размером кластера.

Проблематика работы, а именно, - расхождения в организации лексикона, в частности, в типах ассоциатов, возникающих в сознании носителей и неносителей английского языка при анализе существительного - стимула
"home/дом", является частью более общих направлений исследования:
- общенаучного направления психологии восприятия;
- общелингвистического направления семасиологических исследований поля;
- частнолингвистического направления изучения специфических типов полей, в частности, ассоциативных полей.

Конкретные слова, более вероятно, производят ментальные образы, порождают меньшую изменчивость ответов, когда в анализе рассматриваются индивидуальные ответы. Ключевые слова: Семантическая память; Связанные пары; Лексическое воскрешение; Семантическая обработка текстов; Дети.

Списки семантически связанных слов являются фундаментальными при рассмотрении явных и неявных экспериментов памяти. В настоящем исследовании исследуется вопрос о воскрешении семантических ассоциированных лиц целевой целевой аудитории 154 детьми третьего класса, анализируя силу и тип ассоциации, а также объем списка, сгенерированного для каждой цели. Было обнаружено предпочтение генерации семантических ответов тематических целевых слов; Среднее количество различных ответов, полученных для каждой цели, составляло 34 элемента, а абстрактные существительные генерировали больший размер заданного размера.

Актуальность настоящей работы опреледяется возросшим за последние десятилетия интересом к проблеме организации лексикона человека.

Данная проблема решается в рамках психолингвистики и когнитивной лингвистики, которые направлены на изучение вопросов организации лексикона человека в целом,а также специфики концептов, стоящих за словом,специфики организации и функционирования единиц вербальной памяти человека.

Кроме того, была обнаружена сильная отрицательная корреляция между семантической ассоциацией и установленным размером. Конкретные слова, более склонные к созданию ментальных образов, генерируют меньшую изменчивость в ответах, когда они рассматриваются в анализе индивидуальной реакции.

Ключевые слова: Семантическая память; Связанные пары; Лексическое воскрешение; Семантическая обработка слова; Дети. Он также играет важную роль в оценке явной, эпизодически-семантической памяти, например, при вызове задач с помощью подсказок или распознавания и индуцировании ложных воспоминаний при вызове слов.

До сих пор не ясно, как представлены знания в языке, как уложены знания в голове человека, что позволяет человеку понимать воспринимаемое им слово и находить в памяти именно то слово, которое наиболее полно соответствует замыслу его высказывания [ 4: 5 ].

Данной проблеме посвящено значительное количество работ (А.А.Уфимцевой
1962, Л.М.Васильева 1971, Г.C.Щура 1974, А.А.Залевской 1978), но, в целом, приходится утверждать, что многие частные вопросы изучены не до конца.

Построение списков пар, связанных семантически, было выполнено с образцами взрослых и, в общем, на других языках, кроме португальского. В Бразилии существуют ассоциативные нормы для семантических категорий, семантическая ассоциация слов и связанных слов для изучения ложных воспоминаний, собранных со взрослыми. Тем не менее, есть исследования, использующие метод бесплатной эвакуации, основанный на выводе слов.

В общем, списки связанных слов генерируются методом свободной ассоциации, что требует от участников генерировать первое слово, которое приходит на ум, которое каким-то образом связано с мишенью, например, по смыслу. Вызов лексических предметов, семантически связанных с целевым стимулом, требует поиска семантической памяти, которую можно понимать как организованное хранение знаний о мире. Он охватывает знание слов, понятий, символов и их правильное использование. Отношения этих идей, созданные через процесс ассоциации, образуют ментальный лексикон.

Цель данной работы - провести сравнительный анализ языкового ряда со значением "home/дом" в группах информантов - носителей и неносителей английского языка.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1. Сравнить традиционный и психолингвистический подходы к организации лексикона человека.

2. Определить специфику семантического поля в рамках традиционного и психолингвистического подхода.

Лексики - это воспоминания, в которых хранятся лексические сущности, такие как морфемы и слова. Доступ к ментальной лексике - это доступ к слову в постоянной памяти с учетом ввода. Потенциал для создания ментального лексикона появляется в генетической партии всех людей. Однако онтогенез лексики во время жизни зависит от ряда социально-экологических факторов. Согласно моделям когнитивно-лингвистической обработки, лексика состоит из сети узлов или информационных единиц, которые взаимосвязаны. Узлы, которые представляют аналогичную или связанную информацию, имеют больше связей друг с другом.

3. Выявить лексическую наполняемость ассоциативного ряда со значением

4. Провести психолингвистический эксперимент с информантами- неносителями английского языка.

5. Сравнить результаты экспериментов с носителями и неносителями английского языка.

Материалом исследований послужил ассициативный ряд на слово - стимул
"home/дом".

Когда один узел активирован, другие также автоматически. Активация определяется количеством соединений и близостью между ними. Это утверждение можно гипотетически проиллюстрировать в следующей ситуации: человек, который встречает слово «взломщик», а затем встречается со словом «банк», с большей вероятностью получит доступ к значению слова «финансовое учреждение».

Согласно Томаселло, с 1970-х годов было мало исследований о том, как дети когнитивно представляют значения объектов и другие слова. Лингвистические теории подчеркивают важность различных типов культурного фона и категорий, которые структурируют значения слов. На повседневной основе дети могут использовать лингвистический контекст, чтобы делать выводы о значениях слов. Однако в настоящей статье речь идет о воскрешении ребенком слова, которое имеет семантическую связь с целевым стимулом, будучи представленным в изоляции.

Настоящее исследование основывается на таких общенаучных методах, как индукция и сравнение,а также на общелингвистическом описательном методе и частнолингвистическом методе эксперимента.

Структура данной работы включает введение, две главы (теоретическую и исследовательскую), заключение, список литературы и приложение.

Семантическое развитие, по словам Ассинка, Бергена, Тизелинга и Кнуита, включает два больших измерения: количественное, которое относится к силе семантической ассоциации и которое, в общем, возрастает в зависимости от опыта и возраста ребенка; И качественный, который относится к типу ассоциации. Манипуляции переменной силы семантической связи между парами слов использовались в экспериментах исследований неявной памяти, таких как исследования семантического прайминга. Кони исследовал образец взрослых и обнаружил, что время реакции уменьшалось в соответствии с силой ассоциации первичной мишени.

ГЛАВА I. Организация лексикона современного английского языка

1. Традиционный подход к организации лексикона

1.1.Семантическое поле как структурная единица лексикона

Согласно определению, лексикон или словарь представляет собой совокупность лексики .

Совокупность лексики, или иначе - весь словарный состав языка построен по иерархическому признаку. Он распадается на группы слов - семантические поля, которые, в свою очередь, делятся на более мелкие лексико- семантические группы, семьи, гнезда слов, отдельные слова .

Были большие эффекты прайминга, когда пары имели сильную смысловую ассоциацию, чем когда они имели среднюю или слабую семантическую связь. Нация и снег находят влияние силы семантической ассоциации на результаты семантического исследования прайминга у детей.

В задачах свободной ассоциации, в которых требуется ответ для каждой цели, индекс силы ассоциации заключается в анализе числа людей, которые производят наиболее частый ответ. Сила соответствует большей вероятности того, что один ответ произойдет в ущерб другим, учитывая конкретное целевое слово. Нельсон, МакЭвой и др. Укажите, что процедура свободной ассоциации обеспечивает относительный индекс силы ассоциации, т.е. порядковый показатель, поскольку он демонстрирует, что одно слово вырабатывается больше участников, чем другое для одного и того же целевого стимула.

Согласно определению, поле-это "совокупность языковых (главным образом лексических) единиц, объединенных общностью содержания (иногда также общностью формальных показателей) и отражающих понятийное, предметное или функциональное сходство обозначаемых явлений .

Каждое слово в языке входит в определенное лексико-семантическое поле, и не только одно.

В настоящем исследовании мы оценили силу ассоциации в единственном, прямом, то есть на основе каждого слова в построенном списке, который генерирует семантический ассоциат. Авторы пришли к выводу, что рассмотрение первого ответа в задаче о свободной ассоциации обеспечивает более надежные индексы силы ассоциации и размер списка разных членов, чем требование, чтобы участник генерировал первые два или три слова, которые приходят на ум, например, Это связано с тем, что при генерации более одного члена существует риск вмешательства в последующие ассоциации из предыдущих ответов.

Многозначные слова, в частности, могут входить в разные поля .

Cлова, входящие в поле, характеризуются наличием общего интегрального семантического признака, который обычно выражется архилексемой - лексемой с обобщенным значением .

Индивидуальная семантика слова раскрывается через его противопоставление другим членам поля, в которое оно входит по определенным признакам.

Тематическая ассоциация устанавливает функциональные или контекстные отношения между словами, а категориальная ассоциация относится к отношению предметов, относящихся к семантической категории. Существует много дискуссий о создании семантических отношений при начальном развитии детей.

Некоторые авторы утверждают, что установление тематических отношений возникает перед категориальными отношениями, в то время как другие утверждают, что нет предпочтения ни по типу, то есть дети могут использовать оба отношения. В этот период дети склонны использовать преимущественно тематические ассоциации, реже использующие категориальные ассоциации. Чтобы исследовать, есть ли предпочтение использовать один из типов семантических ассоциаций, Ваксман и Нами изучали детей в возрасте от 2 до 4 лет.

Именно в распределении слов по некоторым семантически объединенным группам проявляется системный характер словарного состава языка .

1.2.Типы семантических полей в языке

Одна из точек зрения на распределение лексики по семантическим полям была предложена Р. Мейером.

P. Мейер выделяет три типа семантических полей, в основе которых лежит какой - либо один семантический признак - дифференцирующий фактор:
1. естественные поля (названия деревьев, животных, чувственных восприятий и т.д.);
2. искусственные поля (названия составных частей механизмов и т.д.);
3. полуискусственные поля (этические понятия, терминология отдельных профессиональных и социальных групп людей и т.д.) .

Для этого они использовали тематическую ассоциацию и категоричную для каждого целевого слова. По их результатам они не обнаружили существенных различий между предпочтениями детей в отношении категориальных или тематических отношений. Полученные результаты бросают вызов идее о том, что категориальные отношения только начинают осваиваться после пятилетнего возраста.

Важно отметить, что в этом исследовании ребенку был задан только ответ, основанный на сравнительном анализе между двумя стимулами, а не на воскрешение предмета ментального лексикона - задачи, которая была использована в этой статье. Другой тип количественного анализа, который можно сделать при разработке норм семантической связи между словами, - это исследование расширения различных элементов, сгенерированных для одного и того же слова, т.е. количества ассоциаций на слово. Размер набора может быть переменной, независимой от экспериментов с памятью, в которой он показывает количество «конкурентов» слова и является основным показателем семантического поля в исследованиях семантической памяти.

Теоретическое описание семантического поля впервые появляется в работах Й. Трира .

Семантическое поле, по Й. Триру, представляет собой тесно связанный по смыслу раздел словаря, элементы которого покрывают все это поле подобно мозаике и делят между собой его участки .

При "употреблении любого слова в сознании говорящего и слушающего (или читающего) всплывает ощущение другого слова или других слов, в семантическом отношении "соседних" c данным словом. Это соседство слов друг с другом вызывается сходством или противоположностью их значений и стоящих за ними понятий" .

Размер целевого набора оказал значительное влияние на отзыв слов у пожилых людей, в том смысле, что поиск слов с меньшим числом ассоциированных лиц более вероятен, чем слова с большим количеством ассоциированных лиц. Для Нельсона и др. Установленный размер до двадцати предметов считается большим. Значительный размер набора был определен количеством различных ответов, вызванных по меньшей мере двумя участниками, и классифицированных как малые, средние и большие. Анализируя размер общего набора, то есть, включая ответы, данные только одним участником, Нельсон и Шеребери поняли, что на каждый стимул было увеличено примерно 20 ответов, но эта величина может значительно отличаться от одного элемента К другому.

Считается, что все понятия, заключенные в языке, распределяются в более или менее замкнутые группы по сходству или противоположности значения. В данных группах каждое понятие существует только благодаря соотнесенности его с другими понятиями в группе, а изменение какого-то понятия или его выпадение влечет за собой перестройку целой группы
.

Учитывая все выборочные ответы, конкретные слова породили несколько меньшие группы ассоциатов. Однако необходимо определить, как рассчитывается размер набора. Янчзура установил, что для подсчета размера набора будет рассматриваться как один и тот же элемент синонимов, числовых вариаций и гендерных вариаций. Кроме того, ответы, созданные только одним человеком, не учитывались при определении размера набора.

В обзоре литературы, собранной для этой статьи, не было найдено никаких исследований, показывающих аналогичные данные в выборке бразильских детей. Настоящее исследование основано на методе Нельсона и др. Но было выполнено с образцом детей, и ответ был устным и ненаписанным, в отличие от исследований Нельсона, и с первым родственным словом, которое приходит на ум. В национальной литературе не было найдено ни одного исследования, использующего тот же метод этой статьи у детей. Международные исследования семантического прайминга, проведенные с детьми, кратко описывают, как создавать связанные списки сверстников.

По И. Триру, именно так и происходит изменение структуры семантического поля, в результате изменения значения отдельного компонента поля, а, следовательно, и изменение лексической системы языка в целом
.

Ученый считает, что слушающий может понять слово лишь в том случае, когда в его сознании присутствует все поле словесных знаков, так как слово имеет значение только внутри целого поля и благодаря этому целому.
Действительно, вне поля слова вообще не имеют значения .

Несмотря на то, что концепция Й. Трира послужила стимулом для дальнейших исследований структурных отношений между словами языка, ряд ученых критиковали некоторые принципы теории лексико - сематического поля
Й. Трира . В частности, критике подвергалось такое положение, как - закрытый характер поля, имеющего строго фиксированные границы и непересекающиеся контуры .

В дальнейшем теории поля выдвигались и другими учеными.

Согласно Г. С. Щуру, помимо поля как парадигматического явления, выделяются и синтагматические или синтаксические поля .

Одно и то же слово вступает при этом в парадигматические или же синтагматические отношения .

Внутри парадигматического поля оказываются синонимы, антонимы, гипонимы, гиперонимы и другие группы слов, которые связаны общностью какие- либо семантических отношений. Например: a night - a day.

Слово "а night" и "a day" входят в семантическое поле "времени суток"
.

Под синонимическими отношениями понимают тип семантических отношений языковых единиц, заключающийся в полном или частичном совпадении их значений . Например: smell - odor. Smell-нейтральное слово, обозначающее "запах"; odor-имеет значение - "сильный, легко различимый запах".

В отличие от синонимии, антонимия - "тип семантических отношений лексических единиц, имеющих противоположные значения .

Например: to join - to part; small - large; souce - outcome.

Ученые также выделяют такой тип отношений между словами, как гипонимия
- "парадигматическое отношение в семантическом поле - иерархическая организация его элементов, основанная на родо - видовых отношениях"
.

Слова, которые соответствуют видовым понятиям, - гипонимы по отношению к слову, соотносящемуся с родовым понятием - гиперониму (от греч. hyper - над; onyma - имя): a fox - an animal; an affection - a feeling, где a fox и an affection - гипонимы; an animal, a feeling - гиперонимы.

В то же время слово "a feeling" может быть рассмотрено как синоним к слову "an affection". Таким образом, можно полагать, что слова могут одновременно выступать как синонимы и вступать в гипо - гиперонимические отношения.

Однако, в отличие от синонимии, в отношениях гипонимии возможна замена гипонима на гипероним, а наоборот - не всегда возможна.

Например: He bought roses /He bought flowers. В данном примере розы
-цветы, но цветы - могут быть не только розы .

Синтагматические поля - это классы слов, которые тесно связаны друг с другом по употреблению, но которые никогда не встречаются в одной синтаксической позиции.

В такие поля объединяются слова по их семантической сочетаемости.
Наиболее абстрактные сочетания слов: "субъект - предикат", "субъект
-предикат - объект", "субъект - атрибут" .

По Г. С. Щуру, совокупность всех семантических полей составляет лексическую систему того или иного языка.

Однако, некоторые ученые сомневаются в системности организации лексики и выдвигают мнение о произвольности выделения семантических полей .

Но системность организации лексики заключается как раз в открытости данной системы и ее подсистем, в возможности для новых элементов проникнуть в систему, а для других - покинуть ее .

2.Психолингвистический подход к организации лексикона

2.1.Роль человеческого фактора в организации и структурировании лексикона

Полагают, что слово в лексиконе человека, являясь результатом взаимодействия человека с окружающим миром, выражает значительно больше, чем может быть обнаружено в процессе исследования абстрактной лексико- семантической системы языка, т.е. без выхода за рамки лингвистики [ 6: 52
].

Cлово выражает опыт человека в его взаимодействии с объективным миром, познавательные процессы человека. Исходя из данного утверждения, предлагается исследовать организацию единиц лексикона с точки зрения психологических процессов памяти и мышления . Именно в памяти человека хранится информация о структуре нашего знания и его организации
.

Память не только запоминает и хранит информацию, но и преобразует полученные сведения .

Изучение лексики с точки зрения мыслительных процессов, составляет предмет исследования психолингвистики, которую "можно считать дисциплиной лингвистической, так как она изучает язык, и дисциплиной психологической, так как она изучает язык как феномен психики" .

Л. В. Сахарный выделяет три основных принципа, лежащих в основе психолингвистической науки, главным из которых является фактор человека.

В самом деле, фактор конкретного человека с реальной памятью, возрастной особенностью, личным опытом, целями и т.д., определяет характер не только речи, но и языка .

Фактор говорящего или слушающего человека влечет за собой и появление какой-то конкретной ситуации, в которой и происходит общение .

Третьим немаловажным фактором, после фактора человека и фактора ситуации, определяющим специфику психолингвистического подхода к структурированию лексики является - фактор эксперимента .

Психолингвистика - экспериментальная наука, тогда как традиционная лингвистика основывается на "методе наблюдения", исследуя "готовый" текст
.

Для психолингвистики главным является не язык в отвлечении от человека, а человек и его речевая деятельность .
Поэтому можно утверждать, что психолингвистика не отрицает теоретических материалов, накопленных традиционной лингвистикой, а использует их в своих экcпериментах .

2.2.Типы ассоциативных связей в языке

Особый интерес вызывают принципы организации единиц лексикона: что фактически позволяет человеку "понимать воспринимаемое слово и находить в памяти именно то слово, которое наиболее полно соответствует замыслу его высказывания .

Ответ на данный вопрос следует искать в упорядоченности лексики.

Считается, что лексикон представляет собой упорядоченную систему, в которой полученная информация организуется, хранится и откуда легко извлекается при необходимости.
Как утверждает Е. С. Кубрякова, в основе этой системы лежат ассоциации
.

Однако, ассоциации на одно и то же слово могут быть различны.

Дж. Диз предлагает новое понимание ассоциативных связей как основы организации лексикона человека, опираясь на речевой опыт индивида.

Исследователь полагает, что процесс появления ассоциаций обеспечивает когнитивную деятельность человека .

Новое представление об ассоциациях послужило причиной появления экспериментальных исследований, призванных выявить принципы внутренней организации лексикона человека .

Эксперимент, использующий метод свободных ассоциаций, дает ответ на вопрос о принципах связей слов друг с другом и их расположении в сознании носителей того или иного языка .

Данный эксперимент состоит в следующем: испытуемый должен отреагировать на предлагаемое ему слово – слово – стимул - первым пришедшим ему в голову словом или словосочетанием, то есть словом-реакцией.

Связи, возникающие в сознании человека в данный момент, носят ассоциативный характер .

2.2.1. Парадигматические ассоциативные связи

В системе языка слово вступает в ассоциативные связи с другими словами, образуя при этом в сознании пользующихся языком - определенную совокупность, отношения между элементами которой связаны отношениями противопоставления .

В данную совокупность входят слова, принадлежащие к одному и тому же грамматическому классу, что и слово-стимул, и которые являются взаимозаменимыми в определенных типах контекста.

Утверждают, что именно через парадигматические ассоциации лучше всего проявляется характер отношений между словами в сознании говорящих.
Парадигматические ассоциации включают в себя отношения синонимии (small - tiny), антонимии (a friend - an enemy), гиперонимии и гипонимии (a chair - furniture) .

2.2.2.Синтагматические ассоциативные связи

Ф. де Соссюр считал, что ассоцицтивные связи могут возникать только внутри рядов слов, связанных парадигматически .

Позже выяснилось, что "семантика слова определяется всей совокупностью его парадигматических и синтагматических связей" .

Парадигматические связи существуют в языке, тогда как синтагматические связи реализуются в речи .

Синтагматические связи представляют собой синтаксические закономерности речевой деятельности. Слово - стимул вступает в синтаксические отношения со словом - реакцией и образует словосочетание или грамматическую основу предложения .

Синтагматические ассоциации можно разделить по категориям частей речи: существительное-прилагательное; существительное-глагол, например, a friend
- to meet; a friend - true .

2.3.Ассоциативные поля

Ассоциативные поля представляют собой типы полей, исследуемые в рамках психолингвистики и психологии, для которых "характерно объединение вокруг слова - стимула определенных групп слов - ассоциатов"
.

В ассоциативных полях слова, близкие по значению объединяются в группы
.

"Ассоциативное поле у каждого человека свое и по составу наименований, и по силе связей между ними" .

Возникновение той или иной связи между словом - стимулом и словом - реакцией зависят от ситуации. Характер ассоциаций определяется возрастом, географическими условиями и профессией людей .

Внутри "коллективного сознания" нации или этноса ассоциативные поля достаточно стабильны, а это значит, что связи между словами регулярно повторяются.

У представителей разных культур ассоциации на одно и то же слово могут быть неодинаковыми, т.к. за словами стоят понятия, а в понятиях заключается жизненный опыт людей .

Можно утверждать, что языковая и культурная картина мира различна у разных народов, что обусловлено различными условиями жизни, различной историей, различиями в развитии сознания народности.

Таким образом, слова-ассоциации - это не просто названия предметов или явлений действительности, но и частицы мира, окружающего человека, которые, преломляясь в сознании человека, приобретают специфические черты, присущие данному народу, обусловленные культурой этого народа.

Выводы по главе I

Изучив два подхода к организации лексики(традиционный и психолингвистический), можно сделать следующие выводы:
1. Традиционный подход основан на исследовании текстов, словарей, а психолингвистический подход построен на эксперименте.
2. В рамках психолингвистического подхода предлагается исследовать организацию единиц лексикона с точки зрения психологических процессов - памяти и мышления.
3. В центре психолингвистического подхода к организации лексики в языке стоит человек, его опыт взаимодействия с объективным миром, познавательная деятельность человека.
4. С традиционной точки зрения, лексикон состоит из семантических полей, а с точки зрения психолингвистики, в основе лексикона лежат ассоциативные поля, которые не совпадают с семантическими полями, но внутри которых нередко находятся семантически близкие слова.
5. В семантическом поле слова, входящие в это поле, объединены общностью содержания и отражают понятийное, предметное и функциональное сходство обозначаемых явлений.
6. Ассоциативные поля- ряды слов - ассоциатов, возникающих в сознании человека как реакция на какое-либо слово-стимул.
7. Семантические поля в том или ином языке относительно стабильны, хотя одни элементы поля могут покидать его, а другие проникать в него, изменяя структуру поля.
8. Ассоциативные поля - различны для каждого отдельного индивидуума.

Наибольшие различия проявляются в структуре ассоциативных полей представителей разных языковых коллективов и разных культур.

ГЛАВА II. Ассоциативный ряд со значением "home" в английском языке

1. Ассоциативный эксперимент со словом - стимулом "home/дом" неносителей английского языка

Для того, чтобы установить наполняемость ассоциативного ряда со значением "home/дом", с позиции психолингвистики, проводится ассоциативный
- психолингвистический эксперимент, в основе которого лежит метод свободных ассоциаций. Эксперимент проводится в группе 20 информаторов - неносителей английского языка - студентов III курса английского отделения языкового факультета.

Испытуемым предоставлено слово – стимул - "home" и предложено ответить на него пятью любыми первыми пришедшими в голову словами (словами
- реакциями).

Проведя анализ ответов, данных участниками эксперимента, можно сделать вывод, что наиболее часто повторяющимися словами - реакциями являются по убывающей шкале:

1. a building, a house;

2. a family, parents, a husband, childen;

3. love, care, cosyness, warmth;

Исходя из результатов эксперимента, можно сделать вывод, что в целом в ответах испытуемых преобладают слова, принадлежащие к тому же грамматическому классу слов, что и слово - стимул, то есть преобладающими являются парадигматические ассоциации разных видов:
1. Синонимические: home - country (в значении - " a country where one lives"), home - a family (в значении - " a family ")

[ 22:96 ].
2. Антонимические: home - a garden.
3. Гипонимические: home - parents, a husband, chidren (в значении "a family").
4. Гиперонимические: home - a country (гиперонимы и синонимы могут пересекаться).

Однако, наряду с парадигматическим типом асоциаций, для ответов испытуемых характерны и синтагматические ассоциации, представленные следующими категориями:
1. существительное (слово - стимул) - прилагательное (слово – реакция): home - calm; home – quiet;
2. существительное (слово - стимул) - глагол (слово - реакция): home - to come.

Эксперимент показывает, что парадигматические ассоциации на слово - стимул "home/дом" у информаторов - неносителей английского языка преобладают над синтагматическими ассоциациями.

2. Ассоциативный эксперимент со стимулом "home/дом" носителей английского языка

Ассоциативный эксперимент, направленный на выявление наполняемости ассоциативного ряда со значением "home" у группы информантов - носителей английского языка был проведен Н. О. Золотовой.

Данный ассоциативный эксперимент основан на методе обратных ассоциаций: от слов - реакций – к слову - стимулу, который позволяет выявить значение слова - стимула, после рассмотрения целого ряда слов
.

Отправным пунктом эксперимента служит информация, содержащаяся в любом толковом словаре:
1. Adress, House, Flat…
2. Parents, Mum, Dad...
3. England, London, Nest...
4. Charity, Asylum, Orphan...

Проведя эксперимент, Н.О.Золотова сделала вывод о том, что в лексиконе человека преобладают существительные: на слова - стимулы существительные – слова - реакции были также представлены конституентами данного разряда слов.

Таким образом, в сознании носителей английского языка на слово – стимул - имя существительное предъявляются слова - реакции, принадлежащие к тому же самому лексико – грамматическому классу слов.

А, следовательно, предъявляются парадигматические ассоциации на слово
- стимул - синонимические и гипо - гиперонимические:
1. Синонимические: Adress, flat - home (в значении -"where one lives in")
2. Гипонимические:parents, Mum, Dad - home(в значении- "a family")
3. Гиперонимические:England,London - home(в значении -"motherland")

В двух последних случаях в качестве гипо-гиперонимов выступают имена собственные - Mum, Dad, England, London.

3. Сравнительный анализ психолингвистического эксперимента ряда со значением "home/дом" информаторов - носителей и информаторов - неносителей английского языка

Все слова-реакции на слово- стимул "home", полученные в результате эксперимента с носителями и неносителями английского языка, можно рассматривать как слова, содержащие понятия, которыми человек оперирует в каждодневном общении и мышлении [ 8: 44 ].

Следовательно, ассоциаты отражают картину окружающего мира, обусловленную спецификой английского и русского языков и их культурой.

Эквивалентом английского существительного "home" в руском языке является существительное "дом".

Русское слово "дом" шире по значению, чем слово "home" в английском языке, что видно из сравнения лексико - семантической структуры двух слов:
"дом" и "home".

За словом "дом" стоят такие значения, как:
1. жилое (или для учреждения) здание;
2. свое жилье, а также семья, люди, живущие вместе, их хозяйство, очаг;
3. место, где живут люди, объединенные общими интересами, условиями существования (родина);
4. учреждение, заведение, обслуживающее какие-нибудь общественные нужды;
5. династия,род [ 20: 176 ].

Семантическая структура "home" характеризуется значениями:
1. the house, where one is born; the house of one"s parents and family;
2. the place or house where one lives;
3. the family; domestic life;
4. a place of rest;
5. motherland [ 22: 96 ].

Русское слово "дом" можно считать эквивалентом английского "home" в таких значениях как:
- место жительства человека;
- домашний очаг;
- место жительства людей, объединенных общими интересами, условиями существования (родина).

Но русское "дом" имеет также значение "учреждение", отсутствующее в аналогичном английском слове. В английском языке коррелятами слову "дом" в значении "учреждение" служат самые разнообразные лексемы, не связанные с лексемой "home".

Например: детский дом – orphanage (children"s home); торговый дом
-commercial firm; сумасшедший дом -lunatic asylum; исправительный дом
-reformatory и т.д.[ 14: 56 ].

Понятие "учреждение" в русском и английском языках вербализовано разными средствами.

В значении "династия, род" русское существительное "дом" является эквивалентом английскому слову "a house", но не "home".

Например: Дом Романовых -The House of Romanovs; Династия Стюартов
-The House of Stuart.

Значит, характер ассоциаций, возникающих в сознании испытуемых, зависит от различных факторов, в частности, возраста, профессии, географических условий, ситуаций.

У представителей же разных культур, в частности, русской и английской
- ассоциации и их вербальное выражение могут различаться. Это нередко обусловлено тем, что за аналогичными лексемами стоят различные понятия, в которых отражается жизненный опыт людей, относящихся к определенной культуре.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II

В ходе анализа данных ассоциативных экспериментов, можно сделать следующие выводы:
1. Лексическая наполняемость ассоциативного ряда со словом-стимулом

"home/дом" у неносителей английского языка шире, чем у носителей английского языка.
2. Некоторые значения слова "дом" совпадают со значением слова "home".
3. Большая часть информантов - неносителей английского языка в качестве слова - реакции на слово - стимул "home" предъявляет лексему "a building". Это обусловлено фактором интерференции: в русском языке существительное "дом" означает, помимо прочего, "здание, учреждение".
4. В ассоциативном эксперименте, проведенном с неносителями английского языка парадигматические ассоциации различных видов (синонимия, антонимия, гипонимия, гиперонимия) преобладают над синтагматическими ассоциациями, представленными двумя типами: существительное - прилагательное; существительное - глагол.
5. В ассоциативном эксперименте с носителями английского языка слово

Стимул связано со словом-реакцией только парадигматически.
6. Большинство испытуемых-носителей и неносителей английского языка ассоциируют существительное "home":

1. с местом, где они жмвут - a house,a flat;

2. семьей -a family;

3. со страной, в которой они живут:

ENGLAND, LONDON.
7. Характер ассоциаций (слов-реакций) определяется ситуацией, географическими условиями, жизненным опытом людей.
8. Характер ассоциаций различаются у представителей различных культур, но внутри одной нации встречаются тождественные слова - реакции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Согласно цели нашего исследования, психолингвистический эксперимент ассоциативного ряда со значением "home/дом" выявил, что в ряду:
1. Парадигиатический тип ассоциаций преобладает над синтагматическим;
2. Большая часть участников эксперимента ассоциирует слово "home" c:

1. местом, где они живут:-a house, a flat;

2. семьей:-a family;

3. страной:a contry, motherland.

Различия же двух ступеней эксперимента проявляются в том, что:
1. лексическая наполняемость ряда "home/дом" в русском языке шире, чем в английском языке;
2. в сознании неносителей английского языка, появляются дополнительные ассоциаты вследствие культурных различий.

Список литературы

1. Васильев Л.М. Теория семантических полей//Вопросы языкознания - 1971.-

N5.-с.105-113.
2. Горелов И.Н. Седов К.Ф. Основы психолингвистики. - М.: Лабиринт,

1977.220с.
3. Залевская А. А. Вопросы организации лексикона человека в лингвистических и психолингвистических исследованиях. - Калинин: Калинин. гос. ун-т,

1978.-88с.
4. Залевская А. А. Слово в лексиконе человека: Психолингвистическое исследование. - Воронеж: Изд-во Воронежск. ун-та,1990.- 205с.
5. Залевская А. А. Некоторые ситуальные направления психолингвистиче-ского исследования лексики // Проблемы семантики: Психолингвистиче-ские исследования,1991.-153с. (с.5-17).
6. Залевская А. А. Индивидуальное знание. Специфика и принципы функционирования. - Тверь:1992.-136с.
7. Золотова Н. О. О ходе исследования специфики ядра лексикона//

Психолингвистические исследования в области лексики и фонетики/ Сборник научных трудов: Калинин:1983.-160с. (с.41-44).
8. Золотова Н. О. "Картина мира" и ядро лексикона носителя английского языка // Проблемы симантики: Психолингвистические исследования,1991. с.40-45.
9. Кубрякова E.С. Человеческий фактор в языке. Язык и порождение речи.-

М.:Наука,1991.-240с.
10. Лурия А. P. Язык и сознание. -М.: Изд - во Моск.ун-та,1979.-320с.
11. Медникова Э.М.Значение слова и методы его описания. М.: Высшая школа,1974.-202c.
12. Попова З.Д., Стернин И.А. Лексическая система языка. Воронеж: Изд-во

Воронежского ун-та,1984.-148c.
13. Сахарный Л.В. Введение в психолингвистику. Л.: Изд-во Ленинградского университета,1989.-181с.
14. Тер – Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. -

М.:Слово,2000.-264с.
15. Уфимцева А.А. Опыт изучения лексики как системы. - М.: Изд-во Академии

В предыдущих разделах был рассмотрен ряд оценок. Эти оценки обладают одним общим свойством – для вычисления оценки по... ...told us to find Handsome”, I said. “ You know Ma, she’ll be mad as all get - out if we don’t find him and take him back home .

Оценочный компонент значения субстантивных метафор

Обращение выполняет ряд функций: призывной (аппелятивной), идентифицирующей и оценочной. Таким образом, метафора в форме обращения выражает не только призыв к адресату и его идентификацию, но и его оценку со стороны субъекта оценки.

Эстетика английской лексики

Обозначаемое (man / fighter), и потенциально вызывает целый ряд импликаций - стандартных ассоциаций с обозначающим.
...ведущего компонентами со значением всего сочетания в целом (play gooseberry отвлекать внимание от кого-либо, служить ширмой...


Главная роль ассоциаций при запоминании заключается в том, что мы привязываем новые знания к уже известной нам информации. Чтобы построить хорошую ассоциацию нужно знать некоторые полезные критерии нахождения связи между вещами, а также развивать свое ассоциативное мышление и творческое воображение. Не менее важно научиться строить ассоциативные ряды и связи для стимулирования образной памяти. В данном уроке будет показано, как использовать метод построения ассоциаций для запоминания информации.

Что такое ассоциации?


Ассоциация - это связь между отдельными фактами, событиями, предметами или явлениями, отражёнными в сознании человека и закреплёнными в его памяти. Ассоциативное восприятие и мышление человека приводят к тому, что появление одного элемента, в определенных условиях, вызывает образ другого, связанного с ним.

Возможность строить ассоциации является важнейшей способностью нашего разума. Существует даже такое направление: ассоциативная психология (или ассоцианизм), которое пытается объяснить психические процессы человека с помощью изучения его ассоциаций в связи с определенными объектами (стимул - реакция), процесс запоминания информации тоже можно рассматривать с этой точки зрения.

Виды ассоциаций

Для нахождения ассоциаций можно выделить несколько способов построения ассоциативных связей между любыми объектами:

  1. Смежность во времени или пространстве: стол и стул, зима и снег;
  2. Сходство (подобие): земля и шар, лампа и груша;
  3. Контраст (противоположность): добро и зло, черное и белое;
  4. Причинно-следственные связи: гром и молния, лампа и свет;
  5. Обобщение: помидор и овощ, собака и животное;
  6. Подчинение: овощ и огурец, животное и кошка;
  7. Соподчинение одному объекту: автомобиль и мотоцикл;
  8. Часть и целое: секунды и минута, автомобиль и двигатель;
  9. Дополнение: зубная паста и зубная щетка.

В зависимости от применения этих способов, а также от различных модификаций и условий их использования, можно найти разные виды ассоциаций. Например, ассоциации бывают:

  • тематические, в которых объекты связаны единой тематикой (маркетинг и реклама);
  • фонетические, в которых есть созвучие между объектами (ложь и рожь, ночь и дочь);
  • словообразовательные, основанные на единстве корня или других частей слова (лень и лениться).

Стоит отметить, что ассоциативные процессы, происходящие в нашем сознании, зависят от степени участия в них разных чувственных органов. Так выделяют визуальные, аудиальные, кинестетические, вкусовые и обонятельные ассоциации. В зависимости от предрасположенности человека, особенностей его чувственной репрезентативной системы ему будет полезно строить ассоциации, подходящие именно для него.

Кто-то обладает моторной памятью, как Наполеон (который трижды записывал каждое новое имя, выбрасывал записку и запоминал это имя навсегда). Кто-то, в силу своей развитой аудиальной памяти, предпочитает произносить информацию вслух. Основой памяти для людей, настроенных на визуальное восприятие (а таких большинство), служит, например, целенаправленное выделение ключевых слов в запоминаемом тексте (подчеркивание, раскрашивание, создание схем и рисунков).

С развитием техник запоминания люди уже выработали ассоциативные приемы, которые подходят для большинства из нас. Эти приемы называются мнемотехниками , и о них будет рассказано в одном из следующих уроков.

Как развивать ассоциативное мышление?

Несмотря на то что сегодня существует множество мнемотехник, облегчающих построение ассоциаций для запоминания разного рода информации, нет универсальной методики, которая подошла бы для всех случаев. Часто создавать ассоциации и систематизировать материал для запоминания приходится самостоятельно. Далеко не все хорошо владеют ассоциативной памятью, но этому можно научиться. Ассоциативное мышление строится, в первую очередь, на наших творческих способностях, а именно - на умении создавать что-то новое, модифицируя уже существующее.

Развитие ассоциативного мышления тесно связано с воображением и способностью человека находить сходные элементы даже в самых различных вещах, а также с тренировкой образной памяти. На нашем сайте есть специальный урок по развитию воображения в курсе творческого мышления. С этим уроком вы можете ознакомиться, пройдя по ссылке .

Кроме того, расширения круга ассоциаций можно добиться при помощи целенаправленной тренировки. Ниже мы предлагаем вам несколько несложных упражнений:

Упражнения

Упражнение 2. Составление цепочки ассоциаций. Выберите любое слово и начинайте с него строить цепочку ассоциаций, записывая их на бумагу.. Старайтесь записывать ассоциации как можно быстрее, а связи делать как можно более необычными.

Упражнение 3. Поиск недостающих ассоциаций. Выберите два любых слова или словосочетания, которые должны иметь как можно меньше общего. Постарайтесь построить ассоциацию, которая бы соединяла эти два слова. Например, для слов «утро» и «еда» элементом, дополняющим ассоциативный ряд, будет слово «завтрак». Попробуйте найти недостающее звено для слов: фильм и сон, лифт и автомобиль, цветок и небоскреб.

Упражнение 4. Подходящие ассоциации. Выберите два слова, и постарайтесь назвать ассоциации, подходящие одновременно для каждого из этих слов. Например, для слов «белый» и «легкий» можно назвать такие ассоциации: снег, пух, перо и т.д. Для усложнения упражнения можете выбрать не два, а три или даже больше слов.

Упражнение 5. Необычные ассоциации. Для развития ассоциативного мышления в целях наилучшего запоминания полезно уметь искать наиболее яркие и нестандартные ассоциации. В этом случае образ будет лучше закреплен в памяти. Большинство людей для этих слов и словосочетаний назовут следующие ассоциации:

  • Русский поэт - Пушкин
  • Домашняя птица - курица
  • Фрукт - яблоко
  • Часть лица - нос

Постарайтесь с этими же словами придумать другие, менее популярные ассоциации.

Упражнение 6. Составление ментальных карт. Полезным упражнением для развития ассоциативной памяти являются ментальные карты. Один из создателей идеи составления таких карт Тони Бьюзен в своей книге «Суперпамять» написал, что «…если вы хотите запомнить что-то новое, вам нужно всего лишь соотнести это с каким-то уже известным фактом, призвав на помощь свое воображение». Прочитать подробнее о приеме составления ментальных карт, состоящих из ассоциативных рядов, вы сможете в следующем уроке по развитию памяти.

Если вы будете по 10-15 минут в день выполнять хотя бы часть этих упражнений, то уже через несколько дней тренировка будет становиться все легче и увлекательнее, и главное - вы сможете запоминать любой новый материал быстрее.

Для развития ассоциативного мышления в целях улучшения запоминания материала также полезно использовать следующе рекомендации. Ассоциативная связь должна:

  1. вызывать у вас подлинный интерес (как этого добиться, было написано в предыдущем уроке);
  2. затрагивать различные органы чувств;
  3. быть необычной, но осмысленной вами;
  4. содержать максимально детализированную картинку (размер, цвет и т.п.).

А главное - чтобы ассоциация была яркой и легко запоминающейся.

Итак, второе правило запоминания:

Чтобы хорошо запомнить определенную информацию, найдите подходящие яркие ассоциации, которые будут незаменимым помощником в процессе репрезентации (воспроизведения информации).

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.