Родители не обращают внимания на мое депрессивное состояние

Редакция Психологоса относится более чем критически к тому, что пишется в этой статье. Да, мы эту статью разместили. Но это не значит, что вам нужно этой статье верить. Как минимум, научных данных под основными положеными этой статьи - нет. Не удивляйтесь, что в других статьях Психологоса изложены другие взгляды на возможные отношения родителей и детей, взгляды более мужские и более требовательные. Итого: пусть эта статья станет предметов дискуссии.

Редакция Психологоса.

Эмоциональное принятие ребенка, родительская любовь

Эмоциональный контакт между матерью и ребенком рассматривается как базисная психологическая модель, необходимая для развития личности ребенка. Принимающая, любящая, эмпатийная мать, которая вовремя реагирует на потребности ребенка, формирует у него так называемую безопасную привязанность. Дети с безопасной привязанностью отличаются уверенным поведением, они не боятся новых ситуаций, у них формируется базовое доверие к миру, которое обусловливает дальнейшее отношение к людям и определяет особенности эмоциональных переживаний ребенка (Эрик Эриксон).

Эрих Фромм указывал, что главная черта материнской любви - ее безусловный характер. Другой вид любви - отцовская - отличается условностью и ее можно заслужить, будучи примерным сыном или дочерью. По Э. Фромму, материнская и отцовская любовь в чистом виде не встречаются. Для эффективного воспитания и развития личности ребенка необходимо проявить оба эти типа эмоциональных отношений.

Карен Хорни отмечала, что ребенок может вынести очень многое из того, что часто относится к травматическим факторам (например, внезапное отнятие от груди, периодические побои, переживания на сексуальной почве), но все это до тех пор, пока в душе он чувствует, что является желанным и любимым. Ребенок очень тонко улавливает, является ли любовь подлинной, и его нельзя обмануть никакими показными демонстрациями.

Принятие и любовь развивают у ребенка чувство безопасности, уверенности, способствуют полноценному развитию личности. У ребенка формируется внутренняя позиция: «Я нужен, я любим, и я люблю вас тоже», которая конкретизируется в следующих детских установках:

  1. Я испытываю удовольствие, когда нахожусь с близкими мне людьми. Я доверяю им и уважаю их точку зрения.
  2. Моя близость с родителями не ущемляет моей свободы. От меня не требуют постоянно действовать так, а не иначе.
  3. Окружающие доверяют мне.
  4. Я могу ошибаться, но это не означает, что я плох или глуп.
  5. Когда я слаб, я могу попросить помощи, и это не унижает меня.
  6. Наказание не означает, что родители перестают меня любить. Это означает, что мы не поняли друг друга или действовали в ущерб друг другу. Мы должны учитывать желания и интересы друг друга.

Такие базисные установки являются большим достижением дошкольного детства. Детей с данными установками отличает высокая самооценка, уверенность в себе, хорошие социальные контакты.

Эмоциональное отвержение

Эмоциональное отвержение - это неэффективное родительское отношение, которое проявляется в недостатке или отсутствии эмоционального контакта родителя и ребенка, нечувствительности родителя к потребностям ребенка. Оно может быть явным и неявным, скрытым. При явном отвержении родитель демонстрирует, что он не любит и не принимает своего ребенка, испытывает раздражение по его поводу. Скрытое отвержение принимает более сложные формы - оно может проявляться в глобальном недовольстве ребенком (он не такой умный, умелый, красивый), хотя формально родитель может и выполнять свои родительские обязанности. Иногда эмоциональное отвержение маскируется преувеличенным вниманием и заботой; но его выдает недостаток любви и внимания, стремление избегать тесных (телесных) контактов.

Отвержение может проявляется в следующих родительских директивах: «Глаза бы мои на тебя не глядели», «Сколько тревог и лишений ты мне принес, появившись на свет». Воспринимая такие директивы, ребенок бессознательно чувствует, что он помеха в жизни родителя, его вечный должник. По мнению Хорни, «исходная или базальная» тревога, возникающая у ребенка, страдающего от дефицита родительской любви, является источником невротизации личности.

Отвержение часто связано с неадекватными родительскими ожиданиями относительно ребенка. Чаще всего родители воспринимают своих детей более старшими по возрасту и потому не нуждающимися в большой заботе и внимании. Сверхтребовательные родители, например, считают, что ребенка можно приучить к горшку к 6-12 месяцам, что он способен разговаривать уже к двум годам и что дети могут помогать по дому с раннего детства. От детей также требуют заботы о младших братьях и сестрах. Не принимая во внимание индивидуальные особенности ребенка, родители пытаются «улучшить», «скоррегировать» врожденный тип реагирования ребенка. Часто родители создают идеальный, вымышленный образ ребенка, который вызывает их любовь. Для одних родителей - это послушный, удобный ребенок, не приносящий много хлопот. Для других - активный, успешный, предприимчивый. Однако и в том, и в другом случае вымышленный образ ребенка не будет соответствовать реальному.

Отвержение часто сочетается с жестким контролем, с навязыванием ребенку единственно «правильного» типа поведения. Родители требуют от ребенка «быть хорошим», «вести себя правильно», «быть послушным», однако не разъясняют сущности требуемого поведения. Наряду с жестким контролем, отвержение может сочетаться с недостатком контроля, равнодушием к жизни ребенка, полным попустительством.

Боясь «испортить» ребенка, родители не обращают внимания на его насущные потребности. Вот примеры детских рассказов по картинкам, изображающим взрослого и ребенка в различных ситуациях:

«...Мама пришла за мальчиком, а он играл в песочнице. Он заревел, так как не хотел уходить. Мама сказала: «Ничего тут страшного нет, не реви, завтра наиграешься...»

«...Мама стоит, а сын плачет. Мама говорит: «Не больно к врачу идти».- Сын: «Я боюсь».- Мать: «Все равно пойдешь».

«...Мальчика обидели во дворе, мама увела его, плачущего, а дома еще наказала...»

В этих примерах отчетливо видно, что мать игнорирует эмоциональные переживания ребенка.

Эмоциональное отвержение ребенка нередко сопровождается частыми наказаниями, в том числе и физическими. Причем матери, которые отвергают своих детей, склонны наказывать их за обращение к ним за помощью, а также за стремление к общению с ними. Следующий пример иллюстрирует это: «...Девочка хотела рисовать дома. Но дома она мешала маме, так как лезла к ней с вопросами. Мама выгнала ее на улицу гулять...».

Родители, отвергающие детей и применяющие оскорбительный стиль взаимодействия с ними, верят в необходимость и нормальность физических наказаний. Интересно, что поступки, за которые родители критикуют своих собственных детей, они совершали в детстве сами, и это подвергалось критике их собственными родителями. Нередко непослушание или нежелательное поведение наказывается лишением родительской любви, демонстрацией ненужности ребенка: «Мама такого не любит, она себе найдет другого мальчика (девочку)». Следствием этого является формирование у ребенка чувства неуверенности, страха одиночества, покинутости.

Дефицит родительской отзывчивости на нужды ребенка способствует возникновению у него чувства «выученной беспомощности», что впоследствии нередко приводит к апатии и даже депрессии, к избеганию новых ситуаций, недостатку любознательности и инициативы. Неудовлетворенная потребность в принятии и любви играет важную роль в развитии агрессивности и делинквентного поведения у детей. Хотя отсутствие заботы о ребенке и отвержение его потребности в принятии и любви являются важными предварительными условиями для развития асоциальной агрессивности, не все дети, лишенные родительской заботы, становятся агрессивными. Например, реакцией на отсутствие материнской заботы и любви может быть замкнутость, сверхзависимость, излишняя готовность к подчинению и глубокая тревожность.

Очень важным является и то, в какой мере и в каком возрасте ребенок был лишен материнской любви и заботы. В случаях, когда ребенок не был лишен материнской заботы полностью и материнская любовь иногда все же проявлялась, ребенок может научиться ожиданию какой-то эмоциональной реакции от своих родителей. Если это эмоциональное вознаграждение было условием его подчинения родительским требованиям, то при таких условиях у ребенка скорее разовьется тревожное подчинение, чем агрессивность.

Отвергающее отношение к ребенку отмечается у одиноких матерей, в семьях, воспитывающих приемных детей, а также там, где ребенок родился «случайно», «невовремя», в период бытовых неурядиц или супружеских конфликтов. Крайняя форма отвержения проявляется в том, что родители реально отказываются от ребенка и помещают его в интернат, психиатрическую больницу, отдают на воспитание родственникам (часто бабушкам). Для отвергающих родителей нередко характерна инверсия детско-родительских ролей. Родители делегируют детям собственные обязанности, а сами ведут себя беспомощно, демонстрируя потребность в опеке и заботе.

В основе эмоционального отвержения ребенка может лежать осознаваемое, а чаще всего неосознаваемое отождествление ребенка с какими-то отрицательными моментами в собственной жизни родителей. Выделяют следующие личностные проблемы родителей, обусловливающие эмоциональное отвержение ребенка:

  1. Неразвитость родительских чувств, которая внешне проявляется в нежелании иметь дело с ребенком, в плохой переносимости его общества, поверхностном интересе к его делам. Причинами неразвитости родительских чувств могут быть отвержение самого родителя в детстве, когда он сам не испытал родительского тепла; личностные особенности родителя, например, выраженная шизоидность; отсутствие места для ребенка в жизненных планах родителей.
  2. Проекция на ребенка собственных отрицательных черт - борясь с ними у ребенка, родитель извлекает эмоциональную выгоду для себя.
  3. Стремление искоренить унаследованные ребенком черты нелюбимого супруга.
  4. Сдвиг в установках родителя по отношению к ребенку в зависимости от пола ребенка. Например, при желании иметь девочку может наблюдаться неосознаваемое отвержение сына.

Отвержение, неприятие вызывают у ребенка тревогу тем, что не удовлетворяется его потребность в любви, в ласке, в защите. Такой ребенок может добиваться похвалы, любви матери при помощи примерного поведения, успехов в деятельности. В этом случае возникают страх: «Если я буду плохо себя вести (плохо выполнять какую-либо деятельность), то меня не будут любить». Страх неудачи вызывает тревогу, которая при реальных неудачах закрепляется и становится чертой личности.

Те дети, которых игнорируют и чьи базовые потребности не удовлетворяют, растут неуверенными в себе, в своих способностях. Кроме того, оскорбление со стороны родителей они рассматривают как нормальное поведение. Неразвитость отношений привязанности между матерью и ребенком в дальнейшем преобразуется в стабильное отвержение ребенком собственного «Я», что в свою очередь ведет к глобальному отвержению мира социальных отношений.

Отвержение ребенка родителями приводит к формированию следующих внутренних позиций ребенка: «Я не любим, но я от всей души хочу приблизиться к вам» и «Я не нужен и не любим. Оставьте меня в покое».

Первая позиция имеет два возможных варианта поведения ребенка. Ребенок переживает чувство вины и в факте отвержения родителями видит наказание за свою «плохость». Следствием таких переживаний может стать потеря самоуважения и иррациональное стремление исправиться, соответствовать родительским ожиданиям. Второй вариант поведения связан с отвержением ребенком семьи. В этом случае ребенок приходит к выводу, что именно родители виноваты в его отвержении. С родителями такие дети ведут себя агрессивно, пренебрежительно, кажется, что они специально раздражают своих родителей, мстя им за недостаток любви. Агрессия является способом реакции на эмоциональное отвержение. Невозможность реализовать свои потребности в любви, безопасности будет побуждать ребенка добиваться их удовлетворения другими способами. В частности, в ситуациях непринятия ребенок кричит, дерется, плачет, стремится любым способом привлечь к себе внимание матери.

Позиция «Я не нужен и не любим, оставьте меня в покое» приводит к желанию избавиться от внимания взрослого. Ребенок демонстрирует свою глупость, неуклюжесть, плохие привычки ради того, чтобы «отпугнуть» родителя от себя. Подобная ситуация ведет ребенка вниз по ступени социального развития.

Отвергаемый ребенок стремится привлечь внимание родителя любой ценой, даже с помощью ссор, разрыва отношений, оппозиционного поведения. Такое поведение Р. Сирс назвал «поиском негативного внимания». Образуется замкнутый круг: чем больше упрямства, негативизма со стороны ребенка, тем больше наказаний, ограничений со стороны родителя, что приводит к усилению оппозиционного поведения у ребенка. Ребенок укореняет свое незрелое, неадекватное отношение к семье, самоутверждается с помощью вызывающего поведения. Если ребенок все больше и больше убеждается в своей нелюбимости, он может прибегнуть к своеобразной детской мести.

Эмоциональный симбиоз

Симбиоз переживается родителем как слияние с ребенком, как стремление удовлетворить все его потребности, оградить его от всех трудностей жизни. Симбиотические связи с ребенком характерны для матерей, любовь которых к ребенку заменяется аффективно заостренным беспокойством о нем. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок кажется ему маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает отделяться в силу складывающихся обстоятельств, так как по своей воле родитель никогда не предоставляет ребенку самостоятельности.

Часто симбиозу сопутствует гиперопека, то есть максимальный контроль, ограничения, связанные с занижением реальных способностей и потенций ребенка. Гиперопека, основанная на тревожности, выступает как комплекс навязчивых действий, удовлетворяющих потребность родителя в личной безопасности. Это может также указывать на внутреннюю, иногда тщательно скрываемую, неуверенность родителя в себе, исходящую, в свою очередь, из противоречивости его личности, неустойчивой или заниженной самооценки.

Родитель стремится управлять поведением ребенка с помощью следующих директив, описанных Р. Голдуинг и М. Голдуинг:

  1. «Не живи своей жизнью, а живи моей жизнью».
  2. «Не расти» - панический страх повзросления ребенка, который выражается в высказываниях типа: «Не торопись взрослеть», «Мама тебя никогда не бросит», «Детство - самое счастливое время жизни». Бессознательно ребенок может найти здесь для себя указание: «Я не имею права стать настолько самостоятельным, чтобы жить без материнской поддержки».
  3. «Не принадлежи никому, кроме меня», - родитель видит в ребенке «единственного друга», всячески подчеркивает исключительность, непохожесть ребенка на других, причем в положительном смысле: «Ты ведь у меня не такой, как все». Став взрослыми, такие люди будут стремиться в теплую атмосферу родительской семьи, равной которой они не смогут найти.
  4. «Не сближайся с другими людьми» - внушение ребенку, что никому, кроме родителя, доверять нельзя. Общий смысл этой директивы: «Любая близость опасна, если это не близость со мной». Взрослые, получившие в детстве такие директивы, имеют серьезные проблемы в эмоциональных контактах с другими людьми, они часто испытывают трудности в сексуальных отношениях.
  5. «Не делай сам, это опасно, за тебя буду делать я».
  6. «Не чувствуй себя хорошо», например: «Хоть он у меня и слабенький, но сам вскопал целую грядку». Родитель подчеркивает, что плохое самочувствие ребенка повышает ценность любого его действия. Человек, получивший такую директиву в детстве, приучается к мысли, что болезнь привлекает к нему всеобщее внимание, и начинает использовать реальное заболевание для получения психологической выгоды. В результате его состояние ухудшается.

Симбиоз ведет к развитию созависимого поведения, парализует собственную активность ребенка, что приводит к регрессии, фиксации ребенка на примитивных формах общения ради обеспечения симбиотических связей с родителем.

В случае эмоционального симбиоза родительское отношение не отвечает насущным потребностям определенных кризисных этапов личностного развития ребенка, блокирует разрешение базового мотивационного конфликта принадлежности-автономии, интериоризуясь, приводит к расщеплению и дестабилизации образа Я. Ребенок «заражается» тревогой матери, становится боязливым, робким, неспособным на самостоятельные решения; он опасается, что с ним может что-то случится (ведь недаром этого так боится мама). Тревогу ребенка вызывают любые незнакомые и новые ситуации, в которых он должен сам принять решение, ситуации, в которых ребенок остается без матери (детский сад, больница и т. д.). Мать «привязывает» ребенка к себе, делает его зависимым от себя, и в итоге тревога ребенка начинает проявляться не только в отсутствие матери, но и в ее присутствии. См.

Мне 14. Уже несколько месяцев в голове мысли о самоубийстве (наверное у меня крыша уже поехала) В школе жуткие проблемы. Друзья не понимают, не общаются со мной. Родители не обращают внимания. Порой задумываюсь зачем они нарожали столько детей, если проблемы ни одного ребенка их не интересеют, они только покупают всякие подарки сладости и все такое а сами гуляют. А мне так хочется что бы все было как раньше, когда мы гуляли вместе в парке, ходили в кино, когда после школы мама и папа забирали меня и мы вместе ехали куда-нибудь кушать. Сейчас если я что-нибудь скажу или сделаю не так,то родители и старшая сестра начинают"это ты у своих подружек нахваталась " , "не разговаривай со мной" Были бы у меня подружки что бы я от них чему нибудь хваталась. Ингода хочу им рассказать но боюсь, вдруг слушать не захотят или времени опять не будет. Папу совсем не вижу, утром кода я ухожу он просыпается, когда он приходит я уже иду спать. Только на выходных и то на выходных он старается уйти. Мама обсуждает все только с сестрой, а меня словно в доме нет, и я узнаю все только самая последняя. Не знаю что мне делать. Так хочется убежать куда нибудь
Поддержите сайт:

Di , возраст: 14 / 09.01.2016

Написать отклик

Ваш отклик*
(Пожалуйста, соблюдайте правила орфографии)

Ваше Имя (Псевдоним)*

Сколько Вам лет?*

Код проверки *

Отклики:

Здравствуйте! По вашему письму видно, что родители слишком заняты работой, хозяйством, хлопотами по дому. Попробуйте им в чем-то помочь! Не тревожьтесь и поговорите с мамой, расскажите как вам хочется её тепла, внимания, договоритесь пойти вместе по магазинам или в кино! На самом деле иногда взрослые забывают сказать просто доброе слово, либо приветливо улыбнуться, но они устают, хотят заработать вам на еду, одежду, учебу, поэтому лучше поговорить начистоту и обсудить все проблемы. Удачи!

Ирина, возраст: 28 / 10.01.2016

Попробуй найти какое-нибудь занятие для души,спорт,рукоделие или ещё что то,будет меньше времени на обиды и друзья по интересу появятся,родители тебя любят,в этом не сомневайся,подойди к маме,обними её и скажи что тебе не хватает её внимания,все будет хорошо,у тебя вся жизнь впереди.

Лиза, возраст: 40 / 10.01.2016

Привет! Думать о самоубийстве не надо, в любом случае. Это мысли пустые и вредные. Их надо сразу отсекать.
Ты взрослеешь и меняешься. Но это не значит, что отношение к тебе родителей тоже изменилось. Они любят тебя так же, как и раньше. Мне кажется, не надо бояться подходить и разговаривать по душам. Ты спроси маму, когда у нее будет время, чтобы поговорить. Расскажи о том, что ты чувствуешь. Делиться переживаниями - это нормально. Может быть, мама была уставшая, или проблемы какие-то у нее на работе, или забот много. Старайся маме помогать, участвовать в домашних делах. И обязательно надо разговаривать, говорить о своих желаниях и переживаниях. Ну и маму тоже спрашивать, как она себя чувствует, чем ей помочь, не грустит ли она.
А то когда детей много, у мам тоже бывают всякие трудные состояния. Когда от мамы все чего-то хотят, а она уже эмоционально просто выдохлась, и сама нуждается в том, чтобы кто-то отвел ее в парк покататься на санках.
Старайся замечать состояния близких. Интересоваться, что с ними происходит. Чем они обеспокоены, что их тревожит.
Ну а то, что делают замечания - они переживают за тебя. Не хотят, чтобы ты стала грубой или безразличной.
Не бойся, все хорошо. Но говорить обо всем надо обязательно. А то ты грустишь, а мама и не догадывается, что тебе так плохо. Или мама грустит, а никто не спросит у нее, почему она грустная.
Ничего, все наладится.
А с папой, может быть, попроситься вместе пойти куда-то на выходные. Рассказать ему, что тебе очень хочется с ним пойти, как раньше. Сказать, что ты соскучилась, и тебе очень не хватает общения с ним. Обязательно говори о своих чувствах, тогда люди будут тебя лучше понимать. Не держи все в себе.

Оля, возраст: 42 / 10.01.2016

Доченька! Ну какая же ты миленькая! :)
Ну делаем мы все ошибки, в суете живём, не успеваем. Видишь ты уже поняла, что надо быть внимательным к своим близким. Ты ещё ребёнок, но как видишь, родители и сестра постепенно начинают относиться к тебе как к взрослому человеку, да и ты, и с детством расставаться не хочешь, и ребёнком не хочешь себя чувствовать.
Наверно слово ты это употребила с горяча. Ты просто хочешь чтобы на тебя обратили внимание, пожалели, обняли, поняли и сожалели, что уделяли мало внимания и тепла. Но слово ты употребила нехорошее, как ругательное. Наш мозг умеет выбрасывать глупости из головы, если ему строго об этом сказать и переключить своё внимание на другое, более интересное и важное.
Я думаю родители тебя очень любят и ты ни за что не хочешь им сделать очень больно. Ну и если тебе покажется, что тебя совсем не понимают, попробуй поговорить с другими надёжными родственниками, педагогами в школе. Но будь с собой искренна! Если тянет на драмматургию, то почитай отечественных классиков.
У тебя будет долгая и яркая жизнь! Твои родители ещё сами будут не раз обращаться к тебе за советом, а ты охотно и спокойно будешь им помогать.
Будь счастлива!

Evgeny , возраст: 41 / 10.01.2016


Предыдущая просьба Следующая просьба
Вернуться в начало раздела



Последние просьбы о помощи
27.12.2017
А мне негде больше жить. И вообще, я залетный ребенок, меня вообще не хотели рожать, поэтому мне и не давали в детстве жить. И от этого просто хочется что то с собой сделать.
27.12.2017
Я хочу умереть. Родителей у меня нет, поддержать меня совсем некому. Я очень поправилась после болезни, муж меня этим упрекает...
27.12.2017
Врачи говорят, что жизни ничего не угрожает, но болеть будет всегда. Я уже хочу уйти отсюда, не могу терпеть...
Читать другие просьбы

Самое важное

Лучшее новое

Лечение депрессии

Атеизм, православие и душевное здоровье

Многие люди пребывают в больших заблуждениях по поводу того, как мировоззрение человека влияет на его душевное здоровье, и влияет ли вообще. Из-за этого снижается их способность решать свои проблемы, достигать высот счастья и эффективности в своей деятельности. Цель данного разговора - помочь интересующимся этой темой разобраться в ней, разложить все по полочкам.

Несмотря на это, некоторые фразы, выражение лица и даже движения мамы и папы дети воспринимают близко к сердцу, поэтому взрослым стоит обратить внимание на рекомендации психологов. Специалисты составили для родителей несколько правил воспитания малышей, которые могут помочь не только снять стресс, но и наполнить теплотой отношения в семье. Более того, самооценка ребенка укрепится, если его мама и папа будут учитывать особенности детского восприятия мира.

ЧТО ДЕТИ ЛЮБЯТ?

Мало кто знает, что дети очень любят то, как родители наблюдают за их деятельностью. Исследование, которое проводилось среди спортсменов, доказывает тот факт, что больше всего их самооценку в детстве укрепляли слова родителей «Я люблю смотреть, как ты это делаешь». Услышав такую фразу юный спортсмен повышал свою самооценку и начинал получать удовольствие от тренировки и соревнований. А большинство чемпионов признались, что получали колоссальный заряд энергии, если слышали от родителей фразу «Я люблю смотреть, как ты выступаешь или играешь».

Психологи отмечают, что дети стремятся узнать то, что родителям нравится смотреть на их работу, поэтому критика или советы им так не нравится. Дело в том, что им в жизни приходится и так испытывать большое количество стрессов - давление преподавателей в школе, тренеров, критика сверстников и прочие факторы. Ко всему прочему, дети, которые занимаются спортом, чаще всего весьма критично относятся к собственным результатам. Именно поэтому, после слов родителей они начинают буквально светиться от счастья и с двойным энтузиазмом браться за учебу и тренировки.

ИГРА «ЯЙЦО ЛЮБВИ»

Американский психолог Лоуренс Коэн рекомендует особенную тактику воспитания для родителей, у которых несколько детей. В пример он приводит историю одной мамы, у которой недавно появился третий ребенок, поэтому двое старших детей начали ревновать и сердиться на малыша за украденное родительское время и внимание. Женщина придумала интересную и эффективную игру, которую проводила каждое утро.

Ежедневно мама садила каждого ребенка себе на руки и говорила, что сейчас наполнит его материнской любовью. В это время она целовала пальчики на руках и макушку ребенка, а в конце делала вид, что «разбивает яйцо» - мягко постукивала подушечками пальцев по макушке ребенка и нежно проводила по волосам. Детям такая игра безумно нравилась, и пятиминутный сеанс маминой любви по утрам помог им научиться проявлять любовь и внимание к самому младшему члену семьи.

ЧТО ЗНАЧИТ УЛЫБКА ДЛЯ МАЛЫША?

Родители всегда проявляют заботу о ребенке и проверяют то, как он выглядит: прическу, застегнуты ли все пуговицы, чистоту обуви и прочие моменты. Но малыш в это время не ощущает ничего приятного, так как подобный осмотр воспринимается ими как осуждение и критика, особенно если у мамы или папы в этот момент строгое и серьезное выражение лица. Взрослые не придают особого значения улыбке при общении с ребенком, что не допустимо, по мнению специалистов. Каждый малыш первое, что должен видеть при появлении родителей, это улыбка на их лице, так как для него важно знать, что мама и папа радуются при виде него.

ДОМ - ТИХАЯ ГАВАНЬ

Во время объятия родителей у ребенка замедляется сердечный ритм, что свидетельствует об успокоении нервной системы. Проявление отцовской и материнской любви не только успокаивает, но и согревает, даря ощущение надежности и защищенности. Ребенок воспринимает объятия как олицетворение всего наилучшего и настоящего, что есть в этом мире. В детском саду или школе его и так ждет много неприятных моментов, поэтому важно создать дома атмосферу доброжелательности, чтобы ребенок всегда знал, что это - его крепость. Каждому человеку необходимо место, где ему будет безопасно и уютно, особенно это касается маленьких детей.

Проблем может быть несколько, я считаю.

1) У семьи, малой социальной группы, множество функций. Конечно, вряд ли об этом кто-то задумывается. Возьмём, например, хозяйственно-бытовую функцию. Она заключается в уходе за членами семьи, ведении совместного хозяйства, поддержании порядка, распределении труда. Скажем, если это стоит в приоритете у родителей (а они всё-таки являются воспитателями и несут ответственность за ребёнка), что-то другое их вряд ли будет волновать. В школе тебя травят, бьют, гнобят? Ну и ладно! Зато ты отлично готовишь борщ. Иными словами: нам плевать на тебя и на то, что коллектив сверстников – это тоже самостоятельный институт воспитания, ведь главное для нас то, как ты приспособлен вести хозяйство.

2) Другая и, на мой взгляд, очевидная причина – необразованность родителей. Акне – а это что за слова такие вообще? Прыщи? Ай, нестрашно, подростковое, пройдёт. Лишний вес? Вырастешь, само как-нибудь рассосётся (куда?). Нет, не пройдёт и не рассосётся. Многие и не знают, сколько проблем в будущем может принести ожирение (хотя здоровье – это личное дело каждого. Но мы же говорим о родителях, которые нет-нет да и вставят своё словцо, не правда ли?) Иными словами: мы не знаем того, о чём ты говоришь (и не хотим знать). Поэтому, дорогой, страдай, а мы потом поймём, что вовремя не спохватились.

3) Чрезмерная любовь в совокупности с эгоизмом. Простите, но у меня лично было так. Тут объяснений не требуется, но я напишу. Хочешь пирожное? Я не могу тебе отказать и куплю три коробки. Даже пять, если попросишь, ведь я так тебя люблю, и мне нужно, чтобы ты знал это. Иными словами: я не всегда могу выразить свою любовь и буду у тебя на поводу. А ты будешь на моём поводу, чтобы я всегда мог тебя упрекнуть этими пирожными.

4) Дошла до самого неприятного момента, когда нужно «обвинить» и самого подростка. Человек не делится своими проблемами, скрывает их и вообще «отстань, ты меня не понимаешь». Живёт в своём мире (это я сейчас, кек). Считаю, что это зачастую можно оправдать, потому что на любую жалобу, просьбу и нечто в этом роде слышишь от родителей: «Я занят, поговорим позже» либо «Да ты же совсем ненормальный! Пора лечиться!» (утрирую). Кому приятно осознавать, что ты «ненормальный», например, потому, что решил не есть мясо, потому, что ты в замешательстве относительно своей сексуальной ориентации, или потому, что у тебя угри. Иными словами: ребёнок боится, потому что все кругом заняты и посчитают его каким-то «не таким». А он ведь просто ищет себя.

Наверное, основные причины я назвала. Если кто-то из родителей это прочитал, то прошу принять к сведению. Всем пис.

Когда ребёнок капризничает или спорит, с ним ещё как-то можно договориться. Но иногда он довольно успешно притворяется глухим и просто игнорирует любые ваши слова. Безусловно, это очень обидно - ведь вы наверняка говорите нечто очень важное и полезное.

Когда ребёнок капризничает или спорит, с ним ещё как-то можно договориться. Но иногда он довольно успешно притворяется глухим и просто игнорирует любые ваши слова. Безусловно, это очень обидно – ведь вы наверняка говорите ребёнку нечто очень важное и полезное. Однако некоторые ваши слова могут задевать его самолюбие или идти вразрез с его интересами. В силу возраста и зависимого положения, сын или дочь не может прямо сказать об этом и предпочитает делать вид, будто ничего не происходит. В большинстве случаев игнорирование слов родителей – не столько проявление упрямства, сколько неумение аргументированно отстаивать свою позицию.

В некоторых случаях проблема носит не столько психологический, сколько физиологический характер и может быть связана с тугоухостью, трудностями понимания речи или нарушениями внимания. Эти особенности обычно несложно выявить в раннем возрасте.

От 0 до 2 лет

Проблемы со слухом у малыша могут быть замечены родителями уже в возрасте 1-2 месяцев, когда он рефлекторно начинает поворачивать голову в сторону источника звука. Если же кроха не обращает внимания на музыкальные игрушки и не вздрагивает даже тогда, когда соседи, затеявшие ремонт, работают перфоратором, это должно насторожить.

1. Чтобы развеять нехорошие подозрения, необходимо сделать в поликлинике аудиограмму – исследование сохранности слуха малыша.

2. Если со слухом всё в порядке, причиной игнорирования слов родителей может быть несформированность внимания, что является нормой в этом возрасте. Дело в том, что у малышей непроизвольные психические функции развиты лучше произвольных. Поэтому придётся очень постараться, чтобы составить достойную конкуренцию тому, что занимает малыша. Так, увлекшись игрой, ребёнок не способен быстро переключиться на что-то другое. Поэтому имеет смысл обращаться к нему в тот момент, когда его внимание к интересному объекту немного ослабевает.

3. Если малыш «не слышит» вас, повторите то же самое подчёркнуто весёлым тоном. Например, фразу: «Пора уходить с прогулки», - можно заменить заманчивым предложением: «Ну-ка, кто быстрее добежит до подъезда?»