Николай носов краткая биография. Носов николай николаевич

Вера Янпольская
Биография Н. Н. Носова для ДО

ВВЕДЕНИЕ

Современная литература включает в себя юмор, сатиру, гротеск, иронию, карикатуру, пародию и несколько других средств выражения комического в литературных текстах. Хотелось бы подробнее остановиться на некоторых из них – юмор, ирония, сатира, гротеск и каламбур.

Гротеск не всегда считается формой комического в связи со своим свойством деформировать явления и характер. Поэтому его зачастую относят и к сатире и к юмору. Переводится это слово как «затейливый» . Это один из художественных приемов, который обозначает нарушение в пропорциях изображаемых явлений, событий или предметов.

Юмор сам по себе личностно обусловлен и настраивает человека на более глубокое и серьезное осмысление к источнику смеха. От слушателей он требует того, чтобы его правда была постигнута, несмотря на смешные совпадения или странности. С английского языка переводится как нрав, настроение.

Ирония с греческого языка переводится как «насмешка» или «притворство» . Обычно это происходит тогда, когда говорится об одном, а на самом деле подразумевается совершенно другой контекст, противоположный по смыслу.

Что касается каламбура, то это фигура речи, которая основана на одинаковом звучании слов или, когда в словосочетании содержаться два слова, которые противоположны по значению.

Ну, и наконец, сатира – это особый способ художественной передачи реальности, который в итоге заканчивается смешным завершением с «подтекстом» .

Эта работу посвящена выявлению юмористических моментов в творчестве писателя Николая Николаевича Носова .

Биография Н . Н. Носова

Николай Носов (1897 - 1986) родился 23 ноября 1908 года в Киеве в семье актёра-эстрадника. Разносторонне одарённый мальчик Коля Носов , ещё учась в гимназии, увлекался музыкой, театром, литературой, шахматами, фотографией, радио-и электротехникой. Повзрослев, работал газетным торговцем, землекопом, косарём.

В 1932-1951 годах был режиссёр-постановщик мультипликационных, научно-популярных и учебных фильмов.

В 1938 году были опубликованы первые рассказы Николая Носова : "Затейники", "Живая шляпа", "Огурцы", "Чудесные брюки", "Мишкина каша", "Огородники", "Фантазёры" и др., напечатанные главным образом в "малышовом" журнале "Мурзилка" и составившие основу первого сборника "Тук-тук-тук".

В этих, а также в последующих произведениях (из сборников "Ступеньки", "Весёлые рассказы", "Фантазёры", "Приключения Толи Клюквина" и др.) Носов ввёл в детскую литературу нового героя - наивного и здравомыслящего, озорного и любознательного непоседу постоянно попадающего в необычные, зачастую комические ситуации. Особенно популярными стали его повести для подростков "Весёлая семейка", "Дневник Коли Синицына", "Витя Малеев в школе и дома".

За написание повести "Витя Малеев в школе и дома" писатель был награждён государственной премией.

Долговременную известность и любовь читателей получила трилогия Н. Н. Носова , включающая романы-сказки "Приключения Незнайки и его друзей", "Незнайка в Солнечном городе", "Незнайка на Луне".

Сам Николай Носов говорил , что начал писать для детей совершенно случайно - сперва просто рассказывал сказки своему маленькому сынишке и его друзьям. И постепенно понял, что "сочинять для детей - наилучшая работа. "

Рассказы Николая Носова частично описывают его детство, отношения со сверстниками, их мечты и фантазии о будущем. Хотя увлечения Николая совершенно не были связаны с литературой, всё изменилось, когда у него родился сын. Сказки Носова перед сном своему ребенку будущий известный детский автор сочинял на ходу, придумывая совершенно реалистичные истории из жизни обычных мальчишек. Именно эти рассказы Николая Носова сыну подтолкнули уже взрослого мужчину к писательству и изданию небольших книг.

По прошествии нескольких лет, Николай Николаевич понял, что писать для детей – лучшее занятие из тех, которые можно только придумать. Рассказы Носова читать потому и интересно, что он был не просто автором, но и психологом и любящим отцом. Его теплое уважительное отношение к ребятам позволило создать все эти остроумные, живые и настоящие сказки.

Рассказы Носова для детей

Каждая сказка Носова , каждый рассказ – это житейская повесть о детских насущных проблемах и проделках. На первый взгляд рассказы Николая Носова очень комичны и остроумны, но не эта их особенность самая важная, важнее то, что герои произведений – настоящие дети с настоящими историями и характерами. В любом их них вы сможете узнать себя в детстве или своего ребенка. Сказки Носова читать приятно ещё и по той причине, что они не приторно сладки, а написаны простым понятным языком с детским восприятием происходящего в каждом приключении.

Хотелось бы отметить немаловажную деталь всех рассказов Носова для детей : в них нет идеологической подоплеки! Для сказок времен советской власти – это очень приятная мелочь. Всем известно, что как бы ни были хороши произведения авторов той эпохи, “промывание мозгов” в них порядком наскучивает и с каждым годом, каждым новым читателем всё ярче бросается в глаза. Рассказы Носова читать можно абсолютно спокойно, не беспокоясь, что сквозь каждую строчку будет сквозить коммунистическая идея.

Идут года, Николай Носов уже много лет не с нами, но его сказки и персонажи не стареют. Искренние и поразительно добрые герои так и просятся во все детские книжки.

Творчество Н. Носова имеет большое значение в детской литературе. Очень важными особенностями его юмористического таланта были способность откликнуться на актуальные проблемы воспитания и умение в эмоциональной, занимательной форме решать важные морально-этические проблемы.

Действие этого произведения Н. Н. Носова происходит в стране , где живут малыши-коротыши - мальчики и девочки ростом с небольшой огурец. Все жители Цветочного города - и дети и взрослые, если можно так сказать, в одном лице : по роду занятий - взрослые, по характеру и поведению - настоящие дети. Они очень образованны : придумывают хитроумные машины, строят воздушный шар, живут в вертящихся домах.

Цветочный же, Зелёный и Солнечный города -это примеры справедливого устройства городов детей, где все хорошо трудятся, любят науки, искусство и никто не посягает на свободу другого.

Все шестнадцать друзей-коротышек покоряют читателя тем, что живут как настоящие дети.

Охотник Пулька, главный малыш-коротыш Знайка, поэт Цветик, доктор Пилюлькин и другие - все они яркие личности, каждый занят своим делом. И только Незнайка никак не может найти себя в жизни, за всё берётся и всё бросает, при этом умудряется всё испортить. Из-за своей беспечности и самоуверенности он постоянно попадает в комические положения. Но он мил и обаятелен, никто на него зла не держит, из компании его не выгоняют. Почему? Наверное, потому, что он естествен и отзывчив, всегда готов помочь своим друзьям. Да и сам писатель не скрывает тёплых чувств к Незнайке.

Произведение Носова очень занимательно , интересно и поучительно. А мораль его проста : без труда и учения не станешь умелым и уважаемым человеком. Наиболее значимая проблема, которую ставит (и решает) автор в тексте первой повести, – взаимоотношения мальчиков и девочек как микросоциальных групп. Три пространства, описанных в тексте первой книги, представляют собой два возможных устройства такого «условного» «детского» социума : Цветочный город подобен «смешанной школе» , а Змеевка и Зеленый город, соответственно, – мужская и женская «гимназии» . Сюжетные линии последовательно сводятся к подтверждению мысли о важности общения и дружбы разнополых детей. Повесть о Незнайке -дидактическое произведение : ее герой сквернословит, сморкается, грубит, лентяйничает, если говорить откровенно, он глуповат и даже несколько отвратителен, он совсем не похож на прекрасного, идеального ребенка советской эпохи, поздних (да и ранних) сталинских лет, причесанного, светлоглазого, сообразительного, открытого душой.

Незнайка – кривое зеркало, подобие человеческого существа, созданное автором, чтобы исправлять недостатки, и неожиданно зажившее своей жизнью.

Незнайка - это «антигерой» по отношению ко стратегиям детского чтения, взятый в качестве образца. Незнайка, главный герой, - хвастунишка и невежда; он постоянно попадает в комические положения из-за своей беспечности и самоуверенности. То придумает "для рифмы" что "Торопышка был голодный, проглотил утюг холодный"; то бахвалится, будто он самый главный коротышка и выдумал воздушный шар. Незнайка - фантазер, чем-то напоминающий мишку Козлова из цикла рассказов Носова "Мы с Мишкой". Он тоже вызывает симпатию у читателей, потому, что в основе его шалостей лежит стремление к хорошему, доброму.

Н. Носов никогда не увлекается смехом ради смеха; его произведения по своей направленности всегда имеют воспитательный характер. Неназойливо, с улыбкой учит писатель мальчиков и девочек этике дружбы, призывает старших детей к деликатности в обращении с младшими.

В произведениях Носова дети получают новые знания и представления, ответы на многие вопросы, которые их волнуют, усваивают понятия о долге, чести.

В рассказах и повестях писателя всегда находится материал и для родителей. Уже будучи взрослыми и начиная воспитывать собственных детей, они с удовольствием перечитывают книги Носова . Эти книги помогают им лучше узнать внутренний мир ребенка, понять, что его волнует, радует.

Николай Носов – советский детский писатель и киносценарист. Он является автором произведений о Незнайке, которого так сильно полюбили все дети.

Биография Носова

Николай Николаевич Носов родился 10 ноября 1908 г. в . Его отец был эстрадным артистом, однако когда в его творческой жизни наступало затишье, он работал железнодорожником.

Кроме Николая в семье Носовых родилось еще два мальчика и одна девочка: старший брат Петр и младшие брат и сестра.

Детство и юность

В детстве Николай Носов был очень любознательным и живо интересовался театральным искусством. Он любил посещать концерты, на которых выступал отец и другие артисты.

Одно время ему захотелось научиться играть на скрипке, однако освоить этот музыкальный инструмент он так и не сумел.

Увлечения

Уже в начале своей биографии Николай Носов столкнулся с разными трудностями. Его детство пришлось на годы Первой мировой войны (1914-1918), вследствие чего он часто недоедал.

В этот период вся семья Носовых, в том числе и Николай, переболели тифом. Каким-то чудом мальчик остался жив, болея дольше всех.

Однако наряду с трудностями были и радостные моменты в жизни будущего писателя. Юноша увлекался фотосъемкой и игрой в шахматы, а также интересовался электротехникой.

Когда Носову исполнилось 14 лет, он брался за любую работу, чтобы заработать хоть какие-то деньги. Он продавал газеты, работал косарем, а также перекапывал землю.

Интересно, что детские и юношеские годы Носова были очень тяжелыми. Как уже говорилось ранее, он часто голодал, болел, и начал работать еще в подростковом возрасте.

Его близкие друзья и коллеги утверждали, что у литератора был сложный и даже тяжелый .

Однако, несмотря на это, в своих произведениях Носову удавалось в ярких красках описывать милых, выдуманных им героев, и находить тонкий подход к детям.

Личная жизнь

Первой супругой в биографии Носова была Елена Мазуренко. В этом браке у них родился сын Петр, который в будущем станет фотожурналистом.

Во время войны Елена трудилась на рытье окопов. Не выдержав такой нагрузки, в 1941 г. она скончалась от сердечной недостаточности.

Второй женой Николая Николаевича стала Татьяна. В этом браке у пары не было детей, но именно ей Носов посвятил «Приключения Незнайки».

Смерть

Николай Николаевич Носов умер в 26 июля 1976 г. в возрасте 67 лет. Похоронен на Кунцевском кладбище.

Носов оставил после себя огромное литературное наследие. Сегодня его по-прежнему издаются большими тиражами, а по мотивам его рассказов снимаются фильмы.

Николай Носов интересные факты из жизни советского детского писателя-прозаика, драматурга, киносценариста, лауреата Сталинской премии третьей степени изложены в этой статье.

Николай Носов интересные факты:

Николай Николаевич Носов родился 23 ноября 1908 года в городе Киев. Чтобы прокормить семью, Николай с 14 лет был вынужден работать: был газетным торговцем, землекопом, косарём и т. п.

Он был разноплановой личностью. Занимался радиолюбительством, электротехникой, а также фотографией. Увлекался пением, музыкой и игрой в шахматы

В школьные годы он мечтал стать величайшим музыкантом

После покупки скрипки Николай понял, что учиться музыке нелегко, и скрипка была заброшена.

После Гражданской войны Николай увлёкся химией. Вместе со школьным товарищем он организовал химическую лабораторию на чердаке его дома, где друзья проводили разные опыты.

После окончания Московского института кинематографии работает режиссером учебных фильмов для Красной Армии. За свою деятельность был награжден орденом Красной Звезды в 1943 году

С 1932 года по 1933 год работал на посту режиссера анимационных фильмов на студии «Союзкино»

В 1938 году свет увидел его первый рассказ для детей «Затейники». А самым знаменитым детским произведением считается «Незнайка на Луне»

В обычной жизни Николай Носов был очень молчаливым , замкнутым человеком, которого часто называли «хмурым ворчуном». Но книги, написанные им, были исключительно веселые

Пожалуй, нет в нашей стране человека, который не читал в детстве произведения Носова или не знал хотя бы одного героя его замечательных книг и рассказов. Эта статья - об удивительном детском писателе, Николае Николаевиче Носове.

Детские годы писателя

Родился в царской России, в прекрасном городе Киеве, 23 ноября 1908 года. Детство и юность писателя были связаны с небольшим городком Ирпень, расположенным неподалеку от Киева. Отец Николя был эстрадным артистом, и, скорее всего, от него мальчик получил в наследство яркое воображение. После смерти Носова была опубликована автобиографическая повесть «Тайна на дне колодца», где он описал свои детские годы.

Будучи страстной и быстро увлекающейся натурой, маленький Коля пытался заниматься музыкой, но быстро понял, что это не для него. Он очень любил театр, хорошо играл в шахматы, интересовался электротехникой, фотографией и химией.

Детство и юность писателя пришлись на очень сложные годы - Первая мировая и Гражданская война, революция. С 14 лет он начал работать, чтобы помочь семье, а после окончания школы стал чернорабочим.

Писатель окончил Московский институт кинематографии и 19 лет, до 1951 года, работал режиссером-постановщиком научных, мультипликационных и учебных фильмов.

Осознание себя и воображение

По воспоминаниям писателя, осознавать себя и вещи вокруг он начал годам к четырем. Предметы, окружающие мальчика, обладали для него характером и своей особенной жизнью. Шкаф погружен в думу и говорит на странном скрипящем языке, буфет - существо легкомысленное, а кресла - это словно две чопорные тетушки, которым очень хочется посудачить, да нельзя им показывать, что они могут интересоваться всякими пустяками. Все эти детские впечатления затем очень помогли писателю, и некоторые из них впоследствии вошли в произведения Носова для детей. Можно для примера вспомнить один из знаменитых его рассказов «Шляпа». В нем мальчики в первую очередь думают не о том, что под ней спрятался котенок, а в панике решают, что она ожила. Вообще, надо сказать, что все рассказы Носова показывают великолепное знание детской психологии.

Начало творческого пути

Дебют Носова как писателя состоялся в 1938 году. Это был рассказ «Затейники». Автору тогда было 30 лет. Как признавался сам писатель, его приход в литературу - случайность. Маленький сын требовал все новых сказок и интересных рассказов, и Носов стал их сочинять сначала для него, а потом и для его друзей. Писатель понял, что это творчество требует и больших знаний, и понимания детской психологии. А главное - уважения. И такой вот большой любовью и вниманием к детям пронизаны все произведения Носова.

Первые сборники рассказов

Затем появляются другие детские рассказы Носова - «Живая шляпа», «Мишкина каша», «Огурцы», «Фантазеры». Каждый из них уже с нетерпением ждали маленькие читатели, сразу же высоко оценившие произведения нового писателя. Печатали его тогда в лучшем детском журнале «Мурзилка». Чуть позднее эти рассказы были объединены в пока еще тонкую книжку «Тук-тук-тук». Произошло это событие не сразу, в 1945 году. Но уже через год появляется новый сборник веселых рассказов писателя - «Ступеньки».

Одно за другим выходят произведения Носова. Список их обширен:

- "Бобик в гостях у Барбоса".

- "Веселая семейка".

- "Веселые рассказы".

- "Витя Малеев в школе и дома".

- "Дневник Коли Синицына".

- "Огородники".

- "Приключения Коли Клюквина".

- "Телефон".

- "Чудесные брюки".

Произведения Носова нравятся детям, но всеобщая популярность приходит к нему после издания повести «Витя Малеев в школе и дома». Взяв за основу совершенно обыденный сюжет о школьнике и его учебе, писатель смог написать о реальной, настоящей жизни обычных мальчишек, искренних и наивных.

Повести о Незнайке

Даже те, кто не знает писателя Носова, слышали о Незнайке - самом знаменитом и любимом детьми литературном персонаже. Автор характеризовал своего героя следующим образом: «Это обобщенное представление о ребенке с неуемной жаждой деятельности, с огромным желанием все узнать, но одновременно несобранном и неспособном еще удерживать свое внимание. Это совершенно обычный нормальный ребенок. У него есть прекрасные задатки, которые он разовьет в будущем, и недостатки, с которыми нужно бороться».

Незнайка - представитель народа коротышек, живущих в красивых городах с поэтическими названиями Цветочный, Солнечный. Очень деятельный и жизнерадостный, главный герой искренне хочет помогать всем друзьям, но из-за своей неусидчивости и спешки постоянно оказывает им Друзья прощают Незнайку, хотя его поступки частенько доставляют большие неприятности. Всего писатель создал три повести о маленьких человечках.

Кстати, имя своему герою Носов придумал не сам, а заимствовал из книжки о лесных человечках. Там Незнайка был не главным персонажем, а одним из самых незначительных. Писатель никогда не скрывал этот факт. Это, кстати, сейчас мешает наследнику Носова, его внуку, бороться с пиратством в отношении творчества деда. Несколько раз его иски были отклонены с формулировкой, что Незнайка придуман не Николаем Носовым.

Говорят, что непоседливый коротышка списан писателем с его сына Пети, а шляпу герою Носов подарил, потому что сам очень любил их носить.

Герои произведений Носова

Самое удивительное - все произведения Носова, которые считаются веселыми, написаны им вовсе не для смеха и развлечения. Он никогда не ставил перед собой задачу рассмешить читателя. Носов описывал обычную повседневную жизнь детей, наполненную победами и неудачами, маленькими открытиями и большой радостью жизни. Даже если герои его произведений лентяи или двоечники, они все равно вызывают симпатию тем, что искренне раскаиваются в своих поступках.

Экранизация произведений Носова

По книгам писателя было снято 6 художественных и огромное количество мультипликационных фильмов. В их числе два сериала о приключениях Незнайки.

Творчество замечательного писателя Николая Носова востребовано и сейчас. Его книги все так же популярны и любимы и маленькими детьми, и их родителями, как и много лет назад.

Бобик, иди скорей кисель есть! - закричал Барбос.

Бобик прибежал:

Где кисель?

Да вот у меня на спине. Облизывай.

Бобик давай ему спину облизывать.

Ох, и вкусный кисель! - говорит.

Потом они перенесли пирог на стол. Сами тоже на стол уселись, чтобы удобнее было. Едят и разговаривают.

Тебе хорошо живётся! - говорит Бобик. - У тебя всё есть!

Да, - говорит Барбос, - я живу хорошо. Что хочу, то и делаю: хочу - гребешком причёсываюсь, хочу - на телевизоре играю, ем и пью что хочу или на кровати валяюсь.

А тебе позволяет дедушка?

Что мне дедушка! Подумаешь! Это кровать моя.

А где же дедушка спит?

Дедушка там, в углу, на коврике…

Свои детские и юношеские годы Носов описал в повести «Тайна на дне колодца», вышедшей после смерти писателя в 1978 году. В этой повести писатель рассказал о маленьком посёлке Ирпень неподалёку от Киева, где жила тогда небольшая семья то ли железнодорожника, то ли актёра (это смотря по обстоятельствам) Николая Носова, и где его средний сын, тоже Николай, сделал в буквальном смысле свои первые шаги.

Носов вспоминал, что осознавать себя отчетливо начал к трем-четырем годам. Он видел себя в окружении вещей, которые пробуждают мысли и – главное – действовали на чувства: «Вот сутулый, с выдвинутыми вперед плечами, огромный, чуть ли не до потолка ростом, шкаф. Он стоит,… погрузившись в какую-то свою глубокую, бесконечную думу. От него немного добьешься слов». Шкаф говорит на непонятном, скрипучем языке. «Буфет более легкомысленное и франтованное существо». В буфете хранятся всякие вкусности. И говорит буфет, по определению Коли, так: «говорливо скрипит, шипит, сипит, визжит, хрипит, крякает всеми своими дверцами и ящиками». А вот кресла похожи на чопорных теток, «им до зарезу хочется посудачить о том, о сем, да неохота показывать, что их могут интересовать такие пустяки, как праздные разговоры».

«В школьные годы мечтал стать музыкантом (кем-то вроде Паганини по меньшей мере), потом забросил скрипку, увлёкся химией и вполне серьёзно готовился к поступлению на химический факультет Политехнического института; перед самым поступлением передумал и вместо Политехнического поступил в Художественный… Окончил же Институт кинематографии, потом работал в кино, потом стал детским писателем» - так о своих «метаниях» Носов написал в автобиографии.

После того, как семья Носовых переехала в Киев, Николай стал учиться в гимназии, но через несколько лет началась гражданская война. Голод, тиф и смерть - через все эти испытания пришлось пройти будущему писателю. Окончив семилетнюю школу в 1924 году, Николай пошел работать на кирпичном заводе мусорщиком. Он вывозил шлак из печи для обжига кирпича, и одновременно самостоятельно учился по программе средней школы.

Будучи разносторонне одаренным мальчиком, Носов с гимназических лет увлекался музыкой, театром и сочинительством наряду с шахматами, фотографией, электротехникой и радиолюбительством. При этом успевал поработать газетным торговцем, землекопом и косарем. Все, что делал Носов в те годы, он делал безоглядно, отдаваясь процессу целиком. Начав заниматься фотографией, он тратил все деньги только на нее, экономя на всем остальном до того, что единственной его одеждой некоторое время оставалась спецовка, полученная на заводе. Кроме этого, он мечтал стать музыкантом, учился играть на скрипке, потом увлекся химией и готовился к поступлению на химический факультет Политехнического института, но перед самым поступлением передумал, и вместо политехнического поступил в Киевский художественный институт. А через два года, в 1929 году, Носов перевелся в Московский государственный институт кинематографии. Закончив его, он почти двадцать лет, с 1932 по 1951 год работал в кино, став режиссером мультфильмов, научных и учебных картин. А во время Великой Отечественной войны Носов снимал военно-патриотические фильмы.

Сохранился такой эпизод из жизни Носова. Как-то ему поручили снять фильм об устройстве и работе английского танка «Черчилль». Один танк был доставлен в студию, и английский инструктор показал русскому водителю-танкисту, как управлять танком. Англичане уехали, но спустя несколько дней, танк во время съемок вместо того, чтобы поворачиваться вокруг своей оси, начал описывать кривую дугу. Танкист нервничал и суетился, но танк упрямо не хотел поворачиваться и из маневренной машины превратился в неуклюжий тихоход.

Николай Николаевич попросился к водителю присесть рядом. От разгадки управления зависела не только участь фильма, но и судьба танка, который должен был поступить на вооружение советских войск. Николай Николаевич работал до этого над учебным фильмом о тракторах и вообще хорошо разбирался в машинах. Вскоре, наблюдая за действиями механика, он обнаружил ошибку. Водитель был смущен, извинился перед Носовым и никак не хотел поверить, что режиссер знает технику просто как любитель. Носов так же снял работу разных деталей машины, сопроводив их показ «Лунной сонатой» Бетховена. За этот фильм, и за работу в области научно-технического кино Носов был награжден в 1943 году орденом Красной Звезды.

Литературный дебют Николая Носова состоялся в 1938 году, после публикации одного из рассказов, которые он придумывал для сына, в детском журнале «Мурзилка». «Постепенно я понял, что сочинять для детей - это наилучшая работа. Она требует очень много знаний, и не только литературных, еще больше психологии детей. Главное - любви к ним. И уважения. Я понял, когда у меня рос сын, что к детям нужно относиться с самым большим и очень теплым уважением», - говорил Носов.

Рассказы Носова поначалу печатались в одном из самых известных в то время журналов - «Мурзилке». Позже рассказы «Живая шляпа», «Огурцы», «Чудесные брюки», «Мишкина каша», «Огородники», «Фантазеры» и другие произведения Носова были объединены в детгизовском сборнике «Тук-тук-тук» и изданы в 1945 году. Сборники рассказов «Ступеньки» и «Веселые рассказы» для детей младшего и среднего возраста вышли в 1947 году. В «Веселых рассказах» главными героями стала неразлучная пара друзей, которые, являясь полной противоположностью, прекрасно дополняли друг друга. Знание детской психологии и владение доступным и, вместе с тем, образным языком позволило получить произведениям Носова признание у детей и взрослых. Носов ввёл в детскую литературу нового героя - наивного и здравомыслящего, озорного и любознательного непоседу, одержимого жаждой деятельности и постоянно попадающего в необычные, зачастую комические ситуации.

В 1949-50 годы были опубликованы повести «Веселая семейка» и «Дневник Коли Синицина». А вскоре широкую известность Носову принесла повесть «Витя Малеев в школе и дома», вышедшая в 1951 году и удостоенная в 1952 году Государственной премии СССР. В 1955 году по повести был снят кинофильм «Два друга».

Но самым огромным успехом у юных читателей пользовалась трилогия о Незнайке - роман «Приключения Незнайки и его друзей», созданный в период с в 1953-го по 1954 год, роман «Незнайка в Солнечном городе» в 1958 году и роман «Незнайка на Луне», написанный Носовым в период с 1964-го по 1965-й годы. По этим сказочным произведениям поставлено несколько анимационных фильмов.

Рассказы и повести писателя – книги о реальной жизни современных ребят, в которых юные читатели могли узнать не только себя, но и обстановку, в которой жили: обстановку семьи, школы, улицы, пионерского лагеря. Герои Носова были не просто детьми, а маленькими гражданами своей страны - принципиальными, изобретательными и умными.

В предисловии одной из книг Носов написал комментарий: «Перед тем, как читать эти рассказы и повести, подумайте о своих близких! Ведь это именно им придется туго, когда вы решите соорудить инкубатор или развести пчел, или, на худой конец, преподать собаке несколько уроков математики. А в том, что вы обязательно захотите все это сделать, никто и не сомневается. Николай Носов так заразительно умеет рассказывать о всяких разных делах своих героев, что просто невозможно устоять перед соблазном сделать все самому!»

В жизни Николай Николаевич был совершенно нетребователен. Ему было безразлично, что будет на обед или ужин. Он не любил покупать одежду. Некоторые говорили о его нелегком характере – да, он бывал непреклонен, а иногда и резок, отстаивая свое мнение по разным вопросам. Но не было более отзывчивого и простого человека, чем Носов, в общении с людьми и в быту. Окружавших Носова людей удивляла его особенная деликатность и доброта. Он был на редкость правдивым человеком. Ему были глубоко противны ложь, лицемерие и притворство. Он не любил обременять близких своими мелкими поручениями, сам покупал себе бумагу и печатал свои произведения. В жизни он казался невеселым и замкнутым человеком, при этом оставаясь редкостным фантазером. Его фантазия и подарила всем нам Незнайку и других коротышек – маленьких человечков ростом с огурец - с их увлекательнейшими путешествиями в Цветочном городе и даже на Луне.

Если в ранних повестях и рассказах маленькие читатели узнавали, как сварить кашу, построить инкубатор и научиться арифметике, то в трилогии о Незнайке Носов выводил их далеко за рамки житейского опыта. Автор наполнял свою трилогию массой научных сведений: от технических до космических.

На Луне в городе Давилоне издавалась газета «Для дураков». И каждый, кто покупал «Газету для дураков», покупал ее не потому, что считал себя дураком, а потому, что ему было интересно узнать, о чем там для дураков пишут. Невольно прослеживаются аналогии с современной прессой.

В описании злоключений Незнайки есть такой эпизод: на земле Незнайка жил в обществе равных, а на Луне впервые столкнулся с социальной несправедливостью.

Очередным этапом в творчестве писателя стало создание автобиографических повестей. «Тайна на дне колодца» – так называется повесть, которую он написал о себе самом, своем детстве и взрослении. «Повесть о моем друге Игоре» так назвал писатель произведение, посвященное своему внуку. Но книга могла быть названа «О друге Ване /Пете или Сереже», так как каждый мальчишка и девчонка узнавали на ее страницах черты своего характера, встречались со своими радостями и бедами, мечтами и надеждами.

Николай Носов с внуком.

В 1957 году авторитетный международный журнал произвел подсчет - произведения каких русских писателей чаще всего переводились на другие языки. Получился список, в котором третьим - вслед за Максимом Горьким и Александром Пушкиным оказался Николай Носов. Стараниями переводчиков его персонажи заговорили на многих языках мира. Даже по-японски. Так что, не стоит удивляться, увидев в Японии кафе «Незнайка».

В 1985 году был снят документальный фильм «Николай Носов».

Your browser does not support the video/audio tag.

Текст подготовил Андрей Гончаров

Использованные материалы:

Текст статьи «Носов Николай Николаевич», автор И.Казюлькина
Материалы сайта www.bibliogid.ru
Материалы сайта www.lib76.narod.ru

Повести:

Стихи и песенки
Винтик, Шпунтик и пылесос
Два друга
Незнайка учится
Незнайка-путешественник
Тайна на дне колодца
Мы и дети
Небольшая литературная энциклопедия
Бабушка Дина
Кванта смеха
Витя Малеев в школе и дома
Весёлая семейка
Дневник Коли Синицына
Приключения Незнайки и его друзей
Незнайка в Солнечном городе
Незнайка на Луне

Рассказы:

Три охотника
Бобик в гостях у Барбоса
Наш каток
Телефон
Пистолет
Бенгальские огни
Тук-тук-тук
Огородники
Про Гену
Клякса
Фантазёры
Мишкина каша
Огурцы
Живая шляпа
Затейники
Приключения Толи Клюквина
Чудесные брюки