Взаимосвязь методов общей и юридической психологии. Изучение личности биографическим методом включает. Методы юридической психологии

Введение

Современный этап борьбы с преступностью, решение проблем, связанных с процессами становления правового государства предполагают использование в правоохранительной и правоприменительной деятельности современных достижений различных наук, среди которых особое место занимает психологическая наука и ее прикладная отрасль - юридическая психология.

Потенциал - это виртуальный акт, то есть действие, которое еще не реально, так что может быть взаимосвязь с существом, которое должно быть и должно быть таким, или даже, как утверждает Васконселос: «лучшее качество физический мир зависит от его более полного соответствия метафизическому миру», также устанавливая отношение метафизики к идеологии.

Несколько современных философов обнаружили важные контексты, в которых нормативные и описательные неразрывно переплетены. В первом измерении лежит субъект, существование которого явно сложное, потому что он отличается от других, сохраняет свою личность, которая дает ему сложную идентичность, полную ценностей, и по этой причине является рациональным животным, которое отличает его от так как он обладает неограниченной и чрезвычайной способностью к состоянию самосознания и знания.

Модели повышения качества юридического образования исходят из общих алгоритмов совершенствования отечественной высшей школы и не всегда учитывают специфики юридического образования как важнейшего института воспроизводства отечественного правового сознания.

Юридическая психология как одна из отраслей психологического знания имеет множество точек соприкосновения с юридическими науками и выполняет функцию психологического обеспечения правовой деятельности.

В своем самосознании субъект рождается в социальной среде и начинает взаимодействовать с другими субъектами перед лицом еще одной сложности ценностей всего порядка. Чтобы сделать это, каждое существо должно жить в обществе, потому что оно живет в обществе, что мы строим социальную свободу. Социальный завет позволяет нам лучше понимать различия каждого из них, а также организацию самого общества, противоположность действовать против всей социальной организации - превращать ее в полный беспорядок, при этом множество людей, которые разделяют свои собственные идеи, проблемы, обычаи, среди многих других.

Поэтому подготовка юристов должна в числе прочих включать и основы юридической психологии. Это определяет актуальность темы исследования.

Целью работы будет исследование значения юридической психологии в подготовке и деятельности специалистов - юристов.

> Понятие юридической психологии

Юридическая психология - раздел психологии, предметом которого являются психологические особенности деятельности, связанной с правом: отправлением правосудия (поведение участников уголовного процесса), правомерным и неправомерным поведением (формирование личности преступника и особенности преступного поведения), работой сотрудников правоохранительных органов и других юридических служб.

Но возникает вопрос, что субъект, живущий в обществе, должен был специализировать свои знания, от категорий, которые лучше всего улучшают его в эволюции. Действительно, в третьем измерении мы находим категории, которые теперь являются институтами, теперь являются сегментами человеческого знания. Общество разделено на социальные группы и институты, которые отвечают за определенные цели, вот сама Психология, в стремлении наблюдать, объяснять, прогнозировать и изменять поведение социального субъекта, с которым Психология имеет задачу функционирования в качестве ресурса чтобы человек столкнулся с напряженностью, которой он подвергался.

Задачи юридической психологии:

Реализовать процесс соединения психологических и юридических знаний;

Облегчить профессиональным юристам осмысление особенностей психической деятельности субъектов правоотношений;

Обучить юристов методам и приемам психологии.

Юридическая психология позволяет юристу анализировать с психологической точки зрения поведение преступника, использовать психологические методы в следственной и судебной практике; совершенствовать методы эффективной организации пенитенциарной системы и т.д.

В третьих можно сказать, что они являются социальными структурами или их делением на категории, ориентированные на познавательный интерес, и могут быть найдены: педагогика, экономика, история, этническая принадлежность, среди прочего, которые квалифицируют человека на всю жизнь общества, при условии полной автономии.

И в четвертой квалификации будет закон, который, в свою очередь, является научно-культурным комплексом, который может быть известен под разными порядками. Закон - это человеческое и социальное измерение, которое включает в себя все дисциплины, то есть Закон использует все дисциплины для понимания.

Юристы осознали необходимость, что для глубокого понимания сущности базовых уголовно-правовых категорий (таких, как вина, цель, мотив) необходимы соответствующие психологические познания.

Предметом юридической психологии является изучение психических явлений, механизмов, закономерностей, проявляющихся в сфере действия права.

Для автономии научного исследования существует определенная сложность, поскольку в дополнение к подтверждению объекта исследования и эффективных методов он также должен быть независимым от других областей знаний. В случае психологии была сложная проблема, потому что с древности ее объект исследования был фрагментирован или разделен другими знаниями. Этот факт ставит Научную Психологию в дилемму, потому что, с одной стороны, она претендует на свое место между науками, а также своими специфическими компетенциями, с другой стороны, она не могла развиваться, не становясь ближе к биологическим и социальным наукам, что проблема междисциплинарности.

В развитии юридической психологии выделяют три основных этапа:

1. Первый этап - формирование проблематики юридической психологии и особенностей криминогенного поведения - XVIII в. и первая половина XIX в.

2. Второй этап выделение юридической психологии как науки - конец XIX - начало XX в.

3. Современный этап развития юридической психологии - с середины XX в. по настоящее время.

Но обозначение «психологии», а не психология, уже присутствует в связи с измерением психологических течений, которые охватывают множество знаний, что мы называем трансдисциплинарностью, хотя оно может быть передано другим знаниям, Юридическая психология, которая лучше всего переводится мультидисциплинарностью.

Тем не менее, существует процесс построения этих психологических знаний, чей кризис хорошо сформулирован в пост модернизме, то есть в кризисе субъективности, чья проблема теперь направлена ​​на присвоение поведенческого предложения. Даже с этой постоянной попыткой корректировки эта гармонизация не всегда достигается, и человек часто разочаровывается в своих целях, когда все, что ему нужно, расстраивается.

1-й эта развития юридической психологии совпадает с становление психологии как науки. На этом этапе ученые пытались осмыслить специфические задачи, которые не могли быть решены в рамках правоведения. Большое значение на этом этапе имели работы М.М. Щербатова (1733-1790), И.Т. Посошкова (1652-1726). И. Гофбауэр в работе «Психология в ее основных применениях в судебной жизни» (1808) и И. Фридрих в работе «Систематическое руководство по судебной психологии» (1835) впервые использовать данные психологии в расследовании преступлений.

Существуют различные типы разочарований, таких как разочарование, задержка и конфликт, и общество несет ответственность за многих из них, и есть много способов реагировать на них, таких как агрессия, перемещенная агрессия, фантазия, регресс, фиксация, апатия, рационализация, компенсации, прогнозирования и других.

Фрустрации, а также реакция на них, являются своеобразными. Каждый индивидуум будет вести себя очень странно перед лицом каждой ситуации, некоторые с уровнем толерантности намного больше, чем другие. Как бы то ни было, важно знать, как действовать перед лицом несчастья, иначе они станут триггерами для невротического поведения, которые дерегулируют не только человеческий разум, но также могут привести к серьезным физическим заболеваниям.

На втором этапе ученые И.М. Сеченов, В.М. Бехтерев, С.С. Корсаков, В.П. Сербский, А.Ф. Кони и др. использовали методы психологии, психиатрии и ряда юридических дисциплин (в первую очередь - уголовного права) для анализа сущности преступления и личности преступника. В это же время в юридической психологии появляются экспериментальные методы исследования. Большое значение имели исследования Ч. Ломброзо, который объяснял природу преступного поведения с позиции антропологии.

Современная наука основана на предположении, что человек может перестать быть просто зрителем природы и начать вмешиваться в природу, стремясь разместить его в своем служении. Однако научные процедуры, необходимые для достижения этого контроля, требуют полного отказа от субъективизма; с этой попытки ученые приходят к осознанию непрекращающегося приведения в действие отдельных и субъективных элементов.

Пытаясь узнать и контролировать свою собственную субъективность, человек перестает быть просто исследователем, чтобы стать возможным объектом науки. Наука, которая изучает человека и его поведение, намереваясь помочь ему достичь полноты человеческой жизни в социальной и индивидуальной сферах.

Большой вклад в понимание психологии поведения внесли З. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг и другие представители психоаналитической школы.

В начале XX в. формируется российская психологическая школа права во главе с Л. Петражицким.

3 этап развития и становления юридической психологии приходится на ХХ-ХХ1 вв. А советский период в России исследования по юридической психологии были остановлены и до середины 50-х годов развитие этой науки прервалось. В 1964 г. было принято Постановление ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию юридической науки и улучшению юридического образования в стране», которое восстановило юридическую психологию во всех юридических вузах страны. В мае 1971 г. в Москве состоялась первая Всесоюзная конференция по судебной психологии. Осенью 1986 г. в городе Тарту (Эстония) прошла Всесоюзная конференция по юридической психологии.

Хотя эта наука очень очевидна в наше время, озабоченность человеческим интерьером и тем, как человек взаимодействует с самим собой и с окружающей средой, в которой он живет, происходит от античности. Стоит вспомнить, что греки первоначально концептуализировали психологию как изучение души, из которой пришли психические процессы. Мозг, в свою очередь, рассматривался как простой посредник между душой и телом.

Позже, как уже упоминалось, психофизический дуализм Декарта ставит новые перспективы для оплодотворения психологии. Первый защитил идею о том, что ум новорожденного ребенка был своего рода пустой страницей, где все ощущения и восприятия были записаны в памяти, источник человеческого знания. Другой выступал за то, что ум был генератором идей, таким образом, независимым от стимуляции ощущениями. То есть, это была не память, а причина, основа человеческого знания.

В современный период развитие юридической психологии связано с работами Ю.В. Чуфаровского, М.И. Еникеева, В.В. Романова.

В юридической психологии используются как общенаучные методы. Так и специальные методы. К общенаучным методам относят: Диалектический метод, аналитический метод, системный метод и т.д.

Специальные методы разделяются на эмпирические и экспериментальные методы. К специфическим методам относят:

Но как насчет Закона и его взаимосвязи с психологией? Вначале мы представляем исследование работы Понтеса де Миранды в его «Регламенте права: эссе юридической психологии», которому мы можем понять гнозис между законом и психологией, интегрированный в западную мысль на время юриста, в что юридическая анатомия, физиология и психология полностью изучены, кульминацией которой является анализ эволюции юридического правила и органической доктрины закона, к которому присоединился Понтес де Миранда.

Понтес де Миранда, Закон охватывает и конденсирует для себя проблемы других наук, принимая во внимание обычай, опыт и знания человека, понимает его неоднородный объект для однородного содержания, что имеет большое значение для законов, которые помогут в принятии решений в выяснении и решающим.

· метод составления психологического портрета преступника;

· метод психологического анализа уголовного дела и составления рекомендаций следственно-оперативным работникам;

· метод судебно-психологической экспертизы;

· «следственный» или «розыскной» гипноз;

· метод выявления скрываемых обстоятельств, лжесвидетельства и др.

На самом деле существует большая связь между законом и общественными науками, поскольку они учитывают психологические исследования, метод и теорию, которые их затрагивают. Закон рассматривается как нечто неустойчивое, восприимчивое к изменениям, имеющее медленную и ощутимую эволюцию, и это является отражением эволюции самого общества, которое представляет собой изменчивость в культуре, богатстве и самой цивилизации. Закон как рациональная наука должен иметь последовательное и однородное применение, которое учитывает другие отрасли науки, имеет реальную проблему в дополнение к таким нормам, которые, согласно определенным принципам, могут передавать через законы, их проявления и эфемерности его эволюции.

В юридической психологии выделяют такие разделы как правовая психология, криминальная психология, следственно-оперативная психология, судебная психология, Психология исправительной деятельности.

Правовая психология - раздел юридической психологии, изучающий психологические закономерности правовой социализации личности.

Закон охватывает и кристаллизует обычные акты, выражая таким образом коллективное мышление. Письменный закон, восприимчивый к изменениям и нарушениям, является наиболее конкретной формой демонстрации обычаев, которая копирует свои психологические следы, формируя коллективную волю, которая определяет закон. В свое время Понтес де Миранда видит Закон как подчиненный Церкви, низший, формируется в соответствии с интересами Церкви, которая наполняет форму, пределы и движение. Учреждения, которые существуют как церковь, имеют целью доминировать над людьми, отдавая это превосходство классу, который обладает только духовной областью.

Криминальная психология - раздел, изучающий психологические особенности личности преступника а так же особенности отдельных видов преступлений.

Следственно-оперативная психология - раздел юридической психологии, изучающий психологические аспекты раскрытия и расследования преступлений.

Судебная психология - раздел, изучающий психологические аспекты судебного разбирательства, проблемы судебно-психологической экспертизы.

Существует великая связь и контраст между индивидуумом и коллективной психикой, являясь объектом чего-то, что следует из естественного процесса, находясь под влиянием социальных групп между собой движений, которые они оказывают. Неизвестно, где есть связь, влияние и разделение между социологией, психологией и правом. Вместе они дополняют друг друга и объясняют жизнь. Жизнь физико-химическим, духом физиологическими законами и обществами психическими и экономическими явлениями.

Он относится к вопросу об индивидуальной ответственности, который делает закон возможным и представляет собой социальный фактор прогресса. Он также подчеркивает цель закона: устанавливать общественный порядок, уравновешивать интересы. Наконец, автор спрашивает, что является основой закона с научной точки зрения. Говорят, что это создание коллективного мышления, теория воли, таким образом связывает Закон и психологию. Закон рассматривается как нечто подражательное, которое не способно создавать свои собственные законы и правила, которые нужно копировать в старых моделях, в настоящее время и в его собственных, но всегда принимая во внимание обычаи.

Психология исправительной деятельности - раздел изучающий психологические проблемы исполнения уголовного наказания.

(страница 1 из 13)

1. Юридическая психология как наука

Как наука юридическая психология появилась в начале XX в. под названием психология следственной деятельности, или судебная психология. В конце 1960-х гг. ее было предложено переименовать в юридическую психологию, так как со временем вопросы, которые изучает эта наука, стали касаться не только следственной и судебной деятельности, но и тех областей знаний, которыми занимаются в более узком плане криминология (профилактика преступности), виктимология (изучение и типирование жертв преступлений) и т. п.

Мы можем видеть в законе мысль о обычае общества, его мудрости и добра, даже невежестве и грубости, когда он способен ранить и убивать себя. Правильно, что человек может воспринимать и учитывать особое влияние людей, их культуру, традиции, условия, красоту и силу и даже самые дефектные и жестокие. Закон, наконец, представляет собой набор правил и норм, который приспосабливается и колеблется в соответствии с интересами доминирующей группы, не имея в качестве основной цели представление интересов народа.

Во второй части Понтес де Миранда устанавливает связь между социальными науками, юридической наукой и психологией с социальными фактами. Для этого социальные факты являются реальными очагами облучения, которые изучаются различными науками в нескольких аспектах. Наука, несмотря на широкие ее области, не может одновременно изучать развитие и последствия факта.

Сфера интересов юридической психологии направлена не только на пути и способы выявления преступников и психологическое обоснование мотивов их деяний, но и на выявление причин и условий, способствующих преступной деятельности, профилактике преступлений и правонарушений среди населения, что невозможно сделать без отличного знания и понимания психологии людей.

Юридическая психология основывается как на общих психологических и биологических знаниях, так и на узком спектре юридических наук, поскольку представляет собой тесное сплетение психологии и юриспруденции. Как психологическая наука юридическая психология рассматривает все изучаемые вопросы с точки зрения психологии, как юридическая наука она имеет предметом изучения правовые аспекты.

Можно дать определение: юридическая психология изучает психические закономерности психологических знаний, которые применяются в области правового регулирования и юридической деятельности.

Любому специалисту, работающему в области юриспруденции, знание психологии необходимо как для того, чтобы понять сущность базовых уголовно-правовых категорий, к числу которых относятся мотив, цель преступления и личность самого преступника, так и для того, чтобы работать с максимальной отдачей и пользой для общества. Структура юридической психологии определяется кругом изучаемых ею проблем, которые относятся к области правового регулирования.

Крупными разделами юридической психологии являются психология: правовая, криминальная, уголовного судопроизводства, судебной деятельности, исправительная, гражданско-правового регулирования.

2. Предмет юридической психологии, ее цели и задачи

Юридическая психология носит интегративный характер, так как находится на стыке юриспруденции и психологии. В состав юридической психологии входят правовая психология, которая занимается изучением правовой социальной регуляции поведения человека и психологией правосознания; криминальная психология, направленная на изучение всех психологических аспектов совершения преступления; психология уголовного судопроизводства, разрабатывающая вопросы психологии следственных действий и производства судебно-психологической экспертизы; психология судебной деятельности, рассматривающая аспекты психологии уголовного судопроизводства; исправительная психология, занятая вопросами психологии осужденных и психологическими аспектами реабилитации освобожденных лиц; психология гражданско-правового регулирования, рассматривающая аспекты психологии гражданского судопроизводства.

Основой предмета юридической психологии являются существующие взаимосвязи, явления и механизмы, характерные для преломления правовых норм в социуме в целом и в сознании каждого конкретного человека.

Предметом юридической психологии являются психологические аспекты деятельности юридических, государственных, хозяйственных органов и общественных организаций, а также правовые аспекты образа жизни и поведения граждан и социальных групп.

Важнейшая цель юридической психологии – построение правового общества и государства. Основные задачи юридической психологии: осуществление научного синтеза психологических и юридических знаний и раскрытие психолого-юридической сущности базовых правовых категорий; обеспечение всех лиц, работающих в правоохранительной системе, достоверными психолого-юридическими знаниями для максимального и четкого понимания ими объекта своей профессиональной деятельности – поведения человека; повышение профессионального и психологического развития работников юридических органов; изучение криминальной деятельности субъектов правоотношений и их психических состояний в многочисленных ситуациях правоприменения и правоохранения; разработка психологически обоснованных способов повышения эффективности решения профессиональных задач и выработка рекомендаций, направленных на улучшение правового регулирования в социуме.

3. Методы юридической психологии

Юридическая психология изучает характерные для социальной психологии массовидные явления (общественные, коллективные, групповые цели, интересы, запросы, мотивы, мнения, нормы поведения, обычаи и традиции, настроения и т. п.); межгрупповые, межличностные, личностно-групповые взаимоотношения; личностные социально-психологические явления. Для их адекватного понимания юридическая психология использует стандартные исследовательские методы: структурный анализ, структурно-генетический анализ, естественный эксперимент, беседу, изучение гражданских и уголовных дел, биографический метод, обобщение независимых характеристик, изучение отдельного случая.

Метод структурного анализа является общим методом, направленным на выявление структурно-функциональных зависимостей в исследуемом феномене; в юридической психологии он применяется для разработки личности преступника.

Метод структурно-генетического анализа предполагает доскональное исследование возникновения и развития изучаемого объекта; таковым объектом может быть как преступник, так и совершенное им преступление.

Метод естественного эксперимента предполагает погружение исследуемого лица в условия эксперимента, которые данное лицо воспринимает как реально происходящее событие; при расследовании уголовных дел для этого используется метод следственного эксперимента.

Метод беседы предполагает доверительное общение с изучаемым лицом путем косвенных вопросов; используется как для допросов участников судебного процесса, так и для опросов свидетелей на месте происшествия.

Метод изучения гражданских и уголовных дел, следственных и судебных ошибок применяется для полного и скрупулезного изучения личности преступника, жертвы, свидетелей.

Биографический метод предполагает изучение личности исследуемого лица по его биографии и принадлежащим ему документам.

Метод обобщения независимых характеристик предполагает изучение характеристик (служебных, творческих и т. п.) для психологически обоснованных выводов о личности изучаемого лица.

Метод изучения отдельного случая предполагает углубленное изучение какого-то социально-психологического явления на конкретном примере.

4. Правосознание и юридическая психология

Юридическая психология основывается на глубоком знании психологических процессов, происходящих в организме индивида, и процессов, происходящих в социуме, в котором действует и мыслит каждый индивид. Юридическая психология изучает отражение в сознании людей правовой стороны общественных процессов и психологическое восприятие людьми применяемого права и законотворческих инициатив, т. е. индивидуальное и социальное правопонимание.

Правопониманием принято называть представление о том, что представляет собой право как теоретически, так и практически. Поскольку в каждом обществе складывается определенный образ права, который зависит больше всего от практического применения, то и вариантов понимания права существует столько же, сколько типов цивилизации.

В социальном плане отношение человека к праву зависит от многих причин: от экономической, политической ситуации в стране, от качества законодательства, от должностных лиц, которые решают правовые вопросы. Это отношение может быть положительным (человек понимает необходимость и ценность права) или отрицательным (человек считает право бесполезным и ненужным). Право существует как объективный факт, к которому люди применяют субъективную оценку. Эта субъективная реакция на право называется правосознанием .

В юридической психологии право рассматривается как фактор уравновешивания личных и общественных интересов, который регулирует социальное поведение личности. Правосознание влияет на всю общественную жизнь. Поэтому оно включено в механизм правового регулирования как одно из средств воздействия на общественные отношения. В этом регулировании его роль не ограничена какой-либо одной областью правового воздействия. Оно присутствует во всех элементах правового регулирования – нормах права, правоотношениях, актах реализации права, и на всех стадиях этого процесса – как в правотворчестве, так и в реализации права.

Право является основным средством регулирования поведения личности в социуме и реализует общественные воззрения на справедливость и социальную целесообразность. Поведение индивида подвергается оценке с нравственной и правовой позиций, а реализация принципов права способствует прогрессу общества.

5. Правовая психология общностей

Юридическая психология рассматривает вопросы развития и существования больших социальных систем – общества в целом, основных общественных классов, а также широких этнических общностей (нация, народность). В больших социальных системах существуют свои законы отношений между людьми или между группами людей, которые необходимо знать, чтобы понимать сущность имеющих место правонарушений.

Отдельные общественные структуры могут болезненно относиться к своему положению в социуме. Возникающее чувство несправедливости и неудовлетворенности этим положением могут приводить к росту социального недовольства и открытым взрывам, выражающимся в протестных действиях, нередко общественно опасных. Общественно опасными являются народные бунты, военные мятежи, террористическая деятельность наиболее радикальных социальных групп и отдельных индивидов.

Юридическая психология скрупулезно рассматривает преломление общественных движений в сознании отдельного индивида, просчитывает возможности появления протестного поведения в той или иной социально значимой ситуации, ищет пути смягчения социального недовольства и меры профилактического воздействия на настроения людей для предотвращения антисоциального поведения.

В некоторых случаях юридической психологии приходится сталкиваться со случаями правового нигилизма со стороны больших социальных групп. Правовой нигилизм может проявляться в теоретической (идеологической) и практической формах.

В первом случае это теоретическое, т. е. умственное отрицание права как особой ценности, замена его другими важными для человека аспектами бытия или интересами. Во втором случае происходит реализация таких взглядов и учений на практике, что приводит к массовому террору в государстве, строительству тоталитарного государства, многочисленным жертвам, превращению правящей элиты в преступную клику и появлению массового правового нигилизма. Юридическая психология стоит на страже законности и ищет способы такой организации общества, когда подобные явления могут быть предотвращены.

6. Правовая психология личности

Основным предметом изучения юридической психологии является личность, поскольку хотя индивид является членом какой-то социальной группы, но прежде всего это живой человек со своими психологическими особенностями, социальным положением, биографией, склонностями и противоречиями.

С юридической точки зрения поведение людей может быть правомерным, неправомерным и юридически безразличным. Последнее никаких правовых последствий не порождает и никаким юридическим оценкам не подлежит. К правовому поведению относятся только два вида – правомерное и противоправное, и суть их состоит в следовании требованиям правовой нормы или же ее нарушении.

Признаки правового поведения:

1)?социальная значимость;

2)?подконтрольность сознанию и свободной воле лица;

3)?вхождение в правовую сферу;

4)?подконтрольность юрисдикции государства;

5)?порождение юридических последствий.

Правомерное поведение всегда является желательным и допускаемым, а потому гарантируемым и охраняемым государством. Подавляющий объем правового поведения приходится на долю правомерных поступков. Добросовестный труд, образование, участие в решении государственных дел и многие другие формы общественной активности реализуются в актах правомерного поведения.

С правомерным поведением связываются все многообразные юридические последствия, кроме неблагоприятных (возложение ответственности, применение других принудительных мер). В зависимости от количества и качества вложенного труда, соблюдения государственной дисциплины, уровня выполнения должностных обязанностей, участия в общественной жизни лицо может претендовать на получение определенных материальных и идеальных благ.

Юридическая психология рассматривает аспекты правомерного и неправомерного поведения в определенном разрезе: неправомерное поведение изучается для понимания психологии преступника и поиска методов выявления преступных элементов, а также для профилактики неправомерного поведения в обществе; правомерное поведение рассматривается применительно к должностным обязанностям работников правоохранительных органов для повышения их профессиональной подготовки и соблюдения ими правовых норм при выполнении своей работы.

7. Правовая социализация

Правовая социализация неотделима от личного и общественного правосознания. Чем выше уровень развития правовой психологии общества, социальной группы, отдельного коллектива, тем более высоко соответствие социально-психологических явлений представлениям о правовом обществе, тем более широко распространено правомерное поведение всех членов общества, т. е. тем более стабильно само общество.

Правосознание как показатель развития включает в себя общественное правосознание (правовые явления, характерные для всего социума), групповое правосознание (правовые явления отдельных социальных групп и классов), индивидуальное правосознание (восприятие личностью норм применяемого права), которое разветвляется на элементарный уровень (согласование конкретного поведения с нормами правового поведения) и высший уровень (взгляды на правовую систему в целом).

Согласно осознанию правовых норм складывается модель общественного (социального) поведения, т. е. происходит правовая социализация – регулирование поведения группы лиц или индивида соответственно существующим в социуме законам. В юридической психологии позитивное социальное поведение называют правоприменительным и оно может быть правоисполнительным (потребности индивида совпадают с нормами права), правопослушным (цели и средства достижения целей совпадают с общественными требованиями) и законопослушным (потребности, интересы, стремления индивида не совпадают с общественными требованиями, но индивид вынужденно соблюдает нормы права). Негативное социальное поведение выражается в нарушении норм права. Степень нарушения зависит от уровня правовой просвещенности личности.

Индивид с высоким уровнем правовой социализации (т. е. живущий согласно нормам общества) должен знать законы; понимать необходимость правомерного поведения; желать и уметь использовать правомерное поведение; постоянно соблюдать правовые нормы; не подпадать под влияние криминогенных соблазнов.

Правовая социализация личности начинается с момента рождения человека и напрямую зависит от воспитания. Чем выше моральные и правовые основы, заложенные воспитанием, тем правильнее происходит социализация личности, а нормы права становятся для индивида непререкаемым авторитетом.

8. Социально-психологические особенности личности

Личность человека формируется в результате воздействия среды (общества) на конкретное мыслящее живое существо. Бихевиористы сводили развитие личности к закреплению положительных ответов индивида по схеме «стимул – реакция» и видели в поведении человека только смену ролей (репертуар поведения по Б. Скиннеру).

Однако получая от коммуникаций с другими людьми и группами людей характерные для них установки, личность сама решает, что ей выбрать, а от чего отказаться. Личность свободна в выборе и является не только объектом, но и субъектом общественных отношений.

Личностью принято называть конкретного человека, представителя определенного государства, общества и группы (социальной, этнической, религиозной, политической, половозрастной и т. д.), который способен осознавать свое отношение к окружающим его людям и социальной действительности, включен в отношения с этой действительностью, занят определенным видом деятельности, наделен индивидуальными и социально-психологическими особенностями, т. е. уникален.

Уникальность личности определяется своеобразием физиологии высшей нервной деятельности, анатомическими и физиологическими особенностями организма, воспитательным влиянием окружающей среды и общества, профессиональной сферой деятельности индивида. Биологически особенности личности основаны на специфике функционирования нервной системы человека, анатомические и физиологические особенности накладывают отпечаток на психическую деятельность и поведение.

Окружающая среда и социум влияют на предпочтительный выбор человеком стиля и цели жизни, причем, пребывая внутри общества, человек усваивает характерные для данного общества предпочтения в области морали, политики, быта, религии и т. п. На человека влияет как общество в целом (макросреда), так и группы социума, в которые индивид входит (семья, школа, рабочий коллектив и т. п.) – т. е. микросреда. Огромное значение для развития имеет профессиональная деятельность (труд), которой занят человек. Профессиональная деятельность (а также творчество) способствует самовыражению и самореализации личности.

9. Структура личности

Структурой личности принято называть совокупность социально-психологических характеристик личности, которые дают личности возможность занимать в обществе определенное место и играть в нем определенную социальную роль. Структура личности зависит от особенностей происходящих в организме психических процессов, врожденных или приобретенных в процессе взаимодействия с внешней средой свойств и состояний. Психические свойства формируют поведение личности, профессиональные навыки, способ разрешения конфликтных ситуаций. Среди психических свойств личности принято выделять направленность, темперамент, характер и способности.

В юридической психология для описания структуры личности используется пришедшее из психоанализа представление о послойной структуре личности. Согласно воззрениям И. Хофмана и Д. Брауна личность включает в себя два слоя – внешний и внутренний. Внешний слой составляют воспринятые личностью и выработанные ею идеалы, внутренний слой образуют скрытые или глубинные инстинкты (влечения).

Согласно Р. Клягесу личность и характер человека включают три порядка составляющих – материю, структуру, движущие силы . По Р. Кеттелу структура личности образована тремя группами характеристик – интересами, способностями, темпераментом. Согласно С. Л. Рубинштейну – направленностью (сюда включены установки, интересы, потребности), способностями, темпераментом и характером.

Наиболее широкое распространение получила точка зрения интеракционистов, которые выделяют вслед за Дж. Мидом, выдвинувшим данное представление, три части личности: I (английское «Я» , аналог Эго), внутреннее наполнение личности, по природе импульсивное, непосредственно откликающееся на воздействия, по определению интеракционистов – творческое начало личности, ее движущая сила; (русский аналог – меня , в смысле каким меня должны видеть другие), выполняющее функцию социального контроля для успешного поведения; self («я сам» , личностное «Я»), объединяющее рефлексивное и импульсивное я , т. е. полноценное «Я» .

Если перевешивает I , могут возникать отклонения от нормы, если перевешивает , человек склонен к слишком сильному самоконтролю, только единство в self позволяет личности быть гармонично развитой.

10. Конституция и психотип человека

Люди разной физической конституции отличаются различным психологическим складом и разными типами поведения. Кречмер выделил три типа строения тела: пикник, атлет, астеник; Шелдон определил типы строения тела как эндоморф, мезоморф, эктоморф.

Эндоморфу (пикнику) соответствует расслабленность в осанке и движениях, замедленные реакции, социализация пищевой потребности, социофилия, приветливость, жажда похвалы и одобрения, ориентация на других людей, стабильность эмоциональных проявлений, терпимость, безмятежная удовлетворенность, глубокий сон, бесхарактерность, легкость в общении и выражении чувств, экстраверсия, потребность в людях в тяжелую минуту, ориентация на детство и семейные отношения. Внешне это плотно сложенные люди с мягкими обтекаемыми формами, склонные к полноте, которые любят отдых больше физической нагрузки.

Мезоморфу (атлету) соответствует уверенность в осанке и движениях, любовь к физическим нагрузкам и приключениям, энергичность, потребность в движениях, стремление к господству, склонность к риску, решительные манеры, храбрость, агрессивность в соревновании, эмоциональная черствость, клаустрофобия, отсутствие жалости и такта, громкий голос, безразличие к боли, шумливость, экстраверсия, тяга к действию в тяжелую минуту, ориентация на юношеские цели и занятия. Мезоморфы выглядят старше своих лет, подтянуты, у них ярко выраженная мускулатура, широкая грудная клетка, уверенные движения.