Дифференциальная психология это что такое Дифференциальная психология: определение — Психология.НЭС. Смотреть что такое "дифференциальная психология" в других словарях.

Дифференциальная психология

- (от лат. differentia - различие) - отрасль психологии , изучающая психологические различия как между индивидами , так и между группами людей, причины и последствия этих различий. Предпосылкой возникновения Д. п. явилось внедрение в психологию эксперимента , а также генетических (см. ) и математических методов. Д. п. складывалась под непосредственным воздействием практики - педагогической, медицинской и инженерной. Начало ее разработке положил Ф. Гальтон , создавший ряд приемов и приборов для изучения индивидуальных различий, в том числе для их статистического анализа (см. ). Термин «Д. п.» ввел немецкий психолог В. Штерн в работе «О психологии индивидуальных различий» (1900). Первыми крупными представителями нового направления были А. Бине , А. Ф. Лазурский , Дж. Кеттел и др. Основным методом Д. п. стали (см. ) - сперва индивидуальные, а затем групповые, - используемые для определения умственных различий, а с изобретением тестов проективных - для измерения интересов , установок , эмоциональных реакций. Путем обработки тестов методами факторного анализа выявляются факторы, сигнализирующие об общих свойствах (параметрах, измерениях) интеллекта или личности . На этом основании определяются количественные вариации в психологических свойствах отдельных индивидов. В зарубежной психологии наибольшую известность приобрели:

Пространственные тесты: обычно они требуют, чтобы люди формировали и использовали ментальные образы, представляющие двух - или трехмерные объекты, мобильные или неподвижные.

  • Вербальные тесты: они связаны с определенным мастерством лексикона и синтаксиса.
  • Численные тесты: Обычно они связаны с использованием арифметических отношений.
Эти пространственные тесты, вербальные или численные, часто описываются как тесты на пригодность, а тесты интеллекта нацелены на более фундаментальные или глобальные различия в обработке информации, которые будут считаться более фундаментальными, если они относятся к Например, субъекту будет предложено обнаружить и использовать законы, регулирующие изменения в абстрактных чертежах серии или таблицы.

1) теория двух факторов Ч. Спирмена , согласно которой в каждом виде деятельности представлен как общий для любой из них фактор, так и специфический, необходимый только для данного вида деятельности (например, для решения математических задач, литературного творчества и т. п.);

2) мультифакторные теории (Л. Тёрстоун , Дж.

Эти тесты в принципе невербальны и могут в какой-то мере рассматриваться как независимые от культуры. Более того, различия, выявленные с помощью тестов интеллекта, будут считаться более глобальными, если в этих тестах будет использоваться более или менее разнообразный набор тестов с использованием различных кодировок и методов лечения.

Анкеты

Вторая категория тестов может быть установлена ​​с теми, кто чувствителен к индивидуальным различиям в способах ориентации и контроля поведения, наиболее очевидными из которых являются мотивы, интересы и отношения. Досуговую деятельность, профессиональную деятельность и мнения, а также большое количество вопросников и шкалы отношений, в которых упрощенные формы используются в опросах, но можно попытаться достичь более фундаментальных и общих детерминант Ориентация и контроль трубопроводов. Используются темпераменты или тесты личности, которые могут быть нескольких типов.

Гилфорд и др.), отрицающие общий фактор и полагающие, что имеется широкий спектр первичных умственных способностей (скорость восприятия , ассоциативная и др.). Как бы ни совершенствовались тесты и их статистическая обработка, они сами по себе не способны объяснить причины психологических различий. Вопрос об этих причинах на протяжении всей истории Д. п. служит предметом острых дискуссий. В зарубежной Д. п. долгое время господствовало убеждение в биологической предопределенности способностей и характера человека. Решающее значение приписывалось при этом наследственности и созреванию организма, а зависимость индивидуально-психологических особенностей от образа жизни личности, социально-экономических и культурных условий ее развития игнорировалась. В настоящее время для Д. п. характерно интенсивное развитие новых подходов и методов, как экспериментальных, так и математических. Наряду с различиями между индивидами в умственном отношении широко исследуются различия в творческих и организаторских способностях, в общей структуре личности, в мотивационной сфере. Важное место отводится выявлению корреляций между психологическими свойствами, с одной стороны, физиологическими и биохимическими - с другой. Факты и выводы, полученные Д. п., имеют важное значение для решения многих практических задач ( и персонала, диагностика и прогностика развития отдельных свойств, склонностей, способностей индивидов и др.).

Социальная значимость дифференциальной психологии

Истину свидетельства можно в определенной степени контролировать вопросами, в которых очень маловероятные ответы даются людям, чтобы дать хорошее мнение о себе. Некоторые психологи считают, что структурирование ответов отражает структурирование личности человека.

  • Среди наиболее широко используемых шкал те из Ганса Эйзенка и Раймонда Кэттелла.
  • В целом авторы проективных тестов не используют психометрические методы.
Тот факт, что люди психологически разные, является ежедневной необходимостью, и научное изучение этого факта приводит сначала к введению модуляции в наблюдения и законы общей психологии, но также приводит к новым путям Адаптация разных людей может быть осуществлена ​​различными процедурами, и среднее число наблюдений, сделанных по группе лиц, может в некоторых случаях быть далеко не единым общим законом, ни одна из этих процедур.


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Дифференциальная психология Этимология.

Происходит от лат. differentia - разность, греч. psyche - душа + logos - учение.

Автор.

Термин введен В.Штерном в 1900 г.

Категория.

Раздел психологии.

Структурные модели, переменные которых генерируются отдельными различиями, служат средством понимания взаимосвязи между множественными и не-независимыми детерминантами поведения. Эти модели принципиально отличаются от тех, которые используются в экспериментальном анализе. Они более приемлемо представляют реальные условия, при которых поведение определяется, и результаты более легко обобщаются. Факт индивидуальных различий также имеет большое значение в общественной жизни. Это, вероятно, тот вес, который всегда имели пристрастия к дифференциальной психологии, но можно также спросить, не препятствует ли эта важная роль социальных долей или нарушает научные исследования отдельных различий.

Специфика.

Занимается изучением индивидуально-психологических различий. В качестве объекта изучения могут выступать как конкретные индивиды, так и разные социальные, классовые, этнические, возрастные группы. Чаще всего в центре исследования стоят личностные и интеллектуальные особенности индивида.


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

В самом деле, появление и развитие таких исследований можно рассматривать как вторжение и даже в качестве опасности со стороны школ мысли, которые, хотя и могут выступать против, разделяют убежденность в том, что мужчин можно свести к государственному совершенно одинаковых пешек. Теперь, чтобы установить, что люди разные, разве это не было бы в пользу определенной формы социальной организации, которая будет представлена ​​в результате этих различий? Очевидно, существует путаница между фактом и законом, которые неконтролируемые экстраполяции Фрэнсиса Гальтона могут только поддерживать.

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

(англ. differential psychology ) - раздел психологии, изучающий между людьми. Термин Д. п. введен нем. психологом В . Штерном (1900). Д. п. изучает как психологические различия конкретных индивидов, так и типологические различия психологических проявлений у представителей разных социальных, классовых, этнических, возрастных и др. групп. Сравнительному исследованию чаще всего подвергаются личностные и интеллектуальные особенности индивида, изучаемые в эксперименте, определяемые с помощью наблюдения , тестов или анализа результатов самонаблюдения . Одна из важных задач современной Д. п., ранее часто ограничивавшейся описанием характера и диапазона индивидуально-психологических проявлений, заключается в выделении наиболее существенных параметров организации психической деятельности (измерений, факторов), от которых зависит индивидуально-типологическая характеристика субъекта. Для понимания причин и условий возникновения индивидуально-психологических различий важно изучение их нейрофизиологических факторов в виде основных свойств н . с .; это изучение ведется ныне в рамках дифференциальной психофизиологии , возникшей благодаря работам Б . М . Теплова и его сотрудников (см. Небылицын В . Д .) на базе концепции типов и свойств н. с. И . П . Павлова .

Понятно, что выбор системы ценностей и социальной организации, которая ее отражает, не является научной проблемой. Именно от имени таких ценностей можно решить, что евгеника не будет применяться к человеку и что все граждане, какими бы они ни были, будут иметь одинаковые права в городе. Тем не менее, в контексте этих выборов и социальной организации, которая их выражает, никто не может ничего сделать, что люди не являются совершенно аморфными и взаимозаменяемыми жетонами, Образование или перевоспитание могут формировать или изменять и адаптировать их индивидуально к требованиям любого социального варианта.

Современная Д. п. широко применяет развитый математико-статистический аппарат, в т. ч. методы корреляционного, регрессионного, дискриминантного и факторного анализов . Данные Д. п. имеют важное прикладное значение для практики обучения, воспитания, психиатрических и психотерапевтических воздействий, определения профессиональной пригодности , профотбора и профориентации .

Выбор является универсальным социальным фактом, и лучше практиковать его посредством процедур, которые могут обсуждаться, потому что они Являются ясными, только процедурами, основанными на субъективных критериях или сетях влияния, которые, как ни парадоксально, ускользают от критики, потому что они менее определены.

Сейчас мы наблюдаем возвращение маятника. Пятьдесят лет культурологической психологии и пятидесятилетнего экстремистского феминизма не смогли устранить психологические и поведенческие различия между мужчинами и женщинами. Мы все выступаем за равенство, но за сходство мы вернемся.


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Философская энциклопедия - раздел психологии, занимающийся изучением индивидуально психологических различий. Сам термин дифференциальной психологии был введен в 1900 г. В. Штерном. В качестве объекта изучения могут выступать как конкретные индивиды, так и разные… … Психологический словарь

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Дайте грузовики маленьким девочкам на песке и понаблюдайте за их поведением: будут ли они, как и мальчики, строить скачки, чтобы узнать, какой грузовик выйдет самым удаленным из песочницы, нарушая работу двигателей Или они собираются строить дорожки внутри площади, и водители грузовиков разговаривают друг с другом, когда они встречаются, и позволяя моторам мурлыкать?

Дарите куклы мальчикам и наблюдайте за ними. Несмотря на то, что может быть, конечно, исключения, было бы иллюзией, и все антинаучные факт, верить, что генетический, гонад, гормональные, анатомические и мозг не возникают в раннем возрасте и не влияют Психология и поведение мужчин и женщин. Если дифференциальная гендерная психология прошлого столетия допустила ошибку в использовании человека в качестве нормы, чтобы уметь ухаживать за женщиной и заключать в тюрьму ее в подчиненных ролях, ограниченных беременностью, воспитанием детей и продуктами питания, Было бы также неверно полагать, что мы идентичны.

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Психология дифференциальная

Психология дифференциальная - раздел психологии, предметом изучения которого является исследование различий, проявляющихся у представителей разных социальных, классовых, этнических, возрастных и других групп. Предпосылкой к формированию дифференциальной психологии стало внедрение в психологию экспериментальной практики, генетических и математических методов. Начало разработки концепции дифференциальной психологии было положено Фрэнсисом Гальтоном, который создал ряд приемов и приборов для изучения и статистического анализа индивидуальных различий. Термин «дифференциальная психология» появился в 1900 году благодаря работе немецкого психолога Уильяма Штерна «О психологии индивидуальных различий». Основной метод дифференциальной психологии - тестирование, которое сначала проводилось как индивидуальное, а затем перешло и к групповой форме, что позволило устанавливать умственные различия. Изобретение проективных тестов решило задачу измерения интересов, установок и эмоциональных реакций. Зарубежная дифференциальная психология на протяжении долгого времени приписывала решающую роль в формировании способностей и характера человека биологическому фактору - при этом социально-экономические и культурные условия полностью игнорировались. На современном этапе дифференциальная психология обладает рядом инструментов, которые позволяют исследовать как умственные отношения между индивидами, так и различия творческих и организаторских способностей, в общей структуре личности, мотивационной сфере. Благодаря данным, полученным в процессе изучения дифференциальной психологии, становится возможным решать многие практические задачи в смежных областях - например, при отборе и обучении персонала. дифференциальный психология тестирование

Усилия, предпринимаемые культурным и феминизмом для ликвидации сексизма и сексуальной дискриминации, не сделали мужчин такими же, как женщины, или наоборот. Мужчина и женщина равны, но разные, качественно, а не количественно. Откройте для себя наши книги такие различия Джо Таненбаум, Человек с Марса, женщины с Венеры происходит от Джона Грея Определенно, вы не понимаете меня Дебора Таннен, Секреты мужчин Барбара Динджелис являются всего лишь несколько примеров Из книг, которые были написаны о психологических и поведенческих различиях между мужчинами и женщинами.

Дифференциальная психология - отрасль науки, изучающая индивидуальные различия психики индивидов и групп людей, а также природу, источники и последствия этих различий. Это наука о закономерностях психического варьирования.

Индивидуализация есть свойство всего живого.

Индивидуальные различия психики присущи не только людям, но и всему животному миру, причем нередко внутривидовые различия превосходят межвидовые. Так, например, самая умная крыса может в одной и той же ситуации научения действовать эффективнее, чем самая глупая обезьяна, стоящая выше крысы на эволюционной лестнице.

Согласно Таненбауму, существует четыре способа восприятия реальности: физические, эмоциональные, интеллектуальные и духовные. В то время как женщины могут более легко перемещаться из одного режима в другой, человек будет более комфортным в физических и интеллектуальных режимах. Человек, например, имеет грустные или счастливые мысли и выражает свои чувства своим телом; Действие - это приоритет человека. Женщина со своей стороны чувствует грусть и может даже испытывать эмоции, без всякой причины, что очень трудно понять для человека.

В то время как человек выражает свою духовность физическим или интеллектуальным образом, женщина живет и описывает свой духовный опыт непосредственно, эмоционально; Отношения между ним и окружающей средой являются приоритетом женщины. Для человека эмоция - это выражение проблемы, конфликта; тогда ему нужно найти источник эмоций, чтобы он исчез и восстановить мир его духа. Для женщины эмоция становится предлогом для отношений; Она хочет выразить это, поделиться им и получить эмоции других взамен. Если женщина выражает эмоции человеку, он автоматически воображает, что он является частью проблемы, что он является причиной или причиной эмоций; он может тогда реагировать защитой или предлагать решения для решения того, что он воспринимает как проблему.

Человек предстает в первую очередь как индивидуальность.

В каждом человеке есть то, что является общим для всех людей, то, что роднит его с некоторыми из них, и то, что присуще только ему одному.

В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с явлениями индивидуальных различий, осуществляя житейскую психодиагностику людей, с которыми взаимодействуем.

Именно это заставляет женщину верить в то, что человек стремится «отремонтировать» ее или что он всегда стремится иметь последнее слово, поскольку это переводит эмоции в интеллектуальные термины. Человек работает рационально и последовательно, он хочет заниматься любовью одинаково: желание - причина, ласки и «питоны» - это средства, взаимный оргазм - это цель. Работая линейным способом, человек обычно будет менее гибким, когда женщина хочет изменить это планирование, чтобы добавить пряность в отношениях: говорить о любви, но не делать этого; Ласкать, прикоснуться, но не обязательно нацелиться на одновременный оргазм через проникновение.

До недавних пор психология, подобно каждой молодой науке, стремилась к выявлению общих закономерностей психического, к разработке проблем с общих позиций. И в поисках общего, как правило, утрачивалось своеобразие индивидуального. Однако каждый исследователь сталкивался с индивидуальными вариациями психического, которые сначала рассматривались как источник ошибок наблюдения, а затем из этого источника ошибок стала возникать проблема вариативности психических проявлений человека. И сама логика развития науки привела к выделению дифференциально-психологического аспекта.

Социолингвист Дебора Таннен проанализировала и разобрала стили разговора между мужчинами и женщинами, чтобы попытаться понять, почему им так сложно общаться друг с другом. Она показала, что мужчины говорили так же хорошо, как женщины, за исключением того, что они не говорили в тех же обстоятельствах, с теми же темами или в тех же целях. Для нее «общение между мужчинами и женщинами - это межкультурное общение». Было бы больше различий в отношении общения мужчин и женщин, чем между матросами Квебека, американским ковбоем и японскими самураями.

Задачи дифференциальной психологии состоят в том, чтобы

· установить закономерности возникновения и проявления индивидуальных различий в психике человека,

· разработать теоретические основы психодиагностических исследований и психокоррекционных программ.

Сегодня это область знания, максимально развернутая на запросы практики и потому очень быстро развивающаяся.

Женщины относятся к языку взаимопонимания и близости; Они используют язык для общения и выражения своего настроения. Человек использует язык, чтобы давать или идти за информацией; Для человека язык обладает утилитарной функцией и используется для сохранения своей независимости. Мужчины говорят об объективных фактах, аффективных связях женщин. Женщина говорит более тесно, в то время как мужчина хочет наслаждаться близостью к отдыху и дозаправке, в тишине.

Кроме того, мужчины говорят только на публике, когда есть только один человек, говорящий за раз, в то время как женщины чаще говорят на публике, когда слышен более одного голоса. По их словам, женщины чаще всего ищут одобрения, а мужчины бросают вызов всей власти.

Дифференциальная психология имеет области пересечения с различными другими отраслями психологического знания. Отличия:

отличается от общей психологии тем, что последняя сосредоточивается на изучении общих закономерностей психики (включая психику животных).

Сравнительная психология (когда-то этот термин использовали как синоним дифференциальной психологии, являющийся буквальным переводом слова) в настоящее время изучает особенности психики живых существ, находящихся на разных ступенях эволюционной лестницы. Она чаще использует знания зоопсихологии, занимается проблемами антропогенеза и становления человеческого сознания.

Возрастная психология изучает особенности человека сквозь призму закономерностей, присущих возрастной стадии его развития.

Социальная психология рассматривает особенности, приобретаемые человеком в силу его принадлежности к некоторой социальной группе, большой или малой.

Наконец, дифференциальная психофизиология анализирует индивидуальные особенности психики человека с точки зрения их обусловленности свойствами нервной системы.

В настоящее время дифференциальная психология изучает индивидные, предметно-содержательные и духовно-мировоззренческие качества индивидуальности, особенности самосознания, стилевых характеристик личности и осуществления различных видов деятельности (профессиональной, учебной, общения и др.).

Наиболее общим содержанием предмета дифференциальной психологии являются различия между людьми и группами людей. Однако это слишком общее определение. Поэтому психологи посчитали целесообразным раскрыть содержание предмета дифференциальной психологии в конкретных задачах, решаемых исследователями индивидуальных различий. Можно назвать четыре таких задачи:

1. Выделение наиболее существенных, информативных психологических характеристик человека, изучение их структуры.

2. Изучение пределов, в которых психологические признаки изменяются (межиндивидуальная вариативность).

3. Изучение различий между группами людей.

4. Выявление факторов, лежащих в основе индивидуально-психологических различий.

Становление дифференциальной психологии неразрывно связано с разработкой измерительных процедур. Из всего арсенала психодиагностических методов наибольшую ценность для научного описания личности представляют психологические тесты, включающие в себя опросники, проективные методы и объективные методы. Именно психологические тесты и составляют основной измерительный инструментарии дифференциальной психологии. Выбор метода конкретного дифференциально-психологического исследования целиком определяется задачами, на решение которых оно направлено. Одной из отличительных особенностей тестов является количественная оценка измеряемого признака, что дает возможность использовать статистические методы при анализе полученных данных.

Размещено на Allbest.ru

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Проблема и направления развития дифференциальной психологии. Личность как объект исследования дифференциальной психологии и психодиагностики. Зависимость индивидуальных достижений от динамических особенностей психической деятельности и поведения.

    курсовая работа , добавлен 23.06.2011

    Психологический облик окружающих людей. Понятие дифференциальной психологии, ее основные представители, методы, направления и превращение в самостоятельную науку. Интеграция частных, разнородных знаний в теорию индивидуальности и ее особенностей.

    контрольная работа , добавлен 08.04.2009

    Предмет и методы психологии, ее взаимосвязь с другими науками. Исторические этапы развития психологических знаний. Развитие экспериментальной и дифференциальной психологии. Представители русской психосоциологической мысли: Потебня, Юркевич, Ушинский.

    книга , добавлен 29.01.2011

    Историческое преобразование определений предмета психологии. Предмет изучения психологии. Естественнонаучные основы психологии. Методы исследования в психологии. Общие и специальные отрасли психологии. Методы изучения психологических явлений.

    лекция , добавлен 14.02.2007

    Происхождение слова "психология" и её история. Задача психологии - исследование психических явлений. Явления, изучаемые психологией. Проблемы психологии. Методы исследования в психологии. Отрасли психологии. Человек как предмет общей психологии.

    курсовая работа , добавлен 02.12.2002

    Методы исследования в дифференциальной психологии. Общенаучные, психогенетические, психологические методы. Каналы получения информации об индивидуальности. Приемы и способы научной классификации. "Я-концепция" как центральное образование характера.

    реферат , добавлен 19.11.2009

    Психофизиология как дисциплина, возникшая на стыке психологии и физиологии, предметом изучения которой являются физиологические основы психической деятельности и поведения человека. Психофизиологические представления Арабского Востока, Западной Европы.

    реферат , добавлен 28.10.2013

    Объект, предмет изучения и задачи психологии труда. Категории "деятельность" и "труд" в психологии. Взаимосвязи психологии труда с другими дисциплинами. Современная наука, или Структура научных революций. Парадигмы психологии и результаты труда.

    реферат , добавлен 15.02.2010

    Анализ истории развития и оценка особенностей современного состояния психологии на основе отечественных и зарубежных исследований. Предмет, объект и задачи психологии как научного знания. Изучение основных методов психологии, их достоинств и недостатков.

    курсовая работа , добавлен 06.10.2014

    Предмет, задачи, методы психологии труда. Основные психологические признаки труда. Источники и задачи психологии труда. История психологии труда. Петровские преобразования и психология труда. Вопросы психологии труда в творчестве К.Д. Ушинского.