Развитие потенциальных возможностей личности учащегося средствами социума. Влияние социальных установок на личность и групповую коммуникацию

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

1. Социализация личности

2. Роль социума в формировании личности

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Человек не рождается личностью, не получает биологических гарантий личностного развития, а становится ею в процессе развития: обретает речь, сознание, навыки и привычки в обращении с вещами и людьми, которые делают его общественным существом. Личность - это социальная характеристика человека. Личность - это осознание себя, внешнего мира и места в нем - такое определение личности дал в свое время Гегель.

Анализ факторов развития начат еще античными учеными. Всем было интересно узнать ответ на вопрос: почему разные люди достигают разного уровня развития? Что оказывает влияние на развитие личности?

Древние философы высказывали мысль, что нельзя жить в обществе и быть независимым от него. Для удовлетворения своих многочисленных и разнообразных потребностей человек вынужден вступать во взаимодействие с другими людьми и социальными сообществами, которые являются носителями определенных знаний и ценностей, вынужден участвовать в совместной деятельности. В течение всей жизни он связан с другими людьми непосредственно или опосредованно, воздействуя на них и являясь объектом социальных воздействий.

Формирование личности -- сложный процесс, находящийся под влиянием двух групп факторов: биологических и социальных. Ученые утверждают, что в качестве основного фактора в процессе формирования личности выступает социальное влияние в виде всего комплекса чисто человеческих воздействий (сюда относится образование, воспитание, социальные условия жизни, культура, традиции, обычаи и т.д.)

Все вышесказанное обосновывает актуальность выбранной темы.

Цель данной работы: проанализировать влияние социума на формирование личности.

Работа состоит из ведения, 2 глав, заключения и списка использованной литературы.

1. Социализация личности

Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами и способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль. Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность - это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта. Однако практика показывает, что социальные факторы формирования личности более весомы.

Известно, что младенец вступает в большой мир как биологический организм и его основной заботой в этот момент является собственный физический комфорт. Через некоторое время ребенок становится человеческим существом с комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами поведения и ответственностью, а также с неповторимо индивидуальным видением мира. Человек достигает этого состояния с помощью процесса, который мы называем социализацией. В ходе этого процесса индивид превращается в человеческую личность.

Социализация - это процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного «Я» проявляется уникальность данного индивида как личности.

Формирование личности характеризуется последовательностью и поступательностью изменений, происходящих в сознании и поведении личности.

Развитие человека нельзя понять в отрыве от семьи, социальной группы и культуры, к которым он принадлежит.

С первых же часов жизни человека начинается процесс его социализации, в основе которого лежат связи между индивидуумами и освоение социальных навыков. Отчасти этот процесс зависит от врожденных механизмов и созревания нервной системы, однако, прежде всего он определяется тем опытом, который человек получает на протяжении жизни.

Исключительно большое значение ранней социализации для всего процесса формирования личности отмечали З. Фрейд, Ч. Кули, Дж. Мид, Ж. Пиаже и многие другие ученые. Именно на этом этапе дети получают первые элементарные знания, овладевают навыками мышления, познания, действия, общения, осваивают правила доведения, знакомятся с простейшими культурными ценностями и нормами и учатся следовать им. Главный смысл процесса социализации для личности на ее ранних стадиях - поиск своего социального места. Основными опорными точками в этом процессе являются: осознание своего «Я» и осмысление своего «Я».

Овладение прямохождением и речью, развитие мышления и сознания в раннем детстве (от 2 до 5 лет), приобретение навыков сложной деятельности (рисование, познание, труд), наконец, обучение в школе в среднем и позднем детстве - таковы основные стадии в осознании своего «Я».

Осмысление своего «Я» - это процесс становления ценностного ядра личности. Этот процесс начинается в среднем детстве и происходит на основе постоянной оценки себя в сравнении с «другими людьми», такими же, как «Я». В ходе этого процесса формируются представления о добре и зле, цели и смысле жизни и другие духовно-нравственные и мировоззренческие установки.

Процесс социализации ребенка, его формирования и развития, становления как личности происходит во взаимодействии с окружающей средой, которая оказывает на этот процесс решающее влияние посредством самых разных социальных факторов.

Наиболее важное значение для социализации ребенка имеет социум. Эту ближайшую социальную среду ребенок осваивает постепенно. Если при рождении ребенок развивается в основном в семье, в дальнейшем он осваивает все новые и новые среды - дошкольные учреждения, компании друзей, дискотеки и т.д. С возрастом освоенная ребенком «территория» социальной среды все больше и больше расширяется. При этом ребенок как бы постоянно ищет и находит ту среду, которая для него в наибольшей степени комфортна, где ребенка лучше понимают, относятся к нему с уважением и т.д.

Выделяются два уровня социализации: уровень первичной социализации и уровень вторичной социализации.

Первичная социализация происходит в сфере межличностных отношений в малых группах. В качестве первичных агентов социализации выступает ближайшее окружение индивида: родители, близкие и дальние родственники, друзья семьи, сверстники, учителя, врачи и т. д.

Вторичная социализация происходит на уровне больших социальных групп и институтов. Вторичные агенты - это формальные организации, официальные учреждения: представители администрации школы, армии, государства и т. д.

Социальное развитие ребенка происходит по двум взаимосвязанным направлениям: социализации и индивидуализации.

Если при вхождении ребенка в социум устанавливается равновесие между процессами социализации и индивидуализации, когда, с одной стороны, он усваивает нормы и правила поведения, принятые в данном социуме, а с другой - вносит свой значимый «вклад» в него, свою индивидуальность, происходит интеграция ребенка в социум. При этом происходит взаимная трансформация и личности, и среды. Эти процессы проявляются на всех уровнях социума, в том числе и при вхождении ребенка в какую-либо конкретную группу, общность людей, и оказывают влияние на формирование его определенных личностных качеств.

Все эти процессы могут происходить спонтанно, стихийно в ходе жизнедеятельности ребенка, а могут регулироваться, хотя бы отчасти, целенаправленным влиянием на развитие ребенка - воспитанием.

Таким образом, в результате воспитания и влияния социальных факторов (культурно-исторических и религиозных традиций, средств массовой информации, детских общественных объединений, школьного коллектива, друзей и др.) происходит естественный процесс интеграции ребенка в общество, «врастания в человеческую культуру», т.е. его социализация.

При этом чем значительнее и многообразнее влияние социума на ребенка, тем свободнее и независимее от нее становится ребенок.

2. Роль социума в формировании личности

Социум (от лат. Socium - общее) - большая устойчивая социальная общность, характеризуемая единством условий жизнедеятельности людей и общностью культуры, культурного наследия и традиций. Мы рассматриваем социум, прежде всего, с точки зрения процесса включения человека в нее через ближайшую социальную среду, в общество в целом. С этой точки зрения важным становится то, что отношения человека и внешних социальных условий его жизни, его жизни в социуме имеют характер взаимодействия.

Среда - это не просто улица, дома и вещи, расположение которых достаточно знать человеку, чтобы, войдя в нее, чувствовать себя там комфортно. Среда - это еще и самые разные общности людей, которые характеризуются особой системой отношений и правил, распространяющихся на всех членов данной общности. Поэтому, с одной стороны, человек вносит в нее что-то свое, в определенной степени влияет на нее, изменяет ее, но в то же время, и среда влияет на человека, предъявляет ему свои требования. Она может принимать человека, какие-то его поступки, проявления, а может и отвергать; может относиться к нему доброжелательно, а может и неприязненно.

Формирование личности очень сложный процесс, который происходит:

Под влиянием семьи, школы, внешкольных учреждений;

Под воздействием средств массовой информации (печать, радио, телевидение, в последнее время Интернета);

В результате живого, непосредственного общения с окружающими людьми.

В разные возрастные периоды личностного развития количество социальные институтов, принимающих участие в формировании ребенка как личности, их воспитательное значение различны.

В процессе развития личности ребенка от рождения до трех лет доминирует семья, и его основные личностные новообразования связаны в первую очередь с ней. Положительное воздействие на личность ребенка в семье состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей -- матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры -- не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем.

В дошкольном детстве к воздействиям семьи добавляется влияние общения со сверстниками, другими взрослыми людьми, обращение к доступным средствам массовой информации. С поступлением в школу открывается новый мощный канал воспитательного воздействия на личность ребенка через сверстников, учителей, школьные учебные предметы и дела. Расширяется сфера контактов со средствами массовой информации за счет чтения, резко возрастает поток информации воспитательного плана, достигающий ребенка и оказывающий на него определенное воздействие.

Начиная с подросткового возраста, большую роль в формировании личности играет общение со сверстниками, с друзьями, среди которых ребенок проводит большую часть своего времени. Это позволяет сделать существенный шаг от зависимости к независимости и перейти на автономный, самостоятельный путь дальнейшего личностного развития. Все большее значение с этого возраста приобретает самовоспитание и самосовершенствование личности, которые в юности становятся главными средствами ее развития.

По мере взросления роль семьи в развитии ребенка постепенно уменьшается, особенно сильной она является в первые годы жизни ребенка. В младенчестве преимущественное влияние на ребенка оказывает мать или тот человек, который ее заменяет, кто непосредственно ухаживает за ребенком и постоянно общается с ним. В целом семья начинает активно воздействовать на ребенка с раннего возраста, когда он овладевает речью, прямохождением и получает возможность вступать в разнообразные контакты с разными членами семьи. В ранние годы семейное воспитательное воздействие в основном сводится к разнообразным влияниям на эмоциональную сферу ребенка, а также на его внешнее поведение: подчинение элементарным дисциплинарно-гигиеническим нормам и правилам.

В детском возрасте к описанным семейным воздействиям добавляются те, которые направлены на воспитание у ребенка любознательности, настойчивости, адекватной самооценки, стремления к отзывчивости, общительности, доброты, а также нравственного становления личности, которые, прежде всего, проявляются в отношениях к людям: порядочность, честность и др. Здесь участие в воспитании ребенка начинают принимать не только взрослые люди, но и сверстники, с которыми он много и разнообразно играет, и это происходит в сюжетно-ролевых играх с правилами, характерных для детей старшего дошкольного возраста.

С поступлением в школу воспитательное влияние семьи несколько ослабевает за счет того, что с ней успешно начинает конкурировать школа. Именно здесь ребенок получает первые представления о гражданской жизни, учится соблюдению формальных требований дисциплины и порядка, учится взаимодействовать и общаться со своими сверстниками, со старшими по статусу - учителями.

Значительную часть времени ребенок теперь проводит вне семьи, среди учителей и сверстников, общаясь с ними в различных ситуациях и по разным поводам. Воздействие семьи на личностное развитие ребенка становится не только относительно меньшим, меняется качественно. Взрослые члены семьи сознательно сосредотачивают свое внимание на воспитании у ребенка таких качеств личности, которые необходимы для успешного учения и общения с различными людьми в школе и вне дома. За время обучения в младших классах влияние школы и семьи, тем не менее, остается еще одинаковым.

В подростковом возрасте ситуация радикальным образом меняется. Личностно-развивающее влияние школы и внешкольного общения по сравнению с воздействием внутрисемейного общения усиливается, и подростничество в этом плане является переходным периодом от детства к взрослости. Часть детей подросткового возраста по-прежнему остается под сильным и доминирующим влиянием семьи, часть уходит из-под него уже в начале подросткового возраста. Поэтому и в плане индивидуальных особенностей как раз этот возраст также представляется переходным и одним из наиболее сложных. Если близкие для ребенка члены семьи относятся с должным пониманием, если между подростком и его родителями (дедушками, бабушками, братьями, сестрами и др.) установятся добрые, доверительные отношения, то семья еще на протяжении длительного периода взросления может оставаться доминирующим институтом положительных социально-психологических взаимоотношений.

С переходом в ранний юношеский возраст воздействие внешних институтов воспитания начинает преобладать над семьей для абсолютного большинства детей. Дальнейший процесс формирования личности ребенка, начиная с этого времени, приобретает сугубо индивидуальные черты и прямо зависит от круга людей, с которыми общаются юноша или девушка, а также от ситуаций, в которые поворачивается общение, и от его характера.

В целом влияние школы на развитие ребенка как личности, эпизодично, хотя хронологически оно занимает период времени до 10 лет (от 6-7 до 16-17 лет). Непосредственно в школе дети проводят не так уж много времени, и, кроме того, значительная часть уходит на учение, а не на воспитание, т.е. связана в основном с развитием познавательной сферы, а не личности. И, тем не менее, есть определенный период в жизни ребенка, связанный со школой, когда она играет существенную роль в его личностном формировании. Это - младший школьный и начало подросткового возраста, когда дети психологически еще находятся в сфере значительного влияния со стороны авторитетных для них взрослых людей, в данном случае учителей. Именно к этому времени должны быть приурочены главные воспитательные воздействия со стороны школы.

Ранний юношеский возраст - это время относительной стабилизации личности, ее практической подготовки к самостоятельной жизни в социуме. Однако, учитывая совокупность всех факторов, влияющих на формирование личности, необходимо отметить решающую роль активности самой личности. Именно она трансформирует в себе все факторы: что-то принимает в них, а что-то нет.

К возрасту около 16-17 лет, личность можно считать в основном уже сформированной. Те изменения, которые с человеком происходят в процессе его дальнейшей жизни, обычно не затрагивают многие личностные черты и далее остаются уже практически неизменными.

Особенно важен и труден период после окончания школы, когда человеку приходится постоянно делать ответственный выбор (в самом широком смысле этого слова): профессии, партнера по браку, систем ценностей и т.д. Это период наиболее интенсивного принятия жизненно важных решений. Все большую и большую роль для формирования личности начинают играть различные организации и учреждения, вузы, средства массовой информации и т.д.

Заключение

Когда рождается ребенок, то говорят, что родился человек как биологическое существо, но отнюдь нельзя сказать, что родилась личность. Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе развития: обретает речь, сознание, навыки и привычки в обращении с вещами и людьми, становится носителем социальных отношений.

В процессе развития человек раскрывает свои внутренние свойства, заложенные в нем природой и сформированные в нем жизнью и воспитанием: биологическое и социальное. По мнению ряда ученых, в качестве основного фактора в процессе формирования личности выступает именно влияние социума.

Итак, формирование личности - это сложный, долгий процесс и означает превращение его из биологического индивида в социальное существо - личность. Это превращение происходит в процессе социализации человека, его интеграции в общество (социум), в различные типы социальных групп и структур посредством усвоения ценностей, установок, социальных норм, образцов поведения, на основе которых формируются социально значимые качества личности, т.е. усвоение индивидом требований социума.

При рождении ребенок развивается в семье, в дальнейшем он осваивает все новые и новые социальные среды - дошкольные учреждения, школы, вузы, различные организации, компании друзей, дискотеки и т.д., в которых он формируется как личность.

Наиболее интенсивно этот процесс протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ориентации.

Таким образом, в процессе формирования личности социум играет одну из основополагающих ролей.

Список использованной литературы

1. Бокачев И.А. Формирования личности в процессе социализации. / Вестник СевКавГТУ. Серия Гуманитарные науки. - Ставрополь: СевКавГТУ, 2004. - №1 (11). - С.42-47.

2. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3-х кн-х. - 4-е изд. Кн.2. Психология образования. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 496 с.

3. Общая психология: учеб. для студентов пед.институтов./Под ред. А.В. Петровского. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1986. - 464 с.

4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психологический словарь. - М.: Психологический центр ПЛАНЕЙ, 2000.- 432 с.

5. Фролов С.С. Социология: Учебник. - 3-е изд. - М.: Гардарики, 2002. - 344 с.

Подобные документы

    Понятия личности, её структура, факторы формирования и развития. Сущность процесса социализации и её этапы. Возрастные периоды становления человека. Нравственное и социальное развитие по Э. Эриксону. Устойчивость личности и понятие психопатологии.

    курсовая работа , добавлен 18.05.2014

    Понятие личности в психологии, поведение личности в обществе. Черты девиантной личности. Роль самовоспитания в развитии личности. Формирование личности на определенных этапах развития человека, особенности поведения людей разных возрастных групп.

    курсовая работа , добавлен 20.05.2012

    Понятие семьи в современном обществе. Роль семьи в жизни ребенка и формировании его как личности. Стадии социализации человека. Влияние поведения родителей на мировосприятие их детей. Благоприятные условия для формирования ценных качеств личности.

    реферат , добавлен 06.08.2014

    Возрастные особенности формирования личности в юношеском возрасте. Факторы, влияющие на личностное развитие. Психологическая характеристика социальной среды интерната. Особенности личности в юношеском возрасте как следствие влияния социума интерната.

    курсовая работа , добавлен 03.01.2013

    Общее представление о личности. Структура личности. Формирование и развитие личности. Основные факторы развития личности. Роль наследственности в развитии личности. Роль воспитания и деятельности в развитии личности. Роль среды в развитии личности.

    курсовая работа , добавлен 27.09.2002

    Общая характеристика, понятие и виды потребностей личности дошкольника. Формирование потребностей в процессе становления личности ребенка. Факторы, влияющие на формирование высших потребностей в дошкольном возрасте. Влияние социальных институтов.

    курсовая работа , добавлен 27.03.2009

    Психологические особенности личности подростка. Основные причины и факторы, влияющие на личностное развитие. Рекомендации родителям и преподавателям, работающим с детьми из дисфункциональных семей, направленные на оптимизацию формирования личности.

    курсовая работа , добавлен 23.05.2013

    Особенности формирования и развития личности ребенка. Основные функции семьи. Эмпирическое исследование влияния семьи на формирование личности ребенка дошкольного возраста. Положительное воздействие на личность ребенка доброжелательных отношений в семье.

    курсовая работа , добавлен 03.07.2014

    Общий портрет личности несовершеннолетнего правонарушителя, его возрастные, психофизические и интеллектуальные особенности. Характеристика мотивационной сферы. Социализация и влияние семьи на формирование личности правонарушителя в подростковом возрасте.

    курсовая работа , добавлен 16.11.2010

    Общее представление о личности. Психологическая структура личности. Формирование и развитие личности. Основные факторы развития личности. Формирование личности - очень сложный процесс. Социальное направление образования и общественного воспитания.

Подростковый возраст - время становления ответственного действия. Поэтому подростковая школа должна быть организована таким образом, чтобы ответственное действие имело место в школьной жизни.

Личность подростка находится в процессе социализации, под влиянием различных факторов, это, прежде всего, особенности воспитания и проведения досуга в семье, отношение к чему-либо, приоритеты, установки, ценности в семье подростка; неформальное окружение, компания; школа, отношение подростка к системе ценностей, прививаемых школой и т.п. С одной стороны, государство и общественные институты влияют непосредственно на личность подростка, формируя ее ценностные ориентации, установки. С другой стороны, этими же институтами создаются определенные возможности для развития личности подростка в свободное время.

Воспитание и обучение, будучи ведущими факторами развития, лишь тогда могут быть успешными, если они учитывают возрастные особенности детей. Дети одного и того же возраста имеют ряд общих отличительных особенностей, выраженных в структуре сознания, в своеобразии деятельности и т.д.

В современной педагогике возрастная периодизация формирования растущей личности основана на учете единства биологического и социального в ее развитии. Для того, чтобы обучать, воспитывать и всесторонне развивать личность человека, надо знать его возрастные и индивидуальные особенности. Индивидуальный подход к учащимся необходим для рациональной организации их учебной деятельности и развития их способностей.

Развитие личности, совершаясь во времени, имеет свои внутренние закономерности, определенную периодичность в сфере норм отражения. Один этап развития подготавливает новый этап, качественно отличный от первого, хотя и включающий прошлый этап. Каждый возрастной период связан с количеством прожитых лет, со степенью созревания различных органов, их функций, а также с накоплением жизненного и познавательного опыта, с типичными для данного возраста видами деятельности. Для каждого возраста характерны свои особенности в протекании сенсорных, интеллектуальных, эмоциональных процессов. Так, например, если высокий познавательный интерес в младшем возрасте формируется чаще всего через обновление содержания изучаемого материала, частой смены информационного блока, предъявляемого для усвоения, то в подростковом возрасте он обусловлен осознанными мотивами познавательной деятельности. Поведение, как социальное явление, непосредственно детерминированное средой и подчиняется статистическим закономерностям. На индивидуальном уровне детерминации поведение подростка приобретает вероятный характер. Индивидуальное поведение является процессом, который имеет сложную внутреннюю структуру. Реальному поведению предшествует большая психическая деятельность, участие в регуляции поведения потребностей, интересов, ориентаций, мотивов и других личностных факторов.

Следовательно, поведение подростка (социальное или асоциальное) - это социально детерминированный и психологически мотивированный процесс, который объективируется в совершении тех действий, которые нарушают социально-нормативный порядок, либо тех, которые способствуют нормальному функционированию и развитию общества.

У старшеклассников наряду с обучением и ведущей деятельностью выступает особая деятельность по установлению интимно-личностных отношений - деятельность общения. Взаимоотношения, построенные на основе определенных морально-этических требований и социальных норм, делают межличностное общение школьной молодежи той деятельностью, внутри которой формируются общие взгляды на жизнь.

В отечественной социально-психологической и психолого-педагогической литературе выделяют такие источники социализации старшеклассников:

Первичный опыт, связанный с периодом раннего детства, с формированием основных психических функций и элементарных форм общественного поведения в семье, в общем собственный индивидуальный опыт старшеклассника (стереотипы поведения формируются путем сигнальной наследственности, т.е. через подражание взрослых и являются достаточно устойчивыми, может стать причиной психологической несовместимости, асоциального поведения и т.д.);

Культурно-социальный опыт, который целенаправленно передается ученикам через различные социальные институты, прежде всего через систему образования, обучения и воспитания (дошкольные учреждения, школу и т.д.);

Активность самой личности в выборе знаний и их осмыслении, умение сравнить разные взгляды и критически их оценить; активное участие в практической, преобразовательной деятельности и общении.

Учебная деятельность считается сформированной, если она побуждается прямыми мотивами, а подросток может самостоятельно определить учебные задачи, выбрать рациональные приемы и способы решения задач, контролировать и оценивать свою работу. В этом случае реализуется потребность подростка в самоутверждении. При несформированности учебной деятельности возможен «отход от школы».Эффективность обучения подростков повышает целенаправленное формирование мотивов, которое непосредственно связано с удовлетворением доминирующих потребностей возраста, в первую очередь познавательной. При ее удовлетворении формируются устойчивые интересы. Именно в группе возникает сама ситуация для социализации старшеклассников: она связывает общество и ученика, представляя общечеловеческие ценности в эмоционально закрепленной форме. Следовательно, можем говорить об общей групповой деятельности, которая предусматривает систему взаимодействий между одноклассниками, между конкретным старшеклассником и классом как общим субъектом, условием и средством формирования которого выступает общение. Соответственно этому складывается система взаимодействий индивидуальных и коллективных потребностей, интересов, ценностей, мотивов и целей, которые регулируются выработкой определенных правил и норм поведения. Если ядром направленности коллективной деятельности являются цели, значимость которых осознается всеми, и доминантные мотивы выполнения деятельности, то источником коллективных целей и мотивов выступают ценностные ориентации, которые складываются в процессе принятия группой ценностей общества.

Работа по влиянию социума на формирование личности подростка предполагает развитие потенциальных возможностей школьника, его социальную активность в общеобразовательном учреждении и вне его.

Данная работа осуществлялась на базе ГБОУ СОШ № 26. В выборке исследования была параллель 9х классов.

На констатирующем этапе была проведена диагностика, которая включала в себя:

1) Методика «наша группа». Цель- выявление межличностных взаимоотношений в коллективе учебной группы. (Приложение А) ;

2) методика оценки коммуникативных и организаторских способностей (КОС). Цель- оценка организаторских способностей (Приложение Б);

3) методика диагностики направленности учебной мотивации. Цель- выявление уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности учащихся (Приложение В);

4) анкета «Общительность» Цель - определить уровень общительности (Приложение Г).

На основе полученных данных можно утверждать, что личность учащегося подростка формируется не достаточно активно в связи:

С отношениями в классе;

С отношениями с педагогами;

С отсутствием заинтересованности участия в совместной деятельности с классом;

С уровнем раскрепощенности;

С нежеланием достижения успеха какой-либо деятельности.

Рис.1 Уровни сформированности лидерских качеств

Так, например, методика «наша группа» дала такие результаты (рис.1):

21% подростков - эгоистический лидер;

13% подростков- эмоциональный лидер;

16% подростков - деловой лидер;

26% подростков - друзья;

4% подростков - неприятели;

20% подростков - дезорганизатор дел.

Методика оценки коммуникативных и организаторских способностей (КОС) показала следующие результаты:

Рис.2 Уровни коммуникативных и организаторских способностей

У 60% учащихся уровень коммуникативных и организаторских способностей низкий; у 17% уровень коммуникативных и организаторских способностей средний; у 23% уровень коммуникативных и организаторских способностей высокий.

Методика диагностики направленности учебной мотивации показала следующие результаты (рис.3, рис.4):

Рис. 3 Проявление внутренней и внешней мотивации учебной деятельности

По результатам диагностики мы видим, что у 59% учащихся проявляется внешняя мотивация учебной деятельности, а внутренняя мотивация проявляется только у 41% учащихся.

Рис.4 выявление уровней внутренней мотивации учебной деятельности

У 49% учащихся низкий уровень внутренней мотивации; у 30% учащихся средний уровень мотивации; у 21% учащихся высокий уровень мотивации учебной деятельности.

Анкета «Общительность» показала, что уровень общения подростков с учителями и между собой для социальной активности недостаточно высок. (рис. 5)

Рис.5 Уровни сформированности общительности

Сумма совпадений в 9 классах меньше 5-ти баллов. Практически каждому ученику интереснее и лучше быть одному или только с близкими людьми. В общении вежливы, корректны, но меньше, чем следовало бы быть при более интенсивной активности личности. Если есть желание, то следует подумать о развитии у себя способности и умения общаться. Недостаточно раскрыты потенциальные возможности.

Выводы по главе 1

Анализ научной литературы по проблеме показывает важность и актуальность вопроса о влиянии социума на развитие потенциальных возможностей личности. Именно социум, посредством своего потенциала, обеспечивает удовлетворение фундаментальных желаний человека, его потребностей в безопасности и помощи в случае нужды, в решении различного рода проблем. В ходе взаимодействия с социумом и общения с людьми личность не только приобретает индивидуальный опыт, на основе которого формируются индивидуальные черты, свойства, но и присваивает общественный опыт, который становится важнейшей составной частью ее духовного богатства. Идейная, нравственная общность ближайшей и более широкой социальной среды создает условия для развития и формирования цельной гармоничной личности. Уровень развития общества обуславливает количественное и качественное содержание потребностей, а направленность определяет социальную и моральную ценность личности.

Современное состояние социальной активности подростков в образовательном учреждении на среднем уровне.

Для достижения высоких результатов социальной активности важен не только ученик, но педагоги образовательного учреждения, группа взаимодействия, потребности, способности учеников.

Для того, чтобы обучать, воспитывать и всесторонне развивать личность учащегося, важно знать его возрастные и индивидуальные особенности. Индивидуальный подход к учащимся необходим для рациональной организации их учебной деятельности и развития их способностей. Эффективность обучения подростков повышает целенаправленное формирование мотивов, которое непосредственно связано с удовлетворением доминирующих потребностей возраста, в первую очередь познавательной. При ее удовлетворении формируются устойчивые интересы.

Важным моментом является групповая деятельность, которая предусматривает систему взаимодействий между одноклассниками, между конкретным старшеклассником и классом как общим субъектом, условием и средством формирования которого выступает общение. Соответственно этому складывается система взаимодействий индивидуальных и коллективных потребностей, интересов, ценностей, мотивов и целей, которые регулируются выработкой определенных правил и норм поведения.

Социум играет огромнейшую роль в развитии личности каждого человека, поскольку именно живя среди общества, мы тоже становимся людьми, принимаем или отвергаем нормы, правила, соглашаемся с чужим мнением или навязываем свое. Человек без социума вырастает подобием животного, и науке не раз доводилось видеть подтверждения этого факта: дети, воспитанные стаей обезьян, волков или собак были скорее животным, чем людьми - они были абсолютно не приспособлены для жизни среди нас. Именно социум делает из человека личность, способную жить с себеподобными и уживаться в этом мире среди людей.

Что такое социализация?

Человек по своей природе нуждается в признании, одобрении со стороны окружающих его людей, будь то родители или друзья. Когда малыш ещё только начал знакомиться с этим миром, помимо его физических потребностей, ему чрезвычайно важна похвала родных и близких, высокая оценка своих достоинств. По мере того, как ребенок взрослеет, подобная оценка обеспечивает ему уверенность в себе, в свои силы и в свою уникальность. Расширяя границы своего познания в социуме, ребенка «обтесывает» дальнейшее окружение - друзья не так сильно восхищаются его талантами, как родители, воспитатели и учителя и вовсе разрываются между 20–30 детьми, не уделяя каждому ребенку более 10 минут. Вот она - социализация, адаптация ребенка к окружающему его обществу.

Социум - это общность культур, условий жизнедеятельности, традиций, правил и норм жизни, важно не только то, как ребёнок поймет социум, но и насколько положительно общество примет малыша. Нередки случаи, когда абсолютно нормальный ребенок без каких-либо умственных отклонений, просто со своим собственным художественным или мечтательных взглядом на этот мир, попадая в социум, не чувствовал себя там комфортно. Люди не любят сильно отличающихся индивидов, особенно если их невозможно сломать и навязать свою точку зрения. Однако ребёнок должен научиться жить в социуме, сосуществовать с другими мнениями, чужими поступками, потому что каждый из нас зависит от другого, и, отвергнув нормы и правила социума, человек почувствует себя невостребованным и ненужным, а это негативно скажется на его психоэмоциональном состоянии.

Ребёнок уже рождается с определенным статусом в социуме, например, по тому, в какой стране и семье родился ребенка, можно смело говорить, что он сын, немец, аристократ - это прирожденный статус, который маленький человечек не изменит. Но по мере взросления он может приобрести еще и другие статусы с помощью тех или иных социальных групп, например, школьник, студент, супруг, депутат, офицер и пр. В зависимости от статуса родителей, ребенок будет стремиться к получению того или иного положения, добиваться определенных целей - и это одна из заслуг социума, потому что стремление получить определенный статус напрямую зависит от положения и одобрения в обществе.

И если ребёнок в социумепостепенно вырастает человеком, то его уникальность в большинстве случаев будет потеряна. Малыши, не знающие ещё о социальных нормах и правилах, всегда говорят правду, не лицемерят, рассказывают о каждом своем чувстве и ощущении - они свободны в своей «исповеди», и от того такие счастливые. Как дома, так и вне его, ребенка начинают заковывать в рамки - «так нельзя», «это неправильно», «это некультурно», «ты поступаешь плохо», «так не делают» и всё в таком же духе. В итоге вольная птичка, которая ещё недавно порхала в душе ребенка, постепенно понимает - для того, чтобы жить в социуме, нужно подчиняться правилам, нужно пересиливать себя, в большинстве случаев принимать чужое мнение, даже если ты думаешь совсем по-другому. А если кто-то покажет всем слишком яркое свое «Я», его могут не понять, поэтому многие детишки, отличающиеся своей индивидуальностью и непокорным мнением, зачастую бывают изгоями среди сверстников иобщества в целом.

Факторы, влияющие на социализацию

На социализацию ребенка влияют множество факторов, и прежде всего они зависят от среды, окружающей малыша.

  • Микрофакторы

С самого рождения ребенок находится в микросоциуме, и именно он максимально влияет на его развитие. Микрофакторы, влияющие на социализацию маленького человека - это семья, садик, школа, сверстники, друзья и одноклассники, то есть те группы, которые находятся в неоспоримой близости к ребенку, с которыми он сталкивается каждый день.

По мере того, как растет ребенок, в его жизнь входит всё больше людей. Изначально это родные - мама, папа, бабушки, дедушки, дяди, тети, сестры и братья. Затем круг общения дополняется воспитателями, сверстниками, учителями, одноклассниками, друзьями. Чем старше малыш, тем больше микрофакторов на него влияют.

  • Мезофакторы

Это уже более обобщенное влияние на ребенка, которое формирует его обширный кругозор и понимание происходящего. К мезофакторам относятся региональные условия проживания, тип поселения (мегаполис, небольшой город, поселок, село), этнические установки, которые в одной и той же стране, но в разных её частях могут быть абсолютно противоположными, а также средства массовой коммуникации (телевизор, интернет, газеты, новости).

  • Макрофакторы

Если рассматривать страну, как один из факторов влияния на ребёнка, то это будет макрофактор, поскольку он более глобален. Планетарные, мировые, экономические, экологические, демографические процессы - вот те значительные и неоспоримо важные макрофакторы, влияющие на социализацию человека. Люди севера сильно отличаются от южан, так же как и люди на востоке имеют абсолютно другие устои, нежели продвинутый запад. Поэтому, в каждой стране, сословии, климатическом поясе социализация происходит по-разному. И во многом это зависит от культуры, в которой растет ребенок, поскольку именно она определяет социальные нормы и ценности для данного сословия. Ребенок должен понимать, что есть люди с другой культурой, с другими жизненными ценностями, с другим мышлением - и это отличие нужно принимать, не осуждать и не бороться с ним, а просто узнавать другие народы и познавать мир.

Влияние социума в разные возрастные периоды

По мере того, как ребёнок взрослеет, количество социальных институтов, влияющих на развитие его личности, значительно увеличивается, одни отходят на второй план, другие завоевывают первенство. Но у каждого института есть свое воспитательное значение, поэтому игнорирование хотя бы одного из них приведет к недопустимому упущению в развитии личности ребенка.

  • Влияние социума на ребенка до 3-х лет

Пока малыш ещё совсем мал, на него влияют исключительномикрофакторы, то есть семья и ближайшее окружение. Семья - это самый положительный и любящий социальный институт, взращивающий ребёнка в «тепличных» условиях. Это те золотые годы, когда родные и близкие люди имеют неоспоримое влияние на развитие личности ребенка, и родителям нужно постараться заложить в свое чадо все самые лучшие качества, которые в будущем помогут ему занять достойную ячейку в обществе. Главной задачей родителей является формирование положительной эмоциональной сферы маленького человечка и влияние на его внешнее поведение, то есть малыш с первых лет жизни должен знать и подчиняться элементарным правилам дисциплины и гигиены.

  • Влияние социума на ребенка в дошкольном возрасте

В этот период жизни влияние социума на развитие ребенка приобретает более разносторонний характер, поскольку малыш знакомится с правилами и установками общества. Общение ребенка со сверстниками в детском саду имеет колоссальное значение в дальнейшем формировании личности ребёнка, потому что именно среди них ребенок учится добиваться своей цели, понимает, как и чем можно получить похвалу не только от мамы и папы, но и от других взрослых, то есть воспитателей. В игровой форме ребенок учится взаимодействовать с другими детьми, у него устанавливаются некие моральные нормы. Те, кто вместо детского садика до школы просидел все 6 лет дома, не имеют такого богатого опыта общения в социуме, что не может положительно влиять на характер и личность ребенка.

Неоспоримый вклад в социализацию ребенка вносят сюжетно-ролевые игры, которые преобладают в группах в детском саду. Видя стиль поведения в своей семье, ребёнок старается навязать его в игре другим, но сталкивается с тем, что у сверстников может быть свое мнение и свои правила. Так ребёнок узнает, что не у всех семьи и правила общения одинаковые, и в старшем дошкольном возрасте дети учатся сотрудничеству на элементарном уровне.

Другой вопрос - в какой садик стоит отдавать ребенка? Сегодня мы все больше слышимо таком понятии, как детский сад «на дому», где детишек в группе всего 5–10, а не 20, как в обычном дошкольном учреждении. Чем меньше детей в группе, тем больше внимания воспитатель может уделить каждому из них, а это чрезвычайно важно в развитии мышления, становлении доброты и отзывчивости в сердце ребенка.

  • Влияние социума в младшем школьном возрасте

Воспитание и влияние семьи в момент, когда ребенок идет в школу, ослабевает как минимум вполовину, поскольку теперь для ребенка школа - главный институт воспитания. Уж здесь-то ребенок в реальном времени получает первое представление о настоящем обществе, о дисциплине, порядке, уважении к чужому мнению, об учебе в целом, о нормах и правилах общениях, о различии между общением со сверстниками и с более старшими людьми по статусу, то есть с учителями.

В этом возрасте авторитетом для детей, несомненно, являются взрослые - родители и учителя, и это, наверное, последняя ступенька, когда взрослые люди ещё могут привить ребенку правильные мысли и поступки. Школа должна быть главным воспитателем личности ребенка, даже, несмотря на то, что она направлена на обучение, а не на воспитание.

  • Влияние социума на ребенка в подростковом возрасте

Вспомните себя в подростковом возрасте - влияние семьи ничтожно мало, мы абсолютно не слушаем родителей, зато теперь социализация вне дома становится для нас главной задачей. Авторитет среди сверстников, зачатки любовных отношений, перелом от зависимого ребенка к самостоятельности - это один из самых важных и трудных периодов в жизни человека. Среди своих сверстников ребенок проводит большую часть времени, и после школы он идет не домой, а гулять на улицу, и так каждый день. Теперь влияние общества на развитие ребенка огромно - его компания, окружающие люди, которых он выбрал в друзья, их отношение к нему, авторитетность или же загнанность. Человек становится самостоятельным, он самосовершенствуется ради того, чтобы к его точке зрения прислушивались, чтобы он был частью общества, чтобы его не изгнали из социума, потому что теперь вся жизнь - это сплошное общение, и без норм, правил выжить среди себеподобных практически невозможно.

Однако не все дети в подростковом возрасте, как птенцы, вылетают из своего гнезда. Некоторые все так же находятся под воспитанием семьи, но это возможно лишь в том случае, если между родителями и ребенком установились исключительно доверительные отношения.

  • Влияние социума на ребенка в юношеском возрасте

Когда подросток переходитв период юности, семья для абсолютного большинства людей уже не является институтом воспитания. Теперь на формирование личности оказывает влияние то окружение, в котором он находится - компания и друзья. Те личностные черты, которые развились в ребенке до этого момента, претерпевают некоторые изменение или еще больше укрепляются в зависимости от круга общения, в которое попал ребенок, в зависимости от ситуаций, от умения с ними справляться, в зависимости от характера и типа темперамента юного человека.

И если раньше ребенок жил в социуме, опираясь на родителей, зная, что они всегда помогут, подскажут, придут на помощь, то в возрасте 16–17 лет люди сами решают свои проблемы по мере возможности, не вовлекая в это взрослых. Однако развитие личности в юношеском возрасте зависит не столько от влияния социума, сколько от активности и желания ребенка жить в нем. Человек сам принимает решение - подчиниться определенным нормам и правилам, либо протестовать против них.


Девочки! Давайте делать репосты.

Благодаря этому к нам заглядывают специалисты и дают ответы на наши вопросы!
А еще, вы можете задать свой вопрос ниже. Такие как вы или специалисты дадут ответ.
Спасибки;-)
Всем здоровых малышей!
Пс. Мальчиков это тоже касается! Просто девочек тут больше;-)


Понравился материал? Поддержите - сделайте репост! Мы стараемся для вас;-)

Введение

Рынок Форекс / Forex является высокодоходным и высокорискованным средством извлечения прибыли от сделок по валютным курсам. Используемые инструменты работы на рынке Форекс во многом определяют результат валютной торговли участниками рынка Форекс, являющихся клиентами брокеров. Каждый Форекс- брокер предлагает свой торговый терминал, однако большинство брокеров и трейдеров рынка Forex сходятся сегодня в своем выборе терминалов MetaTrader 4 и MetaTrader 5. Форум ФорексДеньги создан для тех, кто выбирает в своей Форекс торговле терминал семейства MetaTrader, а так же платформы брокеров бинарных опционов.

Обсуждение торговли

Прогнозы рынка Forex, независимые мнения экспертов валютного рынка - всё это вы найдете в . Приветствуется наличие опыта работы на Форекс, однако не запрещены вход и право участия в дискуссиях всем желающим, в том числе трейдерам-новичкам. Обмен мнениями по движениям валют, демонстрация собственной торговли, ведение трейдерских дневников, разработка форекс-стратегий, взаимопомощь - главная цель общения в Форекс-форуме, посвященном трейдингу.

Общение с брокерами и трейдерами (про брокеров)

Если вы имеете негативный или положительный опыт работы с Форекс-брокером, поделитесь им в , посвященном вопросам качества брокерских услуг. Вы можете оставить отзыв о вашем брокере, рассказав о преимуществах или недостатках торговли через него. Совокупность отзывов трейдеров о брокерах представляет собой своеобразный рейтинг Форекс-брокеров. В этом рейтинге вы можете видеть лидеров и аутсайдеров рынка услуг трейдинга на Forex.

Софт для трейдеров, автоматизация торговли

Трейдеров, занимающихся автоматизацией торговли, созданием форекс-роботов, приглашаем в раздел , где можно задать любой вопрос по торговым платформам MetaTrader, опубликовать свои наработки, или взять готовые рекомендации по автоматизации трейдинга.

Свободное общение на Форуме ФорексДеньги

Вы хотите отдохнуть? Или пока еще не располагаете нужной квалификацией для общения в трейдинговых разделах? Тогда вам подойдет Форекс-форум для . Разумеется, не запрещено общение на темы, близкие к рынку Форекс. Здесь вы найдете анекдоты про трейдеров, карикатуры на экономическую тематику и полноценный офф-топ.

Бонусы за общение на Форуме ФорексДеньги

Форум трейдеров ФорексДеньги создан трейдерами для трейдеров, и не предназначен для извлечения прибыли. Однако, общение на Форекс-форуме дает , которые могут быть использованы в Форекс-трейдинге у одного из партнеров форума. Бонусы - это подарки, которые вознаграждают профессиональных Форекс-трейдеров за потраченное на нашем форуме время, а начинающим трейдерам позволят попробовать форекс-торговлю на реальном счете без вложения собственных средств.


Благодарим вас за выбор Форума ФорексДеньги в качестве места общения!

    Смотрите также:
  • Кондрашов Анатолий. Новейший справочник уникальных фактов в вопросах и ответах (Документ)
  • Шлендер П.Э. Безопасность жизнедеятельности (Документ)
  • Кашкин С.Ю. Право Европейского Союза в вопросах и ответах (Документ)
  • Сычев Ю.Н. Безопасность жизнедеятельности (Документ)
  • Михайлов А.А.Безопасность жизнедеятельности (Документ)
  • Микрюков В.Ю. Безопасность жизнедеятельности (Документ)
  • Рыжова О.Н. и др. Физическая химия для биологов в задачах, вопросах и ответах (Документ)
  • Власова Л.М., Сапронов В.В., Фрумкина Е.С., Шершнев Л.И. Безопасность жизнедеятельности. Современный комплекс проблем безопасности (Документ)
  • Гимранов Ф. М., Гаврилов Е.Б. Безопасность жизнедеятельности (часть 2) Безопасность технологического оборудования (Документ)
  • Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности (Документ)
  • Пушкарев В.Л. Безопасность жизнедеятельности (дипломнику АТ) (Документ)
  • Сидоров А.И. (ред.) Безопасность жизнедеятельности (Документ)

n1.doc

2.2. Человек и социум

Вопрос Что такое социум? Можно ли считать социум живым организмом? Может ли человек прожить без социума?

Ответ Социум - это то человеческое общество, в котором мы живем. По отношению к отдельному человеку социум - это наиболее тесно контактирующая с ним часть окружающей среды. Вместе с тем социум является одной из подсистем биосферы, поэтому наиболее глубокие механизмы, регулирующие жизнь социума, кажущиеся нам подчас вольным порождением человеческого разума, являются продолжением законов природы, управляющими воздействиями биосферы.

По принципу подобия части и целого (любой элемент самоогранизующейся системы подобен системе в целом) социум, как и биосферу в целом, можно рассматривать как относительно самостоятельный живой организм, построенный из отдельных людей так же, как многоклеточное существо построено из отдельных клеток. Правда, "клетки" социума сравнительно подвижны и самостоятельны. Отличительной особенностью органичности может служить факт нежизнеспособности отдельных клеток за пределами организма. Так ампутированные ткани нежизнеспособны. Между колонией живых существ и единым организмом, построенным из этих существ, можно проследить ряд промежуточных форм, отличающихся разной степенью органичности.

Человеческий социум, как и социумы многих видов насекомых (пчелы, муравьи, термиты и т.п.), характеризуется достаточно высокой степенью органичности. Это подтверждается наблюдением фактов вынужденной изоляции людей от социума. Так основная масса людей, оказавшихся на необитаемом острове и потерявших надежду на возвращение, теряет рассудок уже на пятом-шестом годах одиночества. Четкая дифференциация общества, разделение труда, разного рода специализация - все это способствует усилению органичности социума.

Таким образом, человек (личность), являясь органичной частью социума, создается социумом, живет ради социума хотя и несет в себе иллюзию самостоятельности, но не способен полноценно существовать за пределами социума.

Вопрос Что нас объединяет?

Ответ Как бы мы не были недовольны законами социума, как бы мы не превозносили достоинства уединения, нас тянет к людям. Это можно назвать голосом крови или "социальным тяготением" (по аналогии с гравитационным тяготением). В любом случае можно констатировать наличие особой силы психического плана. В системной динамике такие силы называют системообразующими. Их природа лежит в действии наиболее фундаментальных законов природы, которые распространяются как на живые, так и на неживые объекты природы. Это вариационные принципы, которые можно объединить единым понятием оптимальности: любая система стремится занять состояние, в котором любое изменение внутри системы минимально возможным образом влияет на состояние системы в целом; из всех возможных состояний в каждый момент времени реализуется то состояние, с которым связано наименьшее количество изменений. Поэтому любая система стремится к состоянию с наименьшим количеством внутренних напряжений, с наименьшей потенциальной энергией, с наименьшим количеством конкурентных отношений, с наименьшими затратами на поддержание жизни и т.п.

Социальные механизмы системообразования (объединения, дифференциации, структурирования и т.п.) строятся на основе информационного обмена между отдельными личностями и социальными группами (возможно, это универсальный природный механизм). Особенность любого социума в создании языков общения, то есть внутренних информационных каналов с предельной степенью стилизации информационных конструкций (абстракций). Так аналогами человеческой речи могут служить пчелиные "танцы на сотах", язык кодировки нервных импульсов, кодировка ДНК и т.п. Эти языки призваны повысить четкость, однозначность и упорядоченность внутрисистемных отношений.

Однако помимо стилизованного языка человеческой речи, мы обладаем массой информационных каналов, доставшихся нам по наследству от наших предков, стилизация которых менее явна. Это язык запахов, движений, жестов, мимики и многое другое, о чем мы пока, возможно, даже не догадываемся. На этих "древних языках" можно даже разговаривать с животными. Это внутренний язык природы, который воспринимается человеком на подсознательном уровне, то есть без осознания принимаемой информации. Тем не менее эта информация играет огромную роль в мотивации наших поступков, что мы относим к "внутреннему голосу", интуиции и т.п. Именно в этих информационных взаимодействиях лежит причина многих наших, порой необъяснимых, желаний. Именно здесь, по-видимому, кроются основные механизмы социального системообразования.

Вступая в частые, порой мимолетные, отношения с людьми, мы даже не подозреваем о той работе по обработке массы информации, которая осуществляется на уровне подсознания. Неуловимые, а потому не осознаваемые запахи, движения, восклицания и т.п., идущие от разных людей, складываются в целостные образы, которые, накладываясь друг на друга, формируют то, что психологи называют коллективным бессознательным. Это единый информационный массив, в котором трудно выделить "свои" и "чужие" информационные элементы. Это то, что мы - люди - имеем одно на всех. Мы подпитываем этот информационный комплекс своими мыслями, отражающимися в наших глазах, эмоциями, читаемыми по выражению лица и жестикуляции, неосознанными поступками, в которых находит обобщение весь наш внутренний мир. Этот комплекс подпитывает нас психической энергией, давая нам мотивы (силу) для наших поступков. Это информационное нечто обладает определенной самостоятельностью, а может даже и аналогом личности, борющейся за свое выживание, а потому крайне заинтересованной в открытии все новых системообразующих механизмов.