Сравнительная характеристика Чацкого и Молчалина (по комедии А. Грибоедова «Горе от ума»)

А. А. Чацкий А. С. Молчалин
Характер Прямолинейный, искренний молодой человек. Пылкий темперамент часто мешает герою, лишает непредвзятости суждений. Скрытный, осторожный, услужливый человек. Основная цель – карьера, положение в обществе.
Положение в обществе Небогатый московский дворянин. Получает теплый прием в местном обществе благодаря происхождению и старым связям. Провинциальный мещанин по происхождению. Чин коллежского асессора по закону дает ему право на дворянство. В свете известен, но веса пока не имеет.
Образованность Очень умный и просвещенный человек. Вероятно, окончил университет либо получил качественное домашнее образование. Ограниченный человек с примитивными суждениями и желаниями. До поступления на службу жил в Твери и вряд ли получил хорошее образование.
Место в сюжете Центральный герой: вокруг его любовного и социального конфликтов закручен основной сюжет. Главный антагонист. Воплощает в себе ненавистные Чацкому услужливость, закостенелость ума.
Род занятий Конкретного занятия не имеет. Упоминаются знакомства в министерстве и пребывание в армии. Московский служащий, секретарь. Исполнительный чиновник с перспективной карьерой.
Отношение к любви Возвышенное и одновременно эгоистичное. Охваченный собственными эмоциями, Чацкий не способен понять чувства любимой. Потребительское, примитивное. Волочится за Софьей, влюблен в Лизу. Ухаживания за горничной сводятся к попытке купить ее благосклонность.
Отношение к Софье Страстно влюбленный герой на протяжении действия не понимает мотивов Софьи. В финале жестоко разочаровывается в ней. На грани презрения. Поддерживает любовную связь без интереса, из стремления всем угождать. Спокойно воспринимает разрыв.
Отношение персонажей друг к другу Открытое презрение. Не признает за Молчалиным ни малейших достоинств и высмеивает его при всяком случае. Нейтральное, поскольку Чацкий не представляет интереса для Молчалина. Обращение почтительное.
Социальные воззрения Патриот, вольнодумец. Открыто возмущается царящими в обществе и государстве порядками. Уважает и полностью приемлет существующий строй.
Отношение к службе Считает, что карьеру могут сделать только подхалимы. Перспектив для себя не видит. Ради карьеры активно обзаводится связями, терпит унижения. К служебным обязанностям относится серьезно.
Речевые особенности Остроумный, красноречивый человек. Говорит на русском языке, но использует и французский – это следует из реплики Софьи. Почтительная, «чиновничья» речь. При общении с вышестоящими говорит приятные им банальности.
Персонаж в финале Покидает Москву в разгар внутреннего кризиса: отвергнут обществом и разочарован в любимой. Открытый финал: Фамусов не знает о романе персонажа с дочерью. В случае отъезда Софьи может спокойно продолжать службу.
    • Герой Краткая характеристика Павел Афанасьевич Фамусов Фамилия «Фамусов» проис­ходит от латинского слова «фама», что значит «молва»: этим Грибоедов хотел под­черкнуть, что Фамусов боится молвы, общественного мне­ния, но с другой стороны, в корне слова «Фамусов» есть корень латинского слова «фамосус» - знаменитый, известный Богатый барин-помещик и крупный чиновник. Он извест­ный человек в кругу московского дворянства. Родовитый дворянин: в родстве с вельможей Максимом Петровичем, близко знаком […]
    • Характеристики Век нынешний Век минувший Отношение к богатству, к чинам «Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, великолепные соорудя палаты, где разливаются в пирах и мотовстве, и где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты», «А тем, кто выше, лесть, как кружево плели…» «Будь плохонький, да если наберется, душ тысячки две родовых, тот и жених» Отношение к службе «Служить бы рад, прислуживаться тошно», «Мундир! один мундир! Он в прежнем их быту […]
    • Само название комедии "Горе от ума" знаменательно. Для просветителей, убеждённых во всемогуществе знаний, ум - синоним счастья. Но силам разума во все эпохи выпадали серьёзные испытания. Новые передовые идеи не всегда принимаются обществом, а носители этих идей часто объявляются сумасшедшими. Не случайно, что к теме ума обращается и Грибоедов. Его комедия - это повествование о передовых идеях и реакции общества на них. Поначалу название пьесы "Горе уму", которое писатель потом заменит на "Горе от ума". Ещё […]
    • Прочитав комедию А. С. Грибоедова "Горе от ума" и статьи критиков об этой пьесе, я тоже задумалась о том: "Какой же он, Чацкий"? Первое впечатление о герое, что он совершенство: умный, добрый, весёлый, ранимый, страстно влюблённый, верный, чувствительный, знающий ответы на все вопросы. Он за семьсот вёрст мчится в Москву, чтобы встретиться с Софьей после трёхлетней разлуки. Но такое мнение возникло после первого прочтения. Когда же на уроках литературы мы разобрали комедию и прочитали мнение разных критиков о […]
    • Образ Чацкого вызвал многочисленные споры в критике. И. А. Гончаров считал героя Грибоедова «искренним и горячим деятелем», превосходящим Онегина и Печорина. «...Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен», - писал критик. Примерно так же отзывался об этом образе Аполлон Григорьев, считавший Чацкого настоящим борцом, честной, страстной и правдивой натурой. Наконец, подобного мнения придерживался и сам […]
    • При виде богатого дома, радушного хозяина, нарядных гостей невольно любуешься ими. Хочется знать, каковы эти люди, о чем говорят, чем увлекаются, что им близко, что - чуждо. Затем чувствуешь, как первое впечатление сменяется недоумением, потом- презрением как к хозяину дома, одному из московских «тузов» Фамусову, так и к его окружению. Есть другие дворянские семьи, из них вышли герои войны 1812 года, декабристы, великие мастера культуры (а если великие люди вышли из таких домов, какой мы видим в комедии, то не […]
    • Название любого произведения – ключ к его пониманию, поскольку оно почти всегда содержит указание – прямое или косвенное – на основную мысль, положенную в основу творения, на ряд проблем, осмысливаемых автором. Название комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» вносит в конфликт пьесы необычайно важную категорию, а именно категорию ума. Источник подобного заглавия, такого непривычного названия, к тому же первоначально звучавшего как «Горе уму», восходит к русской пословице, в которой противостояние между умным и […]
    • Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» состоит из ряда небольших эпизодов-явлений. Они объединяются в более крупные, такие, например, как описание бала в доме Фамусова. Анализируя этот сценический эпизод, мы рассматриваем его как один из важных этапов разрешения основного драматургического конфликта, который заключается в противостоянии «века нынешнего» и «века минувшего». Исходя из принципов отношения писателя к театру, стоит отметить, что А. С. Грибоедов представлял его в соответствии с традициями […]
    • В комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедов изобразил дворянскую Москву 10-20-х годов XIX столетия. В обществе того времени преклонялись перед мундиром и чином, отвергали книги, просвещение. О человеке судили не по личным качествам, а по количеству крепостных душ. Все стремились подражать Европе и поклонялись чужой моде, языку и культуре. Для «века минувшего», представленного ярко и полнокровно в произведении, характерна власть женщин, их большое влияние на формирование вкусов и взглядов общества. Московские […]
    • ЧАЦКИЙ - герой комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума” (1824; в первой редакции написание фамилии - Чадский). Вероятные прототипы образа - ПЯ.Чаадаев (1796-1856) и В.К-Кюхельбекер (1797-1846). Характер действий героя, его высказывания и взаимоотношения с другими лицами комедии дают обширный материал для раскрытия темы, заявленной в названии. Александр Андреевич Ч. - один из первых романтических героев русской драматургии, и как романтический герой он, с одной стороны, категорически не приемлет косную среду, […]
    • Редко, но все же случается в искусстве, что создатель одного «шедевра» становится классиком. Именно так произошло с Александром Сергеевичем Грибоедовым. Его единственная комедия «Горе от ума» стала национальным достоянием России. Фразы из произведения вошли в нашу повседневную жизнь в виде пословиц и поговорок; мы даже не задумываемся, кем они пущены в свет, говорим: «Вот то-то невзначай, за вами примечай» или: «Друг. Нельзя ли для прогулок // Подальше выбрать закоулок?» И таких крылатых выражений в комедии […]
    • Само название комедии парадоксально: "Горе от ума". Первоначально комедия носила название "Горе уму", от которого Грибоедов впоследствии отказался. В какой-то степени заглавие пьесы - "перевертыш" русской пословицы: "дуракам счастье". Но разве Чацкого окружают одни дураки? Посмотрите, так ли много глупцов в пьесе? Вот Фамусов вспоминает своего дядю Максима Петровича: Сурьезный взгляд, надменный нрав. Когда же надо подслужиться, И он сгибался вперегиб... ...А? как по-вашему? по-нашему - смышлен. И сам […]
    • Знаменитый русский писатель Иван Александрович Гончаров сказал замечательные слова о произведении «Горе от ума» - «Без Чацкого не было бы комедии, была бы картина нравов». И, мне кажется, что в этом писатель прав. Именно образ главного героя комедии Грибоедова Александра Сергеевича «Горе от ума» является определяющим конфликт всего повествования. Такие люди как Чацкий – всегда оказывались непонятыми обществом, они несли в общество прогрессивные идеи и взгляды, но консервативное общество не поняло […]
    • Комедия «Горе от ума» создавалась в начале 20‑х гг. XIX в. Главный конфликт, на котором построена комедия, – противостояние «века нынешнего» и «века минувшего». В литературе того времени еще имел власть классицизм эпохи Екатерины Великой. Но устаревающие каноны ограничивали свободу драматурга в описании реальной жизни, поэтому Грибоедов, взяв за основу классицистическую комедию, пренебрег (по мере необходимости) некоторыми законами ее построения. Любое классицистическое произведение (драма) должно было […]
    • Великий Воланд говорил, что рукописи не горят. Доказательством этому является судьба блестящей комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» - одного из самых неоднозначных произведений в истории русской литературы. Комедия с политическим уклоном, продолжающая традиции таких мастеров сатиры, как Крылов и Фонвизин, быстро стала популярной и послужила предвестником грядущего взлета Островского и Горького. Хотя комедия была написана еще в 1825 году, но вышла они лишь спустя восемь лет, пережив своего […]
    • Знаменитая комедия АС.Грибоедова "Горе от ума" создавалась в первой четверти XIX столетия. Литературная жизнь этого периода определялась явными признаками кризиса самодержавно-крепостнической системы и созреванием идей дворянской революционности. Совершался процесс постепенного перехода от идей классицизма, с его пристрастием к "высоким жанрам, к романтизму и реализму. Одним из ярких представителей и родоначальников критического реализма и стал А.С.Грибоедов. В его комедии "Горе от ума", удачно сочетающей […]
    • В комедии «Горе от ума» Софья Павловна Фамусова является единственным персонажем, задуманным и исполненным, близким Чацкому. Грибоедов о ней написал: «Девушка сама не глупая, предпочитает дурака умному человеку...». Грибоедов отказался от фарса и сатиры в изображении характера Софьи. Он представил читателю женский характер большой глубины и силы. Софье «не везло» в критике довольно долго. Даже Пушкин считал неудачей автора образ Фамусовой; «Софья начертана неясно». И только в 1878 году Гончаров в своей статье […]
    • Молчалин - характерные черты: стремление к карьере, лицемерие, умение подслужиться, немногословие, бедность лексикона. Это объясняется его боязнью высказать своё суждение. Говорит, преимущественно, короткими фразами и подбирает слова в зависимости от того, с кем говорит. В языке нет иностранных слов и выражений. Молчалин выбирает деликатные слова, прибавив постительно "-с". К Фамусову - почтительно, к Хлёстовой - льстиво, вкрадчиво, с Софьей - с особой скромностью, с Лизой - не стесняется в выражениях. Особенно […]
    • «Общественной» комедией с социальным столкновением «века минувшего» и «века нынешнего» называют комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума». А построена она так, что о прогрессивных идеях преобразования общества, стремлении к духовности, о новой морали говорит только Чацкий. На его примере автор показывает читателям, как сложно привносить в мир новые идеи, которые не понимаются и не принимаются закостеневшим в своих взглядах обществе. Тот, кто начинает это делать, обречен на одиночество. Александр Андреевич […]
    • В произведении Грибоедва "Горе от ума" эпизод "Бал в доме Фамусова" является главной частью комедии, ведь именно в этой сцене главный герой Чацкий показывает истинное лицо Фамусова и его общества. Чацкий - свободный и вольнодумный персонаж, ему противны все нравы, которым Фамусов старался как можно больше соответствовать. Он не боится высказывать свою точку зрения, отличающейся от Павла Афанасьевича. К тому же, сам Александр Андреевич был без чинов и небогат, а это значит, что он был не только плохой партией […]
  • А.С. Грибоедов посвятил свою комедию «Горе от ума» противостоянию разных мировоззрений, показав, как тяга к свободе борется с проявлениями консерватизма.

    Характеристика главных персонажей пьесы

    Представителем твердолобой в своих убеждениях группы выступают члены высшего света Москвы, к которым причисляет себя Алексей Молчалин. Полная его противоположность - Александр Чацкий - одинокий и замкнутый молодой человек.

    Сравнивая двух персонажей, становится ясным, что они совершенно друг на друга не похожи. У них разное воспитание, мировоззрению, характер и стремления. Молчалин льстит и унижается, проявляя самые низменные качества человека.

    Образование и взгляды на жизнь А. Чацкого и А. Молчалина

    Чацкий родился в дворянской семье, поэтому помыслы его чисты и благородны. Молчалин не принадлежит к знати, своим общественным положением он обязан начальнику.

    Чацкий получил всесторонне образование, поэтому является высокоинтеллектуальной личностью. Молчалин по природе своей глуп, учебные заведения не посещал. Его интересует лишь получение нового чина.

    Взгляды Чацкого на жизнь совсем иные. Он отличается любовью к своей стране, обладает пылким нравом и смелыми взглядами. Молчалин, наоборот, пытается держаться в тени и быть незаметным. Новая должность - вот, что его волнует. Ради престижного положения этот двуличный и нечестный человек готов пойти на все.

    Чацкий смеется над пережитками прошлого, и грезит лишь о светлом будущем. В его мечтах - новое, несомненно, лучшее общество. Служба в армии принесла Чацкому звание офицера, однако на данный момент он в отставке.

    Поведение героев в обществе

    Во время светских бесед Чацкий живо обсуждает интересные для общества темы, он открыт и откровенен в своих суждениях. Молчалин обычно не рассказывает, о чем думает. Он поддакивает чиновникам с высокими чинами, вызывая их доверие для дальнейшего продвижения по карьерной лестнице.

    Чацкому не нужна любовь общества, поэтому он не льстит и никому не подчиняется. Молчалин ради продвижения по должностной лестнице готов даже унижаться.

    Читатель по ходу комедии понимает, что Чацкий - это смелый и честный человек. Молчалин - его антипод: он труслив, лжив и стремится лишь к успешной карьере.

    Знать, собирающаяся у Фамусова дома, считает Чацкого странным человеком. Он вынужден уехать. А вот Молчалин тут чувствует себя в своей среде. Молчалину абсолютно комфортно, поэтому он остается здесь, чтобы заработать очередной чин.

    Идея произведения и противопоставление Молчалина и Чацкого

    Автор в своей комедии на протяжении всего повествования сравнивает двух главных героев. Чацкий - это искренний, честный, жизнерадостный и благородный молодой человек. Молчалина Грибоедов А. С. представляет читателю как молчаливого льстеца, карьериста и лгуна, готового на подлые поступки ради выгоды.

    Главные герои борются за расположение Софьи. Девушка отдает предпочтение лживому Молчалину, ей претит откровенность и пылкость Чацкого. Однако Софья расстается с Молчалиным, узнав о его параллельных ухаживаниях за Лизой.

    После прочтения произведения читатель понимает, что Чацкие и Молчалины - основа нашего общества. Одна ее половина - это честные, гордые и откровенные люди со своей уникальной точкой зрения. Другая половина представлена лицемерами, которые ведут себя спокойно и тихо, постоянно обманывая окружающих ради собственной наживы.

    С темой любви в комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» тесно связаны образы Чацкого и Молчалина, которые проявляют внимание к дочери Фамусова Софье. Сравнительная характеристика Молчалина и Чацкого позволяет увидеть основные различия между «веком минувшим» и «веком нынешним».

    Схожие черты

    Александр Чацкий и Алексей Молчалин - молодые дворяне. Именно в этих характеристиках проявляется сходство героев. Одинаковые по возрасту и происхождению персонажи имеют противоположные взгляды на жизнь.

    Отношение к службе

    Для Молчалина чины и положение в обществе - самое главное в жизни. Ради достижения своих целей он готов действительно на многое. Чацкий видит, что Молчалин умеет «прислуживаться», благодаря чему он будет «блаженствовать на свете». Центральный персонаж же не считает службу чем-то особенным, так как понимает, что в современном ему обществе на службе находятся недостойные люди.

    В раскрытии взглядов Чацкого и Молчалина на чины и службу поможет таблица, в которой собраны высказывания героев:

    Чацкий

    Молчалин

    «Служить бы рад, прислуживаться тошно»

    «В мои лета не должно сметь

    Свое суждение иметь»

    «Чины людьми даются,

    А люди могут обмануться»

    «Мне завещал отец:

    Во-первых, угождать всем людям без изъятья;

    Хозяину, где доведется жить,

    Начальнику, с кем буду я служить,

    Слуге его, который чистит платья,

    Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

    Собаке дворника, чтоб ласкова была»

    «Молчалины блаженствуют на свете!»

    «Ведь надобно ж зависеть от других»

    «А впрочем, он дойдет до степеней известных,

    Ведь нынче любят бессловесных»

    «Нет-с, свой талант у всех…»

    «Поверили глупцы, другим передают,

    Старухи вмиг тревогу бьют -

    И вот общественное мненье!»

    «Ах! злые языки страшнее пистолета»

    Такая самохарактеристика помогает раскрыть характер персонажей: Молчалин - тихий и скромный человек, который привык угождать людям, чтобы добиться успехов в жизни; Чацкий - волевой человек, который привык говорить все, что он думает.

    Последние цитаты кратко говорят о том, что Молчалин серьезно относится к общественному мнению, ему важно то, что о нем говорят окружающие. Чацкий же понимает, почему его приняли за сумасшедшего, ведь именно он увидел все общественные пороки.

    Отношение к любви

    Сравнение Молчалина и Чацкого в их отношении к любви помогает раскрыть любовный конфликт произведения. Чацкий после долгой разлуки с Софьей приезжает в дом Фамусовых, чтобы увидеться с ней. Однако она влюблена в Молчалина и не замечает его отрицательных черт. Чацкий пытается показать, что идеал Софьи вовсе не таков, каким он представляется ей. Молчалин ухаживает за дочерью Фамусова, так как понимает, что брак с ней поможет ему продвинуться по социальной лестнице. На самом деле Молчалин не любит Софью, его симпатия направлена на горничную Лизу, которой он показывает свое истинное лицо.

    Если Молчалин пользуется Софьей ради своих корыстных целей, то Чацкий искренен в своих чувствах к девушке. Он не понимает, почему Софья не расположена к нему, его это расстраивает. На фразу Молчалина о том, что у женщин он находит покровительство, Чацкий говорит, что он тоже ездит к женщинам, «да только не за этим». Центральный персонаж не соединяет воедино понятия службы и любви, а для Молчалина чувства - это то, с помощью чего можно добиться расположения у знатных людей. Образ Молчалина, воплощающий мировоззрение «века минувшего», указывает на царствование в обществе брака по расчету.

    Пьеса «Горе от ума» построена на конфликте одновременно личном и общественном. Общественный конфликт состоит в том, что главный герой не сходится во взглядах на жизнь с обществом. Личная же проблема героя - это неразделенная любовь. Он приезжает из-за границы в надежде увидеть возлюбленную и надеется на взаимность. Но, к сожалению, его место уже занял другой человек.

    Чацкий и Молчалин живут в одном городе, в одной стране, они одного возраста и вроде должны быть во многом похожи (все-таки место проживания и общество влияют на человека). Но это не так. Эти два героя так же различны, как, например, огонь и вода. Чацкий «умен, правдив, красноречив». Молчалин же - полная его противоположность. Он лицемер и подхалим. В фамусовском обществе нет людей, к которым он бы ни подлизывался. Молчалин сделает все для того, чтобы заслужить хорошую репутацию. Чацкий хорошо и кратко характеризует этого героя:

    Что я, Молчалина глупее? Где он, кстати?

    Еще ли не сломил безмолвия печати?

    За самого Молчалина говорит его фамилия:

    А впрочем, он дойдет до степеней известных,

    Ведь нынче любят бессловесных.

    Молчалин любит во всем «умеренность и аккуратность». Он очень покладист не только с окружением Фамусова, но и с самой Софьей. На ее фоне он смотрится очень бесцветно. Все, что Софья попросит, он, как верный слуга, исполняет.

    Чацкий очень часто высказывается о Молчалине, даже в его присутствии. Главный герой не согласен со всем, что делает Молчалин. Александр Андреич говорит по этому поводу:

    Молчалин! - Кто другой так мирно все уладит!

    Там моську вовремя погладит,

    В нем Загорецкий не умрет!..

    Чацкий выступает за гласность, а не за безмолвие. Он отказывается вторить мнению старого поколения. Чацкий выступает как представитель будущей России. Молчалин - всего лишь один из представителей фамусовского общества. Его заповеди: «во-первых, угождать всем людям без изъятья» и «в мои лета не должно сметь свои суждения иметь».

    Чацкий влюблен в Софью, но, к сожалению, прошлого не вернешь. Но Чацкий, в отличие от Молчалина, любит бескорыстно и искренне.

    Отношение к делам и к службе у двух героев тоже различно. Чацкий требует не смешивать «веселье или дурачество с делом». Он никогда не станет преклоняться перед людьми старого порядка: «Служить бы рад - прислуживаться тошно».

    Молчалин, следуя своим неизменным традициям, преклоняется перед старшими, что бы они ни утверждали. Конечно, тут не обойтись без подхалимства. У него нет своих мыслей ни в делах, ни в обществе, ни в любви. Он призван подчиняться другим. Чацкий считает так:

    Чины людьми даются;

    А люди могут обмануться.

    Чацкий считает, что и на службе он занимает незаслуженное место.

    Но сколько бы в этих двух людях ни было недостатков и достоинств, Чацкие и молчалины никогда не переведутся в обществе. Есть люди, имеющие свое мнение, но, к сожалению, есть и люди, всю жизнь подчиняющиеся другим.

    Комедия Грибоедова «Горе от ума» является уникаль-ным слепком зарождающейся, но уже непримиримой борь-бы в обществе начала XIX века между передовой, прогрес-сивно мыслящей молодежью и консервативно настроен-ными представителями крепостной старины. Эти два раз-ных общественных лагеря в комедии живописно представ-ляют Чацкий и Молчалин — люди противоположных жиз-ненных позиций, моральных норм, мировоззрения.

    Несмотря на глубинную несхожесть, в Молчалине и Чацком можно найти и общие черты, которые и привлек-ли к каждому из них (в разное время) Софью Фамусову. Два этих молодых и неглупых человека связаны с домом Фамусова. Чацкий — сын друга Фамусова, воспитанный в этом доме. В молодом возрасте он покинул Москву, «ума искал», учился, многое увидел и узнал. Молчалин работает секретарем в доме Фамусова, пользуется всеобщей любо-вью и уважением:

    По мере я трудов и сил, С тех пор, как числюсь по Архивам, Три награжденья получил.

    Но вот автор сводит их в комедии, и мы видим, на-сколько отличаются друг от друга Чацкий и Молчалин, и эту непохожесть не утаить под внешней оболочкой. Само появление этих героев в комедии может поведать о мно-гих чертах их характеров.

    Чацкий буквально врывается в сюжет, он горячо влюб-лен и счастлив после долгой разлуки видеть Софью. Ра-дость и энергия так наполняют его, что он не сразу замеча-ет холодность девушки. Молчалин же в комедию входит сперва безмолвным, а после — оправдывающимся и расте-рявшимся. А вскоре мы кое-что узнаем об этих героях посредством их оценки другими действующими лицами, в их речах и поступках.

    Как же отзываются о Чацком домочадцы дома Фаму-сова и сам хозяин?

    Кто так чувствителен, и весел, и остер, Как Александр Андреич Чацкий! Остер, умен, красноречив, В друзьях особенно счастлив... ...он малый с головой, И славно пишет, переводит.

    Чацкий — дворянин и гордится этим. От окружающих его отличает свободолюбие и независимость взглядов, от-кровенность и прямота высказываний. Целью своей жиз-ни Чацкий видит в служении отечеству, он истинный пат-риот своей родины, однако низкопоклонство, борьба за чины, звания, награды угнетают его и возмущают:

    Служить бы рад, прислуживаться тошно.

    Он готов служить «делу, а не лицам», но в фамусовском обществе это невозможно. Именно независимость суждений, стремление судить о человеке по делам, а не по положению, занимаемому им в обществе, открытость и прямота вызывает по отношению к Чацкому полное непонимание окружающих, агрессию и отторжение с их стороны:

    Ах! боже мой! он карбонари! Опасный человек! И знать вас не хочу, разврата не терплю.

    А что же Молчалин? Чем он вошел в доверие и завое-вал искреннее уважение тех самых людей, которые так безжалостны к Чацкому?

    Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел, При батюшке три года служит, Тот часто без толку сердит, А он безмолвием его обезоружит, От доброты души простит. И между прочим Веселостей искать бы мог; Ничуть: от старичков не ступит за порог.

    Немного времени нужно, чтобы понять, что Молчалин полностью принимает законы фамусовского общества и становится незаменимым для него. Он труслив и всегда подчиняет свой образ мыслей тому, что принято в обще-стве:

    В мои лета не должно сметь Свое суждение иметь. Ведь надобно ж зависеть от других.

    Самыми главными своими достоинствами Молчалин считает услужливость, умеренность и аккуратность. Льстец, лицемер, подхалим и чинопоклонник, больше всего в жиз-ни он мечтает «дойти до степеней известных», что, скорее всего, сбудется, «ведь нынче любят бессловесных» Расчет-ливый до мелочей, Молчалин всегда может рассчитывать на поддержку и покровительство «сильных мира сего».

    Отношения с Софьей сводят Чацкого и Молчалина, бо-лезненно сталкиваются две противоположные позиции. Чацкий безупречно честен и искренен с Софьей и ожидает от нее такой же откровенности. Он не скрывает не только своей радости и счастья, но и недоумения и даже возмуще-ния. Очень скоро он понимает, что нелюбим девушкой, но ему хочется узнать: кто же соперник?

    Ах! Софья! Неужели Молчалин избран ей! А чем не муж? Ума в нем только мало; Но чтоб иметь детей, Кому ума недоставало? Услужлив, скромненький, в лице румянец есть. Вот он, на цыпочках, и не богат словами; Какою ворожбой умел к ней в сердце влезть!

    Однако несколько минут общения с этим подленьким и льстивым человеком рассеивают его подозрения:

    С такими чувствами, с такой душою Любим!.. Обманщица смеялась надо мною!

    Софья же под влиянием французских романов придер-живается иного мнения. Влюбившись в хитрого и бесчест-ного человека, она не умеет разглядеть истинного лица под маской:

    Молчалин за других себя забыть готов, Враг дерзости, — всегда застенчиво, несмело Ночь целую с кем можно так провесть!

    А что же Молчалин? Молчалин продвигается по жизни, выполняя заветы отца:

    Мне завещал отец: Во первых, угождать всем людям без изъятья — Хозяину, где доведется жить. Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платья, Швейцару, дворнику, для избежанья зла. Собаке дворника, чтоб ласкова была.

    Поэтому Софья для Молчалина — лишь еще одна сту-пенька при покорении служебной лестницы. Без стесне-ния он признается: Материал с сайта

    И вот любовника я принимаю вид В угодность дочери такого человека.

    Однако это не мешает Молчалину бессовестно заигры-вать с Лизой, с которой он даже не считает нужным скры-вать своей подлой душонки:

    Я в Софье Павловне не вижу ничего Завидного...

    Узнав об избраннике Софьи, Чацкий не может сдер-жать негодования:

    Вот я пожертвован кому! Не знаю, как в себе я бешенство умерил! Глядел, и видел, и не верил!

    Но и Софья поражена «кривизной души» бывшего лю-бимого, она в гневе прогоняет его.

    В своей комедии Грибоедов создал галерею типичных характеров, которые выходят за исторические рамки эпо-хи и самой пьесы. Чацкий — тип борца, который готов отстаивать свои убеждения в любой ситуации, и даже в случае поражения не изменяет им. Молчалиными же сегодня называют лицемеров и лжецов, подлых карьеристов и низкопоклонников. И в наше время «Молчалины бла-женствуют на свете», но Чацкий — двигатель прогресса, представитель молодой прогрессивной молодежи.

    Я думаю, что Грибоедов, изобразив типы Чацкого и Молчалина, предложил современникам и потомкам сделать свой нравственный выбор, научиться ценить людей по их человеческим достоинствам, а не по маскам, которые они надевают.

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

    На этой странице материал по темам:

    • горе от ума характеристика героев чацкий и молчалин
    • чацкий и молчалин как 2 нравственных полюса комедии
    • характеристика молчалина из комедии горе от ума
    • в комедии горе от ума характеристика чацкого
    • сравнение чацкого и молчалина в комедии горе от ума