Распоряжения положения указы цб о работе банков. Основные нормативные акты по банковскому делу

Положение Банка России от 19 сентября 2014 г. N 431-П
"О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

С изменениями и дополнениями от:

24 мая 2015 г., 14 ноября 2016 г., 6 апреля, 11 августа, 25 декабря 2017 г., 16 апреля 2018 г.

1. На основании статьи 5 и пункта 11 статьи 15 Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 18, ст. 1720; 2003, N 26, ст. 2566; 2005, N 1, ст. 25; N 30, ст. 3114; 2006, N 48, ст. 4942; 2007, N 1, ст. 29; N 49, ст. 6067; 2008, N 30, ст. 3616; N 52, ст. 6236; 2009, N 1, ст. 17; N 9, ст. 1045; N 52, ст. 6420, ст. 6438; 2010, N 6, ст. 565; N 17, ст. 1988; 2011, N 1, ст. 4; N 7, ст. 901; N 27, ст. 3881; N 29, ст. 4291; N 49, ст. 7040; 2012, N 25, ст. 3268; N 31, ст. 4319, ст. 4320; 2013, N 19, ст. 2331; N 30, ст. 4084; 2014, N 30, ст. 4224; N 45, ст. 6154; 2015, N 48, ст. 6715; 2016, N 22, ст. 3094; N 26, ст. 3883; N 27, ст. 4293; 2017, N 14, ст. 2008; N 31, ст. 4746 (далее - Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств") настоящее Положение устанавливает правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (приложение 1 к настоящему Положению), форму заявления о заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (приложение 2 к настоящему Положению), форму страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (приложение 3 к настоящему Положению), форму документа, содержащего сведения о страховании (приложение 4 к настоящему Положению), форму бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии (приложение 5 к настоящему Положению) и форму заявления о страховом возмещении или прямом возмещении убытков (приложение 6 к настоящему Положению).

2. Настоящее Положение подлежит официальному опубликованию в "Вестнике Банка России" и в соответствии с решением Совета директоров Банка России (протокол заседания Совета директоров Банка России от 16 сентября 2014 года N 27) вступает в силу со дня вступления в силу постановления постановления Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 года N 263 "Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 20, ст. 1897; 2006, N 36, ст. 3833; N 52, ст. 5593; 2007, N 26, ст. 3193; 2008, N 9, ст. 862; N 14, ст. 1409; N 40, ст. 4549; 2009, N 33, ст. 4085; 2011, N 42, ст. 5922; 2012, N 3, ст. 444; N 50, ст. 7055; 2013, N 36, ст. 4578).

5. Установить, что по 31 марта 2015 года включительно страховщики могут использовать при заключении договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств бланки страховых полисов, изготовленные до вступления в силу настоящего Положения.

6. Если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения, настоящее Положение распространяется на лиц, имеющих намерение заключить договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Регистрационный N 34204

С 1 сентября 2013 г. утверждать правила ОСАГО уполномочен Банк России, а не Правительство РФ. Разработано соответствующее положение с учетом поправок, внесенных в Закон об ОСАГО.

Полис будут выдавать не только в бумажном виде, но и в электронном. Как и ранее, срок действия - 1 год.

Полис выдается в течение дня поступления денежных средств в кассу страховщика наличными, а при уплате премии в безналичном порядке - не позднее рабочего дня, следующего за днем перечисления средств.

Владелец транспортного средства может выбрать любого страховщика. Никто не вправе отказать в процедуре при обращении с заявлением и необходимыми документами.

Страховая премия рассчитывается страховщиком исходя из тарифов, определенных с учетом требований, установленных Банком России.

Закреплены положения о независимой технической экспертизе, об оформлении документов по ДТП без участия уполномоченных сотрудников полиции.

Предусмотрена выдача направления на ремонт при возмещении ущерба в натуре.

Обновлены формы заявления о заключении договора ОСАГО, полиса, сведений о страховании.

Предусмотрен ряд переходных положений в части определения страховых выплат. Так, до 1 апреля 2015 г. за причинение вреда жизни потерпевшего перечисляются 135 тыс. руб. (лицам, имеющим право на возмещение вреда в случае смерти потерпевшего); не более 25 тыс. руб. - на погребение.

По 31 марта 2015 г. включительно страховщики вправе использовать бланки полисов, изготовленные до вступления в силу положения.

Положение вступает в силу с момента признания утратившим силу правил ОСАГО, утвержденных Правительством РФ, за исключением отдельных норм.

Положение Банка России от 19 сентября 2014 г. N 431-П "О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств"


Регистрационный N 34204


Настоящее Положение вступает в силу со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 года N 263 "Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств"


В настоящий документ внесены изменения следующими документами.

Согласно Указания ЦБ РФ № 3210-У с 1 июня 2014 г. вводится новый учет кассовых операций для соблюдения кассовой дисциплины и правильного учета денежных средств в кассе, устанавливаются новые правила ведения кассовых операций 2019 .

Также, как и ранее, в Положении ЦБ РФ № 373-П, необходимо будет устанавливать и рассчитать лимит остатка кассы, делать специальный расчет лимита. В новом порядке ведения кассовых операций предусмотрены старые бланки приходного и расходного кассового ордера 2019 (КО-1 форма по ОКУД 0310001 ПКО - приходник и КО-2 форма по ОКУД 0310002 РКО-расходник), бланк и образец заполнения которых можно скачать бесплатно.

Все юридические лица, кроме ИП, обязаны вести кассовую книгу и оформлять кассовые документы. Для неприменение лимита остатка наличных средств - единственное «упрощение» порядка ведения кассовых операций. В остальном они должны полностью соблюдать все правила, установленные для юридических лиц.

Дается подробное описание ведения кассовой книги в 2019 году, образец заполнения, а также есть возможность бесплатно скачать бланк кассовой книги.

Формы кассовых документов остались прежними. Правда, как хотели ранее, часть реквизитов, такие как корреспондирующие счета (субсчета) , из бланков не убрали. Необходимо будет издать новый приказ на лимит кассы, потому что в старом ссылались на старое Положение ЦБР. Индивидуальным предпринимателям больше не придется вести кассовую книгу и соблюдать лимит остатка наличных, а также выписывать кассовые документы (приходные и расходные кассовые ордера).

В данной статье даются разъяснения про кассовые операции 2019. Описано ведение и заполнение кассовой книги. Дан расчет остатка, образец и возможность скачать бланк лимита кассы и приказ для его установления. Приведены бланки приходного и расходного кассового ордера.

Получатели бюджетных средств при ведении кассовых операций руководствуются настоящим Указанием, если иное не определено нормативным правовым актом, регулирующим порядок ведения кассовых операций получателями бюджетных средств.

2. Для ведения операций по приему наличных денег, включающих их пересчет, выдаче наличных денег (далее - кассовые операции) юридическое лицо распорядительным документом устанавливает максимально допустимую сумму наличных денег, которая может храниться в месте для проведения кассовых операций, определенном руководителем юридического лица (далее - касса), после выведения в кассовой книге 0310004 суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня (далее - лимит остатка наличных денег).

Юридическое лицо самостоятельно определяет лимит остатка наличных денег в соответствии с приложением к настоящему Указанию, исходя из характера его деятельности с учетом объемов поступлений или объемов выдач наличных денег.

Платежный агент, осуществляющий деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года № 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - платежный агент), банковский платежный агент (субагент), осуществляющий деятельность в соответствии с Федеральным законом от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее - банковский платежный агент (субагент), при определении лимита остатка наличных денег не учитывают наличные деньги, принятые при осуществлении деятельности платежного агента, банковского платежного агента (субагента).

Подразделению юридического лица, по месту нахождения которого оборудуется обособленное рабочее место (рабочие места) (далее - обособленное подразделение), сдающему наличные деньги на банковский счет, открытый юридическому лицу в банке, лимит остатка наличных денег устанавливается в порядке, предусмотренном настоящим Указанием для юридического лица.

Юридическое лицо, в состав которого входят обособленные подразделения, сдающие наличные деньги в кассу юридического лица, с учетом лимитов остатка наличных денег, установленных этим обособленным подразделениям.

Экземпляр распорядительного документа об установлении обособленному подразделению лимита остатка наличных денег направляется юридическим лицом обособленному подразделению в порядке, установленном юридическим лицом.

Примечание : Существует образец лимита кассы 2019, где приведен подробный расчет остатка кассовой наличности. Данный руководителя или распоряжением ИП.

Юридическое лицо хранит на банковских счетах в банках наличные деньги сверх установленного в соответствии с абзацами вторым - пятым настоящего пункта лимита остатка наличных денег, являющиеся свободными денежными средствами.

Накопление юридическим лицом наличных денег в кассе сверх установленного лимита остатка наличных денег допускается в дни выплат заработной платы, стипендий, выплат, включенных в соответствии с методологией, принятой для заполнения форм федерального государственного статистического наблюдения, в фонд заработной платы и выплаты социального характера (далее - другие выплаты), включая день получения наличных денег с банковского счета на указанные выплаты, а также в выходные, нерабочие праздничные дни в случае ведения юридическим лицом в эти дни кассовых операций.

В других случаях накопление юридическим лицом наличных денег в кассе сверх установленного лимита остатка наличных денег не допускается.

Индивидуальные предприниматели, субъекты малого предпринимательства лимит остатка наличных денег могут не устанавливать.

Примечание : Лимит кассы ИП и малое предприятие может не устанавливать. Т.е. хранить любое количество денег в кассе.

к меню

3. Уполномоченный представитель юридического лица сдает наличные деньги в банк, в котором юридическому лицу открыт банковский счет, или в организацию, входящую в систему Банка России, осуществляющую перевозку наличных денег, инкассацию наличных денег, операции по приему, пересчету, сортировке, формированию и упаковке наличных денег клиентов банка (далее – организация, входящая в систему Банка России), для зачисления их сумм на банковский счет юридического лица.

Уполномоченный представитель обособленного подразделения может в , сдавать наличные деньги в кассу юридического лица, или в банк, в котором юридическому лицу открыт банковский счет, или в организацию, входящую в систему Банка России, для зачисления их сумм на банковский счет юридического лица.

4. Кассовые операции ведутся в кассе кассовым или иным работником, определенным руководителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем или иным уполномоченным лицом (далее - руководитель) из числа своих работников (далее - кассир), с установлением ему соответствующих должностных прав и обязанностей, с которыми кассир должен ознакомиться под роспись.

При наличии у юридического лица, индивидуального предпринимателя нескольких кассиров один из них выполняет функции старшего кассира (далее - старший кассир).

Кассовые операции могут проводиться руководителем.

Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель могут вести кассовые операции с применением программно-технических комплексов.

Программно-технические комплексы, конструкция которых предусматривает прием банкнот, должны иметь функцию распознавания не менее четырех машиночитаемых защитных признаков банкнот Банка России, перечень которых установлен нормативным актом Банка России.

4.1. Кассовые операции оформляются приходными кассовыми ордерами 0310001, расходными кассовыми ордерами 0310002 (далее - кассовые документы).

Кассовые документы могут оформляться по окончании проведения кассовых операций на основании фискальных документов, предусмотренных абзацем двадцать седьмым статьи 1.1 Федерального закона от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа".

Платежный агент, банковский платежный агент (субагент) на наличные деньги, принятые при осуществлении деятельности платежного агента, банковского платежного агента (субагента), оформляет отдельный приходный кассовый ордер 0310001.

Индивидуальными предпринимателями , ведущими в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения либо физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности, кассовые документы могут не оформляться .

4.2. Кассовые документы оформляются:

  • главным бухгалтером;
  • бухгалтером или иным должностным лицом (в том числе кассиром), определенным в распорядительном документе, или должностным лицом юридического лица, физическим лицом, с которыми заключены договоры об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета (далее – бухгалтер);
  • руководителем (при отсутствии главного бухгалтера и бухгалтера).

4.3. Кассовые документы подписываются главным бухгалтером или бухгалтером (при их отсутствии – руководителем), а также кассиром.

В случае ведения кассовых операций и оформления кассовых документов руководителем кассовые документы подписываются руководителем.

4.4. Кассир снабжается печатью (штампом), содержащей (содержащим) реквизиты, подтверждающие проведение кассовой операции (далее - печать (штамп), а также образцами подписей лиц, уполномоченных подписывать кассовые документы, при оформлении кассовых документов на бумажном носителе.

В случае ведения кассовых операций и оформления кассовых документов руководителем образцы подписей лиц, уполномоченных подписывать кассовые документы, не оформляются.

4.5. При наличии старшего кассира операции по передаче наличных денег между старшим кассиром и кассирами в течение рабочего дня отражаются старшим кассиром в книге учета принятых и выданных кассиром денежных средств 0310005 с указанием сумм передаваемых наличных денег. Записи в книгу учета принятых и выданных кассиром денежных средств 0310005 осуществляются в момент передачи наличных денег и подтверждаются подписями старшего кассира, кассира.

к меню

4.6. Поступающие в кассу наличные деньги, за исключением наличных денег, принятых при осуществлении деятельности платежного агента, банковского платежного агента (субагента), и выдаваемые из кассы наличные деньги юридическое лицо учитывает в кассовой книге.

Платежный агент, банковский платежный агент (субагент) для учета наличных денег, принятых при осуществлении деятельности платежного агента, банковского платежного агента (субагента), ведет отдельную кассовую книгу.

Записи в кассовой книге 0310004 осуществляются по каждому приходному кассовому ордеру 0310001, расходному кассовому ордеру 0310002, оформленному соответственно на полученные, выданные наличные деньги (полное оприходование в кассу наличных денег).

В конце рабочего дня кассир сверяет фактическую сумму наличных денег в кассе с данными кассовых документов, суммой остатка наличных денег, отраженного в кассовой книге 0310004, и заверяет записи в кассовой книге 0310004 подписью.

Записи в кассовой книге сверяются с данными кассовых документов главным бухгалтером или бухгалтером (при их отсутствии – руководителем) и подписываются лицом, проводившим указанную сверку.

Если в течение рабочего дня кассовые операции не проводились, записи в кассовую книгу не осуществляются.

5.1. При получении приходного кассового ордера 0310001 кассир проверяет наличие подписи главного бухгалтера или бухгалтера (при их отсутствии - наличие подписи руководителя) и при оформлении приходного кассового ордера 0310001 на бумажном носителе - ее соответствие образцу, за исключением случая, предусмотренного в абзаце втором подпункта 4.4 пункта 4 настоящего Указания, проверяет соответствие суммы наличных денег, проставленной цифрами, сумме наличных денег, проставленной прописью, наличие подтверждающих документов, перечисленных в приходном кассовом ордере 0310001.

Кассир принимает наличные деньги полистным, поштучным пересчетом.

Наличные деньги принимаются кассиром таким образом, чтобы вноситель наличных денег мог наблюдать за действиями кассира.

После приема наличных денег кассир сверяет сумму, указанную в приходном кассовом ордере, с суммой фактически принятых наличных денег.

При соответствии вносимой суммы наличных денег сумме, указанной в приходном кассовом ордере 0310001, кассир подписывает приходный кассовый ордер 0310001, проставляет на квитанции к приходному кассовому ордеру 0310001, выдаваемой вносителю наличных денег, оттиск печати (штампа) и выдает ему указанную квитанцию к приходному кассовому ордеру 0310001. При оформлении приходного кассового ордера 0310001 в электронном виде квитанция к приходному кассовому ордеру 0310001 может направляться вносителю наличных денег по его просьбе на предоставленный им адрес электронной почты.

При несоответствии вносимой суммы наличных денег сумме, указанной в приходном кассовом ордере 0310001, кассир предлагает вносителю наличных денег довнести недостающую сумму наличных денег или возвращает излишне вносимую сумму наличных денег. Если вноситель наличных денег отказался довнести недостающую сумму наличных денег, кассир возвращает ему вносимую сумму наличных денег. Приходный кассовый ордер 0310001 кассир перечеркивает (в случае оформления приходного кассового ордера 0310001 в электронном виде - проставляет отметку о необходимости переоформления приходного кассового ордера 0310001) и передает (направляет) главному бухгалтеру или бухгалтеру (при их отсутствии - руководителю) для переоформления приходного кассового ордера 0310001 на фактически вносимую сумму наличных денег.

к меню

5.2. Утратил силу. - Указание Банка России от 19.06.2017 N 4416-У.

5.3. Прием в кассу юридического лица наличных денег, сдаваемых обособленным подразделением, осуществляется в порядке, установленном юридическим лицом, по приходному кассовому ордеру 0310001. Приходник.

6. Выдача наличных денег проводится по .

Выдача наличных денег для выплат заработной платы, стипендий и других выплат работникам проводится по расходным кассовым ордерам 0310002, расчетно-платежным ведомостям 0301009, платежным ведомостям 0301011.

6.1. При получении расходного кассового ордера 0310002 (расчетно-платежной ведомости 0301009, платежной ведомости 0301011) кассир проверяет наличие подписи главного бухгалтера или бухгалтера (при их отсутствии - наличие подписи руководителя) и при оформлении указанных документов на бумажном носителе - ее соответствие образцу, за исключением случая, предусмотренного в абзаце втором подпункта 4.4 пункта 4 настоящего Указания, соответствие сумм наличных денег, проставленных цифрами, суммам, проставленным прописью. При выдаче наличных денег по расходному кассовому ордеру 0310002 кассир проверяет также наличие подтверждающих документов, перечисленных в расходном кассовом ордере 0310002.

Кассир выдает наличные деньги после проведения идентификации получателя наличных денег по предъявленному им паспорту или другому документу, удостоверяющему личность в соответствии с требованиями законодательства РФ (далее – документ, удостоверяющий личность), либо по предъявленным получателем наличных денег доверенности и документу, удостоверяющему личность. Выдача наличных денег осуществляется кассиром непосредственно получателю наличных денег, указанному в расходном кассовом ордере (расчетно-платежной ведомости, платежной ведомости) или в доверенности.

При выдаче наличных денег по доверенности кассир проверяет соответствие фамилии, имени, отчества (при наличии) получателя наличных денег, указанных в расходном кассовом ордере, фамилии, имени, отчеству (при наличии) доверителя, указанным в доверенности; соответствие указанных в доверенности и расходном кассовом ордере фамилии, имени, отчества (при наличии) доверенного лица, данных документа, удостоверяющего личность, данным предъявленного доверенным лицом документа, удостоверяющего личность. В расчетно-платежной ведомости (платежной ведомости) перед подписью лица, которому доверено получение наличных денег, кассир делает надпись «по доверенности». Доверенность прилагается к расходному кассовому ордеру (расчетно-платежной ведомости, платежной ведомости).

В случае выдачи наличных денег по , оформленной на несколько выплат или на получение наличных денег у разных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, делаются ее копии, которые заверяются в порядке, установленном юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем. Заверенная копия доверенности прилагается к расходному кассовому ордеру (расчетно-платежной ведомости, платежной ведомости). Оригинал доверенности (при наличии) хранится у кассира и при последней выдаче наличных денег прилагается к расходному кассовому ордеру (расчетно-платежной ведомости, платежной ведомости).

к меню

6.2. При выдаче наличных денег по расходному кассовому ордеру 0310002 кассир подготавливает сумму наличных денег, подлежащую выдаче, и передает расходный кассовый ордер 0310002 получателю наличных денег для проставления подписи. В случае оформления расходного кассового ордера 0310002 в электронном виде получателем наличных денег может проставляться электронная подпись.

Кассир пересчитывает подготовленную к выдаче сумму наличных денег таким образом, чтобы получатель наличных денег мог наблюдать за его действиями, и выдает получателю наличные деньги полистным, поштучным пересчетом в сумме, указанной в расходном кассовом ордере.

Кассир не принимает от получателя наличных денег претензии по сумме наличных денег, если получатель наличных денег не сверил в расходном кассовом ордере соответствие сумм наличных денег, проставленных цифрами, суммам, проставленным прописью, и не пересчитал под наблюдением кассира полистно, поштучно полученные им наличные деньги.

После выдачи наличных денег по расходному кассовому ордеру кассир подписывает его.

6.3. Для выдачи наличных денег работнику под отчет (далее - подотчетное лицо) на расходы, связанные с осуществлением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, расходный кассовый ордер 0310002 оформляется согласно распорядительному документу юридического лица, индивидуального предпринимателя либо письменному заявлению подотчетного лица, составленному в произвольной форме и содержащему запись о сумме наличных денег и о сроке, на который выдаются наличные деньги, подпись руководителя и дату.

Подотчетное лицо обязано в срок, не превышающий трех рабочих дней после дня истечения срока, на который выданы наличные деньги под отчет, или со дня выхода на работу, предъявить главному бухгалтеру или бухгалтеру (при их отсутствии – руководителю) авансовый отчет с прилагаемыми подтверждающими документами. Проверка авансового отчета главным бухгалтером или бухгалтером (при их отсутствии – руководителем), его утверждение руководителем и окончательный расчет по авансовому отчету осуществляются в срок, установленный руководителем.

6.4. Выдача из кассы юридического лица обособленному подразделению наличных денег, необходимых для проведения кассовых операций, осуществляется в порядке, установленном юридическим лицом, по расходному кассовому ордеру 0310002. (расходнику)

к меню

6.5. Предназначенная для выплат заработной платы, стипендий и других выплат сумма наличных денег устанавливается согласно расчетно- платежной ведомости (платежной ведомости). Срок выдачи наличных денег на эти выплаты определяется руководителем и указывается в расчетно- платежной ведомости (платежной ведомости). Продолжительность срока выдачи наличных денег по выплатам заработной платы, стипендий и другим выплатам не может превышать пяти рабочих дней (включая день получения наличных денег с банковского счета на указанные выплаты).

Выдача наличных денег работнику проводится в порядке, предусмотренном в абзацах первом – третьем подпункта 6.2 настоящего пункта, с проставлением работником подписи в расчетно-платежной ведомости (платежной ведомости).

В последний день выдачи наличных денег, предназначенных для выплат заработной платы, стипендий и других выплат, кассир в расчетно- платежной ведомости (платежной ведомости) проставляет оттиск печати (штампа) или делает надпись «не выдано» напротив фамилий и инициалов работников, которым не проведена выдача наличных денег, подсчитывает и записывает в итоговой строке сумму фактически выданных наличных денег и сумму невыданных наличных денег, сверяет указанные суммы с итоговой суммой в расчетно-платежной ведомости (платежной ведомости), проставляет свою подпись на расчетно-платежной ведомости (платежной ведомости) и передает ее для подписания главному бухгалтеру или бухгалтеру (при их отсутствии – руководителю).

На фактически выданные суммы наличных денег по расчетно- платежной ведомости (платежной ведомости) оформляется расходный кассовый ордер.

7. Мероприятия по обеспечению сохранности наличных денег при ведении кассовых операций, хранении, транспортировке, порядок и сроки проведения проверок фактического наличия наличных денег определяются юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем.

8. Настоящее Указание подлежит официальному опубликованию в "Вестнике Банка России" и в соответствии с решением Совета директоров Банка России (протокол заседания Совета директоров Банка России от 28 февраля 2014 года № 5) вступает в силу с 1 июня 2014 года, за исключением абзаца пятого пункта 4.

8.2. Со дня вступления в силу настоящего Указания признать утратившим силу Положение Банка России от 12 октября 2011 года № «О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории РФ», зарегистрированное Министерством юстиции РФ 24 ноября 2011 года № 22394 («Вестник Банка России» от 30 ноября 2011 года № 66).

Председатель
Центрального Банка
РФ Э.С. Набиуллина

Примечание : - показана правомерность осуществления налоговыми органами проверок по соблюдению организациями и ИП порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, расчетов наличными деньгами с другими организациями.

к меню


Бесплатно вести кассовую книгу в электронном виде

Если превышен лимит кассы к концу дня?

Действующий порядок хранения наличных в кассе не всегда удобен, кроме предприятий малого бизнеса, где лимита кассы нет. Зачастую в кассе накапливается денег больше, чем позволяет закон. Штрафы за сверхлимитную наличность весьма внушительны. Они составляют от 40 000 до 50 000 руб.

Можно обойти ограничение по лимиту денежных средств в кассе, если выдать излишек в подотчет. Это позволит избежать штрафа в 50 000 руб. за нарушение порядка работы с наличными (ст. 15.1 КоАП
Указание ЦБ России 3073-У устанавливает лимит расчета наличными и правила осуществления и оплату наличных расчетов между юридическими лицами в рублях и иностранной валюте.

  • КАССА - ВОПРОСЫ, ОТВЕТЫ, СИТУАЦИИ
  • ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (БАНК РОССИИ) 24 марта 1998 г. N 191-У г. Москва У К А З А Н И Е О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ПОЛОЖЕНИЕ БАНКА РОССИИ "О МНОГОРЕЙСОВОЙ ОБРАБОТКЕ ПЛАТЕЖЕЙ В МОСКОВСКОМ РЕГИОНЕ" ОТ 20.02.98 N 18-П В связи с вводом полноформатного электронного документооборота в систему многорейсовой обработки платежей кредитных организаций, учреждений Банка России и их клиентов московского региона в "Положение о многорейсовой обработке платежей в московском регионе" от 20.02.98 N 18-П вносятся следующие изменения и дополнения. 1. Пункт 3 заменить текстом следующего содержания: "Под многорейсовой обработкой платежей понимается проведение нескольких рейсов приема, обработки и исполнения пакетов электронных документов в течение рабочего дня, результатом которых является безотзывный перевод средств по счетам участников расчетов в рамках данной системы. Для целей настоящего Положения под реестром платежей (направленных или проведенных) понимается пакет электронных документов, составленный в соответствии с требованиями Временного положения Банка России "О правилах обмена электронными документами между Банком России, кредитными организациями (филиалами) и другими клиентами Банка России при осуществлении расчетов через расчетную сеть Банка России" от 12.03.98 N 20-П, который может содержать: - полноформатные электронные платежные документы (ЭПД); - электронные документы, содержащие часть реквизитов платежных документов на бумажном носителе (далее условно именуемые электронными документами сокращенного формата - ЭДСФ); - электронные служебно - информационные документы (ЭСИД). При этом реестр платежей подписывается одной общей электронной цифровой подписью (ЭЦП), а каждый входящий в него ЭПД, ЭДСФ, ЭСИД собственной ЭЦП не подписывается. Перевод средств с использованием ЭПД не требует сопровождения платежными документами на бумажных носителях, оформленными в установленном порядке. Перевод средств с использованием ЭДСФ должен сопровождаться обменом платежными документами, оформленными в порядке, установленном Правилами ведения бухгалтерского учета в Банке России". 2. Абзацы пятый, шестой, седьмой пункта 5 заменить текстом следующего содержания: "В целях реализации настоящего Положения вносятся следующие изменения и дополнения в договоры корреспондентского (банковского) счета, заключенные Банком России с кредитными организациями (клиентами Банка России): - право Банка России и кредитной организации (клиента Банка России) использовать электронные документы при проведении расчетов; - обязательство сторон о признании юридической силы ЭПД, ЭДСФ, ЭСИД, используемых при проведении расчетов; - признание права Банка России превращать в ЭПД платежные документы, полученные от клиента на бумажном носителе, и направлять их по системе МЭП без пересылки получателю платежных документов на бумажном носителе; - право кредитной организации (клиента Банка России) получать от Банка России (при условии возмещения его расходов) копии электронных документов, распечатанных на бумажном носителе, заверенных подписью и штампом, а также порядок их выдачи. При обмене ЭДСФ в договор корреспондентского (банковского) счета должны быть включены условия, регулирующие: - передачу Банком России кредитным организациям (клиентам Банка России) - получателям платежных документов на бумажных носителях, оформленных в установленном порядке (при предоставлении данной услуги Банком России); - обязательство кредитной организации (клиента Банка России) - отправителя платежа направлять платежные документы на бумажных носителях кредитной организации (клиенту Банка России) - получателю платежа - самостоятельно или через экспедиторскую службу Банка России, как правило, в день передачи электронных документов в расчетную сеть Банка России, а также принятие отправителем на себя ответственности в случае неисполнения указанного обязательства. Кредитными организациями (клиентами Банка России) заключается отдельный договор с Банком России в лице МЦИ при Банке России на оказание услуг по обработке электронных документов, который должен содержать: - порядок обмена электронными документами; - способ передачи электронного документа, обеспечивающий сохранение всех его реквизитов; - регламент исполнения ЭПД, ЭДСФ (в режиме рейсов в течение операционного дня); - обязанность соблюдения сторонами форматов электронных документов, установленных настоящим Положением; - перечень средств, используемых для создания ЭЦП и процедур проверки ее правильности; - признание сторонами электронных документов, подписанных ЭЦП, зарегистрированной Банком России в лице МЦИ при Банке России; - порядок выполнения Банком России функций, предусмотренных в разделе 3 Временного положения Банка России "О правилах обмена электронными документами между Банком России, кредитными организациями (филиалами) и другими клиентами Банка России при осуществлении расчетов через расчетную сеть Банка России" от 12.03.98 N 20-П; - порядок урегулирования споров, касающихся подлинности электронных документов; - иные условия, связанные с обменом электронными документами". 3. Первый абзац пункта 6 исключить. Абзацы 2 - 22 шестого пункта заменить текстом следующего содержания: "ЭДСФ должен содержать следующие обязательные реквизиты платежа: а) номер платежного документа; б) дата платежного документа; в) номер лицевого счета плательщика; д) ИНН плательщика; е) БИК кредитной организации плательщика; ж) номер корреспондентского счета кредитной организации плательщика; з) код группы очередности платежа; и) сумма платежа; к) номер лицевого счета получателя платежа; м) ИНН получателя; н) БИК кредитной организации получателя платежа; о) номер корреспондентского счета кредитной организации - получателя; р) срок платежа; с) вид платежа; т) дата приема платежного документа от клиента. ЭПД содержит все обязательные реквизиты ЭДСФ, а также следующие реквизиты: - наименование плательщика; - наименование получателя; - назначение платежа. При составлении реестра направленных платежей отправителем - участником расчетов реквизиту "Вид платежа" присваиваются следующие значения: - для ЭПД - "1"; - для ЭДСФ - "0". Реестр направленных платежей должен быть составлен в соответствии с форматом, приведенным в Приложении 1". 4. Первый абзац пункта 7 заменить текстом следующего содержания: "В реестр проведенных платежей, формируемый МЦИ при Банке России для каждого участника расчетов по результатам обработки рейса, включаются ЭПД и ЭДСФ, проведенные по счетам в учреждениях Банка России, а также ЭСИД. Указанный реестр содержит следующие обязательные разделы:"; Абзацы 13, 14 пункта 7 заменить текстом в следующей редакции: "суммы предоставленных кредитов Банком России, а также суммы кредитов Банка России, перенесенных на счета по учету просроченной ссудной задолженности по просроченному основному долгу и просроченных процентов по причине недостаточности или отсутствия средств на корреспондентском счете банка - должника (по мере технической готовности УБР)". После абзаца 14 пункта 7 ввести подпункт з) следующего содержания: "з) суммы размещенных в Банке России депозитов, а также суммы возвращенных Банком России депозитов и уплаченных по ним процентов". 5. Изложить пункт 10 в следующей редакции: "Платежи, осуществляемые на основании инкассового поручения учреждения Банка России на взыскание недовзноса в обязательные резервы, включаются учреждениями Банка России в первый рейс обработки платежей, а в реестре направленных платежей размещаются первыми. Кредитные организации платежи в обязательные резервы / погашение недовзноса в обязательные резервы включают во все рейсы обработки платежей, а в реестрах направленных платежей размещают их первыми в целях их провода перед иными платежами". 6. Абзац второй пункта 15 исключить. Абзац третий считать соответственно вторым и дополнить после второго предложения текстом следующего содержания: "Справка о приеме сообщения приведена в Приложении 3". 7. Абзац первый пункта 16 дополнить текстом следующего содержания: "Переданные в любом рейсе платежи в обязательные резервы / погашение недовзноса в обязательные резервы должны быть приняты к обработке до обработки платежей из списка задержанных платежей. Платежи в обязательные резервы / погашение недовзноса в обязательные резервы не могут быть отозваны из списка задержанных платежей (исключены из обработки или не приняты к проводу в следующих рейсах)". 8. Пункт 18 заменить текстом в следующей редакции: "Учреждения Банка России направляют в МЦИ при Банке России: в первом рейсе: - платежи, осуществляемые на основании инкассового поручения учреждения Банка России на взыскание с кредитной организации недовзноса в обязательные резервы, штрафа за нарушение порядка резервирования, платы за право пользования внутридневными кредитами, платы за расчетные услуги Банка России, денежных средств, недостающих для погашения требований Банка России по кредитам; - платежи, осуществляемые на основании мемориального ордера учреждения Банка России по возврату денежных средств, излишне полученных / поступивших от кредитных организаций в погашение требований Банка России по предоставленным кредитам, по перечислению выручки от реализации залога в сумме, превышающей объем требований Банка России по предоставленным кредитам, по возврату кредитным организациям депозитов, размещенных в Банке России, и процентов по ним; - платежи, осуществляемые на основании мемориального ордера учреждения Банка России, по возврату кредитным организациям сумм перевзноса в обязательные резервы; - все платежи по собственным операциям и на основании платежных документов кредитных организаций (клиентов Банка России), в том числе платежи, подлежащие исполнению с применением авизо (почтовых, телеграфных), затрагивающих корреспондентские счета; - платежи, осуществляемые на основании распоряжения о выдаче ломбардного кредита Банка России; в окончательном рейсе: - платежи, осуществляемые на основании распоряжения о выдаче однодневного расчетного кредита Банка России; - платежи клиентов Банка России, не являющихся кредитными организациями, в адрес получателей, расположенных за пределами Московского региона; - платежи, не затрагивающие корреспондентские счета кредитных организаций московского региона. Кредитные организации направляют в МЦИ при Банке России: во всех рейсах: - платежи в обязательные резервы / погашение недовзноса в обязательные резервы; - платежи по перечислению Банку России штрафов за нарушение порядка резервирования; - платежи по перечислению Банку России штрафов за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств по депозитной сделке; - платежи на погашение кредитов Банка России и уплату процентов по ним; - платежи для размещения средств в Банке России на депозитных счетах; во всех рейсах, кроме окончательного: - платежи по собственным операциям и на основании платежных документов клиентов. От участников расчетов в окончательном рейсе принимаются к проводу реестры направленных платежей, содержащие только платежи: по перечислению средств в обязательные резервы / недовзноса в обязательные резервы, платежи на погашение задолженности по кредитам Банка России и уплату процентов по ним, платежи для размещения средств на депозитных счетах в Банке России, по межбанковским сделкам, в том числе по межбанковским кредитам, купли - продажи иностранной валюты, ценных бумаг, а также платежи для обеспечения и по результатам торгов на ОРЦБ и ММВБ; платежи, обеспечивающие завершение расчетов по клирингу; перевод средств на подкрепление кассы; операции по заключительным оборотам кассы и перечислению средств из оборотной кассы в резервные фонды, а также платежи за расчетные услуги Банку России, подкрепление собственных корреспондентских счетов в кредитных организациях - корреспондентах (Приложение 7). Учреждениями Банка России могут передаваться на обработку в МЦИ при Банке России и другие платежи, получателями которых являются клиенты кредитных организаций немосковского региона. УБР могут также передавать в МЦИ при Банке России электронные платежные документы, не затрагивающие корреспондентские счета кредитных организаций Московского региона. В окончательном рейсе принимаются к проводу платежи, задержанные в предыдущих рейсах по причине недостаточности или отсутствия средств на корреспондентском, расчетом (текущем) счете участника расчетов. Передача иных платежей в окончательном рейсе запрещается. Кредитные организации за предоставленное им особым указанием Банка России (в исключительных случаях) право передачи в окончательном рейсе реестров направленных платежей, содержащих платежи клиентов, выплачивают Банку России комиссионное вознаграждение в размере 0,5% от общей суммы клиентских платежей, проведенных в окончательном рейсе. Для этого кредитная организация включает в реестр направленных платежей, формируемый для передачи в окончательном рейсе, наряду с клиентскими платежами собственный платеж на сумму комиссионного вознаграждения Банка России. При этом указанный платеж должен быть включен в реестр направленных платежей перед клиентскими платежами. В реестре направленных платежей по указанному выше платежу в поле, предназначенном для указания реквизитов банка - получателя, проставляются реквизиты обслуживающего кредитную организацию учреждения Банка России (БИК, наименование). В реквизите "Лицевой счет получателя" указывается номер лицевого счета, открытого кредитной организации в обслуживающем учреждении Банка России на балансовом счете второго порядка 70107 "Другие доходы" (символ 17317 "Доходы, полученные за обработку документов от информационных услуг" Отчета о прибылях и убытках (ф. N 2). МЦИ при Банке России при приеме от кредитной организации в окончательном рейсе обработки информации реестра направленных платежей, содержащего платежи клиентов, осуществляет программный контроль, помимо прочего, на предмет наличия в реестре платежа с комиссионным вознаграждением и соответствия суммы указанного платежа установленным требованиям. Если реестр направленных платежей не содержит указанный платеж или сумма указанного платежа не соответствует установленным требованиям, клиентские платежи, переданные в окончательном рейсе, в обработку не принимаются". 9. Пункт 19 Положения заменить текстом в следующей редакции: "Учреждения Банка России направляют информацию по управлению счетом во всех рейсах, и эта информация участвует при обработке рейсов текущего рабочего дня". 10. Пункт 20 заменить текстом в следующей редакции: "Во всех рейсах платежи проводятся в пределах кредитового остатка по корреспондентскому счету кредитной организации с учетом поступлений текущего дня, если иное не предусмотрено нормативными актами Банка России". 11. В пункте 21 после номеров счетов "БС NN 30103, 30216" дополнить следующим текстом ", 30105". 12. Пункт 22 Положения заменить текстом в следующей редакции: "Кредитные организации получают однодневные расчетные кредиты только в окончательном рейсе (при наличии соответствующего договора с Банком России)". 13. Абзац второй в пункте 23 исключить. 14. Пункт 25, начиная со второго предложения, заменить текстом в следующей редакции: "Учреждение Банка России по мере технической готовности направляет в МЦИ при Банке России в первом и последующих рейсах обработки платежей информацию по управлению счетом в разрезе каждого банка и каждого выданного кредита с указанием суммы кредита Банка России, суммы процентов к уплате банком за пользование кредитом Банка России, номера лицевого ссудного счета (БС 320), номера лицевого счета для уплаты банком процентов за пользование кредитом Банка России (БС 47422), номеров лицевых счетов по учету просроченной ссудной задолженности по кредиту Банка России в сумме просроченного основного долга (БС 32401) и в сумме просроченных процентов за пользование этим кредитом (БС 32501, 61301). МЦИ при Банке России по результатам обработки каждого рейса выдает необходимую информацию учреждениям Банка России об исполнении кредитными организациями обязательств по кредитам Банка России. Учреждения Банка России устанавливают контроль за своевременным исполнением кредитными организациями обязательств по возврату кредитов Банка России и уплате процентов по ним. Кредитная организация обязана соблюдать очередность исполнения обязательств по кредитам Банка России: в первую очередь уплачиваются проценты по кредиту, затем сумма основного долга. В случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) кредитной организацией обязательств по кредиту Банка России в связи с отсутствием или недостаточностью средств на корреспондентском счете кредитной организации в окончательном рейсе обработки платежей МЦИ при Банке России в день наступления срока исполнения кредитной организацией обязательств по кредиту Банка России автоматически производит перенос остатка непогашенной ссудной задолженности на счета по учету просроченной ссудной задолженности по кредиту Банка России в сумме просроченного основного долга (БС 32401) и в сумме просроченных процентов за пользование этим кредитом (БС 32501, 61301), формируя программным способом необходимые документы, при получении которых работник подразделения бухучета учреждения Банка России проверяет правильность контировки и заверяет их в установленном порядке. На следующий рабочий день учреждения Банка России", далее - по тексту. 15. Абзац первый пункта 26 дополнить текстом следующего содержания: "В случае использования ЭПД зачисление средств на лицевые счета клиентов кредитных организаций осуществляется в соответствии с договором корреспондентского счета на основании ЭПД и ЭСИД, содержащихся в реестре проведенных платежей. При использовании ЭПД кредитная организация по получении из МЦИ при Банке России реестра проведенных платежей распечатывает необходимое количество экземпляров бумажных копий электронных платежных документов в установленном порядке". 16. Абзац второй пункта 29 дополнить текстом следующего содержания: "Учреждение Банка России по получении из МЦИ при Банке России перечня проведенных платежей кредитных организаций и клиентов Банка России, осуществляющих обмен платежными документами на бумажных носителях с обслуживающим учреждением Банка России, распечатывает необходимое количество экземпляров бумажных копий электронных платежных документов, зачисленных на корреспондентский / расчетный (текущий) счет и оформляет их в установленном порядке". Абзац четвертый дополнить следующим текстом: "30901, 30902, 30904, 30906, 30701, 30702, 30703, 30704, 30705, 30706, 30707, 30708, при использовании полноформатного электронного платежного документа. Абзац пятый дополнить текстом в следующей редакции: "Организация учета электронных платежей в учреждении Банка России приведена в Приложении 9". 17. Первое предложение абзаца первого пункта 30 заменить в следующей редакции: "При использовании ЭДСФ участник расчетов на следующий день после совершения расчетных операций представляет в обслуживающее их учреждение Банка России одно сводное платежное поручение на бумажном носителе на общую сумму платежей, списанных с корреспондентского, расчетного (текущего) счета участников расчетов на основании ЭДСФ, кроме сумм обязательных резервов, которые в сводное платежное поручение не включаются". Одиннадцатый абзац п. 30: текст "... - в поле "Назначение платежа" - "Платежи в соответствии с реестрами проведенных платежей, переданных по каналам связи" заменить текстом в следующей редакции: "... - в поле "Назначение платежа" - "Платежи в соответствии с реестрами направленных платежей, переданных по каналам связи". 18. Первое предложение абзаца первого пункта 31 заменить текстом в следующей редакции: "При использовании ЭДСФ ответственный исполнитель учреждения Банка России сверяет сумму сводного платежного поручения с выдаваемой МЦИ при Банке России справкой, о платежах, проведенных через расчетную сеть Банка России, переданных участниками расчетов по каналам связи, содержащей общие суммы платежей, списанных с корреспондентского, расчетного (текущего) счета участника расчетов на основании реестров направленных платежей". Пункт 31 дополнить третьим абзацем, изложив его в следующей редакции: "При использовании в расчетах ЭПД учреждения Банка России в качестве оправдательных документов по совершенным операциям помещают в документы дня копии электронных платежных документов, изготовленные на бумажных носителях, отражающие все реквизиты, содержащиеся в нем, и оформленные в установленном порядке, или реестры проведенных платежей, содержащие все реквизиты ЭПД". 19. Перед первым абзацем пункта 32 вставить текст следующей редакции: "При использовании в расчетах ЭПД в случае, если участником обнаружены расхождения реквизитов ЭПД, направленных на исполнение, с реквизитами, указанными в выписке из корреспондентского, расчетного (текущего) счета, участник обязан представить в обслуживающее учреждение Банка России заявление о выявленных в процессе проверки ошибочно проведенных ЭПД и перечнем не совпавших реквизитов". 20. Пункт 33 изложить в следующей редакции: "При использовании ЭДСФ доставка расчетных документов на бумажных носителях осуществляется участниками расчетов самостоятельно или через экспедиторскую службу Банка России, оказывающую услуги по сортировке и отправке пакетов с расчетными документами на основании заключаемых договоров". 21. Ввести в Положение пункт 34 следующего содержания: "34. Кредитные организации и клиенты Банка России организуют ведение архивов платежных документов, передаваемых и получаемых на бумажных носителях, в соответствии с порядком, установленным Банком России. Кредитные организации вправе организовать ведение архивов ЭПД и ЭСИД в электронной форме совместно со средствами доказательства их подлинности в соответствии с нормативными документами Банка России на основании собственного Положения, утвержденного руководителем организации. МЦИ при Банке России организует ведение и хранение электронных архивов ЭПД, ЭДСФ и ЭСИД вместе со средствами доказательства их подлинности в соответствии с порядком, установленным Банком России". Пункты 34, 35, 36, 37, 38 считать соответственно 35, 36, 37, 38, 39. 22. Новый пункт 36 дополнить текстом следующего содержания: "Плата за расчетные услуги Банка России при осуществлении расчетов путем обмена ЭПД через расчетную сеть Банка России взимается с кредитных организаций (филиалов) по Прейскуранту на расчетные услуги Банка России за электронные платежи". 23. Данное Положение дополнить новыми пунктами 37, 38, изложив их в следующей редакции: "37. При использовании ЭПД в реестры направленных и проведенных платежей участники расчетов (кредитные организации, учреждения Банка России и их клиенты) включают ЭПД по начальным и ответным межрегиональным электронным платежам. При этом ЭПД по начальным МЭП включаются кредитной организацией (клиентом Банком России) - отправителем в реестр направленных платежей и направляются на обработку в МЦИ при Банке России". "38. При использовании ЭПД во всех учреждениях Банка России московского региона осуществляется ввод в реестры направленных платежей всех реквизитов из первичных документов на бумажных носителях, прилагаемых к сводным и одиночным ответным почтовым авизо, а также из ответных телеграфных авизо для их обработки в режиме рейсов и доставки ЭПД кредитным организациям и клиентам Банка России - участникам. В этом случае первичные документы на бумажных носителях к выписке не прилагаются". 24. Пункты 37, 38, 39 считать соответственно 39, 40, 41. 25. В Приложении 7 в "Перечень балансовых счетов, открытых в учреждении Банка России, по которым принимаются платежи в четвертом рейсе", дополнительно включить счета: NN 106, 30114, 30121, 30201, 30203, 30714, 30809, 30811, 30812, 315, 316, 323, 401, 402, 403, 404, 405, 406, 407, 408, 455, 474, 603, 701, 702. Исключить из Перечня счета: NN 20101, 20102, 20103, 30101, 30119. В "Перечень балансовых счетов, открытых в кредитных организациях, по которым принимаются платежи в четвертом рейсе", дополнительно включить счета: "NN 30102, 30104, 30106, 30110, 30111, 30202, 30204, 30213, 30214, 30215, 30218, 30219, 30305, 30306, 304, 306, 30706, 312, 313, 314, 317, 318, 319, 320, 321, 324, 325, 47403 - 47408, 47422, 47423, 613, 614, 60322, 60323, 61401, раздел 7.". Исключить из Перечня счет N 30121. В конце Приложения 7 ввести абзац следующего содержания: "В случае, если плательщиком и / или получателем платежа является кредитная организация, то реквизиты "номер лицевого счета плательщика" и / или "номер лицевого счета получателя" может заполняться нулями.". 26. Ввести дополнительно Приложение 9. "Организация учета электронных платежей, передаваемых в реестрах направленных платежей в московском регионе". (Приложение кредитным организациям не направляется.) 27. Настоящее Указание вступает в силу с 3 апреля 1998 года. С момента вступления в силу настоящего Указания полноформатными электронными платежными документами в составе реестров платежей должны оформляться: - во всех рейсах - все платежи на сумму не менее 100 тыс. руб.; - все платежи по МЭП (начальным и ответным) вне зависимости от суммы и номера рейса, в котором они направляются в (из) МЦИ при Банке России. Пункт 38 вступает в силу с 1 июня 1998 года. 28. Учреждениям Банка России довести данное Указание до сведения кредитных организаций. Первый заместитель Председателя Центрального банка Российской Федерации С.В. АЛЕКСАШЕНКО Приложение 9 к Положению Центрального банка Российской Федерации "О многорейсовой обработке платежей в московском регионе" от 20 февраля 1998 г. N 18-П ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА ЭЛЕКТРОННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ, ПЕРЕДАВАЕМЫХ В РЕЕСТРАХ НАПРАВЛЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В МОСКОВСКОМ РЕГИОНЕ 1. Учет электронных платежных документов, содержащихся в реестрах направленных и проведенных платежей в учреждениях Банка России осуществляется на счетах расчетов по электронным платежам в соответствии с "Правилами ведения бухгалтерского учета в Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". 2. На балансовом счете 30901, 30902 в учреждениях Банка России московского региона открываются лицевые счета следующей структуры: 30901810к00000000000 и 30902810к00000000000, где к - защитный ключ. 3. На сумму списанных электронных платежных документов в учреждении Банка России выполняется проводка: Д-т кор. счета КО/расчетного (текущего) счета клиента учреждения Банка России К-т 30901810к00000000000; На сумму зачисленных электронных платежных документов в учреждении Банка России выполняется проводка: Д-т 30902810к00000000000 К-т корреспондентского счета КО/расчетного (текущего) счета клиента учреждения Банка России). 4. В случае, если расчеты осуществляются по электронным платежам между кредитными организациями / клиентами УБР, обслуживаемыми одним учреждением Банка России, то списание и зачисление электронных платежных документов осуществляется непосредственно по корреспондентским счетам кредитных организаций / счетам клиентов УБР: Д-т корреспондентского счета КО/расчетного (текущего) счета клиента учреждения Банка России) К-т корреспондентского счета КО/расчетного (текущего) счета клиента учреждения Банка России) 5. В целях контроля электронных платежей московского региона осуществляется сверка состояний счетов N 30901, N 30902 и их ежедневное закрытие, которое осуществляется программным способом. 5.1. Для ежедневного закрытия остатков на счетах N 30901, N 30902 учета электронных платежей московского региона в балансе ГРКЦ по г. Москве (учреждения Банка России на правах головного) открывается дополнительный транзитный лицевой счет на б/с 30901. 5.2. При закрытии счетов учета N 30901, 30902 в ГРКЦ (клиентов ГРКЦ) с выдачей на печать программных мемориальных ордеров выполняются проводки: Д-т 30901 (лицевой счет для учета кредитовых сумм по операциям собственных клиентов и КО ГРКЦ) - К-т 30901 (транзитный лицевой счет). Д-т 30901 (транзитный лицевой счет) - К-т 30902 (лицевой счет для учета дебетовых сумм по операциям собственных клиентов и КО ГРКЦ). 5.3. От имени ГРКЦ по г. Москве в адрес РКЦ формируются два программных начальных авизо - дебетовое и кредитовое. При этом по балансу ГРКЦ выполняются проводки: по начальным кредитовым авизо: Д-т 30901 (транзитный лицевой счет) - К-т 30701, по начальным дебетовым авизо: Д-т 30702 - К-т 30901 (транзитный лицевой счет). 5.4. Одновременно на эту же сумму в РКЦ совершаются операции по ответному проводу с выдачей на печать программных мемориальных ордеров в качестве приложений к авизо. По балансу РКЦ выполняются проводки: по ответным дебетовым авизо: Д-т 30705 - К-т 30902, по ответным кредитовым авизо: Д-т 30901 - К-т 30706. 6. "Электронные платежи, совершаемые между учреждениями Банка России московского региона, определенными как головные участники межрегиональных электронных расчетов, а также между подчиненными им УБР, рассматриваются как внутрирегиональные. Их учет осуществляется в соответствии с пунктами 1 - 5 данного Положения. Учет межрегиональных электронных платежей, совершаемых между УБР московского региона и УБР других регионов, осуществляется в соответствии с нормативными актами Банка России, регламентирующими межрегиональные электронные расчеты."

    Важное место в системе источников правового регулирования банковской деятельности занимают нормативные акты Банка России. В силу ст.7 Закона «О ЦБ РФ» Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.

    Так называемое пруденциальное регулирование банковской деятельности направлено на то, чтобы минимизировать многочисленные риски, связанные с функционированием банковской системы и тем самым обеспечить стабильное функционирование банковского сектора экономики в целом. Для выполнения этой задачи Банк России наделен определенными функциями и полномочиями .

    Следует подчеркнуть, что это наиболее «проблемный» источник в правовом регулировании банковской деятельности. Его «проблемность» связана с тем, что, зачастую нормативные акты ЦБ РФ перешагивают грань нормативной дозволенности, изменения или, так или иначе, трактуя нормы гражданского, банковского законодательства. Подчеркнем, что истории известен не один пример, когда ВС РФ признавал недействительным те или иные пункты или даже акты Банка России.

    О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России действует Положение ЦБР от 15 сентября 1997 г. N 519 (с изменениями от 24 июня 1998 г.).

    Нормативные акты Банка России обладают следующими признаками и характеристиками:

    Направлены на установление, изменение или отмену норм права как постоянных или временных предписаний, обязательных для круга лиц, определенных ФЗ «О ЦБ РФ»;

    Принимаются только по вопросам, отнесенным к компетенции Банка России Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами;

    Обязательны для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.

    Не могут противоречить федеральным законам, изменять положения действующего законодательства (законодательных актов, подзаконных нормативных актов);

    Не имеют обратной силы.

    Не являются нормативными актами Банка России следующие акты Банка России (п.1.4 Положения ЦБР О подготовке и вступлению в силу нормативных актов Банка России):

    распорядительные акты;

    акты толкования нормативных актов Банка России и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере компетенции Банка России, если правомочие по толкованию указанных нормативных правовых актов непосредственно предоставлено Банку России;

    акты, содержащие исключительно технические форматы и иные технические требования;

    иные акты, не отвечающие признакам нормативного акта Банка России.

    Существует только три легальных формы нормативного акта Банка России:

    Указание Банка России;

    Положение Банка России;

    Инструкция Банка России.

    Нормативные акты Банка России принимаются в форме указаний, если их содержанием является установление отдельных правил по вопросам, отнесенным к компетенции Банка России.

    Нормативные акты Банка России принимаются в виде указаний об изменении и дополнении действующего нормативного акта Банка России, если содержат положения об изменении отдельных положений действующего нормативного акта Банка России и (или) о дополнении нормативного акта Банка России.

    Нормативные акты Банка России принимаются в виде указаний об отмене действующего нормативного акта Банка России, если ими отменяется действующий нормативный акт Банка России в целом.

    Нормативные акты Банка России принимаются в форме положений, если их основным содержанием является установление системно связанных между собой правил по вопросам, отнесенным к компетенции Банка России.

    Нормативные акты Банка России принимаются в виде инструкций, если их основным содержанием является определение порядка применения положений федеральных законов, иных нормативных правовых актов по вопросам компетенции Банка России (в том числе указаний и положений Банка России).

    Нормативные акты Банка России подписываются Председателем Банка России.

    Нормативные акты Банка России вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования в официальном издании Банка России - «Вестнике Банка России», за исключением случаев, установленных Советом директоров. Нормативные акты Банка России не имеют обратной силы. Такие акты должны быть зарегистрированы в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

    Не подлежат государственной регистрации нормативные акты Банка России, устанавливающие:

    Курсы иностранных валют по отношению к рублю;

    Изменение процентных ставок;

    Размер резервных требований;

    Размеры обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп;

    Прямые количественные ограничения;

    Правила бухгалтерского учета и отчетности для Банка России;

    Порядок обеспечения функционирования системы Банка России.

    В соответствии с Приказом Минюста РФ от 14 июля 1999г. №217 «Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» (п.15) не подлежат представлению на государственную регистрацию:

    а) индивидуальные правовые акты;

    Персонального характера (о назначении или освобождении от должности, о поощрении или наложении взыскания и т.п.);

    Действие которых исчерпывается однократным применением;

    Срок действия которых истек;

    Оперативно-распорядительного характера (разовые поручения);

    б) акты, которыми решения вышестоящих государственных органов доводятся до сведения органов и организаций системы федерального органа исполнительной власти;

    в) акты, направленные на организацию исполнения решений вышестоящих органов или собственных решений федеральных органов исполнительной власти и не содержащие новых правовых норм;

    Среди многочисленных действующих нормативных актов Банка России можно выделить:

    Инструкцию ЦБР от 26 апреля 2006 г. N 129-И «О банковских операциях и других сделках расчетных небанковских кредитных организаций, обязательных нормативах расчетных небанковских кредитных организаций и особенностях осуществления Банком России надзора за их соблюдением» ;

    Положение ЦБР от 21 сентября 2001 г. N 153-П «Об особенностях пруденциального регулирования деятельности небанковских кредитных организаций, осуществляющих депозитные и кредитные операции» .

    Сохраняют юридическую силу и некоторые акты Госбанка СССР, которые не противоречат действующему законодательству.

    Согласно Положению ЦБР от 18 июля 2000 г. N 115-П ЦБР издает также официальные разъяснения по вопросам применения федеральных законов и иных нормативных правовых актов. Эти разъяснения нормативными актами не являются, однако «обязательны для применения субъектами, на которых распространяет свою силу нормативный правовой акт, по вопросам применения которого издано официальное разъяснение ЦБР».

    Как закреплено в п.1.1 указанного Положения, официальные разъяснения ЦБР по вопросам применения федеральных законов, иных нормативных правовых актов (кроме нормативных актов Банка России) являются актами толкования права и могут приниматься Банком России только в случаях, если это прямо предусмотрено федеральными законами для случаев толкования федеральных законов, иными нормативными правовыми актами для случаев толкования указанных нормативных правовых актов.

    Официальные разъяснения ЦБР принимаются в случаях необходимости восполнения пробела правового регулирования по предмету нормативного акта Банка России. Разъяснения не могут устанавливать норм права, не могут относиться к нормативным актам Банка России и не требуют регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 6 Федерального закона «О ЦБ РФ».

    Официальные разъяснения ЦБР после их подписания должны быть зарегистрированы в тот же день в Административном департаменте Банка России в установленном порядке. Дата регистрации официального разъяснения Банка России считается датой его принятия.

    К настоящему времени ЦБР принято огромное количество нормативных актов. Как отмечают эксперты, Банк России издает множество нормативных актов с техническими и технологическими нормами, многие из которых не нужны юристам, но их обилие затрудняет поиск и выявление необходимых правовых норм. Кроме того, в них много устаревших норм, противоречий с законами. Есть и противоречия между самими нормативными актами Банка России. Иногда Банк России придает своим актам форму, которая прямо не предусмотрена в федеральном законе .

    Нормативные акты Банка России - это наиболее «проблемный» источник в правовом регулировании банковской деятельности. Его «проблемность» связана с тем, что, зачастую нормативные акты ЦБ РФ перешагивают грань нормативной дозволенности, изменения или, так или иначе, трактуя нормы гражданского, банковского законодательства. Подчеркнем, что истории известен не один пример, когда ВС РФ признавал недействительным те или иные пункты или даже акты Банка России. Некоторые практические проблемы соответствия нормативных актов ЦБ РФ и федерального законодательства будут рассмотрены нами в следующих частях настоящего исследования.

    В юридической литературе обращается внимание на следующие проблемы, связанные с нормотворчеством Банка России.

    Во-первых, на практике ведущую роль играют рекомендательные нормативные акты Банка России (письма Банка России). Де-факто из рекомендательных актов они превращаются в обязательные, но за последствия их реализации отвечает фактически только кредитная организация, но не Банк России. И происходит это потому, что норма устанавливается письмом, а не нормативным актом .

    Во-вторых, юридическая техника нормативных актов Банка России нуждается в совершенствовании. Только слишком большим числом выпускаемых актов и постоянными их изменениями можно объяснить такую ситуацию, когда Банк России вынужден оставлять без изменения те акты, которые противоречат очередному издаваемому им же нормативному акту. На практике происходит так, что в нормативный акт вносятся изменения, а имеющиеся противоречия в этом же акте остаются.

    Таким образом, необходимо исключить практику регулирования банковских отношений не нормативными актами (рекомендательными актами Банка России), преследовать цели соответствия вновь принимаемых норм действующему банковскому и гражданскому законодательству Российской Федерации.

    Отдельно необходимо выделить программные документы и источники. Последние не являются нормативными актами, но содержат программы развития банковского законодательства. В настоящее время продолжает действовать Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года (Заявление Правительства РФ и ЦБР от 5 апреля 2005г. 983п-П13, 01-01/1617 ).

    Как подчеркивается в Стратегии развития банковского сектора (п.71) основным принципом совершенствования системы регулирования банковской деятельности и банковского надзора является внедрение международно признанных норм и международного опыта с учетом особенностей организации и функционирования российского рынка банковских услуг.

    Как отметили авторы Стратегии - необходимо полностью завершить процесс формирования нормативной базы, закрепляющей применение в российской надзорной практике международно признанных норм, в том числе определенных в документе Базельского комитета по банковскому надзору «Основополагающие принципы эффективного банковского надзора» .

    Задачи совершенствования законодательной и правоприменительной практики в банковской сфере наряду с вопросами корпоративного управления, банковского регулирования и банковского надзора связаны с такими проблемами, как соблюдение налогового и антимонопольного законодательства, борьба с отмыванием доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, контроль за валютными операциями. Совершенствование законодательной и правоприменительной практики по указанным направлениям также должно осуществляться с использованием международного опыта.

    Следует заметить, что многие из задач, которые были намечены в Стратегии (в части совершенствования законодательства о банковской деятельности) воплощены законодателем в жизнь. Так, к примеру, внесены изменения в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», расширяющие понятия «банковская группа» и «банковский холдинг». Только за 2006 год в Закон «О банках и банковской деятельности» изменения и дополнения внесены шесть раз (федеральными законами 2 февраля, 3 мая, 27 июля, 18, 29 декабря 2006 г.).

    Перспективой правового регулирования банковской деятельности должна стать кодификация банковского законодательства. «Банковский кодекс» должен стать фундаментальным правовым актом не только в плане количественного регулирования банковских и связанных с ними иных правоотношений, но он должен, прежде всего, адекватно отражать качественную сторону соответствующих общественных отношений (то есть закреплять реально существующий уровень соответствующих общественных отношений, представления общества о банках, о банковской деятельности) .


    Ерпылева Н.Ю. Банковское регулирование и надзор: новеллы российского законодательства // Законодательство и экономика. – 2005. - №3, 4.

    Приказ Минюста РФ от 14 июля 1999 г. №217 «Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2 августа 1999г. - №31.

    Инструкция ЦБР от 26 апреля 2006 г. N 129-И «О банковских операциях и других сделках расчетных небанковских кредитных организаций, обязательных нормативах расчетных небанковских кредитных организаций и особенностях осуществления Банком России надзора за их соблюдением» // Вестник Банка России. - 31 мая 2006г. - №32.

    Положение ЦБР от 21 сентября 2001 г. N 153-П «Об особенностях пруденциального регулирования деятельности небанковских кредитных организаций, осуществляющих депозитные и кредитные операции» // Вестник Банка России. - 27 сентября 2001г. - №60.

    Положение ЦБР от 18 июля 2000 г. N 115-П «О порядке подготовки и вступления в силу официальных разъяснений Банка России» // Вестник Банка России. - 26 июля 2000г. - №41.

    Братко А.Г. Специфика нормативных актов Банка России // Право и экономика. - №7. - 2006г.

    Заявление Правительства РФ и ЦБР от 5 апреля 2005 г. NN 983п-П13, 01-01/1617 «О Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года» // Вестник Банка России. - 13 апреля 2005г. - №19.

    Методология основных принципов эффективного банковского надзора Базельского комитета по банковскому надзору (Базель, Швейцария, октябрь 1999 г.) // Вестник Банка России. - 19 апреля 2002г. - №23.

    Маркунцов С.А. О необходимости законодательного закрепления понятия «банковская деятельность» // Российская юстиция. - №4. - 2006г.

    "О квалификационных требованиях к руководителю службы управления рисками, службы внутреннего контроля и службы внутреннего аудита кредитной организации, лицу, ответственному за организацию системы управления рисками, и контролеру негосударственного пенсионного фонда, ревизору страховой организации, о порядке уведомления Банка России о назначении на должность (об освобождении от должности) указанных лиц (за исключением контролера негосударственного пенсионного фонда), специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма кредитной организации, негосударственного пенсионного фонда, страховой организации, управляющей компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, микрофинансовой компании, сотрудника службы внутреннего контроля управляющей компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, а также о порядке оценки Банком России соответствия указанных лиц (за исключением контролера негосударственного пенсионного фонда) квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации"

    Заполните анкету за 5 минут и получите кредитную карту в любом Городе.


    Банком России обновлены требования к отдельным должностным лицам финансовых организаций

    Указание издано в целях реализации Федерального закона от 29.07.2017 N 281-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования обязательных требований к учредителям (участникам), органам управления и должностным лицам финансовых организаций" и устанавливает, в том числе:

    квалификационные требования к лицам, осуществляющим (в том числе временно) функции руководителя службы управления рисками, службы внутреннего контроля и внутреннего аудита кредитной организации, контролера (руководителя службы внутреннего контроля) или лица, ответственного за организацию системы управления рисками НПФ, лица, осуществляющего функции ревизора страховой организации;

    порядок направления в Банк России уведомлений о назначении на должность (освобождении от должности) лица, ответственного за организацию системы управления рисками НПФ, ревизора страховой организации и некоторых других лиц;

    формы уведомлений о назначении на должность (об освобождении от должности) лица, ответственного за организацию системы управления рисками НПФ, ревизора страховой организации, сотрудника службы внутреннего контроля управляющей компании, специального должностного лица некредитной финансовой организации, а также перечни прилагаемых к ним документов и сведений;

    порядок оценки Банком России соответствия должностных лиц финансовых организаций квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации.

    Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования. Со дня вступления в силу Указания признано утратившим силу Указание Банка России от 01.04.2014 N 3223-У, регулирующее аналогичные правоотношения.

    Письмо Банка России от 28.02.2018 N 03-40-7/1433 "О материалах к темам для обсуждения, вопросам и предложениям (к встрече в ОПК "Бор")

    Обобщены итоги встречи представителей банковского сообщества с руководством Банка России

    Целью проводимых встреч является обсуждение перспектив, а также текущих проблем, стоящих перед банковским сообществом.

    В рамках доклада Председателя Банка России об экономической ситуации, развитии банковского сектора и мерах, реализуемых Банком России, в частности, было отмечено, что в рамках механизма финансового оздоровления перед Банком России стоит задача оказать финансовую поддержку и докапитализировать санируемые банки для обеспечения их непрерывной деятельности и стабильности на рынке.

    Закажите предоплаченные подарочные карты

    Банк России на регулярной основе осуществляет мониторинг рисков российских банков, в том числе в разрезе отдельных сегментов и отраслей, и, при необходимости, принимает необходимые меры для их минимизации.

    Отмечена необходимость оказать поддержку сегменту малого и среднего предпринимательства.

    В целях повышения доступности кредитов для малого бизнеса Банком России реализованы меры по смягчению требований к резервам на возможные потери по ссудам и достаточности капитала банков, кредитующих МСП.

    На встрече также обсуждались вопросы надзора и регулирования деятельности в банковской сфере, инициативы кредитных организаций по решению отдельных проблемных аспектов, а также практические вопросы, касающиеся в том числе применения нормативных актов Банка России, перспектив внедрения удаленной идентификации клиента банка, систем мгновенных платежей физлиц (real time payment) и пр.

    Проект Положения Банка России "О временной администрации страховой организации"

    Банком России предложен обновленный порядок назначения временной администрации страховой организации

    Проектом в числе прочего устанавливаются:

    порядок принятия Банком России решения о назначении временной администрации страховой организации;

    случаи назначения временной администрации;

    порядок утверждения Банком России состава временной администрации, порядок и основания изменения ее состава;

    порядок взаимодействия временной администрации и Банка России, формы контроля за временной администрацией, осуществляемого Банком России;

    порядок отчета временной администрации перед Банком России об исполнении возложенных на нее функций;

    порядок отнесения имущества страховой организации к ликвидному имуществу;

    требования к порядку проведения анализа финансового состояния страховой организации, требования к форме заключения о финансовом состоянии страховой организации;

    КРЕДИТ НАЛИЧНЫМИ

    порядок и условия организации временной администрацией осуществления передачи страхового портфеля, в том числе по видам страхования, по которым предусмотрено осуществление компенсационных выплат, в случае наличия в заключении о финансовом состоянии страховой организации вывода о возможности передачи страхового портфеля;

    порядок передачи временной администрацией конкурсному управляющему в случае открытия конкурсного производства в отношении страховой организации бланков строгой отчетности по всем видам деятельности и иных документов, сохранность которых должна обеспечить страховая организация в соответствии с требованиями законодательства РФ, регулирующего страховую деятельность, и нормативных актов Банка России;

    порядок привлечения руководителем временной администрации страховой организации на договорной основе бухгалтеров, аудиторов, специализированных депозитариев, оценщиков, актуариев, операторов электронных площадок и иных лиц для обеспечения возложенных на временную администрацию страховой организации обязанностей.

    Предполагается, что проект вступит в силу со дня вступления в силу приказа Минфина России о признании утратившим силу Приказа Минфина России от 8 февраля 2011 года N 13н "Об утверждении Порядка принятия органом страхового надзора решения о назначении временной администрации страховой организации, о приостановлении полномочий органов управления страховой организации, а также об освобождении руководителя временной администрации от исполнения возложенных на него обязанностей, взаимодействия временной администрации, органа страхового надзора и представителей органа страхового надзора при осуществлении своих полномочий, формы контроля за временной администрацией, осуществляемого органом страхового надзора и его представителями".

    Указание Банка России от 04.10.2017 N 4563-У "О порядке публикации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведений об адресе и месте нахождения филиалов и представительств кредитных организаций на территории Российской Федерации"

    Банком России определен порядок публикации в Интернете сведений об адресе и месте нахождения филиалов и представительств кредитных организаций на территории РФ

    Кредит наличными от 11,99% Ставка не зависит от наличия страховки


    Установлено, что Банк России:

    - не позднее двух рабочих дней со дня внесения указанных сведений об обособленном подразделении в Книгу государственной регистрации кредитных организаций должен опубликовать их на своем сайте с указанием полного фирменного наименования и сокращенного фирменного наименования кредитной организации, наименования филиала и даты внесения сведений о нем в Книгу, наименования представительства и даты его открытия;

    Не позднее двух рабочих дней со дня внесения в Книгу сведений о закрытии обособленного подразделения кредитной организации должен удалить соответствующие сведения со своего сайта.

    Получения уведомления Банка России о внесении сведений об открытии филиала в Книгу;

    Направления в Банк России уведомления об открытии представительства;

    Направления в Банк России уведомления об изменении сведений об адресе и (или) месте нахождения обособленного подразделения.

    Кредитная организация должна удалить со своего сайта сведения об адресе и месте нахождения своего обособленного подразделения в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем направления в Банк России уведомления о закрытии филиала или представительства.

    Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

    В последнее время все больше и больше людей прибегают к услугам консультации юриста. Если Вам необходима бесплатная и качественная юридическая консультация для того, чтобы решить семейные, жилищные, трудовые, административные,уголовно- процессуальные, и иные вопросы, то мы готовы гарантировать хорошую консультацию юриста.