Занятие художественная литература подготовительная группа. Конспект занятия по художественной литературе в подготовительной группе:" Путешествие по русским народным сказкам"

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе.

Чтение рассказа Е. Пермяка «Самое страшное».

Задачи:

1. Обучающая: познакомить детей с произведением Е.Пермяка «Самое страшное»; учить давать характеристику герою; обогащать речь.

2. Развивающая: развивать умение осознавать и оценивать нравственные нормы поведения, мотивировать свою оценку; умение понимать и выполнять правила поведения (в игровой ситуации, упражнение «Придумай конец этой истории»).

3. Воспитывающая: воспитывать осознание необходимости заботиться о других и оказывать взаимопомощь.

Предварительная работа: изучение пословиц и поговорок «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Человек без друга - что дерево без корней», «Птица сильна крыльями, а человек дружбой», «Крепкую дружбу и топором не разрубишь» и др.;

беседы с детьми «Уроки нравственности»; чтение рассказов В.Осеевой «Что легче?», «Плохо», «В одном доме», «Кто хозяин».

Материал: фотография Е.Пермяка; иллюстрация к рассказу; цветы и бумага для оценивания ситуаций для каждого ребенка; «поляна» из бумаги, диск с произведением Моцарта «Концерт для фортепиано с оркестром».

Ход занятия:

    Игра «Комплименты».

Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!»

Сегодня, ребята, мы с вами почитаем рассказ про одного мальчика – Вову. Рассказ написал Евгений Пермяк (фотография автора) и называется он «Самое страшное».

Слушайте внимательно, сегодня мы с вами узнаем, ЧТО ЖЕ страшное случилось с Вовой.

«Самое страшное»

Начало формы

Конец формы

Вова рос крепким и сильным мальчиком. Все боялись его. Да и как не бояться такого! Товарищей он бил. В девочек из рогатки стрелял. Взрослым рожи строил. Собаке Пушку на хвост наступал. Коту Мурзею усы выдёргивал. Колючего ёжика под шкаф загонял. Даже своей бабушке грубил.

Никого не боялся Вова. Ничего ему страшно не было. И этим он очень гордился. Гордился, да недолго.

Настал такой день, когда мальчики не захотели с ним играть. Оставили его - и всё. Он к девочкам побежал. Но и девочки, даже самые добрые, тоже от него отвернулись.

Кинулся тогда Вова к Пушку, а тот на улицу убежал. Хотел Вова с котом Мурзеем поиграть, а кот на шкаф забрался и недобрыми зелёными глазами на мальчика смотрит. Сердится.

Решил Вова из-под шкафа ёжика выманить. Куда там! Ёжик давно в другой дом жить перебрался.

Подошёл было Вова к бабушке. Обиженная бабушка даже глаз не подняла на внука. Сидит старенькая в уголке, чулок вяжет да слезинки утирает.

Наступило самое страшное из самого страшного, какое только бывает на свете: Вова остался один.

Один-одинёшенек!

Вопросы:

1.Скажите, ребята, что же оказалось самым-самым страшным на свете?

2. Почему Вова остался один на свете?

3.Каким был Вова?

4.Что бы вы посоветовали сделать Вове, чтобы с ним играли ребята, разговаривала бабушка?

Рассказ заканчивается грустно. Давайте подумаем, каким мог бы быть конец рассказа, чтобы Вове не было так одиноко. Придумайте продолжение рассказа (2-3 ребенка).

Физминутка: Девочки и мальчики

Девочки и мальчики

/руки на пояс

Прыгают как мячики,

/ритмичные прыжки

Ножками топают,

/топанье ногами

Ручками хлопают,

/хлопки в ладоши

Глазками моргают,

/руки на пояс и ритмичное зажмуривание глаз

После отдыхают.

/руки вниз

Игровая ситуация:

А теперь, ребята, мы с вами поиграем! Я буду называть поступки, а вы – оценивать их. Если поступок хороший – приклеиваем на нашу « полянку» цветок, если плохой – мнем и бросаем лист бумаги – вот так.

Воспитатель называет ситуации, чередуя их:

Бить товарищей;

Поздороваться со взрослыми;

Стрелять в девочек из рогатки;

Помочь младшей сестренке одеться;

Строить рожи взрослым;

Полить цветы;

Наступить на хвост собаке;

Приготовить чай для бабушки;

Выдергивать усы коту;

Помогать воспитателю убирать листья;

Загонять колючего ежика под шкаф;

Ласково разговаривать с мамой;

Грубить бабушке;

Уступить место старшему в автобусе;

Жадничать;

Помочь дедушке донести сумку;

Дразнить ребят;

Накормить рыбок в аквариуме;

Звучит музыка Моцарта «Концерт для фортепиано с оркестром».

А теперь посмотрите, какая красивая «поляна хороших поступков» у нас получилась, а из плохих- куча мусора! Давайте соберем весь мусор и выбросим его в корзину (дети вместе собирают мусор).

Вместе с мусором мы выбросили все нехорошие поступки и слова из нашей жизни. Пусть останется в нашей группе только хорошее, доброе и красивое – такое, как эта поляна!

    Игра « Эстафета дружбы».

Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Начинает педагог: «Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т. д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет. До свидания!»

Ольга Моськина
Конспект занятия по художественной литературе и рисованию в подготовительной к школе группе «Там на неведомых дорожках…»

Цель :

Вызвать эмоциональный отклик на хорошо знакомые и любимые сказки; поддерживать интерес к русской народной сказке и к авторской сказке; развивать интерес к литературным произведениям , желание слушать и рассматривать книги, учить создавать художественные образы , используя разные художественные приемы .

Обучать умению выражать свое отношение к героям сказки. Формировать такие нравственные качества, как сочувствие, готовность придти на помощь, умение прощать. Развивать артистизм.

Развивать речь, логическое и образное мышление, память, интонационную выразительность речи, мелкую моторику пальцев рук.

Упражнять в умении рисовать штрихом .

Предварительная работа :

Беседа о любимых сказках, рассматривание иллюстраций к сказке, побуждение к рисованию любимых героев сказок в самостоятельной художественной деятельности , чтении сказок русских народных и авторских, беседа о видах сказок (авторские и народные) .

Демонстрационный материал :

Выставка красочно оформленных книг сказок, портреты писателей, аудиозапись музыкального сопровождения, иллюстрации к сказкам.

Раздаточный материал :

Чистый лист бумаги для рисования , цветные карандаши, простые карандаши.

Ход занятия

Звучит аудиозапись песни «В гостях у сказки» . Дети подходят к выставке книг.

Воспитатель : Дети, посмотрите, какие красивые, нарядные книги. В каждой из них живут герои ваших любимых сказок. Сказка – это удивительный, волшебный мир, в котором происходят самые необыкновенные чудеса и превращения. А вы любите сказки? («Да!» ). Тогда я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Иван – царевич» .

Игра «Иван – царевич»

Ведущий называет слово, которое является частью имени сказочного персонажа или частью названия волшебного предмета. Играющие должны назвать имя или название полностью :

Иван – (царевич, Царевна – (лягушка, заяц – (хваста, Серая – (шейка, двенадцать – (месяцев, серебряное – (копытце, доктор – (Айболит, мальчик – (с пальчик, крошечка - (Хаврошечка, цветик – (семицветик, Красная – (Шапочка, серый – (волк, конек – (Горбунок) .

Воспитатель : Вижу, вы хорошо знаете сказки и любите их. Мир сказок огромен, почти как планета Земля, на которой мы живем, а каждую сказку можно сравнить со страной. Сказочный мир делится на два больших материка : на одном живут сказки народные, а на другом – авторские. Авторская сказка придумывается, записывается одним человеком – автором.

А народная сказка устно передается от бабушек и дедушек к мамам и папам, а от них к детям. Так сказка и живет. Назовите знакомые вам авторские сказки.

Дети : «Серая Шейка» - Мамин – Сибиряк,

«Двенадцать месяцев» - С. Маршак,

«Серебряное копытце» - Бажов,

«Доктор Айболит» - Чуковский,

«Мальчик – с – пальчик» - Ш. Перро,

«Цветик – семицветик» - Катаев,

«Красная Шапочка» - Ш. Перро,

«Дюймовочка» - Андерсен и т. д.

Воспитатель : Молодцы! А теперь назовите народные сказки.

Дети : ,

«Заяц хваста» ,

«Лиса и кувшин» ,

«Царевна – лягушка» ,

«Крошечка Хаврошечка» ,

«Айога» , «Кукушка» ,

«Финист – ясный сокол» и т. д.

Игра «Картинная галерея»

Предложить детям рассмотреть иллюстрации и определить, к какой сказке они подойдут.

Воспитатель : Очень хорошо, просто замечательно! Тихо! Тихо. Я что-то слышу… (берет в руки книгу, старую, рваную, потрепанную. Слушает, что ей книга «шепчет» на ухо).

Воспитатель : Книга мне рассказала, что она жила у мальчика, который обращался с ней очень плохо : бросал ее на пол, рвал страницы, рисовал в ней , загибал страницы, Давайте успокоим книгу. Что вы хотите ей сказать?

Дети приглашают книгу жить в свой книжный уголок.

Воспитатель. Не волнуйся, уважаемая книга, наши дети умеют правильно обращаться с книгами.

Дети :

Нельзя брать книгу грязными руками – на ней будут пятна.

Нельзя перегибать переплет книги – из нее потом могут вылететь странички.

Надо защищать книгу от воды.

Нельзя рисовать в книге .

Если нечаянно порвал книгу, надо ее отремонтировать.

Надо беречь книги.

Воспитатель : Тебя книга, мы обязательно отремонтируем, и будем всегда беречь! (Поставила книгу в книжный уголок) .

А сейчас мы, ребята, с вами отправимся в путешествие по сказке, но для этого надо много сил и поэтому мы с вами сейчас сделаем небольшую разминку.

Физкультминутка «В темном лесу есть избушка» .

В темном лесу есть избушка (дети шагают) .

Стоит задом наперед (поворачиваются) .

В этой избушке есть старушка – (грозят пальцем одной руки,

Бабушка Яга живет (грозят пальцем другой руки,

Нос крючком (показывают пальчиком,

Глаза большие (показывают) ;

Словно уголья горят (покачивают головой,

Ух, сердитая какая (бег на месте) .

Дыбом волосы стоят (поднимают руки вверх) .

Выбегает Баба Яга. Ух, какие нехорошие дети. В путешествие по сказкам они собрались. Я вам устрою путешествие. Вот задам вам вопросы по сказкам, не отгадаете – съем!

Вопросы викторины :

1. Как звали девочку из сказки «Цветик – семицветик» ? (Женя) .

2. Кто доставил Айболита в Африку? (волк, кит, орел) .

3. Кто спас Дюймовочку от крота и мыши? (ласточка) .

4. В какой сказке живут Кокованя и девочка Даренка? («Серебряное копытце» ).

5. Из-за чего Серая Шейка не улетела в теплые края? (лиса ей сломала крылышко) .

6. Какие цветы собирала девочка в лесу зимой для своей мачехи и ее дочери? (подснежники) .

7. В кого превратился Гадкий утенок? (в лебедя) .

8. Заяц в сказке «Заяц хваста» как хвастался? (У меня не лапы, а лапищи)

9. Какая сказка начинается так : «На лесной опушке, в тепленькой избушке жили три братцы…» ? («Крылатый, мохнатый, да масляный» ).

10. Какой мальчик мог поместиться в лошадиное ухо. (мальчик с пальчик) .

Баба Яга : Ну ладно! Справились с заданием! Вы, наверное, читаете много сказок, мне с вами неинтересно! Ухожу искать ленивых и глупых. (Уходит) .

Воспитатель : Какие вы молодцы! Не подвели меня!

Вы сейчас вспомнили про сказку «Цветик семицветик» . Это сказка авторская. Её написал Валентин Катаев. Сейчас мы с вами вспомним эту сказку более подробно.

Игра с мячом «Любимая сказка»

1. Кто главный герой сказки?

2. Как появился у Жени волшебный цветок?

3. Какая была Фея? (добрая)

4. А Женя была, какой девочкой? (добрая, рассеянная, невнимательная) .

5. Сколько желаний загадала Женя?

6. Какое желание было самым главным?

7. Какого цвета были лепестки у цветика-семицветика?

8. Вы бы хотели иметь такой цветок? А какое желание было бы для вас самым главным?

Воспитатель : Сейчас мы с вами нарисуем цветики – семицветики и подарим их нашим гостям. Пусть их желания всегда сбываются.

Дети рисуют цветы, используя уже знакомый им прием рисования карандашами – штрих .

Публикации по теме:

Конспект занятия по художественной литературе в младшей группе «Ознакомление с малыми фольклорными формами» ЦЕЛИ: Воспитывать у детей интерес к устному народному творчеству закрепить умение внимательно слушать и понимать смешные истории о том,.

Тема: «Путешествие по сказке Г. Х. Андерсена «Снежная королева» Ведущая:Соколова Л. Ю. Снежная Королева: Дробинина Н. В. Сказочник:Голова А. А.

Конспект интегрированного занятия НОД в младшей группе «Там на неведомых дорожках» Тема: "Там на неведомых дорожках. " Цель:дать представление о процессе таяния льда и получения обыкновенного теста. Задачи:закреплять умение.

Конспект интегрированного занятия по художественной литературе и рисованию на тему: «Волшебница – зима» Цель: уметь подбирать эпитеты,.

Конспект занятия по художественной литературе «Путешествие по русским народным сказкам»

(подготовительная группа)

Программное содержание.

Обучающие задачи:

1.Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках.

2. Учить узнавать сказку по заданию.

3.Учить передавать структуру сказки с помощью моделирования.

Развивающие задачи:

1. Вспомнить порядок появления героев в сказках.

2. Развивать умение действовать согласованно.

3. Развивать речь, воображение, фантазию, мышление.

Воспитывающие задачи:

1. Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству.

Методы:

Игровой, словесно-логический, частично-поисковый, проблемный, ТРИЗ-технология, ИКТ, самостоятельный.

Приемы:

Просмотр викторины, художественное слово (пословицы, загадки, стихи), пояснения, поощрение, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, физминутка, построение мнемотехнической дорожки, самостоятельная деятельность детей.

Словарная работа:

Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая.

Материал:

Игрушки для загадок, игра «Сложи сказку» (разрезные картинки), игра «Репка» и «Теремок» (карточки-схемы), диск с русскими народными сказками, костюм сказочницы для педагога.

Оборудование:

Аудиозапись с мелодиями, стенд с книгами русских сказок, ноутбук, диск со сказкой «Как Колобок друзей искал», диск с викториной по русским сказкам, столы, стульчики.

Ход занятия: Звучит негромкая музыка.

Воспитатель. Здравствуйте, дети. Меня зовут Сказа Рассказовна. Я очень рада, что вы пришли ко мне в гости. Любите ли вы читать сказки?

Дети. Да. Любим. Очень любим.

Воспитатель. А как можно сказать о сказке, какая она?

Дети. Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая и т. д.

Воспитатель. Все что создано умом

Все к чему душа стремится

Как янтарь на дне морском,

В книгах бережно хранится.

Вспомните пословицы о книге.

Дети. Дом без книги – день без солнца.

Кто много читает, тот много знает.

Книга учит жить, книгой надо дорожит

Книга мала да ума придала.

Книга поможет в труде и выручит в беде.

Воспитатель. Испокон века книга растит человека.

Хорошая книга – ярче звездочки светит.

Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки»

(Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.)

Будем сказки называть

Рукавичка, Теремок,

Колобок – румяный бок.

Есть Снегурочка – краса,

Три медведя, Волк – Лиса.

Не забудем Сивку-Бурку,

Нашу вещую каурку.

Про жар-птицу сказку знаем,

Репку мы не забываем

Знаем Волка и козлят.

Этим сказкам каждый рад.

Воспитатель. Почему они называются народными?

Дети: Потому что их сочинил русский народ.

Воспитатель. Верно. Приглашаю вас в путешествие по русским народным сказкам.

Отправляемся друзья

В чудо сказку – вы и я

В театр кукол и зверей,

Для девчат и для ребят!

Здесь экран волшебный есть,

Сказок тут не перечесть!

(Викторина на компьютере «Русские народные сказки»)

Гимнастика для глаз.

Открываем глазки – раз,

А зажмуриваем – два.

Раз, два, три, четыре,

Раскрываем глазки шире

А теперь опять сомкнули,

Наши глазки отдохнули.

Воспитатель. А теперь вставайте дружно,

В сказки поиграть нам нужно!

Физкультурная минутка «Сказки»

Семя дружно посадили (наклониться)

И водой его полили (имитация движения)

Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)

А теперь ее потянем (имитация движения)

И из репы кашу сварим (имитация еды)

И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу»)

Воспитатель. Вокруг нас и там и тут

Сказки разные живут.

На полянке есть загадки

Отгадайте без подсказки

Называйте, посмелей

Этих сказочных друзей!

(загадывает загадки, а дети находят среди рисунков отгадку и показывают ее)

1. Красна девица грустна,

Ей не нравится весна.

Ей на солнце тяжко,

Слезы льет бедняжка.

Снегурочка

2. В небесах и на земле скачет баба на метле,

Страшная, злая, кто она такая? (Баба- Яга)

3. У Аленушки-сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят

Далеко они глядят

Гуси-лебеди

4. Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поймал ее кто-то.

Кто, распростившись с зеленою кожей.

Сделался милой, красивой, пригожей?

Царевна лягушка

5. Кто к проруби ходил, всех удивил?

Воду черпал, щуку поймал.

Дурачком он звался – на печке катался? (Емеля)

6. Ах ты, Петя простота,

Сплоховал немножко: не послушался кота – выглянул в окошко. (Кот, лиса и петух)

Воспитатель. Все загадки отгадали и героев всех назвали.

Был Кощей вчера в гостях

Что наделал, просто - Ах!

Все картинки перепутал

Сказки все мои он спутал

Пазлы вы должны собрать

Сказку русскую назвать!

(Дети из пазлов собирают картинку сказки и называют ее.

А пока команды выполняют задание, а предлагаю «Игру со зрителями ».

Баба-Яга пригласила гостей на день рождения, а что это за гости, вы мне подскажете.

Кащей… Бессмертный Елена…Прекрасная

Василиса… Премудрая Сестрица…Аленушка

Мальчик… с-пальчик Змей… Горыныч

Крошечка… Хаврошечка Царевна - лягушка

Воспитатель. Молодцы! Сложить сумели!

Проделки Кощея преодолели!

Будем сказки вспоминать,

Будем в сказки мы играть.

Это сказка «Теремок»

Он не низок, не высок.

И жильцов своих всех ждет,

Кто за кем сюда придет?

(Дети, используя карточки-схемы, выстраивают последовательность цепочки героев сказок «Теремок»)

Быстро справиться сумели,

И на стулья тихо сели.

Воспитатель. За руки умелые,

За ум и смекалку

Сказать я спасибо хочу!

Тем, кто трудился,

Тем, кто старался

Подарок свой всем сейчас покажу.

(Дети смотрят сказку с элементами ТРИЗ «Как Колобок друзей искал» на компьютере)

Верить в сказку – это счастье.

И тому, кто верит

Сказка обязательно

Отворит все двери.

(Дети прощаются и уходят в группу).

Итог занятия: дети закрепили разнообразие русских народных сказок, вспомнили их сюжетную линию, ближе познакомились с главными героями, определили их нравственный уровень. Развили внимание, слуховую и зрительную память. А также мышление, воображение и речь. Воспитали внимание к партнёрам по общению и воспитателю. Вызвали интерес к окружающему миру, обратили внимание на ценность народного фольклора.