Уроки игры на фортепиано - черные клавиши. Знаки альтерации (про диез, бемоль, бекар) Что такое диез и бемоль в нотах

Конечно Вы слышали, что музыкальные звуки бывают высокими и низкими . Высокие звуки, например, издают поющие соловьи и желтые канарейки. А низкий? Зашли Вы ко льву в гости... в клетку, а он поприветствовал вкусный завтрак дружеским рычанием. Вот это и есть низкий звук. Вот Меладзе, Владимир Пресняков, Витас и Принц поют высокими голосами , а Шаляпин, Кай Метов, Круг - низкий (бас).

Всю нотную грамоту музыканты придумали для того, чтобы их произведения не канули в лету, и эту музыку могли исполнить другие музыканты. Поэтому звуки по высоте были поделены на ноты . Но Вы, конечно же, понимаете, высот так много, что и слов не хватит, а еще и запомнить это, то лучше не надо никаких нот. Но музыканты народ упорный. Где-то в серединке между самым высоким и самым низким звуком они выделили двенадцать нот , о семи из которых (До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля и Си ) Вы наверняка когда-нибудь слышали, чтобы послушать как они звучат, послушайте этот файл gammaCmaj.mid . Названы ноты в порядке возрастания по высоте. До - самая низкая нота из этого наборчика.
Кроме этого есть еще диезы (#) и бемоли (b) . Это - так называемые наки альтерации. Вот если говорят, Ре-диез (Ре#), то эта нота чуть выше Ре, но ниже, чем Ми. А нота Ре-бемоль (Реb) - чуть ниже, чем Ре, но выше До. До# - это тоже самое, что и Реb .

Все ноты имеют свои диезы и бемоли. Есть два исключения:

  • До-бемоль - это то же самое, что и Си , соответственно Си-диез = До ;
  • Фа-бемоль - равен Ми , и, естественно, Ми-диез = Фа .
    Вот посмотрите, как это выглядит на фортепианной клавиатуре :

Полутон - это расстояние между соседними клавишами (Ми - Ми-бемоль, Ми-Фа).

А расстояние в два полутона составляют тон . На гитаре - тоже самое. Расстояние между двумя соседними ладами - это полутон.

Но вспомните, остался еще почти весь звуковой диапазон, как вниз, так и вверх. Так вот и все остальное пространство было заполнено тоже полутонами . После До внизу оказалась опять нота Си, потом Ля-диез, Ля, и так далее. В общем, названия нот периодически (через 12 полутонов) повторяются.

Итак мы узнали об основе музыкальных интервалов - полутонах. А теперь о самих интервалах:

Прима - 0 полутонов.

Секунда малая - полутон. Секунда большая - 2 полутона (или 1 тон).

Терция малая - 3 полутона или (полтора тона). Терция большая - 4 полутона (два тона).

Кварта - 5 полутонов (2 1/2 тона).

Уменьшенная квинта (тоже самое, что и увеличенная кварта ) - 6 полутонов.

Квинта - 7 полутнов.

Секста малая - 8 полутонов. Секста большая - 9 полутонов.

Септима малая - 10 полутонов. Септима большая - 11 полутонов.

Октава - нотное расстояние в 12 полутонов (например между До и следующим До).

Чтобы не запутаться в бесконечной череде октав, их пронумеровали. Классически первой считается октава , находящаяся посреди фортепианной (в 7 октав) клавиатуры. Но в электронной музыке , для упрощения понимания всего этого дела машиной, эта октава является пятой . Ноты обозначаются, как До5 (До пятой октавы), Ре#3 (Ре-диез третьей октавы). Чем ниже номер октавы , тем ниже звук . Минимальный номер октавы в электронной музыке - 0, а каждая нота имеет свой порядковый номер. У До нулевой октавы он равен 0. До#0 =1, Ре0=2 и так далее. Если номер одной ноты на 1 больше другой, то значит - первая нота выше на полтона . А если на 2 , то - на тон .

Напоследок стоит отметить, что у музыкантов, а следовательно и во всех музыкальных программах, ноты принято обозначать латинскими буквами До - С, До#1 - (С#1). Смотрите на рисунок.

Недавно появился новый метод записи нот на основе хроморяда Белецкого . Вкратце, суть его в том, что черные ноты фортепианной клавиатуры (диезы/ бемоли) приобретают каждая свое уникальное имя (Ту, Мо, Зу, Ло, Цу ). Смотрите на рисунок.

Диез, бемоль, бекар. Странные и неизвестные слова. Но только тогда, когда вы слышите их впервые. Сегодня познакомимся с ними, увидим их в нотах. Узнаем, зачем они нужны и что обозначают.

Если вы выучили и и октавы — отлично! Если нет — учим. Если не все ноты получается запомнить не расстраивайтесь. На практике со временем они очень хорошо запомнятся.

Вы заметили, что изучая октавы мы учили только ноты, которые относятся к белым клавишам? Но ведь есть еще и черные клавиши. Чтобы не вводить еще отдельное название для черных нот, как у белых — До Ре Ми Фа Соль Ля Си, придумали специальные знаки, которые эти черные ноты обозначают.

Сейчас разберемся с этим подробнее и наглядно. В музыкальном письме существуют знаки альтерации: диез, бемоль, бекар.

Рассмотрим каждый знак подробнее.

Диез

Бемоль

Бекар

Как видите, в определении есть слова ТОН и ПОЛУТОН. Подробнее о них вы сможете прочитать .

Теперь учимся определять ноты с такими знаками.
Существует семь нот (основных ступеней) — ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ.

Если мы посмотрим на клавиши, то между ЛЯ и СИ есть черная нота. Как же она называется?
Представляете, у нее два имени! Он называется ЛЯ ДИЕЗ или СИ БЕМОЛЬ.
Пример. Нота Си первой октавы: Си диез, Си бемоль, Си бекар.

Посмотрите, как называются черные клавиши:

Черная клавиша, которая располагается между нотами ДО и РЕ — это До диез (если мы повысили До на полутон) или Ре бемоль (если мы ноту Ре понизили на полутон).

До сих пор мы играли только на белых клавишах и говорили только о них. Пришла пора узнать – зачем нужны черные клавиши на пианино .

Пожалуй, если бы все клавиши были белыми, рояль выглядел бы не так эффектно:). Но все-таки черные клавиши нужны не только для красоты.



Давайте прислушаемся

Давайте попробуем прислушаться к звукам инструмента и последовательно во всем разберемся.

1. Сыграйте ноту До первой октавы. (Если вы не знаете, где это, то, похоже, вы пропустили . Прочтите его и возвращайтесь). Итак, сыграли? Внимательно прислушайтесь к звуку.

2. Теперь сыграйте ноту Ре той же октавы. Снова внимательно послушайте, как она звучит. Правильно будет сказать, что звук выше, чем у ноты До. Вообще, чем правее клавиша, тем выше звук.

3. Внимательно посмотрите на клавиши, между ДО и РЕ как раз притаилась черная клавиша . Сыграйте последовательно До, затем черную клавишу, затем Ре.

4. Чувствуете?Черная клавиша издает звук промежуточный между До и Ре. Чуть повыше, чем До, но пониже, чем Ре.

5. «Расстояние» между нотами До и Ре называют тоном. То есть, музыкант скажет, что Ре на тон выше, чем До. А черная клавиша между ними как раз на половине этого «расстояния», поэтому говорят, что она на полтона выше, чем До, и на полтона ниже, чем Ре.

Знаки альтерации

6. Эта черная клавиша называется До-диез или Ре-бемоль. Это одно и то же - клавиша одна, а названий два.

Диез – знак повышения ноты на полтона,

Бемоль – знак понижения ноты на полтона.

7. Как мы уже знаем, одна октава состоит из 7 нот. Но она состоит из 12 промежутков – полутонов. Кстати, почему 12, а не 14?

Между нотами Ми и Фа нет черной клавиши. Так же как между нотами Си и До. Значит ли это, что не бывает нот Ми-диез, Фа-бемоль, Си-диез и До-бемоль?

Между нотами Ми и Фа, Си и До, расстояние в полтона. Соответственно, нота, например, Ми- диез, то есть звук на полтона выше, чем Ми, это…………….? Правильно! Нота Фа. То есть, ноты с бемолем или диезом – это не обязательно черные клавиши.

8. Знаки диез и бемоль могут находиться около ключа. (вот почему их иногда называют знаками при ключе). Это значит, что во всей пьесе ноты соответствующие по названиям этим знакам, надо играть с диезом или бемолем. Если же знак стоит непосредственно около ноты, это значит, что знак сохраняется только в этом такте и только для ноты этой же октавы.

9. Что же делать, если при ключе стоит диез или бемоль, но в каком-то конкретном месте произведения нужно сыграть эту ноту как обычно, не повышая и не понижая тон? Для этого используют вот такой знак – называется бекар

Бекар (бекАр – ударение на а) – знак отменяющий и диез и бемоль, для той ноты, перед которой он проставлен. Бекар сохраняет свое действие до тактовой черты.

10. Бемоль, диез и бекар называют знаками альтерации.

Теперь, когда вы узнали, что такое бемоль, диез и бекар, ваши возможности значительно расширились – очень многие произведения играются со знаками альтерации.

В этом уроке вы узнаете, что такое диез, бемоль и бекар и как с их помощью можно называть черные клавиши на фортепиано.

Слово «альтерация» (от лат. alterare - изменять) означает «изменение». То есть речь у нас пойдет о знаках, помогающих изменить исходную ноту. Сейчас мы разберемся, как это происходит. И начнем со знака, имя которому - ДИЕЗ .

Диез - знак колючий, весь в иголках, как ёжик. На своих иголках он поддевает ноту вверх и заставляет ее стать выше на полтона.

Правило диеза: диез повышает ноту на полтона.

Вместе с нотой ёж-диез
На полтона вверх полез.

Поупражняйтесь в нахождении диезов на клавиатуре фортепиано. Пользуясь правилом диеза, сыграйте ноты ДО#, РЕ#, ФА#, СОЛЬ# и ЛЯ#. Если вы все сделали верно, то все эти ноты окажутся на черных клавишах, каждая из которых расположена на полтона выше (правее) своей белой тёзки. Однако, это еще не все возможные диезы. Еще раз повторите правило и попробуйте отыскать на клавиатуре МИ# и СИ#. Задание выполнено правильно, если МИ# совпал у вас с нотой ФА, а СИ# - с нотой ДО. Как видите, ноты с диезами могут играться не только на черных клавишах, но и на белых!

Познакомимся с еще одним знаком альтерации - это БЕМОЛЬ . У него толстое брюшко, которое тянет его вместе с нотой на полтона вниз.

Правило бемоля: бемоль понижает ноту на полтона.

Бемоль пузат, и тянет он
Все ноты вниз на полутон.

Сыграйте с бемолями следующие ноты: РЕ, МИ, СОЛЬ, ЛЯ и СИ - и вы окажетесь на черных клавишах. А вот в случае с ФА♭ и ДО♭получившиеся клавиши будут белыми: МИ и СИ соответственно.

Кстати, вы заметили, что, находя диезы и бемоли, вы нажимали одни и те же клавиши? Действительно, одна и та же клавиша на фортепиано может быть названа как с помощью диеза, так и с помощью бемоля. Такое явление в музыке, когда два звука с разными названиями оказываются одинаковыми по высоте, называется энгармонизмом . Следовательно, ДО# и РЕ♭, СОЛЬ# и ЛЯ♭, ФА и МИ# являются энгармонически равными.

В качестве упражнения на закрепления назовите каждую из клавиш фортепиано двумя способами.

Наконец, поговорим о третьем знаке альтерации, которого зовут БЕКАР . В отличие от двух первых, он не повышает и не понижает ноты. Он терпеливо исправляет все, что до этого натворили проказники диез и бемоль: в нужный момент бекар отменяет действия диеза или бемоля, возвращая нотам их обычное положение. Например, если нам встречается ДО♮, это значит, что играть нужно просто ноту ДО. Как вы уже наверняка догадались, ноты с бекарами всегда исполняются на белых клавишах.

Бекар все знаки отменяет,
Обратно ноты возвращает.

Изображение нот на грифе:

Снизу самая толстая струна, сверх - тонкая

Таблица всех трезвучий :

Минорные трезвучия Мажорные трезвучия
До, Ми_бемоль, Соль До, Ми, Соль
Ре_бемоль, Фа_бемоль, Ля_бемоль Ре_бемоль, Фа, Ля_бемоль
Ре, Фа, Ля Ре, Фа_диез, Ля
Ми_бемоль, Соль_бемоль, Си_бемоль Ми_бемоль, Соль, Си_бемоль
Ми, Соль, Си Ми, Соль_диез, Си
Фа, Ля_бемоль, До Фа, Ля, До
Фа_диез, Ля, До_диез Фа_диез, Ля_диез, До_диез
Соль, Си_бемоль, Ре Соль, Си, Ре
Ля_бемоль, До_бемоль, Ми_бемоль Ля_бемоль, До, Ми_бемоль
Ля, До, Ми Ля, До_диез, Ми
Си_бемоль, Ре_бемоль, Фа Си_бемоль, Ре, Фа
Си, Ре, Фа_диез Си, Ре_диез, Фа_диез

Таблица интервалов:

Название Разновидности Количество полутонов Количество тонов Музыкальное обозначение (Цифра в скобках - номер ступени) Название ступени Обозначение ступени (римские цифры)
Прима унисон 0 0 ч1 Первая
Секунда

малая (минорная)

большая (мажорная)

Вторая пониженная

Терция

малая (минорная)

большая (мажорная)

Третья минорная

Третья мажорная

Кварта

тритон (увеличенная)

Четвёртая

Пониженная пятая

Квинта

уменьшенная (тритон)

Секста

малая (минорная)

большая (мажорная)

Шестая минорная

Шестая мажорная

Септима

малая (минорная)

большая (мажорная)

Седьмая минорная

Седьмая мажорная

Октава чистая 12 6 ч8 Первая (Октава)

Пример: Для составления аккордов мы будем пользоваться этой таблицей. И так, у нас есть звук До - это прима - наш начальный звук. Теперь нам, к примеру, нужно взять от "До" интервал мажорную терцию - смотрим в таблицу и видим там что нам нужно отсчитать от первого звука 4-е полутона. Начинаем считать: До До# Ре Ре# Ми, теперь отсчитаем от первого звука До "чистую квинту" - это 7 полутонов. Считаем До До# Ре Ре# Ми Фа Фа# Соль. Вот в результате получили звуки До Ми Соль - это и есть До мажорный аккорд.

В каждом секторе указывается тональность. Картинка с ключами и знаками альтирации показывает какие знаки диезов или бемолей соответственно появляется при ключе в конкретной тональности.

Приведем ещё одну иллюстрацию квинтового круга

Здесь всё тоже самое. Идем вниз по квинтам. Написона какая тональность будет и сколько знаков диезов в ней появляется. Единственное отличие - не видно какие ноты получают диез или бемоль.

Виды гамм:

Важно заметить, что ТОН и ПОЛУТОН - показывают расстояние между ступенями, то есть на самом деле примерно следующая картина: I ступень - Тон - II ступень - Тон - III ступень - Полутон - IV ступень - Тон - V ступень - Тон - VI ступень - Тон VII ступень - Полутон. То есть мы можем найти нужную нам ступень и, к примеру, при необходимости поднять её на полтона (тем самым изменив гамму).

На картинке ниже изображены все основные виды гамм и ступени по которым они строятся.

Вверху указаны интервалы, слева название гаммы. Другими словами эта картинка показывает теже рисунки тонов и полутонов между звуками в гамме. Возьмем к примеру Мажорную гамму и если вместо точек поставим звуки До Ре Ми Фа Соль Ля Си До, то как раз пустые клеточки сложат такой рисунок - Тон, Тон, Полутон, Тон, Тон, Тон, Полутон