Толкования на Рим. Обсуждение притчи правда и кривда Введение к посланию к римлянам

От апостола Павла из его Послания к Римлянам мы получаем ясные библейские инструкции относительно того, как нужно отвечать на несправедливое отношение.
Павел знал эту тему вдоль и поперек. Прежде своего драматического обращения во время встречи с Иисусом на Дамасской дороге Савл (так звали тогда Павла) преследовал всех христиан, до которых мог добраться. Так что это был крупный специалист в области несправедливого отношения к людям. Савл был полон ненависти и возмущения по отношению к христианам, поэтому Писание говорит, что он «терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу» (Деян. 8:3). Савл вдохновлял толпу, когда она забивала камнями до смерти Стефана, который стал первым мучеником. Затем во время его путешествия в Дамаск Бог осиял Савла ослепительным светом, так что он упал на землю. Библия сообщает нам, что тогда он «дышал угрозами и убийством на учеников Господа»
(Деян. 9:1).
Но очень скоро после встречи с Иисусом он на собственном опыте понял, что значит быть гонимым. После первой его проповеди и сильного свидетельства, в котором апостол утверждал, что Иисус был Мессией, иудеи решили его убить. Поэтому Павлу пришлось выбираться из Дамаска в корзине, в которую его посадили ученики Иисуса и спустили с городской стены. Позже Савл (тогда уже называемый Павлом) подытожил различные виды гонений, которым он подвергался как апостол Евангелия:
От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской; много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. Кроме посторонних приключений, у меня ежедневное стечение людей, забота о всех церквах (2 Кор. 11:24-28).
Вот так. Этот человек мог бы написать книгу о несправедливостях и гонениях. Собственно, он и написал ее. Послушайте, что говорит о несправедливостях эксперт, вдохновленный Святым Духом:
Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: «Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь»
(Рим. 12:17-19).
Вы поняли? Павел после всех обид и оскорблений, которые он перенес во время служения Господу Иисусу Христу, делает следующее заявление: «Никому не воздавайте злом за зло».
Если бы я прочитал вам этот стих на одном из моих собраний, я бы попросил вас громко подтвердить свое согласие, сказав: «Аминь!» Поскольку я не могу посмотреть вам в глаза и убедиться в том, что вы внимательно меня слушаете, я умоляю вас замедлить свой бег и постараться понять, что говорит вам Слово Божье в

От Священного Писания мы привыкли ждать чего-то возвышенного. Мы часто говорим, что эта книга о Любви Бога к нам, и поучение для человека, как любить Бога и других. Но читая Ветхий Завет и Псалмы, мы то и дело натыкаемся на выражения и слова человеческие, которые приводят наше сердце в смятение. Например в Псалме 17:38 Давид откровенно желает зла своим врагам: «Я преследую врагов моих и настигаю их, и не возвращаюсь, доколе не истреблю их . Или мы читаем в Псалме 54:16:«Да найдет на них смерть; да сойдут они живыми в ад .» Давид просит Бога об очень странных вещах, которые нам с вами кажутся неадекватными: « И по милости Твоей истреби врагов моих и погуби всех, угнетающих душу мою, ибо я Твой раб (Псалом 142 :12).

Во- первых Псалтирь - это молитва верующей души, разговаривающей с Богом, и в этом разговоре мы слышим разные настроения, видим разные ситуации и обстоятельства, в которых находился молящийся человек…

Во-вторых, такие слова - это просто честность и открытость перед Богом.

Мы все злимся на кого-нибудь, и знаем, что это не хорошо, поэтому приходя к Богу в молитве, мы как правило нашу злобу одеваем внешне в вежливую одежду. Разозлившись на брата(сестру), часто мы говорим как бы с вызовом: « Да благословит тебя Господь», но при этом внутри мы считаем, что мы правы, а вот он…

Но смотрите этот человек говорит Богу ровно то, что переживает внутри себя, не пряча ничего за мишурой внешне красивых слов. Он выражает свободно свою досаду, что он желает своим врагам…

Библия рассказывает нам не об идеальных людях, а о настоящих, с их внутренней испорченностью…

Псалмопевец делает очень важный поступок: он приносит, все, что есть в его сердце в молитве к Богу. Для чего он все так честно рассказывает? Ответ однозначен, чтобы Бог разобрал его ситуацию и наказал виновных… Если бы он хотел отомстить сам по себе, он бы сделал это… Он не мстит сам, а только молит Бога об отмщении…

Надо сказать, что такой подход - это уже огромный прогресс для тех времен, когда считалось правильным не просто самому покарать любого обидчика, а сделать это на глазах у всех, чтобы больше никому не захотелось тебя обижать. « Око за око, зуб за зуб…»

В Римлянах 12:19 открыт нам с вами важный урок. « Не мстите за себя возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: « Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь».

Эти слова Л. Н. Толстой даже вынес в качестве эпиграфа к своему роману «Анна Каренина». Муж не стал причинять никакого зла бросившей его жене, но все отдал в руки Бога. Конец этой истории мы все знаем…

Бог обращает эти слова к нам верующим, чтобы мы отказались от самостоятельной мести своим врагам и поручил ее Богу.

В этих библейских словах Бог говорит человеку: не торопись. Ты не знаешь всех обстоятельств, не знаешь побуждений чужой души, не хочешь выслушать свидетельств в ее пользу и не можешь судить ее поступки. Но Я, говорит Бог, могу это сделать. Мой суд праведен, и если Я сочту, что нанесенное тебе оскорбление должно быть отомщено, то воздам обидчику за его грехи.

Драгоценные нам надо научиться Богу говорить все честно о том, что происходит с нами внутри, и просить Его о разрешении ситуации не просто в нашу пользу, а в пользу справедливости… Но при этом вы должны знать, что может получиться так, что виновны вы, а не тот, на кого вы думали… Поэтому прежде, чем просить у Бога суда и мести, лучше спросить в первую очередь о себе:

« прав ли я», « усмотри Господи не на опасном ли пути и я..»

Мы всегда стоим за справедливость, когда она нарушена в отношении нас самих. Но когда бываем несправедливы мы, то часто даже не замечаем этого. И об этом тоже есть в псалмах: Господи, Боже мой! если я что сделал, если есть неправда в руках моих, если я платил злом тому, кто был со мною в мире… то пусть враг преследует душу мою и настигнет, пусть втопчет в землю жизнь мою (Псалом 7 :4-6). То есть никаких двойных стандартов.

Ну как не вспомнить слова из еще одного Псалма: «…скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои. Можно было бы перечесть все кости мои; а они смотрят и делают из меня зрелище; делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий. Но Ты, Господи, не удаляйся от меня; сила моя! Поспеши на помощь мне!» (Псалом 21:17–20). Неслучайно слова именно этого псалма вспоминают евангелисты, рассказывая о Распятии. Хочется обратить внимание на то, что в этих словах боли, которую человек переживает никаких призывов к мести нет, страдалец только просит о помощи. Наверное, дело в том, что когда тебе действительно очень больно и страшно, то уже не думаешь о мести, а лишь о спасении…

Татьяна Сахарова

От апостола Павла из его Послания к Римлянам мы получаем ясные библейские инструкции относительно того, как нужно отвечать на несправедливое отношение.

Павел знал эту тему вдоль и поперек. Прежде своего драматического обращения во время встречи с Иисусом на Дамасской дороге Савл (так звали тогда Павла) преследовал всех христиан, до которых мог добраться. Так что это был крупный специалист в области несправедливого отношения к людям. Савл был полон ненависти и возмущения по отношению к христианам, поэтому Писание говорит, что он «терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу» (Деян. 8:3). Савл вдохновлял толпу, когда она забивала камнями до смерти Стефана, который стал первым мучеником. Затем во время его путешествия в Дамаск Бог осиял Савла ослепительным светом, так что он упал на землю. Библия сообщает нам, что тогда он «дышал угрозами и убийством на учеников Господа»
(Деян. 9:1).

Но очень скоро после встречи с Иисусом он на собственном опыте понял, что значит быть гонимым. После первой его проповеди и сильного свидетельства, в котором апостол утверждал, что Иисус был Мессией, иудеи решили его убить. Поэтому Павлу пришлось выбираться из Дамаска в корзине, в которую его посадили ученики Иисуса и спустили с городской стены. Позже Савл (тогда уже называемый Павлом) подытожил различные виды гонений, которым он подвергался как апостол Евангелия:

От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской; много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. Кроме посторонних приключений, у меня ежедневное стечение людей, забота о всех церквах (2 Кор. 11:24-28).

Вот так. Этот человек мог бы написать книгу о несправедливостях и гонениях. Собственно, он и написал ее. Послушайте, что говорит о несправедливостях эксперт, вдохновленный Святым Духом:

Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: «Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь»
(Рим. 12:17-19).

Вы поняли? Павел после всех обид и оскорблений, которые он перенес во время служения Господу Иисусу Христу, делает следующее заявление: «Никому не воздавайте злом за зло».



Если бы я прочитал вам этот стих на одном из моих собраний, я бы попросил вас громко подтвердить свое согласие, сказав: «Аминь!» Поскольку я не могу посмотреть вам в глаза и убедиться в том, что вы внимательно меня слушаете, я умоляю вас замедлить свой бег и постараться понять, что говорит вам Слово Божье в этом месте. Если вы устали или у вас слипаются глаза, пойдите, выпейте чашку кофе! Если вы действительно хотите правильно реагировать на случаи несправедливого отношения, вы должны понять этот принцип!

Павел утверждает, что когда нас обижают или причиняют боль, мы не должны думать о наших правах и не должны желать свести счеты с обидчиками. На самом деле при каждом удобном случае мы должны стремиться к восстановлению мира в своих взаимоотношениях с другими людьми.

Вы помните старое выражение «как с гуся вода»? Идея заключается в том, что мы должны спокойно относиться ко всему, что с нами случается. Мы не должны пытаться сопротивляться, восстановить справедливость или «качать» свои права.

Вы когда-нибудь встречали людей, которые просто не могут промолчать, когда что-нибудь происходит не так, как надо? Если кто-нибудь пытается пролезть в магазине без очереди, такие люди тут же кричат: «Эй, вы там, вы что, не видите, что здесь очередь?» Они могут кинуть такой искрометный взгляд на правонарушителя, что от высокой температуры их возмущения вокруг может загореться пожар.

Но если мы хотим быть послушными повелению «не воздавайте злом на зло», тогда мы не должны так реагировать.

Затем Павел объясняет нам, почему не следует стремиться оправдывать и защищать себя. «Не мстите за себя, возлюбленные... Ибо написано: „Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь"».



Вот он, первый важный ключ к пониманию того, как стать выше всех несправедливостей - начиная с мелких оскорбления и заканчивая самым большим предательством. Верой мы понимаем и принимаем идею о том, что наш небесный Отец обещал все исправить нам во благо, но только если мы предадим это дело в Его руки. Он берет на себя всю ответственность за восстановление справедливости - не вы, и не я, но только Он Сам.

Эти слова из Писания - не предложение и не рекомендация. Это приказ! Когда Бог говорит, Он говорит не потому, что нужно заполнить тишину словами. Бог не занимается мелкими и пустыми разговорами, Он говорит серьезно! Когда Он что-то говорит, Он говорит со знанием дела и с властью!

Снова и снова на протяжении всей Библии Господь напоминает, что нам не следует брать ответственность за восстановление справедливости в случаях, когда нам причиняют боль. Вот несколько примеров того, что Бог говорил в подобных случаях.

Не говори: «я отплачу за зло»; предоставь Господу, и Он сохранит тебя (Прит. 20:22).

У Меня отмщение и воздаяние, когда поколеблется нога их; ибо близок день погибели их, скоро наступит уготованное для них (Втор. 32:35).

Не говори: «как он поступил со мною, так и я поступлю с ним, [Я, Господь] воздам человеку по делам его» (Прит. 24:29).

Мы знаем Того, Кто сказал: «у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь». И еще: «Господь будет судить народ Свой» (Евр. 10:30).

Вы видите? По плоти мы делаем полностью противоположные вещи - мы часто с нетерпением ожидаем возможности расквитаться с обидчиками. Но это неправильно. Бог повелевает нам предоставить Ему возможность восстановить справедливость. Божий народ поступит неправедно, если попытается мстить за себя. И все будет по справедливости, если Сам Бог отомстит за Свой народ.

В далеком 1943 году моя мама, искренне любящая Господа, и ее жених приняли решение вступить в брак. И вдруг, к огромной их неожиданности, многие пресвитеры из-за страха перед советской властью отказались провести бракосочетание. Но вскоре, по милости Божьей, все же нашелся пастор, который не побоялся за свою жизнь и дал согласие на проведение этого служения. Это был пресвитер Хабовичской общины — Рогоза Сергей Кузьмич.

В те тяжелые для всего советского народа времена гонение на верующих с каждым днем усиливалось. Справедливости ради нужно сказать, что среди различных слоев населения были разные люди, в том числе и среди партизан.

И вот в 1944 году на праздник Благовещение группа партизан из д. Руховичи Кобринского района направилась прямиком к дому брата Сергея. В тот день он был дома со всей своей большой семьей: женой и пятью дочерьми, самой младшей из них — Олечке — было всего-навсего 8 недель. Еще издалека он заметил движущихся в направлении к его дому людей. Сергей вошел в дом, поцеловал маленькую дочурку и спрятался в своем сарае. Партизаны вошли во двор, обыскали дом и сарай, но нигде его не нашли. После тщательного обыска они решили зайти в соседский дом, хозяина которого хорошо знали, потому что его сын Кузьма тоже был партизаном. На вопрос, не видел ли он недавно своего соседа — Сергея Рогозу, тот уверенно ответил: «Ищите его в сарае: он там!» Вскоре было принято решение, и Юрий Лазарчук достал из кармана зажигательный патрон и выстрелил в двери сарая, в котором хранилось сено. Строение мгновенно загорелось. Пресвитер Рогоза попытался выбраться из горящего сарая, дополз до дверей, но самостоятельно открыть их не смог, на его крики о помощи партизаны не откликнулись. Особую жестокость в эти минуты вместе с Юрием Лазарчуком проявил Роман Суботка.

Сергей Кузьмич сгорел заживо, когда ему было всего лишь 29 лет. Без отца-кормильца в доме осталось пятеро детей. Обугленные части тела Сергея собрали в гроб и хотели похоронить на кладбище, но партизаны запротестовали и не позволили это осуществить. Два дня гроб простоял у ворот церкви. Людское возмущение с каждым днем усиливалось. «Каким бы ни был человек, разве можно так поступать? Два дня лежит в гробе, и не дают похоронить», — говорили жители деревни. Недовольство людей возымело эффект, и спустя некоторое время партизаны все-таки дали разрешение на захоронение Сергея Рогозы на деревенском кладбище…..

Прошли года. Жизни тех, кто принимал участие в происходящих в тот ужасный день событиях, закончились весьма печально. Сосед Сергея Рогозы, тот самый, который в тот день предал его, тяжело заболел и был прикован к постели. Однажды зимой печь, много лет исправно служившая хозяину, подвела. Огонь из нее перекинулся на его постель, пламя мгновенно охватило весь дом. Выбраться из огня ему не удалось. Спустя некоторое время, в Ленинграде, в реке Неве, с камнем на шее нашли его сына — того самого партизана Кузьму. Роман Суботка и Юрий Лазарчук не дожили до старости. Сын Юрия — Николай — тоже едва не сгорел во время пожара в доме, но чудом остался жив. После этого случая он прожил недолгое время и умер.

В Слове Божьем, в 12 главе Послания к Римлянам, записано: “Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром пред всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию.

Ибо написано: «Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь»”. Эта печальная история еще раз подтверждает силу Слова, которое говорит сам Господь! //

Николай Гелемент

Рассказывают, что жили некогда два брата. Старшего брата звали Правда, а младшего брата - Кривда. Был Правда прекрасен всем телом своим, и не было ему равных во всей стране. Завидовал ему Кривда. И решил он его погубить. И вот достал Кривда красивый кинжал в красивых ножнах, взял с собою десять хлебов, посох, пару сандалий, бурдюк и меч и пришёл к хранителю утвари Правды.

И сказал он ему:

Возьми себе эти десять хлебов, посох, пару сандалий, бурдюк и меч, но сохрани мой кинжал, пока я не вернусь из города.

Прошло много дней, и хранитель утвари Правды решил почистить кинжал, который оставил ему Кривда. Он сел на берегу пруда и стал его чистить. И вот кинжал выскользнул из его рук и упал в пруд. Сколько его ни искали, найти не смогли.

Услышал Кривда, что хранитель утвари Правды потерял его кинжал. Пришёл он к хранителю утвари и сказал ему:

Где мой кинжал? Верни мне его!

И ответил ему хранитель утвари:

У меня его нет, я его потерял. Но вот тебе все кинжалы Правды, и все они - твои. Возьми себе какой хочешь.

Тогда сказал ему Кривда:

Разве есть второй такой кинжал, какой был у меня? Клинок его - гора. Эль, рукоятка его, - ствол дерева Коптоса, ножны его, - гробница бога, а обвязка ножен - все стада пастбищ Кара.

Сказал тогда ему хранитель утвари:

Может ли быть такой большой кинжал, как ты говоришь?

Но Кривда схватил его и потащил за собою туда, где был Правда. И он привёл Правду на суд к Эннеаде и сказал:

Доверил я Правде свой кинжал. А он потерял его. А кинжал тот был необыкновенный! Клинок его - гора. Эль, рукоятка его, - ствол дерева. Коптоса, ножны его, - гробница бога, а обвязка ножен - все стада пастбищ Кара. Не может он мне его возместить!

И ещё сказал Кривда Эннеаде:

Пусть схватят Правду, и пусть ослепят его на оба глаза. И да будет он привратником дома моего!

И боги Эннеады сделали всё, как говорил Кривда. Тогда стал мальчик собираться в путь, чтобы отомстить за отца своего. Нашёл он быка самой красивой масти, взял десять хлебов, посох, пару сандалий, бурдюк и меч и отправился к пастуху Кривды. Сказал он ему:

Возьми себе эти десять хлебов, посох, пару сандалий, бурдюк и меч, но постереги моего быка, пока я не вернусь из города.

Прошло после этого много дней. Много месяцев пас быка пастух Кривды. И вот однажды отправился Кривда в поля, чтобы взглянуть на своих быков. И увидел он быка, который был самой прекрасной масти. Сказал тогда Кривда своему пастуху:

Отдай мне этого быка! Я хочу его съесть.

Но ответил ему пастух:

Это бык не мой. Не могу я отдать его тебе.

Тогда сказал ему Кривда:

Посмотри, вот мои быки, и все они у тебя. Любого из них отдай хозяину того быка!

И вот услышал мальчик, что Кривда взял его быка. Пришёл он к пастуху Кривды и сказал ему:

Где мой бык? Я не вижу его среди твоих быков.

Ответил ему пастух:

Вот все быки Кривды, и все они - твои. Возьми себе какого захочешь.

Тогда сказал ему мальчик:

Разве есть второй такой бык, какой был у меня? Когда стоит он на Острове Амона, кисть хвоста его лежит в Зарослях Папируса; один рог его покоится на Западной горе, а другой рог - на Восточной горе, ложем ему служит Великая Река; шестьдесят телят рождается от него ежедневно.

Сказал ему пастух:

Может ли быть такой большой бык, как ты говоришь?

Но мальчик схватил его и потащил за собой туда, где был Кривда. И привёл он Кривду на суд к Эннеаде. Выслушали его боги Эннеады и сказали:

Неправда то, что ты говоришь. Мы никогда не видели такого большого быка!

Тогда сказал Эннеаде мальчик:

Но разве есть такой большой кинжал, как вы говорили прежде? Вы говорили, будто клинок его - гора. Эль, рукоятка его, - ствол дерева. Коптоса, ножны его, - гробница бога, а обвязка ножен - все стада пастбищ Кара!

И ещё сказал он Эннеаде:

Рассудите между Правдой и Кривдой. Я - сын Правды, и я пришёл отомстить за него.

Тогда Кривда поклялся именем фараона, да будет он жив, здоров и могуч, и сказал:

Клянусь вечностью Амона и жизнью повелителя, неправда это! И если найдут Правду живым, пусть ослепят меня на оба глаза и пусть сделают меня привратником дома его!

Но мальчик тоже поклялся именем фараона, да будет он жив, здоров и могуч, и сказал:

Клянусь вечностью Амона и жизнью повелителя, это правда. И если найдут отца моего живым, пусть жестоко накажут Кривду! Пусть дадут ему сто простых ударов и нанесут ему пять рваных ран. А потом пусть его ослепят на оба глаза и сделают привратником в доме Правды. И да служит он ему вечно!

Так отомстил мальчик за отца своего, и так решился спор между Кривдой и Правдой.