Роль практики в развитии естествознания. Роль практики в научном познании

Практика - это деятельность человека по изменению объективного мира (действительности). Практика выступает как критерий истины. Практика соединяет объект и действие, которое производится в соответствии с мыслью. Практика является одновременно и относительным, и абсолютным критерием истины. Абсолютной практике противостоит относительная практика. Если теория расходится с практикой, то стоит обратить внимание на теорию, но и на практику. Практика также является критерием определенности познания и знания.
Материализм XVII-XVIII вв. в силу своей созерцательности видел, с одной стороны, природу, а с другой - человека, пассивно, подобно зеркалу, отражающего ее. Выше мы уже отметили, что позднейшая философия, напротив, исходит из того, что познание - это социально-опосредованное отношение человека к миру.
Особое место в социальном опосредовании познания занимает практика как материально-предметная деятельность по преобразованию действительности. При этом познание и практика различны и в то же время взаимосвязаны между собой. Они различны уже потому, что познание представляет собой духовную, а практика - материально-предметную деятельность. Но они и связаны между собой, поскольку практика имеет свою познавательную сторону, а познание - практическую.
Эта связь познания и практики восходит еще к тем давним временам, когда познание, производство идей было непосредственно вплетено в производство вещей, а знания, в том числе и зачатки научных знаний, приобретались в процессе практики, накопления опыта земледелия, выполнения ремесленных работ, ориентации на местности т.д. Автономизации познавательного процесса, относительная самостоятельность сферы познания - продукт истории, результат расщепления человеческой деятельности на материальное и духовное производство.
Однако эта самостоятельность лишь относительна, поскольку и в наше время практика сохраняет роль и значение важнейшей детерминанты, определяющей весь ход познания, начиная с формирования объекта познания и кончая установлением достоверности или, наоборот, ложности полученных нами знаний.
Общественная жизнь по своей сути, а главное, в своей основе есть жизнь практическая. Поэтому и практика столь же многогранна в своих проявлениях, как и сама жизнь общества. Это и семейно-бытовая деятельность, и деятельность в сфере культуры, воспитания, военная деятельность и т.д. Но основные виды практики - это, во-первых, материально-производственная, трудовая деятельность. Во-вторых, социально-преобразующая деятельность, вносящая изменения в основные сферы общества, и, наконец, научно-экспериментальная практика в виде экспериментов, наблюдений, измерений и т.д.
Связь познания и практики взаимная. Прежде всего практика выступает как источник познания, поскольку она формирует объект познания. Кроме того, вводя предметы в практический оборот, преобразуя их, человек получает первичную информацию об их свойствах и проявлениях в виде ощущений, восприятий, представлений. Более того, и теоретическое знание есть обобщение практики на сущностном уровне, а сам переход от эмпирии к теории диктуется отнюдь не чистым любопытством, а потребностями практики в выявлении закономерностей природных и социальных процессов. Так, практика селекции, искусственного отбора животных и растений человеком, дала Ч. Дарвину материал, сыгравший немалую роль в выработке теории естественного отбора, эволюционной теории в целом.
Естественно, далеко не все знания мы получаем, отталкиваясь непосредственно от практики, так сказать, апостериорно, на основе опыта. Часть знания, мы получаем априорно, до опыта из книг и иных источников. Но эти знания априорны лишь по отношению к данному индивиду, но не к человечеству.
Однако практика не только источник, но и основа, движущая сила познания. В практике коренятся импульсы к приобретению нового знания, ее потребности выступают как важнейшая движущая сила познания. Так, повышенный интерес к разработке экологической проблематики в наши дни определяется в первую голову практическими потребностями преодоления экологического кризиса, а внимание к вопросам генетики - практическими потребностями увеличения производства продовольствия, борьбы с наследственными болезнями и т.д.
В конечном счете, как уже отмечено выше, «скачок» от эмпирии к теории есть ответ на потребности практики в проникновении в глубины сущности, в раскрытии закономерностей природы.
Следует подчеркнуть, что, как правило, сам первый шаг практического применения теории дает необходимый материал для ее дальнейшего продвижения вперед и порождает мощные стимулы к ее развитию. Так было в свое время с электричеством, так сравнительно недавно обстояло дело с развитием атомной физики твердого тела, кибернетики.
Вместе с тем и здесь недопустима абсолютизация: при всей роли практики и ее влиянии на познание последнее обладает относительной самостоятельностью. Действительно, движение познания нередко обеспечивается собственной логикой, преемственностью в его развитии, больше того, сама научная мысль способна в отдельных случаях намного опережать практику. Роль практики видна и в том, что она дает познанию инструменты и технические средства научного исследования, что особенно важно в современных условиях, в обстановке прогрессирующей индустриализации науки.
Наконец, практика выступает и как цель познания, хотя в оценке этого параметра воздействия практики на познание одинаково ошибочны обе крайности - и узкий практицизм в подходе к науке, непомерно сужающий диапазон исследовательского поиска, и попытки ухода в так называемую «чистую» науку, нежелание работать над решением практических задач.
К тому же нужно видеть и учитывать неодинаковую дистанцию разных отраслей знания от практики: связь технических наук с производственной практикой самая непосредственная, фундаментальных наук - более отдаленная, опосредованная.
Роль практики как цели познания особенно ярко проявляется в наши дни в том, что наука превращается в непосредственную производительную силу, играет все большую роль в развитии и материально-производственной и социальной сферы общественной жизни.
Наряду с этим важно видеть и учитывать, что познание в свою очередь оказывает существенное обратное влияние на практику, реализуя, в частности, и нформационно-отражательную функцию, формируя идеальные планы деятельности.
Не меньшее значение для практики имеет проектно-конструкторская функция познания, обеспечивающая формирование таких видов деятельности, которые без науки не могли бы возникнуть.
Иными словами, не только практика устанавливает истинность теории, но и подлинно научная теория выполняет роль критерия правильности практики.
Наконец, познание, теория воздействуют на практику через предсказательную, прогнозирующую функцию, определяя не только тактику, но и стратегию практической деятельности.

Все это, вместе взятое, свидетельствует о взаимном влиянии практики и познания, практики и теории, об их органическом единстве. Анализ сущности познавательного oтношения человека к миру и выявление роли практики в познании как его источника и основы подводит к решению следующей узловой проблемы - к рассмотрению механизма процесса, соотношения в нем чувственного отражения и рационального познания.

Любопытство - это двигатель прогресса, без которого сложно представить развитие нашей цивилизации. Знание представляет собой которая воспроизводит реальную картину окружающего мира. Человек всегда стремился разобраться в том, как все работает. Поэтому так важна роль практики в познании, ведь она обеспечивает совершенствование, расширение и углубление уже собранных сведений. Ей и будет посвящена сегодняшняя статья. Мы обсудим понятие практики, роль практики в познании и критерии истинности.

Определение понятий

Если мы хотим понять, какова роль практики в познании, сначала нужно определиться с основными терминами. Оба понятия плотно взаимосвязаны. Считается, что познание и практика - это две стороны Человек стремится разобраться в закономерностях и особенностях работы мира. Однако это нельзя сделать за один раз, поэтому нужны годы практики, помогающие расширить накопленный опыт. Выделяют три основных аспекта знания:

  • Способности, навыки и умения. Этот аспект связан с осведомленностью человека, как что-то делается или осуществляется.
  • Вся информация, значимая для процесса познания мира вокруг.
  • Гносеологическая форма связи человека и действительности. Этот аспект представляет собой особую познавательную единицу. Она существует только во взаимосвязи с практическим отношением.

Знание - это идеальный образ действительности. Второй и третий аспект являют предметом гносеологии. Данная наука изучает закономерности познания. Ею занимались еще античные философы. В гносеологии преуспели софисты. Например, Протагор и Горгий. Они стремились развивать гибкость мышления, а для этого был необходим целостный взгляд на мир, понимание его сущности.


Формы практики:

  • Трудовая деятельность (материальное производство). Эта форма является естественным бытием для людей. Она направлена на преобразование природы.
  • Социальная деятельность. Эта форма представляет собой изменение общественного бытия. Она направлена на преобразование сложившихся традиций взаимодействия между людьми. Социальное действие выполняется так называемыми массовыми силами: революциями, войнами, реформами.
  • Научный эксперимент. Данная форма практики представляет собой активную деятельность. В этом случае исследователь не просто наблюдает, а включается в процесс. Он может искусственно создавать условия, которые ему нужны для анализа свойств окружающего мира.

Функции практического опыта

Для человека крайне важно понимать объективную картину окружающей действительности. Практика и познание - это две стороны этого процесса. Только опытом проб и ошибок человек может разобраться, как все работает. Роль практики в познании философия можно объяснить через функции первой:

  • Опыт вступает необходимым элементом анализа окружающей действительности.
  • Движущая сила. Практика выступает основой научного познания.
  • Побочная цель познания.
  • Критерий истинности. Только на практике можно проверить правильность научных знаний. И это целый процесс, а не одноразовый акт.


Объяснение функций

Если описывать роль практики в познании кратко, то всегда можно сказать, что все известные нам сведения были собраны совсем не случайно. Например, человеку нужно было правильно распределять земельные участки. Для этих целей и развивалась математика. Из-за развития мореплаванья человек стал уделять внимание астрономии. Однако не всегда практика определяет познание. Иногда случает наоборот: так произошло с открытием периодического закона Менделеева. Весь обусловлен практическими задачами и целями. Даже выведение абстрактных теорий направлено на разрешение проблем, с которыми столкнулось человечество на пути своего развития. Роль практики в познании такова, что она помогает находить все новые свойства знакомых явлений. Она обеспечивает науку все новыми техническими средствами, оборудованием, приборами и инструментами. используется на всех этапах исследования. Нужно понимать, что все эксперименты и наблюдения осуществляются не столько из праздного любопытства, а из необходимости. Все полученные знания получают практическое применение. Они являются своеобразным руководством действия и служат для улучшения жизни людей.


Роль практики в познании

Гносеология - это отдельный Он изучает роль практики в научном познании. Ф. Бэкон выделял три способа изучения мира:

  • «Путь наука». В этом случае исследователь выводит истины из чистого сознания. Бэкон подвергал этот присущий схоластам метод.
  • «Путь муравья». В этом случае исследователь собирает различные факты, но не обобщает их концептуально. Это также ложный способ познания.
  • «Путь пчелы». Данный способ представляет собой обобщение первых двух. В этом случае исследователь использует как свое чувственное, так и рациональное начало.


Критерии истины

Цель познания - это понимание объективной картины мира. Категория истины является главной для Получение объективной картины мира возможно только методом проб и ошибок. Истина представляет собой знание, которое соответствует своему реальному предмету. Основным ее критерием является то, что она признается многими людьми. Также истина должна быть полезной и выгодной для человеческого сообщества. Однако зачастую это понятие является относительным. Выбор между различными концепциями и теориями, которые рисуют картину окружающего мира, часто является достаточно субъективным.

Практика – это материальная деятельность человека. Из этого определения следует, что работа с теоретическими объектами не является практикой. Нельзя называть практикой и действия животных, ибо практика есть вид деятельности человека. Исходя из такого понимания практики, можно выделить три ее основных вида: материальный труд, эксперимент, и общественно-преобразующую деятельность, под которой понимают материальные действия, направленные на изменение или сохранение социальных систем (борьба с преступностью, военные операции, революционная деятельность и т.п.).

Какое отношение имеет практика к познавательной деятельности человека? Оказывается, она лежит в основе формирования главного инструмента познания человека – мышления. «Мысль есть перенесенное во внутренний план, т.е. в сферу психики, практическое действие», – этот тезис является главным выводом теории интериоризации , ставившей своей целью выяснение природы мышления. Согласно этому выводу, сделанному П.Жане, Ж. Пиаже и Л.С. Выготским и др., практические действия с объектом и мысли о нем имеют одинаковую структуру. Поэтому овладение практическими действиями способствует формированию мышления человека.

Теория интериоризации явилась научной основой эксперимента по формированию мышления у слепоглухих детей, проведенного в Загорском интернате (г. Сергиев Посад) под руководством И.А. Соколянского и А.И. Мещерякова. В этом интернате содержатся слепоглухие дети, которые лишены возможности общения с миром через зрение и слух. Оказалось, что у таких детей отсутствует и мышление. Суть эксперимента заключалась в следующем: обучить детей максимально возможному количеству практических действий, совершаемых обычным нормальным ребенком соответствующего возраста. Их обучали самостоятельно одеваться, убирать постель, держать ложку, нож, инструменты. Им давали игрушки, учили лепить, шить, мыть полы, гладить белье и т.д. Полагали, что вместе с овладением практическими навыками дети освоят и содержащиеся в них логические структуры. Результаты эксперимента были официально объявлены в 1975 году, когда четверо испытуемых уже обучались по специальной методике на III курсе психологического факультета МГУ .

Эксперимент полностью подтвердил, что, овладевая практическими действиями, дети одновременно формируют и свой мир мышления. Практическая деятельность является как бы матрицей, с которой снимаются формы умственных операций. Поэтому практика первична по отношению к мышлению человека. Мысль есть перенесенная в сферу психики практика, т.е. интериоризованное практическое действие.

Таким образом, практика, формируя структуру мышления и научной теории, выступает в качестве основы познания .

Но практика влияет на познавательный процесс и другим способом – она является целью познания . Зачем мы познаем? Почему возникают новые науки и теории? Чем объясняется престижность одних учебных заведений и непрестижность других? Оказывается, и здесь многое зависит от практики. Ф. Энгельс писал, что математика возникает из-за практической необходимости в измерении площадей и объемов. Далее он делает вывод, что потребности практики двигают наукой намного быстрее, чем десятки университетов .

Приведем два примера, подтверждающих такое мнение. После второй мировой войны в СССР стала бурно развиваться теоретическая физика. Причиной этого оказалась практическая потребность в создании атомной бомбы. Соперничая в военной области с США, советское руководство выделило огромные средства на исследования в области атомной физики с целью использования результатов этих исследований на практике.

Начатый в России в 1990-х гг. переход к рыночной экономике вызвал потребность в квалифицированных финансистах, юристах, переводчиках. Такой социальный заказ вызвал большие конкурсы при поступлении в экономические, юридические учебные заведения, институты и факультеты иностранных языков.

Итак, практика, будучи целью познания, стимулирует развитие той или иной науки, сферы образования, научной теории, играя заметную роль в процессе регулирования духовного производства.

Практика является также и источником познания. Это означает, что человек, работающий с объектом практически, одновременно корректирует свои знания о нем. Дело в том, что объект постоянно меняется сам, меняются условия его существования, средства воздействия на него. Все это требует приведения в соответствие знаний об объекте с ним самим. И источником информации в этом случае выступает практика. Это особенно ощущается, если знания были получены при помощи оперирования теоретическими объектами, например, на лекциях или семинарских занятиях. К примеру, общая модель функционирования банка, при всей ее познавательной ценности для будущих финансистов, намного беднее конкретной работы определенного банка. И выпускнику экономического учебного заведения, впервые пришедшему на работу в этот банк, придется многому научиться заново – ведь оригинал всегда отличается от теоретической модели. Таким образом, теории изменяются под влиянием практики.

В гносеологии также указывают еще на одну функцию практики – выступать в качестве критерия истины . Но при анализе этой познавательной функции практики необходимо помнить, что сама практика является лишь средством формирования эмпирического знания, которое необходимо для сопоставления с ним результатов теоретического исследования. Практика, таким образом, дает возможность получения таких знаний об объекте, с которыми можно сверять теоретическое представление о нем.

См.: Гургенидзе Г.С., Ильенков Э.В. Выдающееся достижение советской науки // Вопросы философии. 1975. №6.

Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.20. С.36-39.

Практика – материально-предметная деятельность по преобразованию окружающей действительности.

I. Практика (греч. деятельный, активный) как специфический человеческий способ бытия в мире представляет собой деятельность, которая обладает сложной системной организацией.

Она включает в себя:

1) Реальные преобразования окружающей среды при помощи искусственно созданных орудий и средств. (субъект - объектные отношения.

2) Общение людей в процессе и по поводу этого преобразования (субъект - субъектные отношения)

3) Совокупность норм и ценностей.

Структура отношений представляет собой единство двух строн: 1- субъектная (человек с его способностями, возможностями, целеположениями. 2 - объектная (средства, исходные материалы, полученные продукты).

Как по своему содержанию, так и по способу осуществления практической деят-ти, практика носит не только предметный, но и общественный характер. Практика может характеризоваться как включение человека в окружающий его предметный и социальный мир, путем преобразования объективно существующих предметов и явлений.

Практика - это предметная, материальная, чувственная, целеполагающая деятельность человека, имеющая своим содержанием освоение и преобразование природных и социальных объектов.

Основные формы практической деят-ти людей

1. Материально-производственная

2. Социально-преобразующая.

3. Научно-экспериментальная

4. Техническая

Практика обществ-я тесно взаимосвязана с познавательной деятельностью, теорией.

Практика выступает прежде всего в роли источника познания.(формирует объект познания.)

Как основа познания (движущая сила познания, в практике коренятся импульсы к получению нового знания.)

Как движ сила познания(см выше)

Когда у об-ва появляется практ потребность, она движет науку быстрее, чем десятки университетов. Практика явл целью познания т.к. научные знания имеют жизненный смысл лишь в том случае, если они воплощаются в жизнь.

Практическое воплощение идей, их превращения в предметный мир представляют собой процесс опредмечивания знаний. Знания опредмечиваются не только в языковой форме, но и в творениях культуры. В процессе этого опредмечивания мы можем выяснить истинность содержания наших знаний. А поэтому практика выступает в качестве критерия истины.

Итак, практика - это необходимое условие познания. Без практики познание невозможно, но, в тоже время, сама практика как опредмечивание знаний немыслима без самих знаний, т.е. в отрыве от познания практика и познание диалектически связаны.

46. Основные формы чувственного и рационального познания. Место и роль интуиции в познавательных процессах.

Чувственное познание - это познавательный процесс, ко­торый осуществляется посредством органов чувств человека: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Оно включает в себя четыре формы - ощущение, восприятие, представление и воображение.

Ощущение - непосредственное отражение отдельных свойств предметов, воздействующих на органы чувств. Каждое ощуще­ние отражает одно из свойств воспринимаемого объекта и возни­кает только при непосредствен. контакте с ним человека.

Восприятие - это целостный образ, отражающий непосред­ственно воздействующие на органы чувств предметы, их свой­ства и отношения. Восприятие таким образом сохраняет одну из главных характеристик ощущения - наличие непосредственного контакта с воспринимаемым предметом, но трансформирует дру­гую - отражение в нем отдельных свойств воспринимаемого предмета подчинено построению его целостного образа. Представление - высшая форма чувственного отражения в виде целостного образа непосредственно не воспринимаемых предметов. Представление сохраняет такую важную характерис­тику восприятия, как целостность образа познаваемого предме­та, но воспроизводится он не путем прямого контакта, а "по па­мяти". Представление подымает познавательные возможности человека на чувственном уровне на новую, более высокую сту­пень, освобождая его от энергоемких и требующих больших зат­рат времени непосредственных контактов с познаваемыми пред­метами.

Воображение - форма чувственного познания, результатом которого является создание представлений о предметах и мыс­ленных ситуаций, которые никогда в целом не воспринимались человеком в действительности. Воображение отличается от представления той частью его содержания, которая привнесена фантазией, вымыслом, "опережающим отражением" человека.

Рациональное познание - это познавательный процесс, кото­рый осуществляется посредством форм мыслительной деятель­ности. Формы рационального познания имеют несколько общих характеристик: во-первых, присущую всем им направленность на отражение общих свойств познаваемых предметов (процессов, явлений); во-вторых, связанное с этим отвлечение от их единич­ных свойств; в-третьих, опосредованное отношение к познавае­мой реальности (через формы чувственного познания и использу­емые познавательные средства наблюдения, экспериментирова­ния, обработки информации); в-четвертых, непосредственную связь с языком (материальной оболочкой мысли).

К основным формам рационального познания традиционно относят три логические формы мышления: понятие, суждение и умозаключение. Понятие отражает предмет мысли в его об­щих и существенных признаках. Суждение - форма мысли, в которой посредством связи понятий что-либо утверждается или отрицается о предмете мысли. Посредством умозаключения из одного или нескольких суждений с необходимостью выводится суждение, заключающее в себе новое знание.

Интуиция - явле­ния внезапного достаточно полного и отчетливого постиже­ния искомого результата (решения проблемы) при неосознан­ности и неподконтролъности путей, ведущих к этому резуль­тату. Это неожиданное "озарение" ("инсайт" * внутренняя вспышка), внезапное постижение истины.

К основным видам интуиции относят чувственную (быстрое отождествление, способность образования аналогий, творческое воображение и др.) и интеллектуальную (ускоренное умозаключение, способность к синтезу и оценке) интуицию. Как специфический познавательный процесс и особая форма позна­ния интуиция характеризуется путем выделения основных эта­пов (периодов) данного процесса и механизмов поиска решения на каждом из них. Первый этап (подготовительный период) - преимущественно сознательная логическая работа, связанная с постановкой проблемы и попытками решить ее рациональными (логическими) средствами в рамках дискурсивного рассуждения. Второй этап (период инкубации) - подсознательный анализ и выбор решения - начинается по завершении первого и продол­жается до момента интуитивного "озарения" сознания готовым результатом. Основное средство поиска решения на данном эта­пе - подсознательный анализ, главным инструментом которого являются психические ассоциации (по сходству, по противопо­ложности, по последовательности), а также механизмы вообра­жения, позволяющие представить проблему в новой системе из­мерений. Третий этап - внезапное "озарение" (инсайт), т.е. осоз­нание результата, качественный скачок от незнания к знанию; то, что называют интуицией в узком смысле слова. Четвертый этап - сознательное упорядочение интуитивно полученных ре­зультатов, придание им логически стройной формы, установле­ние логической цепи суждений и умозаключений, приводящих к решению проблемы, определение места и роли результатов инту­иции в системе накопленного знания.

К основным механизмам интуиции относятся: во-первых, наличие двух видов анализа проблемы (сознательного и подсоз­нательного); во-вторых, неполнота сознательного анализа (если бы он охватил все содержание проблемы и возможные пути ее решения, то проблема была бы решена логическими средства­ми); в-третьих, параллельное прохождение сознательного и подсознательного анализа, их взаимное стимулирование друг друга (если придерживаться принципа психофизического па­раллелизма, то можно утверждать, что подсознательный ана­лиз начинается одновременно с сознательным); в-четвертых, стимулирующее воздействие эмоциональной сферы человека, его сознания и самосознания на процесс перехода результатов подсознательного анализа в сферу сознания, позволяющее быс­трее преодолеть на этом пути "три порога" (эмоциональный по­рог, порог сознания и порог самосознания).

Таким образом, интуиция - это сложноструктурированный процесс, включающий как рациональные, так и чувственные элементы, что послужило основанием для отнесения ее к особой форме познания. Продуктивная функция интуиции подтвержда­ется большим количеством фактов из истории научного, техни­ческого и художественного творчества, зачастую экзотичных и даже забавных. Во-первых, из-за отсутствия дока­зательности и подчиненности консервативному здравому смыс­лу; во-вторых, в силу первого обстоятельства интуиция сама по себе без дополнительных эмпирических и теоретических аргу­ментов недостаточна для построения и оценки научных теорий. Поэтому в целом развитие познания (особенно научного) идет по пути освобождения от интуитивно принимаемых решений, при­ведения их к логически выводимым утверждениям, уточнения и подтверждения на основе данных опыта и накопленного теорети­ческого знания.

  • Тема: « Сравнение двух ведущих теорий химии: Периодического закона Д.И. Менделеева и теории химического строения

  • А.М. Бутлерова»



Цели урока

  • 1. Сравнить философские основы общности двух ведущих теорий химии

  • 2. Показать, что обе теории созданы русскими учеными и составляют вклад отечественной химии в мировую химическую науку

  • 3.Доказать, что обе теории прошли испытания временем и блестяще его выдержали, развиваясь и обогащаясь современными открытиями в химии.



Вопросы семинарского занятия

  • 1.Предпосылки возникновения теорий

  • 2. Основные положения теорий

  • 3. Роль практики в становлении теорий

  • 4. Их значение и развитие



1.Предпосылки. Накопление фактов.

  • 63 химических элемента

  • 1807г.- Й. Берцелиус

  • XVIIIв. –А. Лавуазье(С, Н, О,N)

  • XIXв. – А. Кекуле(химия соединений

  • углерода)

  • К.Шорлеммер (химия углеводородов

  • и их производных)



1.Предпосылки. Работы предшественников Д.И. Менделеева

  • Классификация Берцелиуса

  • Триады Деберейнера (1816г.)

  • -Аr (Na) =(7+39):2=23 Li, Na, K

  • Октавы Ньюлендса(1865г.)

  • H Li Be B C N O

  • F Na Mg Al Si P S

  • Cl К Са Сr Ti Mn Fe

  • ……………………………

  • Таблица Мейера (1869г)- 27 элементов



Дополнительный вопрос

  • В 1882г. Лондонское Королевское общество присудило Д.И. Менделееву медаль Деви «за открытие периодических соотношений атомных весов», а пятью годами позже, в 1887г., это же общество вручает эту же медаль своему соотечественнику Дж. Ньюлендсу «за открытие периодического закона химических элементов».

  • Чем объяснить такую нелогичность в решениях Лондонского Королевского общества?



Дополнительная информация

  • Немецкий химик Лотар Мейер(1830-1895)- претендент на открытие П.З.

  • 1864г – его работа « Современные теории химии», где химические элементы выстраивались в ряд в соответствии с их атомным весом. Он не увидел главные закономерности, не смог ни предсказать новых, ни исправить неверные значения атомного веса уже известных элементов.

  • Его заявление после открытия закона Менделеевым: « Было бы поспешно изменять доныне принятые атомные веса на основании столь непрочного исходного пункта».

  • Мейер еще раз доказал, что излишняя осторожность в науке препятствует совершению открытий.

  • Надо отдать должное немецкому ученому - он не стал оспаривать первенство Менделеева.



1. Предпосылки. Работы предшественников А.М. Бутлерова

  • Теория радикалов- Й. Берцелиус, Ю. Либих, Ж. Дюма

  • Теория типов- Ж.Дюма, Ш. Жерар,О. Лоран

  • 1830г.- Й Берцелиус, термин «изомерия»

  • Успехи в синтезе- Ф.Велер, Н.Н.Зинин, А. Кольбе, М. Бертло, А.М. Бутлеров

  • Э. Франкланд, А. Кекуле- понятие о валентности



1. Предпосылки. Съезд химиков в г. Карлсруэ (1860)

  • Д.И. Менделеев… ?

  • А.М. Бутлеров … ?

  • 1869 год….? 1861год…?

  • Все ученые, которые занимались поисками естественной классификации химических элементов и органических веществ, находились в равных условиях, имели одни и те же предпосылки.

  • Почему же ни одному из них, кроме Д.И.Менделеева и А.М. Бутлерова, не удалось открыть Периодический закон и создать Теорию химического строения?



2. Основные положения теорий

  • Задание №1.Дать определение основным положениям ТХС, привести примеры

  • 1гр.- первое положение

  • 2гр.- второе положение

  • 3гр.- третье положение

  • Задание №2 Ответить на вопросы по теме « Периодический закон»



3. Роль практики в становлении теории. Развитие теории.

  • Периодический закон Д.И. Менделеева…?

  • «…от атомных масс», «…от зарядов их атомных ядер»

  • Теория строения А.М. Бутлерова…?

  • «…от химического строения», « …от их пространственного и электронного строения»



Выводы

  • 1. Теории сходны в своем становлении (факты, работы предшественников, съезд, личностные качества ученых)

  • Теории созданы гениальными русскими учеными, эти теории- большой вклад в мировую науку

  • Им «… будущее не грозит разрушением, а лишь развитие и надстройки обещаются».

  • (Д.И. Менделеев)



Кроссворд. Авторы: Барташевский Павел, Скрябиков Егор

  • Теория А.М.Бутлерова.

  • 1.Эффект смещения электронных пар сигма- связей

  • 2.Наименьшая единица вещества

  • 3.Этот ученый ввел термин «орг.химия»

  • 4.Химия углерода

  • 5.Эффект смещения электронов пи-связи

  • 6.Вещества, имеющие одинаковый состав, но разное строение и свойства