Период времени значительно изменились возрастные. Возраст и возрастная норма

КЛАССИФИКАЦИЯ ВOЗРАСТА

КЛАССИФИКАЦИЯ ВOЗРАСТА, возрастная группировка, распределение возрастов людей по более или менее крупным группам, объединяющим их на основе сходства к.-л. социальных или демографич. функций. Применяется обычно в отношении всего нас. или больших совокупностей людей. В основе К. в. лежит представление о периодизации возраста. К. в. позволяет разделять те или иные возрастные контингенты. Критерии К. в. зависят от цели исследования. В демографии предпочтительна К. в. по 1-годичным или 5-летним группам, в последнем случае часто (напр., при расчете кратких таблиц смертности) первая 5-летняя группа ввиду ее особой важности подразделяется на 1-годичные. При изучении брачности и рождаемости выделяются бракоспособные возрасты и репродуктивный возраст женщин. С экон. точки зрения возрасты подразделяются на 3 группы - дорабочий, рабочий и послерабочий (дотрудоспособный трудоспособный и послетрудоспособный), границы к-рых различны наиболее употребительно членение на 3 группы с целым числом 5-летних групп в каждой (0-14, 15-59, 60 лет и старше или 0-14, 15-64, 65 лет и старше). Такая К. в. принята в междунар. практике. В СССР в практике планирования применяется группировка 0-15, 16-54, 55 лет и старше - для женщин 0-15, 16-59, 60 лет и старше - для мужчин. К. в. имеющая значение для анализа структуры трудовых ресурсов разработана Б. Ц. Урланисом. При этом нас подразделяется на группы дорабочая - до 15 лет (в т. ч. дети ясельного возраста - до 2, лошкольного-3-6 и школьного- 7-15 лет) рабочая - 16-59 лет (в т. ч. юность - 16-24, зрелость - 25-44 и поздняя зрелость - 45-59 лет), послерабочая - 60 лет и старше (в т. ч. пожилой возраст- 60-69, ранняя старость-70-79, глубокая старость - 80 лет и болee)

На основе анализа возрастных изменений в разл. органах и тканях, а также оценки работоспособности организма решением Ленингр. конференции по геронтологии (1962) и семинара ВОЗ по социальным и клинич. проблемам в СССР принята т. н. рабочая классификация возрастных рубежей второй половины жизни человека. Возраст 45-59 определяется как средний, 60-74 - пожилой, старше 75 лет - старческий, в к-ром выделяются долгожители - люди в возрасте 90 лет и старше.

Попытки предложить универсальную К. в. предпринимались издавна. Так рус. статистик и демограф 1-й пол. 19 в. А. П. Росчавскии Петровский выделял подрастающее поколение - до 15 лет (в т. ч. малолетние - до 5 лет и дети - 5-15), цветущее поколение - 16-60 лет (в т.ч. молодые - 16-30, возмужалые - 30-45, пожилые - 45-60 лет), увядающее поколение - 61-100 лет и старше (в т.ч. старые - 61 - 75, долговечные- 75-100 и старше). К. в., предложенная в 1939 секцией демографич. статистики амер. ассоциации здравоохранения, соответствует классификациям, принятым в совр. междунар. сравнениях. В ней 8 периодов: младенчество - до 1 года, дошкольный возраст - от 1 до 4 лет, школьные годы - 5-14, юношеские годы - 15-24, годы наибольшей активности - 15-44, ср. возраст - 45-64, ранний период старости - 65-74, старость - от 75 лет. Известны и др. универсальные К. в., однако ни одна из них в настоящее время не стала общепринятой (см. также ).

И.В. Калинюк.


Демографический энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Главный редактор Д.И. Валентей . 1985 .

среднего школьного

возраста

1 о

Период Т""*С~

младшего школьного возраста ^

> U -

p . 05

Период раннего детства

детсадовского

Эпоха детства

Ад > Инд

~^ ч - просоциальное развитие личности; /^ - асоциальное развитие личности;

Рис. 4. Возрастная периодизация развития личности АД - адаптация; Инд - индивидуализация; Инт - интеграция

циально-психологическим. Анализ работ по проблеме периодиза­ции показывает, что камнем преткновения становятся именно критерии классификации. Попытки найти единый критерий для периодизации всего онтогенеза человека не увенчались успехом.

2. Следует различать периодизацию жизни человека и перио­дизацию становления личности.

Период детства дифференцируется существующей в стране си­стемой дошкольного и школьного образования. Закон «Об образо­вании» и уставы образовательных учреждений определяют грани­цы дошкольного (3-6, 7 лет) и школьного возраста (6, 7-17 лет). Образование в школе включает в себя три ступени: начальное общее, основное общее и среднее общее. В настоящее время об­суждается вопрос о введении 12-летнего среднего общего образо­вания, что, естественно, изменит границы возрастной периодиза­ции.

Основываясь на изложенных положениях, можно констатиро­вать, что рассмотренные критерии периодизации детства являют­ся скорее личностнообразующими факторами становления детей на разных ступенях образования.

Для онтогенеза человека продуктивными представляются клас­сификации по психофизиологическим и психосексуальным осно­ваниям, в плане развития личности - на первое место выходит социальная ситуация развития, ведущая деятельность и личност­ные новообразования. Вся человеческая жизнь может дифферен­цироваться по каким-то общим критериям. Выделение единых критериев становления личности затруднено ввиду огромных ка­чественных личностных преобразований, возникающих при пе­реходе от одной эпохи развития личности к другой. Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин считали, что для детства оправ­данно использование одних критериев, а для взрослости нужны иные основания.

Исходя из этого положения в становлении личности можно выделить пять периодов: дошкольное детство (до 7 лет), школь­ное детство (до 18 лет), раннюю взрослость (до 23 лет), взрос-лость 1 (до 60 лет) и старость (после 60 лет).

Дифференциацию детского возраста целесообразно осуществ­лять по двум основаниям: социальной ситуации развития и веду­щей деятельности (Д.Б.Эльконин). Психологические новообра­зования характеризуют своеобразие, особенность каждой стадии развития. Переход от одной стадии к другой сопровождается нор­мативными кризисами становления , которые не всегда вызывают эмоциональные переживания и поэтому не осознаются личнос­тью.

4.2. Периодизация взрослости

Рассмотрим сложившиеся в возрастной психологии подходы к периодизации взрослости. Данная проблема имеет несколько со­ставляющих: существует неоднозначность понимания процессов развития по окончанию детства - непрерывно или стадиально оно осуществляется, плавные переходы или революционные из­менения между стадиями, каково соотношение индивидуального и общевозрастного в развитии взрослого человека? Большинство авторов отмечают, что во взрослом периоде по сравнению с дет­ством усиливается гетерохронность развития всех психических функций человека. Значительную роль в качестве источника раз­вития личности взрослого человека исследователи отводят инди­видуально-личностным, субъектным особенностям. Вопросы воз­раста остаются актуальными и неоднозначными в психологии. Категории возраста и развития зачастую отождествляются в пси­хологии, хотя представление о том, что возраст - не источник, а

1 Отсутствие объективных критериев зрелости в индивидуальном развитии человека привело к тому, что в современной психологии понятие «зрелость» заменяется понятием «взрослость».

форма развития (И.С.Кон, 1988; В.И.Слободчиков, Е.И.Исаев, 1995; В.В.Бочаров, 2001) представляется нам наиболее адекват­ным. Возраст - многомерное понятие, ключевая категория для наук, изучающих развитие человека. Границы возраста и его осо­бенности достаточно условны, исторически случайны, не имеют самостоятельного значения. Возраст человека, по мнению Б.Г.А­наньева, - конвергенция биологического, исторического, психо­логического времени. Принято различать: паспортный возраст, биологический возраст; социальный возраст; психологический возраст и др. (И.С.Кон, 1988; В.В.Бочаров, 2001; А.А.Кроник, Е.И.Головаха, 1984). Паспортный возраст определяется букваль­ным количеством прожитых лет. Биологический возраст отражает состояние и функционирование организма, социальный возраст связан с уровнем соответствующего развития индивида, психоло­гический возраст (в зависимости от концептуальных подходов) описывается через интеллект, степень нравственной зрелости, психосексуальный - субъективно переживаемый психологичес­кий возраст, зависящий от опыта и самореализации.

Характеризуя взрослость, Г.С.Абрамова, Б.Г.Ананьев, Д.Бром-лей, М.В.Гамезо, Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко, А.В.Толстых вы­деляют стадии, периоды. Однако указания на критерии их выде­ления не приводятся. Возрастные периоды в различных класси­фикациях в основном совпадают: юность (18-23 года), молодость (23-30 лет), зрелость (30-60 лет). При характеристике каждого периода рассматриваются личностнообразующие факторы: систе­ма отношений, ведущая деятельность, профессионализация и др.

В.Ф.Моргун и Н.Ю.Ткачева подчеркивают, что по мере ста­новления личности критерии периодизации, выделенные Д.Б.Эль-кониным, перестраиваются в следующей иерархической последо­вательности:

    личностные новообразования;

    ведущая деятельность;

    социальная ситуация развития 1 .

Э.Эриксон в качестве критериев периодизации приводит об­ласть отношений, результаты развития и механизмы приспособ-ления 2 . А.В.Петровский, как уже было отмечено выше, в каче­стве основного критерия периодизации приводит уровень разви­тия группы.

Трудности определения критериев периодизации взрослости объясняются тем, что ведущая деятельность, социальная ситуация развития не изменяются. Б.С.Братусь, анализируя развитие лич­ности в зрелом возрасте, выделяет две стороны этого процесса:

– потребностно-мотивационную сферу личности;

1 См.:Моргун В.Ф. ,Ткачева Н.Ю. Проблемапериодизацииразвитияличнос­ ти в психологии. - М., 1981. - С. 39.

2 См.:Хьелл Л. ,Зиглер Д. Теорииличности.-СПб.,1997.

– операционально-техническую область деятельности.

Изменение равновесия между обеими сторонами приводит к перестройке и личности, и деятельности, тем самым инициируя личностные сдвиги, которые и дифференцируют эволюционное становление личности. Периоды личностных сдвигов (28-34 года, 40-45 лет, 50-55 лет) оформляются в виде возрастных кризи-сов 1 .

В.И.Слободчиков и Е.И.Исаев, выделяют в онтогенезе перио­ды становления со-бытийности и ее реализации, а переходы меж­ду ними - кризисы рождения и развития, описывают во взрос­лом онтогенезе кризис молодости (27-33 года), кризис взросло­сти (39-45 лет), кризис зрелости (55-65 лет). Описывая крити­ческие периоды в динамике преобразований «со-бытийной общ­ности», устойчивой системы связей и отношений между людьми, имеющей единые ценностно-смысловые образования, В.И.Сло-бодчиков и Е.И.Исаев выделяют два вида возрастных кризисов: кризис рождения и кризис развития. Первый - принципиальная смена типов развития в период становления новой формы со­бытийной общности, знаменующая собой вступление на новую ступень субъектности. Второй кризис - возрастно-нормативный перелом в развитии, связанный с вырастанием индивида из суще­ствующей формы со-бытийности с другими людьми и освоением новых, собственных способностей. Вслед за «оживлением», «оду­шевлением» и «персонолизацией» (в детстве), субъектность про­ходит ступени «индивидуализации» и «универсализации» во взрос­лости.

Каждая ступень, относительно завершенный цикл в развитии, представлена как последовательность периодов становления и реализации, проходящих через стабильные и критические стадии. Последовательность ступеней и смена форм развития субъектив­ности в онтогенезе определяются единым ценностно-смысловм содержанием и целевой детерминацией развития. Взрослость опи­сывается двумя со-бытийными общностями: воспроизводство и творчество в системе общественных деятельностей, творчество в системе экзистенциальных деятельностей. Вхождение в новую общность характеризуется кризисами рождения. Вступая в пер­вую из названных общностей, субъект переживает кризис юности (17-21 год) как разрыв идеала и реальности, при вступлении во вторую - кризис взрослости (39-45 лет) - разрыв личного и общечеловеческого смыслов жизни. В кульминационной точке общности происходит кризис развития - момент, когда заканчи­вается освоение новых способов взаимодействия и начинается развитие индивида внутри общности. В первой общности строит-

1 См.: Братусь Б.С. К проблеме развития личности в зрелом возрасте // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. - 1980. - № 2.

ся мировоззрение (27-33), во второй - собственная позиция лич­ности в культуре и истории (табл. 9).

Таблица 9

Схема периодизации субъективной реальности в период взрослости 1

развития

субъектности

Матрица возрастов

Период становления со-бытийности

Период реализации со-бытийности

Кризисы рождения

Стадии принятия

Кризисы развития

Стадии освоения

Индиви­дуализация

Кризис юности 17-21 год

Молодость 19-28 лет

Кризис молодости 27-33 года

Взрослость 32-42 года

Универса­лизация

Кризис взрослости 39-45 лет

Зрелость 44-60 лет

Кризис зрелости 55-65 лет

Старость 62-…

Взрослость - это еще и период определения своего места в мире профессий. Психологи, изучающие профессионализацию личности, выделяют стадии данного процесса. Е.А.Климов не претендуя на строгую научную дифференциацию профессиональ­ной жизни человека предлагает следующую профессионально ори­ентированную периодизацию 2:

– оптация (12-17 лет) - период выбора профессии и учебно-профессионального заведения;

– профессиональная подготовка (15-23 года) - овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками;

– адаптация (16-18 лет) - вхождение в профессию и привы­кание к ней;

– фаза интернала (18-23 года) - приобретение профессио­нального опыта;

– мастерство (23-35 лет) - квалифицированное выполнение трудовой деятельности;

– наставничество (55-60 лет) - передача профессионалом своего опыта.

1 Слободчиков В.И. Категориявозраставпсихологииипедагогикеразвития // Вопросы психологии. - 1991. - № 2.

2 См.:Климов Е.А. Психологияпрофессиональногосамоопределения.-М., 1996. - С. 418-425.

А.К.Маркова в качестве критерия выделения этапов становле­ния профессионала избрала уровни профессионализма личности. Она выделяет 5 уровней:

    Допрофессионализм включает этап первичного ознакомле­ния с профессией.

    Профессионализм состоит из трех этапов: адаптации к про­фессии, самоактуализации в ней и свободного владения в форме мастерства.

    Суперпрофессионализм также включает три этапа: свобод­ное владение профессией в форме творчества, овладение рядом смежных профессий, творческое самопроектирование себя как личности.

    Непрофессионализм - выполнение труда по профессиональ­но искаженным нормам на фоне деформации личности.

5. Послепрофессионализм - завершение профессиональной деятельности 1 .

За рубежом широкое признание получила периодизация Дж.Сьюпера, выделившего 5 основных этапов профессиональной зрелости:

    Рост - развитие интересов, способностей (0-14 лет).

    Исследование - апробация своих сил (14-25 лет).

    Утверждение - профессиональное образование и упрочение своих позиций в обществе (25-44 года).

    Поддерживание - создание устойчивого профессионально­го положения (45-64 года).

    Спад - уменьшение профессиональной активности (65 лет и более) 2 .

Весьма продуктивной, на наш взгляд, представляется периоди­зация профессионализации, разработанная Ю.П.Поваренковым. В качестве ведущих критериев профессионализации он выделяет профессиональную продуктивность, профессиональную идентич­ность и профессиональную зрелость.

Профессиональная продуктивность характеризует эффективность профессионального развития личности и степень соответствия результатов ее деятельности социально-профессиональным тре­бованиям. Профессиональная продуктивность оценивается на ос­нове показателей производительности, качества и надежности.

Профессиональная идентичность свидетельствует о значимости для индивида профессии и профессионализации в целом как сред­ства удовлетворения своих потребностей и реализации, развития потенциала. Профессиональная идентичность оценивается на ос­нове субъективных показателей, включающих удовлетворенность

1 См.:Маркова А.К. Психологияпрофессионализма.-М.,1996.-С.56-57.

2 См.:Михайлов И.В. ПроблемапрофессиональнойзрелостивтрудахД.Е.Сью- пера // Вопросы психологии. - 1975. - № 5.

трудом, профессией, карьерой, собой, профессиональную само­оценку, индексы самореализации и самоактуализации личности.

Наиболее сложен критерий профессиональной зрелости. Про­фессиональная зрелость свидетельствует о сформированности лич­ностного контура, о степени осознания личностью своих возмож­ностей и потребностей, требований, которые ей предъявляются. Для профессионально зрелой личности характерно умение соот­носить свои возможности, потребности и профессиональные тре­бования, выбирать оптимальную стратегию профессионального становления, в том числе и сознательно идти на риск или сни­жать уровень притязаний. Профессиональная зрелость - веду­щий показатель становления субъекта профессионализации.

В качестве хронологического основания периодизации Ю.П.-Поваренков рассматривает «профессиональный возраст» индиви­да, т.е. длительность профессионализации, трудовой стаж и т.д. Однако возрастные границы профессионализации Ю.П.Поварен-ков не указывает 1 .

1. Введение.

2. Периоды роста и развития.

3. Онтогенез.

4. Классификация возрастных периодов.

5. Дошкольный возраст.

6. Отклонения в развитии.

7. Заключение.

8. Список использованной литературы.


ВВЕДЕНИЕ

Детскому организму, как и любому живому организму, присущи закономерности: рост и развитие.

Рост – количественные изменения, связанные с увеличением числа клеток и размеров развивающегося организма.

Ребенок растет непрерывно, но неравномерно, и это приводит к изменению пропорций отдельных частей его тела. Рост протекает одновременно во всех тканях и органах, хотя и с разной интенсивностью.

Развитие – качественные изменения в детском организме, заключающиеся в усложнении его организации, т.е. усложнении строений и функций всех тканей и органов, усложнении их взаимоотношений и процессов их регуляции. Совершенствование клеток детского организма и соединение их в более сложные ткани и органы, свойственные подросткам и взрослым.

Процессы роста и морфологического усложнения (развития) протекают одновременно с функциональным совершенствованием всех органов и тканей.

Рост и развитие – сложный процесс, в котором скрытые количественные изменения ведут к открытым качественным изменениям и проявлениям.

Рост и развитие протекают тем интенсивнее, чем моложе ребенок: рост при рождении удваивается к 4,5 – 5 годам; утраивается к 14 – 15 годам; в младшем школьном возрасте длина тела увеличивается в среднем на 4 – 5 см. В период полового созревания величина годового прироста длины – 6 – 8 см.

В основе – закономерность скачкообразности развитии, когда постепенное накопление количественных изменений в определенный момент переходит в новое качественное состояние (появление совершенной координации движений, более повышенного внимания, интереса к окружающему).

ПЕРИОДЫ РОСТА И РАЗВИТИЯ

В росте и развитии детей выделяют:

Первый период вытягивания – первый год жизни, длина тела ребенка возрастает на 25 см, а его масса увеличивается на 6 – 7 кг;

Первый период округления – 1 – 3 года, темпы развития снижаются;

Второй период вытягивания – 5 – 7 лет – новое нарастание темпов роста, прирост тела – 7 – 10 см;

Второй период округления – 7 – 10 лет – замедление роста;

Третий период вытягивания – с 11 – 12 до 15 -16 лет – возрастание темпов физического развития в период полового созревания;

В последующие годы темпы физического развития снижаются.

Рост у женщины останавливается к 18 – 22 годам, у мужчин – к 20 – 25 годам.

ОНТОГЕНЕЗ

Онтогенез – период индивидуального развития организма. Это совокупность преобразований, претерпеваемых организмом от зарождения до конца жизни. Термин введен Э. Геккелем в 1866 г.

Различают два периода:

Пренатальный – внутриутробный (с момента зачатия до рождения);

Постнатальный – послеутробный (от момента рождения до смерти человека).

В пренатальном выделяют:

Эмбриональное развитие (эмбрион) – до 1,5 – 2 месяцев, когда происходит формирование плода;

Плацентарное развитие (плод) – 3 – 10 месяцев, когда происходит рост плода.

Характеризуется быстрым ростом и развитием ребенка, питанием его за счет материнского организма, поэтому острые и хронические заболевания матери, особенности ее питания, психические и физические нагрузки оказывают значительное влияние на течение беременности и, соответственно, на развитие будущего ребенка.

В постнатальном выделяют этапы:

Заключительный.

Только что родившийся человек отличается от взрослого рядом качественных особенностей, а не представляет собой его простую уменьшенную копию.

Время, в течение которого развивающийся ребенок достигает функционального уровня взрослого, если учитывать основные физиологические показатели организма, составляет 16 – 20 лет.

КЛАССИФИКАЦИЯ ВОЗРАСТНЫХ ПЕРИОДОВ

Распространенная в настоящее время возрастная периодизация с выделением периода новорожденности, ясельного, дошкольного и школьного возраста, подразделяющегося, в свою очередь, на младший, средний и старший школьный возраст, отражает скорее существующую систему детских учреждений, нежели системные возрастные особенности.

В современной науке нет общепринятой классификации периодов роста и развития и их возрастных границ. Рекомендуется схема возрастной периодизации, которая имеет значительное распространение. По этой схеме в жизненном цикле человека до достижения зрелого возраста выделяют следующие периоды:

I новорожденный-1-10 дней;

II грудной возраст-10 дней-1 год;

III раннее детство-1-3 года;

IV первое детство-4-7 лет;

V второе детство-8-12 лет мальчики, 8-II лет девочки;

VI подростковый возраст-13-16 лет мальчики, 12-15 лет девочки;

VII юношеский возраст-17-21 год юноши, 16-20 лет девушки.

Критерии такой периодизации включали в себя комплекс признаков, расцениваемых как показатели биологического возраста: размеры тела и органов, массу, окостенение скелета, прорезывание зубов, развитие желез внутренней секреции, степень полового созревания, мышечную силу. В этой схеме учтены особенности мальчиков и девочек. Однако вопрос о критериях биологического возраста, в том числе выявление наиболее информативных показателей, отражающих функциональные возможности организма, которые могли бы явиться основой возрастной периодизации, требует дальнейшей разработки.

Каждый возрастной период характеризуется своими специфическими особенностями. Переход от одного возрастного периода к последующему обозначают как переломный этап индивидуаль­ного развития, или критический период.

Продолжительность отдельных возрастных периодов в значительной степени подвержена изменениям. Как хронологические рамки возраста, так и его характеристики определяются, прежде всего, социальными факторами.

ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Период развития ребенка от 3 до 6-7 лет. В эти годы происходит дальнейшее физическое развитие и совершенствование интеллектуальных возможностей ребенка. Движения его становятся свободными, он хорошо разговаривает, мир его ощущений, переживаний и представлений богаче и разнообразнее.

Рост детей в этот период увеличивается неравномерно - вначале замедляется до 4-6 см в год, а затем на 6-7-м году жизни ускоряется до 7-10 см в год (период так наз. первого физиологического вытяжения). Усредняя эти цифры, ориентировочно можно считать, что каждый год после первого ребенок вырастает на 5см.

Прибавка в весе также неравномерна. За 4-й год ребенок прибавляет ок. 1,6 кг, за 5-й-ок. 2кг, за 6-й - 2,5 кг, т. е. в среднем 2 кг в год. К 6-7 годам ребенок должен удвоить вес, который он имел в годовалом возрасте.

Кожа в этом возрасте утолщается, делается более эластичной, количество кровеносных сосудов в ней уменьшается, она становится более стойкой к механическому воздействию. Поверхность кожи в пересчете на 1 кг веса у детей до б-7 лет больше, чем у взрослых, поэтому они могут легко перегреваться или переохлаждаться.

К 5-6 годам позвоночник соответствует форме его у взрослого. Но окостенение скелета не закончено, в нем еще много хрящевой ткани. Дети в этот период очень подвижны, у них бурно развивается мышечная система, отсюда и значительная нагрузка на скелет. Поэтому важен постоянный контроль за позой ребенка, его движениями и играми. Постель не должна быть слишком мягкой или неровной, надо пользоваться только детской мебелью. Физические нагрузки необходимы, но они должны быть посильными, и приучать к ним следует постепенно и осторожно.

С 5-6 лет у детей начинают выпадать молочные и прорезываться постоянные зубы. Чтобы этот процесс происходил правильно, надо постоянно следить за состоянием молочных зубов, своевременно лечить их, обучать ребенка правилам ухода за зубами.

В конце этого периода, заканчивается формирование органов дыхания. Ребра постепенно принимают такое же расположение, как у взрослых, развиваются дыхательная мускулатура и ткань легких. Дыхание становится все более глубоким и редким - к 7 годам частота дыханий 23-25 в 1 мин.

Сердечно - сосудистая система также претерпевает значительное развитие, становится более работоспособной и выносливой. Увеличиваются масса сердца, сила сокращений, оно лучше приспосабливается к физическим нагрузкам. Его форма и расположение становятся почти такими же, как у взрослых. Постепенно пульс становится реже - к 5 годам до 100 ударов в 1 мин., к 7 годам до 85-90 в 1 мин.

Адаптационные (приспособительные) возможности органов дыхания и сердечно - сосудистой системы намного ниже, чем у взрослых. Поэтому физические упражнения для детей строго дозируют в соответствии с их возрастом.

Нервно-психическое развитие достигает значительного уровня. Совершенствуется интеллектуальное поведение. Словарный запас постепенно увеличивается до 2000 слов и более. В разговоре дети пользуются сложными фразами и предложениями; любят слушать чтение взрослых, легко запоминают стихи, могут составить небольшой рассказ, напр. о прогулке; уверенно начинают держать карандаш в руках, рисуют различные предметы, животных. Уже достаточно определенно ребенок выражает различные эмоции - радость, огорчение, жалость, страх, смущение. В этом возрасте определяются и развиваются черты характера, формируются моральные понятия, представления об обязанностях. Дети повторяют многие действия взрослых, которые должны сами строго выполнять все требования, предъявляемые ими к ребенку.

Подготовка к школе. Подготовка к школе - важный этап в жизни ребенка. Переступая школьный порог, он должен быть, приучен к самостоятельности. Тогда он сам аккуратно оденется, сам отправится в школу, на перемене в школе сумеет вымыть руки и позавтракать, придет из школы и вовремя сядет за уроки. Успехи детей в школе во многом определяются умением трудиться. Готовя их к учению, старайтесь развить и воспитать в детях любознательность, пытливость, желание узнавать. Не заставляйте малыша заниматься насильно. Лучше отложить занятия на время, подождать, пока у него возникнет интерес к ним. Очень важно пробудить интерес к труду, приучить самостоятельно умываться, одеваться, убирать за собой постель и рабочий (игровой) уголок. Не менее важен и пример родителей.

ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ

Школьные годы - это время значительной двигательной активности. Позвоночник ребенка выпрямляется, но еще очень податлив и гибок, что может обусловить нарушение осанки. Легкая степень х-образного искривления ног или плоскостопия, выявляющиеся перед началом учебы в школе, подвержены коррекции в первые годы учебы. Двигательная активность детей становится все более целенаправленной и разносторонней.

Кризис 7 лет связан с походом в школу, возникает новая социальная ситуация развития. Ведущая деятельность - учебная. Более глубже идет развитие мышления, восприятия, памяти и т.д.

ОТКЛОНЕНИЯ В РАЗВИТИИ

Акселерация – ускорение психического и физического развития детей по сравнению с предыдущими поколениями. Термин предложен в 1935 году Е. Кохом. Первоначально обозначал ускорение роста и созревания детей и подростков ХХ века по сравнению с детьми и подростками ХIХ века. Сейчас такой вид акселерации называется эпохальной. Например, длина тела новорожденных к концу ХХ века увеличилась на 2 – 2,5 см, масса – на 0,5 кг.

Возможные причины эпохальной акселерации:

Увеличение светового дня (за счет искусственного освещения);

Урбанизация расселения (увеличение городского населения);

Увеличение уровня радиации и углекислого газа в атмосфере;

Гетерозис (увеличение числа межэтнических браков);

Улучшение социальных и социально-гигиенических условий жизни населения промышленно развитых стран: лучшее питание, занятия спортом, научно-технический прогресс, более высокий уровень образования родителей.

Внутригрупповая акселерация – это ускорение физического развития отдельных детей и подростков в определенных возрастных группах. Так для 13 – 20% детей любой возрастной группы характерны более высокий рост, большие возможности дыхательной системы, большая мышечная сила, быстрее происходит половое созревание, несколько быстрее осуществляется психическое развитие.

Ретардация – задержка физического развития и формирования функциональных систем организма ребенка. Их число также составляет 13 – 20% в любой возрастной группе (это важно для определения школьной зрелости при поступлении детей в школу, так, например, создают специальные группы для детей с замедленным физическим развитием).

Возможные причины ретардации:

Наследственные и врожденные нарушения;

Приобретенные нарушения;

Факторы социального характера (в том числе неправильное воспитание детей, воспитание детей в неблагополучных семьях).


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе онтогенеза отдельные органы и системы созревают постепенно и завершают свое развитие в разные сроки жизни. Эта гетерохрония созревания обусловливает особенности функционирования организма детей разного возраста. Возникает необходимость выделения определенных этапов или периодов развития. Основными этапами развития являются внутриутробный и постнатальный, начинающийся с момента рождения. Во время внутриутробного периода закладываются ткани и органы, происходит их дифференцировка. Постнатальный этап охватывает все детство, он характеризуется продолжающимся созреванием органов и систем, изменениями физического развития, значительными качественными перестройками функционирования организма. Гетерохрония созревания органов и систем в постнатальном онтогенезе определяет специфику функциональных возможностей организма детей разного возраста, особенности его взаимодействия с внешней средой. Периодизация развития детского организма имеет важное значение для педагогической практики и охраны здоровья ребенка.


ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. М.: Высшая школа, 1985.

2. Матюшонок М.Т. Анатомия, физиология и гигиена детей младшего школьного возраста. М.: Просвещение, 1970.

3. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология: человек. 9 класс (учебник). М.: Дрофа, 1997.

4. Фомин Н.А. Физиология человека. М.: Просвещение; Владос, 1995.

5. Ганат С.А. Конспекты лекций по анатомии, физиологии и гигиене ребенка. М.: Айрис-пресс, 2008.

Психическое развитие есть процесс, развертывающийся во времени и характеризующийся как количественными, так и качественными изменениями. Возрастному развитию, по определению Б. Г. Ананьева, присущи два свойства – метрическое и топологическое. Метрическое свойство означает длительность протекания тех или иных психических процессов и состояний, а также временную характеристику изменений в психике, которые происходят на протяжении жизни человека. Метрическое свойство измеряется временными интервалами (дни, месяцы, годы и т. п.) или показателями динамики изменений того или иного психического явления (темп, скорость, ускорение). В процессе изучения временного аспекта возрастного развития были выявлены временные закономерности, такие как неравномерность и гетерохронность. Неравномерность возрастного развития выражается в том, что отдельные психические функции и личностные качества человека имеют определенную траекторию изменений во времени, которая может иметь как простой, так и сложный, криволинейный характер. Иначе говоря, рост и старение психических функций происходит неравномерно, с разными темпами, что осложняет определение различных периодов возрастного развития человека. На неравномерность психического развития оказывает влияние историческое время. Одни и те же свойства функционируют с разными скоростями в зависимости от поколения, к которому принадлежит данный индивид. Так, одни и те же промежутки времени, объем знаний и система интеллектуальных операций существенно изменяются с общим прогрессом образованности и культуры. В двадцатом столетии по сравнению с XIX в. изменяются темпы и сроки завершения созревания, наблюдаются явления ускорения, или акселерации, общесоматического и нервно-психического развития и в то же время замедления процессов старения.

Другая временная закономерность выражена в гетерохронности возрастного развития. При сопоставлении между собой темпов изменчивости психических функций и свойств выявляется разновременность в прохождении ими фаз возрастного развития, роста, достижения зрелости и эволюции, что свидетельствует о сложности и противоречивости возрастного развития. Гетерохронность может быть внутрифункциональной, когда отдельные стороны психической функции развиваются разновременно, и межфункциональной, при которой различные функции проходят фазы своего развития в разное время. К внутрифункциональной гетерохронии относится разновременность старения различных видов цветовой чувствительности. С возрастом быстрее всего стареет чувствительность к синему и красному цветам и более стабильной с возрастом оказывается чувствительность к желтому, а также зеленому цветам (по Смиту). К межфункциональной гетерохронии относится несовпадение во времени достижений оптимума сенсорных и интеллектуальных, творческих способностей и социального развития. Сенсорное развитие достигает фазы зрелости в 18–25 лет (по Лазареву), интеллектуальные, творческие способности могут достигать в среднем своего оптимума гораздо позже – в 35 лет (по Леману), а личностная зрелость – в 50–60 лет. Все это создает благоприятные возможности для возрастного индивидуального развития человека на протяжении всей его жизни. В период роста быстрее всего развиваются именно те функции, которые имеют первостепенное значение для становления других форм психики. Так, в раннем дошкольном детстве формируется ориентация в пространстве, а затем позже ребенок усваивает понятия о времени. В период старения гетерохрония обеспечивает сохранность и дальнейшее развитие одних функций за счет других, которые в это время ослабевают и инволюционизируют. Осведомленность, словарный запас пожилого человека могут увеличиваться, в то время как психомоторика и сенсорно-перцептивные функции ухудшаются, если отсутствует их систематическая тренировка и они не включены в профессиональную деятельность.

Не менее важным, чем метрическое, является топологическое свойство возрастного развития. Оно означает определенность того или иного состояния, фазу или период становления индивида. Поскольку возрастное развитие как целостное образование представляет собой сложную динамическую систему, ее качественные топологические особенности могут быть определены путем изучения структурных особенностей взаимосвязей ее различных сторон, выделения ведущих, системообразующих факторов, с которыми связана специфика данного периода жизни.

В современных периодизациях возрастного развития используются метрическая и топологическая характеристики в единой классификационной схеме. Расхождения различных периодизаций, несовпадения границ по различным периодам связаны главным образом с противоречивостью психического развития, обусловленного действием временных закономерностей, неравномерностью и гетерохронностью, и с топологической сложностью различных фаз, динамикой соотношения биологического и социального на протяжении всего жизненного цикла человека. Структура жизненного пути и его основные моменты (старт, оптимумы, финиш) изменяются в ходе исторического развития, от поколения к поколению, что также оказывает влияние на периодизацию возрастного развития.

Различные возрастные классификации могут быть разделены на две группы. Частные классификации посвящены отдельным отрезкам жизни, чаще детским и школьным годам. Общие классификации охватывают весь жизненный путь человека. К частным относится классификация развития интеллекта Ж. Пиаже, который выделяет три основных периода его становления с момента рождения и до 15 лет:

период сенсомоторного интеллекта (0–2 года). В этом периоде выделяются шесть основных стадий;

период подготовки и организации конкретных операций (3 года – 11 лет). Здесь выделяются два подпериода – подпериод дооперациональных представлений (3 года – 7 лет), в котором Пиаже различает три стадии, и подпериод конкретных операций (8-11 лет);

и, наконец, период формальных операций (12–15 лет), когда подросток может успешно действовать в отношении не только окружающей его реальной действительности, но и мира абстрактных, словесных предположений.

В классификации Д. Б. Эльконина, также относящейся к первой группе, рассматриваются три эпохи жизни – раннее детство, детство и подростковый возраст. В каждой эпохе происходит смена ведущих типов деятельности, которые обусловливают изменения в развитии ребенка и переход его в новую эпоху. Вслед за периодами, в которых происходит преимущественное развитие мотивационной сферы, закономерно следуют периоды, в которых происходит преимущественное освоение общественно выработанных способов действий с предметами, формирование операционно-технических возможностей детей. Эльконин расположил выделенные типы деятельности в системе «ребенок – общественный взрослый» и в системе «ребенок – общественный предмет» в той последовательности, в которой они становятся ведущими. В результате он получил следующий ряд, где наблюдается периодичность смены ведущих типов деятельности:

непосредственно-эмоциональное общение (младенчество);

предметно-манипулятивная деятельность (раннее детство);

ролевая игра (дошкольник);

учебная деятельность (младший школьник);

интимно-личностное общение (младший подросток);

учебно-профессиональная деятельность (старший подросток).

Таким образом, в данной возрастной периодизации в качестве основных критериев развития выступают два показателя – мотивационно-потребностная сфера и операционно-технические возможности ребенка. Отсутствие определенных временных границ в данной классификации говорит о том, что автор сделал акцент не на метрической, а на топологической характеристике возрастного развития.

К числу периодизаций, охватывающих весь жизненный цикл человека, относится принятая на одном из симпозиумов АПН СССР в 1965 г. классификация возрастных периодов (табл. 6).

Таблица 6



Периодизация, предложенная Бирреном, включает в себя фазы жизни от младенчества до старости. По мнению Б. Г. Ананьева, она интересна тем, что учитывает современные исторические тенденции ускорения созревания в период роста и замедления процессов старения. Согласно данной классификации: юность – 12–17 лет, ранняя зрелость – 18–25 лет, зрелость – 26–50 лет, поздняя зрелость – 51–75 лет, а старость – от 76 лет.

Восемь стадий жизни человека от рождения до старости описаны Э. Эриксоном, который обратил внимание на развитие человеческого «Я» на протяжении всей жизни, на изменения личности по отношению к социальному окружению и к себе, включающие как позитивные, так и отрицательные моменты. Первая стадия (доверие и недоверие) – первый год жизни. Вторая стадия (самостоятельность и нерешительность) – 2–3 года. Третья стадия (предприимчивость и чувство вины) – 4–5 лет. Четвертая стадия (умелость и неполноценность) – 6-11 лет. Пятая стадия (идентификация личности и путаница ролей) – 12–18 лет. Шестая стадия (близость и одиночество) – начало зрелости. Седьмая стадия (общечеловечность и самопоглощенность) – зрелый возраст и восьмая стадия (цельность и безнадежность) – пожилой возраст. В данной классификации используются метрический и топологический критерии. Причем с возрастом усиливается значение топологической характеристики в оценке изменчивости личности. Классификация немецкого антрополога Г. Гримма строится чисто качественно, без метрических определений продолжительности фаз возрастного развития. По его мнению, числовые выражения для определения временных границ возможны только для первых периодов, имея в виду усиление индивидуальной изменчивости с возрастом. Данная классификация представляет интерес, поскольку учитывает морфологические и соматические сдвиги, такой важный показатель, как трудоспособность человека в разные периоды его жизни. Наиболее полной и детализированной, охватывающей весь жизненный цикл, является возрастная периодизация Д. Бромлея. Человеческую жизнь он рассматривает как совокупность пяти циклов: утробного, детства, юности, взрослости и старения. Каждый из циклов состоит из ряда стадий. Первый цикл состоит из 4 стадий до момента рождения. С этого времени развитие характеризуется сменой способов ориентации, поведения и коммуникации во внешней среде, динамикой интеллекта, эмоционально-волевой сферы, мотивации, социального становления личности и профессиональной деятельности. Второй цикл – детство – состоит из трех стадий: младенчество, дошкольное детство и раннее школьное детство, и охватывает 11–13 лет жизни. Цикл юности состоит из двух стадий: стадии полового созревания (11-13-15 лет) и поздней юности (16–21). Цикл взрослости состоит из четырех стадий:

1) ранняя взрослость (21–25 лет);

2) средняя взрослость (26–40 лет);

3) поздняя взрослость (41–55 лет);

4) предпенсионный возраст (56–65 лет). Цикл старения состоит из трех стадий:

1) удаление от дел (66–70 лет);

2) старость (71 и более лет);

3) последняя стадия – болезненная старость и дряхлость. Периодизации различаются по тому, насколько широко и детально

представлены в них возрастные изменения различных сторон психики и в какой степени выражены метрические и топологические свойства возрастного развития человека. По мнению Б. Г. Ананьева, наиболее сложным делом является определение продолжительности фаз развития и критических точек, его дискретных моментов, поскольку следует учитывать гетерохронность функциональных и личностных изменений, а также возрастную и индивидуальную изменчивость в изменяющихся исторических условиях.

Возрастная психология как научная дисциплина в России начала складываться в середине ХХ в. Получившая, распространение идея воспитания, построенного на знании законов духовного и телесного развития человека, выдвинула на первый план физиологию и психологию. На первоначальном этапе главной задачей было доказательство значимости психологии и педагогики. Необходимо было на основе сведений о духовном и физическом развитии ребенка попытаться ответить на ряд принципиальных вопросов. Попытка их решения нашла наиболее яркое воплощение в трудах Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинского, Н. Х. Весселя и П. Д. Юркевича, Л. С. Выготского.

Л. С. Выготский избрал областью своего исследования психологию сознания. Он назвал ее «вершинной психологией» и противопоставил ее трем другим: глубинной, поверхностной и объяснительной. Л. С. Выготский разработал учение о возрасте как единице детского развития и показал его структуру и динамику. Он заложил основы детской (возрастной) психологии, в которой реализуется системный подход к изучению детского развития. Учение о психологическом возрасте позволяет избежать биологического и средового редукционизма при объяснении детского развития.

Традиционно принято разделять начало жизненного цикла на следующие периоды: внутриутробный период, детство, отрочество, юность.

Внутриутробный период делят на 3 стадии:
1) предзародышевую стадию – составляет две недели;
2) зародышевую стадию – до двух месяцев развития. На этой стадии происходит формирование и развитие различных органов;
3) стадию плода – длится до появления младенца на свет.

Детство также делится на несколько периодов:
1) младенчество (от 0 до 12–14 месяцев);
2) ранний возраст (от 1 до 3 лет);
3) дошкольный возраст (от 3 до 6–7 лет);
4) младший школьный возраст (от 6–7 до 10–11 лет).

Детство – период, продолжающийся от новорожденности до полной социальной и, следовательно, психологической зрелости; это период становления ребенка полноценным членом человеческого общества. При этом продолжительность детства в первобытном обществе не равна продолжительности детства в эпоху Средневековья или в наши дни. Этапы детства человека – продукт истории, и они столь же подвержены изменению, как и тысячи лет назад. Поэтому нельзя изучать детство ребенка и законы его становления вне развития человеческого общества и законов, определяющих его развитие. Продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материальной и духовной культуры общества.

Отрочество включает две стадии: подростковую, или пубертатного развития (длится до 15 лет. У подростка начинает формироваться новое мировоззрение, складывается новое представление об окружающем мире и о себе), и юношескую, или ювенильную (длится до 22–23 лет).

Юность – период в развитии человека, соответствующий переходу от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. Хронологические границы юности определяются в психологии по-разному, наиболее часто исследователи выделяют раннюю юность, т. е. старший школьный возраст (от 15 до 18 лет), и позднюю юность (от 18 до 23 лет). К концу юношеского периода завершаются процессы физического созревания человека. Психологическое содержание этого этапа связано с развитием самосознания, решением задач профессионального самоопределения и вступлением во взрослую жизнь. В ранней юности формируются познавательные и профессиональные интересы, потребность в труде, способность строить жизненные планы, общественная активность. В юношеском возрасте окончательно преодолевается свойственная предшествующим этапам онтогенеза зависимость от взрослых и утверждается самостоятельность личности. В отношениях со сверстниками наряду с сохранением коллективно-групповых форм общения нарастает значение индивидуальных контактов и привязанностей. Юность – напряженный период формирования нравственного сознания, выработки ценностных ориентаций и идеалов, устойчивого мировоззрения, гражданских качеств личности. Ответственные и сложные задачи, стоящие перед индивидом в юношеском возрасте, при неблагоприятных общественных или макросоциальных условиях могут приводить к острым психологическим конфликтам и глубоким переживаниям, к кризисному протеканию юности, а также к разнообразным отклонениям в поведении юношей и девушек от предписанных общественных нормативов.

Аристотель предлагал в качестве критерия возрастной периодизации степень развития души. Он предложил классификацию по «седмицам» (по 7 лет).

Возрастную периодизацию предлагал также Ян Амос Коменский (возрастные периоды по 6 лет):
1) от 6 до 12 лет – период отрочества – ребенок посещает школу родного языка;
2) от 12 до 18 лет – юность – подростки обучаются в школе латинского языка;
3) от 18 до 24 лет – период возмужалости – юноша может поступать в академию.

Классификация Ж.-Ж. Руссо:
1) от рождения до 2 лет – период физического развития;
2) от 2 до 12 лет – имеет место сон разума;
3) с 12 до 15 лет – активное умственное развитие;
4) с 15 лет и старше – период бурь и страстей.

Критерии периодизации, принятые в психологии:
1) внутренний критерий.

П.П. Блонский в качестве такого критерия предложил признак появления и смены зубов:
а) беззубое детство;
б) детство молочных зубов;
в) появление постоянных зубов;
г) зубы мудрости;
2) внешний критерий.

Комплексные критерии возрастной периодизации:
а) в отечественной психологии приняты следующие критерии:
– социальная ситуация развития;
– ведущий вид деятельности;
– личностные новообразования;
– характер протекания кризиса;
б) периодизация З. Фрейда: в основе классификации видел развитие сексуальности.
Он рассматривал несколько возрастных периодов, полагая, что в основе критерия развития лежит сексуальное развитие ребенка:
– оральный. От рождения до раннего детства;
– анальное детство. Возникают проблемы: расточительство, накопительство;
– пассивно-сексуальная стадия (5–6 лет). Дети впервые влюбляются;
– латентный возрастной этап. В этот период дети утрачивают интерес к сексуальной теме;
– активный генитальный. Период активной сексуальности (от 11–12 до 15–16 лет).
в) в периодизации Э. Эриксона выделяется 8 фаз развития:
– младенчество, первый год жизни. Первая фаза характеризуется доверием или недоверием ребенка к окружающему миру;
– раннее детство, 2-3-й годы жизни ребенка. Вторая фаза характеризуется автономией или стыдом и сомнением;
– дошкольный возраст, 4-5-й годы жизни ребенка. Третья фаза характеризуется инициативой или чувством вины;
– школьный возраст, с 6 до 11–12 лет. Четвертая фаза характеризуется чувством ценности и трудолюбия или малоценности;
– юношество, с 13 до 20 лет. Пятая фаза характеризуется личностной индивидуальностью, идентичностью или диффузией идентичности;
– молодость, с 20 до 30 лет. Характеризуется близостью, интимностью и солидарностью или изоляцией;
– зрелость, с 30 до 40 лет. Характеризуется творческим началом, интегративностью или застоем;
– старший взрослый возраст плюс старость. Характеризуется целостностью личности или раздвоенностью, отчаянием;
г) в отечественной психологии принята периодизация Д. Б. Эльконина. Периоды и стадии детского развития он классифицировал следующим образом:
1) этап раннего детства состоит из двух стадий. Первая стадия – младенчество, открывается кризисом новорожденности. Именно на кризисе новорожденности развивается мотивационно-потребностная сфера личности. Вторая стадия – ранний возраст. Начало этой стадии – кризис первого года жизни;
2) этап детства. Начало данного этапа – кризис 3 лет, который открывает начало дошкольного возраста. Вторая стадия начинается с кризиса 6–7 лет. Этот кризис – начальный этап младшего школьного возраста;
3) этап отрочества делится на две стадии. Первая – стадия подросткового возраста. Начало – кризис 11–12 лет. Вторая – стадия ранней юности, начинается кризисом 15 лет.

Д. Б. Эльконин считал, что кризисы 3 и 11 лет – это кризисы отношений, после которых формируются новые ориентации в человеческих отношениях. Кризисы 1-го года, 7 и 15 лет – это кризисы мировоззрения, меняющие ориентацию в мире вещей.

Проблема периодизации развития человеческой психики – крайне интересная и обширная тема, исследовательские работы ведутся и в настоящее время. Среди современных исследователей большой интерес представляет периодизация В. И. Слободчикова, которая была разработана в 80-х гг. ХХ в.

В. И. Слободчиков изучал, что именно изменяется в процессе развития. Он предложил схему – «матрицу возраста», в которой каждая ступень – это относительно завершенный цикл развития, выстроенный в логике процесса развития, горизонтальная последовательность периодов (становления и реализации) и стадий (критических и стабильных):
1) оживление. На данном этапе развития родовой возникает кризис: 7-й месяц эмбрионального развития – 3 недели после рождения. Стадия принятия: новорожденность – 0,5-4-й месяц жизни. Кризис новорожденности: 3,5-7-й месяц. Стадия освоения (младенец): 6-12-й месяц;
2) одушевление. На данном этапе развития возникает кризис младенчества в 11–18 месяцев. Стадия принятия – раннее детство: 1 год 3 месяца-3 года. Кризис раннего детства: 2,5–3,5 года. Стадия освоения – дошкольное детство: 3–6,5 лет;
3) персонализация. На данном этапе развития возникает кризис детства: 5,5–7,5 лет. Стадия принятия – отрочество: 7-11,5 лет. Кризис отрочества: 11–14 лет. Стадия освоения – юность: 13,5-18 лет;
4) индивидуализация. На данном этапе развития возникает кризис юности: 17–21 год. Стадия принятия – молодость: 19–28 лет. Кризис молодости: 27 лет-33 года. Стадия освоения – взрослость: 32–42 года;
5) универсализация. На данном этапе развития возникает кризис взрослости: 39–45 лет. Стадия принятия – зрелость: 44 года-66 лет. Кризис зрелости: 55–65 лет. Стадия освоения – старость: 62 года.

В данной периодизации последовательность ступеней – это смена режима индивидуальной жизни. Начало новой ступени – это новое рождение в новую форму жизни, кризис рождения – это кризис самоидентичности («так жить нельзя») и поиск новых форм бытия на стадии принятия.