Теоретический психоанализ. Что такое суперэго? Развитие суперэго


УТВЕРЖДЕНО

Решением Приемной комиссии МЭСИ

(Протокол № 3 от 23.06.2012 г.)

Описание и система оценки вступительного испытания в МЭСИ

По ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

для поступающих на очную форму обучения

(экзамен: письменный, конкурсный)


  1. Описание конкурсного задания

Вступительные испытания проводятся в форме тестирования. Общее количество тестовых заданий – 66. Подразделяются на четыре вида:

Тестовые задания №1 состоят из 45 вопросов, к каждому из которых предлагается четыре варианта ответа. Из них всегда правильным является только один вариант. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Максимальная сумма баллов – 45.

Пример: «Суперэго» - это сознание человека, определяющее, что для него приемлемо, а что нет. Из перечисленных ниже реакций в результате деятельности «суперэго» возникает:

А) Чувство вины

Б) Удовлетворение импульсивного побуждения

В) Раздражение

Г) Сексуальное желание

Правильный вариант ответа: а) Чувство вины

Тестовые задания №2 состоят из 15 вопросов в виде незаконченных предложений, которые необходимо дописать, вставив в конце предложения одно или два пропущенных слова. Каждый правильный ответ оценивается в 2 балла. Максимальная сумма баллов – 30.

Пример: Внутренним гарантом морали выступает совесть человека, тогда как внешним...

Правильный ответ: общественное мнение

Тестовые задания №3 состоят из 5 высказываний ученых, которые содержат характеристику того или иного понятия или явления без прямого указания на него. Требуется умозаключить, о чем конкретно идет речь. Каждый правильный ответ оценивается в 3 балла. Максимальная сумма баллов – 15.

Пример: «Человек – это единственное существо, которое может в любой момент сказать «нет» своим витальным биологическим влечениям». По существу, в этом высказывании немецкого философа Макса Шелера речь идет о способности человека к власти особого типа – причем самой сильной из всех властей. Какой?

Правильный ответ: власть человека над собой

Тестовое задание №4 предполагает краткое письменное изложение – ответ на поставленный вопрос. Максимальная сумма баллов - 10

Общая максимальная сумма по всем тестовым заданиям – 100 баллов.

Кроме того предлагается дополнительный бонус в 5 баллов за сообразительность и чувство юмора. Надо будетвписать имя существительное, которое вытекает из содержания текста.

Время выполнения конкурсного задания - 1ч.20 мин.

Для поступающих

на очно-заочную и заочную формы обучения

(экзамен: конкурсный, компьютерное тестирование, конкурсный)

Компьютерная программа предлагает произвольную выборку тестовых заданий из тестовой базы.

Тест состоит из 10 вопросов, содержащих один или несколько правильных ответов. За каждый правильный ответ начисляется 10 баллов. Максимальное количество баллов – 100.

Время, отведенное на выполнение теста – 60 мин.


  1. Примерная программа вступительного испытания

Предисловие

Вступительное испытание по предмету «Обществознание» представляет собой экзамен на социальный интеллект и гражданскую зрелость выпускников общеобразовательных учреждений. Он подводит своеобразный итог очень важного этапа их жизнедеятельности - процесса социализации и социальной адаптации за весь период довузовского обучения.

Программа экзамена строится на основе обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования по предмету «Обществознание», предусмотренного Приказом Министерства образования РФ от 30.06.99. И включает наиболее значимые, опорные элементы содержания всех тематических разделов обществознания, которые в своей совокупности определяют общее содержание данного предмета как познавательного комплекса системных социально-гуманитарных знаний, и дают возможность судить об уровне их освоения и усвоения старшеклассниками.

Общество как сложная динамическая система - Понятие «общество». Специфика общественных отношений и их характеристика. Общество и окружающая среда. Деятельность людей - основа существования и развития общества. Потребности, интересы, цели человеческой деятельности. Многообразие видов деятельности. Основные сферы общественной жизни, их характеристика и взаимосвязь. Системный подход к анализу общества.

Общество в контексте истории и современности - Историческое развитие общества. Проблема периодизации исторического процесса. Исторические типы общества. Объективные и субъективные факторы развития общества. Социальные изменения, причины и сущность модернизации общества, и ее виды. Многообразие и единство современного мира. Представления об общественном прогрессе и его критериях. Противоречивость и формы прогресса. Глобальные проблемы человечества. НТР и ее социальные последствия. Стратегия выживания человечества в условиях обострения глобальных проблем

Человек и общество - Современная наука о становлении человека. Сознание, мышление и речь. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Соотношение понятий «индивид», «человек», «индивидуальность», «личность». Личность как субъект и объект социальных отношений. Социализация и воспитание личности. Социальный статус и социальная роль личности. Самореализация и активность личности.

Человек и процессы познания - Основы теории познания. Проблема познаваемости мира. Структура познания. Чувственное и рациональное познание. Творчество и интуиция. Проблема истины и её критериев. Диалектика абсолютной и относительной истины. Роль практики в процессе познания. Формы и методы современного научного познания. Особенности социального познания. Многообразие путей познания и форм человеческого знания.

Духовная жизнь общества - Специфика духовной жизни общества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры. Средства массовой информации в культуре современного общества. Наука как часть культуры. Особенности современной науки. Сущность морали. Мораль как регулятор социального поведения. Категории морали. Моральный выбор. Религия как феномен культуры. Социальная сущность, структура и функции религии. Исторические формы религии. Религия в современном мире. Содержание и структура мировоззрения. Мировоззрение и духовный мир человека.

Социальная сфера - Понятие социальной структуры общества. Социальная дифференциация и социальная стратификация. Исторические типы социальной стратификации. Проблемы социальной мобильности. Понятие маргинальности. Социальная структура российского общества. Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Социальные институты, их роль и функции. Этносы и их исторические типы. Нация и национальное самосознание. Основные тенденции развития наций в современном мире. Межнациональные конфликты и пути их преодоления. Семья как социальный институт и малая социальная группа. Исторические формы семьи и брака. Функции и тенденции развития семьи в современном обществе. Образование как социальный институт. Цели и функции образования в современном мире. Социальный конфликт и способы его разрешения.

Экономическая сфера - Характеристика экономической сферы жизни общества. Структура общественного производства. Производство, его факторы и издержки. Экономические системы, характеристика и типы. Собственность, многообразие ее форм. Рынок, его механизмы и функции. Виды конкуренций и монополий. Фирма как субъект рыночной экономики. Государственные методы регулирования рыночной экономики. Государственный бюджет: понятие, структура, источники. Налоги, их роль, виды и функции. Понятие, формы и функции денег. Проблемы инфляции в экономике. Основные понятия макроэкономики, их характеристика. Рынок труда и заработная плата. Безработица и социальная защита населения. Мировая экономика. Международное разделение труда и международная торговля.

Политическая сфера - Политика и ее роль в жизни общества. Политическая власть и политические отношения. Общество и государство. Политическая система общества. Теория и практика разделения властей. Признаки, функции, формы государства. Понятие политического режима и его формы. Формы политического участия граждан. Выборы, референдумы. Основные типы избирательных систем. Политические партии и политические движения. Политическая идеология и политическая деятельность. Признаки правового государства. Основные черты гражданского общества. Политический статус личности. Политическая культура.

Правовые основы общества - Государство и право. Конституция как основной закон государства. Конституция Российской Федерации: основные положения. Социально-экономические, политические и личные права и свободы. Международные документы по правам человека. Конституционный статус федеративного устройства России. Структура высшей государственной власти в Российской Федерации. Сущность, признаки, функции права. Системность права. Правовые нормы: структура и типология. Понятие и виды правонарушений. Юридическая ответственность и ее виды. Правоохранительные органы Российской Федерации. Понятие гражданства, права и обязанности граждан. Право на труд и трудовые отношения. Гражданские правоотношения: понятие, особенности. Субъекты и объекты гражданских правоотношений.


  1. Список рекомендуемой литературы:

  1. Александрова И.Ю., Владимирова В.В., Глазунова Н.Н. и др. Обществознание для абитуриентов. –М.: Айрис-Пресс. 2006

  2. Глазунов М.Н., Марченко М.Н. Обществознание. Учебник. М.: Проспект (ТК Велби). 2010

  3. Клименко А.В., Румынина В.В..Обществознание для школьников старших классов и поступающих в вузы. - М.: Дрофа. 2007

  4. Котова О.А., Лискова Т.Е. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ. 2010. Обществознание. М.: АСТ, Астрель, 2010. - 256 с.

  5. Кравченко А.А. Обществознание. Учебник. М.: Проспект (ТК Велби). 2009

  6. Муштук О.З. Обществознание. Пособие-«навигатор» для абитуриентов. М.: Колледж МЭСИ.2007

  7. Обществознание. Под редакцией М. Н. Марченко. – М.: Проспект. 2007

  8. Петрунин Ю.Ю., Логунова Л.Б., Панов М.И. Словарь по обществознанию: Учебное пособие для абитуриентов вузов - 4-е изд. – М.: КДУ. 2007

  9. Хуторской В.Я. Обществознание. Термины и понятия. М.: МАКС Пресс. 2006

Интернет-ресурсы


  1. Экзамены по обществознанию школьникам и абитуриентам - демонстрационные варианты ЕГЭ - 2008 и др. - www.alleng.ru/edu/social2.htm

  2. RELP. Ознакомительный вариант ЕГЭ п о обществознанию. law.edu.ru/url/url.asp?urlID=1136729

  3. ЕГЭ по обществознанию 2009. - http://ege09.ru/obshestvoznanie.php

  4. Демонстрационный вариант ЕГЭ 2010 г. Обществознание http://www.edu.ru/moodle/login/index.php

  5. Ознакомительный вариант ЕГЭ по обществознанию. http://www.bitnet.ru/demo-ege/socialscience.html

1.Поддержание в обществе традиционных семейных ценностей, уважение к устоям и заветам предков -это ведущие принципы… идеологии

1)консервативной

2)праворадикальной

3)леворадикальной

4)либеральной

2. … социальные отношения предусматривают строгое разделение иерархически упорядоченных ролей, четкие правила взаимоотношений

Отметьте правильный вариант ответа:

1)Бюрократические

2)Партнерские

3)Фратерналистские

4)Патерналистские

3. Уровень развития общества и уровень его конфликтности -это показатели,…

Отметьте правильный вариант ответа

1)которые никак не связаны между собой

2)находящиеся в обратной зависимости: чем общество беднее, тем больше в нем конфликтов

3)находящиеся в прямой зависимости: чем общество богаче, тем выше в нем уровень личных и групповых притязаний, а стало быть, и больше конфликтов

4. Демографическая политика –это политика в области…

Отметьте правильный вариант ответа:

1)этнических отношений

2)экономической географии

3)народонаселения

4)природопользования

5. … признак лежит в основе объединения людей и их групп в такую социальную общность, как горожане

Отметьте правильный вариант ответа:

1)Страноведческий

2)Профессиональный

3)Территориальный

4)Поселенческий

6. Неверно, что … относится к мировым религиям

Отметьте правильный вариант ответа:

1)христианство

3)конфуцианство

4)буддизм

7. Прямое отношение к культуре имеет …

Отметьте правильный вариант ответа:

1)поддержка государством социально уязвимых слоев населения

2)строительство трубопровода «Северный поток»

3)расширение гражданских прав и свобод

4)организация всероссийского конкурса «Минута славы» на ТВ

8. Социальная стратификация –это …

Отметьте правильный вариант ответа:

1)различные формы организации совместного проведения досуга

2)инфраструктура политических партий и массовых общественных движений

3)совокупность интеракций в процессах неформального общения между людьми

4)система признаков (критериев) социального расслоения, характерная для данного общества

9. Резкое возрастание роли знания и информации характерно для…

Отметьте правильный вариант ответа:

1)доисторических обществ

2)традиционного общества

3)индустриального общества

4)постиндустриального общества

10. Сравнивая понятия «конфликт» и «конкуренция», можно утверждать, что…

Отметьте правильный вариант ответа:

1)эти понятия являются понятиями-синонимами

2)первое может выступать как причина второго

3)второе может являться причиной первого

4)это понятия, исключающие друг друга

11. … относится к неформальным санкциям-наказаниям за действия, не одобряемые обществомОтметьте правильный вариант ответа:

1)Отлучение от церкви

2)Разоблачительная статья в газете

3)Лишение гражданских прав

4)Увольнение

12. Понятие «…» подчеркивает неповторимое сочетание в каждом конкретном человеке природных и социальных качеств, его «эксклюзивность»

Отметьте правильный вариант ответа:

1)неординарная личность

2)персона

3)индивидуальность

4)вундеркинд

13. В традиционном обществе …

Отметьте правильный вариант ответа:

1)отсутствуют уважение к обычаям, веками складывавшимся нормам, преобладают частные начала над коллективистскими, индивидуальные особенности человека ценятся невысоко, инициатива и предприимчивость не поощряются

2)высоко ценятся индивидуальные особенности человека, поощряются инициатива и предприимчивость

3)имеют место уважение к обычаям, веками складывавшимся нормам, преобладание коллективистских начал над частными 4)имеет место уважение к обычаям, веками складывавшимся нормам, преобладание коллективистских начал над частными, высоко ценятся индивидуальные особенности человека, поощряются инициатива и предприимчивость

14. Процесс приобретения индивидом социальных навыков, вхождения его в социальную среду, освоения им социального опыта -это … личности

Отметьте правильный вариант ответа:

1)социализация

2)воспитание

3)маргинализация

4)девиация

15. Сравнивая понятия «культура» и «цивилизация», можно утверждать, что …

Отметьте правильный вариант ответа:

1)второе понятие относится к первому как часть к целому

2)это понятия, которые никак не связанные между собой

3)первое понятие определяет сущность второго

4)это понятия, которые тождественны друг другу, т.е. являются синонимами

16. Нормы поведения людей, отражающие их представление о добре и зле и реализуемые внутренним убеждением либо силой общественного мнения, относятся к разделу …

Отметьте правильный вариант ответа:

1)религиозных норм

2)традиций и обычаев

4)правовых норм

17. Первоначально наука об обществе, получившая впоследствии название «социология», именовалась как …

Отметьте правильный вариант ответа:

1)социальная статика

2)социальная механика

3)социальная физика

4)социальная динамика

18. Ролевой конфликт личности -это …

Отметьте правильный вариант ответа:

1)внутригрупповой конфликт

2)конфликт между личностью и группой

3)межгрупповой конфликт

4)внутриличностный конфликт

19. Пример влияния природных факторов на развитие общества:…

Отметьте правильный вариант ответа:

1)обмеление морей в результате изменения климата

2)распад Османской империи

3)строительство пирамид в Древнем Египте

4)развитие мореходства у народов, живущих на островах

20. В результате деятельности «суперэго», т.е. сознания человека, определяющего, что для него приемлемо, а что нет, возникает …

Отметьте правильный вариант ответа:

1)чувство вины

2)удовлетворение импульсивного побуждения

3)сексуальное желание

4)раздражение

21. Универсальный источник конфликтов- …Отметьте правильный вариант ответа:

1)неравенство

3)дефицит

22. …-это форма брака, в рамках которого мужчина имеет одну жену, а женщина -одного мужа

Отметьте правильный вариант ответа:

1)Эндогамия

2)Полигамия

3)Моногамия

4)Экзогамия

23. Жизнеописание героя трилогии о Фрэнке Каупервуде американского писателя Теодора Драйзера, прошедшего путь от мальчика-продавца мыла до магната-мультимиллионера,-это пример … социальной мобильности

Отметьте правильный вариант ответа:

1)нисходящей вертикальной

2)восходящей горизонтальной

3)нисходящей горизонтальной

4)восходящей вертикальной

24. … -общественно-экономическая формация является историческим типом общества

Отметьте правильный вариант ответа:

1)Индустриальная

2)Средневековая

3)Античная

4)Капиталистическая

25. Браком по Российскому семейному праву считается добровольный союз мужчины и женщины, заключенный …

Отметьте правильный вариант ответа:

1)в органах ЗАГС

2)после сватовства и помолвки

3)после фактического начала совместной жизни

4)в религиозной организации

26. «…»-это аскриптивный статус

Отметьте правильный вариант ответа:

1)социолог

3)студент

4)директор

27. При … хозяйстве каждая семья сама производит все, что ей необходимо для жизни

Отметьте правильный вариант ответа:

1)потребительском

2)натуральном

3)товарном

4)кустарном

28. Маргиналами называются …

Отметьте правильный вариант ответа:

1)разорившиеся предприниматели

2)опустившиеся на социальное «дно» выходцы из разных классов

3)представители социальных групп, занимающих промежуточное положение между устойчивыми общностями

4)представители национальных меньшинств

Что из перечисленного ниже отсутствует у животных?

а) Кровообращение

г) Обоняние

12. Не отличает человека от других живых существ:

а) Прямохождение

б) Наличие рук, приспособленных к труду

в) Пищевой и половой инстинкты

г) Высокоразвитый мозг, способный образно отражать действительность

13. Потребность человека, не связанная с его природой как биологического существа:

б) В движении

в) В сохранении рода

г) В познании

14. Не относится к видам деятельности, характерным только для человека:

в) Творчество

г) Преступление

15. Раса – это:

а) Условное обозначение принадлежности к единому источнику происхождения

б) Общность, определенная единством языка и территории

в) Исторически сложившееся единство социальных и биологических признаков

г) Совокупность людей с общими биологическими чертами

16. Фрейд выделил в психологической организации личности три инстанции: «ид», «эго» и «суперэго». «Ид» - источник сексуальных и агрессивных желаний, которым управляет принцип наслаждения. Из перечисленных ниже побуждений действием «ид» вызвано:

а) Разработка планов личного обогащения

б) Гнев как неконтролируемая реакция на замечание

в) Угрызение совести, вызванное недобрыми мыслями

г) Осуждение поступка другого человека

а) Чувство вины

б) Удовлетворение импульсивного побуждения

в) Раздражение

г) Сексуальное желание

18. Если организм связывает определенную реакцию с определенным стимулом, он всегда будет одинаково реагировать на этот стимул. Такая реакция организма – условный рефлекс. Из приведенных ниже примеров условным рефлексом можно считать:

а) Лошадь останавливается, услышав звук “тпру”

б) Человек чихает, понюхав перец

в) Гром гремит после удара молнии

г) Собака выделяет слюну при виде пищи

19. Психическая реакция человека, которая проявляется при виде чужого успеха, и в положительном плане выступает стимулом творческой активности личности, а в негативной форме становится побуждением к действиям, направленным против преуспевания и благополучия другого человека:

б) Ревность

в) Зависть

г) Злорадство

20. «Золотое правило» нравственности предполагает поведения, основанное на принципе:

а) «Раньше думай о Родине, а потом о себе», т.е. действуй, руководствуясь не личными, а общественными интересами

б) Поступай по отношению к другому человеку так, как он поступает по отношению к тебе

в) Не делай другому ничего такого, чего не желаешь себе

г) Живи сам – давай жить другим

21. Действие, когда внутренняя напряженность, порождаемая неудовлетворенностью желаний, ищет внешней разрядки и находит точку приложения в другом человеке:



а) Апатичность

б) Депрессия

в) Агрессия

г) Умиротворение

22. Социализации личности – это процесс:

а) Обучения и усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу

б) Занятия физической культурой и спортом

в) Активного участия в трудовой деятельности

г) Потребления материальных и нематериальных благ

23. Социализация личности начинается с рождения и:

а) Охватывает только период детства

б) В качестве конечной фазы распространяется также на юношество

в) Заканчивается с момента трудовой деятельности

г) Сопровождает человека всю жизнь

По теории Зигмунда Фрейда, личность человека состоит из трех составляющих: Ид, Эго и Супер-Эго. Взаимодействуя между собой, они формируют сложные модели поведения человека.

Супер-Эго - это моральные установки человека. Представления его о том, что он должен делать в обществе, а что нет. Совесть, стыд - это проявления Супер-Эго. Подробнее об этом элементе структуры личности читайте далее в статье.

Общая терминология

Итак, разберемся сначала, что это такое - Супер-Эго.

В структуре личности отец психоанализа Фрейд выделил три составные части: Ид («Оно»), Эго («Я»), Супер-Эго («Сверх-Я»).

Ид - это первородная, основная составная часть личности. Это первичные инстинкты и воспоминания, которые были вытеснены из сознания.

Ид - это компонент личности, который у нее имеется с рождения, он бессознательный, включает в себя инстинкты и примитивное поведение.

Этот компонент личности функционирует в соответствии с удовольствием. Если эти потребности не удовлетворить своевременно, у человека возникает состояние напряженности и тревоги.

Ид играет важную роль в младенческие годы, так как именно этот компонент личности гарантирует, что все потребности малыша будут удовлетворены.

Эго - это та составная часть личности, которая непосредственно взаимодействует с реальностью. Эго помогает человеку ориентироваться во внешнем мире и формирует его характер. Эта часть личности подчиняется требованиям и нормативам реальности.

  • Супер-Эго.

Супер-Эго - это совокупность всех установок, всех ценностей, которые усвоил ребенок. Фрейд указывал на три функции Супер-Эго: формирование моделей общественного поведения, самонаблюдение, этика. Эта часть личности направляет деятельность человека в сторону интересов общества. Супер-Эго старается усовершенствовать и скорректировать поведение человека в соответствии с законами, культурой, запретами, которые приняты в обществе.

Супер-Эго - это последний компонент, который формируется в личности. Это все усвоенные нами моральные ценности, нормы, идеалы - мы получаем их от родителей, именно они составляют наше представление о правильном и неправильном. Супер-Эго начинает проявляться с 5 лет.

В психологии Супер-Эго направлено на формирование цивилизованного и совершенного поведения.

Взаимодействие трех элементов

Иногда между этими тремя компонентами личности может возникнуть конфликт. В психоанализе существует специальный термин «сила Эго», согласно которому человек с сильным Эго способен успешно справляться со стрессом, возникшими проблемами и трудными ситуациями. Те, у кого оно развито чрезмерно, могут быть слишком неуступчивыми, у кого слабо развито - слабовольными.

По мнению Фрейда, у здоровой личности присутствует баланс между тремя компонентами личности.

Формирование

Структура Супер-Эго формируется благодаря социальному наименованию человека (Фамилия, Имя, Отчество), которое зафиксировано в паспорте или другом удостоверяющем личность документе. Например, лица без гражданства или имеющие проблемы с идентификацией не могут стать полноценными членами социума.

Личное наименование человека определяет гармоничность его Супер-Эго. Любая смена ФИО ведет неизбежно к изменению структуры компонента личности, следовательно, и меняет социальные условия человека. Правильный выбор имени является важным условием гармоничных взаимоотношений общества и личности.

Проявление

Итак, Супер-Эго - это социальная оболочка личности. Разум многих людей не активен, и они воспринимают окружающую действительность не своим, а коллективным разумом. То есть на личность человека навешивается ярлык - Супер-Эго. Этот ярлык является критерием того, как к человеку будет относиться общество.

То есть, если Супер-Эго дисгармоничное, реакция окружающих на человека будет негативная. Человек с гармоничным Супер-Эго будет всегда понят, нормально воспринят и поддержан окружающими.

Негативная реакция общества поглощает огромное количество личной силы и создает вокруг человека дискомфортную и неприятную среду.

Методика "Супер-Эго"

Не так давно компанией «Супер Эго» разработана методика «Мастер Кит», которая предназначена для того, чтобы люди самостоятельно могли трансформировать реальность через подсознание. Она включает 2 основных блока:

  • Работа с внутренними установками (знания и устойчивые представления о мире, то, во что человек неукоснительно и твердо верит), страхами, комплексами, обидами. То есть со всем тем, что отравляет жизнь, препятствует в развитии, мешает в самореализации.
  • Работа с чертами и качествами характера. У каждого человека есть слабые и сильные стороны, все мы наделены качествами, которые мы сами или общество окрашиваем в негативный или позитивный цвет. С помощью методики человек понимает, что все, даже негативные качества, ему даны не случайно, что в каждом есть своя внутренняя сила, которая позволит действовать. С помощью методики человек способен найти эту силу, принять качества, которые он всю жизнь пытался подавить и тратил на это колоссальное количество энергии.

Эта методика направлена на работу над установками и качествами характера ради личностного роста. Это совершенно новый подход к пониманию психологии саморазвития. Человек осваивает теорию и самостоятельно внедряет эти знания в реальную жизнь.

Можно прийти к смелому, но уверенному выводу, что одним из основоположников её идей является знаменитый австрийский учёный Зигмунд Фрейд – создатель . Можно часто услышать, как именно его называют «отцом» психологии. Изначально, когда Фрейд только начинал изучать феномен человеческой , одной из главенствующих его идей была концепция о неосознаваемых психических процессах. Но по мере работы известный учёный несколько пересмотрел свою концепцию и ввёл в исследование личности три новых термина: Ид , Эго и Супер-Эго . Эти понятия стали центральными в теории психоанализа. И именно им посвящена статья, с которой мы и предлагаем вам ознакомиться – здесь мы рассмотрим вышеназванные три термина в подробностях и разберёмся в том, что означает каждый из них, а также какова их роль в психоанализе.

Ид

Само понятие «Ид» берёт своё начало в латинском языке («ид» означает «оно»). Согласно идеям Фрейда, Ид подразумевает исключительно врождённые, инстинктивные, примитивные аспекты личности человека. Областью его функционирования является бессознательное. Ид находится в тесной взаимосвязи с первичными потребностями, наполняющими поведение человека энергией, такими как сон, принятие пищи, секс и т.д. Ид в психоанализе является чем-то хаотичным, тёмным, не имеющим законов, чисто биологическим, не подчиняющимся никаким правилам. И свою центральную роль в жизни индивида Ид играет на протяжении всего времени, до самой его смерти.

Ид представляет собой исходную структуру человеческой психики и служит первичным принципом всей жизни человека – немедленным выплеском психической энергии, которая производится посредством биологически обусловленных побуждений, среди которых преобладают агрессивные и сексуальные. Этот немедленный выплеск называется принципом удовольствия. И Ид, исходя из этого принципа, выражается в импульсивной манере, где ставит во главу угла самое себя, невзирая ни на какие последствия своих действий для окружающих, и даже не задумываясь о самосохранении. Выражаясь образно, Ид – это слепой правитель, заставляющий подчиняться себе своим авторитетом и властью, но опирающийся для реализации своих замыслов на своих подчинённых.

Зигмундом Фрейдом были описаны два механизма, при помощи которых Ид избавляет личность человека от напряжения – речь идёт о рефлекторных действиях и первичных процессах . Говоря о рефлекторных действиях, можно сказать, что Ид автоматически отвечает на импульсы возбуждения, реагируя таким образом на вызываемое раздражителем напряжение. В качестве примера здесь отлично подойдёт слёзоотделение при попадании в глаз соринки или кашель как реакция на раздражение верхних дыхательных путей. Но здесь следует отметить, что снять уровень напряжения или раздражения рефлекторные действия могут далеко не всегда. Например, ни одно рефлекторное движение не способно накормить голодного ребёнка. И в том случае, если рефлекторное движение не способно эффективно выполнить свою функцию, в силу вступает второй механизм – первичный процесс представления, где Ид составляет психический образ объекта, который был первоначально связан с удовлетворением потребности. Если взять представленный выше пример с голодным ребёнком, то первичный процесс может воссоздать образ бутылочки с молоком или материнской груди. Многие другие примеры первичного процесса, следуя положениям психоанализа, могут быть обнаружены в психозах, галлюцинациях, сновидениях.

Здесь же необходимо сделать небольшую заметку о том, что вообще такое первичные процессы.

Первичными процессами называют иррациональный, нелогичный и даже фантазийный образ представлений человека, который характеризуется неспособностью к подавлению импульсов и различию реального от нереального, истинного себя от «не-себя». Сложности поведения в связи с первичными процессами заключаются в том, что человек не способен отличить актуальный объект, который может удовлетворить его потребность, от его образа. Сравните хотя бы воду и мираж этой воды, вызванный жаждой у человека, что идёт по пустыне. По этой причине родоначальник психоанализа утверждал, что младенец не способен отложить удовлетворение своей привычной потребности. Способность откладывать это удовлетворение впервые проявляется у человека, когда он начинает понимать, что кроме его собственных желаний и потребностей существует ещё и внешний мир. И это знание служит триггером для возникновения второй структуры личности, называемой Эго.

Эго

Термин «Эго» происходит от латинского слова «ego», что означает «я». Эго является компонентом психического аппарата, ответственного за принятие человеком решений. Эго стремится к выражению и удовлетворению желаний Ид, но уже в соответствии с теми ограничениями, которые налагает внешний мир.

Структура и функция Эго произрастают из Ид. Эго происходит и эволюционирует из Ид, а также берёт у него часть энергии для своих потребностей, чтобы отвечать условиям социальной реальности. Так получается, что Эго обеспечивает сохранение и безопасность организма. К примеру, человеку, который хочет есть, необходимо различать образ пищи, имеющийся в представлении, от реального образа пищи. Другими словами, человеку нужно уметь доставать пищу и потреблять её до того, как напряжение снизится. Данное стремление побуждает человека к обучению, размышлениям, рассуждениям, восприятию, принятию решений, запоминанию и т.п. Следует вывод, что Эго используются перцептивные и когнитивные процессы в его стремлении к удовлетворению потребностей и желаний Ид. Однако если природа Ид находит выражение в поиске удовольствия, то природа Эго подчинена принципу реальности, целью которого является сохранить целостность организма через отсрочку удовлетворения инстинктов до тех пор, пока не будет найдена возможность разрядки и снятия напряжения наиболее подходящим способом или пока внешняя среда не будет отвечать соответствующим требованиям.

Супер-Эго

Разговор о Супер-Эго должно начать с того, что для эффективного функционирования в социуме человеку необходимо обладать системой ценностей, этики и норм, которые буду совместимы с системой, принятой в окружающем его обществе. И всё это может быть приобретено в процессе социализации – если выражаться в терминологии психоанализа, то это происходит благодаря формированию Супер-Эго, что также происходит от латинского языка, в котором «super» означает «сверх», а «ego», как и говорилось – «я».

Супер-Эго является последним компонентом развивающейся личности. По мнению Зигмунда Фрейда, в только что родившемся организме Супер-Эго ещё нет. Оно обретается ребёнком в процессе его взаимодействия с родителями, учителями и другими людьми, оказывающими на личность формирующее воздействие. В качестве морально-этической силы, Супер-Эго представляет собой следствие долговременной зависимости ребёнка от родителей и проявляется с того момента, когда ребёнок начинает отличать, что такое хорошо и что такое плохо.

Помимо всего прочего, Зигмунд Фрейд разделил Супер-Эго на две отдельные подсистемы – это Совесть и Эго-идеал . Совесть приобретается через родительские наказания и связана с тем, что считается «непослушным поведением», т.е. с тем, за что ребёнка ставят в угол и т.п. В совесть входит возникновение чувства вины, наличие моральных запретов и способность к критической самооценке. А поощрительным аспектом Супер-Эго является Эго-идеал, формирующееся из одобрений и высоких оценок значимых людей. Эго-идеал обуславливает наличие таких чувств как гордость или самоуважение.

Супер-Эго можно считать сформированным окончательно только тогда, когда контроль родителей уступает место самоконтролю. Супер-Эго стремится к тому, чтобы окончательно затормозить проявления всех социально осуждаемых импульсов, исходящих от Ид, и направляет человека к совершенству в мыслях, словах и действиях, убеждая Эго в том, что идеалистические цели преобладают над реалистичными.

Таковы роли и значение Ид, Эго и Супер-Эго в психоанализе Фрейда. Заключая, можно лишь сказать, что всю сознательную жизнь человека Эго ищет компромиссные решения, которые могут удовлетворить находящиеся в постоянной конфронтации друг с другом Ид и Супер-Эго.