Средневековый крестьянин. Уклад крестьянской жизни


Природные факторы и процессы, включенные с помощью технических средств в состав производительных сил, оказывали существенное влияние на материальное производство, а через него на социально-экономические и политические отношения, духовную жизнь общества и этнические традиции.

С особенностями географической среды связано, например, пространственное и временное распространение форм феодальной эксплуатации. Так, барщинно-крепостническая система господствовала в основном в зоне умеренного климата, при наличии хороших или средних по качеству почв. В этих условиях помещики могли успешно вести свое хозяйство, эксплуатируя крестьян, занимавшихся главным образом земледелием. В местностях с суровым климатом, неплодородной почвой, слабой плотностью населения помещичьи усадьбы встречались редко: в этих условиях эксплуатировать крестьян было значительно сложнее. Если в старых, давно заселенных южных и центральных районах в середине XIX в. число помещичьих крестьян превосходило или было примерно равно числу государственных, то в Южном Приуралье оно составляло всего 31% государственных крестьян, в Северном Приуралье - около 15%, на Европейском Севере - 24%, в Сибири же их было всего 3 тыс., т. е. немногим более 0,1% государственных крестьян-. Сами помещики великолепно понимали все выгоды, которые давали крепостническому хозяйству благоприятные природные условия южных районов страны. Еще во второй половине XVI в. «испомещение» дворян южнее Оки стало интенсивным 2. Правда, в то время оно вызывалось в основном военными соображениями. Ho в конце XVII и особенно в XVIII и XIX вв. помещичье освоение южных районов велось уже из экономических соображений. Многие помещики продавали свои земли Черноземного Центра или Украины, переводя на них своих крепостных. К моменту крестьянской ре
формы эти южные территории были основательно освоены помещиками.
Влияние естественно-географической среды на форму и величину крестьянских повинностей проявилось, например, в территориальном распределении барщины и оброков в России в XVIII - первой половине XIX в. Хотя на распределение этих повинностей влияли прежде всего социальные факторы, все же географические условия также играли определенную роль. Так, в губерниях Нечерноземного Центра процент крестьян, выполнявших в основном барщинные работы, составлял в 60-х годах XVIII в. 40,8%, а в 1858 г.- всего 32,5%, а в плодородных губерниях Черноземного Центра и Средневолжских он составил соответственно 66,2-75% и 72,7-77,2% 3t В нечерноземных районах более высокие затраты труда на единицу сельскохозяйственной продукции заставляли помещиков предпочитать оброчную форму эксплуатации, тем более что в этом районе имелось много возможностей для крестьянского отхода на заработки. Своеобразную «инструкцию» по этому поводу представляет собой высказывание одного из помещиков черноземных губерний в середине XIX в.: «Предназначая имение на оброк или барщину, должно предварительно аккуратно рассмотреть качество и количество земли.

Вследствие этого соображения, тощий грунт и недостаток земли образуют оброчное имение, ибо крестьяне, не надеясь на плодородие земли, обращаются к другим средствам для своего существования и уплаты следующего с них оброка... Совсем иным условиям подвергается имение, предназначенное для барщины. Оно должно быть наделено не только плодородной почвой, но и достаточным количеством земли...» \
Степень плодородия почвы в условиях повышения товарности земледелия учитывалась помещиками также при решении вопросов о размерах барщинной запашки. Л. В. Милов, анализируя статистико-экономические материалы по Московской провинции 60-70-х годов XVIII в., полагает, что вследствие повышения спроса на хлеб помещики, имевшие более плодородные земли, значительно активнее обезземеливали крестьян, чем те, у которых земли не отличались плодородием. Он отмечает, что «в условиях острого малоземелья, но при сравнительном плодородии и благоприятном сбыте помещики вели наступление на крестьянские земли. Причем этот процесс неуловим, если обращать внимание лишь на одну сторону дела - общий размер помещичьей запашки» \
В некоторых случаях наблюдалась зависимость между биологической продуктивностью почвы и степенью эксплуатации крестьян. И. Д. Ковальченко, используя математические методы исследования, пришел к выводу о том, что в середине XIX в. «...и в черноземной и в нечерноземной полосе между высотой урожайности хлебов на запашках помещичьих крестьян и размерами их повинностей (т. е. соотношением помещичьих и крестьянских посевов в черноз жной и величиной оброка в нечерноземной полосе)
имела место прямая зависимость... т. е. наиболее высоким повинностям соответствовала и наиболее высокая урожайность» *. Помещики учитывали естественную производительность земли и старались ее использовать таким образом, чтобы получить максимальный доход.
И до XiX в. отдельные виды повинностей изменялись в зависимости от конкретных природных условий. Так, по судебникам 1497 и 1550 гг крестьяне при «выходе» птатили «пожилое» (плату за пользование двопом) в зависимости от характера местности, в которой живет крестьянин. Если он жил в степной местности, то платил рубль, если жил в лесной, то платил только полтину. По-видимому, учитывалась большая стоимость леса, который помещик давал крестьянину для постройки избы, в степной полосе по сравнению с лесной. Размеры единицы земельного обложения сохи с середины XVI в. также устанавливались с учетом качества почв. Земли делились на три разряда: «добрые», «средние» и «худые», причем, площадь единицы обложений с «худой» почвой была в 1,3-1,5 раза больше сохи с «хорошей» почвой. Таким способом земли, разные по качеству и приносившие владельцу различный доход, облагались в зависимости от их экономической ценности. Кроме того, в соответствии с особенностями природных ресурсов данной местности, феодалы устанавливали конкретное содержание оброка - платить ли его соболями, белками, бобрами, рыбой, медом, мясом, мукой и т. д. Это имело большое значение до последней четверти XVIII в., когда господствовал натуральный оброк.
Формы и способы эксплуатации были связаны со сменой природных циклов, этапами хозяйственного года. Так, работа на барщине обычно распределялась неравномерно: большая часть барщинных дней назначалась помещиками в теплое время года. Ho и здесь дни работы крестьян на себя и на помещика редко распределялись равномерно: «...многие помещики предоставляли крестьянам их дни только после того, как окончены были спешные господские работы; особенно часто практиковалось это в летнюю страду во время косовицы и жнитвы. При этом обычно все ведреные дни шли под барщину, в ненастные же крестьянам предоставлялось работать на своих полях. Такая система была губительна для крестьянских хозяйств, ибо им нередко приходилось или убирать хлеб, когда он осыпался, а траву косить, когда она успевала подсохнуть, или же работать по ночам и в праздничные дни»7. Такой своеобразный «учет» помещиками природных условий по существу представлял собой повышение нормы эксплуатации сверх формально принятого в данном имении числа барщинных дней.
Время санкционированного феодальными властями перехода крестьян от ^одного владельца к другому совпадало с концом сельскохозяйственного года: в Псковской земле переход был возможен в течение недели до и недели после Филиппова заговенья (14 ноября), а позже Судебник 1497 г. установил для всей

Русской земли двухнедельный срок, серединой которого являлся Юрьев день (28 ноября).
Влияние природных условий заметно также на ряде специфических черт народных движений. Есть смысл говорить о сезонных изменениях крестьянского движения, зависевшей от годового хозяйственного цикла. Табл. 10 выявляет закономерность проявлений крестьянского движения по месяцам и сезонам года. Табл. 10 составлена для периода, по которому есть массовые надежные источники. Материалом для этой таблицы служили приложения («Хроника крестьянского движения»), имеющиеся в каждом из сборников документов по крестьянскому движению8. В этих приложениях дается датировка и краткая характеристика всех известных составителям случаев крестьянского движения. Так как число проявлений крестьянского движения, начало которых датируется месяцем или сезоном года, значительно (около 3 тыс.), то общие закономерности должны наблюдаться довольно четко и, согласно закону больших чисел, искажающее влияние случайностей не должно быть сильным.
Таблица крестьянского движения по месяцам дает довольно интересную картину. Общий итог за 65 лет свидетельствует о заметных колебаниях активности крестьянского движения, диапазон которой от самого «пассивного» месяца, февраля, до самого «активного», июля, увеличивается ровно в 2 раза. Характерно, что только один месяц (март) близок к среднему числу (250 случаев, или 8,3%), все же остальные находятся не менее чем на I % выше или ниже этого уровня, что говорит о значительной дифференциации. В течение года кривая крестьянского движения плавно и постепенно (за исключением первых двух месяцев) возрастает и, достигнув вершины в июле месяце, так же плавно опускается вниз. Месяцы наибольшей активности (май, июнь, июль), дающие в среднем за месяц по 10,8% всех проявлений движения, следуют друг за другом; такой же тесной группой идут и месяцы, дающие период наиболее низкой активности- в среднем по 6,3% общего числа - ноябрь, декабрь, январь и февраль. Таким образом, разница в активности крестьянского движения в эти периоды составляла 1,7 раза. Эти два периода разделяются месяцами, в которые активность движения колебалась вокруг средних чисел,
Дифференцированность крестьянского движения характерна и для сезонов года. В этом случае два «активных» сезона, лето и весна, давали число выступлений в 1,5 раза больше, чем два «пассивных» сезона, зима и осень. Самый «активный» сезон, лето, давал в 1,7 раза больше проявлений движений, чем самый «пассивный», зима. Чтобы выяснить, наблюдаются ли указанные выше закономерности по итогам более мелких периодов, произведены также подсчеты по трем периодам крестьянского движения (1796-1825, 1826-1849 и 1850-1860 гг.). Подсчеты по сезонам показывают, что удельный вес каждого из них довольно заметно менялся. Особенно заметно сильное отклонение


Месяц
1796- -1825 гг. i 1826- -1849 гг. 1850- -I860 гг. 17S6- ¦I860 гг.
абс. % абс. % абс. % абс. %
Январь 66 9,3 65 6,2 74 5,8 205 6,9
Февраль 46 6,7 57 5,4 74 5,8 177 5,9
Март 48 7,0 91 8,7 99 7,9 238 7,9
Апрель 65 9,2 121 11,5 95 7,7 281 9,4
Май 65 9,2 125 11,9 133 10,5 321 10,7
Июнь 69 10.0 108 10,3 144 11,4 321 10,7
Июль 61 8,4 129 12,3 164 13.0 354 11,8
Август 71 10,4 88 8,4 133 10,5 292 9,7
Сентябрь 54 7,9 58 5,5 105 8,2 219 7,3
Октябрь 43 6,3 66 6,3 107 8,4 216 7,2
Ноябрь 46 6,7 71 6,8 69 5,5 186 6,2
Декабрь
j
53 7,8 66 6,3 66 5,2 185 6,2
Всего 687 100,0 1047 100,0 1263 100,0 2995 100,0

Таблица 10

количества выступлений за зиму 1796-1825 гг.- на 5,1% выше, чем по периоду в целом. Ho даже и этот период подтверждает общую закономерность: весна и лето дают большее количество выступлений, чем остальные два сезона.
По месяцам в отдельных периодах отклонений от средних цифр за весь период было, конечно, больше. Здесь видно, что три наиболее «активных» месяца (май, июнь, июль) не всегда занимают три первых места; в свою очередь, некоторые из четырех «пассивных» месяцев иногда уходят далеко от своей средней цифры. Особенно это заметно опять-таки в 1796-1825 гг., когда январь набрал процент более высокий, чем июль. Сведения о количестве выступлений по месяцам за каждый год свидетельствуют о более сильных аномалиях, что, впрочем, является вполне естественным. Ho и там заметна более сильная активность крестьянства в летние и весенние месяцы.
Чем же можно объяснить такие проявления сезонности крестьянского движения? По-видимому, главной причиной является совпадение времени повышенной активности крестьянства с периодом полевых работ. В месяцы и недели, когда решалась судьба и крестьянского, и помещичьего урожая, когда помещики требовали большего количества барщинных дней, чем в холоднее время года, классовые противоречия поневоле должны были становиться особенно острыми. Немалое значение имело и то, что именно весной и летом (до июля включительно) крестьянские продовольственные запасы иссякали, и именно в это время (,весной) крестьяне и их скот чаще всего влачили полуголодное существование. Осенью же, после сбора нового урожая, крестья- ин обычно имел продовольствие и деньги и условия своей жиз-

ни мог считать удовлетворительными или даже хорошими. Вероятно, влияло и то обстоятельство, что осенью и зимой крестьяне оставались без такого активного и обладавшего относительно широким кругозором слоя, как отходники, которые нередко возглавляли выступления крестьян.
Конечно, сами причины крестьянского движения, как и любого проявления классовой борьбы ни в коей мере не были связаны с географической средой. Смена сезонов года не влекла за собой фатальную неизбежность повышения или понижения активности крестьянских масс. Ho все же смена времен года косвенным образом, через экономику, создавал своеобразную сезонность крестьянского движения.
Характерно, что отдельные формы крестьянского движения дарали еще более яркие проявления сезонности, чем все движение в целом (см. табл. 11, составленную по тем же материалам, что и табл. 10). Суммарные цифры здесь относительно невелики, поэтому приходится допустить большую вероятность возможных случайных отклонений результатов, чем в табл. 10. Все же, думается, использовать эти данные можно, так как каждый отмеченный в «Хронике» случай представляет собой не единичное, но коллективное действие. Вполне естественно, что попытки захвата помещичьего имущества сельскохозяйственного назначения должны были в основном производиться в период полевых работ. И действительно, пять месяцев, с апреля по август, давали почти три четверти (74%) всех подобных случаев. В зимнее время, характерное для проведения работ по заготовке лесоматериалов в крестьянском хозяйстве, совершались в основном порубки помещичьего леса. За четыре месяца (декабрь - лесоматериалов в крестьянском хозяйстве, совершались в основ- дворянского леса.
В обоих случаях следует говорить о косвенном влиянии географической среды. Ho мы имеем и редкий, случай прямого влияния природных условий на распределение по месяцам крестьянских побегов. За шесть теплых месяцев года, апрель - сентябрь, совершалось четыре пятых (79,7%) всех массовых побегов. Действительно, побег, при котором приходится, как правило, оставлять свое ходзяйство, скрываться от преследований помещика, особенно труден и опасен именно в холодное время года.
Сезонные изменения заметны и в рабочем движении этого времени. Это объясняется тем, что значительная часть работавших на предприятиях России первой половины XIX в. была еще тесно связана с сельским хозяйством и должна была трудиться и на собственном наделе земли. По данным «Хроники рабочего движения» выявляется количество выступлений рабочих по месяцам за 1800-1860 гг. (см. табл. 12),
Сезонность довольно четко отражена и здесь. Три месяца с наиболее крупными числами (апрель, май, июнь) вновь следуют один за другим и дают в среднем по 11,7% годовой суммы; пять

Tao лица 11
Изменение активности отдельных форм крестьянского движения по месяцам
(1796-1860 гг.)


Месяд

Захват помещичьих земель (нлн распан ка их, сбор урожая, покос луга;

Maccor ые порубки г омещичьего леса

Массовые побеги

а^с.

%

абс.

%

абс.

%

Январь

I

0

6

19,4

3

3,8

Февраль

2

7,4

4

12,9

2

2,5

Март

I

3,7

4

12,9

I

1,3

Апрель

4

14,8

2

6,5

5

6,3

Май

4

14,8

2

6,5

9

11,4

Июнь

2

7,4

¦-¦

0

19

24,1

Июль

10

37

2

6,5

13

16,5

Август

2

7,4

I

3,2

7

8,9

Сентябрь

I

3,7

2

6,5

10

12,5

Октябрь

0

2

6,5

4

5,1

Ноябрь

I

3,7

2

6,5

4

5,1

Декабрь

¦г

0

4

12,9

2

2,5

Всего

27

100

31

100

79

100,0
/>
Таблица 12
Изменение активности рабочего движения по месяцам (1800-1860 гг.)*

Месяц

Январь

Февраль

Март

Апрель

«8
й

п

л
с:
Я
S

Август

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Всего

абс.

18

25

24

30

39

33

25

25

17

14

17

23

290

%

6,2

8,6

8,3

10,3

13,4

11,4

8,6

8,6

5,9

4,9

5,9

7,9

100

* Рабочее движение

в России в XIX в. S
*

!-е йзд

М., 1955. т*

I, 1800

-I860.

ч. I, 2.

месяцев, сентябрь - январь, также следуют один за другим» но б среднем дают всего по 6,1% общегодового количества, т. е. активность движения падает в 1,9 раза. Эти периоды высокой и низкой активности отделяются периодами средней активности, длительность каждого из которых два месяца. По сравнению с ‘ крестьянским движением активный период сдвинут ровно на месяц, а его пик приходится не на июль, а на май. Возможно, это связано с тем, что наиболее резкие конфликты между рабочими и предпринимателями возникали в период сева, а в другие месяцы рабочие меньше отвлекались от предприятий на сельскохозяйственные работы. Активность рабочих в наиболее обильный волнениями месяц поднималась по сравнению с самым «пассивным» месяцем (октябрем) в 2,5 раза, т. е. разрыв был даже выше, чем разница в противоположных по активности месяцах крестьянского движения.

Хотя по периоду до XIX в. у нас нет таких массовых материалов, как по крестьянскому движению предреформенного времени, можно считать, что сезонность крестьянского движения была характерна и для более раннего времени в России.
На народное движение могли оказывать влияние и стихийные бедствия. Они резко ухудшали положение народных масс, что нередко приводило к повышению политической активности народа.
Рассмотрим важнейшие бурные события из жизни крестьянства и городской бедноты, связанные со стихийными бедствиями. Некоторую роль стихийные бедствия оказали на восстание 1484-1486 гг. в Пскове. Л. В. Черепнин считает, что «одной из предпосылок длительных волнений псковских смердов в указанные годы был неурожай этих лет»9_tc.
Вспышки классовой борьбы, связанные со стихийными бедствиями, наблюдались и в период централизованного государства. Целый ряд таких вспышек был в 1547-1550 гг. Июньский пожар 1547 г. уничтожил значительную часть Москвы. 25 июня, через несколько дней после пожара, началось крупнейшее восстание в. в России, справиться с которым правительство смогло, лишь применив не только силу, но и обман. В марте 1550 г., вслед за пожаром в Пскове, произошли волнения псковичей. Почти повсеместный недород, поразивший страну в 1548-1550 гг. и особенно сильный в северных уездах, способствовал обострению в них классовой борьбы. В эти годы участились случаи убийства основателей монастырей, кормленщиков, произошло восстание 1549 г. в Устюге Великом.
В начале XVII в. почти вся страна была охвачена сильным голодом 1601 -1603 гг., крайне осложнившим жизнь народных масс. В сентябре 1603 г. началось крупное восстание Хлопко, а затем первая в России крестьянская война 1606-1607 гг. Конечно, все эти события явились следствием длительного социального и политического кризиса, корни которого надо искать в русской действительности последней трети XVI в., но голод обострил до предела классовые противоречия и ускорил начало гражданской войны в России* В создании обстановки, предшествовавшей восстанию 1662 г. в Москве и 1650 г. в Пскове, некоторую роль сыграли низкие урожаи, которые, правда, не привели бы к волнениям, если бы политика правительства феодалов не пренебрегла бедствиями крестьян. Множество крестьянских волнений произошло в неурожайные годы 1704-1706 гг., когда «глад был по деревням великой». Новая серия неурожаев, последовавших через два десятилетия в 1722-1724 гг., послужила поводом к массовым крестьянским волнениям.
В 1771 г. антинародные по существу действия московской администрации во время эпидемии вызвали «чумный бунт» в Москве. Несколько «холерных бунтов» падает на 1830-1831 гг., когда в южных и западных губерниях наблюдалась эпидемия холеры. Страдания от болезни, стеснения, вызванные медицинскими мерами борьбы с эпидемией, много раз вызывали взрывы

народного негодования по отношению к дворянству и всем состоящим на правительственной службе, в том числе даже врачам. Крупнейшие из таких бунтов разгорелись в Севастополе и Тамбове (1830 г.), Старой Pyce и на Сенной площади в Петер бурге (1831 г.).
В 1839 г, засуха вызвала недород и массовые летние пожары. В том году, как говорится в «Нравственно-политическом отчете» III Отделения за 1839 г., «...в середине России 12 губерний подверглись необыкновенному бедствию - пожарам и волнению народному... Распространились слухи, что поджоги производят помещики для разорения своих крестьян, которые назначены быть вольными... наконец, поверили, что поджигает правительство для переселения усадеб по новому плану». В результате крестьяне «...кидались на первого, кто подавал сомнение, били и арестовывали сельских писарей, приказных голов, становых приставов, помещиков»11. В 1847 г. отмечено довольно сильное движение крестьян Витебской губернии, возникновению которого способствовали три неурожая подряд1Z.
Из этого краткого обзора можно сделать следующие выводы. Само по себе наличие стихийного или экологического бедствия никак не гарантировало и не вызывало фатальной необходимости обострения классовой борьбы. Известно очень много случаев, когда засухи, эпидемии, пожары не сопровождались заметным обострением классовых противоречий. Стихийные бедствия влияли непосредственно лишь на состояние хозяйства и здоровье населения, хотя и здесь это влияние преломлялось социально-политическими факторами, Te движения, в которых крестьяне в феодальное время показали наиболее высокую организованность, дисциплину (крестьянские войны, «трезвенное движение» и пр.), как правило, не были вызваны стихийными бедствиями.
Влияние стихийных бедствий на повышение активности классовой борьбы интересно было бы проверить статистическими материалами. Такую возможность дают нам сведения «Хроники крестьянского движения» по томам за 1796---1860 гг. и данные о неурожаях. На приведенной табл. 13 годы, в которые неурожаи были наиболее заметными, выделены полужирным шрифтом13.
Для вычисления средней цифры за обычные годы были взяты 22 года с 1822 по 1856 г. Более ранние годы не приняты во внимание потому, что их низкие числа заметно уменьшили бы среднюю цифру; годы, непосредственно предшествовавшие крестьянской реформе, также не учтены, так как подготовка ее вызвала резкую активизацию крестьянского движения. Среднее число крестьянских выступлений за обычные годы равно 72. Среднее число выступлений за 15 лет со стихийными бедствиями равно §2,6. Следовательно, годы бедствий дают повышение активности
в среднем на 15%.
С целью проверки были произведены подобные же подсчеты по другому источнику, в котором указана средняя урожайность в Европейской России за каждый год в самах14. При многолет-

Таблица 13
Число крестьянских выступлений в годы стихийных бедствий


Десятилетие

Последняя цифра года

I

"
2

3 j

4

5

6

7

в

9

0

1791-1800






57

177

12

10

16

1801-1810

7

24

26

20

29

15

12

29

30

17

1811-1820

30

65

29

20

38

30

56

82

87

48

1821-1830

36

69

88

70

61

178

53

25

35

76

1831-1840

73

51

70

67

48

92

78

90

78

55

1841-1850

59

90

81

72

116

64

88

202

63

92

1851-1860

74

85

74

81

60

82

192

528

938

354

ней Средней урожайности сам-3,5 годами бедствий были приняты такие, когда урожайность падала ниже сам-3. За те же годы с 1822 по 1856 их всего 9 (1823, 1830-1833, 1839, 1848, 1850, 1855). Средняя цифра волнений в эти годы составляет 88, а средняя цифра волнений за остальные 25 лет - 75,5. Следовательно* здесь повышение активности в годы стихийных бедствий составляет 16,6%, величину, близкую полученной ранее.
Таким образом, в XIX в. стихийные бедствия не повышали активности крестьянства резко, хотя влияние их в этом отношении все же заметно. Возможно, в ранние периоды оно было более сильным.
Ряд особенностей народных движений был связан с пространственно-территориальными отношениями. В своеобразных условиях развивались народные движения на окраинах страны и в труднодоступных местностях. Хотя понятие «окраина» является относительным и меняет свое конкретное значение в зависимости от развития общества и изменения государственных границ, неизбежное различие в положении отдельных районов страны (для феодальной эпохи оно особенно существенно) всегда присутствует. Уже сам факт удаленности окраины от центра с наибольшей плотностью населения, что вызывало дополнительные трудности в прокладке дорог, серьезно затрудняло связь с окраиной, в том числе доставку туда войск в случае необходимости. Слабая заселенность окраин (в какой-то степени зависевшая от огромной территории страны), также затрудняла создание здесь сильного государственного аппарата принуждения.
Все это способствовало массовому уходу крестьян, стремившихся избавиться от феодальной эксплуатации, на окраины. В период Древней Руси крестьяне бежали на северные и восточные окраины, позже крестьяне уходили в области лесостепи и степи, на Дон, в Приуралье. С XVII в. открылся путь в Западную, а затем в Восточную Сибирь.
На окраинах народные движения имели больший простор для своего развития. Недаром такое движение, как раскол, особенно упорно держалось на окраинах или в труднодоступных местно
стях, отделCiIHbix от центра лесами и болотами. В отдаленных от центра местностях существовали и казацкие «республики». Едва ли казачество могло возникнуть, если бы вблизи южных границ России не были расположены обширные, почти не заселенные территории. В западноевропейских, небольших по площади странах трудно найти аналогии русскому казачеству. По мнению С. О. Шмидта, существование казачества «...создавало возможность массовых, невиданных в остальных частях Европы народных восстаний» *5.
Своеобразие классовой борьбы на окраинах заключалось и в том, что класс феодалов не всегда был здесь в состоянии быстро и решительно расправиться с восставшими. Это особенно ярко проявилось в XVII в. Соловецкое восстание 1668-1676 гг. длилось восемь лет, волнение монастырских крестьян в Исетской провинции 1662-1666 гг. и восстание 1695-1699 гг. в Нерчинске- по четыре года. Боязнь правительства проводить на окраинах массовые репрессии довольно ярко сказалась на судьбах участников многочисленных восстаний 90*х годов XVII в. в Восточной Сибири, участников восстаний 1650 г. в Новгороде и Пскове. В некоторых из них правительство вообще отказалось от преследований восставших, в других случаях репрессии не были значительными.
По-видимому, не случайно начинались на окраинах в XVII- вв. и крестьянские войны. Правительственные силы были здесь не настолько велики, чтобы разгромить восставших. Война под руководством Болотникова началась в районе Путивля, крестьянские войны 1670-1671 гг. и 1707-1708 гг.- на Дону, крестьянская война под руководством Пугачева - на Яике. По мере укрепления позиций феодалов в юго-западных областях страны район начала крестьянских войн постепенно сдвигался к востоку.
Обширность территории страны и наличие слабозаселенных местностей вдоль ее границ давало русским крестьянам большие возможности ухода от помещиков, чем в Западной Европе. Известный специалист по истории феодализма Б. Ф. Поршнев связывает начало полосы крестьянских войн и восстаний в странах Европы с прекращением массовых уходов крестьян от феодалов. Если уход был затруднен или запрещен, то крестьянам в борьбе с феодалами приходилось прибегать к крайнему средству - восстанию. Поэтому «...значительно раньше, чем на континенте Европы, еще в XI -XII вв., крестьянские восстания начались в Англии и в скандинавских странах, где само островное или полуостровное положение ставило естественные пределы размаху кре^ стьянских переселений»16. Для континентальных стран Западной Европы эпоха крестьянских восстаний началась позже, с XIV в., а для России «...только во второй половине XVI в.- именно потому, что здесь возможности ухода были неизмеримо больше и эксплуатация в связи с этим возрастала медленнее» 17. Вероятно, в данном случае особенности географической среды в России "Дей-
ствительно способствовали более медленному росту степени эксплуатации и более позднему наступлению полосы крестьянских восстаний и войн, чем в Западной Европе.

Старый сруб, покрытый дранью Мазанка, околица

Уклад жизни крестьян менялся также очень медленно. Трудовой день по-прежнему начинался рано: летом с восходом солнца, а зимой задолго до рассвета. Основой сельской жизни был крестьянский двор, состоявший (за не­большим исключением) из большого семейства, где родители жили под одной крышей с женатыми и неженатыми сыновьями, незамужними дочерьми.

Чем крупнее был двор, тем легче ему было справляться в краткий, четырёх-шестимесячный период, отведённый природой средней полосы на про­изводство полевых работ. Такой двор содержал больше скота, мог возделать больше земли. Спаянность хозяйства основывалась на совместном труде под руководством главы семейства.

Крестьянские строения состояли из небольшой и низкой по высоте де­ревянной избы (в простонародье называли «хатами»), амбара, скотного сарая, погреба, гумна и бани. Последние были не у всех. Часто топили бани по очере­ди с соседями.

Избы рубились из брёвен, в лесных районах крыши были покрыты дра­нью, а в остальных чаще соломой, что являлось причиной частых пожаров. В здешних местах они были опустошительны из-за того, что крестьяне не име­ли вокруг домов садов или деревьев, как в южных районах Черниговской гу­бернии. Поэтому огонь распространялся быстро от строения к строению.

В уездах Брянского края, относящихся тогда к Черниговской губернии, можно было встретить мазанки - тип дома, характерный для Малороссии. Они были с трубой, но без полов. Стены такого дома состояли из деревянного каркаса (тонкие ветки) или сырцового кирпича и обмазывались глиной как с внешней, так и с внутренней стороны, а затем покрывались известью.

В большинстве крестьянских жилищ на протяжении всего XIX века про­должали отсутствовать печи с трубой. Дело было не только и даже не столько в сложности их изготовления.

С. Виноградов. В избе.

А.Г. Венецианов. Гумно

Многие крестьяне были убеждены, что «чёрная», или курная (без тру­бы) изба суше белой (с трубой). В «чёрной» избе вверху было прорублено окно для выхода дыма. Дополнительно, когда затопится печь, отворялась дверь или окно. Приток свежего воздуха очищал атмосферу тесного жилища, в котором находилась не только большая крестьян­ская семья, но и часто телёнок или ягня­та, которых надо было некоторое время после рождения держать в тепле. Однако при этом стены таких изб, одежда людей постоянно были покрыты копотью.

Внутреннее убранство избы не отличалось разнообразием. Напротив двери в одном углу находилась печь, в другом - сундук или ящик, над которым размещались полки с посудой. Печь редко выкладывалась из кирпича из-за его дороговизны. Чаще её изготавливали из глины, делая свод на деревянных обручах, которые затем после высыхания выжигали. Несколько десятков обо­жженных кирпичей использовали только на поверхности крыши для выкла­дывания трубы.

В противоположном от печи, восточном углу - образа и стол. От печи по стене был сделан помост, служивший вместо кровати, а вдоль остальных стен располагались лавки. Пол редко был дощатым, а чаще земляным. Печь с трубой или без неё делалась так, чтобы обязательно было теплое место, на котором могло поместиться несколько человек. Это было необходимо для вы­сушивания одежды и обогрева людей, целый день вынужденных проводить на холоде, в слякоти.

Впрочем, в избе все члены семейства собирались только в самое холод­ное зимнее время. Летом мужчины ночевали в поле при лошадях, осенью до сильных холодов, пока продолжалась молотьба, на гумне, под овином.

Кроме избы, на кре­стьянском дворе были не от­апливаемые клети или ам­бары. Здесь хранили ткани, одежду, шерсть; самопрялки, а также съестные припасы и хлеб. До наступления зимних холодов здесь же жили же­натые члены семейства или незамужние дочери. Число клетей зависело от достатка и наличия молодых семей. Су­хое зерно и картофель многие крестьяне хранили в специ­альных земляных ямах.

Хлев или сараи для ско­та чаще всего строились без больших затрат на материа­лы: из тонких брёвен и даже в виде плетня с большим ко­личеством отверстий. Корм для скота укладывался вдоль стены и служил одновремен­но подстилкой. Свиньи редко размещались в отдельных по­мещениях и просто бродили по двору, куры находились в сенях, на чердаках и в избе. Водоплавающие утки и гуси чаще разводились в тех деревнях и сёлах, которые стояли у озёр и рек.

В питании крестьяне довольствовались тем, что производилось в соб­ственном хозяйстве. В будни пища приправлялась салом или молоком, а на праздничные дни была припасена ветчина или колбаса, курица, поросёнок или баран. В муку для приготовления хлеба добавляли мякину. Весной многие крестьяне питались щавелем и другой зеленью, разваривая её в свекольном рассоле или приправляя квасом. Из муки приготавливался суп, называемый «кулешом». Хлеб в это время пекли только зажиточные крестьяне.

По оставленному описанию крестьянская одежда также по-прежнему изготавливалась дома. У мужчин главная её часть зи­пун (кафтан] из домашнего сукна длиной до колен, ру­баха из домашнего холста, войлочные ермолки на голо­ве, а зимой бараньи шапки с ушами и суконным верхом.

У женщин одежда изготавливалась из того же материала, а отличалась особым покроем. Выходя на улицу, надевали суконную распашную кофту (свитку], под которой зимой была надета шубка. Свитки были преимуще­ственно белого цвета. Женщины также носили поневу, т. е. кусок шерстяной цветной ткани с холщовым передником. Длинные шубы встречались редко. В обычные дни голову повязывали холщовым платком, в праздники - цветным.

Жизнь в таёжной зоне требует от человека сверхнапряжённого труда, выносливости и закалки. Даже самый бедный человек должен обладать в этом климате теплым полушубком и жить в теплонатопленном доме. Питание в холодном климате тайги не может быть полностью вегетарианским, оно требует высококаллорийной пищи. Но хороших пастбищных угодий в тайге мало, и приурочены оны почти исключительно к поймам рек и озёр. А они в первую очередь какраз предназначались для земледельческого освоения. Почвы лесов - позолистые и дерново-подзолистые - мало плодородны. Урожай не давал возможности жить за счет земледелия, поэтому. наряду с земледелием, таёжный крестьянин должен был ещё заниматься рыболовством и охотой. Летом промышляли боровую дичь(крупную таёжную птицу), собирали грибы, ягоды, дикий чеснок и лук, занимались бортничеством (сбор мёда диких лесных пчёл). Осенью заготавливали мясо и готовились к новому охотничьему сезону.

Охота на таёжного зверя очень опасна. Всем известно какую угрозу для человека представляет медведь, считавшийся хозяином тайги. Менее известна, но не менее опасна охота на лося-сохатого. Не зря в тайге ходит поговорка: "На медведя иди - постель стели, на сохатого иди - доски (на гроб) теши". Но добыча оправдывала риск.

Тип усадьбы, внешний облик жилой части дома и хозяйственных дворовых построек, планировка внутреннего пространства, мебелировка дома - всё это определялось природно-климатическими условиями.

Главным подспорьем в таежной жизни служил лес. Он давал всё : топливо, строительный материал, обеспечивал охотой, приносил грибы, съедобные дикорастущие травы, плоды и ягоды. Из леса строился дом, деревянным срубом выстраивался колодец. Для северных лесистых районов с холодной зимой были характерны деревянные рубленные дома с висячим подпольем или подизбицей, предохраняющим жилое помещение от промерзшей земли. Двускатные крыши (для того чтобы не накапливался снег) покрывались тесом или дранкой, деревянные наличники окон было принято украшать резным орнаментом. Преобладала трёхкамерная планировка - сени, клеть или ренка (в которых хранилось домашнее имущество семьи, а летом жили семейные пары) и жилое помещение с русской печью. Вообще печь являлась важным элементом в русской избе. Сначала печь каменка, позднее глинобитная, без дымохода("чёрная"), заменилась русской печью с дымоходом("белой").

Побережье Белого моря: зима здесь холодная, ветряная, зимние ночи длинные. Зимой выпадает много снега. Лето прохладное, зато день летний длинный, а ночи короткие. Здесь говорят: "Заря зорю догоняет". Вокруг тайга, поэтому дома из бревен. Окна дома смотрят на юг, и на запад, и на восток. Зимой в дом должен попадать солнечный свет, ведь день такой короткий. Вот и "ловят" окна солнечные лучи. Окна дома находятся высоко над землёй,во-первых, снега много, а во-вторых, у дома высокий подпол есть, где холодной зимой скот живет. Двор крытый, иначе снег завалит за зиму.

Для северной части России долинный тип расселения: селения, обычно небольшие, расположены по долинам рек и озёр. На водоразделах с пересеченным рельефом местности и в районах, удалённых от больших дорог и рек, преобладали селения со свободной застройкой дворов, без определённого плана, т. е. беспорядочная планировка селений.

А в степи сельские поселения - станицы, вытянутые, как правило, вдоль рек и болот, т. к. лето засушливое и важно жить у воды. Плодородные почвы - чернозёмы позволяют получать богатый урожай и дают возможность прокормить много людей.

Дороги в лесу очень извилистые, они обходят чащобы, завалы, болота. По прямой через лес идти ещё длиннее будет - намучаешься по чащебам, да бугоркам лазать, а то и в болото угодить можно. Густые заросли ельника с буреломом легче обойти, легче обоити и холм. У нас и поговорки такие есть: "Только вороны прямо летают", "Лбом стену не прошибёшь" и "Умный в гору не пойдет, умный гору обойдёт".

Образ Русского Севера создаёт в основном лес - у местных жителей издавна в ходу поговорка:" 7 ворот до небес, да всё лесом" и вода. Эта сила вдохновила людей на творчество своей красотой:

Не даром средь таких широт

Под стать простору и народ

Любую даль не чтит далекой

Он весь в тебя родная ширь,

Широкоплечий богатырь.

С душой, как ты сама, широкой!

Климатические условия оказали огромное влияние на формирование древнерусской одежды. Суровый и холодный климат - длительная зима, сравнительно прохладное лето - обусловили появление закрытых тёплых одежд. Основными видами изготовляемых тканей были льняные ткани (от грубого холста до тончайших полотен) и домотканная шерсть грубой выделки - сермяга. Не даром пословица такая есть: " Во все чины производили, на престол посадили" - льняное бельё носили все сословия, от крестьян до царствующих особ, ибо нет ткани, как сейчас говорят, гигиеничней, нежели льняное полотно.

Судя по всему в глазах наших пращуров никакая рубаха не могла сравниться с льняной, и удивляться тут нечему. Зимой льняная ткань хорошо согревает, а летом даёт телу прохладу. Знатоки народной медицины утверждают. что льняная одежда охраняет человеческое здоровье.

Традиционная пища: горячие жидкие блюда, согревающие зимой человека изнутри, крупяные блюда, хлеб. Некогда преобладал ржаной хлеб. Рожь - это культура дававшая высокие урожаи на кислых и подзолистых почвах. А в лесостепной и степной зонах выращивали пшеницу, т. к. она более требовательна к теплу и плодородию.

Вот как многогранно влияют природные условия на жизнь русского народа.

Менталитет народа - составная часть национальной культуры. Изучение народного менталитета необходимо для понимания взаимосвязи природы, истории, культуры и социума на определённой территории.

Изучение менталитета русского народа помогает найти правильные подходы к пониманию многих проблем в сере социально-экономического и внутриполитического строительства, предвидеть в общих чертах будущее нашей Родины.

Человек является частью географической среды и зависит от неё. В качестве пролога к изучению этои зависимости привожу слова М. А. Шолохова: "Сурово, нетронуто, дико - море и каменный хаос гор. Ничего лишнего, ничего искуственного и люди под стать природе. На трудящегося человека - рыбака, крестьянина, эта природа наложила печать целомудренной сдержанности.

Детально изучив закономерности природы, мы сможем понять и закономерности поведения человека, его характер.

И. А. Ильин:" Россия поставила нас лицом к лицу с природой, суровой и захватывающей, с холодной зимой и раскалённым летом, с безнадежною осенью и бурною, страсною весной. Она погрузили нас в эти колебания, заставила жить нас всей её властью и глубиной. Именно столь протеворечив русский характер".

С. Н. Булгаков писал о том, что континентальность климата (амплитуда температуры в Оймяконе доходит до 104*С), вероятно повинна в том, что русский характер такой противоречивый, жажда абсолютной свободы и раба покорность, религиозность и атеизм - эти свойства непонятны европейцу, создают России ореол таинственности. Для нас самих Россия остается неразгаданной тайной. Ф. И. Тютчев сказал о России:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить,

У ней особенная стать -

В Россию можно только верить.

На менталитете русского народа сильно отразилась и суровость нашего климата. Проживая на территории, где зима длится около полугода, русские выработали в себе огромную силу воли, упорство в борьбе за выживание в условиях холодного климата. Низкая температура втечение большей части года повлияла и на темперамент нации. Русские более меланхоличны и медлительны, чем западноевропейцы. Им приходится сохранять и аккумулировать свою энергию, необходимую для борьбы с холодом.

Суровые российские зимы оказали сильное влияние на традиции русского гостеприимства. Отказать путнику в крове зимой в наших условиях - означает обречь его на холодную смерть. Поэтому гостеприимство воспринималось русскими как сама собою разумеющаяся обязанность. Суровость и скупость природы научили русского человека быть терпеливым и послушным. Но ещё большее значение имела упорная, непрерывная борьба с суровой природой. Русским приходилось заниматься и всякого вида ремеслом. Этим объясняется практическая направленность их ума, ловкость и рациональность. Рационализм, расчетливый и прагматичный подход к жизни не всегда помогает великороссу, так как своенравие климата порой обманывает даже самые скромные ожидания. И, привыкнув к этим обманам, наш человек предпочитает порой очертя голову самое что ни на есть безнадежное решение, противопоставляя капризу природы капрз собственной отваги. Эту наклонность дразнить счастье, играть в удачу В. О. Ключевский назвал "великорусским авосем". Недаром возникли пословицы "Авось да небось - родные братья, оба лежни" и "Авоська парень добрый;или выручит или выучит".

Жить в таких непрдсказуемых условиях, когда результат труда зависит от капризов природы, можно только с неисчерпаемым оптимизмом. В рейтинге национальных черт характера, это качество у россиян на первом месте. Оптимистами объявили себя 51% российских респондентов, а пессимистами только 3%. В остальной Европе среди качеств победило постоянство, предпочтение стабильности.

Русскому человеку нужно дорожить ясным рабочим днём. Это заставляет нашего крестьянина спешить усиленно работать, чтобы сделать многое в короткое время. Ни один народ в Европе не способен к такому напряженному труду на короткое время. У нас даже такая пословица есть:"Летний день год кормит". Такое трудолюбие присуще пожалуй только русским. Вот как многогранно влияет климат на русский менталитет. Не меньшее влияние имеет ландшафт. Великороссия со своими лесами, топкими болотами на каждом шагу представляла поселенцу тысячу мелких опасностей, затруднений и неприятностей, среди которых надо было найтись, с которыми приходилось поминутно бороться. Пословица:"Не суйся в воду не зная броду" тоже говорит об осторожности русских людей, к которой приучила их природа.

Своеобразие русской природы, её капризы и непредсказуемость отразилась на скаде ума русских, на манере его мышления. Житейские неровности и случайности проучили его больше обсуждать пройденный путь,чем соображать дальнейший, больше оглядываться назад, чем заглядывать вперёд. Он выучился больше замечать следствие, чем ставить цели. Это умение и есть то что мы называем задним умом. Такая известная пословица, как: "Русский мужик задним умом крепок" подтверждает это.

Прекрасная русская природа и равнинность росийских ландшафтов приучили народ к созерцанию. По мнению В. О. Ключевского,"В созерцании наша жизнь, наше искусство, наша вера. Но от чрезмерной созерцательности души становятся мечтательными, ленивыми, безвольными, нетрудолюбивыми". Осмотрительность, наблюдательность, вдумчивость, сосредоточенность, созерцательность - это те качества, которые были воспитаны в русской душе российскими ландшафтами.

Но интересно будет анализировать не только положительные черты русского народа, но и отрицательные. Власть шири над русской душой порождает и целый ряд русских " недостоинств ". С этим связаны русская лень, беспечность, недостаток инициативы, слабо развитое чувство ответственности.

Русская лень, её называют обломовщиной, распространена во всех слоях народа. Мы ленимся выполнять работу не строго обязательную. Частично обломовщина выражена в неточности, опаздывании (на работу, в театр, на деловые встречи).

Видя бесконечность своих просторов, русский человек считает эти богатства бесконечными и не бережёт их. это порождает в нашем менталитете бесхозяйственность. Нам кажется, что у нас всего много. И, далее, в своей работе " О России" Ильин пишет: "От чувства что наши богатства обильны и щедры, в нас разлита некая душевная доброта, некое неограниченное, ласковое добродушие, спокойствие, открытость души, общительность. всем хватит и ещё Господь пошлёт". В этом кроются корни русского великодушия.

"Природное" спокойствие, добродушие и великодушие русских удивительным образом совпали с догмами христианской морали. Смиренность в русском народе и от церкви. Христианская мораль, веками державшая всю российскую государственность, сильно повлияла на народный характер. Православие воспитало в великороссах духовность, всепоощряющую любовь, отзывчивость, жертвенность, душевную доброту. Единство Церкви и государства, ощущение себя не только подданным страны, но и частицей огромной культурной общности взрастило у россиян необыкновенный патриотизм, доходящий до жертвенного героизма.

Всесторонний геограический анализ этнокультурной и природной среды позволяет сегодня раскрыть важнейшие особенности менталитета любого народа и проследить этапы и факторы его формирования.

Заключение

В своей работе я анализировала многообразие черт характера русских людей и выяснила, что это напрямую связано с географическими условиями. Естественно, как и в характере любого народа, в нём есть как положительные, так и отрицательные качества.

Также с природными условиями связаны особенности жизни и быта русского народа. Я выяснила влияние климатических условий на тип расселения, устройство жилища, формирование одежды и пищи русских людей, а также значение многих русских пословиц и поговорок. И самое главное - показала отражение реального мира через культурную среду людей, т. е. выполнила свою задачу.

Средневековая Европа сильно отличалась от современной цивилизации: территория ее была покрыта лесами и болотами, а люди поселялись на пространствах, где смогли вырубить деревья, осушить топи и заняться земледелием. Как жили крестьяне в Средние века, чем питались и занимались?

Средневековье и эпоха феодализма

История Средних веков охватывает период с V по начало XVI век, вплоть до наступления эпохи Нового времени, и относится в основном к странам Западной Европы. Для этого периода характерны специфические особенности жизни: феодальная система взаимоотношений между землевладельцами и крестьянами, существование сеньоров и вассалов, доминирующая роль церкви в жизни всего населения.

Одна из главных особенностей истории Средних веков в Европе — существование феодализма, особого общественно-экономического уклада и способа производства.

В результате междоусобных войн, крестовых походов и других военных действий, короли одаривали своих вассалов землями, на которых те строили себе поместья или замки. Как правило, дарилась вся земля вместе с живущими на ней людьми.

Зависимость крестьян от феодалов

Богатый сеньор получал во владение все окружающие замок земли, на которых располагались деревни с крестьянами. Практически все, чем занимались крестьяне в Средние века, облагалось налогом. Бедные люди, возделывая землю свою и его, платили сеньору не только дань, но также за использование разных приспособлений для обработки урожая: печи, мельницы, пресса для давки винограда. Налог они отдавали натуральными продуктами: зерном, медом, вином.

Все крестьяне находились в сильной зависимости от своего феодала, практически они работали на него рабским трудом, питаясь тем, что оставалось после выращивания урожая, большую часть из которого отдавалась своему господину и церкви.

Между вассалами периодически происходили войны, во время которых крестьяне просили о защите своего хозяина, за что они вынуждены были отдавать ему свой надел, а в будущем становились полностью зависимыми от него.

Деление крестьян на группы

Чтобы понять, как жили крестьяне в Средние века, нужно разобраться во взаимоотношениях между феодалом и бедными жителями, которые проживали в деревнях на прилегающих к замку территориях, обрабатывали земельные участки.

Орудия труда крестьян в Средние века в поле были примитивными. Самые бедные боронили землю бревном, другие — бороной. Позже появились косы и вилы, сделанные из железа, а также лопаты, топоры и грабли. С IX века на полях стали применять тяжелые колесные плуги, на легких почвах использовали соху. Для уборки урожая предназначались серпы и цепи для обмолота.

Все орудия труда в Средневековье оставались неизменными многие столетия, ведь у крестьян не было денег для приобретения новых, а их феодалы были не заинтересованы в усовершенствовании условий труда, их волновало только получение большого урожая с минимальными затратами.

Недовольство крестьян

История Средневековья отличается постоянным противостоянием между крупными землевладельцами, а также феодальными взаимоотношениями богатых сеньоров и обнищавшего крестьянства. Это положение сформировалось на руинах античного общества, в котором существовали рабство, ярко проявившееся в эпоху Римской империи.

Достаточно тяжелые условия того, как жили крестьяне в Средние века, лишение их земельных наделов и имущества, часто вызывали протесты, которые выражались в разных формах. Некоторые отчаявшиеся бежали от своих хозяев, другие устраивали массовые бунты. Восставшие крестьяне почти всегда терпели поражение из-за неорганизованности и стихийности. После таких бунтов феодалы стремились закреплять размеры повинностей, чтобы остановить их бесконечный рост и уменьшить недовольство бедных людей.

Конец эпохи Средневековья и рабской жизни крестьян

По мере роста экономики и появления производства к концу эпохи Средневековья произошел промышленный переворот, многие жители деревень стали переезжать в города. Среди бедного населения и представителей других сословий начали преобладать гуманистические взгляды, которые считали личную свободу для каждого человека важной целью.

По мере отказа от феодальной системы пришла эпоха, названная Новым временем, в которой уже не было места устаревшим взаимоотношениям между крестьянами и их сеньорами.

Человек во время Средневековья был намного ближе к природе, чем мы сей-час. Однако ошибочно было бы считать, что отношения человека и природы были гармоничными. Природа часто вынуждала человека чувствовать свою слабость. Запасы в амбаре крестьянина или феодала, от которых зависела их жизнь, факти-чески определялись волей природы. Дожди с градом, засухи или наводнения, ураганы или заморозки были предвестниками болезней, страданий, гибели. Поэтому зависимость средневекового человека от природно-климатических условий была чрезвычайно большой.

В средние века климат в Европе был нестабильным: то холодало, то теплело. Считается, что в XI в. климат континента напоминал современный. Правда, иногда температура поднималась и выше. В XIII—XIV вв. произошло резкое похолода-ние. Поэтому на севере Европы часто случались неурожаи. Наблюдая за резкими перепадами климата, средневековые летописцы постоянно выражали опасение о наступлении конца света.

В раннем Средневековье благополучие человека во многом определялось воз-можностью пользоваться лесными богатствами. Как сказал французский историк М. Блок, лес сопровождал крестьянина «от колыбели до гроба». Лес был основным строительным материалом, давал свет и тепло, из дерева изготовляли орудия тру-да, предметы ремесла и быта. Однако лес и всё, что в нём, принадлежало сеньору. Крестьяне могли собирать разве что хворост, а ещё плоды и ягоды. Кроме того, в лесу поселялись монахи-отшельники, чтобы маниться и бороться с искушениями. Леса были местами приключений странствующих рыцарей. Иногда в лесах скры-вались разбойники, нападая на путников и грабя их. Следовательно, кому-то лес был убежищем, а кого-то там подстерегала смертельная опасность.

Рубеж VIII-IX вв. Из «Капитулярия о поместьях» Карла Великого Материал с сайта

Чтобы леса и заповедные чаши наши хорошо охранялись; и если где будет удобное место для расчистки, расчищали бы и полям зарастать лесом не давали; а где должны быть леса, никак не допускать их вырубать и уничтожать; зверей же в заповедных чащах наших пристально охранять; заботиться также о соколах и ястребах для нашего дела; но оброки, надлежащие за это, старательно собирать. Управители, а также старо-сты и люди их, если будут гонять свиней на выпас в наш лес, пусть сами первыми платят надлежащую десятину, подавая нам добрый пример, чтобы потом и другие люди их десятину платили полностью.

В эпоху Средневековья влияние человека на природу носило стихийный характер, но его последствия были существенными и непредсказуемыми.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • средневековье влияние человека на природу
  • зависимость человека от природы в средние века
  • влияние человека на природу средневековье
  • охранялась ли природы в средневековье
  • средневековье. взаимоотношения человека и природы