Проблема влияния учителя на ученика. Аргументы из литературы и жизни

Уму-разуму и наставить на путь истинный?! Учитель - это тоже по-своему герой, от которого зависит будущее страны. Проблема влияния учителя на ученика, аргументы которой будут представлены в статье, покажет, насколько работа учителя способна менять жизни людей.

В далеком ауле

Говоря о таком понятии, как проблема влияния учителя на ученика, аргументы, что ее хорошо опишут, можно найти в произведениях литературы. Например, в повести «Первый учитель» Чингиз Айтматов рассказывает об одном человеке, который, не имея никакого образования и с трудом читая по слогам, решает идти против системы и создает в ауле школу. Одной из его учениц была девчушка по имени Алтынай. После смерти родителей она жила у родственников, от которых редко можно было услышать доброе слово, что было бы адресовано ей. От своего учителя она впервые узнала, что такое доброта. Позже бывшая ученица говорила, что он сделал невозможное - открыл перед детьми, ничего не видевшими в жизни, целый мир. Благодаря этому человеку Алтынай смогла учиться в интернате, поступить в университет и стать доктором философских наук.

Все на благо детей

В этом примере достаточно точно обозначена проблема влияния учителя на ученика. Аргументы из литературы часто акцентируют внимание на том, что учителя меняют жизни детей к лучшему. Вопреки правилам разрешают играть на деньги, чтобы ребенку было на что жить (Валентин Распутин «Уроки французского»). Жертвуют жизнями ради своих учеников (Василий Быков «Обелиск»). Простыми словами похвалы вселяют веру в свои силы, что открывает перед учениками большое будущее (А.И. Куприн «Тапёр»).

Нелегко рассматривать такой вопрос, как проблема влияния учителя на учеников. Аргументы по этой проблеме всегда выглядят как две стороны медали. С одной стороны, учитель дарит знания и открывает дверь в светлое будущее, но с другой - может воспитать в ученике отрицательные качества характера.

Вспомнить хотя бы строки Пушкина из «Евгения Онегина», где рассказывается об учителе французского языка главного героя. Он не был особенно строгим, давал лишь поверхностные знания, чтобы ребенок сильно не утруждался, водил мальчика гулять в сад и время от времени говорил, что хорошо, а что плохо. В итоге он научил относиться к жизни беспечно и потребительски, брать от мира все, но не напрягаться, чтобы отыскать свое место в жизни.

Можно найти множество примеров в романах и книгах, но не меньше историй можно услышать из реальной жизни.

Истории из жизни

В реальности, особенно сегодняшней, учителей, в частности строгих, дети чаще ненавидят и критикуют, нежели прислушиваются к их советам. Конечно, можно привести примеры учителей, которые пренебрежительно относятся к своим обязанностям. Но все равно хороших учителей большинство.

Итак, проблема влияния учителя на ученика. Аргументы из жизни можно представить историей, которую рассказал однажды Виктор Астафьев. В одной из публикаций он написал о своем учителе по русскому языку, Рождественском Игнате Дмитриевиче.

Виктор Астафьев вспоминает, как учитель вводил их в экскурс по русскому языку, рассказывая забавные и запоминающиеся истории. Но он был очень строгим во всем, что касалось оценок. Виктор говорит, что впервые, когда учитель похвалил его за сочинение, у него появилось желание творить и писать еще лучше. Похвала от такого строгого к оценкам человека много значила для учеников. Если кто-то вместо обычного, учительского «Недоросль» слышал «Молодец!», это говорило, что он действительно хорошо постарался и все его усилия не были напрасными.

Проблема взаимоотношений

Когда рассматривается проблема влияния учителя на ученика, аргументы могут многое рассказать. Однако они не всегда отображают трудности взаимоотношений. Нередко можно столкнуться с ситуацией, когда одних учителей забывают сразу же по окончании школы, а других помнят всю жизнь. Здесь все зависит от преданности учителя своему делу. Если он любит свой предмет, рассказывает не только скудную школьную программу, но и множество других интересных фактов из реальной жизни, подбадривает учеников и пытается донести свои знания каждому, вне зависимости от личных предпочтений и предрассудков, тогда и ученики будут его уважать, а уроки запомнят на долгое время.

Но в ситуации, когда учитель - это профессия, а не призвание и страсть, тогда ученики будут пренебрегать его уроками. А сам наставник станет для них просто еще одной безликой тенью школьного прошлого.

Проблема влияния учителя на ученика, аргументы которой представлены в публикации, будет актуальной в любое время. Ведь учитель - это тот, кто за руку вводит нового человека в мир, где тому предстоит жить. И только от его влияния и воспитания зависит, каким впоследствии окажется этот новый человек: станет он очередным Онегиным или превратится в выдающегося ученого. Все зависит от работы учителя.

Сочинение по тексту:

Почему одни люди любят читать, a другие - нет? Почему одни помнят своих учителей всю жизнь, а другие забывают почти сразу же, оставив порог школы? На эти вопросы можно найти ответы в тексте Ф. Искандера. Рассказывая о своем школьном прошлом, автор отмечает, что учителя литературы Александру Ивановну ученики любили и понимали, а учителя, пришедшего на замену, не воспринимали никак. Все это происходило потому, что Александра Ивановна была предана своему делу, сама любила литературу и умела раскрыть красоту и мудрость русского слова. Эта искренняя любовь передалась и детям.

Проблема хорошего учителя, неформально относящегося к своему предмету, сегодня актуальна как никогда. Но и в былые времена ей уделялось немало внимания, и русская литература тому свидетельство. Возьмем, к примеру, А.С. Пушкина. В повести «Капитанская дочка. им вырисован француз Бопре, который «в отечестве своем был парикмахером, потом в Пруссии солдатом, потом приехал в Россию pour кtre outchitel, не очень понимая значение этого слова». Понятно, что Бопре стал учителем случайно, волею судеб, особого рвения и старания к воспитанию Пети Гринева не прилагал, поэтому ни о какой любви к предмету, а тем более учителю не могло идти речи. А малограмотный дядька Савельич вызывал у Гринева уважение и признательность, потому что он учил барина жизни, учил, как беречь честь смолоду. Да и в судьбе самого Пушкина няня Арина Poдионовна Яковлева сыграла большую роль, чем гувернеры и учителя: именно она привила поэту «любовь к отеческим гробам», «к преданьям старины глубокой» и русским народным сказкам. Всю жизнь Пушкин отзывался о ней нежно и ласково, подчеркивая любовь не только к русской
женщине, но и ко всему русскому народу с его мудростью, поэтичностью, искренностью.

Любовь порождает только любовь. Она в детстве формирует лучшие человеческие качества и правильное отношение к миру. Именно об этом говорится в первой книге «Детство» трилогии Л.Н. Толстого. Создавая образ учителя Карла Ивановича, автор постоянно подчеркивает профессионализм и мастерство педагога. И если в классной комнате Карл Иванович был строгим и требовательным, то вне занятий он всегда был добрым и участливым человеком. Николенька Иртеньев это прекрасно понимал, поэтому в каждой своей мелочной обиде на учителя старался искренне раскаяться. Называя Карла Ивановича «милым стариком», Николенька отвечает именно той любовью, которая выросла из любви
учителя к ребенку.

Через сто лет В. Распутин в повести «Уроки французского» B образе Лидии Михайловны изобразил не только профессионала, но и чуткого, понимающего, не безразличного к судьбе каждого ребенка учителя. Чего только не придумывала Лидия Михайловна, чтобы накормить вечно голодного деревенского мальчика, привезенного в райцентр на учебу! А когда была застигнута директором за непозволительным занятием - играла «в пристенок», чтобы мальчик «выиграл» немного денег, - была уволена. Она навсегда уехала на Кубань, но главный герой никогда ее не забудет. И не потому, что Лидия Михайловна присылала ему макароны и яблоки, нет, а за то, что приняла живое участие в его судьбе.

Быть учителем - нелегкая задача. Быть хорошим учителем - это счастье и для учителя, и для учеников. Потому что из любви к предмету (не обязательно к литературе) прорастает любовь к тем, кто этим предметом овладевает. И ученики в знак благодарности за труд, за интерес, за самоотверженность платят тем же - любовью. Счастливы те, у кого были в жизни такие учителя.

Текст Ф. Искандера:

(1)Александра Ивановна… (2)Может быть, любовь к первой учительнице, если вам на нее повезло, так же необходима и естественна, как и первая любовь вообще?

(3)Вспоминая свои чувства к Александре Ивановне, я думаю, что в моей любви к ней каким-то образом нераздельно слились два чувства - любовь к ней именно, такому человеку, каким она была, и любовь к русской литературе, которую она так умело нам раскрывала.

(4)Она почти каждый день читала нам что-нибудь из русской классики или несколько реже что-нибудь из современной, чаще всего антифашистской литературы.

(5)Осталось в памяти чтение. «Капитанской дочки» Пушкина, как минуты сладчайших переживаний. (6)Если в области духа есть чувство семейного уюта, то я его впервые испытал во время чтения этой книжки, когда в классе стояла мурлыкающая от удовольствия тишина.

(7)Помню, Александра Ивановна заболела, и ее три дня заменяла другая учительница. (8)На последнем уроке она пыталась продолжать чтение «Капитанской дочки», но как только мы услышали ее голос, нас охватили ужас и отвращение.

(9)Это было совсем, совсем не то! (10)Видно, она и сама это почувствовала, да и ребята в классе расшумелись с какой-то искусственной злой дерзостью. (11)Она закрыла книгу и больше не пыталась нам ее читать.

(12)Сейчас трудно сказать, почему мы с такой силой почувствовали чужеродность ее чтения. (13)Конечно, тут и любовь к нашей учительнице, и привычка слышать именно ее голос сказались. (14)Но было и еще что-то. (15)Этим препятствием была сама временность пребывания этой учительницы с нами. (16)Книга нам рассказывала о вечном, и сама Александра Ивановна воспринималась как наша вечная учительница, хотя, конечно, мы понимали, что через год или два ее у нас не будет. (17)Но мы об этом не задумывались, это было слишком далеко.

(18)Недавно, читая записки Марины Цветаевой «Мой Пушкин», я вспомнил наши чтения «Капитанской дочки» и удивился несходству впечатлений. (19)Мятежную душу будущего поэта поразил в этой книге Пугачев, он показался ей таинственным, заманчивым, прекрасным. (20)Меня же, как сейчас помню, больше всего поражал и радовал в этой книге Савельич. (21)Не только меня, я уверен, и весь класс.

(22)В образе Савельича Пушкин устроил себе пир, который не всегда мог позволить себе в жизни. (23)Тут преданность выступает во всех обличиях. (24)Величайшее чувство, красоту которого Пушкин столько раз воспевал в стихах. (25)И вот эта идея преданности с неожиданной силой погружала нас в свой уют спокойствия и доверия. (26)Идея преданности самой идее, которая, по-видимому, из-за отсутствия других воплощений высоких человеческих страстей развивалась в нас с трагической (о чем мы не ведали), а иногда и уродливой (о чем мы тем более не ведали) силой.

(27)Может быть, именно поэтому чтение «Капитанской дочки» производило тогда такое сладостное, такое неизгладимое впечатление. (28)Именно поэтому мы оттолкнули (чуть-чуть уродство) попытку другой учительницы продолжать чтение Александры Ивановны.

По Ф. Искандеру

Кажется, я был в пятом классе, когда у нас появилось сразу несколько новых молодых учителей, только что вышедших из университета. Одним из первых появился Владимир Васильевич Игнатович - учитель химии.



Сочинение

На начальном этапе взросления личности важно, чтобы рядом находился мудрый, добрый, отзывчивый, понимающий человек, способный с умом передать свой жизненный опыт. В данном тексте В.Г. Короленко поднимает проблему влияния учителя на учеников.

Обращаясь к теме, рассказчик приводит пример историю из своей школьной жизни, в которой важную роль сыграл молодой учитель, к тому моменту недавно вышедший из университета. Автор делает акцент на том, что с самого начала своей практики Игнатович обращался с учениками вежливо, старательно выполнял свою работу, выказывая пренебрежение к отметкам и в целом к привычной структуре проведения уроков, чем, конечно, вызывал негодование учеников - они то привыкли к грубости и требовательности. Рассказчик обращает наше внимание на то, что поначалу в ответ на такое отношение «класс почти перестал учиться», уроки проходили шумно и, несмотря на тактичность и вежливость нового преподавателя, имели место быть конфликты между учениками и учителем, которые, к удивлению многих, не выходили за пределы класса. Один из таких конфликтов автор приводит в пример, обращая наше внимание на то, что дети стали привыкать к вежливости, чуткости и уважению и сами стали проявлять подобное отношение к людям. Заруцкий, несправедливо оклеветав Игнатовича и получив заслуженный упрек со стороны всего класса, прилюдно извинился перед преподавателем, что образовало новую ступень в отношениях между учениками и учителям.

В.Г. Короленко считает, что уважительное отношение со стороны учителя создает условия для формирования в характере учеников наилучших качеств. К ним относится и способность к объективной оценке своего поведения по отношению к обществу, и нужда к честным, совестливым поступкам, не зависящим от внешнего давления. Учитель самой своей личностью, манерой поведения и речи способен влиять на формирование характера у учеников.

Я полностью согласна с мнением автора и тоже считаю, что очень важную роль в формировании личности человека играет учитель. Своим примером, своим поведением, мировосприятием он способен изменить мировоззрение учеников и запрограммировать их на честность, порядочность, стремление к саморазвитию, самовоспитанию, на естественную потребность делать добро и уважительно относиться к людям.

В повести Ч. Айтматова «Первый учитель» мы знакомимся с историей девушки, учитель которой сыграл ключевую роль в становлении её личности. Алтынай описывает своего первого учителя, Дюйшена, как человека малограмотного, но способного дать детям нечто большее, чем стандартные знания – незаменимую поддержку, любовь и заботу. Дюйшен давал своему классу, никогда не бывавшему за пределами аила, видение другого мира, в холода переносил детей вброд через ледяную реку, и однажды даже смог поймать и наказать насильника Алтынай. В этом учителе не было формальности – он отдавал всего себя, весь свой жизненны опыт, все свои знания на благо будущего поколения, и это дало свои плоды. В конце произведения уже повзрослевшая Алтынай возвращается в Куркуреу, чтобы предложить людям назвать новую школу-интернат именем Дюйшена.

В рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского» также поднимается проблема влияния учителя на детей. Лидия Михайловна, учительница французского, узнав, что Володя терпит денежные трудности, приглашает его на дополнительные уроки французского, на которых пытается оказать мальчику помощь. Столкнувшись с гордостью Володи, Лидия Михайловна, забыв про педагогическую этику, садится играть с учеником на деньги с одной целью – проиграть во благо, за что позже терпит увольнение и уезжает на Кубань. Но даже после этого женщина продолжает помогать своему ученику, присылая ему посылки с продуктами. Эту незаменимую поддержку и заботу Володя не забыл и спустя долгое время. Лидия Михайловна оказала ключевое значение в формировании его личности, вложив в мальчика не только мысль о вредности азартных игр, но и умение быть добрым, порядочным и отзывчивым человеком.

Таким образом, можно сделать вывод, что учитель закладывает в своих учеников фундамент личности, необходимый базис, который является своеобразным толчком в новую, интересную, достойную жизнь. Поэтому важно ценить и уважать своих учителей даже после выпуска из школы.

Виды проблемы

Роль учителя в жизни подрастающего поколения

Аргументы

В.Астафьев «Фотография, на которой меня нет». «Сеятели разумного, доброго, вечного», - говорят об учителях. От них - всё лучшее в человеке. В русской литературе не раз писатели раскрывали образ учителя, отмечали его важную роль в жизни подрастающего поколения. «Фотография, на которой меня нет» - глава из повести Виктора Астафьева «Последний поклон».
В ней автор рисует события далеких тридцатых годов, вспоминает фрагмент собственной жизни, в котором описывает быт простых людей в далеком сибирском селе, которое взбудоражено важным событием - приездом фотографа. Благодаря учителю, быть увековеченным посчастливилось учащимся сельской школы. К несчастью, Витьке из-за болезни ног не удалось «засняться». Больше недели мальчик вынужден был находиться дома под опекой бабушки. Однажды мальчика навестил школьный учитель - принес готовую фотографию. В этом произведении мы видим, каким уважением и любовью пользовался этот приветливый человек в селе. И было за что! Учитель самоотверженно вносил культуру и образование в глухую деревню, был заводилой в деревенском клубе, на собственные деньги заказал мебель для школы, организовал сбор «утильсырья», в результате чего в школе появились карандаши, тетради, краски. Учитель никогда не отказывал в просьбе составить документы. Он был очень вежлив и доброжелателен со всеми. Люди благодарили за это: помогали дровами, простой деревенской едой, присматривали за ребенком. А еще мальчик вспоминает героический для учителя поступок: поединок с гадюкой. Таким и остался этот человек в памяти ребенка - готовым броситься вперед и оборонить своих учеников. И неважно, что дети не знали, как зовут учителей. Для них слово «Учитель» - уже само имя собственное. Важно, что учитель - человек, стремящийся облегчить и улучшить людскую жизнь. И хотя на старой фотографии нет автора, она дорога ему воспоминаниями о далеком детстве, о родных людях, жизнь которых и составляет историю нашего народа.

В.Распутин «Уроки французского». Каждый день мы ходим в школу, встречаем одних и тех же учителей. Одних из них мы любим, других - не очень, одних уважаем, других - побаиваемся. Но вряд ли кто-нибудь из нас до рассказа В. В. Распутина «Уроки французского» задумывался о влиянии личности определенного учителя на нашу дальнейшую жизнь. Главному герою рассказа очень повезло: в классные руководители ему досталась умная, отзывчивая женщина. Видя бедственное положение мальчика и вместе с тем - его тягу к знаниям, она постоянно предпринимает попытки помочь ему. То Лидия Михайловна пытается усадить своего ученика за стол и досыта накормить, то отправляет ему посылки с едой. Но все ее хитрости и старания пропадают даром, потому что скромность и чувство собственного достоинства главного героя не позволяют ему не только признаться в своих проблемах, но и принять подарки. Лидия Михайловна не настаивает - она уважает гордость, однако постоянно ищет новые способы помочь мальчику. В конце концов, имея престижную работу, которая не только хорошо ее кормит, но и дает ей жилье, учительница французского языка решается на «грех» - она втягивает ученика в игру на деньги, чтобы он имел возможность самостоятельно заработать на хлеб и молоко. К сожалению, «преступление» раскрывается, и Лидии Михайловне приходится уехать из города. И все же внимание, доброжелательное отношение, жертву, принесенную учителем ради помощи своему воспитаннику, мальчик не сможет забыть никогда и через всю свою жизнь пронесет благодарность за самые лучшие уроки - уроки человечности и добра.

А. Алексин «Третий в пятом ряду». Учительница Вера Матвеевна, размышляя о методах воспитания, вынуждена признать, что была неправа, стараясь воспитывать всех своих учеников одинаково: «Нельзя подавлять человека. Добро каждый должен творить по-своему... Непохожесть характеров вряд ли стоит принимать за несовместимость».

А. Алексин «Безумная Евдокия». Учительница Евдокия Васильевна была убеждена: самый большой талант в её учениках - талант доброты, желания прийти на помощь в трудную минуту, и именно эти черты характера она воспитывала в них.

А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Старый Лис научил Маленького принца постигать мудрость человеческих отношений. Чтобы понять человека надо научиться вглядываться в него, прощать мелкие недостатки. Ведь самое главное всегда бывает скрыто внутри, и сразу его не разглядишь.

А.И. Куприн «Тапер». Антон Рубинштейн, великий композитор, услышав талантливую игру на фортепиано никому не известного юного тапера Юрия Азагарова, помог ему стать известным музыкантом.

А. Лиханов «Драматическая педагогика». «Самое дурное, что может быть на белом свете, - воспитатель, не признающий, не видящий, не желающий видеть своих ошибок. Учитель, который ни разу не сказал своим ученикам, их родителям, самому себе: «Извините, я ошибся» или: «Я не сумел».

А.С.Пушкин и поэт Жуковский. В истории встречается немало случаев, когда учитель оказывал огромное влияние на ученика, что впоследствии приводило последнего к успеху. А.С.Пушкин всегда считал своим учителем русского поэта Жуковского, который одним из первых отметил у начинающего поэта незаурядные способности к творчеству. И портрет для Пушкина Жуковский подписал следующими словами: «Победителю - ученику от побеждённого учителя».

73) Проблема беспринципности.

В очерке Чехова “Ушла” рассказывается о женщине, которая в течение одной минуты полностью изменяет свои принципы.

Она говорит мужу, что уйдёт от него, если тот совершит хоть один подлый поступок. Тогда муж подробно объяснил жене, почему их семья так богато живёт. Героиня текста “ушла… в другую комнату. Для неё жить красиво и богато было важнее, чем обман мужа, хотя говорит она совсем наоборот.

В рассказе Чехова “Хамелеон” полицейского надзирателя Очумелова тоже нет чёткой позиции. Он хочет наказать хозяина собаки, которая укусила за палец Хрюкина. После того, как Очумелов узнаёт, что возможный хозяин собаки - генерал Жигалов, вся его решительность пропадает.

74) Проблема влияния музыки.

О чем рассказывает музыка? Какие чувства она выражает? Какова ее роль в жизни человека? Об этом размышляет в своем произведении выдающий русский прозаик Виктор Петрович Астафьев.

Позиция автора заключается в том, что музыка может рассказывать истории, жаловаться, гневаться, вызывать любовь, ненависть, угрызения совести, учить доброте и любви к родине. Музыка может заставить человека действовать, чтобы изменить мир, «что бы потухли эти пожары, чтобы люди не ютились в горящих развалинах, чтобы небо не подбрасывало взрывами». Автор, также, приходит к мнению, что с музыкой, которая звучит как напоминание о родине, человек никогда не останется сиротой.

Я согласна с мнением В.П. Астафьева. Значение музыки в жизни человека невозможно переоценить. Вся история человечества тесно связана с музыкой. Музыка родилась раньше разума и потому тесно связана с чувствами и подсознанием. Песня и танец у первобытных людей играли организующую роль. Отголоском этого является, например, пение в турпоходах, солдатские песни, музыка полковых оркестров. В эпоху средневековья музыка стала философской категорией, абстрактным понятием. Ей приписывалось многое. Прекрасный пример - Древняя Греция: Орфей был способен заставить плакать камни; Пифагор математически рассчитал воздействие на человеческую психику различных музыкальных ладов и звукосочетаний; задорные флейты мальчиков-спартанцев, сопровождавших на смерть храбрых воинов царя Леонида. В настоящее время музыке отдана область человеческих чувств.

Даже в жизни животных музыка играет значительную роль, влияет на нее по особенному: коровы лучше доятся, курицы начинают лучше нестись, растения тянутся к приемнику с музыкой Моцарта. Не зря писал Л.Н.Толстой, что «музыка – это стенография чувств».

Таким образом, музыка имеет немаловажное значение в нашей жизни. В. Ключевский говорил: «Музыка - акустический состав, вызывающий в нас аппетит к жизни, как известные аптечные составы вызывают аппетит к еде».