Презентация на тему "франц йозеф гайдн". Презентация на тему "франц йозеф гайдн" Презентация на тему симфония гайдна
Франц Йозеф Гайдн () – австрийский представитель венской классической школы. Родился 31 марта 1732 года в Нижней Австрии, в небольшом местечке Рорау.
Собор Святого Стефана, Вена Маленький Йозеф уже в пять лет обратил на себя внимание музыкантов. Гайдн обладал прекрасным слухом, памятью, чувством ритма. Его звонкий серебристый голос приводил всех в восхищение. Благодаря своим выдающимся музыкальным способностям мальчик попал сначала в церковный хор небольшого городка Гайнбурга, а затем в хоровую капеллу при кафедральном соборе Св. Стефана в Вене.
Пение в хоре было для Гайдна очень хорошей, но единственной школой. Способности мальчика быстро развивались, и ему стали поручать трудные сольные партии. Йозеф был понятливым и быстро воспринимал всё новое. Он даже находил время заниматься игрой на скрипке и клавикорде и достиг значительных успехов.
Гайдн способствовал формированию классических жанров – симфонии, сонаты, инструментального концерта, квартета, а также сонатной формы. Он окончательно утвердил классические принципы построения сонатно- симфонического цикла. В творчестве Гайдна сложился постоянный состав струнного квартета, ставшего характерным представителем камерной инструментальной музыки: 2 скрипки, альт, виолончель. Гайдн утвердил также классический – парный – состав симфонического оркестра: 2 флейты, 2 гобоя, 2 фагота, 2 валторны, 2 трубы, пара литавр и струнный квинтет: 2 группы скрипок (I и II), альты, виолончели и контрабасы. Изредка в симфониях Гайдна появляются кларнеты.
Гайдн писал музыку в самых разнообразных жанрах: 104 симфонии; Огромное количество камерных ансамблей (83 квартета, трио); Свыше 30 концертов для различных инструментов, в т.ч. и клавира; Произведения для клавира соло: 52 сонаты, рондо, вариации; 24 оперы; 2 оратории: «Сотворение мира» и «Времена года»; Около 50 песен; 14 месс.
Искусство Гайдна тесно связано с эпохой Просвещения, что проявляется в: рациональной основе его творчества; стройности, уравновешенности и продуманности всех компонентов художественного образа; связи с фольклором. Творчество Гайдна – своеобразная антология фольклора разных народов (австрийского, немецкого, венгерского, славянского, французского); оптимистическом строе произведений. Бодрая, энергичная, жизнерадостная, музыка Гайдна вселяет веру в силы человека, поддерживает его стремление к счастью.
Подавляющее большинство симфоний Гайдна светлые, оптимистичные, мажорные. Есть у Гайдна и «серьёзные», драматические симфонии – это минорные симфонии 1760 – 70-х гг. Это время отмечено размолвками между Гайдном и князем Николаусом Эстергази, которого не удовлетворял чрезмерно трагичный, по его мнению, тон гайдновской музыки. За период службы у князя Эстергази Гайдн написал большинство из своих опер, квартетов и симфоний. Всего Гайдн создал 104 симфонии! Эстерхази Дворец на Wallnerstrasse Вене Миклош Иосиф Эстерхази
К вершинным творениям Гайдна принадлежат и его оратории – «Сотворение мира» «Времена года». Сюжет «Сотворения мира» чрезвычайно прост и наивен. Две первые части оратории повествуют о возникновении мира по воле Бога. Третья и последняя часть о райской жизни Адама и Евы до грехопадения. Ораторию «Времена года» следует признать ещё более значительным произведением Гайдна, чем «Сотворение мира». В 4-х частях оратории композитор изображает все времена года и сопоставляет картины природы с картинами крестьянского быта.
Заключение Творческий путь Гайдна оказался на редкость долгим. При Гайдне протекала деятельность Баха и его сыновей, при нём осуществил свою оперную реформу Глюк, он общался с Моцартом, которого считал первым композитором мира (в свою очередь, Моцарт посвятил Гайдну 6 квартетов). При жизни Гайдна была написана большая часть симфоний Бетховена, который в молодости брал у него уроки. Гайдн умер незадолго до того, как юный Шуберт начал сочинять свои песни. Даже на склоне лет композитор был на редкость свежим и бодрым человеком, полным творческих сил и молодого задора.
Последние годы композитор провел на окраине Вены, в маленьком домике. Тихое и уединенное жилище посещали почитатели таланта композитора. Беседы касались прошлого. Особенно любил вспоминать Гайдн свою молодость тяжёлую, трудовую, но полную смелых, настойчивых поисков. Дом в Вене, в котором Гайдн провёл последние годы своей жизни, в настоящее время является музеем
Список использованных источников
Иозеф Гайдн
(1732-1809), австрийский композитор.
Начало творческого пути
- С 1753 по 1756 г. Гайдн работал у Порпоры аккомпаниатором и одновременно изучал основы композиции. В 1759 г. он получил место дирижёра капеллы у чешского графа Морцина. Тогда же им была написана первая симфония, имевшая большой успех и завоевавшая ему симпатию князя Эстергази, который предложил Гайдну место капельмейстера в своём оркестре.
- Музыкант принял это предложение в 1761 г. и прослужил у князя 30 лет.
- Кроме симфоний композитором написаны 22 оперы, 19 месс, 83 струнных квартета, 44 фортепианные сонаты и множество других произведений.
- В области инструментальной музыки Гайдн считается одним из крупнейших композиторов рубежа XVIII-XIX вв.
- В 1781 году во время пребывания в Вене Гайдн познакомился и подружился с Моцартом.
- Моцарт считал Гайдна духовным учителем
Вена. Памятник Гайдну
- Скончался композитор в Вене 31 мая 1809 года.
- Вена. На самой торговой улице Мариахильферштрассе стоит церковь.
- А перед церковью - памятник Гайдну.
- Домик же самого Гайдна стоит внутри квартала, в переулке, который когда-то назывался Штейнгассе, а теперь гордо именуется Гайднгассе ("гассе" и значит "переулок").
- В конце 18 века это было предместье Вены - Гумпендорф, и жизнь тут была ещё более тихой, чем теперь.
- Серенький домик, отмеченный флагами - это и есть дом Гайдна, купленный им на честные заработки у князей Эстергази.
- 104 симфонии,
- 83 струнных квартета,
- 52 клавирные сонаты,
- 24 оперы,
- 14 месс,
- несколько ораторий
Манчук Анастасия
Первый курс
Музыкальное училище
Слайд 2
Франц Йозеф Гайдн(1732 – 1809)
- великий австрийский композитор,
- представитель Венской классической школы,
- один из основоположников симфонии и струнного квартета.
Слайд 3
Нижняя Австрия – родина Гайдна
Йозеф Гайдн (именем Франц сам композитор не называл себя никогда)родился 31 марта 1732 г. в нижнеавстрийском селе Рорау в семье Маттиаса Гайдна (1699-1763).
Слайд 4
Хайнбург-на-Дунае
- Его родители серьёзно увлекались вокалом и музицированием.
- Они обнаружили в сыне музыкальные способности.
- В 5 лет прибыл к родственникам в город Хайнбург-на-Дунае.
- Там Йозеф стал учиться хоровому пению и музыке.
Слайд 5
Учёба в Вене
- Когда Йозефу было 7 лет, капельмейстер фон Ройтер, проезжая через Хайнбург, случайно услышал его голос.
- Он взял мальчика с собой и определил в капеллу собора cвятого Стефана в Вене.
- Там Гайдн учился пению, игре на клавесине и скрипке.
Слайд 6
Юность
- До 18 лет он с большим успехом исполнял сопрановые партии, и не только в соборе, но и при дворе.
- Принимал участие в отпевании Антонио Вивальди в 1741 году.
- В 17 лет у Йозефа стал ломаться голос, и его выгнали из хора.
Слайд 7
Трудное десятилетие
- Гайдн восполнял пробелы в своём музыкальном образовании.
- Усердно занимался теорией композиции.
- Писал сонаты для клавесина.
- Первыми крупными его сочинениями были
- две мессы brevis, F-dur и G-dur,
- опера «Хромой бес» (не сохранилась);
- около десятка квартетов (1755),
- первая симфония (1759).
Слайд 8
Гайдн дирижирует струнным квартетом
- В 1759 году композитор получил должность капельмейстера при дворе графа Карла фон Морцина.
- Для своего оркестра композитор сочинил свои первые симфонии.
- Гайдн - один из основоположников симфонии и струнного квартета.
Слайд 9
Служба у Эстергази.Дружба с Моцартом
В 1761 г. стал вторым капельмейстером при дворе князей Эстергази, самых влиятельных и могущественных аристократических семей Австрии.
- В обязанности капельмейстера входило
*сочинение музыки,
*руководство оркестром,
*камерное музицирование перед патроном
*и постановка опер.
- За 30-летнюю карьеру при дворе Эстергази композитор сочинил большое количество произведений, его известность растёт. В 1781 году во время пребывания в Вене Гайдн познакомился и подружился с Моцартом.
Слайд 10
Снова свободный музыкант. Знакомство с Бетховеном
- В 1790 году умер князь Николай Эстергази, а его сын, не будучи любителем музыки, распустил оркестр.
- В 1791 году Гайдн получил контракт на работу в Англии.
- Впоследствии он много работал в Австрии и Великобритании.
- Две поездки в Лондон, где он для концертов Соломона написал свои лучшие симфонии, ещё более упрочили славу Гайдна.
- Проезжая через Бонн в 1792 году, он познакомился с молодым Бетховеном и взял его в ученики.
Слайд 11
«Сотворение мира»
Гайдн пробовал свои силы во всех родах музыкального сочинения. В области инструментальной музыки он считается одним из крупнейших композиторов второй половины XVIII и начала XIX веков. Величие Гайдна как композитора максимально проявилось в двух итоговых его сочинениях: больших ораториях - «Сотворение мира» (1798) и «Времена года» (1801).
Слайд 12
«Времена года»(1801)
- Оратория "Времена года" может служить образцовым эталоном музыкального классицизма.
- Работа над ораториями подорвала силы композитора.
- Последними его произведениями стали «Harmoniemesse» (1802) и неоконченный струнный квартет op. 103 (1802).
- Последние наброски относятся к 1806 году, после этой даты Гайдн уже не писал ничего.
Слайд 13
Визитная карточка старого Гайдна
Когда в 1803 году он вследствие нервного истощения перестал писать музыку и очень редко появлялся на людях, он велел изготовить визитные карточки с цитатой из своей песни "Старик": "Иссякли все мои силы; стар я и немощен"... - Йозеф Гайдн.
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
ФРАНЦ ЙОЗЕФ ГАЙДН 1732-1809
австрийский композитор, представитель венской классической школы, один из основоположников таких музыкальных жанров, как симфония и струнный квартет. Создатель мелодии, впоследствии лёгшей в основу гимнов Германии и Австро-Венгрии.
Дом- музей Й. Гайдна
Родители, серьёзно увлекавшиеся вокалом и любительским музицированием, обнаружили в мальчике музыкальные способности и в 1737 году отправили его к родственникам в город Хайнбург- на - Дунае, где Йозеф стал учиться хоровому пению и музыке. В 1740 году Йозефа заметил Георг фон Ройттер, директор капеллы венского собора св. Стефана. Ройттер взял талантливого мальчика в капеллу, и тот в течение девяти лет пел в хоре. В 1749 году у Йозефа стал ломаться голос, и его выгнали из хора.
В 1761 году в жизни Гайдна произошло судьбоносное событие - он стал вторым капельмейстером при дворе князей Эстергази, одной из самых влиятельных и могущественных аристократических семей Австро-Венгрии. В обязанности капельмейстера входило сочинение музыки, руководство оркестром, камерное музицирование перед патроном и постановка опер.
Й. Гайдн и В. Моцарт В 1781 году во время пребывания в Вене Гайдн познакомился и подружился с Моцартом. Он давал уроки музыки Сигизмунду фон Нейкому, который в дальнейшем стал его близким другом.
В 1790 году умер князь Николай Эстергази, а его сын и преемник, князь Антон, не будучи любителем музыки, распустил оркестр. В 1791 году Гайдн получил контракт на работу в Англии. Впоследствии он много работал в Австрии и Великобритании. Две поездки в Лондон, где он для концертов Соломона написал свои лучшие симфонии, ещё более упрочили славу Гайдна.
Й. Гайдн и Бетховен Затем Гайдн поселился в Вене, где и написал свои две знаменитые оратории: «Сотворение мира» и «Времена года». Проезжая через Бонн в 1792 году, он познакомился с молодым Бетховеном и взял его в ученики.
Франц Йозеф Гайдн
Домик Гайдна стоит внутри квартала, в переулке, который когда-то назывался Штейнгассе, а теперь гордо именуется Гайднгассе ("гассе" и значит "переулок"). В конце 18 века это было предместье Вены – Гумпендорф, и жизнь тут была ещё более тихой, чем теперь... дом Гайдна, купленный им на деньги, заработанные у князей Эстергази. Вход с внутреннего дворика
Музей Гайдна - небольшая анфилада комнат. Всё скромно: в старости Гайдн жил тут практически один с парой слуг, которые его обожали, называя не "господином", а "нашим милым папой".
Барон Готфрид ван Свитен – либреттист ораторий Й.Гайдна "Семь слов Спасителя на кресте", "Сотворение мира" и "Времена года". композитор и теоретик Иоганн Георг Альбрехтсбергер, приятель Гайдна, Моцарта и ван Свитена, учитель Бетховена и многих венских музыкантов своего времени. Портрет Гайдна работы И.Циттерера
Одна из визитных карточек старого Гайдна. Когда в 1803 году он вследствие нервного истощения перестал писать музыку и очень редко появлялся на людях, он велел изготовить визитные карточки с цитатой из своей песни "Старик": "Иссякли все мои силы; стар я и немощен"... - Йозеф Гайдн.