Понятие, структура и функции политической системы. Основная функция политической системы общества

Политическая система, как уже отмечалось, состоит из подсистем, которые взаимосвязаны друг с другом и обеспечивают функционирование публичной власти. Различные исследователи называют разное количество таких подсистем, однако их можно сгруппировать по функциональному признаку (рис. 8.2).

Рис. 8.2.

Институциональная подсистема включает в себя государство, политические партии, социально-экономические и общественные организации и отношения между ними, которые в совокупности образуют политическую организацию общества. Центральное место в этой подсистеме принадлежит государству. Концентрируя в своих руках большинство ресурсов, обладая монополией на законное насилие, государство располагает наибольшими возможностями воздействия на различные стороны общественной жизни. Обязательность решений государства для граждан позволяет ему придавать социальным изменениям целесообразность, разумность, ориентацию на выражение общезначимых интересов. Однако не следует принижать и роль политических партий, групп интересов, влияние которых на государственную власть очень велико. Особое значение имеют церковь и СМИ, обладающие способностью существенно влиять на процесс формирования общественного мнения. С его помощью они могут оказывать давление на правительство, лидеров.

Нормативная подсистема включает в себя правовые, политические, моральные нормы и ценности, традиции, обычаи. Через них политическая система оказывает регулятивное воздействие на деятельность институтов, поведение граждан.

Функциональная подсистема – это методы политической деятельности, способы осуществления власти. Она составляет основу политического режима, деятельность которого направлена на обеспечение функционирования, преобразования и защиту механизма осуществления власти в обществе.

Коммуникативная подсистема включает в себя все формы политического взаимодействия как внутри системы (например, между институтами государства и политическими партиями), так и с политическими системами других государств.

В теории систем под функцией понимается любое действие, направленное на поддержание системы в устойчивом состоянии и обеспечение ее жизнеспособности. Действия же, способствующие разрушению организованности, стабильности системы, рассматриваются как дисфункции.

Одна из общепризнанных классификаций функций политической системы была представлена Т. Алмондом и Дж. Пауэллом (рис. 8.3). Они выделили по значимости те функции, каждая из которых удовлетворяет определенную потребность системы, а все вместе они обеспечивают "сохранение системы через ее изменение".

Сохранение или поддержание существующей модели политической системы осуществляется с помощью функции политической социализации. Политическая социализация представляет собой процесс приобретения политических знаний, верований, чувств, ценностей, присущих тому обществу, в котором живет человек. Приобщение индивида к политическим ценностям, следование принятым в обществе стандартам политического поведения, лояльное отношение к институтам власти обеспечивают поддержание существующей модели политической системы. Стабильность политической системы достигается в том случае, если ее функционирование основывается на принципах, соответствующих политической культуре общества. Так, американская политическая культура основана на ряде мифов (миф об "американской мечте"), идеалов и представлений, которые признаются большинством населения страны несмотря на религиозные и расовые различия. Среди них: 1) отношение к своей стране как к богоизбранной, предоставляющей человеку уникальную возможность для самореализации; 2) ориентация на личный успех, дающая уверенность в том, что вырваться из нищеты и достичь богатства можно, только полагаясь на свои способности, и т.д.

Рис. 8.3.

Жизнеспособность системы обеспечивается се способностью к адаптации к окружающей среде, ее возможностям. Функция адаптации может осуществляться с помощью политического рекрутирования – подготовки и отбора субъектов власти (лидеров, элит), способных находить наиболее эффективные пути решения актуальных проблем и предлагать их обществу.

Не менее важна функция реагирования. Благодаря этой функции политическая система отвечает на импульсы, сигналы, идущие извне или изнутри ее. Высокоразвитая реагирующая способность позволяет системе быстро адаптироваться к меняющимся условиям функционирования. Особенно это важно тогда, когда появляются новые требования групп, партий, игнорирование которых может привести к дезинтеграции и распаду общества.

Политическая система способна эффективно реагировать на возникающие требования при наличии у нее ресурсов, которые она черпает из внутренней или внешней экономической, природной и иной среды. Данная функция называется экстракционной. Полученные ресурсы необходимо распределить так, чтобы обеспечить интеграцию и согласие интересов различных групп внутри общества. Следовательно, распределение политической системой благ, услуг и статусов составляет содержание ее дистрибутивной (распределительной ) функции.

Наконец, политическая система осуществляет влияние на общество посредством управления, координации поведения индивидов и групп. Управленческие действия политической системы выражают сущность регулирующей функции. Она реализуется путем введения норм и правил, на основе которых взаимодействуют индивиды, группы, а также за счет применения административных и иных мер в отношении нарушителей правил.

Анализ политической системы дает возможность изучить ее структуру, то есть внутреннюю организацию отдельных составляющих-элементов.

Структура политической системы - это совокупность властных институтов, которые связаны между собой и создают устойчивую целостность.

Главный связывающий компонент системы - политическая власть, сосредоточенная в государстве, политических партиях и общественных организациях. Власть - это элемент, источник управления, основа развития и функционирования политических систем.

В наиболее общем, упрощенном варианте структура политической системы состоит из следующих компонентов: 1) политические отношения; 2) политические институты (организации; государственно-правовые органы, политические движения, массовые общественные организации! Трудовые коллективы и объединения); 3) политико-правовые нормы; 4) политическое сознание и политическая культура; 5) средства массовой информации; 6) человек как политическое существо - гражданин.

Однако некоторые ученые в структуре политической системы выделяют ряд структурных уровней (С.Д. Ге лей, С.М. Рутар) или блоков (В. Перевалов):

1) организационно-институциональный блок охватывает совокупность политических объединений (государственных органов, региональных структур власти и местного самоуправления, избирательной и партийной систем, политических партий, общественно-политических организаций и движений) и раскрывает характер их функционирования в политической системе. Особое место здесь принадлежит государству, от сущности и формы которой зависят сущность, виды и функции политической системы. Сугубо политическими явлениями выступают партии, которые могут представлять интересы класса (классовые), нации, этнических групп (национальные), конфессии (религиозные), всех слоев населения (патриотические), отдельных групп (клановые), лидеров (харизм этические).

Важное значение имеют общественно-политические организации и движения, которые не могут удовлетворить интересы своих членов без участия в политике, без вмешательства государства в решении проблем и без вмешательства их в компетенцию государства (направления государства на новые потребности);

2) личностно-организационный блок означает взаимосвязь политики и человека. Все люди так или иначе подвергаются политическому влиянию в самых разнообразных формах. Кроме того, наиболее "подготовленные" индивиды через различные организационно-политические формы активно участвуют в выработке политических идей и норм, формировании политической власти. Именно человек как гражданин, депутат, член партии и движения творит политику, реально влияет на политическое развитие общества.

3) нормативно-регулятивный блок включает в себя политические и правовые нормы, обычаи и традиции. Однако при этом следует принимать во внимание то обстоятельство, что правовые нормы идут от государства, органов местного самоуправления или народа в целом и поэтому они всегда являются одновременно политическими нормами. Часть же политических норм, которая идет от политических партий, общественно-политических организаций, не является правовым. Политические нормы выполняют организационную и регулятивную функции в политической системе, имеют формализованный характер, документированы, обеспечиваются контрольным механизмом и политической ответственностью;

4) организационно-процессуальный блок имеет несколько уровней: а) политические отношения, которые складываются между государством и другими политическими органами, и прежде всего по поводу участия в осуществлении политической власти; б) политические отношения между негосударственными объединениями; в) политическая деятельность, охватывающая действия конкретных людей как представителей или членов политических организаций;

5) интеллектуально психологический блок, который раскрывается в политическом сознании, отражает идеологические и психологические характеристики системы. Политическое сознание населения, его отдельных слоев и групп, а также индивидов может формироваться под влиянием идеологи либерализма, консерватизма, радикализма, социализма, национализма, шовинизма, расизма и тому подобное. Политическое сознание является основным условием формирования политического порядка, политической культуры;

в) информационный блок, состоящий из средств массовой информации, то есть "четвертой власти", отражает уровень демократичности или недемократичности общества, закрытость или открытость политической системы по доступности широкой общественности к информации о политической и экономической бытия.

Все определенные блоки, тесно взаимодействуя, составляют целостную политическую систему. На самом деле невозможно отделить, изолировать отдельных личностей от политических организаций, а остальных - от идей, норм, отношений.

Следует отметить, что не все институты государственной власти являются политическими, а только те, которые формируются непосредственно народом или представительным органом и принимают политические решения. К ним относятся институт главы государства, парламент, правительство и представители правительства на региональном и местном уровнях. Все институты являются элементами таких видов государственной власти, как административная, военно-силовая и судебная.

Административную власть осуществляет административный аппарат, основу которого составляют чиновники (государственные служащие) на всех уровнях политической системы, от рай госадминистрации в администрацию президента (например, в Украине). Административный аппарат как политически нейтральный орган обеспечивает технологический процесс подготовки и выполнения политических решений, которые принимают политические органы. В отличие от политических органов административный аппарат формируется путем назначения или найма, а продолжительность срока его полномочий, в идеале, не должно зависеть от победы тех или иных политических сил на выборах (кроме президентской формы правления).

Военно-силовые органы (армия, полиция, служба национальной безопасности) выполняют специфические функции охраны политической системы и всего обеспечение - в соответствии с тем или иного политического режима, правопорядка. Отсутствие цивилизованного контроля со стороны общественности за этими органами (где значительная доля в этом процессе приходится на СМИ) приводит к ограничению демократии и усиление полицейских функций государства.

В отличие от административной и военно-силовой власти, непосредственно зависят от политических органов, судебная власть имеет автономный статус государственной власти. В основном она является элементом правовой системы, но некоторые ее черты имеют политический характер. Это касается политических источников формирования судебной власти (судьи назначаются главой государства и главами исполнительной власти субъектов федерации, избираются парламентами, представительными органами субъектов федерации, а также прямыми выборами) и обеспечения выполнения не только чисто юридических, но и политико-правовых функций, таких как рассмотрение споров о разграничении компетенции между государственными органами, государственными органами и субъектами федерации или автономии, контроль за соответствием актов органов политической власти конституции, осуществление процедуры импичмента или привлечения к уголовной ответственности высших должностных лиц государственной власти.

В общем политические системы "живут", функционируют во времени и пространстве, поскольку представляют собой одну из основных форм движения социально-классовой материи. Жизнедеятельность политической системы проявляется в процессе выполнения им функций (основных направлений деятельности) определенными методами и средствами. Функции политической системы определяют ее структуру и процесс действия. их реализация подчинена главному - обеспечению устойчивости общества и его развития. Основными функциями политической системы являются:

1) нормативно-техническая функция - это выработка политического курса государства и определение целей и задач развития общества;

2) организационно-координирующая (тактическая) функция - это организация деятельности общества по выполнению общих задач и программ и согласование работы отдельных элементов социума;

3) функция легитимизации - это деятельность, направленная на узаконивание политической системы, на достижение в ее пределах взаимного соответствия политической жизни, официальной политики и правовых норм;

4) функция политической социализации - это привлечение человека к политической деятельности общества;

5) агрегуюча функция - это обобщение и упорядочение интересов и потребностей социальных слоев населения;

6) функция артикуляции состоит в предъявлении интересов и требований к лицам, которые производят политику и осуществляют государственную власть;

7) стабилизационная функция - это обеспечение стабильности и устойчивости развития общественной системы в целом.

Функции политической системы не являются статичными, неизменными. Они отличаются динамичностью и развитием с учетом особенностей политического пространства и времени, конкретно-исторической ситуации и условий, достигнутого уровня развития экономики, культуры, политической стабильности. Каждая функция распадается на подфункции, которые выполняют различные политические институты. Подфункции также постоянно меняются, возникают новые и трансформируются те, что уже существовали. Однако есть и действующие, перманентные функции, которые неотделимы от самого понятия политической системы (например, нормативно-техническая или организационно-координирующая), а также важное значение имеют и ситуационные функции (например, функция мобилизационно-оборонительная). Ситуационные функции всегда выступают формой реализации перманентных функций и поэтому не являются самостоятельными.

В связи с тем, что во время функционирования политической системы существует проблема относительной автономности функций отдельных политических институтов и их согласования в рамках системы в целом, возникает потребность в координации и субординации функций.

Координация - это согласование функций по горизонтали. Например, координируют свою деятельность политические партии одного политического направления - христианско-демократического, национально-патриотического, социалистического и коммунистического, со-социал-демократического и других.

Субординация - это согласование функций по вертикали, подчиненность функций одних компонентов другим и всех компонентов системы в целом. Например, по инициативе Президента Украины в середине 90-х годов XX в. был введен политический институт его представителей на местах - для координации функций центральной и региональной властей; с принятием Конституции он был заменен государственными администрациями в регионах.

политическая система россия

Глубокое обоснование и широкое распространение понятие «политическая система» получило лишь в середине XX в., что порождено логикой развития политической науки, приведшей к необходимости описания политической жизни с системных позиций.

Политическая система - это комплекс институциональных образований, которые выявляют потребности и интересы социальных групп, формируют и организуют взаимодействие людей по осуществлению публичной власти на соответствующей территории.

Политическая система - это универсальная управляющая система общества, компоненты которой связаны политическими отношениями и которая в конечном итоге регулирует взаимоотношения между социальными группами, обеспечивая стабильность общества и определенный социальный порядок на основе использования государственной власти.

Политическая система выступает средством социальной интеграции, сдерживания деструктивного влияния социальных различий на функционирование составных частей общественного организма.

Понятие политической системы выражает единство двух сторон политики: организации и деятельности, действия и структуры.

В отечественной политической литературе выделяют четыре главные группы элементов политической системы:

  • - политическая организация;
  • - политические отношения;
  • - политические и правовые нормы;
  • - политическое сознание и политическая культура.

Политическая организация общества - это совокупность конкретных организаций и учреждений, осуществляющих определенные функции. В результате их взаимодействия и осуществляется политическая власть в данном обществе. Политическая организация включает: государство, партии, массовые общественные организации и движения, средства массовой информации и церковь. Государство и партии являются собственно политическими организациями, т. е. они прямо и непосредственно осуществляют политическую власть в полном объеме или стремятся к ней. Осуществление власти или борьба за власть - это главное в их деятельности.

Политические отношения представляют собой разновидности общественных отношений, которые отражают связи, возникающие по поводу политической власти, ее завоевания, организации и использования. В процессе функционирования общества политические отношения весьма подвижны и динамичны. Они по существу своему определяют содержание и характер функционирования данной политической системы.

Развитие политических отношений зависит и определяется социально-классовой структурой общества, политическим режимом, уровнем политического сознания, идеологией и другими факторами. Одновременно политические отношения выступают формой сохранения и закрепления политического опыта, традиций, определенного уровня политической культуры. Характер взаимодействия субъектов политического процесса определяет формы политических отношений. Они могут выступать в форме принуждения, конфликта или сотрудничества, консенсуса.

По социальной направленности различают политические отношения, нацеленные на упрочение существующего политического строя, и отношения, выражающие интересы оппозиционных сил.

Политические и правовые нормы являются существенным элементом политической системы. Они составляют нормативную основу общественной жизни. Нормы регулируют деятельность политической системы и характер политических отношений, придавая им упорядоченность и направленность на стабильность. Через политические нормы получают официальное признание и закрепление определенные социальные интересы и политические устои. В то же время при помощи этих норм политико-властные структуры решают проблему обеспечения общественной динамики в рамках законности, доводят до сведения общества свои цели, определяют своеобразную модель поведения участников политической жизни.

Политическое сознание и политическая культура также относятся к числу элементов политической системы. Отражение политических отношений и интересов, оценка людьми политических явлений выражаются в виде определенных понятий, идей, взглядов и теорий, которые в своей совокупности образуют политическое сознание. Формируясь прежде всего под влиянием конкретной социально-политической практики, представления, ценностные ориентации и установки участников политической жизни, их эмоции и предрассудки оказывают сильнейшее влияние на их поведение и все политическое развитие.

Политическая система представляет собой совокупность взаимодействия подсистем. У разных исследователей количество подсистем неодинаково. В структуре политической системы выделяют три основные подсистемы:

  • - институциональная;
  • - информационно-коммуникативная;
  • - нормативно-регулятивная.

Институциональная подсистема включает в себя государство, политические партии, социально-экономические и общественные организации. Ведущим институтом, сосредотачивающим в себе максимальную политическую власть, является государство. Государство обладает наибольшими возможностями воздействовать на различные стороны общественной жизни. Обязательность решений государства для граждан позволяет ему придавать социальным изменениям целесообразность, разумность, ориентацию на выражение общезначимых интересов.

Информационно-коммуникативная подсистема устанавливает связи между институтами политической системы. К элементам данной подсистемы можно отнести каналы передачи информации правительству (процедура слушания дела на открытых заседаниях, комиссии по расследованию, конфиденциальные консультации с заинтересованными группами и т.д.), а также средства массовой информации, под которыми подразумевается телевидение, радио, газеты, журналы, книги, глобальная сеть Internet, рассчитанные на огромную аудиторию.

Значения этой подсистемы велико, ибо люди, как известно, способны оценивать действия, в том числе и политические, лишь при наличии определенного объема знаний и информации. Если в демократических обществах средства массовой информации достаточно независимы, то в авторитарных и тоталитарных они полностью подчинены правящей элите.

Нормативно-регулятивная подсистема состоит из правовых, политических, моральных норм и ценностей. С их помощью политическая система оказывает регулятивное воздействие на деятельность институтов, поведение граждан.

Функции политической системы многообразны, что вызвано сложностью и многослойностью политической жизни. Выделим следующие из них:

  • - определение целей и задач общества;
  • - выработка программ его жизнедеятельности в соответствии с интересами правящих слоев общества;
  • - мобилизация ресурсов общества в соответствии с данными интересами;
  • - контроль за распределением ценностей. Именно в этой сфере сталкиваются интересы как социальных групп, так и социальной целостности. Потеря контроля над этим узлом, определяющим жизнеспособность социальной системы, грозит ее кризисом;
  • - интеграция общества вокруг общих социально-политических целей и ценностей.
  • - реагирующая;
  • - экстракционная;
  • - дистрибутивная;
  • - регулирующая.

Реагирующая функция связана с необходимостью политической системы отвечать на требования социальной среды. Высокоразвитая реагирующая способность позволяет системе быстро адаптироваться к меняющимся условиям. Особенно это важно тогда, когда появляются новые требования групп, партий. Игнорирование этих потребностей может привести к дезинтеграции и распаду общества.

Политическая система в состоянии эффективно реагировать на возникающие требования при наличии у нее ресурсов. Эти ресурсы она черпает из внутренней или внешней среды. Данную функцию называют экстракционной.

Полученные ресурсы необходимо распределить так, чтобы обеспечить интеграцию и согласие интересов различных групп внутри общества. Распределение политической системой благ, услуг и статусов составляет содержание дистрибутивной функции.

Наконец, политическая система осуществляет влияние на общество посредством управления, координации поведения индивидов и групп. Управленческие действия политической системы составляют содержание ее регулирующей функции. Она реализуется через введение норм и правил, на основе которых взаимодействуют индивиды, группы, а также путем применения административных и иных мер в отношении нарушителей правил.

Американский политолог Г. Алмонд детально и последовательно анализировал функции политической системы. Он утверждает, что все системы выполняют два базовых набора функций - функции «ввода» и функции «вывода». Алмонд выделяет четыре функции «ввода»: политическая социализация и привлечение к участию; артикуляция интересов; агрегирование интересов; политическая коммуникация; и три функции «вывода»: разработка норм-законов; применение норм; контроль над соблюдением норм. Функции «ввода» осуществляются преимущественно неправительственными подсистемами, функции «вывода» - прерогатива правительства.

Политическая социализация представляет собой процесс приобретения индивидом политических знаний, верований, чувств, ценностей, присущих тому обществу, в котором он живет. Приобщение индивида к политическим ценностям, следование принятым в обществе стандартам политического поведения, лояльное отношение к институтам власти обеспечивают поддержание существующей модели политической системы. Стабильность политической системы достигается тогда, когда ее функционирование основано на принципах, соответствующих политической культуре общества.

Артикуляция интересов - это первый функциональный шаг в ходе политической конверсии, который осуществляют группы интересов. В странах с демократическим режимом, для которых характерно официальное уважение общественного мнения и приверженность доктрине свободы ассоциаций, группы интересов могут рассматриваться как связующие звенья между гражданами и государством. К примеру, в политической системе России до 1985 года артикуляция интересов имела специфический характер, так как люди не могли выражать интересы, не адекватные интересам КПСС. Предполагалось, что КПСС - единственная выразительница социальных интересов.

По мнению Г. Алмонда, политическая система, которая в состоянии артикулировать интересы, способна и агрегировать их, т.е. превращать требования в альтернативы государственной политики. Политическая партия считается специализированной агрегирующей структурой в современной политической системе.

Политическая коммуникация - это процесс передачи информации и убеждений. Посредством этой функции обеспечивается связь между различными структурами политической системы. Для руководства и реализации политики обычно требуется вертикальный поток информации от народа к правительству и от правительства к народу. Кроме того, необходим и горизонтальный поток информации между уровнями и органами власти. Благодаря коммуникационному процессу стихийные действия по овладению властью облекаются в определенную форму взаимоотношений между людьми, формируется уважение к власти, создается государственность.

В результате нормотворчества разрабатываются законы, которые определяют поведение граждан в обществе. Обычно процесс нормотворчества включает ряд этапов: выработку политики и выбор общих целей, разработку решений и конкретных правил для достижения целей. Данную функцию выполняют законодательные, а также исполнительные и судебные органы.

Государственная политика не исчерпывается принятием законов. Важным аспектом политики и процесса принятия решений является функция «применения норм», которую выполняют не только исполнительные органы и административная бюрократия, но нередко законодательные и правовые структуры.

Контроль за соблюдением норм - это интерпретация законов и действия с целью определения факта нарушения данного закона и наложение соответствующего наказания. Контроль - это, в основном, компетенция судебных органов, хотя исполнительные и законодательные органы иногда играют значительную роль в судебных процессах.

Проблема общества, его организации и функционирования всегда занимали важное место в исследованиях ученых.

На определённом этапе развития общества появляется частная собственность, классы и социальные группы, формируются политические идеи и теории, возникает потребность руководства обществом. Так формируется и исторически развивается политическая система общества.

Политическая система общества - упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственные органы, политические партии, движения, общественные организации), в рамках которой происходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

Термин "политическая система общества" обязан своим происхождением широкому развитию в 60-е годы ХХ в. системного метода исследований (общая теория систем Л. фон Берталанфи) и разработке на его основе теории социальной системы (прежде всего в трудах Т. Парсонса, И.Мертона, М.Леви и др.). В центре внимания советских ученых-обществоведов и ученых из социалистических стран эта тематика оказалась позже: со второй половины 60-х до конца 70-х годов. Если же заглянуть глубже в историю науки, то одним из основоположников системного подхода к политике был выдающийся древнегреческий философ Аристотель, а автором первого научного определения политики и попыток его практического применения к анализу политической реальности считается английский философ и мыслитель Т.Гоббс.

Политическая система современного общества отличается чрезвычайной сложностью, многообразием структурных элементов, функциональных характеристик и взаимосвязей. Она предоставляет одну из его подсистем наряду с экономической, социальной, политической и духовно-идеологической. Существует множество определений политической системы общества.

В отечественной литературе распространение получило определение, основанное на функциональном подходе. Автор одного из первых определений Ф.М.Бурлацкий понимает под политической системой "относительно замкнутую систему, которая обеспечивает интеграцию всех элементов общества и само существование его как целого, централизованно управляемого политической властью социального организма, сердцевину которого составляет государство, выражающее интересы экономически господствующих классов". В данной дефиниции акцент сделан надвух моментах, имеющих большое значение для раскрытия и понимания политической системы: во-первых, ее целевом назначении (интеграция как главная функция) и, во-вторых, классовой сущности системы, которая идентифицируется путем указания на природу государственной власти.

В западной политологиинесколько направлений в толковании политической системы общества - американская школа, французская и германская.



Американская школа (Д.Истон, Д.Дойч, Г.Алмонд) дает широкое толкование политической системы общества, понимая под ней в целом способ поведения людей, когда эта система осуществляет авторитарное (властное) распределение ценностей.

Французская школа (М.Дюверже) отождествляет политическую систему с политическим режимом. Здесь понятие политической системы общества сужается, берется лишь одна из его сторон.

Германская школа (М.Вебер, К.фон Бойме) рассматривают политическую систему как государство и его структуру. Но с этим нельзя согласиться, т.к. государство – это один из элементов политической системы.

Кроме этих направлений существует еще множество других моделей политической системы, характеризующих политическую систему как политический процесс, политическое поведение в рамках тех или иных общностей – профсоюзов, фирм, клубов, городов.

Наиболее рациональны два определения политической системы:

1 политическая система общества - система институтов (государственных учреждений, политических партий, общественных организаций), в рамках проходит политическая жизнь общества и осуществляется власть;

2 политическая система общества - совокупность политических институтов и отношений определенного общества.

По мере развития и усложнения жизни, вызванных социально- экономическими, научно-техническими, международными факторами изменяется и политическая система. Политическая система трансформируется и приспосабливается к переменам в обществе. Одновременно она оказывает влияние на окружающую среду, управляющая и регулирующая общественная сила.

Как и всякая упорядоченная система обеспечения жизнедеятельности общества, политическая система имеет внутреннюю организацию, структуру.

Политическая система структурно состоит из 4-х элементов:

1) политических институтов;

2) взаимоотношений между ними;

3) политических норм, сознания, культуры;

4) политической деятельности, политического процесса.

Так, политическая система подразделяется на подсистемы: институциональную, нормативно-культурную, функциональную и субстанциональную. Рассмотренные в единстве и целостности, они составляют комплекс взаимодействующих институтов и отношений, отраженных в сознании, культуре и реализующиеся в практически-политической деятельности.

Структура политической системы определяется либо, исходя из системного подхода, либо из структурно-функционального подхода.

Подсистемы в структуре политической системы общества: институциональная, регулятивная, функциональная, коммуникативная, политико-идеологическая, нормативно-культурная.

1. Институциональная подсистема - "каркас" политической системы общества, в которую входят органы государственной власти, политические партии, общественные движения, общественные организации, средства массовой информации и пр. Создается нормативно - правовая база для функционирования всей политической системы, определяются формы ее воздействия на другие общественные системы. Это совокупность различных содержанию политических взглядов, идей, представлений, чувств участников политической жизни общества. Ей принадлежит ключевая роль в политической системе.

2. Регулятивная подсистема - правовые и моральные нормы, традиции, обычаи, господствующие в обществе политические взгляды, воздействующие на политическую систему.

3. Функциональная подсистема - это формы и направления политической деятельности, методы осуществления власти. Обобщенное выражение это находит в понятии "политический режим".

4. Коммуникативная подсистема охватывает все формы взаимодействия между различными элементами политической системы (классами, социальными группами, нациями, индивидами) по поводу их участия в организации, осуществлении и развитии политической власти в связи с выработкой и проведением в жизнь определенной политики, а также между политическими системами различных стран.

5. Политико-идеологическая подсистема - совокупность политических взглядов, идей, теорий и концепций, представлений участников политической жизни общества на основе которых возникают, формируются и развиваются различные общественно-политические институты. Эта подсистема играет су-щественную роль в определении политических целей и путей их достижения.

Нормативно-культурная подсистема - интегрирующий фактор политической системы, комплекс типичных для данного общества укоренившихся образцов (стереотипов) политических представлений, ценностных ориентаций политического поведения; политические нормы и традиции, определяющие и регулирующие политическую жизнь общества.

Каждая из подсистем имеет собственную структуру и обладает относительной самостоятельностью. В конкретных условиях в каждом государстве эти подсистемы функционируют в специфических формах.

Среди политических институтов, оказывающих влияние на политический процесс и политическое воздействие на общество, следует выделить государство и политические партии . К ним примыкают не являющиеся политическими институтами общественные объединения и организации, профессиональные и творческие союзы и др . Основное назначение политических институтов - представительство коренных интересов различных слоев общества. Стремление к организации и реализации своих политических интересов и целей - главное в деятельности политических институтов.

Центральным институтом власти в обществе является государство. Именно государство является официальным представителем всего общества, от его имени принимаются властные решения, обязательные для общества. Государство обеспечивает политическую организованность общества, и в этом качестве оно занимает особое место в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость.

Существенное воздействие на общество оказывают политические партии, представляющие интересы части народа и ставящие целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении, также политические движения, не ставящие целью завоевание государственной власти, но к обладанию влиянием над теми, кто ее осуществляет.

В состав политической системы входят также политические отношения . Они представляют разновидности общественных отношений, которые отражают связи, возникающие по поводу политической власти, ее завоевания, организации и использования. В процессе функционирования общества политические отношения подвижны и динамичны. Они определяют содержание и характер функционирования данной политической системы.

Существенным элементом политической системы являются политические нормы и принципы. Они составляют нормативную основу общественной жизни. Нормы регулируют деятельность политической системы и характер политических отношений, придавая им упорядоченность и направленность на стабильность. Содержательная направленность политических норм и принципов зависит от целей общественного развития, уровня развития гражданского общества, типа политического режима, исторических и культурных особенностей политической системы. Через политические нормы и принципы получают официальное признание и закрепление определенные социальные интересы и политические устои. При помощи этих принципов и норм политико-властные культуры решают проблему обеспечения общественной динамики в рамках законности, доводят до сведения общества свои цели, определяют модель поведения участников политической жизни.

К числу элементов политической системы относятся политическое сознание и политическая культура . Отражение политических отношений и интересов, оценка людьми политических явлений выражаются в виде определенных понятий, идей, взглядов и теорий, которые в своей совокупности образуют политическое сознание.

Политическая система общества возникла для решения определенных задач. Решение их находит выражение в функциях политической системы.

Функции политической системы:

1. Политическое руководство обществом - управление общественными делами, целеполагание - определение целей, задач и путей развития общества; организация деятельности общества по выполнению целей и программ

2. Интегративная функция направлена на консолидацию общества как единого целого; согласование разнообразных интересов социальных общностей и государства. Эта функция объективно обусловлена существованием разнонаправленных, порой антагонистических по своим проявлениям политических процессов, за которыми стоят разные политические силы, борьба которых чревата тяжёлыми последствиями для общества.

3. Регулятивная функция - создание особой подсистемы социально-политических норм, следование которым признается эталоном общественно приемлемого поведения.

4. Мобилизационная функция - обеспечивает максимальное использование ресурсов общества.

5. Дистрибутивная функция направлена на распределение ресурсов, материальных и духовных ценностей между членами общества.

6. Функция легитимизации обеспечивает достижение необходимой степени соответствия реальной политической жизни официальным (общепринятым) правовым и политическим нормам. Взаимодействуя с внешней средой, политическая система выполняет следующие функции:

7) Функция политической коммуникации - обеспечивает связь между элементами политической системы, а также между системой и средой;

8) Контролирующая функция - контроль за соблюдением выполнения законов и правил, пресечение действий, нарушающих политические нормы; контроль конфликтов интересов различных социальных групп с целью сохранения единства и целостности общества.

9) Мировоззренческая функция способствует выработке видения политической действительности, формирование гражданственности, политической культуры, политических убеждений, ценностных ориентаций, политического сознания, приобщение членов общества к политической деятельности.

10) Охранительная и стабилизирующая функция обеспечивает внутреннюю и внешнюю безопасность и стабильность политического строя;

Работает как одно целое благодаря тому, что между собой постоянно взаимодействуют элементы, которые ее составляют. Но в то же время просто их суммой она не является. Понятие и структура политической системы неразделимы с понятием о значении каждого отдельно взятого элемента. Поэтому теоретически она по разным основаниям расщепляется на составные части.

Может базироваться на понимании ее роли. Тогда ее рассматривают с позиции того, по какому типу происходит взаимодействие между субъектами, играющими определенные роли и опирающимися на определенные образцы.

Кроме того, структура политической системы может основываться на институциональном подходе. Это обусловлено тем, что обслуживание конкретных потребностей и выполнение функций закреплено за каждым институтом.

Также структура политической системы может разграничиваться по принципу стратификации. В этом случае она основывается на том порядке, согласно которому какие-то группы участвуют в управлении государством. Как правило, решения принимает элита, выполняет их бюрократия, а граждане уже формируют свои институты власти, представляющие их интересы.

То, что системы опирается на различные основания, говорит об иерархическом характере ее элементов. То есть ее составляющие тоже организованы по такому же принципу, как и вся она в целом. А из этого следует, что политическая система всегда состоит из нескольких подсистем. Взаимодействуя друг с другом, они образуют целостность.

1. Институциональная подсистема. Она выглядит как комплекс политических, государственных и других институтов, которые выражают интересы различных групп и частных лиц. Самые глобальные потребности общества реализуются с помощью государства. Степень специализации и дифференциации функций и ролей внутри этого структурного элемента определяет его зрелость.

2. Нормативная подсистема. Ее составляет комплекс всех норм, на основе которых власть выполняет свои роли. Это своего рода правила, которые могут в устной форме передаваться следующим поколениям (обычаи, традиции, символы), а могут и фиксироваться (правовые акты, конституции).

3. Коммуникативная подсистема. Она выглядит как взаимодействие политических субъектов, которые следуют упомянутым выше фиксированным и нефиксированным правилам. Отношения могут строиться на основании конфликта или согласия. Также они могут иметь разную направленность и интенсивность. Чем лучше организованна коммуникативная система, тем больше власть открыта для граждан. Тогда она вступает в диалог с общественностью, обменивается с ней информацией, реагирует на требования народа.

4. Культурная подсистема. Ее составляют приоритетные ценности основной конфессии, имеющиеся в обществе субкультуры, шаблоны поведения, ментальность и убеждения. Эта подсистема между гражданами и политиками, придает их действиям общезначимый смысл, приводит к согласию, взаимопониманию, стабилизирует общество в целом. Большое значение имеет уровень культурной однородности. Чем он выше, тем эффективнее функционируют Основной элемент культурной подсистемы - религия, которая господствует в конкретном обществе. Она определяет поведение индивидов, формы взаимодействия между ними.

5. Функциональная подсистема. Она являет собой комплекс технологий, применяемых в политике для реализации власти.

Неотделимы друг от друга также структура и а не только ее составляющие. Дело в том, что функция каждого элемента реализует какую-то одну конкретную потребность. А все вместе они обеспечивают полноценную работу политической системы в целом.