Почему гмии (государственный музей изобразительных искусств) ныне носит имя пушкина? не собираются ли вернуть одно из старых, более справедливых названий? Почему музей изобразительных искусств – имени А.С. Пушкина? Семьсот тысяч единиц хранения

60 лет со дня основания
Государственного музея А.С. Пушкина

5 октября 2017 года исполняется 60 лет со дня образования в Москве Государственного музея А.С. Пушкина (ГМП). Московский дом Пушкина, как еще называют ГМП - музей редкой судьбы. На момент учреждения в его фондах не было ни одного экспоната, а ныне он является одним из ведущих музеев страны, признанным многофункциональным научным и культурным центром Москвы. По ценности и объему своих коллекций Государственный музей А.С. Пушкина сегодня стоит в ряду крупнейших литературно-художественных и мемориальных собраний страны. В состав ГМП, наряду с основным Музеем А.С. Пушкина на Пречистенке, на правах отделов (филиалов) входят также Мемориальная квартира А.С. Пушкина на Арбате, Дом-музей В.Л. Пушкина, Музей И.С. Тургенева, Мемориальная квартира Андрея Белого. Таким образом, сегодня музей c научной и предметной достоверностью рассказывает не только о «пушкинской эпохе», представляя по сути весь «золотой век» русской литературы и культуры. Ежегодно музей принимает более 350 тысяч человек.

КАЛЕНДАРЬ ОСНОВНЫХ СОБЫТИЙ ЮБИЛЕЙНОГО СЕЗОНА ГМП





4 октября 14.00
17.00
  • Открытое заседание Учёного совета Государственного музея А.С.Пушкина (к 60-летию ГМП)
  • Торжественное открытие выставки «Дом Нащокина - путешествие в Москву» (Всероссийский музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург)
  • Пресс-конференция и пресс-показ выставки с участием Сергея Михайловича Некрасова, директора Всероссийского музея А.С. Пушкина и специалистов музея
  • Торжественный прием в честь 60-летия Государственного музея А.С. Пушкина

5 октября С 12.00 до 21.00

18.00

  • День рождения Московского дома Пушкина.
60 лет со дня основания в Москве Государственного музея А.С. Пушкина
  • День открытых дверей. Большая развлекательно-познавательная интерактивная программа для посетителей музея: авторские экскурсии, мастер-классы, кинопоказы, концертные программы, дегустации и др.
  • А.С. Пушкин «Метель». Читает - заслуженный артист РФ Максим Аверин в сопровождении Юношеского симфонического оркестра им. Л. Николаева.
Юношеский симфонический оркестр России им.Л.В.Николаева
Художественный руководитель и главный дирижер Василий Валитов


Программа специальных проектов
к 60-летию Государственного музея А.С. Пушкина

1. Выставочные проекты:


С 23 августа до 3 декабря 2017 г. в Государственном музее А.С, Пушкина (ул. Пречистенка, 12/2)

Сумароков, Державин, Пушкин, Бестужев-Марлинский, Некрасов, Тургенев, Аксаков, Лев Толстой и Алексей Толстой, Островский, Лесков, Чехов, Блок, Бунин, Куприн, Пришвин, Паустовский, Федин, Шолохов, Нагибин, Бианки, Новиков-Прибой, Мамин-Сибиряк, Васильев, Астафьев, Казаков, Вампилов, Соколов-Микитов…

Какие имена! Цвет великой русской литературы. И все эти классики стали героями одного масштабного выставочного проекта, который организован Государственным музеем А.С. Пушкина и Государственным Литературным музеем в рамках Ассоциации литературных музеев России.

Выставка «С ружьем и лирой» объединила русских писателей и поэтов трех веков. Общей темой, связавшей русских классиков, стала «охота». В их произведениях, как и в их личном опыте, охотничья тематика нашла наиболее яркое воплощение. Хронологические рамки экспозиции охватывают период от XVIII до ХХ века - от Александра Сумарокова и Гавриила Державина до Виктора Астафьева и Алексея Вампилова.

Оказывается, охота и рыбная ловля для многих классиков русской литературы были излюбленным отдохновением. И увлечения эти вряд ли были случайны. Единение с природой рождало особую наблюдательность, созерцательность, азарт, делало зорким глаз и чутким ухо - а это, ведь, такие важные составляющие литературного творчества. Кто-то из писателей любил поохотиться за компанию, послушать охотничьи байки, запастись впечатлениями, а кто-то, как например, Некрасов, Тургенев, Островский, Шолохов - были заядлыми, страстными охотниками и рыболовами. Знакомство с народными традициями, общение с простыми людьми, собственный охотничий опыт давали писателям яркие эмоции, сюжеты, характеры своих будущих героев. Охота и рыбалка для многих были источником вдохновения. Так или иначе, но охотничья тема нашла отражение в литературном творчестве каждого из них.

Участниками проекта выступили крупнейшие исторические заповедники, литературно-художественные музеи, государственные библиотеки и архивы страны. Они представили из своих собраний уникальные мемориальные экспонаты, автографы и рукописные источники, предметы охотничьего быта, произведения живописи и скульптуры, широкую портретную галерею.

В числе «именных меморий» на выставке можно будет увидеть: охотничье снаряжение и ружья И.С. Тургенева, А.Н. Толстого, М.М. Шолохова; мужское и дамское седла для псовой охоты из некрасовской Карабихи; необычное кресло, в котором любил рыбачить знаток «купеческой России» драматург А.Н. Островский; сапоги, в которых исходил сотни километров по бескрайним родным просторам «певец русской природы» М.М. Пришвин; любимую удочку заядлого рыбака К.Г. Паустовского...
Выставочное пространство состоит из 4 залов, каждый из которых будет насыщен тематическими экспонатами, охотничьими трофеями и дополнен звуковым оформлением, соответствующим тем или иным охотничьим сезонам (крики птиц, вой волков, лай собак, звуки выстрелов, шум дождя, скрип снега и т.п.). В одном из залов посетителям будут демонстрироваться фрагменты из фильмов по произведениям русских писателей XIX - ХХ веков, посвященные охоте.


Участники проекта :
Государственный музей А.С. Пушкина
Государственный литературный музей
Брянский государственный краеведческий музей
Государственный историко-художественный и литературный Музей-заповедник «Абрамцево»
Всероссийский музей А.С.Пушкина
Государственный историко-литературный музей-заповедник А.С.Пушкина
Государственный исторический музей
Государственный музей Л.Н.Толстого
Мемориальный и природный заповедник «Музей-усадьба Л.Н.Толстого «Ясная Поляна»
Государственный Дарвиновский музей
Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук
Государственная публичная историческая библиотека
Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник Н.А.Некрасова «Карабиха»
Музей охоты и рыболовства
Новгородский государственный объединенный музей-заповедник
Орловский объединенный государственный литературный музей И.С.Тургенева
Московский литературный музей-центр К.Г.Паустовского
Российская государственная библиотека
Государственный мемориальный и природный музей-заповедник И.С.Тургенева «Спасское-Лутовиново»
Государственный музей К.А. Федина
Государственный музей-заповедник М.А.Шолохова
Государственный и природный музей-заповедник А.Н.Островского «Щелыково»


С 1 сентября до 3 декабря 2017 г. в Государственном музее А.С, Пушкина (ул. Пречистенка, 12/2)

Выставочный проект продолжает цикл выставок и альбомов-каталогов Государственного музея А.С. Пушкина, рассказывающих о мастерах камерного акварельного портрета первой половины XIX века. Музей уже познакомил посетителей с монографическими выставками П.Ф. Соколова (2003 г.), А.П. Брюллова (2008), В.И. Гау (2011).

Выставка и изданный к ней альбом-каталог посвящены творчеству Александра Ивановича Клюндера, художника, академика, создателя знаменитой портретной галереи современников А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.

Автором идеи, вдохновителем этого проекта и непосредственным участником стал кандидат исторических наук, академик РАХ, руководитель Департамента культуры г. Москвы Александр Кибовский. Известный своими исследовательскими работами в области военной истории, А.В. Кибовский хорошо знаком с живописным творчеством Александра Клюндера:
- Расцвет популярности Клюндера приходится на 1830-1840-е годы. В это время его старательность, точность в изображении лиц, хорошие навыки владения акварелью и быстрота исполнения заказов в сочетании с умеренными финансовыми запросами дают свой результат. Один за другим гвардейские полки поручают Клюндеру создание серий офицерских портретов, которые и сохранят его имя в искусстве. Лейб-гусары, кавалергарды, кирасиры Его Величества - десятки оригинальных акварелей и множество копий запечатлели два поколения блестящей военной молодежи, современников Пушкина и сослуживцев Лермонтова.
Выполняя множество заказов, Клюндер умело добивался портретного сходства. Но большое количество работ во многом достигалось заученными техническими приемами. Это не дружеские зарисовки Павла Федотова, где художнику знаком каждый сослуживец по лейб-гвардии Финляндскому полку, чувствуется авторская симпатия, уважение, ирония. В клюндеровских акварелях почти невозможно уловить внутренний мир персонажей. Все они красивы, молодцеваты, аристократичны и… практически одинаковы. Сам художник абсолютно к ним нейтрален. За это Клюндера много потом ругали почитатели Лермонтова. Ведь в двух своих портретах он никак не отозвался на величие литературного гения. На его акварелях обычный гвардейский офицер, в котором ничто не выдает таланта...

Музей Пушкина поставил перед собой достаточно серьезную и амбициозную задачу - собрать воедино творческое наследие А.И. Клюндера, хранящееся в музейных и частных собраниях, и впервые в таком объеме представить публике.

В проекте приняли участие 20 российских музеев, в том числе, крупнейшие художественные собрания России - Государственный Эрмитаж, Русский музей, Государственный музей-заповедник «Павловск», Третьяковская галерея, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Исторический музей, Институт русской литературы РАН (Пушкинский Дом) и др. На выставке будет представлено 159 работ А.И. Клюндера.

  • Выставка «Новые поступления в собрание ГМП»
С 1 до 17 сентября 2017 в Государственном музее А.С, Пушкина (ул. Пречистенка, 12/2)

Этой традиционной выставкой музей отчитывается о пополнении своих коллекций и представляет самые ценные экспонаты, поступившие в собрание ГМП за последний год.

В числе представленных на этой выставке экспонатов (более 40), посетители увидят уникальные мемории, которые вскоре займут место в постоянных экспозициях:


Альбом начала XIX века в переплете из красной кожи с тиснением и 209 листами с золотым обрезом. На листах 94 произведения: 80 оригинальных рисунков в различных техниках, семь коллажей, два силуэта и пять гравюр. В числе рисунков - 7 подписных работ выдающегося французского архитектора Ж.-Ф. Тома де Томона и один рисунок пером А.-Ш. Карафа, ученика Ж.-Л. Давида, чьи произведения чрезвычайно редки в России. 12 рисунков выполнены детьми князя, 5 из них - княжной Зинаидой, в будущем замужестве княгиней Волконской. Альбом имеет исключительное историко-культурное, художественное и мемориальное значение. Известно, что значимый архивный массив Белосельских-Белозерских (в т.ч. рисунки З.А. Волконской) хранится в Хоутонской библиотеке Гарвардского университета. В этом контексте обнаружение данной реликвии пушкинского времени, чудом сохранившейся в частной семье в России, можно считать уникальным явлением.

- Личная вещь И.С. Тургенева. Живописная картина «Скачущий черкес».
Автор - художник-любитель Д.А. Татищев (1825 - 1878), генерал-майор, парижский знакомый И.С. Тургенева. Предмет имеет исключительное мемориальное значение. Провенанс безупречен и свидетельствует о том, что картина была подарена автором И.С. Тургеневу и находилась в личном пользовании писателя.


- Акварель «Интерьер с охотничьми трофеями» (1853). Выполнена художником А. И. Тихобразовым (1825-1897), петербургским зодчим и педагогом, младшим братом Н.И. Тихобразова, известного исторического живописца и портретиста. Работы А.И. Тихобразова крайне редки в художественных музеях страны. На сегодняшний день специалисты располагают сведениями о шести подобных акварелях 1840-х гг., находившихся в частных собраниях. Редкость экспоната заключается и в выборе темы: на акварели изображен очень "живой и информативный интерьер" мужского кабинета, в деталях обстановки повествующий о своем хозяине - охотнике и писателе. Предмет приобретается для экспозиции Дома-музея И.С. Тургенева.


С 4 октября до 3 декабря 2017 в Государственном музее А.С. Пушкина (ул. Пречистенка, 12/2)

Впервые за 100 с лишним лет в Москву прибудет знаменитый «Нащокинский домик». Эта удивительная историческая реликвия имеет самое непосредственное отношение к жизни Александра Сергеевича Пушкина и его самого близкого друга, известного в свое время на всю Москву Павла Воиновича Нащокина. Ныне этот диковинный и бесценный экспонат хранится в собрании Всероссийского музея А.С. Пушкина (С-Петербург). Выставка «Нащокинский домик» (из собрания ВМП), которая будет открыта в Москве в начале октябре 2017 года - дорогой подарок питерского Пушкинского музея на Мойке своему московскому собрату - Государственному музею А.С. Пушкина.

Незаурядная личность, удивлявшая современников живым умом, обширными знаниями и «превосходным сердцем», Нащокин, по мнению современников, не нашел свою стезю в жизни, но сказал кто-то, был он «неистощимо-доброй, талантливой Русской душой, каких у нас гибло и гибнет во множестве ».

И не было у Александра Сергеевича Пушкина, особенно в последние годы жизни, друга более преданного и близкого, чем Павел Воинович Нащокин. Хотя один жил в Петербурге, другой в Москве, они писали друг другу часто и охотно. А во время ежегодных визитов в первопрестольную, поэт почти всегда останавливался у «Войныча» - так ласково он его называл. «Пушкинская» комната всегда была готова к приему желанного гостя в квартирах по разным адресам, ведь у Нащокина в Москве никогда не было собственного дома.

Одним из пристрастий Павла Нащокина было дивить москвичей всяческими фантазиями. При жизни Пушкина Павлу Воиновичу пришла на ум оригинальная и счастливая, как оказалось, мысль: скопировать в уменьшенном виде свою квартиру со всеми находящимися в ней предметами обстановки. Неизвестно, какую именно квартиру воссоздавал Нащокин - за годы работы над моделью он несколько раз переезжал. (возможно, что первоначальная затея переросла потом в желание воспроизвести богатый дворянский особняк типичный для эпохи 1820-1830-х годов). И сделать не просто игрушечную инсталляцию своего жилища, но с абсолютной точностью повторить в миниатюре всю обстановку дома, со всеми предметами интерьера и быта, которые были в обиходе семьи. А самое главное, сделать все эти предметы рабочими!

Взялся за это Нащокин со свойственными ему страстью и решительностью, сначала даже не подозревая, во сколько обойдется ему эта «игрушка». Необычные заказы от Нащокина стали получать известные фирмы и мастерские России и Европы. Миниатюрную мебель красного дерева делал известный петербургский мастер Гамбс, рояль был заказан Вирту, обеденный сервиз изготовили на фарфоровом заводе Попова, самовары - в Туле, ботфорты шил самый модный петербургский сапожник Пель. В Англии изготовили напольные часы. Раскрашенные литографии с полотен европейских художников, вставленные в золоченые рамы, создавали иллюзию настоящих картин. Для напечатания книг отлили мизерный шрифт...
Пушкин, конечно же, с интересом следил за воплощением увлекательного замысла друга. А в 1832 году он сообщил своей жене, Наталье Николаевне: «…По своей духовной домик этот отказывает он тебе…». Увы! К сожалению, ей не довелось стать обладательницей необыкновенной «игрушки».

Через несколько лет после трагической гибели своего друга Нащокин разорился, как это бывало с ним не раз. Стал искать деньги под залог своего «маленького домика», который, по его словам, обошлась ему в 40 тысяч рублей. Заложив «сокровище», обратно выкупить не смог. И начались многолетние скитания «Домика Нащокина»: он переходил из рук в руки, подвергаясь «разграблению». Вещички ломались, исчезали, терялись. История «Домика», начавшаяся так блестяще, оказалась в дальнейшем полной превратностей...

«Конечно, эта вещь драгоценна как памятник старины и кропотливого искусства, - писал когда-то А.И. Куприн, - но она несравненно более дорога нам, как почти живое свидетельство той обстановки... в которой попросту и так охотно жил Пушкин.

  • Выставка «Московский дом Пушкина: страницы истории»
С 4 октября до 16 декабря 2017 в Государственном музее А.С, Пушкина (ул. Пречистенка, 12/2)

На основе документальных материалов - архивных документов, фото- и видеоматериалов, рукописей, автографов, мемориальных предметов, археологических находках, выставка расскажет об история создания Государствнного музея и его филиалов - об исторических реконструкциях и реставрациях главного здания и мемориалов ГМП, об истории пополнения его уникального собрания, о знаменитых и щедрых дарах в сокровищницу музея, о выдающихся личностях, помогавших становлению музея, о легендарных сотрудниках музея...

2. PR- акции:
  • Юбилейная лотерея для посетителей «Сентябрь - время получать призы!»


К юбилею Государственного музея А.С. Пушкина подготовлена специальная PR-акция - все посетители музея в сентябре 2017 года (в предъюбилейный месяц) автоматически станут участниками большой лотереи. Для этого им будет достаточно посетить любую из постоянных экспозиций Государственного музея А.С. Пушкина и его отделов (филиалов) - на Пречистенке (Музей А.С. Пушкина), на Арбате (Мемориальная квартира А.С. Пушкина, Мемориальная квартира Андрея Белого, Выставочные залы в Денежном переулке) или на Старой Басманной (Дом-музей В.Л. Пушкина).

С 1 сентября во всех музеях ГМП в продажу поступят «юбилейные билеты» - со специальным дизайном, символикой и индивидуальным номером. По желанию номер купленного билета будет зарегистрирован на ФИО посетителя (в кассе при покупке билета или самостоятельно через сайт) и примет участие в розыгрыше призов.


В призовом фонде (60 ценных призов):
- туристические путевки по маршрутам «Литера-Туров» (музейно-туристический проект ГМП) - известным пушкинским местам России;
- билеты на «Новогодние и Рождественские семенные балы в старинной русской усадьбе»;
- билеты на спектакли (музейно-театральный проект ГМП);
- уникальные издания ГМП - художественные альбомы по истории музея, коллекциям музея и крупным выставочным проектам;
- сертификаты на посещение юбилейных выставочных проектов ГМП;
- сувенирная продукция ГМП
- подарки от партнеров музея

Розыгрыш призов пройдет 1 октября 2017 г. в Музее А.С. Пушкина на Пречистенке в он-лайн режиме, с трансляцией на сайте музея К 60-летию со дня основания Государственного музея А.С. Пушкина

Фильм познакомит зрителя с историей создания Государствнного музея А.С. Пушкина и его филиалов - расскажет об исторических реконструкциях и реставрациях главного здания, об истории пополнения его уникального собрания, о знаменитых и щедрых дарах в сокровищницу музея, о выдающихся личностях, помогавших становлению музея, о легендарных сотрудниках музея...
  • Видеопроект «Музей в лицах»

Видеопроект представляет калейдоскоп видеороликов (60 лет - 60 лиц - 60 экспонатов), в которых сотрудники музея (от руководителей до специалистов различных служб и хозяйственных отделов) рассказывают о своих любимых экспонатах в музее. Анонс видеопроекта будет представлен на пресс-конференции.
С 1 сентября на сайте музея ежедневно будут выкладываться по несколько видеосюжетов. К 4 октября, к юбилейной дате на сайте появится полный видеопроект.
Видеопроект дает возможность в необычной форме познакомиться с сегодняшним днем музея, с его сотрудниками, яркими экспонатами и их историей.
  • День открытых дверей в Государственном музее А.С. Пушкина


5 октября, в день 60-летия музея (5 октября 1957 года постановлением Совета министров СССР в Москве был учрежден Государственный музей А.С. Пушкина ) в Музее А.С. Пушкина на Пречистенке и филиалах ГМП будет объявлен свободный вход в музей, подготовлена широкая развлекательно-познавательная программа для посетителей. В ее рамках в музее пройдут презентации фондовых коллекций, различные мастер-классы, кинопоказы, авторские экскурсии, концерты, дегустации и др.
3. Научные мероприятия
  • Научно-фондовая конференция
29 сентября 2017 г., пятница, 11.00

Научно-фондовая конференция, посвященная 60-летию музея, подведет итоги изучения книжных и рукописных собраний, предметов изобразительного и прикладного искусства; осмыслен опыт проведения музейных научно-фондовых конференций, ежегодно проводящихся в музее с 1983 года; представлены итоги изучения фонда Андрея Белого, а также предметов, пополнивших тургеневскую коллекцию музея в связи с созданием экспозиции "Дома-музея И.С.Тургенева", открытие которого запланировано в канун 200-летия И.С.Тургенева в 2018 году.
Результаты научной работы представят хранители и сотрудники отделов фондов Государственного музея А.С.Пушкина.

  • Учёный совет
4 октября 2017 г., среда, 14.00

На заседании Учёного совета Государственного музея А.С. Пушкина будут освещены итоги многолетней работы и обозначены перспективы развития музея. В состав Учёного совета входят представители крупнейших литературных музеев России, в частности, директора пушкинских музеев, деятели науки, культуры, искусства.

  • Научно-практическая конференция
6-10 октября 2017 г.

В рамках конференции предполагается проведение трех заседаний ("Императорский Царскосельский Лицей и учебные заведения пушкинского времени. Из истории педагогики. К 200-летию первого выпуска Лицея", "Библиотека А.С.Пушкина и книжные собрания его современников", Студенты - А.С.Пушкину") и два круглых стола - "Пушкин в школе" и "Литературные музеи и школа".
Заседания состоятся в Государственном музее А.С.Пушкина на Пречистенке и Мемориальной квартире А.С.Пушкина на Арбате, а круглые столы - в Российской академии образования.
К участию в конференции приглашаются литературные музеи, архивы, научно-исследовательские институты, библиотеки, высшие учебные заведения.
Конференция проводится совместно с отделением "Образование и культура" РАО.


Адрес: Москва, ул. Волхонка, 12

«Быть в Москве и не посетить музей имени Пушкина — преступление против искусства!», — скажут вам многие ценители. Действительно, каждый грамотный и образованный человек должен хоть раз увидеть это собрание художественных ценностей.

Почему музей им. Пушкина?

Александр Сергеевич был, пожалуй, самой значимой персоной не только в русской литературе и поэзии. Это величественная фигура, которая сыграла роль для формирования искусства целого государства. Музей изобразительных искусств им. Пушкина собрал в себе экспонаты от времен до нашей эры и до практически современного выставочного материала века двадцатого. В принципе отношения непосредственно к великому писателю музей западноевропейского искусства (как его еще называют) не имеет никакого. Разве только тот факт, что сам Александр Сергеевич был частью искусства Российской империи в ХІХ веке. Однако нареканий или возмущений именно это название выставочного зала не вызывает ни у кого.

История создания музея

  • Построение грандиозной галереи не было быстрым и легким делом. Пушкинский музей изобразительных искусств обязан своим основанием профессору Московского университета Цветаеву Ивану Владимировичу (вместе с тем его знали как историка, доктора римской словесности и теоретика искусств). Строительство галереи такого уровня было делом всей жизни научного деятеля. Именно Иван Владимирович стал первым руководителем учреждения, но скончался очень быстро после открытия своего детища.

Именно по задумке Цветаева была собрана такая шикарная экспозиция. А начиналось все с разговоров и мечтаний просвещенной интеллигенции и бедной русской аристократии. Все понимали, что найти помещение и собрать выставочный фонд – дело очень сложное, требующее немалых усилий, в том числе и финансового характера. Именно потому было решено просить помощи у предпринимательской прослойки Москвы. Ведь именно в их руках в начале ХХ века были сосредоточены достаточные суммы для возведения помещений музея. Но задумка имела грандиозные масштабы и требовала применить талант самых утонченных и изысканных мастеров-архитекторов тогдашней современности.

Большая заслуга Цветаева в том, что именно благодаря его дипломатическому таланту удалось собрать на одной площадке финансовые потоки промышленников, талант архитекторов и опытные руки строителей. Строительство галереи растянулось на целых 14 лет.

Выставочный фонд музея

Пушкинский музей объявил сбор экспонатов еще с момента начала строительства основных зданий. Позже коллекция уже отстроенных выставочных залов пополнилась:

  • созданными русскими мастерами копиями античных скульптур из гипса;
  • сотворенными подобным образом архитектурными фрагментами;
  • полотнами постимпрессионистов и импрессионистов из Франции, что переданы музею из собраний Морозова, Щукина;
  • выставочными фондами Эрмитажа, что передались во времена СССР;
  • экспонатами из частных коллекций русской аристократии.

В наши дни Пушкинский музей в Москве возле станции метро » Кропоткинская» по улице Волхонка, в доме 12 принимает выставки по обмену с других стран мира. Стоит ли говорить, что местные жители и гости города стоят в очередях с желанием посетить эту знаменитую галерею. И дело тут не в имени учреждения, даже не в количестве экспонатов. Дело в духе и атмосфере, что царят в музее, в желании хоть на несколько часов приобщится к прекрасному.

Фото: Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва









Похожие Архитектурный памятник

Адрес: Москва, Красная площадь, 1 Каждый музей по-своему интересен и очень важен, ведь он преподносит людям частичку прошлого нашей великой страны. Количество экспонатов, демонстрируемое во всех уголках...

(федеральный)

Госуда́рственный музе́й изобрази́тельных иску́сств и́мени А. С. Пу́шкина (сокращённо ГМИИ им. А. С. Пушкина , Пушкинский музей ) - один из крупнейших в России музеев зарубежного искусства. В его коллекции находится около 700 тысяч произведений разных эпох, начиная с периода древних цивилизаций и заканчивая началом XXI века. Памятник архитектуры конца XIX – начала XX века, музейный комплекс включает в себя 27 зданий и строений. Главные коллекции Музея представлены живописными полотнами французских импрессионистов из собраний московских купцов Сергея Ивановича Щукина и Ивана Абрамовича Морозова произведениями искусства Древнего Египта, а также шедеврами старых мастеров.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 4

    ✪ Художники блокадного города

    ✪ Встреча Ирины Антоновой и Антона Белова. Как найти место для культуры внутри себя?

    ✪ Репортаж о музее видеокарт в Харькове (PCshop Group).mpg

    ✪ Кафедра логистики РХТУ

    Субтитры

История

Основателем Музея является профессор кафедры теории и истории искусства Иван Владимирович Цветаев , отец поэта и прозаика Марины Цветаевой .

В конце 1896 года им были разработаны условия конкурса на разработку архитектурного проекта Музея изящных искусств при Императорском Московском университете. Руководство постройкой было доверено архитектору Р. И. Клейну , который выработал окончательный проект здания, использовав при этом проект архитектора-самоучки П. С. Бойцова .

Проект Клейна основывался на классических античных храмах на высоком подиуме с ионической колоннадой по фасаду. Цветаев рассматривал здание Музея как учебный объект по истории архитектуры. В убранстве интерьеров должны были применяться элементы разных исторических эпох, в соответствии с представляемыми экспонатами.

Бо́льшую часть денег на строительство Музея пожертвовал русский меценат Юрий Степанович Нечаев-Мальцов .

Музей создавался на основе Кабинета (Музея) изящных искусств и древностей Московского университета, включавшего античные вазы, нумизматическую коллекцию, некоторое количество слепков с античных скульптур и небольшую специальную библиотеку. С приходом к заведованию Кабинетом И.В. Цветаева в 1889–1890 годах началось его планомерное развитие, в особенности скульптурного раздела и библиотеки. Слепки и другие копии заказывались Цветаевым в зарубежных мастерских по формам, снятым непосредственно с оригиналов; в ряде случаев они делались впервые. В 1909–1911 годах Музей приобрел уникальную коллекцию оригинальных предметов древнеегипетского искусства и культуры (свыше 6 тысяч), собранную русским ученым-востоковедом Владимиром Семёновичем Голенищевым .

Музей изящных искусств имени императора Александра III был открыт в торжественной обстановке 31 мая (13 июня) 1912 года. С ноября 1923 года Музей был выведен из подчинения университету, в 1932 году был вновь переименован и получил название Государственного музея изобразительных искусств. В 1937 году ему присвоено имя А.С. Пушкина. Во время Великой Отечественной войны бóльшая часть музейных фондов была эвакуирована в Новосибирск и Соликамск. С 1944 года началось восстановление здания ГМИИ, пострадавшего во время войны от бомбардировок, и подготовка к развертыванию экспозиции. Бомбёжкой была разбита часть стёкол металло-стеклянных перекрытий, и в течение трёх лет музей стоял под открытым небом. В верхней части западного фасада Музея остались выбоины от осколков немецких бомб. В этот период, с февраля 1944 и по 1949, директором музея был С. Д. Меркуров . Послевоенное открытие экспозиции состоялось 3 октября 1946 года .

В 1948 году Музею передали около 300 живописных и свыше 80 скульптурных произведений западноевропейских и американских мастеров второй половины XIX – первой трети ХХ века из собраний И.А. Морозова и С.И. Щукина.

В период 1949–1953 годов помещения Музея были отданы под «Выставку подарков И.В. Сталину от народов СССР и зарубежных стран». После смерти Сталина профильная деятельность ГМИИ была восстановлена и расширена.

В 1985 году по инициативе советского коллекционера доктора искусствоведения Ильи Самойловича Зильберштейна и директора Музея Ирины Александровны Антоновой был создан Отдел личных коллекций. В августе 2005 года была открыта Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков . В 1996 году в Москве был организован Учебный художественный музей имени И.В. Цветаева – отдел ГМИИ, размещенный в здании Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) и открытый 30 мая 1997 года (ул. Чаянова, 15). Его экспозицию составляют гипсовые слепки прежнего, университетского музея, которые не вошли в основную экспозицию ГМИИ.

С 1981 года по предложению и при активном участии Святослава Теофиловича Рихтера (1915–1997) Музей начал проводить в своих стенах международный музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера Святослава Рихтера». С 1999 года, по завещанию музыканта, в состав музея включена его квартира, превращенная в мемориальную (Москва, ул. Большая Бронная, 2/6, кв. 58). В 2006 году при ГМИИ открыт Центр эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон» (Колымажный пер., 6, стр. 2, 3).

31 мая 2012 года состоялся юбилей ГМИИ им. А.С. Пушкина – 100 лет. К юбилею была выпущена серия юбилейных медалей и почтовая марка. В день юбилея, 31 мая 2012 года на «Первом канале » состоялась премьера двухсерийного фильма Леонида Парфёнова «Глаз Божий », посвящённого столетней истории музея .

В ГМИИ им. А.С. Пушкина проводятся крупнейшие в России выставки зарубежного искусства. В 1955 году в Музее прошла выставка «Шедевры Дрезденской картинной галереи», которую посетило 1,2 млн человек. В 1974 году выставка одного портрета – «Джоконды» Леонардо да Винчи, на просмотр которого посетителю отводилось всего 9 секунд, собрала 311 тысяч человек. В 1982 году в рамках выставки «Москва – Париж. 1900–1930» в Музее был впервые показан русский авангард. Выставка была признана одной из самых новаторских и масштабных в истории XX века, ее посетило 655 тысяч человек.

С сентября по декабрь 2016 года в Музее проходила выставка «Рафаэль. Поэзия образа. Произведения из галереи Уффици и других собраний Италии», количество посетителей которой превысило 200 тысяч человек.

В настоящее время руководство ГМИИ им. А.С. Пушкина совместно с Правительством Москвы работает над созданием Музейного городка – архитектурного комплекса музейных зданий и территорий, прилегающих к ним. После завершения проекта реконструкции на территории Музейного городка будут работать девять самостоятельных музеев, объединенных в музейное пространство.

Коллекция

В настоящее время фонды ГМИИ им. А.С. Пушкина насчитывают около 700 тысяч произведений живописи и скульптуры, графики, прикладного искусства, художественной фотографии, а также памятники археологии и нумизматики. В фонде Отдела рукописей хранятся документы по истории Музея, научное и эпистолярное наследие его основателя Ивана Владимировича Цветаева , других музейных деятелей, крупных искусствоведов и художников, архивы некоторых музеев, чьи коллекции пополнили фонды ГМИИ. В структуру Музея входят научно-реставрационные мастерские и Научная библиотека.

Живопись

Наиболее ранние памятники коллекции представляют произведения византийского искусства – мозаики и иконы. Ранний этап развития западноевропейской живописи отражен относительно небольшой, но весьма яркой коллекцией произведений итальянских примитивов. Зал раннего итальянского искусства был открыт 10 октября 1924 года, однако первые живописные подлинники были переданы в дар тогда еще Музею изящных искусств имени императора Александра III русским консулом в Триесте Михаилом Сергеевичем Щекиным в 1910 году. Систематические поступления картин из московских и петербургских собраний, государственных и частных, начались после 1924 года. Так, в фонды Музея были переданы работы западноевропейских художников, хранившиеся в Румянцевском музее ; а также частные собрания Сергея Михайловича Третьякова , князей Юсуповых , графов Шуваловых, Генриха Афанасьевича Брокара, Дмитрия Ивановича Щукина и других российских коллекционеров. Особое значение имели поступления из Государственного Эрмитажа. Однако окончательно состав картинной галереи ГМИИ определился лишь в 1948 году, когда ее собрание пополнили произведения французских художников второй половины XIX – начала XX века из фонда Государственного музея нового западного искусства (ГМНЗИ).

Графика

Отдел гравюры и рисунка был образован в 1924 году, когда в музей поступили фонды Гравюрного кабинета Московского Публичного и Румянцевского музея (сокращенно – Румянцевский музей. Началом коллекций Гравюрного кабинета послужила в 1861 году передача императором Александром II ценного дара: Московский Публичный и Румянцевский музей получил тогда из Эрмитажа более 20 тысяч эстампов. Впоследствии в состав кабинета вошел ряд значительных частных собраний: Дмитрия Александровича Ровинского (1824–1895) (русская гравюра), Николая Семёновича Мосолова (1846–1914) (офорты Рембрандта, рисунки голландских мастеров XVII века), Сергея Николаевича Китаева (1864–1927) (японская гравюра). В советское время фонды Отдела продолжали пополняться за счет даров, приобретений, передач из других музеев (Государственного Эрмитажа, Санкт-Петербург; Государственного исторического музея, Москва; Государственного музея нового западного искусства, Москва). В результате Отдел гравюры и рисунка ГМИИ представляет собой солидное хранение произведений графического искусства, насчитывающее около 400 тысяч гравюр, рисунков, книг с гравюрами, плакатов, работ прикладной графики и экслибрисов, созданных мастерами Западной Европы, Америки, России, стран Востока, за период, начиная от XV века до наших дней. Среди них работы выдающихся художников – Дюрера, Рембрандта, Рубенса, Ренуара, Пикассо, Матисса, Брюллова, Иванова, Фаворского, Дейнеки, Утамаро, Хокусая, Хиросиге.

Скульптура

Коллекция западноевропейской скульптуры насчитывает более 600 памятников. За годы существования Музея сформировалось собрание, которое в настоящий момент включает в себя произведения VI–XXI столетий.

Первыми памятниками, подаренными в Музей изящных искусств, были скульптуры из коллекций М.С. Щекина. В первые послереволюционные годы сюда поступали скульптуры из национализированных собраний. В 1924 году в Музее было открыто несколько живописных залов, в которых первые оригинальные произведения заняли свое достойное место. Планомерное комплектование фонда скульптурных подлинников стало возможным после 1924 года, когда Музей вышел из подчинения Московского университета и начал существовать уже как самостоятельный музей западноевропейского искусства в Москве. Был организован специальный Отдел скульптуры, куда поступили произведения из расформированного Румянцевского музея, музея бывшего Строгановского училища, Музея мебели, из ряда частных собраний (Дмитрия Ивановича Щукина, Ильи Семёновича Остроухова, Осипа Эммануиловича Браза). В результате этих пополнений коллекция обогатилась образцами полихромной деревянной скульптуры XV–XVI веков, произведениями бронзовой пластики XVI–XVII столетий, работами французских мастеров XVIII века – Лемуана, Каффиери, Гудона, Клодиона. После закрытия в 1948 году Музея нового западного искусства (ГМНЗИ), оттуда в ГМИИ поступило свыше 60 скульптур – произведения Родена, Майоля, Бурделя, Цадкина, Архипенко и других. Раздел современной скульптуры создан главным образом благодаря дарам самих авторов.

Собрание произведений декоративного искусства Отдела старых мастеров

Собрание произведений декоративного искусства стран Европы насчитывает около 2 тысяч памятников, самые ранние из которых относятся к эпохе Средневековья. Его состав отличается большим разнообразием. Здесь представлены художественные изделия из дерева и кости, цветных и драгоценных металлов, камня, тканей, керамики и стекла. Особый интерес представляют раздел керамики, включающий все ее основные разновидности, а также коллекция мебели.

Нумизматика

Сегодня фонды Отдела нумизматики ГМИИ им. А.С. Пушкина – это коллекция, превышающая 200 тысяч предметов и 3 тысячи томов специальной библиотеки.

Ее формирование началось еще в Императорском Московском университете. В 1888 году это собрание было разделено и стало основой крупнейших нумизматических собраний Москвы – Исторического музея и Музея изящных искусств имени императора Александра III.

С 1912 года предметы античной и западноевропейской нумизматики университетского собрания вошли в состав коллекции Отдела скульптуры Музея изящных искусств и хранились, в основном, упакованными. К июню 1925 года отдельные шкафы с монетами, медалями и слепками, рассеянные по Музею, усилиями хранителей были сгруппированы и оформлены как Нумизматический кабинет, расположенный на хорах Белого зала. С 1945 года Нумизматический кабинет Музея был выделен в самостоятельный отдел.

В настоящее время собрание Отдела нумизматики ГМИИ им. А.С. Пушкина включает в свой состав самые разные предметы: монеты, медали, ордена, печати, бумажные денежные знаки, геммы, слепки и другие.

Археология

Музей изящных искусств был задуман, прежде всего, как музей классического искусства – памятники Античности были ядром и главной составляющей его коллекций, Отдел Античности – одним из трех научных отделов, трех его столпов. Специалистами в области Античности были и первые его руководители – не только основатель и директор, Иван Владимирович Цветаев (1847–1913), но и ближайшие сподвижники ученого, Владимир Константинович Мальмберг (1860–1921) и Николай Арсеньевич Щербаков (1884–1933).

В настоящее время античная коллекция ГМИИ насчитывает более 37 тысяч экспонатов, включая многочисленные фрагменты древних памятников. Ее художественную ценность составляют: около сотни архитектурных фрагментов, свыше 300 произведений античной скульптуры; около 2,5 тысяч расписных ваз – кипрских, древнегреческих и южноиталийских; около 2,3 тысяч терракот; свыше 1,3 тысяч бронз; около 1,2 тысяч экспонатов прикладного искусства (главным образом стекла); свыше 100 резных камней; около 30 фрагментов стенных росписей; две мозаики.

Египет

Большинство представленных в зале № 1 предметов экспонируется с 1912 года, времени открытия Музея, и происходит из собрания Владимира Семёновича Голенищева (1856–1947), одной из лучших в мире частных коллекций древнеегипетского искусства, приобретенной Музеем в 1909 году. Эта коллекция (около 8 тысяч предметов) стала первым и значительным собранием подлинников Музея изящных искусств.

В 1913 году Музей приобрел коллекцию памятников, в том числе плиту с изображением сцены оплакивания покойного, известную в литературе под названием «Плакальщики». Несколько поистине драгоценных даров сделал Музею Юрий Степанович Нечаев-Мальцов (1834–1913) – превосходные фаюмские портреты и золотая диадема, бронзовая статуя идущего Харпократа. После Великой Октябрьской социалистической революции египетское собрание Музея пополнилось экспонатами, переданными из разных музеев и частных коллекций. Кроме этого, и ученые, чья деятельность была неразрывно связана с музеем – Борис Владимирович Фармаковский (1870–1928), Тамара Николаевна Бороздина-Козьмина (1883–1958), Александр Васильевич Живаго (1860–1940) – передали в Отдел Древнего Востока принадлежащие им египетские памятники. Значительно обогатилось собрание Музея после приобретения в 1940 году у художника и искусствоведа Николая Адриановича Прахова (1873–1957) коллекции, насчитывающей 217 экспонатов и принадлежащей его отцу, известному российскому историку искусств, филологу, археологу и художественному критику Адриану Викторовичу Прахову (1846–1916). А.В. Прахов неоднократно бывал в Египте, изучая древние памятники.

В дальнейшем число произведений искусства в фонде искусства Древнего Востока пополнялось за счет дарений, археологических раскопок, периодических закупок.

Древние цивилизации

Начало музейному собранию подлинных памятников искусства Передней Азии положила коллекция известного русского востоковеда, египтолога Владимира Семёновича Голенищева. В ней насчитывалось свыше 300 клинописных табличек и более 200 произведений глиптики. Первые таблички попали в Музей в 1911 году, за год до его официального открытия. Среднеазиатская часть коллекции Отдела Древнего Востока представлена приобретенными Музеем в середине 1990-х годов глиняными статуэтками конца I тысячелетия до н.э. и начала нашей эры (фрагменты женских и мужской статуэток), происходящими с территории Маргианы (современный Юго-Восточный Туркменистан), свидетельствующими как о самобытности местного искусства, так и о влиянии античных и более древних восточных традиций.

Античность

Античное собрание ГМИИ им. А.С. Пушкина включает в себя значительное количество подлинных памятников – более тысячи сосудов, мелкую пластику, произведения скульптуры. Первые образцы поступили из Кабинета изящных искусств и древностей при Московском университете. Прекрасные памятники древнегреческой расписной керамики были переданы в 1920-е годы из Исторического музея, Музея керамики, Третьяковской галереи, Румянцевского музея. Регулярным источником пополнения коллекции древностей являются многолетние археологические экспедиции таких античных центров, как крымские Пантикапей и Неаполь Скифский, а также Фанагория на Таманском полуострове.

Цветаевская коллекция слепков

Собрание слепков и копий, типичное для музеев Европы XIX века, по своей сохранности и систематичности является уникальной для XXI века коллекцией, состав которой вначале определялся состоянием и интересами искусствоведческой науки конца XIX столетия.

Сегодня собрание слепков экспонируется в историческом здании, лишь в третьей части залов, отведенных для них Цветаевым. Но большая часть этой коллекции осталась доступной для публики – около 1 тысячи экспонатов демонстрируется в Учебном музее имени И.В. Цветаева.

Из 22 экспозиционных залов Музея, задуманного и созданного Иваном Владимировичем, около половины было отведено пластическому искусству Античности. Список памятников для воспроизведения был подготовлен при участии знаменитого антиковеда профессора В.К. Мальмберга. Продуманный подбор слепков с крито-микенских, древнегреческих и древнеримских скульптур дополнялся гальванокопиями, исполненными в абсолютно новой на тот момент технологии, позволяющей точно воспроизводить ювелирные изделия, произведения мелкой пластики и оружейного искусства. Вместе – слепки и гальванокопии создали яркую и полную картину развития античного искусства.

Вторая часть собрания слепков и копий демонстрирует главные моменты развития западноевропейского искусства со времен раннего христианства до эпохи Возрождения. Особенно полно в экспозиции представлено творчество Микеланджело. Скульптуру дополняют копии архитектурных конструкций и деталей. Не только экспонаты, но и залы, в оформлении которых использовались приемы исторической реконструкции архитектурных форм, подчинялись единой образовательной задаче.

Столь же последовательно И.В. Цветаев желал представить и пластическое искусство Нового времени, закончив музейное собрание экспозицией слепков с современной скульптуры, где центральное место уделялось бы пластике Огюста Родена. К сожалению, последней части его замысла не суждено было воплотиться из-за нехватки средств в связи с произошедшим при строительстве пожаром.

Ряд слепков и копий в собрании Музея – это единственное достоверное повторение памятников, утраченных во время Первой и Второй мировых войн..

Название

  • 1912-1917 - Музей изящных искусств им. Императора Александра III при Московском университете
  • 1917-1923 - Музей изящных искусств при Московском университете
  • 1923-1932 - Государственный музей изящных искусств
  • 1932-1937 - Государственный музей изобразительных искусств
  • 1937 - настоящее время - Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина

Список директоров

Управление музеем

  • Президент – Ирина Александровна Антонова
  • Директор – Марина Девовна Лошак
  • Заместитель директора по учету и хранению фондов – Потапова Татьяна Владимировна
  • Заместитель директора по научной работе – Баканова Ирина Викторовна
  • Заместитель директора по экономике – Салина Мария Викторовна
  • Заместитель директора по капитальному строительству – Погребинский Игорь Августович
  • Заместитель директора по информационным технологиям – Определёнов Владимир Викторович
  • Главный инженер – Сергеев Владимир Алексеевич

Список действующих зданий

Иллюстрация

Название

Адрес

Описание

Главное здание ГМИИ им. А.С. Пушкина ул. Волхонка, 12 Строительство – 1898–1912. Архитектор Р.И. Клейн . Инженер И.И.  Рерберг

Галерея  искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков ул. Волхонка, 14 Левый флигель бывшей усадьбы князей Голицыных (середина XVIII века).

В 1890–1892 годах перестроен архитектором В.П.  Загорским , реконструирован под нужды музея в 1986–1988 годах.

Отдел  личных коллекций ул. Волхонка, 10 Памятник истории и архитектуры XVIII–XIX веков «Жилой дом с лавками» (дом Шуваловой). Реконструирован под нужды музея в 1990–2005 годах.

Центр эстетического воспитания «Мусейон» Колымажный пер., 6, стр. 2 Бывшая усадьба конца XVIII – начала XX века. Здание реставрировалось и переоборудовалось с конца 1990-х по 2006 год.

Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева ул. Чаянова, 15 Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева создан в 1997 году. Находится в здании РГГУ. В семи залах музея представлено 750 слепков и копий.

Мемориальная квартира Святослава Рихтера Москва, ул. Большая Бронная, 2/6, кв. 58 (16-й этаж) Передана музею в 1999 году.

Музейный городок

С 2014 года началась реализация концепции развития ГМИИ им. А.С. Пушкина и превращения его в музейный квартал в районе улицы Волхонка, Колымажного, Большого и Малого Знаменских переулков. Идея создания Музейного городка на Волхонке принадлежит Ивану Владимировичу Цветаеву, создателю и первому директору Музея изящных искусств, историку, филологу и искусствоведу. Проекты расширения Музея стали появляться сразу же после его открытия.

В Государственный музей Пушкина на Пречистенке представлены произведения крепостного художника Василия Садовникова

ФОТО: Анна Иванцова, «Вечерняя Москва»

НАЗВАНИЕ

ГМИИ часто путают с литературным музеем, который располагается в нескольких шагах от него. И это неудивительно, ведь оба культурных пространства носят имя знаменитого русского поэта. Разница лишь в том, что один представляет широкой публике копии знаменитых скульптур и картины именитых художников, а другой – рассказывает о творчестве самого поэта и его жизни. Почти у каждого, кто приходит сюда, возникает вопрос: «А где же здесь был Александр Сергеевич Пушкин, и почему музей назван в его честь?»

Музей не всегда носил имя прославленного русского поэта. Нынешнее название было присвоено ему лишь в 1937 году – в память о гибели Пушкина в 1837 году. Музей могли назвать в честь Ивана Цветаева – инициатора его создания и первого директора, или русского мецената Юрия Нечаева-Мальцова, который пожертвовал на строительство не менее 80 процентов необходимых средств. Но власти решили отдать дань русскому поэту и присвоить название к 100-летней годовщине со дня его гибели.


Кстати, изначально, ГМИИ имени Пушкина назывался музеем изящных искусств имени Александра Третьего. Иван Цветаев искренне надеялся, что члены императорской семьи помогут с финансированием музея. Но, увы, Николай Второй выделил не так много средств, как требовалось.

ЗАДУМКА

Историк и москвовед Павел Гнилорыбов рассказал, что Москве не хватало художественного музея, который собрал бы произведения искусства не только отечественного происхождения, но и зарубежного – еще со времен античности.

– В конце 19-го века блестящий знаток живописи Иван Цветаев загорелся идеей создания в Москве «своей» античности. У людей рос интерес к зарубежному искусству. А тогда как раз раскапывали Трою, Помпеи, проводились археологические раскопки на Ближнем Востоке, а также начался рассвет египтологии. И Москва не стояла в стороне от этих процессов, – отметил Гнилорыбов.

По его словам, Иван Цветаев понял, что покупать оригинальные экспонаты – дорогое удовольствие, поэтому решил обзавестись копиями знаменитых произведений искусства. Он разослал своих «агентов» почти по всей Европе, которые посещали зарубежные музеи и выясняли, как добыть тот или иной экспонат, чтобы понять, как реализовать идею и сколько денег на это понадобится.


Местность, которую Иван Цветаев выбрал для строительства музея, была не самой престижной и, соответственно, не очень дорогой, отмечает москвовед. С одной стороны, там располагалась улица Ленивый Вражек (или Ленивый Торжок), нынешняя Ленивка. Это место на Руси было выгодным для торговли – товар предлагался прямо с телег. С другой стороны, там был царский Конюшенный двор.

ПОМОЩНИКИ

К разработке здания приложил руку известный архитектор Роман Клейн, который проектировал ЦУМ, особняк Некрасова, доходный князь князя Гагарина и другие здания в столице. Также большую роль сыграл инженер Владимир Шухов, благодаря которому музей знаменит светопрозрачными перекрытиями в виде стальных арок со стяжками и рамных конструкций.

Русский меценат Юрий Нечаев-Мальцов когда-то получил наследство от своего дяди, став владельцем нескольких фабрик и заводов в разных губерниях России, крупнейшим из которых был Гусевской хрустальный завод во Владимирской губернии. Нечаев-Мальцов пожертвовал миллионы рублей на то, чтобы Иван Цветаев смог в полной мере воплотить свою мечту.

И.В.Цветаев и Ю.С.Нечаев-Мальцов на ступенях Музея. 1912 г.

ФОТО: Официальный сайт ГМИИ им. А.С. Пушкина http://www.arts-museum.ru/

– Были времена, когда Нечаев-Мальцев говорил Цветаеву: «Послушай, ты из меня высосал все. Никаких денег уже не осталось, но я все равно буду увеличивать производство на своих заводах, чтобы твоя идея восторжествовала», – рассказывает Павел Гнилорыбов.

Ближайшей помощницей в деле Ивана Цветаева также была его жена Мария. По воспоминаниям их дочери, знаменитой поэтессы Марины Цветаевой, она вела всю его обширную иностранную переписку, во всем поддерживая своего мужа.

«Говоря о ее помощи отцу, я прежде всего говорю о неослабности ее духовного участия, чуде женской причастности вхождения во все и выхождения из всего - победителем. Помогать музею было прежде всего духовно помогать отцу: верить в него, верить в него, а когда нужно, и за него», – писала поэтесса.

– Цветаев был энтузиастом на совершенно чистых безденежных началах, и многие соотечественники воспринимали его как городского юродивого, – говорит москвовед.


На открытии Музея 31 мая (13 июня) 1912. В центре царская семья, И.В.Цветаев и Ю.С.Нечаев-Мальцов. Кадр из кинохроники

ФОТО: Официальный сайт ГМИИ им. А.С. Пушкина http://www.arts-museum.ru/

ВЫСТРАДАННАЯ РАБОТА

Пушкинский музей не раз претерпевал лишения. В 1904 году на стройке случился пожар, и многие экспонаты, которые находились в ящиках, сгорели. А потом началась Великая Отечественная война, и большая часть музейных фондов была эвакуирована в Новосибирск и Соликамск. С 1944 года здание ГМИИ, пострадавшего во время войны от бомбардировок, начали восстанавливать и готовить к развертыванию экспозиции. Бомбежка разбила часть стекол металло-стеклянных перекрытий, и три года музей стоял под открытым небом. В верхней части западного фасада даже Музея остались выбоины от осколков немецких бомб.

Конечно, Иван Цветаев не дожил до войны. Но он мог наблюдать, как после пожара в 1904 году вскоре началась большая общественная кампания, и многие русские путешественники стали привозить различные экспонаты со всех уголков света.


«Сикстинская Мадонна» Рафаэля на выставке «Шедевры Дрезденской картинной галереи» в ГМИИ им. А.С.Пушкина. 1955 г.

ФОТО: Официальный сайт ГМИИ им. А.С. Пушкина http://www.arts-museum.ru/

– И он буквально воспрял духом, как увядающий цветок в пустыне. На протяжении многих лет его постигали неудачи, а тут его полили водой – и он заново расцвел и дело пошло на лад, – заметил Павел Гнилорыбов. – Чтобы вы понимали, насколько страстно и всей душой отдавался своему делу: он умер через сорок дней после открытия музея. Это даже больше, чем проект всей его жизни. Очень правильно и верно, что на первом этаже музея стоит бюст (пускай и скромный) Ивана Цветаева.

СОВРЕМЕННЫЕ ДНИ

Музей, первоначально предназначавшийся для студентов художественных академий, постепенно приобрел очень важное культурное значение - хранителя экспонатов прошлого. Сегодня это один из самых посещаемых музеев Москве, где проходят совершенно разные мероприятия: от музыкальных вечеров до необычных акций. ГМИИ не стоит на месте и стремительно развивается: осваиваются новые пространства, планируется музейный городок, строительство которого активно ведется в настоящий момент.

В 2013 году Ирина Антонова, занимавшая пост директора, стала президентом музея, уступив место директора Марине Лошак. Одним из самых важных векторов по развитию деятельности музея стало провозглашение его открытости и интерактивности, включение нового не в ущерб традициям и научному подходу.


Ректор Санкт-Петербургской академии художеств Семен Михайловский на выставке «Пиранези. До и после. Италия - Россия. 18-21 века» в ГМИИ им.А.С.Пушкина у пробковых макетов из коллекции Екатерины II

Сейчас ГМИИ формирует уникальную коллекцию медиаискусства, которая станет новым инструментом для диалога между будущим и настоящим. В коллекцию войдут произведения классиков и современных художников последнего поколения в области медиаарта и перфомативного арта. Будут представлены специфические проекты и работы, осмысляющие классическое искусство с помощью новейших технологий.

КСТАТИ

В 2017 году лауреатом VI премии отечественной газеты «The Art Newspaper Russia» стала выставка современного китайского художника Цая Гоцяна «Октябрь», проходившая в ГМИИ имени Пушкина с 13 сентября по 12 ноября. Главной темой его произведений стало столетие Великой Октябрьской революции. Цай Гоцян создал несколько работ и инсталляцию перед главным зданием музея, целью которой было показать роль одного человека в истории, его связь с судьбой страны. Награда была присуждена за «самый взрывной образ революции».

Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина или, как его чаще называют, Пушкинский музей – один из самых значимых музеев Москвы, собравший в своих стенах крупную коллекцию произведений зарубежного искусства от древнего мира до наших дней.

Как доехать

На общественном транспорте: м. Кропоткинская, далее 2 минуты пешком

Адрес: улица Волхонка, дом 12

Часы работы

  • Вторник, среда, суббота, воскресенье — с 11-00 до 20-00 (касса до 19-00)
  • Четверг, пятница — с 11-00 до 21-00 (касса до 20-00)

Понедельник — выходной день.

Стоимость билетов в 2020 году

  • Взрослые – 400 рублей
  • Льготные категории – 200 рублей
  • Дети до 18 лет и некоторые другие категории граждан – бесплатно

Есть льготы и бесплатное посещение для отдельных категорий граждан.

Билеты можно купить в кассах и онлайн на официальном сайте

История музея

Вдохновителем и первым директором стал профессор Московского университета Иван Владимирович Цветаев. Первоначальная коллекция сформировалась из копий античных скульптур и мозаик университетского Кабинета изящных искусств и подлинных древностей, купленных у известного ученого-египтолога В.С. Голенищева.

Позднее залы пополнились картинами, переданными из других музеев и произведениями искусства из частных коллекций, подаренных или конфискованных после революции. В наши дни в собрании ГМИИ — более 670 000 экспонатов, из них только 1,5% доступны для осмотра.

В ведении ГМИИ им. Пушкина – целый музейный городок, расположенный в историческом центре Москвы около метро Кропоткинская. В него входит несколько зданий, в том числе:

  • Главное здание
  • Галерея искусства стран Европы и Америки 19-20 вв.
  • Отдел личных коллекций
  • Музей-квартира Святослава Рихтера
  • Центр эстетического воспитания «Мусейон»
  • Учебный художественный музей им. И.В.Цветаева
  • Дом графики

Что посмотреть в Главном здании

Главный корпус – памятник архитектуры с мощной колоннадой и стеклянной крышей, построенный 100 лет назад специально для музея.

Экспозиция здесь размещена на двух этажах. На первом собраны подлинные раритеты Древнего Египта, античных времен, золотые сокровища Древней Трои из раскопок археолога Генриха Шлимана, живописные работы европейских мастеров 8-18 веков, есть Греческий и Итальянский дворики – большие пространства со скульптурами-слепками. На втором этаже много залов отдано копиям предметов искусства Древней Греции, Рима, Средних веков и Возрождения. Кроме того, и здесь выставлены подлинники картин европейских художников.

Египетский зал — одна из лучших мировых коллекций подлинных предметов времен Древнего Египта: мумий, саркофагов, масок, статуэток, украшений и сосудов.

Деревянный саркофаг вельможи Маху, держателя участка земли храма Амона:

Аменхотеп и Раннаи – жрец и жрица бога Амона:

Саркофаг и мумия Хор-Ха. На переднем плане – мумия кошки:

Следующий зал посвящен искусству Древнего Ближнего Востока.

Статуэтка адоранта из Северной Месопотамии. Адорант – фигурка из камня или глины, которую ставили в храме, чтобы она молилась за поставившего его человека.

Залы античного искусства с коллекцией греческих ваз и амфор, мозаики, скульптурами и рельефами Древних Италии, Кипра и Рима.



Антефикс – плитка из керамики с маской Медузы Горгоны:

Предметы из раскопок Пантикапея – столицы Кимерийского Боспора:

Тема античности продолжается в Греческом дворике – большом зале, наполненном слепками знаменитых древнегреческих статуй, рельефов и архитектурными фрагментами.

Спящая Ариадна. Мраморный подлинник хранится в Ватикане.

Еще один дворик – Итальянский, со слепками шедевров эпохи Возрождения.

Конная статуя – копия бронзового памятника главнокомандующему Бартоломео Коллеони из Венеции.

Знаменитый Давид Микеланджело. Высота скульптуры – 5,5 метров.

Одна из главных жемчужин музея изобразительных искусств им. Пушкина — коллекция работ Рембрандта и художников его школы находится в зале №10.

Рембрандт «Портрет старушки» и «Портрет пожилой женщины».

Экспозиция картин фламандских живописцев 17-го века – Рубенса, Йорданса, Ван Дейка, Брейгеля.

Антонис Ван Дейк «Портрет Адриана Стевенса». Фламандский мастер начала 17 века «Портрет дамы с веером».

«Катание на коньках» Хендрика Аверкампа из зала Голландского искусства 17-го века.

Также на первом этаже в постоянной экспозиции представлены искусство Византии, Италии 13-16 веков, Германии и Нидерландов 15-16 веков.

Поднимемся на второй этаж.

Зал, получивший название «Олимпийский», со слепками с классических древнегреческих скульптур.

Копия скульптуры «Оплакивание Христа» из зала Микеланджело Буонаротти. «Большую известность и славу», по свидетельству его современника, приобрел себе этим произведением великий мастер.

Итальянская скульптура 15-го века. В оформлении зала использованы декоративные элементы в стиле эпохи Раннего Возрождения.

Пышное Надгробие кардинала Португальского работы Росселино Антонио. Подлинник находится во Флоренции в церкви Сан Миньято аль Монте.

Европейское искусство Средних веков.

Культурное наследие Древней Италии и Древнего Рима в слепках. Шедевры этого зала – Капитолийская волчица, бюст Марка Аврелия, скульптура «Виктория».

Греческое искусство поздней классики и эллинизма. Колоссальная группа «Фарнезский бык» — подлинник хранится в археологическом музее Неаполя.

Крылатая Ника Самофракийская и Афродита Книдская знаменитого скульптора Праксителя.

Конечно, все залы и произведения показать сложно – их очень много, на осмотр Пушкинского музея изобразительных искусств можно потратить не один час.

Фотографировать можно бесплатно, но есть несколько правил: нельзя пользоваться штативом и фотовспышкой, запрещено фотографировать на временных выставках.

В дни особо значимых выставок, когда привозят шедевры из собраний лучших музеев мира, в кассу выстраиваются большие очереди.

С 1980 года в музее им. Пушкина проходит ежегодный фестиваль музыки «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», в течение года в залах устраивают концерты.

По постоянной экспозиции водят обзорные и тематические экскурсии.