Масштабные проблемы современности: загрязнение окружающей нас среды. Виды, источники и причины загрязнения окружающей природной среды Загрязнение и охрана окружающей среды конспект урока

АНТРОПОГЕННОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ: ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ

Загрязнение окружающей среды - нежелательное изменение ее свойств в результате антропогенного поступления различных веществ и соединений. Оно приводит или может привести в будущем к вредному воздействию на литосферу, гидросферу, атмосферу, на растительный и животный мир, на здания, конструкции, материалы, на самого человека. Оно подавляет способность природы к самовосстановлению своих свойств.

Загрязнение окружающей среды человеком имеет длительную историю. Еще жители Древнего Рима жаловались на загрязненность вод реки Тибр. Жителей Афин и Древней Греции беспокоило загрязнение акватории порта Пирей. Уже в средние века появились законы об охране окружающей среды.

Главный источник загрязнения - возвращение в природу той огромной массы отходов, которые образуются в процессе производства и потребления человеческого общества. Уже в 1970 г. они составили 40 млрд. т, а к концу XX в. возросли до 100 млрд. т.

При этом следует различать количественное и качественное загрязнение.

Количественное загрязнение окружающей среды возникает в результате возвращения в нее тех веществ и соединений, которые встречаются в природе в естественном состоянии, но в гораздо меньших количествах (например, это соединения железа и других металлов).

Качественное загрязнение окружающей среды связано с поступлением в нее неизвестных природе веществ и соединений, создаваемых в первую очередь промышленностью органического синтеза.

Загрязнение литосферы (почвенного покрова) происходит в результате промышленной, строительной и сельскохозяйственной деятельности. При этом в роли главных загрязнителей выступают металлы и их соединения, удобрения, ядохимикаты, радиоактивные вещества, концентрация которых приводит к изменению химического состава почв. Все более сложной становится и проблема накопления бытового мусора; не случайно на Западе по отношению к нашему времени иногда применяют термин "мусорная цивилизация".

И это не говоря уже о полном разрушении почвенного покрова в результате, прежде всего, открытых горных разработок, глубина которых - в том числе и в России - иногда достигает 500 м и даже большей. Так называемые бедленды ("дурные земли"), полностью или почти полностью потерявшие свою продуктивность, занимают уже 1 % поверхности суши.

Загрязнение гидросферы происходит, прежде всего, в результате сброса в реки, озера и моря промышленных, сельскохозяйственных и бытовых сточных вод. К концу 90-х гг. общий мировой объем сточных вод приблизился к 5 тыс. км3 в год, или к 25% от "водного пайка" Земли. Но поскольку для разбавления этих вод требуется в среднем в 10 раз больший объем чистой воды, фактически они загрязняют гораздо больший объем русловых вод. Нетрудно догадаться, что именно в этом, а не только в росте непосредственного водозабора - главная причина обострения проблемы пресной воды.

К числу сильно загрязненных относятся многие реки - Рейн, Дунай, Сена, Темза, Тибр, Миссисипи. Огайо, Волга, Днепр, Дон, Днестр. Нил, Ганг и др. Растет и загрязнение Мирового океана, "здоровью" которого угрожают одновременно с побережья, с поверхности, со дна, из рек и атмосферы. Ежегодно в Океан попадает огромное количество отходов. Наиболее загрязнены внутренние и окраинные моря - Средиземное, Северное, Ирландское, Балтийское, Черное, Азовское, внутреннее Японское, Яванское, Карибское, а также Бискайский, Персидский, Мексиканский и Гвинейский заливы.

Средиземное море - самое крупное внутреннее море на Земле, колыбель нескольких великих цивилизаций. На его берегах расположено 18 стран, живут 130 млн. человек, расположено 260 портов. Кроме того, Средиземное море - одна из главных зон мирового судоходства: в нем одновременно находятся 2,5 тыс. судов дальнего плавания и 5 тыс. каботажных. По его трассам ежегодно проходит 300 -350 млн. т нефти. В результате это море в 60-70-х гг. превратилось едва ли не в главную "помойную яму" Европы.

Загрязнение коснулось не только внутренних морей, но и центральных частей океанов. Возрастает угроза для глубоководных впадин: имели место случаи захоронения в них токсичных веществ и радиоактивных материалов.

Но особую опасность для Океана представляет нефтяное загрязнение. В результате утечки нефти при ее добыче, транспортировке и переработке в Мировой океан ежегодно попадает (по разным источникам) от 3 до 10 млн т нефти и нефтепродуктов. Космические снимки показывают, что уже около 1/3 всей его поверхности покрыто маслянистой пленкой, которая снижает испарение, угнетает развитие планктона, ограничивает взаимодействие Океана с атмосферой. Больше всего загрязнен нефтью Атлантический океан. Движение поверхностных вод в Океане приводит к распространению загрязнения на большие расстояния.

Загрязнение атмосферы происходит в результате работы промышленности, транспорта, а также различных топок, которые в совокупности ежегодно выбрасывают "на ветер" миллиарды тонн твердых и газообразных частиц. Основные загрязнители атмосферы - окись углерода (СО) и сернистый газ (SO 2), образующиеся, прежде всего, при сжигании минерального топлива, а также оксиды серы, азота, фосфора, свинец, ртуть, алюминий и другие металлы.

Сернистый газ служит главным источником так называемых кислотных дождей, которые особенно широко распространены в Европе и в Северной Америке. Кислотные осадки снижают урожайность, губят леса и другую растительность, уничтожают жизнь в речных водоемах, разрушают здания, отрицательно сказываются на здоровье людей.

В Скандинавии, которая получает кислотные осадки в основном из Великобритании и ФРГ, погибла жизнь в 20 тыс. озер, в них исчезли лосось, форель и другая рыба. Во многих странах Западной Европы происходит катастрофическая гибель лесов. Такая же гибель лесов началась и в России. Воздействия кислотных осадков не выдерживают не только живые организмы, но и камень.

Особую проблему создает увеличение выбросов в атмосферу диоксида углерода (СО 2). Если в середине XX в. во всем мире эмиссия СО 2 составляла примерно 6 млрд. т, то в конце века она превысила 25 млрд. т. Основную ответственность за эти выбросы несут экономически развитые страны северного полушария. Но в последнее время выбросы углерода значительно возросли также в некоторых развивающихся странах в связи с развитием промышленности и особенно энергетики. Вы знаете, что такие выбросы угрожают человечеству так называемым парниковым эффектом и глобальным потеплением климата. А растущая эмиссия хлорфторуглеродов (фреонов) уже привела к образованию огромных "озоновых дыр" и частичному разрушению "озонового барьера". Авария на Чернобыльской АЭС в 1986 г. свидетельствует о том, что случаи радиоактивного загрязнения атмосферы также нельзя полностью исключить.

РЕШЕНИЕ ПРИРОДООХРАННЫХ ПРОБЛЕМ: ТРИ ГЛАВНЫХ ПУТИ.

Но человечество не только засоряет свое "гнездо". Оно разработало пути охраны окружающей среды и уже приступило к их осуществлению.

Первый путь заключается в создании разного рода очистных сооружений, в применении малосернистого топлива, уничтожении и переработке мусора, строительстве дымовых труб высотой 200-300 м и более, рекультивации земель и др. Однако даже самые современные сооружения не обеспечивают полного очищения. А сверхвысокие дымовые трубы, снижая концентрацию вредных веществ в данном месте, способствуют распространению пылевого загрязнения и кислотных дождей на гораздо более обширные территории: труба высотой в 250 м увеличивает радиус рассеивания до 75 км.

Второй путь состоит в разработке и применении принципиально новой природоохранительной ("чистой") технологии производства, в переходе к малоотходным и безотходным производственным процессам. Так, переход от прямоточного (река - предприятие - река) водоснабжения к оборотному и тем более к "сухой" технологии может обеспечить сначала частичное, а затем и полное прекращение сброса сточных вод в реки и водоемы.

Этот путь является главным, поскольку он не просто уменьшает, а предупреждает загрязнение окружающей среды. Но он требует огромных расходов, непосильных для многих стран.

Третий путь заключается в глубоко продуманном, наиболее рациональном размещении так называемых "грязных" производств, оказывающих отрицательное воздействие на состояние окружающей среды. К числу "грязных" производств, прежде всего, относятся химическая и нефтехимическая, металлургическая, целлюлозно-бумажная промышленность, тепловая энергетика, производство стройматериалов. При размещении таких предприятий особенно необходима географическая экспертиза.

Еще один путь - повторное использование сырья. В развитых странах запасы вторичного сырья равны разведанным геологическим. Центры заготовок вторсырья - старопромышленные районы Зарубежной Европы, США, Японии, европейской части России.

Таблица 14. Доля макулатуры в производстве бумаги и картона в конце 80-ых гг, в %.


ПРИРОДООХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА.

Расхищение природных ресурсов и рост загрязнения окружающей среды стали препятствием не только для дальнейшего развития производства. Нередко они угрожают и самой жизни людей. Поэтому еще в 70-80-х гг. большинство экономически развитых стран мира стало осуществлять разнообразную природоохранную деятельность, проводить экологическую политику . Были приняты строгие природоохранные законы, разработаны долгосрочные программы улучшения окружающей среды, введены системы штрафов (по принципу "платит тот, кто загрязняет"), созданы специальные министерства и другие государственные органы. Одновременно началось массовое движение общественности в защиту окружающей среды. Во многих странах появились и добились немалого влияния партии "зеленых", возникли различные общественные организации, например "Гринпис".

В результате в 80-90-х гг. загрязнение окружающей среды в ряде экономически развитых стран стало постепенно уменьшаться, хотя в большинстве развивающихся стран и в некоторых странах с переходной экономикой, включая Россию, оно по-прежнему остается угрожающим.

Отечественные ученые-географы выделяют на территории России 16 критических экологических районов, которые в совокупности занимают 15% территории страны. Среди них преобладают промышленно-городские агломерации, но есть также сельскохозяйственные и рекреационные районы.

В наше время для проведения природоохранной деятельности, осуществления экологической политики недостаточно мер, предпринимаемых отдельными странами. Необходимы усилия всего мирового сообщества, которые координируются ООН и другими международными организациями. В 1972 г. в Стокгольме состоялась первая Конференция ООН по проблемам окружающей среды, день ее открытия - 5 июня - был объявлен Всемирным днем окружающей среды. В дальнейшем был принят важный документ "Всемирная стратегия охраны природы", содержавший развернутую программу действий всех стран. Еще одна такая же конференция состоялась в 1992 г. в Рио-де-Жанейро. Она приняла "Повестку дня на XXI век" и другие важнейшие документы. В системе ООН существует специальный орган - Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), который координирует работы, ведущиеся в разных странах, обобщает мировой опыт. Активно участвуют в природоохранной деятельности Международный союз охраны природы (МСОП), Международный географический союз (МГС) и другие организации. В 80-90-х гг. были заключены международные соглашения о снижении выбросов углерода, фреонов и многие другие. Некоторые из предпринимаемых мер имеют ярко выраженные географические аспекты.

В конце 90-х гг. в мире насчитывается уже около 10 тыс. охраняемых природных территорий (ОПТ). Больше всего их в США, Австралии, Канаде, Китае, Индии. Общее число национальных парков приближается к 2 тыс., а биосферных заповедников - к 350.

С 1972 г. действует Конвенция ЮНЕСКО по охране Всемирного культурного и природного наследия. В 1998 г. в Список Всемирного наследия, который ежегодно дополняется, входили 552 объекта - в том числе 418 культурных, 114 природных и 20 культурно-природных. Больше всего таких объектов в Италии и Испании (по 26), во Франции (23), в Индии (21), в ФРГ и Китае (по 19), в США (18), в Великобритании и Мексике (по 17). В России их пока 12.

И, тем не менее, каждый из вас, граждан наступающего XXI в., должен всегда помнить о заключении, к которому пришли на Конференции "Рио-92": "Планета Земля находится в такой опасности, в какой она не была никогда".

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ РЕСУРСОВЕДЕНИЕ И ГЕОЭКОЛОГИЯ

В географической науке в последнее время оформились два взаимосвязанных направления - ресурсоведческое и геоэкологическое.

Географическое ресурсоведение изучает размещение и структуру отдельных видов природных ресурсов и их комплексов, вопросы их охраны, воспроизводства, экономической оценки, рационального использования и ресурсообеспеченности.

Ученые, представляющие это направление, разработали различные классификации природных ресурсов, предложили концепции природно-ресурсного потенциала , ресурсных циклов , территориальных сочетании природных ресурсов, природно-технических (геотехнических) систем и другие. Они участвуют также в составлении кадастров природных ресурсов, их экономической оценке.

Природно-ресурсный потенциал (ПРП) территории - это совокупность ее природных ресурсов, которые могут быть использованы в хозяйственной деятельности с учетом научно-технического прогресса. ПРП характеризуется двумя главными показателями - размерами и структурой, которая включает минерально-сырьевой, земельный, водный и другие частные потенциалы.

Ресурсный цикл позволяет проследить последовательные стадии круговорота природных ресурсов: выявление, извлечение, переработку, потребление, возвращение отходов обратно в окружающую среду. Примерами ресурсных циклов могут служить: цикл энергоресурсов и энергии, цикл металлорудных ресурсов и металлов, цикл лесных ресурсов и лесоматериалов.

Геоэкология с географических позиций изучает процессы и явления, возникающие в окружающей природной среде в результате антропогенного вмешательства в нее. К числу концепций геоэкологии относятся, например, концепция мониторинга
Основные понятия: географическая (окружающая) среда, рудные и нерудные полезные ископаемые, рудные пояса, бассейны полезных ископаемых; структура мирового земельного фонда, южный и северный лесные пояса, лесистость; гидроэнергетический потенциал; шельф, альтернативные источники энергии; ресурсообеспеченность, природно-ресурсный потенциал (ПРП), территориальное сочетание природных ресурсов (ТПСР), районы нового освоения, вторичные ресурсы; загрязнение окружающей среды, экологическая политика.

Навыки и умения: уметь давать характеристику природных ресурсов страны (региона) по плану; использовать различные методы экономической оценки природных ресурсов; давать характеристику природных предпосылок для развития промышленности, сельского хозяйства страны (региона) по плану; давать краткую характеристику размещения основных видов природных ресурсов, выделять страны "лидеры" и "аутсайдеры" по обеспеченности тем или иным видом природных ресурсов; приводить примеры стран, не обладающих богатыми природными ресурсами, но достигших высокого уровня экономического развития и наоборот; приводить примеры рационального и нерационального использования ресурсов.

Тема урока:

« Загрязнение и охрана окружающей среды»

Цели урока:

Сформировать представление о проблемах антропогенного загрязне- ния окружающей среды, источниками загрязнения атмосферы, гидро- сферы, литосферы;

Рассмотреть и определить главные пути решения проблем охра- ны окружающей среды;

Научиться работать с текстом, добывая нужную информацию,

Научиться высказывать свою точку зрения;

Воспитывать в себе чувство ответственности за окружающий их мир, чистоту природы своей планеты

Оборудование: учебники экологии, дополнительные источники информации, интернет- ресурсы, рабочие тетради.

Тип урока: урок с элементами интерактивной методики.

Ход урока

1. Вводное слово учителя.

Мы летим в космическом пространстве на космическом ко- рабле. Корабль этот мы привыкли называть — планета Земля. Если на корабле нарушается система жизнеобеспечения, то космонавты обрече- ны на гибель. Мы хотим жить, жить долго и счастливо. Мы хотим, чтобы жили и наши дети. Но на нашем корабле уже возникли проблемы и нам необходимо их решать.

Тема сегодняшнего урока: «Загрязнение и охрана окружающей среды».

Сегодня мы выясним, какие проблемы угрожают жизни на Земле и как их можно решить.

Попробуйте дать определение: загрязнение, охрана окружающей среды.

(Ученики предлагают свои варианты)

Посмотрим, что предлагают нам авторы учебника.

Загрязнение окружающей среды - это нежелательное изменение ее свойств в результате антропогенного поступления различных веществ и соединений, которые оказывают вредное воздействие на литосферу, гид-росферу, атмосферу, на растительный и животный мир, на здания и мате- риалы, на самого человека. Загрязнение окружающей среды подавляет способность природы к самовосстановлению своих свойств.

Скажите, что на ваш взгляд является главным источником загрязнения?

(Ответы учеников)

Охрана окружающей среды - система мер, направленных на обеспечение благоприятных и безопасных условий среды обитания и жизнедеятельности человека.

Назовите важнейшие факторы окружающей среды.

(Ответы учеников)

Задание: Используя текст, выясните, что является главным источником загрязнения окружающей среды. Какие виды загрязнения существуют?

Ответ ученика: Главным источником загрязнения окружающей среды явля- ются отходы, которые образуются в процессе производства и потребления человеческого общества. В 1970 г. они составили 40 млрд тонн, а к концу XX века возросли до 100 млрд тонн.

Различают количественное и качественное загрязнение среды.

Учитель: Найдем с вами информацию об этом в учебнике.

Ответы учеников: Коли-чественное загрязнение окружающей среды возникает в результате воз- вращения в нее тех веществ и соединений, которые встречаются в природе в естественном состоянии, но в гораздо меньших количествах (соедине- ния железа, древесина и т.д.).

Качественное загрязнение окружающей среды связано с поступлением в нее неизвестных природе веществ и со-единений, создаваемых химией органического синтеза (пластмассы, хи- мические волокна, резина и т.д.).

2. Интерактивное задание. Работа с текстом.

1) Задание. Рассмотрим более подробно загрязнение различных оболочек Зем- ли.

На каждую пару я выдам текст. Получив из него информацию вам необходимо заполнить таблицу в рабочей тетради под названием «Загрязнение оболочек Земли ». Сначала каждый из вас заполняет свою колонку. При обмене информацией, слушая друг друга, мы заполним таблицу до конца.

2) Ученики выполняют работу с текстом. Записывают кратко основную информацию по своему вопросу в таблицу.

Таблица «Загрязнение оболочек Земли» .

Оболочка Земли

Источники загрязнения

Последствия загрязнения

Пути решения проблемы

Загрязнение атмосферы

Загрязнение гидросферы

Загрязнение литосферы

3. Рефлексия.

Вопросы для обсуждения:

(Записаны на доске)

1. Почему проблема загрязнения приобрела глобальный характер?

2. Какие проблемы загрязнения вод Мирового океана являются наи- более острыми?

3. Какова роль России в загрязнении вод Мирового Океана?

4. Какие пути природоохранных мероприятий вы можете предложить?

4. Подведение итога урока. Домашнее задание

Класс: 10

Презентация к уроку
















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  1. Ознакомить учащихся с проблемой антропогенного загрязнения окружающей среды, источниками загрязнения атмосферы, гидросферы, литосферы; Рассмотреть главные пути решения проблем охраны окружающей среды;
  2. Довести до сведения учащихся, что решение природоохранных проблем может осуществляться путем правильной природоохранной деятельностью и экологической политикой. Формировать культуру общения, умение отстаивать свою точку зрения. Способствовать воспитанию экологической культуры личности;
  3. Развивать навыки работы с различными источниками информации, в том числе с Интернет-ресурсами, формировать навыки работы с дополнительной литературой и статистическим материалом.

Оборудование: политическая карта мира, карта «Природные ресурсы мира», атласы, учебники, дополнительная литература, презентация

Ход урока

I . Организационный момент

II . Вводное слово учителя

Человечество вступило в 21 век, полный тревог не только за свое будущее, но и за само существование на Земле. Все настойчивее звучат голоса общественности, специалистов, политиков, призывающих прекратить загрязнение и уничтожение природы, поскольку жизненные ресурсы Земли близятся к своему пределу. Процессы самовосстановления в природе не в состоянии справиться с постоянно возрастающей нагрузкой, которую оказывает на нее человек. Наступает время, когда мир может задохнуться, если не придет на помощь природе человек. Только человек владеет экологическим талантом – содержать окружающий мир в чистоте… «Одно из двух: или люди сделают так, что планета станет менее загрязненной, или его загрязнение сделает так, что на Земле станет меньше людей»

Сегодня мы выясним, какие проблемы угрожают жизни на Земле и как их можно решить. Тема нашего урока «Загрязнение и охрана окружающей среды». «Плоха та птица, которая загрязняет собственное гнездо»,-говорит народная пословица. Неужели все человечество, да и каждый из нас, уподобились такой птице? Попробуем ответить на этот вопрос.

III . Этап усвоения нового материала:

Учитель: загрязнение окружающей среды – это нежелательное изменение ее свойств в результате антропогенного поступления различных веществ и соединений, которые оказывают вредное воздействие на литосферу, гидросферу, атмосферу, растительный и животный мир, на здания, на самого человека. Загрязнение окружающей среды подавляет способность природы к самовосстановлению своих свойств.

Вопросы: Как вы думаете, что является главным источником загрязнения окружающей среды? Какие виды загрязнения вы знаете?

Учитель : различают количественное и качественное загрязнение среды. Количественное загрязнение окружающей среды возникает в результате возвращения в нее тех веществ и соединений, которые встречаются в природе в естественном состоянии, но в гораздо меньших количествах (соединения железа, древесина и т.д.) Качественное загрязнение окружающей среды связано с поступлением в нее неизвестных природе веществ и соединений, создаваемых химией органического синтеза (пластмассы, химические волокна, резина и т.д.)

Рассмотрим более подробно загрязнение различных оболочек Земли. Давайте послушаем сообщения, которые вы подготовили сообща, работая в группах и заполним таблицу.

Сообщения учащихся:

I группа «Атмосфера »: Воздух – важнейшее условие жизни на Земле. Воздух влияет на человека, на растения, на животных, на здания и многое другое. Поэтому загрязнение атмосферы неблагоприятно влияет на окружающую среду. Все источники загрязнения атмосферы подразделяют на естественные и антропогенные. Естественное загрязнение атмосферы происходит в результате извержения вулканов, пыльных бурь. Самым сильным за всю историю человечества было извержение вулкана Кракатау в 1883 году. Взрыв этого вулкана был слышен на расстоянии 4800 км. Вулканическая пыль поднялась на высоту более 20 км. Этот пепел опоясал весь земной шар в течение нескольких месяцев. Естественным поставщиком пыли является пустыня Сахара. Пылевые облака, возникающие над Сахарой, переносятся пассатами над всей Западной Африкой. Антропогенное загрязнение атмосферы имеет очень много источников и наносит более ощутимый вред. Главными источниками загрязнения атмосферы являются: ТЭС, металлургия, химическая, нефтехимическая, целлюлозно-бумажная отрасли промышленности, автомобильный транспорт. Аэрозольное загрязнение – это загрязнение атмосферы пылью и жидкими частицами. Аэрозоли образуют в атмосфере туман и смог. Смог крайне отрицательно влияет на организм человека. Крупным и опасным источником аэрозолей являются лесные пожары, дымовые облака от которых тянутся на тысячи километров. Газообразное загрязнение представляет повышенную опасность. На него приходится 80-90% всех выбросов в атмосферу. Это соединения серы, азота, хлора, углерода. Попадая в атмосферу, соединения серы и азота соединяются с капельками воды и образуют серную и азотную кислоты. Затем с дождями они выпадают на Землю, нарушая нормы кислотности почвы, способствуя высыханию лесов, особенно хвойных. Попадая в реки и озера, они уничтожают флору и фауну водоемов. Кислотные дожди приводят к разрушению конструкций, памятников. Главные районы распространения кислотных дождей – США, зарубежная Европа. Район образования кислотных дождей и район их выпадения часто расположены на расстоянии тысяч километров друг от друга. Например, главный виновник кислотных дождей в южной части Скандинавии – промышленные районы Великобритании, Бельгии, ФРГ. В Канаду кислотные дожди приносятся из США. Еще большее внимание ученых привлекают последствия попадания в атмосферу соединений углерода: углекислый газ, угарный газ и метан. Среди них преобладает углекислый газ. Он не ядовит, но, накапливаясь, приводит к образованию парникового эффекта. Поступление этих соединений в атмосферу связано со сгоранием топлива и утечками метана из нефтяных и газовых скважин. Если в 1950 году в атмосферу Земли поступало 1520 млн тонн углерода, то в 2000 году – 6200 млн тонн, то есть объем поступления углерода увеличился в четыре раза. Наиболее сильное загрязнение углекислым газом происходит в северном полушарии между 40-50 параллелями. По размерам выбросов на душу населения стоят на первых местах нефтедобывающие страны – Кувейт, ОАЭ, Сингапур.Другая группа газов – фреоны – имеют антропогенное происхождение. Фреоны используют в качестве хладагентов в холодильниках и кондиционерах, в виде растворителей, распылителей, моющих средств. Радиоактивное загрязнение атмосферы связано с испытанием атомного оружия (до 90-х годов США и СССР произвели более 500 ядерных взрывов, в результате чего радиоактивный фон планеты повысился на 2%. В настоящее время надземные испытания ядерного оружия запрещены. Но радиационное заражение может происходить при авариях на АЭС)

Меры по борьбе с загрязнением атмосферы: 1.Сокращение самых вредных выбросов, то есть повышенные требования к топливу, запрет на использование сернистых угля и нефти. 2.Внедрение новых технологий: использование солнечной, ветровой, водной энергии. Загрязнение атмосферы – глобальная проблема, и решение ее может быть осуществлено только международными усилиями.

Вопросы I группы классу:

  1. Охарактеризуйте главные причины загрязнения атмосферы
  2. Докажите, что циркуляционные процессы в атмосфере привели к тому, что проблема ее загрязнения приобрела глобальный характер.
  3. Почему для решения экологических проблем необходимо международное сотрудничество?

Сообщения учащихся

II группа «Литосфера»: Литосфера загрязняется в первую очередь твердыми отходами, которые накапливаются в отвалах, на свалках и являются опасными источниками загрязнения земной поверхности. Твердые отходы, как правило, сжигают, захоранивают или складируют. Бытовой мусор состоит из бумаги, металла, древесины, стекла, полимеров и др. Рекордсмен по объему мусора на душу населения является США. Промышленных отходов больше, чем бытового мусора. Наиболее «грязными» отраслями промышленности являются – энергетика, металлургия, химическая, целлюлозно-бумажная. Еще более опасным является нарушение горными выработками земель, общая площадь которых составляет 12-15 млн га. Экологически наиболее опасными являются токсичные отходы, которые хранят в хранилищах, могильниках, на складах. К ним относятся тяжелые металлы (мышьяк, свинец, кадмий, ртуть), которые накапливаются в организме человека и обладают канцерогенным действием. 9/10 токсичных отходов приходится на развитые страны. На первом месте по их объему находится США, а на втором – Россия.Особую проблему составляет захоронение радиоактивных отходов. Это отходы, образующиеся при работе атомных станций, атомоходов, предприятий военной промышленности. Больше всего радиоактивных отходов образуется в США, России, Канаде, во Франции и в Великобритании.Переработку твердых отходов производят на мусороперерабатывающих заводах. Часто отходы служат вторичным сырьем, например, для производства строительных материалов.Для облагораживания земель, нарушенных горными выработками, применяют рекультивацию.

Пути решения проблемы загрязнения литосферы: 1.Уменьшение материалоемкости производства. 2.Переработка отходов. 3.Рекультивация земель.

Вопросы II группы классу:

  1. Какие вы знаете главные загрязнители, которые приводят к изменению химического состава почв?
  2. Как решается проблема накопления бытового мусора? Объясните термин «Мусорная цивилизация»
  3. Какие вы знаете наиболее «грязные» отрасли промышленности?

Сообщения учащихся

III группа «Гидросфера»: Огромную отрицательную роль играет антропогенное загрязнение вод суши. Главными источниками загрязнения являются промышленность, транспорт, сельское хозяйство, коммунальное хозяйство. В загрязнении вод наиболее велика доля промышленности, в особенности предприятий черной и цветной металлургии, энергетики, нефтепереработки и нефтехимии, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. Сельское хозяйство, являясь крупным источником загрязнения, сбрасывает во внутренние водоемы химические удобрения, ядохимикаты, отходы животноводческих ферм. Водный транспорт сбрасывает в реки и озера большое количество отходов и нефтепродуктов. Загрязнение делят на физическое, химическое и биологическое. К физическому загрязнению относят загрязнение твердыми отходами – мусором, потерями леса при молевом сплаве. Такое загрязнение не создает опасности для живых организмов, но затрудняет работу транспорта, рыболовства и ухудшает качество ландшафта.Химическое загрязнение вызывает попадание в водоемы кислот, щелочей, тяжелых металлов, удобрений, пестицидов, фенолов, нефти и нефтепродуктов.Биологическое загрязнение – это загрязнение микроорганизмами, многие из которых являются болезнетворными. Загрязнение происходит при попадании в воду стоков химической, пищевой, целлюлозно-бумажной промышленностей, а также стоков коммунального хозяйства городов. Во многих районах загрязнение превышает возможности самоочищения водоемов. В сточные канавы превратились реки Темза, Рейн, Миссисипи, Огайо и многие реки России и стран СНГ. Для спасения водоемов необходимы меры очистки – механической, биологической и физико-химической. Любая очистка не дает 100% результата, поэтому для вторичного использования вод, необходимо разбавлять очищенные воды чистыми русловыми водами. При этом на единицу объема обычно требуется 10-12-кратное разбавление, а иногда и в 100-кратном объеме. В будущем необходимо основное внимание уделить мерам по предупреждению загрязнения вод. Для этого используются новые методы: оборотные системы водоснабжения, малоотходные и безотходные технологии. В России только 2/3 стоков подвергаются очистке. На многих реках ПДК загрязнений привышена в 10, а иногда в 100 раз. Наиболее загрязнен бассейн реки Волги. Источниками загрязнения вод Мирового океана являются: нефть и нефтепродукты, тяжелые металлы, пестициды, радиоактивные вещества, а также огромное количество твердых и жидких коммунально-бытовых отходов. 70% загрязнений связано с наземными источниками: большие города, промышленность, сельское хозяйство, транспорт. Наиболее загрязненные моря: Средиземное, Северное, Красное, Желтое, Мексиканский и Персидский заливы. Наиболее опасно нефтяное загрязнение. В результате утечки нефти при ее добыче, транспортировке и переработке в Мировой океан ежегодно попадает от 3 до 10 млн т нефти и нефтепродуктов. Космические снимки показывают, что уже около 1/3 всей его поверхности покрыто маслянистой пленкой, которая снижает испарение, угнетает развитие планктона, ограничивает взаимодействие Океана с атмосферой. Больше всего нефтью загрязнен Атлантический океан. Движение поверхностных водв Океане приводит к распространению загрязнений на большие расстояния. Особенно опасны катастрофы крупных танкеров, которые приводят к «залповым» выбросам нефти.

Вопросы III группы классу:

  1. Какие проблемы загрязнения вод Мирового океана являются наиболее острыми?
  2. Какова роль России в загрязнении вод Мирового Океана?
  3. Какое загрязнение представляет особую опасность для океана и почему?

Учитель: Рябята, нельзя сказать, что человечество только засоряет свое «гнездо». Оно разработало пути охраны окружающей среды и уже приступило к их осуществлению. Первый путь заключаетсяв создании разного рода очистных сооружений, в применении малосернистого топлива, уничтожении и переработке мусора, строительстве дымовых труб высотой 200-300 м и более, рекультивации земель и др.

Второй путь состоит в разработке и применении принципиально новой природоохранительной технологии производства, в переходе к малоотходным и безотходным производственным процессам. Этот путь является главным, поскольку он не просто уменьшает, а предупреждает загрязнение окружающей среды. Но он требует огромных расходов, непосильных для многих стран.

Третий путь заключается в глубоко продуманном, наиболее рациональном размещении «грязных» производств, оказывающих отрицательное воздействие на состояние окружающей среды.

– Какие отрасли промышленности относятся к числу «грязных»?

Для того, чтобы прекратить рост загрязнения окружающей среды, большинство экономически развитых стран мира стало проводить экологическую политику . Были приняты строгие природоохранные законы, разработаны долгосрочные программы улучшения окружающей среды, введены системы штрафов, созданы специальные министерства и другие государственные органы. Во многих странах появились партии «зеленых», возникли различные общественные организации.

Какие вы знаете организации, выступающие в защиту окружающей среды?

Назовите страны, где выделено наибольшее число объектов Всемирного наследия; Сколько их в России?

И тем не менее каждый из нас, граждан 21 века, должен всегда помнить о заключении, к которому пришли на Конференции «Рио-92»: «Планета Земля находится в такой опасности, в какой она не была никогда».

IV . Подведение итогов урока /выставление оценок за урок/

V . Домашнее задание: П. 3 стр.41-46

VI . Рефлексия.

  1. Что вам понравилось на уроке?
  2. Какие трудности вы испытывали при подготовке проекта?
  3. Хотели бы вы и в дальнейшем работать над подобными заданиями?
  4. Какие новые навыки приобрели?

Загрязнение природы человеком представляет собой одну из самых древних проблем истории цивилизации. Человек издавна рассматривал окружающую среду в основном как источник ресурсов, стремясь достигнуть независимости от нее, улучшить условия своего существования. Пока народонаселение и масштабы производства были не велики, а природные пространства были столь обширны, то для достижения поставленных целей люди были согласны пожертвовать частью нетронутой природы, равно как и некоторой степенью частоты воздуха и воды.

Но, очевидно, этот процесс в нашем относительно замкнутом, небеспредельном мире не может продолжаться бесконечно. По мере роста масштабов производства его экологические последствия становились все более серьезными и распространенными, а природные пространства непрерывно сокращались. Расширяя сферу своей деятельности, человек начал создавать искусственную среду обитания - техносферу, в замен естественной природной среды - биосферы. Однако любая сфера практической деятельности человека требует знаний законов природы. Энергетики, проектирующие гидроэлектростанции, столкнулись с проблемами сохранения нерестилищ и рыбных запасов, нарушением естественных водотоков, изменением климата в районе водохранилищ, исключением из хозяйственного пользования площадей плодородных земель. Осушение болот ради расширения площади сельскохозяйственных угодий во многих случаях привело к обратному эффекту - снижению уровня грунтовых вод, гибели пастбищ, лесов, превращению огромных площадей в районы, покрытые песком и торфяной пылью. Предприятия, особенно химические, металлургические, энергетические своими выбросами в атмосферу, сбросами в реки и водоемы, твердыми отходами уничтожают растительный, животный мир, вызывают заболевания у людей. Стремление получать более высокие урожаи обусловило использование минеральных удобрений, пестицидов и гербицидов. Однако их чрезмерное применение приводит к высокой концентрации вредных веществ в сельскохозяйственной продукции, что может вызвать отравление людей. Прежде чем говорить о конкретных примерах загрязнения атмосферы, гидросферы и литосферы, необходимо рассмотреть их определение и сущность.

А начнем с экологии. Экология - это наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой. Термин «экология» был впервые введен немецким биологом Геккелем в 1869 г. Он образован из двух греческих слов: «ойкос», что означает дом, жилище, «логос» - изучение или наука. Таким образом, буквально экология означает что-то вроде науки о среде обитания.

Сформирован раздел экологии человека, или социальной экологии, где изучаются закономерности взаимодействия общества и окружающей среды, практические проблемы охраны окружающей среды. Важнейшим разделом экологии является промышленная экология, рассматривающая воздействие объектов промышленности, транспорта и сельского хозяйства на природную среду -и, наоборот, влияние условий природной среды на работу предприятий их комплексов и техносферных регионов,

Экологическая система (экосистема) нашей планеты или ее отдельного региона - это совокупность совместно обитающих равных видов организмов и условий их существования, находящихся в закономерной связи друг с другом. Нарушение равновесия в экосистеме, вызывающие необратимые изменения в ней и постепенное ее нарушение (гибель), называется экологическим кризисом.

Экологическая катастрофа - это сравнительно быстро происходящая цепь событий, приводящих к труднообратимым процессам природы (сильное опустынивание или загрязнение, заражение), делающих невозможным ведение хозяйства любого типа, приводящая к реальной опасности тяжелых заболеваний или даже смерти людей.

А теперь переходим к взаимодействию биосферы и человека. В настоящее время хозяйственная деятельность человека приобретает такие масштабы, что нарушаются основные принципы естественного устройства биосферы: энергетический баланс, сложившийся круговорот веществ, сокращается многообразие видов и биологических сообществ.

Согласно концепции выдающегося русского ученого Владимира Ивановича Вернадского, биосфера представляет собой оболочку Земли, включающую как область распространения живого вещества, так и само это вещество.

Таким образом, биосфера - это нижняя часть атмосферы, вся гидросфера и верхняя часть литосферы Земли, населенные живыми организмами.

Биосфера - самая крупная (глобальная) экосистема Земли.

Биосфера существует по принципу круговорота: практически без отходов. Человек же использует вещество планеты весьма неэффективно, образуя огромное количество отходов - 98% от используемых природных ресурсов, а получаемый полезный общественный продукт составляет не более 2%. Загрязняя биосферу, человек становится потребителем наиболее загрязненной пищевой продукции.

Более того, появились вещества, изменяющие нормальную структуру генов, - мутагены. Мутагенез - изменение генов под воздействием окружающей среды - постоянно происходит в каждом организме. Этот процесс сам по себе закономерен, но в условиях нарастающего загрязнения окружающей среды он выходит из-под контроля природных механизмов, и задача человека - научиться управлять своим здоровьем в условиях реальной окружающей среды.

Виды загрязнения биосферы:

1. Ингредиентное загрязнение - поступление в биосферу веществ, количественно и качественно чуждых ей. Вещества, загрязняющие биосферу, могут быть газо- и парообразные, жидкими и твердыми.

2. Энергетическое загрязнение - шумовое, тепловое, световое, радиационное, электромагнитное.

3. Дистрункционное загрязнение - вырубка лесов, нарушение водотоков, карьерные разработки полезных ископаемых, дорожное строительство, эрозия почв, осушение земель, урбанизация (рост и развитие городов) и другие, то есть представляющие собой изменение ландшафтов и экологических систем в результате преобразования природы человеком.

4. Биоценотическое загрязнение - заключающееся в воздействии на состав, структуру и вид популяции живых организмов.

Загрязнение атмосферы.

Атмосфера - это газообразная оболочка Земля, состоящая из смеси многих газов и пыли. Масса ее очень невелика. Однако роль атмосферы во всех природных процессах огромна. Наличие вокруг земного шара атмосферы определяет общий тепловой режим поверхности нашей планеты, защищает ее от космического излучения и ультрафиолетового излучения Солнца. Циркуляция атмосферы влияет на местные климатические условия, а через них -"процессы рельефообразования.

Современный состав атмосферы - результат длительного исторического развития земного шара. Воздух состоит по объему из азота - 78,09%, кислорода - 20,95%, аргона - 0,93%, углекислого газа - 0,03%, неона - 0,0018% и других газов и паров воды.

В настоящее время большое влияние на состав атмосферы оказывает хозяйственная деятельность человека. В воздухе населенных пунктов с развитой промышленностью появилось значительное количество примесей. К основным источникам загрязнения атмосферы относятся предприятия топливно-энергетического комплекса, транспорт, промышленные предприятия. Именно они вызывают загрязнение природной среды тяжелыми металлами. Свинец, кадмий, ртуть, медь, никель, цинк, хром, ванадий - практически постоянные компоненты воздуха промышленных центров. Современное ГЭС мощностью 24 млн. кВт расходует до 20 тысяч тонн угля в сутки и выбрасывает в атмосферу 120-140 т твердых частиц (золу, пыль, сажу).

В близи электростанции, выбрасывающей в сутки 280-360 т СО2, максимальные концентрации с подветренной стороны на расстоянии 200-500, 500-1000 и 1000-2000 м составляют соответственно 0,3-4,9; 0,7-5,5 и 0,22-2,8 мг/м2.

Всего промышленными объектами России в атмосферу выбрасывается ежегодно около 25 млн. т загрязняющих веществ.

В настоящее время по данным, приведенным в комментариях к Закону РФ «Об охране окружающей природной среды» более 70 млн. людей дышат воздухом, в пять и более раз превышающем предельно-допустимые загрязнения.

Увеличение количества автомашин, особенно в крупных городах, приводит и к росту выбросов вредных продуктов в атмосферу. Автотранспорт относится к движущимся источникам загрязнения в жилых районах и местах отдыха. Применение этилированного бензина вызывает загрязнение атмосферного воздуха токсичными соединениями свинца. Около 70% свинца, добавленного к бензину с этиловой жидкостью, попадает в виде соединений в атмосфере с отработавшими газами, из них 30% оседает на землю сразу за срезом выпускной трубы автомобиля, 40% остается в атмосфере. Один грузовой автомобиль средней грузоподъемности выделяет 2, 5 - 3 кг свинца в год.

Свыше 250 тыс. т свинца во всем мире ежегодно выбрасывается в воздух с выхлопными газами автомобилей, на долю которых приходится до 98% свинца, попадающего в атмосферу.

К городам с устойчивым повышенным уровнем загрязнения атмосферы относятся: Братск, Грозный, Екатеринбург, Кемерово, Курган, Липецк, Магнитогорск, Новокузнецк, Пермь. Усолье-Сибирское, Хабаровск, Челябинск, Шелехов, Южно-Сахалинск.

В городах существует определенная связь между содержанием пыли в наружном воздухе и воздухе жилых помещений современных городских квартир. В летний период года при средней наружной температуре 20°С в жилые помещения проникает более.90% химических веществ наружного воздуха, а в переходный период (при температуре 2 - 5°С) - 40%.

Загрязнение почв

Литосфера - это верхняя твердая оболочка Земли.

В результате взаимодействия геологических, климатических, биохимических факторов верхний тонкий слой литосферы, превратился в особую среду - почву, где происходит значительная часть обменных процессов между живой и неживой природой.

В результате неразумной хозяйственной деятельности человека уничтожается плодородный слой почвы, она загрязняется и изменяется ее состав.

Значительные потери земель cвязаны с интенсивной сельскохозяйственной деятельностью человека. Многоразовые вспашки земель делают почву беззащитной перед ветрами, весенними наводнениями, в итоге происходит ускоренная ветровая и водная эрозия почвы, ее засоление.

Из-за ветровой и водной эрозии, засоления и других подобных причин в мире ежегодно теряется 5-7 млн. га пашен. Только ускоренная эрозия почв за последнее столетие на планете повлекло за собой потерю 2 млрд. га плодородных земель.

Использование в широких масштабах удобрений, химических ядов для борьбы с вредителями и сорняками предопределяет накопление в почве несвойственных ей веществ. Наконец, громадные площади почвы погибают при горнопромышленных работах, при строительстве предприятий, городов, дорог, аэродромов.

Одно из последствий усиливающейся техногенной нагрузки -интенсивное загрязнение почвенного покрова металлами и их соединениями. В окружающую человека среду введено около 4 миллионов химических веществ. В процессе производственной деятельности человек рассеивает сконцентрированные в земной коре запасы металлов, которые затем вторично аккумулируются в верхнем почвенном слое.

Ежегодно из недр земли извлекается не менее 4 км3 горных пород и руд, причем прирост составляет около 3% в год. Если в древние времена человек использовал лишь 18 элементов таблицы Менделеева, к XVII веку - 25, в XVIII - 29, в XIX - 62, то в настоящее время используются все известные в земной коре элементы.

Как показывают измерения, из всех металлов, отнесенных к первому классу опасности, загрязнение почв свинцом и его соединениями носит наиболее массовый характер. Известно, что при выплавке и рафинировании свинца на каждую получаемую тонну в окружающую среду выбрасывается до 25 кг этого металла.

В связи с тем, что соединения свинца используются в качестве добавок к бензину, автотранспорт является едва ли не основным источником свинцового загрязнения. Поэтому нельзя собирать грибы, ягоды, яблоки и орехи вдоль автодорог, где интенсивно автомобильное движение.

Предприятия горной металлургии, сточные воды с рудников - это наиболее массовые источники загрязнения почв медью. Заражение почв цинком происходит из промышленной пыли, особенно из рудников, и благодаря применению суперфосфатных удобрений, в состав которых входит цинк.

Радиоактивные элементы могут попадать в почву и накапливаться в ней в результате выпадения осадков от атомных взрывов или при удалении жидких и твердых радиоактивных отходов промышленных предприятий и научно-исследовательских учреждений, занимающихся изучением и использованием атомной энергии. Радиоактивные изотопы из почв попадают в растения и организмы животных и человека, накапливаясь в определенных тканях и органах: стронций - 90 - в костях и зубах, цезий -137 - в мышцах, йод - 131 - в щитовидной железе.

Кроме промышленности и сельского хозяйства, источниками загрязнения почвы являются жилые дома и бытовые предприятия. Здесь в числе загрязняющих веществ преобладают бытовой мусор, пищевые отходы, фекалии, строительный мусор, пришедшие в негодность предметы домашнего обихода, мусор, выбрасываемый общественными учреждениями: больница, гостиницами, магазинами.

Самоочищение почв практически не происходит или происходит очень медленно. Токсичные вещества накапливаются, что способствует постепенному изменению химического состава почв, откуда токсические вещества могут попасть в растения, организм животных, людей и вызвать нежелательные последствия.

Министерство образования Российской Федерации

Владимирский государственный университет

МУРОМСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

Кафедра социально-гуманистических дисциплин

Дисциплина: «БЖД»

Специальность: 080502.65

«Экономика и управление на предприятии»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по теме:

« ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. ЕЕ ОХРАНА »

Выполнила:

студентка гр. ЭЗ-407

Борисова Татьяна

Анатольевна

Проверил:

профессор

………………………….

………………………….

……………………………

Муром 2007 г.

ПЛАН:

1. ЗАГРЯЗНЕ Н ИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ:

1. Загрязнение суши и моря............................ 3

1.1. Очистка......................................... 4

2. Загрязнение воздуха................................ 4

2.1. Кислотный дождь................................ 5

2.2. Озоновый слой.................................. 6

2.3. Парниковый эффект.............................. 6

2.3.1. Откуда берутся парниковые газы?................. 7

2. ОХРАНА ПРИРОДЫ:

1. Современные проблемы охраны природы:

1.1. Роль природы в жизни человеческого общества....... 8

1.2. Исчерпаемые и неисчерпаемые природные ресурсы... 9

1.3. Принципы и правила охраны природы............... 11

1.4. Правовые основы охраны природы.................. 13

1.5. Примеры и дополнительная информация............. 14

3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ .......................... 16

1. ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ:

Загрязнение окружающей среды наносит вред здоровью всех живых существ. Встречаются и некоторые виды природных загрязнений, например дым от лесных пожаров и вулканов или цветочная пыльца. Однако от промышленных предприятий, ферм, электростанций, транспорта, которые выбрасывают вредные вещества, природа терпит настоящее бедствие.

1. ЗАГРЯЗНЕНИЕ СУШИ И МОРЯ.

На суше главным источником загрязнения являются отходы. Огромные площади заняты безобразными мусорными свалками. Некоторые люди даже сбрасывают мусор в реки или прямо на улицы.

Промышленные отходы, например отвалы пустой породы возле угольных шахт, тоже представляют собой огромные свалки. Бывают и ядовитые отходы, которые иногда зарывают в землю, что, однако, не всегда безопасно, поскольку яды смешиваются с подземными водами. А если вода заражена, она легко может отравить большие площади земли, поскольку зараженный ручей попадает в реку, которая распространяется по большой территории. Достигнув моря, она разносится течениями еще дальше. Химические промышленные отходы, пестициды и удобрения, применяемые на фермах, - все это смывается в реки и становится пищей для бактерий. При этом бактерии потребляют и кислород, растворенный в воде, в результате рыбы и водные животные начинают задыхаться. В ряде мест неочищенные сточные воды сливаются в реки и моря и становятся причиной заболеваний как животных, так и людей.

Многие животные, например запутываются в пластиковых кольцах от банок и, получив серьезные повреждения , гибнут.

Металлы в промышленных отходах отравляют рыб. А затем гибнут и животные, которые питаются рыбой.

Нефть, проливавшаяся их танкеров в воду, прилипает к оперению птиц. Перья же, покрытые нефтью, уже не могут согревать птиц, и они погибают.

1.1. ОЧИСТКА.

Природная среда уже так серьезно заражена, что полностью ликвидировать загрязнение теперь очень трудно. Чтобы сохранить окружающую нас природу в чистоте, правительства принимают законы, препятствующие ее дальнейшему загрязнению.

Например, танкеры не имеют права откачивать нефть в воду. Если же они так поступают, капитаны этих судов подвергаются большим штрафам . Несколько случаев сильных загрязнений, виновниками которых стали танкеры, известны всему миру.

Например, крушение у побережья Аляски в 1989 году танкера « Эксон Вальдес». Вылившаяся из танкера нефть нанесла огромный вред побережью, рыболовным участкам и морским обитателям. После аварии специалистам пришлось действовать очень быстро, чтобы спасти животных и очистить море и его берега.

Существует несколько способов очистки моря от нефти. Торф или солома, впитывающие нефть, распределяются по поверхности воды, а затем собираются и сжигаются. Или же распространение нефтяного пятна останавливают с помощью плавающих заграждений, бонов, а затем танкер всасывает нефть обратно.

2. ЗАГРЯЗНЕНИЕ ВОЗДУХА.

Выбросы промышленных предприятий и автомобильные выхлопные газы загрязняют воздух всевозможными веществами, которые вредны для здоровья, например свинцом. В некоторых больших городах, таких как Мехико, очень трудно дышать - воздух очень грязен. Такой грязный воздух, нависший над городом, называют смогом .

Сильный шум - это еще один вид загрязнения окружающей среды. Он может привести к глухоте и другим заболеваниям.

2.1. КИСЛОТНЫЙ ДОЖДЬ.

<

От него страдают животные и растения.

<

Эти газы могут повысить кислотность влаги, содержащейся в воздухе, в тысячу раз по сравнению с нормой. Ветер разносит эту влагу по большой территории, пока анна не выпадет в виде дождя, бывает, что и над соседними странами.

В 80% рек и ручьев Норвегии скоро совсем не останется никакой жизни. По той же причине разрушаются старинные здания, например Парфенон в Афинах, и погибают леса в Европе и Северной Америке.

2.2. ОЗОНОВЫЙ СЛОЙ.

разрушают озоновый слой,

и в нем образуются дыры.

Он может вернуться в свое первоначальное состояние лишь в том случае, если люди полностью прекратят использовать ХФК

2.3. ПАРНИКОВЫЙ ЭФФЕКТ.

Земля остается теплой благодаря атмосфере, которая удерживает тепло у земной поверхности. Это явление, называемое парниковым эффектом, абсолютно естественно. Однако многие ученые считают, что постепенно температура на Земле повышается.

Это повышение обуславливается повышением содержания в воздухе газов, называемые парниковыми газами. К ним относятся двуокись углерода, ХФК и метан. Они усиливают способность атмосферы удерживать тепло. Эта диаграмма объясняет, как действует парниковый эффект.

2.3.1. ОТКУДА БЕРУТСЯ ПАРНИКОВЫЕ ГАЗЫ?

Значительная часть парниковых газов встречается и в нормальных условиях, но сейчас их скопилось в воздухе чересчур много. Двуокись углерода образуется при сгорании топлива, а также содержится в промышленных отходах. Растения поглощают двуокись углерода, однако сейчас значительная часть деревьев вырубается, и поэтому двуокись углерода усваивается ими гораздо меньше. Метан выделяется в результате работы определенного типа ферм, например скотоводческих и рисоводческих, а также образуется при разложении мусора. ХФК не являются природными газами, они образуются исключительно в результате деятельности промышленных предприятий.

2. ОХРАНА ПРИРОДЫ.

«Люди повинуются законам

природы, даже когда действуют

против них» - И.В.Гете.

1. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОХРАНЫ ПРИРОДЫ:

1.1. РОЛЬ ПРИРОДЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА.

Для человека природа - чреда жизни и источник существования. Как биологический вид, человек нуждается в определенном составе и давлении атмосферного воздуха, чистой природной воде с растворенными в ней солями, растениях и животных, земной температуре. Оптимальная для человека окружающая среда - это то естественное состояние природы, которое поддерживается нормально протекающими процессами круговорота веществ и потоков энергии.

Как биологический вид, человек своей жизнедеятельностью влияет на природную среду не больше, чем другие живые организмы. Однако это влияние несравнимо с тем огромным воздействием, которое оказывает человечество на природу благодаря своему труду. Преобразующее влияние человеческого общества на природу неизбежно, оно усиливается по мере развития общества, увеличения числа и массы веществ, вовлекаемых в хозяйственный оборот.

Вносимые человеком изменения сейчас приобрели настолько крупные масштабы, что превратились в угрозу нарушения существующего в природе равновесия и препятствие для дальнейшего развития производительных сил. Долгое время люди смотрели на природу как на неисчерпаемый источник необходимых для них материальных благ.

Однако, сталкиваясь с отрицательными последствиями своего воздействия на природу, они постепенно пришли к убеждению в необходимости ее рационального использования и охраны.