Из какой страны был карел чапек. Карел чапек - биография, информация, личная жизнь

Чешская литература

Карел Чапек

Биография

Карел Чапек (1890−1938) - чешский драматург, романист и эссеист.

Он более известен как автор двух блестящих сатирических пьес -«Россумские универсальные роботы» (R.U.R. Rossum’s Universal Robots, 1921), принесшая словесных роботов в английский язык, и «Из жизни насекомых» (The Insect Play, 1921), написанная с его братом Йозефом. Эти пьесы воплощают критику Чапека технологических и материалистических излишеств.

В других его пьесах, например, «Средство Макрополуса» (The Makropoulos Secret, 1923) высмеивается человеческие поиски бессмертия и сильное желание получить титаническую силу. Яначек использовал это произведение в качестве основы для своей оперы «Makropoulos Affair» (1925).

Три тома его разговоров с Томасом Г. Масарик (1928−35) формируют его политическую биографию.

Произведение Чапека «Сила и слава» (Power and Glory, 1937) осуждает тоталитаризм и войну. Он также писал очерки путешественника, романсы, например, «Кракатит» (Krakatit, 1924), эссе и короткие рассказы.

В биографии Карела Чапека три философских романа «Гордубал» (Hordubal, 1934), «Метеор» (Meteor, 1934), а также «Обыкновенная жизнь» (An Ordinary Life, 1935) носят глубокий и даже мистический характер. Отличаясь от других его работ, они представляют собой лучшие образцы произведений Чапека.

Карел Чапек родился 9 января 1890 года в Мале-Сватонёвице близ Трутнова в семье курортного врача и собирательницы словацкого фольклора. С детства Карел рос общительным, любопытным мальчиком, легко сходился с людьми обычных профессий: фермерами, сапожниками, кузнецами, которые в дальнейшем становились героями его фантастических произведений. Учился в Градец-Кралове в Праге, занимался философией в Берлине и Париже.

С осени 1917 года занимался журналистикой, любительской фотографией, но славу принесла ему литературная деятельность. Он известен как автор пьес, в которых впервые прозвучало такое привычное и обыденное сейчас слово «робот». Чапек блестяще владел словом, у него был дар смотреть сквозь время, предвидя развития мира – общество потребления и гонка за вечной молодостью.

Знаковая пьеса - «Средство Макрополуса», где Карл с тонким юмором, переплетая реальность и фантасмагорию, показывает читателю, как утомительна вечная жизнь. Кроме того, он предсказал появление оружия, что сможет уничтожить планету, задолго до изобретения атомной бомбы.

Карл Чапек стремился разоблачить солдафонство, нетерпимость к инакомыслию, стяжательство. Воспитывал в читателях гуманизм, честное отношение к себе, как к личности. Мировая писательская общественность высоко ценила литературную и просветительскую деятельность Гашека. Он был номинантом Нобелевской премии по литературе 1936 года. Сам Герберт Уэллс интересовался его творчеством.

Скончался писатель 25 декабря 1938 года от воспаления легких. Его ослабленный организм не перенес выматывающих работ по ликвидации наводнения. Карел Чапек не увидел ни оккупации родной страны, ни страшных последствий войны, о которой он предупреждал мир.

«Литература о профессиях» - Издания о профессиях. Серия «Твоя профессия» (1989-1990 год издания). Сборник художественных произведений «Мой учитель» (1989 год). Пред тобою просторы распахнуты настежь, всюду добрые руки нужны. Банк данных материалов о профессиях. Издания о рабочих профессиях. Литература о Юрии Гагарине, издания о профессиях.

«Детские издательства» - Драгоценные россыпи, или находки на стендах книжных ярмарок. Имена на всю жизнь. Серия «Школа прикола». Давайте знакомиться, издательство «Априори-Пресс». Детская литература сегодня. Что пишется? Что издается?. Черный соболь, недопесок и другие. Поэзия «Самоката». Олени в горах. Навигаторы. Зеленые страницы.

«Новые книги» - Для студентов, обучающихся по спец. «Управление персоналом». Особое внимание уделено инвестиционной деятельности российских предприятий. Теоретический материал сопровожден достаточным для практического освоения числом примеров. Для студентов и преподавателей экономических спец. вузов. Уважаемые читатели!

«К юбилею ученого» - Биобиблиографический справочник составлен к юбилею доктора сельско­хозяйственных наук, профессора Виктора Александровича Кокорева. В настоящую библиографию не вошли композиторские сочинения, не представленные в виде нот и звукозаписей (грампластинок, кассет). В необходимых случаях библиограммы сопровождаются аннотациями.

«Самые любимые книги» - Сигфрид Сиверс. Сигфрид Сиверс (1882-1970) родился в семье продавца. Приключения. Милослав Стингл. «Тайна заброшенной часовни». Любимые книги. Екатерина Вильмонт. Астрид Линдгрен. Брюс Ковилл «Мой учитель светится в темноте». Натан Арчер. «Дело необычной квартирантки». Александр Беляев «Ариэль». Александр Беляев «Голова профессора Доуэля».

«Учебники издательства «Дрофа»» - Основные идеи. Структура раздела. Переходный этап. Фольклорная сказка. Основные особенности волшебной сказки. Москва. Морфология волшебной сказки. Вопросы и задания. Фольклорист. Диагностическая работа. Русские народные сказки. Учебная линия. Новые учителя. Изучение устного народного творчества. Устное народное творчество.

Всего в теме 24 презентации

Карел Чапек - выдающийся чешский писатель, журналист, переводчик. Родился в м. Мале- Сватонёвице в предгорьях Крконош, в семье сельского врача. Изучал философию в университетах Праги, Берлина, Парижа. Получил степень доктора философии, защитив в 1915 г. диссертацию «Практицизм или философия практической жизни». С 1917 г. работал репортером в газете «Народни листы», с 1921 и до конца жизни в газете «Лидове новины». Чапек постоянно общался с ведущими европейскими интеллектуалами, в 1925-1933 гг. был первым председателем чехословацкого Пенклуба. Переводил произведения Г.Аполлинера и Г.К.Честертона. В литературу вступил вместе с братом - художником Иозефом с совместными сборниками рассказов «Сияющие глубины и иная проза» (1916), «Крконошский сад» (1918), написанных в стиле неоклассицизма. Книги «Божья кара» (1917) и «Неприятные рассказы» (1921) являются уже плодом самостоятельного творчества писателя. Читательский интерес вызвали юмористические рассказы и ряд остроумных путевых очерков Чапека «Письма из Италии» (1923), «Письма из Англии» (1924), «Экскурсия в Испанию» (1929), «Картинки Голландии» (1932) и др. С начала 1920-х гг. Чапек выступает как драматург, кратковременно работая в театре на Виноградах, где поставили его пьесы «Грабитель» и «Из жизни насекомых» (1921). Всемирную известность принесла писателю драма «RrU.R.» (1920), в которой впервые было употреблено слово «робот». В социально-фантастических произведениях, написанных в духе антиутопии: пьесе «Средство Макропулоса» (1924), романах «Фабрика Абсолюта» (1922), «Кракатит» (1924) писатель предупреждал о катастрофической опасности антигуманистических тенденций в развитии цивилизации, даже если они связаны с техническим прогрессом. В гротескно-фантастическом романе «Война с саламандрами» (1936), пьесе «Белая болезнь» (1937) и др. представлено сатирическое обличение милитаризма и фашистских расовых теории. Драма «Мать» (1938) проникнута тревогой за судьбы родины в связи с наступающим фашизмом. Чапек всегда выступал защитником демократических идеалов и ценностей с точки зрения «маленького» человека (повесть «Гордубал» 1933). На этой почве у него завязались дружеские отношения с президентом ЧСР Т.Г.Масариком. Об их беседах он написал воспоминания «Разговоры с Т.Г.Масариком» (1928-1935). Умер в Праге, в канун трагического падения Чехословакии, захваченной фашистами.

Использованы материалы кн.: Русско-славянский календарь на 2005 год. Авторы-составители: М.Ю. Досталь, В.Д. Малюгин, И.В. Чуркина. М., 2005.

ЧАПЕК (Capek) Карел (9 января 1890, м. Малые Сватоневице, Чехия - 25 декабря 1938, Прага) - чешский писатель, драматург, общественный деятель и философ. В 1907 поступил на философский факультет Карлова университета в Праге. Более года провел в Париже, посещая лекции в Сорбонне. В 1915 получил степень бакалавра, защитив в Праге диссертацию на тему «Объективный метод в эстетике применительно к изобразительному искусству», в которой пытался найти выход из «кризиса эстетики» путем утверждения объективности предмета эстетического восприятия. Работа Чапека - попытка вырвать эстетическое как предмет научного познания из сферы влияния субъективной иррациональной философии, не посягая на ее гносеологические основы. В целом его философские взгляды претерпели поворот от неокантианства к бергсонизму (в котором он прежде всего видел протест против бездушной цивилизации) и прагматизму. Стремление Чапека философски обосновать возможность изменения мира объяснялось также его сочувствием релятивизму, который он считал «не только скепсисом, но и отрадной перспективой». В рассказах Чапека (сборники «Распятие», 1917, «Мучительные рассказы», 1917-18) метафизическая проблема поиска смысла жизни переплетается с грубо конкретными реалиями действительности. Писатель приходит к идее множественности истин («каждый прав по-своему») как пути ко всеобщему примирению, но реальность толкает его к признанию социальной детерминированности человеческих чувств и поступков - оптимистическая философия прагматизма отступает перед реальной жизнью. В драме «R. U. R.» (1920) Чапек изображает конфликт между человеком и сконструированной им машиной («роботом», понятие придумано писателем), неизбежно ведущий к вырождению людей, переставших трудиться. Извечной борьбе жизни со смертью, поискам рецепта бессмертия посвящена пьеса «Средство Макропулоса» (Vёс Makropulos, 1922). В это время, определяемое Чапеком как период «критики общественных ценностей», его внимание сосредоточено на противоречиях технического прогресса (романы «Фабрика абсолюта» (Tovarna па absolution, 1922), «Кракатит» (Krakatit, 1924)).

Отвергая борьбу и насилие, Чапек утверждает, что любые попытки переустройства общества приведут к еще более печальным результатам. Противоречием между ощущением необходимости перемен и страхом перед ними проникнуто все его творчество. Сборники «Рассказы из одного кармана» и «Рассказы из другого кармана» (1923) несут в себе отголоски релятивистских нравственных представлений. В 1930-е гг. Чапек пытается найти опору в разуме, защищая его от гегемонии иррационального, выступая против культа подсознательного (романы «Гордубал» - Hordubal, 1932, «Метеор» - Povetron, 1934 и «Обыкновенная жизнь» - Obycejny zivot, 1934). Писатель активно участвует в философских дискуссиях тех лет: на конгрессах в Праге (1934), Ницце (1936), Будапеште (1937), заседаниях ПЕН-клуба в Париже (1937), отстаивает идею универсальной философии и свободы критики, призывает народы к объединению против фашизма. Роман-памфлет «Война с саламандрами» (Valka z mloky, 1935) - вершина творчества Чапека и шедевр европейской антифашистской литературы.

Литература: Бернштейн И. А. Карел Чапек. Творческий путь. М., 1969; Никольский С. В. Карел Чапек - фантаст и сатирик. М., 1973; Малевич О. М. Карел Чапек: критико-биографический очерк. М., 1989.

М. Н. Архипова

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. IV, с. 341-342.

Карел Чапек (9.1.1890, Мале-Сватонёвице, - 25.12.1938, Прага), чешский писатель. Окончил философский факультет Пражского университета (1915). Печатался с 1907 года. Большая часть ранних рассказов 1908-1913 годов (вошли в сборники "Сад Краконоша", 1918; "Сияющие глубины", 1916) написана совместно с братом Й. Чапеком.

Трагические события Первой мировой войны 1914-1918 годов определили напряжённые поиски Чапеком критерия истины, его размышления над философскими проблемами и стремление открыть источник противоречий жизни: сборники рассказов "Распятие" (1917), "Мучительные рассказы" (1921), близкие к экспрессионизму. Однако эти поиски совпали с влиянием на писателя философии прагматизма и релятивизма, представлений о "множественности" истин ("каждый прав по-своему"). Не принимая революционную борьбу, Чапек склонился к морально-этическому гуманизму. Многие его произведения, в том числе лирическая комедия "Разбойник" (1920), строятся как сопоставление несколько "правд"; Чапек мыслит как бы одновременно несколькими вариантами, сохраняя, однако, свой этический идеал.

Мировую известность Чапеку принесли социально-фантастические произведения (драмы "R. U. R.", 1920, - о восстании роботов; слово "робот" придумано Чапеком; "Средство Макропулоса", 1922; романы "Фабрика Абсолюта", 1922, и "Кракатит", 1924). Научно-фантастические допущение об открытии или изобретении, способном быстро изменить условия жизни человечества, служит построению своего рода мысленного социально-философского эксперимента, созданию искусственных обстоятельств, в которых с особой наглядностью предстают те или иные философские проблемы и тенденции современной жизни. Значит, место занимает критика бесчеловечности, милитаризма, церкви, однако стихийный характер буржуазных социально-экономических процессов абсолютизируется Чапеком как черта развития человечества вообще. Драмы и романы Чапека носят характер иронической и сатирической утопий - предостережений о катастрофическом потенциале, заключённом в социальной и международной конфликтности современного бытия, и об опасности дегуманизирующих тенденций. Наряду с реалистической тенденцией у Чапека порой сказывается заданность философских тезисов.

В начале 1920-х годов Чапек создаёт путевые очерки "Письма из Италии" (1923) и "Письма из Англии" (1924) и др., отличающиеся реалистической конкретностью образных характеристик и лирическим юмором.

Во 2-й половине 1920-х - начале 1930-х годов Чапек сближается с Т.Г. Масариком ; с усилением в сознании писателя буржуазно-демократических иллюзий в его творчестве нарастают кризисные явления (пьеса братьев Чапеков "Адам-творец", 1927). Чапек временно отходит от больших социальных и политических проблем и конфликтов; пишет преимущественно юмористические произведения малых жанров (сборники "Рассказы из одного кармана", "Рассказы из другого кармана", оба - 1929). Философско-юмористическим переосмыслением известных библейских сюжетов является книга "Апокрифы" (1932).

Обострение социальных противоречий и "животная доктрина" фашизма обнажили перед Чапеком несостоятельность тезиса "каждый прав по-своему". Философское преодоление релятивизма отразилось в трилогии "Гордубал" (1933), "Метеор", "Обыкновенная жизнь" (обе - 1934). Перед угрозой новой военной опасности Чапек приходит к активным антифашистским выступлениям, к критике правящих кругов Чехословакии: открыто выражает симпатии к СССР. Вершина творчества Чапека - роман "Война с саламандрами" (1936), в котором традиционный для него протест против обесчеловечивания человеческих отношений выливается в сатиру на жизнь буржуазного общества, милитаризм, на расовую теорию и политику фашизма. Роман соединяет в себе черты мистифицированного научно-фантастического жанра, зоологической притчи, социальной утопии, политического памфлета и насыщен пародийными формами. Антифашистская и антивоенная направленность и поиски идеала "цельного человека", способного к борьбе, определили содержание драмы "Белая болезнь" (1937), повести "Первая спасательная" (1937), последней пьесы Чапека "Мать" (1938).

Переживания Чапека в связи с Мюнхенским соглашением 1938 года и травля, которой он подвергся со стороны фашистских и профашистских элементов в период "второй республики", обострили болезнь писателя, ускорив его смерть. Творчество Чапека оказало значительное влияние на развитие современной социальной фантастики и явилось заметным вкладом в мировую классическую литературу. В Чехословакии существуют два музея Чапека: загородный дом-музей "На стржи" и мемориальный музей на родине писателя.

Ка́рел Ча́пек (Karel Čapek; 9 января 1890 - 25 декабря 1938) - один из самых известных чешских писателей XX века, прозаик и драматург.

Автор знаменитых пьес «Средство Макропулоса» (Věc Makropulos , 1922), «Мать» (Matka , 1938), «R.U.R.» (Rossumovi Univerzální Roboti , 1920), романов «Фабрика абсолюта» (Továrna na absolutno , 1922), «Кракатит» (Krakatit , 1922), «Гордубал» (Hordubal , 1933), «Метеор» (Povětroň , 1934), «Обыкновенная жизнь» (Obyčejný život , 1934; последние три образуют т. н. «философскую трилогию»), «Война с саламандрами » (Válka s mloky , 1936), «Первая спасательная» (První parta , 1937), «Жизнь и творчество композитора Фолтына» (Život a dílo skladatele Foltýna , 1939, не закончен), а также множества рассказов, эссе, фельетонов, сказок, очерков и путевых заметок. Переводчик современной французской поэзии.

Биография

Карел Чапек родился 9 января 1890 года в Мале-Сватонёвице близ Трутнова, Австро-Венгрия (ныне Чешская Республика), в семье Антонина Чапека; он стал третьим и последним ребёнком в семье. Это был курортный городок, в котором также была развита горная промышленность. Здесь отец Карела работал врачом при курортах и горных рудниках.

В июле того же года семья переехала в город Upice, где Антонин Чапек открыл собственную практику. Упице был быстро расширяющимся городком ремесленников; Чапеки жили в окружении сапожников, кузнецов и каменщиков, часто посещали дедушку и бабушку Карела, которые были фермерами. Детские воспоминания отразились на творчестве Чапека: он часто изображал в своих произведениях обычных, заурядных людей.

Чапек начал писать в возрасте четырнадцати лет. Его ранние произведения, такие как «Простые мотивы», «Истории фей» публиковались в местной газете Nedele . В 1908-1913 годах писал в соавторстве с братом Йозефом. Позже эти рассказы вошли в сборники «Сад Краконоша» (1918) о «Сияющие глубины» (1916). Будучи студентом он принимал активное участие в издании литературного альманаха (Almanac 1914 ). Одновременно Чапек интересуется живописью, в особенности кубизмом. Брат познакомил его со многими представителями чешского модернизма, Карел проникся их идеями и посвятил ряд статей модернизму в живописи.

Учился в гимназии в Градец-Кралове (1901-1905), затем переехал в Брно к сестре, где прожил два года. Отсюда он переехал в Прагу, где продолжил учёбу. В 1915 году получил степень бакалавра в Карловом университете, защитив диссертацию на тему «Объективный метод в эстетике применительно к изобразительному искусству». Также занимался философией в университетах в Берлине и Париже.

По состоянию здоровья не был призван в армию и короткое время работал гувернером в семье графа Лажански. Осенью 1917 стал работать журналистом и критиком в газете Národní listy («Национальная газета»), с 1921 до своей смерти работал журналистом и культурным и политическим редактором в газете Lidové noviny («Народная газета»). В 1921-1923 был драматургом пражского «Театра на Виноградах» (Divadlo na Vinohradech ). Писательница и актриса этого же театра, Олга Шайнпфлюгова, с 1920 была его знакомой и близким другом (заключили брак в 1935).

Активно занимался литературой с 1916 года (сборник рассказов «Сияющие глубины», написан в соавторстве с братом Йозефом). Очень разные по характеру прозаические произведения демонстрируют блестящее владение искусством реалистического описания, тонкий юмор и дар художественного предвидения (типичный пример - антиутопии «Фабрика абсолюта», «Кракатит» и «Война с саламандрами»). Ещё при жизни он получил широкое признание как в Чехословакии, так и за её пределами: был номинантом Нобелевской премии по литературе 1936 года, основателем и первым председателем Чехословацкого Пен-клуба (в 1925-1933), членом Комитета Лиги Наций по литературе и искусству (с 1931); в 1935 выдвигался на должность президента Международного Пен-Клуба Г. Уэллсом, его тогдашним президентом (отказался от поста по причине болезни). Помимо литературы и журналистики снискал известность как фотограф-любитель (его книга фотографий «Дашенька, или Жизнь щенка» была самой публикуемой в межвоенной Чехословакии).

Чапек, убеждённый антифашист, слабое здоровье которого было подорвано событиями 1938 года (Мюнхенский сговор), скончался от двустороннего воспаления лёгких 25 декабря 1938 г., полученного в результате работ по ликвидации наводнения незадолго до полной немецкой оккупации Чехословакии.

Перед этим он оказался фактически в полной политической и личной изоляции, после того как отказался покинуть страну после отставки и эмиграции её тогдашнего президента Эдварда Бенеша. Похоронен на мемориальном кладбище в Вышеграде. Его архив был спрятан вдовой, Олгой Шайнпфлюговой, в саду усадьбы Стрж в селе Стара-Гуть (у городка Добржиш, в 35 км к югу от Праги), где писатель провел последние три года жизни, и обнаружен после войны. Творчество Чапека, который был личным другом и многолетним собеседником Т. Г. Масарика, пропагандировал многие его идеи (книги «Разговоры с Т. Г. Масариком» и «Молчание с Т. Г. Масариком») и не проявлял особых симпатий к социализму (известная статья «Почему я не коммунист»), в коммунистической Чехословакии первое время было под запретом, но с 1950-1960-х годов вновь стало активно издаваться и изучаться.

Карел Чапек и его брат и соавтор художник Йозеф (умер от тифа в немецком концлагере Берген-Бельзен) являются изобретателями слова «робот». Карел ввёл в действие пьесы «R.U.R.» человекоподобные механизмы и назвал их «лаборами», от латинского слова labor («работа»). Но это название не понравилось автору, и, посовещавшись с братом-художником, оформлявшим декорации спектакля, он решил назвать эти механизмы словацким словом, имеющим такое же значение (по-чешски «работа» - práce , а robota означает «каторга», «тяжёлая работа», «барщина»).

чешский писатель, прозаик и драматург, переводчик, фантаст

Краткая биография

Ка́рел Ча́пек (чеш. Karel Čapek; 9 января 1890 года, Мале-Сватонёвице, - 25 декабря 1938 года, Прага) - чешский писатель, прозаик и драматург, переводчик, фантаст. Классик чешской литературы XX века.

Автор знаменитых пьес «Средство Макропулоса» (Věc Makropulos , 1922), «Мать» (Matka , 1938), «R.U.R.» (Rossumovi Univerzální Roboti , 1920), романов «Фабрика абсолюта» (Továrna na absolutno , 1922), «Кракатит» (Krakatit , 1922), «Гордубал» (Hordubal , 1933), «Метеор» (Povětroň , 1934), «Обыкновенная жизнь» (Obyčejný život , 1934; последние три образуют т. н. «философскую трилогию»), «Война с саламандрами» (Válka s mloky , 1936), «Первая спасательная» (První parta , 1937), «Жизнь и творчество композитора Фолтына» (Život a dílo skladatele Foltýna , 1939, не закончен), а также множества рассказов, эссе, фельетонов, сказок, очерков и путевых заметок. Переводчик современной французской поэзии.

Карел Чапек родился 9 января 1890 года в Мале-Сватонёвице близ Трутнова, Австро-Венгрия (ныне Чешская Республика), в семье врача Антонина Чапека (1855-1929); он стал третьим и последним ребёнком в семье. Это был курортный городок, в котором также была развита горная промышленность. Здесь отец Карела работал врачом при курортах и горных рудниках. Его мать Божена Чапкова (1866-1924) собирала словацкий фольклор. Старший брат Чапек, Йозеф (1887-1945) - художник и писатель. Старшая сестра Чапкова, Гелена (1886-1961) - литератор, мемуаристка.

В июле того же года семья переехала в город Упице, где Антонин Чапек открыл собственную практику. Упице был быстро расширяющимся городком ремесленников; Чапеки жили в окружении сапожников, кузнецов и каменщиков, часто посещали дедушку и бабушку Карела, которые были фермерами. Детские воспоминания отразились на творчестве Чапека: он часто изображал в своих произведениях обычных, заурядных людей.

Чапек начал писать в возрасте четырнадцати лет. Его ранние произведения, такие как «Простые мотивы», «Истории фей» публиковались в местной газете Nedele . В 1908-1913 годах писал в соавторстве с братом Йозефом. Позже эти рассказы вошли в сборники «Сад Краконоша» (1918) и «Сияющие глубины» (1916). Будучи студентом он принимал активное участие в издании литературного альманаха (Almanac 1914 ). Одновременно Чапек интересуется живописью, в особенности кубизмом. Брат познакомил его со многими представителями чешского модернизма, Карел проникся их идеями и посвятил ряд статей модернизму в живописи.

Учился в гимназии в Градец-Кралове (1901-1905), затем переехал в Брно к сестре, где прожил два года. Отсюда он переехал в Прагу, где продолжил учёбу. В 1915 году получил степень доктора философии в Карловом университете, защитив диссертацию на тему «Объективный метод в эстетике применительно к изобразительному искусству» Также занимался философией в университетах в Берлине и Париже.

По состоянию здоровья не был призван в армию и короткое время работал гувернером в семье графа Лажански. Осенью 1917 стал работать журналистом и критиком в газете Národní listy («Национальная газета»), с 1921 до своей смерти работал журналистом и культурным и политическим редактором в газете Lidové noviny («Народная газета»). В 1921-1923 был драматургом пражского «Театра на Виноградах» (Divadlo na Vinohradech ). Писательница и актриса этого же театра, Ольга Шайнпфлюгова, с 1920 была его знакомой и близким другом (заключили брак в 1935).

Активно занимался литературой с 1916 года (сборник рассказов «Сияющие глубины», написан в соавторстве с братом Йозефом). Очень разные по характеру прозаические произведения демонстрируют блестящее владение искусством реалистического описания, тонкий юмор и дар художественного предвидения (типичный пример - антиутопии «Фабрика абсолюта», «Кракатит» и «Война с саламандрами»). Ещё при жизни он получил широкое признание как в Чехословакии, так и за её пределами: был номинантом Нобелевской премии по литературе 1936 года, основателем и первым председателем Чехословацкого Пен-клуба (в 1925-1933), членом Комитета Лиги Наций по литературе и искусству (с 1931); в 1935 выдвигался на должность президента Международного Пен-Клуба Г. Уэллсом, его тогдашним президентом (отказался от поста по причине болезни). Помимо литературы и журналистики снискал известность как фотограф-любитель (его книга фотографий «Дашенька, или Жизнь щенка» была самой публикуемой в межвоенной Чехословакии).

Конверт из серии «Деятели мировой культуры» с портретом писателя. Почта России, 2015 г., (ЦФА [ИТЦ «Марка»] № 267)

Чапек, убеждённый антифашист, слабое здоровье которого было подорвано событиями 1938 года (Мюнхенский сговор), скончался от двустороннего воспаления лёгких 25 декабря 1938 г., полученного в результате работ по ликвидации наводнения незадолго до полной немецкой оккупации Чехословакии.

Перед этим он оказался фактически в полной политической и личной изоляции, после того как отказался покинуть страну после отставки и эмиграции её тогдашнего президента Эдварда Бенеша. Похоронен на мемориальном кладбище в Вышеграде. После смерти за писателем приходило Гестапо. Его архив был спрятан вдовой, Ольгой Шайнпфлюговой, в саду усадьбы Стрж в селе Стара-Гуть (у городка Добржиш, в 35 км к югу от Праги), где писатель провел последние три года жизни, и обнаружен после войны.

Творчество Чапека, который был личным другом и многолетним собеседником Т. Г. Масарика, пропагандировал многие его идеи (книги «Разговоры с Т. Г. Масариком» и «Молчание с Т. Г. Масариком») и не проявлял особых симпатий к социализму (известная статья «Почему я не коммунист»), в коммунистической Чехословакии первое время было под запретом, но с 1950-1960-х годов вновь стало активно издаваться и изучаться.

Брат Карла Чапека Йозеф (умер от тифа в немецком концлагере Берген-Бельзен) является изобретателем слова «робот». Карел же ввёл в действие пьесы «R.U.R.» искусственно созданных людей и назвал их «лаборами», от латинского слова labor («работа»). Но это название не понравилось автору, и, посовещавшись с братом-художником, оформлявшим декорации спектакля, он решил назвать этих искусственных людей словацким словом, имеющим такое же значение (по-чешски «работа» - práce , а robota означает «каторга», «тяжёлая работа», «барщина»).

В отличие от многочисленных писателей-фантастов, использовавших затем слово «робот» для обозначения человекоподобных неживых механизмов, Карел Чапек назвал этим словом не машины, а живых людей из плоти и крови, только созданных на специальной фабрике.

Музыка

  • В кинофильме Loupežník (1931, реж. Йозеф Кодичек звучат песни композитора Отакара Еремиаша на стихи Карела Чапека.
  • По пьесе Карела Чапека «Средство Макропулоса» чешский композитор Леош Яначек сочинил одноимённую оперу, премьера которой состоялась 18 декабря 1926 года в Национальном театре в городе Брно.
  • Композитор Георгий Гаранян сочинил музыку к фильму-мюзиклу «Рецепт её молодости» (реж. Евгений Гинзбург, сценарий Александр Адабашьян) по мотивам пьесы Карела Чапека «Средство Макропулоса»; премьера ленты состоялась 10 октября 1983 года.
  • Композитор Владимир Баскин сочинил музыку к мюзиклу «Секрет её молодости» (либретто и стихи Константина Рубинского), по мотивам одноимённой пьесы, поставленному под руководством режиссёра Сусанны Цирюк на сцене Иркутского музыкального театра имени Н. М. Загурского; премьера состоялась 6 апреля 2015 года.
Категории: Метки: