Главные выставки осени. Третьяковская галерея на крымском валу Фонд культуры «Екатерина»

Ко Дню города Третьяковская галерея подготовила выставку произведений о Москве – от иконописи XVII века до живописи XIX – XXI вв. Около 100 экспонатов из собрания ГТГ и частных коллекций

ГТГ, 7 сентября 2017 - 21 января 2018 года
Инженерный корпус, Лаврушинский переулок, 10

Третьяковская галерея открывает новый сезон серией выставок о Москве. Проекты предлагают рассмотреть образ города в изобразительном искусстве с разных ракурсов. Третьяковская галерея ранее уже обращалась к теме города: «Москва в русской и советской живописи» (1980), «Москва и москвичи» (1997), «Екатерина Великая и Москва» (1997), «Пётр Великий и Москва» (1998), «Елизавета Петровна и Москва» (2010). Образ города неизменно привлекает и вдохновляет художников. Современным кураторам представляется интересным познакомить с ним новое поколение москвичей. Выставки этого года отличает то, что они составлены почти полностью на основе работ из собрания Третьяковской галереи.

В экспозиции выставки «Москва сквозь века» значительное внимание уделено формированию иконографии города – от образов допожарной Москвы в иконописи XVII века и первых пейзажных видов столицы в работах Ф. Алексеева до поисков «формулы Москвы» художниками начала ХХ века и отображения образа города в новых формах и материалах современными мастерами. Выставка состоит из пяти тематических разделов: «Москва – третий Рим», «Московский Кремль – сердце города», «Разговоры о старой Москве», «Красная площадь. „Формула Москвы”» и «ХХ век. Городские голоса». Посетителей ждет встреча как с хорошо известными произведениями Симона Ушакова, В. Сурикова, Б. Кустодиева, А. Лентулова, В. Поленова, так и с мало знакомыми широкому зрителю полотнами А. Васнецова, В. Перова, В. Маковского, И. Николаева, А. Дейнеки, А. Лабаса, К. Юона, Е. Вахтангова, В. Брайнина, Т. Назаренко, Н. Нестеровой и других.

Многие картины не экспонировались ранее, например, «Пушкинская площадь» М. Гуревича, написанная в 1937 году, когда памятник А.С. Пушкину располагался не там, где мы привыкли его видеть, а на противоположной стороне улицы напротив снесенного позже Страстного монастыря. Впервые будут показаны картины «Москва 30-х годов» (1932) В. Мидлера, «Кузнецкий мост» (1958) О. Васильева, «Кропоткинская улица» (1948) В. Апфельбаума, «Яузские ворота» (1979) И. Сорокина и прочие. Эти художники обычно представлены в экспозиции и на выставках более известными произведениями – перечисленные работы мало выставляются в Третьяковской галерее и почти не отправляются на выездные выставки. В рамках настоящего проекта, наконец, появилась возможность показать и эти малодоступные для публики вещи.

Часть картин была отреставрирована специально к этому проекту. Так, после серьезных работ по удалению загрязнений и пожелтевшего лакового покрытия, впервые покидает фонд и демонстрируется публике «Извозчичий двор в Замоскворечьи» (1887–1892) С. Светославского. Картину А. Лентулова «Москва» (1913), выполненную в смешанной технике, можно видеть в постоянной экспозиции Новой Третьяковки, однако она тоже прошла сложные реставрационные работы, после которых заметно преобразилась.

Одной из особенностей выставки является возможность услышать «голоса города»: к работе над экспозицией был привлечен Институт звукового дизайна, располагающий самым обширным в России архивом звуков. Совместно со специалистами в различных областях были созданы аудио инсталляции, «озвучивающие» главные произведения выставки и позволяющие погрузиться в атмосферу Москвы разных эпох. Так, для озвучивания «Московского дворика» (1878) орнитологи помогали подобрать голоса птиц, обитавших в 1878 году в районе переулков Арбата – именно эта часть города изображена на картине В. Поленова. Так выглядел Спасопесковский переулок около 150 лет назад. Всего было озвучено восемь работ, среди которых: «Соборная площадь в Московском Кремле» (начало XIX века) Ф.Алексеева, «Голубятник» (1874) В. Перова, «Московский трактир» (1916) Б. Кустодиева, «Новая Москва» (1937) Ю. Пименова, «Метро» (1935) А. Лабаса, «Строители» (1959-1960) А. Дейнеки, «Московский вечер» (1978) Т. Назаренко.

В атмосферу Москвы ХХ века поможет погрузиться аромат прошлого. В период проведения выставки в сувенирном магазине будут продаваться легендарные духи «Красная Москва».

Выставочный проект выходит за стены музея и продолжается специальными экскурсиями по городу, маршрут которых разработан «Экскурс-бюро №1» по мотивам произведений, представленных в экспозиции.

Если проект «Москва сквозь века» представляет своего рода мозаику живописных образов города, то выставка «Город и люди. Москва в графике ХХ века» (11 октября 2017 – 14 января 2018, Новая Третьяковка) отражает личный подход художников, показывает, какой они видели столицу, переживавшую драматические события 1917 и 1941 годов, а также эйфорию оттепельного времени.

Выставка «Сохраненные святыни Москвы ушедшей…» (8 сентября 2017 – 21 января 2018, Инженерный корпус) является уникальной. Впервые экспонируются произведения декоративно-прикладного искусства из фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Третьяковской галереи – одного из самых закрытых для широкой публики запасников музея. Камерная экспозиция объединяет 30 произведений церковного искусства XVI – XIX веков из 17 разрушенных московских церквей.


Источник: пресс-релиз ГТГ



Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов сайт, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. сайт не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

  • 27.12.2019 Ленинградский областной суд отменил решение суда первой инстанции об исключении картины Карла Брюллова «Христос во гробе» из Музейного фонда РФ
  • 27.12.2019 К концу 2020-го Christie"s должен будет производить ровно в два раза меньше печатных материалов, чем в 2019-м
  • 26.12.2019 Специалисты связывают это снижение с общим ослаблением арт-рынка в этом году
  • 26.12.2019 С разницей в несколько часов власти Великобритании и Франции объявили о запрете на вывоз из страны произведений искусства, проданных в этом году на аукционах иностранным покупателям
  • 25.12.2019 То, что сам художник склонен называть искусством апроприации, французский суд назвал незаконным использованием изображения, созданного другим автором
  • 30.12.2019 Советуем посетить аукционы
  • 23.12.2019 Победителям Предновогоднего аукциона два месяца бесплатной подписки на базу аукционных продаж в подарок!
  • 20.12.2019 В каталоге заключительных в уходящем году торгов - 389 лотов
  • 20.12.2019 В каталоге - 661 лот: живопись и графика, антикварный фарфор и стекло, предметы из серебра и бронзы, ювелирные изделия и пр.
  • 20.12.2019 Покупатели - Москва, Санкт-Петербург и Минск. Результаты для отдельных лотов опубликованы в неофициальном частном инстаграме.
  • 28.11.2019 Визит в мастерскую художника - событие, потенциально способное изменить жизнь как хозяина студии, так и его гостя. Не в полной мере деловая встреча, но уж и точно не обычный дружеский визит. Соблюдение нескольких несложных правил позволит не попасть впросак в этой ситуации
  • 19.11.2019 AI публикует мнения и прогнозы на исход борьбы за лоты на «русских торгах» 25–27 ноября 2019 года. Специализированные аукционы русского искусства в эти дни проведут Christie’s, Sotheby’s и Bonhams
  • 28.10.2019 Искусство, арт-рынок, экономика культуры в цитатах из интервью известных людей и фрагментах резонансных публикаций
  • 21.10.2019 Трехметровая картина «Стадион “Парк де Пренс”» («Большие футболисты») 17 октября 2019 года была продана на Christie’s за $22 248 000. С этим результатом Николай де Сталь переместился на 6-е место в топе русских художников - между Сутиным и Явленским
  • 18.10.2019 По случаю открытия в Новой Третьяковке долгожданной выставки «Василий Поленов» AI повторяет статью из рубрики «Художник недели», опубликованную 27 июня 2019 года 11.12.2019 Выставка, приуроченная к 100-летию художника, пройдет с 11 декабря 2019 по 9 марта 2020 года. Помимо Сулажа, подобной чести - ретроспективы в Лувре, приуроченной к юбилею, - за последние сто лет удостоились лишь два художника: Пабло Пикассо и Марк Шагал
  • 29.11.2019 В следующий вторник, 3 декабря, в ГМИИ откроется выставка одного из самых лучших английских художников XVIII столетия
  • 29.11.2019 5 декабря 2019 года галерея «Веллум», при участии Фонда им. К. А. Коровина «Спасем вместе» и галереи «Даев 33», открывают традиционную выставку, приуроченную ко дню рождения замечательного русского художника Константина Коровина

Путеводитель по самым интересным выставкам Москвы второй половины 2017 года

Осень и начало зимы - не повод хандрить, а прекрасная возможность походить по музеям и культурно обогатиться. В 2017 году в Москве пройдет сразу несколько знаковых мероприятий: выставки современного искусства, приезд гостей из Азии и события в честь 870-летия столицы. Мы отобрали восемь самых интересных выставок, которые стоит посетить во второй половине этого года.


Если в один осенний день вы окажетесь рядом с Пушкинским музеем, то еще на подступах к зданию оцените масштаб выставки Цая Гоцяна, которая пройдет с 13 сентября по 12 ноября этого года. Прямо на ступенях главного входа гений современного искусства и обладатель «Золотого льва» Венецианской биеннале возведет необычную инсталляцию из 350 колясок и кроваток. Внутри каждой «прорастут» русские березки - символ разных человеческих судеб и отсылка к знаменитой сцене на лестнице из фильма «Броненосец Потемкин». Если помните, в ней коляска с младенцем долго и страшно катится вниз по ступеням одесской лестницы, пока офицеры расстреливают разбегающуюся толпу. «Октябрь» - первая выставка Цая Гоцяна в России, она приурочена к годовщине Октябрьской революции 1917 года. Только рассказывает она не о самом событии, а о человеке, который его переживает. Все пространство музея превратится в одну масштабную инсталляцию, где будут представлены знаменитые двадцатиметровые пороховые картины, эскизы, наброски и скульптурные группы. Автор спрашивает: кто ответственен за судьбу человечества? Какие последствия у наших действий? Попробуйте найти свои ответы, познакомившись с Цай Гоцяном - мастером-пиротехником из Поднебесной, творения которого украшали летние Олимпийские игры в Пекине в 2008, а выставка «Да Винчи из народа» собрала больше миллиона человек и стала самым посещаемым мероприятием ныне живущего художника.


Выставка картин экспрессивного художника белорусского происхождения Хаима Сутина, генеральным спонсором которой выступает банк ВТБ, откроется в главном здании ГМИИ им. А.С. Пушкина 24 октября и продлится почти три месяца. Экспозиция работ этого нелюдимого и своеобразного автора пройдет в России впервые. Картины Хаима Сутина очень драматичны по исполнению и даже у современных искушенных зрителей вызывают мурашки. Многочисленные «кровавые» гладиолусы, натюрморты с выпотрошенными тушами и оригинальные портреты буквально сочатся краской и, конечно, стоят немного особняком от произведений других представителей «Парижской школы» - сообщества французских художников 1900–1960-х годов. Возможно, такая нестандартная художественная манера была связана с постоянным присутствием боли в жизни Сутина. Современники утверждали, что даже его лицо как будто все время выражало боль: он страдал от язвы желудка и скончался от нее на операционном столе в 1943 году. Экспозиция займет три зала - под три направления творчества автора: портреты, пейзажи и натюрморты. Организаторы попытались рассказать, из чего Сутин вырос как творец и на кого повлиял. Всего будет представлено около 50 работ: 20 картин принадлежат самому Хаиму Сутину, а остальные - мастерам, которые так или иначе были с ним связаны: Марку Ротко, Джексону Поллоку, Виллему де Кунингу, Жану-Батисту Шардену и другим.



Государственная Третьяковская галерея, 15 апреля 2016 - 17 декабря 2017

Почему «Перезагрузка»? Потому что выставка, которую Третьяковская галерея проводит до середины декабря 2017 года, покажет посетителям многолетний путь современного российского искусства и даст понять, как оно эволюционировало. Экспозиция собрана и сгруппирована по жанрам так, чтобы гости могли «соединить» и «сопоставить» работы, которые в разное время попадали в коллекцию музея. Обширная панорама включает картины, объекты, ассамбляжи, видеоработы и инсталляции, объединенные по темам: «Абстракция», «Кинетизм и оптическое искусство», «Мистики и сюрреалисты», «Новый реализм», «Поп-арт», «Минимализм и постживописная абстракция», «Соц-арт», «Концептуализм - образ в голове», «Поэзия и письмо», «Перформанс», «Машины понимания», «Неоэкспрессионизм», «Концептуализм - новое поколение», «Археология постмодерна», «Акционизм 1990-х» и «Проект: искусство 2000-х». Половина из 200 представленных произведений принадлежала знаменитому коллекционеру Леониду Талочкину и впервые будет показана широкой публике. Формат выставки соответствует названию, и для Третьяковской галереи это большой эксперимент: гости смогут взаимодействовать с некоторыми экспонатами и даже становиться их частью. Например, сидеть за столом, изучать интерактивные копии работ или вертеть их в руках. Чтобы посетители могли лучше разобраться, в чем же прелесть современного искусства, кураторы организовали дополнительную образовательную программу «Философия после искусства», где можно послушать лекции и подискутировать на тему свободы воли и связи культуры и технологий.


Выставку акварелей и рисунков первой половины XIX века стоит посетить, даже если вы не разбираетесь в искусстве, - просто ради эстетического удовольствия. Для экспозиции собрано 200 лучших акварельных и графических работ художников эпохи романтизма: пейзажи, жанровые рисунки и бытовые сцены. Смысловое ядро выставки - работы педагогов Императорской академии ххудожеств: Иванова, Егорова, Шебуева, Бруни, Басина и их учеников (в том числе знаменитого Брюллова). Картины, населившие пять залов музея, имеют четкую повествовательную линию: почти невесомые, как будто нарисованные воздухом и светом ранние работы академиков постепенно заменяются на безрадостные бытовые сепии, предвосхитившие графику передвижников XX века. Солнечному творчеству Брюллова посвящен отдельный зал, где собраны иллюстрации из поездок в Грецию, Турцию и занимательные зарисовки итальянской жизни. В последнем зале посетители познакомятся с «наблюдательным» творчеством Федотова: зарисовками московской жизни с авторскими комментариями и сатирическими рисунками о повседневности. В этот период происходил расцвет журнальной графики и иллюстраций, с которыми посетители смогут познакомиться по карикатурам и шаржам Штернберга, Бенуа, Степанова и Рамазанова.



Государственная Третьяковская галерея, 28 сентября 2017 - 14 января 2018

Кто такой «Некто 1917», предсказанный поэтом Велимиром Хлебниковым, и как он ворвался в мировую историю и историю России, продемонстрирует одноименная выставка, которая откроется в Третьяковской галерее в сентябре. Как говорит директор музея Зельфира Трегулова, эта выставка - не просто иконография Октябрьской революции. «Некто 1917» - это отражение споров, дискуссий, идей и реакций авторов того времени на событие, которое перевернуло мировое сообщество. Одни художники были готовы сотрудничать с государством нового типа и находили его перспективным. Другие прятались в мастерских и отказывались видеть то, что происходило вокруг. И тех, и других ждали катастрофические перемены. И сегодня люди из 1917 года, которые еще не знали, что произойдет, могут с помощью искусства «поговорить» с нами, людьми из далекого 2017-го. Гостей ждут около 120 произведений Кузьмы Петрова-Водкина, Бориса Кустодиева, Зинаиды Серебряковой, Казимира Малевича, Василия Кандинского, Александра Родченко, Ольги Розановой и других художников, а также фотографии и кинохроники 1917 - 1918 годов. Выставка будет многослойной, как и исторический момент, которому она посвящена и по поводу которого до сих пор ведутся споры. Не стоит пытаться трактовать работы с точки зрения какой-то концепции: как говорит Зельфира Трегулова, «чтобы воспринять эту выставку, нужно быть внепартийным».



Музей современного искусства «Гараж», 29 сентября 2017 - 4 февраля 2018

Когда речь заходит о Японии, перед глазами рождаются образы: аниме, высокие технологии, токийские неоновые вывески, сакура в цвету, суши, гравюры с изображением горы Фудзи... Все вместе - горючая смесь совершенно разных и зачастую несовместимых вещей и явлений. Творчество популярного японского автора Такаси Мураками именно такое: яркое, противоречивое и ультрамодное. Познакомиться с разнообразием его работ, впервые представленных в России, вы сможете на выставке, которая пройдет в музее «Гараж» осенью этого года. Сам автор утверждает, что его произведения - критика современной японской культуры, в которой все перемешалось, и высокое искусство не отличить от продукта потребления. Яркий пример симбиоза всего со всем - сотрудничество Мураками с маркой Louis Vuitton: коричнево-бежевый фон сумок художник заменил на белый, орнаменты раскрасил всеми оттенками радуги и добавил психоделические изображения цветов, грибов, веселых медвежат и других персонажей. Экспозиция будет открыта в пяти залах, а экспонаты, в том числе картины, тиражная графика, фильмы, объекты и анимация, расскажут о феноменах японской культуры, по-новому осмысленных Такаси Мураками.

С творчеством Ивана Билибина знакомы даже маленькие дети. Иллюстрации художника и декоратора начала XX века неразрывно связаны с образами из русских сказок и узнаются мгновенно. Можно сказать, что именно Билибин сформировал в умах жителей современной России представление о том, как выглядит Баба Яга, Иван-царевич, сестрица Аленушка и другие хрестоматийный персонажи русского фольклора. Как это ему удалось и откуда проистекало вдохновение автора, расскажет выставка, которая проходит в усадьбе Царицыно с 12 мая по 29 октября 2017 года. Организаторы собрали 101 экспонат из Ивангородского музея, Новоладожского историко-краеведческого музея, музея-усадьбы «Приютино» и музея «Дом станционного смотрителя». Причем это не только с детства знакомые иллюстрации к «Руслану и Людмиле», «Василисе Прекрасной» и «Сказке о царе Салтане», но и не менее волшебные эскизы костюмов и декораций к театральным постановкам - Иван Билибин ко всему прочему был выдающимся сценографом. Событие получилось очень атмосферное: работы художника представлены вперемешку с его личными вещами и предметами русского быта - народными костюмами, вышивками, иконами, лубками, старопечатными книгами и восточными миниатюрами.


Команда из Третьяковской галереи предлагает отметить 870-летие Москвы посещением выставки, которая расскажет об истории города голосами его жителей, гостей и известных художников. Пространство поделится на периоды от XV до XX века. Историческую летопись города составят старинные иконы, полотна авторов вплоть до XX века, мемуарная литература и работы современных художников. Мероприятие обещает быть атмосферным: кураторы сделали упор не на информационную составляющую, а на эмоциональное восприятие, возможность войти в диалог с жителями города разных эпох, почувствовать и увидеть Москву такой, какой ее видели они. Например, с каким задором развернулось столичное строительство в начале XX века - через работы Пименова. Какие уютные задворки окружали нынешний Арбат - через полотна Поленова. Как выглядела Соборная площадь и Кремль в глазах Алексеева, Васнецова и Кандинского. Организаторы подготовили много сюрпризов и приглашают зайти на выставку прямо с гуляний в День города, чтобы по-настоящему отметить юбилей столицы. К открытию экспозиции также планируется подготовить мобильное приложение и образовательный сайт.

Афиша художественных выставок Москвы пестрит богатыми проектами. Как всегда, мы отобрали те, которые приковали наше внимание; мы считаем, что нашим читателям будет полезно и приятно их посетить.

Во-первых, ещё на прошлой неделе – 16 ноября 2017 года – в Государственной Третьяковской Галерее открылась выставка солнечного армянского художника Мартироса Сарьяна (1880–1972). Эта экспозиция открыла серию культурных мероприятий, посвященных Дням культуры Армении в России. 13 ценных работ – это часть коллекции Третьяковки, ещё 16 поступило из Армении, Национального Музея и Дома-музея художника.

Фигура Сарьяна – яркое свидетельство переплетений судеб русского и армянского народов. Мартирос Сарьян родился на территории современной России – в окрестностях Ростова-на-Дону, где с XVII века сформировалось крупное поселение армян. Учился он в Москве, в Училище живописи, ваяния и зодчества у Коровина, Левитана, Серова и других блистательных русских художников. Там же художник почерпнул навыки импрессионистической живописи. В Армению, связь с которой он всегда ощущал, Мартирос Сарьян впервые отправился в двадцать лет. Здесь в 1915 году он стал свидетелем зверств турок в отношении армянского народа и долго не мог оправиться от произошедшего, много помогал беженцам. Позднее он создаст герб Армении, и хотя подолгу будет жить в России и во Франции, никогда не разорвёт связь со своей страной.

На выставке в Третьяковской галерее мы видим ещё радостно-любовное отношение к Османской империи, поскольку основная часть произведений относится к 1910 годам. Существенная доля полотен описывает увиденное Сарьяном в Турции, Египту и Персии: «Константинополь. Собаки» (1910), «Финиковая пальма. Египет» (1911) и тп.


Открытие выставки картины В.М. Васнецова “Сирин и Алконост. Песнь радости и печали” в Третьяковской Галерее

В Третьяковской галерее 21 ноября 2017 года также открылась камерная, но важная в плане духовного осмысления экспозиция работы В.М. Васнецова “Сирин и Алконост. Песнь радости и печали” . Читайте наш отдельный репортаж о выставке.

23 ноября 2017 года в Государственном Историческом Музее (ГИМ) откроется выставка чешских сокровищ, которая так и называется – “Сокровища Пражского Града” . 130 произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства приедут от братского славянского народа в ответ на русские сокровища Музеев Московского Кремля, выставлявшиеся пять лет назад в Чехии.

Пражский град (Pražský hrad) – культурный и политический центр чешских земель, это старинная крепость и нынешняя резиденция Президента Чехии Милоша Земана, визит которого в Россию . Отчасти, град сравним с Московским Кремлём. Традиционно, здесь в течение веков хранятся драгоценности, за которыми охотились неприятели. Часть этих драгоценностей Чехии можно будет увидеть в ГИМ до 25 февраля 2018 года.

Чехи привезут произведения разного назначения: духовные, бытовые, церемониальные, они дадут россиянам прочувствовать, почему их сокровища привлекают 7.5 миллионов туристов ежегодно. Корона, скипетр и держава – символы власти чешских королей, их скульптурные изображения, мебель, знаменитый Мейсенский фарфор (Meissen), поставлявшийся во все европейские императорские дворы и тщательно сберегаемый в тех коллекциях, в которых он хранится сегодня, и многое другое. Экспонаты приедут к нам из Музеев Пражского града, Кафедрального собора св. Вита и Археологического института Академии наук Чехии (Archeologicky Üstav).

Сокровища Чехии относятся к разным эпохам и стилям, в том числе к таким общеевропейским культурным направлениям, как романский стиль, готика и барокко.

От средневековых витражей и офортов Гойи до мебели Гауди и саунд-арта - рассказываем, какие важные арт-события ждут нас в течение ближайших месяцев.

«Капричос». Гойя и Дали

«Капричос» Гойи Сальвадора Дали. Серия из 80 гравюр «Пусти». 1977. Источник: Из собрания Бориса Фридмана.

Показ серии офортов Франсиско Гойи «Капричос» - шедевральной сатиры эпохи Просвещения , наполненной гротеском, едкостью, болью и безумием - и сюрреалистической реплики Сальвадора Дали, который пестро раскрасил графику, добавил в изображения свои излюбленные мотивы и придумал альтернативные подписи.

Геометрия настоящего

Фонд V-A-C, пока демонстрирующий умные и актуальные проекты на дружественных территориях, на неделю откроет свою будущую постоянную площадку. Интернациональная команда художников и музыкантов под руководством куратора Марк Фелл озвучат пространства дореволюционной электростанции саунд-артом .

Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель

Двойная помолвка. Витраж XIII в. Париж. Источник: Центр национальных памятников Франции. Сент–Шапель

Артефакты эпохи «высокой готики», связанной с правлением Людовика IX Святого (1214-1270): скульптуры, произведения ювелирного искусства и миниатюры XIII века, а также витражи красивейшей часовни Сент-Шапель, которая была построена королем как хранилище добытых мечом и золотом христианских святынь. Темное и мистическое Средневековье в лучшем виде.

Триеннале российского современного искусства

Амбициозная попытка представить современное российское искусство, не ограничиваясь всем известными персонами. Шесть кураторов отобрали работы 60 художников из 40 городов , выделили семь тенденций, присущих искусству всех регионов, и отдельно представили авторов, чье творчество вышло далеко за границы малой родины.

До востребования. Коллекции русского авангарда региональных музеев. 1918-1930

Вторая часть масштабной просветительской выставки одного из составителей трехтомника «Энциклопедия русского авангарда» Андрея Сарабьянова. Как и в прошлом году, из региональных музеев свезут больше ста картин , включая работы Василия Кандинского, Александра Родченко, Любови Поповой, Ильи Чашника, Ивана Клюна, Александра Лабаса, Роберта Фалька, Густава Клуциса. Открытие первой части проекта, напомним, собрало у Еврейского музея приятно удивившую очередь - не Серовым единым жива Москва.

Де Кирико. Ностальгия по бесконечности

Представительная экспозиция основателя метафизической живописи , умевшего минимальными средствами создать на холсте потусторонний, сюрреалистический мир. Покажут около 100 произведений - живопись, графику, скульптуры из собраний Фонда Джорджо и Изы де Кирико, Национальной галереи современного искусства в Риме, Центра Помпиду, Музея Виктории и Альберта в Лондоне. Бонус - театральные костюмы, которые художник создал для дягилевского спектакля «Бал» 1929 года.

Антонио Гауди. Барселона

Гауди навсегда изменил облик Барселоны, и в первую очередь выставка (в макетах, графике, фотографиях) расскажет о самых знаменитых творениях архитектора в этом городе: грандиозном соборе Саграда-Фамилиа, дворце Гуэля и других зданиях. Кроме того, в Москве покажут придуманную Гауди мебель, не менее изящную и замысловатую, чем его архитектура.

Роскошь императорской Японии

Курильница в форме карасу-тенгу, вылупляющегося из яйца. Япония, около 1885 г. . Источник: Коллекция профессора Д.Н. Халили ©The Nour Foundation .

Император Муцухито (1868–1912), назвавший себя Мэйдзи, прекратил политику самоизоляции Японии. С тех пор страна активно осваивала достижения Запада и экспортировала в ответ свои идеи и наследие. Декоративное искусство светлой для Японии эпохи будет представлено кимоно, вазами, курильницами, керамикой, предметами из металла и ткани из собрания британского ученого и коллекционера Дэвида Нассера Халили.

Анри Картье-Брессон

Работы одного из основателей агентства Magnum Photos, первого фотографа, выставлявшегося в Лувре, уже показывали в Москве, но выставка мастера такого уровня всегда желанна. Картье-Брессон без преувеличения великий автор: его снимки никогда не были постановочными, но всегда получались эстетскими и в высшей степени художественными .

Некто 1917 год

Третьяковка с приходом Зельфиры Трегуловой регулярно показывает проекты сколь художественные, столь и идеологические. Это касается и внимания к художникам «сурового стиля», и выставки, посвященной «оттепели». Особенно любопытной и высокой по уровню должна выйти экспозиция о 1917-м, приуроченная к столетию русской революции. На примере представителей фигуративной (Петров-Водкин, Кустодиев, Серебрякова) и абстрактной (Малевич, Филонов, Попова, Кандинский) живописи будет обозначена реакция главных художников эпохи на определившие ход истории события .

Такаси Мураками

В апреле Третьяковская галерея покажет большую монографическую выставку Зинаиды Серебряковой. Фото РИА Новости

В 2016 году Москва продолжила впечатлять ажиотажем вокруг выставок изобразительного искусства. Выставку Рафаэля в ГМИИ им. Пушкина посетило за три месяца более 200 тыс. человек. На выставку Ивана Айвазовского в Третьяковскую галерею за четыре месяца пришло около 600 тыс. человек. Несколько сотрудников со скандалом уволили за спекуляцию билетами, а в последние дни работы проекта музей работал до полуночи. Следующий проект Третьяковки - «Шедевры Пинакотеки Ватикана» – открылся осенью и продлится до 19 февраля. Однако попасть на экспозицию уже невозможно: полностью завершилась продажа билетов. Они впервые были именные, их можно было купить только в Интернете или в кассе в ограниченном количестве, и последняя партия заветных входных закончилась 13 января.

Наступивший 2017 год обещает быть не менее щедрым на громкие экспозиции. Так, в ГМИИ им. Пушкина уже 24 января откроется камерный проект, посвященный одноименным графическим циклам «Капричос» Франсиско Гойи и Сальвадора Дали. Экспозиция попытается сопоставить замысел и эстетику двух серий эстампов, которые разделяет более полутора веков. Однако несмотря на внутреннюю красоту и глубину выставки, скорее всего не она имеет шанс стать рекордсменом посещаемости. В июне ГМИИ откроет очередной итальянский проект, на этот раз из разных собраний привезут около 40 произведений великих венецианцев – Тициана, Веронезе и Тинторетто. Итальянские экспозиции – бессменные фавориты музейных посетителей, ожидать большого внимания стоит и на этот раз.

Другой претендент на любовь публики – выставка из собрания венской Альбертины, которая приедет в Москву в октябре. В экспозиции 120 рисунков важнейших австрийских да и общеевропейских авангардистов – Густава Климта и Эгона Шиле. Покажут, конечно, разные аспекты творчества обоих мастеров, но с учетом того что и Климт, и особенно Шиле известны своими эротическими рисунками, не только поражавшими откровенностью публику 100 лет назад, но и впечатляющими современного зрителя, не стоит исключать общественного недовольства.

Следуя последним музейным тенденциям, ГМИИ решил провести и выставку-интервенцию – проект, в котором работы современных художников вторгаются в пространство классического искусства. В прошлом году проект такого плана в Эрмитаже вызвал большой общественный резонанс: тогда работы бельгийца Яна Фабра стали шоком для многих посетителей, осудивших как самого мастера, так и руководство Эрмитажа. Рвать шаблоны и взрывать старые смыслы в главном московском музее поручено молодой и задорной группе Recycle. Сможет ли она добиться подобного эффекта, увидим уже в мае.

Завершит же год Пушкинский ретроспективой Хаима Сутина, первой в России. В экспозиции, которая отроется 11 ноября, выставят около 60 работ из французских и русских музейных и частных собраний.

Государственная Третьяковская галерея также может похвастаться солидной программой. Уже 7 февраля откроется выставка «Шедевры византийского искусства XII–XV веков». Византийская цивилизация оказала важнейшее влияние на развитие Древней Руси, и в России есть представительные коллекции византийского искусства. Однако в этой экспозиции покажут византийские иконы, рукописи, предметы декоративно-прикладного искусства, специально приехавшие из музеев Греции.

Полгода назад большую экспозицию византийских сокровищ из разных собраний Греции уже показывал петербургский Эрмитаж, теперь другую подборку экспонатов можно будет посмотреть и в Москве.

В апреле в Третьяковской галерее нас ждут сразу две впечатляющие ретроспективы. В Инженерном корпусе 4 апреля откроется крупнейшая за последние 30 лет монографическая выставка Зинаиды Серебряковой. В 2014 году Третьяковка уже отмечала 130-летие со дня рождения художницы выставкой, но тогда акцент сделали на творчество Серебряковой в эмиграции. В новом проекте, наоборот, особенно полно покажут русский период, здесь будет много ранних портретов и пейзажей. Работы парижского периода приедут из французских собраний и будут экспонироваться в России впервые.

В здании на Крымском Валу 19 апреля стартует еще одна масштабная выставка под грифом «впервые». Первый раз московскому зрителю представится возможность увидеть около сотни работ Джорджо де Кирико – они приедут из музеев Италии, Франции и Великобритании. Великий итальянский основатель метафизической живописи представлен в России лишь единицами работ. В будущей экспозиции – живопись, графика, скульптура, а также театральные костюмы, выполненные художником для антрепризы Сергея Дягилева к балету «Бал» 1929 года.

Наконец, еще одна монографическая выставка намечена на осень: 16 ноября откроется наиболее полная ретроспектива Эля Лисицкого, причем проходить она будет сразу на двух площадках – в Третьяковской галерее и Еврейском музее и центре толерантности. Около 200 экспонатов представят все периоды творчества одного из ведущих мастеров русского авангарда, здесь будет и живопись, графика, объекты, дизайнерские эскизы, фотография, а также большой корпус архивных документов.

Музеи Московского Кремля на 2017 год анонсировали три крупных зарубежных проекта. Из Франции приедет выставка драгоценностей и реликвий эпохи Людовика IX Святого, одного из самых знаменитых французских королей, правивших государством в XIII веке. Витражи Сент-Шапель, готическая скульптура, миниатюры, ювелирное искусство – все это можно увидеть в Одностолпной палате Патриаршего дворца уже с 3 марта. Летом же экспозицию сменит проект из Японии, посвященный культуре страны второй половины XIX – начала XХ века. Наконец, завершит год большая выставка португальского искусства, которая расскажет о периоде расцвета Португалии в XVI–XVIII веках и представит более 200 экспонатов: оружие, доспехи, карты, драгоценности, монеты, рукописи и многие другие. Обещают привезти даже меч Васко да Гамы. Открытие назначено на 8 декабря.

Из планов других музеев особенно стоит отметить еще два проекта. Первый – выставка Антонио Гауди, которую готовят в ММОМА. Экспозиция откроется 23 мая и представит около 150 архитектурных чертежей и макетов, в том числе разработку собора Саграда Фамилии, а также проекты архитектора в области дизайна мебели.

Еще одна особо ожидаемая любителями современного искусства выставка – первая в России ретроспектива важнейшего японского художника Такаси Мураками, которая откроется осенью в «Гараже». Она покажет работы мастера с 1990-х годов до настоящего времени в контексте японской культуры. В экспозицию войдут также традиционная японская гравюра и живопись и ГМИИ им. Пушкина, и Музея искусства народов Востока, мангу и аниме.