Бесплатная электронная библиотека. Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. Училищ

Предлагаемая вниманию читателей книга представляет собой учебник по курсу «Психология» для учащихся педагогических училищ, написанный в полном соответствии с действующей программой по психологии для педагогических училищ.

В данном учебнике автор стремился реализовать принцип, на который указывается в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду» (1977),- сочетание достаточно высокого уровня научности материала с доступностью его для понимания учащимися при разгрузке от второстепенного материала.

Учебник предусматривает изучение основ общей, детской и педагогической психологии. Основная задача, которую преследовал автор,- ориентировать учащихся педагогических училищ будущих учителей - на правильное понимание сущности психических процессов и явлений и их развития в связи с формированием личности ребенка, школьника, сообщить учащимся сведения о возрастных психических особенностях детей и школьников, дать учащимся основные знания в области психологии обучения и воспитания и на этой базе обосновать важнейшие положения педагогики, помочь будущим учителям разбираться в собственной психической жизни и психической жизни детей, целенаправленно руководить их поведением и деятельностью. При изложении фактического материала автор последовательно старался исходить из принципа диалектического единства психического и физиологического (в связи с чем расширен раздел, посвященный нервной системе и мозгу), а также из принципа материалистического детерминизма - причинной обусловленности формирования и развития психических явлений условиями жизни и деятельности, обучения и воспитания. В соответствии с программой психологии для педагогических училищ в книге принята такая система изложения материала, когда рассмотрение вопросов развития у школьника тех или иных познавательных процессов и состояний (внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения), а также воли и характера начинается при прохождении соответствующих тем раздела общей психологии, при этом указывается лишь на общие условия и направление развития. В разделе «Основы возрастной психологии» полученные ранее данные обобщаются, систематизируются и синтезируются.

Данное учебное пособие ориентировано согласно "единой программе на все специальности, по которым осуществляют подготовку педагогические училища (учителя начальных классов, учителя черчения, рисования, труда и физкультуры в IV-VIII классах, музыкального воспитания в дошкольных учреждениях и в IV- VIII классах). Однако освещение некоторых специальных вопросов, которые не включены в единую программу и рассмотрение которых представляется на усмотрение преподавателей психологии, не входило в задачи автора.

В предлагаемом учебнике значительно расширен раздел, посвященный методам психологического исследования. Это объясняется, во-первых, тем, что в настоящее время повышаются требования к умению учителя проводить психологическое изучение школьников, а во-вторых, тем, что в учебнике в соответствии с программой предусмотрено выполнение большого количества практических заданий и наблюдений в школе; с этой же целью в учебнике имеется специальный раздел «Некоторые методические указания к выполнению практических заданий». Предлагаемый список рекомендуемой литературы поможет учащимся в выборе книг для более углубленного изучения психологии.

Раздел первый. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ

Глава I. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ, ЕЕ ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ

§ 1. Общее понятие о психике и психологии

Любой человек, основываясь на собственном опыте, отдает себе отчет в том, что он так или иначе способен воспринимать, познавать окружающий мир, различные предметы и явления. Мы слышим пение птиц, звуки музыкальных инструментов, человеческую речь, шум пролетающего самолета. Мы видим различные предметы, деревья, других людей и животных, машины и сооружения, различаем цвет и форму предметов. Мы ощущаем аромат цветов и запах бензина и уж никак не спутаем вкусовые ощущения, получаемые от сахара и соли. Каждый человек знает, что такое размышлять над прочитанной книгой, обдумывать свои действия на завтра, соображать при решении трудной задачи. Мы можем вызвать в памяти образ знакомого человека, вспомнить учебный материал. Мы способны представить и то, что никогда в жизни не воспринимали, например тропический лес или давно вымершего мамонта, и даже вообразить то, что вообще не существует,- сказочный персонаж или фантастическую машину.

Человек не только познает окружающий мир, но и имеет свое собственное отношение к предметам или явлениям этого мира. Он не бесстрастно, холодно-рассудочно воспринимает окружающее, а переживает при этом определенные чувства: одни из предметов и явлений радуют его, доставляют ему удовольствие, к другим он равнодушен, третьи вызывают у него огорчение, а порой страх и ненависть. Хорошая книга доставляет нам наслаждение, недостойное поведение человека вызывает у нас негодование и возмущение, самоотверженный поступок - восхищение.

Человек не только воспринимает окружающий мир и как-то относится к нему, он и действует в этом мире, проявляя свою активность, принимает решения, стремится к цели, проявляет инициативу и настойчивость в преодолении трудностей, препятствий, иначе говоря, осуществляет волевую деятельность.

Наконец, каждый человек отличается чем-то от других: один особенно интересуется музыкой, другой - спортом; один прояв­ляет способности в области математики» а другой в области литературного творчества; один горяч, вспыльчив, несдержан, другой спокоен и невозмутим; один трудолюбив и скромен, другой ленив и высокомерен. Все это - восприятие, память, мышление, воображение, чувства и воля, проявления темперамента и характера - явления человеческой психики. А наука, изучающая психические явления, называется психологией. Название это произошло из слияния двух греческих слов - «псюхе» (душа) и «логос» (учение, слово) и означает «наука о душе».

Под «душой» изначально понималось (да и теперь еще понимается идеалистами, религиозными людьми) некое бессмертное и бесплотное существо, которое живет в теле человека и в момент смерти покидает его. Считалось, что описанные выше психические явления и есть свойства, проявления этой «души». Старое название науки сохранилось до сих пор, слово «душа» также сохранилось в нашем языке, но совсем в ином смысле: под «душевными явлениями» понимаются психические явления, а слово «душа» означает психику человека как продукт деятельности его мозга.

Психология - наука и очень старая, и очень молодая. С одной стороны, возраст ее около 2400 лет. Первое систематическое изложение психологических явлений было предпринято древне греческим ученым Аристотелем в его трактате «О душе». Аристотеля и считают основателем психологии. С другой стороны, собственно научное экспериментальное исследование психических явлений и их закономерностей началось по сути дела с середины XIX в., а подлинно, научная психология начала складываться и того позже - на рубеже XIX и XX вв.

Книга написана в соответствии с программой курса педагогии в педагогических училищах.
В учебнике раскрыты общие вопросы психологии, рассмотрены закономерности психических процессов, психической деятельности, эмоционально-волевая сфера личности, ее индивидуальные особенности, освещены вопросы возрастной и педагогической психологии, содержится материал для проведения практических работ.

Содержание
ОТ АВТОРА 6
Раздел первый. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ 7
Глава I. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ, ЕЕ ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ 7
§ 1. Общее понятие о психике и психологии 7
§ 2. Материалистическое понимание психики. 9
§ 3. Значение и задачи психологии 13
§ 4. Методы психологии 14
Глава II. МОЗГ И ПСИХИКА 23
§ 1. Строение нервной системы 23
§ 2. Кора больших полушарий мозга 26
§ 3. Работа нервной системы человека 29
Глава III. РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ И СОЗНАНИЯ 36
§ 1. Развитие психики в животном мире 36
§ 2. Сознание человека и его общественная природа 40
Раздел второй. ЛИЧНОСТЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 44
Глава IV. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ЛИЧНОСТИ И ПУТЯХ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ 44
§ 1. Понятие о личности 44
§ 2. Общественная природа личности и ее формирование 45
§ 3. Направленность личности 48
§ 4. Личность и коллектив 50
Глава V. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 53
§ 1. Понятие о деятельности 53
§ 2. Структура деятельности 54
§ 3. Виды деятельности 55
§ 4. Умения и навыки человека 59
§ 5. Привычки 63
Глава VI. ВНИМАНИЕ 66
§ 1. Внимание и его физиологические основы 66
§ 2. Виды и свойства внимания 69
§ 3. Развитие и воспитание внимания школьников 75
Раздел третий. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЛИЧНОСТИ 79
Глава VII. ОЩУЩЕНИЕ 79
§ 1. Понятие об ощущении 79
§ 2. Анализаторы как органы ощущений 79
§ 3. Виды ощущений 81
§ 4. Общие закономерности ощущений 85
§ 5. Развитие ощущений 86
Глава VIII. ВОСПРИЯТИЕ 89
§ 1. Восприятие и его физиологические основы 89
§ 2. Основные особенности восприятия 90
§ 3. Развитие восприятия и наблюдательности у детей 93
Глава IX.ПАМЯТЬ 96
§ 1. Память и ее значение 96
§ 2. Физиологические основы памяти 97
§ 3. Процессы памяти 98
§4. Виды памяти 100
§ 5. Запоминание и условия его эффективности 104
§ 6. Забывание и борьба с ним 108
§ 7. Индивидуальные особенности памяти 110
§ 8. Развитие памяти у детей 111
Глава X. МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ 114
§ 1. Понятие о мышлении 114
§ 2. Речь и ее функция 116
§ 3. Операции мышления 117
§ 4. Основные формы мышления 119
§ 5. Индивидуальные особенности мышления человека 121
§ 6. Виды речи 123
§ 7. Развитие мышления и речи у детей 125
Г л а в а XI. ВООБРАЖЕНИЕ 129
§ 1. Понятие о воображении 129
§ 2. Виды воображения 130
§ 3. Развитие воображения у детей 134
Глава XII. ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА 136
§ 1. Общее понятие об эмоциях и чувствах 136
§ 2. Особенности эмоций 138
§ 3. Виды чувств 142
§ 4. Развитие эмоций и чувств у детей 144
Глава XIII. ВОЛЯ 146
§ 1. Общее понятие о воле 146
§ 2. Анализ волевого действия 148
§ 3. Волевые качества личности 150
§ 4, Развитие и воспитание воли у детей 152
Раздел пятый. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ 155
Глава XIV. ТЕМПЕРАМЕНТ 155
§ 1. Понятие о темпераменте 155
§ 2. Физиологические основы темперамента 156
§ 3. Характеристика темпераментов 158
§ 4. Учет темпераментов детей в учебно-воспитательной работе 160
Глава XV. ХАРАКТЕР 163
§ 1. Понятие о характере 163
§ 2. Черты характера 165
§ 3. Формирование характера и пути его воспитания 168
Глава XVI. СПОСОБНОСТИ 171
§ 1. Понятие о способностях и их природе 171
§ 2. Виды способностей 174
§ 3. Способности и личность 176
§ 4. Условия развития способностей у детей 177
Раздел шестой. ОСНОВЫ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ 181
Глава XVII. ВВЕДЕНИЕ В ВОЗРАСТНУЮ ПСИХОЛОГИЮ 181
§ 1. Общие закономерности психического развития 181
§ 2. Понятие возраста и возрастных особенностей 183
Глава XVIII. РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В РАННЕМ И ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ 185
§ 1. Развитие ребенка в раннем и преддошкольном возрасте 185
§ 2. Развитие ребенка в дошкольном возрасте 186
§ 3. Готовность ребенка к обучению в школе 187
Глава XIX. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА 190
§ 1. Общая характеристика возраста 190
§ 2. Учебная деятельность младшего школьника 191
§ 3. Особенности развития познавательных процессов 193
§ 4. Формирование личности в младшем школьном возрасте 196
Глава XX. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКА И СТАРШЕГО ШКОЛЬНИКА 201
§ 1. Общая характеристика подросткового возраста 201
§ 2. Учебная деятельность и труд подростка 202
§ 3. Формирование личности в подростковом возрасте 204
§ 4. Развитие эмоционально-волевой сферы и общения 207
§ 5. Интересы и способности подростков 209
§ 6. Некоторые психологические особенности старшего школьника 210
§ 7. Трудовая деятельность и выбор профессии старшими школьниками 212
Раздел седьмой. ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ 215
Глава XXI. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ 215
§ 1. Учение и era закономерности 215
§ 2. Формирование у школьников научных понятий 218
§ 3. Формирование активного, самостоятельного, творческого мышления 221
§ 4. Индивидуализация обучения 223
Глава XXII. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ 226
§ 1. Общие закономерности формирования личности школьника 226
§ 2. Психологические основы воспитательного воздействия 229
§ 3. Роль коллектива в процессе воспитания 234
§ 4. Психологические основы воспитательного воздействия труда 236
§ 5. Индивидуальный подход в воспитании 239
Глава ХХIII. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ УЧИТЕЛЯ 243
§ 1. Личность советского учителя 243
§ 2. Педагогические способности 244
НЕКОТОРЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ 248
Примерная программа изучения учащихся 248
Общие сведения об учащемся 248
Направленность личности учащегося 249
Воля и характер учащегося 249
Психолого-педагогическая характеристика 250
Программа изучения ученического коллектива (III класс) 251
ЛИТЕРАТУРА 252
ОТ АВТОРА

Здесь выложена бесплатная электронная книга Психология автора, которого зовут Крутецкий В.А. . В библиотеке АКТИВНО БЕЗ ТВ вы можете скачать бесплатно книгу Психология в форматах RTF, TXT, FB2 и EPUB или же читать онлайн книгу Крутецкий В.А. - Психология без регистраци и без СМС.

Размер архива с книгой Психология = 335.01 KB

Раздел первый Введение в ПСИХОЛОГИЮ

Глава 1. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ, ЕЕ ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ
1. Общее понятие о психике и психологии

Любой человек, основываясь на собственном опыте, отдает
себе отчет в том, что он так или иначе способен воспринимать,
познавать окружающий мир, различные предметы и явления. Мы
слышим пение птиц, звуки музыкальных инструментов челове-
ческую речь, шум пролетающего самолета. Мы видим различные
предметы, деревья, других людей и животных, машины и соору-
жения, различаем цвет и форму предметов. Мы ощущаем аромат
цветов и запах бензина и уж никак не спутаем вкусовые ощуще-
ния, получаемые от сахара и соли. Каждый человек знает, что
такое размышлять над прочитанной книгой, обдумывать свои
действия на завтра, соображать при решении трудной задачи. Мы
можем вызвать в памяти образ знакомого человека, вспомнить
учебный материал. Мы способны представить и то, что никогда
в жизни не воспринимали, например тропический лес или давно
вымершего мамонта, и даже вообразить то, что вообще не сущест-
вует,-сказочный персонаж или фантастическую машину.
Человек не только познает окружающий мир, но имеет свое
собственное отношение к предметам или явлениям этого мира.
Он не бесстрастно, холодно-рассудочно воспринимает окружаю-
щее, а переживает при этом определенные чувства: одни из пред-
метов и явлений радуют его, доставляют ему удовольствие, к дру-
гим он равнодушен, третьи вызывают у него огорчение, а порой
страх и ненависть. Хорошая книга доставляет нам наслаждение,
недостойное поведение человека вызывает у нас негодование и
возмущение, самоотверженный поступок - восхищение.
Человек не только воспринимает окружающий мир и как-то
относится к нему, он и действует в этом мире, проявляя свою ак-
тивность, принимает решения, стремится к цели, проявляет ини-
циативу и настойчивость в преодолении трудностей, препятствий,
иначе говоря, осуществляет волевую деятельность.
Наконец, каждый человек отличается чем-то от других: один
особенно интересуется музыкой, другой - спортом; один проявля-
ет способности в области математики, а другой - в области лите-
ратурного творчества; один горяч, вспыльчив, несдержан, другой
спокоен и невозмутим; один трудолюбив и скромен, другой ленив
и высокомерен. Все это-восприятие, память, мышление, вообра-
жение, чувства и воля, проявления темперамента и характера-
явления человеческой психики. А наука, изучающая психические
явления, называется психологией. Название это произошло из

слияния двух греческих слов - (душа) и (учение,
слово) и означает.
Под изначально понималось (да и теперь еще пони-
мается идеалистами, религиозными людьми) некое бессмертное
и бесплотное существо, которое живет в теле человека и в момент
смерти покидает его. Считалось, что описанные выше психические
явления и есть свойства, проявления этой. Старое назва-
ние науки сохранилось до сих пор, слово также сохрани-
лось в нашем языке, но совсем в ином смысле: под явлениями> понимаются психические явления, а слово
означает психику человека как продукт деятельности его мозга.
Психология - наука и очень старая, и очень молодая. С одной
стороны, возраст ее около 2400 лет. Первое систематическое из-
ложение психологических явлений было предпринято древнегре-
ческим ученым Аристотелем в его трактате. Аристотеля
и считают основателем психологии. С другой стороны, собственно
научное экспериментальное исследование психических явлений и
их закономерностей началось по сути дела с середины XIX в., а
подлинно научная психология начала складываться и того поз-
же - на рубеже XIX и XX вв.
Проявления психики человека очень многообразны. И все они
существуют не изолированно друг от друга, а взаимно связаны
между собой, влияют друг на друга. Связь эта не носит характе-
ра простой суммы, совокупности отдельных психических проявле-
ний, а представляет собой единую, целостную психическую дея-
тельность. Например, в реальной умственной деятельности млад-
шего школьника настолько тесно взаимосвязаны восприятие,
память и мышление, что их трудно отделить.
. Вот вы сейчас читаете эти страницы учебника. Вы восприни-
маете текст посредством зрительных ощущений. Воспринимая
текст, вы его стараетесь понять, осмыслить и запомнить, для этого
приходится сосредоточить на нем свое внимание, припомнить не-
которые уже известные вам определения и факты. Работает и
ваше воображение-необходимо кое-что представить себе на-
глядно. Воспринимаемый материал вызывает у вас какое-то отно-
шение к нему, которое переживается в виде определенных чувств.
Для преодоления трудностей понимания вы проявляете волевые
усилия. Быстрота, темп, успех вашей умственной деятельности
зависят от некоторых особенностей вашей личности, таких, как
активность, трудолюбие, ответственность. Однако при этом психи-
ка человека не представляет собой такого абсолютно слитного
единства, при котором стиралось бы значение отдельных ее прояв-
лений. В этом единстве отдельные стороны, проявления психики
качественно своеобразны и могут быть выделены для их анализа.
Возникла потребность как-то упорядочить, классифицировать
их. Знакомство с психикой человека в этой книге и будет проис-
ходить соответственно общепринятой классификации. Предвари-
тельно же отметим, что психология изучает так называемые пси-
хические процессы и психические свойства личности. Психически-

Mil процессами называются отдельные формы или виды психиче-
ской деятельности. В психологии различают познавательные пси-
хические процессы (направленные на познание человеком окру-
жающего мира). Это ощущение отдельных свойств предметов
(различный цвет, различные звуки, вкусовые, обонятельные ощу-
щения и т. д.), восприятие (предметов, вещей в совокупности их
свойств), память, мышление, воображение. Различаются еще
эмоциональные процессы (чувства), волевые процессы и действия.
Психическими свойствами личности называются наиболее сущест-
венные и устойчивые психические особенности человека (его по-
требности, интересы, способности, темперамент как проявление
типа нервной системы в поведении человека - активность, возбу-
димость и т. д., характер).
Помимо психических процессов и психических свойств лично-
сти, выделяют еще и психические состояния. Психические состоя-
ния - это особая характеристика психической деятельности чело-
века за некоторый период времени. Психические состояния вызы-
ваются внешней ситуацией, самочувствием человека, его индиви-
дуальными особенностями и влияют на его поведение в течение
этого периода (состояния утомления, рассеянности, раздражи-
тельности, активности, пассивности и т. д.).
Психика человека проявляется, формируется и развивается
в его деятельности. Судить о психических процессах и о психи-
ческих свойствах человека можно, только наблюдая и изучая его
деятельность. В этом смысле следует говорить о единстве психи-
ки и деятельности человека. Поэтому психология изучает также
различные виды деятельности человека (игровую, учебную, тру-
довую, творческую), различные стороны деятельности (навыки,
умения, внимание как необходимое условие любой деятельности
и т. д.).
Наличие психики связано с высшими формами органической
жизни, проявления психики свойственны только животным и че-
ловеку. Психика животных гораздо проще и более элементарна,
чем психика человека. Психика человека качественно отлична от
психики животных. Только человеку присуща высшая форма пси-
хической жизни - сознание. Сознание выражается в целенаправ-
ленной трудовой деятельности, преобразующей окружающую сре-
ду и связанной с возможностью предварительно обдумывать свои
действия, планировать пути и средства достижения поставленных
целей, отчетливо представлять себе конечный результат.
Таким образом, психология-это наука о психике и законо-
мерностях ее проявления и развития.
Психологию можно рассматривать как науку и как учебный
предмет. Психология как наука имеет своей задачей изучение и
научное объяснение психических явлений. Психология преследует
цель раскрыть закономерности, лежащие в основе проявления,
формирования и развития психических явлений. Знание законо-
мерностей психики необходимо для управления ее проявлениями,
в частности для оптимальной организации деятельности человека,

для правильной постановки дела обучения и воспитания молодого
поколения.
Психология как учебный предмет в педагогических учебных
заведениях имеет целью познакомить будущих учителей и воспи-
тателей с основными положениями научной психологии, с тем что-
бы психологически обосновать важнейшие положения педагогики
и методики обучения и воспитания, научить будущих педагогов
разбираться в собственной психической жизни и психической
жизни детей различного возраста и на этой основе организовы-
вать работу по самовоспитанию, целенаправленно руководить по-
ведением и деятельностью детей. Соответственно этому будущие
учителя и воспитатели получают знания по общей и педагогиче-
ской психологии, сведения о возрастных психических особенностях
детей, изучают психологию учителя.
Современная психология представляет собой сложную систему
различных отраслей этой науки, выделившихся в процессе ее
исторического развития, но тесно связанных между собой. Наибо-
лее важные из них: общая психология, изучающая общие законо-
мерности психической деятельности взрослого человека; возраст-
ная психология, исследующая особенности развития психики на
различных возрастных этапах, психические особенности детей и
школьников разного возраста (эта отрасль возрастной психоло-.
гии называется детской психологией); педагогическая психология,
занимающаяся психологическими закономерностями обучения
(психология обучения) и воспитания (психология воспитания)
молодого поколения; социальная психология, предметом которой
является психология групп и коллективов, взаимоотношения лю-
дей в них; психология труда, рассматривающая психологические
особенности различных видов трудовой деятельности (один из ее
видов - инженерная психология - изучает труд человека в усло-
виях современного механизированного и автоматизированного
производства); космическая психология-новая отрасль психоло-
гии, изучающая психику людей в условиях космического полета;
военная психология, имеющая дело с особенностями психической
деятельности военнослужащих, поведения человека в условиях
боя, военной обстановки; психология спорта, исследующая законы
выработки спортивных умений и навыков, вопросы обучения и
воспитания спортсменов; патопсихология, исследующая болезнен-
ные расстройства психики; зоопсихология, изучающая психику
животных.

2. Материалистическое понимание психики

Что же такое психика? Какова ее природа, происхождение?
Еще на заре своего существования, когда человек в процессе
исторического развития приобрел способность достаточно отчет-
ливо осознавать окружающий мир и самого себя, внимание его
начали привлекать такие загадочные, непонятные явления, как
смерть, кратковременная потеря сознания, сон. Люди спрашивали

себя: чем живое отличается от неживого, что происходит с чело-
веком, когда он умирает, да еще при отсутствии видимых повреж-
дений тела? Исходя из своего жизненного опыта, человек уже
отдавал себе отчет в том, что, помимо окружающего его вещест-
венного мира (природа, животные и растения, различные предме-
ты, другие люди), существуют еще особые явления (образы раз-
личных предметов и людей, воспоминания о пережитом, сновиде-
ния, чувства: страх, гнев, радость), причем эти явления невещест-
венные-они не обладают характеристиками физических тел и не
могут заменить собой реальных предметов (представлением о кус-
ке мяса не насытишься, как реальным куском, воспоминанием о
костре не согреешься).
Не будучи в состоянии правильно понять и объяснить эти
явления, еще в глубокой, древности люди пришли к выводу, что
указанные явления существуют независимо от реального мира.
Так возникло представление о духе или душе как бесплотном,
бестелесном, бессмертном существе, которое в момент рождения
каким-то таинственным образом вселяется в тело человека (свое
временное обиталище), а в момент смерти покидает тело и про-
должает существовать вне его. Именно душа, считали в древно-
сти, ощущает, мыслит, помнит, воображает, переживает. Любо-
пытно, что первоначальные попытки найти конкретное обиталище
души в теле человека никак не были связаны с мозгом,-ее
в сердце, зрачке, крови. И это тоже понятно-види-
мые отличия мертвого человека от живого связаны с тем, что у
человека перестает биться сердце, зрачки тускнеют и становятся
неподвижными, вытекает кровь (в случае смертельного ранения).
Из подобных наивных, примитивных домыслов постепенно раз-
вилось глубоко ошибочное, антинаучное философское течение-
идеализм. Согласно идеалистическим представлениям духовное
начало (бог, дух, идея) существует вечно, независимо от материи
и первично по отношению к ней, к вещественному миру: материя,
окружающая нас природа появилась якобы позже, ее сотворил
бог, дух.
Идеалистическая психология отрицает прямую зависимость
психики от организма, нервной системы человека, психические
явления считает проявлением его души.
В глубокой древности возникло и другое прямо противопо-
ложное философское течение - материализм, в основе которого
лежало правильное представление о том, что вещественный мир
существует вечно, что первична материя, а психика вторична,
является порождением материи. Примитивные на уровне науки
того времени, но правильные в своей основе взгляды древнегрече-
ских философов-материалистов развились в логически стройную
науку-материализм.
Борьба между материалистическим и идеалистическим пони-
манием и объяснением психических явлений происходила и про-
исходит на протяжении всей истории развития психологии. Если
возникновение идеалистических представлений объясняется при-

митивным уровнем мышления людей, низким уровнем их знаний
то развитие этих представлений и. сохранение их до наших дней
есть проявление классовой борьбы, стремление эксплуататорских
классов сохранить и укрепить свои позиции. Идеалистическая
психология активно служила и служит реакционным силам, ста-
раясь обосновать необходимость веры в бога - творца
мира, помогая одурманивать сознание трудящихся масс религиоз-
ными предрассудками о бессмертии и спасении души. Этим са-
мым эксплуататорские классы с помощью религии отвлекают ра-
бочих и крестьян от классовой борьбы за лучшее будущее, обещая
им в качестве награды за их страдания и угнетение здесь, на зем-
ле, вечное блаженство и райскую жизнь в загробном мире. Все
это показывает классовую сущность идеалистической психологии,
которая выражает мировоззрение, политические взгляды и инте-
ресы враждебных нам классов.
Идеалистическая психология совершенно несостоятельна с на-
учной точки зрения. Она пытается доказать то, чего нет, - суще-
ствование какой-то души, не связанной с материей. Но нелепо
доказывать независимость психических процессов от деятельности
мозга, нервной системы. Невозможны мысль без мозга, разум
человека, оторванный от человека. Поэтому идеалистическая пси-
хология как необоснованная, ложная в научном отношении и ре-
акционная в политическом отношении нами полностью отверга-
ется. Она постепенно теряет свои позиции.
Правильное и подлинное научное решение вопроса о проис-
хождении психики, о взаимоотношении психических явлений с
материальными дает марксистско-ленинская философия диалек-
тического материализма. Диалектическим материализм называ-
ется потому, что в основе его лежит учение о непрерывном, зако-
номерном изменении и развитии материального мира, переходе
его из одного качественного состояния в другое.
Диалектический материализм учит, что в мире нет ничего,
кроме вечно движущейся, изменяющейся, развивающейся мате-
рии. Психика является результатом длительного развития мате-
рии. Далеко не всякая материя обладает психикой. Лишь на
определенной стадии развития появилась материя ощущающая,
мыслящая. В истории развития мира было время, когда психики,
и тем более сознания, не было. Неорганическая природа, расти-
тельный мир никакой психической жизнью не обладают, у них
отсутствует способность восприятия, мышления, переживания ощу-
щения.
Психическая жизнь возникла на самой высокой ступени раз-
вития материального мира-на стадии появления живых су-
ществ: животных и человека.
Подлинно научное учение о происхождении и сущности пси-
хики развивается на основе ленинской теории отражения. Со-
гласно этой теории психика есть особое свойство особым образом
организованной материи, заключающееся в способности этой ма-
терии отражать окружающий мир. Необходимо детально разоб-

раться в этой формуле. рия>-это высокоорганизованная живая материя, а именно спе-
циальный орган психики - нервная система и ее высший отдел -
головной мозг, сформировавшиеся в ходе эволюции животных.
Психика есть свойство живого мозга, продукт его работы (точнее,
особых физиологических процессов, протекающих в мозгу). Но
психика не просто свойство, а, как указывал В. И. Ленин, свбйство>. В чем же особенность этого свойства?
Во-первых, это свойство не является материальным, хотя оно
реально, т. е. действительно существует. Что это значит? Сам
мозг, как и всякое материальное тело, обладает рядом физико-хи-
мических свойств: размерами, формой, объемом, весом, плотно-
стью, определенным строением, химическим составом и т. д. Об-
ладает мозг и физиологическими свойствами (может находиться
в различных физиологических состояниях-возбуждения и тормо-
жения, порождать биотоки и т. д.), которые также имеют матери-
альную природу. Психика же потому и считается особым свойст-
вом, что она не обладает подобными характеристиками. Она не
характеризуется ни плотностью, ни протяженностью, не имеет ни
формы, ни цвета, ни вкуса, ни запаха, ее нельзя измерить, взвесить,
осязать, подвергнуть химическому анализу. Словом, психика - по-
рождение, продукт материи, но не материальный продукт.
Возникает вопрос: а как же возможно познать психику, если
она не поддается непосредственному наблюдению? Такое позна-
ние возможно только через анализ деятельности, поведения чело-
века. Если мы не наблюдаем за деятельностью, поведением чело-
века, мы никогда не узнаем, смел он или труслив, настойчив или
безволен, каковы особенности его памяти, внимания, каковы его
способности.
Диалектико-материалистическое понимание психики как свой-
ства, продукта материи необходимо отличать от взглядов вуль-
гарных (от слова - грубое, чрезмерное упроще-
ние, искажающее и опошляющее сущность какого-либо учения)
материалистов-механицистов XIX в., которые не видели и не по-
нимали качественных различий между материальными (химиче-
скими, биологическими, физиологическими) и психическими явле-
ниями природы.
Представители вульгарного материализма утверждали, напри-
мер, что мысль так же выделяется мозгом, как желчь выделяется
печенью. Желчь является материальным веществом, таким же
материальным веществом они считали и мысль, психику.
Диалектический материализм отвергает отождествление пси-
хики и материи. нин,-, т. е. существуют, это верно. Но назвать
мысль материальной-значит сделать ошибочный шаг к смеше-
нию материализма с идеализмом>.

Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм,
с, 257. .. -.

Поли. собр. соч., т. 18,

Следовательно, психику нельзя отрывать от материи, как это
делают идеалисты, но ее нельзя также и отождествлять с матери-
ей, как поступают вульгарные материалисты.
Во-вторых, особенность рассматриваемого свойства мозга за-
ключается в способности мозга отражать внешний объективный
(независимо от нас существующий) мир. Предметы и явления
окружающего мира, воздействуя на человека, на его мозг через
органы зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния, отражаются в
коре мозга в виде образов, или, как говорят, моделей этих пред-
метов и явлений. Когда мы видим предметы, слышим издаваемые
ими звуки, ощущаем их поверхность, температуру, вкус, запах,
это и значит, что в мозгу отражаются эти предметы и их свой-
ства.
Понятие отражения у В. И. Ленина весьма глубоко и содер-
жательно. Никоим образом не следует понимать психическое от-
ражение как простое и пассивное отражение в мозгу предметов
внешнего мира (наподобие их отражения в зеркале или другой
полированной поверхности). Прежде всего это не простое пассив-
ное, мертво-зеркальное отражение, а активный процесс взаимо-
действия человека с окружающим миром. Отражение происходит
в процессе деятельности человека, в условиях практического воз-
действия человека на природу и общественные явления, да и само
является своеобразной деятельностью-не простым копировани-
ем действительности, а сложной ее переработкой. Далее, в отли-
чие от зеркального отражения психическое отражение есть и со-
хранение, удержание образов отраженных ранее явлений (память
человека). И наконец, психическое отражение отнюдь не бесст-
растно, не безразлично и равнодушно к тому, что оно отражает,
а связано с определенным отношением, чувствами человека, вы-
званными отражаемым объектом.
Возникающие при воздействии окружающего мира на мозг
психические процессы в коре головного мозга-ощущения, вос-
приятия, запоминание и припоминание, мышление, воображе-
ние - все это разные формы отражения. Отражение человеком
предметов и явлений объективной действительности и есть по-
знание этой действительности.
Формы отражения не только перечисленные познавательные
психические процессы. Своеобразным отражением окружающей
действительности будут и чувства, переживаемые человеком. Ведь
нельзя радоваться неизвестно чему, огорчаться неизвестно чем,
любить или ненавидеть неизвестно кого и неизвестно за что. Чув-
ства наши имеют объективную основу и поэтому включают в себя
и своеобразную характеристику (т. е. отражение) предметов и
явлений. Равным образом и воля, проявляющаяся в различного
рода действиях, также связана с отражением того, над чем мы
производим действия, представлением (т. е. отражением) цели,
результата действия. Словом, вся психика есть отражение или
результат такого отражения.
В итоге можно сделать вывод, что способность отражать окру-

Жающий мир-совершенно необходимое условие жизни человека.
Эта способность дает ему возможность ориентироваться в мире,
приспосабливать его к своим нуждам, преобразовывать в своих
собственных интересах.
Но верно ли и точно ли отражается мозгом окружающий мир?
Ведь в отдельных случаях могут быть и ошибки восприятия (ил
люзии). Мы не замечаем вращения Земли, но наблюдаем движе-
ние Солнца по небу. Точно так же мы ясно видим ной> ложку, опущенную в стакан с водой. Одно и то же явление,
один и тот же предмет по-разному отразят специалист-профессио-
нал и дилетант, школьник и взрослый. Не только восприятия, но
и мысли наши могут быть ошибочными.
Да, в отдельных случаях у человека могут возникать и иска-
женные образы действительности. Но в целом человек всегда со-
вершенно точно отображает предметы и явления окружающего
мира. И критерием (показателем) правильности нашего отраже-
ния служит личный опыт, а также общественно-историческая
практика людей. В своей деятельности, труде человек руководст-
вуется имеющимися у него образами предметов, понятиями о них.
И если действия человека приводят к желаемым результатам, не
приходят в противоречие с этими образами и понятиями, значит,
эти образы и понятия являются верным отражением действитель-
ности. Проверяя в своем опыте правильность отражения внешне-
го мира, человек таким образом достигает полного и достоверного
познания окружающего мира.
Итак, отражательная деятельность человека представляет со-
бой единство объективного (не зависящего от человека) и субъек-
тивного (присущего человеку, зависящего от него). Отражение
объективно по своему содержанию, поскольку оно возникает в
результате воздействия объективного мира и дает человеку вер-
ные представления и знания об этом мире.

В. а. Крутецкий
Психология
Раздел первый Введение в ПСИХОЛОГИЮ

Глава 1. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ, ЕЕ ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ
1. Общее понятие о психике и психологии

Любой человек, основываясь на собственном опыте, отдает
себе отчет в том, что он так или иначе способен воспринимать,
познавать окружающий мир, различные предметы и явления. Мы
слышим пение птиц, звуки музыкальных инструментов челове-
ческую речь, шум пролетающего самолета. Мы видим различные
предметы, деревья, других людей и животных, машины и соору-
жения, различаем цвет и форму предметов. Мы ощущаем аромат
цветов и запах бензина и уж никак не спутаем вкусовые ощуще-
ния, получаемые от сахара и соли. Каждый человек знает, что
такое размышлять над прочитанной книгой, обдумывать свои
действия на завтра, соображать при решении трудной задачи. Мы
можем вызвать в памяти образ знакомого человека, вспомнить
учебный материал. Мы способны представить и то, что никогда
в жизни не воспринимали, например тропический лес или давно
вымершего мамонта, и даже вообразить то, что вообще не сущест-
вует,-сказочный персонаж или фантастическую машину.
Человек не только познает окружающий мир, но имеет свое
собственное отношение к предметам или явлениям этого мира.
Он не бесстрастно, холодно-рассудочно воспринимает окружаю-
щее, а переживает при этом определенные чувства: одни из пред-
метов и явлений радуют его, доставляют ему удовольствие, к дру-
гим он равнодушен, третьи вызывают у него огорчение, а порой
страх и ненависть. Хорошая книга доставляет нам наслаждение,
недостойное поведение человека вызывает у нас негодование и
возмущение, самоотверженный поступок - восхищение.
Человек не только воспринимает окружающий мир и как-то
относится к нему, он и действует в этом мире, проявляя свою ак-
тивность, принимает решения, стремится к цели, проявляет ини-
циативу и настойчивость в преодолении трудностей, препятствий,
иначе говоря, осуществляет волевую деятельность.
Наконец, каждый человек отличается чем-то от других: один
особенно интересуется музыкой, другой - спортом; один проявля-
ет способности в области математики, а другой - в области лите-
ратурного творчества; один горяч, вспыльчив, несдержан, другой
спокоен и невозмутим; один трудолюбив и скромен, другой ленив
и высокомерен. Все это-восприятие, память, мышление, вообра-
жение, чувства и воля, проявления темперамента и характера-
явления человеческой психики. А наука, изучающая психические
явления, называется психологией. Название это произошло из

слияния двух греческих слов - (душа) и (учение,
слово) и означает.
Под изначально понималось (да и теперь еще пони-
мается идеалистами, религиозными людьми) некое бессмертное
и бесплотное существо, которое живет в теле человека и в момент
смерти покидает его. Считалось, что описанные выше психические
явления и есть свойства, проявления этой. Старое назва-
ние науки сохранилось до сих пор, слово также сохрани-
лось в нашем языке, но совсем в ином смысле: под явлениями> понимаются психические явления, а слово
означает психику человека как продукт деятельности его мозга.
Психология - наука и очень старая, и очень молодая. С одной
стороны, возраст ее около 2400 лет. Первое систематическое из-
ложение психологических явлений было предпринято древнегре-
ческим ученым Аристотелем в его трактате. Аристотеля
и считают основателем психологии. С другой стороны, собственно
научное экспериментальное исследование психических явлений и
их закономерностей началось по сути дела с середины XIX в., а
подлинно научная психология начала складываться и того поз-
же - на рубеже XIX и XX вв.
Проявления психики человека очень многообразны. И все они
существуют не изолированно друг от друга, а взаимно связаны
между собой, влияют друг на друга. Связь эта не носит характе-
ра простой суммы, совокупности отдельных психических проявле-
ний, а представляет собой единую, целостную психическую дея-
тельность. Например, в реальной умственной деятельности млад-
шего школьника настолько тесно взаимосвязаны восприятие,
память и мышление, что их трудно отделить.
. Вот вы сейчас читаете эти страницы учебника. Вы восприни-
маете текст посредством зрительных ощущений. Воспринимая
текст, вы его стараетесь понять, осмыслить и запомнить, для этого
приходится сосредоточить на нем свое внимание, припомнить не-
которые уже известные вам определения и факты. Работает и
ваше воображение-необходимо кое-что представить себе на-
глядно. Воспринимаемый материал вызывает у вас какое-то отно-
шение к нему, которое переживается в виде определенных чувств.
Для преодоления трудностей понимания вы проявляете волевые
усилия. Быстрота, темп, успех вашей умственной деятельности
зависят от некоторых особенностей вашей личности, таких, как
активность, трудолюбие, ответственность. Однако при этом психи-
ка человека не представляет собой такого абсолютно слитного
единства, при котором стиралось бы значение отдельных ее прояв-
лений. В этом единстве отдельные стороны, проявления психики
качественно своеобразны и могут быть выделены для их анализа.
Возникла потребность как-то упорядочить, классифицировать
их. Знакомство с психикой человека в этой книге и будет проис-
ходить соответственно общепринятой классификации. Предвари-
тельно же отметим, что психология изучает так называемые пси-
хические процессы и психические свойства личности. Психически-

Mil процессами называются отдельные формы или виды психиче-
ской деятельности. В психологии различают познавательные пси-
хические процессы (направленные на познание человеком окру-
жающего мира). Это ощущение отдельных свойств предметов
(различный цвет, различные звуки, вкусовые, обонятельные ощу-
щения и т. д.), восприятие (предметов, вещей в совокупности их
свойств), память, мышление, воображение. Различаются еще
эмоциональные процессы (чувства), волевые процессы и действия.
Психическими свойствами личности называются наиболее сущест-
венные и устойчивые психические особенности человека (его по-
требности, интересы, способности, темперамент как проявление
типа нервной системы в поведении человека - активность, возбу-
димость и т. д., характер).
Помимо психических процессов и психических свойств лично-
сти, выделяют еще и психические состояния. Психические состоя-
ния - это особая характеристика психической деятельности чело-
века за некоторый период времени. Психические состояния вызы-
ваются внешней ситуацией, самочувствием человека, его индиви-
дуальными особенностями и влияют на его поведение в течение
этого периода (состояния утомления, рассеянности, раздражи-
тельности, активности, пассивности и т. д.).
Психика человека проявляется, формируется и развивается
в его деятельности. Судить о психических процессах и о психи-
ческих свойствах человека можно, только наблюдая и изучая его
деятельность. В этом смысле следует говорить о единстве психи-
ки и деятельности человека. Поэтому психология изучает также
различные виды деятельности человека (игровую, учебную, тру-
довую, творческую), различные стороны деятельности (навыки,
умения, внимание как необходимое условие любой деятельности
и т. д.).
Наличие психики связано с высшими формами органической
жизни, проявления психики свойственны только животным и че-
ловеку. Психика животных гораздо проще и более элементарна,
чем психика человека. Психика человека качественно отлична от
психики животных. Только человеку присуща высшая форма пси-
хической жизни - сознание. Сознание выражается в целенаправ-
ленной трудовой деятельности, преобразующей окружающую сре-
ду и связанной с возможностью предварительно обдумывать свои
действия, планировать пути и средства достижения поставленных
целей, отчетливо представлять себе конечный результат.
Таким образом, психология-это наука о психике и законо-
мерностях ее проявления и развития.
Психологию можно рассматривать как науку и как учебный
предмет. Психология как наука имеет своей задачей изучение и
научное объяснение психических явлений. Психология преследует
цель раскрыть закономерности, лежащие в основе проявления,
формирования и развития психических явлений. Знание законо-
мерностей психики необходимо для управления ее проявлениями,
в частности для оптимальной организации деятельности человека,

для правильной постановки дела обучения и воспитания молодого
поколения.
Психология как учебный предмет в педагогических учебных
заведениях имеет целью познакомить будущих учителей и воспи-
тателей с основными положениями научной психологии, с тем что-
бы психологически обосновать важнейшие положения педагогики
и методики обучения и воспитания, научить будущих педагогов
разбираться в собственной психической жизни и психической
жизни детей различного возраста и на этой основе организовы-
вать работу по самовоспитанию, целенаправленно руководить по-
ведением и деятельностью детей. Соответственно этому будущие
учителя и воспитатели получают знания по общей и педагогиче-
ской психологии, сведения о возрастных психических особенностях
детей, изучают психологию учителя.
Современная психология представляет собой сложную систему
различных отраслей этой науки, выделившихся в процессе ее
исторического развития, но тесно связанных между собой. Наибо-
лее важные из них: общая психология, изучающая общие законо-
мерности психической деятельности взрослого человека; возраст-
ная психология, исследующая особенности развития психики на
различных возрастных этапах, психические особенности детей и
школьников разного возраста (эта отрасль возрастной психоло-.
1

Крутецкий Вадим Андреевич (1917-1989) - доктор психологических наук, профессор, один из видных специалистов в области возрастной и педагогической психологии, психологии способностей.

В 1941 г. закончил отделение экономической географии МГУ. В 1947 г. поступил в аспирантуру Института психологии (ныне ПИ РАО), имея за плечами опыт работы преподавателя техникума, завуча и директора школы. В 1950 г. после успешной защиты кандидатской диссертации Крутецкий был оставлен в институте, где проработал около 30 лет, 20 из которых возглавлял лабораторию способностей, 16 лет был заместителем директора НИИ ОПП АПН СССР по научной работе.

Крутецкий вел научные исследования в области возрастной и педагогической психологии, психологии воли и характера, но предметом его особого внимания стала психология способностей. В науке о способностях Крутецкий был последователем идей Б.М. Теплова. Реализуя его подход на математическом материале, он выделил и убедительно описал компоненты математических способностей. Острая наблюдательность исследователя и педагога позволила ученому заметить значение неочевидного личностного фактора, который он назвал "математической направленностью ума". Позже он говорил, что даже недооценил значение этого качества, которое на деле является определяющим в структуре математических способностей.

Научные публикации Крутецкого (их более 130) обогатили психологическую науку, они имеют большое значение для теории и практики обучения и воспитания. В 1968 г. его монография "Психология математических способностей школьников" была удостоена I премии АПН СССР и издана в США, Англии, Японии и других странах. Такие книги, как "Психология подростка" (1959, 1965), "Очерки психологии старшего школьника" (1963), "Воспитание дисциплинированности у подростков" (1960) (все три в соавторстве с Н.С. Лукиным), "Основы педагогической психологии" (1972), "Психология обучения и воспитания школьников" (1976), учебники психологии для педучилищ" (1974, 1980, 1986) хорошо известны в научном мире.