Чтение Псалмов в различных жизненных ситуациях. Чтение Псалмов в различных жизненных ситуациях «Господи, истреби врагов моих»

142:1 Псалом Давида. Господи! услышь молитву мою, внемли молению моему по истине Твоей; услышь меня по правде Твоей
Давид умоляет Бога услышать стенания его - в соответствии с Его справедливым отношением к Своему народу, ведь Бог обещал, что будет заботиться обо всех, кто в народе Его старается ходить путями Его. Давид надеется на то, что Бог исполнит это обещание.

142:2 и не входи в суд с рабом Твоим, потому что не оправдается пред Тобой ни один из живущих.
Давид понимает, что если Бог станет оценивать «праведность» человека с точки зрения Своих принципов справедливости, то ни один считающий себя праведником - не устоит на суде Его, ибо каждый потомок Адамов весьма грешен.
Давид надеется на то, что Бог милостив ко всем, кто хотя бы старается жить по Его заповедям, поэтому заранее просит Бога о снисходительности

142:3,4 Враг преследует душу мою, втоптал в землю жизнь мою, принудил меня жить во тьме, как давно умерших, -
4 и уныл во мне дух мой, онемело во мне сердце мое.
Было от чего унывать Давиду: как бездомный, без роду, без племени он вынужден скитаться по пещерам и горам, хотя и был избран Иеговой в качестве царя Израиля.
Иногда между призванием и исполнением замысла Иеговы в отношении призванного (избранного) - проходит немало времени. И всё это время можно рассматривать как испытательный период на определение «прочности» избранника и проверки, а достоин ли призванный исполнить ту роль, для которой он призван? Если бы в испытаниях между призванием и воцарением Давид бы оказался неверным Богу и выбрал путь согрешений, то и воцарение бы его не состоялось, и призвание аннулировалось.

142:5,6 Вспоминаю дни древние, размышляю о всех делах Твоих, рассуждаю о делах рук Твоих.
6 Простираю к Тебе руки мои; душа моя - к Тебе, как жаждущая земля.
Утешением Давиду были воспоминания о том, как Иегова помогал служителям своим в прежние времена. Всем сердцем он надеялся только на поддержку Бога

142:7 Скоро услышь меня, Господи: дух мой изнемогает; не скрывай лица Твоего от меня, чтобы я не уподобился нисходящим в могилу.
Давид был на грани нервного срыва, ещё немного - и казалось, он не выдержит такого внутреннего напряжения от переживаний, поэтому его нетерпение в ожидании ответа Бога можно понять.
Однако сама по себе возможность в такие минуты высказаться Богу - уже приносит моральное облегчение, напряжение натянутых в струну нервов спадает благодаря молитве.

142:8 Даруй мне рано услышать милость Твою, ибо я на Тебя уповаю. Укажи мне путь, по которому мне идти, ибо к Тебе возношу я душу мою. Давид не просит, чтобы Бог Сам спас от неприятностей, но просит указать путь ему, то есть, Давид хочет знать, что надлежит сделать ему самому для своего спасения.

142:9,10 Избавь меня, Господи, от врагов моих; к Тебе прибегаю.
10 Научи меня исполнять волю Твою, потому что Ты Бог мой;
Давид понимает, что нуждается в наставлении, что ещё слишком мало знает из того, что ему нужно знать для возможности вести праведный образ жизни.

Дух Твой благий да ведет меня в землю правды.
Но он надеется на то, что Бог научит его праведности Своей и поможет постичь дух Свой, и благодаря победе в нём Божьего духа Давид достигнет праведности и непременно будет жить в той земле, где обитает правда Божия.

142:11 Ради имени Твоего, Господи, оживи меня; ради правды Твоей выведи из напасти душу мою.
Какая связь между спасением Давида и правдой Божьей, чтобы ради неё, а не ради самого Давида - Бог пожелал бы спасти его?
Связь- в обещании Давиду в том, что он будет царствовать над народом Бога. Спасение Давида означало бы исполнение Божьего слова в отношении него.

142:12 И по милости Твоей истреби врагов моих и погуби всех, угнетающих душу мою, ибо я Твой раб.
Давид понимает, что не по заслугам, а по милости Божьей он может быть спасён, если Бог пожелает спасти раба Своего ради исполнения собственного обещания.
Для того, чтобы иметь такую же уверенность, какую имел в Боге Давид - нужно становиться рабом Богу, что совсем непросто.

ПСАЛТЫРЬ, Псалом 142 Псалом Давида, когда он преследуем был сыном своим Авессаломом.

Господи! услышь молитву мою, внемли молению моему по истине Твоей; услышь меня по правде Твоей и не входи в суд с рабом Твоим, потому что не оправдается пред Тобой ни один из живущих. Враг преследует душу мою, втоптал в землю жизнь мою, принудил меня жить во тьме, как давно умерших, - и уныл во мне дух мой, онемело во мне сердце мое. Вспоминаю дни древние, размышляю о всех делах Твоих, рассуждаю о делах рук Твоих. Простираю к Тебе руки мои; душа моя - к Тебе, как жаждущая земля. Скоро услышь меня, Господи: дух мой изнемогает; не скрывай лица Твоего от меня, чтобы я не уподобился нисходящим в могилу. Даруй мне рано услышать милость Твою, ибо я на Тебя уповаю. Укажи мне, Господи, путь, по которому мне идти, ибо к Тебе возношу я душу мою. Избавь меня, Господи, от врагов моих; к Тебе прибегаю. Научи меня исполнять волю Твою, потому что Ты Бог мой; Дух Твой благий да ведет меня в землю правды. Ради имени Твоего, Господи, оживи меня; ради правды Твоей выведи из напасти душу мою. И по милости Твоей истреби врагов моих и погуби всех, угнетающих душу мою, ибо я Твой раб.

ПСАЛТИРЬ, Псалом 142.

Господи, услыши молитву мою, внуши моленiе мое во истине твоей, услыши мя в правде твоей; и не вниди в суд с рабом твоим, яко не оправдится пред тобою всяк живый. Яко погна враг душу мою; смирил eсть в землю живот мой; посадил мя eсть в темных, яко мeртвыя века. И уны во мне дух мой, во мне смятеся сердце мое. Помянух дни дрeвнiя, поучихся во всех делех твоих, в творенiих руку твоeю поучахся. Воздех к тебе руце мои; душа моя яко земля безводная тебе. Скоро услыши мя, Господи, изчезе дух мой; не отврати лица твоего от менe, и уподоблюся низходящым в ров. Слышану сотвори мне заутра милость твою, яко на тя уповах; скажи мне, Господи, путь, в oньже пойду, яко к тебе взях душу мою. Изми мя от враг моих, Господи, к тебе прибегох. Научи мя творити волю твою, яко ты eси Бог мой; дх твой благiй наставит мя на землю праву. Имене твоего ради, Господи, живиши мя правдою твоею; изведеши от печали душу мою; и милостiю твоею потребиши враги моя и погубиши вся стужающыя души моей; яко аз раб твой eсмь.

Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое во истине Твоей, услыши мя в правде Твоей и не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый. Яко погна враг душу мою, смирил есть в землю живот мой, посадил мя есть в темных, яко мертвыя века. И уны во мне дух мой, во мне смятеся сердце мое. Помянух дни древния, поучихся во всех делех Твоих, в творениих руку Твоею поучахся. Воздех к Тебе руце мои, душа моя, яко земля безводная Тебе. Скоро услыши мя, Господи, исчезе дух мой, не отврати лица Твоего от мене, и уподоблюся низходящым в ров. Слышану сотвори мне заутра милость Твою, яко на Тя уповах. Скажи мне, Господи, путь воньже пойду, яко к Тебе взях душу мою. Изми мя от враг моих, Господи, к Тебе прибегох. Научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой. Дух Твой Благий наставит мя на землю праву. Имене Твоего ради, Господи, живиши мя, правдою Твоею изведеши от печали душу мою. И милостию Твоею потребиши враги моя и погубиши вся стужающыя души моей, яко аз раб Твой есмь.

Написанный, согласно надписаниям греческой и латинской Библий, во время гонений от Авессалома, псалом представляет молитву к Богу о возможно скорой помощи и внутреннем просвещении гонимого писателя.

Господи! Услышь меня и не входи в суд с рабом Твоим (1–2). Враг преследует меня; я теряю мужество и успокаиваюсь только размышлением о делах Твоих (3–5). Я жду от Тебя помощи, как жаждущая земля дождя. Даруй мне Твою милость и избавь от врагов (6–9). Научи меня исполнять Твою волю и истреби врагов моих (10–12).

Пс.142:1. Господи! услышь молитву мою, внемли молению моему по истине Твоей; услышь меня по правде Твоей

Пс.142:2. и не входи в суд с рабом Твоим, потому что не оправдается пред Тобой ни один из живущих.

«Внемли молению моему по истине Твоей; услышь меня по правде Твоей». Защити, Господи, меня, несправедливо преследуемого и накажи гонителей, как поступающих нечестиво, так как Ты, Господи, защитник правды.

Пс.142:3. Враг преследует душу мою, втоптал в землю жизнь мою, принудил меня жить во тьме, как давно умерших, -

«Втоптал в землю жизнь мою» – опасность угрожает мне смертью, нисхождением в землю, во гроб.

Пс.142:5. Вспоминаю дни древние, размышляю о всех делах Твоих, рассуждаю о делах рук Твоих.

«Вспоминаю дни древние, размышляю о всех делах Твоих, рассуждаю о делах рук Твоих». В тяжелых обстоятельствах преследований Давид вспоминал о необыкновенной милости, которую Господь оказывал в истории еврейского народа, размышлял, насколько позволяли обстоятельства, о всем, что Он делал, размышлял и о всем Его творении. Очевидно, эти размышления успокоительно действовали на Давида, так как открывали необыкновенную любовь Бога ко всему тварному, почему в следующих стихах Давид продолжает обращаться к Нему с молитвой о скорой помощи (6–7 ст.).

Пс.142:8. Даруй мне рано услышать милость Твою, ибо я на Тебя уповаю. Укажи мне, [Господи,] путь, по которому мне идти, ибо к Тебе возношу я душу мою.

Пс.142:9. Избавь меня, Господи, от врагов моих; к Тебе прибегаю.

Пс.142:10. Научи меня исполнять волю Твою, потому что Ты Бог мой; Дух Твой благий да ведет меня в землю правды.

«Рано услышать милость» – увидеть скорую помощь. – «Укажи мне... путь, по которому мне идти», «научи меня исполнять волю Твою», «Дух Твой благий да ведет меня в землю правды» – выражения синонимические. Научи меня, Господи, неуклонному следованию Твоим заповедям, чтобы мне быть достойным обитать в той земли (Палестине), которую Ты назначил только для праведных.

Пс.142:11. Ради имени Твоего, Господи, оживи меня; ради правды Твоей выведи из напасти душу мою.

«Ради имени Твоего, Господи, оживи меня» – для того, чтобы быть достойным восхвалять Твое имя, оживи меня оправданием, внутренним очищением от моих недостатков. Здесь – признание Давидом некоторой своей нечистоты пред Богам во время бегства его от врагов, – один из признаков происхождения псалма в гонения от Авессалома, о чем мы говорили выше.

Этот псалом последний в шестопсалмии. Укрепивши человека в надежде на получение спасения (Пс.102), Церковь от лица верующих молит Бога указать ему путь деятельности (8 ст.), научить исполнять Его волю и удостоить его «земли правды» (10).

Псалтирь является частью Ветхого Завета , в ней насчитывается 150 глав, написанных в стихотворной форме. Книга эта писалась длительное время, специалисты насчитывают около десятка авторов, среди них — царь Давид. Ему приписывается авторство большинства молитв, также и псалма 142.

Как большинство ветхозаветных книг, Псалтирь была изначально написана на древнееврейском языке. Со временем ее переводили и на другие языки — латынь, греческий, английский, немецкий, славянский. Сегодня, кроме Синодального перевода (многими лингвистами он считается не особо выразительным) имеется перевод на современный русский.

Текст 142 псалма был составлен как обращение к Богу от преследуемого автора. Считается, что поводом для написания стали гонения Авессалома на своего отца Давида. Будучи законным царем, он стал жертвой коварного заговора. Этой драматичной истории посвящен целый ряд псалмов, в том числе псалом 142.

Некоторые богословы по силе выразительности называют данную библейскую главу всеохватывающей . В ней поднимается очень много разных тем:

  • Призыв к Господу, просьбы выслушать.
  • Раскаяние в собственных грехах.
  • Кризис, в котором оказывается изгнанный правитель — он просит Господа указать путь.
  • Воспоминание о тех днях, когда Бог чудесно избавлял свой народ от любой неприятности.
  • Отчаяние.
  • Искренность в , срочность призыва о помощи.
  • Просьбы о помиловании и нужда в наставлении.

Заканчивается пламенный призыв мольбой о защите , истреблении врагов, которые мешают Давиду совершать путь, угодный Создателю.

Использование в богослужении

Ни одна Библейская книга так широко не применяется во время церковной службы в Русской православной церкви, как Псалтирь. Перевели ее на церковнославянский еще Кирилл и Мефодий.

  • Самые старые рукописи славянской Псалтири относятся к 11 в. — это так называемая «Синайская Псалтирь». Написана на пергаменте, была найдена в монастыре св. Екатерины со многими другими библейскими текстами.

Согласно церковному уставу, псалом 142 читается на каждой вечерней службе в составе Шестопсалмия. Он звучит последним в ряду прочих глав, которые считаются покаянными. Широко используются данные тексты и католиками.

Богословское толкование

Для произнесения во время богослужения используется только церковнославянский, для углубленного изучения лучше взять текст на русском языке. Многие богословы изучали псалом 142, толкования выпускаются отдельными изданиями. Знакомясь с ними, можно углубить знание Библии.

Уже в первой строке читателю становится понятно, что автор довольно много и усердно взывал о помощи . Слова его полны нетерпения: «Господи, почему Ты не слышишь меня?» Ведь только его он считает своим заступником, защитником от неприятелей. И тому в Ветхом Завете много подтверждений. Но вот настал момент, когда ответ задерживается.

Не зря Давид пишет о том, что ни одна живая душа не сможет оправдаться перед Творцом . «Господи, не хотел бы я оказаться перед Тобой на суде!» — такая мысль прослеживается во втором стихе. Человек не может совершать земной путь абсолютно праведно. С тех пор как послушания была нарушена Адамом, душа его потомков поражается грехом еще в утробе матери. Молящийся четко осознает свою несостоятельность перед святостью Иеговы. Здесь декларируется постулат о том, что спасение по делам закона является делом невозможным. В Новом Завете его более подробно излагает апостол Павел.

Как видно из всего спектра переживаний, выраженных в тексте, автор псалма вовсе не был сдержанным в чувствах. От прочной уверенности в Боге он скатывается до отчаянья. Его метафорический язык очень выразителем, местами даже страстен. Проявляя стоическую веру, Давид вовсе не свободен от обычных человеческих переживаний. Ему знакомы ощущения растерянности, одиночества, обиды и негодования.

Дорога праведника

Душа грешника похожа на высохшее поле, спасти которое может лишь благодатное дыхание Божие. В тоске верующий простирает руки к небу, а душу раскрывает для принятия откровения. Он просит: «Скажи мне, Господи, путь, воньже пойду», — то есть сам уже не знает, как поступить, ждет указаний от Бога, для чего всей душей стремится узнать волю Всевышнего.

Казалось бы — малодушие, но на самом деле здесь скрыта глубокая мудрость . Давид просит: «Господи, покажи мне путь, которым следует идти, чтобы угодить Тебе». Он понимает, что вся земля пропитана дыханием Духа Святого. Творец так устраивает внешние обстоятельства жизни, чтобы люди и в них находили себе повод для назидания. Сталкиваясь с препятствиями, общаясь с окружающими, человек учится взаимопомощи, терпению и любви. А чувствительные удары по самолюбию могут дать понять, что он двигается не в том направлении.

«Господи, истреби врагов моих»

Случается, что верующий оказывается в окружении недоброжелателей. Сам он не в силах избавиться от них, даже скрыться не может. Тогда христианин должен прибегнуть к молитвам. Они, подобно щиту, укроют праведника от любой беды.

Испытания посылаются не зря . Они заставляют человека всей душой стремиться к Богу, искать Его повсюду. Для тех, кто готов сдаться, строки 142 псалма всегда будут служить утешением.

  • Воззвать к небесам можно в любых обстоятельствах.
  • Всевышний Сам желает, чтобы все горести были возложены на Его плечи.
  • Бог всегда готов выслушать.
  • Настойчивая молитва, продиктованная верой, обязательно будет услышана.

Верующий, который ищет защиты у своего Создателя, никогда не будет обманут в своих ожиданиях.