Человек должен быть интеллигентен аргументы. Аргументы на тему: интеллигентность в человеке


Довольно часто современными гражданами употребляется словосочетание «интеллигентный человек», но мало кто озадачивается вопросом, связанным с истинным значением данного понятия. Нам свойственно путать «интеллигентность» с «образованностью», а эти два понятия имеют совершено разные обозначения.

По - настоящему интеллигентный гражданин Дмитрий Сергеевич Лихачёв стремится оказать помощь своим читателям в распознании отличий между интеллигентностью ложной и истинной. Сегодня в особенности актуальной является проблема мнимости и подлинности культуры, истинной нравственности и интеллигентности.

Часто маска внешней добропорядочности скрывает душевную пустоту. Лихачёв утверждает, что состоит «интеллигентность …в способности к пониманию…» окружающих тебя людей, а не только в наличии знаний. По мнению автора, интеллигентность поддаётся развитию и тренировке, поэтому необходимо в себе её воспитывать. Интересной кажется также мысль, связанная с существованием связи между душевным состоянием человека и его физическим здоровьем.

Русской интеллигенции свойственно было на протяжении веков заниматься созданием духовных богатств с целью наполнения жизни нравственным смыслом, и это несмотря на все унижения и гонения. Пример литературных героев становится доказательством правоты подобного суждения. Профессор Преображенский, образ которого был создан Булгаковым, жизнь посвятил науке. Ему не сложно было понять, что власть захвачена хамами, не нуждающимися в науке и культуре. Злобой руководствуются такие шариковые и им подобные, а именно те, которые не наделены способностью к возведению чего-либо, так как склонны только разрушать.

Заключительные слова Лихачёва, используемые в статье, являются скорее обращением к каждому индивидуально: «Социальный долг … - быть интеллигентным… долг …перед самим собой». Они заслуживают на особое внимание.

Обновлено: 2017-02-25

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

Нам нравится общаться. Даже просто находиться рядом с ними как-то приятней. От них исходит особенная сила: понимания, осознанности, доброжелательности. В этом ли интеллигентность? Что такое и как ее распознать в человеке, мы попытаемся сформулировать в нашей небольшой беседе.

Опираться мы будем на утверждения и наблюдения психологии и социальных наук. Данное понятие стало интересным не только лишь нам здесь и сейчас, а и исследователям характера человеческого. Современные реалии мало что изменили в сути понятия, а значит, и знать его так же полезно.

Что такое интеллигентность: определение и суть

Интеллигентностью принято называть такие которые в совокупности помогают ему отвечать разнопланово социальным ожиданиям. Она считается обязательным атрибутом прослойки населения, считающейся передовой, в какой-то степени элитной. Носителям культурного фонда человечества приписывается и интеллигентность.

Интересна проблема интеллигентности со стороны, собственно, составляющих ее элементов. Через них нам проще будет выделить суть понятия.

Составляющие интеллигентности

В понятие интеллигентности входят психологические, интеллектуальные, этические аспекты.

Так, самостоятельное мышление, осознанные выводы о тех или иных фактах окружающего мира, контроль поведения и эмоциональности - некоторые из ярких проявлений интеллигентности.

Суть понятия через составляющие

Интеллигентность - это умение самостоятельно мыслить, выносить суждения о делах людей и проявлениях мироздания. Сюда же вносят и такие этические понятия, как благородство, сердечность. Интеллектуальная продуктивность, живость ума, твердость и надежность сказанного носителем интеллигентности (будем так называть такого человека), терпимость к другим проявлениям человеческого характера также выделены как составляющие. Они помогают понять лучше суть интеллигентности.

Отношение к культурным и научным наработкам своего народа и человечеста в целом имеет значение для интеллигентности. Так, человеку полагается интересоваться и уважать историю, искусство и остальные направления развития человеческой мысли.

Для чего нужна интеллигентность современному человеку?

Значение интеллигентности преуменьшать не стоит и в век кардинально новых способов взаимодействия между индивидуумами (имеем в виду электронные технологии). Так, она нам дает силы оставаться доброжелательными и открытыми к людям. Понимать и принимать новое, демонстрировать эмоции, уважать мнение других и не вмешиваться в их личные сферы жизни и есть уже интеллигентность. Что такое особенное она еще в себе заключает?

Будучи интеллигентным, человек стойко переносит проявления грубости, бескультурья, свободнее выражает свои мысли и готов противостоять несправедливости. У него развитое чувство общего блага, высокие моральные ценности, которые принято называть традиционными.

Как стать интеллигентным человеком?

Чтобы развивать свою интеллигентность, нужна постоянная работа над личными качествами.

Начинается все в семье. Именно воспитание формирует первые навыки общения, уважения к чужому мнению, умения слушать и слышать. Основа интеллигентности закладывается родителями путем воспитания в благоприятной атмосфере.

Чтение способствует этому как нельзя лучше. Классическая литература станет подпиткой для мозга и чувства прекрасного.

Хоть образование в учебных заведениях - это еще далеко не все, но это такой же важный фактор. Информационная и социальная среда многое дают человеку. Среди интеллигетных людей личность сама начинает подтягиваться до их уровня.

Интересный фактор развития интеллигентности - благотворительность во всех возможных проявлениях. Учась отдавать и помогать словом и делом, человек всегда растет над собой. Развивается и чувство ответственности за свои поступки, как и прекрасное осознание своей помощи другим. Это своеобразное самовоспитание, которым личность способна преобразовать себя.

Как распознать интеллигентного человека?

Признаки интеллигентности вполне конкретны. Так, с первых произнесенных человеком слов вы услышите логическую грамотную речь, украшенную афоризмами. Его образование - преимущественно высшее. Поведение сдержанно, но искренне, прекрасное чувство юмора.

Хорошие манеры - обязательная примета интеллигентной личности. При этом он воздерживается от осуждения поведения окружающих, пока не узнает их мотивов.

Выводы

Таким образом, мы сформировали некий образ понятия "интеллигентность". Что такое она представляет собой, как проявляется эта черта и что может дать своему носителю - все это представить теперь проще.

Проявление данной черты в других людях нам нравится, ведь общение с такими личностями исключительно приятно. Для самосовершенствования и в себе стоит развивать и поддерживать интеллигентность. Что такое она для вас лично - вы определите, когда осознаете, что вам нужно. Кратко резюмируем общепринятое понятие таким образом, что интеллигентность выражается в эмоциональном, интеллектуальном, культурном, этическом аспектах человеческой личности.

Значение интеллигентности велико. Развивайте в себе данные качества, вам будет проще сформировать из себя полноценную личность. Таким образом, развивать в себе интеллигентность - значит расти прежде всего над самим собой.

Два значения , в которых используется слово «интеллигенция », а соответственно и «интеллигентность» в современном мире: функциональное и социальное .

Из Википедии:

Функциональное значение и латинское происхождение слова «интеллигентность»:

Понятие «интеллигентности»

Из «Словаря практического психолога» С.Ю.Головина:

И.Бестужев-Лада считает, что

Выражение интеллигентности в человеке

Из «Психологического словаря-справочника» Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А.:

Проявление интеллигентности человека

Из «Психологического словаря-справочника» Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А.:

Кто может быть интеллигентным?

И.Бестужев-Лада считает, что

*Бестужев-Лада Игорь Васильевич (род.1927) – российский ученый, историк, социолог и футуролог, специалист в области социального прогнозирования и глобалистики.

Что присуще интеллигентному человеку?

*Интернационализм (от лат. inter – «между» и nation – «народ») – идеология, проповедующая дружбу и сотрудничество между нациями.

Основные признаки интеллигентности – комплекс важнейших интеллектуальных и нравственных качеств из «Словаря практического психолога» С.Ю.Головина:

Слова «интеллигентный» и «интеллигентский» - паронимы. Не стоит их путать.

Из экспресс-справочника Э.Д.Головиной «Различай слова: Трудные случаи современного русского словоупотребления»:

Что современные молодые люди понимают под интеллигентностью?

1.своим поведением не создаёт сложностей для других
2.должен разбираться в искусстве
3.желает, чтобы все живущее и окружающее его было гармоничным. …
4.хотя бы краем уха слышал о десяти заповедях
5.излучает какой-то особый свет, это называется духовной красотой.
6.отличается высокой нравственностью
7.высокий уровень знаний и бытия совпадают
8.отличается внутренне свободным мышлением и раскрепощённостью духа
9.отличается стремлением к приобретению новых знаний, интересом к истории и подлинному искусству
10.желает понять другого
11.стремящийся к духовному совершенству (не надо понимать связь только с религиозной верой)
12.прежде всего, искренний
13.не может ставить свою выгоду выше интересов других людей
14.чувствует себя не очень уютно в коридорах власти
15.можем узнать человека интеллигентного по его простоте
16.не будет настаивать на своём, обязательно выслушает другого
17.очень тонкая душевная организация - они хорошо чувствуют других
18.преобладает сила добра
19.всегда патриот, который болеет душой за судьбу Родины
20.свойственны размышления о судьбах своего народа

Началом формирование интеллигенции в России принято считать эпоху Петра I. Петр Алексеевич собрал команду людей, которые помогали ему создавать новое государство. В основном это были иностранцы: голландцы, немцы, шведы, датчане. Но, по сути, они были русскими, поскольку впитали в себя культуру России, растворились в ней, развили и обогатили ее.

В середине 19 века процесс формирования интеллигенции в России значительно ускорился, поскольку среди учащейся молодёжи появилось много разночинцев — выходцев из сословий чиновничества, купечества, духовенства, мещан.

Интеллигенция дала российской культуре и науке такие выдающаяся имена как А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский, А.Н. Радищев, Н.И. Лобачевский и многие-многие другие.

Когда в России формировалось понятие интеллигентности, подразумевалось, что человек, претендующий на то, чтобы считать себя интеллигентом, обязан обладать следующими качествами:

Во-первых, самостоятельно мыслить, не опираясь на официальные суждения. Далее, интеллигентный человек должен быть носителем таких этических норм и понятий, как:

  • благородство
  • сердечность
  • терпимость
  • твердость
  • надежность сказанного и т.д.

Кроме того, интеллигентный человек должен быть готовым противостоять несправедливости, контролировать своё поведение и эмоциональность, обладать живостью ума, интеллектуальной продуктивностью, тягой к познанию истории, искусства и наук и так далее, и так далее.

Прекраснейший набор качеств, как и прекрасны люди, ими обладающие, согласитесь.

Начало шельмование интеллигенции в России, как социального явления, было положено Владимиром Ильичом Лениным.

Своим авторитетным мнением Владимир Ильич разделил русских интеллигентов на чуждых и полезных, лишив их права иметь собственную точку зрения на происходящие события, мыслить самостоятельно. Таким образом он кастрировал само понятие интеллигентности.После революции отдельным писателям была дана идеологическая установка подвергнуть интеллигенцию осмеянию, прилепить к понятию интеллигентность недостойные эпитеты.

Великолепные и очень талантливые Илья Ильф и Евгений Петров блестяще справились с этим, создав в «Золотом телёнке» яркий карикатурный образ Васисуа́лия Лоха́нкина, озабоченного судьбой русской интеллигенции.

Писатель с большой буквы – Михаил Булгаков тоже прошёлся по этой теме. Но Михаил Афанасьевич — писатель глубокий и тонкий; в «Мастере и Маргарите» он не критиковал интеллигенцию, он высмеивал присосавшихся к литературе недоучек, я так думаю.

Долгие годы затем, в России существовал свой особый тип интеллигента - советский интеллигент. Принято было считать, что это любящий свою Родину, образованный, сердечный, твердый и надежный человек.

Но вот иметь собственного мнения, идущего в разрез с официальной доктриной, он права не имел. Он также не имел права вслух осмысливать происходящее в стране, и давать этому свою оценку. Этакий выхолощенный тип интеллигента.

Однако, общество, в котором нет людей независимых, готовых противостоять несправедливости, людей, способных мыслить самостоятельно и критически, не опираясь на официальные суждения, такое общество обречено. Лихачёвы, Сахаровы и Солженицыны просто обязаны были появиться. И они появились!

1968 год. На экраны страны вышел фильм Станислава Ростоцкого «Доживем до понедельника», где Вячеслав Тихонов великолепно сыграл учителя истории Илью Семеновича Мельникова, настоящего русского интеллигента. Глядя на него, зритель понимал, что Илья Семенович обо всём происходящем вокруг имеет собственное, отличное от предписываемого идеологами советского строя, мнение.

На премьере этого фильма, когда после показа зажгли свет, зал аплодировал стоя. Я не припомню более точного и яркого образа интеллигентного человека, как в этом фильме. Сейчас таких фильмов уже не делают – видимо, что-то не так в нашем огороде.

Проблемы интеллигенции, на мой взгляд, кроются в её достоинствах, таких, как благородство, сердечность, терпимость, понимание, нежелание огорчить и, более того, причинить неудобство или боль другому человеку. Интеллигентный человек не способен предать. Он всегда окажет помощь тому, кто в ней нуждается, даже если самому придётся чем-то поступиться. Со временем эти качества становятся паттернами поведения. Этим часто и охотно пользуется манипуляторы и беспринципные люди. Они просто грубо используют носителя этих качеств в своих целях; он понимает это, но ничего не может с собой поделать. В результате - падение тонуса, крайняя степень недовольства собой, возможна депрессия.

В 1979 году Георгий Данелия создал фильм «Осенний марафон», где просто таки на блюдечке выложил эти проблемы. Олег Басилашвили в фильме сыграл, безусловно, интеллигентного, неуверенного в себе человека, которого используют все, кому не лень.

Во-первых, он не может сделать выбор между любимой женщиной и женой, которой боится причинить боль , и, чтобы хоть как-то «разрулить» ситуацию, он вынужден беспрерывно лгать.

Он не может отказать в совместных утренних пробежках датскому профессору, хотя это претит ему.

Он не может отказаться пожать руку человеку, которого считает нерукопожатным, потому что не может нанести ему оскорбление. Героя Олега Басилашвили эксплуатирует его коллега, туповатая Варвара, за которую оп делает переводы, — просто из жалости. Он даже не может отказать соседу — алкоголику выпить с ним, - ну как отказать, когда так настойчиво просят! В результате день, который должен был быть заполненным важными неотложными делами, летит в пропасть.

И, что самое печальное, герой фильма не считает возможным изменить свою жизнь и измениться самому, он продолжает бег в колесе. Не потому, что он безволен, или ленив, просто принципы такие.

Герой Георгия Данелия – отнюдь не надуман. Ко мне, приватно и на приёме, с этой проблемой обращалось много людей. Среди них было много людей, к примеру, с неустойчивым типом личности, которые легко подчиняются внешнему влиянию, но много было и людей интеллигентных, в полной мере обладающих такими качествами, как доброта, отзывчивость, сострадание и т.д. с которыми опытному манипулятору легко и просто “работать”.

Один мой хороший знакомый жаловался на своего коллегу по работе:

«Я его уже боюсь. Представляешь, я ему почти написал диссертацию. Сколько времени я на это затратил! Поймает меня, и стонет, и стонет, - помогите, эту главу отредактировать, у меня на вас вся надежда, только вы сможете... И не отстаёт, пока не соглашусь. Времени жалко, А как отделаться от него - не знаю».

Итак, как научиться нейтрализовывать попытки вами манипулировать.

Самое первое, что нужно сделать, это создать фильтр: кому вы должны и хотите оказывать помощь, а кому - нет.

К примеру, к вам обращаются:

«Посмотри, пожалуйста, эти расчёты, по-моему, здесь где-то ошибка. Ты в этом спец, а я в этой теме слабо ориентируюсь».

Если обращающийся - ваш близкий коллега, с которым вы плотно работаете, помочь ему, разумеется, нужно.

Если же с просьбой обратился человек, который просто хочет переложить на вас, свою работу, идти у него на поводу, конечно, не стоит.

Лучше всего грамотно «слить» его просьбу.

Можно ответить примерно так:

«Сейчас времени нет, даже не проси. Позже, если получится, посмотрю. Оставь на столе, и не дергай меня, пожалуйста. Если сделаю - позвоню. Конечно, если найду время».

Когда манипулятор станет осведомляется о своей просьбе, а он обязательно будет это делать, отвечайте ему:

«Пока некогда, полный завал. Не доставай меня, будет время - сделаю и позвоню. Если, конечно, время найду».

Будьте тверды, и вы навсегда избавитесь от этого любителя прокатиться на саночках бесплатно.

Создайте себе три важные установки (установка это состояние готовности к последующему действию конкретным способом):

  • Моё время - это моя личная собственность.

  • Никто не вправе вмешиваться в мои планы, если я этого не желаю.

  • Моё поведение - это моё личное дело. Я не должен ни перед кем за него отчитываться.

Подробную инструкцию, как защититься от манипулирования, вы найдете и .

Здравствуйте, дорогие читатели. В этой статье Вы узнаете, что собой представляет проблема интеллигентности в современном мире. Выясните значение данного понятия. Ознакомитесь с примерами. Узнаете, какими чертами характеризуется интеллигентная особа. Вам станет известно, что нужно делать, чтоб самому таким стать.

Определение понятия

Интеллигентность (в переводе с латинского означает мыслящий, понимающий) – это совокупность качеств индивида, которая отвечает ожиданиям культурного общества. Также имеются и другие определения этого понятия.

  1. Способность мыслить, умение выносить самостоятельные суждения о мироздании, о проявлениях человеческих действий.
  2. Терпимый характер, благородство, интеллект и надежность слов.
  3. Сочетание трудоспособного ума, благородной души и правдивого сердца.
  4. Способность понимать, принимать все новое, всегда уважительно относиться к мнению других людей, демонстрировать свои эмоции, не допускать вмешательство в личное пространство другого человека.
  5. Умение со стойкостью переносить грубость, бескультурное поведение, давать отпор несправедливости. У такого индивида высокие моральные ценности, развитое чувство благородства.

Нужно знать, какие преимущества у интеллигентности:

  • позволяет проявлять эмоции, обретать новые знания;
  • дарит свободу, позволяя выражать свои мысли;
  • интеллигентная особа может понимать значение общего блага;
  • награждает силами, позволяющими противостоять злой несправедливости и грубой цивилизованности;
  • уверенность в своих силах и возможностях, вера в себя;
  • интеллигентный мужчина или женщина имеет возможность проявлять интерес к жизни, являться доброжелательным к окружающим людям.

Характеристика интеллигента

Интеллигентного человека может выдавать наличие определенных качеств, особенно если рассматривать интеллигента старой закалки.

  1. Чистый патриотизм, который проявляется реальными поступками.
  2. Чувство сострадательности к боли других людей и животных.
  3. Мягкий, вежливый, уступчивый характер.
  4. Отсутствие грубого отношения к любому человеку, даже если тот поведет себя грубо по отношению к интеллигенту.
  5. Тяга ко всему прекрасному.
  6. Способность прощать людей.
  7. Чистосердечная правдивость, порядочное отношение к другим, уважение.
  8. Тяга к образованию, постоянное саморазвитие.
  9. В речи такого индивида часто используются цитаты, афоризмы. крылатые выражения, отсутствуют грубые фразы.

Примеры в современном мире

В повседневной жизни человек встречает на своем пути интеллигентных людей и не предает этому значения, а ведь это они делают нашу жизнь лучше, повышая ее качество, они сохраняют духовные и моральные ценности.

Примером интеллигентности является личность, которая показывает хорошие манеры, при этом не ведет себя наигранно, не занимается самолюбованием. Такой индивид никого не осуждает за неправильные поступки, при этом пытается определить их причину.

Пример интеллигентности – это писатель Александр Солженицын, получивший Нобелевскую премию по литературе в 1970 году. В свое время политическая система пробовала его уничтожить, его отправляли в лагеря, в ссылку, накладывали цензуру, но его не удалось сломить. Александр Исаевич столкнулся с раком и смог победить его. Он был не только образованным, он также помогал другим и обществу в целом. Он терпимо относился к личным недостаткам людей, при этом противостоял общественным порокам. Солженицын был человеком, сильным духом, телом и разумом.

Ситуация с интеллигентностью в современном мире находится под угрозой. Дело в том, что сегодня остро стоит проблема деградации личности , последствия средств массовой информации, социальных сетей. Однако, нужно понимать, что человеческие ценности будут сохраняться в любые времена, всегда будет место состраданию, способности ставить себя на место других людей, уважительно к ним относиться, быть толерантным . Острый ум вместе с внутренней свободой, глубокой душой и тягой ко всему прекрасному всегда будут занимать значимое место в процессе эволюции.

Нынешняя интеллигенция не сильно отличается от представителей прошлого века. Такие люди сильны, у них добрая душа, они не выхваляются своими достижениями, поступками, делают все, чтобы менять мир к лучшему.

Как стать интеллигентом

  1. Большое внимание необходимо уделять . Тут речь идет ни о какой-то фантастике или о любовных романах, а о классической литературе.
  2. Важное место занимает образованность. Нужно понимать, что далеко не каждый человек с высшим образованием является интеллигентом, при этом все интеллигентные люди — высокообразованные.
  3. Самое большое значение имеет правильное воспитание. Если ребенка растить, прививаю уважение к другим людям, умение слушать других, способность здраво относиться к точке зрения каждого индивидуума, то у него начнут развиваться задатки интеллигентности.
  4. Просветительская деятельность и благотворительность также позволяет стать интеллигентом.
  5. Неотделимость поступков от слов. Человек, стремящийся стать интеллигентом, обязательно будет отвечать за свои слова и действия.

Теперь Вы знаете, в чем суть интеллигентности. Люди должны верить, что интеллигентность является культурой души. Это не показатель уровня образованности, это действия, которые соответствуют моральным принципам. Человечеству жизненно необходимы личности со светлой душой, которые будут указывать на надобность чистых отношений без меркантильности, на необходимость получения знаний с последующим развитием и духовным ростом.