Челкаш как относится автор к главному герою. Челкаш и Гаврила (сравнительная характеристика)

», где автор показывает двух главных героев, которые противоположны по своему характеру, внешнему облику и образу жизни. Первый герой - это Гришка Челкаш. О нем известно немного: пьяница и вор. Противопоставлен ему второй образ горьковского рассказа - это Гаврила. Он вырос в деревни, привык к работе, но у него есть мечта - стать богаче, чтобы не думать о том, где взять кусок хлеба. Поэтому он вынужден приехать в город и попытаться устроиться на работу. Ему кажется, что самым удобным местом для этого является порт, куда он сразу же и отправляется.

Но есть и кое-что, что связывает этих двух людей - это бедность. И Челкаш, и Гаврила - они бедняки, и нужда толкает их в разные жизненные ситуации, позволяя делать свой нравственный выбор. Стоит лишь только посмотреть на то, какое описание автор дает своим героям, и сразу же можно будет понять, кому он симпатизирует. Например, Челкаш выглядит так, словно он заядлый пьяница.

В его описании автор отмечает оборванную одежду, тело, словно кости, обтянутые кожей, которая от палящего солнца превратила ее в коричневую. Взгляд у него особенный, автор указывает на его хищность. Об этом же говорит его походка, которая очень похожа на полёт хищника. Это описание не вызывает у читателя положительных эмоций, оно, наоборот, вызывает отвращение и неприязнь.

Явная противоположность ему по описанию деревенский парень Гаврила. Читатель сразу улавливает, что автор симпатизирует ему. Посмотрим, как Горький его описывает: он с широкими плечами, загорелый, но кожа не обгоревшая. О своем герое из деревни Горький говорит, употребляя выражения «коренастый», «добродушный». А какие у него глаза! Доверчивость этого молодого человека можно прочитать в его глазах, которые широко смотрят на мир. Глаза у Гаврилы большие и голубые. Может быть, он немного и простоват, где-то наивен, но от этого горьковский герой не перестает быть положительным.

Автор специально сводит этих двух героев, которые ярко противоположны друг другу так, чтобы читатель мог увидеть существенную разницу между ними. Эти совершено разные люди по описанию, по характеру и по внешнему виду. В ходе повествования не только знакомятся, но и вскоре идут вместе на общее дело. Их начинает связывать воровство. Но только они по-разному к нему относятся.

Челкаш конкретно знает, куда и зачем он идет и втягивает в это дело простого деревенского парня, который до последней минуты, пока не будет украдено и мешок не окажется на дне лодки, не подозревал даже куда идут. А после этого его мучают сомнения. И на фоне такого поведения Гаврилы Челкаш - это отрицательный персонаж, который негативно влияет на судьбу и характер молодого парня из деревни.

Но можно эту же ситуацию рассматривать и по-другому. Когда Гаврила узнает, что он пошел с Челкашом на воровство, то струсил, и в своем поведении он не видит смелым или мужественным парнем. Автор показывает читателю, что деревенский парень вдруг начинает всхлипывать, а потом и вообще плачет. И это отталкивает читателя от Гаврилы. В этой кульминации рассказа происходит некая смена ролей: Челкаш вдруг совсем неожиданно из отрицательного горьковского персонажа превращается в положительного. А Гаврила теперь заслуживает лишь только негативную оценку своим поведением.

Челкаш открывается для читателя по-новому. Ведь можно увидеть, что у героя есть чувства, он переживает и страдает. Автор показывает, как ему, вору, было вдруг обидно врать мальчику, наивному и деревенскому. По ходу повествования выясняется, что у него есть не только чувства, как и у любого человека, но, несмотря на то, что он вор, он любит и восхищается морем, его неудержимой стихией, его свободой и независимостью.

Именно море помогало ему пережить все трудности в жизни, в нем он находил не только утешение, но мог часами смотреть на него, размышляя обо всем, даже о том, для чего он живет на этом свете. Море как бы помогает очиститься главному герою нравственно, стать лучше.

Другое дело Гаврила, который к морю был совершенно равнодушен. Оно совсем не волновало его душу. Он любил совсем другую жизнь: землю, крестьян, которые с утра до вечера работали. Но и Челкаш связан с этой крестьянской жизнью, с землей. Его предки тоже некогда были крестьянами, поэтому все детские воспоминания связаны у героя с устоями и бытом крестьянской жизнью. Может быть, поэтому и было так жалко Челкашу Гаврилу, сам он стыдился своего чувства, иногда даже сердился на себя из-за этого.

Проблема Челкаша состоит в том, что он обладает нравственными качествами. Для вора он слишком добрый, так как он легко отдает Гавриле практически все деньги. Другой бы вор на месте главного героя мог бы и половины не отдать, обманув наивного и простодушного деревенского парня. А Челкаш отдает все заработанные деньги, хотя и нечестным путем. Но ведь из-за них он рисковал жизнью и своей свободой.

В этом он немного благороден. Да, Гаврила смог задеть самолюбие старого морского волка. Стоит только вспомнить, как в горьковском рассказе деревенский парень называет Челкаша, какие слова для этого использует: ненужный человек, ничтожный. У вора, несмотря на его профессию, сильно развито самолюбие, поэтому слова его напарника очень сильно задевают его.

Но ведь получается, что Челкаш сделал добро для Гаврилы, а благодарности, кроме оскорблений, он от этого парня не получил никаких. Это значит, что Гаврила совсем не умеет ценить то добро, которое ему сделал напарник, он его не уважает. В конце рассказа в сцене драки читатель видит, как Гаврила дерется из-за денег, и он даже готов, если это нужно, убить Челкаша. Из-за денег он готов на многое. Челкаш другой даже в этом.

Несмотря на то, что он вор, любит вести разгульный образ жизни, не имеет родственных связей, но из-за копейки он не будет убивать человека, он более разумный человек, чем его напарник. У Челкаша есть совесть. И он сам рад, что деньги не имеют над ним сильной власти, не делают его жадным и из-за них он не сможет пасть низко или поступить подло. Главный идеал для этого горьковского героя - это свобода, которую автор сравнивает с морем. Она широка, мощная и бескрайняя. И к ней так сильно стремится главный герой рассказа «Челкаш».

Рассказ «Челкаш» относится к ранним романтическим произведениям М. Горького. Он входит в цикл так называемых рассказов о босяках. Писателя всегда интересовал этот «класс» людей, образовавшийся в России в конце 19 – начале 20 века.
Горький считал босяков интересным «человеческим материалом», находящимся как бы вне общества. В них он видел своеобразное воплощение своих идеалов человека: «Я видел, что хотя они живут хуже «обыкновенных людей», но чувствуют и сознают себя лучше их, и это потому, что они не жадны, не душат друг друга, не копят денег».
В центре повествования рассказа (1895) два героя, противопоставленные друг другу. Один – Гришка Челкаш, «старый травленый волк, хорошо знакомый гаванскому люду, заядлый пьяница и ловкий, смелый вор». Это уже зрелый человек, яркая и неординарная натура. Даже в толпе таких, как он, босяков, Челкаш выделялся своей хищной силой и цельностью. Недаром Горький сравнивает его с ястребом: «он сразу обращал на себя внимание своим сходством с степным ястребом, своей хищной худобой и этой прицеливающейся походкой, плавной и покойной с виду, но внутренне возбужденной и зоркой, как лет той хищной птицы, которую он напоминал».
По ходу развития сюжета мы узнаем, что Челкаш живет тем, что обворовывает судна, а затем продает свою добычу. Такие занятия и образ жизни вполне устраивают этого героя. Они удовлетворяют его потребность в чувстве свободы, риска, единении с природой, в ощущении собственной силы и неограниченных собственных возможностей.
Челкаш родом герой из деревни. Он такой же крестьянин, как и другой герой рассказа – Гаврила. Но как различаются эти люди! Гаврила молод, силен физически, но слаб духом, жалок. Мы видим, как Челкаш борется с презрением к этому «молодому телку», который мечтает о благополучной и сытой жизни в деревне, да еще и советует Григорию, как ему «получше пристроиться» в жизни.
Становится понятно, что эти совершенно разные люди никогда не найдут общего языка. Хоть они имеют одни корни, но натура их, природа совершенно различны. На фоне трусливого и слабого Гаврилы со всей мощью вырисовывается фигура Челкаша. Особенно четко этот контраст выражается в тот момент, когда герои «вышли на дело» - Григорий взял с собой Гаврилу, дав ему возможность заработать.
Челкаш любил море и не боялся его: «На море в нем всегда поднималось широкое, теплое чувство, - охватывая всю его душу, оно немного очищало ее от житейской скверны. Он ценил это и любил видеть себя лучшим тут, среди воды и воздуха, где думы о жизни и сама жизнь всегда теряют - первые - остроту, вторая - цену».
Этого героя восхищал вид величественной стихии, «бесконечной и могучей». Море и облака сплетались в одно целое, вдохновляя Челкаша своей красотой, «возбуждая» в нем высокие желания.
Совсем иные чувства вызывает море у Гаврилы. Он видит его как черную тяжелую массу, враждебную, несущую смертельную опасность. Единственное чувство, которое вызывает у Гаврилы море, - страх: «Только боязно в нем».
Отличается и поведение этих героев на море. В лодке Челкаш сидел прямо, спокойно и уверенно смотрел на водную гладь, вперед, общаясь с этой стихией на равных: «Сидя на корме, он резал рулем воду и смотрел вперед спокойно, полный желания ехать долго и далеко по этой бархатной глади». Гаврила же придавлен морской стихией, она сгибает его, заставляет чувствовать себя ничтожеством, рабом: «… охватил грудь Гаврилы крепким объятием, сжал его в робкий комок и приковал к скамье лодки...»
Преодолев много опасностей, герои благополучно возвращаются на берег. Челкаш продал награбленное и получил деньги. Именно в этот момент и проявляются истинные натуры героев. Выясняется, что Челкаш хотел дать Гавриле больше, чем обещал: этот парень растрогал его своей историей, рассказами о деревне.
Нужно отметить, что отношение Челкаша к Гавриле не было однозначным. «Молодой телок» раздражал Григория, он чувствовал «чужеродность» Гаврилы, не принимал его жизненной философии, его ценностей. Но, тем не менее, ворча и ругаясь на этого человека, Челкаш не позволил себе подлости или низости по отношению к нему.
Гаврила же, этот мягкий, добрый и наивный человек, оказался совершенно иным. Он признается Григорию, что хотел убить его еще во время их поездки, чтобы заполучить себе все добычу. Позже, не решившись на это, Гаврила умоляет Челкаша отдать ему все деньги – с таким богатством он будет в деревне жить припеваючи. Ради этого герой валяется в ногах Челкаша, унижается, забывая про свое человеческое достоинство. У Григория такое поведение вызывает лишь отвращение и омерзение. И итоге, когда ситуация несколько раз меняется (Челкаш, узнав новые подробности, то отдает, то не отдает Гавриле деньги, между героями завязывается серьезная драка и так далее), Гаврила получает деньги. Он просит прощения у Челкаша, но не получает его: слишком велико презрение Григория к этому жалкому существу.
Неслучайно положительным героем рассказа становится вор и бродяга. Тем самым Горький делает акцент на том, что российское общество не дает раскрыться богатому человеческому потенциалу. Его устраивают только гаврилы с их рабской психологией и средними возможностями. Неординарным же людям, стремящимся к свободе, полету мысли, духа и души, нет места в таком обществе. Поэтому они вынуждены становиться босяками, изгоями. Автор подчеркивает, что это не только личная трагедия босяков, но и трагедия социума, лишающаяся богатого потенциала, лучших своих сил.


Рассказ «Челкаш» открывается картиной грязного, отвратительного порта, символизирующего обобщенный образ мира, который враждебен человеку: громада порта подавляет человека шумом, грохотом, грязью и вонью, и «пыльные фигуры людей» наполняют глубокие трюмы пароходов «продуктами своего рабского труда».

Главным героем повествования является Гришка Челкаш, заядлый пьяница и ловкий, смелый вор. Автор крупным планом дает его портрет, в котором совмещаются как романтические, так реалистические черты: романтический ореол придают ему гордый,
независимый вид, умение держаться с чувством собственного достоинства, смелость, внешнее сходство с хищной птицей. Он был бос, в старых, вытертых плисовых штанах, без шапки, в рваной рубахе. Это описание подчёркивает жизненность этого персонажа и принадлежность его к определенному социальному слою.

Завязкой конфликта является встреча Челкаша, который ищет замену своему помощнику, гребцу (старый и испытанный товарищ Мишка сломал ногу), с деревенским парнем Гаврилой. Портрет Гаврилы контрастирует с портретом Челкаша: у него «загорелое и
обветренное лицо, большие голубые глаза, доверчивый и наивный взгляд», Кажется, что именно этот герой будет носителем нравственного начала. Но Горький показывает полную его несостоятельность. Сначала во время описания воровства, когда Гаврила
смертельно напуган, автор подчеркивает его малодушие, неумение держать себя в руках, трусость («он тихо всхлипывал, плакал, сморкался, ерзал на лавке»). Гаврила мечтает только об одном: скорее добраться до берега. Но оправившись от страха, поняв, что
дело сделано, Гаврила тут же забывает обо всем, увидев деньги, и в глазах его загорается жадность. («Гаврила увидел пестрые бумажки, и все в его глазах приняло яркие, радужные оттенки»). Деньги дали бы ему все, о чем он мечтал. И ради достижения своей мелкой, корыстной мечты Гаврила пытается убить Челкаша (кульминация). Ужаснувшись содеянному, Гаврила все-таки просит прощения У своего подельника, и герои навсегда расстаются (развязка).

Таким образом, носителем нравственного начала оказывается не добродушный деревенский парень, а вор Гришка Челкаш, в итоге поступивший благородно и великодушно (в конце концов он отдал деньги напарнику и простил ему его проступок). Следует отметить, что все события, описанные в рассказе, показаны на фоне романтического морского пейзажа. И пейзаж здесь выполняет не просто фоновую, декоративную функцию, но и является средствам изображения психологии и мировоззрения героев. (Вспомним, как относятся к морской стихии персонажи — Челкаш любит море, чувствуя внутреннее родство с ним, а Гаврила панически боится неведомой ему стихии). Пейзаж также выступает в роли третьего героя, соучастника и свидетеля преступления. Недаром писатель часто прибегает здесь к приему олицетворения: «море спало здоровым, крепким сном работника … », «море проснулось, море выло, швыряло большие, тяжелые волны на прибрежный песок …». Несмотря на явную симпатию автора к герою-босяку, писатель показывает. неоднозначность, противоречивость этого образа: с одной стороны, в его характере проявляются такие качества, как вольнолюбие, чувство собственного достоинства, великодушие, даже благородство, с другой, — жестокость, непредсказуемость, желание властвовать над доверившимся ему человеком, презрение к людям.

Конспект урока по литературе

«Антитеза как средство раскрытия образов главных героев»

Урок по рассказу «Челкаш» на тему: «Антитеза как средство раскрытия образов главных героев».

Цель урока: Через антитезу сопоставить образы главных героев рассказа. Показать актуальность рассказа в современное Горькому время.

Задачи:

Обучающая :

    научить через деталь видеть главное;

    исследовать антитезу как основной композиционный прием рассказа;

    отметить психологизм Горького, проследив, как меняются чувства обоих героев, как идет развитие образов;

Развивающая:

    совершенствовать навык аналитической работы с текстом;

    умение сравнивать; способность обобщать и делать выводы;

Воспитательная:

    воспитание любви к слову, чтению;

    воспитание стремления к свободе мыслей, чувств, любви к красоте мира.

Оборудование:

проектор;

мультимедийная презентация с использованием иллюстраций к рассказу «Челкаш»

«Очень многие потянулись к живому облику горьковского босяка,

потому что говорят, что в сердце каждой домашней утки лежит отголосок того,

когда она была дикой, и уверяют... что когда дикие утки летят по поднебесью,

то домашние утки приходят в волнение.

И таких диких уток Горький показал одомашненным уткам».

(А. В. Луначарский).

Ход урока:

1.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята.

Садитесь.

2.Сообщение темы и целей урока, эпиграфа к уроку (1, 2, 3 сл)

3. Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы попробуем перенестись в творческую лабораторию А.М.Горького, понять, почему и как были созданы его ранние произведения, что способствовало созданию образов, заставляющих нас думать, мечтать, надеяться.

Речь идет о рассказе «Челкаш».

Переломный характер эпохи с ее экономическим кризисом, безработицей, вызвавшей появление большого количества босяков (тогдашних «бомжей»), дает возможность сопоставить ее с некоторыми особенностями нашего времени.

Горький раньше других обратил внимание на тот своеобразный «человеческий материал», который находился вне общества, но характеризовал именно это общество. Отсюда интерес писателя к выбитой из колеи «босяцкой» России. Он изображал людей, опустившихся на «дно жизни», но сохранивших в себе человеческие чувства. Горький прекрасно знал обитателей трущоб и ночлежек, в том числе и портовых босяков, одним из которых был Челкаш.

Горький объяснял свой писательский и человеческий интерес к босякам тем, что он видел перед собой людей, единственным стремлением которых «было стремление жульнически высасывать кровь человека, сгущая ее в копейки», он возненавидел этих мещан, «похожих друг на друга, как медные пятаки чекана одного года».

(4 сл) «Странные были люди среди босяков, и многого я не понимал в них, но меня очень подкупало в их пользу то, что они не жаловались на жизнь, а о благополучной жизни «обывателей» говорили насмешливо, иронически»,- писал Горький.

4.Создание проблемной ситуации.

Созданию рассказа «Челкаш» предшествовали некоторые события.

В июле 1891 года Алексей Пешков в селе Кандыбово Херсонской области вступился за истязаемую женщину, за что сам был избит до полусмерти. Считая его мертвым, мужики выбросили его в кусты, в грязь, где его подобрали проезжие люди (история эта описана в рассказе Горького «Вывод»). В больнице города Николаева будущий писатель встретился с лежащим там босяком, который впоследствии послужил прототипом Челкаша.

Три года спустя Горький возвращался с поля, где гулял ночью, и встретил писателя

Владимира Галактионовича Короленко у крыльца его квартиры.

«Было уже часов девять утра, - пишет Горький, - когда мы воротились в город. Прощаясь со мною, он мне напомнил:

Значит - пробуйте написать большой рассказ, решено?

Я пришел домой и тотчас же сел писать «Челкаша»... Написал в два дня и послал черновик рукописи Владимиру Галактионовичу. Через несколько дней он сердечно, как только он умел делать, поздравил меня.

Вы написали недурную вещь, даже прямо-таки хороший рассказ!..

Расхаживая по тесной комнате, потирая руки, он сказал:

(5 сл) - Радует меня удача ваша...

(6 сл) Мы попробуем сегодня ответить на следующие вопросы:

    Зачем Короленко настоял на написании рассказа «Челкаш»?

    Почему его порадовал рассказ Горького?

А сделаем мы это, рассматривая образы главных героев рассказа. (7 сл)

5.Работа по теме.

А) Беседа по тексту.

    Какие ощущения вызвал у вас рассказ М. Горького?

    Почему рассказ разделен на вступление и три главы, в чем их основное содержание?

    Рассказ Горького сроится на одном из композиционных приемов. Какой это прием? (Антитеза)

Сегодня мы продолжим рассматривать использование этого приема в рамках сопоставления образов Челкаша и Гаврилы.

Б) Работа с текстом.

Найдите портретную характеристику Гришки Челкаша.

(Челкаш - один из главных героев одноименного рассказа. Это “старый травленый волк, хорошо знакомый гаванскому люду, заядлый пьяница и ловкий, смелый вор”. На данный момент у него нет ни гроша, так как наворованные раньше вещи были уже давно пропиты и проиграны в карты, и поэтому Челкаш замышляет новое дело.)

(«Он был бос, в старых, вытертых плисовых штанах, без шапки, в грязной ситцевой рубахе, с разорванным воротом, открывавшим его сухие и угловатые кости, обтянутые коричневой кожей».

«Всклоченные черные с проседью волосы и смятое, старое, хищное лицо».

«Длинный, костлявый, немного сутулый», «поводя своим горбатым, хищным носом, кидал вокруг себя острые взгляды, поблескивая холодными серыми глазами».

«Его бурые усы, густые и длинные то и дело вздрагивали, как у кота, а заложенные за спину руки потирали одна другую, нервно перекручивались длинными, кривыми и цепкими пальцами».

«Усы вздрагивали как у кота»; «..он сразу обращал на себя внимание своим сходством со степным ястребом, своей хищной худобой и этой прицеливающейся походкой, плавной и покойной с виду, но внутренне возбужденной и зоркой, как лет той хищной птицы, которую он напоминал».)

Найдите отрывок, где мы впервые встречаемся с Гаврилой. (8 сл)

(«Шагах в шести от него, у тротуара, на мостовой, прислонясь спиной к тумбочке, сидел молодой парень в синей пестрядинной рубахе, в таких же штанах, в лаптях и в оборванном картузе. Около него лежала маленькая котомка и коса без черенка, обернутая в жгут из соломы, аккуратно перекрученный веревочкой. Парень был широкоплеч, коренаст, русый, с загорелым и обветренным лицом и с большими голубыми глазами, смотревшими на Челкаша доверчиво и добродушно.)

Подумайте, меняется что-либо во внешности главных героев на протяжении всего рассказа?

(Челкаш остается таким - же, а Гаврила меняется. Особенно меняется выражение его глаз.)

(8 сл) Итак, давайте сопоставим эти портретные характеристики.

Невольно ощущается антитеза: хищная птица и ребёнок (эволюция глаз).

(9 сл) -Давайте сопоставим социальное положение героев.

Какие ключевые понятия здесь противопоставлены?

(Челкаш босяк. Потерял связь со своим сословием и опустился. Бывший крестьянин. «Было когда – то свое гнездо…Отец-то был из первых богатеев на селе».

Гаврила бедный крестьянин. «Отец у меня умер, хозяйство малое, мать старуха, земля высосана» В надежде заработать вынужден был «пойти в зятья».)

Разница видна даже во внешнем виде героев, в их одежде. Докажите. (10 сл)

(Челкаш: «грязная ситцевая рубаха (ситец – ткань фабричного производства)»

Гаврила: «пестрядинная рубаха (пестрядь – грубая домотканая ткань).)

Вывод:

Кто из героев вызывает симпатию? Почему?

(Изначально симпатию вызывает Гаврила своим добродушным видом и поведением. К тому же его социальное положение вызывает доверие (крестьянин, близок к земле-матушке). Челкаш же сразу представлен хищником, асоциальным типом (пьет, ворует по - другому – люмпен).

Но в конце рассказа Гаврила перестает нам нравиться. Наше расположение остается на стороне Челкаша. Он остается самим собой, а Гаврила меняется в худшую сторону.)

В) Самостоятельная работа.

Обратимся еще раз к первому разговору Челкаша и Гаврилы и проследим, как меняются чувства обоих героев (отмечаем психологизм Горького).

Задание: выписать из 1 главы (сцена разговора героев на улице и в трактире) слова и выражения, которые характеризуют чувства и ощущения героев: 1 вариант – Челкаша; 2 вариант – Гаврилы. (5 минут)

Проверка: (11, 12 сл)

(Челкаш: «ему сразу понравился этот здоровый добродушный парень»; «презрительно сплюнул и отвернулся от парня»; «в нем этот здоровый деревенский парень что-то будил»; «смутное, медленно назревавшее чувство»; «почувствовал вроде ожога в груди»; «с холодной злобой»; «он вздрагивал и кипел от оскорбления»; «презирал»; «завидовал и сожалел»; «посмеивался и огорчался»; «И все чувства в конце концов слились в одно – нечто отеческое и хозяйственное. Малого было жалко. И малый был нужен».

Гаврила: «недоумевающее восхищение»; «У него даже лицо печально тускнело»; «Он, очевидно, не ожидал, что разговор с этим усатым оборванцем кончится так быстро и обидно»; «чувствовал в нем хозяина»; «вспыхнуло недоверие и подозрительность»; «сразу преисполнился уважением к своему хозяину».)

Вывод:

Гавриле понятны отношения «хозяин – работник» и Челкаш дает ему возможность встать по отношению к нему в роль наемного работника. Каждый получил, что хотел.

Г) Беседа:

Мы выяснили, что чувствовал каждый из героев по отношению друг к другу. А как они определяют друг друга, как называют?

(Челкаш: Сосунок, дурак, теленок, собака, гнус.

Гаврила: Оборванец, драный, пьяница, темный.

Гнус - человек, вызывающий отвращение, омерзение.

Сосун - молодой, неопытный, неумелый человек.)

(13 сл) - Как вы думаете, чьи слова бьют точно в цель? Чьи больнее ранят? Что кроется за этими словами?

Вернемся к сопоставлению героев. Что они имеют, какое их имущество? (14 сл)

(Челкаш: Разорванная рубаха да грязные штаны.

Гаврила: Котомка, коса, немного денег, в деревне – мать, хозяйство, земля.)

Вывод:

Челкаш свободен, а Гавриле есть что терять.

Говоря о свободе, прочитаем высказывание Чехова. (15 сл)

А что есть свобода для Челкаша? (15 сл)

А как понимает свободу Гаврила? (15 сл)

(«Мое святая святых – это человеческое тело, здоровье, ум, талант, вдохновение, любовь и абсолютная свобода, свобода от силы и лжи, в чем бы последние две не выражались».

Челкаш: «Главное в крестьянской жизни – это,брат, свобода! Хозяин ты есть сам себе…»

Гаврила: «Сам себе хозяин, пошёл – куда хошь, делай – что хошь. Гуляй знай, как хошь, Бога только помни…»)

В ходе сопоставления образов Челкаша и Гаврилы очевидно ли нам заданное автором противопоставление? (Да, очевидно.)

Давайте обобщим это противопоставление. (16 сл)

Но во всем ли герои разные? Не заметили ли вы общие черты в каком – либо отрывке рассказа?

(В конце рассказа «Лицо Челкаша было вровень с лицом Гаврилы».)

Вывод:

(17 сл) Оба – хищники!

Когда же Гаврила, этот «теля», «сосунок», раб, жертва начал превращаться в хищника? (18 сл)

(Челкаш отдаёт Гавриле «заработанное». У Гаврилы – желание «убить и ограбить». «Гаврила кошкой изогнулся». «Старый травленый волк и предположить не мог, кого он вырастил»)

Кто же из них двоих страшнее? (19 сл)

(Челкаш: На дне жизни – это плохо, но ниже уже нельзя.

Гаврила: Ощутил преступную сладость обладания богатством. Не остановится. Будет гулять, «как хошь», но будет ли помнить Бога? Человек в стремлении к освобождению принёс в жертву другого.)

Прочитайте пейзаж со слов: «Море выло…» Определите функцию пейзажа. Символом чего здесь является море?

(Море - символ свободы. Отношение к нему характеризует отношение героев к свободе.)

Челкаш любил свободу, но был ли он истинно свободным?

(Душа Челкаша свободна от власти денег, но он – раб другой страсти – своего самолюбия, желания управлять, властвовать над людьми.)

6. Подведение итогов урока.

Ребята, как вы думаете, о ком и о чем рассказ? (20 сл) (О двух несчастных людях, о совести, о свободе.)

(21 сл) - И все же, на чьей стороне автор? (На стороне Челкаша.)

Почему, как вы думаете?

(В рассказе “Челкаш” Горький отображает одно из наиболее страшных качеств человека: жадность. Он говорит, что человек, воровавший всю свою жизнь и пропивающий все, что есть, который груб и не отесан, ведет себя благороднее молодого деревенского парня, охваченного приступом жадности. И именно из-за этого порока совершаются многие нелепые поступки. Ставя своих героев в экстремальные ситуации, автор показывает суть человеческую. Говорит читателю о том, что не всегда нужно верить первому впечатлению, нужно уметь распознать истину.)

(21 сл) - Рассказ «Челкаш» романтически – реалистический. Челкаш – романтический герой. Действительно, Горький идеализирует своего героя, он хочет реабилитировать вора и убийцу Челкаша, увидев в его душе цветы бескорыстия, свободы от власти денег над личностью, и показать простого человека, который может легко перейти от добродушия к хищничеству.

Итак, пришло время ответить на вопрос, поставленный в начале урока. (6, 22 сл)

(«Босяцкая» тема была актуальна в то время, но никто до Горького не обращался к ней. Короленко порадовался за героя рассказа, потому что тот своим поступком показал, что даже босяк может обладать прекрасными человеческими качествами.)

7.Инструктаж по подготовке домашнего задания. (23 сл)

Д/З: Сочинение – миниатюра на тему «О чем меня заставил задуматься рассказ М.Горького «Челкаш»?»

8.Рефлексия: (24 сл) Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске.

1. сегодня я узнал…

2. было интересно…

3. было трудно…

4. я выполнял задания…

5. я понял, что…

6. теперь я могу…

7. я почувствовал, что…

8. я приобрел…

9. я научился…

10. у меня получилось …

11. я смог…

12. я попробую…

13. меня удивило…

14. урок дал мне для жизни…

15. мне захотелось…

9. Выставление оценок. (25 сл)

В данной работе представлен анализ произведения «Челкаш».

По плану кратко изложена история создания рассказа, дано содержание текста в сокращении, которое можно прочитать по главам, характеристики героев, определены темы, проблематика и основная идея.

Материалы, данные в сокращении, можно использовать для читательского дневника и при работе над сочинением.

История создания

Горький описал случай, услышанный им от одесского босяка, с которым лежал в больнице в Николаеве. Мужик попал в лечебное заведение после того, как был избит сельскими мужиками за то, что вступился за истязаемую женщину.

Максим Горький (настоящее имя - Алексей Максимович Пешков (1868-1936)) - русский писатель, прозаик, драматург. «Челкаш» - первое произведение, напечатанное в журнале «Русское богатство» в 1895 году. Написано в августе 1894 года в Нижнем Новгороде.

Однажды молодой писатель поделился воспоминаниями с В. Короленко, который посоветовал написать об этой истории и дал впоследствии положительный отзыв к рассказу, опубликованному в 1894 г.

Сюжет, взятый из жизни босяков, заставил задуматься о тех, кого раньше считали всего лишь изгоями общества.

Максим Горький «Челкаш» — краткое содержание по главам

Начинается повествование с описания морского порта, где голубое небо стало мутным от пыли, а солнце не отражается в морской воде из-за этой сероватой вуали.

Волны моря, вспененные от хлама, закованные в гранит гавани, подавляются тяжестью судов, их бортами и остроносыми килями.

Пространство заполнено звоном якорных цепей гудящих пароходов, грохотавшими вагонами, дребезжащими телегами, шумом и грохотом, криками портовых людей. Эти звуки сравниваются с гимном богу торговли – Меркурию.

Железные чрева огромных торговых судов, которые презрительно шипят и свистят, наполняют товарами ничтожные и пыльные людишки, таскающие на спинах огромные тяжести, чтобы заработать себе небольшой кусок хлеба.

Величественные корабли, блестящие на солнце, противопоставлены усталым, оборванным и потным людям. Автор видит в этом жестокую иронию, ибо созданное человеком его же и поработило.

Глава I

К полудню, когда уставшие грузчики уже обедали, появляется Гришка Челкаш, который только проснулся.

Весь гаванский люд знает этого ловкого вора. Он разыскивает своего подельника Мишку.

Таможенного сторожа, который осведомлен о его промыслах, приветствует по-приятельски, но пугает обещанием зайти в «гости», намекая, что тот тоже ворует. Все его побаиваются, но и уважают.

Оставшись без напарника, который попал в больницу, Челкашу случайно встретился крестьянский парнишка Гаврила. Тот рассказал, что подрабатывал на покосе, потому что у него умер отец, осталась старуха мать, хозяйство пришло в запустение. Думал в зятья пойти к зажиточному мужику, но тот заставит долго на себя батрачить.

Гавриле нужны деньги, и Челкаш, назвавшись рыбаком, предлагает заработать. Гаврила понял, кто такой Челкаш на самом деле, но согласился. Они заходят в трактир, им подают все в долг.

Тот, кто казался жуликом, вызвал у Гаврилы уважением тем, что он известная личность и к нему относятся с доверием. Захмелевшего парня Гришка уложил в тени спать, почувствовав себя господином, думает о том, что в его власти сделать с жизнью этого человека что угодно.

Глава II

Ночью, украв лодку, они поплыли на дело. Челкаш любил море, в котором отражаются на глади огоньки фонарей.

В море ему представлялось, что душа очищается от житейской скверны, и он становится лучше.

Гавриле, сидящему на вёслах, в море боязно, он шепчет молитву. Трясущийся от страха, он стал умолять отпустить его.

Доплыв до места, Челкаш отбирает у него паспорт, чтобы не сбежал, и исчезает в темноте пристани. Стало еще страшнее одному в темноте и зловещей тишине, и он обрадовался возвращению хозяина, который спустил в лодку какие-то тюки.

На обратном пути, проходя возле кордонов, море осветил луч прожектора, показавшийся Гавриле огненным мечом. Испугавшись, он бросил весла и прижался к дну лодки, но после ударов и ругани Челкаша вновь стал грести. Гаврила был опустошен и подавлен.

Гришка, радуясь удачной добыче, завел разговоры о деревенской жизни, что может себе теперь позволить Гаврила. Тот слушал и пожалел этого человека, шатающегося, отлученного от земли, задев его самолюбие.

Челкаш вспомнил свое прошлое: деревню, семью и почувствовал одиночество. Сбыв товар на каком-то судне, они легли спать.

Глава III

Утром появился приодевшийся Челкаш, и они поплыли на берег.

Увидев огромные деньги, Гаврила падает в ноги, просит отдать их, ведь он знает, на что их применить.

Чувствуя свое превосходство, Челкаш отдал деньги Гавриле, но, услышав признание, что тот в море помышлял его убить и утопить, отнимает деньги и хочет уйти.

Гаврила швыряет вдогонку камень и попадает в голову вора. Испугавшись, что чуть не убил, кинулся бежать, но вернулся, стал приводить Челкаша в чувство, просить прощения.

Очнувшегося Гришку взбесило, что Гаврила отказывается от денег, и он сует ему их в лицо. С трудом поднявшись, пошатываясь, Гришка уходит, а Гаврила, собрав деньги и перекрестившись, направился в другую сторону.

Характеристика главных героев

Сравнивая телосложение, лица, взгляд в описаниях внешности героев, можно сделать вывод, что это герои-антиподы . Весь облик Гришки Челкаша говорит о том, что он человек далекий от изнурительного повседневного труда.

У него руки вора с длинными и цепкими пальцами, острый, оценивающий взгляд, крадущаяся походка, автор описывает его следующим образом: «длинный, костлявый, немного сутулый». Его сутулость происходит от непроизвольного желания быть менее заметным.

Челкаш – босяк, вор и пьяница. Он не признает моральные устои и закон, у него нет никаких привязанностей.

Хотя он с тоской вспоминает свою прошлую жизнь в деревне. Но влекла его вольная жизнь, и он все бросил. Он способен любоваться красотой природы, у него одухотворенная натура.

Челкаш выделяется из обезличенной толпы своей независимостью, чувством собственного достоинства.

Заметно его отношение к деньгам — он без сожаления расстается с ними, презрительно швыряет эти бумажки пресмыкающемуся перед ним Гавриле. Деньги никогда не сделают его рабом. Он сильная и свободная личность.

Автор сравнивает его с хищником, старым травленным волком, ястребом. Но он одинок, как говорит Гаврила, никому такой не нужен, никто из-за него не будет поднимать шум. Оттого в финале неясно, как сложится будущее героя, уходящего нетвердой походкой.

Сущность Гаврилы Челкаш оценивает с первого взгляда по его виду. По выражению лица - простоват; судя по косе, бережно обмотанной, крепким рукам, загоревшему лицу и лаптям — крестьянин, работавший на сенокосе.

Гаврилу Гришка называет теленком, мякишем, тюленем, что определяет его характер. Гавриле недоступно эстетическое наслаждение, он не замечает красоты окружающего мира. Он приземленный «жадный раб».

Поведение в минуту опасности выдает его трусость. Ему страшно в трактире одному без сильного хозяина, в море от страха прячется в лодке, прижимаясь к днищу.

Ради денег готов унижаться, валяться в ногах, даже решиться на убийство. Получив деньги, Гаврила свободно и легко уходит. Его будущее определено, он получит свою землю и будет на ней работать до конца своих дней.

Смысл названия «Челкаш»

В названии именем Челкаша определен главный герой повествования – босяк, деклассированная личность, не утратившая человеческого достоинства, благородства, духовности.

Он противопоставлен обществу, в котором нивелировались духовные и нравственные ценности.

Жанр и направление

По жанру это произведение — рассказ. Поскольку ранним реалистическим рассказам Горького присущи черты романтизма, направление можно определить, как романтический реализм.

Конфликт

За внешним конфликтом героев проявляется более глубокий конфликт мировоззрений , проявляющийся в противоречивом отношении к деньгам, к образу жизни, свободе.

Темы произведения М. Горького

Какой теме посвящен рассказ «Челкаш»? Особое место в композиции рассказа отведено экспозиции, в которой определена основная тема.

В описании портового пейзажа люди противопоставлены тому, что создано их умом и руками. Достижения технического прогресса порабощают человека, обезличивают, лишают духовности.

На этом фоне звучит тема драматизма судеб Челкаша и Гаврилы, героев со своими представлениями о свободе. У каждого своя правда, свои ценности. Гавриле для свободы нужны только материальные ценности, а Челкашу для того, чтобы быть свободным, не нужны блага цивилизации.

Проблематика

Основная проблема — выбор личной свободы и причины, делающие человека рабом.

Внешняя причина – экономическая, просто нет денег, но есть еще и внутренняя – трусость. Потому Челкаш и Гаврила противопоставлены друг другу. Один становится хозяином другого, который готов быть порабощенным.

Челкаш — хозяин собственной жизни, он не станет никогда рабом или жертвой. Он удивлен, что у его подельника тоже есть свои представления о свободе. Гаврила мечтает стать хозяином на своей земле, не зависеть от других. Он стремится к тому, отчего Челкаш отказался.

Гавриле не понятна такая босяцкая свобода. То, что Челкаш считает независимостью, для него определяется, как ненужность никому.

Основная идея

Свобода Челкаша делает человека духовно богаче, но не счастливее. Автор пытается показать, чем такая свобода обернется для человечества, если оно откажется от того, на чем держатся устои общества: от законов, моральных принципов, привязанности к своей земле, семье и родному дому.

Вывод

Основная мысль состоит в том, что социальная укорененность — необходимое условие жизни в обществе, она дает определенную свободу, но и ограничивает ее обязательствами, делает человека зависимым от всего, что у него есть.