Ассоциативное мышление. Прием ассоциаций. Развитие памяти. Ю.К.Пугач.

Ассоциативное мышление - это мышление, которое происходит благодаря оперированию образами, возникающими в памяти человека. Каждый образ индивидуален и вызывает другие, связан с ними известными только их обладателю связями, и черпается из личного опыта человека. Любое слово может вызывать целую картину образов, с ним связанных. На этом свойстве разума базируется память и человека. Примером ассоциативного мышления может служить ребенок, который придает перевернутому цветку значение «девушка» и оперирует далее созданными аналогиями в процессе игровой деятельности. В данном случае воображению нет предела.

Взрослый человек, например, при слове «персик» представляет себе сад, дерево, голубое небо, насекомых, летний зной, землю, запах фрукта.

Из ассоциативно – образного мышления вытекает также способность человека творить что – то новое, генерировать новые идеи. Данный вид мышления способствует благодаря созданию ассоциативных связей между предметами и явлениями, а также позволяет понять новую информацию на основе уже имеющейся. Чем большее количество различных образов мы накапливаем, тем шире и разнообразнее возможность совершения в разуме операций с их использованием, и тем лучше мы можем развить память и творческое мышление.

С помощью упражнений для развития ассоциативного мышления можно увеличить количество ассоциативных образов и связей, а значит развить свой творческий потенциал.

Как развить ассоциативное мышление?

Упражнение 1. Составление цепочек ассоциаций

Называем любое слово для начала цепочки, затем следующее, которое с ним ассоциируется в Вашей памяти.

К примеру: небо-птица-клюв-пища и т.д.

Упражнение 2. «Поиск цепочки ассоциаций»

Называем два исходных слова. Далее подбираем цепочку слов-образов, которая начинается первым выбранным словом и заканчивается вторым. Например, имеются два слова: дерево - дождь. Составим цепочку: дерево – плоды – засуха - дождь. Или же: сено и рояль. Цепочка: сено – коса – смерть – гроб – церковь – костел - орган - рояль.

Упражнение 3. «Сочетание по признаку»

Называем 2-3 слова, затем подыскиваем к ним несколько слов, подходящих к одному либо ко всем исходным по определениям или признакам. Например, полый и темный: куб, ведро, бочка, кувшин.

Упражнение 4. «Подходящие слова»

Выбираете 2-4 слова, затем ищем в памяти те слова, которые подходили бы к каждому взятому за основу цепочки слову одновременно. Например, исходные слова: камин – огонь – растопка. Подходящие слова: гостиная, комната, дом, ресторан.

Упражнение 5. Необычные ассоциации

Исходя из одного первого слова в цепи, подбираем оригинальные, необычные слова, дальние от него по смыслу. Например, первое слово ручка. Банальная ассоциация – тетрадь. А вот «пускание мыльных пузырей» из ее полости или «древний состав чернил» уже более необычная ассоциация.

Тест на ассоциативное мышление

Игра в ассоциации используется как метод исследования своих глубинных проблем и особенностей личности, тестирования себя. С помощью теста вы можете заглянуть в свое подсознание!

  1. Введите первые 16 слов, которые приходят вам в голову.
  2. Для упрощения ниже Вам предлагаются конкретные буквы, на которые будут начинаться эти ассоциативные слова.
  3. Так Вы получите первый ассоциативный ряд.
  4. Далее Вам будут предлагаться пары слов (из Вашего ассоциативного ряда). Введите слово-ассоциацию к каждой паре слов.
  5. Так у Вас появится второй ассоциативный ряд из 8 слов.
  6. Далее, вводя каждый раз слова-ассоциации к очередной паре слов, у Вас появятся ассоциативные ряды из 4 слов, из 2 слов.
  7. Последнее слово-ассоциация считается самым важным для вас в данный момент. Внимательно присмотритесь к нему - ведь вы практически вытащили его из своего подсознания.

Перечень букв, на которые начинаются слова-ассоциации:

Следует отметить, что ассоциативный метод исследования появился впервые в психоанализе З. Фрейда, который вывел и использовал в своей практике значение неконтролируемых ассоциаций и их цепочек как прямое проецирование глубоко внутренних, часто неосознаваемых проблем. Пройдя данный тест, Вы лучше познаете себя и корень своих проблем.

Для общего понимания ассоциативного ряда, который является набором элементов, имеющих связь между собой по какому-нибудь признаку. Этот ряд может выглядеть следующим образом: по какому-то ассоциативному признаку наблюдается связь между элементами А и В; и между В и С, то не всегда А будет связано ассоциативно с С. Например, когда слышим слово «зима», обычно, возникает ряд ассоциаций: холод, снег, лыжи и т.д. В этом ряду каждое следующее слово имеет связь с предыдущим, но может не наблюдаться связь слов, которые стоят перед предыдущим. Так получается ассоциативный ряд, образующийся последовательностью слов. Некоторые ряды могут получаться объединением элементов с одним общим признаком.

Ассоциативный эксперимент

Ассоциативные ряды широко применяются в различных областях гуманитарных знаний. Если провести тест на ассоциации, можно определить у респондента психологическое состояние, взгляды на жизненные ситуации, иногда особенности его мышления. Делают это при помощи ассоциативного эксперимента, для этого предлагается выбор предметов или название слов, которые ассоциируются с какими-то эталонными. К таким экспериментам принадлежит известный тест Люшера значение цветов, это объясняется тем, что у каждого человека присутствует тяготение к определенной цветовой гамме, которая проектируется на внутреннее состояние человека. Если оценивать человека по ассоциативным схемам, это может принести не всегда адекватные результаты. У каждого человека свой приобретенный опыт, и на основании этого опыта он может назвать свой ассоциативный ряд к любому понятию. Но у психически нормальных людей ассоциативные ряды будут похожими. Если имеется наличие диссоциативного мышления, это может быть одним из признаков шизофрении. Ассоциативный эксперимент применяется при оценке развития младших школьников и дошкольников. Ассоциативные игры используются для обучения детей, для этого необходимо ребенку по какому-то признаку разложить несколько предметов или найти по похожему признаку пары предметов.

Ассоциативный ряд

Если требуется оценить IQ индивидуума или уровень его эрудиции, в этих случаях может применяться ассоциативный

ряд. Этот метод широко применяется на практике, но имеет ряд недостатков. Иногда индивидуум выстраивает ассоциативный ряд правильно на основе размышлений, а в некоторых случаях – на основании опыта. Первый человек будет иметь способности более логические, а во втором – он будет более эрудированным. Некоторые специалисты считают, чтобы обладать способностью быстрой структуризации информации и нахождения в ней логических связей, надо тренировать мыслительно-логический аппарат, начиная с раннего детства.

Тест Люшера

Широкое значение приобрел в практике зарубежных психологов тест Люшера значение цветов. Они иногда применяют его для подбора кадров, при проведении этнических исследований, при выборе партнеров по браку. Психологический тест по цветам Люшера основан на 8 цветах: основных — 4, дополнительных — 4 цвета. Четырьмя основными цветами являются:

  • синий – удовлетворенность и спокойствие;
  • сине-зеленый – настойчивость, уверенность;
  • оранжево-красный – сила воли, возбуждение, агрессивность;
  • желтый – веселость, стремление общаться, экспансивность.

Если человек не конфликтует с окружающим миром, на первых пяти позициях должны быть основные цвета.

Люшер в своем тесте выделяет и дополнительные цвета:

  • фиолетовый;
  • коричневый;
  • черный;
  • нулевой.

Дополнительные цвета являются негативными символами качеств человека: стресс, страх, тревожность, огорчения.

В результате теста на цвета Люшера получается 8 позиций: 1 и 2 — отдается особое предпочтение; 3 и 4 – предпочтение; 5 и 6 – безразличием к цвету; 7 и 8 – неприятие, антипатия к цвету.

Видео: Тест люшера — значение цветов

ая, ое; ассоциати́вен, вна, вно.

1. Относящийся к (1 зн.), связанный с объединением лиц или учреждений одного рода деятельности для достижения общей цели.

Ассоциативные формы предпринимательства. Ассоциативный бюджет холдинга.

2. Спец. Относящийся к (3 зн.).

Изучение взаимоотношений эфиромасличных растений и ассоциативных бактерий.

3. Спец. Относящийся к (2 зн.), ассоциациям; основанный на связи между отдельными представлениями, объектами, явлениями.

Ассоциативный ряд. Мышление ребенка ассоциативно. Ассоциативный эксперимент. В ассоциативном исследовании выявляются связи между словами, цветами, звуками. Ассоциативный прием запоминания тригонометрических формул. Ассоциативная психология

(признающая единицей анализа психики ассоциацию).

Ассоциативный опрос потребителей

(выявляющий, с какими полезными качествами покупатель связывает тот или иной товар известного на рынке конкурента).

Ассоциативное обучение

(состоящее в формировании ассоциаций между раздражителями и определенными реакциями).

ассоциативные нервные пути

Анат. Проводящие пути центральной нервной системы, связывающие разные отделы коры головного мозга в пределах одного полушария.

ассоциативный массив

Информ. Массив данных, состоящий из связанных между собой пар "ключ - значение".

4. Матем. Обладающий (2 зн.).

Результат вычисления ассоциативной операции не зависит от порядка вычисления. Сложение ассоциативно.

неправильно! асоциативный

Главная роль ассоциаций при запоминании заключается в том, что мы привязываем новые знания к уже известной нам информации. Чтобы построить хорошую ассоциацию нужно знать некоторые полезные критерии нахождения связи между вещами, а также развивать свое ассоциативное мышление и творческое воображение. Не менее важно научиться строить ассоциативные ряды и связи для стимулирования образной памяти. В данном уроке будет показано, как использовать метод построения ассоциаций для запоминания информации.

Что такое ассоциации?


Ассоциация - это связь между отдельными фактами, событиями, предметами или явлениями, отражёнными в сознании человека и закреплёнными в его памяти. Ассоциативное восприятие и мышление человека приводят к тому, что появление одного элемента, в определенных условиях, вызывает образ другого, связанного с ним.

Возможность строить ассоциации является важнейшей способностью нашего разума. Существует даже такое направление: ассоциативная психология (или ассоцианизм), которое пытается объяснить психические процессы человека с помощью изучения его ассоциаций в связи с определенными объектами (стимул - реакция), процесс запоминания информации тоже можно рассматривать с этой точки зрения.

Виды ассоциаций

Для нахождения ассоциаций можно выделить несколько способов построения ассоциативных связей между любыми объектами:

  1. Смежность во времени или пространстве: стол и стул, зима и снег;
  2. Сходство (подобие): земля и шар, лампа и груша;
  3. Контраст (противоположность): добро и зло, черное и белое;
  4. Причинно-следственные связи: гром и молния, лампа и свет;
  5. Обобщение: помидор и овощ, собака и животное;
  6. Подчинение: овощ и огурец, животное и кошка;
  7. Соподчинение одному объекту: автомобиль и мотоцикл;
  8. Часть и целое: секунды и минута, автомобиль и двигатель;
  9. Дополнение: зубная паста и зубная щетка.

В зависимости от применения этих способов, а также от различных модификаций и условий их использования, можно найти разные виды ассоциаций. Например, ассоциации бывают:

  • тематические, в которых объекты связаны единой тематикой (маркетинг и реклама);
  • фонетические, в которых есть созвучие между объектами (ложь и рожь, ночь и дочь);
  • словообразовательные, основанные на единстве корня или других частей слова (лень и лениться).

Стоит отметить, что ассоциативные процессы, происходящие в нашем сознании, зависят от степени участия в них разных чувственных органов. Так выделяют визуальные, аудиальные, кинестетические, вкусовые и обонятельные ассоциации. В зависимости от предрасположенности человека, особенностей его чувственной репрезентативной системы ему будет полезно строить ассоциации, подходящие именно для него.

Кто-то обладает моторной памятью, как Наполеон (который трижды записывал каждое новое имя, выбрасывал записку и запоминал это имя навсегда). Кто-то, в силу своей развитой аудиальной памяти, предпочитает произносить информацию вслух. Основой памяти для людей, настроенных на визуальное восприятие (а таких большинство), служит, например, целенаправленное выделение ключевых слов в запоминаемом тексте (подчеркивание, раскрашивание, создание схем и рисунков).

С развитием техник запоминания люди уже выработали ассоциативные приемы, которые подходят для большинства из нас. Эти приемы называются мнемотехниками , и о них будет рассказано в одном из следующих уроков.

Как развивать ассоциативное мышление?

Несмотря на то что сегодня существует множество мнемотехник, облегчающих построение ассоциаций для запоминания разного рода информации, нет универсальной методики, которая подошла бы для всех случаев. Часто создавать ассоциации и систематизировать материал для запоминания приходится самостоятельно. Далеко не все хорошо владеют ассоциативной памятью, но этому можно научиться. Ассоциативное мышление строится, в первую очередь, на наших творческих способностях, а именно - на умении создавать что-то новое, модифицируя уже существующее.

Развитие ассоциативного мышления тесно связано с воображением и способностью человека находить сходные элементы даже в самых различных вещах, а также с тренировкой образной памяти. На нашем сайте есть специальный урок по развитию воображения в курсе творческого мышления. С этим уроком вы можете ознакомиться, пройдя по ссылке .

Кроме того, расширения круга ассоциаций можно добиться при помощи целенаправленной тренировки. Ниже мы предлагаем вам несколько несложных упражнений:

Упражнения

Упражнение 2. Составление цепочки ассоциаций. Выберите любое слово и начинайте с него строить цепочку ассоциаций, записывая их на бумагу.. Старайтесь записывать ассоциации как можно быстрее, а связи делать как можно более необычными.

Упражнение 3. Поиск недостающих ассоциаций. Выберите два любых слова или словосочетания, которые должны иметь как можно меньше общего. Постарайтесь построить ассоциацию, которая бы соединяла эти два слова. Например, для слов «утро» и «еда» элементом, дополняющим ассоциативный ряд, будет слово «завтрак». Попробуйте найти недостающее звено для слов: фильм и сон, лифт и автомобиль, цветок и небоскреб.

Упражнение 4. Подходящие ассоциации. Выберите два слова, и постарайтесь назвать ассоциации, подходящие одновременно для каждого из этих слов. Например, для слов «белый» и «легкий» можно назвать такие ассоциации: снег, пух, перо и т.д. Для усложнения упражнения можете выбрать не два, а три или даже больше слов.

Упражнение 5. Необычные ассоциации. Для развития ассоциативного мышления в целях наилучшего запоминания полезно уметь искать наиболее яркие и нестандартные ассоциации. В этом случае образ будет лучше закреплен в памяти. Большинство людей для этих слов и словосочетаний назовут следующие ассоциации:

  • Русский поэт - Пушкин
  • Домашняя птица - курица
  • Фрукт - яблоко
  • Часть лица - нос

Постарайтесь с этими же словами придумать другие, менее популярные ассоциации.

Упражнение 6. Составление ментальных карт. Полезным упражнением для развития ассоциативной памяти являются ментальные карты. Один из создателей идеи составления таких карт Тони Бьюзен в своей книге «Суперпамять» написал, что «…если вы хотите запомнить что-то новое, вам нужно всего лишь соотнести это с каким-то уже известным фактом, призвав на помощь свое воображение». Прочитать подробнее о приеме составления ментальных карт, состоящих из ассоциативных рядов, вы сможете в следующем уроке по развитию памяти.

Если вы будете по 10-15 минут в день выполнять хотя бы часть этих упражнений, то уже через несколько дней тренировка будет становиться все легче и увлекательнее, и главное - вы сможете запоминать любой новый материал быстрее.

Для развития ассоциативного мышления в целях улучшения запоминания материала также полезно использовать следующе рекомендации. Ассоциативная связь должна:

  1. вызывать у вас подлинный интерес (как этого добиться, было написано в предыдущем уроке);
  2. затрагивать различные органы чувств;
  3. быть необычной, но осмысленной вами;
  4. содержать максимально детализированную картинку (размер, цвет и т.п.).

А главное - чтобы ассоциация была яркой и легко запоминающейся.

Итак, второе правило запоминания:

Чтобы хорошо запомнить определенную информацию, найдите подходящие яркие ассоциации, которые будут незаменимым помощником в процессе репрезентации (воспроизведения информации).

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

В самом обобщенном понимании, ассоциативный ряд - это набор элементов, связанных друг с другом по какому-либо общему признаку. Причем, если элемент А связан с элементом Б по какому-либо ассоциированному признаку, а элемент Б связан с элементом С, необязательно, чтобы в ассоциативном ряду А было связано С. Например, при упоминании слова «лето» может возникнуть следующий ассоциативный ряд: море, пляж, песок и т.д. Каждое последующее слово связано с предыдущим, но необязательно с тем, которое стоит перед предыдущим. Это последовательный ассоциативный ряд. Есть также ряды, у которых все элементы объединены одним общим признаком. Более подробно этот вопрос разбирается в
Ассоциативные ряды сейчас нашли широкое применение в самых разных областях гуманитарного знания. С помощью тестирования на ассоциации можно понять психологическое состояние респондента, его жизненные взгляды и даже особенности мышления. Для этого проводится так называемый ассоциативный эксперимент, в ходе которого предлагается выбирать предметы или называть слова, ассоциирующиеся с некоторыми эталонными. К ассоциативным экспериментам относится известный цветовой тест Люшера, так как тяга к той или иной цветовой палитре связана с проекцией на нее внутренних состояний человека.
Тем не менее, стоит подчеркнуть, что оценка личности по ассоциативным схемам не всегда адекватна. Каждый человек может назвать свой собственный ассоциативный ряд к любому слову, потому что формируются в процессе приобретения опыта. У каждого он свой. Но нормальные с психологической точки зрения люди будут иметь похожие ассоциативные ряды. А вот одним из главных как раз является наличие диссоциативного мышления.
Более оправдано использование ассоциативного эксперимента при оценке развития дошкольников и детей Для обучения детей сейчас нередко используются так называемые ассоциативные игры, когда необходимо рассортировать несколько предметов по определенному признаку или находить по общему признаку пары.


Ассоциативный ряд применяется также при оценке уровня эрудиции индивидуума и при тестах на IQ. Несмотря на широкое распространение именно этого вида оценки интеллектуальных способностей, он все же имеет некоторые недостатки. Дело в том, что в одном случае индивидуум может выстроить правильный ассоциативный ряд или объединить объекты по общему признаку в процессе размышлений, а в другом - как следствие предыдущего опыта. Соответственно, в первом случае мы будем иметь дело с более способным в мыслительно-логическом плане человеком, а во втором - с более эрудированным и натренированным.

Впрочем, некоторые исследователи считают, что способность быстро структурировать информацию и находить в ней логические связи всегда является следствием натренированного мыслительно-логического аппарата. Тренировка же должна начинаться как можно раньше, в детстве, и проводиться на самом широком спектре задач.