Ассоциативная психология. Смотреть что такое "ассоциативная психология" в других словарях.

АССОЦИАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

АССОЦИАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

АССОЦИАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

направление в психологии, которое пытается объяснять всю духовную , в т. ч. также и наиболее глубокие мыслительные процессы и вытекающие из них произвольные движения, с помощью ассоциации. Основатели этого направления – Гартли, Пристли, Юм и Гербарт; их выдающимся последователем в 19 в. был Джон Ст.Милль, позднее – Циен, Эббингауз и Г.Е.Мюллер. В ассоциативная почти совсем утратила свое , поскольку ассоциации оказалась несостоятельной.

Павлов разработал модель классического кондиционирования, чтобы лучше понять ее. В целом по этой модели есть четыре последовательных понятия, которые включают. Чтобы лучше понять основы классического кондиционирования, давайте взглянем на наблюдения Павлова на его собаке, как показано на следующем рисунке.

Окончательное резюме по Павловскому обучению

До того, как Павлов заметил свою собаку, он понял, что должен присутствовать настоящий стимул, который может автоматически вызвать рефлекторный отклик. Поскольку в отношениях между этим стимулом и его соответствующим ответом нет обучения, как стимул, так и ответ считаются безусловными. Во время кондиционирования Когда начинается кондиционирование, нейтральный стимул будет представлен вместе с безусловным стимулом. Просто касаясь вилки, даже не встречая пищу, собака слюни. Хотя кондиционирование - это тип обучения, говорят, что новых изученных навыков нет. То, что изучено, - это связь между двумя стимулами.

  • На изображении, когда касается вилки, не происходит слюноотделение.
  • Как показано на рисунке, вилка снабжена пищей, вызывая слюноотделение.
Классическое обусловливание является одним из вводных предметов, изучаемых в психологии, и является одним из основных принципов обучения.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

АССОЦИАТИВНАЯ ПСИХОЛО́ГИЯ

различные по своей научно-идейной сущности психологич. направления, использующие ассоциации в качестве гл. объяснит. принципа. Идея о том, что существуют закономерные сочетания психич. явлений и что эти сочетания имеют определ. телесные ( .) предпосылки, зародилась уже у Аристотеля ("О душе"). Однако лишь в время в связи с распространением материалистич. методологии на изучение психич. деятельности эта становится науч. доктриной, положившей начало А. п. Первые попытки наметить такую доктрину содержатся в работах Декарта (его физиологич. соч.), Спинозы и Гоббса. По Гоббсу, в каком представления сменяют друг друга, отражает последовательность ощущений. Эта последовательность, в свою очередь, детерминирована изменениями в организме, вызванными воздействиями на него физич. тел, и поэтому течение всех психич. процессов определяется материальными причинами. Гоббс разделил "цепи мыслей" на две категории: причудливые, развёртывающиеся без плана и намерения, и регулируемые определ. целью. Тем самым была выдвинута задача, над к-рой бились психологи впоследствии: требовалось объяснить на основе понятия об ассоциации закономерный, упорядоченный процесса . В отличие от Гоббса, применившего материалистич. о необходимой связи явлений ко всей области сознания, Локк назвал новым в филос. лексиконе термином " идей" только те связи, к-рые обусловлены случаем или привычкой (Дж. Локк, Опыт о человеческом разуме, 1690, рус. пер. 1898). Локк видел в ассоциации помеху для правильного мышления и считал новых сложных идей продуктом рефлексии как особой познания. Учению о зависимости порядка и сочетаний психич. фактов от материальных причин (эта понималась первоначально с позиций механистич. мировоззрения) противопоставил концепцию, согласно к-рой как компоненты ассоциации, так и она сама представляют собой первичные психич. феномены, из совокупности к-рых строится якобы не только вся психич. жизнь, но и внешняя . Такой взгляд, отрицательно влиявший на науч. познания психики, защищали Беркли, Юм и их последователи.

Классическое кондиционирование, объяснение

По этой причине, безусловно, все психологи и учителя осознают свою важность в ассоциативном обучении или в формировании патологий, таких как фобии. Мало кто знает Ивана Павлова и его эксперименты с собаками. Одной из наиболее важных характеристик этого типа обучения является то, что он включает автоматические или рефлекторные ответы, а не добровольное поведение. Его называли «классическим обучением» для создания связи между новым стимулом и уже существующим рефлексом, поэтому он является типом обучения, согласно которому первоначально нейтральный стимул, который не вызывает ответ, способен спровоцировать его благодаря ассоциативная связь этого стимула со стимулом, который обычно провоцирует указанный ответ.

Расцвет материалистич. направления А. п. в 18 в. выразился в продолжившем линию Гоббса учении Гартли, основанном на принципе тесной связи психич. деятельности с нервной (последнюю Гартли, в силу ограниченности физиологич. знаний, понимал как вибрации). Будучи механистич. материалистом, Гартли не смог правильно разрешить проблему причинной обусловленности психич. явлений и придерживался мнения о том, что они соединяются параллельно нервным процессам. Но, в отличие от др. сторонников психофизического параллелизм, Гартли признавал первичным – воздействие внешнего мира и производным – связи в сфере психического. Гартли отбросил локковскую рефлексию как самостоят. источник идей и выводил все стороны психич. деятельности, включая мышление и волю, из общих законов ассоциации. Важным нововведением явилось в ассоциативный процесс (наряду с психич. явлениями) мышечных движений. Теория Гартли оказала значит. влияние не только на психологию, но и на мн. др. области знания – этику, эстетику, биологию, логику, педагогику. С пропагандой идей А. п. выступили Пристли, Бонне, Эразм Дарвин и др. Благодаря Гартли ассоциативное психики стало синонимом материалистического.

Эксперимент знаменитой собаки Павлова: условное отражение

Классическое обусловливание заложило основы бихевиоризма, одной из самых важных школ психологии, и родилось в результате исследований Павлова, русского психолога, который заинтересовался физиологией пищеварения, особенно в слюноотделениях у собак. Исследование Павлова является одной из основ поведенческой науки. В своих первоначальных исследованиях Павлов заметил, что после помещения пищи в рот собаки, которую он исследовал, он начал выделять слюну из определенных желез. Павлов назвал это явление «отражением слюноотделения».

Идеалисты направляют свои усилия на разделение этих понятий и независимости А. п. от материализма. Они отрицают необходимую психич. явлений с физиологическими и стремятся выхолостить из установл. А. п. фактов и зависимостей их детерминистич. . В Англии Браун употреблял вместо термина "ассоциация" заимствованный у Беркли "суггестия", под к-рым понималась простая последовательность состояний сознания: одно чувствование вызывает другое, прежде Философский с ним, без того, чтобы была к.-л. в этой связи (Т. М. Brown, Lectures on the philosophy of the human mind, 1820).

Когда эксперимент повторялся несколько раз, он заметил, что его присутствие заставило собаку начать сегрегацию слюны без пищи, так как он узнал, что, когда Павлов появился в лаборатории, он получит пищу. Затем, чтобы узнать, прав ли он, он поставил разделитель между собакой и пищей, поэтому собака не могла ее визуализировать. Исследователь вводил пищу через ворота и записывал слюноотделение животного.

Позже Павлов начал применять различные стимулы, которые были тогда нейтральными, перед тем, как служить еде собаки. Их результаты показали, что после нескольких применений животное ассоциировало стимулы с пищей. Павлов назвал «условный рефлекс» к слюнотечению, которое было произведено после этой ассоциации.

Англ. философ-идеалист Гамильтон заменял ассоциацию принципом "рединтеграции" ( состояние сознания восстанавливается при появлении одного из его компонентов). Своеобразное преломление получила идеалистич. А. п. в Германии, где Гербарт выдвинул теорию, объяснявшую возникновение и развитие психич. процессов "статикой и динамикой" представлений как первичных атомов сознания.

Теория классического кондиционирования: общие понятия

Классическое кондиционирование также называется моделью стимула-ответа или обучением ассоциациями. В процессе он разработал схему классического кондиционирования из своих наблюдений. Необработанный ответ - это реакция, которая возникает в организме автоматически, когда присутствует безусловный раздражитель. Для Павлова было бы количество слюны, которое собака разделила, когда еда была ему подарена. Нейтральный стимул является стимулом, который, когда он присутствует в среде, не вызывает никакого ответа в организме. Когда нейтральный стимул временно связан с безусловным стимулом, он становится условным стимулом, поскольку он способен спровоцировать ответ, подобный тому, который вызван безусловным стимулом. Условный отклик - это ответ, который появляется, когда появляется только условный раздражитель. Для Павлова это было бы количество слюны, выделяемой собаками, когда они представляли только слуховой или зрительный стимул.

Вклад Ватсона в бихевиоризм

Джон Уотсон, очарованный открытиями Павлова, предложил, чтобы процесс классического кондиционирования мог также объяснить обучение людей.

К сер. 19 в. наиболее видными представителями А. п. были Милль и Бэн. Первый, стремясь преодолеть крайний (психологический " ") А. п. своего отца Дж. Милля, предложил концепцию "ментальной химии". Согласно этой концепции образцом для понимания психич. явлений должны служить принципы не механики, а химии, показавшей, что при слиянии первичных элементов возникают соединения, обладающие новым качеством. Также и элементарные психич. состояния (ощущения), образуя более сложные психич. продукты, могут изменяться до неузнаваемости. Бэн, отклонив "ментальную химию", ввел "конструктивной имажинации", согласно к-рому способен создавать новые комбинации образов, отличные от встречавшихся в прежнем опыте (A. Bain, The senses and the intellect, 1855).

Эксперимент Маленького Альберта

Как классический бихевиорист, он думал, что эмоции также изучаются через условную ассоциацию, и на самом деле он считал, что различия в поведении между людьми были спровоцированы разными переживаниями, которые каждый из них жил. Для этого он провел «эксперимент с маленьким Альбертом», 11-месячного ребенка, вместе со своим сотрудником Розали Рейнер в Университете Джона Хопкинса, потому что он хотел выяснить, можно ли обусловливать животное, когда оно связано с Громкий шум, вызывающий реакцию страха.

Связь удара молотка на металлическом столе и наличие белой крысы, которая ранее была нейтральным стимулом, вызывала эмоциональную реакцию страха перед простым присутствием крысы, демонстрируя тем самым, что страх может быть изучен Классическим обучением. Это самый распространенный механизм приобретения фобий. Само собой разумеется, что этот эксперимент не может быть осуществлен сегодня, поскольку он выходит за рамки научной этики.

С развитием эволюц. теории предпринимались попытки перестроить А. п. на основе новых биологич. представлений (Спенсер). Но ни Милль, ни Спенсер не смогли вывести А. п. из кризиса, т.к. придерживались ложного интроспекционистского взгляда на и законы, к-рым подчинено. В новой . психологии, выделившейся в 70–80-х гг. 19 в. в самостоят. науч. дисциплину, по отношению к принципам А. п. наметились две линии. Вундт, уделивший много внимания эксперимент. изучению ассоциации, подчинял ее особому синтетич. акту сознания – апперцепции. Др. исследователи (Эббингауз , Гальтон), напротив, видели в ассоциации первичный и психич. . В целом идеи А. п., несомненно, способствовали прогрессу опытных исследований в области психологии восприятия, памяти, воображения, мышления. Особенно ценными являлись работы Эббингауза (H. Ebbinghaus, Über die Gedächtnis. Untersuchungen zur experimentellen Psychologie, 1885), показавшие зависимость ассоциаций от числа повторений материала, времени его воспроизведения и т.д. Вместе с тем в ходе экспериментов обнаружилась ограниченность принципов А. п., ставших вскоре объектом критики со стороны различных идеалистич. школ (в особенности т.н. гештальтпсихологии). При этом под ударом оказались не только уязвимые стороны А. п. (игнорирование системного характера психич. деятельности и качеств. различий в формах ее проявления и уровнях развития), но и прогрессивные установки ее материалистич. крыла, утверждавшего закономерный характер возникновения и связи психич. актов и их обусловленность нервными процессами.

Вы можете узнать больше о эксперименте Маленького Альберта, введя этот пост. С этой целью он предложил исключить интроспекцию как правильный метод для психологии, заменив ее объективным наблюдением и экспериментированием. Способность к объединению является базовой, когда дело доходит до обучения. Мы можем знать и реагировать на определенные стимулы, потому что мы можем связать события.

Мы чувствуем запах определенного аромата и слюнотечение, думая о том, что ждет наше любимое блюдо. Мы находимся вдали от еды, которая в предыдущем опыте заставила нас рвать часами. Кто-то смотрит на нас определенным образом, и мы делаем вывод, что он злится или что его привлекают к нам. Теория ассоциации обучения, основа бихевиоризма и основанная на этой основе многочисленных психологических методов и школ, утверждает, что способ, которым мы так реагируем, дается потому, что мы можем связывать явления и ситуации, изучать и приобретать эту связь.

Циген, сторонник А. п., взгляды которого подвергнуты критике Лениным в "Материализме и эмпириокритицизме", придерживаясь махистской методологии, защищал изжившие себя механистич. схемы А. п., отбрасывая ее былые достижения. К началу 20 в. традиционная А. п., пронизанная механицизмом и идеализмом, потерпела крах, но мн. ее выводы унаследовал . Развив материалистич. и детерминистич. трактовку понятия ассоциации, Сеченов и Павлов выдвинули новую систему воззрений на ассоциативный процесс, положенную сов. психологией в основу изучения закономерностей психич. деятельности (см. Ассоциация).

Что такое теория ассоциации?

Основываясь на аристотелевских отложениях и многочисленных философах, таких как Локк и Юм, эта теория будет разработана Дэвидом Хартли и Джоном Стюартом Миллом, который постулировал, что все сознание является результатом сочетания стимулов и элементов, воспринимаемых чувствами.

Простым и общим способом теория объединения может быть обобщена как та, которая предполагает, что знание приобретается опытом, связывая ощущения, что присутствие и взаимодействие с стимулами вырабатывается механически и всякий раз, когда они удовлетворяют ряду требований Основные законы, известные как законы ассоциации. По мере добавления новых ассоциаций мышление и поведение становятся все более сложными, способными объяснить человеческую деятельность, основанную на изучении связей между явлениями.

Лит.: Гоббс Т., Левиафан или , форма и государства церковного и гражданского, [М.], 1936; Беркли Г., Трактат о началах человеческого знания, СПБ, 1905; Юм Д., Трактат о человеческом уме, пер. с англ., т. 1, Юрьев, 1916; Милль Д ж. С., Обзор философии сэра Вильямса Гамильтона и главных философских вопросов, обсужденных в его творениях, пер. с англ., СПБ, 1869; Спенсер Г., Основания психологии, пер. с англ., т. 1–2, СПБ, 1897–98; Hartley D. M., Observation on man - психологические направления, в которых единицей анализа психики признана ассоциация. Ассоцианизм в своем развитии прошел ряд этапов. 1. Выделение ассоциации как объяснительного принципа для отдельных психических явлений, прежде всего процессов… … Психологический словарь

Тем не менее, эта теория будет считаться только философской до появления бихевиоризма, который через многочисленные эксперименты и эмпирические проверки привел к объединению к научной теории. Теория ассоциации считает, что при связывании или приписывании различных стимулов или явлений мы следуем ряду универсальных правил, которые навязываются нам врожденно. Основными законами ассоциации являются следующие, хотя позже они будут пересмотрены и переработаны различными авторами, которые работали от ассоциации и проводничества.

Первоначально, согласно закону соприкосновения, два события или раздражители связаны, когда они происходят очень тесно во времени и пространстве. Для теории ассоциационистов, когда два стимула активируют подобные ментальные представления или имеют общие характеристики, они гораздо более склонны быть связаны друг с другом с этим сходством.

Английская ассоциативная психология 19 века

Томас Браун (1778-1820)

Поскольку уже сам термин «ассоциация» тесно сопрягался с представлениями о том, что связь идей обусловлена связью нервных элементов в организме, шотландский философ Томас Браун предложил взамен термина «ассоциация» термин «суггестия» (внушение).

Два стимула также будут связаны, если они полностью противоположны, потому что они воспринимают наличие контраста в том же стимулирующем качестве. Связи между наиболее повторяющимися событиями, как правило, хранятся чаще, усиливая связь между этими событиями или стимулами.

Согласно закону регентства, более позднему и менее временному расстоянию между этими двумя стимулами, тем сильнее связь между ними. Согласно этому закону ответы, сделанные субъектом, которые поддерживают отношения смежности с усиливающими последствиями, будут с большой силой связаны с первоначальным стимулом, который произвел ответ, увеличивая его вероятность повторения. Если за этим ответом последуют аверсивные последствия, связь со стимулом приведет к тому, что ответ будет выполняться реже.

Ассоциация – простейшие связи между наличным ощущением и предшествующими обстоятельствами (например, вид человека вызывает в памяти его имя и т.п.).

Суггестия – это ситуация когда одна идея внушает другую, но не произвольно, а по определеннымзаконам.

Разделил эти законы на:

первичные:

– по смежности;

Бихевиоризм и связь между стимулами

Теория ассоциации в конечном итоге станет одним из основных столпов бихевиоризма, который стремится научным образом исследовать поведение человека от наблюдаемого. Хотя бихевиоризм является очевидным при изучении человеческого поведения, поскольку он не является непосредственно наблюдаемым, этот ток послужил основой для новых способов интерпретации человеческой психики, других школ и парадигм, возникающих как из-за ее успехов, так и ограничений и Интеграция части их основных техник и убеждений.

– сходству;

– контрасту.

вторичные (их девять):

– законы частоты;

– новизны;

– силы первичного ощущения;

– длительности;

– природные способности индивида,

– состояния его здоровья.

То есть, ввел вторичные законы ассоциаций , т.е. учение о дополнительных факторах, объясняющих возникновение в данный момент той или иной ассоциации из многих других.

Бихевиоризм использует ассоциативную теорию в качестве основы для рассмотрения того, что воздействие двух смежных стимулов создает связь между ними. Если стимул оказывает влияние на организм, будет создан конкретный ответ на эту стимуляцию. Если, кроме того, второй стимул появляется в момент или в тот момент, когда возникает эффект, этот стимул будет связан с первым, что в конечном итоге приведет к аналогичному ответу.

На протяжении всей истории бихевиоризма это развивалось, развивая различные перспективы, основанные главным образом на теории ассоциаций. Некоторые из самых известных и выдающихся - это классическое кондиционирование и оперант. Также известная как Павловская кондиция, эта перспектива считает, что организм способен связывать разные раздражители друг с другом. Некоторые стимулы способны провоцировать у человека прямой ответ, такой как боль или удовольствие, генерируя в нем физиологический ответ.

Чем чаще осознаются психические образы, чем они необычнее, чем более сильные эмоции они вызывают и т.д., тем больше шансов на то, что появление одного из них приведет за собой другие.

В условиях, когда усилились нападки на материализм, Браун отрывает душевные явления от их материальной основы, от мозга. Только ощущения рассматриваются им в их отношении к мозгу и к окружающему миру, это составляет предметфизиологического учения о духе. И ставит своей задачей исследование их как подчиненных собственным, чисто внутренним законам, которые открываются только в самонаблюдении, составляют предмет исследованияфилософии духа.

Единственным методом исследования духа, по Брауну, является самонаблюдение . В отличие от анализа в других науках, которые имеют дело с веществом, анализ в отношении духа не может дать реального расчленения психических явлений.

Идеализм сочетается у Брауна с механицизмом в объяснении душевных явлений и проявляется в том, что всякое сложное психическое явление он сводит к сумме составляющих его более простых.

Идеи ассоцианизма получили наивысшую популярность в Англии, где лидерами этого направления выступили отец и сын Милли.

Джеймс Милль (1773-1836)

Английский историк и экономист.

Вернулся к представлению о том, что сознание – это своего рода психическая машина, работа которой совершается строго закономерно по законам ассоциации, не имеющего никакого отношения к устройству организма.

Всякий опыт состоит, в конечном счете, из простейших элементов (ощущений), образующих идеи (сперва простые, затем все более сложные). Никаких врожденных идей или суггестий не существует.

Джон Стюарт Милль : ментальная химия .

Сын Джеймса – Джон Стюарт Милль (1806-1873) являлся в ту эпоху властителем дум не только в Англии, но и в континентальной Европе, а также в России.

Его труды по логике, этике и другим наукам пользовались большой популярностью. Если для его отца образцом точного знания являлась механика, то сын находился под влиянием успешно развивавшейся в тот период химии.

Он стал говорить о «ментальной (психической) химии» , т.е. в человеческом сознании происходит нечто подобное тому, что химик наблюдает в своей колбе при смешении различных элементов, а именно – появляется новый продукт.

«Психическая химия» объясняла, почему многие ощущения, например звук скрипки или вкус апельсина (который является в действительности в значительной мере запахом), воспринимаются в виде простых и единых, хотя они обусловлены сложными стимулами, подобно тому, как вода представляется простой и единой, хотя она состоит из кислорода и водорода. Это воззрение существенно повлияло на программу работы первых психологических лабораторий. Предполагалось, что путем экспериментального анализа удастся вычленить «атомы» сознания и получить в психологии нечто подобное Менделеевской таблице.

Постулат, согласно которому главная задача психологии – изучать законы возникновения и ассоциации идей как элементов сознания, на несколько десятилетий стал ее основой как самостоятельной науки.

Принимая за исходное начало всех порождений человеческой культуры работу индивидуального сознания, Д. С. Милль основал направление, которое получило имя психологизма. Экономика, политика, мораль, право, воспитание рассматривались в качестве эффектов действия психологических законов. Ассоциация трактовалась как ключ ко всем человеческим феноменам и проблемам.

Однако наибольшее влияние на психологию оказала не идея Милля о «ментальной химии», а его «Логика», первое же издание которой (1843) принесло автору всеевропейскую славу. Это произведение расценивается как одно из наиболее значительных явлений философской мысли XIX века в силу того, что выдвинуло на первый план проблемы методологии научного исследования.

«Если историк науки в девятнадцатом столетии должен был бы назвать философский труд, который в середине этого столетия и вскоре после этого имел влияние, он несомненно отдал бы пальму первенства «Логике» Милля. Этот труд... был впервые рекомендован Либихом немецкому ученому миру, в то время мало интересовавшемуся философией, и к нему часто обращались, когда приходилось обсуждать философские вопросы. Так, работы Гельмгольца решающим образом развивались под знаком миллевской логики».

Аргументация Милля сводилась к двум тезисам :

а) имеются законы ума, отличающиеся от законов материи, но сходные с ними в отношении однообразия, повторяемости, необходимости следования одного явления за другим;

б) эти законы могут быть открыты с помощью опытных методов – наблюдения и эксперимента. Ставя вопрос о создании особой эмпирической «науки об уме», Д.С.Милль отражал назревшую историческую потребность.

Немецкая эмпирическая психология 19 века

Иоганн-Фридрих Гербарт (1776-1841)

В теории немецкого психолога и педагога И. Ф. Гербарта соединились основные принципы ассоцианизма с традиционными подходами немецкой психологии – идеей апперцепции, активности души, роли бессознательного.

Гербарт исходил из того, что:

– наш внутренний мир весьма относительно связан с миром внешним, поэтому говорить об отражении, особенно отражении адекватном, передающем основные свойства окружающих вещей, невозможно.

– для того чтобы уйти от обсуждения вопроса о степени адекватности и точности отражения, вопроса, который служил своего рода водоразделом между разными направлениями в теории познания, Гербарт заменяет термин «ощущение» на термин «представление» , подчеркивая тем самым отгороженность внутреннего мира от внешнего.

Говоря об ассоциации представлений, Гербарт приходил к выводу, что представления не являются пассивными элементами в душе человека, но обладают собственным зарядом, активностью, которая определяет их положение в сфере психического.

Для Гербарта сохранение психологии как науки о душе было важным постулатом его концепции психического, так как душа в его понимании является центром, в котором хранятся и перерабатываются знания и который является источником человеческой личности.

Развивая теорию Лейбница о структуре души, Гербарт писал, что в ней можно выделить три слоя:

– апперцепцию – область ясного и отчетливого сознания;

– перцепцию – область смутного сознания;

– бессознательное.

Таким образом, и для Гербарта область души была шире, чем область сознания, и большое значение для него, как и для Лейбница, имело бессознательное.

Гербарт также вводит понятие «апперцептивной массы» , содержанием которой является индивидуальный опыт человека. Апперцептивная масса формируется в процессе жизни, а потому зависит от способов воспитания и обучения, выбранных взрослым. Однако если в начале жизни содержание апперцептивной массы определяется внешними воздействиями, то впоследствии она сама уже определяет особенности восприятия окружающего мира, свойственные данному человеку. Поэтому разные люди по-разному воспринимают одни и те же ситуации.

Огромное значение для развития объективной психологии и для проникновения в нее математических способов обработки полученных данных имела идея Гербарта о динамике представлений .

Каждое представление обладает определенной силой, зарядом, и таким образом ввел в психологию еще один параметр – силу, добавив его к уже существовавшему параметру – времени. Наличие двух параметров силы и времени – давало возможность применить к исследованию психических процессов математический аппарат, который придавал объективность получаемым при исследовании данным. Не меньшее значение введение этого параметра имело и для исследования порогов ощущений, которое впоследствии было предпринято Фехнером.

С точки зрения Гербарта, каждое представление стремится попасть в центральную область души – область сознания. Однако объем этой области, как и области апперцепции, небезграничен, и поэтому попасть туда может только представление, обладающее достаточной интенсивностью, т. е. такой силой, которая может преодолеть порог, отделяющий сознание от бессознательного. Еще большей интенсивностью должно обладать представление для того, чтобы преодолеть порог апперцепции и попасть в центр внимания человека, в область отчетливого сознания.

Естественно, что каждое сильное представление, попадая в сознание, вытесняет оттуда уже имеющееся там, но более слабое представление. Отсюда Гербарт делает вывод, что между противоположными представлениями существуют отношения конфликта, вытеснения.

Однако, есть и сходные представления , которые могут соединяться или даже сливаться в одно. В том случае, если в области сознания человека уже находится сходное представление, новому знанию не надо обладать очень высокой интенсивностью, так как оно сливается со старым и таким образом попадает в сознание. Более того, если в области смутного сознания или бессознательного расположены некоторые представления, к которым добавляются даже и не очень сильные, но сходные новые представления, сливаясь, они могут получить достаточную интенсивность для перехода из бессознательной части души в сознание.

Эта концепция Гербарта, которую он назвал «теорией статики и динамики представлений», сыграла большую роль и в теории обучения. Гербарт выдвинул идею о четырех принципах обучения , которые должны учитываться при разработке новых методов и обучающих программ.

Он говорил о необходимости ясности, ассоциаций, системы и метода. С его точки зрения, методика обучения должна строиться так, чтобы новое знание сразу же попадало в центр внимания человека, для чего оно должно или быть достаточно привлекательным, или соединяться с другими, имеющимися уже у субъекта знаниями. В любом случае новое знание сохранится только в том случае, если оно входит в систему с другими, уже имеющимися знаниями. Механизмом такого соединения понятий являются классические законы ассоциаций.

Теория Гербарта, в которой появились новые и актуальные для психологии идеи о динамике представлений, их связях и конфликтах, их расположении в душе человека, была одной из самых распространенных и значимых психологических теорий в XIX веке. Она сыграла большую роль и в дальнейшем развитии психологии.

Исторически оценивая итоги развития ассоцианистической психологии в целом, необходимо иметь в виду следующее.

1. Отстаивая эмпирический подход к пониманию психики, ассоцианизм защищает идею опытного происхождения индивидуального сознания и безграничной воспитуемости человека. Такая позиция прогрессивна, она создает научную базу для педагогики, открывая широкие перспективы для разработки путей обучения и воспитания.

2. В рамках материалистического направления ассоцианизма, начиная с Гартли, возникла задача изучения материальных основ психики, решение которой стало одним из магистральных путей в психологии. В ассоцианизме дано детальное описание как самого факта ассоциации, так и принципов (законов) образования ассоциаций, выявлены условия образования и сохранения ассоциаций. Эти данные повлияли на понимание научения, процесса приобретения знаний, особенно в период экспериментального развития ассоцианизма. Ассоциативная психология имеет и прикладное значение. Ассоциативный эксперимент в различных вариантах нашел широкое применение в клинике (Р. Зоммер, Э. Крепелин, З. Фрейд, К. Юнг и др.). В педагогике используются данные о роли повторения, о способах заучивания и др.

3. Вместе с тем, несмотря на серьезные и неоспоримые достижения, ассоцианизм, развиваясь, все более обнаруживал свою теоретическую несостоятельность. Это направление было замкнуто в сознании и не открывало путей для его объективного исследования. «Чистая психология сознания» – так называл английскую психологию Эд. Гартман в своей книге «Современная психология». С.Л. Рубинштейн проницательно замечал, что ассоциация – это вообще не механизм, а явление, конечно, фундаментальное. Но как явление оно само требует объяснения.

Ассоциативную психологию отличает описательность, она не имеет средств для объяснения душевной жизни.

В ассоцианизме оказались неразрешимыми такие центральные проблемы психологии, как духовное развитие человека, источники психической активности и поведения, личность, осмысленные продуктивные процессы мышления.

В процессе работы по преодолению трудностей ассоцианистической теорий возникли новые направления. При этом само явление ассоциации и понятие о нем входит и в современную психологию.