Ассоцианизм, ассоциативная психология. Развитие ассоциативной психологии в XIX в.

Лекция 5 Развитие предмета психологии в естественнонаучном знании

Для эпохи Просвещения идеалом становится свободная самостоятельная личность, наделенная здравым смыслом. Пребывание в сфере разума, постижения общих идей, открываемых волей смыслов в эпоху Средневековья, сменяется с развитием научного знания на установления общих закономерностей через обобщение наблюдаемых фактов. Апелляция к собственному опыту и рассудку стало одним из критериев, задающий объективность получаемых знаний. Рассуждение, строящееся на априорно заданных посылках, не становится свободным. Оно, как показала история, может превратиться в следование догматом и тем самым человек становится несвободным.

Выход был предложен в применении новых методов, позволяющих объективно, без спекулятивных построений, познать природу. Данные представления определяли новые способы понимания свободы человека – самостоятельно мыслить, апеллируя к собственному опыту и рассудку.

Сам опыт вслед за разделением Декарта сознания и телесности также рассматривался в двух плоскостях: сенсуализм и интроспекционизм. Становление науки и усиление ее позиций привели к развитию сенсуалистического направления. При этом человек был сведен к ощущаемому органу, к вместилищу опытного знания, полученного в результате взаимодействия его с внешним миром.

Новые концепции психического отразили общее направление развития научного знания – естествознания. Одним из направлений, которое отразило общую установку развития эмпирического знания, была ассоциативная психология.

При познании окружающего мира, психических явлений раньше открываются более общие свойства и отношения, имеет «место первичная генерализованность. За этим следует процесс конкретизации, в ходе которого воспроизводится специфика единичного, и лишь потом начинается ход вторичного обобщения, идущий от полноты и целостности индивидуального "лица" данного конкретного объекта к поиску глубинных общих принципов. Такого рода стадиальность – в тех или иных ее модификациях – проявляет себя не только в ходе исторического становления доэмпирического знания о феноменологии отдельных свойств и признаков познаваемого объекта, но и в процессе поиска общих законов данной области действительности, т.е. в развитии собственно теоретических обобщений. Не случайно поэтому в основе одной из самых первых психологических теорий лежит наиболее общий (и именно в силу этого раньше других открывающийся познанию) принцип организации психических процессов – способ их связи друг с другом (Веккер Л.М.).

В связи с этим принцип ассоциации как общий способ связи психических феноменов неслучайно является предметом старейшей из психологических теорий – ассоцианизма.

Идея ассоциации в понимании психического была внесена еще Платоном и развита Аристотелем, который, стремясь объяснить динамику образов-представлений, вводит механизм ассоциации. Согласно Аристотель за каждым из выделенных им разрядов ассоциаций (смежности, сходству, контрасту) скрыты различные движения пневмы в кровеносных сосудах. Данный объяснительный принцип вновь был привлечен для понимания психического лишь в XVI столетии. Ассоциации принимали за один из основных психических феноменов Р.Декарт, Б.Спиноза и Г.Лейбниц. Но все они считали их низшей формой познания и действия по сравнению с высшими формами, к которым относили мышление и волю. Гоббс первым придал ассоциации силу универсального закона психологии. Томас Гоббс (1588-1679) считал, что в мире нет ничего, кроме материальных тел, которые движутся по законам механики, открытым Галилеем. Соответственно и все психические явления подводились под эти глобальные законы. Материальные вещи, воздействуя на организм, вызывают ощущения. Поскольку движения при ощущении происходит строго механически, то и представления следуют одно за другим в силу связанности движимой материи. Механизм ассоциации положен им в основу всей психической жизни, включая ее высшие проявления - рациональное познание и произвольное действие. Он рассматривал только один закон ассоциации – по смежности. Эта схема легла в основу всей ассоциативной психологии и, по сути, вычеркнула душу из психологии, оставив разум как результат телесных, механических движений в организме.

Дальнейшее развитие идеи выводимости внутренних психических процессов из ощущений, из опыта путем связывания получили в концепции Джона Локка (1632 - 1704). Он обратился к понятию «ассоциация» для объяснения того, как образовываются сложные идеи. Простые представления, идеи различной силы собираются друг с другом с неуловимой быстротой. Представления группируются в известном порядке по трем законам ассоциаций: сходству, смежности и причинности, - и взаимно притягиваются, словно повинуясь силе тяжести, тем самым образуя сложные идеи. Однако Локк рассматривал ассоциации не как основной механизм психической активности. В результате ассоциаций появляются неверные, ненадежные сочетания идей, как случайные и пассивные связи, свойственные в основном психической жизни душевнобольных и лишь отчасти здоровых людей, например, во время сновидений. Тем не менее, Локк стоит у истоков ассоциативной психологии.

Непосредственным последователем Локка был Джордж Беркли (1685-1753) (Рис 9), который полагал, что "существовать (esse) значит быть воспринимаемым (percipe)" и "все имеет существование только в сознании". Пока человеку кажется, что он видит или слышит какой-то объект, он реально существует, но стоит закрыть глаза – пропадает не только ощущение, но и объект. Таким образом, оп Беркли, нет никаких качеств, кроме непосредственно испытываемых субъектом. Идеи, соединяясь между собой по законам ассоциации, образуют комплексы, иллюзорно принимаемые за объект. Изучая построение зрительных образов из ощущений, он использует ассоциацию как условие возникновения образов восприятия. За счет ассоциации происходит связывание зрительных ощущений и двигательных, мускульных. И если связь часто повторяется, то ассоциация между ними становится привычной, и в самом образе мы уже не можем их разделить.

Развитие ассоциативной психологии уже на феноменологической основе получает у Дейвида Юма (1711 - 1776). Согласно Юму (Рис 10) ассоциации являются не продуктом причиной связи, но мнение о существовании такого рода связи – продукт ассоциации. Способ связи психических элементов абстрагирован и от структуры, в которую они объединяются, и от природы как самих элементов, так и синтезированной из них психической структуры (Веккер Л.М.). Связь дана внутри самих элементов сознания и не требует никакой реальной основы. Она своего рода притяжение представлений, устанавливающее между ними внешние механические связи. В течении ассоциативных процессов, не имеющих реальной причинной связи, исчезали не только объекты восприятия, но и сам человек. Человек представлялся как калейдоскоп лишенных внутренних состояний, каждое из которых являлось причиной самого себя, как «связка или пучок различных восприятий, следующих друг за другом с непостижимой быстротой и находящихся в постоянном течении, в постоянном движении». Никак невозможно уловить свое «Я» как нечто существующее помимо восприятий и никак невозможно подметить ничего, кроме какого-либо восприятия» [Юм Д. Сочинения в 2-х т. М., 1966, т. 1, с.367].

Идею Юма о познании, о его прагматической ценности стали основанием построения позитивизма О.Конта. Смена одного состояния другим легли в основу прагматического и функционального подходов в психологии. В то же время он говорил о различных задачах познания, которые определяют и разные способы получения данных: познание сути и использование знаний. Тем самым наметилось разделение науки на объяснительную и описательную (как они были позже названы В.Дильтеем).

Несмотря на то, что Беркли и Юм пытались рассмотреть ассоциацию как имманентное свойство сознания, верх в понимании природы внутреннего мира человека брала механистическая концепция. Развитие естествознания, науки, в первую очередь механики И.Ньютона, приводило к необходимости выделения закономерностей, установлению единого закона разума.

Давид Гартли (1705-1757) ставит механизм ассоциации как универсальный единый закон разума: «Все объясняется первичными ощущениями и законами ассоциации». В основу своей теории Гартли положил идею Локка об опытном характере знания, а также принципы механики Ньютона. В книге "Размышления о человеке, его строении, его долге и упованиях" (1749) Гартли обосновал свою ассоциативную теорию, которую рассматривают как первую законченную систему ассоциативной психологии.

По образцу ньютоновской картины природы Гартли представил психический мир человека как продукт работы организма как «вибраторной машины». Предполагалось, что вибрации внешнего эфира посредством вибраций нервов вызывают соответствующие вибрации мозгового вещества, которые переходят в вибрации мышц. Параллельно этому в мозгу возникают, сочетаются и сменяют друг друга психические «спутники» этих вибраций - от чувствования до абстрактного мышления и произвольных действий. Ассоциации устанавливаются между ощущениями, между идеями, между движениями, чувствами. Этим ассоциациям соответствуют ассоциированные дрожания нервных волокон (для ощущений и движений) или ассоциированные вибрации мозгового вещества (для сознаваемых идей и сложных психических образований). Таким образом, ассоциации являются пассивным отражением нервных связей в мозгу. Главными условиями образований ассоциаций являются: смежность во времени или в пространстве и частота повторений их сочетаний. Общие понятия возникают, когда от прочной ассоциации, которая остается в различных условиях неизменной, отпадает все случайное и несущественное. Совокупность этих постоянных связей удерживается как целое, благодаря слову, которое выступает как фактор обобщения.

Механистическая картина мира начала определять и понимание психических явлений. Предложенная Гартли схема соотношения физического и психического рассматривалась многими учеными как научное, строго причинное объяснение психического механизма. Закон ассоциации признавался как универсальный. Ассоциативное направление практически на два века стало основным в понимании психического. Расхождения возникали в понимании того, как работает механизм ассоциаций.

С работ Гартли можно говорить о появлении психологии как самостоятельной области научного исследования. Появляются работы, посвященные чисто психологической проблематике, работы, анализирующие место психологии в системе наук, начинают читаться курсы лекций в университетах.

Джозеф Пристли (1733 - 1804) развивал идеи Гартли и рассматривал ассоциацию ощущений как основание всего содержания и структуры внутренней жизни. Он считал, что достаточно одних внешних чувств, чтобы объяснить все разнообразие психических явлений. Они появляются в результате различных видов или случаев ассоциаций ощущений и идей, по разным законам образованных. Зная эти законы, подобные законам механики, физики, химии, возможно установить объективные способы воздействия на человеческий разум, вывести законы воспитания и обучения.

Развитие ассоциативного направления происходило и в следующем веке. XIX век рассматривается век триумфа ассоцианизма. Закон ассоциаций рассматривался как основное явление душевной жизни. В ассоцианизме видели теорию, которую можно применить к вопросам политики, морали, воспитания.

При этом тенденция к познанию природы, более глубокому ее пониманию сохраняется, однако вся яснее появляется необходимость новых методов исследования, нового подхода к изучению окружающего мира. Метафизические представления, сохранявшиеся в науке, приходили во все большее противоречие с накопленными фактами, которые не поддавались объяснению в рамках старых теорий. Это привело к формированию устойчивого интереса естествоиспытателей и философов в первой половине XIX в. к проблемам метода исследования природы и другим общим вопросам научного познания. И в качестве таких методов стали рассматриваться методы естественных наук, в первую очередь физики и химии. В связи с этим появляются в рамках данного направления труды, пересматривающие основные положения о предмете и методе ассоциативной психологии. Ассоцианизм в лице Дж. Ст. Милля и Г. Спенсера соединяется с философией позитивизма. Однако это стало и началом кризиса этой психологической системы.

Расцвет ассоцианизма связан с концепцией внушения Томаса Брауна, умственной механикой Джемса Миля (1773 - 1836) и умственной химией его сына Джона Стюарта Милля (1806 - 1873)

Томас Браун (1778 - 1820), пытаясь понять, почему появляется именно такой, а не другой психический феномен, вводит первичные законы и вторичные законы ассоциации (частота, новизна, длительность, сила первоначального ощущения и др.). Благодаря им отдельные ощущения сливаются в комплексы, где образующие этих комплексов уже не различимы. Для описания этого механизма он вводит понятие «внушение» - нечто вроде внутреннего возникновения явления и побуждение одновременно, то, что поднимается в сознании, есть следствие прежних представлений. Порядок идей тем самым может отличаться от порядка ощущений.

Целью работ Джемса Милля было способствовать наилучшему развитию душевных способностей и сил при воспитании. Следуя Д. Локку, Дж. Милль полагал, что первыми состояниями сознания являются ощущения; производными от них - идеи. Природа сознания такова, что в нем самом уже заложены чувственные данные и ассоциативный механизм их связи. Ассоциации - это не сила и не причина, как она понималась Д. Юмом, а просто способ совпадения или соприкосновения идей: идеи зарождаются и существуют в том порядке, в котором существовали ощущения как их оригиналы. «Порядок и связь таковы, каковы порядок и связь ощущений», - Дж.Милль. Они приложимы только к идеям и чувственных данных не затрагивают.

Идеи, будучи вторичными состояниями сознания, представляют собой копии ощущений, отличаясь от последних только тем, что они никогда не появляются раньше ощущений. Из простых идей посредствам ассоциаций образуются сложные идеи. Причем Милль выделял только один закон ассоциации смежность или близость во времени или в пространстве. Результат многообразных соприкосновений (ассоциаций) идей составляет суть психической жизни человека. Доступа к ней, кроме внутреннего наблюдения, нет.

Прежние концепции психического опирались на механические модели, однако при этом так и не удалось выделить в сложных психических явлениях качества первичных элементов, из которых слагается интегральное психическое образование. Механическая модель не позволила объяснить психическое. Большие успехи химии вселяли в Джона Стюарта Милля надежду найти механизмы психического. Он предложил рассматривать законы сознания по образцу химических процессов, при этом полагая в качестве основного ассоциативный принцип. Исходные явления сознания, ассоциируясь, дают новое психическое состояние, качества которого не имеют подобия среди первичных элементов, из простейших элементов сознания возникают новые, обладающие собственными качествами структуры этого сознания – подобно тому, как из водорода и кислорода возникает совершенно новый продукт – вода. Он выделил новые виды ассоциаций: сходство, смежность, частота и интенсивность. Впоследствии закон интенсивности был заменен законом неразделенности.

В тоже время Джон Стюарт Милль критически анализирует также понимание предмета в ассоциативной психологии. Он различает физическое и то, что принадлежит сознанию: «Когда одно какое-нибудь состояние произведено другим, связывающий их закон я называю законом духа. Когда же непосредственно причиной духовного состояния является какое-либо состояние тела, мы будем иметь закон тела, относящийся к области физических наук» (Милль Д. Ст. Система логики. С. 773). И путем анализа приходит к выводу, что «...не существует самостоятельных (или оригинальных) психических законов - «законов духа» ... психология есть просто ветвь физиологии, высшая и наиболее трудная для изучения» (там же, С.773). Обсуждая возможности изучения психических явлений только через собственный опыт, он приходит к мнению, что отдельная и особая наука о духе, предметом которой выступают единообразия последовательности, законы вызывающие одно явление другим.

В это время выходит многотомный «Курс положительной философии» Огюста Конта, в котором он выделяет основные критерии научного знания. Эти критерии базировались на применении наблюдения и эксперимента, логики, с помощью которой происходит обобщение данных фактов и построение законов. Данные идеи были приняты многими учеными и сыграли определенную роль в становлении экспериментальной психологии. Идеи О.Конта поддержал и Дж.Ст.Милль, который предполагал путем экспериментального анализа вычленить "атомы" сознания. Это воззрение существенно повлияло на программу работы первых психологических лабораторий. Дальнейшее развитие ассоциативной психологии связано с различными попытками применить объективные методы для получения фактов психического и его выделения законов.

Принято считать, что последним крупным ассоцианистом был Александр Бэн (1818 - 1903). Однако он своими представлениями о волевом действии, возникающем при избыточной спонтанной энергии в организме, показал, что закон ассоциации не столь универсален. Столкнувшись с дихотомией непроизвольных и произвольных движений, он выдвинул представление о "пробах и ошибках" как особом принципе организации поведения. Между "чисто" рефлекторным и "чисто" произвольным имеется обширный спектр действий, благодаря которому постепенно, шаг за шагом достигается искомая цель. Данному принципу, подчиняется не только внешнедвигательная, но и внутримыслительная активность. Тем самым деятельность сознания сближалась с деятельностью организма. Закономерности, присущие всей органической природе, оказывались также и закономерностями "внутреннего мира". Тем самым он поставил новые задачи, которая ассоциативная психология не могла решить. В связи с чем появляются необходимость привлечения иных моделей для объяснения психического.

С началом XIX в. в научном познании стали складываться принципиально новые установки, все более явно стали обнаруживаться переходы от одного ряда явлений к другому и формироваться, соответствующие представления о единстве и развитии природы. Механическая картина мира "сменялась новым представлением о природе, в основу которого легли принципы сохранения и превращения энергии, детерминизма и атомистики, учение об историческом развитии Земли и органического мира" (Развитие естествознания в России (XVIII - начало XХ века) / Под ред. С.Р. Микулинского, А.П. Юшкевича. М., 1977. – С.140). Эти новые установки определили и развитие идей в ассоциативной психологии.

Ряд новых моментов в ассоциативную психологию вносит Герберт Спенсер (1820 - 1903). В работах Спенсера происходит сближение психологии с учением о биологической эволюции, поэтому его рассматривают как разновидность ассоцианизма на эволюционной основе. Считал, что психические явления можно понять исключительно через анализ развития. Развитие психического рассматривал как частный случай действия обей закономерности: повсюду во Вселенной развитие идет от рассеянного к сплоченному, интегрированному, т. е. характеризуется концентрацией; от однородного к разнородному, дифференциацией; от неопределенного к определенному, индивидуальному. Психическое, по Спенсеру, как и жизнь в целом является приспособлением внутренних отношений к внешним, к внешней среде, причем специализация этого приспособления возрастает в процессе эволюции за счет нарастания ассоциативных связей вследствие их повторения в опыте многочисленных поколений. Эволюционный подход давал возможность изучить формирование психики, проследить этапы его становления, раскрыть новые психологические закономерности, что создавало условия для появления генетической психологии.

Особое значение заняло новое понимание детерминации психических явлений. Со Спенсером утвердилось понимание связи организма со средой. Он выходит за пределы организма и рассматривает психическое в его отношении к внешней среде. По его мнению, психология должна исследовать природу, происхождение и значение связей между сознанием и внешней средой. Социальная эволюция - часть эволюции вообще, поэтому законы и механизмы приспособления человека к социальной среде только усложняются благодаря появлению новых факторов - языка, общества, материального производства, науки, нравственных и эстетических категорий и др.

Особую роль в развитии идей Спенсера сыграл позитивизм. Многие положения данной концепции он оспаривал, но при этом считал необходимым использовать научный метод для познания, опыт «в широком смысле…знания как продукт накопленного и организованного опыта» (Г.Спенсер Классификация наук. – М., 2001. С.54).

Преобладание интроспекционизма в психологии привело к тому, что Конт отказал психологии в праве считаться настоящей наукой. Однако Спенсер доказывал, что наряду с субъективной психологией должна существовать объективная психология (тем самым, намечая уже пути развития психологии как науки), которая рассматривает поведение как совокупность нервно-мышечных приспособлений (эти положения Спенсера развивали в американской психологии В.Джеймс, психологи-функционалисты, бихевиористы). Как отметил М.И.Сеченов, Спенсер вывел психологию из поля сознания в поле поведения.

Для ассоциативной психологии разложение психически процессов на отдельные, простые элементы (атомы) приводит к необходимости нахождения связующих механизмов, появления сложных явлений и образований. За ассоциативной концепцией стоит несомненная реальность действительно самой универсальной формы взаимосвязи психических явлений и таких главных ее детерминант, как пространственно-временная смежность этих явлений, их частота и сходство. Однако другие факторы организации этой реальности, позволяющие понять структуру психических явлений, их функцию и т.п. не были рассмотрены. На первых этапах развития данного направления эти аспекты не были еще раскрыты, а потом ассоцианизм от них абстрагировался. И как отметил Л.С.Выготский: «от рисунка и материала ткани психических процессов в этой концепции остаются только "ассоциативные нитки". Однако это не те нитки, из которых ткется сама психическая ткань, а лишь те, с помощью которых ее "куски" сшиваются в непрерывное, сплошное полотно психической жизни» (Л.С.Выготский). Таким образом, данная концепция не раскрывала природы психического, не позволяла объяснить появление новых образов, не выводимых из простого сочетания ощущений, особенно это касалось проблемы мышления, привело к тому, что начинают появляться новые проекты изучения психологических явлений. Однако ее положения, детальные описания самого акта ассоциации, законов образования повлияли на понимание научения, процесса приобретения знаний, способах заучивания.

Помимо высказанного универсального закона она стояла и на позициях эмпирического получения знаний в силу оснований самой концепции. Только посредством ощущений возникают представления, идеи, мысли и пр., только эмпирия, опыт дает человеку новые знания. Психические явления тем самым превращаются в материал физических объектов. Обращение к опыту выдвигается как основной способ познания психического. «Отстаивая эмпирический подход к пониманию психики, ассоцианизм защищает идею опытного происхождения индивидуального сознания и безграничной воспитуемости человека» (Ждан А.Н). При этом данное направление не выходило за пределы сознания, оставалась «чистой психологией сознания» (Э.Гартман), что привело к ее теоретической несостоятельности. Особенно это подчеркнул Джон Стюарт Милль в «Логике», сыгравшей огромную роль в становлении психологии как самостоятельной науки. Доступность психологических явлений эмпирическому изучению выступили для Милля основанием разработки особой «науки об уме». Эти законы могут быть открыты с помощью опытных методов – наблюдения и эксперимента. Тем самым Милль намечает пути развития психологии как научной дисциплины. Применяя объективные методы познания к описанию психического как объективного явления, Г.Спенсер заложил новую модель в понимании психического и его изучения, которая определила появление психологии как науки о поведении.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ШУЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

НА ТЕМУ:

« Ассоциативная психология »

Шуя 2010

Введение

1. Ассоциативная психология Д. Гартли

2. Ассоциативные процессы Юма

3. Проблема творческого мышления в ассоциативной психологии

Заключение

Список литературы

Введение

Психология (от греческого psyche - душа, logos - учение, наука)- наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Взаимодействие живых существ с окружающим миром происходит с помощью психических процессов, актов, состояний. Они качественно отличаются от физиологических процессов (совокупность жизненных процессов, промсходящих в организме и его органах) но и неотделимв от них. Слово психология впервые появилось в западно-европейских текстах в 16 веке.

Развитие психологии тесно связано с развитием философии, науки о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Методологической базой развития психологии являются материалистическое и идеалистическое направления в философии. Понятия «душа» и «психика» одинаковы по своей сути.

К идеалистическому направлению относится понятие «душа». «Душу» рассматривают как явление, порожденное особой высшей сущностью (Богом).

К материалистическому направлению относится понятие «психика». Она рассматривается как продукт деятельности головного мозга.

Основателем психологии как науки считается Аристотель. Им был написан первый курс психологии, который назывался «О душе». Аристотель открыл новую эпоху в понимании души как предмета психологического знания. Душа - по Аристотелю - это не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела.

Аристотель создал свою школу на окраине Афин и назвал ее Ликеем. «Правильно думают те, - говорил Аристотель своим ученикам, - кому представляется, что душа не может существовать без тела и не является телом». Психологическое учение Аристотеля строилось на обобщении биологических факторов. Вместе с тем, это обобщение привело к преобразованию главных объяснительных принципов психологии: организации развития и причинности. Именно Аристотель властвовал над пытливыми умами в течении полутора тысячелетий.

Психология, как наука, формировалась на протяжении многих веков и до сих пор она не устоялась. В ней нет догматов и констант. С течением времени менялись взгляды на науку о душе. Попробуем проследить становление психологии на протяжении почти трех веков, начиная с эпохи Возрождения.

1. Ассоциативная психология Д. Гартли

С XVII в. начинается новая эпоха в развитии психологического знания. Тело человека и животных теперь рассматривается как сложно устроенная машина, однако продолжает сохраняться идея, что работа тела человека в отличие от тела животных регулируется не органическими потребностями, а душой.

Попытку вновь соединить тело и душу человека, разделенные дуалистическим учением, вновь предпринял нидерландский философ Б. Спиноза. Одновременно был введен принцип детерминизма -- всеобщей причинной обусловленности и естественной научной объяснимости любых явлений. В науку он вошел в форме следующего утверждения: «Порядок и связь идей те же, что и порядок и связь вещей».

В XVII в. публикуются работы немецкого ученого Лейбница, содержащие первые идеи о бессознательном (неосознанное восприятие) и его связи с сознанием.

В следующем, XVIII в. на свет появляются два учения, надолго предопределившие развитие психологии как науки. Это --эмпиризм и сенсуализм. Первый представлял собой учение о внутреннем опыте и законах его приобретения человеком, о приоритете опыта над разумом, а второй -- о доминировании чувственного познания над рациональным. Оба философских учения отрицали существование врожденных и неизменных идей, доказывали их опытное происхождение и возможность развития.

Родоначальником эмпирической психологии, т. е. психологии как пауки о внутреннем опыте, явился английский философ Д. Локк. С его именем связывают учение о том, что человек с рождения представляет собой «чистую доску, на которой время может написать любые письменах. Смысл данного учения состоит в утверждении мысли об отсутствии у человека врожденных способностей, возможности их прижизненного развития.

Параллельно с этим продолжает совершенствоваться и идеалистическое учение о душе. Возникает представление о рефлексии как особой способности души к самоанализу и самопознанию.

В научно-психологический оборот вводится понятие об ассоциации как сравнительно простом и вместе с тем универсальном механизме формирования и приобретения опыта. Это понятие затем становится центральным в понимании основных психических процессов, от ощущений до мышления. Новое, основанное на ассоциации учение получает название ассоциационизма.

Ассоциативная психология -- психологические направления, в которых единицей анализа психики признана ассоциация. Ассоцианизм в своем развитии прошел ряд этапов.

1. Выделение ассоциации как объяснительного принципа для отдельных психических явлений, прежде всего процессов припоминания.

2. Этап классического ассоцианизма, когда были созданы целостные концепции психики, которая понималась как система механических связей (ассоциаций) между психическими элементами, в качестве которых рассматривались ощущения и представления.

3. Этап экспериментального и практического ассоцианизма, который характеризуется попыткой ввести в основную концепцию фактор активности субъекта.

Крупнейший представитель ассоциационизма XVIII в. Д. Гартли соединил понятие рефлекса с понятием ассоциации. Это соединение выразилось следующим образом: внешнее воздействие, порождающее рефлекторный ответ, запечатлевается в виде следов памяти -- ассоциаций; частое повторение соответствующего воздействия ведет к быстрому восстановлению следов по механизму ассоциации.

Его книга «Наблюдения за человеком» (1749) положила начало классическому ассоцианизму.

Стремление вывести поведение человеческого организма из материальных начал (законов физики) сближает учение Гартли с декартовской психофизиологией. Но в отличие от нее причинный анализ перехода от элементарных познавательных и двигательных актов к самым сложным не оставлял места ни для души, ни для рефлексии, ни для каких бы то ни было иных внетелесных сил. Декарт опирался на собственную физику, Гартли -- на ньютоновскую.

Помимо Ньютона укажем на другие истоки гартлианского учения, от которого начинается все мощное и разветвленное течение ассоцианизма. Влияние Спинозы сказалось в идее эквивалентности психического и физического, неотделимости одного от другого; влияние Локка -- в учении о производности высших интеллектуальных явлений от элементарных сенсорных; влияние Лейбница -- в разделении психического и сознательного. Гартли опирался также на успехи медицины (он был практикующим врачом) и нейрофизиологии, связанные с различением уровней нервной деятельности. Все эти идейные направления вошли в его психологическую систему под воздействием столь же огромного, сколь и несбыточного социального замысла: на основе точных законов научиться управлять поведением людей с целью сформировать у них твердые морально-религиозные убеждения и тем самым усовершенствовать общество.

Гартли считал себя противником материализма. Такая установка определялась особенностями идейно-политической жизни Англии XVIII в. Но хотя его концепция и содержала теологический привесок, ее материалистическая сущность не вызывает сомнений. Законы психического он выводил не из него самого, а из процессов материального взаимодействия.

Гартли указывал, что именно ньютоновские труды «Оптика» и «Начала...» привели его к основной идее -- учению о вибрациях, на котором базируется учение об ассоциациях. Нервная система -- это система, подчиненная физическим законам.

Соответственно и продукты ее деятельности включались в строго причинный ряд, ничем не отличающийся от действия причин во внешнем, физическом мире. Этот ряд охватывал поведение всего организма -- от восприятия вибраций во внешней среде (эфире) через вибрации нервов и мозгового вещества к вибрациям мышц. Тем самым, так же как и у Декарта, объектом объяснения становилось поведение целостного организма, а не его отдельных органов или частей. И поскольку психические процессы признавались неотделимыми от своей физиологической основы, они также ставились в однозначную зависимость от характера вибраций.

Все нервные вибрации Гартли разделял на два вида: большие и малые. Малые возникают в белом веществе головного мозга как миниатюрные копии (или следы) больших вибраций в черепно-мозговых и спинномозговых нервах. Учение о малых вибрациях объясняло возникновение идей в их отличии от ощущений. Поскольку же первичными считались большие вибрации в нервной системе, возникающие под воздействием на нее «пульсации» внешнего эфира, «внутренний мир» идей выступал как миниатюрная копия реального взаимодействия организма с миром внешним. Однажды возникнув, малые вибрации сохраняются и накапливаются, образуя «орган», который опосредствует последующие реакции на новые внешние влияния. Благодаря этому организм в отличие от других физических объектов становится обучающейся системой, имеющей собственную историю.

Основа обучаемости -- память способна запечатлевать и воспроизводить следы прежних воздействий. Она для Гартли общее фундаментальное свойство нервной организации, а не один из психических познавательных процессов (каковой оказалась память в некоторых современных классификациях). «Гартлианская вибрационная неврология мнемических процессов,-- замечает американский историк науки Клейн,-- не так уж чужда воззрениям нейрофизиологов XX столетия». Равно ошибочными были бы два предположения: а) считать, что система Гартли -- это прямой перенос в психологию одной из естественнонаучных гипотез с целью выведения психологических закономерностей из физических; б) считать, что гипотеза вибраций заимствована из физики с целью проиллюстрировать закономерность, установленную помимо нее, придать этой закономерности видимость строгого естественнонаучного обоснования. Гартли решал задачи, выдвинутые логикой развития категориального строя психологии, а не оптики или механики. Важнейшей среди этих задач являлось преобразование взгляда на психическое как тождественное совокупности осознаваемых субъектом феноменов, т.е. декартово-локковской концепции сознания.

Врач Гартли отобрал в ньютоновской физике те представления, которые были восприняты им как наиболее подходящие для решения психологических задач. Если бы не было «вибраторной» гипотезы Ньютона, психологам ньютоновского направления пришлось бы ее выдумать. Либо душа, либо нервная система -- третьего не дано. Схема Гартли была не «настоящей», а воображаемой физиологией мозга. Но в условиях XVIII в. она давала единственную возможность представить объективную динамику психических процессов, не обращаясь вслед за Лейбницем к душе как объяснительному понятию.

Ни учение о происхождении идей из ощущений, ни представление о способности идей возбуждаться по ассоциации не являлись новым словом. Почему же в таком случае Гартли пишет о большой «сложности, широте и новизне предмета»? Почему он потратил 18 лет на обоснование своей гипотезы? Ее действительно новаторский характер выражало последовательно материалистическое объяснение бессознательных психических процессов и выведение из их закономерного хода всего, что считалось уникальной деятельностью сознания, -- интеллектуальных и волевых актов. Учение Гартли -- это первая материалистическая концепция бессознательного.

Детерминирующими факторами, по Гартли, являются смежность во времени и частота повторений.

Материальное воздействие на орган чувств не завершается колебаниями в веществе мозга, а передается по тем же самым законам ньютоновской механики органам движения, вызывая и в них вибрации. Гартли подробно описывает двигательные акты, соответствующие каждому виду ощущений -- зрительному, слуховому и пр. В тех случаях, когда при возбуждении процесс вибрация в мышцах незаметен, он все же происходит, хотя и в ослабленной форме. Это дает основание признать за Гартли приоритет в разработке двух важных идей, прочно вошедших в современную психофизиологию: а) идеи о том, что рецептор (орган чувств) должен рассматриваться не сам по себе, а как компонент системы, включающей наряду с воспринимающим (афферентным) устройством приданные ему мышечные «снаряды»; б) идеи о том, что следующие за раздражением рецептора движения мышц могут происходить в незаметной для внешнего восприятия форме («микродвижения»). Но что представляет собой закономерный переход чувственного возбуждения через нервные центры к мышцам, если не рефлекс?

Учение Гартли представляло вторую после Декарта выдающуюся попытку соединить рефлекс с ассоциацией. (Третьей попыткой стало учение Сеченова.)

По теории Гартли, волевое поведение возникает у человека благодаря соединению сенсомоторных реакций с речью. Слово (его физический базис -- вибрация) присоединяется (по ассоциации) к чувственным впечатлениям, а затем уже само по себе, без этих впечатлений начинает вызывать тот же мышечный акт, который некогда вызвали только они. У ребенка связь между словом и поступком сперва устанавливают взрослые, а затем он совершает этот поступок по собственной команде. Слово и воля неразрывны. Точно так же неразрывны, согласно Гартли, слово и абстрактное мышление. Общие понятия возникают путем постепенного отпадения от ассоциации, остающейся при переменчивых обстоятельствах неизменной, всего случайного и несущественного. Совокупность постоянных признаков удерживается как целое благодаря слову, выступавшему в данном случае как могучий фактор обобщения.

Гартли был пионером в исследовании роли речевых реакций в организации волевого контроля и развитии абстрактного мышления.

Вслед за Гоббсом, Спинозой и другими Гартли признавал только две мотивационные силы: удовольствие и страдание. Поскольку же объекты приложения этих сил не могут явиться ниоткуда, кроме окружающего мира, программа Гартли предусматривала отбор и подачу на «вход» нервной системы социально ценных объектов, с которыми и должны путем повторения на основе законов ассоциаций связаться соответствующие чувства. Свойственная всему домарксовому материализму идея формирования людей с учетом их природы, естественных чувств, прав и т. д. являлась «сверхзадачей» психологического учения Гартли.

Теория Гартли -- вершина материалистического ассоцианизма XVIII в. Ее влияние как на континенте, так и в самой Англии было исключительно велико, причем оно распространялось не только на психологию, но и на многие другие отрасли знания: этику, эстетику, биологию, логику, педагогику. Ассоцианизм становится во второй половине XVIII в. господствующим направлением.

Активными защитниками материалистического ассоцианизма выступили в конце XVIII в. немецкие просветители Ирвинг, Абель, Маас и др. Следуя за Гартли, они доказывали, что любая связь представлений выводима из ощущений и оставленных ими следов в мозгу. Для материалистов принципы ассоциации служили орудием борьбы с концепцией спонтанной активности души. Закономерные связи внутри сознания считались частным проявлением законов природы.

ассоцианизм эмпирический возрождение

2.Ассоциативные процессы Юма

Механицизм и сенсуализм своеобразно преломились в субъективно-идеалистических учениях Беркли и Юма. Если у Локка «идеи ощущения» служили посредниками между сознанием и физическим миром, то у Беркли и Юма из посредников они становятся объектами, за которыми никакой другой познаваемой реальности не существует.

Реально только то, что дано сознанию в виде непосредственно воспринимаемых феноменов. Из них Беркли и Юм рассчитывали вывести мир ньютоновской механики.

Этот мир движется в пространстве, существующем вне и независимо от сознания. Беркли (1685--1753) начинает с анализа представления о физическом пространстве с целью доказать его производность от сознания. Реальность, постигаемая посредством ощущений, отождествлялась с самими этими ощущениями. В труде «Новая теория зрения» (1709) Беркли противопоставил геометрическое пространство чувственному знанию о пространственных отношениях. Такое знание, по Беркли, складывается из различных ощущений -- чисто зрительных, мышечных, осязательных. Отношения между ними и создают протяженный мир, принимаемый за объективно данный.

Анализ чувственных признаков, необходимо участвующих в построении образа вещи, ее формы, движения и т. д., затрагивал мало изученные в прежних теориях особенности восприятия, но этот анализ служил у Беркли основанием его субъективно-идеалистической доктрины о том, что esse est percipi (быть -- значит быть в восприятии). Философская концепция Беркли, возродившись в форме махизма, оказала огромное влияние на западноевропейскую и американскую психологию периода империализма.

Давид Юм (1711--1776), заняв последовательно скептическую позицию, провозгласил единственным объектом познания опыт. Он отбросил рефлексию как источник познания. Когда мы непосредственно вглядываемся в себя, писал он в «Исследовании о человеческом познании», то никаких впечатлений ни о субстанции, ни о причинности, ни о других понятиях, будто бы выводимых, как учил Локк, из рефлексии, вовсе не получаем. Единственное, что замечаем,-- это комплексы перцепций, сменяющих друг друга. Опыт, по Юму, построен, во-первых, из впечатлений, к которым относятся (по современной терминологии) ощущения, эмоции (страсти), и, во-вторых, из «идей» -- копий впечатлений.

Локковская «идея ощущения» имела двойственную природу. Она означала как отнесенность к внешнему объекту, так и содержание сознания. Юм изменил это локковское понятие. Он выделил два класса феноменов внутри самого сознания, устранив вопрос о соответствии образа внешнему предмету. Впечатления и идеи разграничиваются по субъективным признакам: живости, силе и другим качествам, о которых сообщает одна только интроспекция. Идеи (факты сознания) зависят от впечатлений (других фактов сознания) и следуют друг за другом по определенным правилам. В этом течении «идей», согласно Юму, нет никакой необходимости. Вера же в необходимость -- результат привычки, которая учит нас, что за одним феноменом обычно появляется другой.

Ассоциация -- не продукт причинной связи вещей, как представлялось Гоббсу, Спинозе и др. Напротив, по Юму, мнение о существовании такого рода связи -- продукт ассоциации.

В изображенной Юмом картине течения ассоциативных процессов исчезали не только объекты реального мира, но и реальный субъект -- целостная и активная человеческая личность, действиями которой только и могут быть воссозданы связи вещей. Оставалась динамика психических «атомов».

В это же время возникает учение о способностях души, которое в определенном смысле противостоит ассоциационизму. Если ассоциационизм утверждает, что вся психика есть ассоциации, то новое учение проводит мысль, согласно которой душа располагает имманентно присущими ей свойствами -- способностями, которые не сводимы и не выводимы из ассоциаций.

С XVIII в. учение о психике связывается с мозгом (до этого психические явления «размещали» во многих частях тела, включая сердце и печень). Это случилось под непосредственным влиянием достижений в исследовании физиологии мозга, особенно центральной его части -- головного. Замечательными достижениями в физиологии центральной нервной системы ознаменовался конец XVIII-- начало XIX в. Англичанин Ч. Белл и француз Ф. Мажанди открывают два вида нервных волокон: чувствительные и двигательные. Получает физиологическое подтверждение идея рефлекса, возникает конкретно-научное представление о структуре рефлекторной дуги. Из философского понятия и гипотетического конструкта рефлекс превращается в материальный, биологический факт. Вместе с тем растет критическое отношение к возможности его использования для объяснения сложных психических явлений Выход из возникшей ситуации предлагает русский физиолог И. М. Сеченов в книге «Рефлексы головного мозга», где основные психологические процессы и явления впервые получают рефлекторную трактовку. Все акты сознательной и бессознательной жизни человека, пишет И. М. Сеченов, являются рефлексами по способу происхождения, истокам, структуре и функционированию. То, что представляется в виде образов, мыслей, ощущений и идей, есть не что иное, как отдельные моменты целостных рефлекторных актов. В них психические процессы и состояния играют высшую регулирующую и сигнальную роль.

3. Проблема творческого мышл ения в ассоциативной психологии

Ассоциативная психология была почти не в состоянии объяснить закономерности не только творческого мышления, но даже процесса сознательного мышления, так как она не учитывала того важного обстоятельства, что процесс этот на каждом шагу регулируется соответствующим образом отраженным содержанием той проблемы, для решения которой он протекает.

Процесс взаимодействия отраженного в сознании содержания проблемы и процесса мышления до момента наступления ее решения все более усложняется.

Обычно такие затруднения имеет место в тех случаях, когда решение сложной проблемы достигается внезапным, то есть интуитивным способом.

В более простых случаях к середине процесса решения проблемы это соотношение осложняется, но затем оно начинает упрощаться, когда субъект сознательно доверяет ее решение (или участие в решении) подсознательному и бессознательному уровням психики.

Интуиция (от лат. intueri - пристально, внимательно смотреть) - знание, возникающее без осознания путей и условий его приобретения, в силу чего субъект имеет его как результат "непосредственного усмотрения".

Интуиция трактуется и как специфическая способность "целостного схватывания" условий проблемной ситуации (чувственная и интеллектуальная интуиция), и как механизм творческой деятельности.

Представители ассоциативной психологии не могли воспринять диалектическую взаимосвязь отраженного содержания решаемой проблемы и процесса мышления, которая по существу является обратной связью. Однако необходимо отметить, что установленные ассоцианистами законы ассоциаций является крупнейшим достижением психологической науки Х! Х века. Проблема состоит лишь в том, как эти законы интерпретируются.

Остановимся коротко на основных положениях ассоциативной психологии. Определяющей причиной ее неспособности правильно решать проблемы мышления является абсолютизация рациональной стороны мышления, или интеллектуализм.

Основной закон ассоциации идей в его психологической формулировке говорит о том, что "всякое представление вызывает за собой или такое представление, которое сходно с ним по содержанию, или же такое, с которым оно часто возникало в одно и то же время, принцип внешней ассоциации есть одновременность. Принцип внутренней - сходство" (Т.Циген. Физиологическая психология. СПБ, 1909 г., сс. 247-248).

При объяснении сложных психических процессов этот представитель ассоциативной психологии отмечает четыре фактора, определяющих ход представлений у человека:

1) Ассоциативное сродство - все виды ассоциаций и законы их функционирования;

2) отчетливость различных вступающих в борьбу образов воспоминания (в ассоциациях по сходству);

3) чувственный тон представлений;

4) констелляция (сочетание) представлений, которая бывает чрезвычайно изменчивой.

Циген, ошибочно абсолютизируя ассоциативную функцию мозга, утверждает: "Наше мышление подчиняется закону строгой необходимости" (там же, с. 258), потому что предыдущее состояние мозговой коры детерминирует последующее ее состояние.

Ассоцианисты отрицают психофизическое единство, утверждая, что под порогом сознания могут происходить только физиологические процессы, никак не связанные с психическими. Существенными недостатками ассоцианистов следует также указать:

Отсутствие общей правильной установки:

Детерминации мыслительного процесса; то есть "Характерная для психологии мышления проблема детерминации подменяется другой проблемой: как связи между уже данными элементами детерминируют воспроизведение этих элементов" (Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования". М.,1958 г., с.16).

Роли в этом процессе проблемной ситуации;

Роли анализа и синтеза;

Ассоциативный принцип объяснения психических явлений (в том числе и мышления), если его не абсолютизировать, может играть большую роль для понимания закономерностей мышления, особенно "подсознательного", когда субъект уже не имеет непосредственного диалектического взаимодействия с содержанием проблемной ситуации.

Так, например, ассоцианист А. Бэн высказал ценные (для понимания творчества) мысли:

а) Для творческого мышления необходимо радикальное изменение точки зрения на изучаемый предмет (борьба против устоявшихся ассоциаций);

б) что общеизвестный факт успешной творческой работы молодых ученых, еще не обладающих энциклопедическими знаниями в данной области, может получить рациональное объяснение.

Однако исходные принципы традиционной эмпирической ассоциативной психологии не давали ей возможность изучать сложные психические явления, в частности интуицию. Она признавала только "сознательное мышление" (индукция, дедукция, способность сравнения, отношения), подчиняющееся ассоциативным законам. Итак, вклад ассоциативной психологии в изучение творческого мышления незначителен.

Заключение

Так развивалась психология на протяжении более чем двух веков, рука об руку с другими научными знаниями. И сейчас, нельзя сказать, что психология окончательно сформировалась: с течением времени психологические знания ревизуются и нельзя объективно сказать, что в этой науке есть константы.

Невозможно в ограниченном объеме реферата хоть сколько-нибудь подробно описать развитие психологии на протяжении почти трех веков, единственный вывод, который можно сделать выглядел бы как утверждение приблизительно такого вида: «В психологии все точки над i не расставлены и вряд ли когда- либо будут».

Список литературы

1. Сорокин Б. Ф. Философия и психология творчества. М.,1999

2. Спенсер Г., Циген Т. Ассоциативная психология. М., 1998

3. Вунд В. Введение в психологию.М.,2000

4. Большая советская энциклопедия.М.,1990

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Становление психологии как отдельной науки. Вундт: психология - наука о непосредственном опыте. Брентано: психология как изучение интенциональных актов. Сеченов: учение о рефлекторной природе психики. Классификация и характеристика методов психологии.

    реферат , добавлен 27.12.2010

    Характеристика и этапы развития ассоциативной психологии в 19 веке. Возникновение кризисной ситуации в психологии в начале 20 века. Объективный метод изучения психического состояния человека. Основоположники нового направления психологической науки.

    контрольная работа , добавлен 30.01.2011

    Становление психологии как науки от античности до наших дней: 1) психология как наука о душе; 2) как наука о сознании; 3) психология как наука о поведении; 4) психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

    реферат , добавлен 28.11.2010

    Естественнонаучные предпосылки становления психологии как науки и оформление внутри естествознания первых экспериментальных разделов психологии. Психометрия и психофизика – области науки, на базе которых выросла экспериментальная психология.

    реферат , добавлен 15.01.2008

    Методологические основы истории психологии. Принципы историко-психологического анализа. Представления о психике в первобытном сознании и античности. Направления развития античной психологии. Развитие психологии в эпоху возрождения. Категория образа.

    шпаргалка , добавлен 14.05.2007

    Объект современной психологии. Развитие и поддержка психологической науки. Интерес физиков к психологии. Отрасли современной психологии. Основы психологических знаний. Направления практической психологии. Общая психология и социальная психология.

    контрольная работа , добавлен 16.10.2011

    Изучение особенностей зарождения психологии как науки. Определение основных этапов и направлений ее развития. Проведение научных исследований психики, ее содержания и функций. Развитие отраслей психологии в современной России и особенности ее становления.

    реферат , добавлен 18.06.2014

    Основные направления психологии, структурализм. Психология как наука о непосредственном опыте. Функционализм. Бихевиоризм. Поведение как предмет психологии. Гештальтпсихология. Психоанализ: бессознательное. Гуманистическая психология.

    реферат , добавлен 20.01.2004

    Исторические этапы развития психологии как науки. Главные отрасли и процесс дифференциации современной психологии. Задачи и место психологии в системе наук. Основные направления психологии ХІХ в.: фрейдизм и бихевиоризм. Поведенческая концепция Скиннера.

    лекция , добавлен 12.02.2011

    Формирование психологического знания в рамках других дисциплин. Платон и Аристотель о душе. Теория познания, учение об опыте и сознании. Формирование первых парадигм. Метод аналитической интроспекции Титченера. Кризис и современное состояние психологии.

АССОЦИАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (ассоцианизм), совокупность психологии, концепций и школ 18-19 веков, в которых ассоциация считалась главным или даже единственным механизмом работы сознания. Представители ассоциативной психологии под влиянием естествознания стремились к строго детерминистскому познанию психических явлений: они видели в ассоциации всеобщий закон работы сознания, столь же строгий и проверяемый, как закон всемирного тяготения И. Ньютона.

Классическая ассоциативная психология возникла в середине 18 века после того, как Д. Юм распространил закон ассоциации на понимание всех познавательных процессов, приравняв его по значению (как принцип соединения идей в психическом мире) закону притяжения вещей в мире природы. В работах английских учёных Д. Гартли (1749 год), Т. Брауна (1820 год), Джеймса Милля (1829 год), создавших законченные системы ассоциативной психологии, ассоциация выступает объяснительным принципом для всех психических процессов - памяти, мышления, потребностей, воли. Назвав свою ассоциативную концепцию «ментальной механикой», Милль подчеркнул наиболее характерную черту ассоциативных теорий этого времени: стремление вывести все законы душевной жизни из механических по своей сути связей (ассоциаций) неделимых элементов (ощущений или представлений). Для классической ассоциативной психологии все сложные психические явления, включая деятельность сознания, вторичны и являются продуктом ассоциации этих элементов.

С середины 19 века начался кризис теорий классической ассоциативной психологии. Закрепляется положение о невозможности свести «законы духа» к механическим законам и выдвигается требование ввести в концепции ассоциативной психологии принцип активности субъекта, Я («ментальная химия» Джона С. Милля, «творческие ассоциации» А. Бэна и др.).

В. Вундт противопоставляет ассоциации апперцепцию как творческий процесс механическому. Г. Спенсер (1855 год) пытается рассмотреть ассоциации в биологическом (эволюционном) аспекте. Г. Эббингауз (1885 год), Г. Э. Мюллер (1911-17 годы) разрабатывают экспериментальные методы исследования процесса образования ассоциаций, а также их разрушения.

В первые десятилетия 20 века ассоциативная психология как особое направление исчезло под влиянием сокрушительной критики со стороны вюрцбургской школы, гештальтпсихологии и других новых направлений психологии. Ассоциация начала рассматриваться не как исходный основополагающий принцип, а как явление, которое само требует объяснения.

Лит.: Ассоциативная психология. М., 1998; Ждан А. Н. История психологии. От античности к современности. М., 2002.

План

2. Решить задачу: В начале ХХ в. Наступает кризис психологии. В чем суть и причины?

3. Собеседование по конспекту: Хомская Е.Д. «Методологические и теоретические проблемы психологии в трудах А.Р. Лурия» //Вопросы психологии-1983.-№1.-С.66-82

1. Дать характеристику развитию ассоциативной психологии в 19 веке. Этапы развития

В начале XIX в. ассоциативная психология оставалась единственной психологической школой, предмет которой сознание – был признан всеми без исключения учеными. В классических теориях ассоцианизма, появившихся в начале XIX в., содержание сознания рассматривалось как комплекс ощущений и представлений, соединенных со знаком ассоциаций.

Однако уже к 40-50 – м годам стали возникать теории, обусловившие существенные изменения в развитии науки. Прежде всего речь идет о позитивизме, появление которого в 30 –е годы привело к пересмотру критериев, которым должна отвечать дисциплина. Основатель этого направления О.Конт считал, что развитие миросозерцания и объяснительных принципов, лежащих в основе научного знания, проходит три стадии – теологическое, метафизическое и, наконец, научное, или позитивное, мышление. По его мнению, не только люди, но и отдельные звуки проходят эти стадии, а в некоторых из них они переплетаются, сочетая истинное исследование с метафизикой и догматической верой. Исходя из этого, Конт ввел свою классификацию наук, в которой особо выделил так называемые абстрактные науки, имеющие дело не с предметами, а с процессами, при изучении которых можно вывести всеобщие законы.

Психологии в этой классификации не нашлось места. Ни по предмету, ни, главное, по методу исследования она никак не могла претендовать на обладание позитивной парадигмой. Конт отнес ее к метафизическим и частично даже теологическим наукам и считал, что она должна отказаться от статуса самостоятельной дисциплины, соединившись с биологией и социологией (так лон называл все общественные науки).

Таким образом, для того чтобы остаться независимой и объективной (позитивной) наукой, психологии необходимо было пересмотреть свои основные методологические принципы и, прежде всего, найти объективный и точный метод исследования душевной жизни, который бы не уступал методам естественных наук. Ведущие психологи XIX в. – Д.С. Миль, Г. Спенсер, как и ученые других направлений, разделяли позитивистские воззрения и стремились трансформировать психологию в русле позитивизма. Эта задача решалась на протяжении почти ста лет. Еще в 10-х годах ХХ в. Известный отечественный психолог А.И. Введенский, говоря о необходимости переработки психологии, назвал свою книгу «Психология без метафизики». Сложность задачи модификации психологической науки, так же как проблемы, возникавшие при согласовании единого пути ее дальнейшего развития, во многом и привели к методологическому кризису в начале ХХ в., в результате которого психология разделилась на отдельные направления.

В течение второй половины ХIX в. Многие ученые (Д.С. Миль, Г. Спенсер, А. Бэн, И.Ф. Гербарт, В. Вунд) предлагали свои варианты построения психологии. Общей была идея о важности пересмотра предмета психологии и введения нового метода. Общей же оставалась мысль о том, что самонаблюдение не может оставаться основным методом, так как он должен быть индивидуальным и достоверным. Критикуя интроспекцию, еще И. Кант писал о невозможности проверить ее данные математикой. О. Конт же подчеркивал, что абсурдно думать, будто дух может быть разделен на две половины, из которых одна наблюдает за другой. Не менее важным был и тот факт, что самонаблюдение могло считаться достоверным только в том случае, если психика ограничивается областью сознания, то в том случае, если психика ограничивается областью сознания. Но уже к середине XIX века все больше ученых, особенно в Германии, вслед за Лейбницем приходили к выводу о существовании не только сознательных, но и бессознательных явлений. Исследование психики маленьких детей и животных, у которых самонаблюдение невозможно, также доказывало, что этот метод не может оставаться ведущим и единственным в психологии.

Поэтому психология должна была, во – первых, научиться использовать наблюдение за другими, во – вторых, разработать новый, объективный метод изучения душевной жизни. С середины XIX в. Появляется все больше работ, предполагающих разнообразные варианты. Это и метод логики, предложенный Миллем, и метод проб и ошибок Бэна, и метод генетического наблюдения Сеченова, и, наконец, экспериментальный метод, разработанный Вундтом.

Еще одним важным фактором, оказавшим влияние на развитие психологии в этот период, было появление эволюционной теории Дарвина, которая имела решающее значение в повороте психологии к естествознанию. Философия, которая сама в то время переживала методологический кризис и подвергалась критике со стороны позитивизма, не могла помочь психологии в решении ее проблем. В то же время, активно развивающееся естествознание, прежде всего биология и физиология, давало психологии оружие в борьбе за объективность, помогало сформировать экспериментальный подход к психическому.

Теория эволюция также позволила пересмотреть постулаты безнадежно устаревшего механистического детерминизма. Идея о том, что целью психического развития является адаптация к среде, структурировала многие открытые к тому времени факты. Новая биологическая детерминанта давала возможность соотнести уровни развития сознания и поведения, пересмотрев предмет психологии.

Говоря о том, что психология изучает ассоциации между внешним и внутренним, Спенсер, как справедливо отметил И.М. Сеченов, вывел психологию из поля сознания в поле поведения. Это не только расширяло область исследований, но и позволяло использовать эксперимент, объективную оценку полученных фактов. Такое понимание предмета давало основания сказать, что психология из науки о сознании трансформируется в науку о познавательных процессах. Это отвечало не только логики развития, но и требованиям позитивизма, так как в центре исследования стоял уже не предмет (сознание), но процесс. Эволюционный подход давал также возможность изучить не сформированную, а только формирующуюся психику, проследить этапы ее становления, открыть новые психические закономерности. Поэтому генетический метод получал все большее распространение и привел к появлению генетической (возрастной) психологии.

2. Решить задачу: В начале ХХ в. наступает кризис психологии, в чем суть и причины?

В начале ХХ в. в психологии возникает кризисная ситуация: не дал заметных результатов метод интроспекции, не удалось уточнить специфику психической реальности, решить проблему связи психических явлений и физиологическими, обнаружился значительный разрыв между психологической теорией и данными экспериментальной работы. Попытки преодоления этого кризиса привели к формированию нескольких влиятельных школ (направлений) в психологической науке: бихевиоризма, гештальтпсихологии, психоанализа.

Причин возникновения кризисной ситуации было несколько: почти тупиковая ситуация, связанная с многолетним использованием интроспекции в качестве основного метода научного использования, невозможность объяснить основополагающую проблему психологии – связь психических явлений и поведением человека, значительный разрыв между теорией и практикой (множество теоретических конструкций, которыми располагала психология к тому времени, не были достаточно хорошо обоснованы и подтверждены экспериментальными данными). Гештальтпсихология выступила против ассоциативной психологии В. Вундта и Э. Титченера, трактовавшей сложные физические феномены в качестве выстроенных из простых по законам ассоциации. Кризис привел к краху сложившихся основных направлений в психологии.

Также психология переживала серьезный методологический кризис, связанный прежде всего, с трудностями, возникшими при поиске объективных методов исследования психики. Предложенные функциональной психологией, структурализмом или Вюрцбургской школой методы при более пристальном рассмотрении оказывались далекими от объективности, что доказывалось и теми разногласиями, которые возникали при обсуждении полученных результатов. Оказалось, что найти прямой и объективный метод изучения психического состояния человека, содержание его сознания, а, тем более, бессознательного, практически невозможно. Выход был либо в трансформации метода, который превращался в опосредованный, либо в таком изменении предмета, которое сделало бы реальным его непосредственное экспериментальное изучение, либо в отказе от попыток объяснить законы психики, заменив их описанием явлений, как предлагал Дильтей. Первая мировая война вскрыла такие негативные, асоциальные пласты человеческой психики (агрессия, жестокость, иррационализм), которые нуждались в каком то научном объяснении.

3. Собеседование по конспекту: Хомская Е.Д. «Методологические и теоретические проблемы психологии в трудах А. Р. Лурия»

Лурия Александр Романович - известный советский психолог, доктор педагогических наук (1937), доктор медицинских наук (1943), профессор (1944), действительный член Академии педагогических наук РСФСР (1947), действительный член АПН СССР (1967), принадлежит к числу выдающихся отечественных психологов, получивших мировую известность.

А.Р. Лурия - основоположник нового направления психологической науки - нейропсихологии. Он внес существенный вклад в развитие и других прикладных отраслей психологи

Е.Д. ХОМСКАЯ

Вот уже 20 лет как ушел из жизни А.Р.Лурия (1902 - 1977). Время все расставило по своим местам. Оно, как известно, отсеивает истинные ценности от мнимых. Созданное А.Р.Лурия направление психологической науки - нейропсихология - выдержало испытание временем и сейчас, через 20 лет, по-прежнему принадлежит к одной из наиболее эвристичных, продуктивных наук о мозге. Эту высшую оценку нейропсихологической школы А.Р.Лурия дала и наша, и международная научная общественность, свидетельством чего являются переиздание трудов ученого на разных языках, публикация работ о нем как ученом и человеке, многочисленные конференции в разных странах, посвященные различным разделам луриевской нейропсихологии. Одна из них - Международная конференция памяти А.Р.Лурия - недавно прошедшая в стенах Московского университета.

А.Р.Лурия - основоположник отечественной нейропсихологии нового типа, не имеющей аналогов за рубежом. В отличие от западной нейропсихологии, которая в значительной степени "выросла" из медицины и до сих пор является своеобразной частью медицины - "высшей неврологией", изучающей психологические симптомы поражения мозга аналогично неврологическим симптомам и непосредственно сопоставляющей их с очагами поражения мозга, луриевская нейропсихология берет свое начало в психологии, ее источником являются общепсихологические представления о структуре и строении психических функций. Клиническая, медицинская "парадигма" западных нейропсихологических работ удерживает их в собственном русле, независимом от общепсихологических идей. В них отсутствует внутренняя теоретическая связь с психологическими концепциями, и это давняя традиция западной нейропсихологии. Другая традиция - непосредственное перенесение в клинику методов экспериментального исследования, разработанных для изучения здорового человека (в основном психометрических), и увлечение количественными, а не качественными аспектами изучаемых дефектов (т.е. примат математических, статистических методов над качественным анализом, на котором настаивал А.Р.Лурия).

Новизна и оригинальность луриевской нейропсихологии в том, что она, будучи синтезом трех наук (психологии, медицины, физиологии), является прежде всего отраслью психологической науки, непосредственно связанной с общепсихологическими идеями А.Р.Лурия (как представителя школы Выготского - Леонтьева). Поэтому успехи луриевской нейропсихологии в значительной степени связаны с адекватностью психологических идей, использованных А.Р.Лурия для изучения проблемы "мозг и психика".

А.Р.Лурия по-новому подошел к решению этих вопросов. Высшая (т.е. прижизненно возникающая, опосредствованная, произвольно регулируемая) психическая функция представляет собой не "психическую способность" - целостное и неразложимое на составные части психологическое явление, а сложную форму психической деятельности, включающую в свой состав движущие мотивы, цели (программу), исполнительные звенья (действия и осуществляемые ими операции) и контролирующие механизмы. Это сложная психологическая система, состоящая из многих звеньев и характеризующаяся определенными параметрами (аспектами). Психическая функция не может сопоставляться с мозгом как единым целым. Мозговые структуры, ответственные за реализацию психических функций, - высоко дифференцированные образования, объединенные в различные взаимодействующие между собой системы, которые объединяют и корковые, и подкорковые уровни мозга. Мозг как субстрат психических процессов организован по системному принципу, вернее, по многим системным принципам: проекционным, ассоциативным, регуляторным и др. С определенными мозговыми структурами следует соотносить не психическую функцию как единое целое, а ее отдельные звенья, параметры (аспекты), реализация которых осуществляется с помощью соответствующих физиологических процессов. Общие и локальные физиологические процессы (закономерности работы соответствующих нейронов) "ответственны" за различные аспекты психических функций и различные формы их нарушений при локальных поражениях мозга. Именно они и являются конкретными мозговыми механизмами высших психических функций. Мозг как субстрат психических процессов участвует в реализации психических функций как сложное единое целое, состоящее из высокодифференцированных компонентов, организованных по системному принципу, где различные мозговые структуры и специфичные для них физиологические процессы "отвечают" за различные звенья (аспекты) функции.

Английская ассоциативная психология 19 века

Томас Браун (1778-1820)

Поскольку уже сам термин «ассоциация» тесно сопрягался с представлениями о том, что связь идей обусловлена связью нервных элементов в организме, шотландский философ Томас Браун предложил взамен термина «ассоциация» термин «суггестия» (внушение).

Ассоциация – простейшие связи между наличным ощущением и предшествующими обстоятельствами (например, вид человека вызывает в памяти его имя и т.п.).

Суггестия – это ситуация когда одна идея внушает другую, но не произвольно, а по определеннымзаконам.

Разделил эти законы на:

первичные:

– по смежности;

– сходству;

– контрасту.

вторичные (их девять):

– законы частоты;

– новизны;

– силы первичного ощущения;

– длительности;

– природные способности индивида,

– состояния его здоровья.

То есть, ввел вторичные законы ассоциаций , т.е. учение о дополнительных факторах, объясняющих возникновение в данный момент той или иной ассоциации из многих других.

Чем чаще осознаются психические образы, чем они необычнее, чем более сильные эмоции они вызывают и т.д., тем больше шансов на то, что появление одного из них приведет за собой другие.

В условиях, когда усилились нападки на материализм, Браун отрывает душевные явления от их материальной основы, от мозга. Только ощущения рассматриваются им в их отношении к мозгу и к окружающему миру, это составляет предметфизиологического учения о духе. И ставит своей задачей исследование их как подчиненных собственным, чисто внутренним законам, которые открываются только в самонаблюдении, составляют предмет исследованияфилософии духа.

Единственным методом исследования духа, по Брауну, является самонаблюдение . В отличие от анализа в других науках, которые имеют дело с веществом, анализ в отношении духа не может дать реального расчленения психических явлений.

Идеализм сочетается у Брауна с механицизмом в объяснении душевных явлений и проявляется в том, что всякое сложное психическое явление он сводит к сумме составляющих его более простых.

Идеи ассоцианизма получили наивысшую популярность в Англии, где лидерами этого направления выступили отец и сын Милли.

Джеймс Милль (1773-1836)

Английский историк и экономист.

Вернулся к представлению о том, что сознание – это своего рода психическая машина, работа которой совершается строго закономерно по законам ассоциации, не имеющего никакого отношения к устройству организма.

Всякий опыт состоит, в конечном счете, из простейших элементов (ощущений), образующих идеи (сперва простые, затем все более сложные). Никаких врожденных идей или суггестий не существует.

Джон Стюарт Милль : ментальная химия .

Сын Джеймса – Джон Стюарт Милль (1806-1873) являлся в ту эпоху властителем дум не только в Англии, но и в континентальной Европе, а также в России.

Его труды по логике, этике и другим наукам пользовались большой популярностью. Если для его отца образцом точного знания являлась механика, то сын находился под влиянием успешно развивавшейся в тот период химии.

Он стал говорить о «ментальной (психической) химии» , т.е. в человеческом сознании происходит нечто подобное тому, что химик наблюдает в своей колбе при смешении различных элементов, а именно – появляется новый продукт.

«Психическая химия» объясняла, почему многие ощущения, например звук скрипки или вкус апельсина (который является в действительности в значительной мере запахом), воспринимаются в виде простых и единых, хотя они обусловлены сложными стимулами, подобно тому, как вода представляется простой и единой, хотя она состоит из кислорода и водорода. Это воззрение существенно повлияло на программу работы первых психологических лабораторий. Предполагалось, что путем экспериментального анализа удастся вычленить «атомы» сознания и получить в психологии нечто подобное Менделеевской таблице.

Постулат, согласно которому главная задача психологии – изучать законы возникновения и ассоциации идей как элементов сознания, на несколько десятилетий стал ее основой как самостоятельной науки.

Принимая за исходное начало всех порождений человеческой культуры работу индивидуального сознания, Д. С. Милль основал направление, которое получило имя психологизма. Экономика, политика, мораль, право, воспитание рассматривались в качестве эффектов действия психологических законов. Ассоциация трактовалась как ключ ко всем человеческим феноменам и проблемам.

Однако наибольшее влияние на психологию оказала не идея Милля о «ментальной химии», а его «Логика», первое же издание которой (1843) принесло автору всеевропейскую славу. Это произведение расценивается как одно из наиболее значительных явлений философской мысли XIX века в силу того, что выдвинуло на первый план проблемы методологии научного исследования.

«Если историк науки в девятнадцатом столетии должен был бы назвать философский труд, который в середине этого столетия и вскоре после этого имел влияние, он несомненно отдал бы пальму первенства «Логике» Милля. Этот труд... был впервые рекомендован Либихом немецкому ученому миру, в то время мало интересовавшемуся философией, и к нему часто обращались, когда приходилось обсуждать философские вопросы. Так, работы Гельмгольца решающим образом развивались под знаком миллевской логики».

Аргументация Милля сводилась к двум тезисам :

а) имеются законы ума, отличающиеся от законов материи, но сходные с ними в отношении однообразия, повторяемости, необходимости следования одного явления за другим;

б) эти законы могут быть открыты с помощью опытных методов – наблюдения и эксперимента. Ставя вопрос о создании особой эмпирической «науки об уме», Д.С.Милль отражал назревшую историческую потребность.

Немецкая эмпирическая психология 19 века

Иоганн-Фридрих Гербарт (1776-1841)

В теории немецкого психолога и педагога И. Ф. Гербарта соединились основные принципы ассоцианизма с традиционными подходами немецкой психологии – идеей апперцепции, активности души, роли бессознательного.

Гербарт исходил из того, что:

– наш внутренний мир весьма относительно связан с миром внешним, поэтому говорить об отражении, особенно отражении адекватном, передающем основные свойства окружающих вещей, невозможно.

– для того чтобы уйти от обсуждения вопроса о степени адекватности и точности отражения, вопроса, который служил своего рода водоразделом между разными направлениями в теории познания, Гербарт заменяет термин «ощущение» на термин «представление» , подчеркивая тем самым отгороженность внутреннего мира от внешнего.

Говоря об ассоциации представлений, Гербарт приходил к выводу, что представления не являются пассивными элементами в душе человека, но обладают собственным зарядом, активностью, которая определяет их положение в сфере психического.

Для Гербарта сохранение психологии как науки о душе было важным постулатом его концепции психического, так как душа в его понимании является центром, в котором хранятся и перерабатываются знания и который является источником человеческой личности.

Развивая теорию Лейбница о структуре души, Гербарт писал, что в ней можно выделить три слоя:

– апперцепцию – область ясного и отчетливого сознания;

– перцепцию – область смутного сознания;

– бессознательное.

Таким образом, и для Гербарта область души была шире, чем область сознания, и большое значение для него, как и для Лейбница, имело бессознательное.

Гербарт также вводит понятие «апперцептивной массы» , содержанием которой является индивидуальный опыт человека. Апперцептивная масса формируется в процессе жизни, а потому зависит от способов воспитания и обучения, выбранных взрослым. Однако если в начале жизни содержание апперцептивной массы определяется внешними воздействиями, то впоследствии она сама уже определяет особенности восприятия окружающего мира, свойственные данному человеку. Поэтому разные люди по-разному воспринимают одни и те же ситуации.

Огромное значение для развития объективной психологии и для проникновения в нее математических способов обработки полученных данных имела идея Гербарта о динамике представлений .

Каждое представление обладает определенной силой, зарядом, и таким образом ввел в психологию еще один параметр – силу, добавив его к уже существовавшему параметру – времени. Наличие двух параметров силы и времени – давало возможность применить к исследованию психических процессов математический аппарат, который придавал объективность получаемым при исследовании данным. Не меньшее значение введение этого параметра имело и для исследования порогов ощущений, которое впоследствии было предпринято Фехнером.

С точки зрения Гербарта, каждое представление стремится попасть в центральную область души – область сознания. Однако объем этой области, как и области апперцепции, небезграничен, и поэтому попасть туда может только представление, обладающее достаточной интенсивностью, т. е. такой силой, которая может преодолеть порог, отделяющий сознание от бессознательного. Еще большей интенсивностью должно обладать представление для того, чтобы преодолеть порог апперцепции и попасть в центр внимания человека, в область отчетливого сознания.

Естественно, что каждое сильное представление, попадая в сознание, вытесняет оттуда уже имеющееся там, но более слабое представление. Отсюда Гербарт делает вывод, что между противоположными представлениями существуют отношения конфликта, вытеснения.

Однако, есть и сходные представления , которые могут соединяться или даже сливаться в одно. В том случае, если в области сознания человека уже находится сходное представление, новому знанию не надо обладать очень высокой интенсивностью, так как оно сливается со старым и таким образом попадает в сознание. Более того, если в области смутного сознания или бессознательного расположены некоторые представления, к которым добавляются даже и не очень сильные, но сходные новые представления, сливаясь, они могут получить достаточную интенсивность для перехода из бессознательной части души в сознание.

Эта концепция Гербарта, которую он назвал «теорией статики и динамики представлений», сыграла большую роль и в теории обучения. Гербарт выдвинул идею о четырех принципах обучения , которые должны учитываться при разработке новых методов и обучающих программ.

Он говорил о необходимости ясности, ассоциаций, системы и метода. С его точки зрения, методика обучения должна строиться так, чтобы новое знание сразу же попадало в центр внимания человека, для чего оно должно или быть достаточно привлекательным, или соединяться с другими, имеющимися уже у субъекта знаниями. В любом случае новое знание сохранится только в том случае, если оно входит в систему с другими, уже имеющимися знаниями. Механизмом такого соединения понятий являются классические законы ассоциаций.

Теория Гербарта, в которой появились новые и актуальные для психологии идеи о динамике представлений, их связях и конфликтах, их расположении в душе человека, была одной из самых распространенных и значимых психологических теорий в XIX веке. Она сыграла большую роль и в дальнейшем развитии психологии.

Исторически оценивая итоги развития ассоцианистической психологии в целом, необходимо иметь в виду следующее.

1. Отстаивая эмпирический подход к пониманию психики, ассоцианизм защищает идею опытного происхождения индивидуального сознания и безграничной воспитуемости человека. Такая позиция прогрессивна, она создает научную базу для педагогики, открывая широкие перспективы для разработки путей обучения и воспитания.

2. В рамках материалистического направления ассоцианизма, начиная с Гартли, возникла задача изучения материальных основ психики, решение которой стало одним из магистральных путей в психологии. В ассоцианизме дано детальное описание как самого факта ассоциации, так и принципов (законов) образования ассоциаций, выявлены условия образования и сохранения ассоциаций. Эти данные повлияли на понимание научения, процесса приобретения знаний, особенно в период экспериментального развития ассоцианизма. Ассоциативная психология имеет и прикладное значение. Ассоциативный эксперимент в различных вариантах нашел широкое применение в клинике (Р. Зоммер, Э. Крепелин, З. Фрейд, К. Юнг и др.). В педагогике используются данные о роли повторения, о способах заучивания и др.

3. Вместе с тем, несмотря на серьезные и неоспоримые достижения, ассоцианизм, развиваясь, все более обнаруживал свою теоретическую несостоятельность. Это направление было замкнуто в сознании и не открывало путей для его объективного исследования. «Чистая психология сознания» – так называл английскую психологию Эд. Гартман в своей книге «Современная психология». С.Л. Рубинштейн проницательно замечал, что ассоциация – это вообще не механизм, а явление, конечно, фундаментальное. Но как явление оно само требует объяснения.

Ассоциативную психологию отличает описательность, она не имеет средств для объяснения душевной жизни.

В ассоцианизме оказались неразрешимыми такие центральные проблемы психологии, как духовное развитие человека, источники психической активности и поведения, личность, осмысленные продуктивные процессы мышления.

В процессе работы по преодолению трудностей ассоцианистической теорий возникли новые направления. При этом само явление ассоциации и понятие о нем входит и в современную психологию.